Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

4 Л Е НИНС КО Е ЗНАМЯ 35 ноября 1968 г., У» 275 (12227) В КОРОТКУЮ по времени, во весьма насыщенную по •научным результатам исто­ рию завоевания космоса совет­ ский народ вписал новую славную страницу. Автоматическая станция «Зонд-6 * облетела Луну и, возвра­ тившись к Земле, совершила управ­ ляемый спуск на ее повер х ность. Успешное осуществление этого экс­ перимента наглядно свидетельствует о том, что с каждым новым полетом все совершеннее становятся косми­ ческие аппараты, возрастает объем и сложность решаемых ими научных и технических.задач. Не так давно автоматическая станция «Зонд-5» облетела Луну и вернулась на Землю по баллистиче­ ской траектории. В этом беспример­ ном космическом эксперименте впер­ вые в мире была решена сложней­ шая научно-техническая задача воз­ вращения с космической трассы Лу­ на — Земля аппарата, имеющего вторую космическую скорость. В ходе полета автоматической станции «Зонд- 6 » впервые удалось решить еще более сложную научно- техническую проблему — управляе­ мый спуск на Землю космического аппарата, облетевшего Луну. П О Л ЕТ СТАНЦИИ «ЗОНД-6» П О ТРАССЕ ЗЕМ Л Я — ЛУ НА — ЗЕМ Л Я Запуск автоматической станции «Зонд- 6 » был осуществлен много­ ступенчатой ракетой-носителем 10 ноября 1968 года в 22 часа 11 ми­ нут 30 секунд московского времени, и станция вместе с последней ступе­ нью ракеты-носителя была выведена на орбиту спутника Земли. После выхода на орбиту ракетно- космический комплекс совершил не­ обходимые угловые развороты и ста­ билизацию своего положения в про­ странстве. В 23 часа 18 минут 30 секунд по команде от бортовой системы управ­ ления было произведено второе включение ракетного двигателя пос­ ледней ступени носителя для разго­ на станции до скорости, близкой ко второй космической ( 11,2 км/сек.), что было необходимо для полета к Лу не. По достижении расчетной вели­ чины скорости было произведено ав­ томатическое выключение двигателя, и космическая станция отделилась от последней ступени носителя. Весь дальнейший полет автомати­ ческой станции в основном проходил при постоянной ориентации на Солнце панелей солнечных батарей, сбеспечивающих ее электрической энергией. О ЧЕРЕДНАЯ ПОБЕДА В КОСМОСЕ В результате измерений фактиче­ ского движения станции было уста­ новлено, что траектория движения станция близка к расчетной. Однако для обеспечения пролета станции на заданном расстоянии от Луны необ­ ходимо было провести коррекцию траектории. Время коррекции должно быть выбрано с учетом ряда условий. Коррекция на небольшом удалении от Земли приводит к большим раз­ бросам в районе Луны, а коррекция вблизи Луны может оказаться не­ эффективной или потребует значи­ тельно больших энергетических за­ трат для обеспечения оптимальной траектории облета Луны. Поэтому коррекция траектории движения станции «Зонд- 6 » была проведена на расстоянии около 250 тысяч кило­ метров от Земли. Наземным координационно-вычис­ лительным центром были определе­ ны необходимые исходные данные для коррекции: величина и направ­ ление корректирующего импульса, момент включения двигательной ус­ тановки. В расчетное время эти данные бы­ ли переданы на борт станции и зй'- помнены бортовым вычислительным устройством. 12 ноября в 8 часов 41 минуту была включена корректирующая двигательная установка и после то­ го, как станции была сообщена не­ обходимая величина дополнительной скорости, система управления выклю­ чила двигательную установку. В результате коррекции «Зонд- 6 », продолжая полет по траектории, об­ летел Луну на заданном расстоянии от ее поверхности, равном 2420 ки­ лометров. После облета Луны для устранения возмущений, вызванных ее гравита­ ционным полем, в 9 час. 40 минут 16 ноября была проведена вторая кор­ рекция траектории на расстоянии 236 тысяч километров от Земли. Для более точного ьхода спускае­ мого аппарата в атмосферу Земли 17 ноября в 8 час. 36 минут была проведена еще одна коррекция тра­ ектории. Проведенные коррекции обеспечи­ ли попадание спускаемого аппарата в заданный коридор входа в атмос­ феру Земли, расчетная ширина ко торого составляет плюс — минус 10 Iкилометров при номинальном значе­ ния высоты условного перигея 45 ки- | лометров. При подлете станция к Земле на | борт ее были переданы исходные данные для осуществления режима спуска. По команде от бортового программного устройства были про­ ведены астроориентация и необходи­ мые развороты станции с целью ус­ тановки в исходное положение перед входом в атмосферу Земли. После выполнения этих операций по команде от программно-времен­ ного устройства было проведено от­ деление спускаемого аппарата от приборного отсека станции. УПРАВЛЯЕМЫЙ СПУСК И ПОСАДКА АППАРАТА НА ЗЕМЛЮ Чтобы совершить посадку в рас­ четном районе Советского Союза, спускаемый аппарат должен после входа в плотные слои атмосферы пролететь около девяти тысяч кило­ метров, поскольку станция подлета­ ет к Земле со стороны южного по­ лушария. Управление летательным аппара­ том наиболее рационально осущест­ влять путем использования аэроди­ намических сил: силы лобового со­ противления и подъемной силы. Этот вид спуска, получивший наименова­ ние управляемого; был впервые пос­ ле успешного облета Луны осущест­ влен аппаратом’ «Зонд- 6 ». Такой спуск по сравнению с баллистиче­ ским является более сложным, так как в этом случае траектория полета требует двух погружений спускаемо­ го аппарата в атмосферу. Для этого необходимо иметь спе­ циальную точную систему управле­ ния спуском. На аппарате «Зонд- 6 » был выбран такой закон управления спуском, где регулирование подъем­ ной силы по величине осуществляет­ ся зд счет изменения направления ее действия (путем поворота по крену), что и обеспечивает заданные вели­ чины скорости, высоты и дальности. Главной задачей системы управле ~ния на участке первого погружения является обеспечение с высокой точ­ ностью таких величин скорости по лета и угла наклона траектории, ко­ торые обеспечили бы расчетную дальность перед началом участка второго погружения. На этом участ­ ке полета за счет силы аэродинами ческого сопротивления происходит торможение аппарата от скорости порядка 11 километров в секунду до скорости около 7,6 километра в се­ кунду при соблюдении определенных ограничений по перегрузкам и теп­ ловому режиму. Управляющее действие подъемной силы на участке первого погружения предотвращает искривление траекто­ рии по направлению к Земле, возни­ кающее в результате аэродинамиче­ ского торможения в атмосфере, и не позволяет аппарату на этом участке опуститься ниже расчетной высоты. Затем аппарат выходит из плот­ ных слоев атмосферы и совершает неуправляемый полет по баллистиче­ ской траектории. Во время полета на этом участке система управления спуском осуще­ ствляет вновь разворот аппарата и его стабилизацию в положение, не­ обходимое для управления на уча­ стке второго погружения. При повторном погружении в ат­ мосферу автоматика системы управ­ ления производит выбор программы спуска для этого участка с обеспе­ чением приземления в заданном рай­ оне территории Советского Союза с высокой точностью. Тепловые пото­ ки на этом участке существенно меньше, чем на участке первого по­ гружения, и не превосходят значе­ ний, имеющих место при спуске с орбиты искусственного спутника Земли. Однако то обстоятельство, что при этом нагреву подвергается теплозащитное покрытие, уже испы­ тавшее действие интенсивных тепло­ вых потоков в процессе первого по­ гружения, значительно усложняет ре­ шение задачи надежного обеспече­ ния тепловой защиты аппарата. По­ этому теплозащитное покрытие спу­ скаемого аппарата, имеет сложную конструкцию, включающую набор жаропрочных и теплоизоляционных материалов. Спускаемый аппарат станции «Зонд- 6 » в 16 часов 58 минут 17 но ября 1968 года вошел в плотные слои атмосферы. При входе в атмосферу бортовое вычислительное устройство выбрало необходимую программу полета для участка первого погружения, и си­ стема управления спубком точно реа­ лизовала ее. При выходе из атмо­ сферы спускаемый аппарат имел скорость и угол наклона траектории весьма близкие к расчетным. На внеатмосферном участке полета бы­ ли осуществлены автоматически все подготовительные операции для по­ вторного входа в атмосферу, и ап­ парат совершил его в расчетном ре­ жиме. В конце участка второго по­ гружения система управления выве­ ла аппарат в район посадки. На высоте 7,5 километра при ско­ рости около 200 м/сек. была включе­ на парашютная система, и аппарат приземлился. НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ П О Л Е Т А Одной из важных научных задач автоматической станции «Зонд- 6 » являлось исследование радиацион­ ной обстановки на трассе полета Земля — Луна — Земля. \ / На станции «Зоид- 6 » проводились радиационные исследования с ис­ пользованием биологических объек­ тов. начатые автоматической стан­ цией «Зопд-5». Наряду с этим проводился экспе­ римент, связанный с применением фотоэмульсионной камеры, позволя­ ющей на удалениях от Земли поряд­ ка несколько сот тысяч километров получить данные для изучения мно- гозарядиой составляющей первичных космических лучей (в области боль­ ших зарядов). На станции «Зонд- 6 » был установ­ лен регистратор метеорных частиц для определения их пространствен­ ной плотности и энергетических ха­ рактеристик на трассе полета и в окололунном пространстве. Большой интерес в этом отношении представ­ ляет возможное прохождение стан­ ции «Зонд- 6 » при возвращении к Земле через метеорный поток «Лео­ ниды», отличающийся наиболее вы­ сокой по сравнению с другими изве­ стными метеорными потоками скоро­ стью встречи с Землей (около 72 ки­ лометров в секунду). Этот поток —г одно из замечательных явлений при­ роды, которое люди не один раз на­ блюдали в виде яркого и впечатляю­ щего дождя «падающих звезд». На обратном пути время полета станции совпадало со временем про­ хождения Земли через внешние слои потока «Леониды». И хотя возмож­ ность столкновения станции с мете орами мала, это обстоятельство по­ вышает вероятность подобной ветре чи. Особый интерес представляет изу­ чение доставленной на Землю фото­ пленки с изображением лунной по­ верхности, отснятой с высот от деся­ ти тысяч до трех с половиной тысяч километров от поверх-яости Луны. Эта пленка, обладающая высокой разрешающей способностью, позво­ лила получить снимки более высоко­ го качества по сравнению с фототе­ левизионными изображениями, полу­ ченными с борта станций «Луна-3» и «Зонд-З». Детальная обработка полученных научных материалов потребует не­ которого времени. Но уже сейчас можно говорить о большом объеме новой ценной информации, достав­ ленной в лаборатории ученых. К основным техническим задачам, решенным при запуске станции «Зонд- 6 », относятся: 1) Дальнейшая отработка полета космической станции по трассе Зем­ ля — Луна — Земля с возвращени­ ем на Землю. 2) Отработка системы управляе­ мого спуска при входе в атмосферу со второй космической скоростью. Управление станцией основано на изменении перегрузок при входе в атмосферу. На расчетной (номинальной) тра­ ектории перегрузки в полете изме­ няются строго определенным обра­ зом и можно задать программу из­ менения перегрузок, например, по времени спуска, В реальном полете, замеряя действующие перегрузки и сравнивая их с программными, мож­ но получить представление о харак­ тере движения. Так, если перегрузки превышают программные значения, это означает, что спускаемый аппа­ рат идет по траектории ниже рас­ четной. \ Следует особо подчеркнуть, что работа системы управления спуском не контролируется с Земли, так как спускаемый аппарат окружен иони­ зированным слоем воздуха и связь с Землей в этих условиях отсутс 1 вует. Это накладывает особые требования к надежности работы системы управ­ ления и делает такой автоматиче­ ский полет исключшельно сложным с технической точки зрения. 3) Отработка в летных условиях аэродинамической формы и характе­ ристик спускаемого аппарата. Запуск станции «Зонд- 6 », как и ■станций «Зонд-4» и «Зонд-5», имел целью проведение летно-конструк­ торской отработки в автоматическом варианте пилотируемого корабля для полетов к Луне, а также проверку функционирования бортовых систем в реальных условиях полета по трас­ се Земля — Луна — Земля. Успешный полет станции «Зоид- 6 * свидетельствует о ее высоком техни­ ческом совершенстве. ЗНАЧЕНИЕ ПОЛЕТА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ «ЗОНД-6» Успешный полет автоматической станции «Зонд- 6 » наглядно показал, что советские ученые и инженеры сделали еще один важный шаг на трудном пути освоения космических трасс и возвращения на Землю кос­ мических аппаратов и кораблей. Программа запусков автоматиче­ ских станций «Зонд-4», «Зонд-5» и «Зонд- 6 » предусматривала решение принципиально новых задач космо­ навтики. Запуски станций «Зонд» по­ зволили получить ряд важных опытных данных по работе конструк­ ции, бортовых систем и аппаратуры пилотируемого космического корабля для полетов челозека к Луне, а так­ же проверить работоспособность средств командно-измерительного комплекса. Советский Союз последовательно осуществляет научно обоснованную программу изучения Луны, рассмат­ ривая ее как важный объект иссле­ дований. Мировой' общественности хорошо известны успехи Советского Союза в этом направлении. Начиная с 1959 года запуски советских авто­ матических аппаратов дали совре­ менной науке большой объем инфор­ мации, расширили знания о форме и поверхности Луны, ее физических свойствах и химическом составе, па­ раметрах окололунного космического пространства. Первые фотографии обратной сто­ роны Луны, мягкая посадка на Лу­ ну и передача на Землю панорамы лунной поверхности, искусственные спутники Луны, успешные полеты станций серии «Зонд» — таковы по­ следовательные этапы нашей про­ граммы исследования Луны. Широкое применение нашли искус­ ственные спутники Земли, предназ­ наченные для решения важных на­ роднохозяйственных и научных за­ дач. Спутники серии «Космос», «Мол-- ния», «Электрон», «Протон» и другие встали на службу людям и успешно помогают решать грандиозные зада­ чи коммунистического строительства. Запуск космических станций серии «Зонд» имеет большое практическое значение, так как открывает новые перспективы полетов человека к Лу­ не, возвращения на Землю результа­ тов научных исследований, получен­ ных в процессе космического полета. В Советском Союзе сделан оче­ редной важный шаг в осуществлении программы освоения и изучения кос­ мического пространства и Луны. ЧЕМПИОНАТ СССР ПО САМБО ФИНИШИРОВАЛ Три дня в липецком Дворце спор­ та «Динамо» зрители были свидете­ лями захватывающих поединков первенства СССР по борьбе самбо. В наилегчайшем весе X. Рузыкулову (Ташкент) в борьбе за золотую ме­ даль пришлось встречаться дважды с К. Нетбайло и оба раза, в пред­ варительном и финальном поединке, ■победа была на стороне узбекского спортсмена. В легчайшем весе встре­ тились два чемпиона Европы Н. Ко­ зицкий (Киев) и В. Бутырский (Мо­ сква), с незначительным преимуще­ ством победил более опытный Н. Ко­ зицкий. Рекорд соревнований первенства СССР установил заслуженный Мас­ тер спорта О. Степанов (Москва). После схватки с А. Рассадкиным (Москва) он стал восьмикратным чемпионом Советского Союза. До него только прославленный А. Ме- коккишвили завоевывал 7 раз почет­ ный титул. Четыре года соперничает В. Ната- ленко (Ленинград) с мастером спор­ та международного класса Д. Руд- м^ном (Москва). И всякий раз силь­ нейшим был москвич. И в Липецке победителем снова стал Д. Рудман, выигравший финальную схватку бо- левым приемом. Только третьим был чемпион СССР полусредней весовой категории В. Борчашвили (Тбилиси). А первым оказался чемпион Европы среди юниоров А. Цюпаченко (Мо­ сква), выигравший финальную встре­ чу с явным преимуществом. Ему до­ стался приз «Самому молодому чем­ пиону СССР». Интересными были встречи борцов тяжелого веса. В полуфинале В. Куз­ нецов (Москва) броском через спи­ ну победил 130-килограммового ги­ ганта И. Андронникова (Ленинград). А в финале он выиграл у В. Усика из Молдавии. Приз «За лучшую технику» достался А. Бондаренко (Киев). Все свои схватки он закан­ чивал досрочно. Только троим прошлогодним чемпионам СССР Д. Рудману, О. Степанову и А. Юдину удалось удержать свое почетное звание на этих соревно- Щ ваниях. ■’ В конце чемпионата спортсмены, тренеры и зри- •^ тели тепло простились с мастером спорта между- ? народного класса чемпионом Европы Б. Мищенко ^ (Москва). В липецком Дворце спорта «Динамо» он закончил свои выступления на ковре и перешел на тренерскую работу. ШШ ш й Старший тренер сборной команды СССР В. Андреев, подводя итоги трехдневного соревнования, сказал: «Я благодарю болельщиков, посетив­ ших наш чемпионат, и всех липчан, которые были гостеприимными хо­ зяевами». В. ПУШКАРЕВ, мастер спорта СССР. 2< ноябри. 7.10 — Обзор областных газет. 7.20 — «Экономика, опыт, проблемы». 18.00 — Последние извести*. 18.15 — «Наша Пяти­ минутка на ударных стройках». 18.20 — «Решения Пленума ЦК КПСС — боевая программа». По сведениям Липецкого гидрометеобюро, сегодня днем по области ожидается пасмур­ ная погода, небольшие осадки, слабый голо­ лед. ветер южный, слабый до умеренного. Температура яоэдуха по области 2 градуса тепла — 1 градус мороза, в Липецке — около нуля. В последующие двое суток местами ожи­ даются небольшие осадки. Температура воз­ духа мочью — 3—8, днем — от нуля до 5 градусов мороза. ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 26 ноября. 10.15 — А. Серафимович — «Галина». 11.45 — «Наука — производству», 17.00 — «Музыкальный теремок». 17.30 — Академия сельскохозяйственных знаний. 18.00 — Опера Б. Гецелева «Март—апрель». 19.00 — «Десятый шаг». Художественный фильм. 20.35 — «Время». 21.15 — И. С. Тургенев — «Стихотворения в прозе». 22.15 — «За ру­ лем». 27 ноября. 17.15 — «В гостях у профессо­ ра Дате». 17.45 — «Русский песенный и тан­ цевальный фольклор». 18.30 — «На актуаль­ ные темы». 19.00 — Программа цветного те­ левидения. «Ель — королева ужей». Фильм- балет. 20.30 — «Время». 21.15 — «Калейдо­ скоп». 22.00 — «Мастера искусств». И З В Е Щ Е Н И Е 28 ноября, в 16 ч., в Большом зале горкома КПСС состоится семинар руководителей школ основ марксиз­ ма-ленинизма четвертого года обуче­ ния (философия) г. Липецка. Редактор А. КОЗУНОВ. НА СНИМКАХ: чемпионы Советского Союза по борьбе самбо 1968 года (слева направо): В. Кузнецов, мастер спорта, спортивный клуб Армии (Москва); Н. Козицкий, мастер спорта международного класса, спортивный клуб Армии (Киев); О. Степанов, заслуженный мастер спорта, спортивный клуб Армии (Москва); Д. Рудман, мастер спорта междуна­ родного класса, спортклуб «Динамо» (Москва); А. Цюпаченко, мастер спорта международного класса, спортклуб «Динамо» (Москва); А. Бон­ даренко, мастер спорта международного класса, спортивный клуб Армии (Киев); А. Юдин, мастер спорта международного класса, спортивный клуб Армии (Москва); X. Рузыкулов, мастер спорта спортобщества «Динамо» (Ташкент). НА НИЖНЕМ СНИМКЕ: одна из встреч самбистов полулегкого веса. Фото Ю. Ардашева, в н и м а н и е : СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА ! л Липецкий спортивно-технический - клуб ДОСААФ В ТЕАТРЕ, КИНО ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Дикарь И КЛУБАХ ( ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ | НА БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ ^ шоферов III класса. < Занятия проводятся без от- * рыва от производства. ( Принимаются мужчины, от- | служившие срок службы в Со- | ветской Армии. Окончившие < курсы должны 2 года отрабо- I тать в тресте «Липецкстрой- | транс»: | НА ПЛАТНЫЕ КУРСЫ < шоферов III класса, мотоцик- ( листов, шоферов-любителей и | электриков. | Обращаться: ул. Ленина, 19. 19.30, «ОКТЯБРЬ». Золотая пуля — 9.00, 11.00 (уд­ линенный сеанс: Декрет о земле], 14.СО, 16.00, 17.55, 19.50, 21.45. «ЗАРЯ». Золотая пуля — 9.00, 11.00, 13.00, 15.00, 17.00, 19.00, 21.00 (удлинешый се­ анс). Малый зал. Ошибка резидента (в Московский инженерно-стро- | ительный институт им. Куйбы- X : : шева ОБЪЯВЛЯЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ * ПРИЕМ на подготовительные курсы. Курсы организованы в г. Ли­ пецке при средней школе № 29 | (Прокатная ул., 10). 5 Прием заявлений ежедневно 5 с 18 часов. Начало занятий с * 15 декабря. 1 т « « « т т и м > мм«и»н>««»»><»«им ми; двух частях) — 12.35, 15.10, 17.45, 20.20. «МЕТАЛЛУРГ». Моабитская тетрадь _ 9.00, 11.00, 13.00, 15.00, 17.00 (удлиненный се­ анс), 19.30, 21.30. «СПУТНИК». Мне было девятнадцать — 8.30, 10.30 (удлиненный сеанс). Золотая пу­ ля — 13.10, 15.10, 17.10, 19.10. Ошибке резидента (в двух частях) — 21.10. «ЛУЧ». Вечное движение— 17.00, 13.45, 20.30. «УРАН». Цыган — 14.00, 16 00, 18.00, 20.00. «МАЯК». Как избавиться от Геленки — 8.ЭО, 10.00, 11.30, 13.00, 14.30, 16.00, 17.30, 19.00 (удлиненный сеанс), 21.00. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ НОВОЛИПЕЦКИХ МЕТАЛ­ ЛУРГОВ. Золотые серьги (две серии) —* 11.00, 17.00, 20.00. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ТРАКТОРНОГО ЗАвОДА. День счастья — 18.00, 20.00. ДОМ КУЛЬТУРЫ СТРОИТЕЛЕЙ. Служили дм товарища — 17.00, 19.00, 21.00. ДОМ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНОВСКОГО РУДОУП­ РАВЛЕНИЯ. Софья Перовская — 17.00, 19.00, 21.00. КЛУБ ТРУБНОГО ЗАВОДА. Годен к нестрое­ вой — 17.00, 19.00, 21.00. Г о р о д с к а я ех гарт ахсм ада В Липецке заканчивается город­ ская круглогодичная спартакиада коллективов физкультуры. Она вклю­ чает в себя 17 видов спорта. По 15 из них уже’ проведены соревнования. Турнирную таблицу по первой группе возглавляют спортсмены Но­ волипецкого металлургического заво­ да, набравшие 45 очков. За ними идут тракторозаводцы и строи­ тели. Для этих коллективов борьба еще не окончена. Проходящие сейчас соревнования по шахматам во Двор­ це спорта НЛМЗ и предстоящие схватки борцов-классиков могут из­ менить и лидера спартакиады, и по­ менять местами коллективы, идущие за ним. Но если для коллективов физкуль­ туры первой группы вся борьба еще впереди, то среди остальных групп победители уже определились неза­ висимо бт результатов предстоящих встреч. Ими стали спортсмены ме­ таллургического техникума, город­ ского профтехучилища № 8 -и треста «Железобетон». А. ВОЛКОВ. От общественной приемной „Ленинского знамени" Очередной выезд общественной приемной «Ленинского знамени», намечен в г. Чаплыгин. Здесь, в помещении горсовета, 28 ноября с. г., с 11 часов утра, будет прр- водиться прием граждан. Желаю- ■■•аш щие смогут получить консульта- ; цию специалистов по вопросам ; трудового, жилищного и пенсион"- | ного законодательства. ; Добро пожаловать, товарищи • чаплыгинцы! • ■« а * с « о « п е в « г ■■■■■■■■■•■*■■■>■■аааква Сотни автомашин движутся по го­ родским и сельским дорогам. У во­ дителей на учете каждая минута, не хотят опаздывать к месту назначе­ ния и пассажиры. Но выдерживать заданную скорость далеко небезо­ пасно. В чем причина? Скользкие доро­ ги! Это приводит не только к нару­ шению ритма перевозок, но и к ава­ риям и катастрофам. Вот один из многих случаев, который произошел 6 ноября. "Шофер колхоза имени Ле­ нина Чаплыгинского района И. Зуб­ ков вез на приемный пункт сельхоз­ продукты. В кузове находилось двое колхозников — А. Л. Погонин и А. И. Клементьев. На участке с. Но- вополянье — Чаплыгин на покрытом льдом асфальте машина переверну­ лась, Один пассажир погиб, другой — получил серьезное увечье. В своем объяснении водитель ука­ зал: «;Когда автомашина стала на­ бирать скорость, руль вдруг повело влево. Колеса ведь не имели креп­ кого сцепления с полотном. Я за­ тормозил, повернул руль резко впра­ во и... опрокинулся. Все произошло в считанные доли секунды». Разумеется, с водителя никто не снимает ответственности. Он обязан быть осторожным, расчетливым, не теряться в любых обстоятельствах. Но я убежден, что если бы дорога не была скользкой, ЧП бы не случи­ лось. Кто должен следить за тем, чтобы дороги в любое время года были в безопасном состоянии? В первую очередь областное управление стро­ ительства и ремонта дорог со свои­ ми службами. Но они плохо отно­ сятся к этой своей обязанности. Взять, к примеру, Липецкий дорож­ но-эксплуатационный участок, кото­ рым руководит Г. 3. Момедов. Ког­ да ни едешь по дороге Липецк— Данков, никого из работников ли­ нейной службы на ней не увидишь. Никто дорогу не посыпает песком. Во время " гололеда небезопасно ездить даже по дорогам областного центра. Между тем в городе создано специальное автохозяйство, на обя­ занности которого возложено под­ держивать порядок на дорогах. 19 и 25 ноября в Липецке наблюдался гололед. Однако ни одна песко­ струйная машина этого хозяйства не работала на линии. В итоге из-за скользкого полотна случилось не­ сколько аварий. Шоферы должны быть всегда, а тем более в условиях плохой погоды осторожными и бдительными, а ра­ ботники дорожной службы призваны в любое время года содержать доро­ ги в безопасном, проезжем состоя­ нии. В. РЯЗАНЦЕВ, госавтоинспектор ГАИ областного управления охраны общественного порядка. ВНИМАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЙ, СОВХОЗОВ, КОЛХОЗОВ И ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДОМОВ! З а З о р УЗ см (За кр ы т ь железом ) Помните, что нарушение противопожарных правил при эксплуатации отопительных приборов может при­ вести к пожару. Чтобы не допустить пожаров, необходимо содержать печи в ^спраЕном состоянии. Деревянные части здания: стены, перегородки и пе­ рекрытия от печей и дымоходов должны иметь проти­ вопожарные разделки из кирпича. Для каждой печи нужно устраивать отдельный дымоход. Дымоходы на чердаке должны быть оштукатурены и побелены. Перед топочной дверкой печи, на деревянном полу, должен быть прибит металлический лист (размером 60x 70 см). Топочные и поддувальные дверцы следует надежно укрепить. В кормоцехах полы должны быть сделаны из несго­ раемых материалов; деревянные перекрытия следует оштукатурить. Постоянно следите за исправностью печей и дымохо­ дов. Не допускайте перекала печей, это ведет к обра­ зованию трещин. Не оставляйте топящиеся печи без присмотра и не поручайте надзор за ними детям. Своевременно, не реже одного раза в два месяца, очищайте дымоходы от сажи. Не применяйте для растопки печей бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости — это опасно. Липецкий областной совет Всероссийского добровольного пожарного общества. МЛ !•©■ 01 1 релакторе -2 - 2 8 -8 7 ; ,а мест ителе* в е л а , гора - 2 - 2 8 - 6 8 • 8 -2 7 -8 2 ; ответ, секретаре - 2 - 8 5 - 8 5 ; секретариата ОТДЕЛОВ: партийной; а транспорта —2—80—19 и 2 -Я 4 -М ; сельского хозяйства-2 - 2 4 -7 1 и г-30-24; советскою строительства и быг* ~ Л ~ ? ~ ,^:к,ЛЬГУ^ ы- *итерГ У9Ы Л « г Коммунальная птош аль. 44. б о ты —2—31—72 ■ 2—29—82, О баксгвеняая приемная —2—28—84, Директор издательства - 2 —33—40. Бухгалтерия —2—85—80. Прием объявлений —2—34—55. АДРЕС РЕДАК ЦП И. г. Липецк, ко у промышленности, строительства писем трудящихся и массовой ра- АЭ 83926. Липецк, типография областного управления по печати, Зак. № 8287,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz