Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 30 нояб ря 1 9 6 7 г., ^ 2 7 9 (4 0 9 2 ) П а р т и й н а я Ж и з н Ь В С ТАЮТ НОВЫЕ БОЙ ЦЫ Одним из свидетельств высокого авт оритета партии в народе являет­ ся стремление трудящихся идейно и организационно связать с КПСС свою жизнь, работать и бороться в ее строю. Грязинская городская партийная организация за десять 'месяцев нынешнего года увеличилась на 243 человека за счет передовых рабочих, специалистов промышлен­ ности, сельского хозяйства, культу­ ры. Это в два раза больше, чем бы­ ло принято за тот же период прош­ лого года. Кто они. принятые в ряды КПСС? Это Татьяна Васильевна Зубкова — наладчица пншекомбината. Окончи­ ла техникум пищевой промышленно­ сти. Активно участвовала в комсо­ мольской жизни предприятия — была членом комитета ВЛКСМ . В настоящее время — депутат област­ ного Совета. Ее подруга —г Раиса Ивановна Шкатова — ударник ком­ мунистического труда. В январе она взяла обязательств^: годовое зада­ ние завершить на два месяца рань­ ше срока. Слово передовой наладчи­ цы не разошлось,, с делом: уже 1 октября она рапортовала об успеш­ ном выполнении своегр обязательст­ ва. Среди кандидатов юбилейного го­ да швеи-мотористки горпромкомби- ната Г. В. Большакова, В. П. Горь- каева, 3. Д. Кондакова, настильщица Р. П. Ртищева и многие другие. Все они передовые производственницы, активные общественницы, постоянно повышающие свой общеобразова­ тельный и .политический уровень. О каждой из них товарищи заявили на партийном собрании: «Доверие оп­ равдает». День вступления рабочего в пар- П Р И М Е Р НЫ Й ! ПРОПАГАНДИСТ В отделении имени Димитрова $ совхоза «Набережанский» школой» ;основ марксизма-ленинизма руко­ водит пропагандист П. Е. Иванин. ; С душой относится П. Е. Ива­ ки н к важному партийному пору-» ;чению: тщательно готовится к ; каждому занятию. Излагая, на­ пример, тему: «Начало революци- ;онного движения в России 1883— ; 1894 гг.», он тесно увязал про- ;граммный материал с историей ;нашего края. Это вызвало всеоб- ;щий интерес. Занятие дало каж ­ дому много новых знаний. Пропагандиста часто можно ви­ деть на ферме, в мастерских. Это помогает ему находить яркие примеры из жизни хозяйства, :знать людей. Интересные факты П. Е. Иванин непременно исполь­ зует на занятиях. Ведь одна из задач * теоретической учебы как раз и состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свое отношение ;к тому или иному явлению, фак- ;ту, связать общетеоретические по- ;ложения й общегосударственные ;задачи со своей повседневной :практикой, трудом. Имя пропагандиста П. Е. Ива- :нина занесено на районную До­ ску почета. Петр Егорович — за­ мечательный учитель. Он награж- :ден значком «Отличник народного просвещения». Чесноченская 8- ’летняя школа, директором кото­ рой он работает, занимает одно из первых мест в районе по ус­ певаемости и дисциплине. А. ЕРЕМИН. Воловский район. тшо знаменателен и для него и для всей партийной организации. Ведь в ряды КПСС пришел новый боец. Как он понесет по жизни высокое и бла­ городное звание коммуниста? Те­ перь он навсегда и во всем ответст­ венен перед партией, а организа­ ция, принявшая его, ответственна за то, чтобы в нем воспитывались и развивались лучшие качества боль- щезика-ленинца — беспред е л ь и а я преданность идеям коммунизма, му­ жество и самоотверженность, созна­ тельность и организованность, про­ являемые в повседневных делах. «Быть коммунистом—великая честь, — пишет в своем заявлении фрезе­ ровщик мотовозоремонтного завода Н. М- Шкатов, — и я достойно буду нести высокое звание члена пар­ тии...» Владимир Ильич Ленин неустанно подчеркивал, что задача коммуни­ стов —• оберегать твердость, выдер­ жанность и чистоту нашей партии. Мы должны, указывал он, стараться поднять звание и значение члена партии выше и выше. Следуя ленин­ скому завету, наши партийные орга­ низации стремятся помочь молодым коммунистам глубоко осознать свои обязанности, усвоить героические традиции партии. В парткоме пищекомбиката, на­ пример, разработан конкретный план работы с молодыми коммуни­ стами. Здесь стало правилом регу­ лярно проводить с ними беседы об Уставе и Программе КПСС, о роли И значении партии в развитии совет­ ского общества. Такие же беседы проводятся в локомотивном депо, совхозе «Правда». Коммунист закаляется в борьбе, качества бойца вырабатываются в процессе повседневной, практической работы. В большинстве партийных организаций города и района канди­ датов и молодых коммунистов при­ влекают к активной общественной работе, дают им посильные партий­ ные поручения, постоянно контроли­ руют ход их выполнения, помогает своим товарищам по коллективу. Дот, к примеру, п&ртиййая орга­ низация вагонного депо. Здесь сек­ ретарем комитета комсомола избран кандидат в члены КПСС В. В. Ки­ риллов Советуясь со старшими то­ варищами по партии, молодой, инит циат-ивный коммунист сумел за ко­ роткий срок заметно улучшить дея­ тельность комсомольской организа­ ции вагонников. Партийные организации широко привлекают к общественной работе и беспартийных, Приглашают акти­ вистов на открытые собрания, дают им отдельные поручения, включают их в число слушателей начальных политшкол. Отсюда парторганизаций пополняют свои ряды, черпают но­ вые резервы бойцов. Почти везде сейчас прием новых членов партии проходит через партгруппы, где на открытых собраниях всесторонне об­ суждаются политические, деловые и моральные качества подавших заяв­ ления. Особенно привилось это пра­ вило в партгруппах мотовозоремонт­ ного завода, совхоза «Прибытков- ский». Вопросы, связанные с приёмом в партию и воспитанием молодых коммунистов, постоянно находятся в центре внимания городского комите­ та КПСС. В настоящее время гор­ ком проводит цикл семинаров сек­ ретарей парторганизаций, где об­ суждаются задачи воспитания ново­ го пополнения партии. Перед трудящимися нашего горо- Под урожай бу­ дущего года по хо­ рошо подготовлен­ ной и удобренной почве в области ВЛАГА-ОСНОВА У Р О Ж А Я да и района стоят большие и ответ­ ственные задачи по досрочному за­ вершению пятилетнего плана. Место каждого члена партии сейчас долж­ но быть на переднем крае. А для то­ го, чтобы молодое пополнение уве­ ренно несло эстафету старших, надо постоянно воспитывать в* нем убеж­ денность, честность, принципиаль­ ность, преданность великому делу строительства коммунизма. А. АНДРЮШИН, инструктор Грязинского горкома партии. посеяно в лучшие агротехнические сроки более 500 ты­ сяч гектаров озимых, поднята зябь под весь яровой клин. На значитель­ ных площадях внесена аммиачная веда и другие удобрения. В хозяйст­ вах засыпаны н доводятся до высо­ ких кондиций семена лучших райони­ рованных сортов. Ведется ремонт техники, агротехническая учеба. Все складывается благоприятно для получения высокого урожая в третьем году пятилетки Одпако нельзя забывать объективные зако­ ны земледелия, которые служат ос­ новой его рационального ведения. Погодные условия сложились так, что запасы почвенной влаги как под озимыми, так и на зяби, весьма не­ значительные. Перед земледельцами с огромной остротой встает задача сохранения и накопления влаги в почве. Известно, что ни создание одного центнера зерна яровых культур или !0 центнеров сахарной свеклы я со­ ответствующего количества соломы и ботвы требуется 80— 100 тони воды (1 мм влаги на гектаре составляет 10 тонн воды). Учеными подсчитана, что каждые 10 мм продуктивной влаги, превышающие 60 мм весенних запасов в метровом слое, обеспечи­ вают урожай двух центнеров зерна озимых культур (нормально перези­ мовавших, имеющих 1000 побегов на квадратном метре), а при хорошем минеральном питании — трех цент­ неров. Чтобы вырастить 20 и более центнеров озимой пшеницы при любых условиях весны, надо нако­ пить за осенне-зимний период около 170 мм продуктивной влаги в метро­ вом слое почвы. Для получения вы­ сокого урожая сахарной свеклы в других яровых культур запас влаги на зяби к весне также должен быть в пределах 180— 190 мм. Каково положение сейчас с запа­ сами влаги под озимой пшеницей? Приводим данные отдела земледелия Липецкой сеяьскохозяйсгеенной опытной станции на 10 ноября с, г. Запасы продуктивной влаги в мм под озимой пшеницей, посеянной по различным предшественникам: Толщина слоя 0—40 см 0—100 см черньгк пар клевер вико-овес горох кукуруза ячмень 48 40 33 33 32 33 121 104 83 84 92 32 Из приведенных цифр видно, что меньше всего содержится влаги на полях, вышедших из-под ячме­ ня, вико-овса и гороха, а Имен­ но по (этим предшественникам разме­ шаются основные массивы озимых. В прошлом году к концу ноября на пшенице,, идущей по черному ча­ ру, в метровом слое почвы содержа­ лось 207 мм, идущей по клеверу — 125 мм, по вино-овсу — 139 мм, по гороху и кукурузе — 142 мм и по ячменю — 114 мм, При этом надо помнить, что В декабре 1966 и янва­ ре 1967 осадков выпалу в два—три раза больше среднемноголетней нормы. К дому же, зима прошлого года отличалась обильными снегопа­ дами, небольшим промерзанием поч- температуры почвы на глубине узла кущения от среднесуточных темпера­ тур воздуха и снежного покрова. Средне- суточная темпера­ тура воздуха Высота снежного покрова (см) 0 5 25 30 Температура почвы на глубине узла кущения —20 - 2 5 —30 -17 -21 -25 -13 -16 -19 — 7 — 9 — 12 — 6 — 9 — 11 Таким образом, снежный покров в 25—30 см гарантирует озимые от вымерзания при; любых морозах. Именно, к созданию такой высоты снежного покрова надо стремиться уже в декабре. Исследованиями установлено, что около 95 процентов снега перен >снт- ся по почве на высоте не более 20 сантиметров от поверхности. От­ сюда и надо исходить, избирая спо­ собы снегозадержания и констэук- цию задерживающих средств. В условиях нашей области на формирование урожая озимых и яро­ вых культур к весне доля расхода ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ РАБОТЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ ОБЛАСТИ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД вы, влага хорошо впитывалась в почву весной. В этом году в сентябре—октябре наблюдался почти тройной недобор осадков по отношению к среднимиэ- голетней норме. Не поправил дело и ноябрь: на 22 ноября выпало лишь 27 мм. влаги. Таким образом, осен­ ние запасы влаги под озимыми на­ много ниже прошлых лет. В нашей области за четыре месяца (декабрь, январь, февраль и март) выпадает в основном в виде снега ПО мм осадков. Из этого количест ва обычно половина, а то и больше, приходится на декабрь — январь Считывая это, накопление снега надо проводить с первых же дней зимы, так как для перераспределения рых­ лого снежного покрова наиболее бла­ гоприятные условия создаются г в первой половине зимы. Запас воды, содержащийся в снеге, на конец мар­ та в среднем составляет 830 тони па гектаре. Если же правильно и свое­ временно проводится снегозадержа­ ние, то запасы ее можно удвоить. Это позволит покрыть дефицит вла­ ги в почве. Без вмешательства человека, как правило, почва впитывает около тре­ ти воды, содержащейся в снеге, ос­ тальная — стекает по склонам в ов­ раги и балки. Правильно проведен­ ное задержание снега и талых вод намного уменьшит весенний сток. Снег — не только вода, но это и тепло для озимых. В следующей таблице приводятся данные, пока­ зывающие зависимость минимальной Комсомолка Валентина Ларин после окончания Конь-Колодез- ского сельскохозяйственного тех­ никума получила направление в колхоз «Заря коммунизма» Дол­ горуковского района. Сейчас молодой специалист ра­ ботает ветеринарным фельдшером на животноводческом комплексе. НА СНИМКЕ: Валентина Лари­ на готовится к профилактическим прививкам. Фото Ю. Ардашева. п Агентство печа­ ти Новости (АПН) предлагает внима­ нию чиЯггепей статью члена-кор- респондента Ака­ демии наук СССР, директора Инсти­ тута проблем передачи информации В. Сиферовэ (в сокращении), кото­ рая будет полностью опубликована в 11-ом номере журнала «Москва». * . * И Н Т Е Л Л И Г Е Н Ц И Я И В Р ЕМ Я * С ЛОВО «интеллигент» я впер­ вые услышал когда мне было лет двенадцать. Проходя мимо одного из трактир- ных столиков, половой презрительно бросил кому-то: «Интеллигент». Я с любопытством посмотрел на того, к кому относилось не слыханное ранее мною выражение. Это был сутулый худой человек с серыми волосами и вялым лицом, в затрепанном, лосня­ щемся пиджаке. Перед ним стояла кружка пива и лежала раскрытая книга. Меня это очень заинтересова­ ло. И не случайно. В 1912 году, когда мне было семь лет, умерла мать. Вместе с братом и сестрой мы оказались полностью предоставленными себе. В канун революции я окончил че­ тырехклассное Рогожское начальное городское училище в Москве и по- лучил пышный аттестат: «Закон бо­ жий — 5, чтение — 5, письмо — 5, арифметика — 5». И хотя в то время я еще не знал мнения Бернарда Шоу о том, что главное в образовании «научить чи­ тать, писать и владеть арифметикой настолько, чтобы правильно давать сдачу, а всему остальному можно научиться самому»,—- я инстинктивно поступал в соответствии, с этим со­ ветом. Впрочем, иного выхода не бы­ ло. Шел 1916 год. Я блуждал по ули­ цам, дрался с мальчишками, собирал объедки и окурки—курить я научил­ ся уже давно. Однако, как ни стран- но, именно тогда меня потянуло учиться. Забравшись в угол какого-нибудь трактира, среди гвалта и ругани, я с увлечением читал «Алгебру» Ки­ селева для реальных училищ, кото­ рую постоянно таскал за пазухой. Мне трудно объяснить и сейчас, чем привлекла меня математика: все в ней было для меня интересно, я ста­ рался разобраться в непонятном. Од­ нажды, когда я бился над решением какой-то задачи, я и услышал непо­ нятное для меня слово, прозвучав­ шее как ругательство — «интелли­ гент»... Я не знал, что оно означает. Но прошло совсем немного времени, и судьба столкнула меня с представи­ телями лучшей части русской интел­ лигенции, посвятившей себя служе­ нию своему народу. Я говорю «судь­ ба», ибо для меня, почти беспризор­ ника, как и для миллионов моих со­ отечественников, октябрьская ночь 1917 года стала счастливейшим по­ воротом в жизни. Но еще в то время монархическое «Новое время» писало: «Допустим на минуту, что коммунисты победят. Кто будет управлять нами? Может быть, повара? Или пожарные? Конюхи, кочегары? Или, может быть, няньки побегут на заседание Государствен­ ного совета в промежутке между стиркой пеленок?.. Возможно ли это? На такой сумасшедший вопрос ком­ мунистам ответит история...» История не замедлила ответить монархистам. История ответила им моей судьбой, судьбой тысяч таких же, как я. Да, история — бесстрастный и объективный свидетель. Так вот она свидетельствует, что до революции и без того малочисленные ряды рус­ ской интеллигенции пополнялись в основном за счет власть (и мошну!) имущих. Рабочим же и крестьянам, за исключением одиночек, пути туда были заказаны. Огневой рубеж революции, по сло­ вам замечательного советского уче­ ного Ивана Бардина, испытавшего на себе всю косность царизма, раз и навсегда отделил дореволюционную Россию от новой, народившейся в пламени сражений Республики Сове­ тов, на знаменах которой Ленин на­ чертал: «Учиться, учиться я учить­ ся!». А время было тяжелое! Неповто­ римо тяжелое... Нищая, разоренная империалистической и гражданской войнами и интервенцией страна нуж­ далась в хлебе и в угле, в картошке и в металле. Наверное, проще на­ звать, в чем она не нуждалась. Но прежде всего — и именно для того, чтобы все это создать,-—.она нуж­ далась во всеобщей образованности, в инженерах, ученых. То время я хорошо помню. Меня, тогда бесприютного подростка, пос­ ле тяжелой и непонятной болезни, забрали в восьмую санаторно-дет­ скую колонию в Сокольниках. От го­ лода и, вероятно, постоянной просту­ ды у меня шла горлом кровь, кру­ жилась голова, хотелось только од­ ного — лежать. Здесь меня лечили, а потом, как только дела пошли на поправку — начали учить. Так я впервые встретился с людьми, кото­ рые звались интеллигентами. Так я стал студентом Механико- электротехнического института, быв­ шего Комиссаровского училища. Вме­ сте со мной сдавали экзамены друзья по детдому — Виктор Сапа- рин, Кирилл Андреев, Вадим Тра­ пезников. Двое первых впоследствии стали известными писателями. Мы с Трапезниковым остались радиотехни- ками, и я никогда об этом не жа­ лел. Развитие ряда наук, родившихся в начале XX века, с 1917 года пошло разными путями — у нас и в капи­ талистических странах. Поколению электротехников, к ко­ торому принадлежу и я, повезло. Мы начинали буквально «с порога» уди­ вительного расцвета радио, телеви­ дения, электроники в нашей стране. Перед нами целиной лежала гро'мад- ная область науки, мы не были ее Колумбами, но зато могли стать Магелланами... С другой стороны, если уж гово­ рить честно, — разве обидела судь­ ба моих сверстников, исследовавших атомное ядро или увлекшихся авиа­ цией, ракетной техникой или кине­ матографией?! Ведь именно в то время, когда Попов передал первую свою радиограмму, Циолковский вы­ двинул идею создания искусствен­ ных спутников Земли, братья Люмь­ ер смонтировали киноаппарат, а Рентген открыл лучи, названные его именем. Я убежден: нам очень повезло в науке. Но повезло, хочется повто­ рить, потому, что мы стали гражда­ нами первого в истории планеты со­ циалистического государства, открыв­ шего миллионам людей п>”гь к зна­ ниям. Кому не известно: царская Россия была далеко не самым подходящим полем развития научной мысли. Но, несмотря на это, в науку вписано немало имен подлинных русских ти­ танов, внесших великий вклад в ми­ ровой прогресс. А тогда в России наукой занималось около десяти ты­ сяч человек. Сегодня же в стране число ученых перевалило за семьсот тысяч; Советский Союз, население которого составляет около семи про- центоа от населения всего Земного шара, располагает двадцатью пятью процентами ученых — каждый чет­ вертый исследователь на Земле — гражданин нашей страны! АУКА превратилась в своего рода промышленность. Экспе­ римент — плод рук и мозга далеко не одного и не одних лишь естествоиспытателей. В нем на рав­ ных правах принимают участие ты­ сячи людей, занятых конструиро- н ванием и разработкой, сооруже­ нием и уходом за оборудованием лабораторий и институтов. Каково оно, это оборудование, нынче — су­ дите хотя бы по тому, что физиче­ ский прибор — ускоритель, недавно сооруженный в районе Серпухова, имеет диаметр около пятисот мет­ ров, длина его кольца — почти пол­ тора километра. Его невозможно разместить под одной крышей: син­ хрофазотрон и здания его служб по­ ходят скорее на промышленный объ­ ект, чем на лабораторию физиков. Работа подобных приборов — а сле­ довательно, и успехи науки! —- за­ висят от больших коллективов, в ко­ торых сливается труд электромонте­ ров н слесарей, инженеров и акаде­ миков. И ТУТ-ТО выступает на первый план главное завоевание Ок­ тября: громадное число обра­ зованных, знающих, интеллигентных людей. Без них невозможно гармони­ ческое развитие общества, основан­ ного на самой гуманной величествен­ ной из наук — научном коммунизме. Революция превратила науку ве­ ликих одиночек России в науку мил­ лионных масс, бережно сохранив и приумножив лучшие ее традиции, со­ хранив преемственность поколений, необходимую в науке так же, как в хорошей дружной семье, когда отец передает свой житейский опыт сы­ новьям. Нет-нет да и сегодня еще вспыхи­ вают споры о том, кого, собственно, считать интеллигентом. Одни указы­ вают на профессиональную принад­ лежность, для других признак ин­ теллигентности — высокое нравст­ венное и духовное содержание чело­ века независимо от рода его дея­ тельности. Думается, споры эти в известной степени схоластичны. Еще в далекую предреволюционную пору, когда Россию пренебрежительно на­ зывали лапотной, известный народ­ ник Лавров справедливо писал: «К группе интеллигенции может принад­ лежать полуграмотный крестьянин, и никакой университетский диплом не дает еще права его обладателю при­ числять себя к ней». По-моему, это справедливо и для наших дней, с одной лишь поправкой: заменим сло­ во «интеллигенция» для большей точности на «интеллигентность»... Мне, например, еще не доводилось встречать больших ученых, не инте­ ресующихся музыкой, литературой, театром, ваянием, живописью. В свою очередь и работники искусства во взаимных беседах, на публичных диспутах и лекциях стараются хотя бы в общих чер­ тах постичь то, чем занимается сего­ дняшняя наука. Внутренний мир че­ ловека, его духов­ ные потребности и запросы можно обогащать и расширять до бесконеч­ ности — от этого человек станет только богаче. Как раз слияние этих двух начал высоконравственного, духовного и чисто профессионально-технического — и привело к созданию интелли­ генции особого типа — интеллиген­ ции творческой, черпающей свои си­ лы в народной среде и отдающей си­ лы народу. В наше время ни один специалист не может успешно работать и дости­ гать значительных успехов, если он будет оставаться лишь «специали­ стом по гайкам». Современная нау­ ка, углубляя познания и опыт в от­ дельной, весьма узкой области, рап­ ным образом требует от ученого и все большей широты знаний во мно­ гих смежных, а иногда и далеко не смежных областях. Как же совместить, казалось бы. столь несовместимые противоречия? Ведь от решения этой проблемы за­ висит не только успех или неуспех отдельных студентов — будущих спе­ циалистов, но и прогресс общества в целом. В нашей стране этой проблемой нынче заняты десятки миллионов лю­ дей, практически все, кто имеет ка­ кое-либо отношение к преподаванию и к обучению. «В период коммуни­ стического строительства во всех сферах жизни общества возрастает роль советской интеллигенции, — го­ ворится в Тезисах Ц К КПСС. — Ее интересы неотделимы от интересов рабочих и крестьян». За пятьдесят лет мы так привыкли к нашим успехам и достижениям, так свыклись с ними, что порой уже не замечаем их. Мы росли вместе со своей страной. Но вот свидетельство английской «Йоркшир пост»: «Пре­ вращение России на протяжении жизни почти только одного поколе­ ния из страны неграьготного кресть­ янства и грамотных мечтателей в державу с передовой наукой следует считать одним из самых удивитель­ ных фактов истории». Мы можем лишь гордиться, что причастны к свершению этого факта. Слово «интеллигент», столь нелюби­ мое дореволюционной Россией, сего­ дня вошло у нас в один ряд со зва­ нием рабочий, крестьянин и стало тем третьим не библейским китом, на которых держится советское общест­ во. В. СИФОРОВ, член-корреспондент Академии наук СССР, директор Института проблем передачи информации. воды составляет около 70 процентов, а из осадков весенне-летнего перио­ да 30 процентов. Следовательно, за­ пас влаги в метровом слое почвы к началу весеннего сева имеет решаю­ щее значение для формирования урожая, тем более, что весной ожи­ дается недостаток влаги в почве вследствие недобора осадков осенью. По данным Липецкой метеорологиче­ ской станции, запас продуктивной влаги на зяби в метровом слое'со­ ставляет 79 мм, тогда как в годы, средние по увлажнению, он бывает в два раза больше. В наших условиях рекомендуется применять следующие приемы снего­ задержания и накопления талых вод. Задержание снега с помощью пе­ реносных щитов — наиболее эффек­ тивный прием. В этом можно убе­ диться на опыте защиты от за»ос>э железных и шоссейных дорог. Осо­ бенно подходит этот способ для на­ копления снега на посевах озимых культур и многолетних трав. Его преимущество — большая накопи­ тельная способность, возможное гь начать работы еще до наступления снегопада и проводить снегозадержа­ ние без обнажения озимых культур. Перекосные шиты изготавливаю гея из горбыля, тесины, жердей, хворо­ ста по типу плетней, а также из ка­ мыша, куги, стеблей кукурузы, под­ солнечника и другого местного мате­ риала. Рама щита делается из отхо­ дов пиломатериала или жердей, пе­ реплеты также из отходов древеси­ ны или из хвороста, камыша, стеб­ лей кукурузы, подсолнечника и дру­ гих материалов. Между переплетами оставляют просветы (40—5<4 процен­ тов от площади щита). Щиты ставят с осени поперек господствующих ветров. На полях с большим уклоном их размещают по­ перек склона независимо от налраз­ лепия ветра. Щиты рекомендуется размещать не одиночно, а группами по 4—6 штук по одной линии через 50—40 метров. Последующие линии ставятся параллельно на расстоянии 20—30 метров в шахматном поряд­ ке. В течение зимы щиты переносят 3—4 раза. При наличии 20—40 щи­ тов на гектаре и при 3—4-кратнои их перестановке создается мощный снеговой покров. На полях, занятых озимыми. а также на участках, идущих под са­ харную свеклу, хорошо задерживать снег с помощью снежных куч и сте­ нок из плотного снега, а также сно­ пиками (пучками) из соломы, ка­ мыша и хвороста. Такие пучки тол­ щиной 10—20 см равномерно рас­ кладываются п,о полю, ч по мере на­ копления снега вокруг них, перетас­ киваются в другое место. Накопление снега с помощью сне­ гопахов — наиболее распространен­ ный, производительный и достаточно эффективный прием. Лучший из них — снегопах-валковртель СВ-2Д Он имеет риджерно-отвальные рабочие органы, образующие при проходе ва­ лок, высотой до метра. Агрегалиру- етея снегопах с тракторами типа ДТ-54. Производительность агрегата 6—7 гектаров в час. Если нет в хо­ зяйстве снегопахов, выпущенных промышленностью, их МоЖно изгото­ вить в местной мастерской. Для сне­ гозадержания применяют и обычные снегопахи-треугольники. , Снегопахи следует пускать злоль склона, а затем поперек его. При втором (поперечном) проходе снего­ паха образуются валы, которые пре­ градят путь воде при таянии снега, Снежные валы нарезают на расстоя­ нии 10— 15 метров один от другого. На ровном рельефе и на больших участках можно распахивать енег ч по спирали, начиная от центра уча­ стка. В течение зимы распашку сне­ га на одном и том же пате надт проводить 3—4 раза. Это позволит иметь дополнительный слой снега в 20 30 см, который будет содержать на гектаре 400—500 тонн воды. На участках, занятых озимыми культу­ рами, во избежание обнажения и вымерзания растений, снегопахи ста­ вятся на полозья высотой 10— 12 сантиметров. Уплотнение рыхлого снега — тоже эффективный прием. Его нельзя применять на посевах озимых, так как после прикатывания почва будёт неравномернопромерзать и оттаи­ вать.^ Уплотняют снег во время отте­ пелей. Для этой цели тракторный ч прицеп ставят на полозья. К нему цепляют 4—6 гладких катков. Снег уплотняется сплошь или полосами, расстояние между проходами каткбв 1—2 метра. Задержание талых вод является важным мероприятием для на топле­ ния влаги. Ранней весной во воемя таяния снега идет быстрый сток та­ лых вод, сопровождаемый бурным разливом в оврагах, балках и реках. Такие разливы приносят народному хозяйству большой вред не только напрасной потерей влаги, но и смы­ вом из почвы миллионов тонн азота, фосфора, калия, при этом разоуша- ется верхний плодородный слой поч­ вы, растут овраги. В целях снижения весеннего сто­ ка, применение снегозалержжяя обязательно должно сочетаться г приемами задержания талых вод. Основные приемы задержания талых вод осуществляются осенью при зяблевой вспашке. Это глубокая по­ перечная вспашка, поделка земляных залов на склонах (одновременно со вспашкой), бороздоваиие и лус^озч- ние зяби и другие приемы. Кроме них, с приближением весны на полях надо практиковать и другие приемы. Перед самым началом таяния сне­ га целесообразно применять снего­ пахание риджерами поперек склоной через каждые 5— 10 метров. В мес­ тах возможного скопления воды ре­ комендуется устраивать запруды из снега. Рациональным приемом задержа­ ния талых вод служит полосное за­ мер,нение снега золой, перегноем, угольной пылью, или торфом. Дела­ ется это полосами шириной. 2.5— 3 метра, с расположением их поперек склона через 10— 15 метров одна от другой. По данным научно-исследо­ вательского института имени Доку­ чаева, этот прием снижает сток та­ лых вод на 50 процентов и увеличи­ вает запасы влаги в почве на 1$ процентов. Наша область находится в зон» неустойчивого увлажнения, поэтому все работы по накоплению влаги в зимнс-весенний период должны при­ водиться особенно тщательно. А. СОРОЧЕНКОВ, И. БЕСКОВ, кандидаты сельскохозяйственных наук. Н а в с т р е ч у в т о р о м у о б л а с т н о м у с ъ е з д у п о к о л \ / ч у н и с п ш ч е с к б л \ V в о с п и т а н и ю Клуб совхоза «Березовский» пере­ полнен. Свыше 200 человек собра­ лись здесь обсудить вопросы воспи­ тания учащихся. С докладом высту­ пила директор средней школы Г. М. Кутищева. — Добиться успехов в коммуни­ стическом воспитании детей, — ска­ зала Галина Михайловна, — можно лишь при том условии, если школа, семья и общественность будут дейст­ вовать единым фронтом. В докладе было приведено много фактов, подтверждающих эту мысль. Бывают, к сожалению, семьи, где родители живут недружно, часто ссорятся на глазах у детей. Это на­ блюдается, например, в семье Н. М. Удалова, который злоупотребляет алкоголем. Не мудрено, что его сын грубит старшим, цлохо учится, про­ пускает занятия. Мало следит за сы­ ном и Г, Г- Федоткин. Мальчик дол­ жен бы учиться в третьем классе, но уже второй год не ходит в школу. Серьезные претензии в докладе были также предъявлены родителям М. С. Тихоновой, В. Д. Гудошниковой, В. Т. Шарикову, Н. А. Артемову, Д. Т. Рязанцеву и некоторым дру­ гим, дети которых плохо учатся, на­ рушают школьные правила. Серьезная критика прозвучала и в адрес администрации совхоза «Бере­ зовский». Этот совхоз — одно из лучших хозяйств в Данковском рай­ оне по урожайности сельскохозяйст­ венных культур и продуктивности ферм. Он мог бы без труда оказы­ вать материальную помощь школе в приобретении спортинвентаря, на­ глядных пособий, мебели, но, к со­ жалению, руководители совхоза да­ леки от нужд школы. В школе не бывают представители сельского Совета, первичных партийных орга­ низаций. Секретарь совхозного ко­ митета комсомола взялась было ве­ сти фотокружок. Ребята заинтересо­ вались, но руководитель почему-то охладела к собственному ,,начина- нию. Доклад вызвал у присутствующих большой интерес. Выступавшие в прениях председатель храбочкома A, П. Симакин, работник участковой больницы В. Е. Ефанов призывали улучшить воспитание детей в семье. На собрании Еыступил также заве­ дующий отделом пропаганды и аги­ тации Данковского горкома КПСС B. В. Трапезников. Участники собрания избрали совет содействия школе. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». П о с л е н а ш и х в ы с т у п л е н и й В Н А Д Е Ж Д Е Н А П О М О Щ Ь <« Под таким заголовком в «Ленин­ ском знамени» 31 октября с. г. бы­ ла напечатана корреспонденция о недостатках в организации зимовки скота на фермах совхоза имени Ми­ чурина Лебедянского района. Как сообщил редакции секретарь партко­ ма совхоза т. Конушев, корреспон­ денция обсуждена на заседании парткома. Недоделки в подготовке помещений к зиме, в организации кормления и содержания скота уст­ раняются. Коровник отремонтиро­ ван. Виновники допущенных недо- станков — прораб т. Шиков, главный зоотехник совхоза т. Пашинина строго наказаны. V-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz