Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
2 мар та 1967 г., Л? 5 2 1 3 8 6 5 } Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 и ж ш п ш ш п ш Проблема: свободное время подростка * Самые дорогие письма * З а в о д и ш к о л а , б р и г а д а и к л а с с * О пыт л у чш и х свидет ельст вует : - всегда н а х о д и т кт о ищ ет — Здравствуйте, Тамара Георги евна! Статный, подтянутый юноша тепло улыбался своей учительнице. — Постон, постой, Валя, ты?— Тамара Георгиевна всплеснула ру ками, радостно засветились ее гла за. — Отслужил? —• Так точно,— козырнул юноша. Она смотрела на Валентина Ива нова и вспоминала, как прощались со школой ее первые воспитанники. Тогда она долго вглядывалась в их лица, будто хотела навсегда сохра нить их в своей памяти. Они уез жали из интерната, оставляя в дар школе альбом со своими фотогра фиями и пожеланиями. Была в нем и запись Валентина: «Ребята! Пом ните слова Максима Горького: «В жизни всегда есть место подвигам». «Вон ты какой стал, Валя»,— с гордостью думала о своем воспитан нике Тамара Георгиевна. Как это часто случается, вслед за одним рождаются новые воспоминания, и она вдруг словно увидела всех сво их питомцев, услышала их гсГлоса. «Хочу, чтобы из нашей школы вы шли космонавты и первыми побыва ли на Луне». Катя Бакланова. Эти слова принадлежат ей, студентке четвертого курса Рязанского радио технического института. Вместе с ней учится и Люда Соллогуб, автор другой записи: «Живите по принци пу: «Человек человеку — друг, то варищ, брат*. Тамара Георгиевна знает наизусть все их записи, внимательно следит за тем, как складываются судьбы ее воспитанников, одни из которых ре гулярно, другие время от времени, но пишут, сообщают ей о своей жиз ни. Зная, что их учительница любит книги, ребята шлют ей новинки, ред кие произведения, которые она так хотела иметь. Совсем недавно Тама ра Георгиевна получила от Саши Быкова книгу Ираклия Андронни кова «Я хочу вам рассказать». От Кати Баклановой —• Гессена «Набе режная Мойки, 12». Шлют ей ребя та и грамзаписи: они знают, какими интересными бывают у Тамары Ге оргиевны уроки, на которых звучит музыка. Но особенно дороги Т. Г. Кирю- шенко письма. Вот Тамара Зуева сообщает, что у нее родился сын. По тону письма, по складу фраз учительница узнает своих воспитан ников. Ну кто, например, так еще напишет, кроме Володи Шмелева: «Если Вам нужно переложить печи, зовите меня — на целине я приоб рел еще одну профессию». Володя умеет все: играть на пиа нино, организовать любое меропри ятие, хорошо рисует, Хранит Тамара Георгиевна кертину, написанную им. Е С Т Ь У Ч И Т Е Т А К А А Ь Н И Ц вместе с товарищами по изостудии. На ней запечатлен пейзаж. Эту ра боту ребята подарили ей в день рож дения. Тамара Георгиевна искренне ра дуется, что Володя, влюбленный в математику, учится в Тульском по литехническом. Только не верится, что юноша с бородкой, который смотрит на нее с фотографии,—это и есть Володя. Она долго рассказывает о Клаве Кузнецовой и Рае Волковой — сво их воспитанницзх, пошедших по ее стопам. Они окончили пединститут и теперь работают словесниками в школах нашей области. Восточная пословица гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Она вполне применима к учителю: ведь если его питомцы растут настоящими людьми, значит, в этом и его заслуга. «...За заслуги в области народно го образования учительнице школы- интерната № 8 станции Елец Юго- Восточной железной дороги Кирю- щенко Тамаре Георгиевне Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1966 года присвоено почетное звание заслу женного учителя школы РСФСР». За заслуги. Лаконично и вместе с тем объемно. Тот, кто хоть однажды побывал на ее уроке, скажет, что награда дана ей за преподавание, причем великолепное преподавание, русского языка и литературы. Тот, кто познакомится с ее большой вос питательной работой, непременно станет утверждать, что почетное звание присвоено Тамаре Георгиев не именно за эго. Тот же, кто знает о ее общественной работе как руко водителя школы передового опыта и внештатного методиста по русскому языку, посчитает, что только за это она достойна высокой награды. Со всей многогранной деятельно стью Тамары Георгиевны познако миться не так-то просто. Как учи тель, она умеет давать великолепные уроки. Мне пришлось побывать в восьмом классе в тот день, когда разбиралась тема любви и дружбы в лирике Пушкина, и я испытала на себе большое обаяние учителя, оба яние, вызванное не красивой внеш ностью, а прекрасной душой, стра стностью натуры, великолепным умением понимать тайны, глубины творчества великого поэта. Тамара Георгиевна так умело подбирала и, главное, располагала в процессе урока богатейший матери ал, взятый из многих произведений о Пушкине, что невольно поражала своим умением оживлять давно ми нувшее, и, честное слово, эпизоды из чьих-то воспоминаний о поэте вос принимались, как только недавно случившееся. «— Милый Федор Петрович, спой те романс, мне посвященный. — Это какой же, уважаемая Ан на Петровна?—• спрашивает Комис- саржевский, делая вид, что не по нимает, о чем идет речь. — «Я помню чудное мгновенье». Вы его так чудесно поете». Именно здесь, ни секундой рань ше, ни секундой позже, после этих строк, взятых из книги Гессена «Все волновало нежный ум», прочитан ных на уроке, Тамара Георгиевна «позволила» звучать знакомому ро мансу Глинки. И после первой му зыкальной фразы его она открыва ет на доске великолепный портрет Анны Керн, нарисованный по прось бе учительницы воспитанниками школьной изостудии. Тамара Георгиевна использует на своих уроках различные методы и приемы. Она вводит грамматические игры — лото и домино, коллектив ное сочинение стихотворений, раз личные виды письменных работ, среди которых и описание природы, и комментарии, скажем, к хоккей ному матчу, передаваемому по теле видению, и сочинения, развивающие воображение ребят,— например, та кие: «Что сказали бы друг другу Пушкин и Лермонтов, если бы они встретились?» Тамара Георгиевна знает, чем ж№ вут ее ребята. Разве трудно дога даться, о чем они думают во время первенства мира или страны по фут болу или хоккею? И поэтому на нескольких уроках подряд она ис пользует материалы радио и теле передач, сообщения различных га зет. Уроки ее бывают посвящены и пионерской организации, и труду, и природе, и теме патриотизма, и дис- Тг циплине — тогда амара Георгйев- В 6«а» классе Липецкой средней школы № 2 регулярно, раз в месяц, выходит младшая сестра «Ли-] тературной газеты». Изучают, например, в классе материал об А. С. Пушкине — и ребята выпускают; газету, посвященную великому русскому поэту. НА СНИМКЕ: (слева направо) Жанна Сапунова, Таня Сафронова и Слава Фурсов выпускают очеред ной номер классной «Литературной газеты». Фото Ю. Ардашева. Т А Н Ц У Ю Т Д Е Т И В Липецке закончился смотр детского самодеятельного творче ства, в котором участвовали кол лективы художественной самоде ятельности детских секторов клу бов, домов и дворцов культуры. На смотре были представлены хоровые, музыкальные, драмати ческие, танцевальные и другие жанры самодеятельного искусст ва. Как и всегда, большой интерес у зрителей вызвали выступления танцевальных коллективов. О них нам и хотелось поговорить. В программах концертов были танцы разного плана: современ ные, сюжетные, народные, спор тивные и другие. Танцевальный коллектив дет ского сектора Дворца культуры завода «Свободный сокол» (руко водитель Н. В. Лесников) порадо вал танцами «Тачанка» и «Зи мушка». Их тематическая направ ленность, массовость* интересный рисунок, задорное исполнение вы звали большой интерес у зрите лей. Хорошо был исполнен также детский танец «Полечка». Свежо и интересно прозвучал танцеваль ный номер «Звездная фантазия», подготовленный колле к т и в о м Дворца культуры НЛМЗ (руково дитель К. А. Кропина). Задорно, в хорошем темпе ис полнили дети тракторостроителей танец «Тройка» (руководитель Н. И. Видманов). Этот коллектив интересно также показал народ ные танцы, белорусский и молдав ский. Хорошую оценку получил танец с зонтиками (Дом культу ры Студеновского рудоуправле ния). Вместе с тем приходится отме тить, что в отдельных клубных учреждениях не уделяется долж ного внимания детской художест венной самодеятельности и, в частности, хореографии. Так, в клубе трубного завода, при нали чии хорошего хо ра, кукольного кружка, танцевальный коллектив выглядит очень слабо. Неудов летворительно выступил на смот ре детский танцевальный коллек тив Дома культуры «Строитель». Одним из серьезных недостатков в развитии хореографического ис кусства среди детей является не дооценка изучения классического тайца. В городе мало балетных студий, во многих коллективах отсутствует тренаж. И последнее: надо, чтобы обще ственные организации и руковод ство клубных учреждений больше заботились о кружках детской самодеятельности, помогали бы в приобретении обуви, костюмов, в оформлении сцены. Члены жюри смотра: Н. ГУТМАН, балетмейстер. Г. ШЕМЯКИНА, методист облсовпрофа. на использует материал, взятый из жизни школы. Ребята получают письменные задания, вроде таких: «Завтрак в* столовой», «ЧП в на шем классе» и т. д. Т. Г. Кирюшенко ничего не дела ет формально, и, может, оттого так прекрасно работает руководимый ею кружок, цель которого — расши рить и углубить знания ребят по программному материалу. Темы за нятий разнообразны: «Пушкин музыке», «Каким я представляю се бе Лермонтова», «Заочная экскур сия по местам, связанным с именем писателя», «Мои встречи с героями книги». Она вместе с ребятами смотрит телепередачи и слушает ра дио, чтобы потом обменяться мне ниями. Сколько надо иметь сил, энергии и времени, чтобы успевать все это делать, чтобы выписывать в много' численные блокноты и тетради все интереснее, что может пригодиться для работы с детьми, вырезать систематизировать репродукции с картин великих художников, поме щенных в «Огоньке» и «Смене»! Надо очень любить свою профес сию и ребят, чтобы делать все это, не уставая, испытывая одно лишь желание — работать, работать, ра ботать. Тамара Георгиевна находит время для всего. Она переписывается с чешской учительницей русского язы ка из небольшого городка Гораж- девице Яной Стуликовой. Перепис ка вылилась в большую дружбу ре бят советской и чешской школ. Ей. своей далекой коллеге, Т. Г. Кирю- щенко дает советы, как лучше про вести урок по той или иной теме, посылает лучшие письменные рабо ты своих ребят, отправила учебники русского языка, альбомы с фотогра фиями, отображающими жизнь и творчество писателей. Всем, что есть у Тамары Георги евны хорошего, она обязана учи тельнице своей юности — Зинаиде Петровне Ростовцевой. Она до сих пор помнит, как эмоционально вела старая учительница уроки литерату ры, используя и репродукции с кар тин. и грамзаписи. Ей всегда ста ралась подражать Тамара Георгиев на, а подражая, шла дальше. Ее уроки будут тоже долго помнить те, кто вошел по ее стопам. Э. АЛЕКСЕЕВА. г. Елец. В ЛИПЕЦКЕ на совеща ниях, где речь идет о народном образовании, с трибуны часто говорят: средняя школа № 3 — одна из лучших в го роде и области. И в этом-де большая заслуга шефов — завода «Свобод ный сокол». Другие примеры, такие же яркие и убедительные, приводят редко, потому что шефству, к сожалению, на многих предприятиях уделяют еше мало внимания. Возьмем наш Левобережный рай он. Здесь связь шефов со школами — целина, на которой проложены редкие борозды. Но там, где они проложены умной, заботливой сукой, — взошли хорошие крепкие посевы. Дружно работает вместе с педаго гами восьмнлетней школы № 39 кол лектив стальпеха тракторного заво да. Все делается не от случая к случаю, а методично, по плану. Ком сомольцы цеха помогают своим вос питанникам организовать круж ки ху дожественной самодеятельности, при вивают любовь к спорту. Но самое главное, рабочие помогают школьни кам лучше учиться, быть дисципли нированней. С удовольствием идут к своим юным друзьям Лида Булгакова, Га ля Плотникова, Нина Ермакова. Ма рина Сергачева. Восьмиклассник Гена С. в начале учебного года был на уроках неу сидчив, плохо учился. Лида Булга кова побывала у него дома и уз нала, что отел его болеет, нуждает ся в материальной помощи. Девуш ка привлекла на помощь обществен ные организации. Много раз откро венно беседовала с самим восьми классником. И он изменился: стал лучше учиться, не пропускает заня тий. По-отцовски беспокоится о детях — своих подшефны^ из школы № 4 —рабочий листопрокатного цеха № 1 Новолипецкого металлургического завода Александр Максимович Бо- леев. Он приходит в класс с опре деленной педагогической целью: следит за учебой и поведением груп пы подростков, так называемых «трудных». И ребятам стыдно под водить своего шефа: ведь он спе шит из цеха в класс ради них, хо чет сделать для них хорошее, не считаясь со временем. . На этом же заводе хорошо знают бригаду коммунистического труда из железнодорожного цеха, которой руководит Виктор Петрович Госпо- дариков* Много слышали о ней и ребята из средней школы № 30. Ди ректор школы попросил эту бригаду поработать с шестым классом, са мым разболтанным, «рекордсменом» по двойкам. Шестиклассники встретили первый раз шефов настороженно: и эти, мол, пришли воспитывать! Но шефы, как ни странно, не ста ли читать мораль. Они просто рас сказали о своем цехе, о заводе и его будущем, пригласили мальчишек на нести ответный визит в цех и... уш ли. Через несколько дней ребята при шли в железнодорожный цех. Как много здесь чудесных машин! А сколько рабочих — более двух ты сяч! И все трудятся старательно. Многие носят гордое звание — ударник коммунистического труда. А о бригаде Виктора Петровича все говорят с уважением. Да, было о чем подумать школь никам. Вскоре шефы снова пришли в класс. Рассказали, что они сделали 2.300 рабочих, но в школе регулярно бывают всего 15— 16 человек: два вожатых, два спортивных тренера и небольшая бригада В. П, Господа- рикова. То же самое и на тракторном за воде. Кроме стальцеха, можно на звать тракторный № 3, который в среднюю школу № 10 послал пять вожатых. Другие же цехи-шефы (чугунолитейный, сборки тракторов, инструментальный) просто забыли о своей подшефной десятой школе. В средней школе № 25 хорошо знают только Галину Шмакову — работницу заготовительного цеха. Эта вожатая, которая сама, без под, сказки проторила дорожку в школу, НЕПОДНЯТАЯ Ц Е Л И Н А за неделю. И вскользь, будто мимо ходом, назвали рабочих своей брига ды, которые учатся в вечерней школе, в техникумах. Пригласили ребят в туристическую поездку за город. Постепенно, день ото дня, ледок отчужденности начал таять. Класс уже стал ожидать шефов с нетер пением и любопытствовал: а что они нового придумают? О чем расска жут? И в то же время забеспокоились ребята: вот придут шефы, может быть, прямо с работы, усталые. Они добросовестно потрудились неделю. А чем мы их порадуем? Началось соревнование. Железно дорожники работали На совесть. Шестиклассникам трудно их было догнать. Но все-таки ребята стара лись. И так год за годом: совместные туристические поездки, обсуждение книг, спектаклей, проведение общих праздников. Прошло шесть лет. В прошлом году этот класс, став лучшим в шко ле, получил среднее образование — путевку в жизнь. И никогда бывшие шестиклассники не забудут своих старших друзей, которые умно, не навязчиво научили их многому. Полезная работа продолжается. Беда вся в том, что шефская ра бота и на тракторном заводе, и на Новолипецком держится на энтузи азме отдельных людей или бригад. Ведь листопрокатный цех № 1 для средней школы № 4 выделил 33 бригады. А держат связь со школой только... четыре. В железнодорожном цехе, кото рый шефствует над школой № 30, у своих воспитанников завоевала крепкую и горячую любовь. — Почему же такое нужное и важное дело запущено? — спросил я у заместителя секретаря парткома тракторостроителей Ё. А. Носкова. — Неизвестно, за что браться, — сказал он. — Еще в производстве порядок не навели... Этим шефством больше занимается комсомол. Иван Фатеев, заместитель секре таря заводского комитета комсомо ла, грустно развел руками: На Новолилецком заводе о шко лах задумались только в конце де кабря — перед собранием районного партийного актива, посвяшенным но ябрьскому постановлению Ц К КПСС и Совета Министров СССР о шко ле. Но даже и это собрание никак не повлияло на тресты «Липецкстрой» и «Железобетон» (секретари парткомов А. А. Лунев и А. Д. Реутов). Директора школ №№ 7, 26, 29, 34 никак не выпросят у обществен ных организаций этих крупных тре стов хотя бы по одному вожатому на класс. — Нет у нас таких людей, —го ворят в парткомах, — наши органи зации разбросанные, работа на про изводстве тяжелая... Дадим гвоздей, кирпича, а людей — где взять? Конечно, есть трудности и специ фика у строителей. Но при большом желании в многотысячных коллекти вах трестов можно найти людей с горячей душой, которые могли бы крепко помочь школе в воспитании детей. А. ПОПОВ, инструктор Левобережного РК КПСС г. Липецка. Их можно бы ло встретить там ежедневно после семи—восьми ве чера. Лучшего места для сви даний и сходок, пожалуй, нельзя было придумать. Огромная телефонная будка слу жила одновременно и средством связи, и ширмой, и мнимой причиной посещения этого заведения. В той часта зала, где собирались эти под ростки, всегда царил полумрак, ибо сберкасса и еше какие-то «точки» работали лишь до шести. Громадная пальма укрывала своими тенистыми ветвями. Интимность обстановки до полняли глубокие кресла — в них можно было сидеть вдвоем. Правда, конспиративность тут бы ла мнимой, ребята это чувствовали, и когда служащие телеграфа пыта лись их спровадить, они раздражен но огрызались, дерзили. К сборищам ребят мы частенько относимся с подозрительностью, аг рессивностью. Дети за это платят нам примерно той же монетой. Мне тогда приходилось часто хо дить на междугородный переговор ный пункт, и, не скрою, чувство враждебности появлялось поначалу и у меня. Но постепенно я убедился, что ничего предосудительного в их встречах не было. Ребята, о которых я пишу, это старшеклассники, оче видно, школы № 5 и других близко расположенных к телеграфу школ. Телеграф был для них штабом, клу бом, подростковым кафе. Я говорю в прошедшем времени, так как те перь помещение телеграфа передела но. Причем коренной переделке под верглась именно «их» часть зала. Те перь здесь очень светло, нет телефон ной будки, нет пальмы-фикуса, и по стоянно толпится народ. Я часто слушал их разговоры, на блюдал за мимикой, поведением, гля дя на отражение в толстых зеркаль ных стеклах сберегательной кассы. Разговоры вертелись вокруг школь ных проблем, личных интересов, ки нофильмов, книг. Это были совершен но необходимые для их возраста встречи, построенные на тяге к обще нию. Думаю, что ребята нашли себе другое подходящее место. Разве можно остановить это естественное стремление к человеческим контак там? Один из любимых молодежью сов ременников — французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал «единственной настоящей рос кошью» роскошь человеческого об щения. — Неужели старшеклассникам не где собраться, кроме как в помеще нии переговорного пункта или вести бюля телеграфа? — спросит чита тель. — А клубы, а школа? Давайте пройдемся по вечерним ГДЕ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ, С Т А РШ Е К Л А С С Н И К И ? улицам города, заглянем в школы, клубы, дворцы культуры. «Ну вот,— скажет читатель, — опять проблема досуга, сколько уже об этом говори ли и писали!» Что делать, это дей ствительно важная проблема... Город переходит на пятидневную рабочую неделю. Свободное время людей ста нет заботой номер один. Уж так сло жились обстоятельства, что, научив шись работать с огоньком, творчески, мы еще не научились отдыхать с огоньком творчества. Свободное вре мя молодежи — проблема государ ственная. Но вернемся к ниточке начатого разговора. Поговорите с директора ми школ, их точка зрения на эту проблему вполне прогрессивна, и ра зумом они все понимают, но, увы, то ли из-за инерции консерватизма, то ли из-за каких-то других причин, но педагогическую основу свободного времени подростков в школе реша ют «технички» и сторожа. Только отзвенит звонок второй смены, классы атакуют уборщицы. Словом, напором, а то и просто тряп кой выдворяют они желающих за стрять вечером в школе. Вряд ли потянет старшеклассников «на ого нек» в родную школу в свободный вечер при таких традициях. Мне могут возразить, что школы уже имеют опыт организации свобод ного времени, есть хорошие приме ры... Да, есть. Знаю об отличном ли тературном клубе «Парус» школы № 41, о клубных вечерах 15-й шко лы, о воскресном клубе школы № 3 и т. п. Но, во-первых, это одиночные огоньки, которые зажигают одиноч ки энтузиасты-учителя, во-вторых, «горят» эти огоньки не чаше раза в месяц, в-третьих, так ли уже много ребят собирают вокруг себя их свет и тепло? И вообще не пора ли пере стать считать, что мы облагодетель ствовали старшеклассников тем, что выделяем для них в месяц 3—4 часа? Недавно на бюро городского ко митета партии слушался вопрос о внеклассной работе школ города, бы ли обследованы десятки школ. Про веряющие беседовали со многими старшеклассниками, организовали анкетный опрос в большом количе стве классов. Результаты не очень утешительные. Кружковая работа строится без учета желаний, интере сов. Сотни ребят пишут в ответах на вопросы анкет, что кружков, объеди нений, их интересующих, в школе нет. Клубные встречи молодежи ред. юи. Старшеклассники единодушно по ставили оценку «2» организации сво бодного времени школьной молоде жи в городе. Эту двойку в первую очередь должны записать в свои дневники райкомы и горком ВЛКСМ . Любопытно положение подростка- старшеклассника. В Доме пионеров ему уже неловко — вырос, хотя Дом пионеров довольно гостеприимен по отношению к старшим ребятам. В детских секторах клубов 90 процен тов — ребята младших классов. В пионерские лагеря подростка не бе. рут — перерос, в дома отдыха не пускают — не дорос. На танцы его тоже пускают с неохотой. А в селах до сих пор еше старшеклассников го нят по вечерам от клуба. Теперь по нятно, почему ишут себе пристанище старшие ребята На телеграфе, в подъездах домов и вестибюлях клу бов. Скука — это не обязательно ниче- гонеделанье. Плохо, когда ребята, имея свободное время, бездельнича ют, бьют баклуши, пассивно созер цают мимолетные впечатления. Но плохо и тогда, когда при видимости деятельности скука все же господ ствует — на так называемых меро приятиях. Плохо, когда, «обеспечив явку и дисциплину», мы не можем обеспе чить нашим ученикам условия твор чества, поиска, атмосферы дружбы, атмосферы человеческого общения. Надо отказаться совсем от принуж дения школьника там, где дело касается удовлетворения его собст венных интересов, желаний. Недо стойно щколе «загонять» ребят на лекцию, 'обязывать явиться на ве чер, принуждать петь в хоре. Ведь смешно, когда вместо оружия убеж дения, агитации, мы применяем власть педагога. Перед смотрами во многих школах можно было наблю дать такие «интермедии»: завуч у вешалки, директор у выхода, учите ля в классах «обеспечивают кворум» на репетицию хора. А ведь называ ются эти занятия — художественной самодеятельностью. Представители многих наук на блюдают сегодня удивительное яв ление — акселерацию детей, т. е. раннее взросление. Мы же нередко продолжаем относиться к старше классникам, как к малым'детям. Мы не хотим считаться с их естествен ными стремлениями где-то встре чаться без надзора взрослых, где-то беседовать, танцевать модные тан цы, спорить и даже выражать друг другу чувства симпатии. Почти все опрошенные старше- кл ассники р атуют за свой городской клуб, помещение для него ' можно найти и сейчас. Назовем хотя бы пустующий клуб ферросплав к о г о цеха. Может быть, клуб старшеклассни ков свяжет нитями дружбы, сорев нований, традициями встреч наши школы. Но пока нет городского клу ба, надо использовать внутренние резервы каждой школы, возможно сти районов. У нас есть опыт вос кресных клубов в школах. Но время их работы — до двух часов дня. Да же в период каникул школы были открыты лишь с утра. Воскресенье должно стать самым рабочим днем для старших и отряд ных вожатых. Надо, чтобы в сво бодное время в субботу и воскре сенье с детьми был старший настав ник, живой, умный челозек, затейник, наделенный важнейшим из человече ских талантов — талантом общи тельности. Может быть, содержание воскресений будет увязано с харак тером юношеских увлечений. Может быть, это будет дискуссионная встреча. А может быть, просто вечер модных или не очень модных тан цев без обязательной темы. Да мало ли что можно придумать! Вон сколь ко выдумки вкладывают ребята в проведение конкурсов веселых и на ходчивых. Один день в неделю клубы, двор цы культуры обязаны отдать школе. Пусть это будет, допустим, среда ровесников. В эти ореды столкнутся в турнирах, различных соревновани ях коллективы школ. Что это будет, —шахматы, поэзия, математика? Раз в месяц театр — на откуп школьникам - старшеклас с н и к а м. Нужны встречи с Искусством. Вот еще предложение: отдать од ну летнюю смену в загородных лаге рях старшеклассникам, как это де лается з некоторых областях. Каж дой школе — свой лагерь труда и отдыха. Каждой школе — туризм, краеведение. Нескольким школам — общий стадион. И все это ради глав ного — ради постоянного, разумного общения сверстников, в процессе ко торого рождается личность, думаю щая, активная, проявляющая инди видуальное творческое начало, любо знательность и интерес. С. ШМАКОВ, преподаватель Липецкого пединститута, кандидат педагогических наук. СТРАНИЦА ПОДГО ТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz