Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ П амвгя Т967 г., N 275 (408$ П а р т и й н а я А й з н Ь с л о в о П Р Е Д О С Т А В Л Я Е Т С Я . . . Мой сосед написал записку и пе редал по рядам в президиум. Я по думал: сейчас комм унисты завода услышат хо рошее деловое выс тупле. ние. Уж если эле ктрик А. П. Анис ков попросил слова, значит, обсуж даемый вопрос глубоко волнует ею. Действительно, выступление рабоче го привлекло всеобщее внимание. Он говорил о том, что нужно сделать для повышения производительности труда без дополнительных затрат, делился мыслями, являвшимися пло дом глубоких раздумий. Могу назвать немало и других за- пюмнившихея мне выступлений в прениях — острых, принципиальных, дедовых и, главное, наводящих на серьезные размышления. Но было бы преувеличением утверждать, что все речи, которые звучат у нас из собра ниях, полезны и содержательны. Слу чается, к сожалению, так: оратор покидает трибуну, и слушатели ис пытывают облегчение. Бесспорно, многое зависит от ора торскою мастерства выступающего. Но главное, по-моему, не в этом. Убежден: каждый заинтересует то варищей, если будет говорить от ду- щи и конкретно. Помню, на одном из собраний под нялся на трибуну мой товарищ ком мунист И. Д. Петров. Стал читатыю бумажке унылый текст. Слушали его плохо. И вдруг, после паузы, Игорь Давыдович отбросил листок и сказал: — Да ну ее, эту бумажку! Лучше расскажу о наших делах по-просто му, по-рабочему... Зал буквально затаил дыхание — настолько живо, образно, с большой хозяйской заинтересованностью за говорил электрик. Слушали его, за быв про регламент, и проводили дружными аплодисментами. Случай этот, думается, показа тельный. Стоило человеку отказать* ся от казенного текста, повести речь о своем, наболевшем, и выступление стало ярким, убедительным. Разумеется, можно и заранее на писать выступление. Но не следует делать это по стандартной схеме са моотчета. Все вроде бы пра вильно, но такие выступления не вы зывают интереса. В них одни только прописные истины и нагромождения цифр. И что особенно обидно: вы ступающие, как правило, люди гра мотные и инициативные. При жела нии они могли бы выступить кон кретно, по-деловому. Но, видно, ска зывается привычка к шаблону. Трафаретные самоотчеты вредны не только потому, что ничего не да ют слушателям. Они еще и опасны: ведь некоторые молодые коммуни сты перенимают такой. «опыт* и привыкают считать, что в официаль ной обстановке иначе и говорить нельзя. Когда я готовлюсь к выступле нию, то составляю только тезисы, по бумажке текст никогда не чи таю. Кроме того, накануне обще заводского собрания мы, коммуни сты энергоцеха, как правило, соби раемся в обеденные перерывы и на мечаем вопросы, которые следовало бы поставить на обсуждение всего партийного коллектива предприятия. Иногда, чтобы не дублировать друг друга, мы поручаем выступление од ному из коммунистов цеха (не обхо дим этим поручением и молодых членов партии). Характер прений, по-моему, опре деляется прежде всего уровнем и стилем работы парторганизации. Ес ли коммунисты знают, что их пред ложения берутся на заметку и вы полняются. то они активны при об суждении любого вопроса. И наобо рот, если замечания и выступле ния остаются только в протоколах,— у людей пропадает желание вести разговор. Тогда тон задают «штат ные ораторы», и собрание иревраща ется в пустую формальность. Многое зависит от повестки дня. Когда у нас на заводе обсуждаются вопросы О воспитании молодых ком мунистов, роли цеховой парторгани зации, выполнении требований Уста ва партии, от желающих высказать ся нет отбоя. А вот на собраниях, посвященных «дежурным вопросам», активность заметно слабее. Поэтому, мне Думается, вряд ли стоит практй ковать собрания, похожие как две капли воды на обычные производст венные совещания. Я уже упоминал «штатных орато ров», привыкших чуть ли не первы ми брать слово после доклада. Те перь хочу сказать о «молчальниках». Они иногда годами не выступают в прениях. Можно найти таких и на нашем заводе. Порой в непринуж денной товарищеской беседе они вы сказывают, дельные мысли, а вот по говорить на виду у всех стесняются. Вряд ли стоит торопиться осуждать их. Надо разобраться, в чем причи на этого явления. По-моему, в неко торьгх парторганизациях — и в на шей, в частности,— забывают о том, что умение выступить на собрании тоже надо воспитывать. И тут хоро шей школой может послужить систе ма политического просвещения. О критических выступлениях хо чется поговорить особо. Устав КПСС требует от каждого члена партии смело вскрывать недостатки, бороть ся против парадности, зазнайства, самоуспокоения-. У нас на предпри ятии к критическим замечаниям ком мунистов, как правило, прислушива ются внимательно, принимают меры по устранению недостатков. Но так поступают, к сожалению, не везде. Мне не раз приходилось слышать о фактах недоброжелательного отно шения к критике, о стремлении скрыть те или иные недостатки. Разумеется, критическое выступле ние — не самоцель. В любом коллек тиве не уважают того, кто на каждом собрании горячо обрушивается на недостатки, а сам палец о палец не ударит, чтобы их устранить. И даже справедливые упреки, высказанные таким товарищем, подчас расцени ваются как желание показать себя: вот-де какой я зоркий, все вижу, что не так. Поэтому, мне кажется, прос то необходимо каждое критическое выступление подкреплять практиче скими делами. Недавно на партсобрании я вел разговор о простоях электрооборудо вания, плохом освещении рабочих мест в некоторых цехах. Я понимал: одного выступления мало, чтобы по кончить с недостатками. И поэтому после собрания, посоветовавшись *с другими коммунистами цеха, мы ус тановили почти на всех станках и агрегатах запасные моторы. Теперь, в случае выхода из строя двигателя, мы можем заменить его в течение 10— 15 минут. Решен вопрос и с улучшением освещения. Таким же образом поступают многие члены партии нашей организации. Выступление в прениях,— можно сказать, своеобразный экзамен для каждого коммуниста. Экзамен поли тической зрелости, активности, уме ния правильно оценивать события. И какое бы ни проводилось собра ние — в бригаде или заводское,— хочется, чтобы всегда слово твоего товарища по партии было умно и весомо, чтобы за этим словом каж дый раз следовало дело. К. КОРЕНЬ КОВ , член КПСС, электрик Липецкого радиаторного завода. Рижский радиозавод имени А. С. Попова приступил к выпуску первой партии транзисторного радиоприемника «Нептун». Он рас считан на прием радиостанций, работающих на длинных, средних, коротких и ультракоротких волнах. Приемник первого класса имеет систему автоматической подстройки, оптический индикатор настрой ки и регулятор тембра. На верхнем снимке: сборка приемника «Неп тун». На нижнем снимке вы видите новую стиральную полуавтомати ческую машину «Аэлита». Ее сконструировал и изготовил коллектив Московского электромеханического завода имени Владимира Ильича. «Аэлита» стирает и сушит белье. Управление машиной осуществ ляется одной ручкой. (Фотохроника ТАСС). МАЛЕНЬКУЮ , тесную кон- Г ) торку, где работает бойкая учетчица Сима Кукина, то и дело входят люди. В боль шинстве своем это водители боль шегрузных автомашин, прибыв ших на завод за сборным железобе тоном. Быть может, поэтому именно здесь, В «симнной», как ее шутливо называют шоферы, конторке, наибо лее ощутим пульс работы всего предприятия. В каком-нибудь нз це хов неполадки, задерживается выда ча готовой продукции, а здесь уже усаживаются в томительном ожида ний водители, простаивают на за водском дворе мощные панелевозы. Сегодня в конторке негде, как говорят, яблоку упасть. Каждую минуту сюда входят погреться но вые шоферы. — Опять придется «загорать»,— невесело шутит Сима Кукина.— Бе тономешалка стала. — Мы — люди привычные. Всякое здесь- у вас повидали,— в тон ей от вечает молодой водитель в синем бе- рете. ...С того памятного дня, как выдал свою первую продукцию завод желе зобетонных изделий АГз 7 треста «Железобетон», не прошло и двух лет. Когда он вступил в строй, экс плуатационники не скрывали своей радости. Не скрывали ее и те, кому предстояло возводить жилье инду стриальным методом — из крупных панелей, изготовленных на новом предприятии. Кстати, завод был новым в пол ном смысле этого слова. И не только потому, что его производственные корпуса еще не успели оставить строители. Он был сооружен по по следнему слову строительной тех ники, оснащен самым современ ным оборудованием. Это был насто ящий домостроительный комбинат, который выпускал все необходимое для сооружения жилого многоэтаж ного здания из крупных панелей. Справедливости ради надо ска зать, что дело не обошлось без про ектных неувязок и строительных не доделок. Особенно это касалось ве дущего бетоносмесительного цеха. Проектировщики не все до конца продумали в системе управления действующими секциями. Получа лось так, что операторы, которые должны были с пультов управлять технологическим процессом, не виде ли результатов, своих действий. Ос тавляла желать лучшего и конструк ция ряда ленточных конвейеров. Но эти проектные недоработки вместе с некоторыми строительными недодел ками, надо было преодолеть за счет более грамотной эксплуатации обо рудования. II вот вместе со слесарем-ремонт ником Владиславом Кузнецовым мы идем по цеху. Владислав осматрива ет оборудование и одновременно знакомит меня с ним. Первое, что бросается в глаза, когда приходишь в цех,—это большое количество без действующего оборудования. Так, две бетономешалки первой секции простаивают вот уже около года. В то же время пятая секция действует под такой нагрузкой, что не остает ся времени на ее ремонт. Не спаса ет положения и то, что руководите ли бетоносмесительного приняли ре шение поставить здесь на каждую бетономешалку по мотористу: один следит за режимом работы, ' второй — устраняет неполадки. нять вручную: Вот и сейчас» обслу живая шестой ленточный конвейер, не знаешь, откровенно говоря, что делать раньше: то ли следить за ре жимом работы, то ли ленту держать, чтобы она не сошла с роликов. Эти горькие слова работницы — правда. Согласно замыслу проектан тов, весь цех должен был; по суще ству управляться с пультов, нажа тием кнопки. Руководители цеха с самого начала не смогли обеспечить предусмотренный проектом режим работы агрегатов. Многие механиз мы, как уже было сказано, до сих пор не действуют. Операции, кото рые могли бы быть выполнены в це хе с помощью механизмов и автома тики, производятся вручную. Венти ляция—а она на новом заводе отве чала в момент пуска самым совре менным требованиям—не работает. Бетоносмесительный цех но праву организован уход за оборудованием. Коллектив цеха с первых же ша гов своей деятельности стал срывать государственные задания. Месячные планы выполнялись лишь на 45—50 процентов. Ке была по-настоящему организована учеба рабочих, .что особенно необходимо на заводе, ос нащенном самым современным обо рудованием. Люди «по незнанию» загоняли механизмы, надолго выво дили их из строя. Снижалась, есте ственно, и заработная плата рабо- чих. Такая «неустойчивая» обстановка в бетоносмесительном привела к то му, что в первые же месяцы работы с нового предприятия ушли электри ки и слесари высокой квалификации, те, кто принимал участие в пуске важнейших агрегатов. В результате — с первых же месяцев в бетоно смесительном стали особенно остро К Т О В И Н О В А Т ? АТАКУЕМ БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ — 1о один агрегат из строя выхо дит, то другой,— с досадой расска зывает мотористка Н. М. Кобзева.— Несколько дней назад, например, пе рестала действовать бетономешалка на пятой секции. Ее своевременно не отремонтировали. Работали -на од ном агрегате. Но вот поломалась и вторая бетономешалка. Пришлось простоять всю смену. И это на новом заводе, которому нет еще и двух лет! Между/тем даже беглый осмотр оборудования цеха свидетельствовал о его преждевременном «старении». Действующие агрегаты оказались изрядно изношенными. Ленты на лен точных конвейерах потрепаны. Мне рассказали, что на ЛК-6, например, ленту пришлось заменять за время работы уже несколько раз. Работу цеха во многом затрудня ет то, что почти нигде не действует по-настоящему вентиляция отсоса. Ряд бункеров в надбункерном отде лении забит цементом. — Цех у нас современный,— го ворит оператор Галина ГТашенцева. Уровень механизации и автоматиза ции производственных процессов до вольно высок. Только мы не всегда имеем возможность по-настоящему пользоваться этой механизацией. Многие операции приходится выпол- можно назвать сердцем нового пред приятия, от деятельности которого в значительной мере зависит работа других участков производства. И ес ли завод лишь на 83 процента вы полнил десятимесячное плановое за дание, если он менее чем на 40 про центов освоил свои проектные мощ ности, если он систематически сры ваем поставки сборного железобето на на стройки жилья, то вина за это во многом ложится на коллектив бе- тоносмесительного цеха. В чем же все-таки главные причи ны создавшегося здесь ненормально го положения? Очевидно, все дело в людях, которым было доверено ос воение нового цеха. Начнем с тех, кто руководил этим освоением. Их было четверо. Менее чем за два го да в цехе сменилось три и назначен четвертый начальник. Не умаляя де ловых качеств каждого из этих ру ководителей, уместно будет все-таки спросить: не слишком ли часто ме нялись начальники цеха? А. И. Ши ряев, А. М. .Козлов, Е. В. Ширяев и, наконец, И. П. Бартеньев... В сред нем на каждого из первых трех на чальников пришлось чуть более че тырех месяцев работы. Люди по су ществу приходили, знакомились с производством и... расставались о ним. Это, естественно, не могло не сказаться и на трудовой дисципли не в цехе, и на том, как был ощущать нехватку высококвалифи цированных ремонтников. Это во многом осложнило На первых порах организацию текущего ремонта. А на предприятии с высо кой степенью механизации, каким является новый завод, это очень быстро сказалось. Мне довелось быть свидетелем чрезвычайного происшествия, кото рое случилось на цементном складе цеха. Из-за того, что здесь не дейст вует осадительная камера, нару шился режим работы всего агрегата по приему цемента. В результате сорвало крышку шнека — и несколь ко тонн серой массы попало в ра бочее помещение. Теперь руководи тели предприятия думают над тем, как очистить его от цемента, создать фулярнстам нормальные условия труда. А все из-за того, что и здесь не заботятся своевременно о нор мальном состоянии оборудования, не учат людей квалифицированному обращению с ним. Вот почему и на цементном складе вряд ли найдется такой узел, который не подвергался бы ремонту: Из-за бесконечных не поладок заводу нередко приходится отказываться от сотен тонн цемента, в то время как предприятие посто янно ощущает недостаток в нем. Главный инженер завода Е. В. Ширяев, кстати, в недавнем прош лом один из начальников бетоносме сительного цеха, долго сетует на проектировщиков, а потом все-таки признает: — Да, подзапустили мы текущий ремонт оборудования. Людей не хва тало. Теперь спохватились, но, по жалуй, поздно. - И это действительно так. Слиш ком велика сейчас изношенность действующих агрегатов. Настолько велика, что ремонтная служба не справляется. Сейчас пустить бы про стаивающие механизмы, снизить бы за счет этого нагрузку на действу ющие, улучшить условия труда лю дей. Но этому руководители цеха и завода настоящего внимания пока, к сожалению, не уделяют. Недалек уже тот день, когда за вод железобетонных изделий АГэ 7 должен будет переходить на новую систему планирования и экономиче ского стимулирования. Но подго товки к этому событию на предприя-. тии не чувствуется. Мне довелось беседовать с начальником планово го отдела завода Н. С. Саликовой. Это, судя по всему, — грамотный, думающий экономист. Но когда я поинтересовался у Нины Серафимов ны, что сделано на предприятии в связи с экономической реформой, то оказалось, что дальше определения фондов материального поощрения и себестоимости продукции заводские экономисты пока еще не пошли. А жаль. Если бы на предприятия всерьез занялись экономическим анализом производственной деятель ности, то выявили бы огромные ре зервы, которые сейчас не использу ются. Эти резервы лежат, можно сказать, на поверхности. Они — в неполном использовании оборудова ния, в систематических простоях ав тотранспорта, в работе машин не по производственному назначению. Последний разговор состоялся у меня со строителями, которые полу чают изделия с ЖБИ-7. Главный ин женер СУ-2 треста «Жилстрой» Ю. Ф. Ольшевский был краток: •— Лучше всего о работе завода скажут цифры. За первую половину ноября мы должны были получить 1460 кубических метров сборного железобетона, а получили — 865 ку бических метров. В отдельные дни нам на объекты не поставляют и половины материалов. Средний ме сячный долг зав'ода нашему управ- ' ленню — 1000 кубометров сборного железобетона. Это — многие десят ки квадратных метров жилья для липчан, которые мы могли бы по строить. Над такими цифрами следует всерьез задуматься и руководителям ЖБИ-7, и руководителям треста «Железобетон». Ю. ЛУПАЦ . К АКИЕ ТИПЫ летательных аппаратов понадобятся граж данской авиации через пять, десять, пятнадцать лет? Этой проблемой занимается Науч но-исследовательский институт Ми нистерства гражданской авиации СССР. Исходными данными для раз работки летно-технических данных будущего самолета или вертолета является для ученых география стра ны, ее климатические условия, ха рактер перевозок. Не менее важный фактор -— технический уровень авиа ционной промышленности и перспек тивы ее развития. Мало выдвинуть идею — нужно ее экономно вопло тить. — За последние десять лет в со ветской гражданской авиации про изошла техническая революция,— рассказывает Радий Сзкач, замести тель начальника института по науч ной части.— В 1956 году первый в мире реактивный лайнер ТУ-104 под нял первых пассажиров, а сейчас уже свыше восьмидесяти процентов самолетов и вертолетов Аэрофлота имеют реактивную тягу. География Советского Союза чрез вычайно разнообразна. Двадцать два миллиона квадратных километров материка Евразии объединяют суб тропики, горные хребты, песчаные пустыни, таежные дебри, тундру и арктические просторы. Но нет такого района в СССР, куда бы не летали самолеты гражданской авиации. Сей час авиационный парк Аэрофлота имеет более двадцати типов лета тельных аппаратов, созданных, в ос новном, за последнее десятилетие. Все авиационные линии Аэрофло та разграничены на три группы: дальние магистральные — протяжен ностью— свыше пяти тысяч километ ров, средние — до четырех тысяч километров, и малые — до двух ты сяч километров. Обслуживает Аэро флот и местные авиалинии, соединя ющие небольшие города, поселки. К примеру, средние магистраль ные воздушные маршруты обслужи вают сейчас три типа самолетов — турбореактивные ТУ-104 и турбовин товые ИЛ-18, АН-10. Каждый из них — Итак,— подчеркивает Радий Сакач,— один тип самолета заменит сразу три. Но это абсолютно не оз начает, что Аэрофлот сразу откажет ся от ТУ-104, АН-10 и ИЛ-18. Они еще должны «долетать» свое. Срок работы каждой машины рассчитан примерно на 25 тысяч часов, или на 10— 15 лет. Выявление истинного Бремени службы летательного аппа рата в целом и отдельных его узлов Р О Ж Д Е Н И Е С А М О Л Е Т А имеет свои преимущества. ТУ-104 —■ быстроходнее и значительно проще в эксплуатации. Зато А Н -10 в отличие от туполевской машины может са диться не только на бетонные, но и грунтовые аэродромы. Кроме того, двигатели его более экономичны, чем у «ТУ». Но эксплуатация в одной подгруп пе нескольких разнотиповых машин обходится дорого. Возникла идея создать самолет, который бы объ единил в себе быстроходность и про стоту обслуживания ТУ-104, высокие взлетно-посадочные качества и эко номичность АН-10 и ИЛ-18. Наибо лее удачной конструкцией самолета для средних линий, полнее отвечаю щей всем этим требованиям, стал 160-местный ТУ-154. Его три двух контурных двигателя по своей эко номичности не уступают турбовинто вым. и агрегатов тоже является обязан ностью нашего института. — Самолет или вертолет,— доба вил Радий Сакач,— начинает регу лярно возить пассажиров или грузы, а наши летчики и инженеры продол жают исследовать машины в возду хе и на земле, выявлять их резерв ные возможности в полете, на по садке, при взлете. К примеру, для тех же самолетов ТУ-104, ИЛ-18, АН-10 межремонтные сроки службы за последние годы возросли с 1000 до 5000—6000 летных часов. Увеличение сроков службы лета тельных аппаратов, снижение стои мости эксплуатации неотделимо от повышения надежности и безопасно сти их во время полетов. Летчики- испытатели института создают для своих машин самые неожиданные сверхкритнческие условия, в которых они могут оказаться во время рей сового полета, — выключают двига тели, «создают» пожары... Почти полгода проверяли в инсти туте межконтинентальный лайнер ИЛ-62. И это — после многолетних испытаний в конструкторском бюро Сергея Ильюшина. Новый самолет или вертолет должен быть макси мально огражден от каких-либо слу чайностей. Специалисты института готовятся к исследованию сверхзвукового ТУ» 144, который создается в конструк торском бюро Андрея Туполева. Этот 120-местный лайнер в будущем заменит новый турбореактивный ИЛ-62, так же, как этот, ильюшен- екий самолет, вскоре вытеснит тур бореактивный ТУ-114, который ле тает сейчас в Гавану, Монреаль, То кио. Радий Сакач заметил, что любая, самая смелая идея нового летатель ного аппарата по плечу современной науке. Но прежде чем ее воплощать, необходимо скрупулезно проанализи ровать, экономична лн она. — Вы имеете в.виду сверхзвуко вой пассажирский самолет? — Да. Гигантские пространства Советского Союза и его обширные международные связи с лихвой оку пят стоимость постройки и эксплуа тации ТУ-144,— говорит он. —- Ваши планы? — Прежде всего, мы стремимся к тому, чтобы на магистральных даль- них, средних, малых и местных ли ниях летало по одному типу скоро стного реактивного самолета. Это дает возможность Аэрофлоту посто янно снижать стоимость перевозок. Уже сейчас на многих линиях билет на самолет стоит не дороже, чем спальное место в купированном ва гоне железной дороги. о. морское, специальный корреспондент А П Н , < Е Г О Н У Ж Д Ы Три года назад, когда совхоз «Дмитряшевский» начал специализи роваться как свиноводческий, свиньи содержались во всех отделениях. Супоросных свиноматок перегоняли для приема опороса из одного отде ления в другое. Первое, с чего надо было начинать — это специализация внутри хозяйства. В Дмнтряшевском отделении имелось помещение для откорма, в Муравьсвеком были ста рые свинарники-маточники. В ка кой-то мере это и предопределило дальнейшую специализацию. В Му- равьевском отделении решено было организовать воспроизводство, в Дмнтряшевском — откорм. В то время маточного' стада в хо зяйстве по существу ке было. Для создания его потребовался ке один год. Зато теперь эту работу можно считать в основном завершенной. Поголовье, с которым пришлось на чинать работу, состояло из помесей неизвестного происхождения. Для ремонта маточного стада в совхозе «Правда» и других племенных хо зяйствах закупили 500 свинок круп ной белой породы. От имевшихся в стаде свиноматок отобрали лучших по развитию и продуктивности. Так постепенно выбраковали беспород ных, низкопродуктивных животных и создали маточное стадо свиней крупной белой породы. В настоящее время в совхозе 300 основных свиноматок, 350 — разо вых, 350—ремонтного молодняка, 50 хряков. К концу будущего года пла нируется такой состав маточного стада: 400 основных и 200 разовых свиноматок, 800 ремонтных свинок. Такое соотношение, по мнению спе циалистов совхоза, вполне обеспечи вает равномерное обновление маточ ного поголовья, а также получение требуемого количества молодняка. Наиболее целесообразно иметь груп пу ремонтного молодняка. вдвое большую, чем стадо основных сви номаток. Это служит гарантией то го, что для ремонта будут отобраны самые лучшие и наиболее продук тивные животные. В нынешнем году требуемое соотношение нарушено. Гвуппу ремонта пришлось сократить из-за трудностей с размещением свиней. В дальнейшем же принятое соотношение обязательно будет вы держиваться. Специалисты совхоза провели две бонитировки маточного стада. Зоо техник-свиновод Н. Ф. Щедров за вел племенной учет. Он накапливает данные по продуктивности и молоч ности маток. Пока еще рано гово рить о результатах, ко важно то, что племенная работа проводится. Растет продуктивность свиноматок» Если в 1965 году по совхозу получе но на основную свиноматку по 8.8 поросенка, то в 1966 году — 15,3. В этом году должны получить пример но 16.4 поросенка. Создание,маточного стада свиней крупной белой породы дает возмож ность перейти к промышленному скрещиванию. В племхозе «Кудино ва» закуплено 40 хрячков породы ландрас. Свиньи этой породы изве стны, как скороспелые, мясного на правления. Они хорошо оправдывают корм и к семимесячному возрасту достигают сдаточного веса. К тому же специалисты совхоза рассчитыва ют, используя явления гетерозиса, получать при двухпоредном промыш ленном скрещивании особенно жиз нестойкий и быстрорастущий молод няк. В ближайшие годы, наряду с про-» мышлённьш скрещиванием, в хозяй стве предполагается продолжить раз ведение крулйой белой породы в чи стоте. Специалистам было бы. ко нечно, проще заниматься только промышленным скрещиванием, а.сви нок крупной белой породы для ре монта маточного стада ежегодно за купать в племенных хозяйствах, Но сши затратили большой труд на соз дание маточного стада, начали пле менную работу и считают, что хо зяйство может обеспечить ферму хо рошим ремонтным молодняком. Упорядочены сроки получения опо росов. Свиноводы совхоза научи лись получать туровые опоросы. Ха рактерно, что сейчас . свинарка на бирает в группу 25 супоросных ма ток. И вся группа поросится в те чение двух дней. Таким образом, весь молодняк в группе одного воз раста. Это значительно облегчает уход за поросятами, они одновре менно идут в отъем. -жЖ’*,'*..*.'*.-»-.; * ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМЫ * РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА \ В год проводится три тура опоро сов. Два в феврале — марте и в ноябре — декабре в зимних помеще ниях, и один — в мае—июне в лет них лагерях. Зимой одновременно можно получать 280 опоросов, летом в лагеоях по 400 и даже больше. Интенсивнее используются свиномат ки В среднем за год получают на свиноматку 1,8 опороса. С каждым годом количество приплода увели чивается. В 1965 году было получе но 3388 поросят, а в 1966 году — 6002. За десять месяцев этого года получено 4440. Сейчас идет послед ний туп опороса, который даст не меньше 2200 голов молодняка. Специализация на производстве свинины потребовала создания не обходимой кормовой базы. До этого свиней в совхозе кормили неплохо, но ощущался недостаток витамин ных кормов. Он стал сказываться на состоянии молодняка. Приплод по лучали слабый, часть поросят по гибла. Чтобы обеспечить маточное стадо и молодняк разнообразными кормами, * богатыми каротином, в совхозе начали закладывать для свиней комбинированный силос. Ор ганизовали производство витамин ной травяной муки. Уже в прошлую зимовку, благодаря комбинирован ному силосу, значительно улучши лось состояние свиноматок и молод няка. В этом году на зиму заложе но десять тысяч центнеров комбини рованного силоса с травяной мукой. Эта мука готовится из костра, вико- овса, кукурузы, клевера. Всего заго товлено 290 тонн ценного витаминно го корма. Теперь сочные корма и витамин ная мука составляют в рационе не меньше 25—30 процентов. Летом в лагерях, где содержатся свиноматки с поросятами, организо вана пастьба животных по специаль ным участкам сеяных трав. Выпасы расположены возле самого лагеря. Пастьба, непрерывное движение, све жий воздух очень благотворно ска зываются на состоянии здоровья взрослых свиней и молодняка. По росята, полученные и выращенные в летних лагерях, крепче и здоровее тех, что получены в зимннх поме щениях. С большим трудом решается проблема производственных поме щений. Это очень затрудняет ра боту зоотехников. В Муразьевсхом отделения построены два свинарни ка-маточника—один на 104, другой на 178 мест. Площадь достаточная для получения опороса почти от все го основного маточного поголовья одновременно. Однако слишком ку старно устроены вентиляция, отопле ние. Пока еще свиноводам не уда лось создать в маточниках требуе-, мый микроклимат. Высокая влаж ность воздуха, сырость в станках — все это отражается на здоровье мо» лодняка. Недостаток /помещений создает серьезные трудности при выращива нии поросят отъемного возраста. Обычно их оставляют после отъема в тех же клетках, на попечении той же свинарки, которая выращивала; их с первого дня жизни. Однако не всегда удается додержать молодняк в таких условиях до четырехмесяч ного возраста. Бывают случаи, ког да станки приходится освобождать для очередных опоросов, и не окреп шие еще животные в возрасте 2,5—3 месяцев попадают в откормочники, рассчитанные для содержания взрос лого поголовья. Чтобы не было таких нарушений, чтобы молодняк в возрасте 2—4 ме сяцев содержался в нормальных ус ловиях, хозяйству необходимо иметь специальное помещение для группы отъема. Надо сказать, что в совхозе «Дмит ряшевский» на протяжении послед них лет темпы роста производства свинины заметно опережают строи тельство производственных площа дей. В течение нынешнего года в совхозе содержалось на фермах до шести тысяч взрослый свиней И столько же молодняка. Свинарников для такого п-оголовья явно недоста точно. В Муравьсвеком отделении кое-как выходят из положения, раз мещая супоросных свиноматок и ре монтный молодняк в двух бывших свинарниках-маточниках, оставших ся в наследство от старого совхоза, А вот с размещением отъемышей и откормочников положение очень грудное. Своими силами совхоз под строил один откормочник на две-» тысячи голов. Второй, который стро ит ПМК-112, все еще не готов, хотя строители должны были сдать его к началу зимовки. Чрезмерная скученность свиней мещаег получению хороших приве сов. Удлиняются сроки откорма, удорожается себестоимость свинины, В совхозе, где в течение года нз фермах поочередно содержится до 12 тысяч свиней, до сих пор кет ме ханизированного кормоцеха. А их бы надо иметь два — на откормоч ной и на маточной фермах. Пока в примитивной кормокухне готовятся только жидкие корма. За прошедшие три Года совхоз «Дмитряшевскин» заметно увеличил производство свинины. В 1965 году мяса ее было произведено на сто гектаров пашни 25,7 центнера, в 1966 голу — 44,6 центнера, за десять ме сяцев этого года — 48 центнеров. Свиноводство стало доходней от раслью, н прибыль с каждым годом возрастает. В этом году свиноводы рассчитывают получить от реализа ции свинины не меньше 92 тысяч рублей прибыли. А. ДАВЫДОВ, главный зоотехник совхоза «Дмитряшевский» Хлевенского района. А. САВРОВА, спец. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz