Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
< 8 0 - и ю Д н р ож д е н и я М а к а р е н к о |пО ДУМАЕМ 0 1 НАЗВАНИЯХ ТЕОРЕТИК И ПРАКТИК СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В истории советской школы нет более яркой и значительной фигуры чем А. С. Макаренко, Человек, Гражданин, Мастер педагогического дела, практик и теоре тик воспитания. Его опыт, созданная им педагогическая система оказали огромное влияние на развитие прогрессивной педа гогики во всем мире. Издание произведе ний А. С. Макаренко на 29 языках народов нашей страны и на 24 языках за рубежом — болгарском, словацком, немецком, арабском, английском, испанском, фин ском, японском, языке хинди и многих других — свидетельствует о непрерывно растущем интересе к его наследию. Сегодня опыт А. С. Макаренко внима тельно изучают не только в странах соци алистического лагеря. И буржуазные ис следователи ясно видят особенность его педагогической системы. «Макаренковская система неотделима от политической советской системы, от совет ской жизни. Смотреть на Макаренко как на феномен — значит не понимать Мака ренко: макаренковские идеи являются ло гическим следствием великого дела соци алистического преобразования России», — пишет диссертант из Норвегии. Это имен но советская система воспитания основы вается на глубоком понимании закономер ностей развития новых человеческих отно шений, новых этических норм. Она пред ставляет собой применение марксистско- ленинского учения о формировании чело веческой личности в процессе жизнедея- ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ тельности, общения с коллективом, совме стной борьбы за достижение общих целей. 1 Выводы и обобщения Макаренко строят ся на богатейшем жизненном материале. 32 года своей жизни (1888—1939 гг.) он посвятил педагогической работе. С сем надцати лет Антон Семенович учитель на чальной школы, воспитатель маленькой школы-интерната для детей рабочих на железнодорожном полустанке. Здесь уже проявляется его незаурядное педагогиче ское мастерство. Он пытается сломать старые догматические методы обучения и воспитания, организовать жизнь детей на основе общих интересных дел. Но только революция открывает для не го широкие невиданные перспективы. А. С. Макаренко в числе..тех, кто был на самых ответственных участках революционного преобразования школы. После гражданской войны, в годы голо да и разрухи одной из сложнейших проб лем становится борьба с беспризорностью. По данным статистики, в 1914 году в Рос сии было 2,5 миллиона беспризорных. К 1920 году после империалистической и гражданских войн эта цифра удвоилась. По дорогам страны бродили обездолен ные дети, пополняя преступный мир. В царской России им была бы уготована участь обитателей тюрем и ночлежек. По призыву Советского правительства .вместе с чекистами на борьбу с беспризорностью поднялись лучшие из педагогов. А. С. Ма каренко становится организатором одной из первых колоний для правонарушите лей на Украине. Чем дальше уходят в прошлое события педагогических поэм А. С. Макаренко, тем сильнее ощущается интерес к необыкновенной биогра фии их автора, его удивительному социальному эксперименту. Места, где протекала деятельность выдаю щегося советского педагога, стали местами паломничества.^ Кафедра педагогики Липецкого пединститута организовала экспе дицию студентов, в задачи которой входило встретиться с живыми уча стниками и свидетелями граждан ского подвига А. С. Макаренко, по пытаться найти материалы, которых еще нет в печати, увидеть колонию имени А. М. Горького, коммуну име ни Ф. Э. Дзержинского или то, чем они стали через три десятка лет. В состав экспедиции входили студенты Г. Соловьев. Ю. Чавкина, Н. Агеева, Г, Зимина, В. Кондрахина, .„.Полтава. Пединститут. Здесь до революции учился А. С< Макаренко'. Уже тогда вдумчивый и серьезный студент, за плечами которого было девять лет работы в школе, обращал на себя внимание. Нам удалось ра зыскать старого жителя Полтавы, соседа по квартире Макаренко-сту- дента. — Жил он бедно, — рассказывает В. Ф. Самуйло, — получал гроши, Мы удивлялись, как можно на них существовать, да еще и выкраивато на книги. Был несколько суровым, но в кругу друзей любил повеселиться, попеть украинские песни.., В тот же день участники экспеди ции встретились с О. II. Ракоеич, со трудницей А. С. Макаренко. .— Антон Семенович, — вспомина ет она, •— был строгим, но человеч ным и внимательным к людям. Ко лонисты любили, и ревновали сво его «Антона». •— Почему вы не женились до 39 лет? -— спрашивали позже А- С* Макаренко. — Ребята не давали,—не то в шут- ку, не то всерьез отвечал он.—Стои ло пройти е приезжей женщиной- инспектором по колонии, как они уже спрашивали: «А что, Антон Се менович, теперь мы для вас уже ни кто, да?». Экспедиция продолжается. Ее участники увозят из Полтавы не сколько звукозаписей, фотоснимки с автографами. „..Станция Ковалевка. До бывшего имения Трепке, где когда-то кипела жизнь колонии имени А. М. Горько го, шесть километров. Идем пешком. Вот она старая мельница, речка Ко- ломак, лес, где все начиналось. Сей час здесь детский дом. Нас встреча ют гостеприимные ребята, Директор Ф. М. Тулюпа знакомит с жизнью нового поколения юных хозяев. З а тем мы осматриваем мемориальную комнату-музей А. С. Макаренко. Снято хранятся трудовые традиции в детском доме, Чистота. Крепкое хо зяйство. Узнаем, что в 5—6 километрах от детского дома работает инструкто ром колхозного парникового хозяй ства бывший завхоз колонии. Пеш ком по насту добираемся до парни ков и прямо в стеклянном помеще нии встречаем М. П. Николаенко. Семидесятилетний розовощекий ста рик с хитрецой в глазах встречает» нас радушно. Прямо здесь же рас спрашиваем, и он охотно рассказы вает, как парнем в 1921 году он при шел в колонию наниматься на рабо ту. Его поразило, что ребята в коло нии оказались очень работящими. Сам А. С, Макаренко не шумел, не суетился, а работа шла вовсю... Прощаемся, фотографируем М. П. Николаенко, Возвращаемся снова в Полтаву, где нам помогают разыскать двух учительниц школы колонистов. •— Сам А. С, Макаренко,—вспоми нает Анастасия Семеновна Иочев- ная, ■— был талантливым учителем. Рядом с ним мы, молодежь, наби- лей. Среди сотрудников встречаем двух воспитанников А. С. Макаренко. Первый тракторист Горьковской ко лонии Г. Беленький '•— мастер произ водственного обучения. Макаренков ская закалка помогает ему перевос питывать заблудившихся ребят. А первый комсомолец колонии Ибра гим' Шагаев рассказывает о том,как просыпалась и крепла политическая сознательность у бывших беспризор ников, как рождался в колонии комсомольский актив. Сюда приез жал А. М. Горький, отсюда он полу, чил альбом с биографиями более чем двухсот ребят, нашедших семью, за боту, любовь в колонии, носившей имя писателя. Делаем памятный сни мок возле дерева, где когда-то фо тографировались А. М. Горький и А. С. Макаренко. На территории Куряжской коло нии, в том самом клубе, где прохо дила драматическая переломная встреча обитателей куряжской «ма лины» с колонистами - горьковца ми. — сейчас музей. На одной из витрин лежат книги А. С. Макаренко, изданные в Берлине, Праге, Варша ве, Лондоне, Будапеште, Пекине. Фотографии, скульптуры, документы. ШШШШшШ 'ШШШШтШШШ: •••• •-2 .рались педагогической мудрости, Рассказ другой учительницы коло нистов Е. Н, Григорович записываем на пленку, А через день мы в Куряже, Это здесь 120 колонистов в короткое вре мя вместе с Антоном Семеновичем и несколькими воспитателями сумели превратить «огромный клубок копо шащихся в грязи распушенных под ростков, привыкших к пьянству и матерной ругани» в ббыкновенных людей. Здесь А. С. Макаренко осу ществил свой «педагогический взрыв», возвратив советскому обще ству несколько'сот юных граждан. В Куряже по-прежнему колония несовершеннолетних правонарушите- На самом видном месте хранится знамя колонии, Мы смотрим на знамя, под кото рым ходили горьковны, . Скольких людей вывело оно на дорогу труда, 'счастья! В. ЖУРАВЛЕВ, кандидат педагогических наук. Куряжская детская трудовая колония. Встреча студентов Ли пецкого пединститута с бывшим воспитанником А. С. Макаренко ^мастером Г. Беленьким (второй справа). Фото автора. Без опыта, помощников, достаточных средств он начинает долгие и трудные ис кания путей и методов нового воспитания. И в этих поисках, которые осложнялись противодействием педагогов и некоторых чиновников из аппарата Наркомпроса, ро дилась новая система формирования чело века в коллективе, для коллектива и через коллектив. Задача исправления человека потеряла значение и выросла в проблему формирования полноценной человеческой личности. Эксперимент А. С. Макаренко приобрел подлинно мировое, значение. В чем заключается его сущность? Индивидуальной педагогике «парного» влияния (учитель плюс ученик) со словес ными поучениями от случая к случаю А. С. Макаренко противопоставляет организа цию коллектива, организацию реальных^ живых, целевых устремлений человека вме сте с коллективом. Макаренко требует, чтобы усилия педагога были направлены на организацию педагогически целесооб разной жизнедеятельности детей, в про цессе которой формируется общественное мнение, С тем, чтобы общественное мне ние коллектива стало материальным фак тором воспитания, формируя определен ные качества личности — волю, характер, чувство гражданской чести, долга, созна ния, обязанности по отношению к другим людям. Так в системе А. С. Макаренко реализуется принцип параллельного дей ствия, коллектив становится субъектом и объектом воспитания. В небольшой статье трудно изложить многочисленные закономерности форми рования коллектива, открытые А. С. Мака ренко. Важнейший из них — закон движе ния коллектива, - системы перспективных линий воспитания. Неоспоримо сейчас зву чит истина, что важнейшим объектом пе дагогической техники является завтрашняя радость, что только в движении к новым, все более значительным и высоким целям живет и развивается коллектив. На труд ном опыте превращения небольшой груп пы первых воспитанников колонии имени Горького в спаянный отряд, подчинивший своей воле анархистов-куряжан, А. С. Ма каренко проследил основные стадии фор мирования коллектива: от требовательно сти воспитателя к опоре на актив и к тре бовательности коллектива к каждому его члену. Исключительно ярко, художествен но и правдиво показана эта эволюция в литературном творчестве ' А. С. Макарен ко—в «Педагогической поэме» и «Флагах на башне». Последние годы своей жизни А. С. Ма каренко посвящает литературному обоб щению своего педагогического опыта, не прекращая научно-исследовательской ра боты. Он выступает с многочисленными лекциями и статьями, работает над мето дикой коммунистического воспитания. Его «Книга для родителей» и в наши дни яв ляется лучшим пособием по педагогиче скому просвещению семьи. Труд педагога и литератора был высоко оценен советским правительством, А. С. Макаренко был награжден орденом Тру дового Красного Знамени. Восьмидесятилетие — небольшой срок, А. С. Макаренко мог быть нашим со временником. Но он больше чем совре менник. Его системе — это педагогика се годняшнего и завтрашнего дня. Это ори ентир, который определяет основное на правление развития теории и практики коммунистического воспитания. 3. ПАНЧЕНКО, кандидат педагогических наук. ( О б з о р □ п и с е м ) ВСТРЕЧА С „ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРОЕМ ПОЭМЫ" Много интересных людей побывало в гостях у студенческого клуба «Ра дуге». Но, пожалуй, самой значи тельной была встреча с героем мака- ренко'всюой «Педагогической поэмы» Семеном Карабановым (Семеном Афанасьевичем Калабалиным). Мы встретили его на Липецком вокзале по-макаренковски: линейкой и трубами, цветами и салютами, хлебом-солью и песней. Крупный, кряжистый, с седым упрямым ежи ком волос, жизыми «цыганскими глазами», он казался молодым в сваи 60 лет. Движения быстрые, энергич ные, речь пересыпана блестками ук раинского юмора. Таким предстал перед нами живой Семен Карабан. Любопытна судьба этого челове ка. Он служил обозным у бать ки Махно, ходил в разведку у Ко товского, мыкался по лесам с голод ными, обездоленными войной хлоп цами. Это все было до встречи с Антоном Семеновичем Макаренко. А дальше — колония, рабфак, агроно мический техникум, снова катония, без которой «не можу жить», дирек торство в детском доме и, наконец, фронт, точнее, тыл врага, где Семен Афанасьевич выполнял важные за дания советской разведки. Сегодня учитель С. А. Калабалин — директор Клемайовского детского дома Мос ковской области. Зрительный зал Дома культуры оо- кольцев заполнен до предела. Вол нует каждое новое слово о Мака ренко. Страстно говорит Семен Афа насьевич о своем наставнике, о ве ликом педагоге современности... Людям свойственно мечтать о не обыкновенной красоте человеческих отнршендй. Макаренко творил ее. Он открыл тот единственный инстру мент, с помощью которого просто люди превращаются в людей боль ших и настоящих. — У Макаренко бь!ло два милли она секретов,— говорит С. А. Кала- балнн.— Один из секретов — общий смысл первой встречи с детьми. В 1920 году, 20 декабря состоялась первая встреча Калабалина с Анто ном Семеновичем. Произошла она в тюрьме. Макаренко подошел и не сколько наивно спросил: — Правда, что тебя Семемам зо вут? — Правда. — Так это чертовски здорово! Мы с тобой почти тезки — меня Антоном Семеновичем зовут. Видишь, как здорово между нами засемёнилось. И сказано это было так хорошо, так по-человечески, что Калабалин поверил в незнакомого человека. Ан тон Семекович продолжал: — Ты меня извини, голубчик, это из-за меня тебя сюда попросили. Из вини, что тебя побеспокоили. Ви дишь ли, я организую очень интерес ное дело и хочу, чтобы ты принял в нем участие. Слова «голубчик», «извини», лицо Макаренко, его большой нос, пенсне в золотой оправе, его спортивное изящество подкупили парня, которо го называли только «бандюгой», «ворюгой» и «негодяем». И началась педагогическая поэма Семена Кара банова. Память Семене Афанасьеви ча сохранила удивительно яркие эпизоды, штрихи Макаренко. В среде колонистов долго господ ствовали блатные традиции униже ния. Например, зазевавшемуся сы пали в чай соль. Калабалин не был исключением среди таких «юмори стов». Однажды Макаренко пригла сил Калабалина к себе домой. •— Помоги мне, Семен, поужинать, — сказал Антон Семенович и подви нул стакан с чаем. Чай был густо посолен. Макаренко пил свой хоро ший чай, как ни в чем не бывало. Этот прием он называл «разбужен ной совестью». Калабалин рассказал об огром ной чуткости Макаренко, о его ува жении ко всем людям. Ребят пора- жила его интеллигентность, его ры царство по отношению к женщинам. Когда колонисты уходили в поход, Антон Семенович, прощаясь с оста ющимися сотрудниками, целовал ру ки прачкам. Макаренко почти никог да не повторялся в своих мерах воз действия, никогда не унижал досто инство детей. Позднее, провожая Семена Кала балина на самостоятельную работу с детьми, наставлял: — Атаковать! Не примиряться! Не прощать! Таким и был его педагогический стиль — атакующий и солнечный. Педагогика А. С. Макаренко — это педагогика преодоления трудностей. Мастером науки «не пищать» назвал Семен Афанасьевич своего учителя. Мастерство Макаренко приносило такой блестящий эффект только бла годаря тому, что он очень любил овою работу. Все свои горести и ра дости он делил с воспитанниками, и они даже боялись: а что если он вдруг женится, как будет тогда? Семен Афанасьевич вспоминает такой эпизод... Колония была в по ходе, в Одессе, когда принесли те леграмму о смерти матери Макарен ко. Ребята настаивали на его немед ленном отъезде, выражали ему со болезнование. Макаренко ушел, за тем взрнулся и оказал: — Горе легче переносить, когда все держатся за руки. Семен Афанасьевич заключает свой рассказ о Педагоге и Человеке: — Вот все это вместе взятое, этот лучший пример человеческой любви, благородства души, требования к се бе и окружающим, и есть то, что мы называем педагогическим мастерст вом. И это то, на ччем покоится нравственное благополучие выкован ных им из человеческих осколков ре бят, которые и до сих пор полны благодарности и любви к своему наставнику. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук. «Площадь Революции», — объяв-. ляет кондуктор автобуса очередную остановку. Площадь ' Революции... Гордое, красивое название. Это очень приятно, когда имя площади, улицы, сквера напоминает нам о ве личественных событиях, о выдаю щихся людях нашего города и их деяниях. Но вот пришло в редакцию пись- мо*И. Фролова. Он живет в Добром. Человек с удовольствием рассказы вает о своем селе, о его благоуст ройстве. Вместо старых и ветхих избенок появляются красивые сов ременные дома, в которых живут рабочие, служащие, колхозники. Но как только дело доходит до названия улиц, т. Фролов не скры вает своего возмущения. И немудре но. Вот некоторые из них: «Выгля даловка», «Кулешовка», «Забо- лотье». «Коновалов плзнт» и . др. Собственно, это даже не названия, а всего — навсего «уличные клички», возникшие еще в незапамятные вре мена. Но поскольку в Добром никто не удосужился присвоить улицам настоящие названия сохранились клички, от которых, право же, оста ется просто неприятный осадок. А сколько осложнений вызывают подобные «имена» в работе почты! Беда почтальону, если он не знает, что, скажем, И. И. Иванов живет на «Скворчине планте...» Да, уважа емые жители Доброго, трудно вам. Очевидно. Добровскому райиспол кому никак не хватает времени, что бы уделить внимание «безымянным» улицам. А ведь неплохо, если бы та же «Выглядаловка», которая, кстати, давно уже не «выглядаловка», но сила имя писателя — земляка А. И. Левитова? А вот другое письмо. Оно прямо так и начинается: «Я живу на ули це, не знаю, какой, номера дома нет...» Первое чувство, которое ис пытываешь, читая его, —- недоуме ние. Однако и в самом деле Нико лай Леонов из села Сырского Ли пецкого района не знает своего точ ного домашнего адреса. Оказываег- ся, в Сырском есть улицы без име ни, дома—без номеров. И если семьи Леоновых, Петровых, Сидоровых долго не получают писем, то вполне возможно, что эти письма получают их однофамильцы, которых в селе немало. Блуждает иной раз распеча танное письмо долго, пока не найдет своего хозяина. 4 • ■ . > Не так давно, пишет автор, прино сит почтальон его жене повестку в районный суд. Думали, гадали суп руги: по какому вопросу вызывают? Ничего понять не могли, вроде при чин нет. Однако делать нечего. Женщина отпрашивается с работы, является в райсуд. И только здесь выясняется, что вызывали другую Леонову... Ну, а если потребуется срочная медицинская помощь? Как же в этом лабиринте отыскать боль ного человека, которому вот сейчас, немедленно, нужно помочь? Разве так уж сложно дать имена улицам и тем самым избавить людей от не нужных хлопот? ; . . . Если в Добром сократились ста ринные «клички», в Сырском сов сем нет названий улиц, то в Липец ке все названо. Но как? Есть улицы, которые вовсе не похожи друг на друга, но называются одинакрво. Есть у нас две Октябрьские, две улицы имени ‘8 марта, пять Берего вых.., На улице Ленина строится гости ница. Большая, красивая, которая будет называться «Россия». «Поче м у— «Россия?» — спрашивает в езо- ем письме в редакцию Н. Ходарин. В самом деле, почему? Ведь почти в каждом городе есть свои «России», «Космосы», «Русланы и Людмилы». Кочуют одинаковые названия из города в город, однообразя его об лик. Вот и думаешь: почему так скупо даются названия? Ведь в русском языке величайшее множество ярких/ выразительных имен. Конечно, есть у нас магазины с неплохими назва ниями — «Маяк», кинотеатр «Заря», ателье «Красная шапочка». А потом: сразу.., четыре «Металлурга» — ки нотеатр, гостиница* магазин, стади он. Не слишком ли много для одно го города? Л. МЕРЦАЛОВА. В Англии и Нидерландах, Дании и Норвегии, в Югославии, Ита лии, Франции — во многих странах Европы вспыхнули в последние месяцы эпидемии гриппа. Высокая смертность в тридцати штатах США! Эпидемия среди горняков Африки! Грипп в Японии! Можно ли остановить волну гриппа, каков путь его дальнейшего шествования по планете, придет ли он в Советский Союз — эти во просы рождают сообщения агентств /лира, рассказывающие о бед ствиях, принесенных новой эпидемией. .......... .....................................................................................................—*«♦......- .........«» Здесь знают р каждом шаге виру са гриппа. Изо дня в день, из меся ца в месяц, из года в год следят за его зловещим путешествием по пла нете. Региональный центр гриппа, разместившийся в Институте виру сологии имени Ивановского Акаде мии медицинских наук СССР, стал штабом борьбы с опасной инфекци ей. Впрочем, «штаб борьбы» — не совсем точно. Здесь не создают вак цин или лечебных препаратов. Ре гиональный центр — своеобразное бюро прогнозов, где анализируют сведения о динамике заболеваний, поступающие ежедневно из городов Советского Союза и мира — Посмотрите, — перед профессо ром Людмилой Закстельской, одним из руководителей Регионального центра, график распространения гриппа за последние десять лет. —• Нулевая отметка. Но черная линия, след вспышек заболеваний, никогда не касается ее. Значит, не было дня, когда бы грипп оставил людей в по кое. .Две тысячи больных в день, четы ре, восемь, шестнадцать... Черная линия то рвется вверх, то падает, чтобы взметнуться с новой силой. Фатальный грипп! Десятилетия борются с ним ученые и врачи. Они познали многие свойства возбудите ля — мельчайшего, даже по мас штабам микромира, вируса. Создали вакцины, охраняющие человека от его проникновения, лекарства, на пример, гаммаглобулин, способный помочь, когда вирус проник в орга низм и начал активную деятельность. Наконец, у медицины есть полуве ковой опыт борьбы с инфекциями: оспой, бешенством, чумой. Опыт, принесший недавно блестящую побе ду над полиомиелитом. Но почему средства, безотказно действующие против многих виру сов, здесь бессильны? Причины неудач можно объяснить по-разному. Но, вероятно, главное— особенности вируса гриппа, его не обычайная «живучесть», способность быстро приспосабливаться к небла гоприятным условиям, к противояди ям. Мы однажды болеем корью или оопой — организм на всю жизнь со храняет память о них, и вирус, про никший вторично, уже не вызовет болезнь. А грипп? Он многократно нападает на человека с неизменно трагическим успехом. И не потому, что здесь «не срабатывает» память организма. Каждый раз вирус грип па является в несколько ином виде. В его внешней оболочке, той самой, что настораживает и мобилизует за щитные силы, появляются новые ве щества —- антигены. А значит, каж- дый раз организм вынужден созда вать новое оружие, значит вакцины, созданные против виновника преды дущей эпидемии, окажутся малопо лезными. Но у гриппа есть и еще одно не приятное свойство;—стремительность нападения. Он обрушивается подоб но снежному кому, летящему с вы соты горы, — в считанное количест во дней от одного заболевшего че ловека переносится к десяткам дру гих, с быстротой цепной реакции распространяется по городу, по стра не, не страшась океанских границ, перебирается на другие континенты Эти глобальные вслышкц гриппа называют пандемиями. На памяти современных жителей планеты их д в е— 1918 и 1956 годов. Они воз никают через тридцать — сорок лет, но лет отнюдь не спокойных, а за полненных цепью сменяющих друг друга эпидемий. Волной перекатыва ясь по миру, в преддверии лета, словно страшась надвигающегося тепла, грипп удаляется из Европы в Австралию, даже в Африку. Но уда ляется — не значит исчезает. В лю бое время года, в любой стране лю ди болеют гриппом. И это еще пол беды — единичные заболевания лег ко вылечить. Беда начинается, когда при благоприятных для вируса грип па условиях его постоянно тепля щийся очаг вспыхивает пожаром эпидемий. Как «уловить» этот момент в предсказать наступление гриппа? Эти вопросы в центре внимания уче ных Регионального центра. — К сожалению, мы не можем пока «отменить» эпидемии, — рас сказывает Людмила Закстельская.— Мы знаем, что если не в этот сезон, то спустя месяцы они непременно вспыхнут. — Что же в таком случае может дать прогноз? — Вероятно, такой вопрос возни кал десятилетия назад, когда созда валась служба погоды. Плохая по года, хорошая — ее не изменишь, равно как и не .исключишь эпидемии, зная об их приближении. Однако точные сведения помогают предви деть и противостоять последствиям. Сейчас используются в основном два метода прогноза. Первый—эпи демиологический, основанный на многолетних наблюдениях за вспыш ками гриппа. Например, известно, что грипп типа А вызывает эпиде мии через полтора—два года. Вирус гриппа В — через три—четыре года. И если несколько лет на территории страны какой-то из вирусов не по являлся долгое время, вероятность эпидемии резко возрастает. Этот' весьма приблизительный прогноз проверяют лабораторным методом. Исследуется кровь людей, присутствие в ней защитных веществ — антител против того или ино го типа вируса гриппа. Если чи сло антител невелико •— печаль ный прогноз подтверждается. В 1967 году, задолго до «сезона» гриппа, ученые Регионального цент ра предсказали, что осень, зима и весна будут для жителей Советско го Союза спокойными. И они не ошиблись. Но грипп иногда препод носит сюрпризы. Может быть, во время крупных еврЬпейских эпиде мий этого года вирус успел так из мениться, что иммунитет людей, пе реболевших в 1966—1967 года, бес силен перед ним? — Изучать свойства новых шгам- мов вируса, пойманного в очагах эпидемий, — одна из главных и, по жалуй, самых сложных задач Регио нального центра, — говорит профес сор Закстельская. — Без этого не возможен точный прогноз, потому что так называемое эпидемиологиче ское благополучие в стране может быть нарушено вторжением извне вируса с такими свойствами, о кото рых мы не могли предполагать. Вирусологи, объединенные в ми ровом центре гриппа, созданного Всемирной организацией здравоох ранения, не только постоянно сооб щают о движении этой инфекции по своим странам, но и обмениваются штаммами вирусов, вызвавших за болевание. Придет ли в Советский Союз эпи демия гриппа, докатится ли его вол на до нашей территории? Он «подо брался» сейчас довольно близко — в последние дни поступают сообщения о заболеваниях в ГДР. Именно от сюда и пришла эпидемия 1965 года, распространившаяся почти по всей стране. И все же, несмотря на близкую опасность, ученые остаются верны своему прогнозу, утверждая, что ве роятнее всего эпидемии грйппа в Советском Союзе в этом сезоне не будет. А осенью, зимой? Пока отве тить трудно. Это покажут исследо вания, которые проведет Региональ ный центр в ближайшие месяцы. Эпидемия предсказана. Но как будет двигаться грипп по террито рии страны? Два года назад по инициативе действительного члена Академии медицинских наук СССР Оганеса Барояна в Институте эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи бы ла создана лаборатория эпидемиоло гической кибернетики. Ее сотрудни ки, руководимые Леонидом Рваче- вым, поручили электронно-вычисли тельной машине следить за движе нием гриппа по стране. За основу расчетов ученые взяли хорошо из вестное уравнение отражающее ди намичность цепной реакции. Прав да, здесь оно значительно усложни лось, впитав в себя взаимовлияния процессов, движущих эпидемиями. В поле зрения машины пока 128 городов Советского Союза. Пока — потому что ученые уже создали мо дель для 500 городов. По-видимому, и это не предел — машина способ на рассчитать путь гриппа по всей плачете. Авиатрассы, шоссейные ленты и рельсы железных дорог, объединяю щие города, — все это маршруты следования гриппа. Вместе с пасса жирами он в считанные часы пере- ‘бирается из Москвы в Новосибирск, на Камчатку—словом, в любой уго- БЮРО ПРОГНОЗОВ ГРИППА лок Советского Союза. Но зная чис ло пассажиров, перемещающихся из очагов эпидемий, процент больных среди них, можно с большой долей вероятности предсказать развитие вспышки. Собрав данные об эпидемии 1965 года, ученые устроили машине свое образный экзамен. Они вложили в нее сведения о заболевании в горо де, где началась эта эпидемия, и транспортных связях страны. Мат шинный мозг за шесть минут вос произвел многомесячное движение гриппа. Имея сигнал о начале эпидемии и ее основные характеристики, выра женные беспристрастными цифрами, машина выдает прогноз на день, не делю, месяц. По сравнению с другими науками эпидемиология находится в невыгод-* ном положении. Она лишена главно го метода исследования — экспери ментирования. Ведь искусственно эпидемию не вызовешь! Нельзя ли* «разыграть» ее на машине — вло жить данные, отражающие условную ситуацию и выяснить, какие факто ры и в какой степени влияют на развитие эпидемии. Это помогло бы проверить гипотезы, разрешить спо ры. Ведь, возможно, окажется, что достаточно во время вспышек грип па закрыть крупные кинотеатры, вве сти дополнительные линии Городско го транспорта и число заболеваний значительно снизится. Возможно, ос тановить на несколько дней крупные предприятия экономически более оп равдано, чем заставлять их рабо тать в полмощности. Все эти «воз можно» предстоит проверить маши не, способной в день «разыгрывать» десятки инсценированных эпидемий. Э. ГОРБУНОВА, корреспондент АПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz