Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ Партийная Ж и з н Ь ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ ДЕНЕГ -Раннее утро. Солнце, показав­ шись над горизонтом, едва осветило тракторные вагончики. А на поле­ вом стане уже царит оживление. Трактористы придирчиво осматрива­ ют машины, сеяльщики еще и еще раз проверяют готовность своих аг­ регатов. Начался, полный напряже­ ния, трудовой день на весеннем се' ве. В обеденный перерыв к полевому стану механизаторов подъехала гру зовая машина. Откидываются борта — и перед собравшимися импровизи рованная сцена. — Хлопцы, никак концерт сейчас будет? — улыбаясь, говорит один из трактористов, вытирая ветошью замасленные руки. — И правда, самодеятельность приехала! — А ну, давай, ребята!.. Аудитория собирается быстро. Кто стоит, а кто садится прямо на траву. Над «зрительным залом» ог ромный полог неба. И туда, к дале ким облакам, плывут звуки баяна и слова задушевной русской песни. Один номер сменяется другим. Ме­ ханизаторы тепло встречают выступ­ ление односельчан. Им нравятся и стихи, и современные песни, и хлест­ кие интермедии, «герои» которых на­ званы по именам. — Что, друг, продернули тебя? Теперь, небось, сто раз подумаешь, прежде чем за бутылкой тянуться... А «друг» и не знает, куда, как говорится, глаза девать под насмеш­ ливыми взглядами товарищей. «Летучий» концерт заканчивается. А еще через пять минут тракторы уходят в поле. Отличное настроение у механизаторов. Вспомнит иной из них концерт, улыбнется и головой покрутит: «Молодцы, комсомольцы, здорово подзадорили нас!» Перед началом посевной на спе­ циальном заседании парткома кол­ хоза имени 1 Мая кое-кто выражал сомнение: стоит ли, мол, организо­ вывать агитбригаду, и так на севе каждая минута дорога — а тут еще концерты. Но большинство решило: надо! И не ошиблось. «Потерянные» минуты оборачивались хорошим настроением колхозников, а это, в свою очередь, прямо влияло на про- З а м е т к и о п о л и т и ч е с к о й р а б о т е н а с е в е изводительность труда. Правда, в правлении специальной статистики не вели, но все же обратили внима­ ние, что в «театральные» дни выра­ ботка у трактористов заметно «под­ скакивала» вверх. Из бригады в бригаду «кочевали» самодеятельные артисты, которых возглавили энтузиасты этого дела за­ ведующая Панинским сельским клу­ бом Надежда Найденова и секре­ тарь комсомольской организаций колхоза Надежда Красникова, И везде им сопутствовал успех. Рассказанное — это только не большая часть обширного плана ме­ роприятий, который наметил парт­ ком колхоза на период весеннего сева. Выступая на его заседании, секретарь парткома Николай Павло­ вич Берников справедливо заметил: — Не одним хлебом, как говорит­ ся, сыт человек. Разработанная си­ стема материального поощрения пе­ редовиков сева — это дело правиль­ ное и нужное. Но и нельзя допу­ стить, чтобы перед механизаторами был только один ориентир ■— рубль. Прежде всего, каждый должен ясно понимать задачи, стоящие перед всей артелью и перед ним лично. Надо пробудить в человеке здоровое стремление быть впереди, сделать больше, лучше, быстрее. И это стремление нельзя оставлять незаме­ ченным. Пусть каждый видит, что в напряженные дни сева он находится на виду у всего Коллектива, не за­ быт, им гордятся. Тогда же было решено, что в каждую бригаду будут посланы луч* шие представители колхозного агит­ коллектива, умелые, опытные, знаю­ щие. Почти каждый день бывает в «своей» второй тракторной бригаде заведующая Панинской библиоте­ кой Мария Павловна Синюкова. В тракторном вагончике — лозунги, плакаты, посвященные приближаю­ щейся славной годовщине Советской власти, условия социалистического соревнования. Доставляет сюда М а­ рия Павловна и свежие газеты, ж у р ­ налы. Заканчивается рабочий День, подъезжают трактористы к своей «базе», а на стене вагончика уже висит ярко оформленный «боевой листок», в котором поздравляется лучший тракторист дня. А иногда рядом можно увидеть и «колючку», где критикуются отстающие или до­ пустившие брак на севе. Все это — дело рук Марии Павловны Синюко­ вой. Широкая гласность соревнования, быстрое подведение итогов способст­ вовали появлению в среде механи­ заторов доброго трудового азарта и, в конечном итоге, быстрейшему за вершению основных весенних поле вых работ в лучшие агротехниче­ ские сроки. И надо, сказать, что не­ малую роль в этом сыграл большой и дружный агитколлектив партийной организации колхоза. 25 представи­ телей сельской интеллигенции, руко­ водимые коммунистами Алексеем Прокопьевичем Мальгиным и Зоей Александровной Сущевской, еже­ дневно бывают в бригадах, на поле­ вых станах, в тракторных вагончи­ ках. Иногда в беседах приходится ус­ лышать: «О какой политмассовой ра­ боте во время сева можно говорить? Вся кампания-то длится 3—4 дня. Что же, по-вашему, я должен оста­ новить трактор и механизатору лекцию читать в борозде?!». Обычно так говорят те, кто вообще-то всю политическую работу представляет себе только в виде лекций и докла­ дов, с трибуной и столом президиу­ ма, покрытым кумачом. Эти товари­ щи забывают, что конечная цель политической работы заключа­ ется не в количестве «гало­ чек», поставленных в отчете, а в ус­ пехе общего дела, который решают люди. А людям требуется не «ох­ ват», а скорее индивидуальная ра­ бота, работа с подходом, с «ключи­ ком», если хотите. Одного подзадо­ рить надо («можете ведь больше сделать!»), другому соседа в пример привести («обогнал он тебя сегод­ ня...»), а третьего похвалить («мол­ нию» выпускаем с твоей фотографи­ ей — хорошо поработал»). В колхозе имени Калинина, на­ пример, агитаторы и учетчики прямо на полевых станах во время передачи смен быстро подводят итоги дня. Тут же определяются победители соревнования, фамилии которых заносятся на специально оборудо­ ванный стенд «Кто сегодня впереди». Передовикам вручаются переходя­ щие красные вымпелы. А общие ре­ зультаты соревнования отражаются на досках показателей. Каждый может посмотреть и прикинуть, на­ много ли он отстал от «лидера». Стыдно бывает тем, чьи фамилии «красуются» в самом конце списка Здесь же агитаторы А. М. Бабкина И. И. Кочетов, М . А. Звягина и другие коротко информируют меха­ низаторов о положении в других бригадах, ка к идут работы в сосед­ них хозяйствах, в целом по району. Очередная смена, выезжая в поле, имеет четкую задачу, знает, как защищать «цвет» родного колхоза в большом соревновании хлеборобов. А партийный штаб посевной, где круглосуточно дежурят члены прав­ ления и парткома колхоза, вместе с редколлегией принимаются за вы­ пуск очередного номера стенгазеты... Несколько по-другому подошли к политической работе в колхозе име­ ни Крупской. Накануне сева прове­ ли общеколхозное партийное собра­ ние, заседание парткома. Но, как выяснилось из беседы с заместите­ лем секретаря Иваном Васильевичем Крысановым, основную ориентиров­ ку в работе сделали на материаль­ ное поощрение. Если в колхозе име­ ни I Мая, не умаляя значения мате­ риальной заинтересованности, поза­ ботились о моральном поощрении людей, то в сельхозартели имени Крупской решили, что материальные стимулы должны являться основой всей агитационно-массовой работы. О чем бы мы ни заговорили с И. В. Крысановым разговор обязательно сводился к премиям. — Но агитаторы-то у вас работа­ ют? — Назначены.., — Кто они? — Один тракторист, а второй — бригадир... — Но ведь они не проводят бе­ сед, не подводят итогов соревнова­ ния. — Ну и что же? Вот кончится сев соберемся, подве дем итоги, выда дим премии— — А ежедяев аые итоги? Вымпелы? — Не знаю... Трудно это.,. Когда с^итать-то— Зато мы механизаторов во время сева кормим бесплатно вот опять же рубли сэкономленные.. — А в бригадных вагончиках есть наглядная агитация? — Есть. Условия премирования плакаты разные... Да, знаете, если откровенно говорить, ни к чему все это. Люди работают и не надо им мешать. Мы в этом году специально трактористов в одну смену на маши ны поставили, чтобы они заработали больше. А лекции пусть зимой слу шают, когда делать нечего. Трудно поверить, но в колхозе имени Крупской к механизаторам отнеслись откровенно потребитель­ ски. Работают? — Работают! Кор мим? — Кормим! Получат неплохо? — Хорошо получат! А стенды, «бое вые листки», вымпелы, «герои посев­ ной» — баловство все это. И «ко­ зырной туз»: мы одними из первых в районе кончили сев ранних культур! Но какой ценой! Люди так уста­ вали, что засыпали прямо в кабине трактора. Вдумайтесь, товарищи члены правления, товарищи коммунисты! Ведь даже механизатор с железным здоровьем больше 16— 17 часов на тракторе не проработает. А- два тракториста имеют возможность ис­ пользовать машину 20—22 часа в сутки. У первого остается на отдых 5—6 часов. Вторые для этого имеют времени в два раза больше. А хо­ рошо отдохнувший человек работает намного производительнее, чем тот, кто недоспал. Свои соображения я высказал за­ местителю секретаря парткома, а он только улыбнулся: — Победителей не судят, А так ли это? Летняя страда на селе только начинается. Впереди уход за посевами и уборка уро­ жая. И недооценка работы с людь­ ми может обернуться не победой, а тяжелым поражением. Победителями могут оказаться другие, где забо­ тятся о настроении работающих. Не зря же в народе говорят: «Не пода­ рок — внимание дорого». Б. СЕМЕНОВ. Добровский район. I . Г и , ' 512 вьетнамских юношей и девушек отправились на днях из Ха­ ноя в Советский Союз на учебу и стажировку. Это — первая груп­ па из 6 тысяч вьетнамских рабочих и инженерно-технических работ­ ников, которых по договоренности между правительствами двух стран примут в ближайшие годы профессионально-технические учи­ лища промышленных городов СССР. Вчера 46 молодых вьетнамцев прибыли на учебу в Липецком профессионально-техническом училище № 10. Им была устроена торжественная встреча. НА СНИМ КЕ : госте из Д Р В на Грязвнеком железнодорожном вокзале. Фото В. Садчикова. ГГ ГО И ТО ГАМ социалистическо­ го соревнования за первый квартал этого года кол­ лектив труболитейного цеха №2 занял первое место среди основ­ ных цехов металлургического за­ вода «Свободный сокол». Досроч­ но выполнив производственную про­ грамму, он выдал около двух тысяч тонн сверхплановых труб. Отлично справились труболитейщики и с ап­ рельским заданием. Цех был построен и введен в строй в октябре 1958 года. В то вре­ мя это был первый в нашей стране цех по производству чугунных водо­ проводных труб центробежным спо­ собом. Все в нем было новым и не­ обычным. Все транспортные опера­ ции, начиная от подачи жидкого ме­ талла к машинам и кончая выдачей готовой продукции на склад, меха­ низированы. Высокая механизация потребовала и соответствующего подбора кадров. В цех пришла в основном молодежь со средним и сред- с С. М. Двоскиным предложила от­ работанные кокили для четырех­ дюймовых труб использовать после расточки для отливки пяти- и шести­ дюймовых труб. Это дало предпри­ ятию большую экономию средств. В цехе вот уже четыре года рабо­ тают вагранки с непрерывным выпу­ ском чугуна и шлака. Это позволи­ ло резко улучшить условия труда вагранщиков, ликвидировать утечку металла.со шлаком, вдвое увеличить стойкость футеровки миксера. Работа по совершенствованию вагранок увенчалась новым успехом. Срок непрерывного действия вагра­ нок доведен теперь до 5—6 суток. Это почти в три раза превышает время их работы до внедрения рац­ предложения. Один из авторов это­ го технического новшества, давшего 146 тысяч рублей условногодовой экономии — С. М. Двоскин. Рабочий день руководителя начи­ нается, как правило, с обхода цеха. В течение часа он беседует с рабо­ новые калькуляции себестоимости продукции на квартал и год; штат­ ное расписание с фондом зарплаты и показатели по производительности труда на месяц, квартал, год; пла­ новые цены на сырье, топливо, ма­ териалы, электроэнергию, пар, воду и другие услуги; нормативы запасов материальных ценностей. Все расчеты плановых показателей производятся на основании прогрес­ сивных норм расхода материальных, трудовых и денежных ресурсов и установленных норм использования оборудования. Плановые задания по участкам, отделениям, сменам, агрегатам раз­ рабатываются цеховыми экономиста­ ми и утверждаются начальником це­ ха. При подведении итогов хозрас­ четной деятельности цеха корректи­ руется выполнение плана по сниже­ нию себестоимости продукции и ус­ луг. Оплата труда поставлена в зави- нетехническим об­ разованием. Мо­ лодежный коллек­ тив быстро осво­ ил сложную техни. к у и технологию производства труб центр о б е ж н ы м способом. Уже в, 1959 году он дал сверх плана 18 ты- ^ _ _ _ И_ИИИИИЯ| сяч тонн труб. Коллективу семь раз за год присуж­ далось переходящее Красное знамя завода. Новый цех, успешное его освоение привлекли внимание ученых. Пер­ вым здесь побывал академик Иван Иванович Бардин. В последующие годы приезжали и оказывали кол­ лективу техническую помощь акаде­ мик Александр Иванович Целиков, профессора, доктора технических наук Игорь Борисович Куманин, Ни­ колай Александрович Паринов* кан­ дидат технических наук Борис Дмит­ риевич Хахалин и другие. Цех работает в содружестве с Всесоюзным научно-исследователь­ ским трубным институтом, с Липец­ ким филиалом Московского институ­ та стали и сплавов. Коллектив цеха возглавляет С. М. Двоскин, который вдумчиво, творче­ ски подходит к решению производ­ ственных задач. Тяга к знаниям привела инженера Двоскина в аспирантуру. Позади остались годы кропотливой учебы без отрыва от производства. Сейчас он работает над диссертацией «Ис­ следование качества чугунных цент­ робежных литых труб и повышение стойкости кокилей». Много ценных предложений внед­ рили в производство рационализато­ ры труболитейного цеха № 2. Толь­ ко за последние три года здесь вне­ дрено 280 новшеств с экономическим эффектом в 350 тысяч рублей. Наи­ более трудоемкие проблемы механи­ зации труболитейщики решают кол­ лективно. Так, несколько лет назад большая группа новаторов во главе ведении хозяйства, — говорит С. М. Двоскин. — Постоянный глубокий анализ всей деятельности цеха, уме­ ние поставить экономическую рабо­ ту на первый план помогают нам увеличивать выпуск продукции и снижать производственные затраты. Сейчас коллектив труболитейщи­ ков успешно осваивает новые цент­ робежные машины «ЛН-104», смон­ тированные взамен конвейерных установок, которые оказались несо­ вершенными и малопроизводитель­ ными. Освоение новых машин и вы­ полнение других организационно- технических мероприятий даст воз­ можность уже в этом году увели­ чить выпуск труб на 30 процентов и повысить производительность труда на 4 процента по сравнению с 1966 годом. А к концу пятилетки труб- цех № 2 будет давать столько труб, сколько дают сейчас оба труболи­ тейных цеха завода. В цехе внедряются планы НОТ. Они направлены на улучшение тех- нологии изготов- колхозных $ Ж 4 Я С Л ПРОРАБ „НЕ В КУРСЕ" Н А Ч А Л Ь И Э К О Н И К Н О / А Ц Е Х А И К А чими, бригадирами. К 10 утра у него в кабинете собираются начальники участков, мастера, секретарь парт­ бюро, председатель цехкома профсо­ юза. Подводятся итоги социалисти­ ческого соревнования за сутки, оп­ ределяются победители, присужда­ ются места. Затем — заводская опе­ ративка по селектору. Текущие про­ изводственные дела. После обеден­ ного перерыва начальник цеха при­ нимает рабочих, представителей дру­ гих заводов, прибывших в цех по обмену опытом. В конце дня — встречается со второй сменой. Постоянное общение с коллекти­ вом позволяет ему хорошо знать каждого рабочего, его способности и деловые качества. Семен Михайлович проводит боль­ шую общественную работу. Он — председатель труболитейной секции заводского совета НТО. Особая забота С. М . Двоскина — укрепление экономики. В цехе посто­ янно работает экономическая шко­ ла. В ней инженерно-технические ра­ ботники детально изучают вопросы себестоимости, прибыли, качества продукции. В свою очередь инжене­ ры и техники проводят занятия с рабочими и служащими цеха по эко­ номическим основам производства. Труболитейный цех № 2 является самостоятельным хозрасчетным под­ разделением. Заводоуправление ут­ верждает цеху: план производства и реализации продукции в натураль­ ном я денежном выражении; ассор­ тимент и сортность продукции на год, квартал и месяц;- нормы расхо­ да сырья, топлива, энергии, матери­ алов; сметы цеховых расходов; пла- симость от экономических показате­ лей. Работники цеха премируются за снижение себестоимости продукции и перевыполнение плана производ­ ства с учетом хозрасчетных показа­ телей, а также за первенство в со­ циалистическом соревновании цехов. Результаты хозрасчетной деятель­ ности” цеха ежемесячно рассматри­ ваются на собраниях бригад, смен, участков, представляются на досках показателей. Труболитейщики успешно борются за снижение норм расхода сырья, топлива, энергии. Труболитейный цех № 2 занимает одно из первых мест на заводе и по культуре производства. Порядок на рабочих местах, чистота на всех про­ изводственных участках способству­ ют росту производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции. В 1959 году тонна труб, отливае­ мых на центробежных машинах, об­ ходилась цеху в 109 рублей 69 ко ­ пеек. Сейчас она почти на 34 рубля дешевле. Главный путь борьбы за снижение себестоимости труб — это совершенствование технологии про­ изводства, увеличение выпуска про­ дукции с тех же производственных мощностей. Центробежные машины первой очереди давно освоены полностью, их проектная мощность перекрыта. Кажется, уже трудно найти новые резервы роста производства и сни­ жения себестоимости труб. Однако коллектив постоянно совершенствует технологию. ■— Экономика — наш компас в ления и повыше­ ние качества труб, яа повышение про­ изводительно с т и груда литейщиков. Коллектив труб­ цеха № 2 первым на заводе еще в декабре 1966 года перешел на пяти- дневь\ю рабочую неделю- с двумя выходными днями. Не говоря уже о преимуществах / труда по новому графику для всего кол­ лектива, пятидневка особенно бла­ готворно сказалась на состоянии технологического оборудования цеха. Ремонт оборудования, проводимый в выходные дни (а их стало два), рез­ ко снизил простой машин и меха­ низмов, повысил регулярность про­ филактических ремонтов, значитель­ но сократил время, затрачиваемое на уход за оборудованием. Хорошо идут дела у труболитей­ щиков центробежного цеха. За до­ стигнутые успехи в выполнении зада­ ний семилетнего плана по развитию черной металлургии шесть передови­ ков производства трубцеха Хз 2 на­ граждены орденами и медалями. Сокольские металлурги успешно выполнили задание первого года пятилетки. Они выдали сверхплано­ вой продукции на 1.560 тысяч руб­ лей. Большой вклад в эту производ­ ственную победу вложил коллектив трубцеха “№ 2. Он соревнуется за звание цеха имени 50-летня Велико­ го Октября. «Славному юбилею —• достойную встречу!» — под таким девизом тру­ дится дружный коллектив передо­ вого цеха, которым уже девять лет руководит рачительный хозяин, опытный инженер, коммунист С. М. Двоскин, знающий цену государст­ венной копейке, ведущий людей по пути экономии и бережливости. Ю. ПОТЕХИН, студент-дипломник Московского инженерно-экономического института имени Серго Орджоникидзе. Животноводческий комплекс, кото­ рый сооружает Усманское СМУ «Облмежколхозстроя» в колхозе «Путь Ленина», расположен вдали от асфальтированных дорог. Железная дорога тоже далеко. Поэтому в по­ гожее время усилия всех заинтересо­ ванных организаций должны быть направлены прежде всего на достав­ ку материалов и оборудования на площадку. Но в прошлом году это не всегда выполнялось, в результате бригады частенько просиживали без дела. К а к ни печально, в этом году все без исключения организации, участ­ вующие в строительстве колхозной фабрики мяса, допускают те же ошибки. По утверждению начальника Усманского СМУ «Облмежколхоз­ строя» Ф, И. Якимова, монтажники и сейчас спорят из-за каждой железо­ бетонной полурамы, которые идут на каркас будущих свинарников, потому что их не хватает. Было бы неправильным утверж­ дать, что руководители СМУ ничего не делают для ускорения доставки материалов на комплекс. Во второй декаде мая поток грузов сюда значи­ тельно усилился. Но этого мало. Не­ обходимо в ближайшие недели за­ везти на площадку материалы на все плановые объекты, ибо в июле даже при наличии хороших дорог этого не сделать, так как автотранспорт будет занят на перевозках хлеба. А строить на комплексе предстоит много—около двадцати объектов. Уже несколько недель стоит теп­ лая солнечная погода—лучшая пора для строительства. Казалось бы, именно сейчас на сооружении поме­ щении животноводческого комплекса должен быть самый разгар работ. Между тем успехи строителей и мон­ тажников более чем скромные, хотя трудится на нлогцадке около 90 че­ ловек. Вместе с начальником строительст- ^ с с с а . ва комплекса прорабом В. Ф. Сафо­ новым идем по площадке. Будущая фабрика мяса уже определилась: по­ строены котельная, Дом животново­ дов, заканчивается строительство трех свинарников. Одна из бригад ведет монтаж же­ лезобетонных по­ лурам. Однако за этим внешним благопо­ лучием видны не­ доработки, срывы. а порой даже неразбериха. Главный недостаток — бесплановость. Ни ма­ стера, ни бригадиры не имеют пред­ ставления о графике выполнения тех или иных работ на объектах. Даже прораб В. Ф. Сафонов не знает, есть ли такой график и что он собой представляет. — А сколько средств должно ос­ воить СМУ в мае?—спросили мы про­ раба. — Не знаю. Еще не сообщали из управления,—развел он руками. Это неправда. План СМУ разосла­ ло всем прорабам, но В. Ф. Сафоно­ ву он кажется ненужной бумажкой. Поэтому вряд ли следует удивляться, что сооружение объектов ведется бессистемно: бригады направляются на строительство то одного помеще­ ния, то другого. Отсутствие четкого графика приво­ дит к тому, что на плановых объек­ тах долгое время не могут работать субподрядные и монтажные органи­ зации, так ка к строители еще не за­ вершили свое дело. Одним из основных объектов комп­ лекса является кормоцех. Стены его выложены давно, но монтажники специализированного управ л е н и я «Сельхозтехники» до 10 мая к мон­ таж у оборудования не приступали. Прораб спецуправления А. М. Ярцев в мае почти ежедневно приезжает на комплекс, торопит строителей закон­ чить все работы на кормоцехе, но те не спешат. Кроме того, до последнего времени никто не знает окончатель­ ного варианта установки технологи­ ческого оборудования в кормоцехе. На комплексе можно значительно ускорить темпы строительства. Для этого нужна высокая организован­ ность. Не только прораб, но и к а ж ­ дый строитель должен знать график выполнения работ на каждом объек- Г. КО Л Е Н Ч У К , П О Б Е Д И Л И Н О В О Л И П Ч А Н Е Президиум облсовпрофа и бюро обкома В Л К С М подвели итоги со­ циалистического соревнования про­ мышленных предприятий, строек и транспортных организаций по куль­ турно-бытовому обслуживанию рабо­ чих и служащих, проживающих в общежитиях. Первое место присуждено Новоли­ пецкому металлургическому заводу. Здесь значительно улучшены жилищ ­ но-бытовые условия в общежитиях. В 1966 году построено, оборудовано мебелью и инвентарем новое обще­ житие на 515 мест. Проводится со­ держательная воспитательная рабо­ та. Победителю присуждено перехо­ дящее Красное знамя облсовпрофа и обкома В Л К С М с вручением набора культинвентаря. Награждены также коллективы треста «Липецкстрой» и тракторного завода, занявшие соответственно вто­ рое н третье места. «Н И КА К , ЗАБЫЛИ?» — под таким заголовком 21 апреля в «Ленинском знамени» опублико­ вано фотообвинение. В нем кри­ тиковались работники жилищно- коммунального отдела Студенов- ского рудоуправления, 8 месяцев назад «позабывшие» во дворе жилого дома № 6 по улице Га­ гарина огромную металлическую трубу. Начальник Ж КО т. Павленко сообщил, что критика газеты до­ стигла цели. Труба разрезана на куски и сдана в металлолом. * Ф * Читатель В. Бочков написал в редакцию о том, что в магазинах села Измалково плохо организо­ вана торговля, и покупатели ча­ сто не могут приобрести самых необходимых предметов, которые имеются на складах райпотреб­ союза. Как сообщил зам. председателя облпотребсоюза т. Казначеев, факты, изложенные в письме, подтвердились. Правление Измал- ковского сельпо приняло меры для устранения недостатков: то­ вары завезены в магазины, пере­ смотрены часы работы торговых предприятий, чтобы лучше об­ служить тружеников села в пе­ риод полевых работ, В селе стро­ ятся новый хлебный магазин, раймаг, расширяется чайная. & «В Липецком перерабатываю­ щем цехе «Вторчермета» плохо организована разгрузка автома­ шин, прибывающих с металлоло­ мом, — пишет в редакцию чита­ тель Н. Герасименко. — В ре­ зультате машины простаивают, теряя много времени в ожидании своей очереди». И. о. начальника областного управления «Вторчермет» В. Ро манов признал критику, содержа­ щуюся в письме, справедливой. Приняты меры: в цехе сделаны вторые ворота для автомашин, подобраны дополнительные раз­ грузочные площадки, усилена пе­ реработка лома и отгрузка его потребителям. Цех работает те­ перь круглосуточно. * * * Читатель А. Бессонов около тридцати лет работал на Ли­ пецком станкостроительном заво­ де. Об изменениях, происшед­ ших на заводе за эти годы, он рассказал в письме в редакцию и предложил создать музей исто­ рии завода. По нашей просьбе письмо об­ суждалось на заседании завод­ ского комитета КПСС. Ка к сооб­ щил секретарь парткома Б. Соба- кин, комитет решил принять пред­ ложение А. Бессонова. Для соз­ дания заводского музея соз­ дана специальная комиссия. К ОМФОРТ, который предостав­ ляет пассажирам железнодо­ рожный транспорт, в тече­ ние пятилетки будет дополнен вы­ сокими скоростями движения поез­ дов. Д о 1971 года более чем на пятнадцати тысячах километров стальных магистралей страны максимальную скорость движения экспрессов решено довести до 160 километров в час. Сегодня так бы­ стро идут лишь поезда между М оск­ вой и Ленинградом. Широкое внедрение скоростных пассажирских поездов — забота же­ лезнодорожников и заводов, постав­ ляющих транспорту новую технику. Ученые тем временем занялись ис­ следованиями которые позволят по­ высить скорости экспрессов до 200— 250 километров в час! Работы в этой области ведет, в частности, Все­ союзный науч­ но - исс л е д о в а - тельский инсти- тут вагоностро- ения. Сюда и направился кор­ респондент Г/'СС, чтобы заглянуть в ближайшее будущее нашего желез­ нодорожного транспорта. Своеоб­ разным экскурсоводом согласился быть начальник отдела проблемных разработок А. Н. Шпак. Каждая, или почти каждая науч­ ная работа — объемистый труд, со­ держащий массу любопытных сведе­ ний. В этом смысле труды отдела проблемных разработок не составля­ ют исключения. Александр Николае­ вич показал график роста скоростей на линии Москва—Ленинград. В те­ чение 1955— 1957 годов так называе- ПОЙДУТ БЫСТРЕЕ ПОЕЗДА мые ходовые скорости пассажирских составов здесь возросли с 70 до 100 километров в час. В течение после­ дующих двух лет удалось достигнуть рубежа — 120 километров. В пери­ од 1963— 1966 годов часовая ско­ рость движения экспрессов была до­ ведена до 160 километров. Таким образом, за минувшие десять лет скорость возросла почти вдвое! Абсолютный мировой рекорд ско­ рости на железных дорогах установ­ лен во Франции — 331 километр в час! Но это — единичный рекорд. Известный же французский экспресс «Мистраль» бежит не быстрее своих коллег с Октябрьской железной до­ роги. А вот экспресс «Токайдо» име­ ет максимальную часовую скорость 210 километров. Курсирует он меж­ ду Токио и городом Осака. Кстати, двухсоткилометрового рубежа до­ стигли и наши железнодорожники, совершая опытные рейсы на одном из участков Октябрьской дороги. Но тогда в пробегах участвовали обык­ новенные серийные ваюны. Новыми в .них были, пожалуй, только рессо­ ры — пневматические. Между тем внедрение новых ско­ ростей в практику требует создания ег.ециальпого подвижного состава. Техническое задание на проектиро­ вание таких вагонов локомотивной тяги институт уже выдал Калинин­ скому згводу. Рижский филиал ин­ ститута ведет, и довольно успешно, проектирование сверхскоростных электропоездов. Специалисты института считают, что вагоны новых экспрессов следу­ ет делать из алюминиевых сплавов и абсолютно обтекаемыми. Любо­ пытно, что модели новых вагонов, подобно моделям самолетов, испы­ тывались в аэродинамической трубе. Оказывается, главный враг увеличе­ ния скорости движения до 20С—250 километров в час •—• встречный по­ ток воздуха. Сотрудники от- дела показали лю. бопытный график. При часовой ско­ рости в 150 километров на преодоле­ ние сопротивления воздуха расходу­ ется 40—50 процентов энергии локо­ мотива. Но вот на спидометре — 200 километров в час. Теперь уже на преодоление сопротивления «воз­ душной стены» идет до 70 процентов энергии. Еще один пример. Многие, навер­ ное, помнят первые советские элект­ ропоезда серии СР. которые и се­ годня еще бегают по магистралям Подмосковья. Чтобы заставить такой поезд двигаться со скоростью 250 километров в час, потребуется около трех тысяч лошадиных сил мощности на каждый вагон. А если поезд снабдить современным обтекателем, понадобится лишь 850 лошадиных сил мощности. Специалисты института опробова­ ли десятки форм головной и хвос­ товых частей состава. К а к будет вы­ глядеть вагон скоростного поезда? Словами на этот вопрос ответить трудно. Скажем только, что они бу­ дут обтекаемыми, без выступающих частей. Решено «спрятать» все — подножки, поручни. Окна вагонов будут всегда закрыты. В салонах — искусственный климат. 11ервые сверхскоростные поезда, вероятно, появятся на линии Москва —Ленинград. Затем они свяжут сто­ лицу с Киевом. Ригой, Горьким и другими центрами страны. В. БЕЛЯЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz