Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я I ? « м б м 1 9 6 7 г .V- 211 Тр е т ь я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а СССР с е д ьь м о г о с о з ы в а Советское правительство, сказал А. А. Гречко, выносит на рассмотре­ ние I I I сессии Верховного Совета Союза ССР проект нового закона «О всеобщей воинской обязанности». Мне поручено доложить по существу этого документа. Данный вопрос имеет весьма важ ное значение в деятельности нашей партии и государства по укреплению обороноспособности страны. К а к из­ вестно. ныне действующий Закон о всеобщей воинской обязанности был принят еще в сентябре 1939 года, то есть 28 лет тому назад. За это время многое изменилось. Осуществлены огромные преобразования во всех об ластях жизни нашей страны. В современных условиях еще более возросли требования к обеспечению безопасности Советского государства, к подготовке,всего населения страны для вооруженной защиты социали­ стического Отечества. Принятие но­ вого Закона о всеобщей воинской обязанности будет отвечать проис­ шедшим изменениям и соответство­ вать духу требований партии о том, чтобы вопросы обороны страны по­ стоянно находились в центре нашего внимания. Укрепление безопасности страны является одним из непременных ус­ ловий успешного осуществления за­ дач строительства коммунизма. Это обусловлено наличием в мире враж­ дебных нашему строю агрессивных империалистических сил. Владимир Ильич Ленин указывал, что пока об­ щество делится на антагонистические классы, пока существует империа­ лизм, не снимается угроза военных авантюр против Страны Советов. «...Первой заповедью нашей поли­ тики, первым уроком..., который дол­ жны усвоить себе все рабочие и крестьяне, — говорил В. И. Ленин вскоре после окончания гражданской войны, — это -— быть начеку, пом­ нить, что мы окружены людьми, классами, правительствами, которые открыто выражают величайшую не­ нависть к нам». Найгему народу, продолжал «до­ кладчик, за годы существования Со­ ветской власти не раз приходилось с оружием в руках давать отпор им­ периалистическим захватчикам, от­ стаивать великие завоевания Октяб­ ря. Хотя позиции империализма за прошедшие полвека значительно ос­ лаблены, однако агрессивная сущ­ ность его не изменилась. «Углубле­ ние общего кризиса капитализма, обострение его противоречий, — го­ ворится в решениях X X III съезда партии. — усиливают авантюризм империализма, его опасность для народов, для дела мира и социаль­ ного прогресса». Этот вывод X X III съезда убедительно подтверждается событиями последнего времени. * Враждебная делу мира, свободы и независимости народов, политика им­ периалистических держав, их агрес­ сивные действия в различных час­ тях земного шара обострили между­ народную обстановку, усиливают опасность возникновения новой миро­ вой войны. Являясь искренними поборниками мира, марксисты-ленинпы никогда не были пацифистами. Они всегда под­ держивали справедливые войны, ис­ ходили из необходимости со всей ре­ шительностью и всеми имеющимися средствами защищать завоевания ре­ волюции, свободу и независимость Родины от империалистической аг­ рессии. Воины Советской Армии и Флота, заявил министр, преданные Комму­ нистической партии, своему народу, настойчиво овладевают боевым мас­ терством, повышают свою боевую го­ товность и своим самоотверженным служением Родине заслужили при­ знание и уважение у всех советских людей. Во всей своей деятельности в обла­ сти военного строительства партия ис­ ходит из того, что укрепление оборо­ носпособности страны, боевой мощи Вооруженных Сил — это дело всего народа, каждого гражданина Союза Советских Социалистических Респуб­ лик. Современная война, если ее раз­ вяжут империалисты, будет войной жестокой, с самыми решительными целями. Она охватит огромные тер­ ритории, вовлечет в свою орбиту не только армии, но и население воюю­ щих государств. Все это требует по­ вышения личной ответственности ка ж ­ дого гражданина нашего государст­ ва за выполнение своего священного долга перед Родиной в рядах Воору­ женных Сил. На дальнейшее повышение обороно­ способности страны, укрепление Воо­ руж енны х Сил СССР направлен но­ вый Закон СССР о всеобщей воин­ ской обязанности, проект которого представлен на рассмотрение настоя­ щей сессии. ВСЕОБЩЕЙ в оинс кой обяз а нно с ти Д о к л а д м и н и с т р а о б о р о н ы С С С Р д е п у т а т а А . А . . Г р е ч к о Ленинские принципы строительства Вооруженных Сил, положенные в основу ныне действующего Закона, выдержали испытание временем, про­ демонстрировали свою силу и жиз­ ненность. Однако, как уже говори­ лось, за истекшие 28 лет произошли крупные события, большие перемены. Нашему народу пришлось вести Ве­ ликую Отечественную войну — одну из самых суровых войн, какие знало человечество. Советский народ 'и его Вооруженные Силы одержали в этой войне всемирно-историческую победу. Разгром фашистских сил в" Европе, а также японского милитаризма оказал огромное воздействие на весь ход ми­ ровых событий, на соотношение сил между социализмом и капитализмом. Накануне Великой Отечественной войны^ Советский Союз был единст­ венной социалистической державой, и его Вооруженные Силы фактически одни стояли на страже завоеваний социализма. Ныне положение совер­ шенно иное. В послевоенные годы сложилась и окрепла миррвая систе­ ма социализма. Межд\^ братскими странами социализма установилось тесное сотрудничество во всех обла­ стях, в том числе и военной. В ответ на создание империалиста­ ми^^агрессивного блока НАТО в мае 1955 года был подписан Варшавский Договор, который явился важным вкладом в дело обеспечения безопас­ ности стран социалистического со­ дружества, упрочения мира в Европе и во веем мире. Это обстоятельство в свою очередь выдвинуло перед на­ шим государством и его армией но­ вые задачи интернационального ха­ рактера. После принятия ныне действующе­ го Закона о всеобщей воинской обя­ занности большие изменения произо­ шли и внутри нашей страны. Одер­ жана полная, окончательная побе­ да социализма. В ходе строительства социализма и коммунизма укрепился союз рабочего класса н колхозного крестьянства, укрепилась дружба на­ родов СССР. Еще выше поднялась руководящая роль Коммунистической партии в советском обществе. Неизмеримо выросла экономика Советского государства. Крупные ус­ пехи достигнуты в развитии сельско­ го хозяйства. Огромный взлет сдела­ ли наука и техника. Колоссальный рост социалистиче­ ской промышленности, происшедшие структурные сдвиги в ее развитии позволили оснастить нашу армию и флот самой совершенной военной техникой. По своему техническому оснащению и боевым возможностям Советская Армия и Военно-Морской Флот существенным образом отлича­ ются от тех, какие они были в 1939 году. Разрешите с этой высокой трибу­ ны, сказал министр, от имени всего личного состава армии и флота вы­ разить глубокую благодарность пар­ тии и правительству за постоянную заботу о Вооруженных Силах стра­ ны. Мы благодарим рабочих, ученых, инженеров,- техников — весь совет­ ский народ за то, что он вручил нам такое грозное оружие, и заверяем, что советские воины, если потребу­ ется, умело используют это оружие для защиты своей Родины. На Вооруженные Силы, отметил докладчик, их боевую мощь оказали и продолжают оказывать большое влияние и те глубокие социальные преобразования, которые осуществле­ ны в нашей стране. Социализм неиз­ меримо возвысил и обогатил духов­ ную жизнь советских людей. Роет образовательного уровня вызвал большие изменения в личном составе Вооруженных Сил. Если в 1939 году в кадрах армии и флота военнослу­ жащих с высшим и средним образо­ ванием было около 12 проц., с не­ полным средним — 27 с половиной процентов, с начальным — примерно 60 с половиной процентов, то в на­ стоящее время среди личного соста­ ва Вооруженных Сил количество лиц с высшим и средним образованием увеличилось почти в четыре раза и составляет около 46 проц, всего лич­ ного состава. Количество военнослу­ жащих, имеющих неполное среднее образование, увеличилось до' 54 проц., то есть в два раза, а количе­ ство лиц, имеющих начальное обра­ зование, уменьшилось в несколько десятков раз и составляет сейчас ме­ нее одного процента. Если иметь в виду офицерский со­ став, то уровень его образования возрос еще более. Сейчас каждый четвертый советский офицер имеет высшее военное или другое высшее специальное образование. Более чем в три раза по сравнению с 1945 го­ дом вырос удельный вес инженерно- технического состава. Заметно выросли ряды армейских и флотских коммунистов и комсо­ мольцев. В 1939 году в армии и на флоте имелось одиннадцать с поло­ виной процентов членов и кандида­ тов в члены КПСС и около 41 про­ цента комсомольцев. В настоящее время — двадцать два процента лич­ ного состава» армии и флота состав­ ляют коммунисты и более 60 процен­ тов комсомольцы. Огромные изменения, происшедшие в нашей стране, в армии и на фло­ те, возросшие требования к подго­ товке людей для вооруженной заши­ ты Родины, вызывают необходимость пересмотра ряда положений ныне действующего Закона о всеобщей во­ инской обязанности. Назрела настоя­ тельная необходимость призести все положения Закона в полное соответ­ ствие с современными требованиями партии к организации защиты соци­ алистического Отечества. Проект За кона о всеобщей воинской обязанно­ сти вносит ряд принципиально но­ вых положений в порядок выполне ния почетной обязанности граждана­ ми СССР. Проект Закон а, сказал министр, полностью исходит из требований статьи 132 Конституции СССР, кото­ рая гласит: «Всеобщая воинская* обязанность является законом. Во­ инская служба в рядах Вооруженных Сид СССР представляет почетную обязанность граждан СССР». На ос­ новании этого устанавливается, что в рядах Вооруженных Сия должны про­ ходить действительную военную слу­ жбу все мужчины—граждане СССР, независимо от их расовой и нацио­ нальной принадлежности, вероиспо­ ведания, образования, социального и имущественного положения. Законопроектом предусматривается исполнение воинского долга и для женщин, имеющих медицинскую и другую специальную подготовку. В мирное время они могут быть взяты на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действи­ тельную военную службу в возрас­ те от 19 до 40 лет. Сокращение сроке® службы — это одно из важнейших изменений, вно­ симых в Закон, подчеркнул доклад­ чик. Оно имеет непосредственное от­ ношение и к другим вопросам, свя­ занным с выполнением гражданами СССР воинской обязанности. Сроки действительной военной службы, установленные Законом 1939 года, по ряду причин неодно­ кратно изменялись. Так, в 1950 году для рядового состава сухопутных и внутренних войск срок службы вме­ сто д в у х лет был установлен в три года. В 1955 году для сержантов и солдат Военно-Воздушных сил, час­ тей береговой обороны и кораблей пограничных войск продолжитель­ ность военной службы сокращена с 4 до 3 лет, а для старшин н матро­ сов Военно-Морского Флота — с 5 л<э 4 лет. В настоящее время матро­ сы и старшины' Военно-Морского Флота служат 4 года, а все осталь­ ные солдаты и сержанты Вооружен­ ных Сил — 3 года. Кроме того, для лип. имеющих высшее образование, в 1965 году был установлен одного­ дичный срок службы. Значительный рост общеобразова­ тельного и технического уровня со­ ветской молодежи, ее высокая мо­ ральная и физическая подготовка позволяют овладеть военной специ­ альностью, оружием и боевой техни­ кой в более короткие сроки. В связи с этим продолжительность действи­ тельной военной службы предусмат­ ривается сократить на один год » установить следующие сроки: — Для солдат, сержантов и стар­ шин Советской Армии и авиации Во­ енно-Морского Флота, пограничных я внутренних войск — 2 года; • 7 * для матросов н старшин копаб- лей, судов и беоеговых частей ВМФ и морских частей пограничных войск —* 3 года. Для лиц, имеющих высшее образо­ вание. поедлагается сохранить одно­ годичный срок службы, так как при наличии высшего образования^они в течение этого срока м о г у т овладеть военным делом и подготовиться к сдаче экзаменов на офицера запаса. По действующему Закону, продол­ жал А. А. Гречко, на действительную военную службу призываются граж ­ дане. которым в гол призыва испол­ няется девятнадцать лет. а окончив­ шим среднюю школу и ей соответст­ вующие учебные заведения — восем­ надцать лет. Фактически V нас суще­ ствует два призывных возраста — 19 и 18 лет. Если в сороковых годах длт этого имелись основания, поскольку средние школы оканчивало меньшин­ ство молодежи, то в настоящее вре­ мя положение дел ■изменилось. К то­ му же недалеко то время, когда вся наша молодежь будет получать среднее образование. Это обстоя­ тельство выдвигает необходимость иметь один призывной возраст — 18 ’ лет, так как подавляющее большин­ ство юношей заканчивает среднюю школу в этом возрасте и их физиче­ ское развитие позволяет им успешно выполнять обязанности военной слу­ жбы. Возможность уменьшения призыв­ ного возраста с 19.до 18 лет под­ тверждается практикой приема моло­ дежи для обучения в военные учи­ лища. На протяжении многих лет в военные училища принимаются юно­ ши, достигшие 18-летнего возраста. Все они успешно овладевают воен­ ным делом и после окончания воен­ ных училищ в течение многих лет служат в Вооруженных Силах на офицерских должностях. Исходя из этих данных и учитывая достигнутое улучшение в состояния здоровья призывной молодежи, про­ ектом Закона предусматривается ус­ тановить призыв на действительную военную службу юношей, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Закончив военную службу в возрас­ те 20 лет и пройдя армейскую школу воспитания и обучения, они будут иметь более благоприятные условия для продолжения образова­ ния, трудоустройства и устройства личной жизни. Можно с уверенностью сказать, что сокращение на один год сроков слу­ жбы для солдат, матросов, сержан­ тов и старшин, а также установле­ ние 18-летнего призывного возраста будет встречено нашим народом с одобрением. По существующему Закону основ­ ной призыв граждан на действитель­ ную военную службу проводится в ноябре—декабре, а для частей, рас­ положенных в отдаленных районах и находящихся за границей, — в июне и сентябре. Срок же службы для всех военнослужащих исчисляется е 1 января, следующего за годом при­ зыва. В результате такого порядка: призыва и исчисления сроков служ­ бы многим военнослужащим факти­ чески приходится служить более продолжительное время, чем это ус­ тановлено Законом. Законопроект предусматривает призыв граждан на действительную военную службу проводить два разз в год равными частями: в мае — нюне и в ноябре — декабре. Пви подготовке проекта Закона были тщательно изучены все стороны это­ го вопроса и установлено, что такой порядок призыва создаст более бла­ гоприятные условия для поддержа­ ния на должном уровне боевой го­ товности войск» Кроме того, прове­ дение призыва в эти сроки учиты­ вает интересы нашего сельского хо­ зяйства, так как к маю — июню по­ всеместно заканчиваются весенние полевые работы, а к ноябрю — де­ кабрю завершается уборка урожая. Увольнение в запас военнослужа­ щих соответственно будет прово­ диться в эти же сроки—т. е. два раза в год. Уволенные из ^ Вооруженных Сил в мае—июне смогут активно включиться в трудовую жизнь в наи­ более напряженный период сельско­ хозяйственных работ или готовиться в учебные заведения. В связи с введением нового поряд­ ка призыва предусматривается уста­ новление и нового исчисления сро­ ков действительной военной службы. Военнослужащим, призванным в иво­ вой половине- года (в мае — июне), срок службы будет исчисляться с 1 июля, а призванным р ноябре — декабре — с 1 января, следующего за годом призыва. Такой порядок уст­ ранит существующий разрыв между сроками призыва и началом срока действительной военной службы. Интересы обороны страны и про­ исшедшие изменения в оснащении армии и флота новейшей техникой и вооружением, продолжал докладчик, требуют уделять больше внимания молодежи, призываемой на действи­ тельную военную службу, по-настоя­ щему готовить ее к защите социали­ стической Родины. Установленная Законом 1939 годэ начальная и допризывная военная подготовка молодежи в средних школах и соответствующих им учеб­ ных заведениях, начиная с 5 класса, после ВеликоА Отечественной войны по ряду причин была упразднена. Между тем возросшие требования к воинам и сокращение сроков воен­ ной службы вызывают необходи­ мость еще до призыва готовить мо­ лодежь к службе в Вооруженных Силах. Поэтому законопроект преду­ сматривает установление для моло­ дежи системы начальной военной подготовки. Эта подготовка должна проводиться в обязательном плано­ вом порядке со всеми юношами до­ призывного и призывного возра-сгоз повсеместно, без отрыва от произ­ водства и учебы. В процессе начальной военной подготовки с юношами допризывно­ го и призывных возрастов наша мо лрдежь будет воспитываться в духе дисциплиииро®анности, организован­ ности и получать необходимые ей на­ чальные военные знания. Все эго создаст условия для того, чтобы призванные в Вооруженные Силы юноши могли быстрее овладевать современным оружием и боевой тех­ никой, стать полноценными воинами. С учащейся молодежью начальную военную подготовку предусматри­ вается проводить силами штатных военных руководителей в средних общеобразовательных школах, начи­ ная с 9 класса, в средних специаль­ ных^ учебных заведениях, а также а учебных заведениях системы профес­ сионально-технического образования. Юноши, не обучающиеся в днев­ ных (очных) учебных заведениях, начальную военную подготовку бу­ дут проходить без отрыва от произ­ водства на учебных пунктах, созда­ ваемых на предприятиях, в учрежде­ ниях, организациях и колхозах. Интересы постоянной боевой го­ товности войск и укрепление обо­ роноспособности страны, наряду с введением начальной военной учёбы, вызывают необходимость подготовки для армии и флота ряда специали­ стов из призывной молодежи. В свя­ зи с этим проектом Закона преду­ сматривается подготовку этих специ­ алистов проводить из числа юцршей, достигших 17-летнего возраста, в учебных организациях -ДОСААФ и в учебных заведениях системы профес­ сионально-технического образования. Количество специалистов, подлежа­ щих подготовке, будет устанавли­ ваться Советом Министров СССР. В городах подготовку специали­ стов для Вооруженных Сил СССР намечается проводить без отрыва от производства. На период сдачи эк­ заменов обучающимся юношам пре­ дусматривается предоставлять отпу­ ска продолжительностью 5—7 рабо­ чих дней с сохранением среднего за­ работка по основному месту работы. В сельских районах подготовка ука­ занных специалистов может прово­ диться с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период.. Перечень этих районов будет уста­ навливаться Советами Министров союзных республик, не имеющих об­ ластного деления, Советами Минист­ ров .автономных республик и испол­ нительными комитетами краевых и областных Советов депутатов трудя­ щихся. <1 ' ' За призывниками, привлекаемыми к обучению с отрывом от производ­ ства, предусматривается сохранение места работы, занимаемой должно­ сти и выплата 50 проц, среднего за­ работка.( По Закону 1939 года, отметил А. А. Гречко, студентам высших учебных заведений отсрочек от при­ зыва ^ на действительную военную службу не устанавливалось. Позже аказом Президиума Верховного Со­ вета СССР отсрочки для продолже­ ния образования были предоставле­ ны всем студентам вузов, >в том чис­ ле вечерних и заочных. Проектом Закона отсрочки от призыва для прохождения образования преду­ сматриваются только студентам диезных (очных) высших учебных заведений. Это наиболее целесооб­ разный подход к предоставлению от­ срочек для продолжения образова­ ния студентам высших учебных за­ ведений, так как в вечерних и за­ очных вузах сроки обучения более продолжительные, чем в дневных, я в них не проводится военной подго­ товки, Надо также учитывать, что вечерние и заочные вузы созданы з основном для граждан старших воз­ растов, которые в свое время не имели возможности поступить в дневные (очные) вузы. Поэтому бу­ дет вполне правомерным, если в ве­ черние и заочные вузы граждане бу­ дут поступать после прохождения службы в рядах Вооруженных Сил. Что касается отсрочки для окон­ чания средней школы, то она ос­ тается, как это предусмотрено дей­ ствующим законом, т. е. будет пре­ доставляться до 20 -летнего возраста. При этом законопроект предусмат­ ривает предоставление отсрочки только для получения одного (обще­ го или специального) среднего обра­ зования. Юноши, поступившие в средние специальные учебные заве­ дения после окончания общеобразо­ вательной средней школы, не м о г у т в соответствии с новым Законом пользоваться правом на отсрочку для окончания этих учебных заведе­ ний. Эта мера направлена на то, чтобы призывники, получившие сред­ нее образование, своевременно при­ зывались для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил. Министр напомнил, что по З аю - ну 1939 года призывники, содержа­ вшие своим трудом нетрудоспособных отца или мать, жену с двумя и бо­ лее детьми, а также родных братьев и сестер до 46-летнего возраста, при отсутствии _у них других лиц или организаций, могущих взять их нз содержание, получают льготу посе­ мейному положению и на военную службу не призываются. В дополне­ ние к действующему положению за­ конопроект предусматривает предо­ ставлять отсрочку по семейному по­ ложению также призывникам, содер­ жащим своим трудом о д и н о к у ю тру­ доспособную мать с двумя и более детьми в возрасте до 8 лет, если она не имеет других трудоспособных де­ тей. Отсрочку также будут получать призывники, которые в связи со смертью родителей в течение 10 и более лет находились на иждивении других лиц, если эти лица являются нетрудоспособными. Таким образом, круг лиц, имеющих право на отороч­ ку по семейному положению, расши­ рится. Действующим Законом предель­ ный призывной, возраст не опреде­ лен В нем лишь „сказано, что воен­ нообязанные могут быть призваны на Действительную военную службу в течение пяти лет с момента зачис­ ления их в запас. Новый Закон бо­ лее точно определяет это положение и устанавливает, что лица, получив­ шие отсрочку и не призванные пт другим п-ричииам на действительную военную службу в установленные сроки, могут быть призваны в ряды Вооруженных Сил до достижения ими 27-летнего возраста. Это создаст более благоприятные условия для выполнения воинского долга всеми гражданами СССР. Докладчик подчеркнул, что пред­ метом особой заботы Коммунистиче­ ской партии и Советского прави­ тельства в области военного строи­ тельства является подготовка и вос­ питание военных кадров,, преданных делу коммунизма и способных уме­ ло руководить войсками. Проект но- вого Закона в основном сохраняет действующий порядок прохождения военной службы офицерским соста­ вом. Вносимые изменения и -допол­ нения по отдельным вопросам отве­ чают потребностям развития Воору­ женных Сил на современном этапе и обеспечивают решение задач по улучшению работы с офицерскими кадрами. На основе многолетней практики предусматривается увеличить пре­ дельный возраст состояния на дейст­ вительной военной службе для млад­ ших лейтенантов и лейтенантов с 30 до 40 лет, для старших лейтенантов с Зо до 40 лет, для майоров' с 40 до 4о лет и для полковников с 45 до 50 лет. Это направлено на то, чтобы" сократить увольнение в запас, офи­ церов в сравнительно молодом, ра­ ботоспособном возрасте. Предусматривается решение и та­ кого важного вопроса, как призыв в Вооруженные Силы офицеров за­ паса. Из года в год наши Воору­ женные Силы испытывают потреб­ ность в специалистах, которые го­ товятся в гражданских вузах. В свя­ зи с этим в последние "годы такие специалисты по решениям прави­ тельства призываются в. Вооружеч- ные Силы для прохождения службы на офицерских должностях. Однако срок службы для них не определен. Проектом Закона предусматрива­ ется призывать на действительную военную службу в мирное время молодых специалистов — офицеров запаса на два-три года, после чего они будут возвращаться в народное Хозяйство. Количество специалистов, подлежащих призыву, будет опреде­ ляться Советом Министров СССР, исходя из •интересов как Вооружен- ньгх Сил, так и народного хозяйства. Призыв указанных лиц на военную службу даст им возможность вы­ полнить свой воинский долг, как это установлено Законом для всех граж ­ дан СССР, « позволит получить не­ обходимый опыт службы на офицер­ ских должностях, что имеет боль­ шое значение для повышения оборо­ носпособности страны. Сроки состо­ яния в запасе офицеров, сержантов, старшин, солдат и матросов, уста­ новленные действующим Законом, сообщил министр, предлагается со­ хранить и в новом Законе за исклю­ чением некоторых категорий высшего офицерского состава. Предлагается сократить также сроки состояния в г запасе для военнообязанных жен­ щин, принятых на воинский учет согласно Закону о всеобщей воин- - ской обязанности. По действующему Закону они должны состоять в запа­ се до тех же возрастов, что и муж ­ чины. Учитывая трудности военной ; службы, законопроект устанаели- : вает предельный возраст состояния в запасе для женщин-офицеров •до 50 лет, а для женщин-сержантов и сол­ дат — до 40 лет. Проект нового Закона в основном сохраняет действующий порядок привлечения военнообязанных для прохождения учебных сборов в вой­ сках. В то же время признанб целе­ сообразным общий срок учебных сборов.за все время состояния в за­ пасе сократить с 36 до 30 месяце» и уменьшить их количество для во­ еннообязанных первого разряда пер-■ вой категории с шеста до четырех, а для военнообязанных первого раз­ ряда второй категории — с девяти до шести. А. А., Гречко отметил, что проект нового Закона предусматривает, для военнослужащих и призванных на учебные сборы военнообязанных зею полноту прав я обязанностей совет­ ских граждан, которые закреплены Конституцией СССР. За военнослужащими срочной во­ енной службы ..сохраняется .занимае­ мая . имя жилая площадь, и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилой площади. Но исполкомы местных' Советов, руководителей предприя­ тий. учреждений, организаций, кол­ хозов и учебных заведений возла­ гается обязанность предоставлять' уволенным в запас военнослужащим срочной н сверхсрочной службы ра­ боту не позднее месячного’ срока со дня обращения, с учетом их специ­ альности и опыта работы. За липа­ ми, призванными на действительную военную службу в период ■обучения • в учебных заведениях, при увольне­ нии в запас лредосма-триваетея со­ хранить право быть зачисленным для продолжения учебы в том учеб ном заведении и на том курсе,' где они обучались до призыва иа воен­ ную службу. . Увеличивается размер материаль­ ного 'Обеспечения военнообязанных, призываемых на учебные сборы. За рабочими, служащими и колхозни­ ками, призванными на учебные сбо­ ры, сохраняется за время сборов за­ нимаемая должность и выплачива­ ется им по месту работы 75 проц, среднего'заработка вместо 50 проа., по действующему Закону. Наш народ окружил свои Воору­ женные Силы глубоким уважением, / сказал министр. Он любовно назвал их могучим щитом Родины. В един- ‘ стве народа н армии, в мудром ру­ ководстве ленинской партии — не­ победимая сила Советского государ­ ства. Мы не сомневаемся, что новый Закон с одобрением воспримут все советские люди. Менее месяца осталось до славно­ го юбилея — 50-летия Октябрьской социалистической революции. Совет­ ский народ идет к знаменательной дате, полный решимости отдать все свои силы и энергию делу дальней­ шего процветания нашей великой Родины. Он будет и впредь прояв­ лять неустанную заботу об укрепле­ нии обороноспособности страны, на­ ших Вооруженных Сил. „ Вооруженные Силы Советского Союза, заявил в заключение А. А. Гречко, всегда были верным, стра­ жем завоеваний Октября. Ныне лич­ ный состав армии и флота в нелег­ ком ратном труде изо дня в день совершенствует боевое мастерство, чтобы быть готовым в любой момент с честью выполнить приказ Родины. На недавно закончившихся крупных учениях, которые явились отчетом армии нашему народу, Коммунисти­ ческой партии и Советскому прави­ тельству, солдаты, сержанты, офи­ церы и генералы проявили высокий моральный ?дух, глубокое понимание своих задач и продемонстрировали готовность с честью выполнять свой воинский долг. Позвольте заверить вас, товарищи •депутаты, а в вашем лице весь со­ ветский народ, что наша армия и флот и впредь будут надежно обе­ регать созидательный труд советских людей, великое дело коммунизма. М О Г У Ч Е Й (Окончание. Начало на 1*й стр.) которая существовала при Совете Национальностей. Сессия перешла к следующему пункту повестки дня—утверждению Указов Президиума Верховного Со­ вета СССР. С докладом выступил секретарь Президиума Верховного Совета СССР, депутат М. П. Геор­ гадзе. Верховный Совет СССР утвердил Указы Президиума Верховного Со­ вета СССР и принял соответствую­ щие Законы и постановления. Далее сессия рассмотрела вопрос об избрании Верховного суда СССР. Слово было предоставлено замести­ телю председателя Президиума Вер­ ховного Совета СССР депутату М. А Искендерову. В соответствии со Статьей .105 Конституции СССР, сказал он, Вер­ ховный суд СССР избирается Вер­ ховным Советов Союза ССР сроком на пять лет. В связи с истечением срока полномочий Верховного суда СССР в апреле 1967 года Президиум Верховного Совета СССР продлил срок его полномочий до настоящей сессии. М . А Исканд еров сообщил, ч то Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел вопрос о составе Верхов­ ного суда СССР и вносит на рассмот­ рение депутатов' предложения, одоб­ ренные Советами старейшин палат. Предлагается избрать Верховный суд СССР в составе председателя, трех заместителей председателя, 16 членов Верховного суда и 45 народ­ ных заседателей. Депутат огласил персональный со­ став Верховного суда СССР, который единогласно был избран Верховным Советов СССР. Председателем Вер­ ховного суда СССР избран А. Ф. Горкин, заместителями председате­ ля—С. Г. Банников, В. В. Куликов, В. И. Теребилов. На этом утреннее совместное за­ седание Совета Союза и Совета На­ циональностей закончилось. * ... * После перерыва в 3 часа дня на­ чалось совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Тепло встретили присутствующие руководителей партии и правитель­ ства, В ложах — советские и иностран­ ные журналисты- На балконе — многочисленные гости. О С Т У П Ь Ю К В Е Л И К О М Ц Е Л И ’ Сессия перешла к следующему во- обязанности». Проект нового Закона скак гт ^ 1 яЯя* * о о - с у повестки тия. т-глч.'ттг^ч-т ___ _____ скан служоы. Депутат _________* т* ^ ^ . * во­ пр су дн _ С докладом о проекте Закона СССР «О всеобщей воинской обя­ занности» выступил министр оборо­ ны СССР, Маршал Советского Сою­ за, депутат А. А. Гречко (Изложе­ ние доклада публикуется). Затем с содокладом от имени К о ­ миссии законодательных предполо­ жений обеих палат выступил предсе­ датель Комисоии законодательных предположений Совета Националь­ ностей депутат Р. Нишанов. Комиссии, сказал он, единодушно пришли к выводу, что новый Закон «О всеобщей воинской обязанности» послужит делу дальнейшего повы­ шения оборонной мощи СССР, еще большему укреплению его доблест­ ных Вооруженных Сил. Принятие Закона будет вместе с тем способст­ вовать успешному решению народ­ нохозяйственных задач. Этот важный государственный акт составлен с учетом тех огром­ ных изменений в социально-экономи­ ческой жизни советского народа, которые произошли со времени ут­ верждения Верховным Советом, СССР в 1939 году действующего ны­ не Закона «О всеобщей воинской полностью учитывает также совре­ менный уровень развития и техни­ ческой оснащенности Советской- Ар­ мии и Военно-Морского Флота. Р. Нишанов подчеркнул, что Цен­ тральный Комитет КПСС и Совет­ ское правительство постоянно забо­ тятся о дальнейшем повышении обо­ ронной мощи нашего государства. Проект нового Закона, по мнению Комиссий законодательных предпо­ ложений палат, полностью отвечает тем требованиям, которые предъяв­ ляются Вооруженным Силам СССР современной обстановкой. Оратор изложил суть дополнений и уточнений, которые Комиссии за­ конодательных предположений счи­ тают нужным внести в проект Зако­ на, и сообщил, что Комиссий пред­ лагают утвердить проект Закона «О всеобщей воинской обязанности». Затем на сессии началось обсуж­ дение проекта Закона СССР о все­ общей воинской обязанности. Откры­ лись прения выступлением первого секретаря П К КП Азербайджана де­ путата В. Ю. Ахундова. Он подроб­ но проанализировал вопрос о пере­ воде Вооруженных Сил на сокра­ щенные сроки действительной войн- о о подчеркнул, что новый Закон будет содейство­ вать боеспособности войск. Для советского народа, для каж ­ дого советского гражданина нет за- ооты более важной, чем забота о оезопасности Родины, подчеркнул в своем выступлении министр просве­ щения СССР депутат М. А. Проко­ фьев. Назвав проект Закона СССР о всеобщей воинской обязанности документом исключительной важно- сти.^оратор предложил депутатам одобрить его. Он заверил сессию, что работники просвещения прило­ жат все силы и знания к тому, чт</- оы успешно претворить в жизнь ме­ роприятия, касающиеся военно-пат­ риотического воспитания молодых советских граждан. Комсомольцы всегда были в пер­ вых рядах защитников социалисти­ ческого Отечества, верными помощ­ никами партии в военном строитель­ стве, сказал секретарь Ц К ВЛКСМ , депутат Б. Н. Пастухов. Двумя ор­ денами отмечены на знамени" Ленин­ ского комсомола боевые заслуги ВЛКСМ . И сегодня для советской молодежи нет задачи более по­ четной в святой, чем защи­ та завоеваний Великого Октября. О больших задачах, которые ста­ вит перед организациями ДОСААФ новый Закон о всеобщей воинской обязанности, говорил председатель Ц К ДОСААФ СССР генерал армии депутат А. Л. Гетман. Новый Закон продиктован высши­ ми государственными интересами, за­ явил депутат Н. Н. Русаков—сле­ сарь-инструментальщик ленинград­ ского ■завода «Электросила» имени С. М. Кирова. Н. Н. Русаков добавил, что говорит об этом не только как депутат, но и как бывший солдат, прошедший по -трудным дорогам вой­ ны большой путь до Берлина. Я понимаю всем сердцем, сказал оратор, что для сохранения мира нужно постоянно заботиться об обо­ роне нашей страны, о высокой боевой и идейной закалке воинов. Именно такой заботой проникнут Закон «О всеобщей воинской обязанности». Депутат Н. М. Скоморохов—гене­ рал-лейтенант авиации—значитель­ ную часть своей речи посвятил допри­ зывной подготовке молодежи. Требо­ вания к этому важному делу в связи с новым Законом очень возрастают. На совместном заседание Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР депутаты обеих палат раздельным голосовани­ ем единогласно приняли Закон «О всеобщей воинской обязанности». Депутаты обеих палат Верховного Совета СССР избрали заместителями председателя Президиума Верховно­ го Совета СССР от РСФСР депутата М. А. Яенова и от Литовской ССР депутата М. Ю. Шумаускаса. В связи с избранием М. А. Яенова заместителем председателя Президи­ ума Верховного Совета СССР он ос­ вобожден от должности председателя Планово-бюджетной комиссии Сове­ та Национальностей. Председателем Планово-бюджет­ ной комиссии Совета Национально­ стей Верховного Совета СССР избран депутат К. М. Герасимов. Он осво­ божден от обязанностей члена комис­ сии по промышленности, транспорту' и связи Совета Национальностей. Сессия избрала депутата В. В. Гришина членом Президиума Вер­ ховного Совета СССР. Председательствующий объявляет, что повестка дня сессии исчерпана На - этом третья сессия Верховного Сове­ та СССР седьмого созыва закрылась»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz