Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
9 Л Е Н И Н С К О Е ЗНА' МЯ ТО февраля Ж 7 г., М 35 ( Ж ® Б ОЛЬШЕ семидесяти пяти лет прошло с того времени, ког да на улицах Васильевского острова и потом в длиннейшем ко ридоре Петербургского университе та впервые промелькнула тень скромного 20-летнего юноши, толь ко что приехавшего из далекой волжской провинции. Ничем не отличался тот день от многих дру гих. Смиренно текла Нева меж гранитных стен, свирепо скали лись царские орлы на решетке сада у Зимнего дворца* Как всег да были надменны и спокойны в своих экипажах хозяева города — вельможи, банкиры, заводчики, куп цы. Не было в царской столице ни одной живой души, которая задер жала бы свой взгляд на лице приез жего молодого волжанина. Полгода спустя Владимир Ульянов вновь приехал в Петербург, блестя ще выдержал экстерном экзамен за курс юридического факультета и по лучил диплом первой степени. Он показал, что отлично знает все за коны, определявшие жизнь буржу азного общества. «Толковый при сяжный поверенный получится со временем из этого молодого чело века»,— думали экзаменовавшие его профессора университета. Они не подозревали, что экстерн Владимир Ульянов, так свободно разбиравший ся в тонкостях права финансового и полицейского, торгового и между народного, 27 лет спустя здесь же, в Петрограде, перечеркнет много томный свод законов Российской империи и сформулирует «Деклара цию прав трудящегося и эксплуати руемого народа». Тогда же, в 90-х годах прошлого века, Ленин’ окончательно пересе лился в Петербург. Сотни домов нашего города мож но было бы украсить мраморными досками и начертать на них золо том: «Здесь жил Ленин», «Здесь ра ботал Ленин», «Здесь бывал Ленин». Не было ни одного самого отдален ного района города, куда бы ни за глянул Ильич. Он вел занятия с ра бочими за Невской заставой и в Гавани на окраине Петербургской стороны, и на далекой Охте. Его го лос звучал в заводских корпусах, школах, институтах. Его преследова ли царские полицейские и юнкера Керенского, его бросали в тюрьмы и ссылки, но он неизменно возвра щался в Петроград, как в боевую рубку корабля, откуда хорошо вид ны и плацдарм боя, и расстановка сил. В нашем городе Владимир Ильич написал сотни произведений, здесь он встречался с тысячами передо вых рабочих, здесь проявились его колоссальный организаторский та лант, несгибаемая воля, железная выдержка. Здесь им были воспита ны люди, составившие ядро боль шевистской партии. Рассеивается дымка времени, и нам видится Смольный, ночь на 25 октября. Ленин пришел в ту ночь в штаб восстания. Еще поутру он отослал со своей квартирной хозяй кой письмо в ЦК : «История не про стит промедления революционерам, которые могли победить сегодня и наверняка победят сегодня...» И не есть экспозиции, посвященные штур му Зимнего. Мы видим рабочего, красногвардейца с пулеметной лен той поверх штатского пальто, солда та с винтовкой наперевес и устрем ленного вперед балтийского моряка. И вот они перед нами не на музей ном стенде, не в бронзе, а живые, взволнованные в эти предъюбилей ные дни. Оказывается, не очень уж это много — пятьдесят лет, они совсем не так уж стары, герои Ок тября, наши славные старшие това рищи. Поседели, конечно. Морщины изрезали их лица. С годами пришли и недуги. «Бывает и так, —- шутит старый моряк Ядров,—' подаешь се- вел оживленный разговор с обсту пившими его рабочими. Вместе со своими товарищами слушал речь Ленина столяр Николай Абразумов, солдат, недавно вернув шийся с фронта после тяжелого ра нения, представитель потомственной рабочей династии охтинских порохо- делов Абразумовых. В те дни Николай Абразумов стал членом большевистской партии. Се годня этот старый большевик встре чается с молодежью в музее Вели кой Октябрьской социалистической революции, в филиале музея В. И. Ленина, он совершает со своими* молодыми друзьями экскурсии по Г В А Р Д И Я О К Т Я Б Р Я стал ждать, когда вернется хозяйка квартиры, оделся и ушел! Час за часом можно восстановить в памяти ход тех дней и ночей. Уже были заняты мосты, банк, телефон ная станция, уже телеграф разнес по всей стране весть о том, что власть — в руках Советов. В акто вый зал Смольного пришли сотни делегатов: они приехали в Петро град со всех концов России. Съезд открылся в 10 часов 45 минут ве чера под орудийные выстрелы с Пет ропавловской крепости и с брони рованных палуб «Авроры». Прошло полвека. В Ленинграде встретились старые друзья. Перед ними встало былое. Вновь и вновь звучит: «А помнишь?». Да, в нашем городе, ставшем ко лыбелью революции, еще живут многие участники исторического штурма Зимнего, Как же волнует встреча людей, которые были ря дом в тот день! Кажется, они сошли с картин художников, с драгоцен ных фотографий, запечатлевших для потомков величайшее событие в ис тории нашего народа, в мировой истории. В нашем музее Великой Октябрь ской социалистической революции Экономическая реформа в действии ГОТОВИМСЯ! Наш завод — предприятие с малосерийным характером про изводства. В его номенклатурном плане насчитывается около ВО ти пов принципиально отличающих ся друг от друга машин. Поло вина из них выпускается пар тиями по 10—20 штук в год. Та кая специфика производства в условиях подготовки к переходу на новые условия работы ставит перед техническими службами ряд очень сложных, принципи альных задач. Конструкторам завода, кото рых возглавляет Э, С. Шпринце, предстоит поднять технический уровень всего многообразия но менклатуры машин, проводя одновременно их широкую уни фикацию. В прошлом году эта работа в основном была законче на отделом главного конструкто ра в содружестве с коллективами соответствующих лабораторий от раслевого института. Так, были созданы новые конструкции арте зианских насосов, промышленные испытания которых намечено за вершить в этом году. С 1968 года этими образцами будут заменены устаревшие Новые конструкции насосов найдут самое широкое примене ние. Они будут использованы в различных видах работ, начиная от обводнения пастбищ и пони жения уровня грунтовых вод в сельском хозяйстве до снабжения артезианской водой крупных про мышленных комплексов и боль ших городов. Разработаны спе циальные варианты установок этих насосов с механическим приводом для тропических усло вий. Новые установки, несомнен но, будут пользоваться еще более широким спросом у наших торго вых партнеров за рубежом. Наряду с этим конструкторы завода в прошлом году занима лись отработкой и испытанием системы регулирования для хи мических насосов, сулящей зна чительный экономический эффект. Внедрение этой системы в буду щем году позволит вдвое сокра тить номенклатуру этой группы насосов, до 30 процентов умень шить их трудоемкость. Одновре менно на 25 процентов повыша ется надежность и моторесурс. Не менее важным делом заня ты технологи завода, которыми руководит Д. А. Бендрышев. Ведь запуск в серию новых кон струкций требует большой техно логической подготовки производ ства. В конструкциях артезиан ских насосов нашли широкое при. менение пластические массы и другие новые материалы. Проек тируется участок по изготовле нию деталей из пластмасс мето дами сварки и термообработки. С будущего года у нас начнет ся серийное производство элек тродвигателей для артезианских насосов. От того, как будет тех нологически подготовлено произ водство, зависит успех. Вместе с этим отдел главного технолога продолжает совершенствовать действующие технологические процессы. Ввод новых мощностей позволил уже в этом году про вести более глубокую межцехо вую специализацию. Одновремен но в цехах организуются специа лизированные участки по группо вой обработке деталей, шатунов, плоских клапанов, маслонасосов, ползунов и других. Специализация участков по принципам групповой технологии позволит наиболее эффективно использовать оборудование, при менить унифицированную осна стку, повысить производитель ность труда. Большую роль в технической подготовке завода к работе в новых условиях 1играет и созданное в прошлом году бю ро по научной организации тру да. В 1966 году в цехах были соз даны инициативные группы, дея тельность которых координиро валась бюро НОТ. Кроме того, к разработке комплексных планов НОТ по цехам привлекались со трудники научно-исследователь- ского института. По инициативе творческих групп уже в прошлом году во всех механических цехах были внедрены планы организации ра бочих мест станочников и слеса рей, упорядочены складирование и межоперационная транспорти ровка деталей, перемонтировано некоторое оборудование для соз дания более рациональных усло вий труда. Решаются вопросы освещения, вентиляции. Однако остались еще пробле мы, серьезно волнующие коллек тив, вызывающие тревогу за эф фективность работы в новых ус ловиях. Например, в прошлом году предусматривалось ввести в строй цех и центральную котель ную. Цех достраивался хозяйст венным способом и был сдан в эксплуатацию своевременно. Ко тельную же должен был постро ить подрядчик — Лебедянская передвижная мехколонна треста «Липецксовхозстрой». В мае стро. ительство котельной было «замо рожено», и накакими усилиями не удалось его «оттаять». Государ ственный план капитального строительства оказался сорван ным. Однако новый цех построен и, чтобы работать в нем зимой, надо было решить вопрос с ото плением. И вот для отопления цехов мы вынуждены арендовать паровоз и, установив его напро тив цеха, использовать как ко тельную. Это «новшество», по предварительным подсчетам, при носит заводу около 50 тысяч руб лей прямых убытков. Но иного выхода мы не видим. Кто и как спросит за это с начальника ПМК-288 М. В. Денисова? Надо прямо сказать, что в новых усло виях работать с таким подряд чиком — значит обречь дело на провал. Не менее важной для нас про блемой является вопрос о мате риальной ответственности работ ников научно-исследовательских институтов за выданные проекты. Ведь в прошлом году из-за «не доработок» и «уточнений» в про екте только одной насосной уста новки, разработанной ВНИИгид- ромаш, завод положил в нелик виды более чем на сто тысяч рублей материалов и комплекту ющих изделий, Юбилейный год — год подве дения итогов работы за все 50 лет Советской власти, проверки на шего роста, умения хозяйствовать по-новому. Коллектив нашего за вода это отлично понимает. Он делает все от него зависящее, чтобы приготовить славному юби лею достойный трудовой пода рок. в. к ри в о н о ж к о , главный инженер Лебедянского машиностроительного завода. бе команду: «Полный, вперед!», а мотор не слушается». Однако этого неугомонного человека редко заста нешь дома. На рабочих собраниях многих предприятий в эти дни можно уви деть и другого участника штурма Зимнего Федора Захаровича Евсе ева. Он вступил в партию больше виков в 1904 году. Долго работал на орудийном заводе вместе с М. И. Калининым. В 1917 году был депута том Петроградского Совета—в фев рале, августе и в ноябре. Он неод нократно встречался с Владимиром Ильичем, беседовал с ним, слушал его выступления. На груди Федора Захаровича — орден Ленина. Это признание его революционных и трудовых заслуг. А как стал красногвардейцем и участником штурма Зимнего столяр- модельщик с Охтинского порохо вого завода Николай Абразумов? Рассказывая об этом, Николай Алек сеевич вспоминает первомайский день семнадцатого года. Лагерная поляна Охтинской пехотной коман ды. В тот день Абразумов впервые увидел Ленина. На открытой поляне собрались рабочие пороховых заводов, солдаты, матросы полевого полигона. Над землей чуть возвы шалась сколоченная из ящиков три буна. На митинг прибыли меньше вистские и эсеровские лидеры. Они держались важно, с рабочими не разговаривали, ждали, как артисты- гастролеры, сгоих выступлений. А Владимир Ильич, едва приехав, за- Ленинграду, водит их на Дворцовую площадь через Певческий мост, ко торый начинается за изгибом Мой ки. По этому мосту выходили на площадь, занимали исходное поло жение для, штурма красногвардей цы Выборгской стороны. Тот исторический день хорошо помнит старый моряк Николай Пав лович Ядров. — Двадцать пятое Октября 1917 года. Мы, матросы гвардейского экипажа, направились к Дворцовой площади. На Исаакиевской площади, у гостиницы «Астория», нас остано вили рабочие: «Товарищи моряки, помогите очистить гостиницу от за севших там контрреволюционных офицеров». Мы сразу же приступи ли к этой операции. Офицеры ока зали нам вооруженное сопротивле ние. Один из них попытался застре лить в упор из нагана моего товари ща матроса Каськова. Но Каськов был ловкий матрос, он опередил с>фицера и штыком пригвоздил его к стене. Остальные офицеры сда лись и были арестованы. От «Астории» мы двинулись к Александровскому саду, а человек двадцать пять пошли к зданию теле фонной станции, где засели юнкера. День был сырой, ненастный, небо заволокло. Мы долго стояли, ждали приказа, сигнала к штурму. Со всех сторон Зимний был окружен отря дами рабочих — красногвардейцев, солдат, матросов. На Неве выстрои лись в полной боевой готовности крейсер «Аврора», эсминцы, загра дители. И вот раздался выстрел «Авро ры». Команда: «Вперед!». Наш от ряд рванулся к Дворцовой площа ди, и в эту минуту против нас был открыт огонь: застрочил пулемет, установленный на броневике. Тогда матрос гвардейского экипажа Ми тин подбежал вплотную к броневи ку, бросил под машину связку гра нат. Пулемет умолк, но сраженный вражеской пулей герой упал «а кам ни Дворцовой площади. Мы рванулись вперед и вступили в рукопашную схватку с юнкерами, укрывшимися за баррикадами, сло женными из дров. Одна часть на шего отряда ворвалась в левый подъезд дворца, другая —• проло мив решетку сада, вошла в другой подъезд. Стычки с юнкерами про должались и в залах дворца. Но вскоре боевой пыл юнкеров пропал. Зимний дворец был взят восстав шим народом. ...«С красногвардейской песней мы мысленно шагаем по Питеру». Это строки из письма Иры Ерохиной из заполярного города Североморска, где побывал недавно Николай Пав лович Ядров. Ведут переписку с юными патриотами многих городов здравствующие ныне участники штурма Зимнего — Павел Алексе евич Степанов, Федор Константино вич Бельченков, Иван Васильевич Погодин, Александр Петрович Еф ремов. Из их взволнованных расска зов предстают овеянные славой традиции нашего народа. Они рас сказывают не только о незабывае мых днях Великого Октября, но и сегодняшней жизни трудового Ле нинграда. И ветеранам, и молодым беско нечно дорог весь наш светлый го род: и Нева, несущая свои воды граните и воспетая поэтами, и вели чественные старинные дворцы-му зеи в центре, и дворцы культуры городских окраин, шумный, зали тый огнями Невский и просторные магистрали новых жилых районов ...Ранним утром с вокзалов города уходят грузовые поезда с перво классными станками, машинами, приборами. Поезда мчатся в Моск ву и Владивосток, в Липецк и Свердловск, в Приднепровье и на Волгу, в Сибирь и Казахстан. Неви димыми нитями технического про гресса наш город связан со всеми областями и краями страны. Эстафе ту героев Октября подхватывают нынешние труженики-ленинградцы, Н. КИЖЕВСКИЙ . А. Ленинград. в х о з я й с т в а х Ст а н о вл я н е к о г о н и з к а т о в а р н о с т ь м о л о к а П о ч е м у р а й о н а На дворе лютуют морозы, метет поземка. А на Кирилловской ферме совхоза «Стажювлянский» дела идут своим чередам. Несмотря на бездо рожье, корма доставляются без пе ребоев, Специалисты строго следят за тем. чтобы не нарушались рацио ны. Благодаря правильному кормле нию, здесь и зимой получают высо кие надои молока. Сейчас суточный надой от коровы превышает 6 кило граммов, а передовая доярке Е. Г. Меренкова получает еще больше. • В соревновании за увеличение производства молока хороших успе хов добивается коллектив совхоза «Заря». Ежедневно здесь получают от коровы около 5 килограммов. Почти в два раза выше надои в группах лучших доярок Подхоро- шенской фермы Т. Т. Артемовой и М. П. Сальковой. Основа высокой продуктивности скота —■полноцен ные рационы, хорошие условия со держания скота. Суточный рацион коровы состоит из 2 килограммов сена, 40 килограммов силоса, 3 ки лограммов концентратов. Имельчен- ную и запаренную солому дают вво лю. Отелившиеся коровы получают дополнительно по килограмму вы сокопитательного сена » 10 кило граммов жома. В совхозе заботятся и о повыше нии товарности продукции. Сейчас она составляет 93 процента. На выпойку телят используется искусст венное молоко. Ежедневно готовит ся по 150 кг заменителя. Минувшей осенью соревнование возглавлял коллектив молочното варной фермы колхоза «Ленинский путь». Животноводы успешно выпол нили обязательство. Правление, пар тийная организация постоянно забо тились о хорошем содержании мо лочного скота, осуществляли повсед невный контроль за работой доярок и скотников, заботились о широкой гласности соревнования. Но при шла зима, и о ферме забыли. Соло ма стала основным кормом в рацио не. Да и ее подвозят нерегулярно, не измельчают и не запаривают. По вине зоотехника т. Бирчикова и за ведующей фермой т. Макаровой ко ров запускают на два—три месяца раньше срока. В конце января правление и парт бюро взялись исправлять недостат ки. Был усилен рацион кормле ния коров. Теперь в него входят 8 килограммов соло-мы, 4 *— сена, 15 — силоса, больше килограмма пато ки. Коровы получают концентраты, жом, барду. Состоялся деловой разговор с работниками фермы. Приняты обязательства на юбилей ный год. Хочется опросить замести теля председателя т. Меркулова: почему раньше этого не сделали? Теперь вдвое бы возросли надои. А пока хвалиться нечем. За две декады января прибавка молока от коровы составила лишь 300 граммов. По 600 граммов молока надаива ют от коровы в сельхозартели «Рас свет». На Кличикской ферме, где заведующим т. Карабанов, рацион не такой уж бедный. На корову в сутки приходится 5 килограммов пшеничной соломы, 3—вико-овсяной омеси, 20 —* силоса, 1 — килограмм зернофуража, полкилограмма пато ки. Но этот рацион на бумаге. Корма не доходят до животных. Их расходуют без учета. Поэтому скот худой, истощенный. На Бутырской ферме скот упитан нее. Но молока все равно нет. Да я откуда ему быть? Тут отелилось только две коровы. Поздние отелы в хозяйстве — явление не случай ное. В Кличине и Б.утьгрках запуще на. зоотехническая работа. Зоотех ник т. Ооложенцав не имеет опыта й специальной подготовки. В колхозе имени Лермонтова на даивают молока от коровы на 600 граммов меньше прошлогоднего. Причина — та же. Зимовка скота организована крайне плохо. Бывают случаи, когда на Ревенской ферме по двое суток не кормят и не поят животных. Большие потери продук ции вызваны преждевременным за пусков маточного поголовья. В хо зяйстве не установлен строгий кон троль за содержанием окота. Зоо техник т. Нестерова недобросовест но относится к делу. Неудовлетворительно проходит зи мовка скота в совхозе «Волынский». Директор т. Юрьев и главный зоо техник т. Папин не контролируют работу ферм. У волынцев очень низка товарность молока, много про дукции расходуется на внутрихозяй ственные нужды. За две декады ян варя надоено 270 центнеров, а госу дарству сдано 105. Товарность не превысила и 40 процентов. Беспеч ность в работе к добру не приводит. Даже зимой здесь умудрились ис портить 120 килограммов молока, оно скисло. Колхозы «Россия», имени Кирова, имени Крупской, «Заветы Ленина», «Богатырь», имени Ленина получают продукции больше прошлогоднего. В целом по району суточная прибавка молока от коровы достигла сейчас 600 граммов, а сдача его за послед нюю пятидневку против прошлого года возросла на 19 тонн. Однако темпы производства и заготовок продукции еще очень низки. Вс« колхозы и совхозы имеют возмож ность ежедневно надаивать от ко ровы по 4—5 килограммов молока и отправлять на сливные пункты не менее 16 тонн. Только при этом ус ловии Становлянский район может справиться с квартальным планом, И. ГУБИН, . «об. корр. «Ленинского знамени». В РЕШЕНИЯХ X X III съезда партии и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улуч шения работы средней общеобразо вательной школы» определены за дачи — осуществление всеобщего среднего образования и ликвида ция отставания школы от совре менного уровня науки и техники. Большая армия работников просве щения совместно с родителями, опи раясь на помощь общественности, в первом полугодии нынешнего учеб ного года трудилась над решением этих задач. К началу учебного года были открыты 23 новых средних школы, увеличился прием в девятые классы, расширилась учебная пло щадь, почти в полтора раза перевы полнен план освоения государствен ных капитальных вложений в школь ное строительство. Продолжались творческие поиски наиболее эффек тивных методов и приемов обучения, шире применялись технические средства обучения, совершенствова лись содержание и организация вос питательной работы. В то же время некоторые отделы народного образования и руководи тели школ не выполнили государст венные задания по комплектованию групп с продленным днем, школь ных интернатов, по обучению рабо тающей молодежи, приему в девятые классы. Особенно плохо выполняют ся плановые задания в Усманском, Краснинском, Становлянском райо нах и г. Ельце. Так, например, в Краснинском районе принято в де вятые классы лишь 45 процентов окончивших восьмой класс или на 16 ниже, чем в среднем по области. По группам продленного дня и ох вату веч^ним и заочным образова нием работающей молодежи план выполнен всего наполовину. Все это отрицательно сказывается на работе школ, на результатах обу чения. Фундамент, на котором возводит ся здание всеобщего среднего обра зования, это восьмилетний все обуч. В первом учебном полугодии са мый серьезный недостаток в его осу ществлении допущен в организации учебно-воспитательного процесса. Многие ребята (свыше десяти ты сяч) не усвоили программу. Как показали контрольные работы, свы ше 7 процентов учащихся 3, 4, 5 классов не умеют удовлетворительно читать, а в школах г. Ельца к таким относится 14 процентов пятикласс ников. Законно поставить вопрос пе ред каждым учителем, который учил их с 1 по 4 класс: как это случи лось? Разве не понимают эти препо даватели и руководители школ, что, не научив детей читать бегло и соз нательно, они наглухо закрыли им доступ в следующие классы? На втором месте по числу «прова лившихся» о-е и 6-е классы по ариф метике. Учащиеся слабо владеют рациональными приемами решения задач и техникой вычислений. В де вятых классах на контрольной рабо те по физике в некоторых школах никто из учащихся даже не смог приступить к ее выполнению. В целом более 9/10 учащихся ус пешно справились в декабре сконт рольными работами по текстам обл- общеобразовательной школы указано на необходимость повысить ответст венность учителей и руководителей школ за качество обучения и воспи тания детей. Органы народного об разования обязаны предъявить каж дому учителю, не справляющемуся с обучением детей, хотя бы минимум требований научной организации процесса обучения и добиться их безусловного выполнения. От учите лей, случайно попавших на педаго гическую работу, не любящих детей и не знающих своего предмета, надо решительно освобождаться. Десятки тысяч уроков срываются по вине директоров и при попусти тельстве отделов народного образо вания. Стало буквально традицией ними явлениями. Учебный плац и программы должны выполняться полностью по всем предметам и все ми учителями. Ни одного сорванного урока —■ таково категорическое тре бование недавно принятого поста новления ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР о школе. Наступила третья четверть учеб ного года, самая большая по време ни и обычно самая эффективная по усвоению программ. Необходимо со средоточить усилия многих педаго гических коллективов на ликвидации пробелов, иначе говоря, на повторе нии того, что пройдено в первом по лугодии, но многими не усвоено. Нужны буквально чрезвычайные меры. Прежде всего надо найти до- Н о в ы й э т а п в р аб от е ш колы оно и института усовершенствования учителей. Следовательно, столько же и учителей добросовестно и вдумчи во трудятся в школах. Ну, а ос тальные? Бывает, что учитель забо лел. Кому-то подчас недостает опы та. Но главное не в этом. Некото рые учителя пренебрежительно от носятся к требованиям науки и пе редовой практики, не соблюдают пе дагогическую и методическую дис циплину. Учитель Пречистенской школы т. Атаманов опрашивает учащихся по учебнику, сверяя ответ с текстом, затрачивая на это 2/3 урока. Объ ясняя новый материал, он по абза цам пересказывает учебник, не ис пользует на уроках географическую карту. Кодла ему указали на этот недостаток и предложили принести на урок карту, оказалось, что он сам неправильно показывает на ней географические объекты. Как ни странно, т. Атаманов успешно учит ся заочно на 5 курсе Липецкого пед института. Разумеется, таких учите лей у нас единицы, но чем-то похо жих на него немало. В постановлении ЦК КПСС и Со вета Министров СССР о мерах даль нейшего улучшения работы средней прекращать занятия чуть ли не за неделю до каникул. Например, перед последними зимними каникулами в некоторых школах г. Липецка (№АГ° 7, 8, 12, 28, 44 и других) ди ректора школ потребовали от учите лей выставить четвертные оценки за неделю до конца четверти. Легко догадаться, что ученик, получивший такую оценку, чувствует себя уже на каникулах. Уроки труда, физ культуры, рисования и других пред метов пошли на декорирование за лов и классных комнат, установку и украшение елок. За три—четыре дня до каникул начались утренники, ве чера. В последние два дня прово дилось по одному—два урока или вовсе ни одного. Короче говоря, все, что следовало делать во время каникул, проводили в учебное вре мя. Таким образом, срываются уро ки, дезорганизуется целая неделя учебной четверти (а в ней их всего- то семь!). Уроки также срываются бесконеч ными вызовами учителей и руково дителей школ на семинары (не пе дагогические), совещания, собрания, смотры, а дети в это время предо ставлены самим себе. Надо решительно покончить с до полнительное время в учебном пла не для работы над теми предмета ми, которые усвоены плохо. Надо продумать систему работы с неус певающими на уроках, установить контакт с семьями, взять под общий контроль работу учащихся дома, проследить, как они читают литера туру, не предоставлять их самим себе в каникулярное время. Некото рые школы для влияния на семьи используют различные формы связи с комиссиями содействия семье и школе, с профсоюзными и партийны ми организациями предприятий и уч реждений, где работают родители учащихся. Борьба за. каждого ребенка, под линная забота о нем, не только его обучение, но и воспитание хорошего человека^—гражданский . и професси ональный долг каждого работника просвещения. Плох тот руководи тель школы, который тревожится об оценках только в конце четверти или года. О знаниях надо заботиться на протяжении всего учебного года и особенно — в начале каждой чет верти. Злободневна и неотложна пробле ма ликвидации отставания в учении. Но мы не можем забывать о борьбе^ В елецком совхозе «Солидар ность» вошел в строй переобору дованный птичник на 24,5 тысячи кур-несушек. НА СНИМКЕ: Анна Егоровна Коростелина и Мария Матвеевна Никифорова в новом птичнике. Фото Ю. Ардашева. за новый способ организации учеб* но-воопитательного процесса. Учи* тельству в ближайшие годы предсто ит решить сложнейшую задачу: з сокращенные сроки давать больше знаний. Этого можно достигнуть, ес ли искать йути повышения произво дительности труда учащихся и учи» телей на уроках. В постановлении ЦК партии Я Совета Министров содержится пря мое указание об усилении помощи школе в укреплении материальной базы со стороны предприятий и ор ганизаций. В нашей области в этом отношении делается многое: строят ся школы, детские сады, интернаты. Но сколько еще у «ас хозяйств, ру ководители которых ограничиваются только предоставлением транспорта для подвоза топлива к школам! На о такой «помощи» речь идет в тю- становлении. Есть еще школы, в ко торых не хватает даже классных комнат* а ведь ясно всякому, что школа не может больше обходиться без интерната, столовой, спортзала И дома учителей. Исполкомы обяза ны установить над каждой школой шефство хозяйственных организа ций, Но это шефство не должно сводиться к праздничным поздрав лениям, а необходима реальная по мощь школе в создании благоприят ных условий для воспитания и обу чения детей рабочих и колхозников, кстати говоря, работающих, как пра вило, на шефствующих предприя тиях, в колхозах и совхозах. Неотложного внимания школьных, торговых, медицинских, профсоюз ных работников требуют группы С продленным днем. В них воспиты* вается около десяти тысяч детей. Во многих группах плохо организовано питание, медицинское обслуживание, нет помещений для отдыха и игр, занятия однообразны, дети мало бы- ваку на воздухе, не привлекаются средства профорганизаций на содер жание детей многосемейных роди телей. Постановление ЦК КПСС и Сове та Министров СССР о мерах даль нейшего улучшения работы средней школы дает неограниченные возмож ности работникам просвещения сов местно с семьей и всей обществен ностью в текущей пятйлетке добить ся (вместе с техникумами и учили щами) того, чтобы дать полное среднее образование молодежи, под нять качество знаний, улучшить эсте тическое и физическое воспитание, И. ПОНОМАРЕВ, ааведуищий областным отделом народного образования» V V *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz