Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

9 Л Е Н И Н С К О Е ЗНА' МЯ ТО февраля Ж 7 г., М 35 ( Ж ® Б ОЛЬШЕ семидесяти пяти лет прошло с того времени, ког­ да на улицах Васильевского острова и потом в длиннейшем ко­ ридоре Петербургского университе­ та впервые промелькнула тень скромного 20-летнего юноши, толь­ ко что приехавшего из далекой волжской провинции. Ничем не отличался тот день от многих дру­ гих. Смиренно текла Нева меж гранитных стен, свирепо скали­ лись царские орлы на решетке сада у Зимнего дворца* Как всег­ да были надменны и спокойны в своих экипажах хозяева города — вельможи, банкиры, заводчики, куп­ цы. Не было в царской столице ни одной живой души, которая задер­ жала бы свой взгляд на лице приез­ жего молодого волжанина. Полгода спустя Владимир Ульянов вновь приехал в Петербург, блестя­ ще выдержал экстерном экзамен за курс юридического факультета и по­ лучил диплом первой степени. Он показал, что отлично знает все за­ коны, определявшие жизнь буржу­ азного общества. «Толковый при­ сяжный поверенный получится со временем из этого молодого чело­ века»,— думали экзаменовавшие его профессора университета. Они не подозревали, что экстерн Владимир Ульянов, так свободно разбиравший­ ся в тонкостях права финансового и полицейского, торгового и между­ народного, 27 лет спустя здесь же, в Петрограде, перечеркнет много­ томный свод законов Российской империи и сформулирует «Деклара­ цию прав трудящегося и эксплуати­ руемого народа». Тогда же, в 90-х годах прошлого века, Ленин’ окончательно пересе­ лился в Петербург. Сотни домов нашего города мож­ но было бы украсить мраморными досками и начертать на них золо­ том: «Здесь жил Ленин», «Здесь ра­ ботал Ленин», «Здесь бывал Ленин». Не было ни одного самого отдален­ ного района города, куда бы ни за­ глянул Ильич. Он вел занятия с ра­ бочими за Невской заставой и в Гавани на окраине Петербургской стороны, и на далекой Охте. Его го­ лос звучал в заводских корпусах, школах, институтах. Его преследова­ ли царские полицейские и юнкера Керенского, его бросали в тюрьмы и ссылки, но он неизменно возвра­ щался в Петроград, как в боевую рубку корабля, откуда хорошо вид­ ны и плацдарм боя, и расстановка сил. В нашем городе Владимир Ильич написал сотни произведений, здесь он встречался с тысячами передо­ вых рабочих, здесь проявились его колоссальный организаторский та­ лант, несгибаемая воля, железная выдержка. Здесь им были воспита­ ны люди, составившие ядро боль­ шевистской партии. Рассеивается дымка времени, и нам видится Смольный, ночь на 25 октября. Ленин пришел в ту ночь в штаб восстания. Еще поутру он отослал со своей квартирной хозяй­ кой письмо в ЦК : «История не про­ стит промедления революционерам, которые могли победить сегодня и наверняка победят сегодня...» И не есть экспозиции, посвященные штур­ му Зимнего. Мы видим рабочего, красногвардейца с пулеметной лен­ той поверх штатского пальто, солда­ та с винтовкой наперевес и устрем­ ленного вперед балтийского моряка. И вот они перед нами не на музей­ ном стенде, не в бронзе, а живые, взволнованные в эти предъюбилей­ ные дни. Оказывается, не очень уж это много — пятьдесят лет, они совсем не так уж стары, герои Ок­ тября, наши славные старшие това­ рищи. Поседели, конечно. Морщины изрезали их лица. С годами пришли и недуги. «Бывает и так, —- шутит старый моряк Ядров,—' подаешь се- вел оживленный разговор с обсту­ пившими его рабочими. Вместе со своими товарищами слушал речь Ленина столяр Николай Абразумов, солдат, недавно вернув­ шийся с фронта после тяжелого ра­ нения, представитель потомственной рабочей династии охтинских порохо- делов Абразумовых. В те дни Николай Абразумов стал членом большевистской партии. Се­ годня этот старый большевик встре­ чается с молодежью в музее Вели­ кой Октябрьской социалистической революции, в филиале музея В. И. Ленина, он совершает со своими* молодыми друзьями экскурсии по Г В А Р Д И Я О К Т Я Б Р Я стал ждать, когда вернется хозяйка квартиры, оделся и ушел! Час за часом можно восстановить в памяти ход тех дней и ночей. Уже были заняты мосты, банк, телефон­ ная станция, уже телеграф разнес по всей стране весть о том, что власть — в руках Советов. В акто­ вый зал Смольного пришли сотни делегатов: они приехали в Петро­ град со всех концов России. Съезд открылся в 10 часов 45 минут ве­ чера под орудийные выстрелы с Пет­ ропавловской крепости и с брони­ рованных палуб «Авроры». Прошло полвека. В Ленинграде встретились старые друзья. Перед ними встало былое. Вновь и вновь звучит: «А помнишь?». Да, в нашем городе, ставшем ко­ лыбелью революции, еще живут многие участники исторического штурма Зимнего, Как же волнует встреча людей, которые были ря­ дом в тот день! Кажется, они сошли с картин художников, с драгоцен­ ных фотографий, запечатлевших для потомков величайшее событие в ис­ тории нашего народа, в мировой истории. В нашем музее Великой Октябрь­ ской социалистической революции Экономическая реформа в действии ГОТОВИМСЯ! Наш завод — предприятие с малосерийным характером про­ изводства. В его номенклатурном плане насчитывается около ВО ти­ пов принципиально отличающих­ ся друг от друга машин. Поло­ вина из них выпускается пар­ тиями по 10—20 штук в год. Та­ кая специфика производства в условиях подготовки к переходу на новые условия работы ставит перед техническими службами ряд очень сложных, принципи­ альных задач. Конструкторам завода, кото­ рых возглавляет Э, С. Шпринце, предстоит поднять технический уровень всего многообразия но­ менклатуры машин, проводя одновременно их широкую уни­ фикацию. В прошлом году эта работа в основном была законче­ на отделом главного конструкто­ ра в содружестве с коллективами соответствующих лабораторий от­ раслевого института. Так, были созданы новые конструкции арте­ зианских насосов, промышленные испытания которых намечено за­ вершить в этом году. С 1968 года этими образцами будут заменены устаревшие Новые конструкции насосов найдут самое широкое примене­ ние. Они будут использованы в различных видах работ, начиная от обводнения пастбищ и пони­ жения уровня грунтовых вод в сельском хозяйстве до снабжения артезианской водой крупных про­ мышленных комплексов и боль­ ших городов. Разработаны спе­ циальные варианты установок этих насосов с механическим приводом для тропических усло­ вий. Новые установки, несомнен­ но, будут пользоваться еще более широким спросом у наших торго­ вых партнеров за рубежом. Наряду с этим конструкторы завода в прошлом году занима­ лись отработкой и испытанием системы регулирования для хи­ мических насосов, сулящей зна­ чительный экономический эффект. Внедрение этой системы в буду­ щем году позволит вдвое сокра­ тить номенклатуру этой группы насосов, до 30 процентов умень­ шить их трудоемкость. Одновре­ менно на 25 процентов повыша­ ется надежность и моторесурс. Не менее важным делом заня­ ты технологи завода, которыми руководит Д. А. Бендрышев. Ведь запуск в серию новых кон­ струкций требует большой техно­ логической подготовки производ­ ства. В конструкциях артезиан­ ских насосов нашли широкое при. менение пластические массы и другие новые материалы. Проек­ тируется участок по изготовле­ нию деталей из пластмасс мето­ дами сварки и термообработки. С будущего года у нас начнет­ ся серийное производство элек­ тродвигателей для артезианских насосов. От того, как будет тех­ нологически подготовлено произ­ водство, зависит успех. Вместе с этим отдел главного технолога продолжает совершенствовать действующие технологические процессы. Ввод новых мощностей позволил уже в этом году про­ вести более глубокую межцехо­ вую специализацию. Одновремен­ но в цехах организуются специа­ лизированные участки по группо­ вой обработке деталей, шатунов, плоских клапанов, маслонасосов, ползунов и других. Специализация участков по принципам групповой технологии позволит наиболее эффективно использовать оборудование, при­ менить унифицированную осна­ стку, повысить производитель­ ность труда. Большую роль в технической подготовке завода к работе в новых условиях 1играет и созданное в прошлом году бю­ ро по научной организации тру­ да. В 1966 году в цехах были соз­ даны инициативные группы, дея­ тельность которых координиро­ валась бюро НОТ. Кроме того, к разработке комплексных планов НОТ по цехам привлекались со­ трудники научно-исследователь- ского института. По инициативе творческих групп уже в прошлом году во всех механических цехах были внедрены планы организации ра­ бочих мест станочников и слеса­ рей, упорядочены складирование и межоперационная транспорти­ ровка деталей, перемонтировано некоторое оборудование для соз­ дания более рациональных усло­ вий труда. Решаются вопросы освещения, вентиляции. Однако остались еще пробле­ мы, серьезно волнующие коллек­ тив, вызывающие тревогу за эф­ фективность работы в новых ус­ ловиях. Например, в прошлом году предусматривалось ввести в строй цех и центральную котель­ ную. Цех достраивался хозяйст­ венным способом и был сдан в эксплуатацию своевременно. Ко­ тельную же должен был постро­ ить подрядчик — Лебедянская передвижная мехколонна треста «Липецксовхозстрой». В мае стро. ительство котельной было «замо­ рожено», и накакими усилиями не удалось его «оттаять». Государ­ ственный план капитального строительства оказался сорван­ ным. Однако новый цех построен и, чтобы работать в нем зимой, надо было решить вопрос с ото­ плением. И вот для отопления цехов мы вынуждены арендовать паровоз и, установив его напро­ тив цеха, использовать как ко­ тельную. Это «новшество», по предварительным подсчетам, при­ носит заводу около 50 тысяч руб­ лей прямых убытков. Но иного выхода мы не видим. Кто и как спросит за это с начальника ПМК-288 М. В. Денисова? Надо прямо сказать, что в новых усло­ виях работать с таким подряд­ чиком — значит обречь дело на провал. Не менее важной для нас про­ блемой является вопрос о мате­ риальной ответственности работ­ ников научно-исследовательских институтов за выданные проекты. Ведь в прошлом году из-за «не­ доработок» и «уточнений» в про­ екте только одной насосной уста­ новки, разработанной ВНИИгид- ромаш, завод положил в нелик­ виды более чем на сто тысяч рублей материалов и комплекту­ ющих изделий, Юбилейный год — год подве­ дения итогов работы за все 50 лет Советской власти, проверки на­ шего роста, умения хозяйствовать по-новому. Коллектив нашего за­ вода это отлично понимает. Он делает все от него зависящее, чтобы приготовить славному юби­ лею достойный трудовой пода­ рок. в. к ри в о н о ж к о , главный инженер Лебедянского машиностроительного завода. бе команду: «Полный, вперед!», а мотор не слушается». Однако этого неугомонного человека редко заста­ нешь дома. На рабочих собраниях многих предприятий в эти дни можно уви­ деть и другого участника штурма Зимнего Федора Захаровича Евсе­ ева. Он вступил в партию больше­ виков в 1904 году. Долго работал на орудийном заводе вместе с М. И. Калининым. В 1917 году был депута­ том Петроградского Совета—в фев­ рале, августе и в ноябре. Он неод­ нократно встречался с Владимиром Ильичем, беседовал с ним, слушал его выступления. На груди Федора Захаровича — орден Ленина. Это признание его революционных и трудовых заслуг. А как стал красногвардейцем и участником штурма Зимнего столяр- модельщик с Охтинского порохо­ вого завода Николай Абразумов? Рассказывая об этом, Николай Алек­ сеевич вспоминает первомайский день семнадцатого года. Лагерная поляна Охтинской пехотной коман­ ды. В тот день Абразумов впервые увидел Ленина. На открытой поляне собрались рабочие пороховых заводов, солдаты, матросы полевого полигона. Над землей чуть возвы­ шалась сколоченная из ящиков три­ буна. На митинг прибыли меньше­ вистские и эсеровские лидеры. Они держались важно, с рабочими не разговаривали, ждали, как артисты- гастролеры, сгоих выступлений. А Владимир Ильич, едва приехав, за- Ленинграду, водит их на Дворцовую площадь через Певческий мост, ко­ торый начинается за изгибом Мой­ ки. По этому мосту выходили на площадь, занимали исходное поло­ жение для, штурма красногвардей­ цы Выборгской стороны. Тот исторический день хорошо помнит старый моряк Николай Пав­ лович Ядров. — Двадцать пятое Октября 1917 года. Мы, матросы гвардейского экипажа, направились к Дворцовой площади. На Исаакиевской площади, у гостиницы «Астория», нас остано­ вили рабочие: «Товарищи моряки, помогите очистить гостиницу от за­ севших там контрреволюционных офицеров». Мы сразу же приступи­ ли к этой операции. Офицеры ока­ зали нам вооруженное сопротивле­ ние. Один из них попытался застре­ лить в упор из нагана моего товари­ ща матроса Каськова. Но Каськов был ловкий матрос, он опередил с>фицера и штыком пригвоздил его к стене. Остальные офицеры сда­ лись и были арестованы. От «Астории» мы двинулись к Александровскому саду, а человек двадцать пять пошли к зданию теле­ фонной станции, где засели юнкера. День был сырой, ненастный, небо заволокло. Мы долго стояли, ждали приказа, сигнала к штурму. Со всех сторон Зимний был окружен отря­ дами рабочих — красногвардейцев, солдат, матросов. На Неве выстрои­ лись в полной боевой готовности крейсер «Аврора», эсминцы, загра­ дители. И вот раздался выстрел «Авро­ ры». Команда: «Вперед!». Наш от­ ряд рванулся к Дворцовой площа­ ди, и в эту минуту против нас был открыт огонь: застрочил пулемет, установленный на броневике. Тогда матрос гвардейского экипажа Ми­ тин подбежал вплотную к броневи­ ку, бросил под машину связку гра­ нат. Пулемет умолк, но сраженный вражеской пулей герой упал «а кам­ ни Дворцовой площади. Мы рванулись вперед и вступили в рукопашную схватку с юнкерами, укрывшимися за баррикадами, сло­ женными из дров. Одна часть на­ шего отряда ворвалась в левый подъезд дворца, другая —• проло­ мив решетку сада, вошла в другой подъезд. Стычки с юнкерами про­ должались и в залах дворца. Но вскоре боевой пыл юнкеров пропал. Зимний дворец был взят восстав­ шим народом. ...«С красногвардейской песней мы мысленно шагаем по Питеру». Это строки из письма Иры Ерохиной из заполярного города Североморска, где побывал недавно Николай Пав­ лович Ядров. Ведут переписку с юными патриотами многих городов здравствующие ныне участники штурма Зимнего — Павел Алексе­ евич Степанов, Федор Константино­ вич Бельченков, Иван Васильевич Погодин, Александр Петрович Еф­ ремов. Из их взволнованных расска­ зов предстают овеянные славой традиции нашего народа. Они рас­ сказывают не только о незабывае­ мых днях Великого Октября, но и сегодняшней жизни трудового Ле нинграда. И ветеранам, и молодым беско­ нечно дорог весь наш светлый го­ род: и Нева, несущая свои воды граните и воспетая поэтами, и вели­ чественные старинные дворцы-му­ зеи в центре, и дворцы культуры городских окраин, шумный, зали­ тый огнями Невский и просторные магистрали новых жилых районов ...Ранним утром с вокзалов города уходят грузовые поезда с перво­ классными станками, машинами, приборами. Поезда мчатся в Моск­ ву и Владивосток, в Липецк и Свердловск, в Приднепровье и на Волгу, в Сибирь и Казахстан. Неви­ димыми нитями технического про­ гресса наш город связан со всеми областями и краями страны. Эстафе­ ту героев Октября подхватывают нынешние труженики-ленинградцы, Н. КИЖЕВСКИЙ . А. Ленинград. в х о з я й с т в а х Ст а н о вл я н е к о г о н и з к а т о в а р н о с т ь м о л о к а П о ч е м у р а й о н а На дворе лютуют морозы, метет поземка. А на Кирилловской ферме совхоза «Стажювлянский» дела идут своим чередам. Несмотря на бездо­ рожье, корма доставляются без пе­ ребоев, Специалисты строго следят за тем. чтобы не нарушались рацио­ ны. Благодаря правильному кормле­ нию, здесь и зимой получают высо­ кие надои молока. Сейчас суточный надой от коровы превышает 6 кило­ граммов, а передовая доярке Е. Г. Меренкова получает еще больше. • В соревновании за увеличение производства молока хороших успе­ хов добивается коллектив совхоза «Заря». Ежедневно здесь получают от коровы около 5 килограммов. Почти в два раза выше надои в группах лучших доярок Подхоро- шенской фермы Т. Т. Артемовой и М. П. Сальковой. Основа высокой продуктивности скота —■полноцен­ ные рационы, хорошие условия со­ держания скота. Суточный рацион коровы состоит из 2 килограммов сена, 40 килограммов силоса, 3 ки­ лограммов концентратов. Имельчен- ную и запаренную солому дают вво­ лю. Отелившиеся коровы получают дополнительно по килограмму вы­ сокопитательного сена » 10 кило­ граммов жома. В совхозе заботятся и о повыше­ нии товарности продукции. Сейчас она составляет 93 процента. На выпойку телят используется искусст­ венное молоко. Ежедневно готовит­ ся по 150 кг заменителя. Минувшей осенью соревнование возглавлял коллектив молочното­ варной фермы колхоза «Ленинский путь». Животноводы успешно выпол­ нили обязательство. Правление, пар­ тийная организация постоянно забо­ тились о хорошем содержании мо­ лочного скота, осуществляли повсед­ невный контроль за работой доярок и скотников, заботились о широкой гласности соревнования. Но при­ шла зима, и о ферме забыли. Соло­ ма стала основным кормом в рацио­ не. Да и ее подвозят нерегулярно, не измельчают и не запаривают. По вине зоотехника т. Бирчикова и за­ ведующей фермой т. Макаровой ко­ ров запускают на два—три месяца раньше срока. В конце января правление и парт­ бюро взялись исправлять недостат­ ки. Был усилен рацион кормле­ ния коров. Теперь в него входят 8 килограммов соло-мы, 4 *— сена, 15 — силоса, больше килограмма пато­ ки. Коровы получают концентраты, жом, барду. Состоялся деловой разговор с работниками фермы. Приняты обязательства на юбилей­ ный год. Хочется опросить замести­ теля председателя т. Меркулова: почему раньше этого не сделали? Теперь вдвое бы возросли надои. А пока хвалиться нечем. За две декады января прибавка молока от коровы составила лишь 300 граммов. По 600 граммов молока надаива­ ют от коровы в сельхозартели «Рас­ свет». На Кличикской ферме, где заведующим т. Карабанов, рацион не такой уж бедный. На корову в сутки приходится 5 килограммов пшеничной соломы, 3—вико-овсяной омеси, 20 —* силоса, 1 — килограмм зернофуража, полкилограмма пато­ ки. Но этот рацион на бумаге. Корма не доходят до животных. Их расходуют без учета. Поэтому скот худой, истощенный. На Бутырской ферме скот упитан­ нее. Но молока все равно нет. Да я откуда ему быть? Тут отелилось только две коровы. Поздние отелы в хозяйстве — явление не случай­ ное. В Кличине и Б.утьгрках запуще­ на. зоотехническая работа. Зоотех­ ник т. Ооложенцав не имеет опыта й специальной подготовки. В колхозе имени Лермонтова на­ даивают молока от коровы на 600 граммов меньше прошлогоднего. Причина — та же. Зимовка скота организована крайне плохо. Бывают случаи, когда на Ревенской ферме по двое суток не кормят и не поят животных. Большие потери продук­ ции вызваны преждевременным за­ пусков маточного поголовья. В хо­ зяйстве не установлен строгий кон­ троль за содержанием окота. Зоо­ техник т. Нестерова недобросовест­ но относится к делу. Неудовлетворительно проходит зи­ мовка скота в совхозе «Волынский». Директор т. Юрьев и главный зоо­ техник т. Папин не контролируют работу ферм. У волынцев очень низка товарность молока, много про­ дукции расходуется на внутрихозяй­ ственные нужды. За две декады ян­ варя надоено 270 центнеров, а госу­ дарству сдано 105. Товарность не превысила и 40 процентов. Беспеч­ ность в работе к добру не приводит. Даже зимой здесь умудрились ис­ портить 120 килограммов молока, оно скисло. Колхозы «Россия», имени Кирова, имени Крупской, «Заветы Ленина», «Богатырь», имени Ленина получают продукции больше прошлогоднего. В целом по району суточная прибавка молока от коровы достигла сейчас 600 граммов, а сдача его за послед­ нюю пятидневку против прошлого года возросла на 19 тонн. Однако темпы производства и заготовок продукции еще очень низки. Вс« колхозы и совхозы имеют возмож­ ность ежедневно надаивать от ко­ ровы по 4—5 килограммов молока и отправлять на сливные пункты не менее 16 тонн. Только при этом ус­ ловии Становлянский район может справиться с квартальным планом, И. ГУБИН, . «об. корр. «Ленинского знамени». В РЕШЕНИЯХ X X III съезда партии и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улуч­ шения работы средней общеобразо­ вательной школы» определены за­ дачи — осуществление всеобщего среднего образования и ликвида­ ция отставания школы от совре­ менного уровня науки и техники. Большая армия работников просве­ щения совместно с родителями, опи­ раясь на помощь общественности, в первом полугодии нынешнего учеб­ ного года трудилась над решением этих задач. К началу учебного года были открыты 23 новых средних школы, увеличился прием в девятые классы, расширилась учебная пло­ щадь, почти в полтора раза перевы­ полнен план освоения государствен­ ных капитальных вложений в школь­ ное строительство. Продолжались творческие поиски наиболее эффек­ тивных методов и приемов обучения, шире применялись технические средства обучения, совершенствова­ лись содержание и организация вос­ питательной работы. В то же время некоторые отделы народного образования и руководи­ тели школ не выполнили государст­ венные задания по комплектованию групп с продленным днем, школь­ ных интернатов, по обучению рабо­ тающей молодежи, приему в девятые классы. Особенно плохо выполняют­ ся плановые задания в Усманском, Краснинском, Становлянском райо­ нах и г. Ельце. Так, например, в Краснинском районе принято в де­ вятые классы лишь 45 процентов окончивших восьмой класс или на 16 ниже, чем в среднем по области. По группам продленного дня и ох­ вату веч^ним и заочным образова­ нием работающей молодежи план выполнен всего наполовину. Все это отрицательно сказывается на работе школ, на результатах обу­ чения. Фундамент, на котором возводит­ ся здание всеобщего среднего обра­ зования, это восьмилетний все­ обуч. В первом учебном полугодии са­ мый серьезный недостаток в его осу­ ществлении допущен в организации учебно-воспитательного процесса. Многие ребята (свыше десяти ты­ сяч) не усвоили программу. Как показали контрольные работы, свы­ ше 7 процентов учащихся 3, 4, 5 классов не умеют удовлетворительно читать, а в школах г. Ельца к таким относится 14 процентов пятикласс­ ников. Законно поставить вопрос пе­ ред каждым учителем, который учил их с 1 по 4 класс: как это случи­ лось? Разве не понимают эти препо­ даватели и руководители школ, что, не научив детей читать бегло и соз­ нательно, они наглухо закрыли им доступ в следующие классы? На втором месте по числу «прова­ лившихся» о-е и 6-е классы по ариф­ метике. Учащиеся слабо владеют рациональными приемами решения задач и техникой вычислений. В де­ вятых классах на контрольной рабо­ те по физике в некоторых школах никто из учащихся даже не смог приступить к ее выполнению. В целом более 9/10 учащихся ус­ пешно справились в декабре сконт­ рольными работами по текстам обл- общеобразовательной школы указано на необходимость повысить ответст­ венность учителей и руководителей школ за качество обучения и воспи­ тания детей. Органы народного об­ разования обязаны предъявить каж­ дому учителю, не справляющемуся с обучением детей, хотя бы минимум требований научной организации процесса обучения и добиться их безусловного выполнения. От учите­ лей, случайно попавших на педаго­ гическую работу, не любящих детей и не знающих своего предмета, надо решительно освобождаться. Десятки тысяч уроков срываются по вине директоров и при попусти­ тельстве отделов народного образо­ вания. Стало буквально традицией ними явлениями. Учебный плац и программы должны выполняться полностью по всем предметам и все­ ми учителями. Ни одного сорванного урока —■ таково категорическое тре­ бование недавно принятого поста­ новления ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР о школе. Наступила третья четверть учеб­ ного года, самая большая по време­ ни и обычно самая эффективная по усвоению программ. Необходимо со­ средоточить усилия многих педаго­ гических коллективов на ликвидации пробелов, иначе говоря, на повторе­ нии того, что пройдено в первом по­ лугодии, но многими не усвоено. Нужны буквально чрезвычайные меры. Прежде всего надо найти до- Н о в ы й э т а п в р аб от е ш колы оно и института усовершенствования учителей. Следовательно, столько же и учителей добросовестно и вдумчи­ во трудятся в школах. Ну, а ос­ тальные? Бывает, что учитель забо­ лел. Кому-то подчас недостает опы­ та. Но главное не в этом. Некото­ рые учителя пренебрежительно от­ носятся к требованиям науки и пе­ редовой практики, не соблюдают пе­ дагогическую и методическую дис­ циплину. Учитель Пречистенской школы т. Атаманов опрашивает учащихся по учебнику, сверяя ответ с текстом, затрачивая на это 2/3 урока. Объ­ ясняя новый материал, он по абза­ цам пересказывает учебник, не ис­ пользует на уроках географическую карту. Кодла ему указали на этот недостаток и предложили принести на урок карту, оказалось, что он сам неправильно показывает на ней географические объекты. Как ни странно, т. Атаманов успешно учит­ ся заочно на 5 курсе Липецкого пед­ института. Разумеется, таких учите­ лей у нас единицы, но чем-то похо­ жих на него немало. В постановлении ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР о мерах даль­ нейшего улучшения работы средней прекращать занятия чуть ли не за неделю до каникул. Например, перед последними зимними каникулами в некоторых школах г. Липецка (№АГ° 7, 8, 12, 28, 44 и других) ди­ ректора школ потребовали от учите­ лей выставить четвертные оценки за неделю до конца четверти. Легко догадаться, что ученик, получивший такую оценку, чувствует себя уже на каникулах. Уроки труда, физ­ культуры, рисования и других пред­ метов пошли на декорирование за­ лов и классных комнат, установку и украшение елок. За три—четыре дня до каникул начались утренники, ве­ чера. В последние два дня прово­ дилось по одному—два урока или вовсе ни одного. Короче говоря, все, что следовало делать во время каникул, проводили в учебное вре­ мя. Таким образом, срываются уро­ ки, дезорганизуется целая неделя учебной четверти (а в ней их всего- то семь!). Уроки также срываются бесконеч­ ными вызовами учителей и руково­ дителей школ на семинары (не пе­ дагогические), совещания, собрания, смотры, а дети в это время предо­ ставлены самим себе. Надо решительно покончить с до­ полнительное время в учебном пла­ не для работы над теми предмета­ ми, которые усвоены плохо. Надо продумать систему работы с неус­ певающими на уроках, установить контакт с семьями, взять под общий контроль работу учащихся дома, проследить, как они читают литера­ туру, не предоставлять их самим себе в каникулярное время. Некото­ рые школы для влияния на семьи используют различные формы связи с комиссиями содействия семье и школе, с профсоюзными и партийны­ ми организациями предприятий и уч­ реждений, где работают родители учащихся. Борьба за. каждого ребенка, под­ линная забота о нем, не только его обучение, но и воспитание хорошего человека^—гражданский . и професси­ ональный долг каждого работника просвещения. Плох тот руководи­ тель школы, который тревожится об оценках только в конце четверти или года. О знаниях надо заботиться на протяжении всего учебного года и особенно — в начале каждой чет­ верти. Злободневна и неотложна пробле­ ма ликвидации отставания в учении. Но мы не можем забывать о борьбе^ В елецком совхозе «Солидар­ ность» вошел в строй переобору­ дованный птичник на 24,5 тысячи кур-несушек. НА СНИМКЕ: Анна Егоровна Коростелина и Мария Матвеевна Никифорова в новом птичнике. Фото Ю. Ардашева. за новый способ организации учеб* но-воопитательного процесса. Учи* тельству в ближайшие годы предсто­ ит решить сложнейшую задачу: з сокращенные сроки давать больше знаний. Этого можно достигнуть, ес­ ли искать йути повышения произво­ дительности труда учащихся и учи» телей на уроках. В постановлении ЦК партии Я Совета Министров содержится пря­ мое указание об усилении помощи школе в укреплении материальной базы со стороны предприятий и ор­ ганизаций. В нашей области в этом отношении делается многое: строят­ ся школы, детские сады, интернаты. Но сколько еще у «ас хозяйств, ру­ ководители которых ограничиваются только предоставлением транспорта для подвоза топлива к школам! На о такой «помощи» речь идет в тю- становлении. Есть еще школы, в ко­ торых не хватает даже классных комнат* а ведь ясно всякому, что школа не может больше обходиться без интерната, столовой, спортзала И дома учителей. Исполкомы обяза­ ны установить над каждой школой шефство хозяйственных организа­ ций, Но это шефство не должно сводиться к праздничным поздрав­ лениям, а необходима реальная по­ мощь школе в создании благоприят­ ных условий для воспитания и обу­ чения детей рабочих и колхозников, кстати говоря, работающих, как пра­ вило, на шефствующих предприя­ тиях, в колхозах и совхозах. Неотложного внимания школьных, торговых, медицинских, профсоюз­ ных работников требуют группы С продленным днем. В них воспиты* вается около десяти тысяч детей. Во многих группах плохо организовано питание, медицинское обслуживание, нет помещений для отдыха и игр, занятия однообразны, дети мало бы- ваку на воздухе, не привлекаются средства профорганизаций на содер­ жание детей многосемейных роди­ телей. Постановление ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР о мерах даль­ нейшего улучшения работы средней школы дает неограниченные возмож­ ности работникам просвещения сов­ местно с семьей и всей обществен­ ностью в текущей пятйлетке добить­ ся (вместе с техникумами и учили­ щами) того, чтобы дать полное среднее образование молодежи, под­ нять качество знаний, улучшить эсте­ тическое и физическое воспитание, И. ПОНОМАРЕВ, ааведуищий областным отделом народного образования» V V *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz