Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
\ 22 декабря 1968 г„ >5 296 (12 2481 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ казарма х, иа сельск их сходках. Нередко приходилось выступать и во враждебных аудиториях: День ото дня крепнут'в борьбе с классовым врагом партийные организации. В ноябре восемнад цатого созывается первая уездная партийная конференция. Делегаты, рассмотрев неотложные вопросы, приняли важные решения: о снаб. жении продовольствием голодаю щего населения страны и уезда; об укреплении частей Красной Ар'мии. Конференция избрала уезд ный комитет во главе с Ольгой Вейланд. Секретарем была избра на Ольга Бош. Обе молодые: пер вой — 24, а второй — 19 лет. Как могло случиться, что моло дые приезжие девушки оказались в числе "партийных руководителей Липецка- и уезда? — Что они оказались в Липец ке, — объясняет старый комму нист, Почетный гражданин Ли пецка Н. С. Попов, — дело слу- она встречается н* Крвковском совещании с Владимиром Ильи чей Лениным. В следующем, 1913 году, Н. К. Крупская направляет О. Вейланд в Россию. Полная тревог и опасностей не легальная работа в Москве. Через два года — в пятнадцатом —про вал. На этот раз О. Вейланд по везло: полиции не удалось опо знать в ней «киевскую революцио нерку», и она отделалась высыл кой в Нижний Новгород. Здесь она бесстрашно продолжает рево люционную работу вплоть до февраля 1917 года. Вновь Киев, партийная работа. Во время восстания рабочих Киев ского арсенала против украинской рады О. С. Вейланд—связная ме жду восставшими и штабом. От ступая с частями Красной Армии с Украины, она в отряде Киквнд- зе редактировала газету «Вперед». Коммунисты Липецкого уезда зна ли, кому они доверяют, были уве- р е н ы в Б У Р Ж У А З Н О Й ПРЕССЕ П РИ Х О ДИ Т С Я НЕЛЕГКО ПРАГА, 21 декабря. (ТАСС). Нелегко деиходится в эти дни буржуазной прессе писать о жиз ни Чехословакии. В стране прини маются меры по осуществлению решений ноябрьского пленума ЦК КПЧ, укоепляющие позиции соци ализма. Партийные организации, широкие массы трудящихся, как известно, активно поддерживают эта меры. Но обо всем этом не могут и не хотят писать буржуазные про пагандисты. Они явно недовольны и даже раздражены по поводу изменений к лучшему в Чехословакии. Швей царская газета «Журналь де же- нев», например, недовольна тем, Б О Л Ь Ш Е В И Ч К А шашяшшяшашяшшшш К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ О. С. ВЕЙЛАНД и ......... ■......■■■■ имиI у - Лето восемнадцатого года... Мо лодая Советская Республика —■в огненном кольце интервенции и белогвардейщины. Как и в других краях страны, на липецкой земле полыхают огнем кулацко-эсеров ские восстания. Кулачье и идеоло ги деревенской буржуазии ведут смертный бой против комбедов, рабоче-крестьянской власти. В это тяжелое время в Липецк прибыла Ольга Вейланд. И сразу с присущим большевикам задором и энергией окунулась с головой в работу. В июле ее избирают пред седателем горкома партии и одно-^ временно Назначают редактором газеты «Известия Липецкого Со вета рабочих, солдатских и кре-- стьянских депутатов». Оружие Ольги Вейланд — сло во, устное и печатное слово боль шевистской правды. Пламенного агитатора люди, жаждавшие этой правды, слушали на рабочих ми тингах и собраниях, в солдатских чая, а то, что большевички быстро завоевали доверие парторганиза ции — вполне закономерное явле ние. ...Ольга Вейланд, курсистка выс ших женских курсов Киева, в 1911 году познакомилась с сеет- рами Ольгой и Марией Бош и их матерью, старой большевичкой, секретарем Киевского комитета РСДРП Евгенией Богдановной. Че рез год Вейланд вступает в пар тию и ведет нелегальную работу, печатает листовки, расшифровыва ет письма. Печатала она листовки и в ночь на Первое мая 1912 года, а в это время у Е. Б. Бош хозяй ничали полицейские. Ольгу Вей ланд предупредили о засаде. Ес тественно, в квартиру она не вер нулась, а выехала из Киева и че рез некоторое время перебралась через границу, обосновалась в Вене. . И вот, самая важная веха ее жизни; в декабре того же года Н О М Ы <Е К Ж И Г Ж «Опыт лучших — всем пропагандистам» — так называется бро шюра, выпущенная Домом политического просвещения МК и МГК КПСС. В ней рассказывается о том, что есть лучшего в постановке партийной учебы в Москве и столичной области. Дом политического просвещения издал также брошюру «Совер шенствовать работу с пропагандистами». В ней говорится, что де лается в столице и области для повышения мастерства тех, кто вооружает слушателей марксистско-ленинской теорией в системе партийной учебы. (Корр. ТАСС). своем вы боре. И не ошиблись. Связь с губ е р н- ским цен- ж н и и и ам м в и н и м ,тром тог да была слабой.- «Представители Тамбова, — вспоминает Ольга Самойловна, — к нам не приезжали, и мы, не получая никаких инструкций, ра ботали самостоятельно. Читали «Правду», в которой публикова лись статьи В. И. Ленина, реше ния партии и правительства, де лали нужные выводы. Работали самостоятельно.- На до было вводить продналог, чрез вычайный революционный налог на кулачество. И вводили. Надо бы ло организовать своевременную сдачу хлеба. И уком организовал. Надо было подавлять восстания. И уком посылал лучшие силы партийной^организации». Более года проработала в Ли пецке О. С. Вейланд. Уехала в Тамбов, где ее избрали членом губ- кома РКП (б) и утвердили редак тором губернской газеты. Потом снова Москва, работа в ЦК проф союза Всерабогземлеса, научным сотрудником Истпарта, в аппара те Коминтерна, в журнале «Борь ба класс 01 В». Сегодня, в день семидесятнпя- гилетия, Ольгу Самойловну от всей души поздравляют трудящи еся областного центра и желают ей, старой большевичке, Почетно му гражданину Липецка, доброго здоровья и долгих лет жизни. Их пожелания разделяет и коллектив газеты «Ленинское знамя». Заседание польского П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А ВАРШАВА, 21 декабря. (ТАСС). Вчера здесь состоялось заседание Совета Министров ПНР. Как сообщает агентство ПАП, на заседании Председатель Совета Министров Ю. Циранке- вич сообщил о предложениях от носительно изменений в составе правительства и центральных ор ганах управления. Правительство намерено внести в сейм предложе ние об освобождении 3. Новака и Ф. Ваниолки с постов заместите лей Председателя Совета Минист ров. Первого в связи с избранием председателем центральщой комис сии партийного контроля ПОРП, а второго — по состоянию здо ровья. Будет внесено также предложе ние об освобождении А. Рапацко- го с поста министра иностранных дел по состоянию здоровья и на значении на этот пост члена По литбюро ПК ПОРП С. Ендрихов- ского, нынешнего председателя комиссии планирования при Со вете Министров. На пост предсе дателя комиссии планирования предлагается назначить, Ю. Куле шу, который сейчас, является за местителем председателя Цент рального совета профсоюзов и председателем комиссии сейма по экономическому планированию, .бюджету и финансам. Правительство намеревается на значить первым заместителем председателя комиссии планиро вания В. Тромпчиньского. > что «ответственность за трудно сти», возникшие в стране, возла гается на антисоциалистические силы. На это жалуется и лондон ская «Таймс». Еще недавно буржуазная про паганда тешила себя надеждой на «изменение курса развития» в пользу правых сил и их антисоци алистических союзников. Она раз вернула новую подстрекательскую кампанию. Франц/зская «Орор», например, писала о мнимой неиз бежности «финансовой катастро фы», о том, что «уже не может быть и речи о вложении средств в чехословацкую промышлен ность». Особенно усердствовала запад ногерманская пресса. Совсем не давно «Реннише пост», выдавая желаемое за действительное, пи сала, что «внутриполитическое по ложение Чехословакии явно ухуд шается». Все эти крикливые заявления явно были рассчитаны на то, что бы посеять тревогу и неуверен ность в Чехословакии и поощрить антисоциалистические силы. Некоторые представители бур жуазной прессы, находящиеся в Чехословакии, 'в пылу усердия стали открыто вмешиваться во внутренние дела страны. Пример тому — деятельность сотрудника «Нью-Йорк тайме» Т. Шульца, статьи которого изобиловали воз мутительными домыслами и из мышлениями. На днях из заявле ния МИД ЧССР стало известно, что, пребывая в Праге, Т. Шульц выполнял функции, не имеющие отношения к журналистской дея тельности, Он интересовался сек ретными военными вопросами. Нарушая статус зарубежного кор респондента, Шульц, как отмеча лось в заявлении МИД ЧССР, пытался достичь своих целей под купом, При это-м он дезориенти ровал и дезинформировал читате лей своей газеты, преподнося не былицы о Чехословакии. Чехо словацкие власти потребовали, чтобы Шульц покинул пределы ЧССР. Но буржуазная пресса не скла дывает оружия. В разных формах она продолжает подрывную дея тельность против Чехословакии и других социалистических стран. Официальные чехословацкие де ятели неоднократно отмечали, 4то ложные слухи, злонамеренная пропаганда, распространяемые не которыми буржуазными радио станциями и органами печати, по рой вызывали тревогу среди неко торой части населения Чехосло вакии. На это, конечно, и рассчи тывают руководители западных диверсионно-идеологических цент ров, систематически ведущих кампанию против Чехословакии. Однако им становится все труд нее и труднее добиваться осуще ствления своих целей. Н ЬЮ - Й О Р К , I I Д 21 д е к а б р я . (ТАСС). Гене- АССА ральная Ассамб лея ООН завершила вчера рас смотрение вопросов разоружения. В ряде резолюции по вопросу о разоружении, одобренных вчера на пленарном заседании, нашли отражение конкретные предложе ния в направлении разоружения, намеченные в меморандуме пра вительства СССР о некоторых не отложных мерах по прекращению гонки вооружений и разоруже нию, внесенном на рассмотрение нынешней сессии Генеральной Ас самблеи. Вместе с тем при обсуждении вопросов разоружения были пред приняты попытки использовать итоги Женевской конференции не ядерных стран в интересах про тивников Договора о нераспро странении ядерного оружия для того, чтобы задержать вступление этого договора в силу. Так, Ас самблея сочла возможным при нять резолюцию, в которой огуль но одобряются все рекомендации, Г ЕИЕРАЛЬНОЙ МБ Л Е Е ООН а также декларация этой конфе ренции, без необходимого предва рительного их изучения прави тельствами государств — членов ООН и заинтересованными меж дународными организациями. Откровенно игнорирует Договор о нераспространении ядерного оружия резолюция, которая реко мендует генеральному секретарю ООН подготовить доклад о созда нии «международной службы ядерных взрывов в мирных целях под соответствующим междуна родным контролем». Оценивая итоги рассмотрения вопросов разоружения на XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, представитель СССР Я. А. Малик заявил, что Советский Со юз будет и впредь настойчиво и последовательно выступать за прекращение гонки вооружений, за запрещение применения ядер ного оружия и его полную лик видацию. ЭПИДЕМИЯ ГРИППА В США НЬЮ-ЙОРК, 21 д е к а б р я . (ТАСС). Эпидемия «гонконгского гриппа» продолжает стремительно распространяться в США. Она свирепствует уже в 42 штатах. По официальным данным, в первой половине декабря от гриппа умер ло 1.375 человек в 122 городах страны. Только за неделю с 7 по 14 декабря в одном Нью-Йорке «гонконгский грипп» унес 118 че ловеческих жизней. В связи с эпи демией и сильными холодами го родское управление здравоохра нения объявило Нью-Йорк в сос тоянии «опасности». Такое же чрезвычайное положение сущест вует и в других городах. ч » ) 1 ’ТО ж, вот и сбылось то не многое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Эго было все, что осталось у нега в жизни, что пока еше роднило его с. землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем ми ром». Так кончается знаменитая эпопея «Тихий Дон». И с этого начинается новый спектакль Липецкого област ного драматического театра, постав ленный по произведению М. Шоло хова. Заросший, страшный на вид вернулся Григорий Мелёхов после долгих своих скитаний в хутор Та тарский, присел на камне у родного порога и задумался. И перед его мысленным взором одна за другой встают картины пе режитого: то покойница Наталья со своей скорбной улыбкой, то мать Ильинична, то неумолимый, ничего не забывающий Мишка Кошевой; — Много ты наших бойцов загу бил... За старые долги платить надо! Таким образом все дальнейшее действие спектакля, охватывающее важнейшие события третьей и чет вертой книг «Тихого Дона», прохо дит как бы сквозь призму восприятия Григория Мелехова. Мы смотрим на происходящее его глазами, и это позволяет нам понять самого ге роя, его психологию и его трагедию. Этот театральный прием, удачно найденный постановщиком — новым главным режиссером Липецкого те атра А. Т. Найденовым,— позволил преодолеть многие трудности, свя занные с инсценировкой такого круп ною художественного полотна, ка ким является рома-н «Тихий Дон». А трудности эти настолько велики, что до сих пор еще ни один театр в стране не брался за постановку «Ти хою Дона». Эту сложнейшую задачу пытался решить известный режиссер, народ ный артист СССР Н. П. Охлопков, но не успел завершить начатую ра боту. Вместе с критиком и киносце наристом Ю. Б. Лукиным, автором ряда исследований о творчестве М. А. Шолохова и сценариев филь мов «Судьба человека» и «Поднятая целина», Н. П. Охлопков подготовил инсценировку по третьей и четвер той книгам эпопеи. Однако она так я не была поставлена. 1 1 Ш В Ш Г Р И Г О Р И Я М Е Л Е Х О В А Инсценировку Н. П. Охлопкова и Ю. Б. Лукина и положил в основу своей первой работы в Липецком драматическом театре молодой ре жиссер А. Т. Найденов. Обстановка в театре в связи с вводом в строй нового здания сложилась так, что зрители в какой-то мере оказались свидетелями работы постановщика и всего театрального коллектива над текстом инсценировки и ее воплоще нием на сцене. Сначала был показан черновой вариант спектакля, затем, после длительной и ''сложной пере работки, по сути новый спектакль. Сейчас перед нами завершенное, стройное по композиции и четкое по идейному замыслу произведение. Постановщик сосредоточил свое внимание на Григории Мелехове. Он, правда, и в первоначальном тексте инсценировки был главным героем, но после введения того обрамления, о котором мы говорили, после того, как события стали передаваться че рез его восприятие, — стал тем пер сонажем, для раскрытия психологии которого и поставлен спектакль. Это была верное решение, сразу же дав шее новой работе и сюжетный стер жень, объединивший до того разроз ненные картины, и экономные сред ства для раскрытия основной проб лематики «Тихого Дона». Правда, воспоминания Мелехова, его мысленная беседа с теми, кого он вспоминает, изображены непри вычными для липчан художествен ными средствами, но не так уж сложно понять, что если на сцене рядом с Григорием вдруг высвечи вается Михаил Кошевой, вступаю щий с ним в спор, то речь идет не о реальном герое, а о том мыслен ном образе, с которым все еще про должает спорить потерпевший пол ное крушение Мелехов. Мы уже сказали, что в центре этой'фаботы стоит Григорий Меле хов. Спекталь, по сути дела, его ис поведь. Как же трактует его траге дию театр, постановщик и исполни тель роли заслуженны^ артист РСФСР М. Н. Соболев? Надо ска зать, что в общем эта трактовка с - Т Е А Т Р ■- .... шолоховской не расходится. Но в спектакле отношение к Мелехову не сколько смягчено. И в этом есть своя логика. Поскольку действие по дается через восприятие Григория Мелехова, мы хорошо чувствуем его раскаяние, а это всегда вызывает сочувствие. Колебания между лаге рями привели Мелехова к бесславно му и страшному концу. Самое траги ческое, что он не виновен в этих ко лебаниях, они явились следствием социального конфликта в самом его характере '— борьбы чувств и на строений труженика с собственниче скими и сословными предрассудка ми. Он «и от красных отстал, и к белым не пристал» и, ненавидя «офицерьев и генералов», в 'конце концов, оказался у них же на служ бе, а желая «замириться с Совет ской властью», оказался в стане ее врагов. К этому привели Григория поиски «казачьей правды», „«третьего пути» в революции. Между прочим, если искать связь спектакля «Тихий Дон» с современностью, то именно эти мо менты делают его актуальным. В самом деле, во имя чего и против чего восстали казаки, к которым примкнул Мелехов? Против Совет ской власти? Во имя возвращения генералов и помещиков? Нет! Пов-/ станцы (и Григорий, разумеется) считали, что они за Советы, но толь ко против «коммунии». Генералам и помещикам они не хотели помогать. Но, сражаясь против «коммунии», не успели оглянуться, как генералы фиихалауровы снова начали их «за ламывать». I В наши дни мы тожё неоднократ но видели на примере контрреволю ционного мятежа в Венгрии и не давних событий в Чехословакии, что тот же самый лозунг вводит в за блуждение новых Мелеховых. У нас когда-то враги сбивали людей с тол ку лозунгами «Советы без коммуни стов», нынешние враги социалисти ческого строя спекулируют на лозун гах «либерализации» социализма, «демократизации» коммунизма и т. п. Слова разные, а суть дела та же. И итог одинаков: поверившие этим лозунгам независимо от их воли оказываются помощниками ярых врагов и социализма, и коммунизма. Сюрпризом это оказывается толь ко для обманутых. Для генералов фицхалауровых, графов эстерхази и боннских реваншистов итог заранее ясен: любое выступление против коммунизма и коммунистов льет во ду на их мельницу. Так что колебания Мелехова, по иски им «третьего пути» в спектакле «Тихий Дон» перекликаются с важ ными событиями современности, явившимися следствием обострения идеологической борьбы между вра ждебными мирами социализма и ка питализма. И это.положительное ка чество новой работы Липецкого те атра. Вернемся к Григорию Мелехову. Как уже сказано, эту роль играет один из ведущих актеров Липецкого театра заслуженный артист РСФ |Р М. Н. Соболев. И играет глубоко, вдохновенно. Исполнитель встретил ся со своим героем в тот момент, когда опустошенный войной, «поби тый» сединой, он вступил на послед ний, ведущий под уклон этап своего жизненного пути. И мы видим, как постепенно он все ниже и ниже спускается по этому уклону, как ме чется в отчаянии, тщетно пытаясь найти выход из безвыходного поло жения, как мучается сомнениями, как постепенно становится его душа «опустошенным колодцем». И в кон це перед нами тот Мелехов, которо- ю на миг мы увидели в начале спектакля: почти ничего уже не род нит его «со всем этим огромным, си яющим под холодным солнцем ми ром». Работу М. II. Соболева, хотя и не во всем, разумеется, безупречную, можно занести в актив актера. Это одна из его лучших ролей, сыгран ных на сцене Липецкого драмати ческого театра. Убедительно показал и противни ка Григория, его сценическую анти тезу — Михаила Кошевого артист Н. В. Четвергов. Этот герой тверд, решителен, принципиален, и... слиш ком прямолинеен. Да, да, именно та ков шолоховский Кошевой. Он сродни Макару Нагульнову из «Поднятой целины», не привык вдаваться в тон кости и нянчиться с врагами. Но эти черты — индивидуальные осо бенности Кошевого, а не типичные для казака-коммуниста. По роману мы знаем, например, Ивана Алексе евича, наделенного противоположны ми чертами,— мягкого, доброго. Так вот Н. В. Четвергову не уда лось в характере своего героя отде лить индивидуальное от типичного, и потому Кошевой предстает якобы полномочным вершителем судьбы Григория Мелехова. К числу творческих побед актеров надо отнести роль Прохора Зыкова, сыгранную артистом И. С. Захаро вым. Этот герой, нарисованный жи выми и очень верными красками, вно сит в трагический колорит спектакля живую и по-шолоховски жизненную струю юмора, причем делает это с. точным чувством меры, ненавязчиво, ровно настолько, насколько это нуж но.. Очень интересно изобразил Панте лея Прокофьича артист В. В. Бо ков. Старика Мелихова он показал удивительно достоверно. В сложном актерском ансамбле много и других исполнителей, д о стигших в спектакле заметных успе хов. Глубок и выразителен характер Натальи, нарисованный артисткой П. Г1. Найденовой, непосредственна и естественна Дуняша Л. М. Зубо вой, удивительно соответствует на шему представлению о шолоховской Ильиничне характер, созданный за служенной артисткой РСФСР Н. А. Плюсковой. С особым вниманием зритель сле дят, разумеется, за Аксиньей, роль которой исполняют две актрисы — заслуженная артистка РСФСР Л. Е. Шапошникова и М. В. Якушкина. Обе они оправдывают ожидания зрительного зала и показывают свою героиню достаточно ярко. Хороша Аксинья — М. В. Якушкина в сие не р Натальей и Аксинья — Л. Е. Шапошникова в момент гибели. Но в отдельных случаях исполнительни цам не удалось найти верного тона (сцена, в которой Аксинья остается наедине с Григорием после побега из хутора, например). Можно делать некоторые частные замечания и в адрес других испод нителей. Художник заслуженный деятель искусств Казахской ССР А. В. Кля- узер получил на новой сцене новые возможности и постарался их как можно полнее использовать. Это ему а какой-то степени удалось. Очень выразительным стало у него, напри мер, небо, то чистое и ясное, то хму рое и тревожное в зависимости от настроений героев. Но камни в центре поворотного круга, наверное, не самое лучшее, что можно было бы предложить. Есть спорные моменты и в поста новке. Многим непонятно, например, с какой целью в сцене разгула каза- ков-повстанцев одели в нижнее белье. Но в целом спектакль «Тихни Дсн» — это одна из тех работ, ко торые заслуживают большого ува жения. И прежде всего своей смело стью и самостоятельностью. Молодому режиссеру, впервые пришедшему в театр, куда спокой нее было бы поставить что-нибудь из так называемых «апробирован ных» пьес, включить в постановку что-нибудь модненькое, чтобы вос клицали: «Ах; как современно!». Но А. Т. Найденов с самого начала не захотел искать «спокойной жизни», начал работать над очень трудным и сложным произведением, начал первым, упорно преодолевал все трудности (в том числе и такие при входящие, как освоение новой сце ны) и довел-таки дело до конца. Спектакль, несмотря на неудачу пер вого варианта, в конце концов полу чился. И получился оригинальным, самостоятельным. Это подлинно творческая работа, свидетельствую щая, что в коллективе театра, уже начавшего приобретать вкус к само стоятельности после постанорки спектаклей «Всем смертям назло» и «Когда цветет вереск», поиски свое го стиля, своего лица резко активи зируются. И. ОСТАНКОВ. Старт космического корабля „Аполлон-8" НЬЮ-ЙОРК, 21 декабря. Корр. ТАСС Л. Ядрошников передает: Сегодня в 15 часов 51 минуту по московскому времени в США осуществлен запуск пилотируемо го космического корабля «Апол лон-8». Он произведен с космиче ского полигона на мысе Кеннеди с помощью трехступенчатой раке ты-носителя «Сатурн-5». На бор ту корабля — три космонавта — полковник ВВС Фрэнк Борман (командир экипажа), майор ВВС Уильям Андерс и капитан ВМС Джеймс Ловелл. Основная задача запуска — вывод корабля на ор биту вокруг Луны и последующее возвращение на Землю. Полет рассчитан на срок немно гим более шести суток. Согласно программе, космический корабль предварительно выводится на кру говую орбиту вокруг Земли. Спу стя три часа, после двух непол-| ных витков вокруг Земли, наме-] чается старт в направлении Лу ны. 24 декабря предполагается вы-| вод космического корабля «Апол лон-8» на селеноцентрическую ор биту с минимальным расстоянием от поверхности Луны в 111 км Во время облета Луны космонав ты будут заняты фото- и кино съемкой лунной поверхности, ви зуальным наблюдением. В среду 25 декабря планирует ся перевод корабля с селеноцент рической орбиты на траекторию полета к Земле. Корабль «Аполлон-8» должен совершить посадку на воду в Ти хом океане 27 декабря. В район предполагаемого приводнения уже направлены корабли ВМС США во главе с авианосцем «Йоркта- ун». Монгольская Народная Республика. Советские строители вместе с монголь скими коллегами закончили сооружение 12-го микрорайона города Улан-Батора. В новом районе имеется сеть магазинов, кинотеатр, школа, ресторан и другие культурные и бытовые учреждения. НА СНИМКЕ: в 12-м микрорайоне Улан-Батора. Фопго В. Мастюкова. (Фотохроника ТАСС). Ч Плотники выбрались из котлована и дружной группой направились в свой вагончик переодеваться. По до роге кто-то сказал бригадиру: — А он того.., Мастеровой, видать, мужик. Неожиданный успех новичка пора зил бригадира. Он думал о нем в прорабском вагончике, когда полу чал задание на следующий день, и по дороге, когда шагал к трамзай- ной остановке. Как так могло полу читься? Он и его помощники всю смену не разгибали спины, даже на обеденный перерыв не пошли, а сделали меньше. А ведь этот дядя был один, без подручного!.. В душе Леонида кипели профес сиональная ревность и неудовлетво ренность собой. Вот это ^старик»! Посмеялся над ним: не пренебрегай, мол, ветеранами, за плечами которых огромная практика и большая жизнь. * * 46 После этого случая дядя Тёма стал работать вместе с бригадой. Л е онид .внимательно наблюдал за ним, следил за каждым движением,- пы тался разгадать секреты мастерства. Дядя Тёма все делал неторопли во, без суеты. За что бы ни брался, все получалось. Ножовкой и топором орудовал удивительно. Возьмет из штабеля доску, положит на коле но, смерит беглым взглядом, прило жится пилой — и заготовка нуж ных размеров падает к его ногам. Леонид подметил, что за смену «старик» порезал десятка три досок, ни разу не вынул из кармана рулет ку, но не испортил ни одной. Все заготовки были миллиметр в милли метр. И пришивал доски без подгон ки. Приложит их к тесинам — раз, два, и готово. — Вот это мастер!— удивлялся бригадир. Опалубка у дяди Тёмы росла бы стро. Леонид попытался посостязать ся с ним, но ничего не получилось. Устал, рубашка прошла потом. А «старику» хотя бы что, будто он и ке работал восемь часов. Шагает, попыхивает дымком, посмеивается. Вскоре в бригаде к дяде Тёме при выкли. К нему то и дело подходили плотники, просили: Помогите поднять на верх щи ты. — Подскажите, ^как лучше заде лать в опалубке углы, чтобы хоро шо вошли арматурные каркасы. Дядя Тёма бросал, свое дело и шел выполнять просьбу. Сначала Леони да как-то задевало за живое это уважительное отношение к новичку, но неприязни к нему он не чувство вал. А «старик» делал вид, будто не замечает косых взглядов бригадира. Только его хитровато прищуренные глаза говорили, что он все видит и понимает. Чем дольше работал дядя Тёма в бригаде, тем больше удивлял моло дых плотников. Обычно строители в обеденный перерыв собирались в своем вагончике. Здесь.было гетто, уютно. На окнах — капроновые за навески, на тумбочке — радиола, на столах — свежие газеты и журналы. Ребята играли в шахматы, шашки, крутили пластинки. Была здесь и гитара. Ее вручили бригаде летом на митинге за второе место в соревно вании. Она висела на гвозде, на са мом видном месте. . Никто толком обращаться с ней не мог. Бренчали, кому не лень. Чаще всех брал в руки гитару Леонид. Склонившись над грифом, он тихо перебирал пальцами струны и пел про целину, про монтажникэз- высотников и стройки в далекой тай ге. Сколько ни старался — никак не мог найти общий язык с гитарой. Бригадиру часто говорили: — Не мучь инструмент. Пой так, приятней слушать. Но Леонид встряхивал свисающим на глаза курчавым чубом: — Ничего, потерпите. Когда-ни будь учиться-то надо. Дядя Тёма всегда сидел у окна с газетой в руках. Он читал, близору ко щуря глаза. Иногда, склонившись на ладонь, слушал пение бригадира. На его лице было написано неудо вольствие. Казалось, сейчас встанет, вырвет из рук Леонида гитару и с укором скажет: — Брось. Не играй на нервах. Дай товарищам спокойно отдохнуть. Но какая-хр внутренняя сила за ставляла его сдерживаться. Однаж ды дядя Тёма поднялся с места, подошел к Леониду и попросил: — Разреши мне. Он присел на опрокинутую табу ретку, провел мозолистыми, натру женными пальцами по струнам, и они ожили. Дядя Тёма запел. Голос сипловатый. но слушать было приятно. Плотники бросили игры, отложили в стороны газеты. Пел он о том, как бился в тесной печурке огонь, как сражались рус ские солдаты за безымянную высо ту. В вагончик ворвались грозные ветры далекой Отечественной войны и растревожили молодые души строителей. Когда дядя Тёма кончил, его ста ли просить исполнить что-нибудь еше. И он пел весь перерыв. В другой раз в бригаде выпускали стенную газету. И здесь дядя Тёма оказался нужным человеком. Он умело отредактировал заметай, на рисовал заголовок и карикатуры. Га зета получилась нарядной, привле кательной, боевой. Ее приходили смотреть из многих бригад. Как-то дядя Тёма не выщел на работу. Не появился он на второй и третий день. Плотники заволнова лись: не случилось ли что? Леонид собрал бригаду и сказал: — ' Ребята, нужно узнать, в чем дело. * У управленческого инспектора по кадрам плотники узнали адрес Ти мофея Игнатьевича и вечером после работы отправились в привокзаль ный район. Квартиру дяди Тёмы на шли быстро. «Старик» лежал на кровати блед ный и похудевший. В комнате пах ло йодом, микстурами. — Пришли . навестить, — сказал Леонид, осматривая полупустую комнату. Взял табуретку, присел. — Спасибо, спасибо! Очень рад,— улыбнулся хозяин. — Я вот немного расклеился. Фронтовые раны доняли. Обстановка в комнате дяди Темы была бедная: небольшой письменный стол, три табуретки и кровать. На подоконниках — пленка пыли. В пе пельнице — гора окурков. Давно, видно, никто не убирал. — Где же ваша жена? — спросил бригадир. Дядя Тема немного помолчал, по том ответил: — В войну от бомбежки погибла. И дети с ней... Когда вернулся с фронта, не женился. Теперь уже ве к чему. — Не знали мы, что так живете* Будем приезжать, помогать. — Не стоит беспокоиться. Соседи у меня хорошие... Плотники просидели у дяди Темы весь вечер. Рассказали ему о ново стях на стройке, о своей работе, а на прощанье Леонид сказал: — Сегодня утром приходил про раб, чтобы перевести вас в другую бригаду. Ребята заявили: «Не отда дим!». 9. ГУСЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz