Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

и ок тяб ря 1 9 6 7 г., а? 2 5 0 (40691 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 9 С ОВЕТС КАЯ МЕЖПЛАНЕТ К АНУН СЛАВНОЙ годовщины Великой Октябрьской социа­ листической революции и де­ сятилетие эры космических исследо­ ваний ознаменовались новой бле­ стящей победой советской науки и техники» Автоматическая межпла- иетная станция «Вене-ра-4» плавно опустилась на поверхность ближай­ шей к Земле планеты Солнечной системы — Венеры « провела широ­ кий комплекс научных исследовании на трассе полета, в околопланетном пространстве и в атмосфере пла­ неты, По размеру, расстоянию от Солн­ ца и протяженности атмосферы Венера похожа на Землю больше, чем любая другая планета. Она вра­ щается вокруг Солнца на расстоя­ нии 108 миллионов километров и совершает за 225 земных суток пол­ ный оборот по орбите, очень близ­ кой к окружности. В процессе дви­ жения Венеры и Земли вокруг Сол­ нца расстояние между ними изменя­ ется от 40 до 260 миллионов кило­ метров. С помощью оптических те­ лескопов на таких расстояниях мож­ но наблюдать детали, размером в -несколько сот километров. Однако для наблюдения Венеры эти испы­ танные методы неэффективны из-за ее плотного облачного покрова. По­ этому до сих пор наука не распола­ гала достоверными сведениями о фи­ зических условиях на этой планете, • том числе и о ее атмосфере. Косвенные данные о химическом составе, давлении и температуре ат­ мосферы Венеры, основанные на ре­ зультатах наземных наблюдений, настолько разноречивы, что породи­ ли множество гипотез. Так, напри­ мер, оценки температуры поверхно­ сти колебались от минус 40 до плюс 400 градусов Цельсия, а величина атмосферного давления у поверхно­ сти — от одной до 50—100 атмо­ сфер. Только в последнее время с помощью радиолокационных наблю­ дений удалось оценить скорость вра­ щения планеты вокруг своей оси. Начиная с 1961 года советские и американские автоматические меж­ планетные станции совершали по леты в сторону Венеры, а в 1966 го­ ду советская станция «Венера-3» до­ стигла планеты Венера и доставила вымпел Советского Союза на ее по­ верхность, 18 октября 1967 года советская автоматическая станция «Венера-4» успешно осуществила вход в атмо­ сферу Венеры, впервые провела из­ мерения физико-химических харак­ теристик атмосферы и плавно опус­ тилась на ее поверхность. Посадка на поверхность и непосредственное измерение характеристик атмосферы Венеры являются крупнейшим до­ стижением современной науки и тех­ ники, \ знаменующим собой новый этан в изучении, планет Солнечной системы, I. А в т о м а т и ч е с к а я м е ж п лг а с т а н ц и я и е т н а я « В е н е р а-4» Главной научной задачей автома­ тической межпланетной станции «Ве­ нера-4» являлось определение основ­ ных физико-химических характери­ стик атмосферы Венеры. Кроме это­ го, осуществлялся широкий комплекс научных исследований на траосе по­ лета: Станция имеет вес 1150 килограм­ мов и состоит из орбитального отсе­ ка и опускаемого аппарата, ОРБИТАЛЬНЫЙ ОТСЕ К Орбитальный отсек представляет собой герметичный корпус цилиндри­ ческой формы с эллиптическими дни­ щами. Внутри него размещаются электронные приборы радиокомплек­ са, системы астроориентации и науч­ ной аппаратуры. Здесь же находят­ ся блоки автоматики системы термо­ регулирования, химические источни­ ки тока, подзаряжаемые от солнеч­ ных батарей, и система управления. К корпусу орбитального отсека крепятся спускаемый аппарат, кор­ ректирующая двигательная установ­ ка, оптические датчики и исполни­ тельные органы системы астроориен­ тации, раскрывающиеся панели сол­ нечных батарей, антенны и датчики научных приборов. Станция имеет жидкостную реак­ тивную двигательную установку для коррекции траектории ее полета с тем, чтобы обеспечить попадание в планету. Двигательная ' установка рассчитана на проведение двух кор­ рекций. При полете станции «Вене­ ра-4» точность первой коррекции была достаточной, так что вторая не потребовалась, С ПУС КАЕМЫЙ АППАРАТ Спускаемый аппарат, предназна­ ченный для проведения комплекса научных исследований в атмосфере Венеры, имеет форму, близкую к шару, диаметром 1000 миллиметров. Его вес — 383 килограмма. Известно, какие трудности пришлось преодолеть для спуска аппаратов, движущихся с первой космической скоростью в атмосфере Земли, ха­ рактеристики которой хорошо изуче­ ны. Можно себе представить, на­ сколько серьезней и сложней задача создания спускаемого аппарата стан­ ции «Венера-4», который должен был войти в неизвестную нам атмосферу Венеры не с первой, а со второй космической скоростью. Вход в атмосферу со второй кос­ мической скоростью и успешное тор­ можение космического аппарата осу­ ществлены в мировой технике впер­ вые. При этой скорости температура за ударной волной, возникающей перед спускаемым аппаратом, дости­ гает 10—11 тысяч градусов. Для уменьшения притока внешне­ го тепла внутрь аппарата при входе в атмосферу и аэродинамическом торможении, а также от «горячей» атмосферы Венеры поверхность кор­ пуса снабжена специальной тепло­ защитой. В нижней его части уста- вовлен демпфер, уменьшающий‘ ко­ лебания аппарата при движении в атмосфере планеты. Спускаемый аппарат имеет два герметичных отсека — приборный и парашютный. В приборном отсеке находятся передатчик, телеметриче­ ская система, аккумуляторная бата­ рея, программно-временное устрой­ ство, блоки автоматики, система терморегулирования, научная аппа­ ратура и радиовысотомер. В парашютном отсеке размещает­ ся система из двух парашю­ тов — тормозного и основного, вы­ полненного из термостойкой тка­ ни, рассчитанной на работу при тем­ пературе до 450 градусов Цельсия. Кроме того, здесь же находятся дат­ чики научной аппаратуры, передаю­ щая антенна и антенны радиовысо­ томера. Парашюты открываются при по­ мощи системы автоматики, в кото­ рую входят датчики атмосферного давления и перегрузок, а также про­ граммно-временные устройства. Ког­ да скорость спускаемого аппарата уменьшается после аэродинамиче­ ского торможения от 10700 метров в секунду до величины порядка 300 метров в секунду, по команде датчи­ ка внешнего давления вводятся в действие тормозной и основной па­ рашюты, уменьшающие скорость сни­ жения до нескольких метров в се­ кунду. Одновременно с вводом основного парашюта раскрываются антенные системы, включаются радиовысото­ мер, радиопередатчик, посылающий научную информацию на Землю. Перед стартом спускаемый'аппа­ рат станции «Венера-4» был подверг­ нут стерилизации. В спускаемом аппарате установ­ лены два вымпела с изображением Герба Союза Советских Социалисти­ ческих Республик, которые были до­ ставлены на поверхность планеты Венера. Р А Д И © К О М П Л Е К С М Е Ж П Л А Н Е Т Н О Й С Т А Н Ц И И Радиокомплекс станции обеспечи­ вает проведение траекторных измере­ ний параметров движения космиче­ ского аппарата, запоминание и пере­ дачу служебной и научной информа­ ции, а также управление работой систем по командам с Земли. В орбит альном отсеке, помимо двух приемников и передатчика, размещены телеметрические комму­ таторы, дешифраторы, запоминаю­ щее устройство и вспомогательная электронная аппаратура. Часть ра- диокомплекса, размещенная в спу­ скаемом аппарате, включает в себя два передатчика, телеметрический коммутатор и программы!! механизм. Кроме того, имеется устройство ав­ томатического переключения пере­ датчиков в случае выхода из строя одного из них. Связь станции с Землей осущест­ влялась в дециметровом диапазоне радиоволн. На трассе полета ис­ пользовались три бортовые антенны: одна — остронатравленная с пара­ болическим -отражателем диаметром около 2Т3 метра и две малонаправ­ ленные. В зависимости от програм­ мы сеанса выбиралась одна из этих антенн путем подачи соответствую­ щих команд с бортового блока авто­ матики или с Земли. Передача ин­ формации со опускаемого аппарата при снижении его на парашюте про­ изводилась через специальную ан­ тенну, концентрирующую энергию в сравнительно узком конусе, в преде­ лах которого находилась Земля. На трассе полета передатчики спуска­ емого аппарата могли быть подклю­ чены к любой из малонаправленных антенн орбитального отсека. Между сеансами связи бортовой радиокомплекс работал в дежурном режиме, при котором оставались включенными дешифраторы команд­ ной радиолинии и один из прием­ ников, подключенный к малонаправ­ ленной антенне. Кроме того, в этом режиме показания научных прибо­ ров вводились через телеметрический коммутатор в специальное запоми­ нающее устройство. В любом «з се­ ансов связи эта информация могла быть передана с запоминающего устройства на Землю. В сеансах связи аппаратура ра­ диокомплекса работала в различных режимах. Для передачи телеметрии к передатчику по командам с бор­ тового программно-временного уст­ ройства или по команде с Земли под­ ключался соответствующий комму­ татор или запоминающее устрой­ ство. При этом скорость передачи информации устанавливалась в зави­ симости от применяемой антенны и дальности, на которой находилась станция. При проектировании и изготовле­ нии радиоэлектронной аппаратуры было уделено особое внимание на­ дежности ее функционирования. Пу­ ску станции предшествовали длитель­ ные испытания аналогичных прибо­ ров в условиях более жестких, чем ожидаемые при полете. Отдельные, наиболее ответственные приборы дублированы. Однако при полете дублирующими приборами пользо­ ваться не пришлось, так как все при­ боры работали безотказно. Техническая сложность приема весьма слабых радиосигналов косми­ ческих аппаратов, предназначенных для исследования планет Солнечной системы, очевидна. В данном случае дополнительная трудность состояла в том, что наиболее ценная информа­ ция передавалась во время подлета станции к Венере при весьма быст­ ром нарастании скорости; Скорость движения передатчика относительно приемника изменяет длину водны принимаемых радиосигналов. Поэ­ тому при приеме сигналов подлетаю­ щей к Венере станции необходимо было точно и с высокой скоростью перестраивать приемники Центра дальней космической связи. С И С Т Е М А Э Н Е Р Г О П И Т А Н И Я Система энергопитания станции «Венера-4» состоит из солнечных ба­ тарей, расположенных на двух пане­ лях, химических аккумуляторов и бло­ ка управления. Она обеспечивает ши­ рокий диапазон нагрузок при мини­ мальном весе и строится по схеме «генератор—буферная батарея» Гене­ ратором электрической энергии слу­ жит солнечная батарея на полупро­ водниковых преобразователях, а в ка­ честве буферной батареи использу­ ются химические аккумуляторы. Бу­ ферная батарея обеспечивает питание аппаратуры станции в сеансах связи. Ее подзарядка производится от сол­ нечных батарей на всей трассе поле­ та. В спускаемом аппарате установлен аккумулятор, который во время поле­ та находится в нерабочем режиме и лишь подзаряжается слабым током от отдельной секции солнечных батарей. При движении в атмосфере Венеры он обеспечивает питание всех при­ боров спускаемого аппарата. Емкость аккумулятора была рассчитана на обеспечение работы приборов спуска­ емого аппарата в течение не менее 100 минут после отделения од орби­ тального отсека для получения и пе­ редачи информации об атмосфере Ве­ неры. О Р И Е Н Т А Ц И Я М Е Ж П Л А Н Е Т Н О Й С Т А Н Ц И И На трассе полета, в соответствии с программой, станция ориентируется в пространстве строго определенным образом, при помощи системы ориен­ тации и стабилизации. Эта система выполняет следующие функции: обеспечение наилучших условий ра­ боты солнечных батарей и системы терморегулирования; ориентация параболической ан­ тенны на Землю в сеансах радиосвя­ зи; точная ориентация и стабилизация станции в пространстве во время проведения коррекции траектории. В состав системы ориентации и стабилизации входят электронно-оп­ тические датчики, гироскопические приборы и приборы управления. Разворот станции в заданное на­ правление производится с помощью газовых реактивных микродвигате­ лей. Положение станции в простран­ стве фиксируется относительно аст­ рономических ориентиров: Земли, Солнца й звезды Канопус. Ориента­ ция на всех этапах полета проходит следующим образом: отклонение от заданного ориентира определяется оптическими датчиками, которые вы­ дают сигналы в систему управле­ ния, включающие микродвигатели, и станция поворачивается до тех пор, пока не займет требуемое положе­ ние в пространстве. Основным режимом полета станции к Венере является постоянная ориен­ тация панелей солнечных батарей перпендикулярно к солнечным лучам. Специальный оитико-электро нны й датчик позволяет найти направление на Солнце и сохранить это положе­ ние станции в пространстве. При этом связь со станцией поддерживается через малонаправленные антенны. Тот же режим ориентации может быть осуществлен за счет закрутки аппа­ рата вокруг оси, перпендикулярной плоскости солнечных батарей. Пре^ варительно эта ось ориентируется на Солнце. Использование в сеансах радиосвя­ зи с Землей остронаправленной пара­ болической антенны требует ориенти­ ровать станцию в пространстве с большой точностью. Высокая точность ориентации достигается за счет того, что в этом случае положение станции в пространстве фиксируется относи­ тельно направлений на Солнце и Землю. После захвата Солнца и Зем­ ли в поле зрения датчиков антенна оказывается направленной строго на Землю. Самые высокие требования поточ­ ности ориентации предъявляются к станции во время проведения коррек­ ции траектории. На этом этапе по­ лета аппарат ориентируется в про­ странстве относительно направлений на Солнце и на звезду Канопус. При развороте станции оба светила попа­ дают в поле зрения оптических тру­ бок датчика и ось двигателя зани­ мает требуемое положение в про­ странстве. С И С Т Е М А ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ Одной из важных систем ■меж­ планетных автоматических станций является система терморегулирова- I I . П о л е т Станция «Венера-4» была запуще­ на 12 июня 1967 г. Вначале аппарат вместе с последней ступенью ракеты- носителя был выведен на промежу­ точную орбиту искусственного спут­ ника Земли. После полета по орби­ те последняя ступень ракеты- носи­ теля сообщила станции вторую кос­ мическую скорость и перевела » ее на траектории полета к Венере. В результате обработки радиоизмвре- ний было установлено, что траекто­ рия полета близка к расчетной, про­ ходит на расстоянии 160 тысяч ки­ лометров от Венеры. Для попадания станции на плане­ ту было необходимо провести кол- рекцию траектории. Величина и на­ правление корректирующего импуль­ са были рассчитаны в Центре управ­ ления полетом и переданы на борт станции. Коррекция, проведенная 29 июля 1967 г., когда станция «Вене­ ра-4» находилась на расстоянии 12 миллионов километров от Земли, обеспечила /надежное попадание в планету и прямую радиовидимость станции при подлете к Венере с Центра дальней космической связи. За четыре с лишним месяца поле­ та было проведено 114 сеансов ра­ диосвязи, в течение которых был пе­ редан большой объем информации. Совершая полет по гелиоцентриче­ ской орбите под действием п ри т я - жения Солнца, как планета Солнеч­ ной системы,, станция прошла путь около 350 миллионов километров. В момент сближения стгнции с Вене­ рой она находилась от Земли на расстоянии 78 миллионов километ­ ров. Наибольший интерес представлял последний участок полета. Когда аппарат находился от Венеры на расстоянии около 45 тысяч киломег- роЕ, начался припланетный сеанс. Станция была сориентирована так, чтобы параболическая антенна была направлена на Землю. Это положе­ ние станция сохраняла до входа в атмосферу. После этого припланег- цый сеанс был закончен, и от кос­ мической станции был отделен спу­ скаемый аппарат. С увеличением плотности атмосферы торможение спускаемого аппарата вначале резйо С ТАН ЦИЯ „ВЕНЕРА-4" ния. На нее возложена ответственная задача поддержания во всех отсеках заданных температурных режимов. Необходимый тепловой режим эле­ ментов конструкции и бортовых сис­ тем обеспечивается сочетанием пас­ сивных и активных способов термо­ регулирования. Пассивным способом терморегули­ рования поддерживается тепловой режим работы корректирующего дви­ гателя, солнечных батарей, антенн и приборов, установленных снаружи станции. Это достигается подбором теплоизоляции, оптических коэффици­ ентов покрытий и другими средства­ ми. Тепловой режим орбитального от­ сека и спускаемого аппарата поддер­ живается активной системой термо­ регулирования. Принцип действия этой системы состоит в том, что во всех отсеках создается при­ нудительная циркуляция газа. Обте­ кая тепловыделяющие элементы при­ боров и систем, он нагревается и от­ дает избыточное тепло теплообмен­ нику, который излучает его в космиче, ское пространство. Регулируя расход газа, поступающего в теплообменник, получают в отсеках необходимый температурный режим. Система тер­ морегулирования полностью справи­ лась с возложенными на нее зада­ чами. к В е н е р е возрастало. При этом перегрузки более чем в 300 раз превышали зем­ ное ускорение. Когда скорость движения снизи­ лась примерно до 300 метров в се- кунду, была введена в действие па­ рашютная система. Она обеспечила дополнительное торможение аппара­ та, переход на режим плавного спу­ ска и мягкую посадку, В момент раскрытия основного па­ рашюта включился передатчик спус­ каемого аппарата. Началась переда­ ча данных об атмосфере планеты. Измерение с помощью радиовысото­ мера, проведенное в этот момент, показало высоту над поверхностью Венеры 26 километров. По замерен­ ным параметрам атмосферы был проведен расчет дальнейшего дви­ жения^ спускаемого аппарата. В на­ чале участка плавного спуска ско­ рость снижения составляла рколо десяти метров в секунду. По мерз спуска и увеличения плотности ат­ мосферы скорость снижения убывала и в конце спуска составляла 3 мет­ ра в секунду. Это обеспечило мяг­ кую посадку спускаемого аппарата на поверхность Венеры (с такой скоростью падает на Землю тело с высоты полметра). Через 94 минуты станция прекратила передачу инфор­ мации. До этого момента давление и температура атмосферы все время плавно нарастали. Расчет величины снижения станции до конца переда­ чи данных подтверждает, что она вела передачу до самого момента посадки на поверхность планеты. Окончание передачи информации после посадки станции на поверх­ ность планеты может быть объясне­ но тем, что она заняла положение, вызвавшее затенение направленной антенны. Обработка радиоизмерений позво­ лила установить положение проекции на поверхность Венеры места входа станции в атмосферу с точностью до 500 километров. Оно находится на ночной стороне Венеры, вблизи ее экватора на расстоянии около 1500 километров от терминатора (границы тени). Это позволяет за­ ключить, что весь спуск происходил на ночной стороне планеты. I I I . Науч ные исследования Научные исследования проводи­ лись станцией «1тенера-4» на всем про­ тяжении полета * Земля — Венера, в околопланетном пространстве Вене­ ры и в плотных слоях ее атмосферы. В орбитальном отсеке была разме­ щена следующая научная аппарату­ ра: трехкомпонентный магнитометр с .диапазоном измерения в 50 гамм (5 • 10—* эрстэд) и чувствительно­ стью в 2 гаммы, счетчики частиц кос­ мических лучей, индикатрр ультра­ фиолетового излучения Солнца, рас­ сеянного частицами водорода и кис­ лорода для регистрации этих газов в околопланетном пространстве, ло­ вушки заряженных частиц для изу­ чения околопланетной плазмы (ионо­ сферы). Эти приборы производили измеое- ния 'на всей трассе полета вплоть до момента, когда орбитальный отсек вошел в верхние слои атмосферы Венеры и прекратил функционирова­ ние. Измерения, полученные при пе­ релете по гелиоцентрической орбите, подтвердили научные данные преж­ них межпланетных полетов. Вместе с тем измерения, проведенные при полете станции «Венера-4», показа­ ли, что в 1967 году интенсивность вспышек солнечных космических лу­ чей возросла в сотни раз по сравне­ нию с 1964—1965 годами. Это свя­ зано с увеличением солнечной ак­ тивности. Можно ожидать, что в максимуме солнечной активности, который ожидается в 1969 году, бу­ дет еще большая интенсивность вспышек солнечных космических лу­ чей. Наблюдение на припланетном уча­ стке траектории показало, что поток космических частиц высоких энергий оставался прстоянным вплоть до расстояния в о*тысяч километров от поверхности Венеры и был равен потоку вдали от планеты. При даль­ нейшем сближении с Венерой поток уменьшался в связи с поглощением космических лучей планетой. Такой результат показывает, что у Венеры нет радиационных поясов, подобных земным. Одной из задач станции «Венера-4» было исследование магнитного поля Венеры. При полете к Венере в 1961 году американской станции «Мари- яер-2» было уетаяовлегго, что диполь­ ное магнитное поле Венеры не пре­ вышает одной девятой магнитного поля Земли. Предварительный ана­ лиз результатов измерений станции «Венера-4» на траектории вплоть до нескольких сот километров от по­ верхности Венеры позволяет сделать вывод, что Венера не обладает маг­ нитным полем, дипольный момент которого составил бы более трех де­ сятитысячных дипольного магнитно­ го поля Земли. Этот результат су­ щественно уточнил данные, получен­ ные «Маринером-2», он особенно ин­ тересен в связи с тем, что до поле­ тов космических аппаратов к небес­ ным телам господствовали представ­ ления о том, что все планеты Сол­ нечной системы обладают магнитны­ ми полями, подобно Земле. Предстоящий детальный анализ экспериментальных данных позволит произвести дальнейшее уточнение этой величины и, кроме того, выя­ вить, оказывает ли планета возму­ щающей действие на магнитное поле околосолнечного пространства, Предварительное рассмотрение ре­ зультатов экспериментов с ловушка­ ми заряженных частиц показало, что концентрация заряженных частиц в исследованной области верхней ат­ мосферы Венеры (на высотах более 100 километров) не превышает 1000 частиц в кубическом сантиметре, т. е. по крайней мере на два поряд­ ка меньше максимальной концент­ рации заряженных частиц в ионо­ сфере Земли. Вопрос об ионосфере Венеры неоднократно обсуждался в течение последних- лет, причем ряд авторов считал, что концентрация заряженных частиц в верхней ат­ мосфере Венеры на несколько по­ рядков превышает концентрацию в ионосфере Земли. Проведенные на «Венере-4» измерения показали, что в действительности имеет место Об­ ратное соотношение, Аппаратура для регистрации рас­ сеянного ультрафиблетового излуче­ ния Солнца частицами водорода и кислорода в межпланетном про­ странстве и в атмосфере Венеры об­ наружила присутствие нейтрального водорода, начиная с,расстояния око­ ло 10.000 километров от поверхности планеты. Измерения показали, что водородная корона Венеры содев- жит примерно в тысячу раз меньше водорода, чем в верхней атмосфере Земли. Наличие водородной короды объясняется тем, что водород в ат­ мосфере Венеры, как и в земной ат­ мосфере, истекает в межпланетное пространство, образуя протяженную оболочку. Что касается атомарного кислорода, то он не был обнаружен на всем протяжении входа орбиталь­ ного отсека в атмосферу, из чего следует, что количество кислорода на высоте большей 200 километров в сто миллионов раз меньше, чем в земной атмосфере на соответствую­ щих высотах, В спускаемом аппарате находи­ лись следующие приборы для иссле­ дования плотных слоев атмосферы Венеры: два термометра сопротив­ ления, барометрический датчик, из­ меритель. плотности атмосферы (плотномер), 11 патронов-газоана­ лизаторов. Эти приборы позволили получить впервые непосредственно замерен­ ные данные о температуре, давлении и химическом составе атмосферы Венеры, Наличие атмосферы у Венеры бы­ ло доказано в 1761 году М. В. Ло­ моносовым. Позднее спектроскопи­ ческими методами было установле­ но, что в атмосфере Венеры содев- жится значительное количество уг­ лекислого газа, однако его относи­ тельное содержание не было извест­ но. Давление атмосферы Венеры также не было известно. Радиоаст­ рономические наблюдения указыва­ ли «а высокую температуру поверх­ ности, однако их интерпретация бы­ ла не вполне однозначной. Некото­ рые ученые полагали, что повышен­ ная интенсивность радиошумов, ис­ ходящих от Венеры, вызвана темн или иными электрическими процес­ сами в атмосфере. Поэтому для уяснения действительной картины прямой эксперимент, проведенный спускаемым аппаратом, имеет важ­ нейшее значение. В патроны-газоанализаторы вво­ дилась проба атмосферы на дв у х уровнях высоты. Непосредственно после раскрытия парашюта на высо­ те около 26 километров проба атмо­ сферы была введена в пять патро­ нов. В остальные шесть патронов проба была введена спустя 347 се­ кунд после начала парашютирова­ ния, на высоте около 23 километров. После введения проб патроны-газо­ анализаторы герметически закрыва­ лись. В каждом патроне находился активный поглотитель, поглощавший одну из химических компонент ат­ мосферы, что давало возможность определить содержание этой компо­ ненты по снижению давления в пат­ роне. Сработали все анализаторы. Оан показали на обеих высотах измере­ ний, что углекислота является ос­ новной компонентой атмосферы Ве­ неры и составляет не менее 90—95 процентов всего ее состава. Анали­ заторы, имевшие пороговую чувст­ вительность 7 процентов, не зареги­ стрировали присутствие азота. Про­ центное содержание кислорода ока­ залось около 0,4 процента, а воды вместе с кислородом не более 1,6 процента. Датчики температуры были рас­ считаны на измерение температуры окружающего газа от 0 градусов Цельсия до 400 градусов Цельсия, Давление измерялось обычным ба­ рометрическим датчиком анероидно- го типа. Измеритель плотности имел диапазон измерений для углекисло­ го газа от 5 . 10—4 до 1,7. 10 —* грамм в кубическом сантиметре. Принцип действия измерителя плотности основан на ионизации атомов и молекул газа в объеме датчика быстрыми электронами, соз­ даваемыми источником бета-излуче­ ния, и измерении величины ионного тока, являющегося функцией плот­ ности атмосферного газа. Аппарату­ ра работала непрерывно до момента окончания приема радиосигналов от спускаемого аппарата. Анализ ре­ зультатов измерений позволяет сде­ лать вывод о том, что атмосфера Венеры характеризуется высокими значениями давления, плотности й температуры. Привязка параметров атмосферы к высоте производилась, начиная от высоты 26 километров над поверх­ ностью Венеры. Дальнейшая привязка показаний приборов по высоте осуществлялась двумя методами. * В первом случае по известным аэродинамическим характеристикам парашюта и плотности атмосферы вычислялась скорость снижения и в результате интегрирования опреде­ лялась зависимость высоты от вре­ мени. Во втором случае изменение вы­ соты по времени определялось по ба­ рометрической формуле с использо­ ванием полученных данных о соста­ ве, плотности и температуре атмо­ сферы. Результаты расчетов по обоим ме» годам согласуются. Таким образом, впервые получены непосредственные надежные замеры параметров атмосферы Венеры. Это открыло путь к дальнейшему уве­ ренному осуществлению полетов на Венеру и раскрытию новых ее тайн, Данные научных измерений, про­ веденных «Венерой-4», детально изу­ чаются и уточняются. Результаты последующего анализа будут публи­ коваться в научных журналах,/ * ф * ч Успешное осуществление полета ж посадки автоматической станции «Венера-4» на одну из наиболее ин­ тересных планет Солнечной системы и проведение сложнейших научных экспериментов является новым вы­ дающимся достижением советской науки и техники, которые обрели не­ виданный взлет в условиях социа­ лизма. Это еще одно яркое свиде- тетьств-о успешного выполнения ве­ личественной Программы коммуни­ стического строительства, начертан­ ной XX III съездом КПСС, Полетом советской станции «Вене­ ра-4» решена одна из сложнейших технических задач межпланетных сообщений, открывающая но вую страницу в освоении околосолнечяо- - го космического пространства и пла­ нет. Уникальные научные данные, по­ лученные станцией «Венера-4», яв­ ляются важнейшим вкладом в миро­ вую науку. Новая победа в космосе — заме­ чательный подарок советских уче­ ных, инженеров, техников и рабочих коллективов всех организаций, при­ нимавших. участие в разработке, создании, 'запуске и управлении по­ летом автоматической станции «Ве­ нера-4», к пятидесятилетию Великого Октября, их трудовой рапорт Ком­ мунистической партии и советскому народу, (ТАСС), НА СНИМКЕ: советская автома тическа* станция «Венера-4». Фото спец, корреспондента «Правды» П. Барашева. НОВЫЙ У С ПЕХ В ОСВОЕНИИ КО С МОСА ,,Ю м а н и т е-д и м ан ш" : реше ны сложнейшие п р о б л е м ы ПАРИЖ, 22 октября. (ТАСС). Полет советской автоматической станции «Венера-4» принес аст­ рономии в один день неизмеримо больше данных о далекой плане­ те нашей Солнечной системы, чем долгие века наблюдений, пишет сегодня парижский еженедельник «Юманите-диманш». «Эти данные, — продолжает еженедельник, — являются тем более ценными, что они не толь­ ко восполняют белые пятна з наших знаниях о таинственной планете, но н представляют со­ бой залог успеха будущих экспе­ диций, благодаря которым мы узнаем о . ней еще больше». «Юманите-диманш» подчеркива­ ет «невероятную точность расче­ та траектории рблета». Еженедельник обращает внима­ ние на «две важнейшие предпо- *сылки, обеспечившие успех совет­ ской космической науки: без­ упречно точный запуск станции, который превзошел по мастерству исполнения все предыдущие ус­ пехи, и решение сложнейшей про­ блемы термической защиты от опасности сгорания станции при посадке в условиях высоких тем­ ператур, не говоря уже о пере­ греве от торможения, и одновре­ менной передачи научной инфор­ мации нормально работающей пе­ редающей радиоаппаратурой». ,,Мундо“ : грандиозность н а у ч н о г о п о д в и г а ГАВАНА, 22 октября. (ТАСС), «Необычайная победа создателей «Венеры-4» — так характеризует сегодня кубинская газета «Мун- до* посадку советской межпла­ нетной станции на Венеру. Ин­ формационные , данные, передан­ ные станцией «Венера-4», пишет газета, вызвали сегодня дискус­ сии во всем мире о возможности жизни на этой планете. Это еще раз подтверждает грандиозность научного подвига Советского Со­ юза в освоении космического про­ странства. «Венера-4» подтвердила, что своими достижениями ученые с каждым разом приближают чело­ вечество к тому дню, когда его представители смогут посетить другие планеты. В статье подчер­ кивается, что совсем недавно это было сновидением и богатым ма­ териалом для писателей-фанта- стов, а сегодня — это уже реаль­ нее будущее. «Мундо» пишет, что 4без подоб­ ных исследований человек не смог бы оказаться способным вопло­ тить в жизнь св-он наилучшие устремления, ,,Н ь ю-Й о р н т а й м с потрясающая победа НЬЮ-ЙОРК, 22 октября. (ТАСС). «Советский Союз добил­ ся потрясающей победы в космо­ се», — пишет сегодня газета «Нью-Йорк тайме»,. Американские ученые, продолжает газета, отме­ чают, что Советский Союз в отли­ чие от Соединенных Штатов про­ водит большую научную програм­ му освоения космических просто­ ров. Газета подчеркивает, что по­ лет «Венеры-4» снова показал пре­ восходство Советского Союза в ракетной технике. Советская авто­ матическая станция, продолжает «Нью-Йорк тайме», в четыре с половиной раза тяжелее амери­ канского «Маринера-5». По сло­ вам газеты «Нью-Йорк дейли ньюс» Советский Союз на восемь лет опережает Соединенные Шта­ ты в космических исследованиях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz