Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

На снимке — директор вось­ милетней школы № 35 города Липецка — заслуженный учитель школы \РСФСР Татьяна Петровна Алексеева среди своих питомцев. Уже более двадцати пяти лет она преподает историю. К ней часто обращаются за помощью и советом молодые учителя области. Фото нештатного коррес­ пондента «Ленинского знамени» М. Манаенкова. $ Ш ' Щ а *’« ' т Л Ш - Ш •. , . , •_: 27 февраля 1968 г., X: 48 (12 0008 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ П р о б л е м ы в е ч е р н е г о о б р а з о в а н и я : о т с е в у ч а щ и х с я ; о р г а н и з а ц и я к л а с с о в с е л е ; р о л ь о б щ е с т в е н н о с т и ♦ Страница подготовлена 1 нештатным отделом | «Ленинского ♦ знамени» и ш к о л в Самый страшный враг семьи ♦У в а ж а е т ли ва с сын? ЧТОБЫ МО ЛОДЕЖЬ У ЧИ ЛАСЬ Директивами XXIII съезда КПСС определено увеличить к 1970 году число учащихся в вечерних и заоч­ ных школах в 1,4 раза, завершить восьмилегнее образование работаю­ щей молодежи и создать все усло­ вия для получения полного среднего образования всем желающим. Пар­ тия и правительство придают ог­ ромное значение згой форме повы­ шения образования взрослого насе­ ления. Для обучающихся установ­ лен сокращенный рабочий день или сокращенная неделя, для сдачи эк­ заменов представляется двадцати- дневнын оплачиваемый отпуск, ши­ роко практикуются различные меры поощрения обучающихся — надбав­ ки к зарплате, повышение рабочих разрядов, премирование и т. д. Предприятиям рекомен д у е т с я строить за счет собственных средств * ассигнований на жилье учебные здания, ремонтировать существую­ щие школы, оснащать их оборудова­ нием, принимать различные меры, стимулирующие повышение образо­ вательного уровня работающих. Быстро развивается сеть обучения без отрыва от производства в на­ шей области. За десятилетие число учащихся увеличилось с 4268 чело­ век до 16914 человек, а за послед­ ние пять лет в вечерних и заочных школах получили восьмилетнее н среднее образование 15.290 человек. В области немало педагогических коллективов, которые успешно осу­ ществляют обучение. Из года в год хороших результа­ тов добиваются учптеля 3-й школы рабочей молодежи г. Липецка (ди­ ректор т. Солодкая). В этой школе сравнительно с другими наименьший отсев, почти все, кто аккуратно посещают занятия, переводятся в следующий класс, заканчивают шко­ лу, Учителя тщательно готовятся к урокам, учитывают особенности вос­ приятия, внимания и памяти учени­ ка, закончившего свой рабочий день. Занятия по русскому языку п ли­ тературе ведут учителя Г. М. Бон­ дарук и А. Г. Коваленко. Они широ­ ко применяют рациональные формы организации учебного труда на уро­ ке, дают много разнообразных уп­ ражнений, в том числе и на повторе­ ние ранее пройденного, часто ис­ пользуют наглядные пособия н тех­ нические средства. В результате программа усваивается в основном на уроке, ни одной минуты не спи­ сывается на рассеянность от утом­ ления. Учителя математики этой школы И. И. Шишкин и Л. Г. Солодкая учитывают производственный опыт каждого учащегося, индивидуализи­ руют занятия, постоянно показыва­ ют, как могут быть применены зна­ ния на производстве. И это поддер­ живает живой интерес у рабочих к матем этическим аостракциям. Немалую роль в успехах школы ■грает внимание руководителей Но- волипедкого металлургического за­ вода к нуждам обучающихся рабо­ чих. Им беспрепятственно предостав­ ляют льготы, учитывают интересы учебы при распределении по сменам, посылке в командировки. Школе оказывают большую материальную помощь. Без второгодников закончила прошлый учебный год Чуевская шко­ ла сельской молодежи Добнинского района. Как известно, в сельских ус­ ловиях значительно сложнее органи­ зовать обучение молодежи без от­ рыва от производства. Педагогиче­ ский коллектив с помощью многих общественных организаций — рай­ кома партии, райисполкома, райкома комсомола, райвоенкомата поднял молодежь села в поход за науку. Дальше все определялось организа­ цией обучения. Учителя работали творчески, нахбдили пути к каждо­ му, поднимали веру учащихся в свой силы, не считаясь со временем, учи­ ли, консультировали. Широкое применение нашел в этой школе метод опережающих заданий, неизбежно вызывающий необходи­ мость самостоятельной работы — са­ мого ценного способа добывания знаний взрослыми. К началу текущего учебного года лучше других подготовились в Чап- лыгинском районе. Районный отдел •народного образования, руководите­ ли школ с помощью общественных н хозяйственных организаций перевы­ полнили план приема в вечерние и заочные школы. По решению райк(> ма партии и райисполкома проведен смотр готовности к началу учебного года в вечерней сети, созданы ко­ миссии содействия обучению взрос­ лых, в необходимых случаях орга­ низован подвоз учащихся (Демкин- ская, Колыбельская школы), пред­ приятия не ограничиваются оказани­ ем материальной помощи, повседнев­ но занимаются такими вопросами, как посещение занятий, успевае­ мость, воздействуют на? тех, кто на­ рушает режим учебы и т. п. Случаи выбытия учащихся имеются, но они связаны чаще всего с поступлением в техникумы и училища. Положительные примеры можно приводить еще, но сколько бы мы их ни приводили, они будут показывать, с одной стороны, как могли бы ра­ ботать все школы этой системы. С другой стороны, они ярко подчерки­ вают совершенно неудовлетворитель­ ное достояние обучения взрослых во многих районах и городах, а также области в целом. Самым серьезным недостатком является невыполнение заданий государственного плана по обучению рабочих и колхозников. Не приняли необходимых мер по вовлечению молодежи в школы в гг. Липецке, Данкове, Грязях и Ус- мани; провалили план Краснянский, Тербунский, Задонский, Лебедянский районы. За первое полугодие многие клас­ сы и группы распались. Большой от­ сев учащихся допущен в Лев-Тол- стовском (60 процентов), Даиков- ском (50), Грязинском, Становлян­ ском и Елецком районах.’ Никакого внимания обучению мо­ лодежи ие уделяют в Лев-Толстов- ском районе. Созданные в начале го­ да три класса из рабочих совхоза имени Горького давно прекратили занятия, около половины заочников не посещают консультации и не сда­ ют зачеты. В районо без конца ме­ няются заведующие заочным отде­ лением, нет учета и контроля, запу­ щено делопроизводство, выдача до­ кументов об образовании вызывает в ряде случаев сомнения. Заведующему районо т. Больных не раз указывали на недостатки в организации вечернего образования и нарушения правил об учете и вы­ даче документов, однако изменений к лучшему не видно. Большой отсев, развал целых классов происходит там, где руко­ водители школ и учителя безответ­ ственно относятся к проведению за­ нятий со взрослыми. Есть среди них такие, которые не готовятся к уро­ кам, нередко даже не являются на занятия. В Мало-Троицкой средней школе Краснянского района часто учащиеся ожидают опаздывающих учителей, здесь вовсе не преподают литературу, хотя в школе несколько преподавателей этой дисциплины. В Площа некой средней школе Становлянского района распался класс потому, что учащихся не обес­ печили даже учебниками, занятия проводились неорганизованно. В на­ чале учебного года неплохо прохо­ дили занятия с рабочими совхоза «Набережанский» Воловского райо­ на, но внимание руководителей к этому делу постепенно ослабевало, дисциплина падала, и к концу полу­ годия лишь 52 процента учащихся усвоили программу, А чего же ждать, если в начале второго полу­ годия при проверке из 43 учащихся на занятиях оказалось только семь человек? При этом неЧчвились на уроки два учителя и ответственная за работу группы завуч школы т. Рындина. Подобные факты имеют место по­ тому, что многие отделы народного образования занимаются вечерними и заочными школами от случая к случаю, инспектора н Методисты ред­ ко бывают на уроках и не оказыва­ ют помощи учителям, а некоторые руководители дневных школ не вы­ полняют указаний Министерства просвещения о представлении клас­ сов и оборудования, а также не вы­ деляют учителей для работы со взрослыми. Положение с учебой работающей молодежи в области требует резко изменить отношение к ней со^ сторо­ ны всех работников народного обра­ зования и школ. Однако решение многих вопросов зависит не только от них. Повышение производствен­ ной квалификации и шбщего образо­ вания, привлечение в школу не име­ ющих восьмилетнего и среднего об­ разования, контроль за посещением занятий, подвоз далеко живущих к тяблам — эти и многие другие во­ просы должны решать руководители предприятий и хозяйств, профсоюз­ ные, комсомольские и другие обще­ ственные организации. К сожалению, многие из них даже не понимают своей прямои ответственности за эту работу. Елецкий горком комсомола, например, ограничивается получени­ ем в гороно сведений о приеме в ШРМ. Облоно и областное управление сельского хозяйства приняли совме­ стное постановление о проведении смотра обучения сельской молодежи. Хорошее дело. Но на этЪм участие управления, которое так нуждается в квалифицированных кадрах и по­ вышении образования работников среднего звена, закончилось. Никакого участия в организация обучения сельских тружеников не принимают Задонское, Краснннекое, Хлевенское и многие другие район­ ные управления сельского хозяйства. Добро векое районное управление, по предложению районо, подписало сов­ местный приказ руководителям школ и хозяйств по обучению молодежи в этом году. Но «забыло» его ра­ зослать. Председатель Добринского райкома профсоюза работников сель­ ского хозяйства тов. Васин даже за­ явил: «Не занимались и не будем. Учить — дело районо». Текущий учебный год мы начали с некоторым опозданием, а не за го­ рами весна. Необходимо сейчас, в зимние месяцы,в школах и классах сельской молодежи максимально ис­ пользовать свободное время, давать уроков в неделю больше с тем, что­ бы выполнить учебный план. Нужна особая забота о том, чтобы ни один человек не прекратил занятий. Мно­ гим требуется индивидуальная по­ мощь, поддержка, создание условий. Это должны сделать учителя, руко­ водители школ, комсомольские и профсоюзные вожаки, руководители цехов, бригад, хбзяйств. Надо за­ вершить учебный год с честью. Пора уже начинать подготовку к будущему году. Прежде всего долж­ на быть полная ясность, кого учить и где учить. Сеть школ, классов и групп должна быть полностью под­ чинена особенностям трудовой дея­ тельности учащихся, их запросам и бытовым условиям. Наиболее рас­ пространены у нас школы рабочей и сельской молодежи. Но во мней'их небольших населенных пунктах нель­ зя набрать полных классов, и поэто­ му целесообразнее всего создавать там группы заочников, а также прикрепдять одиночек к ближайшим школам. Для тех, кто будет учиться после большого перерыва, надо ор­ ганизовать консультации, дать ре­ комендации по подготовке с тем, чтобы ода; восстановили забытое и правильно избрали класс, с которо­ го следует продолжить образование. На каждом предприятии н в хо­ зяйствах надо иметь перспективный, рассчитанный на ряд лет, план повы­ шения образовательного уровня ра­ ботающих и конкретные мероприя­ тия по его выполнению. Весьма по­ пулярны у рабочих и колхозников школы мастеров в городах и учеб­ ные комбинаты в сельской местно­ сти, в которых успешно сочетается общее образование с повышением профессиональной квалификации. Выполнение народнохозяйствен­ ного плана по обучению рабочих и колхозников—государственный долг работников народного образования, школ и общественных организаций, предприятий колхозов и совхозов. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий облоно. ШКОЛЕ ТИХО: идут уроки. Пройдемте мысленно по классам и посмотрим, что там происходит. ...Вера Л. отвечает у доски. Она заикается. Лицо ее покрыто белыми и красными пятнами, на лбу—ка­ пельки пота, руки дрожат. Лица ре­ бят, сидящих за партами, серьезны, сосредоточенны. Голос учительницы ровный, спокойный. И в том, как ве­ дут себя ребята, и в том, как обра­ щается учительница к ученице, чув­ ствуется особый такт. У девочки в четырнадцать лет испорчены нерзы, она не может говорить, не заикаясь... Мы в другом классе. Все дети склонились над тетрадями, что-то старательно пишут. Учительница не­ слышными шагами проходит между партами и тихо делает замечвния. Но вот она'оетанавливается и сокрушен­ но говорит: —- Ты, Сережа, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ опять ничего не * * делаешь. Сережа Т., ко­ торому еще нет девяти лет, раз­ валившись на стуле, смотрит на учительницу при­ щуренными глазами, постукивая пальцами левой руки по столу, пра­ вая заброшена за спинку стула. На его выхоленном, не по-детски чван­ ливом личике можно прочесть: «А вот и ничего не делаю!.. Не хочу делать...» Учительница тактично, но твердо все-таки заставляет его взять тетрадь и ручку.' Идем в третий класс. Учительница рассказывает о битве русских воинов с татарами на Куликовом поле. Де­ ти, затаив дыхание, слушают. Их во­ ображение воспринимает картину жестокой битвы: дикое гиканье и крики татар, звон мечей о кольчуги, стоны и вопли раненых... Дети слу­ шают. Лишь Коля Н. никак не может сосредоточиться, хотя изо всех сил старается это сделать. Разве можно мальчишке не слушать про войну? Он суетливо возится, старается ото­ гнать прочь навалившуюся на него сонливость, но у него ничего не по­ лучается. Глаза сами закрываются, хоть ты что с ними делай! Бледное лицо мальчишки и беспрерывно сме­ жающиеся веки говорят об устало­ сти. Ребята, сидящие рядом, понима­ ют, что происходит с их товарищем. Кто-то сует ему недоеденный пря­ ник, Коля, прячась от учителя, жадно ест. Тут мы замечаем, что мальчиш­ ка не только голоден, но и плохо одет. Мы продолжаем наше мысленное путешествие из класса в класс и везде видим одного—двух ребят, чем-то напоминающих Веру Л., Сере­ жу Т. и Колю Н. Что же произошло с Верой, откуда столько недетской наглости и чванливости у Сережи Т., почему такая усталость и бедность свалилась на плечи Коли Н.? ' лик. Но речь идет о живых людях, о несчастных семьях, о судьбах де­ тей. Мы, учителя, очень тяжело пе­ реживаем это бедствие. Нам горько видеть детей с искалеченными ду­ шами. И мы, конечно, не миримся с алкоголизмом родителей. Мы дела­ ем все, что в наших силах, чтобы как-то облегчить участь ребят, по­ павших в беду. Иногда нам удается на время вразумить бессердечного папашу, променявшего на бутылку совесть и родительское достоинст­ во, а иногда не удается. Как, например, воздействовать на папашу Сережи Т., когда ему потака­ ет и жена? Она всегда к приходу мужа с работы готовит бутылку. Отец на глазах сына помыкает ма­ терью. И сын, глядя на отца, начина­ ет топать на мать ногой. Этим же и объясняется чванливое отношение мальчика к учительнице. Примерно в та- БОЛЬШАЯ БЕДА о т ц ы , и ш Ч ТОБЫ СЛУХ о хорошем деле дошел, как говорится, до по­ томков, важно еще и звон­ кое имя этому делу придумать. Ну что, скажем, особенно выдающе­ гося в таком названии: «Конферен­ ция отцов»? Несколько лет назад это было в новинку. Сейчас почти ббычная вещь во многих шкот лах. Но мне кажется, что в сорок четвертой липецкой не особенно думали о реакции потомков и славе. Просто была исключительная нуж­ да в такой конференции. Была (и пока еще остается) такая проб­ лема: отцы и сы­ новья. Дочь, под­ растая, тянется к матери —находят эти женщины вре­ мя и пошептать­ ся, и серьезно по­ говорить. Сын тя­ нется к отцу, а тот подчас его не замечает: работа, рыбалка, общест­ венные дела. И потом вообще: дети — этим мать занимается. Есть такой тезис у некоторых. И многие мальчишки (ох, какой трудный, загадочный на­ род!) не знают тепла отцовской дружбы и умной твердости отцов­ ской руки, хотя и живут с отцами. И это чувствуется по тому, как они неважно учатся, как себя ведут в школе, на улице. Да и девчонкам, если быть до конца справедливым, тоже нужен папа — не ворчливый сосед по квар­ тире, не потребитель маминых блюд, а отец, заботливый, добрый, строгий. — Сколько их у нас всего, -т- при­ кидывали в школе. — Тысяча двести восемь? Ого, целый полк! Между прочим, некоторые из «за­ ботливых» лет за восемь учения своих сыновей ни разу не были в школе. Так что полк этот был пока не слишком боеспособной единицей. Сразу ясно: 1208 человек и расса­ дить в школе негде. Поэтому от каждого родительского «взвода»- клзсса выделяли по 8 - 1 0 пап, вроде представителей:! таких, которым есть чем поделиться — хорошим опытом воспитания, и таких, которым этот опыт не грех перенять. Собрали де­ легатов по классам и вручили каж­ дому анкету с вопросами: что Вы делаете для воспитания сына? Какие книги читает Ваш сын, Какие Вы ему порекомендовали? Когда Вы были на прогулке с сыном? Что Вам не нравится в Вашем сыне и что Вы предпринимали? Были и другие, не менее дотошные вопросы. Кое-кто из пап сходу запросил по­ щады: нельзя ли ему дома заполнить эту самую анкету? А дома и стены с ы н о в ь я К О Л А помогают; можно, например, проин­ тервьюировать жену: «Мария, какую мы ему книжку купили в позапрош­ лом году?» — и аккуратненько За­ писать ответ в анкету. Но учителя были вежливо непреклонны: нет, заполняйте, пожалуйста, здесь. А незадолго до этого другую ан­ кету и тоже с дотошными вопроса­ ми предложили тремстам пятидесяти мальчишкам от седьмого до десято­ го класса. Большинство отзывалось об отцах хорошо, некоторые с гор­ достью, с, восхищением, откровенным желанием 1 подражать — есть же та­ кие счастливые и папы, и сыновья! А кое-кто на вопрос; когда в пос­ ледний раз совершал с отцом про­ гулку в природу? — отвечал не без сарказма; в ‘1970 году. Анкеты были безымянными, но говорили о многом. Весь материал статистически об­ работали и вручили одному из ро­ дителей — докладчику. И состоялся большой разговор. О долге отца, о его роли в семье. В докладе были приведены инте ре сные п р им еры во с­ питания детей, * Зачитали некоторые ответы из ан­ кеты сыновей, и родители заволно­ вались: одни узнавали себя в теп­ лых ребячьих строках, другие — в нелицеприятной мальчишеской кри­ тике, третьи удивлялись: вот, оказы­ вается, что думают о них ребята! Горячо, с огоньком выступал шофер Цалиев: «Мужчина считается гла­ вой семьи. А какой же ты мужчина, какой глава, если отдав зарплату жене, ты считаешь, что выполнил все свои отцовские обязанности?» Районный военный комиссар Анто- нычев говорил о роли отца в воспи­ тании патриота, завтрашнего солда­ та. Взаимоотно­ шения отцов и де^ей, родитель­ ский авторитет, поведение школь­ ников на улицах, трудновоспи т у е- мые дети и не менее трудновос­ питуемые родите­ ли — было о чем п о г о ворить 420 отцам, со б р а в- шимся в сорок четвертой школе на свою конференцию. Их приветство­ вали пионеры. Им показали снятый ребятами фильм о школе. Осмотрели они и выставку творчества учащихся — вышивки, лепные работы, выпили­ вание, рисунки. Станут ли теперь те, кто еще дер­ жался в отдалении, ближе к школе, к жизни своих детей? Может быть, не все, а многие, думаю, несомнен­ но. Но одной конференцией все про­ блемы воспитания не решить — это отлично понимает коллектив школы. Конференцию здесь считают только звеном в цепи мероприятий. Были и будут в школе другие встречи — от­ крытое партийное собрание, разго­ вор с шефами и т. д. Но если каж­ дое, скучно выражаясь, мероприятие последует за такой солидной и тща­ тельной подготовкой, ему, несомнен­ но, будет сопутствовать успех. И школа каждый раз будет делать еще один шаг к цели, ею перед собой поставленной. А. ВОЛНИН. НА СНИМКЕ: папы на выставке. Фото Ю. Клюева. Ответ на этот вопрос дают их ро­ дители. Говорит отец Веры Л. — Давно ли пью?.. Всю жизнь.» периодически... бывает под пьяную руку и дерусь... Выгонял ли из дому жену и детой? Было как-то... И трез­ вый, бывает, врежу (имеет в виду Веоу) по ребрам ремнем... Лодырь она.. Меня ни во что ставит,., в ми­ лицию бегала жаловаться. Нельзя, говорите, бить? Деликатничать? Нет. это уже ваше, учительское дело, Я вам привел в первый класс дочь, вы ее и должны были воспитывать.» Вдумайся, уважаемый читатель, в эпИ рассуждения папаши. От них веет дремучим невежеством, полным не­ пониманием родительских обязанно­ стей перед детьми и государством, а еще наглостью. Внешний вид. поведение и манера говорить отца Сережи Т. красноое- чиво свидетельствуют о том, е кого сын берет пример. — Пью, — говорит Сережин роди­ тель. — А кто не пьет? Я для того и вкалываю пять дней в неделю, что­ бы пить... Знают ли на работе, что я пью? Смешно! Конечно, знают. А что в этом плохого?.. Как воспитываю сына? А как его еще воспитывать?Он не хуже других... одет, обут, сыт. Вон какой герой растет!» Мальчишки старше его на два—три года не по­ дюжеют. Двойки, говорите, получа­ ет? Плохо учите, значит, Воэует? Я его не учил воровать. Разве это во­ ровство — авторучку поиграть взял? Велел ему возвернуть—он и зозвер- нул. Наказывать? Вы что хотите, что­ бы я бил его? Нет, гражданочка учительница, извините! Я дите кале­ чить не стану,—говорит он, не давая возразить учительнице, что она во­ все не о физическом наказании ве­ дет речь. Разговор отца Коли Н. с классным руководителем не состоялся по той причине, что глава семейства 8 суток не ночевал дома, пропивал аванс, а потом пришел в свое гнездо с синя­ ками и постеснялся в таком виде предстать пеоед учителем. Его удо­ стоили посещением на дому. Н. все уже пропил, что можно было про­ пить. У него, по его же словам, нет никакой жены, никакого сына, он с ними «развелся», хотя продолжает жить под одной крышей и тащить все, что попадается под руку. Если бы Колины штанишки стоили три рубля, он бы и их сменял на водку. Пусть читатель не подумает, что автор умышленно сгущает краски. Здесь приведены чистосердечные признания горе-оодителей в беседах с учителями. Скажем однако, что та­ ких родителе^ в школе, о которой идет речь, сравнительно немного— 20 примерно из 2000. Процент неве- ком же положе­ нии оказ а л а с ь мать Веры Л, Муж пьет, издевается над женой и деть­ ми, на мороз вы- ^ -и,—, 1 ^— гоняет из кварти- ры, а она терпит. — А куда денешься? У меня, кро­ ме Веры, еще двое малолетних де­ тей. Как же детям без отца, если развестись? г—сокрушается она.— Я ведь одна не прокормлю их. Но ведь отца-то кормильца давно нет! Всю свою зарплату он пропизает и запускает руку в получку жены. И она терпит, и учителей поосит, чтобы, ради бога, муж не узнал о визите ее в школу... Как ей помочь? А вот у матери Коли Н. лопнуло терпение. Год как она юридически разошлась с мужем, а жить вынуж­ дена под одной крышей: никак за­ вод не поможет разменять кварти­ ру». Как видите, затронутая нами про­ блема слишком сложна, и не всегда, разумеется, по плечу учителю. Надо сказать, что иной пропив­ шийся вдрызг родитель раскаивает­ ся, сожалеет о причиненном домо­ чадцам горе. Более того, не дове­ ряя себе, он поручает жене или со­ вершеннолетним детям получать на предприятии заработанные деньги. Словом, делает какие-то усилия, чтобы избавиться от дурной при­ вычки. А чтобы пойти полечиться, духу не хватает. Тут бы уместно для таких использовать существующее в нашем законодательстве положение о принудительном лечении. Эту ме­ ру, по нашему мнению, прежде все­ го надо использовать для тех, у ко­ го есть дети. Нередко можно слышать такие слова; — Ненавижу алкоголиков. В снегу будет лежать—не подниму. Пусть гибнет: туда ему дорога. Эти слова нетрудно понять. Алко­ голик—это падший человек. Но дело в том, что алкоголик не только гиб­ нет сам, он калечит детей в самом начале их жизни. Взять хотя бы упо­ мянутую Веру Л- Она ведь не знала отцовской ласки, не слышала от отца доброго слова. Не один раз была смертельно перепугана им. Если ее сегодня определить в благоприят­ ные, человеческие условия, и тогда она будет долго—долго приводить в себя. Некоторые глубоко заблуждаясь, рассуждают так: — Ну, пьет Сидоров, положим, ну, дебоширит в семье. Мне до этого нет дела. Это-де его личное дело, семейное, посторонним зака­ занное. Рассуждать так, значит никогда не избавить общество от пропойц. А коль опасность зла велика, то и борьба с этим злом должна быть со­ ответствующая; настойчивая, коллек­ тивная, беспощадная. И. ДАНИЛОВ, учитель. С о в е р ш е н н о с е р ь е з н о Васяпришелизшколы. — Ну,похвастайсвоимиуспехами,сынок, — сказалотец. — Покажидневник. — Ты знаешь,пап,ядалего Сережке.Онхочет испугатьсвоих родителей. * '* * Вкабинетедиректорашколы зазвонилтелефон. — Товарищ директор,мойсын сегоднянеможет прийтившколу. — Актоэтоговорит? — Этоговоритмойотец.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz