Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ о и т у з и а с т военно - патриотичес ко го 10 декаб ря 1967 г., X » 287 {41005 Семе н Федотович Бе рлев—час тый гость в Вер хне-Колыбельской с ред ней школе Хлевенского района. Ребята всегда с большим инте­ ресом слушают старого солдата, который рассказывает им о ре­ волюционных днях в Петрограде, гражданской и Великой Отечест­ венной войнах. Семену Федотовичу пришлось Суоружием в руках защищать Советскую власть. Сегодня ребята слушают рассказ ветерана о его сыновьях Гаври­ ле и Иване, которые тоже учились в этой .школе и отдали жизнь за светлое настоящее сегодняшней детворы, пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны* Один из них — Гаврила Семе­ нович — до ухода на фронт был пионервожатым в этой школе. Фото Ю. Ардашева. г ш т х ш ш ы ц н I КОНЦЕ прошлого года на очередном партийном 'собра­ нии коммунистов нашей шко­ лы обсуждался вопрос об улучшении воспитательной работы среди уча­ щихся. Докладчик — директор шко­ лы В. П. Сотников. — Надо сделать так, — говорил он, — чтобы внеклассные занятия стали естественным продолжением учебно-воспитательного процесса. Выступившие затем коммунисты с большой заинтересованностью про­ должили разговор об улучшении вне­ классной работы с учащимися. Мно­ гие высказали интересные предложе­ ния. Собрание предложило партийному бюро разработать мероприятия по организации Ленинского зала и Зала боевой и трудовой славы. Старшеклассники Ю. Буданцев, Б. Авдеев, В. Солодухип под руко­ водством учителя рисования В. И. Мальцева оформили красочные стен­ ды и альбомы о жизни и деятельно­ сти Ильича. .Так было, положено на­ чало Ленинскому аалу. Написали в Москву, Ленинград, узнали адреса йтарых большевиков. Содержательные статьи и воспоми­ нания о встречах с В. И. Лениным прислали старые большевики А. Д. Блохин. А. В. Артюхина, И. В. Ко- нонеров и другие. Полученный мате­ риал был помещен в хорошо иллю­ стрированные альбомы. Интересные экспонаты подготови­ ли для Ленинского зала пятиклассни­ ки. Они смастерили макеты шалаша в Разливе и броневика, с которого Ленин выступал на площади Фин­ ляндского вокзала в 1947 году. Свои подарки пятиклассники вручи­ ли президиуму торжественного соб­ рания, состоявшегося в школе нака­ нуне 50-летия Великого Октября. Ленинский зал стал местом, где ребята собираются после уроков по­ говорить о своих заботах, поспорить. Здесь проводятся комсомольские П О С Л Е У Р О К О В собрания, октябрята вступают в пи­ онеры, здесь отмечаются дни рож­ дения В. И. Ленина и Всесоюзной пионерской организации. У нас была организована лектор­ ская группа. Совет группы по реко­ мендации партбюро возглавила ини­ циативная комсомолка Л . Сороко- Вова. За год в Ленинском зале читается 75-—-80 лекций на самые различные темы. Активными лекторами прояви­ ли себя О. Прокофьева, Е. Бобкова, А. Сотникова, Л . Логунова и дру­ гие; Партийная организация уделила большое внимание созданию Зала боевой и трудовой слйвы. Руково­ дить ЭтЙй 'работой было поручено учительнице коммунистке Р. А. Еро­ хиной. Комсомольцы и пионеры организо­ вали два отряда «Красных следопы­ тов». Вместе с Р. А. Ерохиной, сек­ ретарем комитета комсомола В. Ни­ китиной и пионервожатой С. Пупы- нийои ребята в течение трех меся­ цев вели поиски документов, фото­ графий о Трудовых и боевых под­ вигах земляков. Красные следопыты собрали бога­ тый материал о кавалере трех орде­ нов Славы С. Н. Назаркине, ’о вы­ пускниках родной школы, погибших в годы Великой Отечественной вой­ ны: Софье Соломатиной! Борисе Абакумове, братьях Виктор^ и Александре Янцевых и других. Учащиеся Ш «а» класса навестили мать Героя Советского Союза В. С. Путилина, отдавшего свою жизнь за Родину. На вечере, посвященном Дню Советской Армии, в гостях у ребят побывали Герой Советского Союза Ф, Т„ Чирков, ветераны вой­ ны Г. К. Краснов, И. В> Янцев, Н. Д. Заичкин, В. И. Трунаев, Р. Н, Ду­ рова и С, 3. Абакумова. Они рас­ сказали о своем боевом пути и о подвигах друзей, с которыми вместе шли дорогами войны. На этом же вечере состоялось от-, крытие Зала трудовой и боевой сла­ вы и мемориальвой доски учащимся и учителям школы, погибшим на фронте; У ребят р9дилась мысль оформить стенд с фотографиями передовиков сельского хозяйства, Героев Соци­ алистического Труда района. Такой стенд вскоре занял почетное место в Зале боевой и трудовой' славы. Решить проблему свободного вре­ мени, приобщить ребят к прекрасно­ му, воспитать у них общительность, коллективизм, самостоятельность мышления помогает и такая форма внеклассной работы с учащимися, как «Клуб старшеклассников». Ста­ ло традицией — каждую пятницу собираться вместе, чтобы поспорить на животрепещущую тему, просто отдохнуть. Каждый класс готовит свою «пятницу» поочередно. Темы выбираются самостоятельно, с уче­ том интересов и возможностей. Не­ редко ребята приглашают на помощь работников музыкальной школы, районного Дома культуры, детской библиотеки. Гостями «Клуба стар­ шеклассников» бывают многие ро­ дители. . Оживленно, с творческим подъе­ мом прошли вечера «Мечте навстре­ чу», «В мире киноискусства», «Хи­ мия и жизнь», «Все дороги хороши— выбирай на вкус», «Никто не забыт, ничто не забыто». Вот уже много лет учащиеся шко­ лы шефствуют над могилами военных летчиков и милиционера В. Г. Мжа- чева, погибшего в 20-е годы от руки белобандитов. К местам захороне­ ния героев устраивается 'торжествен­ ное шествие. Каждый класс готовит вейки. Право возложить венки пер­ выми предоставляется лучшей ком­ сомольской организации и пионер­ скому отряду. Большое воспитательное значение имеют диспуты, читательские кон­ ференции. Они формируют самосоз­ нание учащихся, их отношение Н жизни. ■ *гяя| Ребята принимают активное уча- С1не в читательских конференциях, проводимых детской и районной библиотеками. Популярными стали классные и общешкольные диспуты. Одной из главных задач внеклас­ сной работы является углубление знаний учащихся. В школе организо­ ваны предметные кружки. Партийную организацию школы глубоко волнуют проблемы летнего отдыха ребят. Важно сделать так, «тобы в учебно-воспитательном про­ цессе не "было перерыва, «белых пя­ тен», чтобы и в летние месяцы ре­ бята чувствовали влияние школы, использовали время с наибольшей пользой. План летнего отдыха раз­ рабатывается партийным бюро, ко­ митетом комсомола и советом пио­ нерской дружины и выносится на обсуждение открытого партсобрания. В школе был организован лагерь труда и отдыха. Эта форма работы е учащимися получила ^всеобщее признание. Ребята отдыхают в ла­ гере в два-три потока. Они с боль­ шим энтузиазмом работают на полях учхоза, в совхозе «Кооператор», по­ могают готовить школу к новому учебному году. Этим летом соверши­ ли увлекательные экскурсии в Ли­ пецк, в орденоносный совхоз «Пет­ ровский», провели множество ве­ селых игр и вечеров отдыха. Каникулы —■лучшее время для физической закалки, занятий спор­ том. Ребята совершали походы, уст­ раивали соревнования. На улицах поселка и близлежащих деревень руками юных спортсменов построе­ ны. площадки, организованы* фут­ больные и волейбольные команды. В школе регулярно проводятся со­ вещания комсомольского и пионер­ ского актива. Ребята указывают па недостатки в работе у комитета ВЛКСМ , совета дружины по органи­ зации внеклассной работы. Эти заме­ чания мы глубоко анализируем, при­ нимаем меры для устранения недо­ статков. Организация, внеклассной работы —- нелегкое дело. Ее успех зависит не только от инициативы учителей, но и самих учащихся, Ът их заинте­ ресованности. Н. БАШКИН, секретарь парторганизации Чуевской средней школы Добринского района. К О М А Н Д И Р Ю Н А Р М Е Й Ц Е В Восьмая стрелковая дивизия от Сталинграда идет к Берлину. До него очень далеко. А сейчас... На все четыре стороны белая про­ мерзшая .равнина. На западе, за го­ ризонтом—фашисты. Оттуда с прон­ зительным свистом летят снаряды. Но надо наступать. Несмотря ни на что. Иначе враг укрепится, и его трудно будет выбить с занятых по­ зиций. Наступать по ровному свер­ кающему полю? И вперед идут сот­ ни бойцов химической службы. Рез­ кий взмах и летят дымовые шаш­ ки. Еще взмах, еще... Возникает ды­ мовая завеса. Николай Соколов — начальник хи­ мической службы восьмой . стрелко­ вой дивизии. Взмок он. "В ушах звон. Ноют плечи под двухпудовой тяже­ стью. Он охрипшим голосом подбад­ ривает бойцов. Наши войска, скры­ тые от врага дымовой пеленой, го­ товятся к броску. И вот: «За Роди- ну!». Да, так было. Больше двух десят-. ков лет тому-назад. И Николай Со­ колов—уже давно Николай Матве­ евич. И уже не лейтенант, а подпол­ ковник запаса. Но прошлое не забы­ вается: бои под Касторной, под Брестом, два ранения... Война не должна повториться! И поэтому... Синий лес. Тишина. Такая чуткая, что слышно даже, как осыпается иней с зеленых сосен. На целый ки­ лометр протянулся снежный вал. Свежий, рыхлый. А за ним — метро­ вая траншея. Николай Матвеевич в белом мас­ кировочном халате смотрит внима­ тельно вдоль траншеи. И вдруг — выстрел. И вал взметнулся фонта­ нами снега. И поползли из-под вала фигурки в белых халатах. Десятки... сотни... Они устремились к холму, на котором развевается красный флаг. Через несколько минут на хол­ ме разгорелся «бой» за красный флаг. Николай Матвеевич улыбается: все идет так, как надо. По его указани­ ям. Именно так, как учил он — ко­ мандир юнармейцев—участников иг­ ры «Зарница». К вечеру «бой» затих. «Убитых» подбирали санитары, «раненых» пе­ ревязывали, «пленных» подсчитыва­ ли. Победителей поздравил директор школы Михаил Кузьмич Коноплев. Потом директор подошел к походной Кухне, отведал наваристого солдат­ ского борща. И «убитые» и «ране­ ные» дружно заработали ложками. «Зарница» —- интересная, азартная игра. А посмотри, что говорится в клятве юнармейцев: «Я буду жить, чтобы на земле расцветали сады, чтобы больше,* было улыбок, счаст­ ливых людей. Я не хочу войны! Я проклинаю войну! Памяти павших буду достойным! Вечно достойным!». Когда проходит первый тур игры, ребята разучивают* песни граждан­ ской и Великой Отечественной войн. Встречаются с теми, кто воевал за их счастье, за радость детства. Интересно прошла «Зарница» в прошлом^ году в Липецкой средней школе № 31, где работает Николай Матвеевич. Сейчас командир юнармейцев го­ товит ребят к новой игре «Зарница», по цодым. правилам, по новому поло­ жению. Сотни школьников — участ­ ники ее. Помнить недавнее прошлое советской Родины, готовиться к за­ щите ее —- святое дело! Военно-патриотическое вое п и т а- ние... В школе все старшеклассники# —-члены ДОСААФ. Военизированные игры, военно-технические кружки, встречи с ветеранами войны, красоч­ ные стенды по военно-патриотиче­ скому воспитанию. Сам Николай Матвеевич считает, что этого мало. И как только наступают летние ка­ никулы, он снова со школьни­ ками: прививает им любовь к труду. Их было шестьдесят шесть чело­ век !— шестнадцатилетних. Полови­ на — юношей, половина — девушек. Они приехали в июне этого года в село Новополянье Чаплыгинского района строить. Вставали в шесть утра, брали лопаты и рыли котлован. В Липецке некоторые папы и ма­ мы забеспокоились: их дети — такие маленькие — роют, «вкалывают», до мозолей. И срочно едут в село ба­ бушки с сумками, набитыми снедью. Приехали однажды две таких к вечеру. С ними были девочкц, сест­ ренки тех, которые работали в стро­ ительном бтряде. Зашли в штаб от­ ряда и удивились: в штабе шло де­ ловое совещание. Обсуждали два вопроса: как платить тем ребятам, которые заболели, как поступать с теми, которые убежали из отряда и снова вернулись в него? Бабушки слушали и посматривали на невысокого роста, плотного мужчину. Он слушал ребят, не пе­ ребивал. И когда его спрашивали: «Так, Николай Матвеевич?», он от­ вечал: «Решайте сами». И заулыбался, когда ребята ре­ шили: «Работать и заботиться о за­ болевших товарищах так, как в са­ мых лучших бригадах коммунистиче­ ского труда. Ну, а беглеца снова взять в отряд с испытательным сро­ ком». А две Нади—Мелихова и Трегубо­ ва, которые приехали с бабушками в отряд, к старшим сестрам, пришли в восторг: — Как здесь хорошо! Ребята сами хозяева! Николай Матвеевич, возь­ мите и нас в отряд, а? Строительный отряд школы оста­ вил добрую память о себе в селе. Ребята не только строили, но и иг­ рали с колхозными парнями в во­ лейбол, баскетбол. Порой работали в две смены: помогали колхозникам расчищать ток. Уехали девятиклассники из села окрепшими, повзрослевшими. И при­ везли в школу грамоты, подписан­ ные председателем колхоза и секре­ тарем партийной организации, И в ктом заслуга Николая Мат­ веевича, который первым приехал с отрядом. Его товарищи Иван Гаври­ лович Симонов, Нина Ивановна Ме­ щерякова, Кира Савельевна Рыкова тоже сделали много. ...Недавно я снова побывал в шко­ ле № 31. И спросил у нескольких че­ ловек, что они думают о командире юнармейцев? Старшая пионервожатая Валенти­ на Купавых: ■;— Я ему по-хорошему завидую... Удивительно он любит школу. Он целые дни здесь, хотя в неделю у него всего шесть часов, мог бы их в один день отработать... А в сен­ тябре его избрали секретарем пар­ тийной организации школы... Директор школы Михаил Кузьмич Коноплев: . . . . . . — Школа получила много грамот за воедно-патриотическую работу, Это его заслуга. Учитель истории Иван Гаврилович Симонов: — С первого дня войны и до пос­ леднего он — на фронте. Защищал с оружием в руках Родину. И школь­ ников готовит к защите ее. А. ПОПОВ. Совр е м е н н ы й уровень промыш­ ленного производ­ ства требует от рабочего высокой квалификации, ос­ нованной на глубо­ ких теоретических знаниях, и овладе­ ния новой техно­ логией и передовыми, прогрессивны­ ми методами труда. Возьмите, например, Новолипецкий завод. -Только за последние годы на нем вступили в строй цехи горячего н холодного проката листовой ста­ ли, электросталеплавильный, коксо- химпроизводство, агломерационная фабрика, кислородно-конверторный цех, азотнотуковое производство, мощные доменные печи и т. п. Ясно, что рабочие ведущих про­ фессий такого завода должны иметь широкий круг знаний. Для подготовки новых рабочих и повышения квалификации работаю­ щих организовано вечерне-сменное профессионально-техническое учили­ ще А р 1 6 . Тут обучаются аппаратчики хими­ ческого производства, операторы ли­ стопрокатного и сталеплавильного производства, машинисты теплово­ зов, мостовых электрических кранов, котельных установок, компрессоров и насосов, электрослесари и другие. Многие рабочие, обучаясь без от­ рыва от производства, одновременно приобретают и общее среднее обра­ зование. Училище держит деловую связь с инженерно-техническими работника­ ми завода. Вместе, например, реша­ ются-такие вопросы, как комплекто­ вание учебных групп — организует­ ся приемная комиссия, в состав ко­ торой входят прёдставители учили­ ща, руководства и общественных ор­ ганизаций завода, Очень часто во­ просы комплектования учебных групп обсуждают партийные и профсоюз­ ные организации цехов. На заседаниях методических ко­ миссий работники училища и завода совместно составляют учебные пла­ ны и рассматривают основные, узло­ вые вопросы учебных программ, ко­ торые затем утверждаются главным инженером завода и директором училища. Так, инженер С. А. Крулевецкий составил учебную документацию для. подготовки операторов установки непрерывной разливки стали, а ин­ женер В. ГТ. Богуславский — учеб­ ную документацию подготовки аппа­ ратчиков азотнотукового производ­ ства. Методические комиссии и заведу­ ющие учебными кабинетами совме­ стно с работниками завода разраба­ тывают необходимый перечень на­ глядных пособий и их содержание, составляют планы оснащения каби­ нетов. Так, например, старший мас­ тер отделения непрерывной разливки стали Герой Социалистического Тру­ да К. Д. Карпов изготовил схему УНРС. укомплектовал стенд огне­ упорами, применяемыми в конвер­ торном цехе, а ма­ стер ремонтно-ме­ ханического цеха Н, Д. Курячий из­ готовил действую­ щую модель кон­ вертора. Подбор и рас­ становка инженер­ но - педагогических работников училища также осущест­ вляется совместно с руководством завода. Заводом направлены на пе дагогическую работу в училище ин­ женеры Н. П. Хоперский, М. П. Вай­ нер, К. Ф. Батов и другие. Очень много уделяют внимания вопросам обучения рабочих в ре­ монтно-механическом цехе его на чальник Ф. Б. Волынский совместно с инженером А. С. Медниковым и квалифицированными рабочими В. И. Ледяйкиным, Ю. М. Бутусовым и другими, в локомотивной службе начальник инженер Е. Г. Сысоев и инженер Е. Н. Припольцев, зам. на чальника кислородного'цеха В. С. Сазонов, начальник ЛПЦ -3 А. Д. Белянский и другие. Чутко и внима­ тельно к нуждам училища относятся партийный и профсоюзный комитеты завода. . Сейчас завод приступил к строи­ тельству специального блока для училища из трех корпусов, в кото­ рых будут организованы учебные кабинеты, лаборатории и учебные мастерские. С помощью предприятия за четыре года работы училище подготовило более трех тысяч рабочих. Сейчас у нас обучается ведущим профессиям 675 рабочих для стана «2000». А. КАРОЧЕНКО, директор училища. О Н И — Я А Ш И Иногда приходится наблюдать: подросток ломает молодое деревце. Проходят мимо взрослые люди и делают вид, будто не замечают. А бывает и так. Сделали вы справедливое замечание чужому ре­ бенку, а его родители вам в ответ: «Своих учи, а чужих учить нечего!». Был такой случай. На реке Воронеж закинул я удочку, жду, когда нач­ нется клев. Подходит ко мне маль­ чишка и говорит: — Дед, курить есть? • Верите, от такого неожиданного вопроса .меня всего покоробило. Но, сохранив спокойствие, отвечаю: — Я, сынок, не курящий. — Плохой ты, дед. — А сколько же тебе лет?— спра­ шиваю. — Ну, десять. — И давно ты этим делом зани­ маешься? — Два года. — Ну, а как отец смотрит на это? — Отца у меня нет. Мать работа­ ет уборщицей в магазине. Да, подумал я, есть еще такие подростки, которые предоставлены самим себе. Мать на работе, а он сам себе хозяин. Вот это-то нас и обязывает всех: не разбирайся, свой он или чужой. Видишь подросток ведет себя неправильно на улице, в школе, в трамвае, в кино, подскажи, научи. Главное — не проходите ми­ мо. Давайте все вместе воспитывать нашу молодежь, не разбираться, свой или чужой. Все они наши! п. ловягин, ■V пенсионер. Ночью шел дождь, теплый весен­ ний ливень. Он стучал по крыше, ба­ рабанил в окна, танцевал по лужам. В чернильной темноте весело звене­ ли ручьи. Сильный треск и гул разбудили Телкова. Казалось, былинный вели­ кан под покровом темной ночи про­ брался к Дону, расправил богатыр­ ские плечи и орудует там огромной дубиной, сокрушая лед, охая и вздыхая при каждом взмахе. Утром Иван Тимофеевич поспешил на берег реки. Обходя неглубокий овраг, размытый ручьем, обратил внимание на отполированные камни, которые лежали рядом с осколком необыкновенно толстого горшка, у самой воды. Телков осторожно спу­ стился по скользкому склону и обна­ ружил среди камней кремневый на­ конечник стрелы, что-то похожее на молоток или моты­ гу. Он тщательно промыл найденные предметы, завер­ нул их в носовой платок, выбрался из оврага и напра­ вился домой, за­ быв об этой ней красоте. Из разных источников преподава­ тель истории Конь-Колодезского сельскохозяйственного техникума Иван Тимофеевич Телков знал, что где-то в районе родного села, на бе­ регу седого Дона, должна находить­ ся стоянка древнего человека. «Вдруг я напал на ее следы?»—думал Тел­ ков. Свою находку он передал в Ли­ пецкий краеведческий музей, сопро­ водив ее письмом с указанием места предполагаемой стоянки. Письмо пе­ реслали в Москву. Стало известно о находке учителя ученым Ленингра­ да. Вскоре оттуда сообщили, что в Конь-Колодезе летом побывкет ар­ хеологическая экспедиция, просили подобрать помощников, чтобы про­ изводить раскопку. Было это несколько лет тому на­ зад. Археологи приехали. Почти пол­ тора месяца трудился Иван Тимофе­ евич под руководством ученых. Ря­ дом работали учащиеся техникума и местной десятилетки. Краевед не ошибся. Раскопки подтвердили, что здесь находилась стоянка древнего человека, жившего на конь-колодез- ской земле 17— 18 веков тому назад. Об этом свидетельствовали орудия труда и предметы быта, найденные на месте раскопок. * * * Большое село — Конь-Колодезь. На три километра разбежались дома вдоль асфальтированной трассы Мо­ сква—Воронеж и левого берега До­ на. День и ночь торопливо снуют по дороге грузовики, гордо проносятся разноцветные автобусы, проскакива­ ют, обгоняя ветер, легковые машины. Подъезжая к селу, водители сбавля­ ют скорость, и пассажиры с интере­ сом рассматривают кирпичные, кры­ тые железом дома, считают телеви­ зионные антенны, обращают внима­ ние на новое здание десятилетки, ко­ торое весело смотрит на дорогу многочисленными окнами, с интере­ сом хитектуры двухэтажное здание за высокой кирпичной оградой и над­ писью над воротами «Конь-Колодез- ский сельскохозяйственный техни­ кум», запрокидывают голову, чтобы взглянуть на высокий восьмигран­ ный памятник, вершина которого украшена металлической фигуркой коня. Много легенд хранит народная па­ мять об этом старинном, ныне почти евич гордо шагал рядом с лошадью, которая волокла на веревках то, что когда-то было «москвичом»: ни шин, ни стекол, ни фар у машины не бы­ ло. Помятые диски оставляли на до­ роге неровные борозды. Детвора, будто стая воробьев, сопровождала учителя. Под громкое улюлюканье ребятишек лошадь втащила кузов автомобиля в ворота техникума и поглядывают на старинной ар-.| остановшшсь,у квартиры Телкова. — Ну-га, хлопцы, — обратился Иван Тимофеевич к ребятам,— от­ гоните лошадь на ферму и — марш со двора. Приходите через неделю— |га машине прокачу. — На э-этой?— протянули маль­ чишки. Машину.^ Телков восстановил. Правда, пришлось повозиться. По­ требовались дополнительные деньги, чтобы приобрести недостающие дета- М О Л В А Л Ю Д С К А Я заново отстроенном селе, именуемом Конь-Колодезь. В одной из них рас­ сказывается, будто бы конь, на ко­ тором ехал Петр I, попал в забро­ шенный колодезь и переломил ногу. По сему случаю повелел царь, дабы село именовалось Конь-Колодезь. В другой говорится, что в двухэтаж­ ном доме, где теперь размещается техникум, жил когда-то жестокий ба­ рин-крепостник, жестоко истязавший крестьян... Иван Телков родился в этом селе. С 1951 года работает он преподава­ телем истории сельскохозяйственного техникума. С тех пор собирает мате­ риалы из истории села и техникума. Вот почему случайно найденные на берегу Дона изделия из камня при­ влекли его внимание. В поисках документов Ивану Ти­ мофеевичу приходится часто ездить. Во время летних каникул побывал он в воронежском и липецком област­ ных архивах, в Москве и Ленингра­ де. Жена сказала как-то, что все-та­ ки немало денег расходует он на свои поездки. Ничего не ответил су­ пруг. Лишь в голубых глазах его сверкнула лукавая искорка. Через несколько дней он посмотрел на же­ ну с улыбкой и произнес: — Понимаешь, 200 рублей надо. — Для чего? — Чтоб не тратить деньги на по­ ездки. Хочу машину купить. Собст­ венно, это не совсем машина. Списа­ на она давно... , На следующий день Иван Тимофе- ли и узлы. Зато Иван Тимофеевич в любое время мог выехать в Воро­ нец или Липецк, в соседние села или районы. Он разыскивал стариков, в разное время живших в Конь-Колодезе или поблизости, беседовал с ними о ре­ волюции и гражданской войне, о Первой конной армии Буденного, ко­ торая обороняла Конь-Колодезь, встречался со старыми большевика­ ми, организаторами колхозов, с пер­ выми председателями колхозов и сельского Совета. Материал посте­ пенно накапливался. В Московском центральном государственном архи­ ве- древних актов, Ленинградском ис­ торическом и военно-морском архи­ вах нашему краеведу посчастливи­ лось найти интересные документы. В частности, он установил, что земли, где теперь расположено село, Петр I подарил своему приближенному Се- нявину Науму Акимовичу, который занимал видное место во флоте, при­ нимал участие в строительстве Ад­ миралтейства. Потом без особого труда учитель-исследователь просле­ дил родословную Сенявиных. , Не подтвердилась документами легенда о петровском коне. Колоде­ зем называли ранее родник. В доку­ ментах упоминается о таком «коло­ дезе», впадавшем в Дон, там, где расположено село. Приставка «конь» появилась, очевидно, потому, что из родника, который не замерзал, кре­ стьяне зимой поили лошадей. Богатый краеведческий материал, собранный за несколько лет Белко­ вым, постепенно систематизируется и обрабатывается. ■Иван Тимофеевич неоднократно выступал со статьями в районной газете, читал лекции уча­ щимся техникума и односельчанам. Использует он собранный материал и на занятиях с коммунистами. Телков на протяжении восьми лет является пропагандистом. Опыт его работы обобщается кабинетом политического просвещения Хлевенского райкома партии. Любит Телков и природу. Он со­ стоит членом Географического обще­ ства СССР. Увлекается этот широко- ш±шятюшт^ тштшт^ плечий, невысоко- " " »' го роста человек радиоделом и теле­ видением. Владель­ цы телевизоров приглашают Ивана Тимофеевича, ког­ да гаснут вдруг го- 2 1 1 1 1 . . л убые экраны в их квартирах или за­ молкают приемники. Широк круг интересов сельского учителя. В сентябре этого года со­ вершил он туристическую поездку в Болгарию, познакомился с жизнью дружественного нам народа. О своей поездке '■рассказал товарищам по ра­ боте, учащимся. На первый взгляд кажется, что пе­ речисленное не под силу одному че? ловеку. Ведь у Ивана Тимофеевича есть основная работа: он преподает историю, ведет внеклассную воспита* тельную работу с учащимися, заве­ дует кабинетом истории. Однако учитель так распределяет время, что все успевает делать. Есть у него и помощники — члены историко-крае­ ведческого кружка. Ребята записы­ вают воспоминания старожилов се­ ла, участников гражданской и Оте­ чественной войн, первых комсомоль­ цев и коммунистов. Хорошая молва людская идет в районе о делах учителя истории из села Конь-Колодезь. Вот я и хо*гу, чтобы эта добрая молва перешагну­ ла границы нашего* Хлевенского рай­ она. А. АЛЕКСЕЕВ, инструктор Хлевенского райкома КПСС, Страница подготовлена нештатным отделом школ «Ленинского знамени»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz