Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
27 апреля 1967 г., X! 99 (3912) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ В ближайшие годы школы на шей страны за вершат переход на новые учеб ный план и про граммы. Этому должна предше ствовать большая м серьезная ра бота по методи ческому перево оружению педагогов. Формы ее бу дут самые разнообразные. Очно-заочная переподготовка пе дагогических кадров введена не сколько лет назад. К сожалению, многие слушатели очно-заочных курсов в нашей области не систе матически работали над литерату рой, рекомендуемой программами. Районные методические кабинеты за редким исключением не оказывали им необходимой помощи, а руково дители школ, отделы народного об разования и профсоюзные учитель ские организации не контролирова ли,' как слушатели очно-заочных курсдв самостоятельно работают над литературой и рефератами. В результате на зачетную сессию, проведенную институтом усовершен ствования учителей в январе теку щего года, явилось только 152 чело века из шестисот с лишним. Из всех районов и городов об ласти, пожалуй, только в Задонском хорошо поставлена работа со слушателями очно-заочных курсов. Райметодкабинег организовал для них консультации, подбирал необ ходимую литературу. При инспекти ровании школ работники районо , проверяли, как слушатели очно заочных курсов выполняют учебные кланы, помогают им. Особенно плохо у нас в области обстоит дёло с очно-заочным обу чением директоров школ. 79 руко водителей школ набора 1964 и 1965 годов уже давно должны были сдать зачеты, но рефераты в институт усо вершенствования учителей прислали единицы. И причина та же: невни мательно относятся к этому делу отделы народного образования, го родские и районные комитеты проф союзов просвещения, которые не контролировали, как руководители школ выполняют учебные планы. Своеобразными педагогическими лабораториями являются школы передового педагогического опыта. В них ставятся смелые методические эксперименты, практически решают ся трудные проблемы. В этом учебном году в области школ передового педагогического опыта создано почти в два раза больше, нежели в прошлом. Ими охвачена почти пятая часть всех пе дагогов. ^ Хорошо поставлено обучение слу шателей в школе передового опыта преподавателей русского языка и литературы, которой руководит заслуженная учительница школы РСФСР В. И. Жданкина. Опытный педагог (она в Добровской средней школе работает уже 30 лет) на за нятиях со слушателями уделяет большое внимание выполнению ми нимума методических требований к уроку, использованию технических средств в учебно-воспитательном процессе, эффективному анализу ошибок в контрольных работах, те матическому планированию и т. д, * В. И. Жданкина изучает с учащи мися программный материал с не большим опережением, чтобы слу шатели школы могли побыть у нее на уроках и перенять ее богатый опыт. Эффективно поставлено обу чение учителей начальных классов в школе передового опыта, возглавля емой Н. И. Булгаковой (г. Грязи). Грязинский райметодкабинет в Перевооружение У Ч И Т Е Л Я этом учебном году провел несколь ко семинаров с руководителями школ передового опыта района. Один из них был посвящен изуче нию опыта работы школы, которой руководит Н. И. Булгакова. Участ ники семинара побывали у нее и у других слушателей этой школы на уроках, познакомились с видами диктантов, которые они проводят. В школе передового опыта по фи зике (с. Хлевное) обучается 5 мо лодых учителей. Руководитель ее В. Е. Ишутина провела со слушателя ми практикумы по решению задач и физическому эксперименту и про читала ряд полезных докладов: о системе самостоятельных работ по теме: «Законы движения Ньютона», о методике решения эксперимен тальных задач и др. Заслуживает внимания работа школы передового опыта классных руководителей, которую возглавля ет К. А. Нагулина (с. Долгоруково). В некоторых районах и городах об ласти в школах передового опыта успешно обучаются молодые дирек тора. Однако в деятельности школ пе редового опыта еще много серьез ных недостатков. В ряде школ за нятия проводятся крайне редко и не всегда эффективно. На них недо статочно обращают внимания на межпредметные связи, на методы и приемы формирования материали стического мировоззрения учащих ся. Мало в области создано школ передового опыта учителей мало комплектных школ, старших пионер вожатых, классных руководителей, директоров школ и их заместите лей. - > Все это объясняется тем, что мно гие городские и районные методи ческие кабинеты еще по-настояще му не помогают организовать учебу слушателей в школах передового опыта. Институт усовершенствования учи телей за последнее время обобщил опыт работы " педагогического кол лектива средней школы № 21 г. Ельца по организации внеурочной работы с детьми, средней школы № 12 г. Липецка — по воспитанию учащихся на примере жизни и революционной деятельности В. И. Ленина, Добринского районо — по руководству школами, лучших учи телей русского языка и литературы области — по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Этот материал — диафильм, кино репортаж о внеурочной работе, аль бомы, методические разработки, творческие работы учащихся, сбор ник статей словесников, таблицы по литературе заслуженной учи тельницы школы РСФСР М. Д. Коче- риной — готовится на юбилейную Выставку достижений народного хо зяйства СССР, посвященную 50-ле тию Советской власти. Методисты института совместно с научными работниками Липецкого пединститута обобщают опыт рабо ту Усманской средней школы № 1 по совершенствованию учебного процесса. Большую роль » повышении мето дического мастерства учителя могут сыграть библиотеки при районных СТЕНД ОРДЕНОНОСЦЕВ Большую работу, связанную с изучением жизни и деятельности Владимира Ильича, проводят уча щиеся Ново-Дубовской средней шко лы под руководством преподавателя истории Михаила Ивановича Чер ных. Здесь еще два года тому назад открыли музей В. И. Ленина. Этому предшествовала кропотливая пере писка с музеями и архивами многих городов Советского Союза. Школь ный музей посещают не только уча щиеся, но и взрослые. С коммуни стами колхоза «Заветы Ильича» не раз проводились здесь занятия. .Еще в прошлом году задумали ребята пополнить музей Владимира Ильича стендом «Орден Ленина на груди у хлевенцев». Было решено установить имена всех жителей рай она, награжденных в разное время высшей правительственной наградой и собрать их фотографии. Надо сказать, что задача эта не из лег ких. В начале 900-х годов в село От- скочное приехала на работу юная учительница Мария Кутузова. Всю жизнь она посвятила детям и обще ственной работе на селе. Работала и в Хлевцом, где и скончалась в послевоенные годы. М. М. Кутузова была награждена орденом Ленина. Долгое время новодубовские следо пыты не могли найти фотографию учительницы. Им удалось устано вить, что редактор журнала «Сахар ная свекла» Тимофей Николаевич Кретинин, уроженец села Отскочное, был учеником Марии Максимовны. Учила она и его отца. Ребята напи сали письмо в Москву, и Тимофей Николаевич не только ответил им, но и выслал фотокарточку М . М. Кутузовой. СТРАНИЦА П О Д Г О- ТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ! ОТДЕЛОМ ШКОЛ . В Задонске живет учительница Зинаида Лаврентьевна Плотникова. Она тоже награждена орденом Ле нина. Свою педагогическую деятель ность начала она в Ново-Дубовской церковно-приходской школе. Вот что написала она по просьбе ребят в альбоме, где описывается история села Ново-Дубовое: «Когда в 1908 году я начала работать учительни цей Ново-Дубовской церковно-при ходской школы, в ней было две классные комнаты на 120 учеников. Обучение было трехгодичное. В третьем классе обучалось от 15 до 25 человек. Многие старшеклассники бросали учебу». Сейчас в Ново-Ду бовом обучается более девятисот учащихся. Д ва года тому назад в селе построено типовое школьное здание. Работают здесь 49 учителей. Танкист из села Доно-Негачевка Тихон Данилович Кретинин, пбгиб- ший в последний день войны, удо стоен высокого звания Героя Совет ского Союза с вручением ордена Ленина. Его фотография тоже по мещена ка стенде. Издавна славится село Ново-Ду бовое замечательными мастерами кирпичной кладки. И х самоотвер женный труд отмечен многими пра вительственными наградами. Среди награжденных орденом Ленина ог- неупорщики Митрофан Петрович Золотарев и Алексей Федорович Варфоломеев. Сейчас они на пенсии. Первый живет в Донбассе, второй— в Липецке. Новодубовским школьникам изве стны пока семь земляков-хлевенцев; награжденных орденом Ленина. Фо тографии всех их помещены на стенде «Орден Ленина на груди у хлевенцев». Стенд украсил школьный музей Владимира Ильича к 97-й го довщине со дня рождения вождя Коммунистической партии и совет ского народа. А. АЛЕКСЕЕВ , инструктор Хлевенсюко райкома КПСС. и городских ме тодических каби нетах. В некоторых из них — боль шие книжные фонды. Так, в биб лиотеке при Ча- плыгинском рай- методка б и н е т е около 6 тысяч то мов. Многие учи теля района регу лярно берут книги преимущественно по педагогическим и методическим вопросам. Большинство педагогов Задонско го района также являются активны ми читателями библиотеки райме- тодкабинета и Дома учителя. Для молодых педагогов и учителей ма локомплектных школ райметодкаби нет скомплектовал передвижные библиотеки. Библиотека при Грязинском ме- тодкабинете хотя и небольшая, но она проводит значительную работу с учителями. На каждом педагоги ческом совещании и семинаре за ведующая методкабинетом Е. И. Се- мыкина выступает с обзором нови нок педагогической и методической литературы, которая поступает в библиотеку и в книжный магазин. Необходимую для учителей лите ратуру она направляет в педагоги ческие коллективы. В отдаленные школы кабинет направил 10 пере движных библиотек. А вот в библиотеке Усманского райметодкабинета много книг, в том числе по педагогическим и ме тодическим вопросам. Но учителя ими почти не пользуются, а руково дители школ в этом учебном году в среднем взяли по 1—2 книги. Биб лиотеки-передвижки для отдален ных школ также не скомплектованы. Сейчас перед педагогическими коллективами школ, районными и городскими методическими кабине тами, институтом усовершенствова ния учителей поставлена ответствен ная задача: на высоком идейно-те оретическом и методическом уров не провести юбилейные педагогиче ские чтения, посвященные совер шенствованию методов и организа ционных форм обучения в школе. В большинстве школ области такие педагогические чтения уже состоя лись, проходят районные и город ские, а потом состоятся областные. К юбилейным чтениям при институ те усовершенствования учителей предполагается открыть выставку на тему: «Народное образование за 50 лет Советской власти». 50-летие Великого Октября мы, педагоги, должны встретить новыми успехами. И это во многом будет зависеть От улучшения методической работы с учителями. П. КАШ М ЕНС КИ Й , директор областного института усовершенствования учителей. В О СЬМ И КЛАСС НИ К Сергей Таболин уныло переминается с ноги на ногу и твердит как по шпаргалке... — Не хочу учиться... Лучше кир пичи таскать. Не даются мне эти самые... науки... Директор молчит, думает. Что ска зать парню? Что «кирпичи таскать» — не хитрое дело? Что учиться — всегда пригодится? Что в каше вре мя нужны образованные рабочие? Об этом Сергей много раз слышал и в школе, и дома... — А если я тебе сам буду помо гать? Под свой контроль возьму? Парень теряется: *— Что вы, Василь Ванч! Нет! Еще хуже будет! Может, я... — и замол кает. — Вот послушай, Сергей, •— гово рит директор. — Был друг у меня Виктор, восемнадцати лет. И попал он на фронт. Воевал в стрелковой бригаде, под Москвой. Мороз! П ур га! Кругом разрывы. Но наши не отступают. Умирали, но держались, Сергей молчит, но смотрит уже с интересом. — В сорок втором, — продолжает Василий Иванович, — ранили Вик тора. Попал в госпиталь. Вылечил ся. И снова — на фронт. Под Ста линград. А знаешь, каково там бы ло? Сергей кивнул: слышал и читал о битве на Волге. — И все-таки победили наши, по тому что были уверены в своих си лах, понял? — А Виктор что? — спрашивает Сергей. ■— А Виктор, брат, опять оказался в госпитале. Ну, а после войны он учился в военном училище. Служил. Потом потянуло к таким, ка к ты. И решил стать учителем. И стал. Раз захотел, значит стал. Поступил в пединститут. Трудно было учиться. Но добился своего. Вот. А ты гово ришь: «Не могу!». Попробуй! Догадывался ли парень, что Ва силий Иванович рассказывал не о своем друге, а вспоминал свою фронтовую юность? Но что-то заде ло его. Решил Сергей «попробовать». Директор ненавязчиво следил за восьмиклассником, учителя стара лись помочь ученику. И он поверил в себя. Через два года закончил среднюю школу. Сейчас он служит в армии. Недавно прислал письмо, в котором благодарит учителей, ди ректора. Сожалеет, что доставил им много огорчений. Обычно ученики ценят тех учите лей, которые всей душой болеют за них, стараются помочь им. И даже Т А КИ Х УЧИ ТЕЛЕЙ Чаплы- гинской средней школы № 1, ка к Е. Ф. Гузняева, М. Н. Жаркова, Т. В. Наумова, по праву считают.. мастерами своего дела. Они влюблены в свой предмет, интересу ются им и свой интерес умело могут передать детям. Знания их учеников глубокие и прочные. К а к же добиваются они этого? Их работа — это постоянный твор ческий поиск.' Несмотря на большой педагогический опыт, эти учителя много и серьезно готовятся к ка ж дому уроку. Проблема воспитания у школьни ков навыков самостоятельного ум ственного труда остается одной из самых актуальных и самых слож ных. Научить ребят самостоятельно мыслить и действовать —* значит дать им не только глубокие знания, связанные с практикой, но н раз- «трудные» в конце концов берутся за ум. Строгая доброта, требовательная забота — этими качествами облада ет директор, средней школы № 11 Василий Иванович Ролдугин. Самое главное. — он видит в ученике че ловека, личность. Вспоминаю другого директора, у которого бывал по делам службы. Сидели однажды в его кабинете. За шел классный руководитель с уче ником девятого класса. — Ты хочешь учиться или не хо чешь? — строго спрашивает его ди ректор. — Ну, что молчишь? Придется твоего папашу оштрафовать. Я кое- какие твои грешки помню! сом, с родителями. Потом посидел на уроках, ничего особенного не ска зал. Только посоветовал бывать в классе у опытной учительницы Ан ны Ивановны Назаровой. Потом Анна Ивановна ходила на уроки Симоновой. Директор помог им вы кроить время для взаимных посе щений. И дело пошло. Без нудных поучений и нотаций. Раньше каждый год из этой шко лы уходили учителя. И за это их нельзя было особенно винить: шко ла расположена в районе силикат ного завода. Квартиры завод давал не щедро. И многим учителям, кото рые живут в районе тракторного за вода или на правом берегу, прихо д н а я делать по две пересадки. В Ролдугин побывал у него дома, увидел пьяницу-отца и ушел подав ленный. Ему было стыдно и за се бя, и за тех, кто выставил семи класснику частокол двоек. Его эти ми двойками, упреками не испра вишь. Он к ним притерпелся, как старая лошадь к ударам кнута. На другой день директор остался после уроков с мальчиком. Дал лег кую тему. Тот выучил. Василий Ива нович поставил оценку в тетрадь и сказал: — На уроке я тебе двоек пока ставить не' буду. Будешь учить по сле уроков. Может быть, это было не по пра вилам. но сдвиг все-таки наметил ся. Тогда директор поделился свои- Ш Т Р И Х И к Д И Р Е К П О Р Т Р Е Т У Т О Р А •— Хочу, — выдавил ученик. — Что «хочу»? Жениться хочешь? В таком же духе продолжалась беседа. Подавленный ученик ушел. В кабинет постучали. В приоткры тую дверь заглянула учительница: — - Можно? •— Вы что — не видите, что я бе седую с товарищем? Сконфуженная, она скрылась за дверью. Мне стало неловко. И когда снова кто-то постучал, директор вни мательно посмотрел на входящую женщину, немолодого педагога. Та шла на цыпочках. По стойке «смир но» замерла у стола. Директор стал читать ее конспект. Брови хмурились. Потом он сказал: — Хорошо! Но,почему вы плохо вопросительный знак ставите? Он у вас какой-то сгорбленный... Можете идти, И опять, ка к по проволоке, учи тельница направилась к двери, спи ной чувствуя тяжелый взгляд ди ректора. В этой школе директора уважают за эрудицию, большой опыт. И... бо ятся... В ноябре в школу № 11 пришла молодая учительница Валентина Павловна Симонова. Первые две недели директор не ходил к ней на уроки. Не советовал этого делать и завучам. Пусть знакомится с клас- итоге на поездку тратится 1—2 ча са. Трудно, но все-таки за последнее время коллектив стабилизировался. Удерживает чем-то директор! На верное, не одной вежливостью? Вместе с местным комитетом он добился того, что за последнее вре мя учителям дали квартиры. Важна и атмосфера в коллективе, дружеское участие, интерес к судь бе товарища. Год назад заболела опытная учи тельница Мария Васильевна Тихо нова. Болела долго и вскоре полу чила инвалидность. Это было в середине учебного го да, надо было принимать другого учителя. Но Ролдугин этого не сде лал. Он знал: для больной это бу дет еще один удар — нельзя ее оторвать от школы, оставить наедине со своей бедой. Со временем она под. нялась с постели, и Василий Ивано вич пригласил ее на работу. Сейчас она снова в строю. Ка к после этого покинешь такую школу? В первый месяц работы в школе Василий Иванович обратил внима ние на одного рассеянного семиклас сника. По всем предметам в нача ле учебного года у него были двой ки и единицы. Он на них совершен но не обращал внимания, учился как бы отбывая тяжелую повин ность. ми наблюдениями с другими учите лями. Завели специальные тетради для индивидуальной дополнительной работы. Одного, другого ученика из отстающих взяли под такой неос лабный контроль, осторожно, но на стойчиво помогали. Появились спе циальные планы индивидуальной ра боты с отстающими. Наверное, поэтому средняя школа № 11 — лучшая по успеваемости в Левобережном районе. Жизнь в школе сложна, и у ди ректора на все должно хватить энер гии. Есть совет содействия семье и школе: заслушивает отчеты работни ков Ж КО , домоуправлений, библио тек об их работе с детьми. В по мощь детской комнате милиции соз дана оперативная группа для разбо ра поведения нарушителей общест венного порядка. В школе много различных круж ков самодеятельно сти, клуб старшеклассников, лучший в районе музей Владимира Ильича Ленина. Сейчас Василий Иванович Ролду гин, ка к директор, ка к депутат рай совета, стучится во все двери: ну жен спортивный зал — надо строить. Надо строить — значит, новые хлопоты появятся у директора, но ка к же без них? 1 А. ПОПОВ, инструктор Левобережного райкома КПСС. вить их умственные силы, познава тельные способности. Придавая большое значение ак тивизации мыслительной деятель ности учащихся, учителя важное место отводят наглядности в обуче нии и поисковому, исследователь скому' методу. Так, на урок по теме: «Площадь З А М Е Т К И С ~ ... . ' прямоугольника и квадрата» учи тельница Гузняева принесла в класс не только плакат «Измерение цло- щадей», но и вырезанные из бумаги прямоугольники и квадраты, фигу ры из проволоки. После выяснения общих свойств прямоугольника учи тельница попросила учеников отыс кать прямоугольники в классе. Те быстро называли — классная доска, пол, стены, дверной проем и т. Д. Затем она ознакомила учащихся с единицами измерения площади и совместно с учащимися установили правило определения площадей прямоугольника и квадрата. После этого классу было предложено на чертить в тетрадях квадрат и пря моугольник и вычислить их площа ди. Нужно отметить, чго учительни ца все время опиралась на жизнен ный опыт и уже имеющиеся знания ребят. Ка к только стало ясно, что все они усвоили тему, она предло жила решить ряд задач. На уроке была проведена и лабо раторная работа. Мы, присутство вавшие на уроке, не удивились, ко г да на следующий день абсолютно все учащиеся успешно справились с домашним заданием и прекрасно от вечали: учительница добилаеь соз нательного понимания материала. Казалось бы, как это все ясно. И все же, посещая уроки, иногда встречаешься с такими фактами, Тгогда учитель заканчивает объясне ние на перемене, задание на дом дает наспех. И не удивительно, что на следующем уроке появляются двойки. Это элементарный, но ■ непре ложный ?акон: учитель может толь ко тогда давать задание, когда ему ясно, что учащиеся материал усво или и справятся с ним. В последнее время лучшие учи теля в качестве одного из важней ших путей активизации познава тельной деятельности учащихся ста ли применять уроки с проблемной ситуацией. Педагоги исходят из то го, что активная мыслительная ра бота ученика начинается, когда он поставлен перед необходимостью разрешить ряд проблемных вопро сов. Очень важно поставить уча щихся ь такое положение, при ко тором они почувствовали бы необ ходимость. решения задачи и в то же время обнаружили бы недоста точность знаний этого. Затруднения побуждают учащихся к анализу, к углубленной работе над материа лом. " А вот ка к пои изучении темы «Ра створы» М. Н. Жаркова опирается на уже имеющиеся у учащихся зна ния. Они не могли дать точного определения раствора, но примеров знают много. И свободно их приво дят. обстоятельно говорят о значе нии растворов. Учительница немно го добавляет к их словам, стремясь подчеркнуть значение растворов. И когда это для них становится окон чательно ясным, они легко дают определение растворов. Учительни ца предлагает приготовить раствор серной кислоты. Учащиеся при этом встречаются с непредвиден ным — расТвор нагрелся. Вопрос за вопросом и все снова становится ясным. Ребята теперь сами могут объяснить, казалось бы, непонятный «казус». Незаметно "проходит урок, начи нается перемена, а они подходят к учительнице, приводят новые при меры, пытаются их объяснить, ищут одобрения или помощи учительни цы. И не то значительно, что на уроке много решено задач, много изучено, а то, что учительница по будила ребят на поиски нового, что, уходя с урока, они не сразу пере ключились на другое, а продолжа ют еще жить его интересами. Это ка к раз и говорит о том,что урок возбудил у учащихся интерес к познанию и любовь к предмету. А ведь и задача школы состоит в том, чтобы развить любознатель ность, самостоятельность и веру каждого ученика. Е. МАРТЫНОВ, зам ..директора средней школы № 1 г. Чаплыгина. Более ста учащихся Липецкой средней школы № 2 в 97-летнюю годовщину со дня рождения В. И. Ленина стали пионерами. Они дали пионерскую клятву быть верными ленинцами. НА СНИМ КЕ : на торжественной линейке. Фото Ю. Ардашева. У Н о УНО — это ученическое научное общество. Оно создано в средней школе № 21 г. Ельца и объединяет юных математиков, физиков, истори ков, биологов, географов. В УНО принимают по рекомендации школь ного круж ка и его руководителя тех, кто обнаружил склонности к той или иной науке и доказал это практиче ски. . Пока ученическое научное общест во объединяет 70 учащихся н сос тоит из 7 секций, которыми руко водят учителя. Каждая секция занимается два раза в месяц. На занятиях слушают ся содержательные доклады, подго товленные учащимися, широко ис пользуются технические средства обучения. Ученическое научное общество име ет свой орган — стенгазету «УНО», в которой семь колонок (по количе ству секций). Она выходит два раза в месяц и пользуется большим авто ритетом не только среди членов об щества, но и всех учащихся _______ П. ДМ И Т Р И Е НКО. Как воспитывать д о ш к о л ь н и к а Об этом шла речь на конференции родителей, которая состоялась н-а днях во Дворце культуры завода «Свободный сокол». "Методист обла стного института усовершенствова ния учителей 3. И. Евланова в сво ем докладе остановилась на роли родителей в воспитании детей до поступления в школу. Ведь в этот период именно с ними проводит ре бенок большую часть времени. Ог ромное значение имеет обстановка в семье, личный пример родителей, их отношение к ребенку. В обсуждении доклада приняли участие работники детских учрежде ний и родители. Воспитательница детсада «Березка» т. Данилова го ворила о необходимости единства действий семьи и детских учрежде ний в воспитании, родительница т. Попова — о подготовке детей к поступлению в школу, учительница средней школы № 3 т. Миронова —» о преемственности в работе детско го сада и школы. Учаотники конференции приняли обращение ко всем родителям заво да «Свободный сокэл». Во время работы конференции в фойе Дворца культуры была организована вы ставка работ воспитанников детса дов. М. ПУ ГО ВИШ НИКО В . Рассказ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Женат * почти десять лет. Почти десять лет прожили мы с женой, как говорится, в мире и согласии. Я всегда прихожу вовремя со службы. Выпиваю только по большим праздникам. Курить всегда выхожу в коридор. За десять лет всего один раз забыл поздравить жену с днем рождения, да и то лишь потому, что именно в этот день родился Андрейка. — Милый, — сказала мне как-то вечером жена, и это бы ло началом нашей семейной катастрофы. — Тебе не жалко своего сына? •— Опять задача? •— догадался я. *— Мы бьемся над ней уже два часа, — сказала жена.— А у тебя — незаконченное высшее образование. Это нечестно. — Ладно. Давайте вашу задачку. Я подошел к обеденному столу, сел рядом с Андрейкой, прочитал условие задачи. — Так-так, понятно. Три бассейна, две трубы™ Чепуха ка кая-то! Задачки из андрейкиного учебника всегда возмущали ме ня своей схоластической бессмысленностью. Быстро набросав решение, я передал листок Андрейке с глубокомысленным замечанием: — Вот так-то, брат. Учись. Я был очень'доволен собой. А Андрейка, взглянув на ли сток, вдруг задрыгал ногами и восторжен но заорал: — Ага, ага! И у папы неправильно! Мама, у него тоже неправильно! Ага! Эта фамильярность возмутила меня. — Перестань орать!—крикнул я. — И не дрыгай ногами! Т у не лягушка! Тебе уже девять лет. — Не кричи на ребенка! — вмешалась жена. Андрейка начал всхлипывать. Это разозлило меня. *— Вот оно, твое воспит&ние! — сказал я жене, указывая на Андрейку. — Не мальчишка растет, а черт знает что! Раз мазня какая-то. Плакучая ива! — Задачу не решил, а сам кричи-и-ит, — размазывая по лицу слезы и чернила, прогнусавил Андрейка. , — То есть как не решил? — возмутился я этим выпадом. •— Неправильно реши-ил, — протянул Андрейка, выдав ливая из себя слезу. — С ответом не сходится-я-я ™ •— Не может этого быть! — заявил я. — Меня всегда возмущала твоя самоуверенность! — ска зала жена. — Можно подумать, что ты со своим незакон ченным образованием здесь самый умный, а мы так — не- полноценненькне! •— М ожйо подумать, что это не так! — ответил я, чувст вуя, что иду в разнос. И тут началось... В течение какого-нибудь получаса выяснилось, что встреча наша была роковой случайностью, а брак—ошибкой, что я никчемный муж, а она — самая заштатная жена, что я — никчемный отец,-а она — самая заштатная мать, что она воспитывает Андрейку не так, а я — никак, и что поэтому ребенок — это тоже наша ошибка, что я никогда его не хо тел, а она понимала это, однако, надеялась, что я одумаюсь, что во мне проснутся отцовские чувства и я решусь подать заявление на улучшение жилищных условий и что мама (ее мама) оказалась самой умной, так ка к еще десять лет назад . сказала, что я бесперспективный молодой человек... •— Хватит! С меня хватит! — с болью в сердце заявил я, — Все! Ухожу. Навсегда. Прощайте! ' С этими словами я действительно ушел. Ночь я провел у приятеля. Я рассказал ему все. К утру он со слезами на глазах попросил меня, если это возможно, в следующую ночь рассказать свою историю кому-нибудь другому... Утром мне на работу позвонила жена. Голос ее звучал очень ласково. ■' — Милый, — спросила она, •—>ка к ты провел ночь? •— Прекрасно, — искренне ответил я. — Ты у нас умный, — продолжала она, ты понимаешь, что все это глупо и нелапо. Виной всему — неправильный ответ. ' — Ты права .милая, — согласился я. — Я погорячился- Она тихо рассмеялась. — Ты не понял меня, лапа. Неправильный ответ был в за дачнике. И Андрейка, и я, и ты решили задачку правильно. Вчера после твоего ухода к нам заглянул Михаил Степано вич. Ты ведь знаешь его? Он доктор математики. И все вы яснилось. В задачнике был неправильный ответ. Ты вер нешься, ка к всегда в шесть? Я приготовлю твою любимую вермишель с сыром. В. ПОЛОНСКИЙ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz