Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

27 апреля 1967 г., X! 99 (3912) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ В ближайшие годы школы на­ шей страны за­ вершат переход на новые учеб­ ный план и про­ граммы. Этому должна предше­ ствовать большая м серьезная ра­ бота по методи­ ческому перево­ оружению педагогов. Формы ее бу­ дут самые разнообразные. Очно-заочная переподготовка пе­ дагогических кадров введена не­ сколько лет назад. К сожалению, многие слушатели очно-заочных курсов в нашей области не систе­ матически работали над литерату­ рой, рекомендуемой программами. Районные методические кабинеты за редким исключением не оказывали им необходимой помощи, а руково­ дители школ, отделы народного об­ разования и профсоюзные учитель­ ские организации не контролирова­ ли,' как слушатели очно-заочных курсдв самостоятельно работают над литературой и рефератами. В результате на зачетную сессию, проведенную институтом усовершен­ ствования учителей в январе теку­ щего года, явилось только 152 чело­ века из шестисот с лишним. Из всех районов и городов об­ ласти, пожалуй, только в Задонском хорошо поставлена работа со слушателями очно-заочных курсов. Райметодкабинег организовал для них консультации, подбирал необ­ ходимую литературу. При инспекти­ ровании школ работники районо , проверяли, как слушатели очно­ заочных курсов выполняют учебные кланы, помогают им. Особенно плохо у нас в области обстоит дёло с очно-заочным обу­ чением директоров школ. 79 руко­ водителей школ набора 1964 и 1965 годов уже давно должны были сдать зачеты, но рефераты в институт усо­ вершенствования учителей прислали единицы. И причина та же: невни­ мательно относятся к этому делу отделы народного образования, го­ родские и районные комитеты проф­ союзов просвещения, которые не контролировали, как руководители школ выполняют учебные планы. Своеобразными педагогическими лабораториями являются школы передового педагогического опыта. В них ставятся смелые методические эксперименты, практически решают­ ся трудные проблемы. В этом учебном году в области школ передового педагогического опыта создано почти в два раза больше, нежели в прошлом. Ими охвачена почти пятая часть всех пе­ дагогов. ^ Хорошо поставлено обучение слу­ шателей в школе передового опыта преподавателей русского языка и литературы, которой руководит заслуженная учительница школы РСФСР В. И. Жданкина. Опытный педагог (она в Добровской средней школе работает уже 30 лет) на за­ нятиях со слушателями уделяет большое внимание выполнению ми­ нимума методических требований к уроку, использованию технических средств в учебно-воспитательном процессе, эффективному анализу ошибок в контрольных работах, те­ матическому планированию и т. д, * В. И. Жданкина изучает с учащи­ мися программный материал с не­ большим опережением, чтобы слу­ шатели школы могли побыть у нее на уроках и перенять ее богатый опыт. Эффективно поставлено обу­ чение учителей начальных классов в школе передового опыта, возглавля­ емой Н. И. Булгаковой (г. Грязи). Грязинский райметодкабинет в Перевооружение У Ч И Т Е Л Я этом учебном году провел несколь­ ко семинаров с руководителями школ передового опыта района. Один из них был посвящен изуче­ нию опыта работы школы, которой руководит Н. И. Булгакова. Участ­ ники семинара побывали у нее и у других слушателей этой школы на уроках, познакомились с видами диктантов, которые они проводят. В школе передового опыта по фи­ зике (с. Хлевное) обучается 5 мо­ лодых учителей. Руководитель ее В. Е. Ишутина провела со слушателя­ ми практикумы по решению задач и физическому эксперименту и про­ читала ряд полезных докладов: о системе самостоятельных работ по теме: «Законы движения Ньютона», о методике решения эксперимен­ тальных задач и др. Заслуживает внимания работа школы передового опыта классных руководителей, которую возглавля­ ет К. А. Нагулина (с. Долгоруково). В некоторых районах и городах об­ ласти в школах передового опыта успешно обучаются молодые дирек­ тора. Однако в деятельности школ пе­ редового опыта еще много серьез­ ных недостатков. В ряде школ за­ нятия проводятся крайне редко и не всегда эффективно. На них недо­ статочно обращают внимания на межпредметные связи, на методы и приемы формирования материали­ стического мировоззрения учащих­ ся. Мало в области создано школ передового опыта учителей мало­ комплектных школ, старших пионер­ вожатых, классных руководителей, директоров школ и их заместите­ лей. - > Все это объясняется тем, что мно­ гие городские и районные методи­ ческие кабинеты еще по-настояще­ му не помогают организовать учебу слушателей в школах передового опыта. Институт усовершенствования учи­ телей за последнее время обобщил опыт работы " педагогического кол­ лектива средней школы № 21 г. Ельца по организации внеурочной работы с детьми, средней школы № 12 г. Липецка — по воспитанию учащихся на примере жизни и революционной деятельности В. И. Ленина, Добринского районо — по руководству школами, лучших учи­ телей русского языка и литературы области — по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Этот материал — диафильм, кино­ репортаж о внеурочной работе, аль­ бомы, методические разработки, творческие работы учащихся, сбор­ ник статей словесников, таблицы по литературе заслуженной учи­ тельницы школы РСФСР М. Д. Коче- риной — готовится на юбилейную Выставку достижений народного хо­ зяйства СССР, посвященную 50-ле­ тию Советской власти. Методисты института совместно с научными работниками Липецкого пединститута обобщают опыт рабо­ ту Усманской средней школы № 1 по совершенствованию учебного процесса. Большую роль » повышении мето­ дического мастерства учителя могут сыграть библиотеки при районных СТЕНД ОРДЕНОНОСЦЕВ Большую работу, связанную с изучением жизни и деятельности Владимира Ильича, проводят уча­ щиеся Ново-Дубовской средней шко­ лы под руководством преподавателя истории Михаила Ивановича Чер­ ных. Здесь еще два года тому назад открыли музей В. И. Ленина. Этому предшествовала кропотливая пере­ писка с музеями и архивами многих городов Советского Союза. Школь­ ный музей посещают не только уча­ щиеся, но и взрослые. С коммуни­ стами колхоза «Заветы Ильича» не раз проводились здесь занятия. .Еще в прошлом году задумали ребята пополнить музей Владимира Ильича стендом «Орден Ленина на груди у хлевенцев». Было решено установить имена всех жителей рай­ она, награжденных в разное время высшей правительственной наградой и собрать их фотографии. Надо сказать, что задача эта не из лег­ ких. В начале 900-х годов в село От- скочное приехала на работу юная учительница Мария Кутузова. Всю жизнь она посвятила детям и обще­ ственной работе на селе. Работала и в Хлевцом, где и скончалась в послевоенные годы. М. М. Кутузова была награждена орденом Ленина. Долгое время новодубовские следо­ пыты не могли найти фотографию учительницы. Им удалось устано­ вить, что редактор журнала «Сахар­ ная свекла» Тимофей Николаевич Кретинин, уроженец села Отскочное, был учеником Марии Максимовны. Учила она и его отца. Ребята напи­ сали письмо в Москву, и Тимофей Николаевич не только ответил им, но и выслал фотокарточку М . М. Кутузовой. СТРАНИЦА П О Д Г О- ТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ! ОТДЕЛОМ ШКОЛ . В Задонске живет учительница Зинаида Лаврентьевна Плотникова. Она тоже награждена орденом Ле­ нина. Свою педагогическую деятель­ ность начала она в Ново-Дубовской церковно-приходской школе. Вот что написала она по просьбе ребят в альбоме, где описывается история села Ново-Дубовое: «Когда в 1908 году я начала работать учительни­ цей Ново-Дубовской церковно-при­ ходской школы, в ней было две классные комнаты на 120 учеников. Обучение было трехгодичное. В третьем классе обучалось от 15 до 25 человек. Многие старшеклассники бросали учебу». Сейчас в Ново-Ду­ бовом обучается более девятисот учащихся. Д ва года тому назад в селе построено типовое школьное здание. Работают здесь 49 учителей. Танкист из села Доно-Негачевка Тихон Данилович Кретинин, пбгиб- ший в последний день войны, удо­ стоен высокого звания Героя Совет­ ского Союза с вручением ордена Ленина. Его фотография тоже по­ мещена ка стенде. Издавна славится село Ново-Ду­ бовое замечательными мастерами кирпичной кладки. И х самоотвер­ женный труд отмечен многими пра­ вительственными наградами. Среди награжденных орденом Ленина ог- неупорщики Митрофан Петрович Золотарев и Алексей Федорович Варфоломеев. Сейчас они на пенсии. Первый живет в Донбассе, второй— в Липецке. Новодубовским школьникам изве­ стны пока семь земляков-хлевенцев; награжденных орденом Ленина. Фо­ тографии всех их помещены на стенде «Орден Ленина на груди у хлевенцев». Стенд украсил школьный музей Владимира Ильича к 97-й го ­ довщине со дня рождения вождя Коммунистической партии и совет­ ского народа. А. АЛЕКСЕЕВ , инструктор Хлевенсюко райкома КПСС. и городских ме­ тодических каби­ нетах. В некоторых из них — боль­ шие книжные фонды. Так, в биб­ лиотеке при Ча- плыгинском рай- методка б и н е т е около 6 тысяч то­ мов. Многие учи­ теля района регу­ лярно берут книги преимущественно по педагогическим и методическим вопросам. Большинство педагогов Задонско­ го района также являются активны­ ми читателями библиотеки райме- тодкабинета и Дома учителя. Для молодых педагогов и учителей ма­ локомплектных школ райметодкаби­ нет скомплектовал передвижные библиотеки. Библиотека при Грязинском ме- тодкабинете хотя и небольшая, но она проводит значительную работу с учителями. На каждом педагоги­ ческом совещании и семинаре за­ ведующая методкабинетом Е. И. Се- мыкина выступает с обзором нови­ нок педагогической и методической литературы, которая поступает в библиотеку и в книжный магазин. Необходимую для учителей лите­ ратуру она направляет в педагоги­ ческие коллективы. В отдаленные школы кабинет направил 10 пере­ движных библиотек. А вот в библиотеке Усманского райметодкабинета много книг, в том числе по педагогическим и ме­ тодическим вопросам. Но учителя ими почти не пользуются, а руково­ дители школ в этом учебном году в среднем взяли по 1—2 книги. Биб­ лиотеки-передвижки для отдален­ ных школ также не скомплектованы. Сейчас перед педагогическими коллективами школ, районными и городскими методическими кабине­ тами, институтом усовершенствова­ ния учителей поставлена ответствен­ ная задача: на высоком идейно-те­ оретическом и методическом уров­ не провести юбилейные педагогиче­ ские чтения, посвященные совер­ шенствованию методов и организа­ ционных форм обучения в школе. В большинстве школ области такие педагогические чтения уже состоя­ лись, проходят районные и город­ ские, а потом состоятся областные. К юбилейным чтениям при институ­ те усовершенствования учителей предполагается открыть выставку на тему: «Народное образование за 50 лет Советской власти». 50-летие Великого Октября мы, педагоги, должны встретить новыми успехами. И это во многом будет зависеть От улучшения методической работы с учителями. П. КАШ М ЕНС КИ Й , директор областного института усовершенствования учителей. В О СЬМ И КЛАСС НИ К Сергей Таболин уныло переминается с ноги на ногу и твердит как по шпаргалке... — Не хочу учиться... Лучше кир­ пичи таскать. Не даются мне эти самые... науки... Директор молчит, думает. Что ска­ зать парню? Что «кирпичи таскать» — не хитрое дело? Что учиться — всегда пригодится? Что в каше вре­ мя нужны образованные рабочие? Об этом Сергей много раз слышал и в школе, и дома... — А если я тебе сам буду помо­ гать? Под свой контроль возьму? Парень теряется: *— Что вы, Василь Ванч! Нет! Еще хуже будет! Может, я... — и замол­ кает. — Вот послушай, Сергей, •— гово­ рит директор. — Был друг у меня Виктор, восемнадцати лет. И попал он на фронт. Воевал в стрелковой бригаде, под Москвой. Мороз! П ур­ га! Кругом разрывы. Но наши не отступают. Умирали, но держались, Сергей молчит, но смотрит уже с интересом. — В сорок втором, — продолжает Василий Иванович, — ранили Вик­ тора. Попал в госпиталь. Вылечил­ ся. И снова — на фронт. Под Ста­ линград. А знаешь, каково там бы­ ло? Сергей кивнул: слышал и читал о битве на Волге. — И все-таки победили наши, по­ тому что были уверены в своих си­ лах, понял? — А Виктор что? — спрашивает Сергей. ■— А Виктор, брат, опять оказался в госпитале. Ну, а после войны он учился в военном училище. Служил. Потом потянуло к таким, ка к ты. И решил стать учителем. И стал. Раз захотел, значит стал. Поступил в пединститут. Трудно было учиться. Но добился своего. Вот. А ты гово­ ришь: «Не могу!». Попробуй! Догадывался ли парень, что Ва­ силий Иванович рассказывал не о своем друге, а вспоминал свою фронтовую юность? Но что-то заде­ ло его. Решил Сергей «попробовать». Директор ненавязчиво следил за восьмиклассником, учителя стара­ лись помочь ученику. И он поверил в себя. Через два года закончил среднюю школу. Сейчас он служит в армии. Недавно прислал письмо, в котором благодарит учителей, ди­ ректора. Сожалеет, что доставил им много огорчений. Обычно ученики ценят тех учите­ лей, которые всей душой болеют за них, стараются помочь им. И даже Т А КИ Х УЧИ ТЕЛЕЙ Чаплы- гинской средней школы № 1, ка к Е. Ф. Гузняева, М. Н. Жаркова, Т. В. Наумова, по праву считают.. мастерами своего дела. Они влюблены в свой предмет, интересу­ ются им и свой интерес умело могут передать детям. Знания их учеников глубокие и прочные. К а к же добиваются они этого? Их работа — это постоянный твор­ ческий поиск.' Несмотря на большой педагогический опыт, эти учителя много и серьезно готовятся к ка ж ­ дому уроку. Проблема воспитания у школьни­ ков навыков самостоятельного ум­ ственного труда остается одной из самых актуальных и самых слож­ ных. Научить ребят самостоятельно мыслить и действовать —* значит дать им не только глубокие знания, связанные с практикой, но н раз- «трудные» в конце концов берутся за ум. Строгая доброта, требовательная забота — этими качествами облада­ ет директор, средней школы № 11 Василий Иванович Ролдугин. Самое главное. — он видит в ученике че­ ловека, личность. Вспоминаю другого директора, у которого бывал по делам службы. Сидели однажды в его кабинете. За­ шел классный руководитель с уче­ ником девятого класса. — Ты хочешь учиться или не хо­ чешь? — строго спрашивает его ди­ ректор. — Ну, что молчишь? Придется твоего папашу оштрафовать. Я кое- какие твои грешки помню! сом, с родителями. Потом посидел на уроках, ничего особенного не ска­ зал. Только посоветовал бывать в классе у опытной учительницы Ан­ ны Ивановны Назаровой. Потом Анна Ивановна ходила на уроки Симоновой. Директор помог им вы­ кроить время для взаимных посе­ щений. И дело пошло. Без нудных поучений и нотаций. Раньше каждый год из этой шко­ лы уходили учителя. И за это их нельзя было особенно винить: шко­ ла расположена в районе силикат­ ного завода. Квартиры завод давал не щедро. И многим учителям, кото­ рые живут в районе тракторного за­ вода или на правом берегу, прихо­ д н а я делать по две пересадки. В Ролдугин побывал у него дома, увидел пьяницу-отца и ушел подав­ ленный. Ему было стыдно и за се­ бя, и за тех, кто выставил семи­ класснику частокол двоек. Его эти­ ми двойками, упреками не испра­ вишь. Он к ним притерпелся, как старая лошадь к ударам кнута. На другой день директор остался после уроков с мальчиком. Дал лег­ кую тему. Тот выучил. Василий Ива­ нович поставил оценку в тетрадь и сказал: — На уроке я тебе двоек пока ставить не' буду. Будешь учить по­ сле уроков. Может быть, это было не по пра­ вилам. но сдвиг все-таки наметил­ ся. Тогда директор поделился свои- Ш Т Р И Х И к Д И Р Е К П О Р Т Р Е Т У Т О Р А •— Хочу, — выдавил ученик. — Что «хочу»? Жениться хочешь? В таком же духе продолжалась беседа. Подавленный ученик ушел. В кабинет постучали. В приоткры­ тую дверь заглянула учительница: — - Можно? •— Вы что — не видите, что я бе­ седую с товарищем? Сконфуженная, она скрылась за дверью. Мне стало неловко. И когда снова кто-то постучал, директор вни­ мательно посмотрел на входящую женщину, немолодого педагога. Та шла на цыпочках. По стойке «смир­ но» замерла у стола. Директор стал читать ее конспект. Брови хмурились. Потом он сказал: — Хорошо! Но,почему вы плохо вопросительный знак ставите? Он у вас какой-то сгорбленный... Можете идти, И опять, ка к по проволоке, учи­ тельница направилась к двери, спи­ ной чувствуя тяжелый взгляд ди­ ректора. В этой школе директора уважают за эрудицию, большой опыт. И... бо­ ятся... В ноябре в школу № 11 пришла молодая учительница Валентина Павловна Симонова. Первые две недели директор не ходил к ней на уроки. Не советовал этого делать и завучам. Пусть знакомится с клас- итоге на поездку тратится 1—2 ча­ са. Трудно, но все-таки за последнее время коллектив стабилизировался. Удерживает чем-то директор! На­ верное, не одной вежливостью? Вместе с местным комитетом он добился того, что за последнее вре­ мя учителям дали квартиры. Важна и атмосфера в коллективе, дружеское участие, интерес к судь­ бе товарища. Год назад заболела опытная учи­ тельница Мария Васильевна Тихо­ нова. Болела долго и вскоре полу­ чила инвалидность. Это было в середине учебного го­ да, надо было принимать другого учителя. Но Ролдугин этого не сде­ лал. Он знал: для больной это бу­ дет еще один удар — нельзя ее оторвать от школы, оставить наедине со своей бедой. Со временем она под. нялась с постели, и Василий Ивано­ вич пригласил ее на работу. Сейчас она снова в строю. Ка к после этого покинешь такую школу? В первый месяц работы в школе Василий Иванович обратил внима­ ние на одного рассеянного семиклас­ сника. По всем предметам в нача­ ле учебного года у него были двой­ ки и единицы. Он на них совершен­ но не обращал внимания, учился как бы отбывая тяжелую повин­ ность. ми наблюдениями с другими учите­ лями. Завели специальные тетради для индивидуальной дополнительной работы. Одного, другого ученика из отстающих взяли под такой неос­ лабный контроль, осторожно, но на­ стойчиво помогали. Появились спе­ циальные планы индивидуальной ра­ боты с отстающими. Наверное, поэтому средняя школа № 11 — лучшая по успеваемости в Левобережном районе. Жизнь в школе сложна, и у ди­ ректора на все должно хватить энер­ гии. Есть совет содействия семье и школе: заслушивает отчеты работни­ ков Ж КО , домоуправлений, библио­ тек об их работе с детьми. В по­ мощь детской комнате милиции соз­ дана оперативная группа для разбо­ ра поведения нарушителей общест­ венного порядка. В школе много различных круж ков самодеятельно­ сти, клуб старшеклассников, лучший в районе музей Владимира Ильича Ленина. Сейчас Василий Иванович Ролду­ гин, ка к директор, ка к депутат рай­ совета, стучится во все двери: ну­ жен спортивный зал — надо строить. Надо строить — значит, новые хлопоты появятся у директора, но ка к же без них? 1 А. ПОПОВ, инструктор Левобережного райкома КПСС. вить их умственные силы, познава­ тельные способности. Придавая большое значение ак­ тивизации мыслительной деятель­ ности учащихся, учителя важное место отводят наглядности в обуче­ нии и поисковому, исследователь­ скому' методу. Так, на урок по теме: «Площадь З А М Е Т К И С ~ ... . ' прямоугольника и квадрата» учи­ тельница Гузняева принесла в класс не только плакат «Измерение цло- щадей», но и вырезанные из бумаги прямоугольники и квадраты, фигу­ ры из проволоки. После выяснения общих свойств прямоугольника учи­ тельница попросила учеников отыс­ кать прямоугольники в классе. Те быстро называли — классная доска, пол, стены, дверной проем и т. Д. Затем она ознакомила учащихся с единицами измерения площади и совместно с учащимися установили правило определения площадей прямоугольника и квадрата. После этого классу было предложено на­ чертить в тетрадях квадрат и пря­ моугольник и вычислить их площа­ ди. Нужно отметить, чго учительни­ ца все время опиралась на жизнен­ ный опыт и уже имеющиеся знания ребят. Ка к только стало ясно, что все они усвоили тему, она предло­ жила решить ряд задач. На уроке была проведена и лабо­ раторная работа. Мы, присутство­ вавшие на уроке, не удивились, ко г­ да на следующий день абсолютно все учащиеся успешно справились с домашним заданием и прекрасно от­ вечали: учительница добилаеь соз­ нательного понимания материала. Казалось бы, как это все ясно. И все же, посещая уроки, иногда встречаешься с такими фактами, Тгогда учитель заканчивает объясне­ ние на перемене, задание на дом дает наспех. И не удивительно, что на следующем уроке появляются двойки. Это элементарный, но ■ непре­ ложный ?акон: учитель может толь­ ко тогда давать задание, когда ему ясно, что учащиеся материал усво­ или и справятся с ним. В последнее время лучшие учи­ теля в качестве одного из важней­ ших путей активизации познава­ тельной деятельности учащихся ста­ ли применять уроки с проблемной ситуацией. Педагоги исходят из то­ го, что активная мыслительная ра­ бота ученика начинается, когда он поставлен перед необходимостью разрешить ряд проблемных вопро­ сов. Очень важно поставить уча­ щихся ь такое положение, при ко­ тором они почувствовали бы необ­ ходимость. решения задачи и в то же время обнаружили бы недоста­ точность знаний этого. Затруднения побуждают учащихся к анализу, к углубленной работе над материа­ лом. " А вот ка к пои изучении темы «Ра­ створы» М. Н. Жаркова опирается на уже имеющиеся у учащихся зна­ ния. Они не могли дать точного определения раствора, но примеров знают много. И свободно их приво­ дят. обстоятельно говорят о значе­ нии растворов. Учительница немно­ го добавляет к их словам, стремясь подчеркнуть значение растворов. И когда это для них становится окон­ чательно ясным, они легко дают определение растворов. Учительни­ ца предлагает приготовить раствор серной кислоты. Учащиеся при этом встречаются с непредвиден­ ным — расТвор нагрелся. Вопрос за вопросом и все снова становится ясным. Ребята теперь сами могут объяснить, казалось бы, непонятный «казус». Незаметно "проходит урок, начи­ нается перемена, а они подходят к учительнице, приводят новые при­ меры, пытаются их объяснить, ищут одобрения или помощи учительни­ цы. И не то значительно, что на уроке много решено задач, много изучено, а то, что учительница по­ будила ребят на поиски нового, что, уходя с урока, они не сразу пере­ ключились на другое, а продолжа­ ют еще жить его интересами. Это ка к раз и говорит о том,что урок возбудил у учащихся интерес к познанию и любовь к предмету. А ведь и задача школы состоит в том, чтобы развить любознатель­ ность, самостоятельность и веру каждого ученика. Е. МАРТЫНОВ, зам ..директора средней школы № 1 г. Чаплыгина. Более ста учащихся Липецкой средней школы № 2 в 97-летнюю годовщину со дня рождения В. И. Ленина стали пионерами. Они дали пионерскую клятву быть верными ленинцами. НА СНИМ КЕ : на торжественной линейке. Фото Ю. Ардашева. У Н о УНО — это ученическое научное общество. Оно создано в средней школе № 21 г. Ельца и объединяет юных математиков, физиков, истори­ ков, биологов, географов. В УНО принимают по рекомендации школь­ ного круж ка и его руководителя тех, кто обнаружил склонности к той или иной науке и доказал это практиче­ ски. . Пока ученическое научное общест­ во объединяет 70 учащихся н сос­ тоит из 7 секций, которыми руко­ водят учителя. Каждая секция занимается два раза в месяц. На занятиях слушают­ ся содержательные доклады, подго­ товленные учащимися, широко ис­ пользуются технические средства обучения. Ученическое научное общество име­ ет свой орган — стенгазету «УНО», в которой семь колонок (по количе­ ству секций). Она выходит два раза в месяц и пользуется большим авто­ ритетом не только среди членов об­ щества, но и всех учащихся _______ П. ДМ И Т Р И Е НКО. Как воспитывать д о ш к о л ь н и к а Об этом шла речь на конференции родителей, которая состоялась н-а днях во Дворце культуры завода «Свободный сокол». "Методист обла­ стного института усовершенствова­ ния учителей 3. И. Евланова в сво­ ем докладе остановилась на роли родителей в воспитании детей до поступления в школу. Ведь в этот период именно с ними проводит ре­ бенок большую часть времени. Ог­ ромное значение имеет обстановка в семье, личный пример родителей, их отношение к ребенку. В обсуждении доклада приняли участие работники детских учрежде­ ний и родители. Воспитательница детсада «Березка» т. Данилова го­ ворила о необходимости единства действий семьи и детских учрежде­ ний в воспитании, родительница т. Попова — о подготовке детей к поступлению в школу, учительница средней школы № 3 т. Миронова —» о преемственности в работе детско­ го сада и школы. Учаотники конференции приняли обращение ко всем родителям заво­ да «Свободный сокэл». Во время работы конференции в фойе Дворца культуры была организована вы­ ставка работ воспитанников детса­ дов. М. ПУ ГО ВИШ НИКО В . Рассказ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Женат * почти десять лет. Почти десять лет прожили мы с женой, как говорится, в мире и согласии. Я всегда прихожу вовремя со службы. Выпиваю только по большим праздникам. Курить всегда выхожу в коридор. За десять лет всего один раз забыл поздравить жену с днем рождения, да и то лишь потому, что именно в этот день родился Андрейка. — Милый, — сказала мне как-то вечером жена, и это бы­ ло началом нашей семейной катастрофы. — Тебе не жалко своего сына? •— Опять задача? •— догадался я. *— Мы бьемся над ней уже два часа, — сказала жена.— А у тебя — незаконченное высшее образование. Это нечестно. — Ладно. Давайте вашу задачку. Я подошел к обеденному столу, сел рядом с Андрейкой, прочитал условие задачи. — Так-так, понятно. Три бассейна, две трубы™ Чепуха ка ­ кая-то! Задачки из андрейкиного учебника всегда возмущали ме­ ня своей схоластической бессмысленностью. Быстро набросав решение, я передал листок Андрейке с глубокомысленным замечанием: — Вот так-то, брат. Учись. Я был очень'доволен собой. А Андрейка, взглянув на ли­ сток, вдруг задрыгал ногами и восторжен­ но заорал: — Ага, ага! И у папы неправильно! Мама, у него тоже неправильно! Ага! Эта фамильярность возмутила меня. — Перестань орать!—крикнул я. — И не дрыгай ногами! Т у не лягушка! Тебе уже девять лет. — Не кричи на ребенка! — вмешалась жена. Андрейка начал всхлипывать. Это разозлило меня. *— Вот оно, твое воспит&ние! — сказал я жене, указывая на Андрейку. — Не мальчишка растет, а черт знает что! Раз­ мазня какая-то. Плакучая ива! — Задачу не решил, а сам кричи-и-ит, — размазывая по лицу слезы и чернила, прогнусавил Андрейка. , — То есть как не решил? — возмутился я этим выпадом. •— Неправильно реши-ил, — протянул Андрейка, выдав­ ливая из себя слезу. — С ответом не сходится-я-я ™ •— Не может этого быть! — заявил я. — Меня всегда возмущала твоя самоуверенность! — ска­ зала жена. — Можно подумать, что ты со своим незакон­ ченным образованием здесь самый умный, а мы так — не- полноценненькне! •— М ожйо подумать, что это не так! — ответил я, чувст­ вуя, что иду в разнос. И тут началось... В течение какого-нибудь получаса выяснилось, что встреча наша была роковой случайностью, а брак—ошибкой, что я никчемный муж, а она — самая заштатная жена, что я — никчемный отец,-а она — самая заштатная мать, что она воспитывает Андрейку не так, а я — никак, и что поэтому ребенок — это тоже наша ошибка, что я никогда его не хо­ тел, а она понимала это, однако, надеялась, что я одумаюсь, что во мне проснутся отцовские чувства и я решусь подать заявление на улучшение жилищных условий и что мама (ее мама) оказалась самой умной, так ка к еще десять лет назад . сказала, что я бесперспективный молодой человек... •— Хватит! С меня хватит! — с болью в сердце заявил я, — Все! Ухожу. Навсегда. Прощайте! ' С этими словами я действительно ушел. Ночь я провел у приятеля. Я рассказал ему все. К утру он со слезами на глазах попросил меня, если это возможно, в следующую ночь рассказать свою историю кому-нибудь другому... Утром мне на работу позвонила жена. Голос ее звучал очень ласково. ■' — Милый, — спросила она, •—>ка к ты провел ночь? •— Прекрасно, — искренне ответил я. — Ты у нас умный, — продолжала она, ты понимаешь, что все это глупо и нелапо. Виной всему — неправильный ответ. ' — Ты права .милая, — согласился я. — Я погорячился- Она тихо рассмеялась. — Ты не понял меня, лапа. Неправильный ответ был в за­ дачнике. И Андрейка, и я, и ты решили задачку правильно. Вчера после твоего ухода к нам заглянул Михаил Степано­ вич. Ты ведь знаешь его? Он доктор математики. И все вы­ яснилось. В задачнике был неправильный ответ. Ты вер­ нешься, ка к всегда в шесть? Я приготовлю твою любимую вермишель с сыром. В. ПОЛОНСКИЙ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz