Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
2 7 декабря 1967 г., >Г* 301 (11948* Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ' п Ч птзтгпт НАВ С ТРЕЧУ II О Б Л А С Т Н О М У СЪЕЗДУ ПО КОММУНИ С ТИЧЕС КОМУ ВО С ПИТАНИЮ Ч Т О М О Г У Т С Т А Р Ш И Е «Ну и молодежь нынче пошла у нас !» —- нередко с горечью заме чает кто-то из представителей стар шего поколения. Однако дальше этого замечания многие не идут, за бывая, что развитие молодежи не стихийный процесс, что старшие многое могут сделать. Подходят к юношам и девушкам с меркой взрослого, зрелого человека. Никак не хотят считаться с тем, что мо лодые люди, находясь в состоянии духовного формирования, могут подчас допускать ошибки. И дело вовсе не в испорченности нравов молодых людей, просто у них еще нет до конца сложившихся взглядов на окружающий мир, твердых убеждений и принципов личного по ведения. Однажды я отвел руку подростка, пытавшегося сорвать ветку молодой березки, и сказал: — Зачем ты это делаешь? — А ведь ей же не больно, — неожиданно ответил он. Мы погово рили по душам, и мальчик не знал, куда деть первую веточку березы, которую он успел сорвать, да и на березку смотрел совсем иными гла зами. Этой осенью меня поразила одна сцена. ...Я возвращался домой в полу пустом трамвае. В трамвай вошли юноша с букетом живых цветов в руках и миловидная девушка. Сели и заворковали о чем-то, ведомой им Одним. Проехали одну останов ку. На второй — юноша встал и ме стом пригласил девушку выйти. Она что-то сказала и продолжала сидеть. Трамвай тронулся. Молодой человек раздраженно продолжал говорить, обратив на себя внимание пассажи ров. Девушка встала и пересела на другое место. Мы подъехали к третьей остановке. Неожиданно мо лодой человек подбежал к девуш ке и, бросив ей в лицо букет, вы бежал из трамвая. Девушка сму щенно сжалась, капли слез скати лись по пылающим щекам. Еще А. С. Макаренко не раз го ворил, что «нужно учить молодежь любви». Неведение никогда не слу жит гарантией чистоты. Научить же молодого человека любить — это значит научить владеть собой, на учить уважать девушку. Я говорю «научить». Но как? «Го товых убеждений нельзя ни выпро сить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выраба тывать процессом собственного мышления», говорил великий рус ский критик Дмитрий Иванович Пи сарев. Надо суметь помочь молодежи вырабатывать собственные правиль ные убеждения! Причем к этим убеждениям наша молодежь прихо дит подчас иными путями, нежели старшее поколение. Что же в этом направлении де лается в нашем городе? Есть ли интересные, достойные подражания примеры? Хорошим средством удовлетворе ния интеллектуальных запросов молодежи являются воскресные школы для старшеклассников, орга низованные первичной организацией общества «Знание» Липецкого пе дагогического института. Работают три воскресные школы: юных исто риков, юных лингвистов и любите лей литературы. Занятия проводят ся два раза в месяц по воскресным дням. В декабре состоялось открытие школы юных историков. Руководи тель ее, ассистент пединститута А. И. Борозняк познакомил слуша телей с планом работы, в котором намечены очень интересные темы, например, такие: «Город, в котором мы живем», «Советский историче ский роман», «Письменные памят ники средневековой Руси», «Совре менная Индия», «Кубинская револю ция», «Берлин в мае 1945 года», «Италия. Памятники культуры» и другие. Занятие открыла доцент пединститута Н. И. Соколова, поде лившаяся личными впечатлениями о поездке в этом году в Италию. Третий год работают школы юных лингвистов и литераторов. Некото рые учащиеся старших классов по сещают занятия двух школ, отдавая часы воскресного досуга любимому занятию. Этот факт говорит о боль шом интересе, который вызван воскресными школами у учащихся старших классов. ' С января 1968 года первичная ор ганизация общества «Знание» фи лиала института стали открывает две воскресные школы для старшеклас сников — юных химиков и юных физиков. Большое значение в коммунисти ческом воспитании нашей молодежи имеют факультеты общественных профессий народных университетов, которые дают не только знания, но и организуют творческую деятель ность юношей и девушек. В Ли пецке есть два факультета общест венных профессий для молодежи. Первый — для студентов машино строительного техникума. Здесь работает третий год факультет юных пропагандистов научного атеизма, который посещают 32 студента. За нятия проводятся два раза в месяц. В учебном плане предусмотрены теоретические темы, семинары, консультации, вечера вопросов и ответов, практические работы. В ян варе 1968 года будет проведен первый выпуск слушателей. Каждый написал 1—2 доклада и беседы на антирелигиозные темы, с которыми выступали в молодежных рабочих общежитиях. Другой городской факультет об щественных профессий шестой год работает при педагогическом инсти туте и имеет пять отделений: лек- торов-атеистов, лекторов-междуна- родников, лекторов по истории КПСС, лекторов по вопросам педа гогической пропаганды и лекторов по вопросам современной советской литературы. Отделениями руководят преподаватели пединститута. Занятия проводятся еженедельно в течение академического ГЪда. За время су ществования факультета проведено пять выпусков по всем отделениям. Для окончивших факультет в теку щем году организована одногодич ная школа лекторского мастерства. Молодые лекторы пединститута, сту денты-старшекурсники за последние два месяца разработали свыше 30 лекций на актуальные темы, напри мер: «М. Горький в Липецкой обла ского», «О роли родителей в вос питании детей». Студенты выступают перед рабочими в молодежных об щежитиях, родителями, работниками сельского хозяйства колхозов и совхозов области. Сочетание теоре тической учебы с творческой про пагандистской деятельностью сту дентов является сильнейшим воспи тательным фактором. «Научиться ком мунизму» — та: кую задачу вы двинул В. И. Ле нин перед моло дым поколением, выступая на 111 съезде комсомола 1920 году. Эту учебу великий вождь связывал с борьбой за хо зяйственное возрождение страны, за строительство социализма, культур ное и политическое воспитание са мого труженика, В ноябре при филиале института стали начала работать двухгодичная школа лекторов-международников для студентов института — буду щих инженеров, командиров произ водства. Школу посещают 42 студен та. Руководит ею опытный между народник, кандидат исторических наук В. Д. Спирков.» Занятия прово дятся дважды в месяц.. Городская организация общества «Знание», совместно с кафедрой педагогики института и кафедрами философии филиала института стали, пединститута и Домом санпросве- щения со второго учебного полуго дия организует для старшеклассни ков города при дворцах и домах культуры молодежные семинары по вопросам коммунистического вос питания. На этих семинарах будут проведены тематические циклы вечеров, в том числе цикл, посвя щенный проблемам полового воспи тания. В работе над этим циклом вечеров принимают участие педаго ги, врачи, юристы, литераторы и родители. Мы рассказали о некоторых фор мах работы с молодежью, получив ших признание в нашем городе. Правильно проводить воспитатель ную работу с молодежью—большое искусство. Этому искусству необхо димо учить и учиться. В, ЕВДОКИМОВ, ответственный секретарь Липецкой городской организации общества «Знание». К АЖ ДЫ Й урок должен воспи тывать. Особое значение име ет воспитание учащихся на революционных, боевых и тру довых традициях советских лю дей. При этом обязательной является опора на местный материал. Однако местный материал в готовом виде школе не дается. Его надо собирать. Вот почему педагогический коллек тив 12-й Тербунской средней школы в последние годы придает большое зна чение краеведческой работе. Только в 1966 и 1967 гг. было совершено более 50 походов и экскурсий по родному .краю. Собранный по крупицам материал учителя используют на уроках и во внеурочное время. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателям общественных наук К- И. Погорель ских и М. С. Шевелеву. При изучении темы «Россия в на чале X IX века. Отечественная война 1812 г. и ее историческое значение» т. Погорельских сообщила ученикам, что в составе армии Багратиона сра жался Елецкий пехотный полк, а наше село входило в состав Елецкого уез да. Жители уезда дали армии 3.289 полушубков, 3.280 пар сапог, около 10 тысяч пудов сухарей, 222.480 рублей деньгами. За участие в войне 343 ельчаница, из них 85 женщин, были награждены орденами и медалями. Говоря о народничестве 70-х и на чала 80-х годов, учительница отмеча ет, что с деятельностью народников связан и наш Липецкий край. Они не раз проводили свои встречи в Л и пецке. Рабочее движение 60—80-х гг. и распространение марксизма в России неразрывно связано с деятельностью нашего земляка Г. В. Плеханова— выдающегося пропагандиста марк сизма. Изучение революции 1905—1*07 г г . увязывается с событиями в нашем крае. В школьном музее хранится фотография жителя Тербунского рай она, судового механика броненосца «Пантелеймон» (бывший «Потем кин»), участника второго восста ния на корабле. Учащимся сообщает ся и тот факт, что в 1905— 1907 гг. на окраине соседнего села Бурдино про ходили тайные сходки революционно настроенных крестьян. Школьники узнали и о том, что в 1907 г. в церк ви с. 2-е Тербуны распространялись листовки антиправительственного со держания. На уроках истории используются записанные на пленку беседы с пред ставителями старших поколений: мо- ряком-балтийцем, участником рево люции и гражданской войны М.. П. Мячиным, организатором комбедов в Тербунской волости, уроженцем г. Ельца т. Дегтевым, участниками гражданской войны, нашими земля ками тт. Астафьевым, Ульшиным и др. В школе побывали первые комму нисты и комсомольцы села, организа торы Советской власти тт. Н. Н. Астафьев, Ф. Я- Володин, В. Т. Воло дин. Не могут не вызвать чувства гор дости у учащихся данные об иЗме- Учителя математики М. И. Резни кова, 3. Г. Бельских и другие решают задачи, построенные на конкретном местном материале. Вот одна из них: «В колхозе «Россия» работают два передовых механизатора — М. И, Двойкин и В. И. Лесников. Первый на тракторе ДТ-54 вспахал 1.400 га. при норме 1000 га, а второй—1.450 га. На сколько процентов перевыпол нили задание тт. Двойкин и Лесни ков?». На уроках физики изучается Ле нинский план ГОЭЛРО. Члены физи ческого кружка изготовили для школьного музея В. И. Ленина элек- С О Б Р А Н О ПО К Р У П И Ц А М нениях облика родного села за годы Советской власти. Особое место в воспитательной ра боте на уроках и во внеурочное вре мя занимают материалы о Великой Отечественной войне. Дело в том, что в наших местах сражения проходили около полугола. Три месяца вела бои с гитлеровцами Башкирская кавале рийская дивизия. Здесь сражались й воины 1-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии, сформированной после гражданской войны из полков Пархоменко и Щорса. В ее составе получили боевое крещение на тербун ской земле воронежские доброволь цы. Из воспоминаний участников бо ев, личных встреч, архивных данных собран богатый материал о героизме воинов Советской Армии, сражавших ся на территории района. Собрали школьники и данные о пяти, земля ках—Героях. Советского Союза. Все эти материалы экспонируются в школьном музее боевой славы и ис пользуются в учебно-воспитательной работе. Учителя русского языка ДО. М. Мас лова, В. Р. Белова и другие предла гают ребятам писать сочинения-ми ниатюры о передовых людях колхоза «Верный путь», и это оказывает на учащихся определенное воспитатель ное воздействие. ________ у__________________________ трифицированную карту по этому плану. Учителя' географии К- П. Гавшина, П. В. Шевелева используют данные об экономике и природе наших мест в процессе прохождения соответствую щего программного материала. Работа по воспитанию учащихся на уроке оказывает влияние на выбор ими жизненного пути. Многие из вы пускников остаются в своем селе. Почти все кадры среднего звена сов хоза «Красный Октябрь»—бывшие выпускники нашей «школы, причем многие из них начинали свой трудо вой путь прямо со школьной скамьи, а затем учились заочно. Однако сделанное—лишь первые шаги. Мы еще не решили проблему второгодничества. Нередки разного рода нарушения правил поведения, Поэтому мы стремимся так совер шенствовать свою работу, чтобы до- хОДить до каждого ученика, знать его сильные и слабые стороны, инте ресы и наклонности, вовлекать каж дого школьника в общественно-по лезные дела. Ведь только в труде, в практических делах формируется и проявляется советский человек. И. КОЛПАКОВ, директор 2-й Тербунской средней школы. сти», «Октябрь в поэзии Маяков- и 1111Ш 11Ш 1111111! 1! и 11111)»1и | 11Ш 1Ш М 1Ш 11И Ш Ш Ш 1Ш 111111Н 1Ц1Ш 1111| 1Ш Ш 11Ш | | | | | 1| 1| | | 11з п [ЕРЕД СТОЛОМ секретаря ко миссии по делам несовершен-1 нолетних сидит мужчина. —* Значит, ваше решение оконча тельно, Куприн? — спрашивает его секретарь комиссии Галина Воро-* кина. Тот, кого назвали Куприным, с не приязнью смотрит на мальчика лет одиннадцати, и цедит сквозь зубы: — Чем скорее вы его заберете от меня, тем лучше для нас обоих, —• Но это же ваш сын! Я не по нимаю, как можно отказываться от собственного сына? — Сын? Был у меня сын. Остав лял я его не таким. А с этим,—муж* чина кивает на мальчишку, — я уже не справлюсь. Кто его таким сделал, тот пусть и воспитывает. Отдавайте в детдом, или куда хотите. Мне он не нужен. Эти слова не производят на маль чика никакого впечатления. Он рав нодушно смотрит в оторону застыв шим безучастным взглядом. — Н у что же. Ребенка мы у вас заберем. Его воспитает государство. Будем ходатайствовать перед судом о лишении вас родительских прав. Через несколько дней проведем засе дание комиссии по делам несовер шеннолетних. Вам придется побыть на нем. А теперь вы свободны, К уп рин. Отец и сын встают одновременно. Вместе они сходят по ступенькам во двор. Здесь их пути расходятся. Мужчина молча сворачивает в од ну сторону, мальчик в другую. Че рез несколько шагов парнишка ос танавливается и долго смотрит вслед удаляющемуся отцу. «..Семь лет назад, после крупной ссоры с матерью, отец ушел из до му. Чтобы не бередить детское серд це, мать Вовки Прасковья Констан тиновна сказала> что он уехал по делам, но скоро вернется. И мальчик ждал... Время шло. Вовка поступил в школу. Прасковья Константиновна работала на заводе. Заработка на двоих хватало. Жили они дружно. И вдруг мать объявила о своем ре шении выйти замуж. Так в доме по явился отчим. Его приход Вовка встретил настороженно. Называл дя дей. Отчим тоже не старался нала дить отношения с пасынком. Рабо тал он водителем такси и прилично зарабатывал. А это, он считал, да вало ему право быть полноправным хозяином в доме. Когда ему слиш ком надоедали недружелюбные взгляды пасынка, он выпроваживал его на улицу. Прасковья Константи новна во всем потакала новому му жу. Вовка дома бывал мало. Придя из школы, он отправлялся к товарищам и иногда оставался у них ночевать. Домой его не тянуло. Прасковью Константиновну это не беспокоило. Однажды ей сообщили из школы, что Вовка пропускает занятия. — Смотри у меня! — пригрозила она сыну. Но в школу не пошла. Ч У Ж О Й 111111111111111Ш1Ш111К111ГШ1111111111Е Потом пришла повестка из мили ции, извещавшая, что Вовка уличен в краже. На этот раз пришлось вы держать бурное объяснение в рай отделе. Вовку отпустили, но мать строго предупредили, чтобы она сле дила за сыном. Дома Вовку наказа ли. Но после этого, в сущности, н и \ чего не изменилось. Вовка покидал дом, когда ему хо телось. За первой кражей последо вала вторая, третья... Отчим, до этого смотревший на его проделки сквозь пальцы, взор вался: — Чтобы духу его здесь не было. Хватит с тебя, Прасковья! Восемь лет с ним мучаешься. Отправь к от цу. Пусть он с ним горя хлебнет Довесок мне твой не нужен. Так из Комсомольска Вовка попал в Долгоруково. Отец работал здесь в комбинате бытового обслуживания столяром. Он был женат. Вовка об радовался, что, наконец, будет иметь свой угол, и его никто не заставит слушать упреки отчима. Евгений Фи липпович сам ездил встречать сына в Москву. Он хотел удивить Вовку добросердечностью и обилием родительских чувств. Вот, дескать, мать отказалась, а я взял« Первое время Вовке на новом ме сте жилось неплохо. Но скоро все круто изменилось. То ли отцу надо ело козырять мнимой добротой, то ли он понял, что воспитывать пар нишку дело нелегкое, но скоро ему сын наскучил. Он отправил Воло дю к матери, переехавшей в Гомель, уплатив проводнице 5 рублей (поз же он не раз козырял этим «гуман ным» поступком). Но спустя несколь ко дней, мальчик возвратился об ратно. Когда его спросили, почему он так сделал, Володя ответил: — А какая разница? Матери с от чимом я так же нужен, как н отцу. Посмотрел: город большой, на вок зале всех кто-то встречает, а я ни кому не нужен. Вот и вернулся. Возвращение Вовки отец.и мачеха встретили в штыки. Куприн-старшин, не откладывая дело в долгий ящик, отводит мальчика в милицию, слезно умоляет отправить его в детский дом. При этом он не упустил случая вспомнить прошлое сына. После бесплодных попыток разбудить в че ловеке отцовские чувства, из районо запросили направление в Чернавский детский дом. По вечерам отец часто приходил пьяным и выгонял Вовку из дому. Мальчик ночевал на вокзале, в транс форматорной будке возле школы. Кормился подаяниями соседей. Ски таясь по сараям, заболел. Но даже в этот критический момент двери от цовского дома для него остались закрытыми. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ { ОТДЕЛОМ ШКОЛ ^ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ” | Мальчика приютила мать двух де тей, работница совхоза имени Ти мирязева. У нее Володя впервые уз нал, что такое родительская ласка. Но скоро наступило расставание. Пришло направление в детский дом. Со слезами на глазах мальчик про щался с женщиной, заменившей ему мать. По пути в Чернаву члены комис сии по делам несовершеннолетних заехали к Куприну-старшему за ве щами Володи. Отец встретил сына словами: —- Дождался, что на машине во зить стали! У... сволота. Несколько дней спустя Володя Куприн сбежал из детского дома и приехал в Долгоруково. Но он не вернулся к отцу, а пошел к тете Га ле. Вот и вся история. На счету одий- надцатилетнего паренька уже семь мелких преступлений. Виновники падения Володй—Пра сковья Константиновна и Евгений Филиппович Куприны теперь могут жить спокойно. Им не помешает сын. Его воспитает государство. Но бу дет ли спокойной их совесть? И. БАБЕНКО, следователь Долгоруковской прокуратуры. И. ПЕРЕКРЕСТОВ, сотрудник газеты «Путь к коммунизму». п ОЧЕМУ еще много второгод ников? Почему существует детская преступность? Конеч но, можно ответить: плохо работает Школа, не контролируют родители, дети в некоторых семьях остаются безнадзорными или они избалованы родителями. Все это будет верно, но если не пойти дальше констатации этих известных истин, отрицательные факты так и останутся в нашей жиз ни. На конференции Правобережного района, посвященной проблемам ком мунистического воспитания, говорили о таких фактах. Но сказать, что на них, на нерешенном и трудном, было сосредоточено главное внимание, вряд ли можно. В Докладе, с кото рым выступил первый секретарь рай кома КПСС т. Васильков, речь шла о том, что школы района ведут рабо ту по сохранению контингента учащихся, подготавливая этим са- м|ым условия для перехода ко все общему среднему образованию, что в минувшем году около 9 тысяч уча щихся получили только хорошие 'и отличные оценки, а успеваемость по району составила 97 процентов. Приводились факты хорошей воспи тательной работы (школы №№ 3, 19), шефства предприятий над шко лами (завод «Свободный сокол» и школа № 3). Все это приятные итоги, которые не могут не радовать.. Видно, что школы и общественность прилагают усилия к тому, чтобы росли наши дети настоящими людьми. Пришлось немало выслушать и плохого. 700 человек в прошлом учебном .году оставлено на второй год. Фактов детской преступности, родительской безответственности то же приводилось в докладе достаточ но. Но анализу их, особенно отри цательных, докладчик уделил мень шее внимание. Доклад отличался многотемностью в ущерб глубине по становки наиболее важных проблем. Б о л ьш о й р а з г о в о р о з а д а ч а х шк олы , семьи , о б щ е с т в е н н о с т и Так, о второгодниках говорится буквально следующее: «Причина не успеваемости этих школьников сви детельствует о том, что они в сво ем большинстве не желают учиться, а школа вместе с семьей не оказы вает должного внимания этому во просу. Между тем, в ряде случаев педколлективы строят свою воспита тельную работу без учета этих важ нейших обстоятельств». Вот и всё о сложнейшей проблеме, которой шко лы, можрт быть,, «оказывают долж ное внимание», но все же еще не могут найти пути ее решения. «Отдельные партийные и комсо мольские организации вопросы вос питания считают второстепенными, робко вмешиваются в дела неблаго получных семей, где родители по- настоящему не занимаются воспита нием своих детей или своим непра вильным поведением влияют на них». К сожалению, этой фразой ограничивается' постановка важней шего вопроса «парторганизации и воспитание». Недостаточную проблёмность до клада компенсировал ряд выступ лений в прениях. Директор средней школы рабочей молодежи № (3 т. Артюшина говорила о трудностях воспитания подростков, которые приходят в вечернюю школу. Со многими из них не справилась мас совая школа, так и не приучив их к дисциплине и труду. Достаточно сказать, что восемьдесят из трехсот учащихся, пришедших в нынешнем учебном году в школу рабочей мо лодежи Л» 6, сделали это после то го, как не выдержали осенних пере- ч \ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ экзаменовок. Они работают, получа ют деньги, считают себя взрослыми, ведут себя независимо, а как сле дует войти в производственные кол лективы еще не успели, учиться им без отрыва от производства еще труднее. Отсюда отсев, пренебрежи тельное отношение к учителям, к школе и т. д. В сентябре классы бывают полными, в октябре пустеют. Благодаря усилиям учителей многих «отсеявшихся» удается вернуть к учебе, но далеко не всех. А партий ные, профсоюзные организации даже таких предприятий, как Студеноз- ское рудоуправление и механический завод, с которыми эта школа под держивает связь, ей не помогают. Тов. Артюшина говорила о том, что на предприятиях должна быть со здана такая система повышения ква лификации кадров, при которой не повышать свое общее образование будет невозможным. О том, что проблема работающего подростка (И даже окончившего школу, но предоставленного самому себе) важна, говорил председатель районного суда т. Борисенок: про цент правонарушений среди этой категории высок. Интересным, хорошо аргументиро ванным было выступление кандида та педагогических наук т. Шмако ва. Он заявил, что если на уроке учитель вооружен точными знания ми предмета и методики, то во внеклассной работе, вне урока по следний действует больше на основе интуиции и жизненного опыта. Дет ский интерес — важнейшее условие, которое необходимо учитывать в воспитательной работе. Но дело не только в том, чтобы удовлетво рить этот конкретный частный интерес, сколь ко в том, чтобы с его помощью добиваться до стижения главных целей воспитания. А подчас ни родители, ни учителя не знают, что же владеет умом и серд цем ребенка. Тов. Шмаков привел пример твор ческого подхода учителей к обыч ным, казалось бы, моментам воспи тательной работы и организации об щественного труда. При опросе большого количества учащихся — на вопрос, какое из мероприятий им больше всего запомнилось, в девя той школе ответили: не КВН , не «Огонек», не другие развлекательные вечера, а политинформация. Потому что в этой школе она перестала быть дежурным скучным делом. Здесь используют кинохронику, при глашают выступить людей, побывав ших за границей, и т. д. А в школе № 3 группа учащихся на этот вопрос ответила так: «Совместный воскрес ник с рабочими: было интересно вместе работать». Важные проблемы нравственного воспитания поднял в своем выступлении директор школы № 3 т. Путилин. Уважение к труду, Надо дать детям возможность со зидать. Это поднимает их, они гор дятся плодами своих рук. Основы трудолюбия закладываются в семье. В этой связи очень важно воспитать у ребенка уважение к труду матери, который он наблюдает с самого раннего возраста. Ведь уважение к людям труда, к старшим начинается с уважения к матери, к ее труду. Наметилась на конференции еще одна важная проблема: контроль старших за детьми и самостоятель ность. Перед делегатами конферен ции выступила группа членов зна менитого клуба «Неунывак». Они рассказали об истории создания клуба, о многокилометровых похо дах, о поисках героев. В их рас сказах сильно прозвучал тезис: са мостоятельность порождает инициа тиву и чувство ответственности. К сожалению, на конференции ма ло говорилось о воспитании студен тов техникумов и вузов. А ВОЛНИН. В Ц А Р С Т В Е М А Т Е М А Т И К И Интересный вечер состоялся в Плехановской средней школе Он был посвящен 175-летию со дня рождения великого русского математика Николая Ивановича Л о бачевского. В сельскую школу на этот вечер были приглашены учи теля и учащиеся из соседних Бутырской и Головщин- ской школ, а также из некоторых школ ЛипеЦка и Гря зей. С докладом выступила староста математического кружка Лидия Рощупкина. Математика властвовала здесь безраздельно: не только решали задачи, но даже частушки распевали математи ческие, стихи читали, посвящённые этой точной науке* • Л . КОБЗЕВА. В Липецком педагогическом Хорошо поставлена общественная работа в Липецком государственном педагогическом институте. Сотни студентов занимаются на факультете общественных профессий, в клубе «Радуга», участвуют в литературных дискуссиях. В пединституте считают, что будущий учи тель должен быть не только хорошим педагогом, но и хорошим общественником. На верхнем снимке справа заседает актив клуба «Радуга», Татьяна Тарина, Тамара Жукова и Сергей Воробьев обсуждают план студенческого новогоднего вечера/ Институтские спортсмены—одни из сильнейших в области. Здесь много разрядников, ма стеров спорта. На снимке внизу: тренировка сборной команды института. Верхний снимок слева сделан на занятии танцевального кружка. Студентки первого кур са литфака разучивают новый танец. Этот кружок, так же, как драматический, хоровой, лекторский и многие другие, объединяет факультет общественных профессий. Знания, полу ченные в кружках, помогают студентам вести внеклассные занятия в школах. Фото Ю. Ардашева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz