Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 1 м арта 13 68 г., М 67 ( 1 2 0 19) НАГЛЯДНО, УБЕДИТЕЛЬНО, ДЕЙСТВЕННО! ,Искусст во в сякого п ропаганд ист а и в сякого аг ит атора в . том и состоит, чтобы н а илучшим об ра зом по вл иять н а данную ауд ито р и ю, делая для нее из ве стну ю истину во змо жно более убед ительной, во змо жно легче у с вояемой, во змо жно нагляднее и т верже з апечатлеваем ой /4 В, И. ЛЕНИН НА ОБ ЛАСТНОЙ МЕТОДИ ЧЕС КОЙ КОН ФЕРЕНЦИИ , ПОСВЯЩЕННОЙ И С П О Л Ь ЗО ВАНИЮ ТЕХНИ ЧЕС КИХ СРЕДСТВ И НА ГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ИДЕОЛОГИ ЧЕС КОЙ РАБОТЕ, ВЫСКАЗЫВАЛОСЬ ПОЖЕЛАНИЕ ШИРЕ ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ НАКОПЛЕН НЫЙ ОПЫТ. СЕГОДНЯ МЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ СЛОВО У ЧАСТНИ КАМ МЕТОДИ ЧЕС КОЙ КОНФЕ РЕНЦИИ— РАБОТНИКАМ РАЗЛИ ЧНЫХ У ЧА СТ КОВ ИДЕОЛОГИ ЧЕС КОГО ФРОНТА И СЛУЖБЫ НАУ ЧНО -ТЕХНИ ЧЕС КОЙ И НФ О Р МАЦИИ ОБЛАСТИ . * Жи вое, з аду ше вное сло во пропа ганд ист а и лекто ра, пол итинфо рма тора и аг ит атора —больш ая сил а. Эта сил а во з ра ст ает, е сли дополня ется н аглядно сть ю. Современная ф изиология док а з ала, что чем бол ь ше о рганов чув ст в уча ст вует в о с во ен ии зн ан ий, тем плодот ворнее это о с воен ие. В с амом деле, даже подробный и к ра сочный ра сск а з о к аком -нибудь событии не мо жет дат ь того впечат лен ия, кото рое получает человек, будуч и его оче в идцем. Не т ак давно на вооружен ии п ро паганд ист а был и в дополнен ии к сло ву л ишь политическ ая карта м и ра, да ал ьбомы н аглядных по собий по исто р ии КПСС и политэкономии. Иное дело сейч а с. А р сен ал с ред ст в эмоц ион ал ьного во здейст в ия н а слу ш ателей зн ач ительно ра сши р ился. Поя в ил а сь аппаратура от ф ильмо скоп а школьного тип а до телев изо ра. С ее помощ ь ю пропаганд ист, к ак добрый вол шебник, пе рено сит с во их слуш ателей то в Централ ьный музей В. И. Ленин а, то на з а сед ан ие съезд а парт ии в К ремле, то на сце ну те атра, то на поле боя, то на колхо зну ю н и ву, то в ко смос! Тех нические с ред ст ва по з воляют нам путе шест воват ь в м и ре событий. В последние годы в на шей обл а сти созд ана солидн ая матер и ал ьн ая ба з а техн ических с ред ст в пропаган ды. Реч ь идет о киноуст ановках и эпиди а скоп ах, д и апроекторах и (фильмоскоп ах, магн итофон ах и ра д иог раммофонах, телев изо рах и т ран зисто рах. О сно вная ма сс а их сос редоточена в школ ах и уч режде н иях культу ры. В то же время такой техн ики в се больше ст анов ится в парт ийных о рган из ац иях п редпр ия тий, колхозо в и со вхо зо в. Хоро шим н абором техн ических с ред ст в ра с пол агает Дом пол итического п ро с вещен ия обком а КПСС. Пункты ис пользо ван ия их име ют ся почти во в сех к аб инет ах пол итического п ро с вещен ия го ркомов и райкомов парт ии. По п р име ру долгоруковцев Д. ОНИЩЕН КО, з аведующ ий Домом политического п ро с вещен ия обком а КПСС. п рокатные пункты созд ают ся т акже в перв ичных п арт ийных о рган из ац и ях н а б азе школ. Инте ре сен опыт п рокатного пунк та каб инет а пол итического п ро с ве щен ия н а обще ст венных началах в колхо зе «З аря коммун изм а » Долго руков ского района. Пункт имеет д ва к ино аппарата, два д и апроектора, че тыре ф ильмоскоп а, электромнкро - фон, эпиди а скоп, м агн итофон. Ими с успехом пользу ют ся и п ропаган д исты, и лекто ры, и учителя Стег а - ло в ской с редней школы. В этом большу ю помощ ь им ок а зы вает ме тод ический со вет каб инет а, который во згл авляет опытный пропаганд ист А. М. Полосин. Обычно пе ред з аня т иями в пол итшкол ах и семин арах метод ический со вет провод ит кон сульт ац и ю или инст руктаж, как ие н аглядные по собия и технические с ред ст ва име ют ся к теме, к ак их н а илучшим об ра зом потом п р име нить. Н а иболее «ходо вые » — филь москопы и ди апроектор «Свет », а также магн итофон и элект ром ик ро фон. Пр именение их и н аглядных по собий поз воляет провод ить з аня т ия ж и во, инте ре сно и соде ржа тел ьно. День ото дн^ у н а с в се больше и больше п ропаганд исто в пол ьзу ют ся у же не одн им к ак им-либо ап паратом, а не сколькими, п р ичем в определенной системе. Необходимо, чтобы методикой п р име н е н иг я с ред ст в наглядно сти, кото рая раз рабатывается в повседневной прак тике , овладел и бы в се н а ши п ропаганд исты, лекто ры, аг ит аторы. Ра зумеется, ник ак их единых « ре цептов » п р именения технических с ред ст в в у стной п ропаганде нет и быть не мо жет. В се з ав исит от темы з анят ия, сост ава слуш ателей, от того, чем конкретно ра спол агает пропаганд ист для илл ю ст рац ии ж и вой реч и и, н аконец, от того, в ка кой мере он подготовлен «ра спо ря жат ься» н аглядным и с ред ст вам и. Но из п ропаганд истского опыт а вытека ют некоторые общ ие со веты, о ко торых должен зн ат ь к аждый руко вод итель школы, семин ара, ком со мольского политк ружка. Помоч ь п ропаганд исту их ус во ить, а з атем творче ски п р именять и ра з в и ват ь п р из ваны метод ические конфе рен ц ии и семин ары, которые проводят парт ийные комитеты, консульт ац ии в каб инет ах . пол итического п ро с веще н ия и т. п. Речь идет о рекомендател ьных списк ах и аннот и рованных каталогах д и аф ильмо в, к инок арт ин ах и г рам мофонных пла стинк ах, об умен ии п ропаганд ист а отобрат ь гл авное и н а иболее инте ре сное из обилия ил л ю ст р и рованных матер и алов о том, когда и к ак выве сить пособие, к ак следует че редоват ь с ред ст ва на глядно сти. С цель ю изучения уст рой ст ва и эксплу атац ии аппаратуры, пр и Доме политического п ро с вещен ия созд ан каб инет ее п р именения. В нем мы п ровод им специ ал ьные семин ары, со вещан ия, н а которых руковод и тели школ, тео рет ических семин а ров, лекторы, кул ьтп ро с ветработн и ки о владевают з вуковой и п роекц и онной аппаратурой. % Отрадно, что в се ч аще и ч аще на пропаганд истских семин арах мето д ические со веты по очередным те мам ст ал и соп ровождат ься п ракт и ческими з анят иями по п р именени ю наглядно сти. В инте ре с ах дела надо пов семестно ра сп ро ст ран ить этот ценный опыт. П арт ийные о рган из а ц ии дол жны по з абот иться и о том, чтобы были созд аны необход имые усло в ия для н а иболее эффекти вно го использо ван ия н аглядных с ред ст в. Понятно, пр именение с амых р аз ноо бра зных фо рм —не с амоцел ь, а с ред ст во для со вер шенст вован ия фо рм и методо в марк систско-ле нинского об ра зо ван ия коммунисто в и бесп арт ийных. Пусть же ж и вое сло во и изоб ра жен ие в сегд а идут рядом, подкреп ляя и обог ащая друг друга. На областной методической конференции по использованию технических средств и наглядных пособи^ в Г идеологической работе проходили оживленные дискуссии пропагандистов, лекторов, культпросветработни ков. Участники их делились накопленным опытом, высказывали свои соображения о диафильмах и кинопро екторах, фильмоскопах и электрофицированных наглядных пособиях — картах, стендах, плакатах. Итоги творческого обсуждения нашли свое концентрированное выражение в рекомендациях методической конферен ции. Наш фотокорреспондент Ю. Ардашев запечатлел на снимке рабочий момент в одной из секций конфе ренции. ■ / В КЛЮЧИТ Е ЭПИДИАСКОП! Б. РАБИНОВИЧ, д и ректор Дворца кул ьту ры ЛТЗ Д ворец кул ьту рм Липецкого т рак торного. В з але га снет с вет и уч а ст ники вечера вс тре чи с бы валым и л юд ьми об ращают ся к эк рану, в идят на нем фото... из семейного ал ьбом а. Оно напом ин ает о давно м ин увших, но очень па мятных днях. Со зд ает ся ну жная атмо сфе ра — снимок, спро ецированный через эпидиаскоп , пр и влекает вн им ан ие к тому чел овеку, о котором сей ча с ре чь. Ведущий объя вляет: — Сло во предо ст авляет ся... И «бы валый » ок а зы вает ся в цент ре вн им ан ия. Эпиди а скоп мы ши роко использу ем и в друг их м а ссо вых меропр ия тиях. Но, ра зумеется, не только его. П ро иг рывател ь и м агн итофон, д ру гие технические с ред ст ва обогащают беседы, п ровод имые во Дворце кул ь ту ры перед к иносе ан с ам и. По- ра зному мо жно использо ват ь кинофильм. Он у н а с — осно ва на родного к иноуни вер ситет а «Знан ие». Н а ш а з авод ск ая люб ительск ая к и ностудия сним ает короткометражные ф ильмы о п амятных событиях, о со ревнован ии з а коммун истический т руд, о том, как учат ся и отдых ают тракторо ст ро ители. КОМСОМОЛЬСКИЙ « К Р У Г О З О Р » А. ст яго в , руковод итель к ружка « К руго зо р » в со вхо зе «Елецкий» Я веду кру жок « К руго зо р ». В нем з а н им аю тся, к ак прав ило, юноши и девушки с незаконченн ы м средним обра зованием. Цель кружка — дать им основы политиче ских знаний , пом очь с амо стоятельно ра зоб рат ься в важней ших событиях на шего времен и. К ак пом очь слуш ателям лу чше ус во ить, учебный м атер и ал? Этот вопро с в ст ал передо мной, когда поруч или вести к ружок. Занят ия в нем проходят п осле работы. Л юд и, естест венно, утомлены. Стало быть, н адо сдел ат ь з анят ие не только п редел ьно понятным для слуш ате лей, но и инте ресным. И тут я по^ дружился е диафильмом. Обычно , по зн аком и в шись с лите ратурой по изуч аемой теме, подб и раю соот вет ст вующ ий ди аф ильм, п ро см атр и ваю его, отб и раю кадры, которые могут пом очь лучше ра с к рыт ь тему. После этого у себя в кон спекте ж и рным и циф рам и отме чаю номера кадров, которые име ю з в иду пок а з ат ь и п рокоммент и ро ват ь. Свой ра с ск а з по теме ил л ю ст р и рую кад рам и ди аф иль м а. На собст вен ном опыте убе д ился, к ак важ но прав ильно выбрат ь моменты для демонст рац ии того или иного к адра. Наглядное изоб ражен ие тогд а помогает слуш а телям луч ше у своить матер и ал, ког да оно прямо с вя з ано с изуч аемой темой. Также пол ьз ую сь уни вер сальны м проектором. Он оче нь удобен для п ропаганд ист а. Проектор п рименяю при изучении темы «Великий Ок тябрь — начало новой эпохи в ис тории человечества» , биог раф ии В. И. Ленин а. Ра сск а зы вая о бор ьбе п арт ии в дореволюц ионный п ер иод я об ра щаю вн им ан ие слуш ателей к табл и це, х арактер изу ющей р ост рядов пар тии. Н аглядно сть о ж и вляет з анят ия, помог ает слуш ателям глубже у с во ить политические зн ан ия. ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ С Т У Д И Я А. ПРОТОПОПОВ, ди ректор Добров ского районного Дома кул ьту ры Я счит аю, что в на стоящее время кул ьту рно -п ро с вет ительному уч реж ден ию без технических средств про сто невозможно провести интересно и доходчиво тематический вече р, устный журнал, выступление агит бр иг ады. Вечера на темы: «Нам по плечу вел икие свершения », «Годы нем еркнущей сл авы » с помо щью эпидиаскопа, магн итофон а, кино п роектора, ф ильмоскоп а, рад иоузл а « К а з ах ст ан » и светово й аппаратуры п рош ли у н а с инте ресно и увлека тельно , з В эпиди а скопе мы изгот ов или рамку, что по з воляет пр и п роведен ии устных журналов непрерывно протя г и ват ь ленту с изоб ражен иями и теп ер ь они н а экране передв и гают ся ровно, не нерв и руют з рителей. К то му же демонстрация сопровождает ся звукозаписью на магнитофоне. За последние годы в быт совет ских людей стала широко входить кинокамера. Сегодня человек с ки нокамерой уже не редкость. Наша киностудия «Любитель» имеет в своем распоряжении четыре кинокамеры , 16-миллиметровый кино проектор КПШ , монтажные столики, небольш ую о с вет ительну ю аппара туру. В общем все то, что нужно дл я съемки фильм а. Мы уже от сня ли фильмы «П роводы русской зи мы» и «Наша хроника». Сейчас сни маем фильм «Для тебя , со в етский чело ве к». Пе ред н ами сейчас стоит острый вопрос: как быть с кинопленко й, х и мик атам и, где их купить?. Д авно уже мучаем ся с п риобретением обо рудования для фотостудии. Видимо , нужно созд ат ь б а зу, где в се это мо жно было бы пр ио бре сти. Сло во з а обла стным уп равлен ием культу ры и ремонтно -п ро из вод ст вен ным комб ин атом. П ОСТОЯННО В ПОИСКЕ В н аш ей школе д ва к ино аппарата, ун и вер с ал ьный п роектор, два ф иль москоп а, д и апроектор «Свет », м аг н итофон, п ро иг рывател ь, теле в изо р. Но вед ь ра спол агат ь техническими с ред ст вам и это не все. Нужен н еоб ход имый м атер и ал к н им, ну жно умет ь ими пользо ват ься. К ак мы ре ш аем эти вопро сы? Пе ред каждым новым учебным годом я вн им ател ьно изуч аю программу семин ара и сост авляю для себя к ак бы картотеку к инофильмо в, д и а ф ильмо в. граммофонных и м агн ито фонных записе й, которым и соби ра юсь пользоватьс я на з анят иях. Н а пр им ер, пр и изучении п роблем науч ного ате изм а, (тема: «Пр ичины су щест вован ия рел игиозных пе реж ит к ов в СССР ») я об рат ился к кино к арт ин ам «Чудотворная » и «Тучи н ад - Бо р ском». Эти фильмы убеди тельно пок а зы вают, какой ст ра шной п аут иной опуты вают церковн ики свои же ртвы, как он и к алечат моло деж ь, детей, к акой огромный вред Т О Л Ь К О Ф А К Т Ы В АРСЕНАЛЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ нашей области сей час 1647 кинопроекторов, 369 диа проекторов, 1847 фильмоскопов, 457 эпидиа скопов, 659 магнитофонов, 649 радиограм мофонов, 1481 радиоприемник, 621 телеви зор и 345 фотоаппаратов. Ш ИРОКО ИЛЛЮСТРИРУЮТ с в о и ВЫСТУПЛЕНИЯ пропагандисты совхоза «Песковатский» Грязинско- го района. Руководитель школы основ марксизма-ленинизма А. М. Подхалюзин умело применяет на занятиях эпидиаскоп для показа схем, диаграмм, открыток, фо тографий и иллюстративных материалов по истории КПСС. Киноаппарат он использует для демонстрации кинофрагментов и исто рико-документальных и хроникальных фильмов. Среди применяемых А. М. Подхалюзи- ным наглядных пособий — репродукции картин русских мастеров живописи, полити ческие плакаты, карты, таблицы, диаграм мы. Р УКОВОДИТЕЛИ ШКОЛ ОСНОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА Хле- венского района — в колхозе «Па мять Ленина» М. И. Подласкин, в колхозе «Заветы Ильича» Ю. П. Бондарцев, в сов хозе «Конь-Колодезский» Е. А. Михайлов и И. Т. Телков организуют коллективный просмотр телевизионных передач по узло вым вопросам программы. Н А МЕТОДИЧЕСКИХ КОНФЕРЕН ЦИЯХ ПРОПАГАНДИСТОВ, про водимых Задонским райкомом пар тии, всесторонне обсуждаются вопросы пои- менгния технических средств и наглядных пособий в системе партучебы, использова ния статистических материалов и данных экономического анализа. (П р иносят л юдям рел игиозные веро ван ия. Кст ат и, эти фильмы демонст р и ровал ись уч а щ имся и род ите лям, а по сле учителя п ровел и соде р жател ьные беседы с ред и н а селения. П р и изучении п роблем коммун и стического во спит ан ия и осн ов марк сизм а -ленинизм а бы ли п ро смо трены ф ильмы «Жи вее всех живых». «Вла ди м и р Ил ьич Ленин», «Рукописи Ленин а ». Фильмы демонст р и руют ся, к ак прав ило, пе ред очередной лекц и ей. Ча сто пользуемся ди аф ильм ам и (их у н ас се йча с более 50). Ди а ф ильмы более доступны, особенно в у сло в иях сельской местности, чем кинофильмы, д а и «уп равлят ь» филь москопом или уни вер с ал ьным п ро ектором гора здо п роще. И в метод ическом отношении ди а ф ильм удобнее кино фильм а. Вед ь один к адр д и аф ильм а можно пока зы ват ь сколько угодно для его объяснения. Мо жно на любом кадре сдел ат ь «п ау зу». Используем мы и м аг н итофон. По моему по руче ни ю о дин из слуш а телей в течен ие д вух не дел ь—от з анят ия до з а - Г. БОРЗЫХ, руковод итель тео рет ического семин ара в Черноле сской во сьмилетней школе Ст ановлян ского района нят ия следит вн и м ател ьно з а всеми событиями в стра не и за рубёжом , а з атем на оче редном семин аре кратко их анал изи рует. Сообще н ия о н а иболее важных событи ях, пе реданные по рад ио и теле видению, записываютс я на магн ито- фоннну ю ленту и при информации в нужный момент повторяются. Были записаны несколько раз передачи: «Комментаторы за круглым столом» , «Событ ии во В ьетн аме », «Из теле т айпного з ала » и т. д. Д ве лекц ии по рад ио в помощ ь изуч ающ им м арк систско-ленинску ю теор и ю на темы « Ленинский пл ан по ст роен ия м арк систской п арт ии» и «Р а з в итие Лениным тео р ии соци ал и стической революц ии» я з ап ис ал на магн итофон, а потом предлож ил их слуш ателям на семин аре. Летом этого год а, будуч и н а эк с ку р сиях в Мо ск ве и Ленинг раде, я до ст ал з ап иси вы ступления В. И. Ленин а «Что такое Совет ск ая вла сть?» н «Об ращен ие к К ра сной А рм ии», кото рые оче нь п р игодились пр и изучении соот вет ст вующ их тем. Мы з ап ис ал и на магн итофонну ю ленту не сколько от рывков по рад ио и теле в идени ю из т р илогии Н. Пого дин а о Ленине, кото рые потом оче нь п р игодились н а семин ар ских з анят и ях. П р именение тех нических средств значительно ак тивизирует слу шателей , помо гает им лучше ус во ить п рограммный матер и ал, а обогащен ие те орет иче скими зн ан иями д ает во змо жно сть слуш ателям -учителям поднять в школе у ровен ь учебно- во спит ател ь ной работы. Кто у н ас «уп равляет » аппарату рой? Школа уже ^ва года работает по каб инетной системе и еще в про ш лом году мы реш или, чтобы к аждый у читель о владел всеми техническими средствами обучения. Организовали что-то вроде курсов по изучению ап паратуры. Сейчас большинство учителей вла деет всей аппаратурой свободно. И все же , прямо ск ажу, в применении технических средств еще много не решенных вопросов и трудностей. По-моему , следует ра з работат ь ре комендац ии и методику пр именения технических с ред с тв обучен ия в по л итической п ропаганде. Нужно со ст ав ить рекомендател ьные списки к к аждой программе по использо ва ни ю д и аф ильмо в, грамм з ап исей пт. д. Почему бы к аб инет ам полет иче- ,ского п ро с вещен ия не иметь у себя в н ескольких экземпля рах ра зличные пособия и м атер и алы (к иноф рагмен - ты, м агн итофонные ленты, ди аф иль мы и т. д.) и вы сыл ат ь их по з аяв кам пропаганд исто в, а в дал ьней шем п р иним ат ь меры, чтобы обе спе чить ими в необход имом количест ве каждого пропаганд ист а. Вед ь многих же техн ических с ред ст в про паганды в н аш ей торговой сети по к а днем с огнем не н айд ешь. Э М О Ц И О Н А Л Ь Н О В последнее вре - А. ЕЛ ЧИН, мя лекц ионн ая пред сед ател ь Д анков ской районной пропаганда ст ано - о рган из ац ии общест ва «Знан ие» в ится все более доход чи вой. Такому повороту она во многом обя з ана наглядно сти. От радно, что ба з а техн ических с ред ст в и н аглядных пособий все улучшаетс я. Что ка с ает ся методики использо ван ия этих средств , она, по жалуй, еще наход ится в с амом з а роды ше. Из опы та, хотя он у меня еще небол ьшой, я убедился: н агляд ные по собия ощутимо п р ибли жают ра ссм атр и ваемые на лекц ии воп росы к реальной , ж и вой дей ст вительности. Нагл ядно сть фикси рует вн им ан ие на главном, помогает луч ше его з апе чатлет ь, з апомн ить. Лекто р ск ая группа профтехуч или щ а № 9, где я работаю, ра спол агает Д и апроекторам и, м агн итофоном, ра д иол ам и, кино аппаратом и ди аф иль м ам и по учебным спецдисшшлин ам, на обще ст венн о-политические, эсте тические и сельскохозяйст венные те мы. Сам и же лекторы изгото в или к тем ам с во их вы ступлений много ху до же ст венно оформленных нагляд ных пособий. К ак види м, ар сен ал — солидный и ра знооб ра зный. В большинст ве свое м техн ические с ред ст ва у на с использу ют ся н а ст ац ион аре в клу бе уч илищ а, где орган изу ют ся и п роводят ся для уч ащ ихся лекции. Мы, к ак прав ило, вы ступ аем и пе- ред\ трудящ имися го рода, сел а. Хо рош им помощником, лекто ру являет ся ди апроектор. : Нередко требует ся п рименить не сколько видов техники. Для приме ра приведу лекцию на тему «Социа листический реализм в искусстве». По-моему такая лекция , л ишенн ая илл ю ст рац ии, не мо жет бы ть полно ценной После изло же ния в ступительной части к это й теме включает ся м аг нитофон. З вучат сло ва В. И. Лени н а об искусс тве. В след пе редает ся з ап ись вы ск а зы ван ий о реал изме поэто в, п и сателе й, художн ико в, компо зито ров. Далее следует х арак. тер истик а буржуа зного искусст ва. Сделав пау зу, лекто р «дает сл ов о» рад иоле с г рам з ап ись ю «Что такое аб ст ракц ионизм?». Вн ов ь и внов ь об ращает ся он к сущности соци ал истического реа л изм а в искусс тве, илл ю ст р и рует свои мысли, до воды репродукц иями к арт ин Репин а «Бурлак и н а^ Волг е» и «К ре стный ход в Ку р ской губе р нии», Су р ико ва «Боярыня Моро зо ва ». С" неменьшим инте ре сом п ро см атр и вает ся ди аф ильм. К адры его коммен ти рую. Время от времен и де монст р и рую открытк и с п амятн ик а м и культу ры про шлого, п ро из веде ниями со вет ских худо жн ико в, в ко торых отображена трудо з ая и бое вая сл ава н ашего на рода. Чтобы пом очь слуш ателям луч ше ра зоб рат ься в сущности реал изм а в искусс тве, науч ить поним ат ь к ра со ту ок ружающего н ас м и ра, лектор, на мой в згляд, дол жен умет ь сло вом и с ред ст вам и н аглядно сти ут верж дат ь у них го рдо сть з а силу и мощь на шего н арода, которые отображены в искусс тве, во спиты ват ь л юбов ь к п рекра сному. В т о л ь к о Ф А К Т Ы ! М НОГИЕ СТРАНИЦЫ УСТ НОГО ЖУРНАЛА Двор ца культуры завода «Сво бодный сокол» посвящены луч шим людям предприятия, участни кам движения за коммунистиче ский труд, Рассказк о них допол няются показом через эпидиаскоп передовиков соревнования. Эпи диаскоп используется и для вы пуска световой сатирической газе ты «Идет общественный суд». ТЕРБУНСКОМ ДОМЕ | КУЛЬТУРЫ МАГНИТО- : ФОННЫЕ ЗАПИСИ ис-| пользуются для пропаганды пере- * дового опыта. Записи рассказов | передовиков производства, напри -1 мер, бригадира комплексной бри -1 гады колхоза «Россия» А. И. Бол-♦ гова, заведующего фермой колхо- ♦ за «Ленинский путь» Н. С. Ше-1 хосцова, комбайнера совхоза «Ка-* зинский» Н. А. Орехова и других | передавались по местному радио. МУЗЫКАЛЬНОМ ЛЕК ТОРИИ СОВХОЗА «ПЕТ РОВСКИЙ» с лекциями часто выступает директор Дома культуры А. А. Карманов. Хоро шие помощники у него — магни тофонные записи народных песен, песен советских композиторов, произведений классического ре пертуара. ПОЛУВЕКОВОМУ ЮБИ ЛЕЮ ВЕЛИКОГО ОК ТЯБРЯ в области откры лось три народных музея. Област ной, Елецкий городской, Усман- ский районный и народные музеи, тематические выставки в них, экспозиции, основанные на под линных памятниках материальной и духовной культуры,—надежные помощники пропагандиста, лекто ра, слушателей политшкол и се минаров. дь ио О О К ПОМОЩНИКИ ТЕХНИ ЧЕС КОГО ПРОГРЕССА Коллекти в на шего з авода на стойчи во борет ся з а повы шение к аче ст ва изделий, их н адежно сть и долго вечно сть. В 19 67 году 6 1 п роцент изделий был з аменен новы ми об ра зц ам и. П роведены исследо ван ия долго вечно сти н асо сов и гид родв иг ателей на износо стойкость и т. д. Многое дел ает ся в обла сти ме х ан из ац ии и автомат из ац ии. Н а з аводе внедрены автомат ическ ая поточная л иния для об работк и валов н асосов. Сов ме стно с н ауч но -исследо вател ьским институтом изгото влены специ ал ьные ст анк и с полу автомат ическим циклом для шлифо ван ия дет алей. Спроект и ро вана автомат ическ ая л иния для бесцент рового шлифо ван ия валов лопа стных н асосов. Внед ряет ся пе редовая техноло гия. Ос воена отл и вка д иско в для на сосо в вы сокого д авлен ия из су р ьмянистого чугун а, внедрены токарная обработка валов на ав томат ической линии, н акатыван ие шлиц ев валов на шлифои акатной головке и многое д ругое. н. в о л ьны х , н ачал ьник БТИ елецкого з авода « Гид ропр и вод » С цель ю ра сп ро ст ранен ия н по пуля р из ац ии но вшеств у нас ши роко пр именя ют ся технические с ред ст ва пропаганды. Стало трад иционным по з а вод ской рад иосети регулярно со общ ат ь о но в инк ах техн ической лите ратуры, о внедряемых на на шем и род ст венных предпр иятиях технических но в шест вах, об у спе х ах рабоч их, п р имени в ших но вые пр испособления, по вы ш ающ ие п ро из вод ительность т руда. Регу лярно проводят ся беседы о внед рении планов НОТ на рабочих местах. У нас имеются кино-фотолабо ратории , к иносъемочн ая о с вет и тельн ая и киноп роекц ионн ая ап паратура. На ши энтузи а сты соз д ал и л юб ительску ю к иностуди ю. Кинол юб ители сним ают рабоч ие мест а, техноло гические проц ессы, пе редовые пр иемы т руда. Эт и м а тер и алы вм есте с н аучно -популя р ным и фильм ам и пок а зы вают ся в кра сных уголк ах, в техн ических к аб инет ах, в з авод ском к аб инете политического п ро с вещен ия. Де монст р и руют ся т акже специ ал ь ные кинофильмы по технике безо пасности. Довольны, нап ример , о ст ал ись слуш ател и политшкол, п ро смо трев ф ильм о том, к ак на з аводе вы полняют ся ре шения XXIII съезд а КПСС. З апечатлены на пленку з анят ия в школ ах осно в марк сизм а -лени низм а, а также в кружках техн и ческой учебы. В н а стоящее время у н ас сни мает ся кинофильм о техническом п рогр ессе п редпр иятия. К 1 м ая он выйдет «на экран ». Большу ю популярно сть на з аво де з авоевала фотограф ия. Во всех цехах и отделах завода, в ка б и нет ах пол итического п ро с веще ния, техническом и техники безо п асности офо рмлены де сятки фо то в ит р ин на с амые, ра зличные те мы, Н апр име р, «Завод в ю билей ном году», «Пятилетк а « Гид ро пр и вода », «Зн атные лю ди нашего завода». Фотови тр ины и фотог а зеты ра сск а зы вают о ра з в итии п редпр иятия, но винках техники, прогре сси вной техноло гии, о поли тической учебе и многом д ругом. По сле под веден ия итог ов со рев нован ия фотог раф и руют ся его победители по профе ссиям. Фото снимки вручают ся пе редов ик ам, как памятные подарк и. Х оро шим подсп ор ьем для н аших п ропаганд исто в, лекторов, пол ит инфо рматоров являют ся ал ьбомы: «Политическ ая уче ба» , «Т ехниче ск ая учеба », «Р а з в итие з авода », «Но вая техн и ка », «Вете раны тру да » и д руг ие. Мне к ажет ся, что п р ишло вре мя созд ат ь в Ел ьце го род ск ую киностуди ю, объед инить в ней уси лия го род ских кинол юб ителей, н а чат ь работу по о з вуч и ван и ю к ино фильм ов. Следует орган изо ват ь обл а стной семин ар по изучению техники киносъ емк и, об работк и м атер и алов н о з вуч и ван и ю к ино фильмо в. Л Е К Т О Р У Э К Р А Н А Все м ассовые меро пр иятия в н аше й Чер - н ав ской п ерв ичной ор ган из ац ии общест ва «Знан ие» в текущем году провод ились с пр именением тех или иных тех н и ч е с к и х с ред ст в и . н аглядных пособий. Вот ' к ак проход ил, н ап ример , 12 фев раля устный журнал на те му «Не сок ру шим ая и легенд арная ». Лекто р ра сск а зы вает о рожден ии К ра сной Армии , о граждан ской войне. Его сло ва со п ровождают ся ед ва слышимыми мелодиями песен: «По долин ам и по в зго р ьям», «Т ачан ка », «Песня о К ахов ке », «Песня о Со вет ской Армии». Но вот голос лектора замол кает. Из репродуктора доносится тревожная мелодия «Священной войны». Постепенно звуки затихают и на фоне песни продол жается повествование о Великой Отечествен ной войне. В это пове ствование включаются кадры д и а ф и л ь м а «Вставал народ на бон». Люди не только смотрят в зале фильм , но и слыш ат голо с коммент атора, му зыку. Г. АГЕЕВ, лекто р, И зм алков ский район К ак бы продолжен и ем устного журнала яв ился тем а тический вечер «Этого з абыт ь нельзя». Ведущий го вор ит о г ро зо вых го дах От е ч е с т в е нной войны, о бе ссме ртной сл аве арм ии и н аро да. Лекто ра сменили ветераны войны. Они Делились с пр исутст вующ ими во спомин а ниями о же стоких бо ях с ф а шистскими з ахватч ик ам и. М агн и тофонн ая з вуко з ап ись и кинофильм «Вели к ая б ит ва » дополнили ра сск а зы бы вших во инов. Инте ре сно п рош ли вечера на тему* «Нау ка и рел игия». Лекции соп ровождал ись ди а ф ильмом, демонст ра цией химических опы то в и светово й га зе той. Для илл ю ст рац ии текст а га зеты исполь зо вал ись рисунки ме стных художников. Че р ез мик рофон рисунки комменти р о в а л и с ь . Другой номер устного журнала был посвя щен теме « Человек, бог и космос». Бесед а со п ровождала сь ди а фильмом с этим же на з ван ием. В т о р а я ст ран иц а — «Но во сти спо рт а». После бе седы п реподавателя физ культу ры вы ступ а ли молодые акробаты из средней школы. Третья страница — о том , как следует п ровод ить досут. Пос- л е б е с е д ы в р а ч а А. Рю сс демонст р и ро вал ся кино ж у р н а л «Мы едем в Крым от дыхать». Можно привести много примеров то го, как верно слу ж ит нын че техни ка лектору, пропаганд исту, культ п ро с ветработн ику. Но ост ановлю сь еще н а одном: на илл ю ст ра ции лекций на морал ь н ую тем у! Н а ши ху до жн ики и фотол юб и тели по просьбе лекто ра изготовили снимки и рисунки местных пь яниц, хулиг анов, на ру шителей т рудовой дисциплины. Их во время лек ции пок а з ал и че ре з эпиди а скоп. Н аглядно сть усили вает эмоц и юнал ь н о е во здейст в ие и по вы ш ает дей ст венно сть н аше й пропаганды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz