Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

2 7 декабря 1967 г., >Г* 301 (11948* Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ' п Ч птзтгпт НАВ С ТРЕЧУ II О Б Л А С Т Н О М У СЪЕЗДУ ПО КОММУНИ С ТИЧЕС КОМУ ВО С ПИТАНИЮ Ч Т О М О Г У Т С Т А Р Ш И Е «Ну и молодежь нынче пошла у нас !» —- нередко с горечью заме­ чает кто-то из представителей стар­ шего поколения. Однако дальше этого замечания многие не идут, за­ бывая, что развитие молодежи не стихийный процесс, что старшие многое могут сделать. Подходят к юношам и девушкам с меркой взрослого, зрелого человека. Никак не хотят считаться с тем, что мо­ лодые люди, находясь в состоянии духовного формирования, могут подчас допускать ошибки. И дело вовсе не в испорченности нравов молодых людей, просто у них еще нет до конца сложившихся взглядов на окружающий мир, твердых убеждений и принципов личного по­ ведения. Однажды я отвел руку подростка, пытавшегося сорвать ветку молодой березки, и сказал: — Зачем ты это делаешь? — А ведь ей же не больно, — неожиданно ответил он. Мы погово­ рили по душам, и мальчик не знал, куда деть первую веточку березы, которую он успел сорвать, да и на березку смотрел совсем иными гла­ зами. Этой осенью меня поразила одна сцена. ...Я возвращался домой в полу­ пустом трамвае. В трамвай вошли юноша с букетом живых цветов в руках и миловидная девушка. Сели и заворковали о чем-то, ведомой им Одним. Проехали одну останов­ ку. На второй — юноша встал и ме­ стом пригласил девушку выйти. Она что-то сказала и продолжала сидеть. Трамвай тронулся. Молодой человек раздраженно продолжал говорить, обратив на себя внимание пассажи­ ров. Девушка встала и пересела на другое место. Мы подъехали к третьей остановке. Неожиданно мо­ лодой человек подбежал к девуш­ ке и, бросив ей в лицо букет, вы­ бежал из трамвая. Девушка сму­ щенно сжалась, капли слез скати­ лись по пылающим щекам. Еще А. С. Макаренко не раз го­ ворил, что «нужно учить молодежь любви». Неведение никогда не слу­ жит гарантией чистоты. Научить же молодого человека любить — это значит научить владеть собой, на­ учить уважать девушку. Я говорю «научить». Но как? «Го­ товых убеждений нельзя ни выпро­ сить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выраба­ тывать процессом собственного мышления», говорил великий рус­ ский критик Дмитрий Иванович Пи­ сарев. Надо суметь помочь молодежи вырабатывать собственные правиль­ ные убеждения! Причем к этим убеждениям наша молодежь прихо­ дит подчас иными путями, нежели старшее поколение. Что же в этом направлении де­ лается в нашем городе? Есть ли интересные, достойные подражания примеры? Хорошим средством удовлетворе­ ния интеллектуальных запросов молодежи являются воскресные школы для старшеклассников, орга­ низованные первичной организацией общества «Знание» Липецкого пе­ дагогического института. Работают три воскресные школы: юных исто­ риков, юных лингвистов и любите­ лей литературы. Занятия проводят­ ся два раза в месяц по воскресным дням. В декабре состоялось открытие школы юных историков. Руководи­ тель ее, ассистент пединститута А. И. Борозняк познакомил слуша­ телей с планом работы, в котором намечены очень интересные темы, например, такие: «Город, в котором мы живем», «Советский историче­ ский роман», «Письменные памят­ ники средневековой Руси», «Совре­ менная Индия», «Кубинская револю­ ция», «Берлин в мае 1945 года», «Италия. Памятники культуры» и другие. Занятие открыла доцент пединститута Н. И. Соколова, поде­ лившаяся личными впечатлениями о поездке в этом году в Италию. Третий год работают школы юных лингвистов и литераторов. Некото­ рые учащиеся старших классов по­ сещают занятия двух школ, отдавая часы воскресного досуга любимому занятию. Этот факт говорит о боль­ шом интересе, который вызван воскресными школами у учащихся старших классов. ' С января 1968 года первичная ор­ ганизация общества «Знание» фи­ лиала института стали открывает две воскресные школы для старшеклас­ сников — юных химиков и юных физиков. Большое значение в коммунисти­ ческом воспитании нашей молодежи имеют факультеты общественных профессий народных университетов, которые дают не только знания, но и организуют творческую деятель­ ность юношей и девушек. В Ли­ пецке есть два факультета общест­ венных профессий для молодежи. Первый — для студентов машино­ строительного техникума. Здесь работает третий год факультет юных пропагандистов научного атеизма, который посещают 32 студента. За­ нятия проводятся два раза в месяц. В учебном плане предусмотрены теоретические темы, семинары, консультации, вечера вопросов и ответов, практические работы. В ян­ варе 1968 года будет проведен первый выпуск слушателей. Каждый написал 1—2 доклада и беседы на антирелигиозные темы, с которыми выступали в молодежных рабочих общежитиях. Другой городской факультет об­ щественных профессий шестой год работает при педагогическом инсти­ туте и имеет пять отделений: лек- торов-атеистов, лекторов-междуна- родников, лекторов по истории КПСС, лекторов по вопросам педа­ гогической пропаганды и лекторов по вопросам современной советской литературы. Отделениями руководят преподаватели пединститута. Занятия проводятся еженедельно в течение академического ГЪда. За время су­ ществования факультета проведено пять выпусков по всем отделениям. Для окончивших факультет в теку­ щем году организована одногодич­ ная школа лекторского мастерства. Молодые лекторы пединститута, сту­ денты-старшекурсники за последние два месяца разработали свыше 30 лекций на актуальные темы, напри­ мер: «М. Горький в Липецкой обла ского», «О роли родителей в вос­ питании детей». Студенты выступают перед рабочими в молодежных об­ щежитиях, родителями, работниками сельского хозяйства колхозов и совхозов области. Сочетание теоре­ тической учебы с творческой про­ пагандистской деятельностью сту­ дентов является сильнейшим воспи­ тательным фактором. «Научиться ком­ мунизму» — та: кую задачу вы­ двинул В. И. Ле­ нин перед моло­ дым поколением, выступая на 111 съезде комсомола 1920 году. Эту учебу великий вождь связывал с борьбой за хо зяйственное возрождение страны, за строительство социализма, культур ное и политическое воспитание са­ мого труженика, В ноябре при филиале института стали начала работать двухгодичная школа лекторов-международников для студентов института — буду­ щих инженеров, командиров произ­ водства. Школу посещают 42 студен та. Руководит ею опытный между­ народник, кандидат исторических наук В. Д. Спирков.» Занятия прово дятся дважды в месяц.. Городская организация общества «Знание», совместно с кафедрой педагогики института и кафедрами философии филиала института стали, пединститута и Домом санпросве- щения со второго учебного полуго­ дия организует для старшеклассни­ ков города при дворцах и домах культуры молодежные семинары по вопросам коммунистического вос­ питания. На этих семинарах будут проведены тематические циклы вечеров, в том числе цикл, посвя­ щенный проблемам полового воспи­ тания. В работе над этим циклом вечеров принимают участие педаго­ ги, врачи, юристы, литераторы и родители. Мы рассказали о некоторых фор­ мах работы с молодежью, получив­ ших признание в нашем городе. Правильно проводить воспитатель­ ную работу с молодежью—большое искусство. Этому искусству необхо­ димо учить и учиться. В, ЕВДОКИМОВ, ответственный секретарь Липецкой городской организации общества «Знание». К АЖ ДЫ Й урок должен воспи­ тывать. Особое значение име­ ет воспитание учащихся на революционных, боевых и тру­ довых традициях советских лю­ дей. При этом обязательной является опора на местный материал. Однако местный материал в готовом виде школе не дается. Его надо собирать. Вот почему педагогический коллек­ тив 12-й Тербунской средней школы в последние годы придает большое зна­ чение краеведческой работе. Только в 1966 и 1967 гг. было совершено более 50 походов и экскурсий по родному .краю. Собранный по крупицам материал учителя используют на уроках и во внеурочное время. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателям общественных наук К- И. Погорель­ ских и М. С. Шевелеву. При изучении темы «Россия в на­ чале X IX века. Отечественная война 1812 г. и ее историческое значение» т. Погорельских сообщила ученикам, что в составе армии Багратиона сра­ жался Елецкий пехотный полк, а наше село входило в состав Елецкого уез­ да. Жители уезда дали армии 3.289 полушубков, 3.280 пар сапог, около 10 тысяч пудов сухарей, 222.480 рублей деньгами. За участие в войне 343 ельчаница, из них 85 женщин, были награждены орденами и медалями. Говоря о народничестве 70-х и на­ чала 80-х годов, учительница отмеча­ ет, что с деятельностью народников связан и наш Липецкий край. Они не раз проводили свои встречи в Л и ­ пецке. Рабочее движение 60—80-х гг. и распространение марксизма в России неразрывно связано с деятельностью нашего земляка Г. В. Плеханова— выдающегося пропагандиста марк­ сизма. Изучение революции 1905—1*07 г г . увязывается с событиями в нашем крае. В школьном музее хранится фотография жителя Тербунского рай­ она, судового механика броненосца «Пантелеймон» (бывший «Потем­ кин»), участника второго восста­ ния на корабле. Учащимся сообщает­ ся и тот факт, что в 1905— 1907 гг. на окраине соседнего села Бурдино про­ ходили тайные сходки революционно настроенных крестьян. Школьники узнали и о том, что в 1907 г. в церк­ ви с. 2-е Тербуны распространялись листовки антиправительственного со­ держания. На уроках истории используются записанные на пленку беседы с пред­ ставителями старших поколений: мо- ряком-балтийцем, участником рево­ люции и гражданской войны М.. П. Мячиным, организатором комбедов в Тербунской волости, уроженцем г. Ельца т. Дегтевым, участниками гражданской войны, нашими земля­ ками тт. Астафьевым, Ульшиным и др. В школе побывали первые комму­ нисты и комсомольцы села, организа­ торы Советской власти тт. Н. Н. Астафьев, Ф. Я- Володин, В. Т. Воло­ дин. Не могут не вызвать чувства гор­ дости у учащихся данные об иЗме- Учителя математики М. И. Резни­ кова, 3. Г. Бельских и другие решают задачи, построенные на конкретном местном материале. Вот одна из них: «В колхозе «Россия» работают два передовых механизатора — М. И, Двойкин и В. И. Лесников. Первый на тракторе ДТ-54 вспахал 1.400 га. при норме 1000 га, а второй—1.450 га. На сколько процентов перевыпол­ нили задание тт. Двойкин и Лесни­ ков?». На уроках физики изучается Ле­ нинский план ГОЭЛРО. Члены физи­ ческого кружка изготовили для школьного музея В. И. Ленина элек- С О Б Р А Н О ПО К Р У П И Ц А М нениях облика родного села за годы Советской власти. Особое место в воспитательной ра­ боте на уроках и во внеурочное вре­ мя занимают материалы о Великой Отечественной войне. Дело в том, что в наших местах сражения проходили около полугола. Три месяца вела бои с гитлеровцами Башкирская кавале­ рийская дивизия. Здесь сражались й воины 1-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии, сформированной после гражданской войны из полков Пархоменко и Щорса. В ее составе получили боевое крещение на тербун­ ской земле воронежские доброволь­ цы. Из воспоминаний участников бо­ ев, личных встреч, архивных данных собран богатый материал о героизме воинов Советской Армии, сражавших­ ся на территории района. Собрали школьники и данные о пяти, земля­ ках—Героях. Советского Союза. Все эти материалы экспонируются в школьном музее боевой славы и ис­ пользуются в учебно-воспитательной работе. Учителя русского языка ДО. М. Мас­ лова, В. Р. Белова и другие предла­ гают ребятам писать сочинения-ми­ ниатюры о передовых людях колхоза «Верный путь», и это оказывает на учащихся определенное воспитатель­ ное воздействие. ________ у__________________________ трифицированную карту по этому плану. Учителя' географии К- П. Гавшина, П. В. Шевелева используют данные об экономике и природе наших мест в процессе прохождения соответствую­ щего программного материала. Работа по воспитанию учащихся на уроке оказывает влияние на выбор ими жизненного пути. Многие из вы­ пускников остаются в своем селе. Почти все кадры среднего звена сов­ хоза «Красный Октябрь»—бывшие выпускники нашей «школы, причем многие из них начинали свой трудо­ вой путь прямо со школьной скамьи, а затем учились заочно. Однако сделанное—лишь первые шаги. Мы еще не решили проблему второгодничества. Нередки разного рода нарушения правил поведения, Поэтому мы стремимся так совер­ шенствовать свою работу, чтобы до- хОДить до каждого ученика, знать его сильные и слабые стороны, инте­ ресы и наклонности, вовлекать каж ­ дого школьника в общественно-по­ лезные дела. Ведь только в труде, в практических делах формируется и проявляется советский человек. И. КОЛПАКОВ, директор 2-й Тербунской средней школы. сти», «Октябрь в поэзии Маяков- и 1111Ш 11Ш 1111111! 1! и 11111)»1и | 11Ш 1Ш М 1Ш 11И Ш Ш Ш 1Ш 111111Н 1Ц1Ш 1111| 1Ш Ш 11Ш | | | | | 1| 1| | | 11з п [ЕРЕД СТОЛОМ секретаря ко­ миссии по делам несовершен-1 нолетних сидит мужчина. —* Значит, ваше решение оконча­ тельно, Куприн? — спрашивает его секретарь комиссии Галина Воро-* кина. Тот, кого назвали Куприным, с не­ приязнью смотрит на мальчика лет одиннадцати, и цедит сквозь зубы: — Чем скорее вы его заберете от меня, тем лучше для нас обоих, —• Но это же ваш сын! Я не по­ нимаю, как можно отказываться от собственного сына? — Сын? Был у меня сын. Остав­ лял я его не таким. А с этим,—муж* чина кивает на мальчишку, — я уже не справлюсь. Кто его таким сделал, тот пусть и воспитывает. Отдавайте в детдом, или куда хотите. Мне он не нужен. Эти слова не производят на маль­ чика никакого впечатления. Он рав­ нодушно смотрит в оторону застыв­ шим безучастным взглядом. — Н у что же. Ребенка мы у вас заберем. Его воспитает государство. Будем ходатайствовать перед судом о лишении вас родительских прав. Через несколько дней проведем засе­ дание комиссии по делам несовер­ шеннолетних. Вам придется побыть на нем. А теперь вы свободны, К уп ­ рин. Отец и сын встают одновременно. Вместе они сходят по ступенькам во двор. Здесь их пути расходятся. Мужчина молча сворачивает в од­ ну сторону, мальчик в другую. Че­ рез несколько шагов парнишка ос­ танавливается и долго смотрит вслед удаляющемуся отцу. «..Семь лет назад, после крупной ссоры с матерью, отец ушел из до­ му. Чтобы не бередить детское серд­ це, мать Вовки Прасковья Констан­ тиновна сказала> что он уехал по делам, но скоро вернется. И мальчик ждал... Время шло. Вовка поступил в школу. Прасковья Константиновна работала на заводе. Заработка на двоих хватало. Жили они дружно. И вдруг мать объявила о своем ре­ шении выйти замуж. Так в доме по­ явился отчим. Его приход Вовка встретил настороженно. Называл дя­ дей. Отчим тоже не старался нала­ дить отношения с пасынком. Рабо­ тал он водителем такси и прилично зарабатывал. А это, он считал, да­ вало ему право быть полноправным хозяином в доме. Когда ему слиш­ ком надоедали недружелюбные взгляды пасынка, он выпроваживал его на улицу. Прасковья Константи­ новна во всем потакала новому му­ жу. Вовка дома бывал мало. Придя из школы, он отправлялся к товарищам и иногда оставался у них ночевать. Домой его не тянуло. Прасковью Константиновну это не беспокоило. Однажды ей сообщили из школы, что Вовка пропускает занятия. — Смотри у меня! — пригрозила она сыну. Но в школу не пошла. Ч У Ж О Й 111111111111111Ш1Ш111К111ГШ1111111111Е Потом пришла повестка из мили­ ции, извещавшая, что Вовка уличен в краже. На этот раз пришлось вы­ держать бурное объяснение в рай­ отделе. Вовку отпустили, но мать строго предупредили, чтобы она сле­ дила за сыном. Дома Вовку наказа­ ли. Но после этого, в сущности, н и \ чего не изменилось. Вовка покидал дом, когда ему хо­ телось. За первой кражей последо­ вала вторая, третья... Отчим, до этого смотревший на его проделки сквозь пальцы, взор­ вался: — Чтобы духу его здесь не было. Хватит с тебя, Прасковья! Восемь лет с ним мучаешься. Отправь к от­ цу. Пусть он с ним горя хлебнет Довесок мне твой не нужен. Так из Комсомольска Вовка попал в Долгоруково. Отец работал здесь в комбинате бытового обслуживания столяром. Он был женат. Вовка об­ радовался, что, наконец, будет иметь свой угол, и его никто не заставит слушать упреки отчима. Евгений Фи­ липпович сам ездил встречать сына в Москву. Он хотел удивить Вовку добросердечностью и обилием родительских чувств. Вот, дескать, мать отказалась, а я взял« Первое время Вовке на новом ме­ сте жилось неплохо. Но скоро все круто изменилось. То ли отцу надо­ ело козырять мнимой добротой, то ли он понял, что воспитывать пар­ нишку дело нелегкое, но скоро ему сын наскучил. Он отправил Воло­ дю к матери, переехавшей в Гомель, уплатив проводнице 5 рублей (поз­ же он не раз козырял этим «гуман­ ным» поступком). Но спустя несколь­ ко дней, мальчик возвратился об­ ратно. Когда его спросили, почему он так сделал, Володя ответил: — А какая разница? Матери с от­ чимом я так же нужен, как н отцу. Посмотрел: город большой, на вок­ зале всех кто-то встречает, а я ни­ кому не нужен. Вот и вернулся. Возвращение Вовки отец.и мачеха встретили в штыки. Куприн-старшин, не откладывая дело в долгий ящик, отводит мальчика в милицию, слезно умоляет отправить его в детский дом. При этом он не упустил случая вспомнить прошлое сына. После бесплодных попыток разбудить в че­ ловеке отцовские чувства, из районо запросили направление в Чернавский детский дом. По вечерам отец часто приходил пьяным и выгонял Вовку из дому. Мальчик ночевал на вокзале, в транс­ форматорной будке возле школы. Кормился подаяниями соседей. Ски­ таясь по сараям, заболел. Но даже в этот критический момент двери от­ цовского дома для него остались закрытыми. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ { ОТДЕЛОМ ШКОЛ ^ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ” | Мальчика приютила мать двух де­ тей, работница совхоза имени Ти­ мирязева. У нее Володя впервые уз­ нал, что такое родительская ласка. Но скоро наступило расставание. Пришло направление в детский дом. Со слезами на глазах мальчик про­ щался с женщиной, заменившей ему мать. По пути в Чернаву члены комис­ сии по делам несовершеннолетних заехали к Куприну-старшему за ве­ щами Володи. Отец встретил сына словами: —- Дождался, что на машине во­ зить стали! У... сволота. Несколько дней спустя Володя Куприн сбежал из детского дома и приехал в Долгоруково. Но он не вернулся к отцу, а пошел к тете Га­ ле. Вот и вся история. На счету одий- надцатилетнего паренька уже семь мелких преступлений. Виновники падения Володй—Пра­ сковья Константиновна и Евгений Филиппович Куприны теперь могут жить спокойно. Им не помешает сын. Его воспитает государство. Но бу­ дет ли спокойной их совесть? И. БАБЕНКО, следователь Долгоруковской прокуратуры. И. ПЕРЕКРЕСТОВ, сотрудник газеты «Путь к коммунизму». п ОЧЕМУ еще много второгод­ ников? Почему существует детская преступность? Конеч­ но, можно ответить: плохо работает Школа, не контролируют родители, дети в некоторых семьях остаются безнадзорными или они избалованы родителями. Все это будет верно, но если не пойти дальше констатации этих известных истин, отрицательные факты так и останутся в нашей жиз­ ни. На конференции Правобережного района, посвященной проблемам ком­ мунистического воспитания, говорили о таких фактах. Но сказать, что на них, на нерешенном и трудном, было сосредоточено главное внимание, вряд ли можно. В Докладе, с кото­ рым выступил первый секретарь рай­ кома КПСС т. Васильков, речь шла о том, что школы района ведут рабо­ ту по сохранению контингента учащихся, подготавливая этим са- м|ым условия для перехода ко все­ общему среднему образованию, что в минувшем году около 9 тысяч уча­ щихся получили только хорошие 'и отличные оценки, а успеваемость по району составила 97 процентов. Приводились факты хорошей воспи­ тательной работы (школы №№ 3, 19), шефства предприятий над шко­ лами (завод «Свободный сокол» и школа № 3). Все это приятные итоги, которые не могут не радовать.. Видно, что школы и общественность прилагают усилия к тому, чтобы росли наши дети настоящими людьми. Пришлось немало выслушать и плохого. 700 человек в прошлом учебном .году оставлено на второй год. Фактов детской преступности, родительской безответственности то­ же приводилось в докладе достаточ­ но. Но анализу их, особенно отри­ цательных, докладчик уделил мень­ шее внимание. Доклад отличался многотемностью в ущерб глубине по­ становки наиболее важных проблем. Б о л ьш о й р а з г о в о р о з а д а ч а х шк олы , семьи , о б щ е с т в е н н о с т и Так, о второгодниках говорится буквально следующее: «Причина не­ успеваемости этих школьников сви­ детельствует о том, что они в сво­ ем большинстве не желают учиться, а школа вместе с семьей не оказы­ вает должного внимания этому во­ просу. Между тем, в ряде случаев педколлективы строят свою воспита­ тельную работу без учета этих важ­ нейших обстоятельств». Вот и всё о сложнейшей проблеме, которой шко­ лы, можрт быть,, «оказывают долж­ ное внимание», но все же еще не могут найти пути ее решения. «Отдельные партийные и комсо­ мольские организации вопросы вос­ питания считают второстепенными, робко вмешиваются в дела неблаго­ получных семей, где родители по- настоящему не занимаются воспита­ нием своих детей или своим непра­ вильным поведением влияют на них». К сожалению, этой фразой ограничивается' постановка важней­ шего вопроса «парторганизации и воспитание». Недостаточную проблёмность до­ клада компенсировал ряд выступ­ лений в прениях. Директор средней школы рабочей молодежи № (3 т. Артюшина говорила о трудностях воспитания подростков, которые приходят в вечернюю школу. Со многими из них не справилась мас­ совая школа, так и не приучив их к дисциплине и труду. Достаточно сказать, что восемьдесят из трехсот учащихся, пришедших в нынешнем учебном году в школу рабочей мо­ лодежи Л» 6, сделали это после то­ го, как не выдержали осенних пере- ч \ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ экзаменовок. Они работают, получа­ ют деньги, считают себя взрослыми, ведут себя независимо, а как сле­ дует войти в производственные кол­ лективы еще не успели, учиться им без отрыва от производства еще труднее. Отсюда отсев, пренебрежи­ тельное отношение к учителям, к школе и т. д. В сентябре классы бывают полными, в октябре пустеют. Благодаря усилиям учителей многих «отсеявшихся» удается вернуть к учебе, но далеко не всех. А партий­ ные, профсоюзные организации даже таких предприятий, как Студеноз- ское рудоуправление и механический завод, с которыми эта школа под­ держивает связь, ей не помогают. Тов. Артюшина говорила о том, что на предприятиях должна быть со­ здана такая система повышения ква­ лификации кадров, при которой не повышать свое общее образование будет невозможным. О том, что проблема работающего подростка (И даже окончившего школу, но предоставленного самому себе) важна, говорил председатель районного суда т. Борисенок: про­ цент правонарушений среди этой категории высок. Интересным, хорошо аргументиро­ ванным было выступление кандида­ та педагогических наук т. Шмако­ ва. Он заявил, что если на уроке учитель вооружен точными знания­ ми предмета и методики, то во внеклассной работе, вне урока по­ следний действует больше на основе интуиции и жизненного опыта. Дет­ ский интерес — важнейшее условие, которое необходимо учитывать в воспитательной работе. Но дело не только в том, чтобы удовлетво­ рить этот конкретный частный интерес, сколь­ ко в том, чтобы с его помощью добиваться до­ стижения главных целей воспитания. А подчас ни родители, ни учителя не знают, что же владеет умом и серд­ цем ребенка. Тов. Шмаков привел пример твор­ ческого подхода учителей к обыч­ ным, казалось бы, моментам воспи­ тательной работы и организации об­ щественного труда. При опросе большого количества учащихся — на вопрос, какое из мероприятий им больше всего запомнилось, в девя­ той школе ответили: не КВН , не «Огонек», не другие развлекательные вечера, а политинформация. Потому что в этой школе она перестала быть дежурным скучным делом. Здесь используют кинохронику, при­ глашают выступить людей, побывав­ ших за границей, и т. д. А в школе № 3 группа учащихся на этот вопрос ответила так: «Совместный воскрес­ ник с рабочими: было интересно вместе работать». Важные проблемы нравственного воспитания поднял в своем выступлении директор школы № 3 т. Путилин. Уважение к труду, Надо дать детям возможность со­ зидать. Это поднимает их, они гор­ дятся плодами своих рук. Основы трудолюбия закладываются в семье. В этой связи очень важно воспитать у ребенка уважение к труду матери, который он наблюдает с самого раннего возраста. Ведь уважение к людям труда, к старшим начинается с уважения к матери, к ее труду. Наметилась на конференции еще одна важная проблема: контроль старших за детьми и самостоятель­ ность. Перед делегатами конферен­ ции выступила группа членов зна­ менитого клуба «Неунывак». Они рассказали об истории создания клуба, о многокилометровых похо­ дах, о поисках героев. В их рас­ сказах сильно прозвучал тезис: са­ мостоятельность порождает инициа­ тиву и чувство ответственности. К сожалению, на конференции ма­ ло говорилось о воспитании студен­ тов техникумов и вузов. А ВОЛНИН. В Ц А Р С Т В Е М А Т Е М А Т И К И Интересный вечер состоялся в Плехановской средней школе Он был посвящен 175-летию со дня рождения великого русского математика Николая Ивановича Л о ­ бачевского. В сельскую школу на этот вечер были приглашены учи­ теля и учащиеся из соседних Бутырской и Головщин- ской школ, а также из некоторых школ ЛипеЦка и Гря­ зей. С докладом выступила староста математического кружка Лидия Рощупкина. Математика властвовала здесь безраздельно: не только решали задачи, но даже частушки распевали математи­ ческие, стихи читали, посвящённые этой точной науке* • Л . КОБЗЕВА. В Липецком педагогическом Хорошо поставлена общественная работа в Липецком государственном педагогическом институте. Сотни студентов занимаются на факультете общественных профессий, в клубе «Радуга», участвуют в литературных дискуссиях. В пединституте считают, что будущий учи­ тель должен быть не только хорошим педагогом, но и хорошим общественником. На верхнем снимке справа заседает актив клуба «Радуга», Татьяна Тарина, Тамара Жукова и Сергей Воробьев обсуждают план студенческого новогоднего вечера/ Институтские спортсмены—одни из сильнейших в области. Здесь много разрядников, ма­ стеров спорта. На снимке внизу: тренировка сборной команды института. Верхний снимок слева сделан на занятии танцевального кружка. Студентки первого кур­ са литфака разучивают новый танец. Этот кружок, так же, как драматический, хоровой, лекторский и многие другие, объединяет факультет общественных профессий. Знания, полу­ ченные в кружках, помогают студентам вести внеклассные занятия в школах. Фото Ю. Ардашева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz