Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

9 Л Е Н И Н С К О Е 3 НАМ 'А $ мм Ш 7 г., М 107 (3920) Валентина Салосина закончила Липецкое строительное училище № 5 и сейчас трудится в тресте «Жилстрой» в бригаде маляров. Комсомолка возглавляет звено, которое ежедневно перевыполня­ ет сменные задания на 15—20 процентов. Валентина Салосина активно участвует в общественной жизни коллектива, а также зани­ мается в драматическом кружке. Фото Ю. Клюева. Собираясь в очередную поезд " ку, Степан Тимо­ феевич заглянул в лабораторию де­ по. Пока готови­ ли анализ воды, взятой на локомо­ тив, он разговорился с уборщицей лаборатории Н М. Поляковой. Уж такая у него привычка — интересо­ ваться житьем-бытьем товарищей по труду. Полякова поведала ему о своей нужде: вот уже несколько лет она живет на частной квартире, в тесной комнате. Детям даже и по­ резвиться негде, а деньги платит не­ малые. И хотя женщина ни о чем не про­ сила Степана Тимофеевича, он взял этот разговор на заметку. А когда возвратился из поездки, сразу же за­ шел в местком локомотивного депо. Там семья Поляковых значилась в списках на получение квартиры, по не в первую очередь. Изучив спи­ сок, Степан Тимофеевич увидел, что часть рабочих попросту обменивает свою квартиру на более благоуст­ роенную. — Поляковым нужно выделить од­ ну из освободившихся квартир — сказал он председателю месткома. Но местком окончательно не ре­ шал вопроса — требовалось еще разрешение райпрофсожа Елецкого отделения дороги. Степан Тимофее­ вич побывал и там, сумел убедить, что семья Поляковых — первый кандидат на квартиру. Велика же была радость Н. М. Поляковой, когда ей через месяц вручили ордер. И только тогда она узнала, что о ней позаботился де­ путат. Немало таких добрых дел на сче­ ту депутата областного Совета С. Т. ТАКОЙ У НЕГО ХАРАКТЕР Тепцова. И хотя с жильем на Лев- Толстовском железнодорожном узле еще очень трудно, Степан Тимофее­ вич положительно разрешил боль­ шинство поступивших к нему заяв­ лений и жалоб, как письменных, так и устных. Теплым словом вспомина­ ют его пенсионерка А. Ф. Кузовкина, работники железнодорожного узла связи В. С. Терехова и А. П. Була­ хов, уборщица локомотивного депо мать шестерых детей Е. И. Лобачева и многие, многие другие. Одним из них по ходатайству С. Т. Тепцова выделили новые квартиры, другим— улучшили жилищные условия. — Квартирные дела отнимают много времени, — рассказывает Сте­ пан Тимофеевич. — Приходится не­ редко бывать, в нескольких инстан­ циях, прежде чем решишь вопрос. Но зато какое удовлетворение получа­ ешь, когда еще одна семья справит новоселье. Ведь жилье—самое глав­ ное в быту человека. А заботу о быте людей депутат Тепцов считает задачей номер один. Одно время много нареканий раз­ давалось в адрес Лев-Толстовского отделения ОРСа. В продаже отсутст­ вовали некоторые промышленные то­ вары, электробытовая техника, узок был ассортимент товаров и в продо­ вольственных магазинах. Чтобы ку­ пить, скажем, холодильник или сти­ ральную машину, люди нередко еха­ ли в Липецк или даже в Москву. Да и само отделение ОРСа из месяца в месяц не выполняло плана товаро­ оборота. И депутат решил заняться этим торговым предприятием. Выяснилось, ^уооосюоооосооооо ф ^аоооосюооооооосу 1 А е п У ш а гп I 1- и Ж о оооооооооооооос & и з н Ь | ^000000000000000005 что все товары поступают туда через базы ОРСа Елецкого отделения до­ роги. Многие ходовые товары оседа­ ли в Ельце. На одной из сессий областного Совета С. Т. Тепцов встретился с на­ чальником областного управления торговли М. Б. Варнавским, расска­ зал ему о недобросовестности елец­ ких снабженцев и попросил сделать гак, чтобы филиал ОРСа получал все товары непосредственно с опто­ вых баз Липецка. Вскоре этот вопрос был разрешен положительно. Теперь и жалобы на работников магазинов не поступают, и покупатели доволь­ ны. Долгое время трудноразрешимой проблемой в поселке оставалось во­ доснабжение. К примеру, жители улиц Октябрьской, Первомайской вынуждены были ходить по воду чуть ли не за два километра. На от­ дельных улицах было всего лишь по одной водоразборной колонке. Легко понять, какие неудобства испытыва­ ли жители, особенно в непогоду. На месте вопрос решить было не­ льзя. Все дело упиралось в материа­ лы. Это и побудило Степана Тимо­ феевича обратиться за помощью в облисполком. Он написал запросы в соответствующие организации, до­ бился выделения фондов на трубы, водоразборные колонки и т. п. Те­ перь проблема водоснабжения в по­ селке разрешена. И только сам Сте­ пан Тимофеевич знает, сколько сил н настойчивости потребовалось ему для этого. Много хороших дел/ больших и малых, на счету депутата С. Т. Теп­ цова. Тут и электрификация отдален­ ных улиц, и дорожное строительство, и многое другое. По его ходатайству были выделены дополнительные средства для пристройки поликлини­ ки к зданию районной больницы. Он же помог капитально отремонтиро­ вать железнодорожный клуб. Всего не перечислить. И все это Степан Тимофеевич делает для лю­ дей, чтобы они ни в чем не испыты­ вали неудобств. Вот за эту заботу о людях лев-толстовцы в третий раз оказали! ему доверие, избрав депу­ татом областного Совета. У Тепцова нет специально установ­ ленных приемных дней, нет и кабине­ та для этих целей. Но он всегда рад принять посетителя, побеседовать с ним по душам. Дверь его квартиры открыта для каждого человека. И люди идут к нему не только с жа­ лобой, с надеждой получить помощь, а просто побеседовать по душам. Но не все вопросы в силах решить депутат. Встреча­ ются еще работ­ ники, которые пренебрежите ль- но относятся к депутатским за­ просам. Лев-Толстовский район большой по размерам. Отдельные села расположены от центра за 35— 40 километров. Транспортное сооб­ щение затруднено. С. Т. Тепцов поставил вопрос пе­ ред областным автоуправлением об организации внутрирайонного авто­ бусного сообщения. Руководитель этого управления С. Г. Минц при­ слал ответ, в котором предложил депутату подготовить необходимые расчеты по маршрутам, предполага­ емому количеству пассажйров и т. п? Не один день Степан Тимофеевич просидел с работниками райиспол­ кома за подготовкой требуемой справки. Расчеты показали, что внутрирайонное автобусное сообще­ ние будет рентабельным. Но глав­ ная выгода — удобства для сель- ского населения. Еще в прошлом году С. Т. Тепцов отослал все необходимые документы. Но с тех пор от тов. Минца—ни от­ вета, ни привета. Думается, что все-таки автобусное движение будет в районе налажено. У ж такой у депутата настойчивый характер — доводить начатое дело до конца. С. С ЕС Л А В И Н С КИ И . иР Л Д О С V ДАНКОВ. (Соб. корр. «Ленинско­ го знамени»). На Данковский хими­ ческий завод пришла радостная весть: предприятие завоевало по итогам первого квартала переходя­ щее Красное знамя и первую денеж- а я е с т ь кую премию за победу в социали­ стическом соревновании среди хими­ ков страны. Данковчане успешно выполнили свои предмайские обязательства: ап­ рельский план завершен досрочно. И ЗАЦВЕТЕТ С И Р Е Н Ь... В районе тракторного завода со­ стоялись массовые воскресники по очистке и благоустройству улиц, площадей, скверов и парков, а также дворовых площадок. Сотни людей разных возрастов участвовали в вос­ кресниках, 70 автомашин вывозили мусор. А когда очистка территории в основном была закончена, присту­ пили к озеленению. Рядом со школой № 10 разбит новый сквео с асфальтовыми дорож­ ками и газонами. В сквере и на улицах посажено 5 тысяч кустов красного терна, больше 1000 — си­ рени, 2 500 — снеж н о я г о д н и к а. Пройдет несколько дней—и на ули­ цах зацветет сирень... Г. БУКАЕВ, пенсионер. 1.500 белоствольных русских бере­ зок приобрел в Ленинском лесхозе Стебаевский сельский Совет Липец­ кого района. Они высажены на ули­ цах сел Маховнще, Гудовка, Сте- баево, в отделениях имени Ленина и имени Кирова, совхоза «Борин- ский». Посадка проводилась самими жителями сел. Особенно постарались учащиеся Стебаевской восьмилетней школы. Они обсадили березками не­ сколько улиц, спортивный городок, школу, медицинский пункт. А. С Л У К И Н . ЗЕЛЕНЫЕ СТРАЖИ ПОЛЕЙ Земледельцы говорят: борьба за влагу —• борьба за урожай. И это справедливо даже в условиях уме­ ренного климата лесостепи, где вы­ падает в общем-то немало осадков. В земледельческой практике приме­ няется много разных приемов по на­ коплению и сбережению атмосфер­ ных осадков, так как благоприятный водный баланс почв — залог высо­ ких урожаев. Деревья н кустарники — давние и верные друзья земледельцев. За­ щитные лесонасаждения способству­ ют переводу поверхностного стока воды во внутрипочвенный, грунто­ вый, скрепляют своими корнями почву и препятствуют ее разруше­ нию, а также предохраняют посевы от пыльных бурь и суховеев. На землях колхозов и совхозов нашей области произрастают десят­ ки тысяч гектаров полезащитных, приовражных и придорожных лес­ ных полос, насаждений на песках, и балочных склонах. Лишь за послед­ ние шесть лет заложено 20 тысяч гектаров почвозащитных лесов. Лесоводы Задонского лесхоза посадили на землях совхоза «За­ донский» около тысячи гектаров леса. Лесокультурная бригада под руководством Т. В. Булычевой более десяти лет выращивает леса. С по­ мощью механизаторов В. Т. Перве- ева и С. Г. Пашенцева на совхозном поле выращено более 300 гектаров насаждений. В совхозе построе­ но 17 водозадерживаюших земляных валов на овражных системах. Они прекратили развитие «язв земли» — оврагов, способствуют задержанию воды на полях. Звено М. А. Родионовой из Верх- не-Студенецкого лесничества Дон­ ского лесхоза с послевоенных лет выращивает сосновые леса. На быв­ ших бесплодных песчаных землях совхоза «Донской» поднимаются со­ сновые массивы. Они надежно слу­ жат земледельцам в достижении высоких урожаев. В отделениях имени Димитрова и ймени\ Тельмана совхоза «Борин- ский» более 200 гектаров крупных полезащитных лесных полос. Агро­ номы хозяйства установили, что урожай озимой пшеницы под защи­ той лесных насаждений на 20—25 процентов выше, чем на других по­ лях. Благотворно влияют лесонасажде­ ния на повышение культуры земле­ делия во многих хозяйствах Крас- нинского, Добровского, Липецкого, Долгоруковского районов. В этом большая заслуга лесничих Ф. Д. Уваркина, И. Н. Сафонова, В. И. Стрыгина, А А. Поспелова и мно­ гих других. Лесоводы области разработали и широко внедрили в производство ленточный способ выращивания за­ щитных насаждений. Этим спо­ собом создаются устойчивые и дол­ говечные насаждения из дуба и бы­ строрастущих пород. Главная поро­ да — дуб размешается в виде гус­ тых лент, состоящих из трех ряд­ ков. Расстояние между рядками в ленте 40 сантиметров, между рас­ тениями в ряду—20—30 сантиметров. Ленты дуба размещаются в полосе через 3 метра. По опушкам полосы высаживаются береза, лиственница и ценные кустарники. При такой схеме размещения лес­ ных пород можно механизировать основные трудоемкие работы по за­ кладке леса и уходу за ним в пер­ вые годы роста. Ленты дуба уже на третий год задерживают снег, а при расположении поперек склонов почти полностью поглощают сток полых и ливневых вод и надежно прикрывают нижележащие участки от смыва и разрушения. На почвах легкого механического состава хорошо развиваются сос­ новые культуры с примесью лист­ венных пород. Быстро растут и хо­ рошо защищают поля на чернозем­ ных почвах береза и лиственница сибирская. Дороги из Липецка на Грязи и Усмань, ЛебеДянь и Данков, Доб­ рое и Чаплыгин, Елец и Чернаву обсажены лесными деревьями и кустарниками, а местами и плодовы­ ми породами. С каждым годом эти придорожные насаждения, которых насчитывается свыше 1600 гектаров, становятся все заметнее . Старшие из них уже прикрывают дороги от снежных заносов. Однако значение широких лесных поясов заключается не только в за­ щите дорожных магистралей от снега. Они играют большую поле­ защитную и водорегулирующую роль. Их с полным основанием мож­ но считать теми «магазинами вла­ ги», к созданию которых призывал академик В. Р. Вильямс. Много инициативы проявляют ди­ ректор Донского лесхоза А. И. Сальников и главный лесничий В. Т. Стерлигов. Придорожные по­ лосы в этом хозяйстве содержатся в хорошем состоянии и успешно раз­ виваются. Радуют глаз придорож­ ные леса, созданные коллективами Ленинского и Добровского лесхозов. В этом году лесхозы области на­ метили заложить 5100 гектаров но­ вых лесов, в том числе не. менее 3600 гектаров противоэрозионных насаждений на землях колхозов и совхозов. Весна — лучшее время для лесопосадок. По инициативе лесоводов и механизаторов Елецко­ го лесхоза в области развернулось соревнование за выполнение годо­ вого плана посева и посадки леса весной. Закладка новых лесов — дело хлопотное и требует обстоятельной подготовки. Ведь предстоит поса­ дить 34 миллиона саженцев сосны, березы, липы, клена, лещины и вы­ сеять 2480 центнеров желудей дуба. На посеве и посадке леса занято около 120 тракторных агрегатов. Призыв механизаторов Елецкого лесхоза Т. А. Родионова, М. М. Малютина и Д. Н. Малых посадить каждым агрегатом в сжатые сроки, с хорошим качеством 35—40 гекта­ ров леса, подхвачен лесокультурны­ ми звеньями всех лесхозов. Хорошая организация работ и про­ изводительное использование техни­ ки помогло лесоводам Ленинского лесхоза первыми выполнить годовой план закладки новых лесов на пло­ щади 530 гектаров, из них 348 гек^ таров почвозащитных насаждений на землях Липецкого и Грязинского районов. Механизированное звено Балашов- ского лесничества в составе тракто­ риста Б. А. Цирюльникова и рабо­ чих Е. И. Куриловой, Т. И. Долго­ вой за 8 рабочих дней посадило 36 гектаров леса, что намного превы­ шает нормы. Вокруг животноводческого ком­ плекса колхоза имени Ленина лесо­ водами этого лесхоза высажено 4300 крупномерных саженцев тополя и березы. Завершаются посадки в Данков- еком, Куликовском и Добровском лесхозах. На 5 мая годовой план посадок выполнен на 82 процента. Посев и посадка — только начало длительной работы по выращиванию леса. Опыт передовиков показывает, что на сохранность и развитие мо­ лодых насаждений положитель­ но влияет тщательный уход за поч­ вой, борьба с сорняками. Сразу по­ сле посадки лесокультурная пло­ щадь сплошь боронуется, а между- рядия культивируются по мере по­ явления сорняков и уплотнения поч­ вы. Посевы дуба полезно бороно­ вать в течение всего лета. В большинстве хозяйств за лесо­ насаждениями заботливо ухажива­ ют, не допускают потрав и повреж­ дений. Но. к сожалению, так посту­ пают далеко не везде. Особенно большой вред лесонасаждениям при­ чиняет пастьба скота, езда по ним. Весной прошлого года по просьбе совхоза «Кооператор» Куликовский лесхоз посадил защитную лесную полосу. А вскоре ее... перепахали и з а с е я л и сельскохозяйственными культурами. Бесхозяйственно относятся к лес­ ным полосам в Данковском, Хлевен- ском, Усманском районах. Большие площади лесополос нуждаются в трудоемкой реконструкции или во­ обще уничтожены. В недавно опубликованном поста­ новлении Ц К КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «О неотложных ме­ рах по защите почв от ветровой и водной эрозии» придается большое значение выращиванию полезащит­ ных лесных полос, облесению овра­ гов, балок, песков, берегов рек и водоемов, строительству противоэро" зионных гидротехнических сооруже­ ний. Партия я правительство возла­ гают на лесхозы осуществление основных работ по созданию поле­ защитных лесных полос, облесению оврагов, балок, песков и других не­ удобных земель, а также выращива­ нию посадочного материала для колхозов и совхозов. А руководите­ ли и специалисты колхозов и сов­ хозов должны отвечать за сохран­ ность защитных лесонасаждений. Лесхозы области для осуществлен ния этих задач уже в этом году расширяют посевы питомников, при­ влекают «Союзгипролесхоз» к со­ ставлению ^проектов с комплексом мероприятии по борьбе с эрозией почв. К сожалению, мы мало знаем, какие же способы борьбы с эрозией в условиях нашей области наиболее эффективны. И здесь важное место принадлежит нашей опытной сельско­ хозяйственной станции. Ее работники должны систематически заниматься изучением проблемы защиты почв. К сожалению, в плане работы стан­ ции даже нет такой тематики. Назревшим вопросом для нашей области, на наш взгляд, является облесение берегов Дона. Как извест­ но, эта река протекает по безлесным овражным районам с сильными про­ цессами смыва н разрушения почв. В ряде мест происходит заиление русла и обмеление. Создание при­ брежных защитных лесонасаждений улучшит водный режим реки и по­ ложительно скажется на повышения урожайности сельхозугодий, прекра­ тит рост оврагов и смыв почвы. Защита почв от ветровой и водной эрозии — дело каждого лесовода, каждого земледельца. Наши общие усилия должны быть направлены на повышение плодородия сельскохо­ зяйственных угодий. В. ДУРАКОВ, начальник управления лесного хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук* З А О К О Л И Ц Е Й * Д ОЛГО ШЕЛ СНЕГ. Он пре­ кратился, когда Георгий Александрович стал подъез­ жать к Киеву. Небо очищалось от туч, и вот уже яркими гроздья­ ми засверкали зимние звезды. По­ года быстро налаживалась, а с ней поднималось настроение шо­ фера. Казалось, что все складывает­ ся, как нельзя лучше. Но утром диспетчер грузовой станции неожиданно поломал все планы Георгия Александровича. Оказалось, что для Липецка нет грузов. Правда, диспетчер сказал, что есть заявка на отправку в Моск­ ву станка с Киевского завода стан­ ков и автоматов. — Заявка срочная. — А уж в Москве вас, конечно, обеспечат гру­ зом до Липецка. На заводе выяснилось, что станок весил без малого девять тонн. Геор­ гий Александрович призадумался: брать такой груз на семитонку, да еще зимой, после только что выпав­ шего снега — довольно рискованно. Путь-то не близкий! Заметив колебание шофера, глав­ ный инженер завода сказал: — Отлично вас понимаю. Возьме­ те станок — прекрасно, нет—никто не вправе вас осуждать. Но ведь рабочие Московского шарикопод­ шипникового ждут этот уникальный станок, поглядывая на часы. Он им как воздух нужен: там сейчас без него целую поточную линию трясет, как в лихорадке. «Да, думал Георгий Александро­ вич, не возьму—никто не осудит. А своя совесть?». Он знал, что стоит сейчас уйти, и она начнет беспоко­ ить: «А ведь ты мог». И шофер согласился: — Грузите, товарищи. Еше короче ответил ему главный инженер: «Спасибо». Решение принято, и сразу исчезли все сомнения, неуверенность. ...Бы­ вало и потруднее. Во время войны Георгий Ошепков был летчиком на «ПО-2», или «кукурузнике», как его тогда называли не только в авиа- пии, но и среди населения. Получил он как-то задание — доставить в только что освобожденный от фа­ шистов город Молодечно офицера связи со срочным пакетом. Летели на небольшой высоте, ма­ шина чутко и быстро отзывалась на каждое движение рук пилота. Лет­ чик уже различал контуры неболь­ шого города, как вдруг на безоблач­ ном горизонте появилось множество быстро приближающихся, все расту­ щих в размерах точек. Через какое- то мгновение стало ясно: армада не­ мецких бомбардировщиков в сопро­ вождении группы истребителей на­ правлялась к железнодорожной станции. Уходить, не теряя ни секун­ ды — единственный выход. Георгий сделал пружинистый вираж, набирая предельную скорость. Но его заме­ тили. Два фашистских истребителя отделились от основной группы и ринулись к его машине. Не было никакой надежды уйти. Вступать в бой — совершенно бессмысленно. Слева невдалеке показался лес. Мгновенно решение созрело в голове Георгия. Он повернул машину к лесу, одновременно сбавляя высоту. Самолет шел над самыми деревьями, едва не задевая их верхушки. Ошеп- ков знал, что теперь его зеленая машина почти не видна сверху, на фоне леса. Здесь он мог использо­ вать свое единственное преимущест­ во — большую маневренность. Он петлял, бросая машину то в одну, то в другую сторону, а немцы, едва заметив его, тут же теряли из виду. Охота продолжалась около получа­ са. Наконец, фашисты, выпустив на­ угад несколько пулеметных очере­ дей, ушли. А через двадцать минут Ошейков благополучно посадил свою машину в заданном месте. ...Станок погрузили. Георгий Александрович включил стартер. Дорога оказалась нелегкой и по­ требовала от шофера большого на­ пряжения сил и осторожности. Ког­ да станок был доставлен на место, Ощепков увидел, с какой радостью его встретили на шарикоподшипни­ ковом, и понял, что риск и напряже­ ние сил были не напрасны. Без малого девять лет работает шофер Георгий Александрович Ощепков в Липецкой автоколонне № 1143. Показатели у него всегда отличные. В прошлом году он прошел около 50 тысяч километров и перевез 1445 тонн грузов, что означает перевы­ полнение плана по тонно-километрам на 118.2 процента. При- этом передо­ вой шофер сэкономил полторы тон­ ны бензина. Не хуже дела и во вто­ ром году пятилетки. План в тонно- километрах за март выполнен на 149,5 процента. Казалось бы, это хотя и убеди­ тельные, но сухие цифры. Однако за ними — поэзия труда, дальние и близкие дороги, города и впечатле­ ния, радости и тревоги. Как прави­ ло, вовремя, а часто и до срока до­ ставляет народнохозяйственные гру­ зы Георгий Александрович. Серьезным недостатком в работе грузового автотранспорта все еше остаются так называемые «холо­ стые» пробеги машин. Ощепков в меру своих сил борется с этим злом, проявляя немалую энергию и настой­ чивость. Однажды, например, до­ ставив груз в Таллин, он узнал, что на обратный рейс груза нет, и что в его документе будет сделана соот­ ветствующая отметка. — Не поведу в такую даль маши­ ну порожняком, — твердо заявил шофер, — слишком дорогое для го­ сударства удовольствие. Работники грузовой станции толь­ ко плечами пожимали. А шофер от­ правился к министру, добился прие­ ма, и в тот же день нашли груз для его машины. Пути-дороги..? Близкие и даль­ ние... Они требуют не только боль­ шого напряжения сил водителя, но и безотказной работы автомашины. Об этом Георгий Александрович го­ ворит коротко, но убедительно: — Секрет прост, а вернее никако­ го секрета и нет. С машиной я всег­ да разговариваю только на «Вы». В этом все—и любовь к технике, и бережное к ней отношение, и вера в нее. В годы войны Ощепкову со своего «ПО-2» пришлось повидать множе­ ство разрушенных и сожженных го­ родов и сел на пути от Москвы до западной границы страны. И теперь, в мирные дни, ему нередко приходи­ лось колесить по тем же местам. О разительных переменах, совер­ шающихся на его глазах, рассказы­ вает шофер вдохновенно, с юноше­ ским увлечением. Он описывает, как красив Минск, какой замечательный мост перекинулся в Киеве через Днепр, как преобразились Орша, Витебск. И куда ни приведут его дороги, везде он видит главную примету времени: ажурные стрелы кранов. Растут города,' села, хоро­ шеют поселки. Свои рассказы шо­ фер иллюстрирует снимками. Фото­ аппарат — неразлучный его друг в поездках. Пути-дороги... длинные, близкие. Множество их позади. Сколько еше впереди. Может быть сейчас, когда вы читаете эти строки, Георгий Александрович в пути, ведет свою семитонку с важным грузом для какого-нибудь завода или новой стройки. Так пожелаем же ему сча­ стливого пути! И. БОРИСОВИЧ. К О С Т Е Р На травянистой меже, разделяю­ щей пахотное поле от озими, горит костер. Над ним, в закопченном кот­ ле, подвешенном на металлической треноге, пенится и булькает пшен­ ный суп. Николай Николаевич Соко­ лов соскочил с подножки сеялки, крикнул: — Обед скоро, кашевары? — Делай еше три витка. Сеяльщик постоял минуту, потом круто повернулся и помчался дого­ нять трактор... Такую сценку можно видеть еже­ дневно на полях колхоза «Память Ленина». Механизаторы и сеяльщи­ ки, урывая время от сна и отдыха, сами готовят себе обед. В эти дни я побывал на полях многих хозяйств Хлевенского рай­ она. Видел, как старательно рабо­ тают хлеборобы, отдают все силы, чтобы преподнести пышный каравай Родине в честь ее 50-летия. Казалось, что к этим людям бу­ дет проявлена большая забота. Но это далеко не так. Взять, к приме­ ру, питание. Когда я спросил трак­ ториста П. В. Черных, как он пи­ тается, тот пожал плечами и от­ ветил: — Что возьмешь из дому, тем и обходишься. В колхозе «Память Ленина» есть мясо, молоко, крупа, жиры. Правле­ нию ничего не стоило организовать трехразовое питание для хлеборо­ бов. Но председатель правления т. Рябчихин не стал утруждать себя этими хлопотами. Немногим лучше организовано пи- Б о л ь ш е з а б о т ы о бытовом обслуживании хлеборобов на севе * тание в совхозе «Конь-Колодез- ский». Мне пришлось быть свидете­ лем такого разговора между трак­ тористами и Надеждой Романовной Пальчиковой, развозчицей обедов. — Привезла что-нибудь вкусное, Романовна? — Супчик, ребятки, супчик. Да кашку гречневую... •— А мяса опять нет? — У мясника нож затупился.., Двадцать дней хлеборобы этого хозяйства находятся в поле. Работу начинают в пять утра и трудятся до 8—9 часов вечера. И для них го­ товится лишь один раз в день веге­ тарианский обед. Может быть, в совхозе нет мяса? — Что вы, — удивились в Хлевен- ском райисполкоме? — Это самое богатое хозяйство района. Там, пожалуй, одного птичьего молока нет.. Просто директор т. Кузовлев проявил равнодушие к людям. Приступая к полевым работам, руководители хозяйств должны бы­ ли продумать буквально все вопро­ сы, связанные с бытовым устрой­ ством людей —- особенно механиза­ торов, которым предстоит вести борьбу за хлеб до глубокой осени. Во всех хозяйствах района есть пе­ редвижные вагончики, небольшие будки, кое-где построены добротные Дома механизаторов. Но все это находится либо на усадьбах, либо прямо за околицей села. В поле же, где работают люди, их не увидишь. Показателен в этом отношении совхоз «Конь-Колодезский». Поля его растянулись на десятки киломе­ тров и разделены Доном. Механиза­ торы вели сев на так называемом островке, что в 12 километрах от села. Кругом голое поле, не на чем даже задержать взгляд. Сразу же после обеда набежали тучки, пошел дождь? Куда деваться? Трактористы оста­ лись в кабинах, а сеяльщики — в основном пожилые женщины — ста­ ли прятаться... под сеялки. А между тем, в лощине стоял поломанный шалаш. Теперь от него остался один скелет. А покрой его хотя бы соломой, не пришлось бы женщинам мокнуть под дождем. В совхозе немало отличных трак-* тористов.^ Павел Вдовушкин засевает по 40—45 гектаров при норме 28. Но работает ои почти без отдыха. С поля возвращается домой обычно в 11 часов ночи, встает в три утра. Разве это нормально? Иногда, что­ бы скорее добра!ься до дома и по- до?тьше поспать, он 12-километровый путь совершает.., на тракторе. Так делают и другие трактористы. Борьба за хлеб — дело не только хлеборобов, но и работников сферы быта. От того, как они обслужат людей, будет зависеть их работоспо­ собность. Взять торговлю. Сейчас село нор­ мально снабжается продуктами пи­ тания и промышленными товарами. Остается одно — умело организо­ вать торговлю. Однако кооператоры Хлевенского района нс позаботились о том, чтобы ь напряженные дни полевых работ в магазинах было до­ статочно товаров повседневного спроса. В магазине 7Ф 1 села Елец- Маланино давно нет... соли. То же можно сказать и про лавку я селе Конь-Колодезь: ассортимент необычайно беден. Кооператоры район? не практику­ ют и развозную торговлю. А ведь хлеборобы их ждут, ждут они и работников комбината бытового об­ служивания. Но вся деятельность этого предприятия по обслуживанию механизаторов свелась лишь к со­ ставлению «плана мероприятий» я специально изданного приказа за подписью директора комбината т. Курбатовой. В этом документе наше внимание привлек один пункт, который послужил своеобразной ла­ зейкой для бытовиков. В нем гово­ рится: «Обязать бригады пригото-1 вить все необходимое и с наступле­ нием дорог выехать в тракторные бригады...» Заметьте, не в уомеят начала но­ левых работ, а с «наступ?тением до­ рог»!. Как видим, не в почете хлеборо­ бы в Хлевенском районе. п. высоцкии. МОНРЕАЛЬ. Всемирная выставка «Экспо-67*, НА СНИМКЕ : м посетители советского павильона. !; Фото Е. Кассина (Фотохроника ТАСС )* ш п у т и - Д О Р О Г И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz