Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

4 я нваря 1967 г .; М1 3 (3816)' ’ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 В ТРИДЦАТЬ девять госу­ дарств регулярно летают самолеты Аэ р о ф л о т а. Протяженность внутренних и международных воздушных пу­ тей превышает пятьсот тысяч ки­ лометров. Евгений Логинов счи­ тает, что развитие международ­ ных связей Аэрофлота должно идти не только за счет расши­ рения географии полетов, но и увеличения количества рейсов на существующих авиалиниях. В конце 1966 года началось ре­ гулярное воздушное сообщение между Москвой и Монреалем. Пока на этой линии самолеты хо­ дят один раз в неделю. — Только пока, — подчеркнул министр, — эти полеты на северо­ американский континент являются для нас лишь пробой пера. Уже сейчас ясно, что одного рейса в неделю будет мало. Междуна­ родная выставка в Монреале по­ требует организации дополни­ тельных рейсов. Самолеты будут доставлять в Канаду участников выставки, экскурсантов, некоторые экспонаты. Беспосадочный воздушный путь из Советского Союза в Канаду— первая тропа в Америку. А жизнь требует, чтобы эта тропа стала широкой магистралью. Тысячи ту­ ристов из США и латиноамери­ канских стран, отправляясь в СССР, совершают утомительное, со многими пересадками путеше­ ствие. Такой же неудобный путь проделывают и советские граж­ дане, направляющиеся за океан. В 1966 году было подписано со­ глашение о регулярном авиацион- „ТУ-114“ ЛЕТИТ В АМЕРИКУ Советские самолеты на международных авиалиниях ном сообщении СССР и США, — На этот раз нам уже не по­ надобится делать пробу вновь,— сказал Евгений Логинов.—Каждую неделю туда и обратно будут ле­ тать два советских самолета и два самолета компании «Пан-Амери- кен». Но я убежден, что в даль­ нейшем количество рейсов будет увеличено. Первые полеты в Со­ единенные Штаты Америки нач­ нутся, очевидно, летом 1967 года. — Как известно, главный прин­ цип каждого договора об орга­ низации авиалиний с другими странами—это взаимная выгода. Но ведь в некоторые государства, я имею в виду некоторые страны Африки и Азии, летают только советские самолеты. Нарушается ли в этих случаях принцип взаим­ ности? — В любом соглашении,—отве­ тил Логинов,—предусматривает­ ся, что авиакомпания страны, с которой заключается договор, осуществляет по одинаковому ко­ личеству рейсов. Правда, некото­ рые развивающиеся страны пока не располагают достаточным гражданским воздушным флотом. Но явление это временное, и я уверен, что в недалеком буду­ щем международный аэропорт Шереметьево в Москве будет принимать и их самолеты. — Аэрофлот регулярно под­ держивает авиасвязи с 39 госу­ дарствами, а соглашений заклю­ чено 51. Сколько же времени проходит от момента подписания соглашения до организации пер­ вого полета? — Примерно четыре — шесть месяцев, — ответил Евгений Ло­ гинов. — В этот период экипажи должны на теоретических заняти­ ях досконально изучить маршрут предстоящего пути. Отрабатыва­ ются технические условия поле­ тов. Немаловажное внимание уде­ ляется порядку обслуживания пассажиров, и в частности их пи­ танию на борту с учетом нацио­ нальных особенностей в зависи­ мости от направления новой авиа­ линии. I — В чем отличие подготовки летного состава и бортпровод­ ников для международных и вну­ тренних авиалиний? — Принципиально никакой раз­ ницы нет. Для освоения ново­ го маршрута, будь то внутри страны или за ее пределами, оди­ наково нужна тщательная подго­ товка—сначала в учебных клас­ сах, а затем в пробных техниче­ ских полетах, без пассажиров. Члены экипажа, летающего на международных линиях, должны знать характерные для этих трасс особенности движения в воздухе. Кроме того, они изучают один из В канун Нового года министр высшего и среднего специального ", образования СССР издал приказ о создании в Липецке филиала Московского ордена Трудового Красного Знамени института стали и сплавов. Теперь у нас будет высшее техническое учебное заведе­ ние с тремя факультетами. Это еще один шаг к созданию в Липецке большого индустриального института. Интересную работу ведет прокатная лаборатория факультета. Недавно группа сотрудников под руководством доцента кандидата технических наук Владимира Николаевича Брынзы закончила исследования и внедрила техноло­ гию проката профиля из цветного сплава для медицинской промыш­ ленности. НА СНИМКЕ: старший преподаватель кафедры обработки ме­ таллов давлением Игорь Ервандович Арутюнов и старший лаборант Николай Никифорович Назин проверяют размер профиля после оче­ редного эксперимента. Фото Ю. Ардашева. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЕМЯН Крупные полноценные семена об­ ладают повышенной всхожестью, проростки из них — энергичнее, с большим коэффициентом кущения. Отбор семенного материала — зна­ чительный резерв повышения уро­ жайности сельскохозяйст в е н н ы х культур. Однако нередки случаи, когда ка­ чество высеваемых семян низкое. Так, по совхозам наш’его треста осенью 1965 года 90 процентов ози­ мых были посеяны семенами 3 клас­ са и только десять процентов — 1 и 2 классов. Не лучше обстояло дело и весной 1966 года. Причина—плохая обеспеченность хозяйств зерноочистительными ма­ шинами. По нормам, рекомендован­ ным научно-исследовательским ин­ ститутом имени Докучаева, в хозяй­ ствах треста должно быть 87 зерно­ очистительных машин ОС-4,5. Сов­ хозы же имели 21 машину. В 1966 году мы приобрели 25 машин ОС-4,5. Теперь имеем по одной сложной очистительной ма­ шине в каждом отделении. 90 про­ центов озимых прошлой осенью по­ сеяны семенами 1 и 2 классов посев­ ного стандарта. Большая часть се­ мян яровых очищена еще осенью, а половина их уже доведена до 1—2 классов. К сожалению, многие руководи­ тели хозяйств при составлении зая­ вок на новую технику по-прежнему ориентируются на очистку семян в течение всей зимы и не заказывают потребного количества машин. Хо­ зяйствам области требуется 1500 машин ОС-4,5, в наличии же их око­ ло 500, а заказано на 1967 год толь­ ко 197. Слабая техническая оснащен­ ность не только растягивает очист­ к у зерна и снижает качество, но и сдерживает концентрацию производ­ ства семян в семеноводческих от­ делениях или в бригадах. А ведь по принятой системе> семеноводствз производство высококачественных сортовых семян должно быть сосре­ доточено в одном месте. Семена должны быть не тольхо сортовыми, но и браться с высоко­ урожайных делянок. Наукой и практикой сельскохозяйстве и н о г о производства доказано, что среди других условий, определяющих цен­ ность семян, решающее значение имеет урожайность участков, с ко­ торых они собраны. Чем она выше, нгем богаче будет урожай на семен- - участке. Концентрация произ-. водства семян позволяет создать повышенный агрофон. В семеновод­ ческих отделениях и бригадах скап­ ливается много семенного зерна. Высококачественно подготовить его в короткие сроки, с наименьшими за­ тратами труда можно лишь при ус­ ловии полной механизации всех процессов послеуборочной обработ­ ки и хранения семян. Наша промышленность выпускает комплекты хорошей техники для стационарного автоматизированного зерноочистительного пункта произ­ водительностью 10 и 20 тонн зерна в час. На этих пунктах полностью механизируются работы. Они отлич­ но зарекомендовали себя в совхо­ зах «Липецкий», «Измалковский» и других хозяйствах. Зерноочисти­ тельные пункты позволяют закон­ чить подработку семян в процессе уборки урожая, в три раза снижают затраты труда по сравнению с очи­ сткой на машинах ОС-4,5. Расходы на приобретение и установку зерно­ очистительного комплекса окупают­ ся за два года. Их необходимо при­ обрести для каждого семеноводче­ ского отделения или бригады. Не изжиты трудности с размеще­ нием семян. Несмотря на то, что в последнее время расширилось строи­ тельство складов, крытых токов и асфальтированных площадок, поме­ щений все же недостаточно на се­ меноводческих отделениях и в бри­ гадах. Часть семян хранится в пло­ хих условиях. Это нередко приводит к порче их. Особенно много пропа­ дает семян, когда они засыпаны влажными. При хранении семена легко подвергаются самосогреванию, а при минусовой температуре теря­ ют всхожесть. На приобретение но­ вых семян тратится много средств. Чтобы не допустить порчи влаж­ ных семян, необходимо оборудовать склады установками для активного вентилирования зерна холодным и подогретым воздухом. Такие уста­ новки хорошо работают на пред­ приятиях управления хлебопродук­ тов. Для резкого улучшения посев­ ных качеств семян и снижения зат­ рат на их подработку и хранение необходимо уже в 1967 году в семеноводческих отделениях приве­ сти в соответствие емкости храни­ лищ и пропускную способность ма­ шин с количеством производимого семенного зерна. А. БОРЗУНОВ, У *> главный агроном треста Л 1 «Птицепром». ПОЧИН РАБОТНИКОВ СОКОЛЬСКОГО В начале сентября на Соколь ском рынке г. Липецка было соз дано первое в городе бюро доб рых услуг по продаже мяса н комиссионных началах. За четыре месяца через бюро было реали зовано около 40 тонн говядинь баранины, сьинины, принятых о колхозников и рабочих совхозов — Организация бюро, — гово рит директор рынка И. Е. Тупи кин, — оказалась удобной фор мой обслуживания и вместе с тем хорошим средством снижени рыночных цен на мясо. Посетите ли рынка сэкономили на покупке мяса в нашем бюро примерно четырнадцать тысяч рублей, та как у нас оно дешевле на 15—1 процентов, чем у частных лиц. V сам рынок в выигрыше. За ока занные услуги мы получили свер плана более двух тысяч рублей Это позволит нам значительно улучшить благоустройство рынк и расширить торговые павиль оны. Следует отметить, что почин ра ботников Сокольского рынка во шел в практику работы всех рын ков Липецка. Два месяца такое же бюро добрых услуг функцио нирует в Чаплыгине. В ближай шее время они откроются в го родах Ельце, Данкове, Грязях Усмани. С. ГОРДЕЕВ. иностранных языков для того» чтобы во время полета или при заходе на посадку иметь возмож­ ность объясняться с наземными службами. Что же касается стю­ ардесс, то они обязаны знать один—два иностранных языка. В ИНТЕРВЬЮ ЕВГЕНИЯ ЛОГИНОВА,! МИНИСТРА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР КОРРЕСПОНДЕНТУ АПН О. МОРСКОВУ основном стюардессами работают девушки от 20 до 28 лет, как пра­ вило, имеющие высшее образова­ ние. Сейчас на международных ли­ ниях Аэрофлота используются четыре типа советских газотур­ бинных воздушных кораблей. Принцип их использования такой же, как и на внутренних авиали­ ниях СССР, На расстояниях по­ рядка двух тысяч километров курсирует небольшой турбореак­ тивный самолет «ТУ-124». Он ле­ тает к нашим ближайшим сосе­ дям в социалистические страны и в некоторые скандинавские госу­ дарства. На авиалиниях до пяти тысяч километров, например в Париж, Лондон, работают турбо­ реактивный «ТУ-104» и турбовин­ товой «ИЛ-18». А на трансатлан­ тических магистралях летает тур­ бовинтовой 170-местный — «ТУ-114». На Кубу, в Канаду и в Индию он летает без посадки. Этот же самолет будет использо­ ваться и на авиалинии СССР— США. Но в недалеком будущем «ТУ-114» заменит новый более быстроходный реактивный само­ лет конструкции Сергея Ильюши­ на 186-местный «ИЛ-62». — Советская авиационная тех­ ника беспрерывно развивается,— замечает министр,— но мы ясно представляем себе не только завтрашний день гражданской авиации, но и ее возможности более далекого будущего. Я имею в виду сверхзвуковые пас­ сажирские самолеты и в частно­ сти «ТУ-144», с идеей которого мировая авиационная обществен­ ность познакомилась в Междуна­ родном салоне по аэронавтике и космосу 1965 года в Париже. Вокруг создания таких стреми­ тельных воздушных лайнеров в мире ведутся большие споры. Оправдают ли они себя с ком­ мерческой точки зрения? На не­ больших расстояниях, конечно, нет. Но Советскому Союзу с его большими просторами сверхзву­ ковой самолет необходим и он будет себя оправдывать. Когда Андрей Николаевич Туполев, ру­ ководитель проекта этой машины, даст ей окончательную путевку в жизнь, мы используем «ТУ-144» не только внутри Союза, но и на межконтинентальных авиалиниях. В Советском Союзе авиация своей доступностью успешно кон­ курирует с наземными видами транспорта. Стоимость билета на самолет во многих случаях уже приблизилась к стоимости места в жестком купированном вагоне железной дороги. В 1966 году Аэрофлот перевезет около 48 миллионов пассажиров, а к 1970 году ожидается, что число воз­ душных пассажиров достигнет 75 миллионов. На внутренних авиа­ линиях Аэрофлот постоянно про­ водит снижение тарифов. — К сожалению, мы не можем так же поступать и на наших за­ граничных линиях,—замечает ми­ нистр, — существуют твердые международные тарифы, которые Аэрофлот нарушать не может. Но я уверен, что удешевление стои­ мости авиационных билетов повы­ сило бы среднегодовую загрузку самолетов, что положительно от­ разилось бы и на коммерческих интересах авиакомпаний.^ Постоянное последовательное снижение тарифов — одна из причин рентабельности Аэрофло­ та. Это не только не наносит ему экономического ущерба, но, на­ оборот, дает прибыли. Разница а стоимости окупается увеличением числа пассажиров. Среднегодовая загрузка самолетов на внутренних линиях составляет 85 процентов, А у некоторых зарубежных авиа­ компаний, как известно, она зна­ чительно ниже. Это интервью Евгений Логинов давал в канун нового, 1967 года, и, естественно, был задан вопрос о перспективах развития между­ народных связей гражданской авиации СССР, Министр ответил, что общий объем авиационных перевозок в новом году увеличится примерно на 15 процентов. Это отразится и на международной деятельности Аэрофлота. В последнее время открывалось в год по 4—5 новых зарубежных авиалиний. И в шестьдесят седьмом их предпо­ лагается организовать не меньше. Евгений Логинов не назвал точной цифры, сославшись на то, что по­ ка она еще уточняется. Желания многих стран устано­ вить с Советским Союзом пря­ мые авиационные пути особенно ярко проявляются в последние годы. Например, сейчас проявля­ ют заинтересованность в установ­ лении прямого авиасообщения с Советским Союзом латиноамери­ канские страны. Такая заинтере­ сованность объясняется интенсив­ ным развитием деловых контак­ тов СССР на мировом рынке, в также расширением туризма. За семь последних лет число пас­ сажиров на международных ли­ ниях Аэрофлота увеличилось бо­ лее чем в два раза. (АПН ). Д Е И -Ш В Ы НЬЮ -ЙОРК, 3 января. (ТАСС), «Американское оружие убивает и кале­ чит множество вьетнам­ ских детей... Этот ужас­ ный факт официально игнорируется: ни один правительственный орган не ведет статистики жертв среди граждан­ ского населения всех возрастов, начиная с грудных младенцев, ко­ торые погибают или на­ всегда остаются калека­ ми» в результате агрес­ сии США во Вьетнаме. Об этом пишет в ж ур­ нале «Лейдиз хоум джоррнэл» американская журналистка М. Гелхорн. В Южном Вьетнаме, пишет она, насчитывает­ ся от 80 до 100 тысяч осиротевших детей. В детском приюте на окра­ ине Сайгона М. Гелхорн видела, как «исхудалых, грудных младенцез, сморщенных от хрониче­ ского недоедания, кор­ мят, вводя им внутри­ венно питательные раст­ воры. Это тоже жертвы войны: некоторые из них разевают рты и что-то лепечут в страшном ве­ селье, от которого мо­ роз подирает по коже... Страшнее всего вид де­ тей, обожженных напал­ мом». В статье приводятся высказывания американ­ ского хирурга, работав­ шего в больнице города Данан (Южный Вьет­ нам): «Здешние дети ис­ тощены, плохо одеты, находятся в плохом по­ мещении; ежедневно и ежечасно им грозит смерть... Многие дети по­ гибли от ран. потому что некому было оказать им врачебную помощь; не­ которые умерли от страшных ожогов; дру­ гие — от осколков мин. Американские ВВС бом­ бят деревни и обстрели­ вают гражданское насе­ ление, не преследуя при этом никакой явной во­ енной цели. Наблюдать это — ужасно», В заключение Марта Гелхорн, обращаясь к американским женщи­ нам с призывом помочь раненым и измученным вьетнамским детям, пи­ шет: «Если мы не поза­ ботимся о судьбе тех де­ тей, которые еще в со­ стоянии оправиться от ран, все больше мертвых и раненых детей будут взывать к совести мира, и настанет день, когда наши собственные дети отвернутся от нас за то, что мы опозорили Аме­ рику». У Б И Й Ц А — ДРУГ ДИКТАТОРА НЬЮ -ЙОРК, 3 января. (ТАСС). Йозеф Менгеле, бывший врач- убийца лагеря смерти в Освенци­ ме, находится в Парагвае и яв­ ляется большим другом диктатора Альфредо Стресснера. Об этом заявил бывший эсэсовский офи­ цер Ганс Зонненбург, арестован­ ный несколько дней тому назад бразильской полицией. К а к , сообщает корреспондент агентства ЮПИ из Ресифе (Бра­ зилия), Зонненбург признался, что видел Менгеле два месяца то­ му назад в парагвайском городе Энкарнасьоне, а ранее встречался с ним и другими видными нацис­ тами на ранчо в Санта-Крус де ла Сьерра (Боливия), которое при­ надлежит одному немцу. Стихийное бедствие В Б Р А З И Л И И НЬЮ -ЙОРК, 3 января. (ТАСС). 37 человек погибли; более 100 до­ мов разрушено в результате оползней и обвалов, вызванных тропическими ливнями в централь­ ных районах штата Рио-де-Жа­ нейро., Стихийное бедствие рас­ пространяется и на другие районы этого штата, сообщает корреспон­ дент агентства ЮПИ из Нитероя (Бразилия). Ведутся спасательные работы, однако усиливающиеся с каждым днем ливни мешают их эффектив­ ному проведению. Потери португальских КО ЛО Н И ЗА ТО РО В КОНАКРИ , 3 января. Корр. ТАСС Ф. Конопихин передает: Около 2000 португальских сол­ дат и офицеров выведено из строя патриотами «португальской» Гви­ неи в истекшем году. За это же время уничтожено и повреждено более ста автомашин и броневи­ ков, захвачено много оружия и снаряжения. Приведя эта данные в беседе с корреспондентом. ТАСС, Генераль­ ный секретарь Африканской пар­ тии независимости Гвинеи и остро­ вов Зеленого Мыса (Паигк) Амил­ кар Кабрал подчеркнул, что в про­ шедшем году были предприняты наступательные операции регуляр­ ных сил Паигк и партизан, в хо­ де которых было разрушено не­ сколько десятков португальских укрепленных пунктов и. в частно­ сти, в Мадине, Олоссато, Энксале, Катио, Меджо и Виамби. Патрио­ ты продолжали применять такти­ ку внезапных нападений на коло­ низаторов. ТАСС Выступление Фиделя Кастро ГАВАНА, 3 января. (ТАСС). Вчера на многотысячном митинге трудящихся Гаваны на площади Хосе Марти, состоявшемся после военного парада по случаю 8-й годовщины народной революции Кубы, с трехчасовой речью выступил первый секретарь Ц К КП Кубы, премьер-министр Фидель Кастро. Он посвятил свою речь пути, пройденному Кубой за восемь лет после победы революции, достижениям страны в различных областях экономики, культуры, обслуживания населения. Самое главное следствие кубинской рево­ люции — это воспитание в народе революционного сознания, под­ черкнул Фидель Кастро. Премьер-министр Кубы сообщил о больших успехах Кубы в на­ родном здравоохранении, образовании, в деле подготовки квалифи­ цированных кадров. Подробно говорил он о росте торгового и ры­ боловецкого флота страны, о первых крупных достижениях в про­ мышленности, о планах ее дальнейшего роста. Много внимания было уделено в речи Фиделя Кастро планам будущего развития в сельском хозяйстве — основной отрасли экономики страны. В заключение речи Фидель Кастро передал привет борцам за национальное освобождение в других странах. Его приветственные слова в адрес «борющегося в одной из стран мира» майора Эрнесто Гевара были встречены более чем пятиминутной овацией участников митинга. Премьер-министр подтвердил солидарность революционной Кубы с вьетнамским народом, сражающимся против империалиста* ческой агрессии США. Участники митинга единогласно приняли предложение Фиделя Кастро назвать наступивший новый год на Кубе «годом героиче­ ского Вьетнама», ОСВОБОЖДЕНИЕ МахдЖуба и Мекки ХАРТУМ, 3 января. (ТАСС). Генеральный секретарь Суданской коммунистической партии Абдель Халек Махджуб и руководящий деятель СКП Омар Мустафа Мек­ ки вчера освобождены под залог из-под стражи. Они были арестованы властями Судана после сообщения о попыт­ ке военного переворота 28 декаб­ ря 1966 г., организованного рядом подразделений новобранцев. После этого сообщения был задержан целый ряд гражданских лиц, в том числе деятелей компартии, НА „ТУРНИРЕ СТОЛЕТИЯ" ОТТАВА, 3 января. (ТАСС), Начали выступления на «турнире столетия» советские хоккеисты. В первом матче сборная СССР на­ несла поражение национальной команде США со счетом 7 : 1, П р о г р а м м а д е й ств и й я п о н с к и х с о ц и а л и с то в ТОКИО, 3 января. (ТАСС). Социалистическая партия Японии наметила развернуть в новом 1967 году широкое народное движение за ликвидацию японо-американского военного союза, против попы­ ток правящих кругов пересмотреть конституцию страны. Эти цели борьбы изложены в опубликован­ ной здесь по случаю Нового года программе дей­ ствий социалистической партии Японии на 1967 год. В программе указывается также на необходимость усиления борьбы за запрещение ядерного оружия, против американской агрессии во Вьетнаме и захо­ да в японские порты атомных кораблей США. Японские социалисты выступают против планов правящих кругов страны ввести т. н. систему малых избирательных округов с целью установления в пар­ ламенте диктатуры правящей либерально-демокра­ тической партии. Социалистическая партия намеревается расширить движение за воссоединение Окинавы с Японией. Программа предусматривает развертывание кам­ пании среди рабочих промышленных предприятий против выполнения заказов американского военного командования для агрессивной войны во Вьетнаме. В МИНИСТЕРСТВЕ МОРСКОГО ФЛОТА СССР незаконного задержания советского теплохода „ З а г о р с к " китайскими властями порта Дальний 1ю поводу 8 декабря 1966 года китайские власти порта Дальний незаконно задержали созетский теплоход «За­ горск» и держали его под арестом до 28 декабря. Чтобы как-то оправдать свои дей­ ствия, грубо нарушающие общепри­ нятые международные нормы и практику, закрепленную законода­ тельством морских стран, в том чи­ сле и правилами, действующими в порту Дальний, власти этого порта предъявили советскому судну со­ вершенно беспочвенное обвинение в «нарушении портовых правил». Что же на самом деле произошло в гавани порта Дальний с совет­ ским теплоходом «Загорск»? 8 декабря стоявший у 28-го при­ чала порта Дальний теплоход «За­ горск» окончил погрузку и, завер­ шив все необходимые формально­ сти, готовился к выходу в море. В 16 часов 10 минут на борт теплохо­ да поднялись два китайских лоцма­ на, которые дали команду отшвар­ товаться и повели «Загорск» к вы­ ходу из гавани. Ни капитан совет­ ского судна, ни другие члены эки­ пажа не вмешивались в действия китайских лоцманов до того момен­ та, ’’огда в непосредственной бли­ зости от ворот порта лоцманы не­ ожиданно скомандовали повернуть теплоход. Выполнение этой коман­ ды неизбежно привело бы к столк­ новению «Загорска» с молом, что угрожало серьезной аварией и даже гибелью судна. В этой ситуации капитан «Загор­ ска» не мог и, естественно, не дол­ жен был выполнять команду лоцма­ на. Именно это позволило судну благополучно пройти ворота порта, после чего капитан немедленно ос­ тановил судно и по требованию ки­ тайских лоцманов поставил его на якорь. Когда судно было поставлено на якорь, на борт прибыли вооружен­ ные китайские охранники и пред­ ставители портовых властей, кото­ рые запретили судну следовать дальше, пытались силой ворваться в штурманскую рубку теплохода, чтобы захватать карты и судовые документы. Советские моряки, дорожа инте­ ресами дружбы между народами СССР и Китая, проявляя выдержку и терпение, с самого начала стре­ мились к тому, чтобы урегулировать этот инцидент. Несмотря на неоднократные обра­ щения капитана «Загорска» к адми­ нистрации порта с просьбой разо­ брать обстоятельства дела с уча­ стием членов экипажа советского судна и находившихся на борту теплохода китайских лоцманов, представители портовых властей ка­ тегорически отказались провести ка­ кое-либо разбирательство и продол­ жали задерживать советское судно. Эти совершенно необоснованные и вызывающие действия китайских властей являются беспрецедентны­ ми, а тем более в отношениях меж­ ду социалистическими странами. 10 декабря, советское посольство в Пекине обратилось в министерство иностранных дел КНР с просьбой оказать содействие в выходе «За­ горска» из порта Дальний. Однако представитель МИД КНР, умыш­ ленно раздувая надуманные обви­ нения в адрес советских моряков, заявил, что теплоход «Загорск», дескать, «нарушил суверенитет Ки­ тая». Китайские власти продолжали настаивать на предъявленных ими требованиях, теплоход и его коман­ да содержались под охраной на внешнем рейде порта Дальний. С советской стороны 17 декабря был заявлен протест посольству КНР в Москве в связи с незакон­ ным арестом теплохода «Загорск» и выдвинуто требование о его немед­ ленном освобождении. В заявлении были полностью ра­ зоблачены вымышленные китайски­ ми властями обвинения в отношении капитана теплохода и других совет­ ских моряков. В нем, в частности, указывалось, что согласно обще­ принятым международным нормам и практике, закрепленной законода­ тельством морских стран, лоцман является советником (консультан­ том) капитана судна. Независимо от наличия на борту лоцмана с ка­ питана судна во время маневриро­ вания не снимается ответственность за управление кораблем, и он несет полную ответственность за безопас­ ность вверенного ему судна. По ки­ тайским официальным данным, по­ добная практика существует и в портах КНР. Ни лоция, ни местные правила для порта Дальний также не содержат никаких ограничений этих прав капитана при лоцманской проводке. Китайский лоцман, находившийся на борту теплохода «Загорск», да­ вал такие указания, которые могли создать угрозу аварии судна или даже его гибели. Действия же ка­ питана, соответствовавшие сущест­ вующим правилам, обеспечили безо­ пасность судна и были совершенно правомерными. Обвинения китай­ ской стороны в том, что капитан теплохода «Загорск» якобы «нару­ шил суверенитет Китая», являлись с начала до конца надуманными и беспочвенными. Однако китайская сторона не только не предприняла никаких мер к освобождению судна, но даже не дала ответа на заявление от 17 де­ кабря, сделанное посольству КНР в ААоскве. В связи с этим советская сторона 24 декабря вновь заявила решитель­ ный протест против ареста совет­ ского теплохода. Лишь после этого китайские вла­ сти были вынуждены 28 декабря отпустить советский теплоход «За­ горск». Для того, чтобы скрыть от мировой общественности истинный характер своих действий, они, ^ из­ вращая факты, пытаются сейчас задним числом найти оправдания для незаконного задержания в те­ чение 20 дней советского судна и его команды. Именно этому и слу­ жит широко распространяемое в пе­ чати и по радио КНР сообщение агентства Синьхуа от 28 декабря. Неблаговидные цепи этого сообще­ ния совершенно очевидны. Министерство морского флота СССР не может не обратить внима­ ния на то обстоятельство, что дей­ ствия китайских властей несовме­ стимы с общепринятыми принципа­ ми отношений в области междуна­ родного торгового судоходства, они наносят серьезный ущерб сотрудни­ честву советских и китайских мо­ ряков. ставят под угрозу нормаль­ ное осуществление морских сообще­ ний между портами СССР и Китая. Министерство морского флота СССР оставляет за собой право предъявить соответствующим вла­ стям КНР требование о возмещении ущерба, вызванного незаконным за­ держанием в течение длительного времени теплохода «Загорск».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz