Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
        
 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я I ? « м б м 1 9 6 7 г .V- 211 Тр е т ь я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а СССР с е д ьь м о г о с о з ы в а Советское правительство, сказал А. А. Гречко, выносит на рассмотре ние I I I сессии Верховного Совета Союза ССР проект нового закона «О всеобщей воинской обязанности». Мне поручено доложить по существу этого документа. Данный вопрос имеет весьма важ ное значение в деятельности нашей партии и государства по укреплению обороноспособности страны. К а к из вестно. ныне действующий Закон о всеобщей воинской обязанности был принят еще в сентябре 1939 года, то есть 28 лет тому назад. За это время многое изменилось. Осуществлены огромные преобразования во всех об ластях жизни нашей страны. В современных условиях еще более возросли требования к обеспечению безопасности Советского государства, к подготовке,всего населения страны для вооруженной защиты социали стического Отечества. Принятие но вого Закона о всеобщей воинской обязанности будет отвечать проис шедшим изменениям и соответство вать духу требований партии о том, чтобы вопросы обороны страны по стоянно находились в центре нашего внимания. Укрепление безопасности страны является одним из непременных ус ловий успешного осуществления за дач строительства коммунизма. Это обусловлено наличием в мире враж дебных нашему строю агрессивных империалистических сил. Владимир Ильич Ленин указывал, что пока об щество делится на антагонистические классы, пока существует империа лизм, не снимается угроза военных авантюр против Страны Советов. «...Первой заповедью нашей поли тики, первым уроком..., который дол жны усвоить себе все рабочие и крестьяне, — говорил В. И. Ленин вскоре после окончания гражданской войны, — это -— быть начеку, пом нить, что мы окружены людьми, классами, правительствами, которые открыто выражают величайшую не нависть к нам». Найгему народу, продолжал «до кладчик, за годы существования Со ветской власти не раз приходилось с оружием в руках давать отпор им периалистическим захватчикам, от стаивать великие завоевания Октяб ря. Хотя позиции империализма за прошедшие полвека значительно ос лаблены, однако агрессивная сущ ность его не изменилась. «Углубле ние общего кризиса капитализма, обострение его противоречий, — го ворится в решениях X X III съезда партии. — усиливают авантюризм империализма, его опасность для народов, для дела мира и социаль ного прогресса». Этот вывод X X III съезда убедительно подтверждается событиями последнего времени. * Враждебная делу мира, свободы и независимости народов, политика им периалистических держав, их агрес сивные действия в различных час тях земного шара обострили между народную обстановку, усиливают опасность возникновения новой миро вой войны. Являясь искренними поборниками мира, марксисты-ленинпы никогда не были пацифистами. Они всегда под держивали справедливые войны, ис ходили из необходимости со всей ре шительностью и всеми имеющимися средствами защищать завоевания ре волюции, свободу и независимость Родины от империалистической аг рессии. Воины Советской Армии и Флота, заявил министр, преданные Комму нистической партии, своему народу, настойчиво овладевают боевым мас терством, повышают свою боевую го товность и своим самоотверженным служением Родине заслужили при знание и уважение у всех советских людей. Во всей своей деятельности в обла сти военного строительства партия ис ходит из того, что укрепление оборо носпособности страны, боевой мощи Вооруженных Сил — это дело всего народа, каждого гражданина Союза Советских Социалистических Респуб лик. Современная война, если ее раз вяжут империалисты, будет войной жестокой, с самыми решительными целями. Она охватит огромные тер ритории, вовлечет в свою орбиту не только армии, но и население воюю щих государств. Все это требует по вышения личной ответственности ка ж  дого гражданина нашего государст ва за выполнение своего священного долга перед Родиной в рядах Воору женных Сил. На дальнейшее повышение обороно способности страны, укрепление Воо руж енны х Сил СССР направлен но вый Закон СССР о всеобщей воин ской обязанности, проект которого представлен на рассмотрение настоя щей сессии. ВСЕОБЩЕЙ в оинс кой обяз а нно с ти Д о к л а д м и н и с т р а о б о р о н ы С С С Р д е п у т а т а А . А . . Г р е ч к о Ленинские принципы строительства Вооруженных Сил, положенные в основу ныне действующего Закона, выдержали испытание временем, про демонстрировали свою силу и жиз ненность. Однако, как уже говори лось, за истекшие 28 лет произошли крупные события, большие перемены. Нашему народу пришлось вести Ве ликую Отечественную войну — одну из самых суровых войн, какие знало человечество. Советский народ 'и его Вооруженные Силы одержали в этой войне всемирно-историческую победу. Разгром фашистских сил в" Европе, а также японского милитаризма оказал огромное воздействие на весь ход ми ровых событий, на соотношение сил между социализмом и капитализмом. Накануне Великой Отечественной войны^ Советский Союз был единст венной социалистической державой, и его Вооруженные Силы фактически одни стояли на страже завоеваний социализма. Ныне положение совер шенно иное. В послевоенные годы сложилась и окрепла миррвая систе ма социализма. Межд\^ братскими странами социализма установилось тесное сотрудничество во всех обла стях, в том числе и военной. В ответ на создание империалиста ми^^агрессивного блока НАТО в мае 1955 года был подписан Варшавский Договор, который явился важным вкладом в дело обеспечения безопас ности стран социалистического со дружества, упрочения мира в Европе и во веем мире. Это обстоятельство в свою очередь выдвинуло перед на шим государством и его армией но вые задачи интернационального ха рактера. После принятия ныне действующе го Закона о всеобщей воинской обя занности большие изменения произо шли и внутри нашей страны. Одер жана полная, окончательная побе да социализма. В ходе строительства социализма и коммунизма укрепился союз рабочего класса н колхозного крестьянства, укрепилась дружба на родов СССР. Еще выше поднялась руководящая роль Коммунистической партии в советском обществе. Неизмеримо выросла экономика Советского государства. Крупные ус пехи достигнуты в развитии сельско го хозяйства. Огромный взлет сдела ли наука и техника. Колоссальный рост социалистиче ской промышленности, происшедшие структурные сдвиги в ее развитии позволили оснастить нашу армию и флот самой совершенной военной техникой. По своему техническому оснащению и боевым возможностям Советская Армия и Военно-Морской Флот существенным образом отлича ются от тех, какие они были в 1939 году. Разрешите с этой высокой трибу ны, сказал министр, от имени всего личного состава армии и флота вы разить глубокую благодарность пар тии и правительству за постоянную заботу о Вооруженных Силах стра ны. Мы благодарим рабочих, ученых, инженеров,- техников — весь совет ский народ за то, что он вручил нам такое грозное оружие, и заверяем, что советские воины, если потребу ется, умело используют это оружие для защиты своей Родины. На Вооруженные Силы, отметил докладчик, их боевую мощь оказали и продолжают оказывать большое влияние и те глубокие социальные преобразования, которые осуществле ны в нашей стране. Социализм неиз меримо возвысил и обогатил духов ную жизнь советских людей. Роет образовательного уровня вызвал большие изменения в личном составе Вооруженных Сил. Если в 1939 году в кадрах армии и флота военнослу жащих с высшим и средним образо ванием было около 12 проц., с не полным средним — 27 с половиной процентов, с начальным — примерно 60 с половиной процентов, то в на стоящее время среди личного соста ва Вооруженных Сил количество лиц с высшим и средним образованием увеличилось почти в четыре раза и составляет около 46 проц, всего лич ного состава. Количество военнослу жащих, имеющих неполное среднее образование, увеличилось до' 54 проц., то есть в два раза, а количе ство лиц, имеющих начальное обра зование, уменьшилось в несколько десятков раз и составляет сейчас ме нее одного процента. Если иметь в виду офицерский со став, то уровень его образования возрос еще более. Сейчас каждый четвертый советский офицер имеет высшее военное или другое высшее специальное образование. Более чем в три раза по сравнению с 1945 го дом вырос удельный вес инженерно- технического состава. Заметно выросли ряды армейских и флотских коммунистов и комсо мольцев. В 1939 году в армии и на флоте имелось одиннадцать с поло виной процентов членов и кандида тов в члены КПСС и около 41 про цента комсомольцев. В настоящее время — двадцать два процента лич ного состава» армии и флота состав ляют коммунисты и более 60 процен тов комсомольцы. Огромные изменения, происшедшие в нашей стране, в армии и на фло те, возросшие требования к подго товке людей для вооруженной заши ты Родины, вызывают необходимость пересмотра ряда положений ныне действующего Закона о всеобщей во инской обязанности. Назрела настоя тельная необходимость призести все положения Закона в полное соответ ствие с современными требованиями партии к организации защиты соци алистического Отечества. Проект За кона о всеобщей воинской обязанно сти вносит ряд принципиально но вых положений в порядок выполне ния почетной обязанности граждана ми СССР. Проект Закон а, сказал министр, полностью исходит из требований статьи 132 Конституции СССР, кото рая гласит: «Всеобщая воинская* обязанность является законом. Во инская служба в рядах Вооруженных Сид СССР представляет почетную обязанность граждан СССР». На ос новании этого устанавливается, что в рядах Вооруженных Сия должны про ходить действительную военную слу жбу все мужчины—граждане СССР, независимо от их расовой и нацио нальной принадлежности, вероиспо ведания, образования, социального и имущественного положения. Законопроектом предусматривается исполнение воинского долга и для женщин, имеющих медицинскую и другую специальную подготовку. В мирное время они могут быть взяты на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действи тельную военную службу в возрас те от 19 до 40 лет. Сокращение сроке® службы — это одно из важнейших изменений, вно симых в Закон, подчеркнул доклад чик. Оно имеет непосредственное от ношение и к другим вопросам, свя занным с выполнением гражданами СССР воинской обязанности. Сроки действительной военной службы, установленные Законом 1939 года, по ряду причин неодно кратно изменялись. Так, в 1950 году для рядового состава сухопутных и внутренних войск срок службы вме сто д в у х лет был установлен в три года. В 1955 году для сержантов и солдат Военно-Воздушных сил, час тей береговой обороны и кораблей пограничных войск продолжитель ность военной службы сокращена с 4 до 3 лет, а для старшин н матро сов Военно-Морского Флота — с 5 л<э 4 лет. В настоящее время матро сы и старшины' Военно-Морского Флота служат 4 года, а все осталь ные солдаты и сержанты Вооружен ных Сил — 3 года. Кроме того, для лип. имеющих высшее образование, в 1965 году был установлен одного дичный срок службы. Значительный рост общеобразова тельного и технического уровня со ветской молодежи, ее высокая мо ральная и физическая подготовка позволяют овладеть военной специ альностью, оружием и боевой техни кой в более короткие сроки. В связи с этим продолжительность действи тельной военной службы предусмат ривается сократить на один год » установить следующие сроки: — Для солдат, сержантов и стар шин Советской Армии и авиации Во енно-Морского Флота, пограничных я внутренних войск — 2 года; • 7 * для матросов н старшин копаб- лей, судов и беоеговых частей ВМФ и морских частей пограничных войск —* 3 года. Для лиц, имеющих высшее образо вание. поедлагается сохранить одно годичный срок службы, так как при наличии высшего образования^они в течение этого срока м о г у т овладеть военным делом и подготовиться к сдаче экзаменов на офицера запаса. По действующему Закону, продол жал А. А. Гречко, на действительную военную службу призываются граж  дане. которым в гол призыва испол няется девятнадцать лет. а окончив шим среднюю школу и ей соответст вующие учебные заведения — восем надцать лет. Фактически V нас суще ствует два призывных возраста — 19 и 18 лет. Если в сороковых годах длт этого имелись основания, поскольку средние школы оканчивало меньшин ство молодежи, то в настоящее вре мя положение дел ■изменилось. К то му же недалеко то время, когда вся наша молодежь будет получать среднее образование. Это обстоя тельство выдвигает необходимость иметь один призывной возраст — 18 ’ лет, так как подавляющее большин ство юношей заканчивает среднюю школу в этом возрасте и их физиче ское развитие позволяет им успешно выполнять обязанности военной слу жбы. Возможность уменьшения призыв ного возраста с 19.до 18 лет под тверждается практикой приема моло дежи для обучения в военные учи лища. На протяжении многих лет в военные училища принимаются юно ши, достигшие 18-летнего возраста. Все они успешно овладевают воен ным делом и после окончания воен ных училищ в течение многих лет служат в Вооруженных Силах на офицерских должностях. Исходя из этих данных и учитывая достигнутое улучшение в состояния здоровья призывной молодежи, про ектом Закона предусматривается ус тановить призыв на действительную военную службу юношей, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Закончив военную службу в возрас те 20 лет и пройдя армейскую школу воспитания и обучения, они будут иметь более благоприятные условия для продолжения образова ния, трудоустройства и устройства личной жизни. Можно с уверенностью сказать, что сокращение на один год сроков слу жбы для солдат, матросов, сержан тов и старшин, а также установле ние 18-летнего призывного возраста будет встречено нашим народом с одобрением. По существующему Закону основ ной призыв граждан на действитель ную военную службу проводится в ноябре—декабре, а для частей, рас положенных в отдаленных районах и находящихся за границей, — в июне и сентябре. Срок же службы для всех военнослужащих исчисляется е 1 января, следующего за годом при зыва. В результате такого порядка: призыва и исчисления сроков служ бы многим военнослужащим факти чески приходится служить более продолжительное время, чем это ус тановлено Законом. Законопроект предусматривает призыв граждан на действительную военную службу проводить два разз в год равными частями: в мае — нюне и в ноябре — декабре. Пви подготовке проекта Закона были тщательно изучены все стороны это го вопроса и установлено, что такой порядок призыва создаст более бла гоприятные условия для поддержа ния на должном уровне боевой го товности войск» Кроме того, прове дение призыва в эти сроки учиты вает интересы нашего сельского хо зяйства, так как к маю — июню по всеместно заканчиваются весенние полевые работы, а к ноябрю — де кабрю завершается уборка урожая. Увольнение в запас военнослужа щих соответственно будет прово диться в эти же сроки—т. е. два раза в год. Уволенные из ^ Вооруженных Сил в мае—июне смогут активно включиться в трудовую жизнь в наи более напряженный период сельско хозяйственных работ или готовиться в учебные заведения. В связи с введением нового поряд ка призыва предусматривается уста новление и нового исчисления сро ков действительной военной службы. Военнослужащим, призванным в иво вой половине- года (в мае — июне), срок службы будет исчисляться с 1 июля, а призванным р ноябре — декабре — с 1 января, следующего за годом призыва. Такой порядок уст ранит существующий разрыв между сроками призыва и началом срока действительной военной службы. Интересы обороны страны и про исшедшие изменения в оснащении армии и флота новейшей техникой и вооружением, продолжал докладчик, требуют уделять больше внимания молодежи, призываемой на действи тельную военную службу, по-настоя щему готовить ее к защите социали стической Родины. Установленная Законом 1939 годэ начальная и допризывная военная подготовка молодежи в средних школах и соответствующих им учеб ных заведениях, начиная с 5 класса, после ВеликоА Отечественной войны по ряду причин была упразднена. Между тем возросшие требования к воинам и сокращение сроков воен ной службы вызывают необходи мость еще до призыва готовить мо лодежь к службе в Вооруженных Силах. Поэтому законопроект преду сматривает установление для моло дежи системы начальной военной подготовки. Эта подготовка должна проводиться в обязательном плано вом порядке со всеми юношами до призывного и призывного возра-сгоз повсеместно, без отрыва от произ водства и учебы. В процессе начальной военной подготовки с юношами допризывно го и призывных возрастов наша мо лрдежь будет воспитываться в духе дисциплиииро®анности, организован ности и получать необходимые ей на чальные военные знания. Все эго создаст условия для того, чтобы призванные в Вооруженные Силы юноши могли быстрее овладевать современным оружием и боевой тех никой, стать полноценными воинами. С учащейся молодежью начальную военную подготовку предусматри вается проводить силами штатных военных руководителей в средних общеобразовательных школах, начи ная с 9 класса, в средних специаль ных^ учебных заведениях, а также а учебных заведениях системы профес сионально-технического образования. Юноши, не обучающиеся в днев ных (очных) учебных заведениях, начальную военную подготовку бу дут проходить без отрыва от произ водства на учебных пунктах, созда ваемых на предприятиях, в учрежде ниях, организациях и колхозах. Интересы постоянной боевой го товности войск и укрепление обо роноспособности страны, наряду с введением начальной военной учёбы, вызывают необходимость подготовки для армии и флота ряда специали стов из призывной молодежи. В свя зи с этим проектом Закона преду сматривается подготовку этих специ алистов проводить из числа юцршей, достигших 17-летнего возраста, в учебных организациях -ДОСААФ и в учебных заведениях системы профес сионально-технического образования. Количество специалистов, подлежа щих подготовке, будет устанавли ваться Советом Министров СССР. В городах подготовку специали стов для Вооруженных Сил СССР намечается проводить без отрыва от производства. На период сдачи эк заменов обучающимся юношам пре дусматривается предоставлять отпу ска продолжительностью 5—7 рабо чих дней с сохранением среднего за работка по основному месту работы. В сельских районах подготовка ука занных специалистов может прово диться с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период.. Перечень этих районов будет уста навливаться Советами Министров союзных республик, не имеющих об ластного деления, Советами Минист ров .автономных республик и испол нительными комитетами краевых и областных Советов депутатов трудя щихся. <1 ' ' За призывниками, привлекаемыми к обучению с отрывом от производ ства, предусматривается сохранение места работы, занимаемой должно сти и выплата 50 проц, среднего за работка.( По Закону 1939 года, отметил А. А. Гречко, студентам высших учебных заведений отсрочек от при зыва ^ на действительную военную службу не устанавливалось. Позже аказом Президиума Верховного Со вета СССР отсрочки для продолже ния образования были предоставле ны всем студентам вузов, >в том чис ле вечерних и заочных. Проектом Закона отсрочки от призыва для прохождения образования преду сматриваются только студентам диезных (очных) высших учебных заведений. Это наиболее целесооб разный подход к предоставлению от срочек для продолжения образова ния студентам высших учебных за ведений, так как в вечерних и за очных вузах сроки обучения более продолжительные, чем в дневных, я в них не проводится военной подго товки, Надо также учитывать, что вечерние и заочные вузы созданы з основном для граждан старших воз растов, которые в свое время не имели возможности поступить в дневные (очные) вузы. Поэтому бу дет вполне правомерным, если в ве черние и заочные вузы граждане бу дут поступать после прохождения службы в рядах Вооруженных Сил. Что касается отсрочки для окон чания средней школы, то она ос тается, как это предусмотрено дей ствующим законом, т. е. будет пре доставляться до 20 -летнего возраста. При этом законопроект предусмат ривает предоставление отсрочки только для получения одного (обще го или специального) среднего обра зования. Юноши, поступившие в средние специальные учебные заве дения после окончания общеобразо вательной средней школы, не м о г у т в соответствии с новым Законом пользоваться правом на отсрочку для окончания этих учебных заведе ний. Эта мера направлена на то, чтобы призывники, получившие сред нее образование, своевременно при зывались для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил. Министр напомнил, что по З аю - ну 1939 года призывники, содержа вшие своим трудом нетрудоспособных отца или мать, жену с двумя и бо лее детьми, а также родных братьев и сестер до 46-летнего возраста, при отсутствии _у них других лиц или организаций, могущих взять их нз содержание, получают льготу посе мейному положению и на военную службу не призываются. В дополне ние к действующему положению за конопроект предусматривает предо ставлять отсрочку по семейному по ложению также призывникам, содер жащим своим трудом о д и н о к у ю тру доспособную мать с двумя и более детьми в возрасте до 8 лет, если она не имеет других трудоспособных де тей. Отсрочку также будут получать призывники, которые в связи со смертью родителей в течение 10 и более лет находились на иждивении других лиц, если эти лица являются нетрудоспособными. Таким образом, круг лиц, имеющих право на отороч ку по семейному положению, расши рится. Действующим Законом предель ный призывной, возраст не опреде лен В нем лишь „сказано, что воен нообязанные могут быть призваны на Действительную военную службу в течение пяти лет с момента зачис ления их в запас. Новый Закон бо лее точно определяет это положение и устанавливает, что лица, получив шие отсрочку и не призванные пт другим п-ричииам на действительную военную службу в установленные сроки, могут быть призваны в ряды Вооруженных Сил до достижения ими 27-летнего возраста. Это создаст более благоприятные условия для выполнения воинского долга всеми гражданами СССР. Докладчик подчеркнул, что пред метом особой заботы Коммунистиче ской партии и Советского прави тельства в области военного строи тельства является подготовка и вос питание военных кадров,, преданных делу коммунизма и способных уме ло руководить войсками. Проект но- вого Закона в основном сохраняет действующий порядок прохождения военной службы офицерским соста вом. Вносимые изменения и -допол нения по отдельным вопросам отве чают потребностям развития Воору женных Сил на современном этапе и обеспечивают решение задач по улучшению работы с офицерскими кадрами. На основе многолетней практики предусматривается увеличить пре дельный возраст состояния на дейст вительной военной службе для млад ших лейтенантов и лейтенантов с 30 до 40 лет, для старших лейтенантов с Зо до 40 лет, для майоров' с 40 до 4о лет и для полковников с 45 до 50 лет. Это направлено на то, чтобы" сократить увольнение в запас, офи церов в сравнительно молодом, ра ботоспособном возрасте. Предусматривается решение и та кого важного вопроса, как призыв в Вооруженные Силы офицеров за паса. Из года в год наши Воору женные Силы испытывают потреб ность в специалистах, которые го товятся в гражданских вузах. В свя зи с этим в последние "годы такие специалисты по решениям прави тельства призываются в. Вооружеч- ные Силы для прохождения службы на офицерских должностях. Однако срок службы для них не определен. Проектом Закона предусматрива ется призывать на действительную военную службу в мирное время молодых специалистов — офицеров запаса на два-три года, после чего они будут возвращаться в народное Хозяйство. Количество специалистов, подлежащих призыву, будет опреде ляться Советом Министров СССР, исходя из •интересов как Вооружен- ньгх Сил, так и народного хозяйства. Призыв указанных лиц на военную службу даст им возможность вы полнить свой воинский долг, как это установлено Законом для всех граж  дан СССР, « позволит получить не обходимый опыт службы на офицер ских должностях, что имеет боль шое значение для повышения оборо носпособности страны. Сроки состо яния в запасе офицеров, сержантов, старшин, солдат и матросов, уста новленные действующим Законом, сообщил министр, предлагается со хранить и в новом Законе за исклю чением некоторых категорий высшего офицерского состава. Предлагается сократить также сроки состояния в г запасе для военнообязанных жен щин, принятых на воинский учет согласно Закону о всеобщей воин- - ской обязанности. По действующему Закону они должны состоять в запа се до тех же возрастов, что и муж  чины. Учитывая трудности военной ; службы, законопроект устанаели- : вает предельный возраст состояния в запасе для женщин-офицеров •до 50 лет, а для женщин-сержантов и сол дат — до 40 лет. Проект нового Закона в основном сохраняет действующий порядок привлечения военнообязанных для прохождения учебных сборов в вой сках. В то же время признанб целе сообразным общий срок учебных сборов.за все время состояния в за пасе сократить с 36 до 30 месяце» и уменьшить их количество для во еннообязанных первого разряда пер-■ вой категории с шеста до четырех, а для военнообязанных первого раз ряда второй категории — с девяти до шести. А. А., Гречко отметил, что проект нового Закона предусматривает, для военнослужащих и призванных на учебные сборы военнообязанных зею полноту прав я обязанностей совет ских граждан, которые закреплены Конституцией СССР. За военнослужащими срочной во енной службы ..сохраняется .занимае мая . имя жилая площадь, и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилой площади. Но исполкомы местных' Советов, руководителей предприя тий. учреждений, организаций, кол хозов и учебных заведений возла гается обязанность предоставлять' уволенным в запас военнослужащим срочной н сверхсрочной службы ра боту не позднее месячного’ срока со дня обращения, с учетом их специ альности и опыта работы. За липа ми, призванными на действительную военную службу в период ■обучения • в учебных заведениях, при увольне нии в запас лредосма-триваетея со хранить право быть зачисленным для продолжения учебы в том учеб ном заведении и на том курсе,' где они обучались до призыва иа воен ную службу. . Увеличивается размер материаль ного 'Обеспечения военнообязанных, призываемых на учебные сборы. За рабочими, служащими и колхозни ками, призванными на учебные сбо ры, сохраняется за время сборов за нимаемая должность и выплачива ется им по месту работы 75 проц, среднего'заработка вместо 50 проа., по действующему Закону. Наш народ окружил свои Воору женные Силы глубоким уважением, / сказал министр. Он любовно назвал их могучим щитом Родины. В един- ‘ стве народа н армии, в мудром ру ководстве ленинской партии — не победимая сила Советского государ ства. Мы не сомневаемся, что новый Закон с одобрением воспримут все советские люди. Менее месяца осталось до славно го юбилея — 50-летия Октябрьской социалистической революции. Совет ский народ идет к знаменательной дате, полный решимости отдать все свои силы и энергию делу дальней шего процветания нашей великой Родины. Он будет и впредь прояв лять неустанную заботу об укрепле нии обороноспособности страны, на ших Вооруженных Сил. „ Вооруженные Силы Советского Союза, заявил в заключение А. А. Гречко, всегда были верным, стра жем завоеваний Октября. Ныне лич ный состав армии и флота в нелег ком ратном труде изо дня в день совершенствует боевое мастерство, чтобы быть готовым в любой момент с честью выполнить приказ Родины. На недавно закончившихся крупных учениях, которые явились отчетом армии нашему народу, Коммунисти ческой партии и Советскому прави тельству, солдаты, сержанты, офи церы и генералы проявили высокий моральный ?дух, глубокое понимание своих задач и продемонстрировали готовность с честью выполнять свой воинский долг. Позвольте заверить вас, товарищи •депутаты, а в вашем лице весь со ветский народ, что наша армия и флот и впредь будут надежно обе регать созидательный труд советских людей, великое дело коммунизма. М О Г У Ч Е Й (Окончание. Начало на 1*й стр.) которая существовала при Совете Национальностей. Сессия перешла к следующему пункту повестки дня—утверждению Указов Президиума Верховного Со вета СССР. С докладом выступил секретарь Президиума Верховного Совета СССР, депутат М. П. Геор гадзе. Верховный Совет СССР утвердил Указы Президиума Верховного Со вета СССР и принял соответствую щие Законы и постановления. Далее сессия рассмотрела вопрос об избрании Верховного суда СССР. Слово было предоставлено замести телю председателя Президиума Вер ховного Совета СССР депутату М. А Искендерову. В соответствии со Статьей .105 Конституции СССР, сказал он, Вер ховный суд СССР избирается Вер ховным Советов Союза ССР сроком на пять лет. В связи с истечением срока полномочий Верховного суда СССР в апреле 1967 года Президиум Верховного Совета СССР продлил срок его полномочий до настоящей сессии. М . А Исканд еров сообщил, ч то Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел вопрос о составе Верхов ного суда СССР и вносит на рассмот рение депутатов' предложения, одоб ренные Советами старейшин палат. Предлагается избрать Верховный суд СССР в составе председателя, трех заместителей председателя, 16 членов Верховного суда и 45 народ ных заседателей. Депутат огласил персональный со став Верховного суда СССР, который единогласно был избран Верховным Советов СССР. Председателем Вер ховного суда СССР избран А. Ф. Горкин, заместителями председате ля—С. Г. Банников, В. В. Куликов, В. И. Теребилов. На этом утреннее совместное за седание Совета Союза и Совета На циональностей закончилось. * ... * После перерыва в 3 часа дня на чалось совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Тепло встретили присутствующие руководителей партии и правитель ства, В ложах — советские и иностран ные журналисты- На балконе — многочисленные гости. О С Т У П Ь Ю К В Е Л И К О М Ц Е Л И ’ Сессия перешла к следующему во- обязанности». Проект нового Закона скак гт ^ 1 яЯя* * о о - с у повестки тия. т-глч.'ттг^ч-т ___ _____ скан служоы. Депутат _________* т* ^ ^ . * во пр су дн _ С докладом о проекте Закона СССР «О всеобщей воинской обя занности» выступил министр оборо ны СССР, Маршал Советского Сою за, депутат А. А. Гречко (Изложе ние доклада публикуется). Затем с содокладом от имени К о  миссии законодательных предполо жений обеих палат выступил предсе датель Комисоии законодательных предположений Совета Националь ностей депутат Р. Нишанов. Комиссии, сказал он, единодушно пришли к выводу, что новый Закон «О всеобщей воинской обязанности» послужит делу дальнейшего повы шения оборонной мощи СССР, еще большему укреплению его доблест ных Вооруженных Сил. Принятие Закона будет вместе с тем способст вовать успешному решению народ нохозяйственных задач. Этот важный государственный акт составлен с учетом тех огром ных изменений в социально-экономи ческой жизни советского народа, которые произошли со времени ут верждения Верховным Советом, СССР в 1939 году действующего ны не Закона «О всеобщей воинской полностью учитывает также совре менный уровень развития и техни ческой оснащенности Советской- Ар мии и Военно-Морского Флота. Р. Нишанов подчеркнул, что Цен тральный Комитет КПСС и Совет ское правительство постоянно забо тятся о дальнейшем повышении обо ронной мощи нашего государства. Проект нового Закона, по мнению Комиссий законодательных предпо ложений палат, полностью отвечает тем требованиям, которые предъяв ляются Вооруженным Силам СССР современной обстановкой. Оратор изложил суть дополнений и уточнений, которые Комиссии за конодательных предположений счи тают нужным внести в проект Зако на, и сообщил, что Комиссий пред лагают утвердить проект Закона «О всеобщей воинской обязанности». Затем на сессии началось обсуж дение проекта Закона СССР о все общей воинской обязанности. Откры лись прения выступлением первого секретаря П К КП Азербайджана де путата В. Ю. Ахундова. Он подроб но проанализировал вопрос о пере воде Вооруженных Сил на сокра щенные сроки действительной войн- о о подчеркнул, что новый Закон будет содейство вать боеспособности войск. Для советского народа, для каж  дого советского гражданина нет за- ооты более важной, чем забота о оезопасности Родины, подчеркнул в своем выступлении министр просве щения СССР депутат М. А. Проко фьев. Назвав проект Закона СССР о всеобщей воинской обязанности документом исключительной важно- сти.^оратор предложил депутатам одобрить его. Он заверил сессию, что работники просвещения прило жат все силы и знания к тому, чт</- оы успешно претворить в жизнь ме роприятия, касающиеся военно-пат риотического воспитания молодых советских граждан. Комсомольцы всегда были в пер вых рядах защитников социалисти ческого Отечества, верными помощ никами партии в военном строитель стве, сказал секретарь Ц К ВЛКСМ , депутат Б. Н. Пастухов. Двумя ор денами отмечены на знамени" Ленин ского комсомола боевые заслуги ВЛКСМ . И сегодня для советской молодежи нет задачи более по четной в святой, чем защи та завоеваний Великого Октября. О больших задачах, которые ста вит перед организациями ДОСААФ новый Закон о всеобщей воинской обязанности, говорил председатель Ц К ДОСААФ СССР генерал армии депутат А. Л. Гетман. Новый Закон продиктован высши ми государственными интересами, за явил депутат Н. Н. Русаков—сле сарь-инструментальщик ленинград ского ■завода «Электросила» имени С. М. Кирова. Н. Н. Русаков добавил, что говорит об этом не только как депутат, но и как бывший солдат, прошедший по -трудным дорогам вой ны большой путь до Берлина. Я понимаю всем сердцем, сказал оратор, что для сохранения мира нужно постоянно заботиться об обо роне нашей страны, о высокой боевой и идейной закалке воинов. Именно такой заботой проникнут Закон «О всеобщей воинской обязанности». Депутат Н. М. Скоморохов—гене рал-лейтенант авиации—значитель ную часть своей речи посвятил допри зывной подготовке молодежи. Требо вания к этому важному делу в связи с новым Законом очень возрастают. На совместном заседание Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР депутаты обеих палат раздельным голосовани ем единогласно приняли Закон «О всеобщей воинской обязанности». Депутаты обеих палат Верховного Совета СССР избрали заместителями председателя Президиума Верховно го Совета СССР от РСФСР депутата М. А. Яенова и от Литовской ССР депутата М. Ю. Шумаускаса. В связи с избранием М. А. Яенова заместителем председателя Президи ума Верховного Совета СССР он ос вобожден от должности председателя Планово-бюджетной комиссии Сове та Национальностей. Председателем Планово-бюджет ной комиссии Совета Национально стей Верховного Совета СССР избран депутат К. М. Герасимов. Он осво божден от обязанностей члена комис сии по промышленности, транспорту' и связи Совета Национальностей. Сессия избрала депутата В. В. Гришина членом Президиума Вер ховного Совета СССР. Председательствующий объявляет, что повестка дня сессии исчерпана На - этом третья сессия Верховного Сове та СССР седьмого созыва закрылась»
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz