Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

7 января 196$ г., М 6 (1195$) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Н а т е л Ь в о с п и т а н и я Ч е л о в е к а у в о л и л и В Липецкой мехколонне ЗУ? 51 ра­ ботает шофером Д. Тамбовцев. Тру­ дился добросовестно, соблюдал дис­ циплину,' никаких взысканий со сто­ роны администрации не имел. Но вот однажды он не выполнил рас­ поряжение прораба. За этот про­ ступок ему был объявлен выговор. Через неделю начальнику мехколон- ны т. Зольникову показалось это наказание недостаточным и он из­ дал приказ об увольнении Тамбов- цева с работы. На заседание мест­ ного комитета профсоюза, где обсуж­ дался этот приказ, Тамбовцева да- 'же не пригласили для объяснения. Тамбовцев обратился с исковым заявлением в народный суд — и был восстановлен на работе. Ему также были выплачены, ’ удержанные из зарплаты т. Зольникова, 54 рубля 60 копеек за вынужденный прогул. Увольнение—крайняя мера в про­ цессе воспитательного воздействия на человека. Правильно применен­ ная, она приносит пользу всему кол­ лективу: крепнет вера в незыбле­ мость правил внутреннего распоряд­ ка, в необходимость строгой произ­ водственной дисциплины. Ошибки 1 же в применении закона, отчего бы они ни проистекали, большое зло. Руководителю советского предпри­ ятия или учреждения необходимо очень тонко разбираться в психоло­ гии людей, которыми ему приходит­ ся руководить, хорошо знать трудо­ вое право. Незнание законов о тру­ де во многих случаях является при­ чиной их нарушения. Знала бы, например, заведующая Алексеевской школой Данковского района т. Карасева Положение о правах фабрично-заводских и мест­ ных комитетов, вряд ли пришлось бы Данковскому народному суду разбирать дело уборщицы школы т. Живых, уволенной без согласия профсоюзной организации. Разумеет­ ся, уборщица была восстановлена, а заведующей школой пришлось из своего кармана выплатить ей за вынужденный прогул 32 рубля. ) Известно, что по закону админи­ страция не имеет права уволить ра­ ботника без согласия профсоюзной организации. Однако встречаются I I I факты, когда месткомы и завкомы занимают непринципиальную пози­ цию, дают согласие на увольнение работников без достаточных на то оснований. В Липецком ДСУ-1 более двух лет работал сторожем Ф. Чеботарёв. Замечаний не имел и . дисциплинар­ ным взысканиям не подвергался. Но вот начальник управления И. Мазур выразил недоверие т. Чеботареву в связр с тем, что последний якобы занимается хищением стройматери­ алов. В распоряжение местноТо ко­ митета не было представлено ника­ ких доказательств. Члены месткома, не защитив т. Чеботарева, способст­ вовали совершению беззакония. Недавно пленум Верховного суда СССР принял постановление о су­ дебной практике по делам о восста­ новлении на работе. Рекомендовано дела этой категории чаше рассмат­ ривать непосредственно на предпри­ ятиях и в учреждениях с участием представителей общественности. Пле­ нум обратил внимание судов на не­ обходимость по каждому факту на­ рушения трудового законодательст­ ва выносить частные определения, привлекая к ответственности винов­ ных в этом должностных лнц. Большую помощь в изучении тру­ дового законодательства могли бы сыграть университеты правовых зна­ ний на общественных началах. У нас в области действует пока только один }-акой университет — в Грязях. Он успешно работает на протяжении двух лет. Университет состоит из четырех факультетов. В частности, имеется юридический факультет, в котором обучаются 78 человек. Это руководители предпри­ ятий, работники отделов кадров и председатели профкомитетов. Работа Грязинского университета правовых знаний сыграла большую роль в пропаганде основ трудового законодательства. В районе значи­ тельно меньше стало нарушений за­ конов, почти что изжиты факты не­ правильного увольнения работников. Опьп грязинцев следует распростра­ нить в других городах и районах нашей области. Следует также народным судам, прокурорам и адвокатам чаще ис­ пользовать трибуну выездных сессий для пропаганды и разъяснения со­ ветских законов. Н. УСИК, зам. председателя облсуда. Качество цемента, вырабатыва­ емого Липецким цементным за­ водом, определяется в централь­ ной лаборатории этого предприя­ тия. НА СНИМКЕ: одна из лучших лаборанток член бригады комму­ нистического труда Евгения Сер­ геевна Гамова. Фото И. ВОРОНОВА. НОВОСТИ ТАОС ПЛЕНУМ ПРАГА, 6 января. (ТАСС). Агентство ЧТК опубликовало со­ общение, в котором говорится: 3—5 января 1968 года состоял­ ся пленум Центрального Комите­ та КПЧ, на котором продолжа­ лось обсуждение вопросов, начав­ шееся на декабрьском пленуме. В соответствии с выводами XIII съезда и с тезисами «О положе­ нии и роли партии на современ­ ном этапе развития нашего соци­ алистического общества», одоб­ ренными на октябрьском пленуме, Центральный Комитетобсудил принципиальные вопросы руково­ дящей роли партии, повышения активности н эффективности ее работы. X /С' Центральный Комитет подчерк­ нул, что основным содержанием современной политики партии должно быть сплочение всего че­ хословацкого народа в целях обеспечения дальнейшего разви­ тия высокоразвитого социалисти­ ческого общества. Работа плену­ ма завершилась полным единст­ вом взглядов по всем основным вопросам реализации выводов XIII съезда партии. Центральный Комитет демо­ кратически, по-деловому, крити­ чески и с полным сознанием от­ ветственности приступил к кон­ кретной реализации выводов ок­ тябрьского пленума в своих ря­ дах. Он проанализировал нынеш­ нее положение в партии и указал на недостатки, существующие в методах и стиле работы во внут­ рипартийном руководстве и в кон­ кретном применении принципа де­ мократического централизма и внутрипартийной демократии. По этим вопросам состоялась широкая дискуссия, в которой приняло участие подавляющее большинство членов и кандида­ тов в члены ЦК КПЧ. .На основе общей концепции на­ шей политики, направленной на создание глубоко демократиче­ ского и развитого социалистиче­ ского общества, в соответствии с начавшимся процессом демокра­ тизации в государственно-полити­ ческой области, в интересах раз­ деления труда и новых отноше­ ний между высшими партийными и государственными органами и в целях подчеркивания значения поста президента, как символа ра­ бочей и социалистической власти в этом государстве, Центральный Комитет принял решение о раз­ делении поста президента рес­ публики и первого секретаря ЦК КПЧ. По этим причинам пленум Цен­ трального Комитета КПЧ на ос­ нове собственной просьбы товари­ ща Антонина Новотного принял решение освободить его, как пре­ зидента ЧССР, от должности пер­ вого секретаря ЦК КПЧ. Исполняющий до сих пор дол­ жность первого секретаря ЦК КПЧ товарищ Антонин Новотный стоял во главе партии на протя­ жении ряда лет. С его именем связаны большие успехи которых добилась в эти годы партия как внутри страны, так и в междуна­ родном коммунистическом движе­ нии. Центральный Комитет КПЧ высоко ценит заслуженную и са­ моотверженную работу, которую проделал в этот сложный и труд­ ный период товарищ Новотный, находясь во главе ЦК КПЧ, на пользу партии и республики, и НА ЗАСЕДАНИИ АНГЛИЙСКОГО К А Б И Н Е Т А МИНИ С Т Р О В ЛОНДОН, 6 января. (ТАСС). Вчера в резиденции премьер-ми­ нистра Вильсона продолжалось обсуждение планов сокращения расходов правительства в связи с финансовым кризисом. Заседа­ ния кабинета продолжаются вто­ рой день. Один из обсуждаемых вопро­ сов — возможность сокращения расходов в области просвещения, здравоохранения, жилищного строительства. Свидетельством того, что правительство намере­ но начать наступление на соци­ альные нужды английских трудя­ щихся, служит вчерашнее вы­ ступление министра просвещения и науки Гордон-Уокера, который говорил о «необходимости» со­ кратить ассигнования на нужды образования. Другое свидетельство этого на­ мерения • правительства — отказ британскому конгрессу тред-юни­ онов в просьбе повысить заработ­ ную плату рабочих в том разме­ ре, в каком он требует. На вче­ рашнем совещании представи­ телей БКТ с ведущими -членами кабинета министров было заявле­ но, что правительство может до­ пустить увеличение зарплаты, не превышающее трех с половиной процентов. л КПЧ выражает А. Новотному за нее благодарность. Затем Центральный Комитет единогласно избрал первым сек­ ретарем ЦК КПЧ товарища Алек­ сандра Дубчека, члена Президиу­ ма ЦК КПЧ и первого секретаря ЦК КП Словакии. Избрав первым секретарем ЦК КПЧ товарища Дубчека, Центральный Комитет сохраняет непрерывность партий­ ного руководства 'и оценивает опыт его долголетней партийной работы. После избрания тов. А. Дубчек произнес краткую речь. Он под­ черкнул значение основного ле­ нинского принципа политики на­ шей партии, ее единства# и пре­ данности идеям марксизма-лени­ низма, закрепленных в ее дея­ тельности с самого основания партии, социалистического прин­ ципа интернационализма, разви­ тия социализма, являющихся ос­ новой чехословацкого единого государства чехов и словаков, ос­ новой надежной международной безопасности нашей страны, ко­ торая является неотделимой ча­ стью мировой социалистической системы, прочно связанной с Со­ ветским Союзом. Работа пленума Центрального Комитета КПЧ завершилась в духе полного единства и спло­ ченности, отвечающем революци­ онным традициям КПЧ и \вели- чню задач нынешнего периода. З А Я В Л Е Н И Е ЯКУБУ Г ОВ ОНА ЛАГОС 6 января. (ТАСС). Федеральное правительство Ниге­ рии намерено усилить вое'нные действия против . отколовшейся Восточной области, объявившей себя республикой Биафра. Об этом сообщил- вчера на пресс- конференции для местных и ино­ странных журналистов глава фе­ дерального правительства гене­ рал Якубу Говон. Однако он под­ черкну, что военные действия будут приостановлены, как только восточнонигерийские лидеры по­ ложительно ответят на его при­ зыв начать переговоры о мире. Глава федерального правитель­ ства указал далее, что 1968 год будет для Нигерии особенно от­ ветственным. Правительству стра­ ны предстоит выполнить сложную политическую программу — под­ готовить проект новой федераль­ ной конституции, покончить с кор­ рупцией, ликвидировать последст­ вия войны. Земледельцы Демократической Республики Вьетнам, несмотря на суровые условия военного времени, вырастили богатый урожай риса. В настоящее время они ведут уборку второго урожая этой куль­ туры. НА СНИМКЕ: сушка обмолоченного риса в одном из кооперати­ вов в провинции Намха. Фото ВИА—ТАСС. ПРИЗЫВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФРОНТА ПИРЕЯ ПАРИЖ, 6 января. (ТАСС). «Вся страна, все греческие семьи, все сердца омрачены черной тенью фашизма. Помогите нам в борьбе за скорейшее свержение фашизма, за возвращение нашей свободы и демократии». С этим призывом к международной об­ щественности обратился патрио­ тический фронт Пирея. Призыв получен и распространен «Фран­ цузским комитетом за демократи­ ческую Грецию». У С П Е Х И П А Т Р И О Т О В ХАНОЙ. 6 января. (ТАСС). Бойцы народных вооруженных сил Освобождения Южного Вьет­ нама вывели из строя в боях в конце декабря в провинциях Ку- ангнам, Куангнгай, Тхузаумот и Тайнинь более 500 вражеских солдат, в том числе более 400 американцев. Они сбили один вертолет, по­ вредили 10 бронетранспортеров и захватили много орудия. Об этом сообщило Вьетнамское информа­ ционное агентство, ссылаясь на агентство Освобождение. В застенках пирейской полиции пытали и пытают сотни против­ ников режима. В тюрьмах и лаге­ рях уничтожают честных грече­ ских патриотов и демократов. Миллионы греков живут в страхе. «Помогите спасти патриотов от палачей хунтьр»,—призывает пат­ риотический фронт Пирея. 1 Н О В Ы Й И Н Ц И Д Е Н Т А м м а н , 6 января, ( т а с с ). Израильские войска обстреляли вчера утром иорданские позиции в районе Захра Ан-над-жар. Иорданская сторона открыла от­ ветный огонь. Завязавшаяся пере­ стрелка, в которой принимала участие артиллерия, продолжа­ лась около двух часов. Как зая­ вил представитель иорданского военного командования, в резуль­ тате этого инцидента били выве­ дены из,строя четыре израильских военных автомашины. В приня­ той здесь позднее передаче радио Израиля говорилось, что в пере­ стрелке было ранено четыре изра­ ильских солдата. Д Р У Ж Н ЫМ И У С И Л И Я М И Большую индивидуальную воспитательную работу в нашем училище проводят с учащимися В. Г. Берев, Н. Ф. Бурых, А. И. Котов. Заслужен­ ным уважением пользуется закончившая наше училище мастер М. Г. Ло­ патина. Особенно хочется сказать об А. И. Демидове. Он был бригадиром строительной бригады, зачинателем многих славных дел. Имеет 11 наград ЦК ВЛКСМ. Большую внеклассную работу проводят преподаватели О. Р. Шама- рина и П. Г. Рябых, библиотекарь Л. И. Неборак. В училище много круж­ ков. Особенно популярны кружки художественной самодеятельности. Сей­ час интенсивно работают секции лыжная, легкой атлетики и тенниса. О. ДИВАКОВ, пом. директора Липецкого ГПТУ № 3. Еще три года назад#строители на­ шего треста возводили стены про­ мышленных объектов из так называе­ мых мелкоштучных строительных элементов, а перекрытия — из моно­ литного бетона. При этом, естествен­ но, затрачивалось много ручного тру,- да. Тогда-то и были разработаны проекты, в которых все несущие и ограждающие конструкции предпола­ галось выполнить из сборных эле­ ментов. Другими словами, целый объект мог возводиться до стадии отделочных^работ небольшой группой монтажников. Нужно ли доказывать, какой^ поис­ тине громадный экономический эф­ фект принесла — На набережной реки Воронеж строительным управлением № 5 бу­ дет выстроен комплекс здания инсти­ тута «Гипромез», центральная 13- этажная часть которого будет про­ сматриваться с любой точки города. До сих прр фундаменты объектов, которые собирались из сборных эле­ ментов, . сооружались монолитными. Поэтому решено индустриализовать строительство и этой части сооруже­ ния, применив свайные основания. С этЪй целью в тресте сформирован специальный участок, получено коп­ ровое оснащение. Строительство двух объектов, о которых шла речь выше, а также труболитейного цеха завода Одно время у нас было налажено изготовление термозитобетонных па­ нелей, и мы впервые применили их На строительстве цеха мелкого литья завода «Центролит». Термозит отли­ чается от керамзита объемным весом, он вдвое тяжелее. Поэтому исполь­ зование термозитобетонных панелей как навесных с опорой на столики исключается. Требуется принципиаль­ но новое техническое решение. Оно было найдено совместно с работни­ ками ленинградского института «Промстройпроект» и впервые в стра­ не применено на сооружении цеха мелкого литья нам эта новинка. Она значительно снизила трудоем­ кость работ, п о ­ высила произво­ дительность труда строителей. • Доля полно­ сборного строи­ тельства в тресте Стала из года в год рабтн. Сейчас уже воздвигнут новым методом целый Цяд важ­ ных объектов: СВОЕВРЕМЕННО, ЭКОНОМИЧНО , Н А Д Е Ж Н О о НОВЫХ МЕТОДАХ СТРОИТЕЛЬСТВА смолододомитовая фабрика,’цех мелкого литья и базис ный склад завода «Центролит», га­ раж на 800 мест для АТХ-21, авторе­ монтный завод «Сельхозтехника», металлоразделочная база. В период освоения новшества в тресте выросли замечательные кадры монтажников. Это — бригадиры В. В. Фарафонов, Н. И. Елисеев, монтаж­ ник В. В. Мордовии и многие другие. Весь монтаж они осуществляют сво­ ими силами, не отвлекая бригады управления «Стальконструкция», за­ нятые на сооружении объектов Ли­ пецкой Магнитки. Теперь, когда в тресте уже накоп­ лен некоторый опыт возведения зда­ ний и сооружений новым методом, можно с уверенностью сказать, что коллективы наших управлений имеют возможность строить объекты прак­ тически любой сложности. Укажу лишь на два из них, которые должны особенно заинтересовать обществен­ ность Липецка. На улице Зегеля колл. тивом СУ-3 будет сооружать­ ся уникальное по своей конструкции современное здание из стекла и бе­ тона. в котором разместится Дом быта. Оно будет состоять из много­ ярусного железобетонного каркаса, огражденного стеновыми панелями с ленточным остеклением. Строительст­ ве Дома быта могло быть начато уже в этом году. Однако институт «Ли- пецкгражданпроект» задержал выда­ чу документации. «Свободный сокол», цеха среднего литья и других начнется с забивки свай. Это позволит высвободить большое количество бетонщиков и еще больше повысить производитель­ ность труда рабочих треста. Благодаря применению нового ме­ тода строительства, выработка в тра­ сте только за последние три года возросла на 23 процента. Вместе с тем нельзя не сказать и о тех трудностях, которые встречают­ ся еше на пути нового. Так, уже сейчас мы ощущаем острый дефицит в стеновых панелях. Если в прош­ лом году* нами смонтировано 2 1 0 0 кубических метров стеновых панелей, то в 1968 году их понадобится уже 5 тысяч кубометров. Дело в том, что существующие мощности но про­ изводству стеновых панелей руково­ дители треста «Железобетон» разви­ вают неохотно, а сырья для их изго­ товления нет. Выход мы видим в скорейшем пуске в эксплуатацию ус­ тановки, перерабатывающей отходы Новолипецкого металлургического за­ вода. Из шлаков будет вырабаты­ ваться специальный материал — тер­ мозит. Это необходимый продукт для изготовления стеновых панелей. Собственно, установка уже построе­ на. Сейчас она находится в стадии реконструкции. Но эти работы, кото­ рыми занимается трест «Липецк- строй», сильно затянулись. завода «Центро­ лит». Было най­ дено конструктив­ ное решение за­ полнения ленточ­ ных оконных про­ емов. Были реше­ ны все другие технические и ор­ ганизационные во­ просы. Опыт стро­ ительства цеха изучен инженера­ ми треста В. И. Васильевым, Н. В. Исаевой, Р. А. Чиж, В. И. Чури­ ным и поддержан проектными инсти­ тутами. Из таких панелей Ленин­ градское отделение «Гипромез»^ за­ проектировало трубиех завода «Сво­ бодный сокол», институт «1 ипроста- нок» — главный корпус Грязинского завода гидрооборудования, Харьков­ ский «Южгипроцемеит» — обогати­ тельную фабрику Данковского доло­ митового комбината и много других объектов. Другими словами, мы решили, учитывая нашу перспективу в исполь­ зовании этого материала, стены всех промышленных зданий возводить из таких панелей. Сейчас наш трест по­ лучает проекты, а панелей нет. Мы надеемся, что работники трес­ та «Железобетон» в самое ближай­ шее время освоят термозитобетон, учитывая. что в области появился крупный потребитель этой продукции. (Тримеиение дешевого материала, получаемого из отходов, сулит боль­ шие экономические выгоды и позво­ лит нам, липецким строителям, вы­ ступить инициаторами его примене­ ния. Нельзя не учитывать, что при острой нехватке стеновых материа­ лов, которая сейчас ощущается, ввод гермозитобетонной установки будет равен вводу одного кирпичного за­ вода. В самом деле, ведь тогда кир­ пич на строительстве промышленных объектов практически не понадобит- ся Л. ХОЛМЕЦКИЙ, главный инженер треста «Промстрой». Иногда, пере­ фразируя поговор­ ку древних, гово­ рят: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». В таких случаях имеют в виду, конечно же, не одну книгу, читаемую в данный момент, а уровень начитан­ ности человека вообще, круг его ин­ тересов, кругозор. Кругозор форми­ руется годами, как годами выраба­ тываются и художественные вкусы человека. Надо ли говорить, какое значение имеет в этой связи худо­ жественная литература, с которой человек начинает знакомиться еще в школе? Но сам по себе учебный предмет и даже добросовестнейшее его изучение' «от сих до сих» еще не определяют кругозора и вкусов. В отношении литературы это прояв­ ляется особенно наглядно. Когда выпускник школы заявляет, что про­ изведения Пушкина и Льва Толстого рассказали ему, как жили дворяне, но не научили, как жить, то очевид­ ным становится бесполезность его занятий литературой. Введение с этого учебного года факультативных курсов по литературе в старших классах средней школы менее всего преследует цель механически расши­ рить круг изучаемых вопросов, уве­ личить число произведений, «разби­ раемых» на уроках. Что в принципе изменится, если- школьник узнает историю создания не одного толстов­ ского романа, а трех? Обогатятся его знания истории литературы. Но не мало ли этого? - Факультативные курсы прежде всего ориентируют на свободу твор­ чества. И учителя, в первую бчередь, и учеников. Разумеется, свобода эта вовсе не означает возможности дей­ ствовать по принципу «кто во что горазд». Но преподаватель имеет право учитывать интересы школьни­ ков, исходить из своих интересов и возможностей. Работая с учениками, добровольно избравшими этот полю­ бившийся им предмет, учитель полу­ чает самые широкие возможности воспитывать с помощью своего пред­ мета. И это, пожалуй, важнейшая функция факультативных курсов. Что же касается литературы, тем более литературы советской, которая справедливо рождает горячую заин­ тересованность старшеклассников, то не^ более благодатной и благопри­ ятной основы для воспитательной работы. Программно-методическое управ­ ление Министерства просвещения РСФСР рекомендует вести факуль­ тативные занятия по советской лите­ ратуре в десятом классе. Это объяс­ няется и непосредственной связью с материалом, изучаемым на уроках обязательных, и определенной подго­ товленностью школьников к восприя­ тию этого курса. Разумеется, это не значит, что в десятом классе следует на факультативных Занятиях гово­ рить только о советской литературе, не значит, что нельзя этот материал использсЕать в работе с девятиклас­ сниками или даже восьмиклассника­ ми. Но необходимо чувство меры. Программа предполагает семьде­ сят часов факультативных занятий. Означает ли это, что нужно курс по советской литературе факультета И МЫСЛИ, И ЧУВСТВА! русского языка и литературы педа­ гогического института (восемьдесят часов) перенести в школу? Конечно, нет. Вряд ли будет целесообразным превращать факультативные заня­ тия в строгий историко-литературный курс, охватывающий, десятки имею. и сотни произведений. Более разумным представляется сосредоточение вни­ мания на отдельных (но наиболее важных, интересных для учеников и учителей) «моментах развития лите­ ратуры. Нынешний учебный год смело мо­ жно назвать «Горьковским годом». Можно с успехом организовать фа­ культативные занятия, опираясь, главным образом, на изучение твор­ чества Горького. Ученики обогати­ лись бы не только знанием многих произведений, не О ФАКУЛЬТАТИВНОМ КУРСЕ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ включенных в обя­ зательную школь­ ную программу; они получили бы представление о специфике театра и кино, изучая вторую и третью жизнь горьковских произведений. К старшеклассникам в этом случае «пришли» бы Стани­ славский и его Художественный те­ атр, пришли бы Пластов, Шмаринов, Кукрыниксы и другие выдающиеся советские художники, иллюстриро­ вавшие романы, повести, рассказы Горького. Возможен и иной вариант, ориен­ тирующийся на литературно-журна­ листские интересы школьников, вари­ ант, представляющий собою основу редакционно-газетного дела. Наряду с сообщениями, лекциями учителя о наиболее значительных этапах исто­ рии журналистики, занятия эти пред­ полагают творческую работу школь­ ников, создание ими информаций, репортажей, рецензий, очерков, фель­ етонов, правку, редактирование ма­ териалов товарищей. Такие занятия позволили бы школьникам на прак­ тике проверить свои знания, навыки, способности, а газетам дали бы но* вых корреспондентов. Группа учителей липецких школ избрала форму факультативных за­ нятий, близкую той, что была пред­ ложена программно - методическим управлением, но все же не столь ши­ рокую. Сужение тематики позволило пойти вглубь, сосредоточить внима­ ние на вопросах, интересующих стар­ шеклассников и, что не менее важно, содействующих развитию творческих способностей учащихся. Программу, которой руководствуются эти учите­ ля, можно назвать так: «Пятьдесят лет советской поэзии». Нет необходи­ мости подробно говорить о том, как популярна в наши дни поэзия и как интересна такая программа факуль­ тативных занятий для школьников. Причем, это именно программа, по­ зволяющая на широком историко-ли­ тературном фоне проследить законо­ мерности развития советской поэзии, вопросы традиции и новаторства, преемственности поэтических поколе­ ний. Несомненно, что разговор не должен сводиться только к сообще­ нию биографических данных о поэ­ тах, к определению темы, идеи и «ху- дожественных особенностей» их про­ изведений. Очень важно дать стар­ шеклассникам представление о спе­ цифике поэзии, показать им силу ху­ дожественного слова, его эстетиче­ ского. эмоционального воздействия. Еше важнее воспитать в учениках хороший вкус, убедить их в том, что (говоря словами поэта) «без стихов хороших жизни нет, ну, разумеется, хорошей жизни». Одной из форм постижения глуби­ ны и красоты поэтической мысли может быть раздумье школьников об одном и том же произведении, но в несколько, так сказать, этапов. Учи­ тель предлагает неизвестное прежде учащимся стихотворение с тем, что­ бы они сообщили свое мнение о нем (лучше письменно), т, е. отметили бы, чем привлека- ет их это произве­ дение, какие будит чувства и мысли. Изучение непосре­ дственного вос­ приятия школьни­ ками поэтических произведений может во многом по­ мочь учителю в дальнейшей работе, в организации вообще всех занятий по литераторе. Затем учитель знакомит школьников с биографией, своеобра­ зием творческого пути избранного поэта. На занятиях необходимо про­ читать новые произведения, помимо тех, что предлагались ученикам для анализа. Здесь чрезвычайно важно донести До старшеклассников эмоци­ ональную силу стиха, показать не только богатство поэтической мысли, но и величие чувства, пробуждающе­ го ответные настроения читателей, слушателей. Сейчас во многих шко­ лах есть возможность познакомить учащихся с работой мастеров худо­ жественного слова, актеров, чьи го­ лоса на пластинках и магнитофон­ ных лентах доносят до слушателя богатство стиха. После специальной беседы о творчестве поэта, беседы, в которой необходимо выявить степень ^знакомства всех, кто посещает фа­ культативные занятия, с произведе­ ниями этого поэта и представить уче­ никам дополнительные' материалы, интересные для них (воспоминания современников о поэте, историю соз­ дания и издания его книг, иллюстра­ ции ' к его произведениям, работу композиторов, а быть может и теат­ ральных режиссеров), следует еще раз предложить анализ поэтического произведения, о котором школьники уже писали. Несомненно, во втором случае, анализ будет полнее и глуб­ же, учащиеся смогут убедиться в том, что поэтическое произведение- это целый з^ир, сложный к гармонич­ ный, мир, богатый мыслью и чувст­ вом, В результате такой работы старшеклассники почувствуют себя исследователями, открывателями. Не следует бояться того, , что не­ много удастся проанализировать произведений, что узок будет круг изучаемых поэтов. Это как раз тот случай, когда ради качества можно поступиться количеством. Глубоко „познав два—три лирических произ ведения Есенина или Светлова, школьники смогут уже сами (более того—захотят са- ми) постичь красо­ ту других стихо­ творений, у них вырабатывают с я навыки самостоя­ тельной, вдумчивой оценки твор­ чества поэтов. Очевидно, -что выра­ ботка таких навыков будет способ­ ствовать и формированию верного эстетического критерия художествен­ ного вкуса. Факультативные занятия по лите­ ратуре открывают широкие возмож­ ности для ученической инициативы, для работы по-настоящему исследо­ вательской. Липецкий край дал рус­ ской литературе более сорока имен, среди которых такие известные, как Писарев и Бунин, Пришвин. Среди писателей — уроженцев Липецкой области — Герой Советского Союза поэт Борис Котов, замечательный лирик Павел Шубин, автор яркой поэмы «Суд памяти» Егор Исаев. Сколько интересного о жизни этих поэтов, об их пути в литературу, об истоках их поэтического творчества смогли бы узнать пытливые слуша­ тели факультативного курса «Пять­ десят лет советской поэзии». Быть может, есть еще неопубликованные, не известные читателям произведения, хранящиеся у родственников, у зна­ комых поэта, возможно, сохранились письма, автобиографические замет­ ки, дополняющие наши знания об авторах многих полюбившихся чита­ телям произведений. Работа литера­ турно-краеведческая не менее инте­ ресна и полезна,* чем детальный ана­ лиз отдельных произведений. Нема­ ло есть в стране школьных музеев Маяковского или Мусы Джалиля. Пусть не музей, но поэтический уго­ лок 1 йожно организовать в каждой школе. Изучение поэзии не терпит штам­ пов так же, как и сама поэзия, фор­ мы этой работы должны быть самъА ми разными. Содержательная эмоци­ ональная лекция учителя и сообще­ ния школьников, делающих попытки самостоятельно оценить поэтическое явление, с успехом могут сочетаться с вечерами поэзии, литературными диспутами, литературными виктори­ нами и конкурсами на лучшее испол­ нение лирического произведения. Логическим продолжением анализа произведений больших поэтов могут быть стихотворные опыты самих уча­ щихся. В таком случае разговор о поэзии может принять еще более конкретные формы. Следует только приветствовать подобные опыты уче­ ников. Разумеется, средняя шкода не призвана готовить поэтов, но задача учителя литературы воспитать чело­ века, который не может жить без Пушкина, Блока, Маяковского. Вос­ питать любителя поэзии тем более важно, что молодой человек приоб­ щается, познавая поэзию, к «миру больших желаний и страстей», миру гражданского подвига, ибо,, как ска­ зал Евг. Евтушенко, «поэт в России больше, чем поэт. В ней суждено по­ этами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства...» А разве есть более почетная задача, чем воспитание гражданина — чело­ века больших мыслей и чувств? Л. ЗАМАНСКИИ, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы Липецкого педагоги­ ческого института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz