Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ Г9 мая 1967 г., Ж С3928| Д О З О Р Н Ы Е Максим Яковлевич Чулков встал рано. Быстро одевшись, он направил ся к выходу. — Ты куда в такую рань? — спро сила жена. —В поле, сегодня сеять начинаем..* — А пенсионерам что там делать? — Я не только пенсионер, но и председатель группы народного конт роля. — Н у ладно, ступай, непоседа, да позавтракать не забудь забежать... В поле, у посевного агрегата, М а к сим Яковлевич увидел М. А. Потое- ва, члена контрольного поста. — Ты уже здесь! •— Здесь, Максим Яковлевич. Се мена подвезены, трактор и сеялки наготове, сейчас будем начинать. — Добро, — ответил Чулков, *— следи, чтобы все было в порядке. Максим Яковлевич Чулков долгое время работал управляющим Веша- ловского отделения совхоза «Красный колос», а потом ушел на заслужен ный отдых. Но коммунисту не сиде лось без дела, он продолжал бывать на фермах, в бригадах, помогал со ветом. Честного и принципиального человека рабочие совхоза избрали председателем группы народного контроля. Вместе с активистами, такими же бескорыстными и болеющими всей ду шой за государственное добро, М ак сим Яковлевич сделал много добрых дел. Группа народного контроля ста ла хорошей помощницей партийной организации совхоза в борьбе за эко номию и бережливость, за укрепле ние трудовой дисциплины, за подъ ем всех отраслей совхозного произ водства. Однажды Максим Яковлевич уви дел такую картину. Тракторист, за правляя трактор, оставшееся в вед ре горючее выплеснул на землю. — Что же ты делаешь? — возму тился Чулков. — А куда же остатки? В карман что ли? — спокойно ответил тракто рист. Максим Яковлевич заинтересовался, ка к в совхозе берегут горючее. О ка залось, что и другие механизаторы заправляют тракторы из ведра, раз ливая горючее на каждом шагу. Чул ков зашел к бухгалтеру совхоза А. Е. Попову. — Александр Ермолаевич, ка к у нас с расходом горючего? — Очень плохо,—ответил бухгал тер, — за 1966 год перерасходовали 30 дюнн. — И не мудрено, потому что мно гие механизаторы заправляют трак торы из ведра. Ведро горючего в трак- НАРОДА тор заливают, а полведра — на зем лю. Вскоре группа народного контроля поставила вопрос о расходовании го рючего на заседании партийного ко митета. В своем докладе Максим Яковлевич на конкретных примерах показал причины перерасхода горю чего и внес предложение установить твердый порядок — заправлять ма шины только насосами, а народные контролеры возьмут под свое неос лабное наблюдение выполнение этого правила. Предложение было едино душно поддержано членами партко ма. Теперь механизаторы сами стремят ся бережно относиться к расходова нию горючего. К этому их побуждает не только строгий контроль, но и материальная заинтересованность. За экономию горючего в совхозе уста новлены денежные премии. В своей повседневной деятельности дозорные народа стремятся не только вскрывать недостатки в работе ферм, бригад, но и борются за быстрейшее устранение их. За последние годы в совхозе заметно поднялась продук тивность скота и птицы, Снижена се бестоимость отдельных видов про дукции, а вот производство мяса все еще очень дорого обходится хозяйст ву. Почему? Этим вопросом занялись народные контролеры. М. А. Потоев и Ф. Т. Татьянин выяснили, что бесхозяйственно расходуются корма. И х нередко бросают под ноги ж и вотным, и значительная часть не используется. А раз не налажено по- настоящему приготовление кормов, то и скармливание их не дает желаемых результатов. Итоги проверки обсуждались на расширенном заседании партийного комитета совхоза. Было принято ре шение улучшить организацию приго товления кормов, установить на ка ж дой ферме контрольные посты, кото рые бы строго следили за расходова нием кормов, за соблюдением рас порядка дня и рационов кормления животных. В результате принятых мер было достигнуто заметное повы шение суточных привесов молодняка крупного рогатого скота. В первом квартале 1967 года из 329 голов, сданных государству, 142 приняты по категории высшей упитанности. Это дало хозяйству дополнительно 15 тысяч рублей. Авторитет и действ е н н о с т ь группы народно го контроля объ ясняется посто янным руковод ством ее деятель ностью и под держкой партий ной организации. Партийный коми тет совхоза систематически рас сматривает вопросы, которые ста вят народные контролеры, всегда внимательно относится к их начи наниям и принимает действенные меры по устранению вскрытых недостатков. Недавно, например, партком поддержал предложение группы о проверке жирности моло ка на каждой ферме и по каждой группе коров не реже одного раза в декаду. Это было вызвано тем, что между совхозом и приемным пунктом не редко возникали недоразумения при определении жирности сдаваемой продукции. Были случаи, когда ра ботники приемного пункта занижали жирность молока, и совхоз терпел убытки. Доказать неправильность действий работников приемного пунк та было трудно, так как сам совхоз не определял процент жирности. Между тем, дело-то это для сов хоза не новое. В прошлые годы на всех фермах были установлены цен трифуги, и зоотехник каждую дека ду определял жирность получаемого молока. Потом все это забросили. Но не забыли об этом дозорные на рода. Они потребовали, чтобы имею щиеся центрифуги были вновь пуще ны в ход, а зоотехники отделений каждую декаду определяли ж и р ность молока. Это требование под держали партком и дирекция совхо за. Регулярное определение жирности молока по группам коров важно не только для совхоза, но и для к а ж дой доярки. Потому что молоко, по лученное с жирностью выше базис ной, позволяет получить дояркам по вышенную оплату. Теперь и они бо рются не только за количество, но и за качество молока. Результат от радный: совхоз досрочно выполнил квартальный план заготовок молока. В дни сева на самых ответствен ных участках были созданы конт рольные посты. Дозорные народа строго следили за качеством полевых работ, вскрывали недостатки в ор ганизации труда механизаторов, по могали бригадирам лучше расставить людей и технику, вели беспощадную борьбу с бракоделами и нарушите лями трудовой дисциплины. Сейчас группа установила строгий контроль за качеством ухода за посевами. Совхоз успешно справляется с го сударственными заданиями, укрепля ет свою экономику, и в этом нема лая заслуга народных контролеров — принципиальных и бескорыстных помощников паршйнгй организации в борьбе за подъем всех отраслей совхозного производства. П. АЛЕ КСАН ДРО В . Липецкий район. СПРАВКИ ЗА 50 ЛЕТ Выставка книг, лекций, газет ных подборок и методических ма териалов под названием «50 пла менных лет» (из истории липец кого края) открылась в областном Доме политического просвещения. Она посвящена приближающемуся юбилею Советской власти. Внимание привлекает рекомен дательный список л и т е р а т у р ы «В. И. Ленин о липецком крае». В помощь пропагандисту, лектору, агитатору предлагаются методиче ские материалы: «Революционное движение на территории Липецкой области до Великого Октября», «Установление и упрочение Совет ской власти на территории Липец кой области», «Так утверждалась власть Советов», «Борьба за власть Советов в липецком крае». Другие разделы выставки наря ду с книгами содержат обширный материал в папках: «Социалисти ческое строительство в липецком крае», «Города нашей области», «Из истории развития промыш ленности и сельского хозяйства области», «Наши земляки» и т. д. Хорошо трудится на юбилейной вахте в честь 50-летия Советской власти бригада Райсы Владими ровны Медведевой — одна из пе редовых бригад Липецкого завода резино-пластмассовых изделий. Раиса Владимировна — ударник коммунистического труда. Фото нештатного корр. «Ленинского знамени» Ю. Клюева. С КАЖДЫМ днем становится все ближе славный юбилей — 50-летие Советской власти. Вместе со всем народом достойно встретить этот день готовятся и представители многотысячной армии липецких тракторостроителей. Сегодня продукцию с маркой «ЛТЗ» знают не только во многих уголках нашей страны, но и дале ко за ее пределами, А как начинался Липецкий тракторный завод! Какой путь про шел его коллектив за двадцать пять лет! 1943 ГОД. Третий год Вели кой Отечественной вой ны. Разгромлены фаши стские полчища под Москвой и Сталинградом. прорвана блокада Ленинграда. Враг потерпел пораже ние на Северном Кавказе и Кубани, но смертельная опасность, нависшая над Родиной, еше не миновала. Все силы народа направлены на борьбу с врагом. В это время в сельском хозяй стве страны возникли серьезные трудности. Миллионы людей ушли на фронт. Туда же была направле на техника— автомобили, тракторы, тягачи. В колхозах и совхозах оста валось мало тягловой силы. Про мышленность, переведенная на во енные рельсы, прекратила поставку тракторов сельскому хозяйству. Разграбленные и опустошенные рай оны страны, освобожденные от ок купантов, срочно нуждались в вос становлении, В то тяжелое время я был ут вержден план строительства новых предприятий мирного п р о ф и л я . Было решено создать в городе Липецке завод по производству сельскохозяйственных тра к т о р о в средней мощности. Этот выбор был сделан не случай но. Липецк имел ряд преимуществ по сравнению с другими городами страны: удачное географическое рас положение в черноземной полосе Центральной России, наличие метал лургической базы, а также некото рых не разрушенных войной ре зервных производственных площа дей. Однако имевшихся произ водственных площадей было явно недостаточно, и они совершенно не соответствовали потребностям трак торного производства. Предстояло подвергнуть значительной реконст рукции и достройке старые здания и сооружения, возвести ряд новых корпусов, смонтировать большое ко личество оборудования. Но, пожа луй, самое существенное — нужно было разработать и испытать новую конструкцию трактора, составить технологию производства, изготовить оснастку. Весной 1943 года в Липецке, в ка ких-нибудь 150 километрах от фрон та начались строительно-монтажные работы. Описываемые события относятся к тому времени, когда иностранные внешнеполитические * обозреватели еще гадали: устоит Советский Союз перед фашистской Германией или нет? Но советские люди твердо ве рили в победу. Строительство круп ного завода сельскохозяйственных тракторов — типичной мирной про дукции — в разгар разрушительной войны — это ли не свидетельство непоколебимой уверенности совет ского народа в правоте своего дела, показатель жизненной силы нашего социалистического строя! Напомним еще одну характерную дату. Реше ние о сооружении Липецкого трак торного завода было подписано 23 января 1943 года, а бывший наш областной центр Воронеж был ос вобожден от немецких фашистов через два дня — 25 января 1943 го да. Лишь великая страна, лишь героический народ способны были вести тяжелейшую в истории войну и одновременно строить новые мир ные предприятия. Трудная и очень сложная задача стояла перед липецкими тракторо строителями. Большинство мужского населения было призвано в действу ющую армию. На Липецком трак торном работали, в основном, жен щины и молодежь допризывных воз растов, впервые попавшие на произ водство. Недоставало материалов и строи тельной техники. Ощущался недо статок электроэнергии. Расположен ный далеко за городом, завод не имел с ним ни трамвайного, ни шос сейного сообщения. Мало было и своей жилой площади. Лишь не большая группа специалистов, ко мандированных с других родствен ных заводов, была тогда знакома со спецификой производства тракто ров. Остальным предстояло учиться, осваивать новые профессии, овладе вать незнакомым делом. О трудностях того периода можно в какой-то степени судить по сооб щениям заводской многотиражной газеты «Кировец». Вот о чем, на пример, писала тогда газета: «...Шерстяные и хлопчатобумаж- стране освоил и внедрил в производ ство вкладыши, изготовленные из биметаллической ленты, коленчатые валы без противовесов и с центро бежной очисткой масла в полостях шатунных шеек, полнопоточные центрифуги для очистки масла. Здесь, впервые в тракторостроении, были применены для некоторых де талей такие новые синтетические материалы, как поликапролактан и капрон, которые в узлах трения не требуют смазки, была создана новая марка высокопрочной стали, даю щей значительный экономический эффект. Одними чз первых в стране липецкие тракторы были оборудова ны навесными гидравлическими-, си стемами. Высокоэкономичный дизельный двигатель воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топ лива также создавался в Липецке и СЛОВО О ЛИПЕЦКОМ ТР А К ТО Р НО М хр^сссооссссса. С т р а н и ц ы истории завода ные ткани получил заводской ОРС. Ими будут поощряться стахановцы, лучшие инженерно-технические ра ботники и служащие». «...Для отгрузки 1.000 тонн топли ва, необходимых заводу,- на одну из шахт «Сталиногорскугля» выеха ли двенадцать рабочих. В распоря жение бригады передана автомаши на, на которой уголь будет подво зиться к месту погрузки». «...Большую помощь ЛТЗ оказы вает Липецкий горпромкомбинат. За сравнительно короткое время комбинат изготовил для завода 40 саней, 1.400 табуреток, 170 обеден ных и канцелярских столов, 200 стеганых одеял и около 3 тонн строительных гвоздей». «...На завод поступили три паро воза. Все они будут использованы для отопительных целей в основных производственных цехах». В наши дни эти скупые газетные сообщения невольно вызывают улыбку: «ткани для поощрения...», «три тонны строительных гвоздей...», «паровозы для отопления...». Но все это было. Жили тесно в полуголодных домах и бараках, хо дили одетыми кое-как, питались плохо. Но строили, работали, выпол няли задание Родины. И не только строили. Вот еше несколько сообще ний из той же заводской газеты: «В дни Октябрьских праздников трудящиеся завода закупили и от правили в подарок бойцам 3 пуда печенья. 50 литров вина, 30 кило граммов сливочного масла, 120 ки лограммов консервов, 30 носовых платков, 25 кисетов, 3 шапки-ушан ки, 10 пар шерстяных перчаток, 8 пар теплых носков, 4 свитера и т. д». 9 марта 1944 года: «На заводе на чат сбор средств в фонд обороны». 6 апреля 1944 года: «В фонд обо роны собрано 405 тысяч рублей». Работали н учились. На заводе было широко развернуто движение «двухсотников» — рабочих, выпол няющих ежедневно по две нормы: одну за себя и вторую за товарища, сражающегося на фронте. Росло чи сло Комсомольске - молодежных бригад. Если в декабре 1943 года на заводе было всего девять таких бригад, то в феврале 1944 года— 48, а в октябре—уже 97, Шестьдесят пять чз них завоевали почетное право называться «фронтовыми». Давно ушли в прошлое те тяже лые времена. Не так уж много оста лось на заводе ветеранов, которые его строили. Скоро предприятие бу дет отмечать свое двадцатипятиле тие. Четверть века напряженного труда, творческих поисков, неудач и побед* Более 300 тысяч пропашных тракторов различных марок выпу стил завод за это время. Липецкие тракторостроители мо гут по праву гордиться тем, что первый отечественный гусеничный трактор оригинальной конструкции с дизельным двигателем средней мощ ности был создан на их заводе, что первый в стране гусеничный про пашной дизельный трактор был сконструирован своими силами. Липецкий тракторный первым в КУХНЯ“ ДЛЯ ДОМЕН Коллектив Ждановского завода тяжелого машиностроения при ступил к изготовлению трех вы сокопроизводительных обжиговых печей ОК-5-108 для Центрального горно-обогатительного комбина та в Кривом Роге. К а к рассказали корреспонденту Агентства печати Новости инже неры-конструкторы, эти агрега ты предназначены для обжига сырых окатышей железорудных концентратов. Небольшие шари ки, сделанные в необходимой про порции из компонентов доменной шихты, пройдут ряд стадий об работки. «Поджаренные» при температуре 1350 градусов и за тем охлажденные в специальных : барабанах, они будут загружать с я в домну вместо руды и флю сов. Такая «пища» дает металлур г и и значительные выгоды. Приме нение окатышей позволяет резко увеличить производительность до менных печей. Обжиговая машина будет ра- (ботать на природном газе. Агре гат длиной 77 метров и весом свыше 1200 тонн — конвейерного ;типа, процесс загрузки, обжига и разгрузки окатышей — непре-! рывный. Все операции автомати зированы. А. Ш КАРБУН , корреспондент АПН . 22 мая—IV Всесоюзный с ъ е з д п и с а т е л е н П О З А К О Н А М Ч У Д А Стихи замечательного казахского поэта Абая когда-то знали только в ближних аулах. Теперь его тво рения читают не только казахи, но — на родном языке — и русские, узбеки, туркмены, таджики, киргизы и многие другие народы нашей страны. А о самом Абае, его жизни написан роман, переведенный сей час на двадцать пять языков, соз даны кинофильмы, •опера, драма. Если в прошлом грамотными были лишь два процента казахов, то се годня в республике — своя Акаде мия наук. За короткий срок казах ский народ пришел в своем разви тии от кочевья к социализму, от зачатков литературного творчества до высокоразвитой многожанровой литературы, увенчанной таким все мирно-известным произведением, как роман-эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Ныне десятки произведений ка захской советской литературы со циалистического реализма, такие, как романы С. Муканова, Г. Мусре- пова, Г. Мустафина, широко извест ны и у нас в стране и за рубежом, так же, как книги талантливых пи сателей новых поколений — Т. Ах- танова, А. Нурпеисова, А. Алимжа нова и других. Еще более удивителен стремитель ный взлет таких культур, как кир гизская, тувинская, народов Сибири или Северного Кавказа. Киргизы, например, до революции не имели своей письменности. Их поэтическое, по преимуществу, твор чество представляло собой эпические легенды о богатыре Манасе и его сыне Семетее. Подобно казахским поэтам-импровизаторам слагали свои острые злободневные стихи киргиз ские рапсоды — «манасчи», народ ные акыны Токтогул, Барпы и То- голок, 1 Письменная киргизская литература началась стихотворением народного поэта Киргизии Аалы Токомбаева «Приход Октября», напечатанным в первом номере первой киргизской газеты «Свободные горы» 7 ноября 1924 года. А уже в 1935 году появ ляется первый киргизский реалисти ческий роман Тугельбая Сыдыкбеко- ва «Широкий поток». Чудом национального возрожде ния хочется назвать появление у ранее бесписьменного киргизского народа такого глубокого и яркого современного реалиста, как Ч. Ай тматов с его проникновенным цик лом лирических повестей, исполнен ными живой правды «Материнским полем» и «Прощай, Гульсары». И это «чудо» становится у нас закономерностью. «Туземцы сами уже не обладают чудодейственной силой возрождения и находятся на верном пути несомненного угасания», —писал английский путешественник, побывавший в Туве в 1916 году. А в 1921 году тувинцы изгнали чуже земных угнета гелей и создали на родную республику. В канун вхож дения в семью ресиуб'шк Советского Союза в Т>ве была создана своя национальная письменность, а в 1945 году — появилось первое реалисти ческое произведение тувинской про зы — «В берестяном чуме» С. Тока. Оно стало началом его автобиогра фической повести «Слово арата», от разившей путь тувинского народа из тьмы патриархальщины к социализ му, Д о сравнительно недавнего вре мени о людях далекой Чукотки пи сали только русские поэты и рома нисты. А в конце сороковых годов в этом далеком крае появился нацио нальный писатель-реалист Юрий Рытхэу. Сегодня он —* одни из вид ных мастеров советского рассказа. Такое стремительное возникнове ние и развитие литературы народов, ранее сплошь неграмотных, стало возможно лишь благодаря ленинской национальной политике, обеспечив шей равенство и братскую дружбу всех национальностей Советского Союза. Революция открыла для всех народов нашей страны всеобщее обу чение на родном языке, доступ к вершинам современной культуры и научила бережно относиться к своим национальным традициям. Небывалый рост культуры наро дов, увеличение количества перево зов художественных произведений с братских языков — на русский и с русского — на языки народов СССР многократно усилили влияние рус ской классической и советской лите ратуры на формирование нацио нальных писателен. Л национальные литературы, в свою очередь, оказы вали заметное влияние на литерату- ру русскую. Создавалась многоязы кая советская литература, сильная своим идейным единством и художе ственным многообразием, творчески ми взаимосвязями, которые стали основой быстрого развития молодого искусства многих ранее отсталых на родов. Если 'в 20-е и 30-е годы наиболее существенными для развития единой многонациональной советской лите ратуры были влияния русской лите ра 1уры, то позднее взаимовоздейст- чие литератур приобрело многосто ронний характер. Так, опыт эпопеи «Путь Абая» не прошел бесследно для исторической романистики других народов. Он сказал решающее влияние на фор мирование творчества Ч. Айтматова, у которого, как сам он утверждает, сама мысль о возможности писать возникла при чтении .романа «Абай». В свою очередь развитие советской лирической повести на любом из языков братских республик теперь уже невозможно без произведений Айтматова. Русская советская философская лирика таких поэтов, ка к В. Мая ковский, Н. Тихонов, В. Луговской, И. Сельвинский, П. Антокольский, безусловно, воздействовала на раз витие поэзии всех народов нашей страны. Но сегодня ни один поэт, тяготе ющий к философской лирике, не мо жет игнорировать великолепное, мудрое и сердечное поэтическое творчество своих восточных братьев — аварца Расула Гамзатова, кал мыка Давида Кугультинова, балкар ца Кайсына Кулиева, башкира Мус- тая Карима. Смысл и характер поэтических взаимовлияний с предельной просто той и проникновенностью выразил Давид Кугультинов в стихотворении о том, как он переводил Пушкина. Одолевая труд высокий Всем напряженьем слабых сил, Сегодня пушкинские строки Я, осмелев, переводил. Я погружался с головою В кипенье лавы огневое, В кристально свежую струю». Гигант мне задавал загадки И рифму бедную мою Клал то и дело на лопатки.» Но все ж я ощущал сквозь труд, Как мыслей мускулы растут. День ото дня растут и крепнут мускулы советского многонациональ ного искусства, рожденного Октяб рем, питаемого бессмертной мыслью Ленина, навеки сроднившего в еди ной семье все народы коммунистиче ского братства. 3. КЕ Д РИ Н А . затем был передан для производст ва Владимирскому заводу. Об авторитете липецких тракторов говорят такие факты; чертежи и технология изготовления дизельного трактора «КД-35» в свое время бы ли переданы в братские социалисти ческие страны — Румынию и Поль шу, где послужили основой при соз дании тракторной промышленности этих стран. Минский тракторный завод тоже начал свою работу с выпуска тракторов «КД-35». Созданный на ЛТЗ дизельный двигатель «Д-38» с небольшими из менениями впоследствии стал уста навливаться на колесный трактор «Беларусь» и трелевочный трактор «ТДТ-40». Этот же дизельный дви гатель нашел применение в серий ном производстве экскаваторов, мо товозов, буровых машин, передвиж ных электростанций, дорожных ма шин, уборочных комбайнов и других установок, потребляющих мощ ность до 40 лошадиных сил. Гусе ничный пропашной трактор (ныне Т-38М) уже 15 лет сходит с завод ского конвейера и до сих пор поль зуется большим спросом у механи заторов. Большой авторитет завоевали я липецкие колесные тракторы Т-40 и Т-40А. Они находят широкое приме нение не только у себя на Родине, но и за рубежом. Даже такая раз витая в техническом отношении капиталистическая страна,. как Франция, охотно покупает в послед нее время эти машины. В прошлом году на Международной выставке в Москве трактор Т-40А был удосто ен золотой медали, а недавно на Международной весенней ярмарке в Лейпциге ему снова присуждена зо лотая медаль. Коллектив завода успешно спра вился с заданием семилегнего пла на. За годы семилетки выпуск про дукции возрос в три с лишним раза. За достигнутые трудовые успехи в выполнении заданий семилетнего плана Президиум Верховного Сове та СССР наградил орденами и ме далями СССР 117 работников Л и пецкого тракторного завода. Сле сарь-лекальщик А. П. Бобров удо стоен высокого звания Героя Со циалистического Труда. На предприятии и сегодня трудят ся люди, которые без малого два с половиной десятилетия назад возво дили здесь первые производственные корпуса. Это руководители первой на Липецком тракторном комсомоль ско-молодежной фронтовой бригады В. И. Иванищев, строители В. М. Долгов, П. М. Антощук, ныне ка,- ладчик тракторного цеха № 4 и дру гие. Славные традиции ветеранов за вода в наши дни продолжают пере довики производства, ударники ком мунистического труда шлифовщица тракторного цеха № 3 Т. В. Загор ская, заливщик чугунолитейного це ха И. С. Покачалов, слесарь прессо вого цеха В. И. Сочнев, слесарь- сборщик цеха трансмиссий А*- И. Ве селов и многие другие. Липецкие тракторостроители про должают напряженно трудиться над дальнейшим совершенствованием вы пускаемой продукции. Проводятся работы по созданию трактора с бо лее мощным двигателем н установ кой ходоуменьшителя, позволяющего получить ряд дополнительных замед ленных скоростей, ло улучшению ус ловий труда тракториста. Совместно с научно-исследовательским институ том технической эстетики ведутся поиски ©вешнего оформления трак тора, отвечающего современным требованиям. Повышается долгове**» ность машин. Проводится также большая рабо* та по расширению использования к о лесных тракторов Т-40 и Т-40А с новьщи для них машинами: погруэ- чиками, экскаваторами, стогомета телями, жатками и другими. Большую работу коллектив завода! ведет по созданию отдельных пер спективных узлов и новых моделей тракторов. Создана машина Т-5 с четырьмя ведущими и управляемы ми колесами одного размера, выпол ненная по принципиально новой схе ме. Создан трактор ГТ-55, анало гичный Т-5, но с гидрообъемной трансмиссией, позволяющей полу чать бесступенчатое изменение ско ростей движения без остановок агре гата. Экспериментальные образцы этих тракторов пооходят испытания. Завод, готовясь к юбилею Совет» ской власти, расширяется, реконст руируется, В новой пятилетке перед его коллективом поставлена задача увеличить производство пропашных тракторов до 49 тысяч штук в год, а также перейти на выпуск машин с двигателем мощностью 50 лошади ных сил, 70 процентов выпускаемых машин будет иметь передний веду щий мост. В честь 50-летия Советской вла сти тракторостроители приняли на себя новые ответственные социали стические обязательства. Выполне ние их является почетным долгом заводского коллектива, М. ЗАХАРОВ, Ю. КО Ч КИН , I В Как-то ко мне в фасонном це хе подошел ветеран - литейщик Иван Иванович Ширяев : — Напишите о нашем Вадиме Николаевиче! Замечательный, ду шевный человек , Пятнадцать лет в цехе. Д о этого всю войну про шел. Признаюсь, это для меня было новостью. Электросварщика Вади ма Николаевича Котельникова я , знал дйвно и не переставал удив ляться его душевной бодрости, за разительной энергии. Привык ви деть среди молодежи: он и само деятельность организует, и спор тивную честь цеха защищает, и загородные поездки устраивает. Там, где он—всегда песни, шутки, смех. В. Н. Котельников казался сверстником нынешним комсо мольцам , И только те, что работают с ним рядом с основания завода, знают его военную биографию , Вадим Николаевич считает, что ему просто повезло. Еще бы! Когда он начинает перечислять сраже ния, в которых довелось участво вать, перед глазами встают са мые яркие этапы гигантского на ступления советских войск. Осво бождение Орла, Киева, Корсунь- Шевченковская операция, Сандо- мирский плацдарм, Яссы ... Молодой разведчик противотан ковой батареи воевал в 13-й стрелковой дивизии, подготовлен ной специально для прорывов. Особенно памятны для Вадима Котельникова бои на чехословац кой земле. 13-я дивизия, перейдя границу со стороны Польши, оста новилась у сильно укрепленного фашистами города Опава. После жестокого многодневного боя ди визия взяла город и освободила путь на столицу Чехословакии. За освобождение Опавы Котельников был награжден медалью «За отвагу », Через несколько дней раз ведчик со своей батареей вошел в ликующую Прагу. Два года назад Вадим Николае вич решил посетить места своей боевой молодости: по туристиче ской путевке поехал в Чехослова кию, ..Автобус с советскими туриста ми остановился заправиться в ма леньком городке. Котельников вгляделся, и волнение охватило его. Это была Опава. Попросив у переводчицы Ганы автобусный микрофон, он начал рассказывать товарищам по поездке о местах боев, о расположении позиций. В памяти вставал не этот цветущий майский город, а тот, дымящий ся, сражающийся. Через несколько минут, у авто буса собралась масса народу. Ва диму Николаевичу устроили такой прием, о котором он и не мечтал. Бывшего воина - освободителя и всех советских туристов приветст вовал представитель районного комитета партии Ярослав Гупачек. Опавцы бережно чтут память о советских солдатах, берегут моги лы павших в боях за город, по ставили им красивый памятник. Советские туристы посетили клад бище. У памятника состоялся ко роткий митинг дружбы. Туристы возложили на могилы венки. Во время этой встречи Вадим Николаевич познакомился с Ми хаилом Васильевичем Личаченкв, журналистом, жителем Опавы, который по крупицам собирает сведения об истории 13-й стрелко вой дивизии. Уезжая из госте приемной Опавы, В. Н. Котельни ков оставил ему свой адрес. С тех пор у них завязалась переписка. Прошлым летом Котельников по лучил от Личаченко приглашение встретиться в Москве. В столице Вадим Николаевич нашел не только чешских друзей, но и сво его бывшего однополчанина, пол ковника в отставке из Тулы—Сер гея Петровича Родионова. Его то же разыскал чешский журналист , Нынешней зимой Михаил Ва сильевич прислал' Котельникову приглашение посетить его страну. Последние недели прошли у Ва дима Николаевича в радостных хлопотах — в подготовке к поезд ке. На днях он показал мне свой заграничный паспорт. Г. АКСЕНОВ. Липецкий трубный завод. ш и ш п 1 п п |1 ш и и 1 Ч>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz