Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
3 м арта 19 68 жа N 55 (1 2 005 1 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ СЛОВО О КРУЖЕВНОЙ СКАЗКЕ На одной из улиц древнего Ельца есть здание, в которое входишь с тем же чувством, с каким пересту пают обычно порог музей. Здесь, так же, как и много веков назад, мерно стучат деревянные коклюш ки, и чародеи старинного художест венного промысла продолжают и в наши «космические» дни создавать удивительной красоты кружевную сказку. Вместе с заведующей эксперимен тальной лабораторией комбината художественных промыслов Вален тиной Ивановной Григорьевой, в прошлом выпускницей Московского художественного промышленного училиша им. Калинина, мы обходим рабочие- места кружевниц. Опытные мастерицы В. М, Иванова и В. Е. Атаманова близки к завершению кружевных сувениров на срвремен- ную тему. На фоне традиционного орнамента — ракета и фигурки кос монавтов. Но и здесь — характер' ные черты «елецкого почерка»^ ажур ный орнамент, полный лиризма. По соседству с Ивановой и Ата мановой работает одна из старей ших на участке кружевниц «—шести- дееятишестилетняя М. П. Неделина. Мария Павловна родом из деревни Казинка, что в нескольких километ рах от Ельца. Искусство кружезо- плетения с давних пор передавалось в этой деревне из поколения в поко ление. Ему посвятила свою большую жизнь и Мария Павловна. — Большинство наших мастериц *— нотомстБенные кружевницы, — рассказывает В. И. Григорьева. — От матерей ' и бабушек получили они первые навыки плетения кру жев. С годами они доводили свое искусство до совершенст ва. И теперь красота созданной русскими мастерицами кружевной сказки поражает ценителей прекрас ного и в нашей стране, и за рубе жом. На стенах зала, в котором при вычно стучат коклюшки, дипломы и грамоты разных лет — свидетельст ва мирового признания работ елец ких кружевниц. «Французская республика. Между народная выставка искусств и тех ники. Париж. 1937 год. Диплом на золотую медаль. Присужден коопе рации мастеров в Ельце. СССР». «Брюссель. Всемирная выставка. 1958 год. Диплом и серебряная ме даль». «Москва. 1967 год. Международ ная выставка одежды. Всесоюзная торговая палата. Диплом». Только в прошлом юбилейном го ду, кроме участия на Всемирной вы ставке в Монреале, кружевницы комбината экспонировали свои уни кальные работы на Всесоюзной вы ставке в честь 50-летия Великого Октября в Москве, на международ ных выставках прикладного искусст ва в Лондоне, Будапеште, Бухарес те, Милане. Мне посчастливилось видеть изде лия, которые были изготовлены для советского павильона в Канаде. Наи большее впечатление производит, > пожалуй, почти" трехметровое пан но «Русские женщины» — работы двадцати двух лучших елецких мастериц. Его рисунок создавался профессиональными художниками. В изготовлении панно принимали участие работники эксперименталь ной лаборатории комбината, со трудники йаучио-иссДедбвателЬскоГо института художественной промыш ленности. Но поражает не столько сам рисунок, сколько самобытность его исполнения, типично елецкий, орнамент, теплый, лиричный, не по хожий ни на вологодский, ни на ки ровский. ни на рязанский кружев ной узор. * О елецких кружевницах и их мас терстве немало уже сказано и напи сано. Заслуги мастериц старинного художественного промысла обще- признаны и бесспорны. Не случайно уникальные работы удивительной елецкой кружевницы Дарьи Нико лаевны Матюхиной. ушедшей из жизни несколько лет назад в девя ностолетием возрасте, хранятся в фондах Русского музея, а скатерть, созданная художницей П. Г. Петро вой в содружестве с кружевницами — в Музее народного творчества в Москве. Между тем те, кому дорого на стоящее и будущее старинного ис кусства плетения кружев, сейчас с тревогой думают о завтрашнем дне художественного промысла. И для тревоги есть, к сожалению, доволь но веские основания. Кружевоплетенйе получило в Ель це и его окрестностях широкое рас пространение в конце XVIII века. Первые же письменные упоминания о промысле относятся к более ран ним временам. В Ельце, а также в Ла.мской, Дрезгаловской, Суворов ской, Воронецкой волостях кружево создавали целые семьи. В 1880 году, например, е окрестностях Ельца на считывалось десять тысяч кружев ниц, а уже в первое десятилетие нынешнего века их число достигло рекордной цифры — сорока тысяч. После Великой Октябрьской соци алистической революции мастера кружевного промысла впервые были объединены — цначале в коопера тивы, затем — в специализирован ный промысловый союз, который возглавил артели кружевниц. В 1933' году, например, такие артели объединяли в своих рядах двадцать тысяч мастериц кружевоплетения. Наконец, В 1960 году на базе арте лей был создан комбинат художе ственных промыслов. Прошло семь лет. Перед руково дителями комбината, которые несли теперь ответственность не только за то, как их весьма своеобразное предприятие выполнит план и реа лизует продукцию, но и за судьбу искусства кружевоплетения в Ельце, встало сразу несколько трудных проблем. Первая и, пожалуй, одна из са мых важных — проблема подготов ки кадров. — В старину кружевниц никто специально не учил. — говорит главный инженер комбината II. С. Жукова. — Искусство передавалось только по наследству. Потом проис ходил своеобразный «естественный отбор» — иэделйя наиболее талант ливых покупались и ценились, а кружева менее Талантливых не пользовались спросом. В наши дни такая система пополнения мастериц совершенно бесперспективна. Почему бесперспективна — понять нетрудно. Во-первых, 'потому, что (будем смотреть правде в глаза) значительно меньше молодых людей посвящает себя в наши дни мало производительному, кустарному про мыслу. На-протяжении десятилетий не меняется, оставаясь высокой, се бестоимость изделий кружевниц, труд которых не подвержен тем пе ременам, что вносят в других видах промышленного производства меха низмы и автоматы. Девушки с боль шей охотой идут работать в наши дни на заводы и фабрики. Памятуя об этом, матери теперь, даже в тех семьях, где кружевоплетенье — про мысел традиционный, менее усердно передают своим детям старинное искусство, унося с собой его тайны. Если три с половиной десятилетия назад союз кружевниц объединял 2 2 тысячи человек, то теперь их насчи тывается менее четырех тысяч. Это — так называемые издержки времени. Но есть проблемы, реше ние которых нельзя оправдать объ ективными причинами. Всего лишь два года назад • пои комбинате работала художественная профтехшкола, которая находилась в ведении областного управления местной промышленности и имела специальное кружевное отделение. Оно готовило кадры для комбината. В последние два учебных года набор на кружевное отделение прекращен, а школа превратилась в профессио нально-техническое училище № 17. В чем же дело? Оказывается, бывшая художественная школа пе решла в ведение органов профтех образования, которым «не выгодно» готовить кружевниц. Набор на отде ление невелик, срок обучения — це лых два года. За такое время гото вить каких-нибудь тридцать человек показалось для руководителей учи лиша слишком большой роскошью. Куда проще обучать парикмахеров, портных и других работников сфе ры обслуживания. А как же судьба комбината, судь ба старинного художественного про мысла? Это в компетенцию органов профтехобразования, увы, не входи ло. Что же касается руководителей управления местной промышленнос ти, то и их, судя по всему, это не очень встревожило. А между тем на комбинате большинство кружевниц преклонного возраста. Молодежь на смену им почти не приходит. Возникла и другая проблема: как закрепить тех, кто п свое время окончил профтехшколу, за комбина том. Из 26 выпускниц 1965 года стали кружевницами только три. С одной и? оставшихся на предприятии — Анной Гузеевой мне довелось беседовать. — Интересуетесь, почему девушки уходят на другие работы? — спро сила Анна. — Не оттого, что им специальность не нравится. Круже- вопл'етение — дело увлекательное. К тому же, в школе нас обучали выполнять рисунки любой сложнос ти. Девушки уходят туда, где им создают лучшие условия труда и быта, С этим у нас на комбинате далеко не благополучно Мне рассказы вали, что в Волог де, например, ком бинат художест венных промыслов имеет и школу, и ~ шяшяттт общежитие. В •Ельце же нет ни того, ни другого. Многие кружевницы, работающие в городе, ездят сюда из дальних дере вень. Им негде жить. Весьма сомнительно и то отноше ние, которое бытует еше у нас к изделиям кружевниц. На них сплошь и рядом смотрят как на рядовые предметы ширпотреба, не делая ни какой скидки на то, что изделия многих елецких мастериц относятся больше к области искусства, чем к области промышленного производст ва. Об искусстве вспоминают, как правило, "только перед какой-нибудь очередной ответственной выставкой. Тогда ь Елец летят депеши с нака зом: изготовить десять или двадцать экспонатов. При этом непременно добавляются эпитеты — «художест венных», «уникальных». Проходят выставки, присылаются дипломы и медали — и вновь комбинат пре вращается в сугубо промышленное предприятие, где ценятся штуки, где главное — меньшая затрата времени на единицу продукции. Отсюда и обезличка, которая поч ти неизбежна при таких условиях работы. Она чувствуется даже в фирменном магазине «Елецкие кру жева», где я тщетно пытался узнать имена авторов Некоторых удиви тельно красивых изделий, предлага емых покупателям. Но, увы, имена Мастериц уже не известны. Думается, что это так же несправедливо, как если бы картину продавали, поза быв о ее создателе. Можно было бы предъявить спра ведливые претензии к тому, как планируется работа комбината ху дожественных промыслов, как это предприятие снабжается необходи мым инструментом и сырьем, как организован сбыт его очень попу лярной продукции. Не знаю, каково мнение на этот счет начальника об ластного управления .местной про мышленности И. М. Бочарникова, но трудно признать нормальным тот факт, что даже за такой «мелочью», как булавки, директору комбината В. Н. Ермакову приходится ехать в Ленинград. Ехать и добывать чх там пеною утомительных хождений по инстанциям и унизительных просьб. Сейчас часто и вполне закономер но ставится в нашей печати вопрос о том, чтобы помочь Сельским тру женикам сделать зимние месяцы в деревне временем рабочим. И в ре шении этой, скажем прямо, социаль ной задачи ведущую роль могут сыграть традиционные народные промыслы, которым все еше уделя ется у нас значительно меньше вни мания, чем они того гэслVживают. У творцов кружевной сказки мно го больших и малых проблем. Их надо решать сейчас во имя того, чтобы сохранить для будущего кра соту. Сейчас, ибо потом может ока заться уже поздно. Только при стальное внимание к судьбе старин ного елецкого промысла даст воз можности и в будущие годы радо ваться нам и детям нашим удиви тельному русскому искусству круже воплетения. Ю. ЛУПАЦ, Н ОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ Липец кого областного драматиче ского театра «Верность», ко торым дебютировал в качестве ре жиссера на нашей сцене заслужен ный артист РСФСР А. Агафонов, нельзя смотреть равнодушно. Кот нечно, не все примет зритель в той трактовке пьесы В. Пановой, ко торую предлагает театр, с чем-то согласится. Но равнодушных, я убежден в этом, в зале не будет. Нет их и на сцене — рецензируе мый спектакль как раз представляет тот счастливый случай, когда каж дый актер с настоящим увлечением ведет свою роль, ибо независимо от того, мала она или велика, она не обыкновенно важна, и характери зуется не столько количеством реп лик, поступков, сколько четкостью жизненной позиции персонажа. Драмат у р г и я рам, но все они довольны своей жи знью. Зато недовольны тем образом жизни, который ведет Надя. А она не имеет ни постоянной квартиры, ни постоянной работы, ни даже про фессии. Изъездила вдоль И поперек весь Советский Союз, жила впрого лодь, и все-таки довольна. Потому что 2 0 лет несет в себе нерастрачен ным большое чувство — любовь, И знает, что и она любима. И не нуж но ей ни квартиры, ни мебели, ни спокойного места в жизни. Только бы быть рядом с любимым, вместе с ним делать (не свое — его) дело. Кто прав? Трудно возражать пре тив позиции Миловановых. А разве можно возразить против огромной любви? Говоря словами Серпухина, разве можно протестовать против звезды только потому, что она есть? Это же великолепно, когда человек спец. корр. г. Елец. {Ленинского знамени». Веры Пановой своеобразна. Она всегда оставляет много места для творчества акте ра, сама требует от него потока ^ 1 — — изобразит ельн ы х средств, жеста, интонации, позво ляя весьма различно прочитать мно гие образы. «Верность», к тому же, отличается медленным развити ем действия, но напряженной психо логической борьбой . персонажей, борьбой, в которой нет готовых ре шений, в которой каждое или почти каждое из них может быть оспорено. Легко, например, разделить всех героев на два враждебных лагеря. Один из них (поставим условно во главе его Георгия Милованова) бу дет косным, рутинерским, почитаю щим превыше всего жизненные удоб ства, солидное положение в обще стве, как огня, боящегося свежего ветра перемен. Другой (его возгла вит Надя) всей душой стремится к новому, не ищет почета, ведет чуть не подвижнический образ жизни. Два лагеря — два подхода к жизни. Георгий Милованов и его сторонни ки осуждаются, пример Нади утверж дается в качестве эталона. Все ясно и чет^о, хотя и примитивно. Режиссер А. Агафонов лобового решения пьесы не принял. Он поста вил перед актерами принципиальный вопрос: во имя чего живут И дейст вуют герои пьесы. И тогда ока залось, что никаких крайних лагерей в спектакле быть не может. Все его герои — это хорошие люди, и в главном их нельзя, невоз можно противопоставлять друг дру гу. А вот в частностях... О частно стях следует хорошенько подумать, потому что они остры, важны в жизни, на каждом шагу встречают ся вокруг нас, и решить их, ох, как непросто! Частность первая: человек и его место в жизни. Георгий Милованов (заслуженный артист РСФСР А. Ага фонов), Евгений Милованов (артист Г. Бессчетнов), Серафима (артистка К. Шитова) решают эту проблему просто. Они работают честно, с ду шой относятся к своим обязанно стям. Они, каждый на своем участ ке, несут людям пользу и дорожат тем уважением, которым им платят окружающие. При этом есть у них и хорошие квартиры, и мебель есть, и другие жизненные бл^га, которые, впрочем, отнюдь не составляют единственного предмета их устрем лений. Люди эти различны по характе- „ В Е Р Н О С Т Ь 44 Г БЕРЛИН, 2 марта. (ТАСС). «Прочный союз между братскими партиями», «Единство действий в борьбе против империализма» — под такими заголовками печать ГДР публикует материалы, посвя щенные Консультативной встрече представителей коммунистических И рабочих партий в Будапеште. Участники встречи единодушно приветствуют и поддер ж и в а ю т предложение о подготовке и про- Заб инто ва иные голо ва и рук и... Так выгляд ит »тот мо р ской пехотинец н а ба зе Кхес ан ь (Ю жный В ьетн ам) по сле оче редного боя. Он, как и ве сь амер ик ан ский г арн изон »той б а зы, п ребывает в по стоянном ст рахе, ож ид ая нападен ия бойцо в Арм ии ос вобожден ия Ю жного Вьетнама. Телефото ЮПИ—ТАСС. ведении в этом году междуна родного совещания коммунисти ческих и рабочих партий, заявля ет газета «Нойес Дойчланд». ВАРШАВА, 2 марта. (ТАСС). «Коммунистические и рабочие пар тии — ведущая сила антиимпери алистического движения», «Иден тичность взглядов по вопросу со зыва международного совещания» — под такими заголовками все польские газеты публикуют на видных местах отчеты о работе Консультативной встречи пред ставителей коммунистических и рабочих партий в Будапеште. ХЕЛЬСИНКИ, 2 марта. (ТАСС). Под заголовком «Будапештская встреча — важная веха в даль нейшем развитии» орган Компар тии Финляндии «Кансан уутнеет» П А Т Р И О Т Ы н а н о с я т у д а р ы ХАНОЙ, 2 марта. (ТАСС). Бойцы народных вооруженных сил освобождения Южного Вьет нама 25 февраля атаковали по зиции вражеских войск в районе Гуэ и вывели из строя большое число американских и марионе точных солдат, сообщает Вьет намское информационное агентст во, ссылаясь на агентство Осво бождение. В тот же день южновьетнам ские патриоты атаковали против ника в Лонгтхо, убив 57 человек и ранив около 40. В южной части провинции Тхы- атхиен 20, 23 и 24 февраля бойцы Армии освобождения вывели из строя за время атак около 1 0 0 американских солдат. Д°нд(°тЗсс2). „ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА" УСИЛИВАЕТСЯ Настоящая «пого ня за золотом» происходила вче ра на лондонской бирже, которую буквально захлестнули спекуля тивные закупки «желтого метал ла». Полагают, что около 30—40 тонн золота были проданы вчера" (в два раза больше, чем было продано на бирже в четверг). По словам одного из лондон ских маклеров, «давление на дол лар и фунт стерлингов будет про должаться в ближайшие дни». В местных финансовых кругах ПРЕЗИДЕНТ ОПРАВДЫВАЕТСЯ БОНН, 2 марта. (ТАСС). Президент ФРГ Любке выступил вчера по радио и телевидению. Его выступление было ответам на выдвинутые в его адрес печатью обвинения в том, что во время второй мировой войны он проек тировал и контролировал строи тельство бараков в гитлеровских концентрационных лагерях. Лишь недавно один из самых распрост раненных в ФР.Г журналов «Штерн» опубликовал чертежи лагерных бараков с Подписью Любке. , В своем выступлении Любке отрицал предъявленные ему об винения. Однако он признал, что был руководящим сотрудником «строительной группы Шлемпа», занимавшейся планированием а сооружением различных строи тельных объектов. Сейчас, сказал он, «я не могу помнить о каждом документе, который я подписы вал». По словам Любке, строительная группа, в которой он работал, за нималась также «планированием помещений» для «размещения ра бочей силы». Он утверждал, что не знал, «какая рабочая сила» размешалась в этих помещениях. Здесь полагают, что выступле ние президента Любке отнюдь не поможет быстрее замять этот крупный политический скандал, привлекший внимание западно германской и международной об щественности. Сам Любке заявил, что он не хочет возбуждать су дебное дело против тех, кто предъявляет ему обвинения, ибо такой процесс «затянулся бы на годы». отмечают, что новая вспышка «золотой лихорадки» вызвана рез ким падением доверия к доллару и фунту стерлингов, а также креп нущей уверенностью, что нынеш няя цена золота, удерживаемая искусственно США на низком уровне, будет пересмотрена в сто,- рону ее повышения. ПАРИЖ, 2 мар та. (ТАСС). На парижской бирже вчера продано золота на 17,5 миллиона франков. Обычная распродажа золота в день со ставляет от 3 до 4 миллионов франков. Это — самая большая распродажа золота после декаб ря прошлого года. Продолжают повышаться акции золотодобывающих компаний. публикует передовую статью, по священную Консул ь т а т я в н о й встрече представителей коммуни стических и рабочих партий. От мечая интерес мировой общест венности к встрече в Будапеште, газета пишет, что «это свидетель ствует о том, насколько велико значение коммунистического дви жения в наше время». РИМ, 2 марта. (ТАСС). Ком ментируя выступления участников Будапештской встречи, газета «Унита» отмечает, что «в анализе нынешнего международного поло жения проявляется согласие по существу. КОЛОМБО, 2 марта. (ТАСС). На современном этапе, когда борьба между силами социализма и национально-освободительного движения, с одной стороны, и си лами империализма, с другой, обострилась, пишет газета «Мау- бима», Будапештская встреча имеет очень важное значение. Она еше выше поднимет знамя един ства . коммунистического движе ния. М Э Р Г О Р О Д Я — К О М М У Н И С Т ПАРИЖ, 2 марта. (ТАСС). Коммунист Жорж Катони едино гласно избран мэром французско го города Иер (департамент Вар) на заседании муниципально го совета На состоявшихся в прошлое воскресенье выборах в муници пальный совет большинство мест получили кандидаты единого < списка левых сил. В его состав вошли 10 коммунистов, 10 членов федерации демократических со циалистических левых сил и 11 членов других партий. Предыдущий муниципальный Одна из важней ших п роблем Ре спубли ки Суд ан — о ро шение земель. Вдоль бе регов Н ил а тянут ся искусст венно оро - * ш аемые плантац ии. Р а сход рек и регул и рует ся системой плотин, из кото рых А су ан ск ая в ОАР — с амая бол ьш ая. Плот ин а -Д жабел ь аул ия (н а фото] по ст роена в с реднем течен ии Нил а непода леку от Хартума. Фото В. Коп ал ин а. (Фотохрон ик а ТАСС). совет был распущен в декабре прошлого года после того, как были раскрыты финансовые ма хинации, в которых были заме шаны бывший мэр и генеральный секретарь мэра. В г о с т я х у С а й р у с а И т о н а НЬЮ-ЙОРК, 2 марта. (ТАСС). Лауреат Международной Ленин ской премии «За укрепление мира между народами» известный об щественный деятель США Сайрус Итон принял на своей вилле близ города Кливленда советских легкоатлетов, выступающих в Соединенных Штатах. После ос мотра фирмы Итона наши спорт смены были почетными гостями на завтраке в его доме. На завтраке присутствовали руководители спортивных органи заций Кливленда, а также пред ставители печати, радио и теле видения. = = Т Е А Т Р - ........ 1 умеет так сильно, так преданно лю бить! — увлеченно утверждает на сцене артистка С. Лисовская, вкла дывая в образ Нади всю силу своей актерской обаятельности. Вот тут-то возникает некоторый, на мой взгляд, неожиданный про счет. В. Панова, стремясь, очевид но, к жизненной достоверности ха рактеров, наделила многих Милова новых частью не вполне привлека тельных черт. И если Г. Бессчетов в работе над образом пошел по линии их смягчения (его Евгений выгля дит добрым, мягким, в сущности, человеком), то А. Агафонов — уси лил нетерпимость Георгия, резкость его суждений, даже известный дес потизм в семье, а К. Шитова — дог матичность мышления Серафимы, ее назойливое стремление всех поучать. Сопоставьте эти черты с искренно стью, эмоциональностью, подчеркну той бескорыстностью Надежды—Ли совской и вы поймете, на чьей сто роне должны оказаться симпатии зрителя. Ну, а как же быть с тем, что в жизни Надежды никогда не было большей цели, чем только сле довать-за мужем («жила, как при дется»)? Как же быть с тем, что оба они настолько безответственны пе ред людьми, перед дочерью, что по лучили^ самый страшный приговор — приговор своего ребенка («Мама и папа. Я больше не могу так жить, как вы живете»)? Как быть с тем, что столкнувшись с первыми же трудностями, Надежда замышляет бегство. («Хочу уехать. Только не знаю — куда»)? Попытайся театр ответить на эти вопросы, и романти ческий покров Надежды, а вместе с ннм и ее жизненная позиция показа лись бы далеко не такими привлека тельными. Думается, что в интере сах жизненной правды это нужно было сделать. Частность вторая: взаимоотноше ния, взаимоответственность отцов и детей. Что касается семьи Надежды — здесь двух мнений не возникает. Интересный, не по-детски сдержан ный, но -по-детски наивный образ по лучился у артистки 3. Горячевой (Олюня), который сам по себе слу жит четким ответом на поставлен ную проблему — одной любви роди тельской детям мало, нужна еще и их ответственность за суДьбу ребен ка. Ну, а как понимать это слово — ответственность? Посмотрите, какая круговерть разгорелась вокруг люб ви Туей (артистка В. Бабенко) и Вадима (артист В. Сумик)! Тут Каж дый взрослый вдруг почувствовал ту самую ответственность, каждый предлагает своё решение. Да что предлагает — прямо-таки навязыва ет его молодым людям! Интересную позицию занял в этом конфликте театр. Ом. Не осуждает прямо ни одно из мнений. Он про сто и убедительно показывает, на сколько абсурдны всякие пспыткн взрослых решать з*а детей. И тогда в трудной борьбе и острых ослож нениях приходит правильный вывод: решать вместе с ними. Частность третья: в чем счастье женщины? Есть в спектакле велико лепная сцена: На солнышке греюТся четыре женщины — четыре судьбы. Неторопливо, спокойно, внешне да же с Юмором течет их беседа. А прислушайтесь, и вас обязательно ! увлечет этот раз говор о счастье» его компонентах. И тогда вы не вольно задумае тесь о том, как бережно нужно *■*—Д д д 1 1 относиться к сча стью. Я мог бы привести еще целый де сяток «частностей» жизни, которые поднимает этот тревожащий мысль спектакль, сделанный со вку'сом, ин тересно. Что ни реплика в нем, что ни образ — то поставленный житей ский вопрос. И если в жизни мы по рой проходим мимо него, не замечая в буче дел, то сейчас он, обнажен ный, четко встает перед нами и не ответить на неф, хотя бы для се бя, невозможно. К примеру, как отнестись к поступку безымянной со седки (артистка Н. Брусенцова), ко торая, вроде бы, из самых гуманных чувств объясняет Олюне ее юриди ческие права на часть дедушкиного дома? Вроде бы, должен сделать этот шаг человек, заметивший несправед ливость — ведь говорим же мы: «Не проходите мимо!». Ну, а для чего объяснять юридические казусы ре бенку? Почему не адресоваться к ее родителям? Почему нужно вести этот серьезный разговор наспех, у калит ки, наедине? И доброе, казалось бы, дело оборачивается своей противо положностью, потому что сделано оно с грязным умыслом, не от чисто го сердца. Не все удалось в спектакле, хотя ясно чувствуется, что актерский кол лектив прямо-таки с удовольствием подает его зрителям. Думается, что излишне эмоциональна Надежда — право же, почти каждая ее реплика преподносится на предельном накале чувств. А когда их слишком много, невольно возникает сомнение в их правдивости. Явно «утяжелен» Геор гий Агафонов — неоправданно сгу щены именно теневые черты образа, мешающие за мрачной маской уви деть в сущности неплохого человека, дельного инженера, по-своему глу боко заботящегося о семье. В проти вовес ему, может быть, не следовало артистке Т. Горбуновой излишне «облегчать» образ Татьяны—так ли уж глуповата и бездумна Татьяна, как выглядит она в спектакле? Неко торые сцены статичны, растянуты, (например, сцена встсечи Надежды). Главное достоинство спектакля —• его живые, трепещущие мысли, кото рые чувствуются за каждой карти ной, каждым поворотом действия. Если к этому добавить точность н мягкость его оформления (художник А. Нестеров), то остается сказать, что режиссерский дебют А. .Агафонова оказался в целом удачным. К. ГУРЕНОК. п о р т ПОБЕЖДА ЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ Во Дворце спорта «Динамо» в Липецке продолжаются поедин ки сильнейших волей болисток на первенство страны среди команд второй группы класса «А». Содержательную игру пок а з ы в а ю т команды Москвы ц Вильнюса. Не явились исключением и встречи между ними, которые закончились победой москвичек. Гвоздем второго дня оказалась игра претен дентов на призовое ме сто — волейболисток Свердловска и Донец ка. Эти команды вы шли на площадку с равными шансами на выигрыш. Первая пар тия проходила в ост рых обоюдных атаках. Счет рос медленно — 8:10, 9:10, 10:10. Пер вую партию со счетом 15:13 выиграли сверд ловчанки, вторую и третью — девушки До нецка. В четвертой пар тии сильнейшими были свердловчанки — 15:11* В пятой партии внача ле повели свердлов чанки, затем спарта- ковкн. Встреча закон чилась победой сверд ловчанок. В тот день состоя лись егце две встречи. Команда Ашхабада выикрала у волейбо листок Еревана со сче том 3:1, а спартаковки Ташкента победили во лейболисток Душанбе —3:0. В ДОБРЫЙ ПУТЬ „ЭЛЬТА"! Десять лет липецкий «Металлург» защищал спортивную честь об ласти в розыгрыше первенства страны по футболу среди команд мастеров класса «Б». В прошлом году, успеш но выступив в кален дарных встречах, «Ме таллург» завоевал пра во играть в следующем сезоне во второй подгруппе класса «А». Эстафету «Метал лурга» приняла елец кая команда «Эльта». В 1968 году она будет играть среди команд мастеров класса «Б». В ее составе много спо собной молодежи, есть и закаленные в спор тивных сражениях бой цы — бывший капитан «Металлурга» К. Фате ев, В. Коростылев, В. Еремин. Старшим тренером «Эльты» на значен бывший вратарь «Металлурга» В. Пова лиев. «Эльта» включена во вторую зону класса «Б». Вместе с ней пер венство будут оспари вать «Металлург» (Че реповец), «Динамо» (Вологда), «Спартак» (Кострома), «Спартак» (Саранск), «Сатурн» (Рыбинск), « Т р у д » (Пенза), «Спартак» (Тамбов), «Авангард» (Коломна), «Звезда» (Серпухов), «Торпедо» (Люберцы), «Энергия» (Новочеркасск), «Про гресс» (Каменск-Шах- тинский), «Шахтер» (Шахты), «Металлург» (Красный Сулин), «Ма шиностроитель» (Бе- жица), «Труд» (Белая Калитва), команды станиц Павловская и Пролетарская. Розыгрыш первенства страны по футболу во второй зоне начнется 18 апреля. Ч11(1111111111!111П1111М111111!|||||||||||||1||!||||||||||||||1|||||ц>ь П о г о д а . Минул фе врал ь — последний зимний ме сяц. В н а шей обл а сти он счит ает ся одним из с амых холодных. Однако в феврале 19 68 го да преобладала погода с уме ренным и мо ро з ам и. Только в пер иод 10—1 2 февраля она прояя ил а с вой «характер », когд а температу ра во здух а снизил а сь до минус 30—33 г ра ду со в. Ча сто н аблюдал ись сл абые снего- п ады, а 18 и. 19 фе враля пов семестно п ро шел сильный до жд ь. В целом з а ме сяц вы пала двойная норма о с адков (40—50 мм). Знач ительное п ромер з ан ие поч вы на конец ме сяц а отмечено тол ько на юге обла сти (до 1 40 см), на о ст ал ьной те рр ито р ии он а промер зл а в о сно вном на глуб ину 40 —т50 см. Т акая глуб ин а почвы в бол ьшинст ве рай онов обла сти был а на 40 —50 см меньше с редней многолетней. Цементац ия п ромер з шей по чвы сл абая. Вымер з ан ия озимых культу р в феврале про изойти не могло, т ак как он и, к ак и в предыдущем ме сяце н аход ились под мощ ным сне жным покровом (30—50 см), а м и ним ал ьн ая температура почвы на глуб ине з алеган ия узл а кущен ия п р и этом не был а н и же 6 —10 г раду со в моро з а. Следует отмет ить, что в ре зульт ате Дли тельного п ребыван ия озимых под сне жным покровом, про исходил интенси вный ра сход с ахара на дыхан ие, что зн ач ительно истощи ло зиму ющ ие культу ры. Выйдут о зимые из- под снег а очен ь осл абленным и. Руко вод ите лям хозяйст в следует об атом помн ить. Н а - п о с е в до очень осто рожно провод ить з адержа талых вод, не допу ск ая дл ительного их стоя на полях с озимыми, а ранняя в ес няя подко рмка будет иметь особо важ зн ачен ие. ^ Интенси вного снегот аян ия следует о д ат ь в трет ьей дек аде марта. На иболее лодн ая погода (ноч ь ю 8 —13 г раду со в мо з а) ож ид ает ся 8—10 и 18— 2 1 м арта, г Для плодовых кул ьт ур неблагопр ият усло в ия пе ре зимо вк и скл адывал ись в янв и в пер иод 10—1 2 февраля. Ре зк ая см тепл а холодом, отмечав ш ая ся в первой каде января, вы з вала подмер з ан ие почек в пер иод 19— 25 января и 10—1 2 февр< когда м иним ал ьн ая температур* во здух а < жала сь до 27 —3 2 граду со в моро з а, наб дало сь д ал ьнейшее их отми ран ие. В реэ' тате а бол ьшинст ве районов обла сти 20 г центов плодовых почек пог ибло. Одн ако кое поврежден ие* не от ра зится сущест ве на будущем урожае. Г. КУПРИЯНЕНК1 н ачал ьник Липецко! гид рометеоролог ического б юр * * * По с веден иям Липецкого гид рометеобк сегодня днем по обл а сти о ж ид ает ся м< обл ачная бе з ос адков погода, ветер вое ный, сл абый. Температура во здух а по о ! сти — 7—1 2. е Липецке — 8—10 г рад) .моро зе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz