Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 5 Ж * » 6м 1967 г., М 583 (10967 ■ста ЗАКОН, ПО КОТОРОМУ Р А Д О С Т Ь ПРИХОДИТ р ОДИТЕЛИ мои, б е д н я к и - кр естьяне, всю жизнь нуж ду знали. Бат рачили о ни у кулаков и богатеев, до темна не разгибали спины. А в доме часто даже для малых детей не было кус ка черствого хлеба. Если бы не Советская власть, меня и моих братьев и сестер наверняка ждало бы нищенское, жалкое суще ствование, беспра- в и е. По-иному сложилась наша судьба после Ок тября. Она такая же, как и у мил- лионов тружени ков советской де ревни. ......- — ■— -— 1 Много л е т я проработал комбайнером — о такой профессии мои родители и не слышали. Года два назад заболел. Лечился, но врачи запрети ли физическую работу. Правление колхоза определило мне пенсию. Но я чувствую, что могу еще прино сить обществу пользу, да и скучно сидеть без дела. Попросил найти мне подходящее место. Назначили сторожем. Разное приходит на ум, когда остаешься наедине с самим собой. И больше всего радуешься измене ниям, происходящим в жизни, в судьбе людей. Еще на моей памяти сохой землю ковыряли. А сейчас в нашем колхозе «Заря коммунизма» 50 тракторов, 15 комбайнов, много другой техники. С помощью техни ки и агрономии за какой-нибудь де сяток лет урожай зерновых и сахар ной свеклы сумели поднять в два с лишним раза. Куда больше стали продавать государству мяса, молока тнеров сахара заработала свекло- ** вичница 3. П. Сорокина ос СЧАСТЬЕ В КАЖДОМ ДОМЕ Москва. «Обсуждение герба» — картина М. Никонова, экспонируе мая на выставке произведений ху дожников столицы. (Фотохроника ТАСС), и другой продукции. Деньги в кол хозную кассу ручьем потекли. Как-то я поинтересовался у пред седателя И. В. Митяева: насколько за последние годы увеличился доход колхоза? И вот что он мне расска зал: — Лет пять-семь назад доход не превышал 400 тысяч рублей. Нынче же перевалил за полтора миллиона. Теперь только на заработную плату колхозникам расходуется более 600 тысяч рублей. Механизатор в среднем получает до 90 рублей в месяц, а доярки в отдельные месяцы до 200 рублей за рабатывают.• Оно, конечно, все за висит от трудолюбия и старания. Например, тракторист В. А, Казеев в этом году за уборку и обработку сахарной свеклы получил за сезон 1200 рублей. Больше тысячи рублей деньгами, да, кроме того, пять цен- Высокие заработки, известно, соз дают материальное благосостояние. Зайдите в дома наших колхозников и вы увидите просторные комнаты, обставленные хорошей мебелью. В квартирах — телевизоры, радиопри емники, а нередко — то и другое. Не в диковинку для сельских хозяек швейные и сти ральные машины. Собственно гово ря, швейные ма шины уже начи нают выходить из моды: люди пред почитают покупать ЕЁг7" готовое платье или заказывать одежду в ателье. Большие доходы позволяют кол хозу ежегодно выделять членам ар тели бесплатные путевки в санато рии и дома отдыха. Немногим более двух лет назад вступил в силу Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза. Сегодня у нас пенсию получают 300 членов артели. А с нового года, по приня тому в сентябре партией и прави тельством решению, к ним прибавят ся еще новые. Десятки земледель- цев-ветеранов приобрели право по лучить пенсию в связи с измене нием возрастного ценза. Радостно у меня на душе. И всег да хочется быть вместе со своими односельчанами, жить их заботами. И. ГОРБУНОВ, колхозник сельхозартели «Заря коммунизма» Краснинского района. с л о в о ! М А Т Е Р И В ЭТОМ году к о л л е к т и в Елецкого локомотивного де по отмечает с т о л е т и е своего предприятия. На днях. по сле очередного рейса здесь чествова ли молодых тепловозников Алексан дра и Валентина Пятиных и их отца пенсионера Сергея Михайловича, представителей рабочей династий, вот уже на протяжении века кровно связанной с депо. Отмечая это собы тие, невольно думаешь о том, что люди, подобные Пятиным, жизнью своей укрепляют народную власть. Вот почему в истории этой семьи, как в зеркале, отразилось все то хо рошее, доброе, что принесла народу наша Советская Конституция. В 1867 году в Ельце были по строены железнодорожные мастер ские. По тем временам в купеческом городе они были самым крупным предприятием. Предназначались ма стерские для ремонта паровозов. Мальчонкой пришел Миша Пятин в город на заработки, был он не по годам серьезен. Может это и при влекло мастера, выбравшего Мишу Пятина среди десятков его ровесни ков для работы в кузнице. Работали тогда по 12— 15 часов в сутки, получали гроши. В цехах бы ло чадно, темно, пыльно. Началь ство что хотело, то и делало. По боры и штрафы грозили каждому. Днем от горна и наковальни не отойдешь. То и дело кузнец звонким перестуком молотка подзывал учени ка к себе. А вечерами тосковал Ми ша по деревенским запахам, по ро систым травам и вольному раздолью полей. Но ремесло свое полюбил всем сердцем. И вот уже все реже и реже вспоминалась ему деревня. А тут начались волнения. В 1887 году в Елецких железнодорожных мастерских прошла первая забастов ка. В ней принял участие и Миша Пятин. Не вышел на работу — и ба ста. К начальнику выборные ходили, требовали, чтоб всем была выдана зарплата, которую не платили уже третий месяц. Требования бастую щих были полностью» удовлетворены. Забастовки происходили и позже, в девяностых годах. Миша Пятин стал к этому времени квалифициро ванным кузнецом. Но не все еще по нятно ему было, не всегда мог он правильно разобраться в окружаю щей обстановке. Помогали такие, как Д . В. Пименов, который посещал марксистский . кружок, где заня тия проводил сподвижник Ленина, будущий первый нарком здравоохра нения Н. А. Семашко. Пименов разъ яснял Пятину и .другим его товари щам, отчего жизнь у рабочих такая тяжелая. Он говорил, что# главный виновник этого — царское самодер жавие. ' Наступил 1905-й год. Кругом было тревожно. Пришел Михаил Пятин на работу, а у горна — аккуратный ли сток бумаги. Взял, начал читать: жению самодержавия, а в 1912—1913 годах организованно прошли маев ки. Не за торами был славный 1917-й год, год Великой Октябрьской со циалистической революции. Когда она свершилась, в Ельце был создан Военно-революционный комитет. Первым его распоряжени ем было: обеспечить бесперебойное движение поездов. Паровозники ра ботали самоотверженно, распоряже ние это выполнялось неукоснительно. смычки между городом и селом сей час наиболее важная задача, и что надо помочь крестьянам построить новую светлую жизнь, он без колеба ний согласился ехать работать в де ревню. Уехал. Начали приходить письма. Просил Тихон у отца то гвоздей, то подков. Михаил Федорович посылал все это с нарочным, а потом не вы держал, взял отпуск и укатил к Ти хону. И весь отпуек простоял у гор- Тихон работал диспетчером. Ми хаил привел с западной границы страны ремонтно-восстановительный поезд и теперь восстанавливал по врежденные бомбежками пути. Сер гей под бомбами, а порой и артилле рийским обстрелом, доставлял к ли нии фронта эшелоны с людьми и тех никой. Бригада Сергея Пятнна вхо дила в паровозную колонну имени Государственного Комитета Оборо ны. И не только водила поезда, опе- РА БО ЧАЯ ДИНАСТИЯ «Ко всем железнодорожным рабо чим! Товарищи! Скверно живется на шему брату, рабочему... Нищета, го лод, бесправие, произвол начальства и правительства — все это ярмом тя желым легло на шею рабочему лю- ду». — Очень верно написано,— сказал кто-то. Пятин и не заметил, как вокруг него собрались кузнецы, слушали. Он, оказывается, вслух читал. Мастер появился, листовку вырвал, пригрозил: —Разберусь. Если замешан — уволю! О дальнейших событиях красно речиво рассказывают депеши цар ских администраторов. " 8 декабря. Телеграмма начальника жандармского отделения ст. Елец губернатору: «Сего числа забастовали железно дорожные мастерские... Движение пассажирских и товарных поездов по Грязе-Орловской и Валуйской ли ниям прекращено. Подполковник Зубов». 9 декабря. Телеграмма Елецкого полицмейстера губернатору: «Прошу распоряжения выслать в Елец роту солдат. Вчера забастова ли рабочие мастерских Юго-Восточ ной дороги. Полицмейстер Криницкий». Карательный отряд учинил жесто кую расправу над забастовщиками. Но уже в мае 1906 года в мастер ских состоялся большой митинг, на котором ораторы призывали к свер- Но тут на юге создалось тревож ное положение. В наступление пере шли деникинцы. Отложил Михаил Пятин в сторону кувалду — и к ко миссару депо. •— И меня на фронт посылай. — Не всем воевать, кому-то и ра», ботать надо, Федорович,— сказал ему комиссар,— помоги лучще побы стрее бронепоезд отремонтировать. Отгремела гражданская война. А трудностей не убавилось: голодно, холодйо, ни рельсов, ни шпал, ни ин струментов. В депо лишь один ис правный паровоз под N° 15. Паровозники довольно часто, отра ботав смену, с песнями выходили на воскресники. Михаил Федорович сов сем похудел, щеки провалились, но работал со всеми наравне: и в кузне, и на воскресниках. Да еще и сынов учил своему ремеслу, в душе наде ясь, что пойдут они по его пути. Четверо сыновей у Михаила Федо ровича, и ни один из них не стал кузнецом. Старший — Тихон — не ожиданно на курсы движенцев по ступил, дежурным по станции решил стать. Второй сын — Сергей — спит и во сне видит себя машинистом. И этому рад Михаил Федорович, в од ном депо работать будут... А вскоре Тихон и Сергей вступили в комсомол. Отец, узнав об этом, сказал сыновьям: —, Ответственность теперь боль шая на вас. Смотрите, не посрамите фамилию Пятиных. И сыновья восприняли слова отца как наказ. Когда Тихона вызвали в райком и сказали, «то укрепление на, учил деревенских парней кузнеч ному делу. Сергей закончил учебу и получил права помощника машиниста. Опре делили его на паровоз, который тогда называли шутливо и ласково «овеч ка». Но не долго ездил на нем Сер гей. В начале тридцатых годов в де по поступили первые мощные отече ственные паровозы, названные, гор дым именем — «Феликс Дзержин ский». Вот на такой и перешел,^ но уже машинистом Сергей Пятин. Был он одним из первых, кто возглавил только начавшие тогда организовы ваться комсомольско-молодежные бригады. Молодые машинисты, сре ди которых был и Сергей Пятин, раз рушили в те годы устаревшие пред ставления о скоростях движения со ставов и, вслед за знатным машини стом Кривоносом, начали водить по стальным магистралям тяжеловесные поезда на высоких скоростях. Окончил школу фабрично-завод ского обучения и третий сын — Ми хаил, стал работать в депо машини стом крана. Вырос, пошел препода вателем в железнодорожный техни кум самый младший — Евгений. Все Пятины собрались в одном месте, жи ли хорошо, счастливо. У Михаила Федоровича уже внуки появились, которым он очень радовался, как вдруг. 22 июня 1941 года грянула война. Братья рвались на фронт. Но уехал лишь один Евгений. Осталь ным сказали: — У нас тут тоже фронт. Надо перевозить людей, технику, боепри пасы. Совхоз «Красный колос» добился в юбилейном году замечательных ус пехов в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Хлеборобы собрали самый высокий в Липецком районе урожай зерновых —по 20,2 центнера с гектара. Хозяй ство досрочно и с большим превы шением выполнило годовой план заготовок всех видов продукции по леводства и животноводства. Показательно также и то, что уве личение производства сельскохозяй ственной продукции достигнуто при одновременном снижении ее себе стоимости. За достигнутые успехи коллектив совхоза награжден памятным знаме нем Ц К КПСС, Президиума Верхов ного Совета СССР, Совета Минист ров СССР и ВЦСПС. На партийных и рабочих собра ниях неоднократно подчеркивалось, что достигнутые успехи — результат большой организаторской работы сельских коммунистов и депутатов сельского Совета. Помогая руководству совхоза, ис полком Ново-Деревенского сельсове та оказывает свое влияние на эконо мику производства через депутатов, работающих на полях и фермах. Долгое время между животноводами молочнотоварной фермы Централь ного отделения и сепараторным пун ктом возникали недоразумения. Ж и вотноводы обвиняли работников пункта в занижении жирности сда ваемого ими молока, но точно до казать этого не могли, потому что на ферме молоко на жирность не проверялось. В начале этого года по предложе нию депутата сельсовета В. М. Кар ташова на молочнотоварной ферме была установлена центрифуга для определения жирности молока. Кон фликт с приемным пунктом был сра зу же ликвидирован. Важно и дру гое. Регулярное определение жирно сти молока по каждой группе коров побудило доярок бороться не только. за количество продукции, но и за ее качество. С помощью депутатов сельсовета был наведен строгий порядок в хра нении и расходовании кормов. Все это позволило не только увеличить надои молока, но и резко снизить его себестоимость. В Центральном отделении, например, центнер моло ка обошелся в 10 рублей 39 копеек при плане 13 рублей. А вот другой пример. В прошлом году только на полевых работах ме ханизаторы совхоза перерасходовали более 30 тонн горючего. Это отрица тельно сказалось на себестоимости продукции. В чем же дело, почему допущен столь значительный ^пере расход? Этот вопрос обсуждался на сессии сельсовета. Причину вскрыли сами механизаторы. Тракторист де путат сельсовета А. П. Селезнев за явил, что большие потери горючего допускаются при ручной заправке тракторов. После вмешательства депутатов положение было исправлено. Теперь тракторы заправляются только с по мощью насосов. Депутаты Ново-Деревенского сель ского Совета приложили немало сил и старания, чтобы успешно выпол нить юбилейные обязательства. По итогам социалистического соревнова ния в честь 50-летия Советской вла сти решением облисполкома и обл- совпрофа отмечена хорошая работа Ново-Деревенского сельсовета. Живую струю в деятельность Со вета внесло постановление Ц К КПСС «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов тру дящихся». Депутаты стали больше уделять внимания подъему экономи ки совхоза, укреплению трудовой дисциплины, развертыванию социали стического соревнования среди рабо чих. На заседаниях исполкома и сессиях сельсовета обсуждаются во просы, связанные с выполнением важ нейших хозяйственных задач. До последнего времени совхоз со бирал по 40—70 центнеров картофе-. ля с гектара. Себестоимость цент нера клубней достигала 5 рублей 23 копеек. Основная причина заклю чалась в том, что выращивание картофеля было обезличено. В теку щем году картофельные плантации были закреплены за механизирован ными звеньями. Оплата труда была поставлена в прямую зависимость от количества полученной продук ции. Каждый механизатор был заин тересован в повышении урожайности. Авангардную роль в этом деле за нимали депутаты сельсовета. Меха низированное звено избранника на рода Алексея Павловича Селезнева, например, зимой дважды провело снегозадержание на своем участке, а весной внесло по 3-^4 центнера аммиачной воды на каждый гектар. Настала пора уборки урожая. Сбор клубней, как известно, требует много ручного труда. По личному примеру депутатов, на уборку картофеля вме сте е рабочими совхоза вышли все жители села. Общими усилиями весь урожай был убран в сжатые сроки и без потерь. В среднем по совхозу получено по 162,5 центнера клубней с гектара, а в звене А. II. Селезнева — по 174 центнера. Себе стоимость центнера картофеля соста вила 2 рубля 40 копеек. В будущем грду А. П. Селезнев решил бороться за получение 200 центнеров клубней с гектара. Иници ативу депутата сельсовета поддержа ли и другие картофелеводы совхоза. Всеобщее уважение и признатель ность рабочих совхоза завоевали де путаты сельсовета Мария Плохих, Раиса Павлова, Любовь Титова, Ев гений Кузнецов и многие другие. Упорным трудом на полях и фермах, своей организаторской деятельностью они многое сделали для подъема сов хозного производства. Дел у депутатов сельсовета не убавилось. Они по-прежнему в пе редних рядах борьбы за успешное проведение зимовки скота, образцо вую подготовку к весне. П. АЛЕКСАНДРОВ. Как ведется сооружение домов быта, детских учреждений в но вых микрорайонах областного центра? Этот вопрос интересует старшего вальцовщика цеха хо лодного проката Новолипецкого металлургического завода депута та Верховного Совета СССР Фе дора Ивановича Богданова- и председателя городской плановой комиссии депутата Липецкого гор совета Марию Степановну Сама рину. Народным избранникам да ет ответ главный инженер управ ления главного архитектора г. Ли пецка Н. П. Самсонов.- Фото Ю. Ардашева режая график, но и, освоив слесар ное дело, своими силами осуществ ляла ремонт паровоза. Так. поступа ли в те годы многие в Елецком депо. В годы войны сотни составов пе ревез со своей бригадой Сергей Пя тин! «Зеленую улицу» ему и его то варищам обеспечивал диспетчер Ти хон Пятин. Своевременно ремонтиро вал железнодорожное полотне Ми хаил Пятин. Геройски сражался с фашистами офицер Евгений Пятин. И по-прежнему стоял у горна самый старший Пятин — основатель рабо чей династии Михаил Федорович. И так всю войну. Ныне у всех братьев Пятиных есть дети, и все они также связали свою судьбу с железнодорожным транс портом. Но только сыновья Сергея Михайловича продолжают ходить знакомой дорогой к депо, по которой ходил еще их дед. Старший — Александр —. о паро возе не думал. ~ Хватит нам и одного машини ста,— отшучивался он, когда заво дили в семье разговор о его буду- ,щем. Но вот,однажды Сергей Михайло вич взял его с собой в поездку, а по том еще раз взял, а уж в третий раз поехал сын, согласно приказу на чальника депо, кочегаром, полно правным членом бригады. А когда Александр стал помощником маши ниста и ушел на другой паровоз, ме сто старшего брата занял младший —- Валентин. Так вот и получилось, что одна судьба стала теперь у Сер гея Михайловича и его сыновей. Александр Пятин, не так давно ставший членом ленинской партии коммунистов, с отличием закончил железнодорожный техникум и начал водить мощные красавцы-теплово зы. А помощником у него — брат Валентин. Так они и ездят ка одном тепловозе, два молодых Пятина, ко торым суждено открыть второе сто летие рабочей династии в Елецком депо. И показательно, что молодые Пя тины начинают свой трудовой путь в помолодевшем, совершенно преоб разившемся депо, где о прежних го дах напоминает разве что мемори альная доска, на которой золотом написано о том, что именно здесь, в депо, был центр революционной борь бы в Ельце. И молодые Пятины, проходя мимо нее, с гордостью ду мают о том, что к этой борьбе был причастен и их дед, который поло жил начало не только рабочей дина стии, но и боролся за новую светлую жизнь. : Э> ДОРОФЕЕВ, нештатный корр. «Ленинского знамени». Посмотрите на фотографию! этой женщины. Это О. Т. Копыло-' ♦ ва, одна из тех, кого мы по пра- ♦ ву называем героями наших дней.! Примерная труженица и мать.; Много лет она" работает телятин-; цей в совхозе «Сиидякинский», и; за свой самоотверженный труд; недавно награждена орденом: «Знак почета». А ее материнский* подвиг отмечен медалями и орде- г нами материнства и высоким зва-! нием «Мать-героиия». На днях О. Т» Копылова высту-; пала на Хлевенской районной; конференции по коммунистическо-; му воспитанию молодежи, и ее; идущие от всего сердца слова нн-; кого не оставили равнодушным. — У меня десять детей, — го-; ворила она.-— Воспитать и выве сти их в люди мне помогла Со-: ветская власть. Некоторые говорят, что работа* детям учиться мешает, Непра-* вильно это. Мои все с детства росли в труде, а учились отличной и выросли настоящими людьми. * Из сыновей трое работают мон-Х тажниками (один из них брига-X дир), двое — слесари н один ли-Г тейщиком, дочь техникум окончи-! ла и еще один сын в железнодо-! рожном техникуму учится. Со мною сейчас остались две; дочери (учатся в 6 и 4 классах).! И обе — не белоручки. Если одна: по дому управляется, другая со; мною на ферме помогает. У нас в стране всем дано право! на образование и на труд. Да! только чтобы пользоваться этими! правами, нельзя белоручкой быть.! Лодырь и в школе плохо учится,! и работать не умеет. Трудно та-1 кому на свете жить. 1 Вот почему надо нам детей в! труде воспитывать, с ранних лет! приучать их не только пользо-1 ваться правами, но н честно вы полнять свой долг. Фото М . Берлавина, X Д В А В Ы Х О Д Н Ы Х - Э Т О Х О Р О Ш О Обрадовались труболитейщики, когда узнали, что завод будет работать пять дней в неделю. Правда, бы ли у нас и такие, которые сомневались в том, что нов шество приживется. Теперь же, когда прошло девять месяцев работы с двумя выходными, сомнения давным давно рассея лись. Спросите любого нашего рабочего'Нши работни цу, они убежденно скажут: «Два выходных-— это очень хорошо!». От перехода на пятидневную рабочую неделю выиг рало и предприятие, а значит, и общество, и каждый рабочий, служащий. Нынче лучше используется обору дование, сократились простои агрегатов и перво-напер во — вагранок: раньше ведь их надо было разжигать шесть раз В неделю, а теперь пять. Производительность труда лишь из-за этого повысилась на полпроцента. А плавное — появилась экономия материалов. Пять вме сто шести «розжигов» вагранок позволяет сберечь в год 192 тонны кокса, 120 тонн огнеупорного кирпича, десятки тысяч киловатт-часов электроэнергии, да еще много пара, сжатого воздуха. Лучше, производительнее стал работать коллектив — повысились и заработки. Коснусь другой стороны этого дела. При новом ре жиме работы выходных дней у каждого из нас вместо 52 — целых 100 в год. Теперь в неделю сократилась одна поездка на работу и обратно, затрата времени на сдачу смены и т. п. Так сберегается час-два в неделю. А в год? Подсчитайте-ка! Ясно, что возможности для лучшего отдыха, для уче бы гораздо расширились. В настоящее время.с нашего завода учатся на вечерних отделениях в вузах 63 и в техникумах 51 человек. 12 окончили их в текущем году. 43 труболитейщика занимаются в вечерних школах ра бочей молодежи. Скажу о себе. Учусь на четвертом курсе вечернего отделения металлургического техникума. С переходом на пятидневку у меня^стало больше времени и для за нятий и на культурный досуг. Хожу в кино и театр. Девять месяцев работы с двумя выходными — не большой срок. И все же заметны перемены в психоло гии людей. Многие «заболели» спортом, туризмом. Открылись возможности для дальних экскурсий. Ле том наши туристы побывали в Москве, где знакомились с ее достопримечательностями, в г. Воронеже* Люби мым отдыхом для сотен рабочих и служащих стали живописные окрестности Липецка. Летом, вечером в пятницу или утром в субботу, люди семьями и в оди ночку выезжали на берега Матыры и Воронежа, хорошо отдыхали—катались на лодках, играли в волейбол, удили рыбу. Сейчас партийная и профсоюзная организации, ад министрация решили улучшить условия для зимнего отдыха: помещения летнего загородного пионерлагеря переоборудуются для зимнего профилактория, В пят ницу вечером на выходные дни автобусы будут достав лять туда примерно сто человек. Лучше, содержательнее становятся у нас вечера от дыха в клубе. Много людей собирали Октябрьские чтения, беседы политинформаторов, агитаторов и лек торов на открытых площадках. О чем говорят эти факты? О заботе партии и прави тельства о людях труда. Рабочая неделя в нашей стра не — одна из самых коротких в мире. Даже в наиболее развитых капиталистических странах она длиннее на шесть—семь часов, М. ГЛУШКОВА, крановщица Липецкого трубного завода, депутат Правобережного районного Совета депутатов тру дящихся.. Р 4 • • : ■' Г• 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz