Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
/ П Е К И Н С К О Е ЗНАМЯ 23 нояб ря 1967 г., У » Т!1 Гч987 | П р о б л е м ы с о в р ем е н н о с т и С ОВЕТС КИЙ ЧЕЛОВЕК И Е Г О М О Р А Л Ь Растет ка ркас главного ко рпуса с тана «2000 ». Возво дят его ве рхолазы перво го участка «С тальконс трук- ции», ьольшои объем работ на этом объекте выполняют опытные электросварщики Петр Воржев и Яков Корнев. На соединении конструкций они вырабатывают в смену по полторы нормы. Несколько дней назад П. Воржев и Я. Корнев приняли новые обязательства. Они решили завершить пятилетнее задание к 7 ноября 1970 года. * н НА СНИМКЕ: Петр Воржев и Яков Корнев. ^ фото в Гусева. Б Е Г Н А М Е С Т Е Вот уже пять лет строители тре ста «Промстрой» сооружают в Ли пецке чугунолитейный завод «Цент- ролит». Срок по нынешним временам весьма солидный. Но пока что на заводе действуют первая очередь энергоблока и районная подстанция. Построены блок вспомогательных це хов площадью 10 тысяч квадратных метров и столовая на 280 мест. Проложено восемь тысяч погонных метров дорог. Уложено 10 тысяч метров кабеля, шесть километров газопровода. Сейчас на стройке наступила са мая ответственная пора: к концу этого года' надо ввести в действие цех мелкого литья мощностью 30 тысяч тонн в год, а вместе с ним базисный склад и несколько проле тов блока вспомогательных цехов. 30 декабря должно быть получено первое литье. Работники завода ^готовятся, к этому: приглашают на работу формовщиков, литейщи ков, модельщиков, слесарей-налад- чиков и других специалистов. Они надеются на строителей, верят, что первая очередь скоро начнет дейст вовать. Но скажем прямо: нынешнее по ложение на стройке тревожное, срок ввода может быть сорван. И вот почему. В летнее время, когда были бла гоприятные условия для выполнения объемных работ, строители, да и заказчики не торопились. . А вот с сентября начался штурм. Теперь он достиг предела. До конца года стро ителям нужно освоить 219 тысяч -рублей, чтобы выполнить годовой план. Осуществить такое задание вполне можно, а вот пуск це ха мелкого литья все равно, под угрозой срыва. Дело в том, что для ввода цеха в строй требуется дополнительно освоить еще не менее одного миллиона рублей. Иначе го воря, срок сдачи цеха может быть затянут еще на 4--5 месяцев. Строители валят вину на заказчи ка: он, мол,' не поставил вовремя оборудование, не выдал достаточно го количества металлоконструкций. Слов нет, у заказчика многое недо делано: из 9 формовочных . линий, которые нужно смонтировать в це хе, имеется пока лишь одна. Осталь ные находятся в пути или на заво- зе-изготовйтеле. Не укомплектовано и электрооборудование. Но не в этом главное. Штурмовщина привела к хаосу и беспорядку. Теперь больше десятка строительных организаций одновре менно заняты сооружением цеха мелкого литья. Каждая из этих стро ительных организаций любыми спо собами и любой ценой старается выполнить только «свои» работы, не заботясь о других. Слаженности, координации действий между ними нет. А это ведет к переделкам, бра ку. Один делает, другой ломает. Вот, напримеп, рабочие «Юговостоксан- техмонтажа» провели трубы для отопления, а монтажники «Метал- лургпрокат.монтажа-2», котор ы м и руководит т. Вержховский,- режут автогеном эти трубы и начинают затаскивать оборудование. Коллек тив «Промвентиляции» смонтировал воздуховоды, а другая организация сломала их. Тысячи рублей народ ных денег полетели на ветер. Выходит, на стройке кет- настбя- щего инженерного руководства, нет продуманного плана работ. Даже сам генподрядчик *— управ ление СУ «Центролитстрой», на ко торое возлагается оперативное ру ководство всеми субподрядчиками, мало заботится об общей организа ции работ. - ГТо вике СУ «Центролитстрой», которым руководят тт. Кув*>1р.крр ,и Вилькевич, с 1делочники др:чеих" пор не могут сделать крышу цеха. Бе да в том, что строители не закон чили монтаж стен, ссылаясь на не хватку панелей. Их действительно нет. Завод ЖБИ-1 вот уже полгода не выполняет заказ. Монтаж обору дования ведется под открытым не бом. Главное сейчас для строителей — дать в цех мелкого литья тепло. А как это сделать, если здание без во рот и дверей, с незаконченной кры шей, на одну треть не остеклено? В цехе несколько огромных мон тажных проемов. Закрывать их по ка нельзя — через них доставляется к месту монтажа оборудование, Можно было бы заделать проемы брезентом, чтобы избежать сквозня ков. Но и тут строители - -почему-то медлят Ко всему прочему в цехе тем но, особенно на первом этаже. Нет электроэнергии и на базисном складе. Поэтому люди за полчаса до конца работы уходят домой. А дел иг стройке уйма. Еще не закон чены, работы на лифтовых шахтах сооружена только часть кирпичных перегородок внутри цеха. Из-за про счета строителей «Центролиге'троя» полностью переделываются фунда менты под формовочную линию. В работу включился заказчик. Завод чане заняты изготовлением техноло гических металлоконструкций, не стандартного оборудования. Сейчас главное — четкий ритм, организованность, целеустремлен ность. А на площадке процветает беспорядок, .много нарушений трудо вой дисциплины. Некоторые рабочие приходят на смену в нетрезвом со стояния, опаздывают, раньше време ни уходят на перерывши с работы. На втором участке, возглавляемом Владимиром Ивановичем Горяйно вым, бригады которого ведут строи тельство цеха мелкого литья, с на чала года совершено 348 прогулов. Некоторые строители не выходят на работу без уважительных причин по целой неделе. Такие слу чаи нередки в бригадах В. Н. Шипу- лнка и И. Ф. Колесникова. Крайне низкая организация труда на площадке Приводит к боль шой текучести кадров. За девять месяцев 267 человек уволилось, 264 —.пришло. Начальник управления «Центролитстрой» С. II. Кувырков согласер „с тем, что причиной боль шой текучести кадров является пло хая организация труда на участках и Недостатки в материально-техниче ском снабжении. Но не только в этом беда Г Руководители стройки мало ин тересуются условиями труда, не за ботятся об обеспечении ■строителей инструментом, о механизации трудо емких работ. В бытовки не подано тепло, просушить одежду негде. Не хватает защитных очков, рукавиц. Партийная, профсоюзная и комсо мольская организации ослабил{Пвос- питательную "работу з коллективе, плохо руководят соревнованием. Положение очень тревожное. Но создали .его сами же строители. Цех мелкого литья — пусковой объект, И надо сделать все, чтобы он всту пил в строй действующих. Руковод ству я парткому треста «Промстрой» давно пора вмешаться в дела строй ки и оказать ей необходимую по мощь. Ю. НИКОНОВ. БЫТОВЫЕ У С Л У ГИ НАСЕЛЕНИЮ За последнее время в Елецком районе заметно улуч шилось бытовое обслуживание населения. Особенно хо рошо откликается на запросы тружеников полей и ферм коллектив Казацкого комбината быта. В Черкасах, Крутом и Хитрово открыты новые мастерские индиви дуального пошива. В совхозах «Ключ жизни» и «Соли дарность» — пункты приема заказов на пошив одежды. Мастера комбината ■ поддерживают тесную связь с населением. Они часто бывают в деревнях-и селах, при нимают заказы, доставляют готовые изделия. Особенно добросовестно трудятся швейники К. В. Добрина, К. И. Рябдева, А. А. Скворцова и другие. Они. выполняют задания на. 120— 130 процентов, не допускают брака. При комбинате создана бригада, которая занимается строительством и ремонтом домов рабочих и колхозни ков. В ней 22 человека. Это — плотники, каменщики, штукатуры, маляры. Многие из них владеют несколь кими профессиями. Небольшой, но дружный коллектив, которым руководит Е. А. Дэбрин, за короткое время по строил 12 новых домов, отремонтировал несколько ста рых. Строители помогают совхозным умельцам возво дить объекты культурно-бытового назначения. Они сде лали пристройку к Дому культуры, закончили кладку стен здания библиотеки. Казацкий комбинат выполнил годовой план бытовых услуг населению на 127 процентов. И. ГУБИН. Изменив коренным образом эко номические и политические устои об щества, Октябрьская социалистиче ская революция открыла путь к по строению социализма и коммунизма в нашей стране. Вместе с тем рево люция ответила на вопрос о путях и средствах нравственного обновления человека, освобождения его созна ния от эгоизма, стяжательства, от рабских чувств покорности эксплуа таторам и угнетателям. Это по сути дела был вопрос о свершении пере ворота в умах и сердцах людей, равного которому еще не знала ис тория. Прав был А. М. Горький, когда он говорил, что большинству людей, воспитанных условиями част нособственнического мира, «так же органически трудно представить себе жизнь иной, чем она есть, как труд но волу или кроту вообразить себя оленем или орлом». I. Революция убедительно показала, что в деле нравственного обновле ния человека бессильны упования на религию, на толстовское самоусовер шенствование личности, на проповедь абстрактного гуманизма, принципы которого будто бы достаточно по нять, чтобы они осуществились. Лишь один путь возможен здесь — путь революционной борьбы за пере устройство мира на новых, коммуни стических началах. «Только борьба,— писал В. И. Ленин, — воспитывает эксплуатируемый класс, только борь ба открывает ему меру его сил, рас ширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, вы ковывает его волю» (Поли. собр. соч., т. 30, .стр. 314). Революционная борьба, соединен ная с творческим преобразователь ным трудом на общее благо, и вы ковала тот* характер нового челове ка, который теперь является одним из выдающихся результатов и дости жений революции. В. ходе этой борь бы трудящиеся сбрасывают с себя позорное бремя старых пережитков, обретают подлинную свободу и личное достоинство, которые, как говорил основоположник научного коммунизма К. Маркс, для пролета рия «важнее хлеба». Революция, в представлении бур жуазных идеологов, это бессмыслен ный бунт, господство стихии и все общего разрушения. Человек, пыта ются уверить они, в этой социаль ной буре теряется, личность подав ляется и гибнет. На самом же деле, революция — это начало установле ния нового, и невиданного ранее по рядка, утверждения добровольной дисциплины, сознательного стремле ния лияности к единству.с революци онными массами. Это стремление человека к неру шимому моральному единству со своими братьями по классу и обшей борьбе, отнюдь не означает обезли чения отдельных участников движе ния. Наоборот, это есть следствие пробуждения в них чувства и соз нания собственного достоинства, стремления к активному проявлению своих способностей. Перед нами своеобразная историческая законо мерность, которую хорошо выразил Г. В. Плеханов: «Его (отдельного пролетария. — М. Ж .) тяготение ,к массе прямо пропорционально его стремлению к независимости, его сознанию собственного достоинства, словом — развитию его индивиду альности». (Г. В. Плеханов. Литера тура и эстетика. Том 2. М. 1958, стр. 498). Эта закономерность в ходе рево люции и строительства социализма еше более расширила свое действие, упрочилась. В обществе, где полно стью утвердился коллективизм, где он проявляется во всем — в мыслях, в поступках, в поведении людей, — отдельная личность получила все воз можности для всестороннего разви тия. Она здесь не «гибнет», а рас цветает, поскольку на службу чело веку поставлены все средства социа листического производства, матери альной и духовной культуры, кото рыми располагает общество. Забота общества о браге человека ярко сказалась, в частности, в решениях сентябрьского Пленума Ц К КПСС о повышении благосостояния трудя щихся. Чтобы понять величие сдвигов, происшедших в сознании людей за годы социалистического строитель ства, необходимо представить себе исторические масштабы этих сдвигов. Ведь всего лишь за пятьдесят лет— для мировой истории срок крайне малый — в нашей стране выросло уже не одно поколение людей, для которых совершенно чуждыми явля ются как буржуазный способ произ водства и обусловленный им уклад поведения, так и взгляды, чувства и настроения, навыки и привычки, ве ками утверждавшиеся частнособ ственническим образом жизни. Чем- то диким и чудовищным представля ются для советских людей привыч ные в буржуазном мире эксплуата ция челбвека человеком, существова ние класса господ, в руках которых находятся- все богатства нации, про славление и воспевание частной соб ственности, наживы и обогащения. Таким же чудовищным представля ются для них взаим.оистребительная конкуренция под видом «предприни мательства», «частной инициативы», лицемерие, проникшее во все поры жизни, удушение подлинной свободы личности. Советский человек не может жить, действовать, творить в иной / атмо сфере, кроме той, которая создана социализмом, Советским государст вом, Коммунистической партией. Для человека социалистического общества характерны моральные ка чества, которых старый мир не зна ет — бескорыстная преданность делу коммунизма; прочно вошедшая в сознание, привычку и весь строй жиз недеятельности, трудовая и полити ческая активность; подлинный кол лективизм и товарищеская взаимо помощь, ставшие нравственной осно вой новых, коммунистических отно шений между людьми. Недоброжелатели социализма тщатся доказать, что раз коммуни стическая мораль предъявляет людям требование от лица общества, она тем самым не освобождает человека, а духовно закабаляет его, делает «рабом», «винтиком», «покорным ис полнителем» общественной воли, от чужденной от самого человека. Од нако исторический опыт самым не преложным образом свидетельствует, что мораль в условиях социализма становится формой самоутверждения личности. Нравственные отношения при социализме поэтому не знают антагонистических, непримиримых Взаимоотношений личности и обще ства. Эти взаимоотношения- основа ны на единстве, на совпадении ко ренных интересов личности и обще ства. Внутренняя диалектика здесь такова, что общество служит чело веку, делая своим принципом — «все для человека», человек же созна тельно и добровольно подчиняет свои интересы интересам общего де ла. Советский человек давно и твер до убедился в том, что интересы всего народа, это его главные инте ресы, без осуществления которых не возможны его собственная свобода, благополучие, счастье. Все это находит свое выражение в любви к социалистической Родине, являющейся ж иёым олицетворением единства личных и общественных ин тересов советского человека, оплотом всех его надежд и чаяний, предме том его восхищения и гордости. Все лучшее, возвышенное в жизни со ветский человек связывает прежде всего со своей Родиной, идущей к коммунизма. Отсюда, из постоянно действую1сего и могучего источника, вытекают все наши гражданские до блести — сознание высокой ответ ственности перед обществом, чувство долга, общественная и трудовая дне циплина, неукротимое желание от дать все свои силы, способности и таланты на обеспечение могущества социалистического Отечества, посто янная готовность к его вооруженной защите от посягательств любого вра га. Революция превратила такой об раз мысли, чувства и действия со ветскогб человека в само собой ра зумеющийся всеобщий нравственный закон. Им руководствовались рево люционеры, закладывавшие основы социалистического государства, от стоявшие завоевания Октября в боях и бурях гражданской войны. Его свято соблюдали миллионы совет ских людей, создававших индустри альное могущество нашей страны герои социалистических пятилеток, бесстрашные советские воины, про явившие чудеса самоотверженности, боевой ^ отваги и выдержки в годы Великой Отечественной войны. Этим законом руководствуются рабочие, крестьяне, интеллигенция, поднимая ныне страну на нов/ые высоты эко номических, научно-технических и культурных достижений, которыми гордятся все честные люди на зем ле. Подводя итоги нравственного раз вития советского человека, результа- Д е п у т а т и Ж и з н Ь Д УШЕ В Н А Я ЩЕ Д Р О С Т Ь С кем бы я ки говорил на елецком, заводе^«Гидропривод» — о Николае Петровиче Коваленко слышал почти одно и то же: добрый человек, от личный мастер. — Петровича знаю со дня поступ ления на завод, с 1950 года. Начал учеником, потом сдал токарем. В 1962 году перешел в третий цех и освоил профессию слесаря. Мастер на все руки. В любую минуту готов прийти на помощь товарищу. Осо бенно внимательно и чутко относит ся к молодым рабочим. Так говорил секретарь партбюро завода Дмитрий Антонович Глушко. Вот и третий цех, где трудится Николай Петрович. Это просторное и высокое помещение. В нем много света и воздуха, пахнет цветами. Сосредоточенно трудятся у станков рабочие. А вот и Коваленко. Его движения свободны, точно рассчи таны. То и дело к нему подходят молодые рабочие, спрашивают, пока* зЫвают детали, получают ответ 'и тут же уходят к своему станку. Заводской гудок возвестил о пере рыве. Через полчаса, быстро пообе дав в своей столовой, более ста че ловек собрались в цехе. — Начинай, Петрович!— раздается чей-то голос. Коваленко обводит взглядом сво их товарищей, вытаскивает из кар мана спецовки записи и начинает говорить. Он отчитывается перед ра бочими как депутат Липецкого об* ластного Совета. Людям нравится еще одно каче ство Коваленко: его забота о това рищах, Когда Николай Петрович стал квалифицированным рабочим, новатором производства, его душа еще щире распахнулась для людей. Бывает, закончив смену, он остается в цехе, чтобы помочь молодым не опытным рабочим. Интересы коллек тива он ставит выше своих личных. Вот почему еще в 1959 году рабочие «Гидропривода» единодушно избра ли Н. П. Коваленко своим депутатом в Елецкий юродской Совет. Три со зыва подряд он был депутатом гор совета. Затем избиратели послали его своим представителем в Липецкий областной Совет депутатов трудя щихся. И вот сейчас он отчитывается пе ред своими товарищами по труду. Депутат говорит о замечательных успехах Липецкой области в разви тии промышленности и сельского хо зяйства в юбилейном году, о повы шении материального и культурно го уровня жизни. Он рассказы вает просто и задушевно, как в се мейном крупу. Говорит о рази тельных переменах в родном Ельце, улицы которого все больше застраи ваются многоэтажными домами, школами, больницами. Рассказывает о том, как он выполняет наказы из бирателей. Но раздаются голоса: — Это мы знаем, Петрович. Луч ше ты расскажи, о чем шла речь на последней сессии областного Совета, что вы там решили. Николай Петрович улыбается. Ему нравится, что его товарищи живо интересуются делами области, как своими собственными, радуются ус пехам. И депутат говорит о ближай ших наметках, о перспективе роста экономики области. А перерыв коро ток, заводской гудок зовет рабочих в цехи, к станкам. Только поздно вечером мне уда лось поговорить с Коваленко. В* хо де беседы узнал еще несколько фак тов из жизни депутата. ...К поселку, где живут рабочие. «Гидропривода», примыкает одна из окраин города, возникшая за послед ний год. Там не было уличного осве щения и радиолинии. Жители обра тились к Коваленко. Не жалея сво бодною времени, которого у него очень мало, депутат начал хлопо тать о деле. Трудно было достать провода. Когда был на сессии обла стного Созета, зашел в областные учреждения: в одно, второе, ' третье, пока не решил вопрос. Через неделю провод поступил, тут же начались работы. Вскоре в домах заговорило радио, а на улицах загорелись огня. Газооператор городской больницы Лэ 2 Татьяна Степановна Савчищки- на пришла к Коваленко и рассказа ла о себе, о своей жизни. Откровен ный и честный рассказ Сав.чишкиной, работавшей когда-то кассиршей и по своей неопытности пострадавшей от действии пьяниц и воров, глубоко задел Николая Петровича. Он по нял, что перед ним человек, нуждаю щийся з поддержке. В ближайший свободный день Ко валенко отправился в больницу, по говорил с людьми, зашел в котель ную. Газооператоры очень тепло от зывались о Савчишкиной и попроси ли помочь ей жильем. Чуть ли не каждый день Ковален ко заходил в горжилуправление, в комиссию горсовета по жилищным вопросам. Вскоре в одном из домов освободилась комната, ее отремон тировали и вселили туда Савчишки- ну. По каким только вопросам люди не обращаются к Коваленко. Он ведь член городского комитета на родного контроля, завкома профсою за. У ударника коммунистического труда, коммуниста Николая Петро вича Коваленко, награжденного за отличный труд орденом «Знак поче та», есть еще одна общественная должность. Он — председатель це- хового совета рабочей чести, И не удивительно, что рабочие завода по нему равняют не толь ко свой трудовой шаг, но и свое поведение в об ществе и быту. Люди доверяют ему самое сокровенное, наболевшее. Как-то пришла к Коваленко жена рабочего Владимира Заплаткина, вся в слезах: муж трижды прихбДил домой пьяным и все—в дни получек. Николай Петрович хорошо знает Заплаткина, работает тог исправно, ничего за ним не замечалось. Ч1Ь случилось? Однажды после работы он подошел к Владимиру, вместе с ним пошел домой. Рабочий спросил: — Что, Петрович, жена жалова лась? — Приходила, мне даже не вери лось, ты ведь этим не увлекался,— огорченно' сказал Коваленко. — Дружки заходили,— после не которого молчания, признался За- платкин. — Что они, в каждую получку за ходят? Разговор состоялся, как говорит ся, по дущам. И понял рабочий, что неправильно ведет себя. С тех пор такие случаи не повторялись. Все рабочие завода «Гидропри вод» уважают своего депутата и лю бовно называют его «наш Петро вич». м. члоян, нешт. корр. «Ленинского знамени». ты огромной воспитательной работы партии и Советского государства, мы с полным основанием можем ска зать. что в нашей стране уже сло жился новый нравственный облик человека, с присущими только ему чертами и качествами. В Тезисах ПК КПСС к 50-летию Великого Октября отмечено осо бое значение моральных качеств со ветского человека, которые выража ют его возросшую сознательность и чувство ответственности: «Дисцип лина и .самодисциплина, рачительное отношение к народному добру, прин ципиальность, взаимное уважение людей, чузство собственного досто инства и гражданственности, непри миримость ко всяким проявлениям антиобщественного поведения». Та ковы неотъемлемые черты морально го о-блика наших людей. И эти чер ты выражают отнюдь не прописные истины, «заповеди», а то, что глубо ко вошло в сознание и практику миллионов людей, стало важнейшим побудителем их трудовой и общест венной деятельности, их поведения. И . Как видим, между моралью соци ализма и моралью буржуазного ми ра лежит пропасть. В старой мора ли нашли свое воплощение частно собственнические понятия и пред ставления, в то время, как мораль нового общества зиждется на кол лективизме, проникнута идеалами человечности и братства. Для част нособственнической морали характе рен эгоизм, пагубный самоутверж дению личности. Для коммунистиче ской морали, наоборот, характерны коллективизм и гуманизм в их рево люционно-классовом единстве. Кол лективизм здесь никогда не превра щается в нечто чуждое личности, а гуманизм — в аполитичную пропо ведь, любви ко всем без разбора, в сентиментальное чувство, стирающее разницу '-между врагами и друзьями. На место основной движущей си лы старого мира — эгоистически по нятого частного интереса, новый мир ставит совершенно иные движущие силы нравственного поведения. Ими являются: высокоразвитое чувство и сознание социальной ответственно сти, общественного долга, взаимопо мощь и товарищеская поддержка в борьбе. Полувековая история советского общества уже доказала, что дейст вие новых моральных стимулов яв ляется несравнимо более могущест венным и эффективным, позволяю щим мобилизовать нравственную энергию самых широких масс и кон центрированно направить ее на свер шение великих исторических преоб разований. Коренные изменения в моральном сознании масс, конечно, произошли не в силу чьих бы то ни было ди ректив, а прежде всего, в силу жиз ненной необходимости, действия объективных закономерностей разви тия социализма. Социализм, с его новыми производственными отноше ниями, с новым политическим ст.р-О- ем и образом жизни, неуклонно тре бует и новых нравственных отноше ний между людьми. Могут возразить, что реальная практика не всегда подтверждает это, так как и в советском обществе еще имеются проявления стяжатель ства, бездушия, эгоизма и других отрицательных явлений, свойствен ных старому миру. Имеется преступ ность, хулиганство, такие отрица тельные явлений, как нигилизм, апо литичность, мещанство. Было бы не правильным отрицать или не заме чать эти факты. Серьезно относясь к аморальным явлениям в Нашем обществе, настой чиво и упорно борясь с ними, мы все же не должны забывать глазно го. В буржуазном обществе все ан тисоциальные явления, в том числе и все нарушения общечеловеческой морали, неустранимы, так как выте кают из его природы и будут сопут ствовать ему до дня его гибели. В социалистическом обществе эти явления не вытекают из его приро ды. Они являются следствием либо пережитков прошлого, либо незрело сти и одностороннего развития новых отношений, трудностей, без которых не обходится становление нового об щества, либо, наконец, ряда субъек тивных причин. Тут могут иметь ме сто и отрыв от масс, с вытекающим отсюда лицемерием, индивидуалист ско-карьеристскими устремлениями отдельных лиц, и бюрократизация кУправления, с вытекающими отсюда Нарушениями социалистической де мократии; субъективистско - волюн таристические извращения в руко водстве хозяйственной, политиче ской, культурной жизнью общества; запущенность идейно - воспитатель ной работы и г. д. Все это. вместе взятое, создает определенные трудности в нравствен ном воспитании личности. Однако тенденции н законы внутреннего раз витии социализма позволяют, при правильном руководстве и умелой организации, успешно преодолевать лх, добиваться новых успехов в вос питании грудящихся. Природа нравственных отношений при социализме такова, что она объективно устраняет антагонизм между классовым и общечеловече ским в поведении личности. Впервые в истории стало возможным гово рить об их единстве, поскольку инте ресы страны победившего пролета риата и интересы всего человечества чне отрицают друт друга, а, наоборот, определенным образом сочетаются между собой. Первостепенное значение имеет этот опыт сейчас, когда, с одной сто роны, у ревизионистов явно опред> лилась,линия растзорения классово го, революционного содержания ко рали в «общечеловеческом»; а с дру гой — у догматиков, линия к пол ному отказу от общечеловеческого. Первая линия ведет х смазыванию, и сглаживанию острейших классозых противоречий, а в итоге •—• к сдаче позиций буржуазному мировоззре нию и морали. Человек, зараженный ревизионистскими представлен,шмч* шаг за, шагом неизбежно превраща ется в обывателя, перерожденца, ко торому чужды интересы революцион ного преобразования мира. Вторая линия не менее отдсиг, она ведет к сектантству, к духовной самоизоляции строителей нового об щества, а в своей грубо извращен ной форме, какую она принимает в теории маоизма и практике китай ских хунвэйбинов, — к оплевыванию всех культурных и нравственных ценностей, накопленных человечест вом. Это, в свою очередь, не может не вести к огрублению нравов, к раз рыву с простыми нормами морали* выработанными трудящимися в тече ние веков, прочно вошедшими в оби ход люден, ставшими неписаными правилами нравственного общения. Человек, с привитыми ему догмати ческим высокомерием, фанатическим презрением ко всему общечеловече скому, может, при известных усло виях, переродиться в хулигана и громилу. Международное значение опыта нашей страны в нравственном совер шенствовании человека велико уже потому, что он учит, как избежать,.. б процессе формирования личности, обеих опасностей — ревизионизма иг догматизма. Советский человек не только политически, но.и морально осуждает ревизионизм, как явную или тайную капитуляцию перед на пором идей и чувств старого мирз. Строитель коммунизма не замыкает ся в рамки национальных интерес >в не отгораживается от мирового ком мунистического движения. Наоборот, он теснейшими моральными нитями связан со всеми, кто борется против империализма, кто ненавидит любые формы социальной несправедлизос- ти, классового, национального и иного гнета. Советский человек, политически и морально осуждает догматизм во всех его формах и со всеми его па губными последствиями. Твердо про водя классовую линию, требующую решительной борьбы с врагом. его идеологией и моралью, он в то же время бережно сохраняет все ценное, что накопило и сохранило культур! ное развитие человечества. Благодаря своему богатому соци альному опыту, ленинскому идейному наследству мораль советского челове ка лишена сектантской замкнутости и предвзятости. Опираясь на' рев'<- люционную теорию и в полном со гласии с ее выводами, она требует ог людей бережно относиться к цеяче- стям культуры; а к сложным зада чам переустройства мира, без заз найства и пустозвоне гва. Эта мо раль принципиально осуждает субъективизм в решении любых во просов как политически!!, так ц нравственных. Для нее в. корне не приемлема мелкобуржуазная лжарс- бо люцио нность , знакомая старшему поколению по трудным временам первых лет Советской власти. Нравственный опыт советского на рода учит, что в борьбе нового со старым побеждает не слепая ярость масс, действующая «без разбора», а их спокойный, внешне, может быть, мало эффектный, но грозный своей внутренней напряженностью и силой, организованный натиск на позиции врагов. Слова великого Ленина о том, что нам нужны не истерические крики, а мерная поступь железных оатальонов, вошли ь моральное соз нание ^народа, стали одной из его важнейших отличительных черт. Итак, вместе с новым социалисти ческим миром родилась ,и его мо раль. Всемирно-историческая роль этой морали органически вытекает из гуманистической природы социали стического строя, из того, что, овла дев сознанием миллионов людей, войдя в черты характера, нравствен ного облика каждого советского че ловека, она сама превратилась в мо гущественную материальную с илу , двигающую массами. «Величайшая самоотверженность и мужество, — говорится в юбилей ном Обращении ЦК КПСС. Прези диума Верховного Совета, СССР и Совета Министров СССР к советско му народу, — верность революцион ным идеалам и сознательная диецк- члииа советских людей вызывают восхищение во всем мире». Принципиальная и бескомпромисс ная зашита чаяний и надежд про грессивного человечества, связанных в итоге с победой коммунизма, по следовательное и решительное от стаивание всех истинно человеческих ценностей, нетерпимость к пуст.щ фразе, отвращение к авантюризму и прожектерству, наконец, искренность и душевность отношений между людьми, — вот в чем заключены внутреннее обаяние и притягатель ность коммунистической морали. В этом нельзя не видеть залога ее ве ликих триумфов в будущем. М. ЖУРЛВКОВ, доктор философских наук. У С П Е Х О Г Н Е У П О Р Щ И К О В Достойно встретили пятидесятиле тие Великого Октября трубоклады первого участка Липецкого СМУ «Союзтеплострой». На десять дней раньше срока завершили они кладку многометровой вытяжной трубы из весткового отделения кислородно, конверторного цеха Новолипецкого завода. На строительстве отлично потруди лась- бригада потомственных трубо кладов, которую возглавляет И. Чер ных, Их сменная выработка нередко достигала двух-с-двух с половин норм. На трубе по фасаду, на вы, те 60 метров полуметровыми бук? ми из белого кирпича выложена г мятная дата «50 лет Октября». Сейчас идет окольиевакие хру стальными лентами. Успешно ведут бгнеупорщи «Союзтеплостроя», футеровку втор вращающейся печи. А. РЯЗАНЦЕВ, машинист автопогрузчика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz