Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
в декабря 1968 г., >$ 284 (12 236} Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ о р д е н а Л е н и н а с т в о Е л Я ПР ЕСС - КОНФЕРЕНЦИЯ В БЕР Л ИНЕ « З амечательный русский педагог К. Д. Уш инский, давая х арактеристику одному учителю, писал, что он «властвует в школе не строгостью логики, не внешнею силой методы, но своим гуманным х арак тером, приличием манеры, занимательностью изло жения, тем, что умеет приблизить к себе детей и внушить им расположение и уважение к себе. О н, его манера, его изложение, его обращение нравят ся детям... В его преподавании и обращении с деть ми есть что-то неуловимо приятное, веселое и серь езное, мягкое, но в то же время покоряющее вни мание и волю воспитанника». Этими замечательны ми качествами обладает целая группа известны х в нашей области учителей, но, пожалуй, больше всего такой х арактеристики заслуживает Мария Дмитри евна К очерина, заслуженная учительница респуб лики. За 35 лет педагогической деятельности она до стигла такой степени мастерства, когда учитель уже не нуждается в учебнике по методике — он сам творит методику и добивается замечательны х успе х ов в обучении и воспитании детей. И ногда при ходится слышать даже от некоторых учителей: «Нынешних детей ничем не удивишь и не заинтересуешь учебой». А вот Мария Дмитриевна умеет «Покорить внимание и волю воспитанников», умеет установить с ними такие отношения, когда ученик от стыда сгорает, если почему-то не выпол нит ее задания. «Уроки литературы, — рассказывает моя знако мая учительница, воспитанница Кочериной, — были какими-то особенныАки. Мы их ждали с нетерпени ем, ждали все, даже те из мальчиков, которые счи тались легкомысленными. Представляете: все 45 минут мы жили теми же думами и настроением, ка кими жила в эти минуты Мария Дмитриевна. Я сча стлива, что училась у Марии Дмитриевны». * По мнению М. Д. Кочериной, требуются прежде всего две вещи. Во-первых, учитель должен быть идейным человеком, должен сам глубоко верить в то, что говорит детям, и чтобы на уроках они всег да чувствовали эту его веру, эту убежденность и искренность. Равнодушие — опаснейший враг учи теля! Во-вторых, литература, как, скажем, и живо пись, отображает реальную жизнь в художествен ных образах, поэтому на уроках литературы не должно быть отвлеченных, сухих разговоров. Пре подавание — это искусство, и учитель обязан овла деть им, неустанно искать такие приемы и способы воздействия, которые побуждали бы учеников с интересом слушать, переживать и думать. ...На уроке, ^посвященном роману Фадеева «Мо лодая гвардия», шел оживленный разговор о мо ральном облике комсомольцев-подпольщиков, имен но разговор, непринужденная беседа, которая сбли жает учителя с учениками. В ходе беседы один уче ник выступил с заранее подготовленным сообще нием о новых документах, относящихся к красно донцам, другой проникновенно прочел знаменитую клятву молодогвардейцев. С особым теплом го ворили об Олеге Кошевом. Короткими репликами и комментариями учительница направляла всю ра боту класса. Пусть больше говорят ученики, а не она. Это лучше. А если поспорят — особенно хо рошо. Но вот подошел момент, когда должна была сказать она сама. Нужно прочесть им потрясающие строки из романа, в которых ученики должны по чувствовать и пламень патриотических чувств, и твердость духа, и сыновнюю нежность Олега. Она встала. В руке — книга. В классе — ни шо роха. Все 24 ученика широко открытыми глазами смотрели на учительницу. Им было все мило в ней: и бордовое платье, и гладко причесанная седеющая голова, и мягкие движения, и тихий голос. Вначале Мария Дмитриевна напомнила эпизод, когда Олег, придя ночью домой, застал спящими всех, кроме матери, сидевшей на разобранной ко сну постели, скорбно положив на колени худые руки. — Мне хочется прочесть вам эту сцену. Ее нель зя читать и слушать без волнения. А потом вы вы скажете свои мнения об Олеге по этой сцене. Уроки литературы Марии Дмитриевны обогащают учащихся новыми знаниями, развивают в них спо собность самостоятельно мыслить, они являются и уроками воспитания чувств. Это уроки гражданско го воспитания, уроки жизни. Авторитет Кочериной, как педагога, признают все: и учителя, и не учителя. Многие обычно добавляют со вздохом зависти или гордости за человека: «Та лант!». Они правы: талант. Но согласитесь, что и драгоценный камень не заблестит, если к нему не приложен труд. Труд лежит в основе разносторонней образован ности и педагогического мастерства. Тысячи книг на стеллажах домашней библиотеки Марии Дмит риевны — живые свидетели этого. А сколько раз думий и творческого труда предшествует каждому уроку! Готовясь к нему, она решает, что избрать: урок-лекцию? Урок-беседу? Комментированное чте ние? Или комбинирование нескольких методов? А не лучше ли будет, если с анализом или чтением текста выступят сами ученики, заранее подготов ленные учителем? Все зависит от характера изучае мой темы и от цели, которую поставил перед собой учитель. А разве легкая задача — обеспечить пре подавание наглядностью? В арсенале Марии Дмит риевны — самые разнообразные средства нагляд ности: тут и картины, и фотографии, и киноленты, и многочисленные схемы, рисунки. Самое главное в подготовке — решить, как до- би 1 ься, чтобы урок дал наибольший воспитательный эффект. «Я, — говорит Мария Дмитриевна, — оп ределяю средства эмоционального воздействия — что скажу о своем отношении к героям, как прочту отрывок, какие могут сделать замечания ученики, какие задам вопросы, которое возбудили бы мыс ли и чувства, чтобы эмоциональный тонус был вы соким. Урок должен быть'как бы освещен изнутри, наполнен внутренним чувством, которое от учителя передается ученикам. Мне кажется, что только пос ле этого можно считать себя подготовленным». Можно понять Марию Дмитриевну, когда она го ворит, что к преподаванию надо относиться как к искусству, требующему от учителя вдохновения и страстности, умения находить нужные слова и соот ветствующие им выразительные жесты и интона ции. Выдающийся советский педагог А. С. Мака ренко сказал: простую фразу из двух слов можно выразить 50 способами, и учитель должен стремить ся к этому. Мария Дмитриевна мастерски умеет доносить живое слово, умеет передать лиричность поэзии Пушкина, страстность и гнев поэм Лермонтова, гражданственность Некрасова, глубокую психологи ческую характеристику героев Л. Толстого, револю ционный пафос и патриотизм Маяковского. «Никогда не забуду, как Мария Дмитриевна чита ла о тфнце балерины Истоминой из романа «Евге ний Онегин», — рассказывает упомянутая мной ее бывшая ученица, ныне учительница.— Помните: «Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит. И вдруг прыжок и вдруг лети-^ Летит как пух... То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет». Читая последнюю строчку, она сделала такой жест, что мы сразу представили себе, как должна была танцевать Истомина. И, поверьте, в этом ни чего не было театрального, наигранного. Позже я была на уроке другой, довольно известной в Ли пецке учительницы. Вот та играла в артистичность, мне казалось, что своими манерами она больше все го хотела привлечь внимание к себе». Говорят, что если учитель не любит детей и пре подаваемый предмет, то он плохой учитель. Это верно. Но что значит любить детей и свой предмет? Однажды после выпускного вечера группа дево чек зашла на квартиру Марии Дмитриевны. «Когда она пригласила нас в свою рабочую комнату, — вспоминает одна из них, — мы были поражены, увидев огромные стеллажи книг. Нас охватило та кое чувство, какое, наверно, испытывает верующий, входя в храм. О многом мы говорили. Мария Дмитриевна была с нами очень откровенна. Она тогда сказала: «Знаете, друзья мои, вы — я имею в виду не только ваш класс, а всех своих учеников — вы многое значите в моей жизни...» Да, можно понять, какие чувства владели липец ким скульптором, который изваял бронзовый бюст своей любимой учительницы и передал его в обла стной краеведческий музей. Педагогический опыт М. Д. Кочериной давно привлекает внимание учительства. Ее опыт посто янно изучают. По заданиям педагогических изда тельств, редакций методического журнала и «Учи тельской газеты», областного отдела народного об разования она написала свыше 20 статей, издано шесть ее брошюр и книг, двумя тиражами — таб лицы по литературе. Она много раз выступала на центральных и областных педагогических чтениях, на курсах и конференциях в Москве, Смоленске, Архангельске, Ташкенте, Сыктывкаре. О ее работе знают и в братских социалистических странах. Особенно много дала Мария Дмитриевна учите- лям-словесникам нашей области. Делясь с ними опытом, она призывает их творчески подходить к делу. Иногда на семинарах молодые учителя стре мятся записать чуть не каждое ее слово, просят: «Продиктуйте то-то да то-то». Мария Дмитриевна отвечает им: «Продиктовать, конечно, можно, но не копируйте чужой опыт, воспринимайте его кри тически». Несколько лет назад она побывала на уроках ли тературы в школах одного района. Когда собрались для обсуждения, Мария Дмитриевна довольно рез ко сказала: «Простите меня, коллеги, но вы рабо таете так, как работали учителя 40—50 лет назад, стародавними методами. Трафарет и однообразие. Вы вот жалуетесь на детей, на „их леность и равно душие к учебе. А ведь во многом виноваты вы. По старайтесь найти пути активизации процесса обуче ния, и ребята изменят свое отношение и к предме ту, и к вам. Мы, взрослые, и то бываем пассивны и невыдержанны, когда слушаем малосодержатель* ный и серый доклад. Правда, ведь? А школьники не менее требовательны. Больше, больше требования к себе!». Конечно, систематическая работа по повы шению своей образованности, культуры и методи ческого мастерства очень важна. Но для настояще го учителя этого мало. Главное — в требователь ности особого нравственного порядка. Как-то Ма рия Дмитриевна в узком кругу сказала: «Когда я замечу, что на моих уроках ученики глядят в окна — я брошу учительствовать». Возможно, это не под линные ее слова, друзья переделали их по-своему, но смысл ясен: когда учитель почувствует, что не может более «глаголом жечь сердца», ему надо уй ти с педагогической работы! Вот в чем суть этого высокого, нравственного требования к себе. О «липецком опыте» теперь знают все. В основе его лежит идея активизации процесса обучения и воспитания, идея, которую так мастерски разраба тывает и пропагандирует М. Д. Кочерина. Ее заслу ги высоко оценены партией и правительством. Ей присвоено звание заслуженной учительницы РСФСР, она награждена двумя орденами —- Трудового Красного Знамени и орденом Ленина, несколькими медалями и множеством почетных грамот. А. ГРИДНЕВ, член Всероссийского педагогического общества. На снимке: М. Д. Кочерина. БЕРЛИН, 6 декабря. (ТАСС). Боннские правящие круги • ведут активную подготовку к производ ству химического и бактериологи ческого оружия в военных целях. Об этом убедительно свидетель ствуют новые факты, приведенные на устроенной сегодня здесь ми нистерством иностранных дел ГДР пресс-конференции для немецких и иностранных журналистов. На пресс-конференции выступил известный западногерманский уче ный-микробиолог д-р Э. Пет- рас, недавно перешедший в Гер. манскую Демократическую Рес публику и обратившийся к влас, тям ГДР с просьбой о предостав лении ему политического убежи ща. Он рассказал о ведущихся в ФРГ многообразных и интенсив ных приготовлениях в области создания химического ■ бактерио логического оружия. Д -р Петрас сообщил, что инсти тут, в котором он работал, тесно связан и сотрудничает со многими другими научно-исследовательски ми институтами ФРГ в деле раз работки боевых отравляющих ве ществ. На пресс-конференции был так же распространен сборник доку ментов МИД ГДР, в котором на ряде неопровержимых фактов по казана прямая преемственная связь между западногерманскими химическими концернами и стары ми германскими военными моно полиями, вскормившими агрессию Гитлера. Выступивший на пресс-конфе ренции первый заместитель мини стра иностранных дел ГДР Г. Корт подчеркнул, что система тически ведущиеся в Западной Германну приготовления по созда нию бактериологического и хими ческого оружия находятся в во пиющем противоречии со всеми нормами международного права и правами челоаека, а также со все ми существующими в этой облас ти международными соглашения ми. Отметив, что разработка средств массового уничтожения является составной частью экспансионист, ской политики Бонна, стремящего ся изменить статус-кво в Европе, Г. Корт заявил, что дело обеспе чения мира и безопасности на ев ропейском континенте требует не медленного и безусловного пре кращения любых мероприятии, направленных на создание биоло гического и химического оружия, уничтожения имеющихся запасов этого оружия и отказа боннского правительства от реваншистской политики. ПЛЕНУМ ЦК ФКП ЗАКОНЧИЛ РАБОТУ встрече с делега- - КПСС в мы борьбы за демократию и со циализм» на пленуме выступил Генеральный секретарь ФКП В. Роше. Участники пленума за слушали отчет делегации ФКП о ПАРИЖ,, 7 декабря. (ТАСС). Закончил работу пленум Цент рального Комитета Французской коммунистической партии. С докладом на тему «Пробле- циеи Москве (докладчик—член Полит бюро, секретарь ЦК ФКП Ж Ма рше), \ По этим вопросам пленум при нял соответствующие резолюции. Р А С Т Е Т Н Е Д О В О Л Ь С Т В О БРЮССЕЛЬ. 7 декабря, (ТАСС). Политика усиления ре прессий, проводимая франкист ским режимом, является свиде тельством его слабости, растуще го недовольства все более широ ких слоев испанского народа, пи шет сегодня газета «Драпо руж». Рабочий класс, университеты, церковь — вот три элемента, ко торые в последнее время в раз ной степени бросают вызов фран кистскому режиму, указывает газета, В Астурии недавно состоялись крупные забастовки протеста в связи с участившимися несчаст ными случаями на шахтах. В стране, где запрещены всякие за бастовки, любое прекращение ра боты немедленно приобретает по литический характер. В Испании увеличивается так же число случаев, когда студен ты прибегают к такой форме борьбы, как занятие учебных по мещений. На прошлой неделе в Мадриде состоялись внушитель ные студенческие демонстрации. О СОЗЫВЕ -ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СЪЕЗДА СЕПР— ЗАПАДНЫЙ Б Е Р Л И Н БЕРЛИН, 7 декабря. (ТАСС). Правление Социалистической еди ной партии Германии —- Запад ный Берлин приняло решение со звать 15 февраля 1969 года чрез вычайный съезд партии. В повестке дня съезда, как со общает агентство АДН, — доклад председателя СЕПГ — Западный Берлин Герхарда Данелиуса «О текущем моменте и ближайших задачах», а также изменения в уставе партии. Б О Е В А Я П Р О Г Р А М М А ПАРИЖ. 7 де- к а б р я. (ТАСС). купают"™о, французских коммунистов бы заменить существующий режим народным правительством, пра вительством демократического единства, способным повести страну по пути глубоких изменений в политической, экономической и со циальной областях, что диктуется требованием эпохи и нуждами страны, говорится в манифесте, принятом на закончивщемся вчера пленуме Центрального Комитета Французской компартии. Главной особенностью ситуации на земном шаре в данный мо мент является развитие социализма, рабочего движения в странах капитала и национально-освободительного движения в странах, которые прямо или косвенно угнетаются империализмом. Положение в мире, говорится в документе, склонилось в пользу сил прогресса, свободы и мира. Социализм во Франции стоит на повестке дня, как и повсюду в мире. Социализм — это не только' идеал, он стал уже реальностью на протяжении более 50 лет. Советский народ и Коммунистическая партия, основанная Лени ным, первыми вступили на путь социализма. Укрепление первого в мире социалистического государства, его решающая роль в уничто жении варварской гитлеровской системы, его выход в ряды первых мировых держав значительно облегчают борьбу мирового пролета риата и угнетенных народов. В манифесте подробно трактуются вопросы об условиях борьбы за социализм во Франции, о роли рабочего класса и авангардной роли Французской компартии, о сотрудничестве демократических партий и формаций в строительстве социализма, о социалистической демократии и защите социализма. ХАНОЙ, 7 де кабря. (ТАСС). Здесь состоялась пресс-конференция комиссии по расследованию военных преступ лений американских империали стов во Вьетнаме. На пресс- конференции был представлен ряд документов и материалов об актах войны, совершенных Соединенными Штатами проти^ ДРВ в периоде 1 ноября по 3 д е кабря этого года. После заявления президента Джонсона о прекращении бомбар дировок и обстрелов ДРВ , отме тил в своем выступлении член ко миссии полковник Май Лам, Сое диненные Штаты, сосредоточив удары с воздуха и моря по Юж ному Вьетнаму, в то же время не прекращают посягательств на су веренитет и безопасность ДРВ . По данным комиссии, в период с 1 ноября по 3 декабря этого го да над Северным Вьетнамом было ФАКТЫ ОБВИНЯЮТ О Б С У Ж Д А Л И С Ь В О П Р О СЫ ВОЕННОГО П Р ОИ З В ОД С Т В А ПАРИЖ, 7 декабря. (ТАСС). В Париже с однодневным визи том находился английский мини стр обороны Д . Хили. Он встретился с министром вооруженных сил Франции Месме ром. Как явствует из опубликованного здесь коммюнике о встрече двух министров, стороны обсуждали вопросы, связанные с выполне нием совместной программы в области производства самолета «Ягу- ар» и трех типов вертолетов. Во время переговоров, по сообщению агентства Франс Пресс, речь шла также о совместном строительстве ракеты класса воздух — земля «Мартель». совершено 600 самолето-вылетов, 500 из которых носили разведыва тельный характер. Наиболее тя желые преступления, подчеркнул Май Лам, были совершены Сое диненными Штатами в южных провинциях ДРВ , которые неодно кратно подвергались обстрелу и бомбардировкам. Комиссия по расследованию во енных преступлений американских империалистов во Вьетнаме реши тельно требует, чтобы Соединен ные Штаты прекратили посяга тельства на суверенитет и безо пасность ДРВ , прекратили агрес сивную войну во Вьетнаме. \Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А Л А Л Л Л Л Л Л Л Л Л , И Р 0 В 0 К А Ц Ш Н 9 Е С Б О Р И Щ Е " ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН, 7 де кабря. (ТАСС). Вчера здесь от крылось заседание одной из за падногерманских пропагандист ских организаций -г- так называе мого кураториума «неделимая Германия», в который входят, в частности, представители монопо лий и политических партий ФРГ. Уже первые речи, произнесен ные с трибуны заседания, явились подтверждением тому, что ирачя- щие круги Западной Германии намерены, не считаясь с реально стью, и впредь настаивать на сво их притязаниях на «право пред ставлять весь немецкий народ». Специально прибывший сюда боннский министр Венер в своем выступлении высказался против международно-правового ' при знания ГДР, Одновременно он допустил грубые выпады против социалистических стран в связи с их решительными мерами по ока занию помощи чехословацкому народу в защите социалистиче ских завоеваний. \ В таком же духе выступил и западноберлинский правящий бургомистр Шюц, поддержавший нереалистическую позицию афи- циального Бонна в отношении ГДР. Он вновь ратовал за даль нейшее подчинение Западного Берлина Федеративной Республи ке, Н а с е л е н и е О Я Р КАИР, 7 декабря. (ТАСС). Со гласно опубликованным здесь ста тистическим данным, на 1 декабря этого года население ОАР соста вило 32 028 тысяч человек. В сто лице страны — Каире к этому времени постоянно проживало 4566 тысяч человек. Народная Республика Южного. Йемена. Праздник в одном из .южноаравийских племен. (Фотохроника ТАСС); ' Ж СПЕКУЛЯЦИИ ПРОТИВ ФУНТА СТЕРЛИНГОВ. ПРОДОЛЖАЮТСЯ ЛОНДОН, 7 декабря. Коррес пондент ТАСС Гарри Казенс пе редает: Несмотря на чрезвычайные ме ры, принятые правительством, чтобы защитить фунт стерлингов, давление на него на международ ных валютных рынках продол жается. Дельцы выразили опасе ния, как бычне возник еще один международный финансовый кри зис, аналогичный кризису в нояб ре, так как спекулянты продол жают продавать фунты стерлин гов,' скупая западногерманские марки. Ку^с фунта стерлингов понизился на 17,5 пункта, достиг нув 2,383 доллара. В дедовых кругах считают, что он понизился бы еще больше, если бы не вме шательство Английского банка, который поддержал курс фунта. Касаясь неустойчивости валют ных рынков в Лондоне, , Париже и в других столицах 'западных стран, финансовый обозреватель «Таймс» пишет: «Главной причи ной нервозного состояния рынков является убеждение, что совеща ние «группы десяти» (в Бонне.— Ред.) ничего не урегулировало и что успокаивающие заязлетчя центральных бан ков недейственны». Между тем ря довые англичане терпят лишения ввиду неспособ ности правительства справиться с финансовыми и экономическими трудностями. За повышением на логов в прошлом месяце после довал рост цен на многие това ры. Отраслевой журнал «Гросер» (бакалейная промышленность) пинАет, что в результате дефля ционных мер, принятых минист ром финансов, на прошлой неде ле подорожало 440 бакалейных товаров. Это самое большое чис ло повышений цен за одну неде лю с конца марта. Б Е Г У Т и з м а р и о н е т о ч н о й а р м и и ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Дезертирство из марио неточной армии сайгонского режи ма резко возросло за последние шесть месяцев. Как сообщает корреспондент га зеты «Вашингтон пост», с нюня этого годэ каждый месяц из ар мии сайгонского режима дезерти руют почти 13 тыс. человек. По его словам, эго дезертирство выз вало тревогу у американского во енного командования и сайгой* ских властей. По мнению коррес пондента, общее число дезертиров из марионеточной армии прибли зится в этом году к 116 тыс. че ловек. | В чем вы видите главное до стоинство, экспериментов с «Зон* дом-5» и «Зондом-6»? — Существенное превосходство данных экспериментов над прове денными ранее состоит в том, что впервые в истории космонавтики созданные человеком аппараты не только совершили облет естествен ного спутника Земли, но и благопо лучно возвратились домой. Поду- ской станции «Луна-9» в 1966 году успешно решила проблему прилуне ния аппаратов. Через два с лишним года советским ученым и конструк торам удалось осуществить облет Луны и возвращение на Землю ап паратов серии «Зонд». Это потребо вало от специалистов не только точ ного расчета орбиты полета, но и создания абсолютно послушной и на дежной техники. Объясню это под задачи по силам советским ученым и конструкторам. • При этом надо помнить, что. были испытаны два но вых метода спуска аппаратов в ат мосфере Земли после входа в нее со второй космической скоростью: управляемый и баллистический. Кро ме того, наши ученые и констоук- торы разработали способы посадки аппаратов как на воду («Зонд-5»), так и на сушу («Зонд-6»), К ОНЕЧНО, многих интересует, что скажут о новом шаге к Луне — полетах автоматиче ских станций «Зонд-5» н «Зонд-6» — космонавты. Мы решили побеседо вать с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом В. Ф. Быков ским. Итак, первый вопрос: «— Как вы рассматриваете облет Луны станциями «Зонд-5 и «Зонд-6» в связи с предыдущими эксперимен тами, связанными с изучением есте ственного спутника Земли? — Начало непосредственного ис следования природы Луны началось 2 января 1959 года, когда к ней была запушена первая советская космиче ская ракета со станцией «Луна-1». Полет этой станции стал первой «тропой» на пути к нашей веччой спутнице. Достижение района Луны аппара- З А М Е Ч А Т Е Л Ь Н Ы Е П Е Р С П Е К Т И В Ы том, запущенным с Земли, означало, т т что Советский Союз уже тогда рас- 1 1 3 . полагал ракетоносителями, способ ными развивать вторую космическую скорость —• порядка 11 километров в секунду. Для орбитальных полетов вокруг нашей планеты, как известно, достаточна скорость, равная 8 кило метрам в секунду. Во-вторых, «попадание» в Луну следующей станцией «Луна» под твердило умение советских ученых точно рассчитывать траекторию по лета космического аппарата и тем самым перекидывать «мост» — Земля—Луна. Советские ученые «прописали» на нашем вечном спут- в о п р о с ы о т в е ч а е т к о с м о н а в т В . Ф . Б ы к о в с к и й нике вымпел с гербом Советского Союза, затем «убрали» белые пятна с лица Селены, сфотографировав ее невидимую часть. К сказанному до бавлю, что автоматическая станция «Луна-9» научила нас мягко опу скать аппараты на лунную поверх ность, а «Луна-10» — «плавать» по селеноцентрической орбите. Таким образом, все, что сделано советской наукой до нынешних выдающиеся экспериментов — это важные эле менты на пути к познанию тайн Лу ны. манте, какие неограниченные воз можности открывает этот опыт для более глубокого познания Вселен ной. Ведь результаты исследований, полученные станцией во время кос мического путешествия, теперь не посредственно попадают в земные лаборатории. — Что, по-вашему, труднее: посад ка на Луну автоматического аппара та ил и возвращение станции на Зем лю после облета Луны? — Я уже говорил выше, что мяг кая посадка на Луну авгомагиче* робнее. Известно, что по мере приближения аппарата к Земле воз никают огромные силовые и темпе ратурные нагрузки. Поэтому перед организаторами запуска станций «Зонд-5» и «Зонд-6» стояла слож нейшая задача — так рассчитать трассу полета и вывести аппарат на такую траекторию спуска, чтобы эти два фактора не оказали вредного воздействия. Конечно, возвращение «Зонда?5» и «Зонда-6»—вещь исклю чительно трудная. Новые экспери менты показали, что решение в этой * Если думать о перспективах, то как Вы относитесь к невесомо сти и радиации на трассе Земля — Луна — Земля? — Я равнодушен к невесомости. Она мне в известной мере даже нравится. 119 часов, которые я про вел, пользуясь «услугами» невесомо сти, не сделали ее моим врагом. Многодневные полеты по орбите Земли подтвердили выводы ученых о том, что длительное пребывание в космосе хотя в известной мере и сказывается на организме человека, но тем не менее никаких послед ствий не вызывает. Например, недо статок кальция в организме, вызван ный вымыванием его в условиях не весомости, на Земле быстро восста навливается. Радиация весьма опасна для всего живого, Но полеты человека обычно планируются во время минимальной солнечной активности. Прогнозиро вание радиационной обстановки в космическом пространстве- ведется давно. Оно дает возможность во время принять все необходимые за щитные меры. Это — специальная конструктивная противорадиацион ная защита плюс фармакология. Ученые, Конструкторы в союзе с биологами и медиками разработали средства, надежно защищающие че ловека от вредной радиации. • . — Я не раз слышал, что каждый из космонавтов,мечтает побывать на Луне? — Да, охотников много. Правда, должен сказать, что исследования Луны успешно осуществляются мно гочисленными автоматическими кос мическими аппаратами. Многое о вечной спулнице нам уже известно. До того важного момента, когда человек достигнет Луны и сделает на ее поверхности первые шаги, пройдет еще достаточно много вре мени. Но трасса Земля — Луна — Земля уже проложена. А. РОМАНОВ, обозреватель ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz