Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ Партийная Ж и з н Ь ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ ДЕНЕГ -Раннее утро. Солнце, показав шись над горизонтом, едва осветило тракторные вагончики. А на поле вом стане уже царит оживление. Трактористы придирчиво осматрива ют машины, сеяльщики еще и еще раз проверяют готовность своих аг регатов. Начался, полный напряже ния, трудовой день на весеннем се' ве. В обеденный перерыв к полевому стану механизаторов подъехала гру зовая машина. Откидываются борта — и перед собравшимися импровизи рованная сцена. — Хлопцы, никак концерт сейчас будет? — улыбаясь, говорит один из трактористов, вытирая ветошью замасленные руки. — И правда, самодеятельность приехала! — А ну, давай, ребята!.. Аудитория собирается быстро. Кто стоит, а кто садится прямо на траву. Над «зрительным залом» ог ромный полог неба. И туда, к дале ким облакам, плывут звуки баяна и слова задушевной русской песни. Один номер сменяется другим. Ме ханизаторы тепло встречают выступ ление односельчан. Им нравятся и стихи, и современные песни, и хлест кие интермедии, «герои» которых на званы по именам. — Что, друг, продернули тебя? Теперь, небось, сто раз подумаешь, прежде чем за бутылкой тянуться... А «друг» и не знает, куда, как говорится, глаза девать под насмеш ливыми взглядами товарищей. «Летучий» концерт заканчивается. А еще через пять минут тракторы уходят в поле. Отличное настроение у механизаторов. Вспомнит иной из них концерт, улыбнется и головой покрутит: «Молодцы, комсомольцы, здорово подзадорили нас!» Перед началом посевной на спе циальном заседании парткома кол хоза имени 1 Мая кое-кто выражал сомнение: стоит ли, мол, организо вывать агитбригаду, и так на севе каждая минута дорога — а тут еще концерты. Но большинство решило: надо! И не ошиблось. «Потерянные» минуты оборачивались хорошим настроением колхозников, а это, в свою очередь, прямо влияло на про- З а м е т к и о п о л и т и ч е с к о й р а б о т е н а с е в е изводительность труда. Правда, в правлении специальной статистики не вели, но все же обратили внима ние, что в «театральные» дни выра ботка у трактористов заметно «под скакивала» вверх. Из бригады в бригаду «кочевали» самодеятельные артисты, которых возглавили энтузиасты этого дела за ведующая Панинским сельским клу бом Надежда Найденова и секре тарь комсомольской организаций колхоза Надежда Красникова, И везде им сопутствовал успех. Рассказанное — это только не большая часть обширного плана ме роприятий, который наметил парт ком колхоза на период весеннего сева. Выступая на его заседании, секретарь парткома Николай Павло вич Берников справедливо заметил: — Не одним хлебом, как говорит ся, сыт человек. Разработанная си стема материального поощрения пе редовиков сева — это дело правиль ное и нужное. Но и нельзя допу стить, чтобы перед механизаторами был только один ориентир ■— рубль. Прежде всего, каждый должен ясно понимать задачи, стоящие перед всей артелью и перед ним лично. Надо пробудить в человеке здоровое стремление быть впереди, сделать больше, лучше, быстрее. И это стремление нельзя оставлять незаме ченным. Пусть каждый видит, что в напряженные дни сева он находится на виду у всего Коллектива, не за быт, им гордятся. Тогда же было решено, что в каждую бригаду будут посланы луч* шие представители колхозного агит коллектива, умелые, опытные, знаю щие. Почти каждый день бывает в «своей» второй тракторной бригаде заведующая Панинской библиоте кой Мария Павловна Синюкова. В тракторном вагончике — лозунги, плакаты, посвященные приближаю щейся славной годовщине Советской власти, условия социалистического соревнования. Доставляет сюда М а рия Павловна и свежие газеты, ж у р налы. Заканчивается рабочий День, подъезжают трактористы к своей «базе», а на стене вагончика уже висит ярко оформленный «боевой листок», в котором поздравляется лучший тракторист дня. А иногда рядом можно увидеть и «колючку», где критикуются отстающие или до пустившие брак на севе. Все это — дело рук Марии Павловны Синюко вой. Широкая гласность соревнования, быстрое подведение итогов способст вовали появлению в среде механи заторов доброго трудового азарта и, в конечном итоге, быстрейшему за вершению основных весенних поле вых работ в лучшие агротехниче ские сроки. И надо, сказать, что не малую роль в этом сыграл большой и дружный агитколлектив партийной организации колхоза. 25 представи телей сельской интеллигенции, руко водимые коммунистами Алексеем Прокопьевичем Мальгиным и Зоей Александровной Сущевской, еже дневно бывают в бригадах, на поле вых станах, в тракторных вагончи ках. Иногда в беседах приходится ус лышать: «О какой политмассовой ра боте во время сева можно говорить? Вся кампания-то длится 3—4 дня. Что же, по-вашему, я должен оста новить трактор и механизатору лекцию читать в борозде?!». Обычно так говорят те, кто вообще-то всю политическую работу представляет себе только в виде лекций и докла дов, с трибуной и столом президиу ма, покрытым кумачом. Эти товари щи забывают, что конечная цель политической работы заключа ется не в количестве «гало чек», поставленных в отчете, а в ус пехе общего дела, который решают люди. А людям требуется не «ох ват», а скорее индивидуальная ра бота, работа с подходом, с «ключи ком», если хотите. Одного подзадо рить надо («можете ведь больше сделать!»), другому соседа в пример привести («обогнал он тебя сегод ня...»), а третьего похвалить («мол нию» выпускаем с твоей фотографи ей — хорошо поработал»). В колхозе имени Калинина, на пример, агитаторы и учетчики прямо на полевых станах во время передачи смен быстро подводят итоги дня. Тут же определяются победители соревнования, фамилии которых заносятся на специально оборудо ванный стенд «Кто сегодня впереди». Передовикам вручаются переходя щие красные вымпелы. А общие ре зультаты соревнования отражаются на досках показателей. Каждый может посмотреть и прикинуть, на много ли он отстал от «лидера». Стыдно бывает тем, чьи фамилии «красуются» в самом конце списка Здесь же агитаторы А. М. Бабкина И. И. Кочетов, М . А. Звягина и другие коротко информируют меха низаторов о положении в других бригадах, ка к идут работы в сосед них хозяйствах, в целом по району. Очередная смена, выезжая в поле, имеет четкую задачу, знает, как защищать «цвет» родного колхоза в большом соревновании хлеборобов. А партийный штаб посевной, где круглосуточно дежурят члены прав ления и парткома колхоза, вместе с редколлегией принимаются за вы пуск очередного номера стенгазеты... Несколько по-другому подошли к политической работе в колхозе име ни Крупской. Накануне сева прове ли общеколхозное партийное собра ние, заседание парткома. Но, как выяснилось из беседы с заместите лем секретаря Иваном Васильевичем Крысановым, основную ориентиров ку в работе сделали на материаль ное поощрение. Если в колхозе име ни I Мая, не умаляя значения мате риальной заинтересованности, поза ботились о моральном поощрении людей, то в сельхозартели имени Крупской решили, что материальные стимулы должны являться основой всей агитационно-массовой работы. О чем бы мы ни заговорили с И. В. Крысановым разговор обязательно сводился к премиям. — Но агитаторы-то у вас работа ют? — Назначены.., — Кто они? — Один тракторист, а второй — бригадир... — Но ведь они не проводят бе сед, не подводят итогов соревнова ния. — Ну и что же? Вот кончится сев соберемся, подве дем итоги, выда дим премии— — А ежедяев аые итоги? Вымпелы? — Не знаю... Трудно это.,. Когда с^итать-то— Зато мы механизаторов во время сева кормим бесплатно вот опять же рубли сэкономленные.. — А в бригадных вагончиках есть наглядная агитация? — Есть. Условия премирования плакаты разные... Да, знаете, если откровенно говорить, ни к чему все это. Люди работают и не надо им мешать. Мы в этом году специально трактористов в одну смену на маши ны поставили, чтобы они заработали больше. А лекции пусть зимой слу шают, когда делать нечего. Трудно поверить, но в колхозе имени Крупской к механизаторам отнеслись откровенно потребитель ски. Работают? — Работают! Кор мим? — Кормим! Получат неплохо? — Хорошо получат! А стенды, «бое вые листки», вымпелы, «герои посев ной» — баловство все это. И «ко зырной туз»: мы одними из первых в районе кончили сев ранних культур! Но какой ценой! Люди так уста вали, что засыпали прямо в кабине трактора. Вдумайтесь, товарищи члены правления, товарищи коммунисты! Ведь даже механизатор с железным здоровьем больше 16— 17 часов на тракторе не проработает. А- два тракториста имеют возможность ис пользовать машину 20—22 часа в сутки. У первого остается на отдых 5—6 часов. Вторые для этого имеют времени в два раза больше. А хо рошо отдохнувший человек работает намного производительнее, чем тот, кто недоспал. Свои соображения я высказал за местителю секретаря парткома, а он только улыбнулся: — Победителей не судят, А так ли это? Летняя страда на селе только начинается. Впереди уход за посевами и уборка уро жая. И недооценка работы с людь ми может обернуться не победой, а тяжелым поражением. Победителями могут оказаться другие, где забо тятся о настроении работающих. Не зря же в народе говорят: «Не пода рок — внимание дорого». Б. СЕМЕНОВ. Добровский район. I . Г и , ' 512 вьетнамских юношей и девушек отправились на днях из Ха ноя в Советский Союз на учебу и стажировку. Это — первая груп па из 6 тысяч вьетнамских рабочих и инженерно-технических работ ников, которых по договоренности между правительствами двух стран примут в ближайшие годы профессионально-технические учи лища промышленных городов СССР. Вчера 46 молодых вьетнамцев прибыли на учебу в Липецком профессионально-техническом училище № 10. Им была устроена торжественная встреча. НА СНИМ КЕ : госте из Д Р В на Грязвнеком железнодорожном вокзале. Фото В. Садчикова. ГГ ГО И ТО ГАМ социалистическо го соревнования за первый квартал этого года кол лектив труболитейного цеха №2 занял первое место среди основ ных цехов металлургического за вода «Свободный сокол». Досроч но выполнив производственную про грамму, он выдал около двух тысяч тонн сверхплановых труб. Отлично справились труболитейщики и с ап рельским заданием. Цех был построен и введен в строй в октябре 1958 года. В то вре мя это был первый в нашей стране цех по производству чугунных водо проводных труб центробежным спо собом. Все в нем было новым и не обычным. Все транспортные опера ции, начиная от подачи жидкого ме талла к машинам и кончая выдачей готовой продукции на склад, меха низированы. Высокая механизация потребовала и соответствующего подбора кадров. В цех пришла в основном молодежь со средним и сред- с С. М. Двоскиным предложила от работанные кокили для четырех дюймовых труб использовать после расточки для отливки пяти- и шести дюймовых труб. Это дало предпри ятию большую экономию средств. В цехе вот уже четыре года рабо тают вагранки с непрерывным выпу ском чугуна и шлака. Это позволи ло резко улучшить условия труда вагранщиков, ликвидировать утечку металла.со шлаком, вдвое увеличить стойкость футеровки миксера. Работа по совершенствованию вагранок увенчалась новым успехом. Срок непрерывного действия вагра нок доведен теперь до 5—6 суток. Это почти в три раза превышает время их работы до внедрения рац предложения. Один из авторов это го технического новшества, давшего 146 тысяч рублей условногодовой экономии — С. М. Двоскин. Рабочий день руководителя начи нается, как правило, с обхода цеха. В течение часа он беседует с рабо новые калькуляции себестоимости продукции на квартал и год; штат ное расписание с фондом зарплаты и показатели по производительности труда на месяц, квартал, год; пла новые цены на сырье, топливо, ма териалы, электроэнергию, пар, воду и другие услуги; нормативы запасов материальных ценностей. Все расчеты плановых показателей производятся на основании прогрес сивных норм расхода материальных, трудовых и денежных ресурсов и установленных норм использования оборудования. Плановые задания по участкам, отделениям, сменам, агрегатам раз рабатываются цеховыми экономиста ми и утверждаются начальником це ха. При подведении итогов хозрас четной деятельности цеха корректи руется выполнение плана по сниже нию себестоимости продукции и ус луг. Оплата труда поставлена в зави- нетехническим об разованием. Мо лодежный коллек тив быстро осво ил сложную техни. к у и технологию производства труб центр о б е ж н ы м способом. Уже в, 1959 году он дал сверх плана 18 ты- ^ _ _ _ И_ИИИИИЯ| сяч тонн труб. Коллективу семь раз за год присуж далось переходящее Красное знамя завода. Новый цех, успешное его освоение привлекли внимание ученых. Пер вым здесь побывал академик Иван Иванович Бардин. В последующие годы приезжали и оказывали кол лективу техническую помощь акаде мик Александр Иванович Целиков, профессора, доктора технических наук Игорь Борисович Куманин, Ни колай Александрович Паринов* кан дидат технических наук Борис Дмит риевич Хахалин и другие. Цех работает в содружестве с Всесоюзным научно-исследователь ским трубным институтом, с Липец ким филиалом Московского институ та стали и сплавов. Коллектив цеха возглавляет С. М. Двоскин, который вдумчиво, творче ски подходит к решению производ ственных задач. Тяга к знаниям привела инженера Двоскина в аспирантуру. Позади остались годы кропотливой учебы без отрыва от производства. Сейчас он работает над диссертацией «Ис следование качества чугунных цент робежных литых труб и повышение стойкости кокилей». Много ценных предложений внед рили в производство рационализато ры труболитейного цеха № 2. Толь ко за последние три года здесь вне дрено 280 новшеств с экономическим эффектом в 350 тысяч рублей. Наи более трудоемкие проблемы механи зации труболитейщики решают кол лективно. Так, несколько лет назад большая группа новаторов во главе ведении хозяйства, — говорит С. М. Двоскин. — Постоянный глубокий анализ всей деятельности цеха, уме ние поставить экономическую рабо ту на первый план помогают нам увеличивать выпуск продукции и снижать производственные затраты. Сейчас коллектив труболитейщи ков успешно осваивает новые цент робежные машины «ЛН-104», смон тированные взамен конвейерных установок, которые оказались несо вершенными и малопроизводитель ными. Освоение новых машин и вы полнение других организационно- технических мероприятий даст воз можность уже в этом году увели чить выпуск труб на 30 процентов и повысить производительность труда на 4 процента по сравнению с 1966 годом. А к концу пятилетки труб- цех № 2 будет давать столько труб, сколько дают сейчас оба труболи тейных цеха завода. В цехе внедряются планы НОТ. Они направлены на улучшение тех- нологии изготов- колхозных $ Ж 4 Я С Л ПРОРАБ „НЕ В КУРСЕ" Н А Ч А Л Ь И Э К О Н И К Н О / А Ц Е Х А И К А чими, бригадирами. К 10 утра у него в кабинете собираются начальники участков, мастера, секретарь парт бюро, председатель цехкома профсо юза. Подводятся итоги социалисти ческого соревнования за сутки, оп ределяются победители, присужда ются места. Затем — заводская опе ративка по селектору. Текущие про изводственные дела. После обеден ного перерыва начальник цеха при нимает рабочих, представителей дру гих заводов, прибывших в цех по обмену опытом. В конце дня — встречается со второй сменой. Постоянное общение с коллекти вом позволяет ему хорошо знать каждого рабочего, его способности и деловые качества. Семен Михайлович проводит боль шую общественную работу. Он — председатель труболитейной секции заводского совета НТО. Особая забота С. М . Двоскина — укрепление экономики. В цехе посто янно работает экономическая шко ла. В ней инженерно-технические ра ботники детально изучают вопросы себестоимости, прибыли, качества продукции. В свою очередь инжене ры и техники проводят занятия с рабочими и служащими цеха по эко номическим основам производства. Труболитейный цех № 2 является самостоятельным хозрасчетным под разделением. Заводоуправление ут верждает цеху: план производства и реализации продукции в натураль ном я денежном выражении; ассор тимент и сортность продукции на год, квартал и месяц;- нормы расхо да сырья, топлива, энергии, матери алов; сметы цеховых расходов; пла- симость от экономических показате лей. Работники цеха премируются за снижение себестоимости продукции и перевыполнение плана производ ства с учетом хозрасчетных показа телей, а также за первенство в со циалистическом соревновании цехов. Результаты хозрасчетной деятель ности” цеха ежемесячно рассматри ваются на собраниях бригад, смен, участков, представляются на досках показателей. Труболитейщики успешно борются за снижение норм расхода сырья, топлива, энергии. Труболитейный цех № 2 занимает одно из первых мест на заводе и по культуре производства. Порядок на рабочих местах, чистота на всех про изводственных участках способству ют росту производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции. В 1959 году тонна труб, отливае мых на центробежных машинах, об ходилась цеху в 109 рублей 69 ко пеек. Сейчас она почти на 34 рубля дешевле. Главный путь борьбы за снижение себестоимости труб — это совершенствование технологии про изводства, увеличение выпуска про дукции с тех же производственных мощностей. Центробежные машины первой очереди давно освоены полностью, их проектная мощность перекрыта. Кажется, уже трудно найти новые резервы роста производства и сни жения себестоимости труб. Однако коллектив постоянно совершенствует технологию. ■— Экономика — наш компас в ления и повыше ние качества труб, яа повышение про изводительно с т и груда литейщиков. Коллектив труб цеха № 2 первым на заводе еще в декабре 1966 года перешел на пяти- дневь\ю рабочую неделю- с двумя выходными днями. Не говоря уже о преимуществах / труда по новому графику для всего кол лектива, пятидневка особенно бла готворно сказалась на состоянии технологического оборудования цеха. Ремонт оборудования, проводимый в выходные дни (а их стало два), рез ко снизил простой машин и меха низмов, повысил регулярность про филактических ремонтов, значитель но сократил время, затрачиваемое на уход за оборудованием. Хорошо идут дела у труболитей щиков центробежного цеха. За до стигнутые успехи в выполнении зада ний семилетнего плана по развитию черной металлургии шесть передови ков производства трубцеха Хз 2 на граждены орденами и медалями. Сокольские металлурги успешно выполнили задание первого года пятилетки. Они выдали сверхплано вой продукции на 1.560 тысяч руб лей. Большой вклад в эту производ ственную победу вложил коллектив трубцеха “№ 2. Он соревнуется за звание цеха имени 50-летня Велико го Октября. «Славному юбилею —• достойную встречу!» — под таким девизом тру дится дружный коллектив передо вого цеха, которым уже девять лет руководит рачительный хозяин, опытный инженер, коммунист С. М. Двоскин, знающий цену государст венной копейке, ведущий людей по пути экономии и бережливости. Ю. ПОТЕХИН, студент-дипломник Московского инженерно-экономического института имени Серго Орджоникидзе. Животноводческий комплекс, кото рый сооружает Усманское СМУ «Облмежколхозстроя» в колхозе «Путь Ленина», расположен вдали от асфальтированных дорог. Железная дорога тоже далеко. Поэтому в по гожее время усилия всех заинтересо ванных организаций должны быть направлены прежде всего на достав ку материалов и оборудования на площадку. Но в прошлом году это не всегда выполнялось, в результате бригады частенько просиживали без дела. К а к ни печально, в этом году все без исключения организации, участ вующие в строительстве колхозной фабрики мяса, допускают те же ошибки. По утверждению начальника Усманского СМУ «Облмежколхоз строя» Ф, И. Якимова, монтажники и сейчас спорят из-за каждой железо бетонной полурамы, которые идут на каркас будущих свинарников, потому что их не хватает. Было бы неправильным утверж дать, что руководители СМУ ничего не делают для ускорения доставки материалов на комплекс. Во второй декаде мая поток грузов сюда значи тельно усилился. Но этого мало. Не обходимо в ближайшие недели за везти на площадку материалы на все плановые объекты, ибо в июле даже при наличии хороших дорог этого не сделать, так как автотранспорт будет занят на перевозках хлеба. А строить на комплексе предстоит много—около двадцати объектов. Уже несколько недель стоит теп лая солнечная погода—лучшая пора для строительства. Казалось бы, именно сейчас на сооружении поме щении животноводческого комплекса должен быть самый разгар работ. Между тем успехи строителей и мон тажников более чем скромные, хотя трудится на нлогцадке около 90 че ловек. Вместе с начальником строительст- ^ с с с а . ва комплекса прорабом В. Ф. Сафо новым идем по площадке. Будущая фабрика мяса уже определилась: по строены котельная, Дом животново дов, заканчивается строительство трех свинарников. Одна из бригад ведет монтаж же лезобетонных по лурам. Однако за этим внешним благопо лучием видны не доработки, срывы. а порой даже неразбериха. Главный недостаток — бесплановость. Ни ма стера, ни бригадиры не имеют пред ставления о графике выполнения тех или иных работ на объектах. Даже прораб В. Ф. Сафонов не знает, есть ли такой график и что он собой представляет. — А сколько средств должно ос воить СМУ в мае?—спросили мы про раба. — Не знаю. Еще не сообщали из управления,—развел он руками. Это неправда. План СМУ разосла ло всем прорабам, но В. Ф. Сафоно ву он кажется ненужной бумажкой. Поэтому вряд ли следует удивляться, что сооружение объектов ведется бессистемно: бригады направляются на строительство то одного помеще ния, то другого. Отсутствие четкого графика приво дит к тому, что на плановых объек тах долгое время не могут работать субподрядные и монтажные органи зации, так ка к строители еще не за вершили свое дело. Одним из основных объектов комп лекса является кормоцех. Стены его выложены давно, но монтажники специализированного управ л е н и я «Сельхозтехники» до 10 мая к мон таж у оборудования не приступали. Прораб спецуправления А. М. Ярцев в мае почти ежедневно приезжает на комплекс, торопит строителей закон чить все работы на кормоцехе, но те не спешат. Кроме того, до последнего времени никто не знает окончатель ного варианта установки технологи ческого оборудования в кормоцехе. На комплексе можно значительно ускорить темпы строительства. Для этого нужна высокая организован ность. Не только прораб, но и к а ж дый строитель должен знать график выполнения работ на каждом объек- Г. КО Л Е Н Ч У К , П О Б Е Д И Л И Н О В О Л И П Ч А Н Е Президиум облсовпрофа и бюро обкома В Л К С М подвели итоги со циалистического соревнования про мышленных предприятий, строек и транспортных организаций по куль турно-бытовому обслуживанию рабо чих и служащих, проживающих в общежитиях. Первое место присуждено Новоли пецкому металлургическому заводу. Здесь значительно улучшены жилищ но-бытовые условия в общежитиях. В 1966 году построено, оборудовано мебелью и инвентарем новое обще житие на 515 мест. Проводится со держательная воспитательная рабо та. Победителю присуждено перехо дящее Красное знамя облсовпрофа и обкома В Л К С М с вручением набора культинвентаря. Награждены также коллективы треста «Липецкстрой» и тракторного завода, занявшие соответственно вто рое н третье места. «Н И КА К , ЗАБЫЛИ?» — под таким заголовком 21 апреля в «Ленинском знамени» опублико вано фотообвинение. В нем кри тиковались работники жилищно- коммунального отдела Студенов- ского рудоуправления, 8 месяцев назад «позабывшие» во дворе жилого дома № 6 по улице Га гарина огромную металлическую трубу. Начальник Ж КО т. Павленко сообщил, что критика газеты до стигла цели. Труба разрезана на куски и сдана в металлолом. * Ф * Читатель В. Бочков написал в редакцию о том, что в магазинах села Измалково плохо организо вана торговля, и покупатели ча сто не могут приобрести самых необходимых предметов, которые имеются на складах райпотреб союза. Как сообщил зам. председателя облпотребсоюза т. Казначеев, факты, изложенные в письме, подтвердились. Правление Измал- ковского сельпо приняло меры для устранения недостатков: то вары завезены в магазины, пере смотрены часы работы торговых предприятий, чтобы лучше об служить тружеников села в пе риод полевых работ, В селе стро ятся новый хлебный магазин, раймаг, расширяется чайная. & «В Липецком перерабатываю щем цехе «Вторчермета» плохо организована разгрузка автома шин, прибывающих с металлоло мом, — пишет в редакцию чита тель Н. Герасименко. — В ре зультате машины простаивают, теряя много времени в ожидании своей очереди». И. о. начальника областного управления «Вторчермет» В. Ро манов признал критику, содержа щуюся в письме, справедливой. Приняты меры: в цехе сделаны вторые ворота для автомашин, подобраны дополнительные раз грузочные площадки, усилена пе реработка лома и отгрузка его потребителям. Цех работает те перь круглосуточно. * * * Читатель А. Бессонов около тридцати лет работал на Ли пецком станкостроительном заво де. Об изменениях, происшед ших на заводе за эти годы, он рассказал в письме в редакцию и предложил создать музей исто рии завода. По нашей просьбе письмо об суждалось на заседании завод ского комитета КПСС. Ка к сооб щил секретарь парткома Б. Соба- кин, комитет решил принять пред ложение А. Бессонова. Для соз дания заводского музея соз дана специальная комиссия. К ОМФОРТ, который предостав ляет пассажирам железнодо рожный транспорт, в тече ние пятилетки будет дополнен вы сокими скоростями движения поез дов. Д о 1971 года более чем на пятнадцати тысячах километров стальных магистралей страны максимальную скорость движения экспрессов решено довести до 160 километров в час. Сегодня так бы стро идут лишь поезда между М оск вой и Ленинградом. Широкое внедрение скоростных пассажирских поездов — забота же лезнодорожников и заводов, постав ляющих транспорту новую технику. Ученые тем временем занялись ис следованиями которые позволят по высить скорости экспрессов до 200— 250 километров в час! Работы в этой области ведет, в частности, Все союзный науч но - исс л е д о в а - тельский инсти- тут вагоностро- ения. Сюда и направился кор респондент Г/'СС, чтобы заглянуть в ближайшее будущее нашего желез нодорожного транспорта. Своеоб разным экскурсоводом согласился быть начальник отдела проблемных разработок А. Н. Шпак. Каждая, или почти каждая науч ная работа — объемистый труд, со держащий массу любопытных сведе ний. В этом смысле труды отдела проблемных разработок не составля ют исключения. Александр Николае вич показал график роста скоростей на линии Москва—Ленинград. В те чение 1955— 1957 годов так называе- ПОЙДУТ БЫСТРЕЕ ПОЕЗДА мые ходовые скорости пассажирских составов здесь возросли с 70 до 100 километров в час. В течение после дующих двух лет удалось достигнуть рубежа — 120 километров. В пери од 1963— 1966 годов часовая ско рость движения экспрессов была до ведена до 160 километров. Таким образом, за минувшие десять лет скорость возросла почти вдвое! Абсолютный мировой рекорд ско рости на железных дорогах установ лен во Франции — 331 километр в час! Но это — единичный рекорд. Известный же французский экспресс «Мистраль» бежит не быстрее своих коллег с Октябрьской железной до роги. А вот экспресс «Токайдо» име ет максимальную часовую скорость 210 километров. Курсирует он меж ду Токио и городом Осака. Кстати, двухсоткилометрового рубежа до стигли и наши железнодорожники, совершая опытные рейсы на одном из участков Октябрьской дороги. Но тогда в пробегах участвовали обык новенные серийные ваюны. Новыми в .них были, пожалуй, только рессо ры — пневматические. Между тем внедрение новых ско ростей в практику требует создания ег.ециальпого подвижного состава. Техническое задание на проектиро вание таких вагонов локомотивной тяги институт уже выдал Калинин скому згводу. Рижский филиал ин ститута ведет, и довольно успешно, проектирование сверхскоростных электропоездов. Специалисты института считают, что вагоны новых экспрессов следу ет делать из алюминиевых сплавов и абсолютно обтекаемыми. Любо пытно, что модели новых вагонов, подобно моделям самолетов, испы тывались в аэродинамической трубе. Оказывается, главный враг увеличе ния скорости движения до 20С—250 километров в час •—• встречный по ток воздуха. Сотрудники от- дела показали лю. бопытный график. При часовой ско рости в 150 километров на преодоле ние сопротивления воздуха расходу ется 40—50 процентов энергии локо мотива. Но вот на спидометре — 200 километров в час. Теперь уже на преодоление сопротивления «воз душной стены» идет до 70 процентов энергии. Еще один пример. Многие, навер ное, помнят первые советские элект ропоезда серии СР. которые и се годня еще бегают по магистралям Подмосковья. Чтобы заставить такой поезд двигаться со скоростью 250 километров в час, потребуется около трех тысяч лошадиных сил мощности на каждый вагон. А если поезд снабдить современным обтекателем, понадобится лишь 850 лошадиных сил мощности. Специалисты института опробова ли десятки форм головной и хвос товых частей состава. К а к будет вы глядеть вагон скоростного поезда? Словами на этот вопрос ответить трудно. Скажем только, что они бу дут обтекаемыми, без выступающих частей. Решено «спрятать» все — подножки, поручни. Окна вагонов будут всегда закрыты. В салонах — искусственный климат. 11ервые сверхскоростные поезда, вероятно, появятся на линии Москва —Ленинград. Затем они свяжут сто лицу с Киевом. Ригой, Горьким и другими центрами страны. В. БЕЛЯЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz