Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 30 нояб ря 1 9 6 7 г., ^ 2 7 9 (4 0 9 2 ) П а р т и й н а я Ж и з н Ь В С ТАЮТ НОВЫЕ БОЙ ЦЫ Одним из свидетельств высокого авт оритета партии в народе являет ся стремление трудящихся идейно и организационно связать с КПСС свою жизнь, работать и бороться в ее строю. Грязинская городская партийная организация за десять 'месяцев нынешнего года увеличилась на 243 человека за счет передовых рабочих, специалистов промышлен ности, сельского хозяйства, культу ры. Это в два раза больше, чем бы ло принято за тот же период прош лого года. Кто они. принятые в ряды КПСС? Это Татьяна Васильевна Зубкова — наладчица пншекомбината. Окончи ла техникум пищевой промышленно сти. Активно участвовала в комсо мольской жизни предприятия — была членом комитета ВЛКСМ . В настоящее время — депутат област ного Совета. Ее подруга —г Раиса Ивановна Шкатова — ударник ком мунистического труда. В январе она взяла обязательств^: годовое зада ние завершить на два месяца рань ше срока. Слово передовой наладчи цы не разошлось,, с делом: уже 1 октября она рапортовала об успеш ном выполнении своегр обязательст ва. Среди кандидатов юбилейного го да швеи-мотористки горпромкомби- ната Г. В. Большакова, В. П. Горь- каева, 3. Д. Кондакова, настильщица Р. П. Ртищева и многие другие. Все они передовые производственницы, активные общественницы, постоянно повышающие свой общеобразова тельный и .политический уровень. О каждой из них товарищи заявили на партийном собрании: «Доверие оп равдает». День вступления рабочего в пар- П Р И М Е Р НЫ Й ! ПРОПАГАНДИСТ В отделении имени Димитрова $ совхоза «Набережанский» школой» ;основ марксизма-ленинизма руко водит пропагандист П. Е. Иванин. ; С душой относится П. Е. Ива ки н к важному партийному пору-» ;чению: тщательно готовится к ; каждому занятию. Излагая, на пример, тему: «Начало революци- ;онного движения в России 1883— ; 1894 гг.», он тесно увязал про- ;граммный материал с историей ;нашего края. Это вызвало всеоб- ;щий интерес. Занятие дало каж дому много новых знаний. Пропагандиста часто можно ви деть на ферме, в мастерских. Это помогает ему находить яркие примеры из жизни хозяйства, :знать людей. Интересные факты П. Е. Иванин непременно исполь зует на занятиях. Ведь одна из задач * теоретической учебы как раз и состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свое отношение ;к тому или иному явлению, фак- ;ту, связать общетеоретические по- ;ложения й общегосударственные ;задачи со своей повседневной :практикой, трудом. Имя пропагандиста П. Е. Ива- :нина занесено на районную До ску почета. Петр Егорович — за мечательный учитель. Он награж- :ден значком «Отличник народного просвещения». Чесноченская 8- ’летняя школа, директором кото рой он работает, занимает одно из первых мест в районе по ус певаемости и дисциплине. А. ЕРЕМИН. Воловский район. тшо знаменателен и для него и для всей партийной организации. Ведь в ряды КПСС пришел новый боец. Как он понесет по жизни высокое и бла городное звание коммуниста? Те перь он навсегда и во всем ответст венен перед партией, а организа ция, принявшая его, ответственна за то, чтобы в нем воспитывались и развивались лучшие качества боль- щезика-ленинца — беспред е л ь и а я преданность идеям коммунизма, му жество и самоотверженность, созна тельность и организованность, про являемые в повседневных делах. «Быть коммунистом—великая честь, — пишет в своем заявлении фрезе ровщик мотовозоремонтного завода Н. М- Шкатов, — и я достойно буду нести высокое звание члена пар тии...» Владимир Ильич Ленин неустанно подчеркивал, что задача коммуни стов —• оберегать твердость, выдер жанность и чистоту нашей партии. Мы должны, указывал он, стараться поднять звание и значение члена партии выше и выше. Следуя ленин скому завету, наши партийные орга низации стремятся помочь молодым коммунистам глубоко осознать свои обязанности, усвоить героические традиции партии. В парткоме пищекомбиката, на пример, разработан конкретный план работы с молодыми коммуни стами. Здесь стало правилом регу лярно проводить с ними беседы об Уставе и Программе КПСС, о роли И значении партии в развитии совет ского общества. Такие же беседы проводятся в локомотивном депо, совхозе «Правда». Коммунист закаляется в борьбе, качества бойца вырабатываются в процессе повседневной, практической работы. В большинстве партийных организаций города и района канди датов и молодых коммунистов при влекают к активной общественной работе, дают им посильные партий ные поручения, постоянно контроли руют ход их выполнения, помогает своим товарищам по коллективу. Дот, к примеру, п&ртиййая орга низация вагонного депо. Здесь сек ретарем комитета комсомола избран кандидат в члены КПСС В. В. Ки риллов Советуясь со старшими то варищами по партии, молодой, инит циат-ивный коммунист сумел за ко роткий срок заметно улучшить дея тельность комсомольской организа ции вагонников. Партийные организации широко привлекают к общественной работе и беспартийных, Приглашают акти вистов на открытые собрания, дают им отдельные поручения, включают их в число слушателей начальных политшкол. Отсюда парторганизаций пополняют свои ряды, черпают но вые резервы бойцов. Почти везде сейчас прием новых членов партии проходит через партгруппы, где на открытых собраниях всесторонне об суждаются политические, деловые и моральные качества подавших заяв ления. Особенно привилось это пра вило в партгруппах мотовозоремонт ного завода, совхоза «Прибытков- ский». Вопросы, связанные с приёмом в партию и воспитанием молодых коммунистов, постоянно находятся в центре внимания городского комите та КПСС. В настоящее время гор ком проводит цикл семинаров сек ретарей парторганизаций, где об суждаются задачи воспитания ново го пополнения партии. Перед трудящимися нашего горо- Под урожай бу дущего года по хо рошо подготовлен ной и удобренной почве в области ВЛАГА-ОСНОВА У Р О Ж А Я да и района стоят большие и ответ ственные задачи по досрочному за вершению пятилетнего плана. Место каждого члена партии сейчас долж но быть на переднем крае. А для то го, чтобы молодое пополнение уве ренно несло эстафету старших, надо постоянно воспитывать в* нем убеж денность, честность, принципиаль ность, преданность великому делу строительства коммунизма. А. АНДРЮШИН, инструктор Грязинского горкома партии. посеяно в лучшие агротехнические сроки более 500 ты сяч гектаров озимых, поднята зябь под весь яровой клин. На значитель ных площадях внесена аммиачная веда и другие удобрения. В хозяйст вах засыпаны н доводятся до высо ких кондиций семена лучших райони рованных сортов. Ведется ремонт техники, агротехническая учеба. Все складывается благоприятно для получения высокого урожая в третьем году пятилетки Одпако нельзя забывать объективные зако ны земледелия, которые служат ос новой его рационального ведения. Погодные условия сложились так, что запасы почвенной влаги как под озимыми, так и на зяби, весьма не значительные. Перед земледельцами с огромной остротой встает задача сохранения и накопления влаги в почве. Известно, что ни создание одного центнера зерна яровых культур или !0 центнеров сахарной свеклы я со ответствующего количества соломы и ботвы требуется 80— 100 тони воды (1 мм влаги на гектаре составляет 10 тонн воды). Учеными подсчитана, что каждые 10 мм продуктивной влаги, превышающие 60 мм весенних запасов в метровом слое, обеспечи вают урожай двух центнеров зерна озимых культур (нормально перези мовавших, имеющих 1000 побегов на квадратном метре), а при хорошем минеральном питании — трех цент неров. Чтобы вырастить 20 и более центнеров озимой пшеницы при любых условиях весны, надо нако пить за осенне-зимний период около 170 мм продуктивной влаги в метро вом слое почвы. Для получения вы сокого урожая сахарной свеклы в других яровых культур запас влаги на зяби к весне также должен быть в пределах 180— 190 мм. Каково положение сейчас с запа сами влаги под озимой пшеницей? Приводим данные отдела земледелия Липецкой сеяьскохозяйсгеенной опытной станции на 10 ноября с, г. Запасы продуктивной влаги в мм под озимой пшеницей, посеянной по различным предшественникам: Толщина слоя 0—40 см 0—100 см черньгк пар клевер вико-овес горох кукуруза ячмень 48 40 33 33 32 33 121 104 83 84 92 32 Из приведенных цифр видно, что меньше всего содержится влаги на полях, вышедших из-под ячме ня, вико-овса и гороха, а Имен но по (этим предшественникам разме шаются основные массивы озимых. В прошлом году к концу ноября на пшенице,, идущей по черному ча ру, в метровом слое почвы содержа лось 207 мм, идущей по клеверу — 125 мм, по вино-овсу — 139 мм, по гороху и кукурузе — 142 мм и по ячменю — 114 мм, При этом надо помнить, что В декабре 1966 и янва ре 1967 осадков выпалу в два—три раза больше среднемноголетней нормы. К дому же, зима прошлого года отличалась обильными снегопа дами, небольшим промерзанием поч- температуры почвы на глубине узла кущения от среднесуточных темпера тур воздуха и снежного покрова. Средне- суточная темпера тура воздуха Высота снежного покрова (см) 0 5 25 30 Температура почвы на глубине узла кущения —20 - 2 5 —30 -17 -21 -25 -13 -16 -19 — 7 — 9 — 12 — 6 — 9 — 11 Таким образом, снежный покров в 25—30 см гарантирует озимые от вымерзания при; любых морозах. Именно, к созданию такой высоты снежного покрова надо стремиться уже в декабре. Исследованиями установлено, что около 95 процентов снега перен >снт- ся по почве на высоте не более 20 сантиметров от поверхности. От сюда и надо исходить, избирая спо собы снегозадержания и констэук- цию задерживающих средств. В условиях нашей области на формирование урожая озимых и яро вых культур к весне доля расхода ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ РАБОТЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ ОБЛАСТИ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД вы, влага хорошо впитывалась в почву весной. В этом году в сентябре—октябре наблюдался почти тройной недобор осадков по отношению к среднимиэ- голетней норме. Не поправил дело и ноябрь: на 22 ноября выпало лишь 27 мм. влаги. Таким образом, осен ние запасы влаги под озимыми на много ниже прошлых лет. В нашей области за четыре месяца (декабрь, январь, февраль и март) выпадает в основном в виде снега ПО мм осадков. Из этого количест ва обычно половина, а то и больше, приходится на декабрь — январь Считывая это, накопление снега надо проводить с первых же дней зимы, так как для перераспределения рых лого снежного покрова наиболее бла гоприятные условия создаются г в первой половине зимы. Запас воды, содержащийся в снеге, на конец мар та в среднем составляет 830 тони па гектаре. Если же правильно и свое временно проводится снегозадержа ние, то запасы ее можно удвоить. Это позволит покрыть дефицит вла ги в почве. Без вмешательства человека, как правило, почва впитывает около тре ти воды, содержащейся в снеге, ос тальная — стекает по склонам в ов раги и балки. Правильно проведен ное задержание снега и талых вод намного уменьшит весенний сток. Снег — не только вода, но это и тепло для озимых. В следующей таблице приводятся данные, пока зывающие зависимость минимальной Комсомолка Валентина Ларин после окончания Конь-Колодез- ского сельскохозяйственного тех никума получила направление в колхоз «Заря коммунизма» Дол горуковского района. Сейчас молодой специалист ра ботает ветеринарным фельдшером на животноводческом комплексе. НА СНИМКЕ: Валентина Лари на готовится к профилактическим прививкам. Фото Ю. Ардашева. п Агентство печа ти Новости (АПН) предлагает внима нию чиЯггепей статью члена-кор- респондента Ака демии наук СССР, директора Инсти тута проблем передачи информации В. Сиферовэ (в сокращении), кото рая будет полностью опубликована в 11-ом номере журнала «Москва». * . * И Н Т Е Л Л И Г Е Н Ц И Я И В Р ЕМ Я * С ЛОВО «интеллигент» я впер вые услышал когда мне было лет двенадцать. Проходя мимо одного из трактир- ных столиков, половой презрительно бросил кому-то: «Интеллигент». Я с любопытством посмотрел на того, к кому относилось не слыханное ранее мною выражение. Это был сутулый худой человек с серыми волосами и вялым лицом, в затрепанном, лосня щемся пиджаке. Перед ним стояла кружка пива и лежала раскрытая книга. Меня это очень заинтересова ло. И не случайно. В 1912 году, когда мне было семь лет, умерла мать. Вместе с братом и сестрой мы оказались полностью предоставленными себе. В канун революции я окончил че тырехклассное Рогожское начальное городское училище в Москве и по- лучил пышный аттестат: «Закон бо жий — 5, чтение — 5, письмо — 5, арифметика — 5». И хотя в то время я еще не знал мнения Бернарда Шоу о том, что главное в образовании «научить чи тать, писать и владеть арифметикой настолько, чтобы правильно давать сдачу, а всему остальному можно научиться самому»,—- я инстинктивно поступал в соответствии, с этим со ветом. Впрочем, иного выхода не бы ло. Шел 1916 год. Я блуждал по ули цам, дрался с мальчишками, собирал объедки и окурки—курить я научил ся уже давно. Однако, как ни стран- но, именно тогда меня потянуло учиться. Забравшись в угол какого-нибудь трактира, среди гвалта и ругани, я с увлечением читал «Алгебру» Ки селева для реальных училищ, кото рую постоянно таскал за пазухой. Мне трудно объяснить и сейчас, чем привлекла меня математика: все в ней было для меня интересно, я ста рался разобраться в непонятном. Од нажды, когда я бился над решением какой-то задачи, я и услышал непо нятное для меня слово, прозвучав шее как ругательство — «интелли гент»... Я не знал, что оно означает. Но прошло совсем немного времени, и судьба столкнула меня с представи телями лучшей части русской интел лигенции, посвятившей себя служе нию своему народу. Я говорю «судь ба», ибо для меня, почти беспризор ника, как и для миллионов моих со отечественников, октябрьская ночь 1917 года стала счастливейшим по воротом в жизни. Но еще в то время монархическое «Новое время» писало: «Допустим на минуту, что коммунисты победят. Кто будет управлять нами? Может быть, повара? Или пожарные? Конюхи, кочегары? Или, может быть, няньки побегут на заседание Государствен ного совета в промежутке между стиркой пеленок?.. Возможно ли это? На такой сумасшедший вопрос ком мунистам ответит история...» История не замедлила ответить монархистам. История ответила им моей судьбой, судьбой тысяч таких же, как я. Да, история — бесстрастный и объективный свидетель. Так вот она свидетельствует, что до революции и без того малочисленные ряды рус ской интеллигенции пополнялись в основном за счет власть (и мошну!) имущих. Рабочим же и крестьянам, за исключением одиночек, пути туда были заказаны. Огневой рубеж революции, по сло вам замечательного советского уче ного Ивана Бардина, испытавшего на себе всю косность царизма, раз и навсегда отделил дореволюционную Россию от новой, народившейся в пламени сражений Республики Сове тов, на знаменах которой Ленин на чертал: «Учиться, учиться я учить ся!». А время было тяжелое! Неповто римо тяжелое... Нищая, разоренная империалистической и гражданской войнами и интервенцией страна нуж далась в хлебе и в угле, в картошке и в металле. Наверное, проще на звать, в чем она не нуждалась. Но прежде всего — и именно для того, чтобы все это создать,-—.она нуж далась во всеобщей образованности, в инженерах, ученых. То время я хорошо помню. Меня, тогда бесприютного подростка, пос ле тяжелой и непонятной болезни, забрали в восьмую санаторно-дет скую колонию в Сокольниках. От го лода и, вероятно, постоянной просту ды у меня шла горлом кровь, кру жилась голова, хотелось только од ного — лежать. Здесь меня лечили, а потом, как только дела пошли на поправку — начали учить. Так я впервые встретился с людьми, кото рые звались интеллигентами. Так я стал студентом Механико- электротехнического института, быв шего Комиссаровского училища. Вме сте со мной сдавали экзамены друзья по детдому — Виктор Сапа- рин, Кирилл Андреев, Вадим Тра пезников. Двое первых впоследствии стали известными писателями. Мы с Трапезниковым остались радиотехни- ками, и я никогда об этом не жа лел. Развитие ряда наук, родившихся в начале XX века, с 1917 года пошло разными путями — у нас и в капи талистических странах. Поколению электротехников, к ко торому принадлежу и я, повезло. Мы начинали буквально «с порога» уди вительного расцвета радио, телеви дения, электроники в нашей стране. Перед нами целиной лежала гро'мад- ная область науки, мы не были ее Колумбами, но зато могли стать Магелланами... С другой стороны, если уж гово рить честно, — разве обидела судь ба моих сверстников, исследовавших атомное ядро или увлекшихся авиа цией, ракетной техникой или кине матографией?! Ведь именно в то время, когда Попов передал первую свою радиограмму, Циолковский вы двинул идею создания искусствен ных спутников Земли, братья Люмь ер смонтировали киноаппарат, а Рентген открыл лучи, названные его именем. Я убежден: нам очень повезло в науке. Но повезло, хочется повто рить, потому, что мы стали гражда нами первого в истории планеты со циалистического государства, открыв шего миллионам людей п>”гь к зна ниям. Кому не известно: царская Россия была далеко не самым подходящим полем развития научной мысли. Но, несмотря на это, в науку вписано немало имен подлинных русских ти танов, внесших великий вклад в ми ровой прогресс. А тогда в России наукой занималось около десяти ты сяч человек. Сегодня же в стране число ученых перевалило за семьсот тысяч; Советский Союз, население которого составляет около семи про- центоа от населения всего Земного шара, располагает двадцатью пятью процентами ученых — каждый чет вертый исследователь на Земле — гражданин нашей страны! АУКА превратилась в своего рода промышленность. Экспе римент — плод рук и мозга далеко не одного и не одних лишь естествоиспытателей. В нем на рав ных правах принимают участие ты сячи людей, занятых конструиро- н ванием и разработкой, сооруже нием и уходом за оборудованием лабораторий и институтов. Каково оно, это оборудование, нынче — су дите хотя бы по тому, что физиче ский прибор — ускоритель, недавно сооруженный в районе Серпухова, имеет диаметр около пятисот мет ров, длина его кольца — почти пол тора километра. Его невозможно разместить под одной крышей: син хрофазотрон и здания его служб по ходят скорее на промышленный объ ект, чем на лабораторию физиков. Работа подобных приборов — а сле довательно, и успехи науки! —- за висят от больших коллективов, в ко торых сливается труд электромонте ров н слесарей, инженеров и акаде миков. И ТУТ-ТО выступает на первый план главное завоевание Ок тября: громадное число обра зованных, знающих, интеллигентных людей. Без них невозможно гармони ческое развитие общества, основан ного на самой гуманной величествен ной из наук — научном коммунизме. Революция превратила науку ве ликих одиночек России в науку мил лионных масс, бережно сохранив и приумножив лучшие ее традиции, со хранив преемственность поколений, необходимую в науке так же, как в хорошей дружной семье, когда отец передает свой житейский опыт сы новьям. Нет-нет да и сегодня еще вспыхи вают споры о том, кого, собственно, считать интеллигентом. Одни указы вают на профессиональную принад лежность, для других признак ин теллигентности — высокое нравст венное и духовное содержание чело века независимо от рода его дея тельности. Думается, споры эти в известной степени схоластичны. Еще в далекую предреволюционную пору, когда Россию пренебрежительно на зывали лапотной, известный народ ник Лавров справедливо писал: «К группе интеллигенции может принад лежать полуграмотный крестьянин, и никакой университетский диплом не дает еще права его обладателю при числять себя к ней». По-моему, это справедливо и для наших дней, с одной лишь поправкой: заменим сло во «интеллигенция» для большей точности на «интеллигентность»... Мне, например, еще не доводилось встречать больших ученых, не инте ресующихся музыкой, литературой, театром, ваянием, живописью. В свою очередь и работники искусства во взаимных беседах, на публичных диспутах и лекциях стараются хотя бы в общих чер тах постичь то, чем занимается сего дняшняя наука. Внутренний мир че ловека, его духов ные потребности и запросы можно обогащать и расширять до бесконеч ности — от этого человек станет только богаче. Как раз слияние этих двух начал высоконравственного, духовного и чисто профессионально-технического — и привело к созданию интелли генции особого типа — интеллиген ции творческой, черпающей свои си лы в народной среде и отдающей си лы народу. В наше время ни один специалист не может успешно работать и дости гать значительных успехов, если он будет оставаться лишь «специали стом по гайкам». Современная нау ка, углубляя познания и опыт в от дельной, весьма узкой области, рап ным образом требует от ученого и все большей широты знаний во мно гих смежных, а иногда и далеко не смежных областях. Как же совместить, казалось бы. столь несовместимые противоречия? Ведь от решения этой проблемы за висит не только успех или неуспех отдельных студентов — будущих спе циалистов, но и прогресс общества в целом. В нашей стране этой проблемой нынче заняты десятки миллионов лю дей, практически все, кто имеет ка кое-либо отношение к преподаванию и к обучению. «В период коммуни стического строительства во всех сферах жизни общества возрастает роль советской интеллигенции, — го ворится в Тезисах Ц К КПСС. — Ее интересы неотделимы от интересов рабочих и крестьян». За пятьдесят лет мы так привыкли к нашим успехам и достижениям, так свыклись с ними, что порой уже не замечаем их. Мы росли вместе со своей страной. Но вот свидетельство английской «Йоркшир пост»: «Пре вращение России на протяжении жизни почти только одного поколе ния из страны неграьготного кресть янства и грамотных мечтателей в державу с передовой наукой следует считать одним из самых удивитель ных фактов истории». Мы можем лишь гордиться, что причастны к свершению этого факта. Слово «интеллигент», столь нелюби мое дореволюционной Россией, сего дня вошло у нас в один ряд со зва нием рабочий, крестьянин и стало тем третьим не библейским китом, на которых держится советское общест во. В. СИФОРОВ, член-корреспондент Академии наук СССР, директор Института проблем передачи информации. воды составляет около 70 процентов, а из осадков весенне-летнего перио да 30 процентов. Следовательно, за пас влаги в метровом слое почвы к началу весеннего сева имеет решаю щее значение для формирования урожая, тем более, что весной ожи дается недостаток влаги в почве вследствие недобора осадков осенью. По данным Липецкой метеорологиче ской станции, запас продуктивной влаги на зяби в метровом слое'со ставляет 79 мм, тогда как в годы, средние по увлажнению, он бывает в два раза больше. В наших условиях рекомендуется применять следующие приемы снего задержания и накопления талых вод. Задержание снега с помощью пе реносных щитов — наиболее эффек тивный прием. В этом можно убе диться на опыте защиты от за»ос>э железных и шоссейных дорог. Осо бенно подходит этот способ для на копления снега на посевах озимых культур и многолетних трав. Его преимущество — большая накопи тельная способность, возможное гь начать работы еще до наступления снегопада и проводить снегозадержа ние без обнажения озимых культур. Перекосные шиты изготавливаю гея из горбыля, тесины, жердей, хворо ста по типу плетней, а также из ка мыша, куги, стеблей кукурузы, под солнечника и другого местного мате риала. Рама щита делается из отхо дов пиломатериала или жердей, пе реплеты также из отходов древеси ны или из хвороста, камыша, стеб лей кукурузы, подсолнечника и дру гих материалов. Между переплетами оставляют просветы (40—5<4 процен тов от площади щита). Щиты ставят с осени поперек господствующих ветров. На полях с большим уклоном их размещают по перек склона независимо от налраз лепия ветра. Щиты рекомендуется размещать не одиночно, а группами по 4—6 штук по одной линии через 50—40 метров. Последующие линии ставятся параллельно на расстоянии 20—30 метров в шахматном поряд ке. В течение зимы щиты переносят 3—4 раза. При наличии 20—40 щи тов на гектаре и при 3—4-кратнои их перестановке создается мощный снеговой покров. На полях, занятых озимыми. а также на участках, идущих под са харную свеклу, хорошо задерживать снег с помощью снежных куч и сте нок из плотного снега, а также сно пиками (пучками) из соломы, ка мыша и хвороста. Такие пучки тол щиной 10—20 см равномерно рас кладываются п,о полю, ч по мере на копления снега вокруг них, перетас киваются в другое место. Накопление снега с помощью сне гопахов — наиболее распространен ный, производительный и достаточно эффективный прием. Лучший из них — снегопах-валковртель СВ-2Д Он имеет риджерно-отвальные рабочие органы, образующие при проходе ва лок, высотой до метра. Агрегалиру- етея снегопах с тракторами типа ДТ-54. Производительность агрегата 6—7 гектаров в час. Если нет в хо зяйстве снегопахов, выпущенных промышленностью, их МоЖно изгото вить в местной мастерской. Для сне гозадержания применяют и обычные снегопахи-треугольники. , Снегопахи следует пускать злоль склона, а затем поперек его. При втором (поперечном) проходе снего паха образуются валы, которые пре градят путь воде при таянии снега, Снежные валы нарезают на расстоя нии 10— 15 метров один от другого. На ровном рельефе и на больших участках можно распахивать енег ч по спирали, начиная от центра уча стка. В течение зимы распашку сне га на одном и том же пате надт проводить 3—4 раза. Это позволит иметь дополнительный слой снега в 20 30 см, который будет содержать на гектаре 400—500 тонн воды. На участках, занятых озимыми культу рами, во избежание обнажения и вымерзания растений, снегопахи ста вятся на полозья высотой 10— 12 сантиметров. Уплотнение рыхлого снега — тоже эффективный прием. Его нельзя применять на посевах озимых, так как после прикатывания почва будёт неравномернопромерзать и оттаи вать.^ Уплотняют снег во время отте пелей. Для этой цели тракторный ч прицеп ставят на полозья. К нему цепляют 4—6 гладких катков. Снег уплотняется сплошь или полосами, расстояние между проходами каткбв 1—2 метра. Задержание талых вод является важным мероприятием для на топле ния влаги. Ранней весной во воемя таяния снега идет быстрый сток та лых вод, сопровождаемый бурным разливом в оврагах, балках и реках. Такие разливы приносят народному хозяйству большой вред не только напрасной потерей влаги, но и смы вом из почвы миллионов тонн азота, фосфора, калия, при этом разоуша- ется верхний плодородный слой поч вы, растут овраги. В целях снижения весеннего сто ка, применение снегозалержжяя обязательно должно сочетаться г приемами задержания талых вод. Основные приемы задержания талых вод осуществляются осенью при зяблевой вспашке. Это глубокая по перечная вспашка, поделка земляных залов на склонах (одновременно со вспашкой), бороздоваиие и лус^озч- ние зяби и другие приемы. Кроме них, с приближением весны на полях надо практиковать и другие приемы. Перед самым началом таяния сне га целесообразно применять снего пахание риджерами поперек склоной через каждые 5— 10 метров. В мес тах возможного скопления воды ре комендуется устраивать запруды из снега. Рациональным приемом задержа ния талых вод служит полосное за мер,нение снега золой, перегноем, угольной пылью, или торфом. Дела ется это полосами шириной. 2.5— 3 метра, с расположением их поперек склона через 10— 15 метров одна от другой. По данным научно-исследо вательского института имени Доку чаева, этот прием снижает сток та лых вод на 50 процентов и увеличи вает запасы влаги в почве на 1$ процентов. Наша область находится в зон» неустойчивого увлажнения, поэтому все работы по накоплению влаги в зимнс-весенний период должны при водиться особенно тщательно. А. СОРОЧЕНКОВ, И. БЕСКОВ, кандидаты сельскохозяйственных наук. Н а в с т р е ч у в т о р о м у о б л а с т н о м у с ъ е з д у п о к о л \ / ч у н и с п ш ч е с к б л \ V в о с п и т а н и ю Клуб совхоза «Березовский» пере полнен. Свыше 200 человек собра лись здесь обсудить вопросы воспи тания учащихся. С докладом высту пила директор средней школы Г. М. Кутищева. — Добиться успехов в коммуни стическом воспитании детей, — ска зала Галина Михайловна, — можно лишь при том условии, если школа, семья и общественность будут дейст вовать единым фронтом. В докладе было приведено много фактов, подтверждающих эту мысль. Бывают, к сожалению, семьи, где родители живут недружно, часто ссорятся на глазах у детей. Это на блюдается, например, в семье Н. М. Удалова, который злоупотребляет алкоголем. Не мудрено, что его сын грубит старшим, цлохо учится, про пускает занятия. Мало следит за сы ном и Г, Г- Федоткин. Мальчик дол жен бы учиться в третьем классе, но уже второй год не ходит в школу. Серьезные претензии в докладе были также предъявлены родителям М. С. Тихоновой, В. Д. Гудошниковой, В. Т. Шарикову, Н. А. Артемову, Д. Т. Рязанцеву и некоторым дру гим, дети которых плохо учатся, на рушают школьные правила. Серьезная критика прозвучала и в адрес администрации совхоза «Бере зовский». Этот совхоз — одно из лучших хозяйств в Данковском рай оне по урожайности сельскохозяйст венных культур и продуктивности ферм. Он мог бы без труда оказы вать материальную помощь школе в приобретении спортинвентаря, на глядных пособий, мебели, но, к со жалению, руководители совхоза да леки от нужд школы. В школе не бывают представители сельского Совета, первичных партийных орга низаций. Секретарь совхозного ко митета комсомола взялась было ве сти фотокружок. Ребята заинтересо вались, но руководитель почему-то охладела к собственному ,,начина- нию. Доклад вызвал у присутствующих большой интерес. Выступавшие в прениях председатель храбочкома A, П. Симакин, работник участковой больницы В. Е. Ефанов призывали улучшить воспитание детей в семье. На собрании Еыступил также заве дующий отделом пропаганды и аги тации Данковского горкома КПСС B. В. Трапезников. Участники собрания избрали совет содействия школе. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». П о с л е н а ш и х в ы с т у п л е н и й В Н А Д Е Ж Д Е Н А П О М О Щ Ь <« Под таким заголовком в «Ленин ском знамени» 31 октября с. г. бы ла напечатана корреспонденция о недостатках в организации зимовки скота на фермах совхоза имени Ми чурина Лебедянского района. Как сообщил редакции секретарь партко ма совхоза т. Конушев, корреспон денция обсуждена на заседании парткома. Недоделки в подготовке помещений к зиме, в организации кормления и содержания скота уст раняются. Коровник отремонтиро ван. Виновники допущенных недо- станков — прораб т. Шиков, главный зоотехник совхоза т. Пашинина строго наказаны. V-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz