Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

2 мар та 1967 г., Л? 5 2 1 3 8 6 5 } Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 и ж ш п ш ш п ш Проблема: свободное время подростка * Самые дорогие письма * З а в о д и ш к о л а , б р и г а д а и к л а с с * О пыт л у чш и х свидет ельст вует : - всегда н а х о д и т кт о ищ ет — Здравствуйте, Тамара Георги­ евна! Статный, подтянутый юноша тепло улыбался своей учительнице. — Постон, постой, Валя, ты?— Тамара Георгиевна всплеснула ру­ ками, радостно засветились ее гла­ за. — Отслужил? —• Так точно,— козырнул юноша. Она смотрела на Валентина Ива­ нова и вспоминала, как прощались со школой ее первые воспитанники. Тогда она долго вглядывалась в их лица, будто хотела навсегда сохра­ нить их в своей памяти. Они уез­ жали из интерната, оставляя в дар школе альбом со своими фотогра­ фиями и пожеланиями. Была в нем и запись Валентина: «Ребята! Пом­ ните слова Максима Горького: «В жизни всегда есть место подвигам». «Вон ты какой стал, Валя»,— с гордостью думала о своем воспитан­ нике Тамара Георгиевна. Как это часто случается, вслед за одним рождаются новые воспоминания, и она вдруг словно увидела всех сво­ их питомцев, услышала их гсГлоса. «Хочу, чтобы из нашей школы вы­ шли космонавты и первыми побыва­ ли на Луне». Катя Бакланова. Эти слова принадлежат ей, студентке четвертого курса Рязанского радио­ технического института. Вместе с ней учится и Люда Соллогуб, автор другой записи: «Живите по принци­ пу: «Человек человеку — друг, то­ варищ, брат*. Тамара Георгиевна знает наизусть все их записи, внимательно следит за тем, как складываются судьбы ее воспитанников, одни из которых ре­ гулярно, другие время от времени, но пишут, сообщают ей о своей жиз­ ни. Зная, что их учительница любит книги, ребята шлют ей новинки, ред­ кие произведения, которые она так хотела иметь. Совсем недавно Тама­ ра Георгиевна получила от Саши Быкова книгу Ираклия Андронни­ кова «Я хочу вам рассказать». От Кати Баклановой —• Гессена «Набе­ режная Мойки, 12». Шлют ей ребя­ та и грамзаписи: они знают, какими интересными бывают у Тамары Ге­ оргиевны уроки, на которых звучит музыка. Но особенно дороги Т. Г. Кирю- шенко письма. Вот Тамара Зуева сообщает, что у нее родился сын. По тону письма, по складу фраз учительница узнает своих воспитан­ ников. Ну кто, например, так еще напишет, кроме Володи Шмелева: «Если Вам нужно переложить печи, зовите меня — на целине я приоб­ рел еще одну профессию». Володя умеет все: играть на пиа­ нино, организовать любое меропри­ ятие, хорошо рисует, Хранит Тамара Георгиевна кертину, написанную им. Е С Т Ь У Ч И Т Е Т А К А А Ь Н И Ц вместе с товарищами по изостудии. На ней запечатлен пейзаж. Эту ра­ боту ребята подарили ей в день рож­ дения. Тамара Георгиевна искренне ра­ дуется, что Володя, влюбленный в математику, учится в Тульском по­ литехническом. Только не верится, что юноша с бородкой, который смотрит на нее с фотографии,—это и есть Володя. Она долго рассказывает о Клаве Кузнецовой и Рае Волковой — сво­ их воспитанницзх, пошедших по ее стопам. Они окончили пединститут и теперь работают словесниками в школах нашей области. Восточная пословица гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Она вполне применима к учителю: ведь если его питомцы растут настоящими людьми, значит, в этом и его заслуга. «...За заслуги в области народно­ го образования учительнице школы- интерната № 8 станции Елец Юго- Восточной железной дороги Кирю- щенко Тамаре Георгиевне Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1966 года присвоено почетное звание заслу­ женного учителя школы РСФСР». За заслуги. Лаконично и вместе с тем объемно. Тот, кто хоть однажды побывал на ее уроке, скажет, что награда дана ей за преподавание, причем великолепное преподавание, русского языка и литературы. Тот, кто познакомится с ее большой вос­ питательной работой, непременно станет утверждать, что почетное звание присвоено Тамаре Георгиев­ не именно за эго. Тот же, кто знает о ее общественной работе как руко­ водителя школы передового опыта и внештатного методиста по русскому языку, посчитает, что только за это она достойна высокой награды. Со всей многогранной деятельно­ стью Тамары Георгиевны познако­ миться не так-то просто. Как учи­ тель, она умеет давать великолепные уроки. Мне пришлось побывать в восьмом классе в тот день, когда разбиралась тема любви и дружбы в лирике Пушкина, и я испытала на себе большое обаяние учителя, оба­ яние, вызванное не красивой внеш­ ностью, а прекрасной душой, стра­ стностью натуры, великолепным умением понимать тайны, глубины творчества великого поэта. Тамара Георгиевна так умело подбирала и, главное, располагала в процессе урока богатейший матери­ ал, взятый из многих произведений о Пушкине, что невольно поражала своим умением оживлять давно ми­ нувшее, и, честное слово, эпизоды из чьих-то воспоминаний о поэте вос­ принимались, как только недавно случившееся. «— Милый Федор Петрович, спой­ те романс, мне посвященный. — Это какой же, уважаемая Ан­ на Петровна?—• спрашивает Комис- саржевский, делая вид, что не по­ нимает, о чем идет речь. — «Я помню чудное мгновенье». Вы его так чудесно поете». Именно здесь, ни секундой рань­ ше, ни секундой позже, после этих строк, взятых из книги Гессена «Все волновало нежный ум», прочитан­ ных на уроке, Тамара Георгиевна «позволила» звучать знакомому ро­ мансу Глинки. И после первой му­ зыкальной фразы его она открыва­ ет на доске великолепный портрет Анны Керн, нарисованный по прось­ бе учительницы воспитанниками школьной изостудии. Тамара Георгиевна использует на своих уроках различные методы и приемы. Она вводит грамматические игры — лото и домино, коллектив­ ное сочинение стихотворений, раз­ личные виды письменных работ, среди которых и описание природы, и комментарии, скажем, к хоккей­ ному матчу, передаваемому по теле­ видению, и сочинения, развивающие воображение ребят,— например, та­ кие: «Что сказали бы друг другу Пушкин и Лермонтов, если бы они встретились?» Тамара Георгиевна знает, чем ж№ вут ее ребята. Разве трудно дога­ даться, о чем они думают во время первенства мира или страны по фут­ болу или хоккею? И поэтому на нескольких уроках подряд она ис­ пользует материалы радио и теле­ передач, сообщения различных га­ зет. Уроки ее бывают посвящены и пионерской организации, и труду, и природе, и теме патриотизма, и дис- Тг циплине — тогда амара Георгйев- В 6«а» классе Липецкой средней школы № 2 регулярно, раз в месяц, выходит младшая сестра «Ли-] тературной газеты». Изучают, например, в классе материал об А. С. Пушкине — и ребята выпускают; газету, посвященную великому русскому поэту. НА СНИМКЕ: (слева направо) Жанна Сапунова, Таня Сафронова и Слава Фурсов выпускают очеред­ ной номер классной «Литературной газеты». Фото Ю. Ардашева. Т А Н Ц У Ю Т Д Е Т И В Липецке закончился смотр детского самодеятельного творче­ ства, в котором участвовали кол­ лективы художественной самоде­ ятельности детских секторов клу­ бов, домов и дворцов культуры. На смотре были представлены хоровые, музыкальные, драмати­ ческие, танцевальные и другие жанры самодеятельного искусст­ ва. Как и всегда, большой интерес у зрителей вызвали выступления танцевальных коллективов. О них нам и хотелось поговорить. В программах концертов были танцы разного плана: современ­ ные, сюжетные, народные, спор­ тивные и другие. Танцевальный коллектив дет­ ского сектора Дворца культуры завода «Свободный сокол» (руко­ водитель Н. В. Лесников) порадо­ вал танцами «Тачанка» и «Зи­ мушка». Их тематическая направ­ ленность, массовость* интересный рисунок, задорное исполнение вы­ звали большой интерес у зрите­ лей. Хорошо был исполнен также детский танец «Полечка». Свежо и интересно прозвучал танцеваль­ ный номер «Звездная фантазия», подготовленный колле к т и в о м Дворца культуры НЛМЗ (руково­ дитель К. А. Кропина). Задорно, в хорошем темпе ис­ полнили дети тракторостроителей танец «Тройка» (руководитель Н. И. Видманов). Этот коллектив интересно также показал народ­ ные танцы, белорусский и молдав­ ский. Хорошую оценку получил танец с зонтиками (Дом культу­ ры Студеновского рудоуправле­ ния). Вместе с тем приходится отме­ тить, что в отдельных клубных учреждениях не уделяется долж­ ного внимания детской художест­ венной самодеятельности и, в частности, хореографии. Так, в клубе трубного завода, при нали­ чии хорошего хо­ ра, кукольного кружка, танцевальный коллектив выглядит очень слабо. Неудов­ летворительно выступил на смот­ ре детский танцевальный коллек­ тив Дома культуры «Строитель». Одним из серьезных недостатков в развитии хореографического ис­ кусства среди детей является не­ дооценка изучения классического тайца. В городе мало балетных студий, во многих коллективах отсутствует тренаж. И последнее: надо, чтобы обще­ ственные организации и руковод­ ство клубных учреждений больше заботились о кружках детской самодеятельности, помогали бы в приобретении обуви, костюмов, в оформлении сцены. Члены жюри смотра: Н. ГУТМАН, балетмейстер. Г. ШЕМЯКИНА, методист облсовпрофа. на использует материал, взятый из жизни школы. Ребята получают письменные задания, вроде таких: «Завтрак в* столовой», «ЧП в на­ шем классе» и т. д. Т. Г. Кирюшенко ничего не дела­ ет формально, и, может, оттого так прекрасно работает руководимый ею кружок, цель которого — расши­ рить и углубить знания ребят по программному материалу. Темы за­ нятий разнообразны: «Пушкин музыке», «Каким я представляю се­ бе Лермонтова», «Заочная экскур­ сия по местам, связанным с именем писателя», «Мои встречи с героями книги». Она вместе с ребятами смотрит телепередачи и слушает ра дио, чтобы потом обменяться мне­ ниями. Сколько надо иметь сил, энергии и времени, чтобы успевать все это делать, чтобы выписывать в много' численные блокноты и тетради все интереснее, что может пригодиться для работы с детьми, вырезать систематизировать репродукции с картин великих художников, поме­ щенных в «Огоньке» и «Смене»! Надо очень любить свою профес сию и ребят, чтобы делать все это, не уставая, испытывая одно лишь желание — работать, работать, ра­ ботать. Тамара Георгиевна находит время для всего. Она переписывается с чешской учительницей русского язы­ ка из небольшого городка Гораж- девице Яной Стуликовой. Перепис­ ка вылилась в большую дружбу ре­ бят советской и чешской школ. Ей. своей далекой коллеге, Т. Г. Кирю- щенко дает советы, как лучше про­ вести урок по той или иной теме, посылает лучшие письменные рабо­ ты своих ребят, отправила учебники русского языка, альбомы с фотогра­ фиями, отображающими жизнь и творчество писателей. Всем, что есть у Тамары Георги­ евны хорошего, она обязана учи­ тельнице своей юности — Зинаиде Петровне Ростовцевой. Она до сих пор помнит, как эмоционально вела старая учительница уроки литерату­ ры, используя и репродукции с кар­ тин. и грамзаписи. Ей всегда ста­ ралась подражать Тамара Георгиев­ на, а подражая, шла дальше. Ее уроки будут тоже долго помнить те, кто вошел по ее стопам. Э. АЛЕКСЕЕВА. г. Елец. В ЛИПЕЦКЕ на совеща­ ниях, где речь идет о народном образовании, с трибуны часто говорят: средняя школа № 3 — одна из лучших в го­ роде и области. И в этом-де большая заслуга шефов — завода «Свобод­ ный сокол». Другие примеры, такие же яркие и убедительные, приводят редко, потому что шефству, к сожалению, на многих предприятиях уделяют еше мало внимания. Возьмем наш Левобережный рай­ он. Здесь связь шефов со школами — целина, на которой проложены редкие борозды. Но там, где они проложены умной, заботливой сукой, — взошли хорошие крепкие посевы. Дружно работает вместе с педаго­ гами восьмнлетней школы № 39 кол­ лектив стальпеха тракторного заво­ да. Все делается не от случая к случаю, а методично, по плану. Ком­ сомольцы цеха помогают своим вос­ питанникам организовать круж ки ху­ дожественной самодеятельности, при­ вивают любовь к спорту. Но самое главное, рабочие помогают школьни­ кам лучше учиться, быть дисципли­ нированней. С удовольствием идут к своим юным друзьям Лида Булгакова, Га­ ля Плотникова, Нина Ермакова. Ма­ рина Сергачева. Восьмиклассник Гена С. в начале учебного года был на уроках неу­ сидчив, плохо учился. Лида Булга­ кова побывала у него дома и уз­ нала, что отел его болеет, нуждает­ ся в материальной помощи. Девуш­ ка привлекла на помощь обществен­ ные организации. Много раз откро­ венно беседовала с самим восьми­ классником. И он изменился: стал лучше учиться, не пропускает заня­ тий. По-отцовски беспокоится о детях — своих подшефны^ из школы № 4 —рабочий листопрокатного цеха № 1 Новолипецкого металлургического завода Александр Максимович Бо- леев. Он приходит в класс с опре­ деленной педагогической целью: следит за учебой и поведением груп­ пы подростков, так называемых «трудных». И ребятам стыдно под­ водить своего шефа: ведь он спе­ шит из цеха в класс ради них, хо­ чет сделать для них хорошее, не считаясь со временем. . На этом же заводе хорошо знают бригаду коммунистического труда из железнодорожного цеха, которой руководит Виктор Петрович Госпо- дариков* Много слышали о ней и ребята из средней школы № 30. Ди­ ректор школы попросил эту бригаду поработать с шестым классом, са­ мым разболтанным, «рекордсменом» по двойкам. Шестиклассники встретили первый раз шефов настороженно: и эти, мол, пришли воспитывать! Но шефы, как ни странно, не ста­ ли читать мораль. Они просто рас­ сказали о своем цехе, о заводе и его будущем, пригласили мальчишек на­ нести ответный визит в цех и... уш­ ли. Через несколько дней ребята при­ шли в железнодорожный цех. Как много здесь чудесных машин! А сколько рабочих — более двух ты­ сяч! И все трудятся старательно. Многие носят гордое звание — ударник коммунистического труда. А о бригаде Виктора Петровича все говорят с уважением. Да, было о чем подумать школь­ никам. Вскоре шефы снова пришли в класс. Рассказали, что они сделали 2.300 рабочих, но в школе регулярно бывают всего 15— 16 человек: два вожатых, два спортивных тренера и небольшая бригада В. П, Господа- рикова. То же самое и на тракторном за­ воде. Кроме стальцеха, можно на­ звать тракторный № 3, который в среднюю школу № 10 послал пять вожатых. Другие же цехи-шефы (чугунолитейный, сборки тракторов, инструментальный) просто забыли о своей подшефной десятой школе. В средней школе № 25 хорошо знают только Галину Шмакову — работницу заготовительного цеха. Эта вожатая, которая сама, без под, сказки проторила дорожку в школу, НЕПОДНЯТАЯ Ц Е Л И Н А за неделю. И вскользь, будто мимо­ ходом, назвали рабочих своей брига­ ды, которые учатся в вечерней школе, в техникумах. Пригласили ребят в туристическую поездку за город. Постепенно, день ото дня, ледок отчужденности начал таять. Класс уже стал ожидать шефов с нетер­ пением и любопытствовал: а что они нового придумают? О чем расска­ жут? И в то же время забеспокоились ребята: вот придут шефы, может быть, прямо с работы, усталые. Они добросовестно потрудились неделю. А чем мы их порадуем? Началось соревнование. Железно­ дорожники работали На совесть. Шестиклассникам трудно их было догнать. Но все-таки ребята стара­ лись. И так год за годом: совместные туристические поездки, обсуждение книг, спектаклей, проведение общих праздников. Прошло шесть лет. В прошлом году этот класс, став лучшим в шко­ ле, получил среднее образование — путевку в жизнь. И никогда бывшие шестиклассники не забудут своих старших друзей, которые умно, не­ навязчиво научили их многому. Полезная работа продолжается. Беда вся в том, что шефская ра­ бота и на тракторном заводе, и на Новолипецком держится на энтузи­ азме отдельных людей или бригад. Ведь листопрокатный цех № 1 для средней школы № 4 выделил 33 бригады. А держат связь со школой только... четыре. В железнодорожном цехе, кото­ рый шефствует над школой № 30, у своих воспитанников завоевала крепкую и горячую любовь. — Почему же такое нужное и важное дело запущено? — спросил я у заместителя секретаря парткома тракторостроителей Ё. А. Носкова. — Неизвестно, за что браться, — сказал он. — Еще в производстве порядок не навели... Этим шефством больше занимается комсомол. Иван Фатеев, заместитель секре­ таря заводского комитета комсомо­ ла, грустно развел руками: На Новолилецком заводе о шко­ лах задумались только в конце де­ кабря — перед собранием районного партийного актива, посвяшенным но­ ябрьскому постановлению Ц К КПСС и Совета Министров СССР о шко­ ле. Но даже и это собрание никак не повлияло на тресты «Липецкстрой» и «Железобетон» (секретари парткомов А. А. Лунев и А. Д. Реутов). Директора школ №№ 7, 26, 29, 34 никак не выпросят у обществен­ ных организаций этих крупных тре­ стов хотя бы по одному вожатому на класс. — Нет у нас таких людей, —го­ ворят в парткомах, — наши органи­ зации разбросанные, работа на про­ изводстве тяжелая... Дадим гвоздей, кирпича, а людей — где взять? Конечно, есть трудности и специ­ фика у строителей. Но при большом желании в многотысячных коллекти­ вах трестов можно найти людей с горячей душой, которые могли бы крепко помочь школе в воспитании детей. А. ПОПОВ, инструктор Левобережного РК КПСС г. Липецка. Их можно бы­ ло встретить там ежедневно после семи—восьми ве­ чера. Лучшего места для сви­ даний и сходок, пожалуй, нельзя было придумать. Огромная телефонная будка слу­ жила одновременно и средством связи, и ширмой, и мнимой причиной посещения этого заведения. В той часта зала, где собирались эти под­ ростки, всегда царил полумрак, ибо сберкасса и еше какие-то «точки» работали лишь до шести. Громадная пальма укрывала своими тенистыми ветвями. Интимность обстановки до­ полняли глубокие кресла — в них можно было сидеть вдвоем. Правда, конспиративность тут бы­ ла мнимой, ребята это чувствовали, и когда служащие телеграфа пыта­ лись их спровадить, они раздражен­ но огрызались, дерзили. К сборищам ребят мы частенько относимся с подозрительностью, аг­ рессивностью. Дети за это платят нам примерно той же монетой. Мне тогда приходилось часто хо­ дить на междугородный переговор­ ный пункт, и, не скрою, чувство враждебности появлялось поначалу и у меня. Но постепенно я убедился, что ничего предосудительного в их встречах не было. Ребята, о которых я пишу, это старшеклассники, оче­ видно, школы № 5 и других близко расположенных к телеграфу школ. Телеграф был для них штабом, клу­ бом, подростковым кафе. Я говорю в прошедшем времени, так как те­ перь помещение телеграфа передела­ но. Причем коренной переделке под­ верглась именно «их» часть зала. Те­ перь здесь очень светло, нет телефон­ ной будки, нет пальмы-фикуса, и по­ стоянно толпится народ. Я часто слушал их разговоры, на­ блюдал за мимикой, поведением, гля­ дя на отражение в толстых зеркаль­ ных стеклах сберегательной кассы. Разговоры вертелись вокруг школь­ ных проблем, личных интересов, ки­ нофильмов, книг. Это были совершен­ но необходимые для их возраста встречи, построенные на тяге к обще­ нию. Думаю, что ребята нашли себе другое подходящее место. Разве можно остановить это естественное стремление к человеческим контак­ там? Один из любимых молодежью сов­ ременников — французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал «единственной настоящей рос­ кошью» роскошь человеческого об­ щения. — Неужели старшеклассникам не­ где собраться, кроме как в помеще­ нии переговорного пункта или вести­ бюля телеграфа? — спросит чита­ тель. — А клубы, а школа? Давайте пройдемся по вечерним ГДЕ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ, С Т А РШ Е К Л А С С Н И К И ? улицам города, заглянем в школы, клубы, дворцы культуры. «Ну вот,— скажет читатель, — опять проблема досуга, сколько уже об этом говори­ ли и писали!» Что делать, это дей­ ствительно важная проблема... Город переходит на пятидневную рабочую неделю. Свободное время людей ста­ нет заботой номер один. Уж так сло­ жились обстоятельства, что, научив­ шись работать с огоньком, творчески, мы еще не научились отдыхать с огоньком творчества. Свободное вре­ мя молодежи — проблема государ­ ственная. Но вернемся к ниточке начатого разговора. Поговорите с директора­ ми школ, их точка зрения на эту проблему вполне прогрессивна, и ра­ зумом они все понимают, но, увы, то ли из-за инерции консерватизма, то ли из-за каких-то других причин, но педагогическую основу свободного времени подростков в школе реша­ ют «технички» и сторожа. Только отзвенит звонок второй смены, классы атакуют уборщицы. Словом, напором, а то и просто тряп­ кой выдворяют они желающих за­ стрять вечером в школе. Вряд ли потянет старшеклассников «на ого­ нек» в родную школу в свободный вечер при таких традициях. Мне могут возразить, что школы уже имеют опыт организации свобод­ ного времени, есть хорошие приме­ ры... Да, есть. Знаю об отличном ли­ тературном клубе «Парус» школы № 41, о клубных вечерах 15-й шко­ лы, о воскресном клубе школы № 3 и т. п. Но, во-первых, это одиночные огоньки, которые зажигают одиноч­ ки энтузиасты-учителя, во-вторых, «горят» эти огоньки не чаше раза в месяц, в-третьих, так ли уже много ребят собирают вокруг себя их свет и тепло? И вообще не пора ли пере­ стать считать, что мы облагодетель­ ствовали старшеклассников тем, что выделяем для них в месяц 3—4 часа? Недавно на бюро городского ко­ митета партии слушался вопрос о внеклассной работе школ города, бы­ ли обследованы десятки школ. Про­ веряющие беседовали со многими старшеклассниками, организовали анкетный опрос в большом количе­ стве классов. Результаты не очень утешительные. Кружковая работа строится без учета желаний, интере­ сов. Сотни ребят пишут в ответах на вопросы анкет, что кружков, объеди­ нений, их интересующих, в школе нет. Клубные встречи молодежи ред. юи. Старшеклассники единодушно по­ ставили оценку «2» организации сво­ бодного времени школьной молоде­ жи в городе. Эту двойку в первую очередь должны записать в свои дневники райкомы и горком ВЛКСМ . Любопытно положение подростка- старшеклассника. В Доме пионеров ему уже неловко — вырос, хотя Дом пионеров довольно гостеприимен по отношению к старшим ребятам. В детских секторах клубов 90 процен­ тов — ребята младших классов. В пионерские лагеря подростка не бе. рут — перерос, в дома отдыха не пускают — не дорос. На танцы его тоже пускают с неохотой. А в селах до сих пор еше старшеклассников го­ нят по вечерам от клуба. Теперь по­ нятно, почему ишут себе пристанище старшие ребята На телеграфе, в подъездах домов и вестибюлях клу­ бов. Скука — это не обязательно ниче- гонеделанье. Плохо, когда ребята, имея свободное время, бездельнича­ ют, бьют баклуши, пассивно созер­ цают мимолетные впечатления. Но плохо и тогда, когда при видимости деятельности скука все же господ­ ствует — на так называемых меро­ приятиях. Плохо, когда, «обеспечив явку и дисциплину», мы не можем обеспе­ чить нашим ученикам условия твор­ чества, поиска, атмосферы дружбы, атмосферы человеческого общения. Надо отказаться совсем от принуж­ дения школьника там, где дело касается удовлетворения его собст­ венных интересов, желаний. Недо­ стойно щколе «загонять» ребят на лекцию, 'обязывать явиться на ве­ чер, принуждать петь в хоре. Ведь смешно, когда вместо оружия убеж­ дения, агитации, мы применяем власть педагога. Перед смотрами во многих школах можно было наблю­ дать такие «интермедии»: завуч у вешалки, директор у выхода, учите­ ля в классах «обеспечивают кворум» на репетицию хора. А ведь называ­ ются эти занятия — художественной самодеятельностью. Представители многих наук на­ блюдают сегодня удивительное яв­ ление — акселерацию детей, т. е. раннее взросление. Мы же нередко продолжаем относиться к старше­ классникам, как к малым'детям. Мы не хотим считаться с их естествен­ ными стремлениями где-то встре­ чаться без надзора взрослых, где-то беседовать, танцевать модные тан­ цы, спорить и даже выражать друг другу чувства симпатии. Почти все опрошенные старше- кл ассники р атуют за свой городской клуб, помещение для него ' можно найти и сейчас. Назовем хотя бы пустующий клуб ферросплав к о г о цеха. Может быть, клуб старшеклассни­ ков свяжет нитями дружбы, сорев­ нований, традициями встреч наши школы. Но пока нет городского клу­ ба, надо использовать внутренние резервы каждой школы, возможно­ сти районов. У нас есть опыт вос­ кресных клубов в школах. Но время их работы — до двух часов дня. Да­ же в период каникул школы были открыты лишь с утра. Воскресенье должно стать самым рабочим днем для старших и отряд­ ных вожатых. Надо, чтобы в сво­ бодное время в субботу и воскре­ сенье с детьми был старший настав­ ник, живой, умный челозек, затейник, наделенный важнейшим из человече­ ских талантов — талантом общи­ тельности. Может быть, содержание воскресений будет увязано с харак­ тером юношеских увлечений. Может быть, это будет дискуссионная встреча. А может быть, просто вечер модных или не очень модных тан­ цев без обязательной темы. Да мало ли что можно придумать! Вон сколь­ ко выдумки вкладывают ребята в проведение конкурсов веселых и на­ ходчивых. Один день в неделю клубы, двор­ цы культуры обязаны отдать школе. Пусть это будет, допустим, среда ровесников. В эти ореды столкнутся в турнирах, различных соревновани­ ях коллективы школ. Что это будет, —шахматы, поэзия, математика? Раз в месяц театр — на откуп школьникам - старшеклас с н и к а м. Нужны встречи с Искусством. Вот еще предложение: отдать од­ ну летнюю смену в загородных лаге­ рях старшеклассникам, как это де­ лается з некоторых областях. Каж ­ дой школе — свой лагерь труда и отдыха. Каждой школе — туризм, краеведение. Нескольким школам — общий стадион. И все это ради глав­ ного — ради постоянного, разумного общения сверстников, в процессе ко­ торого рождается личность, думаю­ щая, активная, проявляющая инди­ видуальное творческое начало, любо­ знательность и интерес. С. ШМАКОВ, преподаватель Липецкого пединститута, кандидат педагогических наук. СТРАНИЦА ПОДГО ­ ТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz