Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Н февраля 1968 г., М 37 (119891 В ПОЛЕЗНЫЕ СЕМИНАРЫ Долгоруковский райком партии провел очередной семинар секре­ тарей партийных организации колхозов, / совхозов, отделений и бригад. Опытом планирования работы на нем поделились секре­ тарь парторганизации бригады колхоза «Заря коммунизма» В. И. Григорьев, секретарь парткома совхоза «Мирный труд» Н. П. Гладышев, заведующий орготде­ лом райкома Л. Н. Рощупкин. О методах подготовки партий­ ных собраний рассказали секре­ тарь бригадной парторганизации колхоза «Свободный труд» Н. А. Лишов, секретарь парторганиза­ ции второго отделения совхоза имени Тимирязева Н. Ф. Крюков, секретарь парткома совхоза «Дол­ горуковский» В. Я. Востриков. А. МОРОЗОВ. * *• * Задонский райком партии про­ вел очередной семинар пропаган­ дистов, работающих в сети пар­ тийного просвещения. На секционном занятии руко­ водителей начальных политшкол и школ основ марксизма-лениниз­ ма первого и второго года обу­ чения выступили заведующая партийным кабинетом райкома Е. Н. Иванова, пропагандисты В. Ф. Числов, А. А. Деев. Они да­ ли методические советы по изуче­ нию очередных тем: «Верность пролетарскому интернационализ­ му», «Партия в период первой мировой войны», «Коммунистиче­ ская партия — вождь Октября». Руководители, школ основ марксизма - ленинизма третьего года обучения провели,теоретиче­ ское собеседование по работе В, И. Ленина «Как организовать соревнование?». С рефератом пе­ ред собравшимися выступила пропагандист Т. Ф. Поваляева. Обзор литературы и нагляд­ ных пособий по истории партии КПСС сделала заведующая биб­ лиотекой райкома Г. М. Маркова. На пленарном заседании про­ пагандисты прослушали доклад секретаря райкома В,. М. Ермо­ лаева о задачах районной пар­ тийной организации по выполне­ нию социалистических обяза­ тельств 1968 года. Л. БОГДАНОВА. ВЕЧЕР ЧЕСТВОВАНИЯ П Е Р Е Д О В И К О В По инициативе партийной орга­ низации в совхозе «Агроном» со­ стоялся вечер чествования передо­ виков животноводства. В гости к ним приехали лучшие животново­ ды ерседнего хозяйства — совхо­ за «15 лет Октября». Собравшихся тепло приветство­ вал секретарь парткома А. П. Га­ евский. Главный зоотехник хозяй­ ства 3. А. Фролова рассказала об итогах юбилейного го,да. Победи­ телей в социалистическом сорев­ новании горячо поздравили руко­ водители совхоза, гости, подруги по работе. На вечере было объявлено, что решением парткома, рабочего ко­ митета профсоюза и дирекции коллективу фермы седьмого отде­ ления присвоено звание коллек­ тива коммунистического труда. Дояркам Н. П. Еремеевой, М. И. Красниковой, Д. А. Аксеновой, Г. И. Хомяковой и Т. П. Коно-ва­ лово* присвоено звание «Отлич­ ник социалистического соревнова­ ния». А. ИВАНОВ. ПОЧЕМУ О С К У Д Е Л А ЗЕМЛЯ Когда заходит О т ч е т н о - в Ы б о разговор о хлебе, _____________________________ __________________________ руководители и специалисты ус- манского колхоза « Ко мс о мо л е ц» беспомощно раз­ водят руками: — Не везет нам. Вроде и делаем все, как надо, а урожай низкий... А все ли? На отчетно-выборном собрании, состоявшемся в артели, колхозники определенно сказали: — Нет, не все. На собрании по-деловому обсуж­ дались артельные дела, как и сле­ довало ожидать, главное внимание было сосредоточено на нерешенных проблемах. Колхозники критиковали членов правления за ошибки и упу- щення? за то, что они мало что де­ лают для организации выполнения государственных планов по продаже всех видов сельскохозяйственной продукции. В отчетном докладе председателя правления А. Никифорова, в вы­ ступлениях колхозников говорилось, что на протяжении нескольких лет хозяйство получает низкие урожаи зерновых культур. Особенно плохо было в прошлом году. Гектар дал всего лишь по 7 центнеров зерна. Колхоз не смог и наполовину выпол­ нить план-заказ государства. В чем причина? Кое-кто пытался объяснить недобор зерна неблаго­ приятными климатическими условия- р н Ь я е с о б р а н и я в к о л х о з а х ми прошлого года. Отчасти это так. Но ведь главное не в этом, а в низ­ кой культуре земледелия. Земли первой и третьей комплексных бригад граничат, условия одинаковые. Но третья бригада отстает по всем по­ казателям. Пшеницы собрано на 2,3, а проса — на 2,1 центнера с гектара меньше, чем в первой. Правда, и коллективу первой бригады- похва­ литься тоже особенно нечем. Бригадир первой комплексной бригады Г. И. Востриков говорил на собрании, что на колхозных землях можно собирать не менее 15—16 центнеров зерна с гектара. Надо только по-хозяйски относиться к земле. Хорошо обрабатывать и удобрять, соблюдать сроки посева, своевременно проводить уход, убор­ ку урожая. Колхозники бригады научились ценить удобрения. Брига­ дир привел такой пример. В 1966 го­ ду посевы сахарной свеклы не удоб­ ряли. Урожай был низким — полу­ чили па 91 центнеру корней с гек­ тара. В прошлом году в бригаде бы­ ло занято под свеклой 215 гектаров. И хотя май был жарким и всю пло­ щадь пришлось пересеять, свеклово­ ды сумели собрать с каждого гекта­ ра по 175 центнеров корней. А такие свекловичницы, как Татьяна и Прас­ ковья Ливенцевы, Матрена Стрель­ никова — по 230 Центнеров. В по­ вышении урожайности большую роль сыграла аммиачная вода. Ее вносили и в период пахоты, и в пе­ риод подкормки. В этой же бригаде внесли аммиач­ ную воду и под подсолнечник. По сравнению с 1966 годом урожай маслосемян вырос в три раза и со­ ставил 1 1 ,2 центнера с каждого из 330 гектаров. В третьей же бригаде удобрения не применялись. Об этом говорил на собрании без особого сожаления бригадир этой бригады И. А. Фила­ тов. Бригада отдалена от централь­ ной усадьбы, и руководители хозяй­ ства редко заглядывают сюда. Ме­ ханизаторов не хватает, техника ис­ пользуется в одну смену. Все это от­ ражается на сроках и качестве про­ ведения полевых работ. Откуда же быть высокому урожаю? Или вот семенной материал. В прошлом году в колхозе не было ни одного центнера семян I и II класса. К тому же семена не протравливали, вследствие чего посевы проса и пшеницы были поражены головней. Сейчас дело обстоит не лучше. Вы­ сококлассных семян нет, протравли­ вать их еще не начинали. Справедливыми были нарекания колхозников в адрес агронома А. И. Писаревой. Специалист мало инте­ ресуется делами полеводов. Как ни странно, но агронома не волнует бескультурье на полях, она смири­ лась с нарушениями правил агротех­ ники. допускает бесконтрольность. Ей все дозволено: она может даже не выйти на рабЛу. Звеньевая первой бригады Вален­ тина Литвинова с болью говорила о больших потерях урожая, что еже­ годно допускаются в колхозе. ,Д прошлом году очень плохо работали свеклоподъемники, в земле осталось много корней. А специалисты не контролируют работу механизато­ ров. Звеньевая предложила при на­ числении зарплаты механизаторам учитывать не только количество уб­ ранных ими гектаров, но и качество выполненнбй работы. Справедливо критиковал работу правления колхоза звеньевой меха­ низированного звена В. С. Кулаков. — Многие члены правления в рег шении важных вопросов жизни ар­ тели не участвуют, — говорил он. —> А если и внесет кто дельное предло­ жение,- то председатель колхоза А. И. Никифоров все равно сделает по-своему. Он не любит прислуши­ ваться к голосу рядовых тружени­ ков. Все вопросы решает самостоя­ тельно. В прошлом году в хозяйстве спи­ сали большую часть посевов озимой пшеницы, погибший от июньского заморозка. Члены правления пред­ лагали пораньше скосить ее на корм скоту, а на этйх площадях посеять яровые зерновые культуры. Но сво­ евременно это не сделали, в резуль­ тате чего хозяйство не получило ни корма, ни зерна. Собоание потребовало о г нового состава правления чаще советовать­ ся с людьми, чтобы общими силами добиваться устранения недостатков, бороться за подъем культуры зем­ леделия, увеличение производства продукции земледелия и животно­ водства. В. ВОРОТНИКОВ. В ныне шнем учебном году в каждой | бр иг аде колхо з а имени 1 м ая Добров - !ского района работают школы осно в ; | марк сизм а • лен инизм а. Пропаганд исты, !п роводя з анят ия, ши роко использу ют; [техн ику — м агн итофоны, фильмоскопы, . ’ рад иоп р иемники, теле в изо ры. На снимке ; ; н а шего чит ателя П. Мы син а вы в идите , з анят ие школы осно в марк сизм а -лениниз­ м а первого года обучен ия в т рет ьей !б р иг аде. У фильмоскоп а — п ропаганд ист -М. П. Соло в ье ва. Ш О К И В НОВАТОРСКУЮ КОПИЛКУ В 'О ВТОРОМ году пятилетки хорошо поработали новато­ ры тракторного завода. Они внесли за это время в общей слож­ ности 3.490 рационализаторских предложений, отправили в Госкоми­ тет по делам изобретений и откры­ тий 25 заявок на предполагаемые изобретения. За это время внедрено в производство 1.795 технических новшеств с экономическим эффек­ том в 1 миллион 154 тысячи рублей, в том числе семь изобретений, дав­ ших 173 тысячи рублей годовой эко­ номии. Из многочисленных массовых ме­ роприятий, которые проводились на предприятии в честь 50-летия Ок­ тября, особенно плодотворным был смотр повышения производительно­ сти труда, объявленный областным советом ВОИР. Снижение трудоем­ кости изготовляемой продукции, увеличение выработки на одного ра­ ботающего являются главной нашей задачей в новой пятилетке, Именно поэтому новаторы тракторного боль­ шую часть своих предложений в пе­ риод смотра посвятили вопросам снижения трудовых затрат. Резервы изыскивались всюду: при изготовлении поковок и отливок, обработке деталей на станках, по­ точных линиях, в методах использо­ вания высокопроизводительного ин­ струмента, совмещении операций при холодной штамповке, уменьше­ нии припусков на механическую об­ работку. Началась борьба за мину­ ты и секунды. В смотр включились не только отдельные новаторы, но и целые творческие бригады, общест­ венно-конструкторские бюро, обще­ ственные бюро нормирования. Результаты не замедлили сказать­ ся и превзошли ожидания многих. Так. после внедрения предложений снижена трудоемкость колесного трактора с передним ведущим мо­ стом Т-40А на 5 часов 44 минуты, колесного трактора Т-40 — на 3 ча­ са 32 минуты и гусеничного тракто­ ра Т-38М — на 30 минут. Борьба за экономию времени при­ несла результаты—сэкономлено око­ ло 165.000 нормо-часов. Этого вполне достаточно для того, чтобы изготовить около тысячи гу­ сеничных тракторов, или 685 машин Т-40А, пользующихся большим спро­ сом не только в нашем народном хозяйстве, но и за рубежом. Хочется особо отметить тех, кто активно участвовал в достижении этих значительных результатов. Ин­ женеры завода И. Лурье и И. Га- лайба внедрили в юбилейном году два собственных изобретения. При­ мечательно то, что они разработали оригинальную конструкцию гидро­ усилителя руля колесного трактора и получили авторские свидетельст­ ва, ^ 1 е считаясь со временем, ия акегтеры участвовали в изготовлепии опытных образцов, сами испытыва­ ли и доводили до совершенства но­ вый узел. Еще больше сил и энергии приш­ лось затратить авторам, когда но­ вый гидроусилитель внедрялся в це­ хах завода. Надо было научить ста­ ночников, как обрабатывать новые детали, выбрать прогрессивные ре­ жимы резания, инструмент. Настойчивость И. Лурье и И. Га- лайбы принесла свои плоды. Только в прошлом году за счет применения нового гидроусилителя снижена трудоемкость изготовления машино­ комплекта на 58 минут, аннулиро­ валось несколько деталей и эконо­ мится около 60 тонн металла в год. Новый гидроусилитель облегчает труд тракториста, имеет более вы­ сокие эксплуатационные качества, более долговечен. Большой вклад в повышение эф­ фективности производства вносят новаторы заготовительных цехоз. Слесарь чугунолитейного цеха И. Бахаев, например, нашел возмож­ ным устранить брак по трещинам на такой сложной и очень часто дефи­ цитной отливке, как корпус махо­ вика гусеничного трактора. Он предложил установить в опасном сечении дополнительное технологи­ ческое ребро, которое будет уда­ ляться при обрубке. Идея новатора была воплощена в жизнь, позволи­ ла резко улучшить качество отлив­ ки и за счет этого экономить около 2 2 тони чугуна в год. Все большее признание получает в литейных цехах усовершенствование, разработанное конструктором отдела главного металлурга И, Гончаровым. Оно уже внедрено на 30 отливках в чугунолитейном цехе и позволяет значительно сократить брак по пла^ новым включениям, уменьшить рас­ ход металла и увеличить выход год­ ного литья от металлозавалки. А это — очень важная задача для чу­ гунолитейщиков не только нашего завода, но и других предприятий об­ ласти. Таких примеров творческого под­ хода к делу можно привести много. Но и уже сказанное выше красно­ речиво говорит о том, что липецкие тракторостроители продолжают по­ стоянно совершенствовать выпуска­ емые тракторы. И как свидетельство тому — две золотые медали на двух международных выставках, ко­ торые присуждены нашему колесно­ му трактору Т-40 А. В этом — ча­ стица труда изобретателей и раци­ онализаторов, которые в эти дни го­ товятся достойно отметить 25-летие своего завода. Н. СЕЛЮТИ Н, председатель совета ВОИР Липецкого тракторного завода. { ЗИМА НА ФЕРМАХ:! ^ Т О В А Р Н О С Т Ь — 1| | 8 5 п р о ц е н т о в ! ^ В поход за увеличение произ­ в о д с т в а животноводческой про­ д укци и включились работники % молочнотоварной фермы Круг- 1 ловского отделения совхоза име­ нии М. Горького. Доярки этой IXфермы с первых дней нового го- $да добиваются не только высо­ ткой продуктивности . животных, $ио и «экономно расходуют молоко ♦на хозяйственные нужды. В зим- $нее время, когда на фермах мно- ♦ го молодняка, на его выпойку ♦расходуется только 15 процентов ♦валового надоя. Товарность мо- ♦ лока по ферме сейчас составляет ♦ 85 процентов. ♦ Замечательных результатов ♦ добивается доярка этой фермы ♦В. Первушина. От каждой коро- ♦вы она надаивает в сутки девять ♦килограммов молока. ♦ Скоро на ферме начнется мас­ со вы й растел коров и продуктив­ н о с т ь дойного стада значительно ♦возрастет. ♦ А. КАСЬЯНОВ, ♦ сотрудник лев-толстовской ♦ районной газеты «Путь Ильича». • п о л у г о д о в о й — •В Ф Е В Р А Л Е ♦ , ^ ПЛОСКОЕ. (Соб. корр. «Ле­ онинского знамени»). Досрочно вы- ♦полнил квартальное задание по Опродаже мяса государству кол- 0 хез «Рассвет». Мяса продано на 052 центнера больше, чем планиро- Овалось. Успех завоеван благодаря Оупорному труду свинарок П. Н. ОКарабановой, Г. В. Рязанцевой и ОА. Ф. Карабановой. В феврале Отруженики колхоза «Рассвет» рас­ считывают досрочно завершить О п о л у г о д о в о й план заготовок мяса. ^ ХОР ОШИЕ Н А Д О И О ИЗМАЛКОВО. (Соб. корр.; ♦«Ленинского знамени»). В треть-; ♦ем году пятилетки коллектив Ц ен -; ♦тральной фермы совхоза «Проле-; ^тарий» соревнуется за получение; ♦трех тысяч килограммов молока; ♦от .каждой коровы. Сейчас суточ-- ♦ный надой на этой ферме достига­ е т восьми килограммов. В группе ♦коров, находящейся на попечении ♦Н. И. Носковой, продуктивность ♦еще выше. ♦ Высокие надои в зимнюю пору ♦— результат хорошего кормления ♦и содержания скота. Он размещен ♦в добротных чистых помещениях. ♦В рационе —' полноценные и ♦обильные корма. Организован ♦правильный водопой, не перечо- ♦дятся минеральные добавки. Миллионы людей идут сегодня по пути строительства социализ­ ма и коммунизма. И если спросить у каждого из них, почему он выбрал эту дорогу, большинство бы ответило: «Потому что она ве­ дет к счастью». Именно это убеждение строителей нового общества выражено в словах Программы Коммунистической партии: «Социа­ лизм — это путь народов к свободе и счастью». Проблема коммунистического понимания счастья является в ка­ ше время одной из самых волнующих. Марксизм-ленинизм опреде­ лил в ней самое главное, самое существенное. Но мы не можем сказать, что она решена окончательно. Дискуссии о счастье захва­ тывают не только молодежные аудитории, но и залы высоких науч­ ных конференций. Предлагаемая статья в какой-то степени отра­ жает современное состояние этой проблемы, и прежде всего, ее дискуссионные стороны. П РИЗНАВАЯ стремление к счастью, как к наиболее п о л н о м у удовлетворению физических и духовных потреб­ ностей, «прирожденным челове­ ку» (Ф. Энгельс), классики марксиз­ ма-ленинизма показали в то же время, что само по себе это стрем­ ление не определяет общественного развития. Наоборот, его сила и глу­ бина, а также степень его удовле­ творения целиком определяется объ­ ективным — независимым от воли и желаний людей — развитием обще­ ства. Сущность общественного раз­ вития выражают материальные от­ ношения людей, т. е. в отношени­ ях, складываю­ щихся в процессе их необходимой производительн о й деятельности. Сча­ стье (несчастье) — лишь отражение в сознании и чувст­ вах людей этих материальных от­ ношений, общест­ венного б ыт и я . Марксизм - лени­ низм научно обо­ сновал вывод, к которому стихийно пришли трудящиеся массы: счастье невозможно без удовлетворения ко­ ренных интересов большинства че­ ловечества. Единственно верный и необходимый путь к достижению такого общественного состояния — это путь строительства социализма и коммунизма. Таковы наиболее существенные черты материалистических представ­ лений о счастье. Этот же подход ле­ жит и в основе анализа деятельности и сознания конкретной личности. К сожалению, в нашей литер^т\ре и особенно в учебной этической пропа-* ганде предельно широкие категории и методы исторического материализ­ ма подчас автоматически переносят­ ся на этическое и психологическое исследование индивидуального соз­ нания и поведения конкретного чело­ века. Образно говоря, применяют сажень там, где нужно пользоваться миллиметровой линейкой. Это при­ водит к недооценке субъективных факторов, вытекающих из созна­ тельной деятельности людей. ...В Доме культуры липецких стро­ ителей шел молодежный диспут о счастье и смысле жизни. Особого накала страстей не было до тех пор, пока один из участников диспута не заявил: — А я вот—несчастливый. Он откровенно рассказал, как ему не удалось поступить в вуз, как при­ шлось заниматься случайной рабо­ той, как разочаровался в любимой девушке... Помню, женщина-воспитатель воз­ мущенно крикнула из зала: — Коля, как ты смеешь так т в о ­ рить! Разве в Советской стране можно быть несчастливым! , То, что на ‘диспуте выразилось в негодовании воспитателя, иногда, в другой форме проявляется в этиче­ ской теории. Счастье определяют только как наличие объективных ос­ нов для удовлетворения человече­ ских потребностей. Согласно этому определению не существенно, счита­ ет ли себя человек счастливым. Схе­ ма рассуждения при этом проста: ты живешь в социалистическом об­ ществе — значит счастливый. Рабо­ чий капиталистического предприя­ тия, безусловно, несчастлив. конечно, такое рассуждение при­ митивно. Истина веегда конкретна. И она вовсе не в том, что у нас аб­ солютно все люди счастливы, а в том, что у нас есть объективные ус­ ловия, т. е. возможности для счастья всех людей, и этого нет и не может быть в буржуазном обществе. Но объективная возможность не означает безусловную действитель­ ность счастья каждого человека в любой момент его жизни. Возмож­ ность нужно еще реализовать. И по­ скольку каждый человек сам, по- своему, в меру своего сознания, во­ ли, целеустремленности осуществля­ ет предоставленные ему обществом возможности, постольку жизнь его всегда уникальна, неповторима. Ес­ ли человеческую жизнь сравнить со зданием, то генеральным архитекто­ ром его окажется общество, а глав­ ным строителем — сам человек. Он может выстроить это здание и хоро­ шо, и плохо, соббразуясь с архитек­ турным планом или пренебрегая им. Больше того, он может и так «стро­ ить» свое здание, что оно рухнет от первого же порыва ветра. В самом деле, в одной и той же общественной среде мы встречаем разных людей. Одни из нас ставят перед собой высокие цели и после­ довательно добиваются их осущест­ вления, вторые не менее энергично вооружает человека знаниями зако­ нов борьбы за счастье, законов борьбы добра со злом. Каковы же основные из них? Первым условием существования и развития человечества является труд. Поэтому и главный «закон сча­ стья» народ давно выразил в мудрой пословице: «Счастье и труд — рядом живут». И социальная, и биологическая природа человека на всех уровнях — физиологическом, психическом, нравственном — обслуживают и обеспечивают именно эту функцию —труда. Ибо без него нет самой че­ ловеческой жизни. Если свободный от эксплуатации человек творчески удовлетворяет эту свою самую есте­ ственную потребность, он развивает­ ся. нормально на всех этапах своего существования. Вторым важнейшим «законом счастья» можно считать то, что чувство самого полного удовлетворе­ ния испытывают наиболее сознатель­ ные и активные люди, которые не на словах, а на деле посвятили- делу коммунизма свою жизнь. Такая исторически необходимая обществу деятельность предполагает чувство взаимоуважения, приязни, наконец, любви людей друг к другу и их вза- Е С Т Ь С В О И У С Ч А С Т Ь Я З А К О Н Ы преследуют корыстные, эгоистические интересы, а третьи—просто плывут по течению. Мы знаем людей жизнелю­ бов. оптимистов, борющихся за сча­ стье и побеждающих наперекор са­ мым суровым обстоятельствам. И в то ж? время встречаем нытиков, скептиков, всегда недовольных всем. Они только кривят губы, услышав о чьем-то счастье: и сами они несчаст­ ливы, и в счастье других не верят. И вовсе не выход — заявить, что на самом деле они несчастливы. Ко­ нечно, мы часто ценим в полную ме­ ру то, что имеем. Но даже и в этом случае можно сказать, что че­ ловек, не понимающий своего сча­ стья, действительно несчастлив. Зна­ чит, этот человек в чем-то ущербен, ему недостает чего-то существенного и, прежде всего, — способности и умения радоваться жизни. В строительстве коммунизма наше общество, все человечество, безус­ ловно, в первую очередь работает над главной задачей •— созданием развитой материально-технической базы, как основы счастливой жизни людей. Но это вовсе не означает, что в идеологической работе, в деле вос­ питания молодежи мы исходим из предположения об . автоматическом совпадении внутреннего мира чело­ века и его поведения с содержанием внешних условий — жизнь неимо­ верно сложнее. Пренебрежение внутренним миром человека, понимание счастья только как определенной совокупности об­ щественных условий исходит из из­ вестного представления о человеке как о «винтике». Оно нанесло в свое время ущерб воспитательной работе, т. к. умаляло роль, возможности и ответственность личности. А это ве­ ло к снижению моральных требова­ ний, предъявляемых к ней. Мы все помним время повальной моды брать на поруки хулиганов и преступников. Логика была проста и «убедитель­ на»: раз личность — продукт среды, то среда, коллектив в первую оче­ редь ответственны за любые ее «вы­ крутасы». А разболтанной личности только того и надо: «Давай же. мол, перевоспитывай». Между тем, счастье человека на­ шего общества и его несчастье в громадной степени зависит от него самого. Наше общество предостав­ ляет каждому человеку возможность быть счастливым. Но оно не осво­ бождает никого от борьбы за сча­ стье. Без такой борьбы невозможно благо самого общества. За лень, апатию, безволие с чело­ века должно спрашивать по всей ме­ ре ответственности и пора уже пе­ рестать ссылаться на «архитектора» когда «строитель» обезображивает свой собственный дом. Личная от­ ветственность каждого человека за свои поступки, за свою жизнь, за свое счастье, за все, что делается в стране и в мире — вот главное эти ческое требование социалистической эпохи. Может ли этика —• наука о мора­ ли и нравственности помочь людям быть счастливыми? Д а, может. Она имную ответственность друг за дру­ га. В социалистическом обществе эти моральные принципы впервые полу­ чают реальную основу, утрачивают характер христианской пустоцветной проповеди «любви к ближнему». Счастливы ли люди, основным содержанием и целью деятельности которых является общественное благо? Действительно ли, что анти­ общественное, эгоистическое поведе­ ние неизбежно приводит людей к неудовлетворенности, к разочарова­ нию жизнью, т. е. к несчастью? Ф. Энгельс указывал, что в про­ цессе перехода от обезьяны к чело­ веку большую роль играл «общест­ венный инстинкт». Он закреплял у первобытных людей поведение, необ­ ходимое для выживания в первую очередь не отдельного индивидуума, а всего рода. Видимо, следы этого инстинкта не исчезли полностью в эмоциональной сфере совершенного человека. Они способствуют, вероятно, тому, что дружественнее отношение людей друг к другу, добрые, т. е. необхо­ димые всем поступки, сопровожда­ ются чувством радаст;: и удовлетво­ рения. По мере развития человека обще­ ственный инстинкт все более и бо­ лее заменялся нравственным созна­ тельным опытом, передающимся и развивающимся от одного поколения к другому. Такое сочетание чувст­ венного и сознательного образует то состояние высшей удовлетворенности человека-коллективиста, которое мы и называем счастьем. Вот почему, «опыт превозносит, как самого сча­ стливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей...» (К. Маркс). И второе, более весомое, пожалуй, для нас доказательство — данные статистики. Например, анализ судеб­ ных дел показывает: наибольшее число разного рода драм, конфлик­ тов и преступлений исходит от лиц и семей, проповедующих и реализую­ щих эгоистические принципы: «Своя рубашка к телу ближе», «Не обма нешь—не проживешь» и т. д. ...Однако часто мы полнокровную жизнь хорошего и счастливого чело­ века подаем, как сплошное самопо­ жертвование и самоотречение. Это, безусловно, «перегиб». Подлинно гу­ манистическая мораль, требуя от че­ ловека деятельности, необходимой обществу, не ущемляет, а, наоборот, предполагает личное наслаждение и счастье, В развитом коммунистическом об ществе будут жить не унифициро­ ванные «общественники», а яркие люди с развитой индивидуальностью, с гармонично развитыми ' личными потребностями. В основе настоящего счастья ле жит не подавление личных интересов общественными, а гармоническое их сочетание. Это можно выразить бо­ лее определенно: каждый человек счастлив настолько, насколько обще ственные интересы стали его личны­ ми. Отсюда вытекает и главная за­ дача воспитания человека на всех этапах его развития — «стремиться к тому, — писали Маркс и Энгельс, — чтобы частный интерес отдельно­ го человека совпадал с обществен­ ными интересами». Не подчинение личного интереса общественному, а наполнение его общественным со­ держанием. Только так формируется не просто «общественно полезная», но и счастливая личность... Рядом с нами, в Липецке живет человек трудной и высокой судьбы, заслуженный учитель школы РСФСР Александр Николаевич Пивоваров. В «Ленинском знамени» был очерк об Александре Николаевиче. Без обеих рук — он потерял их в бою с фашистами — с сильно подорванным здоровьем (только железный режим в какой-то мере спасает »его от же­ стоких болей). Пивоваров не просто вернулся в строй, но и вновь обрел в служении общему делу большое человеческое счастье. Я говорю о счастье Александра Николаевича с полной ответственно­ стью за свои слова, ибо общение с ним убеждает: такие люди знают настоящую цену счастья и никогда не вкладывают в это слово ущерб­ ный смысл. Александр Николаевич счастлив ^не абстрактным «обществе нны м» счастьем. Он — честный человек и прямо говорит, что всегда в своей жизни преследо­ вал и осущест­ влял свои личные интересы и цели. И когда поступал в институт, меч­ тал стать кораб­ лестроителем, и когда в 18 лет добровольно ушел.. на фронт, и когда бил фашистов,— сначала в армии, а потом — после побега из плена — в рядах партизан; и когда много месяцев боролся за жизнь, рас­ терзанный взрывом немецкой гра­ наты; и когда мучительно выби­ рал новый жизненный путь. Себя, свое представление о счастье и смы­ сле жизни утверждал он, стремясь стать настоящим учителем и воспи­ тателем. И он стал им. «Уроки Пи­ воварова А. Н. имеют стройную си­ стему, научны, ученики на уроках работают и мыслят вместе с учите­ лем. Уроки носят воспитательный характер, ученики живут эпохой, ко­ торую изучают» — можно ли лучше аттестовать учителя в официальной характеристике!.. Разгадка смысла и залог счастья этого человека заключаются в том, что его личными интересами всегда были интересы Родины, интересы Коммунистической партии. В человеческой жизни есть свое основное русло. И личное горе, и. любую неудачу, и болезнь, и разлуку — все перенесет и преодолеет чело­ век, если делом его жизни стала борьба за счастье всего общества, за победу самого счастливого строя на земле — коммунизма. Но для того, чтобы побеждать в борьбе, нужно учиться. Именно поэтому наша партия так настойчиво призывает каждого из нас овладе­ вать марксистско-ленинским учением о законах борьбы за счастье и сво­ боду человечества. Учиться самым настойчивым образом борьбе за ком­ мунистические, ленинские нормы жизни — это тоже совершенно не­ обходимое условие нашего счастья. Счастье — всегда процесс, восхо­ дящее движение к убегающему вдаль горизонту. Кто-то в пути устает и останавливается, кто-то возвращается назад и вниз, кто-то обманывает себя необходимостью быть там, где он остановился. Это значит — исчерпать собственные п о ­ требности. Это значит—застой, доб­ ровольный отказ от самых высоких радостей. Чем выше мы поднимаемся, тем дальше отодвигается горизонт. Но зато шире простор, ближе чистое синее небо! Мы о большем мечтаем, к большему стремимся, все отчетли­ вее видим необъятную высоту и глу­ бину нашего счастья. Мерило наше­ го развития — богатство наших по­ требностей. Коммунизм, к которому мы идем* не будет обществом постоянно до­ вольных, удовлетворенных всем лю­ дей. Мы будем, по замечательному выражению К. Маркса, постоянно ощущать потребность в том вели­ чайшем богатстве, каким является другой человек. Все более полное овладение этой самой высшей цен­ ностью мира, овладение неисчерпае­ мой сокровищницей подлинно чело­ веческих отношений й есть настоя­ щее счастье. А. РОМАНОВ, преподаватель философии Липец­ кого филиала МИ Си С, председа­ тель молодежной комиссии област­ ного общества «Знание»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz