Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

3 января 1968 г., >5 3 (И 955) * ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ фмрмамтмш 1 мммг С е г о д н я в Л и п е ц к е к р ы в а е т с я! областной с ъ е з д ! к омм уни стич еском у1 с п и т а и и ю И т I III 1по в о м о л § о д е ж «мшнмпнимитопгаЦ Т Т \ Г КПСС и СОВЕТ МИНИ- И Ч . СТРОВ СССР в Поста- т 1 новлении «О мерах даль­ нейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» реко­ мендовали на промышленных пред­ приятиях, стройках, в учреждениях* колхозах и совхозах созвать комис­ сии или советы содействия семье и школе. Роль их в воспитании подра­ стающего поколения, в объединении сил школы, семьи и общественности очень велика. При советах содейст­ вия обычно создаются комиссии по учебно-воспитательной работе, все­ обучу, культурно-массовой работе с детьми, педагогической пропаганде среди родителей, дошкольному вос­ питанию. Как правило, на своих заседаниях советы содействия обсуждают отчеты комиссий о проделанной работе, бесе­ дуют с родителями о воспитании сво­ их детей, получают информацию ру­ ководителей школ, внешкольных уч­ реждений, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной рабо­ ты с детьми, классных руководителей о состоянии воспитательной работы с учащимися, руководителей хозяйств, профсоюзных комитетов об укрепле­ нии учебно-материальной базы школ И т. д. На первом областном съезде до коммунистическому воспитанию мо­ лодежи, состоявшемся в январе 1966 года, было широко рассказано об опыте советов содействия семье и школе в совхозе «Агроном» Лебедян­ ского района и на липецком заводе «Свободный сокол». Но в то время таких общественных органов на про­ мышленных предприятиях, стройках, в учреждениях, колхозах и совхозах было еще немного. После выхода в свет Постановления ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы сред­ ней общеобразовательной школы» число их значительно возросло. Сей­ час в районах и городах области уже насчитывается 578 советов содейст­ вия семье и школе в воспитании де­ тей, Отрадно отметить, что Значи­ тельно улучшилось и качество их ра­ боты. В совете содействия семье и школе в Большовеком сельсовете Ведовско­ го района 13 человек, в том числе председатели колхозов «Родина» й «Красная звезда» Н. П. Кладов, А. Д . Веретенников, секретарь парт­ бюро колхоза «Родина» Н. Д. Пика- лов, директор Большовской восьми­ летки А. Н. Лакомов, член родитель­ ского комитета этой школы И. М. Пе­ черский и другие. Совет настойчиво борется за вы­ полнение Закона о всеобуче, оказы­ вает практическую помощь школам в подготовке к новому, учебному году, на свои заседания вызывает тех родителей, которые по-настоящему це занимаются воспитанием детей, вильном воспитании детей в семье Мальцевых. Этот совет поддерживает тесную связь с партийными, профсоюзными организациями всех хозяйств и уч- реждений, а также с родительскими комитетами школ, расположенных на территории сельсовета. Вместе с родительскими комитета­ ми члены совета выпускают стенгазе­ ту «Голос родителя», вывешивают в учреждениях и хозяйствах табели ВЕРНЫЕ Д Ш К О РУЗЬЯ л ы — оказывает материальную помощь нуждающимся ученикам, помогает учителям проводить педагогический всеобуч среди родителей. Совет содействия семье и школе в Трубетчинском сельсовете Добров- ского района, который возглавляет A. С. Бреева, один раз в месяц об­ суждает самые злободневные дела. Так, на одно из заседаний были вы­ званы родители школьников Влади­ мира Жучкова. Александра Быкова. Владимира Томилина ( эти дети пло­ хо вели себя на уроках и на улице). На другом заседании обсуждался вопрос о неправильном отношении B. М. Тутукина к воспитанию детей. Под руководством членов совета проводятся рейды проверки домаш­ них условий ш к о л ь н и к о в и выполне­ ния ими режима дня. Оказана прак­ тическая помощь в создании дет­ ского кинотеатра «Орленок». Устано­ влена шефство над детьми З.С . То- мидчнон, которая находилась на длительном лечении в больнице, ор­ ганизовано дежурство родителей в сельском клубе, приняты Г меры к улучшению работы интерната при Трубетчинской средней школе. По инициативе совета в совхозе «Тру* бетчинский» было проведено собра­ ние рабочих и сл уж аф х , на кото­ ром обсуждалея вопрос о непра- успеваемости учащихся. Все члены совета закреплены за населенными пунктами, в которых они контроли­ руют, как учащиеся выполняют до­ машние задания н как проводят свой досуг. Интересные дела на счету у совета содействия семье и школе при Бо- рнцской больнице Липецкого района. По инициативе совета на производ­ ственном совещании обсудили воп­ рос о роли семьи и общественно­ сти в обучении школьников, гово­ рили о Том, что некоторые работники больницы неправильно относятся к воспитанию детей, на заседании роди­ тельского комитета средней школы— об улучшении работы школьного бу­ фета, а на сессии сельсовета—об ор­ ганизации отдыха учащихся в дни ка­ никул. Налажена работа санпостов в средней школе. Члены этого совета проверяли со­ хранность у учащихся учебников, школьных письменных принадлежно­ стей, дневников; организовали «Уго­ лок школы» в помещении амбулато­ рии; установили строгий контроль за теми учащимися, которые плохо учатся, нарушают правила поведения. В Боринском есть еще один хоро­ ший совет содействия семье и шко­ ле—при сахарном заводе. Там серь­ езно занимаются организацией от- ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО Мальчуган лет пяти — шеети бегал по лу­ жайке, усеянной цве­ тами, и палкрй, как саблей, косил их под корень. Развеселив­ шийся краснощекий карапуз подбрасывал пучки цветов и гром­ ко смеялся. — Какой у нас ра­ стет сын, а?— любова­ лись на мальчика не­ далеко сидевшие ро­ дители. — Ну и лихой ка­ зак! Так и скачет, и рубит саблей! А «казак» уморился (все цветы были унич­ тожены), подсел к ро­ дителям и стал хны­ кать. — Говорил тебе, не надо его брать с со­ бой, — сказал отец. — Пусть бы оставался в городе с бабушкой, он со своими капризами и отдохнуть нам не даст. И действительно, от­ дых получился неваж­ ным. И вовсе не пото­ му, что родители взя­ ли с собой мальчика. А потому, что не смог­ ли правильно, с поль­ зой, в первую очередь для сына, организо­ вать свой свободный день. Вряд лн стоило любоваться на рас­ шалившегося с ын а , так безжалостно унич­ тожавшего цветы. По всей вероятно­ сти, здесь были и вез­ десущие пчелы, соби­ равшие нектар и пыль­ цу. Можно ли сыскагь момент более подхо­ дящий, чем. этот, для воспитания в мальчи­ ке чувства прекрасно­ го, чувства любви к великому т а и н с т в у жизни. Как бы уди­ вился малыш, узнав о том, что маленькая пчелка, летаюшая с цветка на цветок, со­ бирает сладкий нект- тар, из которого пче­ лы сделают прекрас­ ный ароматный мед. Наверняка после этого сообщения посыпались бы самые разнообраз­ ные вопросы — наив­ ные и серьезные, отве­ ты на которые были бы для ребенка насто­ ящим открытием. Не захотел бы он после этого рубить цветы, смотрел бы он более внимательно на то,что его окружает, наблю­ дал бы за природой, берег бы ее. Воспитание любви к природе — есть вос­ питание у человека всех хороших начал. И воспитывать чувст­ во прекрасного: у де­ тей нужно всегда и везде, потому что пре­ красное можно заме­ тить в любое время года И в любом месте. Обратите внимание ребенка на розовые облака, повисшие в голубом небе, на пу­ шистую елочку, усы­ панную снегом, как алмазными блестками, на уныло сидящего, озябшего воробышка, и пробудится в откры­ той для всего хороше­ го душе маленького человека чувство ве­ ликой любви к приро­ де. Вряд ли из него вырастет черствый эгоист, вряд ли прой­ дет он мимо того, кто нуждается в помощи. ...Десятилетняя Лю­ ся воспитывалась у бабушки. Весной она вскопала две грядки, по квадратному метру каждая, и посадила на одной цветы—алые гвоздики, душистый табак, красные маки, на другой — огурцы. Любовно ухаживала Люся за своими гряд­ ками: поливала, рых­ лила землю, И вот распустились я р к и е цветы. — Бабушка, а цве­ там больно, когда их рвут? — Больно, внучень­ ка, только они гово­ рить об этом не уме­ ют,— ответила бабуш­ ка.; И девочка стала ходить вокруг цветов, напевая песенку; — Я цветочки рвать не стану, Только посмотрю... Часто Люся посмат­ ривала на маленький огурец, который завя­ зался раньше всех, а когда подрос и стал величиной с четыре на­ перстка, принесла и угостила бабушку... И н о г д а родители,' узнав о неблаговид­ ном поступке своего ребенка, удивляются; «И кто его учил пло­ хому?». Верно, не учи­ ли плохому, но и не воспитывали у него добрых, х о р о ш и х чувств. И самая бла­ годатная почва для воспитания у детей добрых чувств — это воспитание любви к природе, любви к жиз­ ни. М. ИЛЬИНА, - учительница Грязинскон сельской восьмилетней школы. дыха детей во время каникул. Под руководством члена совета Валенти­ ны Зарубиной все минувшее лето ра­ ботал отряд «Чайка». Ребята из отря­ да совершили несколько походов и экскурсий, дали более 30 концертов в соседних селах. У Вали нашлись и помощники. Это сменный химик за­ вода, депутат сельского Совета А. А. Клюева, сменный инженер за­ вода Н. Н. Павлов и многие другие. Совет содействия семье и школе в совхозе «Кодыбельский» Чаплыгнн- ского района, который возглавляет учитель - пенсионер Ф. М. Воронеж­ цев, много сделал, чтобы разумно организовать досуг школьников. По его инициативе при Доме культуры созданы хор старшеклассников, тан­ цевальный кружок, спортивные сек­ ции. В Данкове советы содействия уделяют большое внимание педагоги­ ческой пропаганде среди родителей. При их активной помощи в каждой школе города (а их здесь пять) соз­ даны родительские лектории, в кото­ рых обучается 2186 человек. В этом учебном году были прочитаны лек­ ции на темы: «Воспитание в семье Ульяновых». «Как помочь детям хо­ рошо учиться», «Роль родителей в организации внеклассного чтения де­ тей», «Влияние авторитета взрослых на воспитание детей» и т. п. Уверенно работают советы содей­ ствия семье и школе во многих цехах Липецкого тракторного завода, при добринском и тербунском объедине­ ниях «Сельхозтехника», в Троицком сельсовете Липецкого района, совхо­ зе «Конь-Колодезскин» Хлевенского района и многие другие. Начинают входить в практику от четы советов содействия семье и шко­ ле о своей деятельно#ги перед кол­ лективами трудящихся. Так по-дело­ вому прощел отчет председателя со­ вета С. Ф. Черненко перед трудящи­ мися отделения имени Димитрова того же совхоза «Боринскнй». Рабо­ чие отметили много положительно­ го в работе совета и высказали не­ мало критических замечаний. * * * Делегаты II областного съезда по коммунистическому воспитанию уча­ щейся молодежи обсудят проект по­ ложения о совете содействия семье и школе в воспитании детей. Этот до­ кумент определит круг их деятельно­ сти и поможет построить работу со­ ветов более целенаправленно. Настало время серьезно подумать и о теоретической подготовке руково­ дителей этих общественных органов. Например, в районах и городах обла­ сти систематически следует проводить семинары председателей советов со­ действия семье и школе, на которых, помимо чтения лекций, должен быть и широкий обмен опытом работы. П. КАШМЕНСКИЙ, директор областного института усовершенствования учителей. п ДЕЖУРНЫМ отде- милиции с т о я л лет 8 — 10 и сквозь рассказать о своей ЕРЕД ления паренек слезы пытался беде. Было ясно, что его кто-то оби­ дел. «Наверное, очередная потасов­ ка между мальчишками», — подумал лейтенант. Но дело оказалось серь­ езнее. — Отец дерется. Мама сказала, чтоб я бежал скорее в милицию. На месте происшествия перед де­ журным предстала безотрадная кар­ тина —- пьяный отен, избитая мать. Беседы с женой* соседями внесли полную ясность. Доведенный до от­ чаяния ежедневными скандалами, ребенок пошел в милицию. Можно себе представить,, какое у этого мальчугана детство! Вот к у Виктора Кретова судьба сложилась нелегко. Рано попал он в число правонарушителей. Им занимались работники милиции, не­ мало труда приложили и учителя Однако все их старания сводил на нет отец Д. С. Кретов, житель села Ленино Липецкого района. Домаш­ ние скандалы, учиняемые нм в пья­ ном угаре, так надоели Виктору, что 7 он ушел из дома. Ну, а дальнейшее свершилось само собой — кражи и скамья подсудимых. Между прочим, В одной из бесед в детской комнате милиции Виктор так и заявил мате­ ри, что если бы отец не избивал их, то он бь? не стал таким. Иные порой разводят руками; де­ скать. откуда берутся пьяницы и ху­ лиганы, на какой почве они вырас­ тают? Приведенный выше пример говорит о том, что за ответом дале­ ко ходить не надо. Главные виНов- йики всех детских правонарушений — взрослые, и, нередко, сами роди­ тели. Отец и мать должны помнить каж­ дую минуту, что- они не просто кор­ мильцы, но и старшие товарищи сы­ на или дочери. И поэтому должны контролировать каждый свой шаг, обдумывать каждое слово. Ведь всем известно, что для ребенка ро­ дитель — первый пример. Он впи­ тывает в себя буквально все; и хо­ рошее, и плохое. Мы многое делаем для оздоровле­ ния обстановки в «трудных» семьях. Многое, но далеко не все. Долгое время, например, занимались семьей Боткиных. Александру Андреевичу Боткину, бригадиру конзергорного цеха Новолипецкого металлургиче­ ского завода, не раз говорили, что он неправильно относится к своим родительским обязанностям, пьянст­ вует, а затем в нетрезвом виде на-, водит «порядок» в семье. Результа­ том такого «воспитания» явилось то, что двух сыновей Боткина пришлось направить в колонию, Самым удивительным в этой исто­ рии явилась почти безразличная по­ зиция администрации и обществен­ ных организаций цеха к семье Бот­ кина. А ведь у них просили помощи и школа, и комиссия по делам не­ совершеннолетних. У многих руководителей предпри­ ятий, учреждений, общественных ор­ ганизаций основной метод воспита­ ния своих работников сводится к разговорам в кабинете один на один, И это — в лучшем случае. В боль­ шинстве же своем и этого не де­ лается. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ II111|11111111111111111111111111111111111Н1Г#111111111111111||111111НIII111111111111(1111 к уголовной ответ» Выходит, надо вести борьбу не только с безответственным отноше­ нием некоторых родителей к воспита­ нию своих детей, но и с неправиль­ ным пониманием, администрации и общественных организаций предпри-, ятий и учреждений своей роли в этом деле. Многое могли бы сделать роди­ тельские комитеты школ. Опыт рабо­ ты ряда из них — убедительное под­ тверждение этому. Однако беда заключается в том, что не все родительские комитеты занимаются нерадивыми отцами и матерями. Часто слышишь жалобы: «Вот безобразник-родитель, не дает покоя парню, колотит почем зря, пьянствует. И директор беседовал с Ним, и классный руководитель, но толку — никакого», А родительский комитет где? В Добровской средней школе учат­ ся Иван Б. и Виктор Ф. Иван так и заявляет, что домой приходит тогда, когда угомонится,, пьяный отец. Ре­ бята уже попали в категорию «труд­ ных». Но когда поинтересовались, а что же сделал родительский комитет, то оказалось, что он последние два месяца вообще не собирался. Мы не хотим этим сказать, что в Дэбров- сксй школе плохо поставлена вос­ питательная работа с ребятами и ро­ дителями. Но необходимого значе­ ния родительскому комитету там не придается. А зря! Мы считаем, что не используют всех возможностей в работе с роди­ телями и комиссии по делам несо­ вершеннолетних при исполкомах. Этим авторитетным органам сейчас предоставлены большие права. Один из пунктов положения о комиссиях говорит о том, что комиссии по де­ лам несовершеннолетних должны входить с представлениями в соот­ ветствующие государственные орга-* ны или общественные организации для воздействия на родителей, кото­ рые неправильно относятся к воспи­ танию детей. * В случае необходимости они мо­ гут ставить перед соответствующими органами и вопрос о наложении дис­ циплинарных взысканий на должно­ стных лии, уклоняющихся от выпол­ нения постановлений комиссий. Мы не снимаем ответственности и с административных органов. ^ Осо­ бенно в тех случаях, когда действия домашних «воспитателей» зашли на­ столько далеко, что без применения мер, предусмотренных уголовным ко­ дексом или другим законодательным актом, не обойтись. Нужно отме­ тить, что административные органы и, в первую очередь, милиция, не используют всех возможностей, пре­ доставленных им законом. Скажем прямо, в отношении неко­ торых родителей следует принимать более жесткие меры администра­ тивного и судебного порядка, вплоть до привлечения ственности. Народные суды также должны смелее решать вопрос о лишении родительских прав тех отцов и ма­ терей, которые своим поведением развращают юные души. Но эта ме­ ра должна повлечь за собой и дру­ гую —- строгое наказание таких ро­ дителей. Без этого мы не добьемся нужного эффекта, поскольку неко­ торые папы и мамы не дорожат вы­ соким званием родителя. Они с удовольствием готовы переложить "бремя воспитания на плечи государ­ ства. Лишение родительских прав—серь­ езное и ответственное дело. С выне­ сением акта о лишении этих прав должны быть решены и другие во­ просы. И прежде всего дальнейшая судьба ребенка. И последнее. Большинство ошибок в воспитании происходит из-за не­ умения родителей воспитывать сво­ их детей, из-за разобщенности дей­ ствий семьи и школы. Воспитание детей требует от родителей серьез­ ных знаний в области педагогики, медицины и психологии. А как раз таких знаний у многих и не хватает. Необходимо постоянно проводить педагогический всеобуч и, чтобы он охватывал, прежде всего, родителей так называемых, «трудных» детей, родителей, в чьих семьях не все бла­ гополучно. Воспитывать детей и от­ вечать за их поведение — первей­ шая обязанность отцов и матерей. М. СВИРИДОВ, зам. начальника областного управления охраны общественного порядка. П. ФЕДОРОВ, начальник отделения управления охраны общественного порядка. В здании первой школы г. Липецка щ , революции размещалась городская гимназия. В ней когда-то учился активный участник ре- , волюционных событий, коммунист с дореволюционным стажем, ны- -э: не персональный пенсионер, Почетный гражданин г. Москвы Григо­ рий Яковлевич Русанов. Учащиеся первой школы написали письмо старому большевику, и в юбилейном году он побывал у них в го­ стях. Наш фотограф запечатлел эту встречу. Фото Ю. Ардашева. В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХ­ НИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ обучаются юноши и де­ вушки в возрасте 16—19 лет. Это годы, когда формируются убежде­ ния, определяются моральные каче­ ства, происходит становление чело­ века и гражданина. Как завладеть сердцами этой молодежи? Как пове­ сти их за собой? Как сделать смыс­ лом их жизни радость созидатель­ ного труда? Вот главное, что волну­ ет наставников молодежи профтех­ училищ и в первую очередь масте­ ров производственного обучения. Но мастер не только обучает. Он одновременно организатор учебно- воспитательного процесса в группе. Мастер — центральная фигура в деле воспитания учашихся. В городском профтехучилище Хе 11 немало мастеров производст­ венного обучения, которые умело ра­ ботают с молодежью. Так, масте­ ра тт. Нагавкин и Щепилов на про­ тяжении многих лет добиваются са­ мых высоких показателей в органи­ зации учебного процесса, в подго­ товке " спеииалистов-газоэлектро- евзрщиков, в проведении культурно- массовой и воспитательной работы. В группах, которыми руководят тт. Щепилов и Нагавкин, изжиты нарушения дисциплины, пропуски и опоздания, у них самая высокая ус­ певаемость как на уроках теорети­ ческого обучения, так и на произ­ водственной практике. Прежде всего воспитывает личный пример мастера, который является основой их авторитета, . . . . . . . З А Б О Т Ы М А С Т Е Р О В Обладая педагогическим мастер­ ством, отличным знанием своей про­ фессии, принципиальной требова­ тельностью к своим ученикам, так­ том и уважением к их человеческому достоинству, эти мастера польз>- ются заслуженным авторитетом в среде учащихся, в педагогическом коллективе. Их знают не только в своем училише, но и в других учеб­ ных заведениях областного управле­ ния профтехобразования. Множест­ во писем получают они от бывших своих воспитанников, ныне воинов Советской Армии, отличников бое­ вой и политической подготовки, а также передовиков пооизводства. Вот что писал в своем письме вы­ пускник группы т. Нагавкина Лео­ нид Афанасьев, который служит в Советской Армии: «Каждый раз, когда мне приходится трудно, я вспоминаю Ваг, Борис Степанович, как человека, давшего мне специ­ альность. Вы для меня будете слу­ жить примером на всю жизнь. Вы меня научили правильно жить, лю­ бить труд. Большое вам спасибо за то, что Вы указали мне правильный путь в жизнь». Александр Мальцев пишет своему мастеру т. Шишлову; .^Многоува­ жаемый Николай Петрович! У меня служба идет отлично, я являюсь от­ личником боевой и политической подготовки. В этом и Ваша заслуга. Это Вы научили меня ценить мно­ гое, уважать старших, труд и глав­ ное быть дисциплинированным. В армии без отличной дисциплины де­ лать нечего. Спасибо Вам за все». Оба мастера первой своей задачей считают прививать любовь к труду и к избранной профессии. Уже к первому дню занятий они продумывают и устанавливают твер­ дый порядок в цехе, тщательно го­ товятся к уроку, подготавливают лучшие образцы выполняемых работ, набор инструментов и необходимых материалов. Чтобы повысить интерес ребят к будущей профессии, они проводят с" ними экскурсии на завод, где ра­ ботают выпускники училища. Но­ вички знакомятся с работой передо­ виков производства, передовыми ме­ тодами труда, организацией произ­ водства. На базовых предприятиях, где учащиеся проходят длительную производственную практику, мастера ежедневно посещают рабочие места, встречаются с руководителями цехов, участков и добиваются, чтобы »л питомцы получали хорошие и отлич­ ные производственные навыки. На учащихся групп тт. Нагавки­ на и Щепилова приходят только хо­ рошие отзывы от производственни­ ков. Так, руководители Липецкого опытно-экспериментального завода средств механизации, начальник РМИ завода «Железобетон» Лэ 1, работники Липецкого монтажного епецуправления треста «Энергоме- .таллургмонтаж» и другие хорошо отзываются об их питомцах, кото­ рые отлично трудятся, дисциплини­ рованны, активно участвуют в обще­ ственной работе. Высокая требовательность — Од­ но из главных условий воспитания учашихся. Эта требовательность всегда целесообразна и понятна каждому учащемуся, старшие това­ рищи не допускают грубости или унижения достоинства учащихся. Некоторые мастера и преподавате­ ли пытаются судить проступки вос­ питанников только сами, читают длинные и нудные нотации. И, ко­ нечно, это редко помогает. А Ще­ пилов и Нагавкин умеют направить против нерадивого ученика общест­ венное мнение труппы. Так, в группе Щепилова был уча­ щийся Виктор М., который часто нарушал дисциплину, пропускал за­ нятия, плохо учился. Николай Пет­ рович Щепилов посоветовался с ак­ тивом группы. Решили провести от­ крытое комсомольское собрание с обсуждением поведения Виктора. Комсомольцы группы .предъявили требование: хочешь жить и учиться в нашем коллективе, учись, но о!анэ наше условие: уважай наш коллек­ тив, будь перед группой честным и правдивым. И подействовало. Вик­ тор дал обещание исправиться. И слово сдержал. Закончил хорошо училище, сейчас с успехом трудится в ЖБИ № 7 треста «Железобетон». Оба наших мастера регулярно встречаются с родителями, посеща­ ют учащихся на дому. Не было слу­ чая, чтдбы они не побывали у маль­ чика, который заболел и находится на излечении в больнице или дома. Ну и, конечно, частенько вместе с ребятами ходят в театр, на экскур­ сии. Умелый учет индивидуальных осо­ бенностей каждого своего питомца, знание их дедовы* и психологиче­ ских качеств, повседневное наблю­ дение и анализ деятельности каж­ дого учащегося, забота об их бы­ те, умелая работа по организации дружного, целеустремленного коллек­ тива, поддержание авторитета ак­ тива — все эти и многие другие факторы способствуют достижению высоких показателей в организации и проведении всего учебно-воспита­ тельного процесса. Они и в общественной работе ав­ торитетные деятельные люди.. Ком­ мунист т. Щепилов уже несколько лет с успехом возглавляет работу организации Красного Креста, он же общественный распространитель пе­ чати. За хорошую работу имеет по­ ощрения. Кроме того, он много лет участвует в художественной само­ деятельности, его голос звучал во всех домах культуры города и мно­ гих клубах районов области. Боль­ шую общественную работу проводит и мастер т. Нагавкин. Он у нас председатель месткома. Опыт работы передовых мастеров тт. Щепилова и Нагавкина нахо­ дится в центре внимания партийной организации училища. Передовые методы обучения и вос­ питания учащихся мы распростра­ няем среди молодых мастеров про­ изводственного обучения и препо­ давателей. А. БОНДАРЕНКО, секретарь парторганизации ' ГПТУ № И. Р А Б О Ч Е Е ШЕФСТВО В Липецкой средней школе № 3 работает большой н дружный учи­ тельский коллектив. Над школой шефствуют рабочие и служащие за­ вода «Свободный сокол». Завод ока­ зывает большую помощь в воспита­ нии детей. Особенно существенной она была в прошедшем учебном году. Помо­ гая педагогам бороться за повыше­ ние успеваемости и укрепление дис­ циплины учащихся, шефы применяют различные формы воспитания, о ко­ торых мне и хочется рассказать. Инициатором этого дела является коллектив трубного цеха Лгз 1. На­ правляет его работу парторганиза­ ция. К каждому классу прикрепле­ ны определенные бригады. Между рабочими и учащимися возникла крепкая дружба. В прошлом году в начале второй четверти в некоторых классах часть школьников стала плохо учиться. Учителя и бригады рабочих, при­ крепленные к этим классам, пыта­ лись Исправить положение. Но ожи­ даемых сдвигов почти не было. Как быть? Вопрос поставили на обсуждение партбюро, заседание которого про­ водилось в школе. На него были приглашены учителя и неуспеваю­ щие ученики. Через полтора месяца собралось партийное собрание, что­ бы заслушать, как выполняется ре­ шение партийного бюро о борьбе с неуспеваемостью. На партсобрании присутствовали неуспевающие уча­ щиеся со своими родителями. До­ кладывал председатель цехового совета содействия семье и школе. Заслушали коммунисты также роди­ телей, Все это .способствовало по­ вышению успеваемости. Однажды коммунисты пригласили к себе в цех на открытое партийное собрание учеников 3-го класса. Одиннадцать лучших рабочих в этот день были приняты кандидата­ ми в члены КПСС. На этом же соб­ рании коллективу цеха за высокие производственные показатели вруча­ лось Красное знамя. Все это проис­ ходило в присутствии учащихся. А затем для них наступил самый тор­ жественный момент: детей приняли в пионеры! Надолго запомнится ребятам этот день, важную роль сыграет он в их жизни. Кстати, школьники пришли в цех тоже не с пустыми руками. Они выступили с концертом. Большую шефскую работу проде­ лали также бригада старшего ва­ гранщика Н. С. Набатникова, цех КИП и другие коллективы. В красном уголке цеха КИП я знакомился со стендами, где поме­ щены фотографии, наглядно расска­ зывающие о связи цеха со школой. В каждом отделе цеха выбран това­ рищ, отвечающий за шефскую рабо­ ту. Зимой устраивали вместе с уча­ щимися лыжные прогулки, проводи­ ли экскурсии по историческим мет стам города и его окрестностей, кол­ лективные посещения театра н кино за счет цеха. Шефы учредили переходящие вымпелы для лучшего пионерского звена в классе, для лучшего ученика в звене. Они вручаются ежемесячно. Между шефами и учащимися воз­ никло соревнование: школьники бо­ ролись за отличную дисциплину, хо­ рошую учебу н активное участие в общественной жищУ школы, а шефы за успешное выполнение и перевы­ полнение производственного плана. Большую номошь завод «Свобод­ ный сокол» оказал школе в строи­ тельстве спортивного зала. Коллектив завода продолжает шефскую работу и в этом учебном году, но главное еще впереди. Друж­ ба между рабочими «Свободного сокола» и учащимися средней школы Л» 3 принесет богатые плоды. А. ТРОФИМОВ. С т р а н и ц а п о д г о т о в л е н а н е ш т а т н ы м о т д е л о м шк о л « Л е н и н с к о г о з н а м е н и »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz