Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
4 Л Е НИНС КО Е ЗНАМЯ 35 ноября 1968 г., У» 275 (12227) В КОРОТКУЮ по времени, во весьма насыщенную по •научным результатам исто рию завоевания космоса совет ский народ вписал новую славную страницу. Автоматическая станция «Зонд-6 * облетела Луну и, возвра тившись к Земле, совершила управ ляемый спуск на ее повер х ность. Успешное осуществление этого экс перимента наглядно свидетельствует о том, что с каждым новым полетом все совершеннее становятся косми ческие аппараты, возрастает объем и сложность решаемых ими научных и технических.задач. Не так давно автоматическая станция «Зонд-5» облетела Луну и вернулась на Землю по баллистиче ской траектории. В этом беспример ном космическом эксперименте впер вые в мире была решена сложней шая научно-техническая задача воз вращения с космической трассы Лу на — Земля аппарата, имеющего вторую космическую скорость. В ходе полета автоматической станции «Зонд- 6 » впервые удалось решить еще более сложную научно- техническую проблему — управляе мый спуск на Землю космического аппарата, облетевшего Луну. П О Л ЕТ СТАНЦИИ «ЗОНД-6» П О ТРАССЕ ЗЕМ Л Я — ЛУ НА — ЗЕМ Л Я Запуск автоматической станции «Зонд- 6 » был осуществлен много ступенчатой ракетой-носителем 10 ноября 1968 года в 22 часа 11 ми нут 30 секунд московского времени, и станция вместе с последней ступе нью ракеты-носителя была выведена на орбиту спутника Земли. После выхода на орбиту ракетно- космический комплекс совершил не обходимые угловые развороты и ста билизацию своего положения в про странстве. В 23 часа 18 минут 30 секунд по команде от бортовой системы управ ления было произведено второе включение ракетного двигателя пос ледней ступени носителя для разго на станции до скорости, близкой ко второй космической ( 11,2 км/сек.), что было необходимо для полета к Лу не. По достижении расчетной вели чины скорости было произведено ав томатическое выключение двигателя, и космическая станция отделилась от последней ступени носителя. Весь дальнейший полет автомати ческой станции в основном проходил при постоянной ориентации на Солнце панелей солнечных батарей, сбеспечивающих ее электрической энергией. О ЧЕРЕДНАЯ ПОБЕДА В КОСМОСЕ В результате измерений фактиче ского движения станции было уста новлено, что траектория движения станция близка к расчетной. Однако для обеспечения пролета станции на заданном расстоянии от Луны необ ходимо было провести коррекцию траектории. Время коррекции должно быть выбрано с учетом ряда условий. Коррекция на небольшом удалении от Земли приводит к большим раз бросам в районе Луны, а коррекция вблизи Луны может оказаться не эффективной или потребует значи тельно больших энергетических за трат для обеспечения оптимальной траектории облета Луны. Поэтому коррекция траектории движения станции «Зонд- 6 » была проведена на расстоянии около 250 тысяч кило метров от Земли. Наземным координационно-вычис лительным центром были определе ны необходимые исходные данные для коррекции: величина и направ ление корректирующего импульса, момент включения двигательной ус тановки. В расчетное время эти данные бы ли переданы на борт станции и зй'- помнены бортовым вычислительным устройством. 12 ноября в 8 часов 41 минуту была включена корректирующая двигательная установка и после то го, как станции была сообщена не обходимая величина дополнительной скорости, система управления выклю чила двигательную установку. В результате коррекции «Зонд- 6 », продолжая полет по траектории, об летел Луну на заданном расстоянии от ее поверхности, равном 2420 ки лометров. После облета Луны для устранения возмущений, вызванных ее гравита ционным полем, в 9 час. 40 минут 16 ноября была проведена вторая кор рекция траектории на расстоянии 236 тысяч километров от Земли. Для более точного ьхода спускае мого аппарата в атмосферу Земли 17 ноября в 8 час. 36 минут была проведена еще одна коррекция тра ектории. Проведенные коррекции обеспечи ли попадание спускаемого аппарата в заданный коридор входа в атмос феру Земли, расчетная ширина ко торого составляет плюс — минус 10 Iкилометров при номинальном значе ния высоты условного перигея 45 ки- | лометров. При подлете станция к Земле на | борт ее были переданы исходные данные для осуществления режима спуска. По команде от бортового программного устройства были про ведены астроориентация и необходи мые развороты станции с целью ус тановки в исходное положение перед входом в атмосферу Земли. После выполнения этих операций по команде от программно-времен ного устройства было проведено от деление спускаемого аппарата от приборного отсека станции. УПРАВЛЯЕМЫЙ СПУСК И ПОСАДКА АППАРАТА НА ЗЕМЛЮ Чтобы совершить посадку в рас четном районе Советского Союза, спускаемый аппарат должен после входа в плотные слои атмосферы пролететь около девяти тысяч кило метров, поскольку станция подлета ет к Земле со стороны южного по лушария. Управление летательным аппара том наиболее рационально осущест влять путем использования аэроди намических сил: силы лобового со противления и подъемной силы. Этот вид спуска, получивший наименова ние управляемого; был впервые пос ле успешного облета Луны осущест влен аппаратом’ «Зонд- 6 ». Такой спуск по сравнению с баллистиче ским является более сложным, так как в этом случае траектория полета требует двух погружений спускаемо го аппарата в атмосферу. Для этого необходимо иметь спе циальную точную систему управле ния спуском. На аппарате «Зонд- 6 » был выбран такой закон управления спуском, где регулирование подъем ной силы по величине осуществляет ся зд счет изменения направления ее действия (путем поворота по крену), что и обеспечивает заданные вели чины скорости, высоты и дальности. Главной задачей системы управле ~ния на участке первого погружения является обеспечение с высокой точ ностью таких величин скорости по лета и угла наклона траектории, ко торые обеспечили бы расчетную дальность перед началом участка второго погружения. На этом участ ке полета за счет силы аэродинами ческого сопротивления происходит торможение аппарата от скорости порядка 11 километров в секунду до скорости около 7,6 километра в се кунду при соблюдении определенных ограничений по перегрузкам и теп ловому режиму. Управляющее действие подъемной силы на участке первого погружения предотвращает искривление траекто рии по направлению к Земле, возни кающее в результате аэродинамиче ского торможения в атмосфере, и не позволяет аппарату на этом участке опуститься ниже расчетной высоты. Затем аппарат выходит из плот ных слоев атмосферы и совершает неуправляемый полет по баллистиче ской траектории. Во время полета на этом участке система управления спуском осуще ствляет вновь разворот аппарата и его стабилизацию в положение, не обходимое для управления на уча стке второго погружения. При повторном погружении в ат мосферу автоматика системы управ ления производит выбор программы спуска для этого участка с обеспе чением приземления в заданном рай оне территории Советского Союза с высокой точностью. Тепловые пото ки на этом участке существенно меньше, чем на участке первого по гружения, и не превосходят значе ний, имеющих место при спуске с орбиты искусственного спутника Земли. Однако то обстоятельство, что при этом нагреву подвергается теплозащитное покрытие, уже испы тавшее действие интенсивных тепло вых потоков в процессе первого по гружения, значительно усложняет ре шение задачи надежного обеспече ния тепловой защиты аппарата. По этому теплозащитное покрытие спу скаемого аппарата, имеет сложную конструкцию, включающую набор жаропрочных и теплоизоляционных материалов. Спускаемый аппарат станции «Зонд- 6 » в 16 часов 58 минут 17 но ября 1968 года вошел в плотные слои атмосферы. При входе в атмосферу бортовое вычислительное устройство выбрало необходимую программу полета для участка первого погружения, и си стема управления спубком точно реа лизовала ее. При выходе из атмо сферы спускаемый аппарат имел скорость и угол наклона траектории весьма близкие к расчетным. На внеатмосферном участке полета бы ли осуществлены автоматически все подготовительные операции для по вторного входа в атмосферу, и ап парат совершил его в расчетном ре жиме. В конце участка второго по гружения система управления выве ла аппарат в район посадки. На высоте 7,5 километра при ско рости около 200 м/сек. была включе на парашютная система, и аппарат приземлился. НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ П О Л Е Т А Одной из важных научных задач автоматической станции «Зонд- 6 » являлось исследование радиацион ной обстановки на трассе полета Земля — Луна — Земля. \ / На станции «Зоид- 6 » проводились радиационные исследования с ис пользованием биологических объек тов. начатые автоматической стан цией «Зопд-5». Наряду с этим проводился экспе римент, связанный с применением фотоэмульсионной камеры, позволя ющей на удалениях от Земли поряд ка несколько сот тысяч километров получить данные для изучения мно- гозарядиой составляющей первичных космических лучей (в области боль ших зарядов). На станции «Зонд- 6 » был установ лен регистратор метеорных частиц для определения их пространствен ной плотности и энергетических ха рактеристик на трассе полета и в окололунном пространстве. Большой интерес в этом отношении представ ляет возможное прохождение стан ции «Зонд- 6 » при возвращении к Земле через метеорный поток «Лео ниды», отличающийся наиболее вы сокой по сравнению с другими изве стными метеорными потоками скоро стью встречи с Землей (около 72 ки лометров в секунду). Этот поток —г одно из замечательных явлений при роды, которое люди не один раз на блюдали в виде яркого и впечатляю щего дождя «падающих звезд». На обратном пути время полета станции совпадало со временем про хождения Земли через внешние слои потока «Леониды». И хотя возмож ность столкновения станции с мете орами мала, это обстоятельство по вышает вероятность подобной ветре чи. Особый интерес представляет изу чение доставленной на Землю фото пленки с изображением лунной по верхности, отснятой с высот от деся ти тысяч до трех с половиной тысяч километров от поверх-яости Луны. Эта пленка, обладающая высокой разрешающей способностью, позво лила получить снимки более высоко го качества по сравнению с фототе левизионными изображениями, полу ченными с борта станций «Луна-3» и «Зонд-З». Детальная обработка полученных научных материалов потребует не которого времени. Но уже сейчас можно говорить о большом объеме новой ценной информации, достав ленной в лаборатории ученых. К основным техническим задачам, решенным при запуске станции «Зонд- 6 », относятся: 1) Дальнейшая отработка полета космической станции по трассе Зем ля — Луна — Земля с возвращени ем на Землю. 2) Отработка системы управляе мого спуска при входе в атмосферу со второй космической скоростью. Управление станцией основано на изменении перегрузок при входе в атмосферу. На расчетной (номинальной) тра ектории перегрузки в полете изме няются строго определенным обра зом и можно задать программу из менения перегрузок, например, по времени спуска, В реальном полете, замеряя действующие перегрузки и сравнивая их с программными, мож но получить представление о харак тере движения. Так, если перегрузки превышают программные значения, это означает, что спускаемый аппа рат идет по траектории ниже рас четной. \ Следует особо подчеркнуть, что работа системы управления спуском не контролируется с Земли, так как спускаемый аппарат окружен иони зированным слоем воздуха и связь с Землей в этих условиях отсутс 1 вует. Это накладывает особые требования к надежности работы системы управ ления и делает такой автоматиче ский полет исключшельно сложным с технической точки зрения. 3) Отработка в летных условиях аэродинамической формы и характе ристик спускаемого аппарата. Запуск станции «Зонд- 6 », как и ■станций «Зонд-4» и «Зонд-5», имел целью проведение летно-конструк торской отработки в автоматическом варианте пилотируемого корабля для полетов к Луне, а также проверку функционирования бортовых систем в реальных условиях полета по трас се Земля — Луна — Земля. Успешный полет станции «Зоид- 6 * свидетельствует о ее высоком техни ческом совершенстве. ЗНАЧЕНИЕ ПОЛЕТА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ «ЗОНД-6» Успешный полет автоматической станции «Зонд- 6 » наглядно показал, что советские ученые и инженеры сделали еще один важный шаг на трудном пути освоения космических трасс и возвращения на Землю кос мических аппаратов и кораблей. Программа запусков автоматиче ских станций «Зонд-4», «Зонд-5» и «Зонд- 6 » предусматривала решение принципиально новых задач космо навтики. Запуски станций «Зонд» по зволили получить ряд важных опытных данных по работе конструк ции, бортовых систем и аппаратуры пилотируемого космического корабля для полетов челозека к Луне, а так же проверить работоспособность средств командно-измерительного комплекса. Советский Союз последовательно осуществляет научно обоснованную программу изучения Луны, рассмат ривая ее как важный объект иссле дований. Мировой' общественности хорошо известны успехи Советского Союза в этом направлении. Начиная с 1959 года запуски советских авто матических аппаратов дали совре менной науке большой объем инфор мации, расширили знания о форме и поверхности Луны, ее физических свойствах и химическом составе, па раметрах окололунного космического пространства. Первые фотографии обратной сто роны Луны, мягкая посадка на Лу ну и передача на Землю панорамы лунной поверхности, искусственные спутники Луны, успешные полеты станций серии «Зонд» — таковы по следовательные этапы нашей про граммы исследования Луны. Широкое применение нашли искус ственные спутники Земли, предназ наченные для решения важных на роднохозяйственных и научных за дач. Спутники серии «Космос», «Мол-- ния», «Электрон», «Протон» и другие встали на службу людям и успешно помогают решать грандиозные зада чи коммунистического строительства. Запуск космических станций серии «Зонд» имеет большое практическое значение, так как открывает новые перспективы полетов человека к Лу не, возвращения на Землю результа тов научных исследований, получен ных в процессе космического полета. В Советском Союзе сделан оче редной важный шаг в осуществлении программы освоения и изучения кос мического пространства и Луны. ЧЕМПИОНАТ СССР ПО САМБО ФИНИШИРОВАЛ Три дня в липецком Дворце спор та «Динамо» зрители были свидете лями захватывающих поединков первенства СССР по борьбе самбо. В наилегчайшем весе X. Рузыкулову (Ташкент) в борьбе за золотую ме даль пришлось встречаться дважды с К. Нетбайло и оба раза, в пред варительном и финальном поединке, ■победа была на стороне узбекского спортсмена. В легчайшем весе встре тились два чемпиона Европы Н. Ко зицкий (Киев) и В. Бутырский (Мо сква), с незначительным преимуще ством победил более опытный Н. Ко зицкий. Рекорд соревнований первенства СССР установил заслуженный Мас тер спорта О. Степанов (Москва). После схватки с А. Рассадкиным (Москва) он стал восьмикратным чемпионом Советского Союза. До него только прославленный А. Ме- коккишвили завоевывал 7 раз почет ный титул. Четыре года соперничает В. Ната- ленко (Ленинград) с мастером спор та международного класса Д. Руд- м^ном (Москва). И всякий раз силь нейшим был москвич. И в Липецке победителем снова стал Д. Рудман, выигравший финальную схватку бо- левым приемом. Только третьим был чемпион СССР полусредней весовой категории В. Борчашвили (Тбилиси). А первым оказался чемпион Европы среди юниоров А. Цюпаченко (Мо сква), выигравший финальную встре чу с явным преимуществом. Ему до стался приз «Самому молодому чем пиону СССР». Интересными были встречи борцов тяжелого веса. В полуфинале В. Куз нецов (Москва) броском через спи ну победил 130-килограммового ги ганта И. Андронникова (Ленинград). А в финале он выиграл у В. Усика из Молдавии. Приз «За лучшую технику» достался А. Бондаренко (Киев). Все свои схватки он закан чивал досрочно. Только троим прошлогодним чемпионам СССР Д. Рудману, О. Степанову и А. Юдину удалось удержать свое почетное звание на этих соревно- Щ ваниях. ■’ В конце чемпионата спортсмены, тренеры и зри- •^ тели тепло простились с мастером спорта между- ? народного класса чемпионом Европы Б. Мищенко ^ (Москва). В липецком Дворце спорта «Динамо» он закончил свои выступления на ковре и перешел на тренерскую работу. ШШ ш й Старший тренер сборной команды СССР В. Андреев, подводя итоги трехдневного соревнования, сказал: «Я благодарю болельщиков, посетив ших наш чемпионат, и всех липчан, которые были гостеприимными хо зяевами». В. ПУШКАРЕВ, мастер спорта СССР. 2< ноябри. 7.10 — Обзор областных газет. 7.20 — «Экономика, опыт, проблемы». 18.00 — Последние извести*. 18.15 — «Наша Пяти минутка на ударных стройках». 18.20 — «Решения Пленума ЦК КПСС — боевая программа». По сведениям Липецкого гидрометеобюро, сегодня днем по области ожидается пасмур ная погода, небольшие осадки, слабый голо лед. ветер южный, слабый до умеренного. Температура яоэдуха по области 2 градуса тепла — 1 градус мороза, в Липецке — около нуля. В последующие двое суток местами ожи даются небольшие осадки. Температура воз духа мочью — 3—8, днем — от нуля до 5 градусов мороза. ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 26 ноября. 10.15 — А. Серафимович — «Галина». 11.45 — «Наука — производству», 17.00 — «Музыкальный теремок». 17.30 — Академия сельскохозяйственных знаний. 18.00 — Опера Б. Гецелева «Март—апрель». 19.00 — «Десятый шаг». Художественный фильм. 20.35 — «Время». 21.15 — И. С. Тургенев — «Стихотворения в прозе». 22.15 — «За ру лем». 27 ноября. 17.15 — «В гостях у профессо ра Дате». 17.45 — «Русский песенный и тан цевальный фольклор». 18.30 — «На актуаль ные темы». 19.00 — Программа цветного те левидения. «Ель — королева ужей». Фильм- балет. 20.30 — «Время». 21.15 — «Калейдо скоп». 22.00 — «Мастера искусств». И З В Е Щ Е Н И Е 28 ноября, в 16 ч., в Большом зале горкома КПСС состоится семинар руководителей школ основ марксиз ма-ленинизма четвертого года обуче ния (философия) г. Липецка. Редактор А. КОЗУНОВ. НА СНИМКАХ: чемпионы Советского Союза по борьбе самбо 1968 года (слева направо): В. Кузнецов, мастер спорта, спортивный клуб Армии (Москва); Н. Козицкий, мастер спорта международного класса, спортивный клуб Армии (Киев); О. Степанов, заслуженный мастер спорта, спортивный клуб Армии (Москва); Д. Рудман, мастер спорта междуна родного класса, спортклуб «Динамо» (Москва); А. Цюпаченко, мастер спорта международного класса, спортклуб «Динамо» (Москва); А. Бон даренко, мастер спорта международного класса, спортивный клуб Армии (Киев); А. Юдин, мастер спорта международного класса, спортивный клуб Армии (Москва); X. Рузыкулов, мастер спорта спортобщества «Динамо» (Ташкент). НА НИЖНЕМ СНИМКЕ: одна из встреч самбистов полулегкого веса. Фото Ю. Ардашева, в н и м а н и е : СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА ! л Липецкий спортивно-технический - клуб ДОСААФ В ТЕАТРЕ, КИНО ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Дикарь И КЛУБАХ ( ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ | НА БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ ^ шоферов III класса. < Занятия проводятся без от- * рыва от производства. ( Принимаются мужчины, от- | служившие срок службы в Со- | ветской Армии. Окончившие < курсы должны 2 года отрабо- I тать в тресте «Липецкстрой- | транс»: | НА ПЛАТНЫЕ КУРСЫ < шоферов III класса, мотоцик- ( листов, шоферов-любителей и | электриков. | Обращаться: ул. Ленина, 19. 19.30, «ОКТЯБРЬ». Золотая пуля — 9.00, 11.00 (уд линенный сеанс: Декрет о земле], 14.СО, 16.00, 17.55, 19.50, 21.45. «ЗАРЯ». Золотая пуля — 9.00, 11.00, 13.00, 15.00, 17.00, 19.00, 21.00 (удлинешый се анс). Малый зал. Ошибка резидента (в Московский инженерно-стро- | ительный институт им. Куйбы- X : : шева ОБЪЯВЛЯЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ * ПРИЕМ на подготовительные курсы. Курсы организованы в г. Ли пецке при средней школе № 29 | (Прокатная ул., 10). 5 Прием заявлений ежедневно 5 с 18 часов. Начало занятий с * 15 декабря. 1 т « « « т т и м > мм«и»н>««»»><»«им ми; двух частях) — 12.35, 15.10, 17.45, 20.20. «МЕТАЛЛУРГ». Моабитская тетрадь _ 9.00, 11.00, 13.00, 15.00, 17.00 (удлиненный се анс), 19.30, 21.30. «СПУТНИК». Мне было девятнадцать — 8.30, 10.30 (удлиненный сеанс). Золотая пу ля — 13.10, 15.10, 17.10, 19.10. Ошибке резидента (в двух частях) — 21.10. «ЛУЧ». Вечное движение— 17.00, 13.45, 20.30. «УРАН». Цыган — 14.00, 16 00, 18.00, 20.00. «МАЯК». Как избавиться от Геленки — 8.ЭО, 10.00, 11.30, 13.00, 14.30, 16.00, 17.30, 19.00 (удлиненный сеанс), 21.00. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ НОВОЛИПЕЦКИХ МЕТАЛ ЛУРГОВ. Золотые серьги (две серии) —* 11.00, 17.00, 20.00. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ТРАКТОРНОГО ЗАвОДА. День счастья — 18.00, 20.00. ДОМ КУЛЬТУРЫ СТРОИТЕЛЕЙ. Служили дм товарища — 17.00, 19.00, 21.00. ДОМ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНОВСКОГО РУДОУП РАВЛЕНИЯ. Софья Перовская — 17.00, 19.00, 21.00. КЛУБ ТРУБНОГО ЗАВОДА. Годен к нестрое вой — 17.00, 19.00, 21.00. Г о р о д с к а я ех гарт ахсм ада В Липецке заканчивается город ская круглогодичная спартакиада коллективов физкультуры. Она вклю чает в себя 17 видов спорта. По 15 из них уже’ проведены соревнования. Турнирную таблицу по первой группе возглавляют спортсмены Но волипецкого металлургического заво да, набравшие 45 очков. За ними идут тракторозаводцы и строи тели. Для этих коллективов борьба еще не окончена. Проходящие сейчас соревнования по шахматам во Двор це спорта НЛМЗ и предстоящие схватки борцов-классиков могут из менить и лидера спартакиады, и по менять местами коллективы, идущие за ним. Но если для коллективов физкуль туры первой группы вся борьба еще впереди, то среди остальных групп победители уже определились неза висимо бт результатов предстоящих встреч. Ими стали спортсмены ме таллургического техникума, город ского профтехучилища № 8 -и треста «Железобетон». А. ВОЛКОВ. От общественной приемной „Ленинского знамени" Очередной выезд общественной приемной «Ленинского знамени», намечен в г. Чаплыгин. Здесь, в помещении горсовета, 28 ноября с. г., с 11 часов утра, будет прр- водиться прием граждан. Желаю- ■■•аш щие смогут получить консульта- ; цию специалистов по вопросам ; трудового, жилищного и пенсион"- | ного законодательства. ; Добро пожаловать, товарищи • чаплыгинцы! • ■« а * с « о « п е в « г ■■■■■■■■■•■*■■■>■■аааква Сотни автомашин движутся по го родским и сельским дорогам. У во дителей на учете каждая минута, не хотят опаздывать к месту назначе ния и пассажиры. Но выдерживать заданную скорость далеко небезо пасно. В чем причина? Скользкие доро ги! Это приводит не только к нару шению ритма перевозок, но и к ава риям и катастрофам. Вот один из многих случаев, который произошел 6 ноября. "Шофер колхоза имени Ле нина Чаплыгинского района И. Зуб ков вез на приемный пункт сельхоз продукты. В кузове находилось двое колхозников — А. Л. Погонин и А. И. Клементьев. На участке с. Но- вополянье — Чаплыгин на покрытом льдом асфальте машина переверну лась, Один пассажир погиб, другой — получил серьезное увечье. В своем объяснении водитель ука зал: «;Когда автомашина стала на бирать скорость, руль вдруг повело влево. Колеса ведь не имели креп кого сцепления с полотном. Я за тормозил, повернул руль резко впра во и... опрокинулся. Все произошло в считанные доли секунды». Разумеется, с водителя никто не снимает ответственности. Он обязан быть осторожным, расчетливым, не теряться в любых обстоятельствах. Но я убежден, что если бы дорога не была скользкой, ЧП бы не случи лось. Кто должен следить за тем, чтобы дороги в любое время года были в безопасном состоянии? В первую очередь областное управление стро ительства и ремонта дорог со свои ми службами. Но они плохо отно сятся к этой своей обязанности. Взять, к примеру, Липецкий дорож но-эксплуатационный участок, кото рым руководит Г. 3. Момедов. Ког да ни едешь по дороге Липецк— Данков, никого из работников ли нейной службы на ней не увидишь. Никто дорогу не посыпает песком. Во время " гололеда небезопасно ездить даже по дорогам областного центра. Между тем в городе создано специальное автохозяйство, на обя занности которого возложено под держивать порядок на дорогах. 19 и 25 ноября в Липецке наблюдался гололед. Однако ни одна песко струйная машина этого хозяйства не работала на линии. В итоге из-за скользкого полотна случилось не сколько аварий. Шоферы должны быть всегда, а тем более в условиях плохой погоды осторожными и бдительными, а ра ботники дорожной службы призваны в любое время года содержать доро ги в безопасном, проезжем состоя нии. В. РЯЗАНЦЕВ, госавтоинспектор ГАИ областного управления охраны общественного порядка. ВНИМАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЙ, СОВХОЗОВ, КОЛХОЗОВ И ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДОМОВ! З а З о р УЗ см (За кр ы т ь железом ) Помните, что нарушение противопожарных правил при эксплуатации отопительных приборов может при вести к пожару. Чтобы не допустить пожаров, необходимо содержать печи в ^спраЕном состоянии. Деревянные части здания: стены, перегородки и пе рекрытия от печей и дымоходов должны иметь проти вопожарные разделки из кирпича. Для каждой печи нужно устраивать отдельный дымоход. Дымоходы на чердаке должны быть оштукатурены и побелены. Перед топочной дверкой печи, на деревянном полу, должен быть прибит металлический лист (размером 60x 70 см). Топочные и поддувальные дверцы следует надежно укрепить. В кормоцехах полы должны быть сделаны из несго раемых материалов; деревянные перекрытия следует оштукатурить. Постоянно следите за исправностью печей и дымохо дов. Не допускайте перекала печей, это ведет к обра зованию трещин. Не оставляйте топящиеся печи без присмотра и не поручайте надзор за ними детям. Своевременно, не реже одного раза в два месяца, очищайте дымоходы от сажи. Не применяйте для растопки печей бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости — это опасно. Липецкий областной совет Всероссийского добровольного пожарного общества. МЛ !•©■ 01 1 релакторе -2 - 2 8 -8 7 ; ,а мест ителе* в е л а , гора - 2 - 2 8 - 6 8 • 8 -2 7 -8 2 ; ответ, секретаре - 2 - 8 5 - 8 5 ; секретариата ОТДЕЛОВ: партийной; а транспорта —2—80—19 и 2 -Я 4 -М ; сельского хозяйства-2 - 2 4 -7 1 и г-30-24; советскою строительства и быг* ~ Л ~ ? ~ ,^:к,ЛЬГУ^ ы- *итерГ У9Ы Л « г Коммунальная птош аль. 44. б о ты —2—31—72 ■ 2—29—82, О баксгвеняая приемная —2—28—84, Директор издательства - 2 —33—40. Бухгалтерия —2—85—80. Прием объявлений —2—34—55. АДРЕС РЕДАК ЦП И. г. Липецк, ко у промышленности, строительства писем трудящихся и массовой ра- АЭ 83926. Липецк, типография областного управления по печати, Зак. № 8287,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz