Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
и ок тяб ря 1 9 6 7 г., а? 2 5 0 (40691 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 9 С ОВЕТС КАЯ МЕЖПЛАНЕТ К АНУН СЛАВНОЙ годовщины Великой Октябрьской социа листической революции и де сятилетие эры космических исследо ваний ознаменовались новой бле стящей победой советской науки и техники» Автоматическая межпла- иетная станция «Вене-ра-4» плавно опустилась на поверхность ближай шей к Земле планеты Солнечной системы — Венеры « провела широ кий комплекс научных исследовании на трассе полета, в околопланетном пространстве и в атмосфере пла неты, По размеру, расстоянию от Солн ца и протяженности атмосферы Венера похожа на Землю больше, чем любая другая планета. Она вра щается вокруг Солнца на расстоя нии 108 миллионов километров и совершает за 225 земных суток пол ный оборот по орбите, очень близ кой к окружности. В процессе дви жения Венеры и Земли вокруг Сол нца расстояние между ними изменя ется от 40 до 260 миллионов кило метров. С помощью оптических те лескопов на таких расстояниях мож но наблюдать детали, размером в -несколько сот километров. Однако для наблюдения Венеры эти испы танные методы неэффективны из-за ее плотного облачного покрова. По этому до сих пор наука не распола гала достоверными сведениями о фи зических условиях на этой планете, • том числе и о ее атмосфере. Косвенные данные о химическом составе, давлении и температуре ат мосферы Венеры, основанные на ре зультатах наземных наблюдений, настолько разноречивы, что породи ли множество гипотез. Так, напри мер, оценки температуры поверхно сти колебались от минус 40 до плюс 400 градусов Цельсия, а величина атмосферного давления у поверхно сти — от одной до 50—100 атмо сфер. Только в последнее время с помощью радиолокационных наблю дений удалось оценить скорость вра щения планеты вокруг своей оси. Начиная с 1961 года советские и американские автоматические меж планетные станции совершали по леты в сторону Венеры, а в 1966 го ду советская станция «Венера-3» до стигла планеты Венера и доставила вымпел Советского Союза на ее по верхность, 18 октября 1967 года советская автоматическая станция «Венера-4» успешно осуществила вход в атмо сферу Венеры, впервые провела из мерения физико-химических харак теристик атмосферы и плавно опус тилась на ее поверхность. Посадка на поверхность и непосредственное измерение характеристик атмосферы Венеры являются крупнейшим до стижением современной науки и тех ники, \ знаменующим собой новый этан в изучении, планет Солнечной системы, I. А в т о м а т и ч е с к а я м е ж п лг а с т а н ц и я и е т н а я « В е н е р а-4» Главной научной задачей автома тической межпланетной станции «Ве нера-4» являлось определение основ ных физико-химических характери стик атмосферы Венеры. Кроме это го, осуществлялся широкий комплекс научных исследований на траосе по лета: Станция имеет вес 1150 килограм мов и состоит из орбитального отсе ка и опускаемого аппарата, ОРБИТАЛЬНЫЙ ОТСЕ К Орбитальный отсек представляет собой герметичный корпус цилиндри ческой формы с эллиптическими дни щами. Внутри него размещаются электронные приборы радиокомплек са, системы астроориентации и науч ной аппаратуры. Здесь же находят ся блоки автоматики системы термо регулирования, химические источни ки тока, подзаряжаемые от солнеч ных батарей, и система управления. К корпусу орбитального отсека крепятся спускаемый аппарат, кор ректирующая двигательная установ ка, оптические датчики и исполни тельные органы системы астроориен тации, раскрывающиеся панели сол нечных батарей, антенны и датчики научных приборов. Станция имеет жидкостную реак тивную двигательную установку для коррекции траектории ее полета с тем, чтобы обеспечить попадание в планету. Двигательная ' установка рассчитана на проведение двух кор рекций. При полете станции «Вене ра-4» точность первой коррекции была достаточной, так что вторая не потребовалась, С ПУС КАЕМЫЙ АППАРАТ Спускаемый аппарат, предназна ченный для проведения комплекса научных исследований в атмосфере Венеры, имеет форму, близкую к шару, диаметром 1000 миллиметров. Его вес — 383 килограмма. Известно, какие трудности пришлось преодолеть для спуска аппаратов, движущихся с первой космической скоростью в атмосфере Земли, ха рактеристики которой хорошо изуче ны. Можно себе представить, на сколько серьезней и сложней задача создания спускаемого аппарата стан ции «Венера-4», который должен был войти в неизвестную нам атмосферу Венеры не с первой, а со второй космической скоростью. Вход в атмосферу со второй кос мической скоростью и успешное тор можение космического аппарата осу ществлены в мировой технике впер вые. При этой скорости температура за ударной волной, возникающей перед спускаемым аппаратом, дости гает 10—11 тысяч градусов. Для уменьшения притока внешне го тепла внутрь аппарата при входе в атмосферу и аэродинамическом торможении, а также от «горячей» атмосферы Венеры поверхность кор пуса снабжена специальной тепло защитой. В нижней его части уста- вовлен демпфер, уменьшающий‘ ко лебания аппарата при движении в атмосфере планеты. Спускаемый аппарат имеет два герметичных отсека — приборный и парашютный. В приборном отсеке находятся передатчик, телеметриче ская система, аккумуляторная бата рея, программно-временное устрой ство, блоки автоматики, система терморегулирования, научная аппа ратура и радиовысотомер. В парашютном отсеке размещает ся система из двух парашю тов — тормозного и основного, вы полненного из термостойкой тка ни, рассчитанной на работу при тем пературе до 450 градусов Цельсия. Кроме того, здесь же находятся дат чики научной аппаратуры, передаю щая антенна и антенны радиовысо томера. Парашюты открываются при по мощи системы автоматики, в кото рую входят датчики атмосферного давления и перегрузок, а также про граммно-временные устройства. Ког да скорость спускаемого аппарата уменьшается после аэродинамиче ского торможения от 10700 метров в секунду до величины порядка 300 метров в секунду, по команде датчи ка внешнего давления вводятся в действие тормозной и основной па рашюты, уменьшающие скорость сни жения до нескольких метров в се кунду. Одновременно с вводом основного парашюта раскрываются антенные системы, включаются радиовысото мер, радиопередатчик, посылающий научную информацию на Землю. Перед стартом спускаемый'аппа рат станции «Венера-4» был подверг нут стерилизации. В спускаемом аппарате установ лены два вымпела с изображением Герба Союза Советских Социалисти ческих Республик, которые были до ставлены на поверхность планеты Венера. Р А Д И © К О М П Л Е К С М Е Ж П Л А Н Е Т Н О Й С Т А Н Ц И И Радиокомплекс станции обеспечи вает проведение траекторных измере ний параметров движения космиче ского аппарата, запоминание и пере дачу служебной и научной информа ции, а также управление работой систем по командам с Земли. В орбит альном отсеке, помимо двух приемников и передатчика, размещены телеметрические комму таторы, дешифраторы, запоминаю щее устройство и вспомогательная электронная аппаратура. Часть ра- диокомплекса, размещенная в спу скаемом аппарате, включает в себя два передатчика, телеметрический коммутатор и программы!! механизм. Кроме того, имеется устройство ав томатического переключения пере датчиков в случае выхода из строя одного из них. Связь станции с Землей осущест влялась в дециметровом диапазоне радиоволн. На трассе полета ис пользовались три бортовые антенны: одна — остронатравленная с пара болическим -отражателем диаметром около 2Т3 метра и две малонаправ ленные. В зависимости от програм мы сеанса выбиралась одна из этих антенн путем подачи соответствую щих команд с бортового блока авто матики или с Земли. Передача ин формации со опускаемого аппарата при снижении его на парашюте про изводилась через специальную ан тенну, концентрирующую энергию в сравнительно узком конусе, в преде лах которого находилась Земля. На трассе полета передатчики спуска емого аппарата могли быть подклю чены к любой из малонаправленных антенн орбитального отсека. Между сеансами связи бортовой радиокомплекс работал в дежурном режиме, при котором оставались включенными дешифраторы команд ной радиолинии и один из прием ников, подключенный к малонаправ ленной антенне. Кроме того, в этом режиме показания научных прибо ров вводились через телеметрический коммутатор в специальное запоми нающее устройство. В любом «з се ансов связи эта информация могла быть передана с запоминающего устройства на Землю. В сеансах связи аппаратура ра диокомплекса работала в различных режимах. Для передачи телеметрии к передатчику по командам с бор тового программно-временного уст ройства или по команде с Земли под ключался соответствующий комму татор или запоминающее устрой ство. При этом скорость передачи информации устанавливалась в зави симости от применяемой антенны и дальности, на которой находилась станция. При проектировании и изготовле нии радиоэлектронной аппаратуры было уделено особое внимание на дежности ее функционирования. Пу ску станции предшествовали длитель ные испытания аналогичных прибо ров в условиях более жестких, чем ожидаемые при полете. Отдельные, наиболее ответственные приборы дублированы. Однако при полете дублирующими приборами пользо ваться не пришлось, так как все при боры работали безотказно. Техническая сложность приема весьма слабых радиосигналов косми ческих аппаратов, предназначенных для исследования планет Солнечной системы, очевидна. В данном случае дополнительная трудность состояла в том, что наиболее ценная информа ция передавалась во время подлета станции к Венере при весьма быст ром нарастании скорости; Скорость движения передатчика относительно приемника изменяет длину водны принимаемых радиосигналов. Поэ тому при приеме сигналов подлетаю щей к Венере станции необходимо было точно и с высокой скоростью перестраивать приемники Центра дальней космической связи. С И С Т Е М А Э Н Е Р Г О П И Т А Н И Я Система энергопитания станции «Венера-4» состоит из солнечных ба тарей, расположенных на двух пане лях, химических аккумуляторов и бло ка управления. Она обеспечивает ши рокий диапазон нагрузок при мини мальном весе и строится по схеме «генератор—буферная батарея» Гене ратором электрической энергии слу жит солнечная батарея на полупро водниковых преобразователях, а в ка честве буферной батареи использу ются химические аккумуляторы. Бу ферная батарея обеспечивает питание аппаратуры станции в сеансах связи. Ее подзарядка производится от сол нечных батарей на всей трассе поле та. В спускаемом аппарате установлен аккумулятор, который во время поле та находится в нерабочем режиме и лишь подзаряжается слабым током от отдельной секции солнечных батарей. При движении в атмосфере Венеры он обеспечивает питание всех при боров спускаемого аппарата. Емкость аккумулятора была рассчитана на обеспечение работы приборов спуска емого аппарата в течение не менее 100 минут после отделения од орби тального отсека для получения и пе редачи информации об атмосфере Ве неры. О Р И Е Н Т А Ц И Я М Е Ж П Л А Н Е Т Н О Й С Т А Н Ц И И На трассе полета, в соответствии с программой, станция ориентируется в пространстве строго определенным образом, при помощи системы ориен тации и стабилизации. Эта система выполняет следующие функции: обеспечение наилучших условий ра боты солнечных батарей и системы терморегулирования; ориентация параболической ан тенны на Землю в сеансах радиосвя зи; точная ориентация и стабилизация станции в пространстве во время проведения коррекции траектории. В состав системы ориентации и стабилизации входят электронно-оп тические датчики, гироскопические приборы и приборы управления. Разворот станции в заданное на правление производится с помощью газовых реактивных микродвигате лей. Положение станции в простран стве фиксируется относительно аст рономических ориентиров: Земли, Солнца й звезды Канопус. Ориента ция на всех этапах полета проходит следующим образом: отклонение от заданного ориентира определяется оптическими датчиками, которые вы дают сигналы в систему управле ния, включающие микродвигатели, и станция поворачивается до тех пор, пока не займет требуемое положе ние в пространстве. Основным режимом полета станции к Венере является постоянная ориен тация панелей солнечных батарей перпендикулярно к солнечным лучам. Специальный оитико-электро нны й датчик позволяет найти направление на Солнце и сохранить это положе ние станции в пространстве. При этом связь со станцией поддерживается через малонаправленные антенны. Тот же режим ориентации может быть осуществлен за счет закрутки аппа рата вокруг оси, перпендикулярной плоскости солнечных батарей. Пре^ варительно эта ось ориентируется на Солнце. Использование в сеансах радиосвя зи с Землей остронаправленной пара болической антенны требует ориенти ровать станцию в пространстве с большой точностью. Высокая точность ориентации достигается за счет того, что в этом случае положение станции в пространстве фиксируется относи тельно направлений на Солнце и Землю. После захвата Солнца и Зем ли в поле зрения датчиков антенна оказывается направленной строго на Землю. Самые высокие требования поточ ности ориентации предъявляются к станции во время проведения коррек ции траектории. На этом этапе по лета аппарат ориентируется в про странстве относительно направлений на Солнце и на звезду Канопус. При развороте станции оба светила попа дают в поле зрения оптических тру бок датчика и ось двигателя зани мает требуемое положение в про странстве. С И С Т Е М А ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ Одной из важных систем ■меж планетных автоматических станций является система терморегулирова- I I . П о л е т Станция «Венера-4» была запуще на 12 июня 1967 г. Вначале аппарат вместе с последней ступенью ракеты- носителя был выведен на промежу точную орбиту искусственного спут ника Земли. После полета по орби те последняя ступень ракеты- носи теля сообщила станции вторую кос мическую скорость и перевела » ее на траектории полета к Венере. В результате обработки радиоизмвре- ний было установлено, что траекто рия полета близка к расчетной, про ходит на расстоянии 160 тысяч ки лометров от Венеры. Для попадания станции на плане ту было необходимо провести кол- рекцию траектории. Величина и на правление корректирующего импуль са были рассчитаны в Центре управ ления полетом и переданы на борт станции. Коррекция, проведенная 29 июля 1967 г., когда станция «Вене ра-4» находилась на расстоянии 12 миллионов километров от Земли, обеспечила /надежное попадание в планету и прямую радиовидимость станции при подлете к Венере с Центра дальней космической связи. За четыре с лишним месяца поле та было проведено 114 сеансов ра диосвязи, в течение которых был пе редан большой объем информации. Совершая полет по гелиоцентриче ской орбите под действием п ри т я - жения Солнца, как планета Солнеч ной системы,, станция прошла путь около 350 миллионов километров. В момент сближения стгнции с Вене рой она находилась от Земли на расстоянии 78 миллионов километ ров. Наибольший интерес представлял последний участок полета. Когда аппарат находился от Венеры на расстоянии около 45 тысяч киломег- роЕ, начался припланетный сеанс. Станция была сориентирована так, чтобы параболическая антенна была направлена на Землю. Это положе ние станция сохраняла до входа в атмосферу. После этого припланег- цый сеанс был закончен, и от кос мической станции был отделен спу скаемый аппарат. С увеличением плотности атмосферы торможение спускаемого аппарата вначале резйо С ТАН ЦИЯ „ВЕНЕРА-4" ния. На нее возложена ответственная задача поддержания во всех отсеках заданных температурных режимов. Необходимый тепловой режим эле ментов конструкции и бортовых сис тем обеспечивается сочетанием пас сивных и активных способов термо регулирования. Пассивным способом терморегули рования поддерживается тепловой режим работы корректирующего дви гателя, солнечных батарей, антенн и приборов, установленных снаружи станции. Это достигается подбором теплоизоляции, оптических коэффици ентов покрытий и другими средства ми. Тепловой режим орбитального от сека и спускаемого аппарата поддер живается активной системой термо регулирования. Принцип действия этой системы состоит в том, что во всех отсеках создается при нудительная циркуляция газа. Обте кая тепловыделяющие элементы при боров и систем, он нагревается и от дает избыточное тепло теплообмен нику, который излучает его в космиче, ское пространство. Регулируя расход газа, поступающего в теплообменник, получают в отсеках необходимый температурный режим. Система тер морегулирования полностью справи лась с возложенными на нее зада чами. к В е н е р е возрастало. При этом перегрузки более чем в 300 раз превышали зем ное ускорение. Когда скорость движения снизи лась примерно до 300 метров в се- кунду, была введена в действие па рашютная система. Она обеспечила дополнительное торможение аппара та, переход на режим плавного спу ска и мягкую посадку, В момент раскрытия основного па рашюта включился передатчик спус каемого аппарата. Началась переда ча данных об атмосфере планеты. Измерение с помощью радиовысото мера, проведенное в этот момент, показало высоту над поверхностью Венеры 26 километров. По замерен ным параметрам атмосферы был проведен расчет дальнейшего дви жения^ спускаемого аппарата. В на чале участка плавного спуска ско рость снижения составляла рколо десяти метров в секунду. По мерз спуска и увеличения плотности ат мосферы скорость снижения убывала и в конце спуска составляла 3 мет ра в секунду. Это обеспечило мяг кую посадку спускаемого аппарата на поверхность Венеры (с такой скоростью падает на Землю тело с высоты полметра). Через 94 минуты станция прекратила передачу инфор мации. До этого момента давление и температура атмосферы все время плавно нарастали. Расчет величины снижения станции до конца переда чи данных подтверждает, что она вела передачу до самого момента посадки на поверхность планеты. Окончание передачи информации после посадки станции на поверх ность планеты может быть объясне но тем, что она заняла положение, вызвавшее затенение направленной антенны. Обработка радиоизмерений позво лила установить положение проекции на поверхность Венеры места входа станции в атмосферу с точностью до 500 километров. Оно находится на ночной стороне Венеры, вблизи ее экватора на расстоянии около 1500 километров от терминатора (границы тени). Это позволяет за ключить, что весь спуск происходил на ночной стороне планеты. I I I . Науч ные исследования Научные исследования проводи лись станцией «1тенера-4» на всем про тяжении полета * Земля — Венера, в околопланетном пространстве Вене ры и в плотных слоях ее атмосферы. В орбитальном отсеке была разме щена следующая научная аппарату ра: трехкомпонентный магнитометр с .диапазоном измерения в 50 гамм (5 • 10—* эрстэд) и чувствительно стью в 2 гаммы, счетчики частиц кос мических лучей, индикатрр ультра фиолетового излучения Солнца, рас сеянного частицами водорода и кис лорода для регистрации этих газов в околопланетном пространстве, ло вушки заряженных частиц для изу чения околопланетной плазмы (ионо сферы). Эти приборы производили измеое- ния 'на всей трассе полета вплоть до момента, когда орбитальный отсек вошел в верхние слои атмосферы Венеры и прекратил функционирова ние. Измерения, полученные при пе релете по гелиоцентрической орбите, подтвердили научные данные преж них межпланетных полетов. Вместе с тем измерения, проведенные при полете станции «Венера-4», показа ли, что в 1967 году интенсивность вспышек солнечных космических лу чей возросла в сотни раз по сравне нию с 1964—1965 годами. Это свя зано с увеличением солнечной ак тивности. Можно ожидать, что в максимуме солнечной активности, который ожидается в 1969 году, бу дет еще большая интенсивность вспышек солнечных космических лу чей. Наблюдение на припланетном уча стке траектории показало, что поток космических частиц высоких энергий оставался прстоянным вплоть до расстояния в о*тысяч километров от поверхности Венеры и был равен потоку вдали от планеты. При даль нейшем сближении с Венерой поток уменьшался в связи с поглощением космических лучей планетой. Такой результат показывает, что у Венеры нет радиационных поясов, подобных земным. Одной из задач станции «Венера-4» было исследование магнитного поля Венеры. При полете к Венере в 1961 году американской станции «Мари- яер-2» было уетаяовлегго, что диполь ное магнитное поле Венеры не пре вышает одной девятой магнитного поля Земли. Предварительный ана лиз результатов измерений станции «Венера-4» на траектории вплоть до нескольких сот километров от по верхности Венеры позволяет сделать вывод, что Венера не обладает маг нитным полем, дипольный момент которого составил бы более трех де сятитысячных дипольного магнитно го поля Земли. Этот результат су щественно уточнил данные, получен ные «Маринером-2», он особенно ин тересен в связи с тем, что до поле тов космических аппаратов к небес ным телам господствовали представ ления о том, что все планеты Сол нечной системы обладают магнитны ми полями, подобно Земле. Предстоящий детальный анализ экспериментальных данных позволит произвести дальнейшее уточнение этой величины и, кроме того, выя вить, оказывает ли планета возму щающей действие на магнитное поле околосолнечного пространства, Предварительное рассмотрение ре зультатов экспериментов с ловушка ми заряженных частиц показало, что концентрация заряженных частиц в исследованной области верхней ат мосферы Венеры (на высотах более 100 километров) не превышает 1000 частиц в кубическом сантиметре, т. е. по крайней мере на два поряд ка меньше максимальной концент рации заряженных частиц в ионо сфере Земли. Вопрос об ионосфере Венеры неоднократно обсуждался в течение последних- лет, причем ряд авторов считал, что концентрация заряженных частиц в верхней ат мосфере Венеры на несколько по рядков превышает концентрацию в ионосфере Земли. Проведенные на «Венере-4» измерения показали, что в действительности имеет место Об ратное соотношение, Аппаратура для регистрации рас сеянного ультрафиблетового излуче ния Солнца частицами водорода и кислорода в межпланетном про странстве и в атмосфере Венеры об наружила присутствие нейтрального водорода, начиная с,расстояния око ло 10.000 километров от поверхности планеты. Измерения показали, что водородная корона Венеры содев- жит примерно в тысячу раз меньше водорода, чем в верхней атмосфере Земли. Наличие водородной короды объясняется тем, что водород в ат мосфере Венеры, как и в земной ат мосфере, истекает в межпланетное пространство, образуя протяженную оболочку. Что касается атомарного кислорода, то он не был обнаружен на всем протяжении входа орбиталь ного отсека в атмосферу, из чего следует, что количество кислорода на высоте большей 200 километров в сто миллионов раз меньше, чем в земной атмосфере на соответствую щих высотах, В спускаемом аппарате находи лись следующие приборы для иссле дования плотных слоев атмосферы Венеры: два термометра сопротив ления, барометрический датчик, из меритель. плотности атмосферы (плотномер), 11 патронов-газоана лизаторов. Эти приборы позволили получить впервые непосредственно замерен ные данные о температуре, давлении и химическом составе атмосферы Венеры, Наличие атмосферы у Венеры бы ло доказано в 1761 году М. В. Ло моносовым. Позднее спектроскопи ческими методами было установле но, что в атмосфере Венеры содев- жится значительное количество уг лекислого газа, однако его относи тельное содержание не было извест но. Давление атмосферы Венеры также не было известно. Радиоаст рономические наблюдения указыва ли «а высокую температуру поверх ности, однако их интерпретация бы ла не вполне однозначной. Некото рые ученые полагали, что повышен ная интенсивность радиошумов, ис ходящих от Венеры, вызвана темн или иными электрическими процес сами в атмосфере. Поэтому для уяснения действительной картины прямой эксперимент, проведенный спускаемым аппаратом, имеет важ нейшее значение. В патроны-газоанализаторы вво дилась проба атмосферы на дв у х уровнях высоты. Непосредственно после раскрытия парашюта на высо те около 26 километров проба атмо сферы была введена в пять патро нов. В остальные шесть патронов проба была введена спустя 347 се кунд после начала парашютирова ния, на высоте около 23 километров. После введения проб патроны-газо анализаторы герметически закрыва лись. В каждом патроне находился активный поглотитель, поглощавший одну из химических компонент ат мосферы, что давало возможность определить содержание этой компо ненты по снижению давления в пат роне. Сработали все анализаторы. Оан показали на обеих высотах измере ний, что углекислота является ос новной компонентой атмосферы Ве неры и составляет не менее 90—95 процентов всего ее состава. Анали заторы, имевшие пороговую чувст вительность 7 процентов, не зареги стрировали присутствие азота. Про центное содержание кислорода ока залось около 0,4 процента, а воды вместе с кислородом не более 1,6 процента. Датчики температуры были рас считаны на измерение температуры окружающего газа от 0 градусов Цельсия до 400 градусов Цельсия, Давление измерялось обычным ба рометрическим датчиком анероидно- го типа. Измеритель плотности имел диапазон измерений для углекисло го газа от 5 . 10—4 до 1,7. 10 —* грамм в кубическом сантиметре. Принцип действия измерителя плотности основан на ионизации атомов и молекул газа в объеме датчика быстрыми электронами, соз даваемыми источником бета-излуче ния, и измерении величины ионного тока, являющегося функцией плот ности атмосферного газа. Аппарату ра работала непрерывно до момента окончания приема радиосигналов от спускаемого аппарата. Анализ ре зультатов измерений позволяет сде лать вывод о том, что атмосфера Венеры характеризуется высокими значениями давления, плотности й температуры. Привязка параметров атмосферы к высоте производилась, начиная от высоты 26 километров над поверх ностью Венеры. Дальнейшая привязка показаний приборов по высоте осуществлялась двумя методами. * В первом случае по известным аэродинамическим характеристикам парашюта и плотности атмосферы вычислялась скорость снижения и в результате интегрирования опреде лялась зависимость высоты от вре мени. Во втором случае изменение вы соты по времени определялось по ба рометрической формуле с использо ванием полученных данных о соста ве, плотности и температуре атмо сферы. Результаты расчетов по обоим ме» годам согласуются. Таким образом, впервые получены непосредственные надежные замеры параметров атмосферы Венеры. Это открыло путь к дальнейшему уве ренному осуществлению полетов на Венеру и раскрытию новых ее тайн, Данные научных измерений, про веденных «Венерой-4», детально изу чаются и уточняются. Результаты последующего анализа будут публи коваться в научных журналах,/ * ф * ч Успешное осуществление полета ж посадки автоматической станции «Венера-4» на одну из наиболее ин тересных планет Солнечной системы и проведение сложнейших научных экспериментов является новым вы дающимся достижением советской науки и техники, которые обрели не виданный взлет в условиях социа лизма. Это еще одно яркое свиде- тетьств-о успешного выполнения ве личественной Программы коммуни стического строительства, начертан ной XX III съездом КПСС, Полетом советской станции «Вене ра-4» решена одна из сложнейших технических задач межпланетных сообщений, открывающая но вую страницу в освоении околосолнечяо- - го космического пространства и пла нет. Уникальные научные данные, по лученные станцией «Венера-4», яв ляются важнейшим вкладом в миро вую науку. Новая победа в космосе — заме чательный подарок советских уче ных, инженеров, техников и рабочих коллективов всех организаций, при нимавших. участие в разработке, создании, 'запуске и управлении по летом автоматической станции «Ве нера-4», к пятидесятилетию Великого Октября, их трудовой рапорт Ком мунистической партии и советскому народу, (ТАСС), НА СНИМКЕ: советская автома тическа* станция «Венера-4». Фото спец, корреспондента «Правды» П. Барашева. НОВЫЙ У С ПЕХ В ОСВОЕНИИ КО С МОСА ,,Ю м а н и т е-д и м ан ш" : реше ны сложнейшие п р о б л е м ы ПАРИЖ, 22 октября. (ТАСС). Полет советской автоматической станции «Венера-4» принес аст рономии в один день неизмеримо больше данных о далекой плане те нашей Солнечной системы, чем долгие века наблюдений, пишет сегодня парижский еженедельник «Юманите-диманш». «Эти данные, — продолжает еженедельник, — являются тем более ценными, что они не толь ко восполняют белые пятна з наших знаниях о таинственной планете, но н представляют со бой залог успеха будущих экспе диций, благодаря которым мы узнаем о . ней еще больше». «Юманите-диманш» подчеркива ет «невероятную точность расче та траектории рблета». Еженедельник обращает внима ние на «две важнейшие предпо- *сылки, обеспечившие успех совет ской космической науки: без упречно точный запуск станции, который превзошел по мастерству исполнения все предыдущие ус пехи, и решение сложнейшей про блемы термической защиты от опасности сгорания станции при посадке в условиях высоких тем ператур, не говоря уже о пере греве от торможения, и одновре менной передачи научной инфор мации нормально работающей пе редающей радиоаппаратурой». ,,Мундо“ : грандиозность н а у ч н о г о п о д в и г а ГАВАНА, 22 октября. (ТАСС), «Необычайная победа создателей «Венеры-4» — так характеризует сегодня кубинская газета «Мун- до* посадку советской межпла нетной станции на Венеру. Ин формационные , данные, передан ные станцией «Венера-4», пишет газета, вызвали сегодня дискус сии во всем мире о возможности жизни на этой планете. Это еще раз подтверждает грандиозность научного подвига Советского Со юза в освоении космического про странства. «Венера-4» подтвердила, что своими достижениями ученые с каждым разом приближают чело вечество к тому дню, когда его представители смогут посетить другие планеты. В статье подчер кивается, что совсем недавно это было сновидением и богатым ма териалом для писателей-фанта- стов, а сегодня — это уже реаль нее будущее. «Мундо» пишет, что 4без подоб ных исследований человек не смог бы оказаться способным вопло тить в жизнь св-он наилучшие устремления, ,,Н ь ю-Й о р н т а й м с потрясающая победа НЬЮ-ЙОРК, 22 октября. (ТАСС). «Советский Союз добил ся потрясающей победы в космо се», — пишет сегодня газета «Нью-Йорк тайме»,. Американские ученые, продолжает газета, отме чают, что Советский Союз в отли чие от Соединенных Штатов про водит большую научную програм му освоения космических просто ров. Газета подчеркивает, что по лет «Венеры-4» снова показал пре восходство Советского Союза в ракетной технике. Советская авто матическая станция, продолжает «Нью-Йорк тайме», в четыре с половиной раза тяжелее амери канского «Маринера-5». По сло вам газеты «Нью-Йорк дейли ньюс» Советский Союз на восемь лет опережает Соединенные Шта ты в космических исследованиях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz