Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ Г9 мая 1967 г., Ж С3928| Д О З О Р Н Ы Е Максим Яковлевич Чулков встал рано. Быстро одевшись, он направил­ ся к выходу. — Ты куда в такую рань? — спро­ сила жена. —В поле, сегодня сеять начинаем..* — А пенсионерам что там делать? — Я не только пенсионер, но и председатель группы народного конт­ роля. — Н у ладно, ступай, непоседа, да позавтракать не забудь забежать... В поле, у посевного агрегата, М а к­ сим Яковлевич увидел М. А. Потое- ва, члена контрольного поста. — Ты уже здесь! •— Здесь, Максим Яковлевич. Се­ мена подвезены, трактор и сеялки наготове, сейчас будем начинать. — Добро, — ответил Чулков, *— следи, чтобы все было в порядке. Максим Яковлевич Чулков долгое время работал управляющим Веша- ловского отделения совхоза «Красный колос», а потом ушел на заслужен­ ный отдых. Но коммунисту не сиде­ лось без дела, он продолжал бывать на фермах, в бригадах, помогал со­ ветом. Честного и принципиального человека рабочие совхоза избрали председателем группы народного контроля. Вместе с активистами, такими же бескорыстными и болеющими всей ду­ шой за государственное добро, М ак­ сим Яковлевич сделал много добрых дел. Группа народного контроля ста­ ла хорошей помощницей партийной организации совхоза в борьбе за эко­ номию и бережливость, за укрепле­ ние трудовой дисциплины, за подъ­ ем всех отраслей совхозного произ­ водства. Однажды Максим Яковлевич уви­ дел такую картину. Тракторист, за­ правляя трактор, оставшееся в вед­ ре горючее выплеснул на землю. — Что же ты делаешь? — возму­ тился Чулков. — А куда же остатки? В карман что ли? — спокойно ответил тракто­ рист. Максим Яковлевич заинтересовался, ка к в совхозе берегут горючее. О ка­ залось, что и другие механизаторы заправляют тракторы из ведра, раз­ ливая горючее на каждом шагу. Чул­ ков зашел к бухгалтеру совхоза А. Е. Попову. — Александр Ермолаевич, ка к у нас с расходом горючего? — Очень плохо,—ответил бухгал­ тер, — за 1966 год перерасходовали 30 дюнн. — И не мудрено, потому что мно­ гие механизаторы заправляют трак­ торы из ведра. Ведро горючего в трак- НАРОДА тор заливают, а полведра — на зем­ лю. Вскоре группа народного контроля поставила вопрос о расходовании го­ рючего на заседании партийного ко ­ митета. В своем докладе Максим Яковлевич на конкретных примерах показал причины перерасхода горю­ чего и внес предложение установить твердый порядок — заправлять ма­ шины только насосами, а народные контролеры возьмут под свое неос­ лабное наблюдение выполнение этого правила. Предложение было едино­ душно поддержано членами партко­ ма. Теперь механизаторы сами стремят­ ся бережно относиться к расходова­ нию горючего. К этому их побуждает не только строгий контроль, но и материальная заинтересованность. За экономию горючего в совхозе уста­ новлены денежные премии. В своей повседневной деятельности дозорные народа стремятся не только вскрывать недостатки в работе ферм, бригад, но и борются за быстрейшее устранение их. За последние годы в совхозе заметно поднялась продук­ тивность скота и птицы, Снижена се­ бестоимость отдельных видов про­ дукции, а вот производство мяса все еще очень дорого обходится хозяйст­ ву. Почему? Этим вопросом занялись народные контролеры. М. А. Потоев и Ф. Т. Татьянин выяснили, что бесхозяйственно расходуются корма. И х нередко бросают под ноги ж и ­ вотным, и значительная часть не используется. А раз не налажено по- настоящему приготовление кормов, то и скармливание их не дает желаемых результатов. Итоги проверки обсуждались на расширенном заседании партийного комитета совхоза. Было принято ре­ шение улучшить организацию приго­ товления кормов, установить на ка ж ­ дой ферме контрольные посты, кото­ рые бы строго следили за расходова­ нием кормов, за соблюдением рас­ порядка дня и рационов кормления животных. В результате принятых мер было достигнуто заметное повы­ шение суточных привесов молодняка крупного рогатого скота. В первом квартале 1967 года из 329 голов, сданных государству, 142 приняты по категории высшей упитанности. Это дало хозяйству дополнительно 15 тысяч рублей. Авторитет и действ е н н о с т ь группы народно­ го контроля объ­ ясняется посто­ янным руковод­ ством ее деятель­ ностью и под­ держкой партий­ ной организации. Партийный коми­ тет совхоза систематически рас­ сматривает вопросы, которые ста­ вят народные контролеры, всегда внимательно относится к их начи­ наниям и принимает действенные меры по устранению вскрытых недостатков. Недавно, например, партком поддержал предложение группы о проверке жирности моло­ ка на каждой ферме и по каждой группе коров не реже одного раза в декаду. Это было вызвано тем, что между совхозом и приемным пунктом не­ редко возникали недоразумения при определении жирности сдаваемой продукции. Были случаи, когда ра­ ботники приемного пункта занижали жирность молока, и совхоз терпел убытки. Доказать неправильность действий работников приемного пунк­ та было трудно, так как сам совхоз не определял процент жирности. Между тем, дело-то это для сов­ хоза не новое. В прошлые годы на всех фермах были установлены цен­ трифуги, и зоотехник каждую дека­ ду определял жирность получаемого молока. Потом все это забросили. Но не забыли об этом дозорные на­ рода. Они потребовали, чтобы имею­ щиеся центрифуги были вновь пуще­ ны в ход, а зоотехники отделений каждую декаду определяли ж и р ­ ность молока. Это требование под­ держали партком и дирекция совхо­ за. Регулярное определение жирности молока по группам коров важно не только для совхоза, но и для к а ж ­ дой доярки. Потому что молоко, по­ лученное с жирностью выше базис­ ной, позволяет получить дояркам по­ вышенную оплату. Теперь и они бо­ рются не только за количество, но и за качество молока. Результат от­ радный: совхоз досрочно выполнил квартальный план заготовок молока. В дни сева на самых ответствен­ ных участках были созданы конт­ рольные посты. Дозорные народа строго следили за качеством полевых работ, вскрывали недостатки в ор­ ганизации труда механизаторов, по­ могали бригадирам лучше расставить людей и технику, вели беспощадную борьбу с бракоделами и нарушите­ лями трудовой дисциплины. Сейчас группа установила строгий контроль за качеством ухода за посевами. Совхоз успешно справляется с го ­ сударственными заданиями, укрепля­ ет свою экономику, и в этом нема­ лая заслуга народных контролеров — принципиальных и бескорыстных помощников паршйнгй организации в борьбе за подъем всех отраслей совхозного производства. П. АЛЕ КСАН ДРО В . Липецкий район. СПРАВКИ ЗА 50 ЛЕТ Выставка книг, лекций, газет­ ных подборок и методических ма­ териалов под названием «50 пла­ менных лет» (из истории липец­ кого края) открылась в областном Доме политического просвещения. Она посвящена приближающемуся юбилею Советской власти. Внимание привлекает рекомен­ дательный список л и т е р а т у р ы «В. И. Ленин о липецком крае». В помощь пропагандисту, лектору, агитатору предлагаются методиче­ ские материалы: «Революционное движение на территории Липецкой области до Великого Октября», «Установление и упрочение Совет­ ской власти на территории Липец­ кой области», «Так утверждалась власть Советов», «Борьба за власть Советов в липецком крае». Другие разделы выставки наря­ ду с книгами содержат обширный материал в папках: «Социалисти­ ческое строительство в липецком крае», «Города нашей области», «Из истории развития промыш­ ленности и сельского хозяйства области», «Наши земляки» и т. д. Хорошо трудится на юбилейной вахте в честь 50-летия Советской власти бригада Райсы Владими­ ровны Медведевой — одна из пе­ редовых бригад Липецкого завода резино-пластмассовых изделий. Раиса Владимировна — ударник коммунистического труда. Фото нештатного корр. «Ленинского знамени» Ю. Клюева. С КАЖДЫМ днем становится все ближе славный юбилей — 50-летие Советской власти. Вместе со всем народом достойно встретить этот день готовятся и представители многотысячной армии липецких тракторостроителей. Сегодня продукцию с маркой «ЛТЗ» знают не только во многих уголках нашей страны, но и дале­ ко за ее пределами, А как начинался Липецкий тракторный завод! Какой путь про­ шел его коллектив за двадцать пять лет! 1943 ГОД. Третий год Вели­ кой Отечественной вой­ ны. Разгромлены фаши­ стские полчища под Москвой и Сталинградом. прорвана блокада Ленинграда. Враг потерпел пораже­ ние на Северном Кавказе и Кубани, но смертельная опасность, нависшая над Родиной, еше не миновала. Все силы народа направлены на борьбу с врагом. В это время в сельском хозяй­ стве страны возникли серьезные трудности. Миллионы людей ушли на фронт. Туда же была направле­ на техника— автомобили, тракторы, тягачи. В колхозах и совхозах оста­ валось мало тягловой силы. Про­ мышленность, переведенная на во­ енные рельсы, прекратила поставку тракторов сельскому хозяйству. Разграбленные и опустошенные рай­ оны страны, освобожденные от ок­ купантов, срочно нуждались в вос­ становлении, В то тяжелое время я был ут­ вержден план строительства новых предприятий мирного п р о ф и л я . Было решено создать в городе Липецке завод по производству сельскохозяйственных тра к т о р о в средней мощности. Этот выбор был сделан не случай­ но. Липецк имел ряд преимуществ по сравнению с другими городами страны: удачное географическое рас­ положение в черноземной полосе Центральной России, наличие метал­ лургической базы, а также некото­ рых не разрушенных войной ре­ зервных производственных площа­ дей. Однако имевшихся произ­ водственных площадей было явно недостаточно, и они совершенно не соответствовали потребностям трак­ торного производства. Предстояло подвергнуть значительной реконст­ рукции и достройке старые здания и сооружения, возвести ряд новых корпусов, смонтировать большое ко­ личество оборудования. Но, пожа­ луй, самое существенное — нужно было разработать и испытать новую конструкцию трактора, составить технологию производства, изготовить оснастку. Весной 1943 года в Липецке, в ка­ ких-нибудь 150 километрах от фрон­ та начались строительно-монтажные работы. Описываемые события относятся к тому времени, когда иностранные внешнеполитические * обозреватели еще гадали: устоит Советский Союз перед фашистской Германией или нет? Но советские люди твердо ве­ рили в победу. Строительство круп­ ного завода сельскохозяйственных тракторов — типичной мирной про­ дукции — в разгар разрушительной войны — это ли не свидетельство непоколебимой уверенности совет­ ского народа в правоте своего дела, показатель жизненной силы нашего социалистического строя! Напомним еще одну характерную дату. Реше­ ние о сооружении Липецкого трак­ торного завода было подписано 23 января 1943 года, а бывший наш областной центр Воронеж был ос­ вобожден от немецких фашистов через два дня — 25 января 1943 го­ да. Лишь великая страна, лишь героический народ способны были вести тяжелейшую в истории войну и одновременно строить новые мир­ ные предприятия. Трудная и очень сложная задача стояла перед липецкими тракторо­ строителями. Большинство мужского населения было призвано в действу­ ющую армию. На Липецком трак­ торном работали, в основном, жен­ щины и молодежь допризывных воз­ растов, впервые попавшие на произ­ водство. Недоставало материалов и строи­ тельной техники. Ощущался недо­ статок электроэнергии. Расположен­ ный далеко за городом, завод не имел с ним ни трамвайного, ни шос­ сейного сообщения. Мало было и своей жилой площади. Лишь не­ большая группа специалистов, ко­ мандированных с других родствен­ ных заводов, была тогда знакома со спецификой производства тракто­ ров. Остальным предстояло учиться, осваивать новые профессии, овладе­ вать незнакомым делом. О трудностях того периода можно в какой-то степени судить по сооб­ щениям заводской многотиражной газеты «Кировец». Вот о чем, на­ пример, писала тогда газета: «...Шерстяные и хлопчатобумаж- стране освоил и внедрил в производ­ ство вкладыши, изготовленные из биметаллической ленты, коленчатые валы без противовесов и с центро­ бежной очисткой масла в полостях шатунных шеек, полнопоточные центрифуги для очистки масла. Здесь, впервые в тракторостроении, были применены для некоторых де­ талей такие новые синтетические материалы, как поликапролактан и капрон, которые в узлах трения не требуют смазки, была создана новая марка высокопрочной стали, даю­ щей значительный экономический эффект. Одними чз первых в стране липецкие тракторы были оборудова­ ны навесными гидравлическими-, си­ стемами. Высокоэкономичный дизельный двигатель воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топ­ лива также создавался в Липецке и СЛОВО О ЛИПЕЦКОМ ТР А К ТО Р НО М хр^сссооссссса. С т р а н и ц ы истории завода ные ткани получил заводской ОРС. Ими будут поощряться стахановцы, лучшие инженерно-технические ра­ ботники и служащие». «...Для отгрузки 1.000 тонн топли­ ва, необходимых заводу,- на одну из шахт «Сталиногорскугля» выеха­ ли двенадцать рабочих. В распоря­ жение бригады передана автомаши­ на, на которой уголь будет подво­ зиться к месту погрузки». «...Большую помощь ЛТЗ оказы­ вает Липецкий горпромкомбинат. За сравнительно короткое время комбинат изготовил для завода 40 саней, 1.400 табуреток, 170 обеден­ ных и канцелярских столов, 200 стеганых одеял и около 3 тонн строительных гвоздей». «...На завод поступили три паро­ воза. Все они будут использованы для отопительных целей в основных производственных цехах». В наши дни эти скупые газетные сообщения невольно вызывают улыбку: «ткани для поощрения...», «три тонны строительных гвоздей...», «паровозы для отопления...». Но все это было. Жили тесно в полуголодных домах и бараках, хо­ дили одетыми кое-как, питались плохо. Но строили, работали, выпол­ няли задание Родины. И не только строили. Вот еше несколько сообще­ ний из той же заводской газеты: «В дни Октябрьских праздников трудящиеся завода закупили и от­ правили в подарок бойцам 3 пуда печенья. 50 литров вина, 30 кило­ граммов сливочного масла, 120 ки­ лограммов консервов, 30 носовых платков, 25 кисетов, 3 шапки-ушан­ ки, 10 пар шерстяных перчаток, 8 пар теплых носков, 4 свитера и т. д». 9 марта 1944 года: «На заводе на­ чат сбор средств в фонд обороны». 6 апреля 1944 года: «В фонд обо­ роны собрано 405 тысяч рублей». Работали н учились. На заводе было широко развернуто движение «двухсотников» — рабочих, выпол­ няющих ежедневно по две нормы: одну за себя и вторую за товарища, сражающегося на фронте. Росло чи­ сло Комсомольске - молодежных бригад. Если в декабре 1943 года на заводе было всего девять таких бригад, то в феврале 1944 года— 48, а в октябре—уже 97, Шестьдесят пять чз них завоевали почетное право называться «фронтовыми». Давно ушли в прошлое те тяже­ лые времена. Не так уж много оста­ лось на заводе ветеранов, которые его строили. Скоро предприятие бу­ дет отмечать свое двадцатипятиле­ тие. Четверть века напряженного труда, творческих поисков, неудач и побед* Более 300 тысяч пропашных тракторов различных марок выпу­ стил завод за это время. Липецкие тракторостроители мо­ гут по праву гордиться тем, что первый отечественный гусеничный трактор оригинальной конструкции с дизельным двигателем средней мощ­ ности был создан на их заводе, что первый в стране гусеничный про­ пашной дизельный трактор был сконструирован своими силами. Липецкий тракторный первым в КУХНЯ“ ДЛЯ ДОМЕН Коллектив Ждановского завода тяжелого машиностроения при­ ступил к изготовлению трех вы­ сокопроизводительных обжиговых печей ОК-5-108 для Центрального горно-обогатительного комбина­ та в Кривом Роге. К а к рассказали корреспонденту Агентства печати Новости инже­ неры-конструкторы, эти агрега­ ты предназначены для обжига сырых окатышей железорудных концентратов. Небольшие шари­ ки, сделанные в необходимой про­ порции из компонентов доменной шихты, пройдут ряд стадий об­ работки. «Поджаренные» при температуре 1350 градусов и за­ тем охлажденные в специальных : барабанах, они будут загружать­ с я в домну вместо руды и флю­ сов. Такая «пища» дает металлур­ г и и значительные выгоды. Приме­ нение окатышей позволяет резко увеличить производительность до­ менных печей. Обжиговая машина будет ра- (ботать на природном газе. Агре­ гат длиной 77 метров и весом свыше 1200 тонн — конвейерного ;типа, процесс загрузки, обжига и разгрузки окатышей — непре-! рывный. Все операции автомати­ зированы. А. Ш КАРБУН , корреспондент АПН . 22 мая—IV Всесоюзный с ъ е з д п и с а т е л е н П О З А К О Н А М Ч У Д А Стихи замечательного казахского поэта Абая когда-то знали только в ближних аулах. Теперь его тво­ рения читают не только казахи, но — на родном языке — и русские, узбеки, туркмены, таджики, киргизы и многие другие народы нашей страны. А о самом Абае, его жизни написан роман, переведенный сей­ час на двадцать пять языков, соз­ даны кинофильмы, •опера, драма. Если в прошлом грамотными были лишь два процента казахов, то се­ годня в республике — своя Акаде­ мия наук. За короткий срок казах­ ский народ пришел в своем разви­ тии от кочевья к социализму, от зачатков литературного творчества до высокоразвитой многожанровой литературы, увенчанной таким все­ мирно-известным произведением, как роман-эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Ныне десятки произведений ка ­ захской советской литературы со­ циалистического реализма, такие, как романы С. Муканова, Г. Мусре- пова, Г. Мустафина, широко извест­ ны и у нас в стране и за рубежом, так же, как книги талантливых пи­ сателей новых поколений — Т. Ах- танова, А. Нурпеисова, А. Алимжа­ нова и других. Еще более удивителен стремитель­ ный взлет таких культур, как кир­ гизская, тувинская, народов Сибири или Северного Кавказа. Киргизы, например, до революции не имели своей письменности. Их поэтическое, по преимуществу, твор­ чество представляло собой эпические легенды о богатыре Манасе и его сыне Семетее. Подобно казахским поэтам-импровизаторам слагали свои острые злободневные стихи киргиз­ ские рапсоды — «манасчи», народ­ ные акыны Токтогул, Барпы и То- голок, 1 Письменная киргизская литература началась стихотворением народного поэта Киргизии Аалы Токомбаева «Приход Октября», напечатанным в первом номере первой киргизской газеты «Свободные горы» 7 ноября 1924 года. А уже в 1935 году появ­ ляется первый киргизский реалисти­ ческий роман Тугельбая Сыдыкбеко- ва «Широкий поток». Чудом национального возрожде­ ния хочется назвать появление у ранее бесписьменного киргизского народа такого глубокого и яркого современного реалиста, как Ч. Ай­ тматов с его проникновенным цик­ лом лирических повестей, исполнен­ ными живой правды «Материнским полем» и «Прощай, Гульсары». И это «чудо» становится у нас закономерностью. «Туземцы сами уже не обладают чудодейственной силой возрождения и находятся на верном пути несомненного угасания», —писал английский путешественник, побывавший в Туве в 1916 году. А в 1921 году тувинцы изгнали чуже­ земных угнета гелей и создали на­ родную республику. В канун вхож­ дения в семью ресиуб'шк Советского Союза в Т>ве была создана своя национальная письменность, а в 1945 году — появилось первое реалисти­ ческое произведение тувинской про­ зы — «В берестяном чуме» С. Тока. Оно стало началом его автобиогра­ фической повести «Слово арата», от­ разившей путь тувинского народа из тьмы патриархальщины к социализ­ му, Д о сравнительно недавнего вре­ мени о людях далекой Чукотки пи­ сали только русские поэты и рома­ нисты. А в конце сороковых годов в этом далеком крае появился нацио­ нальный писатель-реалист Юрий Рытхэу. Сегодня он —* одни из вид­ ных мастеров советского рассказа. Такое стремительное возникнове­ ние и развитие литературы народов, ранее сплошь неграмотных, стало возможно лишь благодаря ленинской национальной политике, обеспечив­ шей равенство и братскую дружбу всех национальностей Советского Союза. Революция открыла для всех народов нашей страны всеобщее обу­ чение на родном языке, доступ к вершинам современной культуры и научила бережно относиться к своим национальным традициям. Небывалый рост культуры наро­ дов, увеличение количества перево­ зов художественных произведений с братских языков — на русский и с русского — на языки народов СССР многократно усилили влияние рус­ ской классической и советской лите­ ратуры на формирование нацио­ нальных писателен. Л национальные литературы, в свою очередь, оказы­ вали заметное влияние на литерату- ру русскую. Создавалась многоязы­ кая советская литература, сильная своим идейным единством и художе­ ственным многообразием, творчески­ ми взаимосвязями, которые стали основой быстрого развития молодого искусства многих ранее отсталых на­ родов. Если 'в 20-е и 30-е годы наиболее существенными для развития единой многонациональной советской лите­ ратуры были влияния русской лите­ ра 1уры, то позднее взаимовоздейст- чие литератур приобрело многосто­ ронний характер. Так, опыт эпопеи «Путь Абая» не прошел бесследно для исторической романистики других народов. Он сказал решающее влияние на фор­ мирование творчества Ч. Айтматова, у которого, как сам он утверждает, сама мысль о возможности писать возникла при чтении .романа «Абай». В свою очередь развитие советской лирической повести на любом из языков братских республик теперь уже невозможно без произведений Айтматова. Русская советская философская лирика таких поэтов, ка к В. Мая­ ковский, Н. Тихонов, В. Луговской, И. Сельвинский, П. Антокольский, безусловно, воздействовала на раз­ витие поэзии всех народов нашей страны. Но сегодня ни один поэт, тяготе­ ющий к философской лирике, не мо­ жет игнорировать великолепное, мудрое и сердечное поэтическое творчество своих восточных братьев — аварца Расула Гамзатова, кал­ мыка Давида Кугультинова, балкар­ ца Кайсына Кулиева, башкира Мус- тая Карима. Смысл и характер поэтических взаимовлияний с предельной просто­ той и проникновенностью выразил Давид Кугультинов в стихотворении о том, как он переводил Пушкина. Одолевая труд высокий Всем напряженьем слабых сил, Сегодня пушкинские строки Я, осмелев, переводил. Я погружался с головою В кипенье лавы огневое, В кристально свежую струю». Гигант мне задавал загадки И рифму бедную мою Клал то и дело на лопатки.» Но все ж я ощущал сквозь труд, Как мыслей мускулы растут. День ото дня растут и крепнут мускулы советского многонациональ­ ного искусства, рожденного Октяб­ рем, питаемого бессмертной мыслью Ленина, навеки сроднившего в еди­ ной семье все народы коммунистиче­ ского братства. 3. КЕ Д РИ Н А . затем был передан для производст­ ва Владимирскому заводу. Об авторитете липецких тракторов говорят такие факты; чертежи и технология изготовления дизельного трактора «КД-35» в свое время бы­ ли переданы в братские социалисти­ ческие страны — Румынию и Поль­ шу, где послужили основой при соз­ дании тракторной промышленности этих стран. Минский тракторный завод тоже начал свою работу с выпуска тракторов «КД-35». Созданный на ЛТЗ дизельный двигатель «Д-38» с небольшими из­ менениями впоследствии стал уста­ навливаться на колесный трактор «Беларусь» и трелевочный трактор «ТДТ-40». Этот же дизельный дви­ гатель нашел применение в серий­ ном производстве экскаваторов, мо­ товозов, буровых машин, передвиж­ ных электростанций, дорожных ма­ шин, уборочных комбайнов и других установок, потребляющих мощ­ ность до 40 лошадиных сил. Гусе­ ничный пропашной трактор (ныне Т-38М) уже 15 лет сходит с завод­ ского конвейера и до сих пор поль­ зуется большим спросом у механи­ заторов. Большой авторитет завоевали я липецкие колесные тракторы Т-40 и Т-40А. Они находят широкое приме­ нение не только у себя на Родине, но и за рубежом. Даже такая раз­ витая в техническом отношении капиталистическая страна,. как Франция, охотно покупает в послед­ нее время эти машины. В прошлом году на Международной выставке в Москве трактор Т-40А был удосто­ ен золотой медали, а недавно на Международной весенней ярмарке в Лейпциге ему снова присуждена зо­ лотая медаль. Коллектив завода успешно спра­ вился с заданием семилегнего пла­ на. За годы семилетки выпуск про­ дукции возрос в три с лишним раза. За достигнутые трудовые успехи в выполнении заданий семилетнего плана Президиум Верховного Сове­ та СССР наградил орденами и ме­ далями СССР 117 работников Л и ­ пецкого тракторного завода. Сле­ сарь-лекальщик А. П. Бобров удо­ стоен высокого звания Героя Со­ циалистического Труда. На предприятии и сегодня трудят­ ся люди, которые без малого два с половиной десятилетия назад возво­ дили здесь первые производственные корпуса. Это руководители первой на Липецком тракторном комсомоль­ ско-молодежной фронтовой бригады В. И. Иванищев, строители В. М. Долгов, П. М. Антощук, ныне ка,- ладчик тракторного цеха № 4 и дру­ гие. Славные традиции ветеранов за­ вода в наши дни продолжают пере­ довики производства, ударники ком­ мунистического труда шлифовщица тракторного цеха № 3 Т. В. Загор­ ская, заливщик чугунолитейного це­ ха И. С. Покачалов, слесарь прессо­ вого цеха В. И. Сочнев, слесарь- сборщик цеха трансмиссий А*- И. Ве­ селов и многие другие. Липецкие тракторостроители про­ должают напряженно трудиться над дальнейшим совершенствованием вы­ пускаемой продукции. Проводятся работы по созданию трактора с бо­ лее мощным двигателем н установ­ кой ходоуменьшителя, позволяющего получить ряд дополнительных замед­ ленных скоростей, ло улучшению ус­ ловий труда тракториста. Совместно с научно-исследовательским институ­ том технической эстетики ведутся поиски ©вешнего оформления трак­ тора, отвечающего современным требованиям. Повышается долгове**» ность машин. Проводится также большая рабо* та по расширению использования к о ­ лесных тракторов Т-40 и Т-40А с новьщи для них машинами: погруэ- чиками, экскаваторами, стогомета­ телями, жатками и другими. Большую работу коллектив завода! ведет по созданию отдельных пер­ спективных узлов и новых моделей тракторов. Создана машина Т-5 с четырьмя ведущими и управляемы­ ми колесами одного размера, выпол­ ненная по принципиально новой схе­ ме. Создан трактор ГТ-55, анало­ гичный Т-5, но с гидрообъемной трансмиссией, позволяющей полу­ чать бесступенчатое изменение ско­ ростей движения без остановок агре­ гата. Экспериментальные образцы этих тракторов пооходят испытания. Завод, готовясь к юбилею Совет» ской власти, расширяется, реконст­ руируется, В новой пятилетке перед его коллективом поставлена задача увеличить производство пропашных тракторов до 49 тысяч штук в год, а также перейти на выпуск машин с двигателем мощностью 50 лошади­ ных сил, 70 процентов выпускаемых машин будет иметь передний веду­ щий мост. В честь 50-летия Советской вла­ сти тракторостроители приняли на себя новые ответственные социали­ стические обязательства. Выполне­ ние их является почетным долгом заводского коллектива, М. ЗАХАРОВ, Ю. КО Ч КИН , I В Как-то ко мне в фасонном це­ хе подошел ветеран - литейщик Иван Иванович Ширяев : — Напишите о нашем Вадиме Николаевиче! Замечательный, ду­ шевный человек , Пятнадцать лет в цехе. Д о этого всю войну про­ шел. Признаюсь, это для меня было новостью. Электросварщика Вади­ ма Николаевича Котельникова я , знал дйвно и не переставал удив­ ляться его душевной бодрости, за­ разительной энергии. Привык ви­ деть среди молодежи: он и само­ деятельность организует, и спор­ тивную честь цеха защищает, и загородные поездки устраивает. Там, где он—всегда песни, шутки, смех. В. Н. Котельников казался сверстником нынешним комсо­ мольцам , И только те, что работают с ним рядом с основания завода, знают его военную биографию , Вадим Николаевич считает, что ему просто повезло. Еще бы! Когда он начинает перечислять сраже­ ния, в которых довелось участво­ вать, перед глазами встают са­ мые яркие этапы гигантского на­ ступления советских войск. Осво­ бождение Орла, Киева, Корсунь- Шевченковская операция, Сандо- мирский плацдарм, Яссы ... Молодой разведчик противотан­ ковой батареи воевал в 13-й стрелковой дивизии, подготовлен­ ной специально для прорывов. Особенно памятны для Вадима Котельникова бои на чехословац­ кой земле. 13-я дивизия, перейдя границу со стороны Польши, оста­ новилась у сильно укрепленного фашистами города Опава. После жестокого многодневного боя ди­ визия взяла город и освободила путь на столицу Чехословакии. За освобождение Опавы Котельников был награжден медалью «За отвагу », Через несколько дней раз­ ведчик со своей батареей вошел в ликующую Прагу. Два года назад Вадим Николае­ вич решил посетить места своей боевой молодости: по туристиче­ ской путевке поехал в Чехослова­ кию, ..Автобус с советскими туриста­ ми остановился заправиться в ма­ леньком городке. Котельников вгляделся, и волнение охватило его. Это была Опава. Попросив у переводчицы Ганы автобусный микрофон, он начал рассказывать товарищам по поездке о местах боев, о расположении позиций. В памяти вставал не этот цветущий майский город, а тот, дымящий­ ся, сражающийся. Через несколько минут, у авто­ буса собралась масса народу. Ва­ диму Николаевичу устроили такой прием, о котором он и не мечтал. Бывшего воина - освободителя и всех советских туристов приветст­ вовал представитель районного комитета партии Ярослав Гупачек. Опавцы бережно чтут память о советских солдатах, берегут моги­ лы павших в боях за город, по­ ставили им красивый памятник. Советские туристы посетили клад­ бище. У памятника состоялся ко­ роткий митинг дружбы. Туристы возложили на могилы венки. Во время этой встречи Вадим Николаевич познакомился с Ми­ хаилом Васильевичем Личаченкв, журналистом, жителем Опавы, который по крупицам собирает сведения об истории 13-й стрелко­ вой дивизии. Уезжая из госте­ приемной Опавы, В. Н. Котельни­ ков оставил ему свой адрес. С тех пор у них завязалась переписка. Прошлым летом Котельников по­ лучил от Личаченко приглашение встретиться в Москве. В столице Вадим Николаевич нашел не только чешских друзей, но и сво­ его бывшего однополчанина, пол­ ковника в отставке из Тулы—Сер­ гея Петровича Родионова. Его то­ же разыскал чешский журналист , Нынешней зимой Михаил Ва­ сильевич прислал' Котельникову приглашение посетить его страну. Последние недели прошли у Ва­ дима Николаевича в радостных хлопотах — в подготовке к поезд­ ке. На днях он показал мне свой заграничный паспорт. Г. АКСЕНОВ. Липецкий трубный завод. ш и ш п 1 п п |1 ш и и 1 Ч>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz