Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

в декабря 1968 г., >$ 284 (12 236} Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ о р д е н а Л е н и н а с т в о Е л Я ПР ЕСС - КОНФЕРЕНЦИЯ В БЕР Л ИНЕ « З амечательный русский педагог К. Д. Уш инский, давая х арактеристику одному учителю, писал, что он «властвует в школе не строгостью логики, не внешнею силой методы, но своим гуманным х арак­ тером, приличием манеры, занимательностью изло­ жения, тем, что умеет приблизить к себе детей и внушить им расположение и уважение к себе. О н, его манера, его изложение, его обращение нравят­ ся детям... В его преподавании и обращении с деть­ ми есть что-то неуловимо приятное, веселое и серь­ езное, мягкое, но в то же время покоряющее вни­ мание и волю воспитанника». Этими замечательны­ ми качествами обладает целая группа известны х в нашей области учителей, но, пожалуй, больше всего такой х арактеристики заслуживает Мария Дмитри­ евна К очерина, заслуженная учительница респуб­ лики. За 35 лет педагогической деятельности она до­ стигла такой степени мастерства, когда учитель уже не нуждается в учебнике по методике — он сам творит методику и добивается замечательны х успе­ х ов в обучении и воспитании детей. И ногда при ходится слышать даже от некоторых учителей: «Нынешних детей ничем не удивишь и не заинтересуешь учебой». А вот Мария Дмитриевна умеет «Покорить внимание и волю воспитанников», умеет установить с ними такие отношения, когда ученик от стыда сгорает, если почему-то не выпол­ нит ее задания. «Уроки литературы, — рассказывает моя знако­ мая учительница, воспитанница Кочериной, — были какими-то особенныАки. Мы их ждали с нетерпени­ ем, ждали все, даже те из мальчиков, которые счи­ тались легкомысленными. Представляете: все 45 минут мы жили теми же думами и настроением, ка­ кими жила в эти минуты Мария Дмитриевна. Я сча­ стлива, что училась у Марии Дмитриевны». * По мнению М. Д. Кочериной, требуются прежде всего две вещи. Во-первых, учитель должен быть идейным человеком, должен сам глубоко верить в то, что говорит детям, и чтобы на уроках они всег­ да чувствовали эту его веру, эту убежденность и искренность. Равнодушие — опаснейший враг учи­ теля! Во-вторых, литература, как, скажем, и живо­ пись, отображает реальную жизнь в художествен­ ных образах, поэтому на уроках литературы не должно быть отвлеченных, сухих разговоров. Пре­ подавание — это искусство, и учитель обязан овла­ деть им, неустанно искать такие приемы и способы воздействия, которые побуждали бы учеников с интересом слушать, переживать и думать. ...На уроке, ^посвященном роману Фадеева «Мо­ лодая гвардия», шел оживленный разговор о мо­ ральном облике комсомольцев-подпольщиков, имен­ но разговор, непринужденная беседа, которая сбли­ жает учителя с учениками. В ходе беседы один уче­ ник выступил с заранее подготовленным сообще­ нием о новых документах, относящихся к красно­ донцам, другой проникновенно прочел знаменитую клятву молодогвардейцев. С особым теплом го­ ворили об Олеге Кошевом. Короткими репликами и комментариями учительница направляла всю ра­ боту класса. Пусть больше говорят ученики, а не она. Это лучше. А если поспорят — особенно хо­ рошо. Но вот подошел момент, когда должна была сказать она сама. Нужно прочесть им потрясающие строки из романа, в которых ученики должны по­ чувствовать и пламень патриотических чувств, и твердость духа, и сыновнюю нежность Олега. Она встала. В руке — книга. В классе — ни шо­ роха. Все 24 ученика широко открытыми глазами смотрели на учительницу. Им было все мило в ней: и бордовое платье, и гладко причесанная седеющая голова, и мягкие движения, и тихий голос. Вначале Мария Дмитриевна напомнила эпизод, когда Олег, придя ночью домой, застал спящими всех, кроме матери, сидевшей на разобранной ко сну постели, скорбно положив на колени худые руки. — Мне хочется прочесть вам эту сцену. Ее нель­ зя читать и слушать без волнения. А потом вы вы­ скажете свои мнения об Олеге по этой сцене. Уроки литературы Марии Дмитриевны обогащают учащихся новыми знаниями, развивают в них спо­ собность самостоятельно мыслить, они являются и уроками воспитания чувств. Это уроки гражданско­ го воспитания, уроки жизни. Авторитет Кочериной, как педагога, признают все: и учителя, и не учителя. Многие обычно добавляют со вздохом зависти или гордости за человека: «Та­ лант!». Они правы: талант. Но согласитесь, что и драгоценный камень не заблестит, если к нему не приложен труд. Труд лежит в основе разносторонней образован­ ности и педагогического мастерства. Тысячи книг на стеллажах домашней библиотеки Марии Дмит­ риевны — живые свидетели этого. А сколько раз­ думий и творческого труда предшествует каждому уроку! Готовясь к нему, она решает, что избрать: урок-лекцию? Урок-беседу? Комментированное чте­ ние? Или комбинирование нескольких методов? А не лучше ли будет, если с анализом или чтением текста выступят сами ученики, заранее подготов­ ленные учителем? Все зависит от характера изучае­ мой темы и от цели, которую поставил перед собой учитель. А разве легкая задача — обеспечить пре­ подавание наглядностью? В арсенале Марии Дмит­ риевны — самые разнообразные средства нагляд­ ности: тут и картины, и фотографии, и киноленты, и многочисленные схемы, рисунки. Самое главное в подготовке — решить, как до- би 1 ься, чтобы урок дал наибольший воспитательный эффект. «Я, — говорит Мария Дмитриевна, — оп­ ределяю средства эмоционального воздействия — что скажу о своем отношении к героям, как прочту отрывок, какие могут сделать замечания ученики, какие задам вопросы, которое возбудили бы мыс­ ли и чувства, чтобы эмоциональный тонус был вы­ соким. Урок должен быть'как бы освещен изнутри, наполнен внутренним чувством, которое от учителя передается ученикам. Мне кажется, что только пос­ ле этого можно считать себя подготовленным». Можно понять Марию Дмитриевну, когда она го­ ворит, что к преподаванию надо относиться как к искусству, требующему от учителя вдохновения и страстности, умения находить нужные слова и соот­ ветствующие им выразительные жесты и интона­ ции. Выдающийся советский педагог А. С. Мака­ ренко сказал: простую фразу из двух слов можно выразить 50 способами, и учитель должен стремить­ ся к этому. Мария Дмитриевна мастерски умеет доносить живое слово, умеет передать лиричность поэзии Пушкина, страстность и гнев поэм Лермонтова, гражданственность Некрасова, глубокую психологи­ ческую характеристику героев Л. Толстого, револю­ ционный пафос и патриотизм Маяковского. «Никогда не забуду, как Мария Дмитриевна чита­ ла о тфнце балерины Истоминой из романа «Евге­ ний Онегин», — рассказывает упомянутая мной ее бывшая ученица, ныне учительница.— Помните: «Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит. И вдруг прыжок и вдруг лети-^ Летит как пух... То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет». Читая последнюю строчку, она сделала такой жест, что мы сразу представили себе, как должна была танцевать Истомина. И, поверьте, в этом ни­ чего не было театрального, наигранного. Позже я была на уроке другой, довольно известной в Ли­ пецке учительницы. Вот та играла в артистичность, мне казалось, что своими манерами она больше все­ го хотела привлечь внимание к себе». Говорят, что если учитель не любит детей и пре­ подаваемый предмет, то он плохой учитель. Это верно. Но что значит любить детей и свой предмет? Однажды после выпускного вечера группа дево­ чек зашла на квартиру Марии Дмитриевны. «Когда она пригласила нас в свою рабочую комнату, — вспоминает одна из них, — мы были поражены, увидев огромные стеллажи книг. Нас охватило та­ кое чувство, какое, наверно, испытывает верующий, входя в храм. О многом мы говорили. Мария Дмитриевна была с нами очень откровенна. Она тогда сказала: «Знаете, друзья мои, вы — я имею в виду не только ваш класс, а всех своих учеников — вы многое значите в моей жизни...» Да, можно понять, какие чувства владели липец­ ким скульптором, который изваял бронзовый бюст своей любимой учительницы и передал его в обла­ стной краеведческий музей. Педагогический опыт М. Д. Кочериной давно привлекает внимание учительства. Ее опыт посто­ янно изучают. По заданиям педагогических изда­ тельств, редакций методического журнала и «Учи­ тельской газеты», областного отдела народного об­ разования она написала свыше 20 статей, издано шесть ее брошюр и книг, двумя тиражами — таб­ лицы по литературе. Она много раз выступала на центральных и областных педагогических чтениях, на курсах и конференциях в Москве, Смоленске, Архангельске, Ташкенте, Сыктывкаре. О ее работе знают и в братских социалистических странах. Особенно много дала Мария Дмитриевна учите- лям-словесникам нашей области. Делясь с ними опытом, она призывает их творчески подходить к делу. Иногда на семинарах молодые учителя стре­ мятся записать чуть не каждое ее слово, просят: «Продиктуйте то-то да то-то». Мария Дмитриевна отвечает им: «Продиктовать, конечно, можно, но не копируйте чужой опыт, воспринимайте его кри­ тически». Несколько лет назад она побывала на уроках ли­ тературы в школах одного района. Когда собрались для обсуждения, Мария Дмитриевна довольно рез­ ко сказала: «Простите меня, коллеги, но вы рабо­ таете так, как работали учителя 40—50 лет назад, стародавними методами. Трафарет и однообразие. Вы вот жалуетесь на детей, на „их леность и равно­ душие к учебе. А ведь во многом виноваты вы. По­ старайтесь найти пути активизации процесса обуче­ ния, и ребята изменят свое отношение и к предме­ ту, и к вам. Мы, взрослые, и то бываем пассивны и невыдержанны, когда слушаем малосодержатель* ный и серый доклад. Правда, ведь? А школьники не менее требовательны. Больше, больше требования к себе!». Конечно, систематическая работа по повы­ шению своей образованности, культуры и методи­ ческого мастерства очень важна. Но для настояще­ го учителя этого мало. Главное — в требователь­ ности особого нравственного порядка. Как-то Ма­ рия Дмитриевна в узком кругу сказала: «Когда я замечу, что на моих уроках ученики глядят в окна — я брошу учительствовать». Возможно, это не под­ линные ее слова, друзья переделали их по-своему, но смысл ясен: когда учитель почувствует, что не может более «глаголом жечь сердца», ему надо уй­ ти с педагогической работы! Вот в чем суть этого высокого, нравственного требования к себе. О «липецком опыте» теперь знают все. В основе его лежит идея активизации процесса обучения и воспитания, идея, которую так мастерски разраба­ тывает и пропагандирует М. Д. Кочерина. Ее заслу­ ги высоко оценены партией и правительством. Ей присвоено звание заслуженной учительницы РСФСР, она награждена двумя орденами —- Трудового Красного Знамени и орденом Ленина, несколькими медалями и множеством почетных грамот. А. ГРИДНЕВ, член Всероссийского педагогического общества. На снимке: М. Д. Кочерина. БЕРЛИН, 6 декабря. (ТАСС). Боннские правящие круги • ведут активную подготовку к производ­ ству химического и бактериологи­ ческого оружия в военных целях. Об этом убедительно свидетель­ ствуют новые факты, приведенные на устроенной сегодня здесь ми­ нистерством иностранных дел ГДР пресс-конференции для немецких и иностранных журналистов. На пресс-конференции выступил известный западногерманский уче­ ный-микробиолог д-р Э. Пет- рас, недавно перешедший в Гер. манскую Демократическую Рес­ публику и обратившийся к влас, тям ГДР с просьбой о предостав­ лении ему политического убежи­ ща. Он рассказал о ведущихся в ФРГ многообразных и интенсив­ ных приготовлениях в области создания химического ■ бактерио­ логического оружия. Д -р Петрас сообщил, что инсти­ тут, в котором он работал, тесно связан и сотрудничает со многими другими научно-исследовательски­ ми институтами ФРГ в деле раз­ работки боевых отравляющих ве­ ществ. На пресс-конференции был так­ же распространен сборник доку­ ментов МИД ГДР, в котором на ряде неопровержимых фактов по­ казана прямая преемственная связь между западногерманскими химическими концернами и стары­ ми германскими военными моно­ полиями, вскормившими агрессию Гитлера. Выступивший на пресс-конфе­ ренции первый заместитель мини­ стра иностранных дел ГДР Г. Корт подчеркнул, что система­ тически ведущиеся в Западной Германну приготовления по созда­ нию бактериологического и хими­ ческого оружия находятся в во­ пиющем противоречии со всеми нормами международного права и правами челоаека, а также со все­ ми существующими в этой облас­ ти международными соглашения­ ми. Отметив, что разработка средств массового уничтожения является составной частью экспансионист, ской политики Бонна, стремящего­ ся изменить статус-кво в Европе, Г. Корт заявил, что дело обеспе­ чения мира и безопасности на ев­ ропейском континенте требует не­ медленного и безусловного пре­ кращения любых мероприятии, направленных на создание биоло­ гического и химического оружия, уничтожения имеющихся запасов этого оружия и отказа боннского правительства от реваншистской политики. ПЛЕНУМ ЦК ФКП ЗАКОНЧИЛ РАБОТУ встрече с делега- - КПСС в мы борьбы за демократию и со­ циализм» на пленуме выступил Генеральный секретарь ФКП В. Роше. Участники пленума за­ слушали отчет делегации ФКП о ПАРИЖ,, 7 декабря. (ТАСС). Закончил работу пленум Цент­ рального Комитета Французской коммунистической партии. С докладом на тему «Пробле- циеи Москве (докладчик—член Полит­ бюро, секретарь ЦК ФКП Ж Ма­ рше), \ По этим вопросам пленум при­ нял соответствующие резолюции. Р А С Т Е Т Н Е Д О В О Л Ь С Т В О БРЮССЕЛЬ. 7 декабря, (ТАСС). Политика усиления ре­ прессий, проводимая франкист­ ским режимом, является свиде­ тельством его слабости, растуще­ го недовольства все более широ­ ких слоев испанского народа, пи­ шет сегодня газета «Драпо руж». Рабочий класс, университеты, церковь — вот три элемента, ко­ торые в последнее время в раз­ ной степени бросают вызов фран­ кистскому режиму, указывает газета, В Астурии недавно состоялись крупные забастовки протеста в связи с участившимися несчаст­ ными случаями на шахтах. В стране, где запрещены всякие за­ бастовки, любое прекращение ра­ боты немедленно приобретает по­ литический характер. В Испании увеличивается так­ же число случаев, когда студен­ ты прибегают к такой форме борьбы, как занятие учебных по­ мещений. На прошлой неделе в Мадриде состоялись внушитель­ ные студенческие демонстрации. О СОЗЫВЕ -ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СЪЕЗДА СЕПР— ЗАПАДНЫЙ Б Е Р Л И Н БЕРЛИН, 7 декабря. (ТАСС). Правление Социалистической еди­ ной партии Германии —- Запад­ ный Берлин приняло решение со­ звать 15 февраля 1969 года чрез­ вычайный съезд партии. В повестке дня съезда, как со­ общает агентство АДН, — доклад председателя СЕПГ — Западный Берлин Герхарда Данелиуса «О текущем моменте и ближайших задачах», а также изменения в уставе партии. Б О Е В А Я П Р О Г Р А М М А ПАРИЖ. 7 де- к а б р я. (ТАСС). купают"™о, французских коммунистов бы заменить существующий режим народным правительством, пра­ вительством демократического единства, способным повести страну по пути глубоких изменений в политической, экономической и со­ циальной областях, что диктуется требованием эпохи и нуждами страны, говорится в манифесте, принятом на закончивщемся вчера пленуме Центрального Комитета Французской компартии. Главной особенностью ситуации на земном шаре в данный мо­ мент является развитие социализма, рабочего движения в странах капитала и национально-освободительного движения в странах, которые прямо или косвенно угнетаются империализмом. Положение в мире, говорится в документе, склонилось в пользу сил прогресса, свободы и мира. Социализм во Франции стоит на повестке дня, как и повсюду в мире. Социализм — это не только' идеал, он стал уже реальностью на протяжении более 50 лет. Советский народ и Коммунистическая партия, основанная Лени­ ным, первыми вступили на путь социализма. Укрепление первого в мире социалистического государства, его решающая роль в уничто­ жении варварской гитлеровской системы, его выход в ряды первых мировых держав значительно облегчают борьбу мирового пролета­ риата и угнетенных народов. В манифесте подробно трактуются вопросы об условиях борьбы за социализм во Франции, о роли рабочего класса и авангардной роли Французской компартии, о сотрудничестве демократических партий и формаций в строительстве социализма, о социалистической демократии и защите социализма. ХАНОЙ, 7 де­ кабря. (ТАСС). Здесь состоялась пресс-конференция комиссии по расследованию военных преступ­ лений американских империали­ стов во Вьетнаме. На пресс- конференции был представлен ряд документов и материалов об актах войны, совершенных Соединенными Штатами проти^ ДРВ в периоде 1 ноября по 3 д е­ кабря этого года. После заявления президента Джонсона о прекращении бомбар­ дировок и обстрелов ДРВ , отме­ тил в своем выступлении член ко­ миссии полковник Май Лам, Сое­ диненные Штаты, сосредоточив удары с воздуха и моря по Юж­ ному Вьетнаму, в то же время не прекращают посягательств на су­ веренитет и безопасность ДРВ . По данным комиссии, в период с 1 ноября по 3 декабря этого го­ да над Северным Вьетнамом было ФАКТЫ ОБВИНЯЮТ О Б С У Ж Д А Л И С Ь В О П Р О СЫ ВОЕННОГО П Р ОИ З В ОД С Т В А ПАРИЖ, 7 декабря. (ТАСС). В Париже с однодневным визи­ том находился английский мини стр обороны Д . Хили. Он встретился с министром вооруженных сил Франции Месме­ ром. Как явствует из опубликованного здесь коммюнике о встрече двух министров, стороны обсуждали вопросы, связанные с выполне­ нием совместной программы в области производства самолета «Ягу- ар» и трех типов вертолетов. Во время переговоров, по сообщению агентства Франс Пресс, речь шла также о совместном строительстве ракеты класса воздух — земля «Мартель». совершено 600 самолето-вылетов, 500 из которых носили разведыва­ тельный характер. Наиболее тя­ желые преступления, подчеркнул Май Лам, были совершены Сое диненными Штатами в южных провинциях ДРВ , которые неодно кратно подвергались обстрелу и бомбардировкам. Комиссия по расследованию во­ енных преступлений американских империалистов во Вьетнаме реши­ тельно требует, чтобы Соединен­ ные Штаты прекратили посяга­ тельства на суверенитет и безо­ пасность ДРВ , прекратили агрес­ сивную войну во Вьетнаме. \Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А Л А Л Л Л Л Л Л Л Л Л , И Р 0 В 0 К А Ц Ш Н 9 Е С Б О Р И Щ Е " ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН, 7 де­ кабря. (ТАСС). Вчера здесь от­ крылось заседание одной из за­ падногерманских пропагандист­ ских организаций -г- так называе­ мого кураториума «неделимая Германия», в который входят, в частности, представители монопо­ лий и политических партий ФРГ. Уже первые речи, произнесен­ ные с трибуны заседания, явились подтверждением тому, что ирачя- щие круги Западной Германии намерены, не считаясь с реально­ стью, и впредь настаивать на сво­ их притязаниях на «право пред­ ставлять весь немецкий народ». Специально прибывший сюда боннский министр Венер в своем выступлении высказался против международно-правового ' при­ знания ГДР, Одновременно он допустил грубые выпады против социалистических стран в связи с их решительными мерами по ока­ занию помощи чехословацкому народу в защите социалистиче­ ских завоеваний. \ В таком же духе выступил и западноберлинский правящий бургомистр Шюц, поддержавший нереалистическую позицию афи- циального Бонна в отношении ГДР. Он вновь ратовал за даль­ нейшее подчинение Западного Берлина Федеративной Республи­ ке, Н а с е л е н и е О Я Р КАИР, 7 декабря. (ТАСС). Со­ гласно опубликованным здесь ста­ тистическим данным, на 1 декабря этого года население ОАР соста­ вило 32 028 тысяч человек. В сто­ лице страны — Каире к этому времени постоянно проживало 4566 тысяч человек. Народная Республика Южного. Йемена. Праздник в одном из .южноаравийских племен. (Фотохроника ТАСС); ' Ж СПЕКУЛЯЦИИ ПРОТИВ ФУНТА СТЕРЛИНГОВ. ПРОДОЛЖАЮТСЯ ЛОНДОН, 7 декабря. Коррес­ пондент ТАСС Гарри Казенс пе­ редает: Несмотря на чрезвычайные ме­ ры, принятые правительством, чтобы защитить фунт стерлингов, давление на него на международ­ ных валютных рынках продол­ жается. Дельцы выразили опасе­ ния, как бычне возник еще один международный финансовый кри­ зис, аналогичный кризису в нояб­ ре, так как спекулянты продол­ жают продавать фунты стерлин­ гов,' скупая западногерманские марки. Ку^с фунта стерлингов понизился на 17,5 пункта, достиг­ нув 2,383 доллара. В дедовых кругах считают, что он понизился бы еще больше, если бы не вме­ шательство Английского банка, который поддержал курс фунта. Касаясь неустойчивости валют­ ных рынков в Лондоне, , Париже и в других столицах 'западных стран, финансовый обозреватель «Таймс» пишет: «Главной причи­ ной нервозного состояния рынков является убеждение, что совеща­ ние «группы десяти» (в Бонне.— Ред.) ничего не урегулировало и что успокаивающие заязлетчя центральных бан­ ков недейственны». Между тем ря­ довые англичане терпят лишения ввиду неспособ­ ности правительства справиться с финансовыми и экономическими трудностями. За повышением на­ логов в прошлом месяце после­ довал рост цен на многие това­ ры. Отраслевой журнал «Гросер» (бакалейная промышленность) пинАет, что в результате дефля­ ционных мер, принятых минист­ ром финансов, на прошлой неде­ ле подорожало 440 бакалейных товаров. Это самое большое чис­ ло повышений цен за одну неде­ лю с конца марта. Б Е Г У Т и з м а р и о н е т о ч н о й а р м и и ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Дезертирство из марио­ неточной армии сайгонского режи­ ма резко возросло за последние шесть месяцев. Как сообщает корреспондент га­ зеты «Вашингтон пост», с нюня этого годэ каждый месяц из ар­ мии сайгонского режима дезерти­ руют почти 13 тыс. человек. По его словам, эго дезертирство выз­ вало тревогу у американского во­ енного командования и сайгой* ских властей. По мнению коррес­ пондента, общее число дезертиров из марионеточной армии прибли­ зится в этом году к 116 тыс. че­ ловек. | В чем вы видите главное до­ стоинство, экспериментов с «Зон* дом-5» и «Зондом-6»? — Существенное превосходство данных экспериментов над прове­ денными ранее состоит в том, что впервые в истории космонавтики созданные человеком аппараты не только совершили облет естествен­ ного спутника Земли, но и благопо­ лучно возвратились домой. Поду- ской станции «Луна-9» в 1966 году успешно решила проблему прилуне­ ния аппаратов. Через два с лишним года советским ученым и конструк­ торам удалось осуществить облет Луны и возвращение на Землю ап­ паратов серии «Зонд». Это потребо­ вало от специалистов не только точ­ ного расчета орбиты полета, но и создания абсолютно послушной и на­ дежной техники. Объясню это под­ задачи по силам советским ученым и конструкторам. • При этом надо помнить, что. были испытаны два но­ вых метода спуска аппаратов в ат­ мосфере Земли после входа в нее со второй космической скоростью: управляемый и баллистический. Кро­ ме того, наши ученые и констоук- торы разработали способы посадки аппаратов как на воду («Зонд-5»), так и на сушу («Зонд-6»), К ОНЕЧНО, многих интересует, что скажут о новом шаге к Луне — полетах автоматиче­ ских станций «Зонд-5» н «Зонд-6» — космонавты. Мы решили побеседо­ вать с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом В. Ф. Быков­ ским. Итак, первый вопрос: «— Как вы рассматриваете облет Луны станциями «Зонд-5 и «Зонд-6» в связи с предыдущими эксперимен­ тами, связанными с изучением есте­ ственного спутника Земли? — Начало непосредственного ис­ следования природы Луны началось 2 января 1959 года, когда к ней была запушена первая советская космиче­ ская ракета со станцией «Луна-1». Полет этой станции стал первой «тропой» на пути к нашей веччой спутнице. Достижение района Луны аппара- З А М Е Ч А Т Е Л Ь Н Ы Е П Е Р С П Е К Т И В Ы том, запущенным с Земли, означало, т т что Советский Союз уже тогда рас- 1 1 3 . полагал ракетоносителями, способ­ ными развивать вторую космическую скорость —• порядка 11 километров в секунду. Для орбитальных полетов вокруг нашей планеты, как известно, достаточна скорость, равная 8 кило­ метрам в секунду. Во-вторых, «попадание» в Луну следующей станцией «Луна» под­ твердило умение советских ученых точно рассчитывать траекторию по­ лета космического аппарата и тем самым перекидывать «мост» — Земля—Луна. Советские ученые «прописали» на нашем вечном спут- в о п р о с ы о т в е ч а е т к о с м о н а в т В . Ф . Б ы к о в с к и й нике вымпел с гербом Советского Союза, затем «убрали» белые пятна с лица Селены, сфотографировав ее невидимую часть. К сказанному до­ бавлю, что автоматическая станция «Луна-9» научила нас мягко опу­ скать аппараты на лунную поверх­ ность, а «Луна-10» — «плавать» по селеноцентрической орбите. Таким образом, все, что сделано советской наукой до нынешних выдающиеся экспериментов — это важные эле­ менты на пути к познанию тайн Лу­ ны. манте, какие неограниченные воз­ можности открывает этот опыт для более глубокого познания Вселен­ ной. Ведь результаты исследований, полученные станцией во время кос­ мического путешествия, теперь не­ посредственно попадают в земные лаборатории. — Что, по-вашему, труднее: посад­ ка на Луну автоматического аппара­ та ил и возвращение станции на Зем­ лю после облета Луны? — Я уже говорил выше, что мяг­ кая посадка на Луну авгомагиче* робнее. Известно, что по мере приближения аппарата к Земле воз­ никают огромные силовые и темпе­ ратурные нагрузки. Поэтому перед организаторами запуска станций «Зонд-5» и «Зонд-6» стояла слож­ нейшая задача — так рассчитать трассу полета и вывести аппарат на такую траекторию спуска, чтобы эти два фактора не оказали вредного воздействия. Конечно, возвращение «Зонда?5» и «Зонда-6»—вещь исклю­ чительно трудная. Новые экспери­ менты показали, что решение в этой * Если думать о перспективах, то как Вы относитесь к невесомо­ сти и радиации на трассе Земля — Луна — Земля? — Я равнодушен к невесомости. Она мне в известной мере даже нравится. 119 часов, которые я про­ вел, пользуясь «услугами» невесомо­ сти, не сделали ее моим врагом. Многодневные полеты по орбите Земли подтвердили выводы ученых о том, что длительное пребывание в космосе хотя в известной мере и сказывается на организме человека, но тем не менее никаких послед­ ствий не вызывает. Например, недо­ статок кальция в организме, вызван­ ный вымыванием его в условиях не­ весомости, на Земле быстро восста­ навливается. Радиация весьма опасна для всего живого, Но полеты человека обычно планируются во время минимальной солнечной активности. Прогнозиро­ вание радиационной обстановки в космическом пространстве- ведется давно. Оно дает возможность во­ время принять все необходимые за­ щитные меры. Это — специальная конструктивная противорадиацион­ ная защита плюс фармакология. Ученые, Конструкторы в союзе с биологами и медиками разработали средства, надежно защищающие че­ ловека от вредной радиации. • . — Я не раз слышал, что каждый из космонавтов,мечтает побывать на Луне? — Да, охотников много. Правда, должен сказать, что исследования Луны успешно осуществляются мно­ гочисленными автоматическими кос­ мическими аппаратами. Многое о вечной спулнице нам уже известно. До того важного момента, когда человек достигнет Луны и сделает на ее поверхности первые шаги, пройдет еще достаточно много вре­ мени. Но трасса Земля — Луна — Земля уже проложена. А. РОМАНОВ, обозреватель ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz