Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
На снимке — директор вось милетней школы № 35 города Липецка — заслуженный учитель школы \РСФСР Татьяна Петровна Алексеева среди своих питомцев. Уже более двадцати пяти лет она преподает историю. К ней часто обращаются за помощью и советом молодые учителя области. Фото нештатного коррес пондента «Ленинского знамени» М. Манаенкова. $ Ш ' Щ а *’« ' т Л Ш - Ш •. , . , •_: 27 февраля 1968 г., X: 48 (12 0008 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ П р о б л е м ы в е ч е р н е г о о б р а з о в а н и я : о т с е в у ч а щ и х с я ; о р г а н и з а ц и я к л а с с о в с е л е ; р о л ь о б щ е с т в е н н о с т и ♦ Страница подготовлена 1 нештатным отделом | «Ленинского ♦ знамени» и ш к о л в Самый страшный враг семьи ♦У в а ж а е т ли ва с сын? ЧТОБЫ МО ЛОДЕЖЬ У ЧИ ЛАСЬ Директивами XXIII съезда КПСС определено увеличить к 1970 году число учащихся в вечерних и заоч ных школах в 1,4 раза, завершить восьмилегнее образование работаю щей молодежи и создать все усло вия для получения полного среднего образования всем желающим. Пар тия и правительство придают ог ромное значение згой форме повы шения образования взрослого насе ления. Для обучающихся установ лен сокращенный рабочий день или сокращенная неделя, для сдачи эк заменов представляется двадцати- дневнын оплачиваемый отпуск, ши роко практикуются различные меры поощрения обучающихся — надбав ки к зарплате, повышение рабочих разрядов, премирование и т. д. Предприятиям рекомен д у е т с я строить за счет собственных средств * ассигнований на жилье учебные здания, ремонтировать существую щие школы, оснащать их оборудова нием, принимать различные меры, стимулирующие повышение образо вательного уровня работающих. Быстро развивается сеть обучения без отрыва от производства в на шей области. За десятилетие число учащихся увеличилось с 4268 чело век до 16914 человек, а за послед ние пять лет в вечерних и заочных школах получили восьмилетнее н среднее образование 15.290 человек. В области немало педагогических коллективов, которые успешно осу ществляют обучение. Из года в год хороших результа тов добиваются учптеля 3-й школы рабочей молодежи г. Липецка (ди ректор т. Солодкая). В этой школе сравнительно с другими наименьший отсев, почти все, кто аккуратно посещают занятия, переводятся в следующий класс, заканчивают шко лу, Учителя тщательно готовятся к урокам, учитывают особенности вос приятия, внимания и памяти учени ка, закончившего свой рабочий день. Занятия по русскому языку п ли тературе ведут учителя Г. М. Бон дарук и А. Г. Коваленко. Они широ ко применяют рациональные формы организации учебного труда на уро ке, дают много разнообразных уп ражнений, в том числе и на повторе ние ранее пройденного, часто ис пользуют наглядные пособия н тех нические средства. В результате программа усваивается в основном на уроке, ни одной минуты не спи сывается на рассеянность от утом ления. Учителя математики этой школы И. И. Шишкин и Л. Г. Солодкая учитывают производственный опыт каждого учащегося, индивидуализи руют занятия, постоянно показыва ют, как могут быть применены зна ния на производстве. И это поддер живает живой интерес у рабочих к матем этическим аостракциям. Немалую роль в успехах школы ■грает внимание руководителей Но- волипедкого металлургического за вода к нуждам обучающихся рабо чих. Им беспрепятственно предостав ляют льготы, учитывают интересы учебы при распределении по сменам, посылке в командировки. Школе оказывают большую материальную помощь. Без второгодников закончила прошлый учебный год Чуевская шко ла сельской молодежи Добнинского района. Как известно, в сельских ус ловиях значительно сложнее органи зовать обучение молодежи без от рыва от производства. Педагогиче ский коллектив с помощью многих общественных организаций — рай кома партии, райисполкома, райкома комсомола, райвоенкомата поднял молодежь села в поход за науку. Дальше все определялось организа цией обучения. Учителя работали творчески, нахбдили пути к каждо му, поднимали веру учащихся в свой силы, не считаясь со временем, учи ли, консультировали. Широкое применение нашел в этой школе метод опережающих заданий, неизбежно вызывающий необходи мость самостоятельной работы — са мого ценного способа добывания знаний взрослыми. К началу текущего учебного года лучше других подготовились в Чап- лыгинском районе. Районный отдел •народного образования, руководите ли школ с помощью общественных н хозяйственных организаций перевы полнили план приема в вечерние и заочные школы. По решению райк(> ма партии и райисполкома проведен смотр готовности к началу учебного года в вечерней сети, созданы ко миссии содействия обучению взрос лых, в необходимых случаях орга низован подвоз учащихся (Демкин- ская, Колыбельская школы), пред приятия не ограничиваются оказани ем материальной помощи, повседнев но занимаются такими вопросами, как посещение занятий, успевае мость, воздействуют на? тех, кто на рушает режим учебы и т. п. Случаи выбытия учащихся имеются, но они связаны чаще всего с поступлением в техникумы и училища. Положительные примеры можно приводить еще, но сколько бы мы их ни приводили, они будут показывать, с одной стороны, как могли бы ра ботать все школы этой системы. С другой стороны, они ярко подчерки вают совершенно неудовлетворитель ное достояние обучения взрослых во многих районах и городах, а также области в целом. Самым серьезным недостатком является невыполнение заданий государственного плана по обучению рабочих и колхозников. Не приняли необходимых мер по вовлечению молодежи в школы в гг. Липецке, Данкове, Грязях и Ус- мани; провалили план Краснянский, Тербунский, Задонский, Лебедянский районы. За первое полугодие многие клас сы и группы распались. Большой от сев учащихся допущен в Лев-Тол- стовском (60 процентов), Даиков- ском (50), Грязинском, Становлян ском и Елецком районах.’ Никакого внимания обучению мо лодежи ие уделяют в Лев-Толстов- ском районе. Созданные в начале го да три класса из рабочих совхоза имени Горького давно прекратили занятия, около половины заочников не посещают консультации и не сда ют зачеты. В районо без конца ме няются заведующие заочным отде лением, нет учета и контроля, запу щено делопроизводство, выдача до кументов об образовании вызывает в ряде случаев сомнения. Заведующему районо т. Больных не раз указывали на недостатки в организации вечернего образования и нарушения правил об учете и вы даче документов, однако изменений к лучшему не видно. Большой отсев, развал целых классов происходит там, где руко водители школ и учителя безответ ственно относятся к проведению за нятий со взрослыми. Есть среди них такие, которые не готовятся к уро кам, нередко даже не являются на занятия. В Мало-Троицкой средней школе Краснянского района часто учащиеся ожидают опаздывающих учителей, здесь вовсе не преподают литературу, хотя в школе несколько преподавателей этой дисциплины. В Площа некой средней школе Становлянского района распался класс потому, что учащихся не обес печили даже учебниками, занятия проводились неорганизованно. В на чале учебного года неплохо прохо дили занятия с рабочими совхоза «Набережанский» Воловского райо на, но внимание руководителей к этому делу постепенно ослабевало, дисциплина падала, и к концу полу годия лишь 52 процента учащихся усвоили программу, А чего же ждать, если в начале второго полу годия при проверке из 43 учащихся на занятиях оказалось только семь человек? При этом неЧчвились на уроки два учителя и ответственная за работу группы завуч школы т. Рындина. Подобные факты имеют место по тому, что многие отделы народного образования занимаются вечерними и заочными школами от случая к случаю, инспектора н Методисты ред ко бывают на уроках и не оказыва ют помощи учителям, а некоторые руководители дневных школ не вы полняют указаний Министерства просвещения о представлении клас сов и оборудования, а также не вы деляют учителей для работы со взрослыми. Положение с учебой работающей молодежи в области требует резко изменить отношение к ней со^ сторо ны всех работников народного обра зования и школ. Однако решение многих вопросов зависит не только от них. Повышение производствен ной квалификации и шбщего образо вания, привлечение в школу не име ющих восьмилетнего и среднего об разования, контроль за посещением занятий, подвоз далеко живущих к тяблам — эти и многие другие во просы должны решать руководители предприятий и хозяйств, профсоюз ные, комсомольские и другие обще ственные организации. К сожалению, многие из них даже не понимают своей прямои ответственности за эту работу. Елецкий горком комсомола, например, ограничивается получени ем в гороно сведений о приеме в ШРМ. Облоно и областное управление сельского хозяйства приняли совме стное постановление о проведении смотра обучения сельской молодежи. Хорошее дело. Но на этЪм участие управления, которое так нуждается в квалифицированных кадрах и по вышении образования работников среднего звена, закончилось. Никакого участия в организация обучения сельских тружеников не принимают Задонское, Краснннекое, Хлевенское и многие другие район ные управления сельского хозяйства. Добро векое районное управление, по предложению районо, подписало сов местный приказ руководителям школ и хозяйств по обучению молодежи в этом году. Но «забыло» его ра зослать. Председатель Добринского райкома профсоюза работников сель ского хозяйства тов. Васин даже за явил: «Не занимались и не будем. Учить — дело районо». Текущий учебный год мы начали с некоторым опозданием, а не за го рами весна. Необходимо сейчас, в зимние месяцы,в школах и классах сельской молодежи максимально ис пользовать свободное время, давать уроков в неделю больше с тем, что бы выполнить учебный план. Нужна особая забота о том, чтобы ни один человек не прекратил занятий. Мно гим требуется индивидуальная по мощь, поддержка, создание условий. Это должны сделать учителя, руко водители школ, комсомольские и профсоюзные вожаки, руководители цехов, бригад, хбзяйств. Надо за вершить учебный год с честью. Пора уже начинать подготовку к будущему году. Прежде всего долж на быть полная ясность, кого учить и где учить. Сеть школ, классов и групп должна быть полностью под чинена особенностям трудовой дея тельности учащихся, их запросам и бытовым условиям. Наиболее рас пространены у нас школы рабочей и сельской молодежи. Но во мней'их небольших населенных пунктах нель зя набрать полных классов, и поэто му целесообразнее всего создавать там группы заочников, а также прикрепдять одиночек к ближайшим школам. Для тех, кто будет учиться после большого перерыва, надо ор ганизовать консультации, дать ре комендации по подготовке с тем, чтобы ода; восстановили забытое и правильно избрали класс, с которо го следует продолжить образование. На каждом предприятии н в хо зяйствах надо иметь перспективный, рассчитанный на ряд лет, план повы шения образовательного уровня ра ботающих и конкретные мероприя тия по его выполнению. Весьма по пулярны у рабочих и колхозников школы мастеров в городах и учеб ные комбинаты в сельской местно сти, в которых успешно сочетается общее образование с повышением профессиональной квалификации. Выполнение народнохозяйствен ного плана по обучению рабочих и колхозников—государственный долг работников народного образования, школ и общественных организаций, предприятий колхозов и совхозов. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий облоно. ШКОЛЕ ТИХО: идут уроки. Пройдемте мысленно по классам и посмотрим, что там происходит. ...Вера Л. отвечает у доски. Она заикается. Лицо ее покрыто белыми и красными пятнами, на лбу—ка пельки пота, руки дрожат. Лица ре бят, сидящих за партами, серьезны, сосредоточенны. Голос учительницы ровный, спокойный. И в том, как ве дут себя ребята, и в том, как обра щается учительница к ученице, чув ствуется особый такт. У девочки в четырнадцать лет испорчены нерзы, она не может говорить, не заикаясь... Мы в другом классе. Все дети склонились над тетрадями, что-то старательно пишут. Учительница не слышными шагами проходит между партами и тихо делает замечвния. Но вот она'оетанавливается и сокрушен но говорит: —- Ты, Сережа, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ опять ничего не * * делаешь. Сережа Т., ко торому еще нет девяти лет, раз валившись на стуле, смотрит на учительницу при щуренными глазами, постукивая пальцами левой руки по столу, пра вая заброшена за спинку стула. На его выхоленном, не по-детски чван ливом личике можно прочесть: «А вот и ничего не делаю!.. Не хочу делать...» Учительница тактично, но твердо все-таки заставляет его взять тетрадь и ручку.' Идем в третий класс. Учительница рассказывает о битве русских воинов с татарами на Куликовом поле. Де ти, затаив дыхание, слушают. Их во ображение воспринимает картину жестокой битвы: дикое гиканье и крики татар, звон мечей о кольчуги, стоны и вопли раненых... Дети слу шают. Лишь Коля Н. никак не может сосредоточиться, хотя изо всех сил старается это сделать. Разве можно мальчишке не слушать про войну? Он суетливо возится, старается ото гнать прочь навалившуюся на него сонливость, но у него ничего не по лучается. Глаза сами закрываются, хоть ты что с ними делай! Бледное лицо мальчишки и беспрерывно сме жающиеся веки говорят об устало сти. Ребята, сидящие рядом, понима ют, что происходит с их товарищем. Кто-то сует ему недоеденный пря ник, Коля, прячась от учителя, жадно ест. Тут мы замечаем, что мальчиш ка не только голоден, но и плохо одет. Мы продолжаем наше мысленное путешествие из класса в класс и везде видим одного—двух ребят, чем-то напоминающих Веру Л., Сере жу Т. и Колю Н. Что же произошло с Верой, откуда столько недетской наглости и чванливости у Сережи Т., почему такая усталость и бедность свалилась на плечи Коли Н.? ' лик. Но речь идет о живых людях, о несчастных семьях, о судьбах де тей. Мы, учителя, очень тяжело пе реживаем это бедствие. Нам горько видеть детей с искалеченными ду шами. И мы, конечно, не миримся с алкоголизмом родителей. Мы дела ем все, что в наших силах, чтобы как-то облегчить участь ребят, по павших в беду. Иногда нам удается на время вразумить бессердечного папашу, променявшего на бутылку совесть и родительское достоинст во, а иногда не удается. Как, например, воздействовать на папашу Сережи Т., когда ему потака ет и жена? Она всегда к приходу мужа с работы готовит бутылку. Отец на глазах сына помыкает ма терью. И сын, глядя на отца, начина ет топать на мать ногой. Этим же и объясняется чванливое отношение мальчика к учительнице. Примерно в та- БОЛЬШАЯ БЕДА о т ц ы , и ш Ч ТОБЫ СЛУХ о хорошем деле дошел, как говорится, до по томков, важно еще и звон кое имя этому делу придумать. Ну что, скажем, особенно выдающе гося в таком названии: «Конферен ция отцов»? Несколько лет назад это было в новинку. Сейчас почти ббычная вещь во многих шкот лах. Но мне кажется, что в сорок четвертой липецкой не особенно думали о реакции потомков и славе. Просто была исключительная нуж да в такой конференции. Была (и пока еще остается) такая проб лема: отцы и сы новья. Дочь, под растая, тянется к матери —находят эти женщины вре мя и пошептать ся, и серьезно по говорить. Сын тя нется к отцу, а тот подчас его не замечает: работа, рыбалка, общест венные дела. И потом вообще: дети — этим мать занимается. Есть такой тезис у некоторых. И многие мальчишки (ох, какой трудный, загадочный на род!) не знают тепла отцовской дружбы и умной твердости отцов ской руки, хотя и живут с отцами. И это чувствуется по тому, как они неважно учатся, как себя ведут в школе, на улице. Да и девчонкам, если быть до конца справедливым, тоже нужен папа — не ворчливый сосед по квар тире, не потребитель маминых блюд, а отец, заботливый, добрый, строгий. — Сколько их у нас всего, -т- при кидывали в школе. — Тысяча двести восемь? Ого, целый полк! Между прочим, некоторые из «за ботливых» лет за восемь учения своих сыновей ни разу не были в школе. Так что полк этот был пока не слишком боеспособной единицей. Сразу ясно: 1208 человек и расса дить в школе негде. Поэтому от каждого родительского «взвода»- клзсса выделяли по 8 - 1 0 пап, вроде представителей:! таких, которым есть чем поделиться — хорошим опытом воспитания, и таких, которым этот опыт не грех перенять. Собрали де легатов по классам и вручили каж дому анкету с вопросами: что Вы делаете для воспитания сына? Какие книги читает Ваш сын, Какие Вы ему порекомендовали? Когда Вы были на прогулке с сыном? Что Вам не нравится в Вашем сыне и что Вы предпринимали? Были и другие, не менее дотошные вопросы. Кое-кто из пап сходу запросил по щады: нельзя ли ему дома заполнить эту самую анкету? А дома и стены с ы н о в ь я К О Л А помогают; можно, например, проин тервьюировать жену: «Мария, какую мы ему книжку купили в позапрош лом году?» — и аккуратненько За писать ответ в анкету. Но учителя были вежливо непреклонны: нет, заполняйте, пожалуйста, здесь. А незадолго до этого другую ан кету и тоже с дотошными вопроса ми предложили тремстам пятидесяти мальчишкам от седьмого до десято го класса. Большинство отзывалось об отцах хорошо, некоторые с гор достью, с, восхищением, откровенным желанием 1 подражать — есть же та кие счастливые и папы, и сыновья! А кое-кто на вопрос; когда в пос ледний раз совершал с отцом про гулку в природу? — отвечал не без сарказма; в ‘1970 году. Анкеты были безымянными, но говорили о многом. Весь материал статистически об работали и вручили одному из ро дителей — докладчику. И состоялся большой разговор. О долге отца, о его роли в семье. В докладе были приведены инте ре сные п р им еры во с питания детей, * Зачитали некоторые ответы из ан кеты сыновей, и родители заволно вались: одни узнавали себя в теп лых ребячьих строках, другие — в нелицеприятной мальчишеской кри тике, третьи удивлялись: вот, оказы вается, что думают о них ребята! Горячо, с огоньком выступал шофер Цалиев: «Мужчина считается гла вой семьи. А какой же ты мужчина, какой глава, если отдав зарплату жене, ты считаешь, что выполнил все свои отцовские обязанности?» Районный военный комиссар Анто- нычев говорил о роли отца в воспи тании патриота, завтрашнего солда та. Взаимоотно шения отцов и де^ей, родитель ский авторитет, поведение школь ников на улицах, трудновоспи т у е- мые дети и не менее трудновос питуемые родите ли — было о чем п о г о ворить 420 отцам, со б р а в- шимся в сорок четвертой школе на свою конференцию. Их приветство вали пионеры. Им показали снятый ребятами фильм о школе. Осмотрели они и выставку творчества учащихся — вышивки, лепные работы, выпили вание, рисунки. Станут ли теперь те, кто еще дер жался в отдалении, ближе к школе, к жизни своих детей? Может быть, не все, а многие, думаю, несомнен но. Но одной конференцией все про блемы воспитания не решить — это отлично понимает коллектив школы. Конференцию здесь считают только звеном в цепи мероприятий. Были и будут в школе другие встречи — от крытое партийное собрание, разго вор с шефами и т. д. Но если каж дое, скучно выражаясь, мероприятие последует за такой солидной и тща тельной подготовкой, ему, несомнен но, будет сопутствовать успех. И школа каждый раз будет делать еще один шаг к цели, ею перед собой поставленной. А. ВОЛНИН. НА СНИМКЕ: папы на выставке. Фото Ю. Клюева. Ответ на этот вопрос дают их ро дители. Говорит отец Веры Л. — Давно ли пью?.. Всю жизнь.» периодически... бывает под пьяную руку и дерусь... Выгонял ли из дому жену и детой? Было как-то... И трез вый, бывает, врежу (имеет в виду Веоу) по ребрам ремнем... Лодырь она.. Меня ни во что ставит,., в ми лицию бегала жаловаться. Нельзя, говорите, бить? Деликатничать? Нет. это уже ваше, учительское дело, Я вам привел в первый класс дочь, вы ее и должны были воспитывать.» Вдумайся, уважаемый читатель, в эпИ рассуждения папаши. От них веет дремучим невежеством, полным не пониманием родительских обязанно стей перед детьми и государством, а еще наглостью. Внешний вид. поведение и манера говорить отца Сережи Т. красноое- чиво свидетельствуют о том, е кого сын берет пример. — Пью, — говорит Сережин роди тель. — А кто не пьет? Я для того и вкалываю пять дней в неделю, что бы пить... Знают ли на работе, что я пью? Смешно! Конечно, знают. А что в этом плохого?.. Как воспитываю сына? А как его еще воспитывать?Он не хуже других... одет, обут, сыт. Вон какой герой растет!» Мальчишки старше его на два—три года не по дюжеют. Двойки, говорите, получа ет? Плохо учите, значит, Воэует? Я его не учил воровать. Разве это во ровство — авторучку поиграть взял? Велел ему возвернуть—он и зозвер- нул. Наказывать? Вы что хотите, что бы я бил его? Нет, гражданочка учительница, извините! Я дите кале чить не стану,—говорит он, не давая возразить учительнице, что она во все не о физическом наказании ве дет речь. Разговор отца Коли Н. с классным руководителем не состоялся по той причине, что глава семейства 8 суток не ночевал дома, пропивал аванс, а потом пришел в свое гнездо с синя ками и постеснялся в таком виде предстать пеоед учителем. Его удо стоили посещением на дому. Н. все уже пропил, что можно было про пить. У него, по его же словам, нет никакой жены, никакого сына, он с ними «развелся», хотя продолжает жить под одной крышей и тащить все, что попадается под руку. Если бы Колины штанишки стоили три рубля, он бы и их сменял на водку. Пусть читатель не подумает, что автор умышленно сгущает краски. Здесь приведены чистосердечные признания горе-оодителей в беседах с учителями. Скажем однако, что та ких родителе^ в школе, о которой идет речь, сравнительно немного— 20 примерно из 2000. Процент неве- ком же положе нии оказ а л а с ь мать Веры Л, Муж пьет, издевается над женой и деть ми, на мороз вы- ^ -и,—, 1 ^— гоняет из кварти- ры, а она терпит. — А куда денешься? У меня, кро ме Веры, еще двое малолетних де тей. Как же детям без отца, если развестись? г—сокрушается она.— Я ведь одна не прокормлю их. Но ведь отца-то кормильца давно нет! Всю свою зарплату он пропизает и запускает руку в получку жены. И она терпит, и учителей поосит, чтобы, ради бога, муж не узнал о визите ее в школу... Как ей помочь? А вот у матери Коли Н. лопнуло терпение. Год как она юридически разошлась с мужем, а жить вынуж дена под одной крышей: никак за вод не поможет разменять кварти ру». Как видите, затронутая нами про блема слишком сложна, и не всегда, разумеется, по плечу учителю. Надо сказать, что иной пропив шийся вдрызг родитель раскаивает ся, сожалеет о причиненном домо чадцам горе. Более того, не дове ряя себе, он поручает жене или со вершеннолетним детям получать на предприятии заработанные деньги. Словом, делает какие-то усилия, чтобы избавиться от дурной при вычки. А чтобы пойти полечиться, духу не хватает. Тут бы уместно для таких использовать существующее в нашем законодательстве положение о принудительном лечении. Эту ме ру, по нашему мнению, прежде все го надо использовать для тех, у ко го есть дети. Нередко можно слышать такие слова; — Ненавижу алкоголиков. В снегу будет лежать—не подниму. Пусть гибнет: туда ему дорога. Эти слова нетрудно понять. Алко голик—это падший человек. Но дело в том, что алкоголик не только гиб нет сам, он калечит детей в самом начале их жизни. Взять хотя бы упо мянутую Веру Л- Она ведь не знала отцовской ласки, не слышала от отца доброго слова. Не один раз была смертельно перепугана им. Если ее сегодня определить в благоприят ные, человеческие условия, и тогда она будет долго—долго приводить в себя. Некоторые глубоко заблуждаясь, рассуждают так: — Ну, пьет Сидоров, положим, ну, дебоширит в семье. Мне до этого нет дела. Это-де его личное дело, семейное, посторонним зака занное. Рассуждать так, значит никогда не избавить общество от пропойц. А коль опасность зла велика, то и борьба с этим злом должна быть со ответствующая; настойчивая, коллек тивная, беспощадная. И. ДАНИЛОВ, учитель. С о в е р ш е н н о с е р ь е з н о Васяпришелизшколы. — Ну,похвастайсвоимиуспехами,сынок, — сказалотец. — Покажидневник. — Ты знаешь,пап,ядалего Сережке.Онхочет испугатьсвоих родителей. * '* * Вкабинетедиректорашколы зазвонилтелефон. — Товарищ директор,мойсын сегоднянеможет прийтившколу. — Актоэтоговорит? — Этоговоритмойотец.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz