Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

г Л Е НИНС КО Е З НАМЯ 14 декабря 1968 г., >6 289 (12 241) О к т я б р ь с к и й П л е н у м Ц К - К П С С . Д е л а , п л а н ы Я С Н Ы Е П Е Р С П Е К Т И В Ы Пятилетяее задание по сдаче хле-, ба, сахарной свеклы и картофеля совхоз имени Ленина выполнил за три года. За это время урожай­ ность зерна выросла на семь цент­ неров и в текущем году превысила 19 центнеров с гектара. Пятилетка по производству и продаже мяса и молока осуществлена более чем *на две трети, а сдача мяса в расчете на сто гектаров сельхозугодий до­ стигла 74 центнеров. Говоря на пленуме горкома КПСС об этих успехах, секретарь партко­ ма М. Т. Гуськов подчеркнул, что они достигнуты благодаря огромной помощи государства сельскому хо­ зяйству, настойчивой борьбе комму­ нистов за выполнение решений XXIII съезда партии и Пленумов ЦК КПСС, творческой активности коллектива совхоза, развернувшего широкое со­ циалистическое соревнование за до­ срочное выполнение пятилетки и до­ стойную встречу 100 -летия со дня рождения В. И. Ленина. О размахе соревнования говорит такой факт: в нынешнем году свыше четырехсот человек за хорошую работу получи­ ли почетные грамоты, благодарно- сти, премии, ценные подарки. Толь­ ко на премии затрачено 13 тысяч рублей — вдвое больше прошлогод­ него. — Наши хлеборобы и-животново­ ды, — сказал т. Гуськов, — с во­ одушевлением встретили решения октябрьского Пленума Центрального Комитета партии, наметившего пути нового мощного подъема всех отрас­ лей сельского хозяйства. Нас раду­ ют меры, намеченные партией. На заботу о тружениках села коллектив решил ответить делом: в будущем году довести урожайность зерновых до 22 центнеров, дать к концу пяти­ летки тысячи тонн мяса н молока сверх плана. Какие же резервы думают пу­ стить в дело работники передового хозяйства? Еще более широко и умело использовать минеральные удобрения, построить дв’а новых на­ возохранилища, соорудить несколь­ ко типовых животноводческих поме­ щений с полной механизацией. Будет улучшена организация труда и в Полеводстве: до последнего времени 14 механизированных звеньев выра­ щивали пропашные. Теперь за ними закрепляются и зерновые культуры. Совхоз имени Ленина — не един­ ственное в районе хозяйство, из года в год добивающееся роста производ­ ства продукции и снижения ее себе­ стоимости. Многого добились в повы- С п л е н у м а Д а н к о в с к о г о г о р к о м а К П С С шении урожайности сельскохозяйст­ венных культур хлеборобы совхозов «Куликовский», «Политово», «Поли- бино». Отличные показатели в жи­ вотноводстве имеет совхоз «Данков- ский». Да и в целом район за по­ следние три года увеличил производ­ ство зерна в 1 , 2 , а картофеля и са­ харной свеклы — в 1,7 раза. Растет производство овощей, плодов, мяса, молока, яиц. Об этом подробно, обстоятельно говорил в докладе об итогах ок­ тябрьского Пленума ЦК КПСС и за­ дачах коммунистов района первый секретарь горкома партии Н. И. Ма­ рин. В докладе сделан глубокий, само­ критичный анализ развития сельско­ го хозяйства в районе за последние годы. Выводы интересны. Взять хо­ тя бы влияние минеральных удобре­ ний на рост урожайности. Доклад­ чик взял группы хозяйств, в кото­ рых на гектар пашни в этом году было внесено 20—30 и 30—40 кило­ граммов минеральных туков. В пер­ вом случае урожайность в среднем составила 14,6 и во втором — 15,8 центнера с гектара. В трех совхозах на гектар пашни пришлось 40—50 килограммов туков, и урожайность достигла 16,7 центнера. Валовое производство зерна в юбилейном году в районе составило 117 тысяч тонн, а в нынешнем— 108. Если средняя урожайность достиг­ нет областного уровня — 17 центне- оов с гектара, сбор зерна в районе достигнет 122 тысяч тонн. Какая это громадная прибавка для увели­ чения фуражных фондов и продажи зерна сверх плана по повышенным ценам! А 17 центнеров — вполне ре­ альная цифра при настоящем поло­ жении дел. И правильно участники пленума решили: в будущем году добиться такой урожайности. Район специализируется на выра­ щивании картофеля. Урожайность этой важной технической культуры пока невысока — 94 центнера в среднем за последние три года. Это, правда, значительно выше, чем за три предыдущих года, когда она равнялась 66,7 центнера. Но за три года пятилетнее задание выполнено лишь на 55 процентов. Следователь­ но, в последние два года пятилетки район должен довести ежегодную продажу картофеля до 55—56 тысяч тонн, но для этого надо собирать не по 84 тысячи тонн, как в этом году, а значительно больше — 110—115 ты­ сяч тонн клубней. Докладчик и выступающие указы­ вали на необходимость быстрейшего освоения севооборотов, наведения по­ рядка в семеноводстве, освоения всех пустующих земель, более высо­ кими темпами проводить противо­ эрозийные работы, умело использо­ вать местные удобрения и др. Участники пленума горкома пар­ тии показали глубокую заинтересо­ ванность в повышении эффективно­ сти сельскохозяйственного производ­ ства, отличное знание дела. Они до­ полнили анализ, сделанный в докла­ де, и внесли много ценных предло­ жений по использованию внутренних резервов в земледелии н животно­ водстве. Поедмет особой заботы всех пар­ тийных организаций. — работа с кадрами. Речь идет не только о под­ готовке специалистов основных про­ фессий. Надо, говорилось на плену­ ме, создавать труженикам села все необходимые культурно-бытовые ус­ ловия, быстрее решать одну из глав­ ных социальных задач — приближе­ ние уровня жизни и труда сельского труженика к уровню трудящихся го­ рода. Пора всерьез решать проблему организации двухсменной работы на фермах. Следует больше строить жилых домов, культурно-бытовых объектов. В районе недостает более 350 ме­ ханизаторов. Как в кратчайший срок решить эту проблему? Дирек­ тор сельского профтехучилища № 9 П И. Бабкин предложил создавать для двух—трех хозяйств филиалы профтехучилища, чтобы за две зимы подготовить квалифицированных трактористов-машинистов широкого профиля. В этих филиалах обучаю­ щиеся будут обеспечиваться так же, как и в СПТУ, и при правильном подборе преподавательских кадров можно на месте готовить хороших знатоков своего дела. Председатель колхоза «Красное знамя» А. М. Будин советовал соз­ дать бригады для механизации ферм' из колхозных и совхозных слесарей под руководством специалистов «Сельхозтехники». В картофелеводческом районе во время уборки клубней хозяйства ис­ пытывают острую нужду в тран­ спорте. Директор совхоза «Воскре­ сенский» А. Ф. Васюк считает нуж­ ным иметь больше конного транспор­ та, а тракторные тележки н автома­ шины использовать только на даль­ них перевозках. Он же внес предло­ жение *укрупнить овцеводческие фермы, не менее чем на пять тысяч голов, и тогда овцеводство станет рентабельном. На октябрьском Пленуме ЦК шла речь о том, чтобы хозяйствам, уда­ ленным от станций и баз, помочь техникой и материалами, поставить их в равные условия с остальными. Об этом убедительно и горячо гово­ рил секретарь парткома совхоза «Долговский» Н. Ф. Муковнин, Из-за недостатка транспорта и бездорожья совхоз завозит меньше удобрений, нежели другие. Здесь мало строится жилья. За один только год из сов­ хоза уволилось более шестидесяти человек — они .ушли в те совхозы, где условия жизни и труда лучше. Глубокому рассмотрению подверг­ лись и текущие дела. Главный зоо­ техник районного управления сель­ ского хозяйства В. П. Баскаков про­ анализировал причины низких надо­ ев в зимние месяцы. Он, в частности, резко осудил стремление отдельных руководителей ферм, отделений и бригад экономить, корма зимой, хотя это период массовых отелов. Такая «экономия» не что иное как расто­ чительство: отелившиеся коровы не дают столько молока, сколько могут давать при правильном кормлении, на пастбище выходят истощенными, и требуется много времени, чтобы поднять их продуктивность. И еще одна причина низких надоев: белко­ вое голодание коров. Этого не учи­ тывают руководители ферм и специ­ алисты, а дело страдает. Пленум принял постановление по выполнению решений октябрьского Пленума ЦК КПСС. Принята резо­ люция, полностью одобряющая внеш­ неполитическую деятельность ЦК КПСС. Пленум утвердил мероприятия горкома КПСС по выполнению по­ становления Центпального Комитета партии о работе Добринского райко­ ма партии. ! Для повышения уровня партийной ^работы образованы комиссии горко­ ма: по внедрению передового опыта и НОТ, идеологическая и по совер шенствованйю форм и методов пар­ тийной работы. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». З А В Т Р АШНИ Й Д Е Н Ь КОЛХО ЗА Славно поработали в третьем году пятилетки колхозники «Искры». Они вырастили богатый урожай зерновых, продали государству почти вдвое больше, чем предусматривалось, са­ харной свеклы) получили около мил­ лиона рублей дохода от всех отрас­ лей производства. Но и в самое гог рячее время правление, все тружени­ ки артели не забывали о завтраш­ нем дне, о сооружении молочного комплекса. Когда видишь эту стройку, раски­ нувшуюся на площади в 15 гекта­ ров, огромные производственные кор­ пуса, вспомогательные помещения, то начинаешь яснее понимать кол­ хозников, которые с такой любовью говорят о сИвоем детище. Молочный комплекс — это тринадцать коров­ ников, в которых через год—полто­ ра разместятся 1100 коров. Около 600 тысяч рублей дохода будет по­ лучать хозяйство ежегодно от про­ дажи молока. За 6 —7 лет комплекс полностью окупит себя. Механическое доение коров, авто­ поение, транспортировка молока, за­ вод по производству кормов, гидрав­ лическое удаление навоза, механизи­ рованная раздача кормов — все это уже не за горами. На территории животноводческого городка размес­ тится пункт искусственного осемене­ ния коров, поливное поле, завод, где На стпоительстве животноводческо го к о м п л е к с а молоко будет расфасовываться в бу­ тылки для отправки потребителю. На строительной площадке уже оп­ ределились контуры многих вспомо­ гательных объектов. Это гараж, про­ филакторий, электроподстанция, сто­ ловая. Мы проходим по объектам, и председатёль колхоза Б. И. Лупа- рев объясняет назначение различных механизмов, доставленных сюда со всех концов страны. Сооружение кдмплекса — главной сельской стройки района — ведет Елецкое СМУ «Облмежколхозстроя». Колхозники ревниво следят за ходом строительства, повседневно помога­ ют возводить объекты будущей фаб­ рики мблока. Четыре коровника уже под крышей. Здесь идет монтаж оборудования. Комнаты для приема молока отделаны белыми кафельны­ ми плитками, проложены бетонные канавы для автопоения. С большим напряжением работа­ ют межколхозстроевцы, возглавляе­ мые прорабом В. Ивановым. Они сумели до наступления морозов за­ ложить фундаменты объектов вто­ рой очереди и сейчас ведут кладку стен этих помещений. Встав на ле­ нинскую трудовую вахту, строители взяли на себя повышенные обяза­ тельства. Они решили снизить себе­ стоимость строительно - монтажных работ против сметной на 1,5 процен­ та, обеспечить ввод в эксплуатацию плановых объектов точно по установ­ ленному графику. Правда, сейчас на стройке работы идут не в полную силу. На станции Телегино скопилось много грузов в адрес колхоза-заказ- чика, а вывозить не на чем. — Сдерживает темпы нехватка ме­ ханизмов, — говорит прораб В. Ива­ нов. — Будь у нас кран с длинной стрелой, начали бы монтаж еще двух коровников. Слабо помогают строителям н ра­ ботники Афанасьевской машиномели­ оративной станции облмелиоводхоза. Они выделили сюда один канавоко­ патель. Прокопал он за день 300 метров вместо 1800 и по указанию бригадира В. Ханыкова отбыл домой. Строительство молочного комплек­ са — ударная стройка района. Здесь должны «руки* приложить» и работ­ ники автохозяйства № 1 ^ руково­ дители районного объединения «Сель­ хозтехника». А. БАЮКАНСКИЙ, соб. корр. «Ленинского знамени». Елецкий район. нэяЯЕЯрй-у"' * ч V ' ^ х- Плотник Николай Максимович Рыжиков и маляр Наташа Соломонова, которых вы видите на снимках, работают в пятом строительном управлении треста «Жилстрой». Их всегда ставят в пример другим строите лям. Николай Максимович ежедневно выполняет сменные задания ца 140—160 процентов. У Наташи показа тели чуть ниже. Она активная общественница, комсорг бригады. Фото нештатного корреспондента «Ленинского знамени» Ю. Клюева. НАКАЗЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ Из биратели обсуждают тезисы отчета облисполкома В городах и селах области продолжается обсуждение тезисов отчета облисполкома, опубликованных 27 ноября в «Ленинском зна­ мени». С докладами о деятельности облисполкома за отчетный период выступили перед избирателями депутаты: заместитель председателя облисполкома В. Д. Колобаев, заведующий областным отделом со­ циального обеспечения И. И. Сибирцев, председатель областного суда К. С. Чичикин, начальник облмелиоводхоза И. И. Шульгин и другие руководители отделов и управлений облисполкома. В обсуждении тезисов отчета облисполкома приняло участие свыше 70 тысяч избирателей. Они проявили высокую активность, вносили ценные предложения. 44а собраниях и сходах граждан бы­ ли даны наказы депутатам. Особое внимание обращалось на орга­ низацию соревнования в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ле­ нина, на ускорение темпов строительства культурно-бытовых объек­ тов, улучшение торгового и медицинского обслуживания населения. Ниже публикуются материалы, полученные редакцией «Ленинского знамени» в связи с обсуждением тезисов отчета обл­ исполкома. НУЖНА МЕХАНИЗАЦИЯ 4 Н едавно ■ селе Трубетчнно Добров * ского района произошло знаменательное событие — открытие обелиска Алексан­ дру Грачеву, павшему от руки кулаков. О белиск построен на деньги, заработан­ ные пионерами и комсомольцами во вне­ урочное время. Н а открытии памятника из Липецка прибыли родственники героя. С остоялся митинг. НА СНИМКЕ: возложение венков к обелиску. Фото П. Мысина. Деревня Пикалово несколько лет назад была центром колхоза, а те­ перь здесь размещается комплекс­ ная бригада артели имени Куйбы­ шева. Напряженным трудом напол­ нены зимние дни колхозников. Они ремонтируют технику, готовят семе­ на, ухаживают за скотом. Слажен­ ный коллектив живет одной мыслью: подготовить достойную встречу 100 - летию со дня рождения В. И Лени­ на. На днях в Пикалово состоялось бригадное собрание по обсуждению тезисов отчетного доклада облис­ полкома. Широкий круг вопросов за­ трагивали в своих выступлениях колхозники. И механизаторов, и строителей, и животноводов одинаково волнуют насущные проблемы производства. Доярка, депутат сельского Совета т. Пылева говорила о том, что пого­ ловье скота на фермах увеличива­ ется с каждым годом. В бригаде по­ строены неплохие животноводческие помещения. А с механизацией пока плохо. В коровнике, например, име­ ются лишь автопоилки. Нам нужны механизмы для доения коров, приготовления и раздачи кор­ мов, для удаления навоза из поме­ щения. Внедрение комплексной ме­ ханизации облегчит труд животно­ водов, позволит снизить себестои­ мость продукции, — подчеркнула т. Пылева. Жителям воловских сел, особенно отдаленных населенных пунктов, трудно приобрести строительные ма­ териалы. Колхозники нынче распола­ гают средствами для того, чтобы строить просторные дома со всеми удобствами. — А где приобрести нужные мате­ риалы? — спрашивает колхозный плотник т. Некрасов. —•. Когда-то в Гатище и Пикалово крестьяне сами изготовляла кирпич. Теперь этим занимается _ Воловский кирпичный завод. Казалось бы, руководители предприятия примут все 'меры к то­ му, чтобы расширить производство. Но этого не сделано. Завод по-преж­ нему производит очень мало кирпи­ ча. Опрос населения не удовлетворя­ ется. Как следует не налажено в районе и производство других стро­ ительных материалов. Тов. Некрасов внес предложение: создать в колхозе специализирован­ ную бригаду для строительства жилья, как это сделано в передовых хозяйствах страны. Колхозники предъявляют серьез­ ные претензии и к/электрификаторам области. По плану в Пикалово давно уже должен быть электрический свет. Но дело застопорилось. То ■проект не был готов, то материалов не хватает. С. БЕЗЛЕПКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». ГУБ ИТЕ Л И П Р ИРОДЫ Охрана природы является одной из важнейших обязанностей местных ^ Советов. Русская земля издавна ела- ' вится прелестью лесов « пашен, рек и озер. Красоту русской природы воспевали наши замечательные зем­ ляки Михаил Михайлович Пришвин, Иван Алексеевич Бунин. И очень плохо, что некоторые лю­ ди наплевательски относятся к на­ родному достоянию. Казацкий крах­ мало-паточный завод губит все жи­ вое в реке Воргол: сюда системати­ чески сбрасываются отходы произ­ водства. Берега омываются грязной пеной, много рыбы отравлено. По сигналам избирателей в село Нижний Воргол приезжали комис­ сии. Было решено обсудить вопрос на исполкоме Елецкого районного Совета депутатов трудящихся. Депу­ таты потребовали быстрее завершить строительство очистных сооружений. Решение исполкома довели до све- дения начальника треста «Главпато­ ка». И что же? Недавно главный ин­ женер треста т. Найденов сообщил, что Казацкий крахмало-паточный за­ вод отравляет рыбу и загрязняет берега только из-за халатности ди­ рекции.' Большие средства, отпущен­ ные на ''сооружение очистных соору­ жений, не используются. Директору завода т. Сбитневу бы- - ло предложено откачать закисшую массу из переполненного отстойника , на поля фильтрации, очистить от­ стойник и капитально отремонтиро­ вать прессовочную яму. Однако ни решение исполкома, ш распоряжение треста т. Сбитнев пе выполняет. А тут еще на за­ воде вышел из строя один из двух насосов, резервный оказался непод­ готовленным: качать отходы на по- 'у ля фильтрации нечем. - •у «Закон об охране природы в РСФСР» требует от местных Сове­ тов зорко стоять на страже природ­ ных богатств. И надо сделать все возможное, чтобы наше Придонье по-прежнему радовало людей своей красотой. , Т. БОКАРЕВ, председатель Елецкого районного совета охраны природы. З А ПОСЛЕДНИЕ десять лет второгодничество и отсев в школах области сократились примерно в четыре раза. Произошло это, главным образом, за счет внед­ рения рациональной организации учебно-воспитательного процесса. Но хочется обратить внимание родите­ лей и педагогов на другие возмож­ ности. Все знают, с каким не одинаковым уровнем развития приходят малыши в школу. Как старательно трудя гея некоторые из них, запоминая буквы, складывая один и два, пытаясь за­ помнить и повторить хотя бы одно предложение, а успеха нет. Другие же делают это мгновенно. Естествен­ но, возникает вопрос: почему суще­ ствуют такие различия между деть­ ми, могут ли они быть меньшими? Идеологическая борьба в совре­ менном мире захватывает ц воспи­ тание подрастающего поколения. На одаренность, способность ребенка/ его возможности к гармоническому развитию существуют две диаме­ трально противоположных точки зрения. Биологизаторская, буржуаз­ ная педагогика решающую роль в успехах детей отводит генному, то есть наследственному аппарату. Если это верно, то тогда бесплодна работа учителя. За годы Советской власти у нас создана оптимистическая наука о ребенке. Она в теории и на практике доказательно утвердила признание равных возможностей всех дегей к всестороннему развитию умственных, эстетических и физических способно­ стей. Наследственные особенности ребенка, его природная одаренность играют роль задатков, развитие ко­ торых находится в полной зависи­ мости от семейных и общественных условий воспитания ребенка и педа­ гогически целесообразного воздей­ ствия на него. Советская педагогическая теория признает по существу безграничные возможности развития ребенка и утверждает всесильность воспитания. В полном соответствии с этой тео­ рией мы, пытаясь объяснить различ­ ный уровень развития и учебных ус­ пехов детей, можем сказать, что и когда положительно или отрицатель­ но отразилось на развитии детей. Знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что в первые семь лет ребенок усваивает больше понятий об окружающем мире, чем за всю остальную жизнь. Классик советской педагогики Антон Семено­ вич Макаренко, считал, что характер человека складывается в основном в дошкольные годы. А убедительнее всего свидетель­ ствуют сами за себя дети: некоторые из них приходят в школу, умея чи­ тать, рассказывать, рисовать, кон­ струировать, писать, считать; у мно­ гих ярко выражены чувства товари­ щества и коллективизма, аккуратно­ сти и организованности. Конечно, такое развитие получают дети в хороших семьях, в яслях и детских садах. Сеть дошкольных уч­ реждений развивалась у нас в стра­ не очень бурно, но и сейчас на них велик спрос. В городской местности лишь около половины детей прихо­ дят в школу из детсада, а в сельской — менее шестой части. Можно ли уже теперь значительно увеличить охват детей дошкольными учреж­ дениями? Да, и особенно большие возможности имеются в сельской местности, где и нужда в ускорен­ ном развитии детей чувствуется острее. В последнее время колхозами и совхозами области построено дет­ ских яслей и садов на 3 тысячи мест, а воспитанников прибавилось лишь 225. Все остальные места зани­ маются сезонно. В сезонных яслях-садах работают, как правило, нетрудоспособные по­ жилые люди, осуществляющие в лучшем случае присмотр. Ни о какой квалифицированной воспитательной работе речи быть не может. . По­ чему ,в типовых, новых зданиях не открываются стационарные ясли- сады? Чего не хватает? Средств, продуктов, воспитателей? Все это есть. Может быть, родители не нуж­ даются или детям лучше дома, чем в саду? Никто не осмелится по­ добное утверждать. Почему, напри­ мер, передовой в делах воспитания Долгоруковский район в прошлом году ограничился полумерой — по­ строил более 20 детсадов на 1,5 ты­ сячи мест, но все они три четверти года пустуют, а систематическим воспитанием охвачено в районе все­ го лишь 54 малыша? Понимают ли руководители хозяйств, как много потеряли дети, которые могли быть в своем саду и лишены этого без всяких оснований? Большая вина за эти упущения ложится на работников школ и от­ делов народного образования. Зна­ чительного улучшения требует мето­ дика и содержание работы действу­ ющих детсадов. И речь должна идти в первую очередь о внимании к ум­ ственному развитию детей. Многие воспитатели ограничивают свои обя­ занности поддержанием общего по­ рядка, не изучают детскую психоло­ гию, мало знают и задают упражне­ ний на развитие воображения, про­ странственной ориентировки и твор­ ческой фантазии. Мало читают де­ тям, не вызывают у них интереса к самостоятельному чтению, к заучива­ нию сказок и стихотворений на­ изусть, плохо знакомят их с приро­ дой. Парадоксально, но факт — неко­ торые учителя предпочитают полу­ чить класс детей из семей, а не из детсада. Почему? Потому что учите­ ля не знают, чему научили детей в саду, начинают все с азов, а это уже не интересно детям. Еще хуже, когда группу из детсада распределяют ме­ жду всеми параллельными классами. Нередко воспитатели не знают школьной методики, и учителям при­ ходится переучивать детей чтению, письму, счету. Плохая постановка работы в детском саду, превращение всех занятий в беспорядочные игры, не только не готовит детей к успеш­ ному обучению, а даже мешает шко­ ле: дети приходят в школу плохо НА ШКО Л ЬНЫЕ ТЕМЫ = воспитанными, не умеют трудиться и внимательно слушать учителя. Из этого вытекает необходимость са­ мой тесной связи школы и детсада, установления четкой преемственности между старшей группой детсада и первым классом школы. Но даже при хорошей постановке работы дет­ садов роль школы и семьи в до­ школьном воспитании необходимо всемерно усиливать. В течение последних лет в области все шире проводится работа с шестилетками, не охва­ ченными детсадами. Разумеется, это дополнительная нагрузка для учите­ лей четвертых классов, которым, как правило, поручается готовить себе будущий первый класс. Но польза от этого несомненная. Учительница Хлевенской средней школы А. П. Буханова в течение года с помощью пионеров своего четвертого класса занималась с ше­ стилетками. Они приходили в школу раз в неделю, занимались играми, смотрели инсценировки сказок, разу­ чивали стихи, рисовали, учились чи­ тать, считать и т. д. Как же это ска­ залось на их успехах? Из 28 челозек первый класс закончили без троек 19. В прошлом учебном году органи­ зованная работа с шестилетками ■проводилась во всех районах. В Становлянском из 585 будущих пер­ воклассников было охвачено подго­ товкой 423, в Задонском из 989 — 897, Добринском из 1405 — 983, Ча- плыгинском из 1483 — 1280 челозек. Такая форма подготовки детей к обучению в школе является времен­ ной и недостаточной. Она захваты­ вает лишь один седьмой год жизни ребенка и не может компенсировать всех потерь шести прошлых лет. Однако было бы непростительным от нее отказываться. Она должна быть постепенно вытеснена работой до­ школьных учреждений по мере их развития. Пока же руководителям школ и отделам народного образо­ вания надо стремиться к полному охвату всех шестилеток организо­ ванной подготовкой к школе. Ответственна роль родителей в дошкольном воспитании детей, и чем дети меньше, тем роль родите­ лей больше. Какая большая оадоеть родителям наблюдать успехи своих детей, как приятно гордое сознание своего участия в них! И нет боль­ шего огорчения, если дети плохо учатся, а родители не знают, как помочь. „ \ Обычно в таких случаях ссылают­ ся на ограниченность способное гей. Это предрассудок. Способности, то есть готовность выполнить умствен­ ные и физические действия, не при­ чина, а следствие воспитания. Ака­ демик Обручев образно заметил, что способности, как и мускулы, растут при тренировке. Беда многих родителей состоит в том, что они ждут, когда* ребенок пойдет в школу, там, де, им займут­ ся учителя. Но ребенок к тому вре­ мени иногда так много теряет, что вряд ли вообще когда-нибудь навер­ стает упущенное. Известно, что язык — выражение мысли, ей одежда; ни одной мысли не может быть, если она не выраже­ на словами. А разве не мать, не ро­ дители обучают ди^я говорить. В этом первом огромном культурном приобретении ребенок обязан боль­ ше всех своим родителям. К сожа­ лению, некоторым родителем «не­ когда» говорить с ребенком, а толь­ ко так и усваивается язык. Встре­ чаются еще родители, которые раз­ говаривают с детьми обрывками резких фраз, а то и междометиями. И не трудно представить себе прямо- таки трагическое положение, когда ребенбк, придя в школу, не владеет средством общения — не может ни запомнить, ни повторить сказанное, ни выразить свою мысль. В развитии языка он отстал от сверстников на два-три года, но ведь так же он отстал и в умственном развитии. На­ чинается хроническое отставание в учебе, продолжающееся многие годы. Начинаются поиски причин, копание в генеалогии, обвинение предков, а дело куда проще — у отца и матери не нашлось времени и желания раз­ говаривать со'своим ребенком, отве­ чать на его многочисленные вопросы. Не следует ждать, пока ребенок станет спрашивать о секретах Все­ ленной и других сложных понятиях. Надо быть внимательным уже тогда, когда он задает вопросы первыми улыбками и требовательным криком. Сильное и красивое средство вос­ питания создал народ с незапамят­ ных времен — это колыбельные пес­ ни, различные сказки. Само назва­ ние «колыбельные» указывает на первые месяцы жизни ребенка. Не следует лишать детей этих первых радостей.' Недостатки развития речи ветре* чаются, к сожалению, и у детей из домов ребенка, детских садов, дет­ ских домов. Это происходит потому, что многие воспитатели не проводят планомерной работы по развитию речи каждого ребенка в отдельно­ сти. Важным средством умственного развития детей (и языка одновре­ менно) является чтение. В воспита­ нии важную роль играют примеры, а среди примеров наибольшее влия­ ние на детей оказывает пример ро­ дителей. В современной семье соз­ дается культ книги, любовь к худо­ жественному слову. Когда же де­ тям следует начинать читать? Ответ уже дан: певучее произно­ шение «Колыбельной песни» или ска­ зочки про козлика — это начало, а затем пойдет целая детская библио­ тека. Дети любят слушать с колы­ бели, а с 3—4 лет у многих появ­ ляется желание самому узнать бук­ вы, научиться складывать их в сло­ ва. Это следует умело, без^ тени принуждения поощрять. Наблюдения за детьми показы­ вают, что отличниками чаще бывают те, кто рано научился и развил в се­ бе привычку постоянно и много чи­ тать. Трехлетнему ребенку, как воз­ дух, нужна детская книга, тетоадь для рисования, цветные карандаши. Все это для него игрушки, но в этих играх он становится человеком мыслящим и глубоко чувствующим. Мы не можем не заметить, как мно­ гие родители становятся виновника­ ми слабых успехов их детей вслед­ ствие злоупотребления алкоголем, и не только тогда, когда они в пьяном состоянии «воспитывают», но и зна­ чительно раньше. Все б о р и т е имеет начало. Истоками большой жизни человека являются его ранние годы. И от того, как они пройдут, зазисит полнота его счастья. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий Липецким областным отделом народного образования. У и с т о к о в ж и з н и ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz