Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

19 октября 196 7 г,, >6 246 ( 4 0 5 9 9 Л Е Н И Н С К И Е З Н А М Я КУЛЬТУРНАЯ РЕВО Б П У О В царской Рос­ сии в 1913—1914 годах было всего 222 просветитель­ ных и кл у б н ы х учреждения, вклю­ чая народные до­ ма. А на террито­ рии, которая ' те­ перь входит в со­ став Линейкой области — 7. библио­ тек и 2 народных дома: один из них, сезонный — в Липецке и частный (купца Засуйлова)—в Ельце. Как они выглядели, можно судить по тому, что писали' «Тамбовские губернские ведомости» в 1897 году о Липецком театре; «...сцена настолько Мала и бедна обстановкой и декорациями, что не только любителей, но и артистов приводила в смущение. На ней нель­ зя ступить лишнего шагу... грим не­ возможный. Может ли быть при та­ ких условиях игра?». Еще хуже было с культурным об­ служиванием сельского населения. Никаких культурно-просветительных учреждений в селах не было. Кре­ стьяне о театрах и концертах не \нмели никакого представления. Инициатива самих селян" устроить как-нибудь увеселительные вечера подавлялась. «Тамбовский листок» в № 105 за ТЭ!5 год писал, что в с. Сенцовка «11 мая в земской школе намечался . спектакль кружка местной интелли­ генции. Приходится пожалеть, что епархиальная власть к устройству, спектакля отнеслась несочувствен- ВО »; Или вот такой примерз в Грязях веерная интеллигенция и любители подготовили хоровое выступление. Протоиерей Серебряков запретил им это -делать. При этом заявил: «Поистине жаль, если сельский хор берется за непосильные пьесы, как по своим познаниям, так и по голосовым средствам, и от такого пения не может получиться нрав­ ственного впечатления. Такие любители идут в хор не для удовлетворения своих религиозных чувств, а ради развлечения... Люби­ телям советуем и предлагаем петь в церковном хоре», («Тамбовские, губернские ведомо­ сти» № 95 за 1915 год). Великая Октябрьская социалисти­ ческая революция положила конец этой дикости и произволу, открыла широкий простор для духовного ро­ ста советского народа. В распоряжении советских людей сейчас находятся все материальные и духовные ценности культуры: те­ атры, школы, музеи, типографии, кино, дворцы и дома культуры, биб­ лиотеки, печать и радио. Будучи полновластным хозяином, советский парод является активным строите­ лем культуры, имеет все необходи­ мое для полного проявления своих творческих способностей и талантов. Р Н Ы Д Ъ Е И м Сейчас в Советском Союзе имеет­ ся 501 профессиональный.театр, 149 тысяч киноустановок, 127 тысяч клубных учреждений, 368 тысяч биб­ лиотек. Как и во всей стране, поднимает­ ся культура нашей области. Вот как росла .сеть культурно-просветитель­ ных учреждений в Липецком крае за годы Советской власти: учрежден»» культуры »17 Клубные учреждения - Массовые библиотеки ; (без профсоюзных) Учебные заведения культуры _ Киноустановки ; Г954 г. 566 231 3 316 1967 г. 708 67* 28 763 Анализируя эти цифры, надо учесть, что произошло и качествен­ ное изменение культпросветучрежде- иий. Так, если в 1954 году в области было 258 изб-читален, то сейчас их почти не стало; Вмезто них созданы сельские клубы. Клубные здания се­ годня строятся по типовым проек­ там. Сейчас в области нет ни одного района, где не велось бы строитель­ ство хорошо оборудованных домов культуры и клубов. В ,1960 году сов­ хоз «Петровский» Добнинского рай­ она построил Дом культуры со зри­ тельным залом на 375 мест. В нем размещена совхозная библиотека, установлена новейшая киноаппара­ тура. Имеются .-комнаты для круж­ ковой работы. В то время это было редкостью. Через пару лет возведе­ ны дома культуры на 400 мест каж­ дый в совхозе «Агроном» Лебедян­ ского района и в колхозе «Маяк коммунизма» Усманского района. А за последние три года в области построено и сдано в эксплуатацию 95 объектов культуры и сейчас строится 103 клубных и библиотеч­ ных здания. В райцентрах Хлевное и Измалково начато возведение до­ мов культуры на 400 мест каждый, 8 г. Задонске — на 600 мест. В Ли­ пецке завершаются отделочные ра­ боты во Дворце культуры профсою­ зов на 800 мест, быстрыми темпами ведется строительство здания обла­ стного драматического театра. Укрепление материальной базы культурно-просветительных учрежде- ний вызвало решение еще одного важного вопроса: преобразование клубов в дома культуры. Клубные учреждения проводят интересную работу. Примером тому может служить Чериавский Дом куль туры, которым РУ' ководит Зинаида Ивановна Кали­ нина, недавно на­ гражденная ор. деном Трудового Красного Знаме­ ни. В клубах и до- ма>х культуры об­ ласти в 1966 году и первой полови­ не' 1967 года прочитано более 30 ты­ сяч лекций и докладов на самые различные темы. Важной стороной работы клубных учреждений явля­ ется художественная самодеятель­ ность, которая в период юбилейного Всероссийского смотра достигла особого расцвета. Со сцен клубов, домов и дворцов культуры звучат песни, отражающие героическое прошлое нашего госу­ дарства, о Родине, Ленине, партии репертуары самодеятельных кол- В лективав включены произведения, посвященные 50-летию Советской власти. Многое делают для улучшения культурного обслуживания населе ния профессиональные учреждения: областной драматический театр, те­ атр кукол и филармония. Они стре­ мятся донести искусство до ши­ роких масс, выступают в колхозах и совховах, а .летом подчас и прямо в поле. И число таких выступлений растет. Если в 1963 году областная филармония дала 1169 концертов и обслужила. 199 тысяч человек, то в 1966 году состоялось около 2000 кон цертов, на которых побывали 510 ты­ сяч человек. Областной драматический театр за сезон поставил 500 спектаклей и об­ служил около 200 тысяч зрителей. Кроме профессиональных, в обла­ сти работают 4 народных театра Задонский, Елецкий, Чаплыгинский, тракторостроителей. К 50-летию Со­ ветской власти они подготовили но вьге интересные спектакли. Так, в Ельце была поставлена пьеса поэ- та-комиссара Вермишева «Красная Чгравда». которая показывалась и пэ центральному телевидению. Большую работу проводят библи­ отеки нашей области. В книге Каминского («Стаготчет Липецкого уезда за 1917—1922»] говорится, что. в уезде была 21 биб лиотека и 10406 книг, а читателей всего 919. В самом Липецке в 1922 году насчитывалось 7 библиотек, из них 6 закрытых и 1 публичная. Но уже в 1927 году только в сельской местности на территории области было 105 массовых библиотек. А к Ему января 1967 года их насчиты валось 675. Всего же в области сей­ час 1987 библиотек, имеющих 10 млн. томов книг. Библиотекари стремят­ ся донести книгу до каждого насе лея-ного пункта, до каждой колхоз­ ной и рабочей семьи. Чтобы удов летворить запросы читателей, они обмениваются книжными фондами, организуют передвижки в отдален­ ных населенных пунктах, на животноводческих дуДАдсу фермах, ведут массовую работу на производст­ венных участках. В ходе Всероссийского общественного смотра лучших результатов до­ бились библиотеки Дол- .• горуковского, Измалкоа- ского, Становлянского районов. Особенно зна­ чительны успехи Весе­ ловской, Слепухинской, Стегаловской, которые в числе пятидесяти других завоевали звание «Биб­ лиотека отличной раб> ты». Большую роль в куль­ турной жизни нашей об­ ласти играют народные университеты, государст­ венные и народные му­ зеи, музыкальное и культурно- просветитель­ ное училища и шк-рлы, киноустановки, радио, печать и т. д. Мы яв­ ляемся свидетелями н участниками бурного рос­ та культуры нашего на­ рода. А. ПОРТНИХИН, начальник областного управления культуры. ц - * РОЖДЕНИЕ НОВОЙ Ш КОЛЫ С о в е т с к а я власть с первых дней своего существования призвала учительство строить новую, советскую школу. В конце 1917-—1918 учебного года Липецкий уездный комиссариат просвещения (так тогда назывался отдел народ­ ного образования), возглавляемый членом . РКП (б) Натальей Пав­ ловной Агте, созвал в г. Ли­ пецке первый учительский съезд. На нем присутствовали почти все учителя сельских и, городских школ уезда — их б’ыло около 300 человек. В то время в сельской ме­ стности были только начальные шко­ лы, так называемых школ повышен­ ного типа во всем Липецком уезде (а он занимал примерно четвертую часть территории Липецкой области) было только три: в Шехмани и Алексеевне — двухклассные с пяти- год-ичным сроком обучения и в Сыр- оком — второклассная учительская школа. Первым в повестку дня съезда был поставлен вопрос об отношении учительства к Советской власти. Сначала председатель уездного Сов­ депа Владимир Николаевич Агте сделал доклад о текущем моменте, в котором рассказал о декретах и мероприятиях Советского правитель­ ства по строительству нового, социа­ листического общества, о роли ин­ теллигенции в этом строительстве, о международном положении нашего государства, и призвал, учительство работать рука об руку с Советской властью. Затем началось обсужде­ ние вопроса. В то время в Липецке было так называемое педагогическое общест­ во, являвшееся отделением Всерос­ сийского учительского союза, •кото­ рый, ка к' известно, выступал претив политики Советского правительства в области просвещения и призывал учительство страны к забастовке. Педагогической общество было не­ многочисленным, оно состояло пре­ имущественно из учителей старших классов средних учебных заведений- Так вот, правление этого преслову­ того общества предложило съезду такую ..резолюцию, в которой гово­ рилось, что, поскольку учительство по своему классовому составу явля­ ется неоднородным и состоит из представителей разных слоев насе­ ления — крестьян, ремесленников, мелкой буржуазии, духовенства и даже дворянства,— оно не может ответить на поставленный вопрос утвердительно или отрицательно. Но учительство признает Советскую власть постольку, поскольку она в области народного образования будет проводить прогрессивную програм­ му. Эта туманная резолюция не вы­ ражала действительного настроения большинства учителей. ‘Тогда группа учителей начальных школ во главе с учителем-коммунистом А. А. Ро­ мановым внесла проект другой резо- Кружок ликвидации безграмотности с. Предтеченское. (Из фондов Липецкого музея)„ люции, в которой говорилось, что учителя Липецкого уезда безогово­ рочно признают Советскую власть и обязуются в своей работе проводить политику Коммунистической партии, пропагандировать среди населен,4я идеи социализма, оказывать мест­ ным Совдепам всяческую помощь в их работе по закреплению завоева­ ний Великой Октябрьской социали­ стической революции. Эта резолюция была принята по-' давляюшим .большинством голосов. Съезд закончился пением пролетар­ ского гимна «Интернационал». По окончании съезда была создана инициативная группа для организа­ ции съезда учителей-интернационали- стов, в которую вошли 20 человек, работавших в начальных школах, в их числе были: А. А. Кровяков, А, А. Романов, А. Я. Путин, В. Г. Бобылкин, В. П. Смирнов’ И. Ф. По­ хмелкина и другие. Группа развер­ нула агитационную работу но во­ влечению в члены союза. На первом уездном съезде учителей-интернаиио- налистов, состоявшемся в августе 1918 года, присутствовало большин­ ство школьных работников, свыше 200 человек. К 1918—19 учебному году было опубликовано «Положение о единой трудовой школе», и учителя с энту­ зиазмом принялись за строительство новой советской школы. Дело это было еще нйкем не изведанное. Не было "новых программ и учебников, но Коммунистическая партия и Со­ ветское правительство делали все для того, чтобы перестроить работу школы, вооружить учителей необхо-.. Димыми знаниями. Народный Комиссариат просвеще­ ния в каждом уезде организовывал курсы. Они ежегодно проводились и в Липецком уезде. На них учителей знакомили с декретами Советского правительства по народному образо­ ванию, с методическими письмами Наркомпроса,,. читали для них лек­ ции. по ^педагогике, психологии., ре­ флексологии, по. трудовому и поли­ техническому обучению, по полит­ грамоте и на другие темы. Учителя жадно впитывали в себя полученные знания и попользовали их в своей практической работе в школе и сре­ ди взрослого населения. Большую помощь оказали статьи н речи В. И. Ленина, особенно еро выступления на II Всероссийском съезде учите- лей-интернационалистов, на III" съез­ де комсомола, ■на съезде по вне­ школьному образованию. Зажгли энтузиазмом пламенные речи и ста­ тьи наркома просвещения А. В. Лу­ начарского и его первого замести­ теля Н. К. Крупской. В ,1923—24 учебном году были из­ даны новые учебные программы, раз­ работанные Государственным ученым советом при Наркомпросе. Это об­ легчило работу учителей. При целом ряде недостатков программы все же способствовали общему развитию учащихся, их политическому воспи­ танию, росту активности, вовлечению в общественно-полезный труд. В октябре 1924 года вышел пер­ вый номер «Учительской газеты». Это было большим праздником для нас. Мы получили возможность си­ стематически знакомиться. с передо­ вым опытом работы по становлению новой школы, писать о своих про­ фессиональных нуждах. В январе 1925 года состоялся первый Всесо­ юзный учительский съезд, делегаты которого заявили, что учителя со­ ветской школы целиком и полностью поддерживают политику Коммуни-. З НАНИЕ иностранных языков — тоже показатель культуры людей. У нас, в отделе лите­ ратуры на иностранных языках об­ ластной библиотеки, в этом смысле много интересных наблюдений. От­ дел охотно посещают, читают в зале или берут на дом книги, журналы, газеты на английском, немецком, французском, польском и других языках. В отделе более 1560 читате­ лей, начиная с учащихся младших классов и кончая аспирантами ву­ зов, а также инженеры и техники, специалисты различных профессий. Немало читателей и таких, для ко­ торый иностранный язык является увлечением. Ему посвящают они свободное время. Вот приходит к нам Иван Яковле­ вич Дворников, 35 лет, слесарь. Он читает литературу на немецком язы­ ке уже в течение 5 лет Беседуешь, с ним и видишь, как этот скромный человек упорно, шаг за шагом про­ двигается вперед, и этим он невольно внушает к себе, уважение. Начинал он с литературы для 5-го класса, сей­ час добрался до книг для 8—9-х классов и даже до литературы, над' ПОЛЕЗНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ которой работают студенты первого курса вузов. И шестилетнюю дочку свою приобщает к изучению языка, берет для нее детские книги. Электрик Новолипецкого завода Георгий Павлович Чертков недавно вернулся из армии. До этого он чи­ тал на немецком языке довольно сложные по трудности книги, посе­ щал кружок по изучению немецкого языка при нашем отделе. Сейчас читает книги на немецком языке и неплохо разговаривает по-англий­ ски. Видимо, и в армии занимался. А вот человек, который имеет не­ обходимый минимум знаний ино­ странного языка — закончил вечер­ ний институт. И все-таки три года продолжает заниматься, совершенст­ вуется. Это я говорю о ма­ шинисте тепловоза Д. Е. Полосине. Плотник НЛМЗ Иван Кириллович Фадеев начал заниматься недавно. Немецкий язык дается ему трудно, но он проявляет завидное упорство. Обращается за помощью. Сейчас он изучает язык с помощью параллель­ ных текстов, русского и немецкого. Заливщику трубного завода Ю. Н. Китченко очень хочется изучить ан­ глийский язык, и он справляется с этим успешно. Назову еще газоэлектросварщика Н. И. Образцова, электрика Н. Ф. Долгова, рабочего В. Г. Соловьева. Впрочем, их много. Вы, наверное, за­ метили, что я, главным образом, при­ вожу фамилии рабочих? Число само­ стоятельно изучающих иностранные языки растет, но не только за счет у'шшихся и- студентов-заочников, ко­ торые, так сказать, вынуждены за­ ниматься, но и за счет рабочих. И не удивительно, каждый хочет знать больше. Г. СИДЕЛЬНИКОВА , зав. отделом литературы «а иностранных языках областной библиотеки. стической партии и Советского пра­ вительства и отдадут все свои силы и знания делу обучения и воспита­ ния молодого поколения в коммуни­ стическом духе. И они оправдали это заявление всей своей последую­ щей работой. По.чймо--о6учения детей, мы тогда вели большую общественную куль­ турно-просветительную работу. Ве­ черами занимались по ликвидации безграмотности среди взрослого на­ селения. На наши занятия приходи­ ли люди с корявыми мозолистыми руками, впервые в жизни с волне­ нием брали непнущимися пальцами карандаш, выводили буквы,ч делали первые шаги к знанию, к свету. Мы выступали с докладами на политические и естественно-научные темы, проводили беседы по текуще­ му моменту и о хозяйственно-поли­ тических кампаниях, ставили спек­ такли для населения. Так, напри­ мер, учителя Вешеловской. школы, в которой я работал в первые годы революции, ставили спектакли в среднем один раз в месяц. Среди них были такие пьесы: «Борьба за волю» (о событиях революция 1905 года), «Крестьяне» (борьба с кула­ чеством), «Униженные и оскорблен­ ные» (*из эпохи крепостного права), «Красный генерал», «Весна без солнышка» (о политзаключенных), «Бедность — не порок» А. Н. Ост­ ровского-, «От нее все качества» Л. Н. Толстого и другие. Перед каж­ дой постановкой читали доклады н-а общественно-политические , тем ы. Активное участие в работе драмати­ ческого кружка принимала партий­ ная ячейка во главе с ее руководи­ телем бывшим матросом Балтий­ ского флота Федором Ивановичем Пешкиным. Коммунисты, члены ко­ митета бедноты, члены сельского Совета вовлекали взрослое населе­ ние в пункты по ликвидации безгра­ мотности, организовывали посещение взрослыми мероприятий культурно- просветительного характера. Когда оглядываешься на прой­ денный Советской властью 50-летний путь, то видишь, какая гигантская культурная революция произошла в нашей стране. И приятно созна­ вать, что в этой огромной работе есть доля труда и народных учите­ лей. А. ТАТЬЯНИН, заслуженный учитель школы РСФСР. ■■■««аааао! 3 А П И С Ь В А Л Ь Б О М Е Д А Н КО В . (Соб. корр. «Ленин­ ского знамени»). В альбоме рай­ онной эстафеты культуры есть ин­ тересная запись. Под заголовком «Знания-народу» рассказывается об итогах деятельности сельской начальной школы в селе Сугробы Здесь сейчас 107 дворов. За 50 лет Советской власти школа вы­ пустила 1836 человек. Д о револю­ ции большинство населения было неграмотным. Теперь неграмотных нет. Среди выпускников маленькой сельской , школы — ученые , инже­ неры , учителя. , .Вот несколько имен. Н. II. Толстиков—научный сотрудник Волгоградского строи­ тельного института , Н. С. Головин — инженер , о дного из свердловских заводов , Н. И. Зенин—директор соседней Баловневской -средней школы , С. А. Новиков—директор совхоза « Барятинский». Многие бывшие учащиеся стали опытными механизаторами , мастерами полей и фер м, многие учатся в вузах техникумах. В Сугробско й школе 30 лет тру­ дится учительница О. М. Дорохо­ ва, на год меньше — 3. И. Гриши­ на. Сейчас учащиеся Ольги М ак­ симовны учатся только на «4» «5». Нет неуспевающих и в клас­ сах Зинаиды Ивановны. — Начнем с того, что 1920 год со всеми его трудностями — это уже шаг вперед по сравнению с дорево­ люционным состоянием медицинско­ го обслуживания населения в Ус- мал-ском уезде. У нас имеются сведе­ ния, что перед началом первой ми­ ровой войны в Усмани было, всего два врача, 6 фельдшеров и одна больница на 23 коек. В настоящее время в нашем рай­ оне 7 больниц на 4|35 коек, 63 врача, и 339 средних медработников. — Как рассредоточиваются по району медицинские учреждения? —В городе центральная районная больница насчитывает 235 мест, 105 коек- в Октябрьской больнице, 40 в Грачевке, по 25 в Поддубровке и Бреславке и 18 коек в Крутч-Бан­ горе. Это не считая детских упреж­ дений. — Как идет в районе строитель­ ство медицинских учреждений в на­ стоящее время? •— За последние годы в Усмаетокой больнице' построены корпуса тубер­ кулезного и инфекционного отделе­ ний по 50 коек каждое, молочная кухня. В Октябрьском вступила в строй новая амбулатория на 200 посещений в день, четырехквартир­ ный дом для медицинских работни­ ков. За последние четыре года с ча­ стных квартир переведены все 25 фельдшерско - акушерских пунктов. Завершено строительство амбулато­ рии в Поддубравке, прачечной, куз­ ни и двухквартирного дома для вра­ чей в Бреславке, кухонь н прачечной в Грачевке и Бреславке. — Каковы сейчас гигиеиичеекяе условия в больницах района? — Во-первых, на каждого больно­ го у нас в среднем во три смены белья; приобретены стиральные ма­ шины, (о недостатке мыла и рези быть не может); в районной больни­ це установлены, кроме того, центри­ фуги и сушильные камеры., В каж­ дом отделении канализация и водо­ провод. — В сообщении газеты, видимо, имеется в виду эпидемия сыпного тифа? — Да, в 1920 году в Уемани сви­ репствовал сыпной тиф. Кстати, бо­ лее десяти лет прошло с тех пор, как у нас был зарегистрирован по­ следний случай заболевания этой болезнью, Н А Р О Д Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О «...2/15 февраля с. г. в Липецке культурно-просветительным отделом при Липецком уездном Совете рабо­ чих, солдатских и крестьянских де­ путатов открыт Народный дом, сцена которого должна служить проводником в народ знания, луч­ ших произведений литературы и му­ зыки, а с ними я лучших идей, луч­ ших стремлений. Устройство и оборудование На­ родного дома в Липецке взял на се­ бя Совет рабочих, солдатских и кре­ стьянских депутатов, который * при­ способил для этой цели бывшее по­ мещение городского лазарета по Ус- манской улице, в доме Н. С. Шели- хова. ...Для открытия Народного дома была поставлена драма «В неравной борьбе»... Во всем видна опытная режиссерская рука, которая сумела удачно поставить спектакль в смыс­ ле костюмов и обстановки, несмотря на полное отсутствие таковых в На­ родном доме». («Известия Липецкого Совета рабочих, солдатских и крестьян­ ских депутатов» Ха<9, 1918 г.). Когда в Москве проходила декада ■искусства и культуры РСФСР, мно­ гие липчане ' увидели на экранах своих телевизоров в числе лучших самодеятельных коллективов России и шумовой оркестр с. Волховского Задонского района. Этому молодо­ му сельскому коллективу выпала честь выступать на сцене Кремлев­ ского Дворца съездов в заключи­ тельном концерте Всероссийского смотра художественной самодеятель­ ности, посвященного 50-летию Вели­ кого Октября. Юбилейный смотр показал небы­ валый расцвет народного творчест­ ва. Никогда еще армия энтузиастов самодеятельного искусства не была .такой многочисленной. Только в на­ шей области в смотре участвовало 70.000 рабочих, колхозников и слу­ жащих. Шестьсот государственных и профсоюзных клубов выставили 926 хоровых, 731 драматический, 227 музыкальных, 412 танцевальных кол­ лективов и 333 агитационно-худо­ жественные бригады. Лучшие из них участвовали в об­ ластном и зональном смотрах. Вол­ ховский оркестр — лишь один из победи гелей. Получили высокую оценку и многие другие творческие коллективы нашей области. Звания лауреата Всероссийского смотра удостоены народные хоры липецких металлургов, Усманского Дома культуры, танцевальные коллективы Дворца культуры тракторного заво­ да, управления профтехобразования, вокальный ансамбль Колыбельского Дома культуры, агитбригада цеха Ме 3 тракторного заводр. Многие коллективы и исполнители награж­ дены дипломами. В числе лауреатов и дипломантов — художественный руководитель и балетмейстер народного хора Ли­ пецких металлургов заслуженный артист РСФСР А. П. Мистюков и заслуженный работник культуры РСФСР Г. И. Галкин, хормейстер народного хора Усманского район­ ного Дома культуры, заслуженный работник культуры РСФСР А. А. Степанов, руководители танцеваль­ ных коллективов Дворца культуры тракторостроителей Н. И, Видманов, управления профтехобразования —- Г. И. Андрейчев, художественный ру­ ководитель Колыбелнекого Дома культуры Нина Иванова, чтец Люд­ мила Чадаева, певица Валентина Петре®а и другие. Заметно повысилось . мастерство участников художественной самоде­ ятельности. В хоровых коллективах развивается многоголосие. Повыша­ ется техника исполнения в оркест­ рах. К таким коллективам следует отнести народные хоры липецких металлургов, Усманекий, Задонский, управления профтехобразования, за­ вода «Свободный сокол», культурно- просветительного училища, духовые оркестры строителей, тракторного завода, оркестр народных' инстру­ ментов г. Уемани, эстрадный — клу­ ба железнодорожников г. Ельца и другие. В нашей области работает много хороших руководителей художест­ венной самодеятельности. Прекрас­ ными педагогами, мастерами хоро­ вой культуры зарекомендовали себя художественный руководитель хора липецких металлургов А. П. Ми;тю­ ков, хормейстеры А. А. Степанов из Уемани, А. Т. Давыдов из За- донска, Г. М. Асламов из Добринки. Важную роль в твор­ ческом росте самодея­ тельности играет Липец­ кое музыкальное учили­ ще, готовящее кадры ру­ ководителей для клубов и преподавателей для му­ зыкальных школ. Такие школы сейчас, есть во всех районах, и в каж­ дой из-них работают вы­ пускники училища. Наилучшие результаты в период смотра были достигнуты в Добрин- ском, Долгоруковском, Чаплыги,некем, Усман- ском, Измалковеком, Добровоком районах. В Добринском районе зна­ чительно увеличилось * количество кружков ху- дожественной самодеятельности, уча­ стников в них. Если в 1965 году в 6 клубных учреждениях района насчи­ тывалось 96 кружков художествен­ ной самодеятельности с количеством участников 1440 человек, то в 1967 году стало уже 120 кружков и 2500 участников. Это значит, что Добрпи­ скни район успешно выполнил обя­ зательство иметь в каждом клубе не менее 3-х кружков художествен­ ной самодеятельности. Если говорить о мастерстве испол­ нения, то и здесь добринцы добились многого. По итогам областного смотра агитбригада на зональном показе в городе Орде награждена грамотой Всероссийского смотра. Драмколлектив, народный хор, тан­ цевальный коллектив стали дипло­ мантами областного смотра. Хор яичной Студено-Хуторского сельского клуба репетиции. Липецкого района на предпразд- Фото А Гирева. Определенных успехов в развитии художествепной самодеятельностф добился Усманекий район. Народ­ ный хор (руководитель А. А Степа­ нов) вот уже десять лет держит первенство на смотрах среди кол­ лективов сельской художественной самодеятельности. В 1965 году он выступал на сцене Кремлевского Дворца съездов, а по результатам Всероссийского смотра в городе Во­ ронеже получил высшую награду — диплом лауреата. Усманекий народный театр кукол (режиссер В. В. Никулъшин) полу­ чил диплом I степени. Неплохо на областном смотре выступили также драмколлектив районного Дома культуры и оркестр народных ин­ струментов г. Усмавя. Самодеятельность Чапльггинскогч района представила интересные I "самобытные коллективы: о-ркеет] баянистов • Дубовского сельского Дома 'культуры, ансамбль старинно! русской песни Кольгбельского Дом, культуры. Чаплып-гнские народны: театр, оркестр баянистов, ансамбль старинной песни, духовой оркест получили дипломь/ I степени. В эти дни все коллективы само деятельности готовят праздничны? концерты. Юбилей Советской вла сти они отметят широким песенвы? разливом. Л . КРАСИВСКАЯ , директор областного Дома яародного творчества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz