Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
11 декабря 1968 г., X * 286 (12 238) Л Е НИНС КО Е ЗНАМЯ П я т а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а СССР с е д ь м о г о с о з ы в а О Т О С У Д А Р С Т В Ш О М Б Ю Д Ж Е Т Е С С С Р НА 1 9 6 9 м г И ОБ ИСПОЛНЕ Бюджет четвертого года пятилет ки, сообщил В. Ф. Гарбузов, разра ботанный исходя из решений ХХШ съезда партии и пленумов ЦК КПСС, обеспечивает необходимыми средствами широкую программу дальнейшего развития народного хо зяйства, повышения жизненного уровня советских людей, укрепления могущества нашей социалистической Родины. Важной особенностью развития советской экономики в последние годы было совершенствование ее структуры, улучшение народнохо зяйственных пропорций и ускорение темпов ее роста. Проводимые Ком мунистической партией и Советским правительством мероприятия по раз витию научных методов руководства экономикой позволяют полнее ис пользовать преимущества социали стический системы хозяйства. Опыт работы предприятий показывает большую эффективность проводи мых мероприятий по совершен ствованию планирования и эко номического стимулирования. Боль шинство предприятий, переведенных на новые условия хозяйствования, добивается лучших результатов в использовании материальных, трудо вых и финансовых ресурсов, в росте производительности труда, снижении себестоимости и увеличении накоп лений. 'Н а осуществление планов хозяйст венного и культурного строителостза все большее влияние оказывают со циалистическое соревнование, твор ческая инициатива трудящихся масс. Поистине всенародным стало движение за достойную встречу ис торической даты — столетия со дня рождения. В. И. Ленина, за досроч ное выполнение пятилетнего плана. С хорошими итогами, продолжал докладчик, заканчивает третий год пятилетки наше народное хозяйство. За 1966—1968 годы заметно увели чился прирост национального дохо да, промышленная продукция воз росла почти на 30 проц. Наша партия уделяет большое внимание вопросам развития сель ского хозяйства. Осуществление ре шений ХХШ съезда партии и плену мов ЦК КПСС но сельско-му хозяй ству сыграло положительную роль в подъеме этой важнейшей отрасли и дальнейшем укреплении экономики колхозов и совхозов, повысило заин тересованность тружеников села в развитии общественного производ ства. Валовая продукция сельского хозяйства постоянно увеличивается и достигнет в текущем году наивыог шего уровня за всю историю нашей страны. Успешно выполняются и пе ревыполняются планы закупок про дуктов земледелия и животноводст ва. Октябрьский Пленум ЦК КПСС поставил задачу ускорить темпы раз вития сельского хозяйства с тем, чтобы в возможно короткие сроки намного превзойти современный уро вень сельскохозяйственного произ водства в стране. Это дело не толь ко тружеников села, но и всего со ветского народа. • В. Ф. Гарбузов подчеркнул, что развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народ ного хозяйства во многом определя ется достижениями передовой науки которая все в большей степени ста новится одним из главных элемен тов производительных сил социали стического общества. Курс на широ кое развитие научных исследований и быстрое использование результатов этих исследований в производстве стал одной из важнейших частей экономической политики партии. Неуклонный подъем общественно го производства и увеличение нацио нального дохода, продолжает док ладчик, позволили значительно не ревыполнить задания первых Трех лег пятилетки по росту народного благосостояния. Реальные доходы трудящихся в расчете на-душу наее лення за три года возрастают более чем на 20 проц. Увеличилась продажа населению продовольственных и промышленных товаров, розничный товарооборот в 1968 году значительно превысит ю •арооборот, намеченный на этот год пятилетки планом. Повышение благосостояния трудя щихся находит выражение также в росте сбережений. В 1968 году зна чительно увеличатся вклады в сборе гагельные кассы/а Число вкладчиков достигнет 68 миллионов. В больших масштабах в нашей стране ведется жилищное строитель ство. Дальнейшее развитие получи ли народное образование, культура, здравоохранение, улучшилось соци альное обеспечение трудящихся. Вы платы и льготы, предоставляемые населению из общественных фондов потребления, увеличились за А9оо— 1968 годы на 29 проц, и превысят в этом году 54 млрд, рублей. Успешное выполнение народнохо зяйственного плана текущего года обеспечило перевыполнение доход ной части бюджета, что дало воз можность осуществить бесперебой ное финансирование социалистиче ской экономики, мероприятий по дальнейшему повышению благосо стояния советского народа и укреп лению обороноспособности страны. В 1968 году доходы бюджета составят 130.2 млрд, рублей, или 101,7 проц, к плану, и расходы — 129,0 млрд, рублей, или 101,1 проц, к плану. До ходы бюджета превысят расходы на 1.2 млрд, рублей. Планы по дохо дам бюджета в текущем году будут выполнены всеми союзными респуб ликами. Итоги выполнения плана за пер вые три года пятилетки и повыше ние уровня всей хозяйственной дея тельности создают необходимые предпосылки для успешного решения задач хозяйственного и культурного строительства в 1969 году. ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР ЗА 1 0 6 7 Д о к л а д м и н и с т р а ф и н а н с о в С С С Р д е п у т а т а В. Ф. ГАРБУЗОВА Министр доложил участникам сес сии, что проект Государственного бюджета СССР на 1969 год состав лен в соответствии с народнохозяй ственным планом и обеспечивает бо лее высокий рост общественного про изводства, национального дохода и реальных доходов населения. Доходы Государственного бюдже та на 1989 год составят 134,0 млрд, руб., или на 3,8 млрд. руб. больше, чем в 1968 году, расходы намечены в 133,8 млрд, руб.; превышение до ходов над расходами составит 0,2 млрд, рублей. Поступления от социалистического хозяйства предусмотрены в 121,5 млрд, рублей, или свыше 90 проц, всех доходов бюджета, и составят: А» млрд, руб.) Платежи государствен- I § ных предприятий и ор- ” , ганизаций из прибыли 48,2 48,0 Налог с оборота 40,8 42,9 Взносы государственных предприятий и организа ций на социальное стра хование, подоходный на лог с колхозов и коопе рации и другие доходы 29,9 30,6 Прибыль в народном хозяйстве в 1969 году достигнет 74,7 млрд. руб. и возрастет по сравнению с текущим годом более чем на 13,7 проц. Внедрение хозяйственной реформы в промышленность и другие отрасли народного хозяйства расширяет сфе ру применения нового порядка рас пределения прибыли между бюдже том и предприятиями, установленно го в соответствии с решениями сен тябрьского (1965 г.) Пленума ПК КПСС. Это находит, в частности, свое выражение-в том, что все боло- шая часть прибыли используется са мими предприятиями на расшире шое воспроизводство и образование фон дов экономического стимулирования. В 1969 году прибыль, оставляемая в хозяйстве для финансирования капи тальных работ, прироста норматива собственных оборотных средств и других плановых затрат, достигнет 28,8 млрд, рублей и возрастет по сравнению с текущим годом на 46,1 проц. Отчисления в фонды экономи ческого стимулирования составят 6,8 млрд, рублей и увеличатся в 1969 го ду по сравнению с текущим годом ьа 29,3 проц. Кроме того, в фонд разви тия производства будет направлена часть амортизационных отчислений; общая сумма поступлений в этот фонд достигнет 2,5 млр^. рублей про тив 1,6 млрд, рублей в 1968 году. В результате значительного увели чения размера прибили, используе мой самими предприятиями, несколь ко уменьшается доля прибыли, на правляемой в бюджет. ОбьЦая сумма платежей в бюджет определяется в 48 млрд, рублей, из них по предпри ятиям, переведенным на новые усло вия хозяйствования,— 32,7 млрд рублей, в том числе: плата за произ водственные фонды — 11,3 млрд, рублей; фиксированные платежи — 2,6 млрд, рублей. Итоги работы предприятий в но вых условиях, заявил докладчик, на глядно подтверждают положитель ные результаты нового порядка рас пределения прибыли и образования фондов экономического стимулирова ния. Эю способствует более успеш ному выполнению планов производ ства, реализации продукции и на коплений. Коммунистическая партия и Со ветское правительство требуют от руководителей плановых, финансо во-кредитных и хозяйственной орга нов сосредоточить внимание на более полном использовании и совершенст вовании новых методов хозяйство вания. Задача состоит в том, чтобы вся система государственного план ъ рования и экономического стимули рования способствовала дальнейше му ускорению научно-технического прогресса во всех отраслях народно го хозяйства. Необходимо разраба тывать действенные меры, позволяю щие более эффективно использовать плату за производственные фонды, улучшать порядок образования и распределения фондов экономическо го стимулирования, последовательно укреплять хозяйственный расчет во всех звеньях народного хозяйства, обеспечивать более правильное соче тание централизованного государст венного планирования с развитием хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий. Поступления налога с оборота в 1969 г., исходя из предусмотренного планом , увеличения промышленной продукции и расширения товарообо рота, возрастут на 2,1 млрд, рублей, или на 5,1 проц. Следует вместе с тем сказать, что в нашем хозяйстве имеются большие резервы для пере выполнения намеченного плана про изводства товаров. * Необходимо принять все меры к тому, чтобы обеспечить не только .выполнение, но и перевыполнение установленного плана производства товаров для населения, всемерно расширять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукщи. Государственные налоги с населе ния в бюджете на 1969 год, исходя из действующих ставок обложения и предоставленных отдельным катего риям трудящихся льгот, определены в 11,5 млрд, рублей. Поступления от реализации свободно обращающего ся займа билетов денежно-веще вых лотерей намечены в 0,5 млрд рублей. В целом обязательные и доб ровольные платежи населения соста вят 9,3 проц, всех доходов Государ ственного бюджета 1969 года, то есть останутся примерно на уровне текущего года. Основные расходы бюджета опре делены на 1969 год л -следующих суммах; ____ (• **прд. руб.) < О о СЪ 3 •О о- 58,4 58,3 48,7 51,0 16,7 17,7 1,6 1,6 народное хозяйство социально-культурные мероприятия оборона управление В новых условиях хозяйствования из года в год увеличивается доля собственных средств, направляемых на развитие народного хозяйства. В 1969 году общая сумма затрат на народное хозяйство за счет бюджета и собственных ресурсов предприятий составит 116,5 млрд, рублей и воз растет против текущего года более чем на 11 проц. В этих затратах соб ственные средства предприятий со ставят 58,2 млрд, рублей. Крупные ассигнования на народ ное хозяйство позволят обеспечить в предстоящем году высокие темпы роста тяжелой промышленности, дальнейший подъем сельскохозяйст венного производства, ускоренное развитие легкой^ и пищевой промыш ленности, расширение жилищного строительства и улучшение комму нально-бытового обслуживания на селения. I Значительно увеличиваются в 1969 году расходы государства на финан сирование социально-культурных ме роприятий. Общая сумма затрат на науку возрастет в 1969 году почти до 9 млрд, рублей, в том числе за счет бюджета выделяется 6,3 млрд, рублен. В бюджете на 1969 год учте но дальнейшее развитие 1 экономиче ских и культурных связей СССР с зарубежными государствами. Докладчик заявил, что представ ленный Советом Министров СССР на рассмотрение сессии Государст венный бюджет СССР на 1969 год обеспечивает финансирование всех мероприятий, предусмотренный на роднохозяйственным планом на бу дущий год. Высокие темпы роста промышлен ного производства сопровождаются совершенствованием о т р а с л е в о й структуры, быстрым развитием от раслей, определяющих научно-техни ческий прогресс в народном хозяй стве. Финансирование промышленности в 1969 году возрастет на 14,2 проц, и составит 59,8 млрд, рублей. Боль шой рост вложений в промышлен ность обеспечивает дальнейшее уве личение производственных фондов, внедрение новой техники, повышение производительности ' труда и увели чение национального дохода. Крупные средства выделяются на развитие тяжелой промышленности и прежде всего тех отраслей, которые определяют технический прогресс во всем народном хозяйстве. В 1969 го ду в тяжелую промышленность на правляется 52,3 млрд, руб., или на 13,4 проц, больше, чем в текущем году. Для осуществления высоких пла новых заданий по расширению про изводства товаров народного пот ребления ассигнования на развитие легкой, пищевой и местной промыш ленности увеличиваются в предстоя щем году более чем на 20 проц, и со ставят 7,5 млрд. руб. В целях уде шевления производства товаров для детей предприятиям Министерства легкой промышленности отпускаются ткани по пониженным ценам. На покрытие разницы в ценах по тка ням, идущим на производство това ров детского ассортимента, в бюдже те на 1969 год учтено 500 млн. руб лей. Докладчик отметил, что не все предприятия легкой промышленно сти в текущем году выполняют план производства детских товаров. Это приводит к тому, что в ряде городов в розничной торговле их не хватает. Министерство легкой промышленно сти и другие ведомства и предприя тия, которые производят товары для детей, обязаны принять все меры, чтобы намеченный план производст ва на 1969 год был не только выпол нен, но и перевыполнен. Для удовлетворения растущего спроса населения на товары и услу ги немалую роль играют местная промышленность и предприятия бы тового обслуживания. В 1969 году продукция местной промышленности возрастет на 12 проц., а объем ус луг — на 21 проц. Финансирование этих отраслей увеличивается по срав нению с 1968 годом на 20 проц. Министр подчеркнул, что необхо димо более эффективно использо вать производственные мощности, неуклонно повышать производитель ность труда и на этой основе доби ваться расширения производства, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли. Увеличение производства и накоп лений во многом связано с повыше нием производительности обществен ного труда. Согласно расчетам пла на на 1969 год за счет повышения производительности труда должно быть получено свыше 80 проц, при роста промышленной продукции. Имеется уже немало предприятий которые, применяя новую технику и систематически улучшая организа' цию труда и производства, добива ются увеличения выпуска продукции при той же, а нередко и меньшей численности работников. Однако не которые хозяйственные руководите ли предприятий еше не принимают должных мер к дальнейшему повы шению производительности труда и обеспечению опережающего роста производительности труда по сравне нию с ростом средней заработной платы. Руководителям предприятий и министерств необходимо устранить недостатки в решении этой важней шей народнохозяйственной задачи. Большие возможности для роста выпуска продукции и увеличения внутрихозяйственных накоплений за ложены в дальнейшем снижении из держек производства за счет эконо мии сырья, материалов и электро энергии. Повышению эффективности обще ственного производства *и внедрению новой системы планирования и эко номического стимулирования, сказал В. Ф. Гарбузов, способствовали вве денные в 1967 году новые оптовые цены на продукцию тяжелой про мышленности. Вместе с тем в связи с изменяю щимися условиями производства и реализации продукции оптовые цены нуждаются в дальнейшем совершен ствовании. Совет Министров СССР отметил, что министерства и ведом ства СССР недостаточно уделяют внимания укреплению государствен ной дисциплины в области установ ления и применения оптовых цен, слабо осуществляют контроль за этой работой на подведомственных им предприятиях. В связи с этим необходимо повы сить требовательность к экономиче ской обоснованности разрабатывае мых проектов новых оптовых цен, с тем чтобы исключить возможность искусственного завышения затрат на производство продукции и уровней проектируемых оптовых цен. Государственный комитет цен при Госплане СССР и его органы на ме стах должны в свою очередь уси лить контроль за правильностью ус тановления и применения цен; В бюджете на 1969 год крупные средства предусматриваются для дальнейшего развития всех видов транспорта и связи. Всего в эти от расли направляется 11,1 млрд, руб лей. Министерствам и ведомствам в новых условиях хозяйствования не обходимо проявлять больше заботы об укреплении экономических и фи нансовых служб, систематически и глубоко изучать экономику,и финан сы предприятий, добиваться макси мального выявления и использова ния внутрихозяйственных резервов. Центральный Комитет нашей пао- тин, продолжал докладчик, считает ускорение темпов развития сельско го хозяйства важнейшей политиче ской, общепартийной и общегосудар ственной задачей. Крупные меры, проведенные на основе решений XXIII съезда Партии и пленумов ЦК КПСС, самоотвер женный труд колхозников и работ ников совхозов, а 'также помощь селу со стороны трудящихся города способствовали росту сельскохозяй ственного производства, подъему его главных отраслей. Советский народ с глубоким удов летворением воспринял решения октябрьского Пленума ЦК КПСС, который определил главные направ ления борьбы за новый подъем сель скохозяйственного производства, дальнейший быстрый рост продукции земледелия и животноводства. В плане и бюджете на 1969 год учтены намеченные пленумом мероприятия по укреплению материально-техни ческой базы сельского хозяйства и повышению его эффективности. На развитие сельского хозяйства в предстояще^ году из бюджета ас сигнуется 9,2 млрд, рублей, а с уче том собственных средств совхозов и других сельскохозяйственных пред приятий — 17,2 млрд, рублей, или на 1,2 млрд, рублей больше, чем в те кущем году. Колхозы направят в 1969 году на развитие своего хозяйства за счет собственных средств и долгосрочных кредитов банка 8 млрд, рублей. Крат косрочные кредиты колхозам соста вят 8,6 млрд, рублей. Осуществляемые за счет этих средств мероприятия будут способ ствовать дальнейшему повышению уровня технической оснащенности совхозов и колхозов, улучшению ус ловий жизни тружеников села. Руководствуясь решениями май ского (1966 г.) Пленума ЦК КПСС, наше государство из года в год уве личивает вложения на водохозяйст венное строительство и коренное улучшение земель. В 1969 году на орошение и обводнение земель и другие меры по мелиорации земель выделяется 3,0 млрд, рублей, кли на 470 млн. рублей больше, чем в те кущем году. В сельскохозяйственном производ стве все большая роль принадлежит совхозам. В стране насчитывается в настоящее время около 13 тыс. сов хозов, многие из которых являют пример образцового ведения крупно го высокомеханизированного и рен табельного производства. В 1969 году на развитие производ ства, оснащение совхозов новой тех никой и повышение культуры земле делия направляются крупные сред ства — 7,9 млрд, рублей, в том чис ле из бюджета 3,2 млрд, рублей. Повысится рентабельность сов хозного производства. В предстоя щем году совхозы и другие государ ственные сельскохозяйственные пред приятия должны получить 2,4 млрд рублей прибыли, которая в значи тельной части останется в их распо ряжении и будет использована на развитие производства и материаль ное поощрение работников. В системе экономических меропри ятий, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственно, го производства, особое значение имеет постепенный перевод совхозов На полный хозяйственный расчет. В 1969 году намечено перевести на полный хозяйственный расчет допол нительно 2,9 тыс. совхозов; всего в предстоящем году на принципах пол ного хозяйственного расчета будет работать 3,7 тыс, совхозов, что со ставляет 29 проц, их общего количе ства. В 1969 году увеличатся поставки колхозам и совхозам тракторов, ком байнов, сельскохозяйственных ма шин, запасных частей, минеральных удобрений и другой продукции про изводственного назначения. В резуль тате объем товарооборота объедине ния «Союзсельхозтехнкка* возрастет на 600 млн. рублей и достигнет 10 млрд, рублей. Большую роль в развитии колхоз ного производства играют кредиты банка. В 1969 году колхозам будет предоставлен кредит на капитальные вложения в 1,9 млрд, рублей, или на 7,2 проц, больше, чем в текущем го ду. Предусмотрены, кроме того, кре диты на оплату труда тем колхозам, которые не имеют еще возможности за счет собственных средств оплачи вать труд на гарантированном уров не. Поступления подоходного налога с колхозов на 1969 г. предусматрива ются в 760 млн. рублей. Ожидается, что денежные доходы колхозов воз растут за год на 1,5 млрд, рублей, или на 5,8 проц. Октябрьский Пленум ЦК КПСС поставил задачу дальнейшего совер шенствования системы подоходного налога. Имеется в виду установить дифференцированную шкалу налого обложения в зависимости от уровня рентабельности хозяйств. Министер ство финансов СССР совместно с другими ведомствами разрабатывает предложения по этому вопросу. В решении задач, поставленных XXIII съездом партии, подчеркнул докладчик, огромное значение имеет повышение эффективности капиталь ного строительства. На финансиро вание централизованных капиталь ных вложений, включая прирост оборотных средств в строительстве, в 1969 году предусматривается 52,5 млрд, рублей, в том числе за счет бюджета 25,5 млрд, рублей. Кроме того, будут произведены капитальные вложения, связанные с расширением промышленных пред приятий, строительством жилья и объектов 'культурно-бытового назна чения за счет нецентрализованных источников и кредитов банка. В больших масштабах в 1969 г. бу дет продолжаться жилищное строи тельство. На его финансирование выделяется 8,6 млрд, рублей, что обеспечит ввод в эксплуатацию жи лых домов в размерах, предусмот ренных народнохозяйственным пла ном. Жилищно-строительной коопе рацией в 1969 году будут построены жилые дома общей площадью 8,5 млн. квадратных метров против 6,9 млн. в текущем году. На эту цель жилищно-строительной кооперации будет предоставлен кредит в 500 млн рублей, что на 22 проц.- больше, чем в 1968 году. В капитальном строительстве име ются большие запасы неустановлен ного оборудования, которые со ставляют более 4 млрд, рублей. В бюджете на 1969 г. намечена моби лизация внутренних ресурсов в стро ительстве, включая сокращение сверхплановых запасов неустанов ленного оборудования, в сумме 1,4 млрд, рублей. Для ускорения ввода в Дей ствие производственных мощностей по стройкам, имеющим особо важ ное значение для народного хозяй ства, в кредитном плане Стройбан ка СССР предусматривается 600 млн. рублей на оплату затрат, свя занных с возможным перевыполне нием плана капитальных работ. В соответствии с решением пра вительства с 1 января 1969 г. в ка питальном строительстве вводятся новые сметные нормы и цены, кото рые учитывают возросший уровень индустриализации строительных ра бот и улучшение технологии произ водства. В новом году вводятся также новые нормы накладных рас ходов и плановых накоплений. В плане и бюджете предусмотрены ме ры по укреплению производственной базы созданных в 1967 году строи тельных министерств. В 1969 году повышается заработ ная плата работников строительства и промышленности строительных ма териалов. Это будет способствовать закреплению кадров в строительстве и повысит их заинтересованность в выполнении планов капитального строительства. Новые условия оплаты труда бу дут вводиться в 1969 году в указан ных отраслях постепенно. В 1969 году на эту цель в бюджете предус. матривается 540 млн. руб., а общая сумма увеличения фонда заработной платы строителей в расчете на год составит примерно 1,5 млрд, рублей. Все эти меры направлены на улуч шение капитального строительства, повышение эффективности капиталь ных вложений и ускорение сроков строительства, дальнейшее укрепле ние хозяйственного расчета в строи тельных организациях. В. Ф. Гарбузов сообщил, что на основе увеличения производ ства товаров для населения план товарооборота за три года пятилет ки успешно выполняется и перевы полняется. За этот период рознич ный товарооборот возрос более чем на 29 проц. В 1969 году объем розничного то варооборота определен в 143 млрд рублей и увеличивается по сравне нию с 1968 годом на 7,5 проц. Зна чительно расширится и обновится ассортимент товаров. На финансирование и кредитова ние торговли в новом году чреду смотрены большие средства. Из го сударственного бюджета н за счет собственных средств торговых орга низаций на финансирование государ ственной торговли будет направлено 1,8 млрд, руб^ или на 6,8 ирод. больше, чем в текущем году. Около 800 млн. рублей выделят организа ции потребительской кооперации на расширение торговли, заготовок и других видов деятельности на селе. Все эти средства позволят расши рить сеть магазинов, столовых и торговых баз, улучшить материаль но-техническую базу торговли. В связи' с ростом товарооборота уве личиваются и кредиты торговле, ко торые в предстоящем году достигнут 26 млрд. руб. В бюджете предусмотрено 4,2 млрд, рублей на увеличение оборот ных средств в народном хозяйстве. Общий размер нормативов собствен ных оборотных средств к концу 1969 года достигнет 73,5 млрд, рублей. Краткосрочные кредиты банков в оборотные фонды составят к концу 1969 года 95 млрд, рублей. Министр вместе с тем отметил, что на многих предприятиях имеются еще значи тельные сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей. В бюджете предусмотрена мобилиза ция свыше 1 млрд, рублей за счет сокращения размера этих запасов, а также осуществление других меро приятий по ускорению оборачивае мости оборотных средств. За последние годы, продолжал до кладчик, ЦК КПСС и правительство приняли ряд крупных мер, направ ленных на дальнейшее развитие про свещения, науки, культуры и здраво охранения, улучшение системы соци ального страхования и обеспечения. В Государственном бюджете СССР на 1959 год расходы на социально культурные мероприятия предусмот рены в 51,0 млрд, рублей, или на 2,3 млрд. руб. больше, чем в теку щем году. Распределяются эти расходы сле дующим образом; (• млрд, рублей) народное образование, наука и культура здравоохранение и физи ческая культура государственное социаль ное страхование и соци альное обеспечение чО-. «1 О 3 'О Оч о* 22,1 23,1 8,1 8,4 18,5 19,5 Наряду с затратами из бюджета большие средства на социально культурные мероприятия — свыше 6 млрд, руб — будут направлены из фондов предприятий, колхозов и средств профсоюзов. , Широкое развитие получила в Со ветском Союзе система народного образования. Число учащихся в об щеобразовательных школах, профес сионально-технических учи пищах, средних специальных и' высших учебных заведениях превышает 60 миллионов человек. Большое внимание в нашей стране уделяется обучению детей. Расходы государства в предстоящем году на содержание школ и внешкольных уч реждений увеличиваются почти на 4 проц, и составят 7,4 млрд, рублей Расширяется сеть детских садов и яслей. На содержание детских уч реждений в предстоящем году пре дусматривается свыше 3 млрд. руб. По решению правительства на 1969 год из Государственного бюджета СССР выделяется 125 млн. руб. на расходы, связанные с улучшением питания детей в дошкольных учреж дениях и домах ребенка. Все возрастающее значение в сов ременных условиях приобретает под готовка кадров для всех отраслей хозяйства и культуры. В бюджете на финансирование высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических учй- лищ и других учебных заведений предусматривается 4,3 млрд, рублей, или на 4,8 проц, больше, чем в теку щем году. Наше государство проявляет по стоянную заботу об охране здоровья народа и развитии медицинской на уки. Эти вопросы в текущем году получили отражение в решениях чет вертой сессии Верховного Созета СССР и недавно принятом постанов лении ЦК КПСС и Советского пра вительства. В соответствии с этими решениями в бюджете предусмотре но увеличение расходов на строи тельство и оснащение лечебных уч реждений специальным оборудова нием, а также на медикаменты, пи тание и другие цели. Ассигнования из бюджета на со держание больниц, поликлиник ’ и других медицинских учреждений со ставят в 1969 г. 8,4 млрд. руб. Это позволит расширить сеть лечебно профилактических учреждений и по высить уровень медицинского обслу живания населения. Важное место в бюджете занима ют расходы на государственное со циальное страхование, и обеспечение В предстоящем году эти расходы увеличиваются почти на 1 млрд, рублей и превысят 19,5 млрд, руб лей. На выплату всех видов пенсий за счет средств бюджета и других источников направляется почти 15 млрд, рублей. В расходах на социальное страхо вание и социальное обеспечение важное место принадлежит бюджету государственного социального стра хования, который составляет и ис полняет ВЦСПС. Бюджет социально го страхования включен в Государ ственный бюджет СССР на 1969 год в сумме 14,8 млрд. руб. и увеличи вается по сравнению с 1968 годом на 6,1 проц. Эти средства будут ис пользованы ня санаторно-курортное лечение и отдых рабочих и служа щих, пионерские лагеря, выплату различного рода пенсий и пособий трудящимся. Наша страна, заявил докладчик как и другие социалистические стра 1 ны, стремится решать международ нуе проблемы мирными средствами, последовательно проводит политику расширения международного со трудничества, развития добрососед- ских отношений со всеми государст вами, которые со своей стороны стремятся к этому. Наш народ бдительно следит за происками врагов мира и социализ ма. Коммунистическая партия и пра вительство, учитывая сложную меж дународную обстановку, принимают необходимые меры для дальнейшего укрепления обороноспособности страны, повышения боевой мощи Во оруженных Сил СССР. Расходы на оборону- страны в Го сударственном бюджете СССР ьа 1969 год предусмотрены в сумме 17,7 млрд, рублей, что составлчет 13,2 проц, расходов бюджета. Товарищи депутаты! Ассигнования из бюджета на содержание органов государственного управления пред усматриваются на 1969 год в сумме 1,6 млрд, рублен, т. е. остаются на уровне расходов текущего года. Предметом постоянного внимания партии и правительства является улучшение организационных форм управления на основе ленинского принципа дёмократического центра лизма, упрощение и удешевление уп равленческого аппарата. В плане и бюджете на 1969 год учтено увеличение прибыли в отрас лях народного хозяйства и доходов бюджета за счет экономии от сокра щения расходов на содержание уп равленческого аппарата в сумме 1,4 миллиарда рублей. Необходимо и дальше продолжать совершенствовать аппарат управле ния и сокращать расходы на его со держание. Докладчик особо остановился на государственных бюджетах союзных республик. В, 1969 году предусматри вается дальнейшее их увеличение. На предстоящий год они определены в 60,5 млрд, рублей, т. е. по срав нению с утвержденным бюджетом на текущий год увеличиваются на 9,5 процента. (« млрд, рублей) РСФСР 32.125 Украинская ССР 10. 423 Белорусская ССР 2.496 Узбекская ССР 2.611 Казахская ССР 4.555 Грузинская ССР 1.152 Азербайджанская ССР 1.225 Литовская ССР 1.110 Молдавская ССР 679 Латвийская ССР . 769 Киргизская ССР 708 Таджикская ССР 660 Армянская ССР ч 823 Туркменская ССР 599 Эстонская ССР 530 Финансирование хозяйства союз ных республик в 1969 году составит 51,1 млрд, рублей, в том числе из бюджета — 24,8 млрд, рублей и за счет собственных средств хозяйства 26,3 млрд, рублей. На социально-культурные меропри ятия из бюджетов союзных респуб лик намечено ассигновать 33,5 млрд, рублей, или на 2,9 млрд. рублей больше, чем в текущем году. Эти средства позволят осуществить боль шую программу расширения сети уч реждений народного образования, здравоохранения, социального обес печения, улучшить их оснащенность инвентарем и оборудованием. Важное место в союзных республи ках занимают местные бюджеты. За последнее время ЦК КПСС, Прези диум Верховного Совета СССР и Советское правительство приняли ряд решений по дальнейшему рас ширению хозяйственной и культур ной деятельности сельских и посел ковых Советов депутатов трудящих ся, по укреплению их бюджетов. Э'го позволит создать еще более благоприятные условия для дальней шего расширения социалистической демократии и инициативы местных органов власти, ускорения темпов развития экономики и культуры каж дого края, области, города и района. Министр В. Ф. Гарбузов заявил, \ что Совет Министров СССР пред ставляет на утверждение Верховного Совета СССР отчет об исполнений Государственного бюджета СССР за 1967 год. Бюджет выполнен по дохо дам на 117, 1 млрд, рублей, или на 102,2 проц., и по расходам — 115,2 млрд, рублей, или на 100,9 проц. Превышение доходов над расходами составило 1,9 ,млрд. рублей. Подроб ные сведения по отдельным видам доходов и расходов помещены в от чете, розданном депутатам. Докладчик подчеркнул, что ЦК КПСС и Советское правительство требуют от партийных, советских и хозяйственных органов неуклонно укреплять государственную дисцип лину на основе безусловного соблю дения советского хозяйственного за конодательства. Высокая требова тельность, нетерпимость к недостат кам, критический анализ являются постоянными принципами в деятель ности наших кадров. Решительная борьба со всякого рода нарушения ми плановой и финансовой дисципли ны—необходимое условие успешного решения стоящих перед нашей стра ной задач. Представленный на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР Го сударственный бюджет СССР на 1969 год — четвертый год пятилетки — это .бюджет мира, бюджет дальней шего развития экономики и улучше ния жизни народа, сказал в заключе ние II. Ф. Гарбузов. Нет сомнения в том, что советский народ приложит все силы для успешного выполнения плана и бюджета на 1969 год, достиг нет новых больших успехов в строи тельстве коммунизма в нашей стра не.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz