Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

г ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 7 марта 1967 г, У* 56 (38691 ГОД ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ С пленума правления областной организации общества „Знание" * ж Состоялся V пленум правле­ ния областной организации обще­ ства «Знание*. Он всесторонне об­ судил доклад секретаря обкома партии А. А. Сталя о задачах орга­ низаций общества в связи с 50-ле­ тием Советской власти. В прениях в ы с т у п и л и председа­ тель правления Липецкой город­ ской организации Н. Л . Лапин, председатели областных научно-ме­ тодических советов А. А. Казакевич и И. Д . Андреев, лектор, член КПСС с 1918 года Д . Д . Дрепин, член пре­ зидиума правления областной орга­ низации Л. И. Яковенко, ответствен­ ный секретарь Становлянской рай­ онной организации И. Ф. Люленков, секретарь обкома ВЛКСМ Ю. Ф. Бородин, председатель Добровской районной организации К. П. Шин- каренко, зам. председателя правле­ ния Областной организации Н, С. Перелыгин и другие. П РАЗДНОВАНИЕ пятидесяти­ летнего юбилея Октября — это триумф марксизма-лени­ низма, под знаменем которого наша партия и народ одержали все свои величественные победы. Марксист­ ско-ленинское учение — это ком­ пас, который позволяет партии, со­ ветским людям ориентироваться в сложном, многогранном процессе строительства коммунистического общества, придает этому строитель­ ству сознательный характер. В докладе и в выступлениях уча­ стников пленума красной нитью проходила мысль о повышении ро­ ли лекционной пропаганды в фор­ мировании у. всех советских людей научного мировоззрения и комму­ нистической нравственности. Жизнь предъявляет в этом отношении вы­ сокие требования к каждому лек­ тору. Подчеркивалось, что об­ ластная организация располагает достаточными силами и средствами, чтобы успешно справиться с этой одной из своих центральных задач. Она за последние годы значительно выросла и сейчас в своем составе насчитывает 11.322 члена.. Только в прошлом году ими прочитано 94.500 лекций, которые прослушали около 5 м и лли о н о в человек. Велик интерес трудящихся к ре­ волюционной теории, к бессмертно­ му наследию В. И. Ленина, истории партии, к решениям Х ХШ съезда КПСС и постановлению Ц К КПСС «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции» —• документам исключи­ тельно важного теоретического и политического значения, огром­ ной мобилизующей силы. Ка к же организации общества удовлетворяют эти запросы рабочих, колхозников, интеллигенции? Анализ показывает, что в ходе подготовки к празднику пропаган­ да марксистско-ленинской теории, проблем и задач, выдвинутых Х ХШ съездом КПСС, исторического зна­ чения социалистической революции 1917 года, руководящей и направ­ ляющей роли В. И. Л-енина и Ком­ мунистической партии в борьбе за победу Октября, индустриализацию и коллективизацию страны, разви­ тие культуры приняла большой раз­ мах. Активнее ведется пропаганда достижений Советского государства. Во всех городах и районах про­ водятся циклы лекций: «Решения Х ХШ съезда КПСС — в жизнь», «Навстречу 50-летию Советской власти». В более чем 150 лекториях проходят октябрьские и ленинские чтения. Популярны тематические ве­ чера и устные журналы: «По-ленин­ ски жить и работать», «Страницы славной истории» и другие. В селах Дубовом и Демкнно Чаплыгинского района колхозники с интересом слушают беседы здешних лекторов на темы: «В. И. Ленин — вождь Октябрьской революции», «В. И. Ленин — создатель Комму­ нистической партии», «Образ В. И. Ленина в художественной литера­ туре». На Липецком тракторном заводе, в Кривополянской школе (Чаплыгинский район), на многих других предприятиях, в колхозах и учебных заведениях действуют ки ­ нолектории, посвященные ленинской теме. Большие аудитории собирают встречи трудящихся со старыми коммунистами ветеранами револю­ ции и гражданской войны: в Липец­ ке — с В. К. Соловьевым, Д . Д. Дрепиным, Ф. К. Захаровым, с уча­ стником штурма Зимнего Т. Б. Д у ­ даревым в г. Ельце, с Н. П. Рябо­ вым, которому довелось видеть В. И. Ленина и беседовать с ним,— ^в г. Грязи, с героем гражданской вой­ ны Ф. Р. Тюленевым в Усмани. Вместе с тем во многих организа­ циях общества «Знание» внимание к пропаганде марксизма-ленинизма, истерико-партийных вопросов, эсте­ тики еще далеко не соответствует требованиям жизни. Вот несколько цифр и фактов. В 1966 году в целом по области было прочитано 2.367 лекций по маркси­ стско-ленинской философии — почти в полтора раза больше, чем в пре­ дыдущем году. А в Е л ь ц е и Лев-Толстовском районе, наобо­ рот, число лекций по философии со­ кратилось. Меньше, чем в 1965 году, читалось лекций по истории КПСС в Долгоруковском, Лев-Толстовском, Тербунском районах, а по политэко­ номни-1-® Лев-Толстовском, Добро-в­ еком, Краснинско-м и Елецком рай­ онах. В Липецком, Добровско-м, Грузинском, Измалков-ском районах по существу свертывают пропаган­ ду атеизма. Проявляется медлитель­ ность в разработке лекций по мно­ гим проблемам марксизма-лениниз­ ма, общественных наук. Пока что слабо участвуют в про­ паганде марксистско-ленинской тео­ рии работники кафедр обществен­ ных наук, преподаватели вузов, тех­ никумов, школ. А ведь они призваны постоянно нести в массы великие идеи марксизма-ленинизма, разобла­ чать измышления буржуазных уче­ ных, а также помогать в разработ­ ке лекций, обзорных рецензий и ме­ тодических писем. Довести до сознания каждого че­ ловека все величие и героизм со­ вершенных народом за годы Совет­ ской власти дел, подчеркивалось на пленуме, раскрыть значение маркси­ стско-ленинской теории и роли Ком­ мунистической партии в созданий нового общественного строя, воспи­ тывать у людей трудолюбие, высо­ кую дисциплину труда, хозяйское отношение к социалистической соб­ ственности — обязанность всех ор­ ганизаций общества «Знание» и каждого его члена в отдельности. ОНКРЕТНОСТЬ, целеустрем­ ленность, живая связь с жи­ знью — непременные требо­ вания, которые сегодня, как никогда раньше, предъявляются к лекцион­ ной пропаганде. Для успеха в иде­ ологической работе, неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, необхо­ димо, чтобы глубокие, коренные ин­ тересы масс выступали не как аб­ страктные идеалы отдаленного бу­ дущего, а были связаны с насущ-. ными задачами. На пленуме приводились примеры тесной связи пропаганды с жизнью, с насущными проблемами хозяйст­ венного и культурного строительст­ ва. Каменская первичная организация (Задонский район), которую воз­ главляет директор школы И. Н. Зуев, свою работу ведет главным образом на фермах, в бригадах. И строит ее по единому плану с парт­ организацией. Лекторы В. М. Ар­ хипов и А. И. Ефанова, экономист колхоза Б. К. Мелихов, И. Н. Зуев, С. 3. Аристов хорошо знают жизнь колхоза «Аврора», жителей села, изучают их запросы. Характерно, что под влиянием колхозников из­ менилась и тематика лекций, бесед. В ней сейчас на первом плане во­ просы экономики и развития ар­ тельного хозяйства, повышения рен­ табельности всех его отраслей, во­ просы коммунистической нравствен­ ности, развития науки и культуры. По инициативе членов общества в колхозе проведены две теоретиче­ ские конференции, выпущено 6 уст­ ных журналов. Часто устраиваются тематические вечера, посвященные решениям Х ХШ съезда КПСС. Сре­ ди каменцев популярны вечера трех поколений, встречи с передовиками и новаторами производства. Пер­ вичная организация добивается, чтобы лекторы тщательно готови­ лись к выступлениям, разрабатыва­ ет рекомендации, как повысить ка­ чество лекций. Первичные организации заводов Липецкого трубного и елецкого «Прожекторные угли» оказали зна­ чительную помощь парторганизаци­ ям и администрации при переходе на новую систему планирования и экономического стимулирования. Здесь были организованы экономи­ ческие чтения. Члены общества участвуют в разработке и внедре­ нии планов НОТ. Малинковское отделение самое большое в совхозе «Политово» Дан- ковского района. Здесь около 1000 жителей. И у каждого из них свои запросы, желания. — Наша первичная организация, —говорил ее председатель Г. Г. Де­ мин — стремится полнее удовлетво­ рить эти запросы, воспитывать ком­ мунистическое отношение к • труду, оказывать ощутимое влияние на совхозное производство. Среди лек­ торов — специалисты сельского хо­ зяйства, передовики производства. Всю свою работу мы стремимся вести там, где трудятся люди,— на фермах, полевых станах, в бригадах. Партком совхоза, партийная орга­ низация отделения помогают нам в планировании лекций, их разработ­ ке и обсуждении на секциях. Нема­ лую методическую помощь оказыва­ ет отдел пропаганды горкома КПСС. Сейчас наши лекторы активно по- ♦ могают труженикам отделения ус­ пешно выполнять с во й социалисти­ ческие обязательства в честь 50-ле­ тия Октября. В ЕДЯ пропаганду марксистско- ленинских знаний, идей О к­ тября, выдающихся дости­ жений советского народа в борьбе за социализм и коммунизм, боевых, революционных и трудовых тради­ ций, лекторские объединения нако­ пили ценный опыт. О некоторых ин­ тересных, действенных формах вы­ ше уже говорилось. Есть они и в Ельце. Об э.ом говорила ответст­ венный секретарь Елецкой город­ ской организации 3. В. Липченко. Искать новые формы пропаганды, заявила она на пленуме, доходить до каждого человека — такую за­ дачу поставили перед собой елецкие лекгоры-обществецники. В этом на­ правлении уже немало сделано. В городе открыто 18 лекториев, в которых проходят октябрьские чте­ ния. Широкое распространение по­ лучили молодежные лектории «На­ следники Ф. Дзержинского». В ки­ нотеатрах «Прожектор», «Ударник» действуют кинолектории «К 50-ле­ тию Советской власти». Здесь и в других аудиториях старые больше­ вики выступают с лекциями, бесе­ дами, воспоминаниями. Правление совместно с краевед­ ческим музеем провело экскурсию по революционным местам Ельца. Экскурсанты встретились с участни­ ками событий полувековой давности. «Героическая эстафета поколений» —так называется цикл вечеров, за­ думанных активистами общества в профтехучилище ЛГ» 2. На первом из них учащиеся встретили прибыв­ ших ветеранов Октября, /граждан­ ской и Отечественной войн пением революционных песен. От песен пе­ решли к выступлениям, а затем просмотрели кинофильм. На заводе «Гидропривод» устраи­ ваются встречи поколений. Рабочие — ветераны завода — недавно при­ нимали у себя учащихся техниче­ ского училища. Этот вечер открыл­ ся выступлением .мастера участка И. Е. Кравченко, награжденного за героический труд орденом Ленина. Воспоминаниями поделился П. Ф. Саввин —бывший вожак коллектива участка, которому одному из_ пер­ вых было присвоено звание комму­ нистического. Выступили директор училища И. Ф. Баскаков и воспи­ танник В. Шамарин. Затем Дирек­ тор завода А. С. Колесник передал секретарю комсомольской организа­ ции училища красный вымпел, ко­ торый будет вручаться учебной груп­ пе, завоевавшей первенство в соци­ алистическом соревновании. Елецкие лекторы-общественники готовят вместе с горкомом ВЛКСМ вечер комсомольских поколений?. Народный университет киноискусст­ ва участвует в съемках кинофильма о молодости древнего Ельца. Немало интересных форм пропа­ ганды появилось в ходе подготовки к юбилею в Липецке. Это — эста­ фета молодых энтузиастов ЛТЗ под девизом: «Опыт передовых — в де­ ле немедленно». В ходе эстафеты в движение за коммунистический труд включилось около 4 тысяч юношей и девушек. На Новолипецком заво­ де в цехах и отделах развернулось соревнование под девизом: «Завод мой — ЧесТо моя». Успешно дейст­ вует университет революционных традиций при Дворце культуры это­ го предприятия. Молодые строители Липецкой Магнитки, следуя почину строите­ лей Красноярской ГЭС, начали эс­ тафету-смотр трудовых свершений под девизом: «Юбилею революции— пбдарки молодых». Интересно и содержательно про­ ходят занятия в клубах «Прометей» при Дворце культуры НЛМЗ, Доме культуры липецких строителей, где обычно рассказы интересных людей дополняются показом соответствую­ щих кинофильмов, которые помога­ ют нагляднее раскрыть перед юно­ шами и девушками этапы славного пути Коммунистической партии. Не так давно открыты в Добров- ском районе кинолектории «Дорогой отцов». Но они уже завоевали по­ пулярность среди молодежи. Мест­ ные лекторы-историки готовят «Ле­ топись села Доброе», «Историю се­ ла Борисово», для чего собрали ин­ тересные факты, ценные фотогра­ фии, документы. По душе молодежи Тербунов при­ шелся вечер «Творцы славной исто­ рии» — о пионерах коллективиза­ ции. первых совхозов, МТС. Немало замечательных форм рождено практикой военно-патрио- тическогО воспитания. И среди них достойное место заняли «Универси­ теты будущего воина» в Липецке, Ельце, Грязях. Все эти и многие другие формы пропаганды обладают огромной вос­ питательной и мобилизующей силой. Задача состоит в том, подчеркива­ лось в докладе и прениях, чтобы их множить, совершенствовать, а так­ же находить новые. Однако как бы много ни чита­ лось лекций, как бы ни были разно­ образны формы устной пропаганды, решающее условие ее действенно­ сти — высокий идейно-теоретиче­ ский уровень лекций, докладов, бе­ сед, их доступность и убедитель­ ность. Поэтому подбор и учеба лекторов приобретают первостепен­ ное значение. П РОПАГАНДА великих дости-I жений Советской власти, во­ инственная, принципиальная борьба против буржуазной идеоло­ гии, против всего косного, отстало­ го в нашей жизни требуют от лек­ тора не только больших знаний. Очень важно также, чтобы его сло­ во было ярким, образным, точным, чтобы речь была эмоциональной, пробуждающей в людях лучшие чувства, будила мысль, вдохновляла на подвит. Здесь все зависит от состава и подготовки лекторов. «...Никакой контроль,— указывал В. И. Ленин, — никакие программы и т. д. абсо­ лютно не в состоянии изменить то­ го направления занятий, которое определяется составом лекторов». У нас еще есть лекторы, которые не прочь «прочитать» лекцию почти на любую .тему, причем по первому требованию организатора. Не могут не насторожить данные анкетного оп­ роса лекторов и слушателей, прове­ денного в прошлом году в Липецке, Задонском, Лебедянском и Липецком районах. На вопрос: «Как вас удовлетворила лекция?» 68 процен­ тов слушателей дали положитель­ ный ответ, а остальные пожелали, чтобы лектор был более подготов­ лен. Подбор лекторов, повышение тре­ бовательности к ним должны соче­ таться с повышением внимания к их трудной н ответственной работе, учетом их способностей. Одним сло­ вом, относиться к лекторским кад­ рам надо так, как учил В. И. Ленин: «специализировать, занимать их це­ ликом и беречь сугубо». Городские и районные семинары лекторов — вполне оправдавшая себя форма повышения их мастер­ ства. Но в ряде организаций лекто­ ры вместо практических занятий, обсуждения докладов и опыта ра­ боты на семинарах вынуждены слу­ шать азбучные истины. Случается даже и так: в октябре 1966 го­ да президиум областной органи­ зации обсудил отчет Красмин­ ской районной организации. Принял хорошее решение. В одном из пунк­ тов его значилось: Провести 3 семи­ нара. Фактически же не проведено ни' одного. Слабо, отмечалось на пленуме, готовятся молодые лекторы из чис­ ла студентов, аспирантов, молодых специалистов. Говорилось, что на­ зрела необходимость создать в об­ ластном центре постоянно действу­ ющую школу молодого лектора. Отсутствие должной глубины, убедительности лекций, их методиче­ ская слабость, серость, скука — к сожалению, довольно еще распро­ страненный недостаток выступле­ ний. Во многом здесь повинны об­ ластные, городские, районные и пер­ вичные организации, где нет долж­ ного контроля за идейным содер­ жанием и качеством лекций. Боль­ шинство их не обсуждается, не ре­ цензируется и не прослушивается. Члены областных научно-методиче­ ских советов очень редко выезжают в местные организации для чтения методических лекций, прослушива­ ния и рецензирования их. А как ждут лекторы в районах, селах, колхозах и совхозах помощи опыт­ ных товарищей! Ж Гут рекоменда­ ций, литературы. Ждут содержа­ тельных разработок по юбилейной тематике. Высказывались на пленуме мысли о подготовке очерков о революци­ онерах нашего края, борцах за ус­ тановление и упрочение Советской власти; об организации встреч сельских тружеников со знатными людьми Липецкой Магнитки, «Сво­ бодного сокола», ЛТЗ; о необходи­ мости лучшего оснащения лекций наглядными пособиями и техниче­ скими средствами пропаганды; о важности организованно провести смотр-конкурс самодеятельных лек­ торских объединений на лучшую по­ становку пропаганды в связи с 50- летием Страны Ссзетов. Творческий поиск... Он делает ра­ боту не только приятной и инте­ ресной, но и плодотворной. Поиск новых форм, методических приемов, повышение боевитости первичных организаций общества, улучшение партийного руководства ими — за­ лог того, что наша лекционная про­ паганда будет еще доходчивее, будет оказывать все возрастающее воз­ действие на умы и сердца людей — строителей коммунизма, Г. ЛЕБЕДИНСКИЙ . На Липецкую мебельную фабрику поступило новое технологическое оборудование. Электрик Александр] Иванович Мелихов и слесарь Василий Иванович Егоров знакомятся с конденсаторной установкой. Фото И. Воронова* \ Рассказы о н аши х кандидатах Беспокойный характер О Нине Тимофеевне Соловьевой впервые я услышал года четыре на­ зад. В воловском колхозе имени Кирова тогда подводили итоги года. Председатель правления Николай Дмитриевич Печерский, / анализируя состояние дел в животноводстве, ле­ стно отозвался о ней. — Нина Соловьева, — говорил он, — каждый год надаивает на четыре­ ста—пятьсот килограммов молока больше, чем другие. Если бы все другие доярки работали так, как она, колхоз дополнительно произво­ дил бы десятки тонн молока. Захотелось побольше узнать о пе­ редовой работнице. Случай скоро представился. Встретил Нину Тимо­ феевну на ферме. Невысокая, хруп­ кая на вид. Серые глаза на обвет­ ренном лице смотрят пытливо. Меня интересовало, как Н. Т. Соло­ вьева добивается высоких надоев, почему показатели у нее всегда луч­ ше, чем у других? — Не знаю, как и ответить на ваш вопрос, — сказала она. — Коров я не выбирала, они вроде бы все у час одинаковые, одной породы. Кор­ ма делим поровну. Может быть, к делу по-разному относимся? — В этом весь секрет, — пояснил позже председатель колхоза. А зоо­ техник Н. С. Шурыгин добавил: — На работе Соловьева горит, уж очень она заботливая. Мне довелось беседовать с кол­ хозниками, которые трудятся рядом с Ниной Тимофеевной. И все говори­ ли о ней, как о замечательной тру­ женице, простом и душевном чело­ веке. ...Жизнь ее началась в деревне Са- марино. В семье Соловьевых было восемь детей — четыре парня и столько же девочек. Старшие братья Илья, Нефед, Иван в первые дни войны ушли защищать Родину. До­ мой никто из них не вернулся. Млад­ ший— Григорий, подростком посту­ пил на завод, где работает и сей­ час. В доме остались старые и ма­ лые. Вскоре после войны умер отец. Слегла мать. Пришлось Нине оста­ вить учебу и пойти работать. Делала все. Летом — в поле, на току, пасла скот. Зимой вместе с девчатами заготавливала удобрения, очищала семена, помогала животно­ водам. Сил не жалела. Любое начатое дело старалась довести до конца. / Как-то бригадир предложил Нине поработать на ферме дояркой. Она согласилась. Достались девушке, прямо сказать, захудалые коровен­ ки. Удой от них меряли стаканами. — Наплачешься ты с этой группой. Откажись, пока не поздно, — сове­ товали ей некоторые доярки. — Кому-то надо заботиться о них. Ведь коровы-то наши, колхозные, — отвечала Нина. Нелегко давалась техника доения. — Бывало, выдою четыре—пять коров, рук поднять не могу, — вспо­ минает Нина Тимофеевна. — Спаси­ бо добрым подругам и зоотехнику Николаю Сидоровичу Шурыгину. Они терпеливо учили, подбадрива­ ли, помогали, В умелых, заботливых руках коро­ вы быстро поправились и прибавили молока. Но до успеха было еще да­ леко. В процессе работы один за другим возникали сложные вопросы. Ответы на них искала в книгах, об­ ращалась за советом к опытным до­ яркам, зоотехнику. Постепенно на­ капливались Знания, приобретались необходимые навыки и сноровка. С годами менялись условия труда. Коров перевели в добротные поме­ щения, улучшилось снабжение их кормами. В коровниках появились механизмы. Улучшилась племенная работа. Хорошие перемены радова­ ли доярок. Как же, ведь все это де­ лалось для Того, чтобы облегчить их труд, поднять продуктивность живот­ новодства. На третий год работы пришла пер­ вая победа, В социалистическом со­ ревновании Н. Т. Соловьева заняла первое место в колхозе по надоям молока. Нину Тимофеевну заслуженно на­ зывают мастером большого молока» Теперь к ней обращаются за сове­ том. Рядом с Ниной Тимофеевной трудятся молодые доярки Вера Ле- вушкина, Валентина Полякова и Ма­ рия Чернышова. Долгое время они не могли получить хороших надоев. В приобретении опыта большую по­ мощь оказала им Н. Т. Соловьева. Нину Тимофеевну уважают в кол­ хозе. Односельчане не один раз из­ бирали ее депутатом сельского, районного и областного Советов. И всегда она оправдывала это доверйв самоотверженной работой, душевной заботой об избирателях. Труд пере* довой доярки по достоинству оце* нен. В марте прошлого года прави­ тельство наградило ее орденом Тру­ дового Красного Знамени. Колхозники сельхозартели именй Кирова и труженики Долгоруковско­ го совхоза имени Тимирязева назва­ ли Н*_ну Тимофеевну Соловье- ву своим кандидатом в депутат^ Верховного Совета РСФСР. С. БЕЗЛЕПКИН , соб. корр. «Ленинского знамени». о б л и с п о л к о м е и о б л с о в п р о ф е Об участии в смотре-конкурсе на лучшую застройку и благоустройство совхозных и колхозных поселков Главный комитет ВДНХ, ре­ дакция газеты «Сельская жизнь», ВЦСПС и Министерство сельско­ го хозяйства СССР объявили Всесоюзный смотр-конкурс на лучшую застройку и благоустрой­ ство совхозных и колхозных по­ селков. Для подготовки и проведения смотра-конкурса в нашей области исполком областного Совета депу­ татов трудящихся совместно с президиумом облеовпрофа образо­ вал специальную комиссию и разработал условия. УЧАСТНИКИ СМОТРА В смотре-конкурсе могут участ­ вовать совхозы, колхозы и дру­ гие сельскохозяйственные органи­ зации и предприятия, строитель­ ные и проектные организации, осуществившие проектные работы, застройку и благоустройство сель­ ских населенных мест, а также исполкомы местных Советов, об­ щественные организации трудя­ щихся. Смотр-конкурс проводится в два этапа: первый в 1967 году с под­ ведением итогов к 50-летию Со­ ветской власти, второй — в 1968—69 годах с подведением ито­ гов к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Поселки должны обеспечивать наиболее благоприятные условия для труда и отдыха сельского на­ селения и Дальнейшего улучшения их культурно - бытового обслужи, вания. В число рекомендуемых для участия в смотре должны вклю­ чаться преимущественно поселки, застроенные по утвержденным проектам (схемам) планировки. Поселки или их центральная часть должны иметь клубы, школы, дет­ сады, магазины, столовые И бани, они должны быть электрифициро­ ваны, озеленены, иметь благоуст­ роенные проезды, уличный во­ допровод. При рассмотрении материалов, представленных на смотр-конкурс, будут учитываться экономичность застройки, архитектурно-планиро­ вочные достоинства. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ Для награждения победителей первого этапа смотра-конкурса вы­ деляется 150 дипломов ВДНХ. Для награждения работников ор­ ганизаций, отмеченных по ре­ зультатам смотра-конкурса дипло­ мами, выделяется 1250 медалей ВДНХ, в том числе 75 золотых, 150 серебряных, 775 бронзовых и 250 медалей «Юный участник ВДНХ». Количество и виды наград для поощрения победителей второго этапа смотра-конкурса будут ус­ тановлены и объявлены дополни­ тельно. * * * Исполком областного Совета и президиум облеовпрофа обязали исполкомы районных и сельских Советов, районные управления сельского хозяйства и райкомы профсоюзов активно включиться в подготовку к смотру-конкурсу, быстрее и лучше вести работы на строительстве объектов куль­ турно-бытового назначения, благо­ устройстве сельских населенных пунктов. У П Р О С О - В Ы С О К О У Р О Ж А Й Н А Я К У Л Ь Т У Р А Несколько лет назад просо в кол­ хозе имени Мая­ ковского Измал- ковского района давало крайне низ­ кие урожаи. Сборы зерна не превы­ шали 6 центнеров с гектара. С 1964 года эта культура становится одной из самых высокоурожайных. В 1965 году, например, было получено по 17,6 центнера зерна с гектара, а в 1966 году — по 27,4. Сейчас просо уступает по урожайности только озимой пшенице. Его валовой сбор увеличился более чем в пять раз. К а к же был достигнут успех? По климатическим условиям про­ шлый год нельзя назвать особо бла­ гоприятным или, как говорят, «прося­ ным» годом. Средний урожай по рай­ ону составил около 12 центнеров с гектара, и лишь маяковцы получили в два с лишним раза больше. П о ос­ ваиваемому севообороту, просо дол­ жно размещаться в колхозе после сахарной свеклы. В 1966 году пред­ шественником его была озимая рожь. Н а площадц 81. гектар, ц середине сентября подняли зябь на глубину 22—25 см. плугом с предплужника­ ми. Зимой провели снегозадержание. Весной при готовности почвы поле забороновали в два следа* Первая культивация под просо проводилась в те же сроки, что и под ранние зер­ новые культуры на глубину 8— 10 см. На культиватор устанавливали стрельчатые лапы. По мере появле­ ния сорняков провели еще 3 культи­ вации на глубину 5—6 см. с одно­ временным боронованием. Учитывая, что просо значительно повышает урожаи при хорошей обеспеченности почвы азотом, за 5 дней до посева с помощью дискового лущильника ЛД -10 внесли аммиачную воду из расчета 3 центнера на гектар. Кар­ тограмма обеспеченности полей фос­ фором показывает, что поле, где дол­ жно было высеваться просо, содер­ жало очень мало этого элемента, по. этому перед последней культивацией с помощью роторного разбрасывате­ ля было внесено по 5 центнеров су­ перфосфата на каждый гектар. Оби­ лие азота и фосфора позволяет ра­ стениям лучше использовать из поч­ вы труднорастворимые соединения калия. Высокий урожай достигается про­ ведением всех работ с высоким ка­ чеством в лучшие агротехнические сроки и правильной системой питания растений. Установлено, что на обра­ зование 10 центнеров зерна и 20 центнеров соломы просу требуется 14 килограммов фосфора. Внесение 5 центнеров суперфосфата не является высокой нормой на почвах, бедных фосфором, к тому же первой куль­ турой из минеральных удобрений обычно используется не более 25 процентов фосфорной кислоты. При недостатку фосфора ухудшается на­ лив зерна, задерживается созревание. Опытами Липецкой сельскохозяй­ ственной станции доказано, что на­ ибольшую отдачу от удобрений мож­ но получить при внесении гранули­ рованного суперфосфата в рядки при посеве проса. Прибавка урожая от 50 килограммов гранулированного суперфосфата составляет 4—5 цент­ неров на гектаре. Аммиачная вода как источник азота в сочетании с фосфорными удобрениями должна найти в 1967 году самое широкое применение под просо в колхозах и совхозах области. Опыт колхоза имени Маяковского по внесению удобрений под просо в 1966 году очень ценный и заслужива­ ет большого внимания. По нашему мнению, значительная роль в достиг­ нутом успехе принадлежит именно удобрениям (суперфосфату и амми­ ачной воде}, - • Правильный выбор сроков сева проса не менее важен, чем вся ос­ тальная агротехника. Дружные всхо­ ды появляются на 4—5 день при вы­ севе семян в прогретую до 15 и вы­ ше градусов почву, имеющую доста­ точные запасы влаги. Обычно в кол­ хозе эта культура высевается в 3-й декаде мая, в 1966 году — 26 мая. До посева поле прикатали дере­ вянными катками. Сеяли узкорядны­ ми сеялками СУБ-48 в агрегате с легкими боронами и водоналивными катками. Норма высева — 35 кило­ граммов семян на гектар. Сорт — «веселоподо.1янское-38». На 39 гекта­ рах посев произведен семенами су­ перэлиты, на 42 — 4-й репродукции. Перед посевом еемена протравили формалином, мокрым способом. В первые 20—30 дней жизни над­ земная масса проса растет сравни­ тельно. медленно, тогда как многолет. ние сорняки, особенно осот и моло­ чай, развиваются быстро. Авиацион­ ное опрыскивание посевов проса Во время кущения аммиачной солью 2,4-Д из расчета 2 килограмма пре­ парата и 50 литров воды на гектар позволило уничтожить или резко ослабить в росте двудольные сор­ ные растения. Просо ко времени косовицы было чистым от сорняков и достигло высо­ ты около 120 сантиметров. При боль­ шой высоте и густоте раздельный способ уборки является единственно возможным. Косовица была проведе­ на двумя жатками ЖРС-4,9 в пери­ од восковой спелости зерна в сред­ ней части метелки, В валках просо находилось 5 дней, за это время масса подсохла, и можно было пу­ стить на подборку самоходные ком­ байны. ‘Работало 8 .агрегатов, намо,- Лйт составил 2222 центнера, или по 27,4 центнера с гектара. Большак заслу­ га в выращивании высокого урожая принадлежит меха­ низаторам И. В. Каверину, Н. А* Сергееву, А. И. Потапову. Сверхпла­ новая продажа проса дает колхозу большие доходы. Так. в 1965 году вместо 460 центнеров продано 1356, в 1966 году при плане 200 центнеров продано 784 и намечается продать еще около 1000 центнеров проса. Кроме большого количества зерна, колхоз получает кормовую солому. Каждый гектар посева проса в 1966 году дал колхозу 760 рублей чистого дохода. А. СОРОЧЕНКОВ, заведующий отделом земледелия Липецкой сельскохозяйственной опытной станции. А. БАШКАТОВА, агроном колхозе вмени Маяковского,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz