Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

$ 2 ш $ р * 1 9 в 7 % п т ( т $ Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ;х Й' В ян варе 1968 года состоится вто рой облас тной съезд педагогов, род ителей и предс тавителей общественности, посвященный вопро- сам комму нистического воспитания молодежи. В отличие от п ерв ого областного съезда воспитателей, на кем будут обсуждаться п робле­ мы, касающиеся не только общео бразов ательной школы, но и ву­ зов, техникумов, учебных заведений системы професс ионально- технического образ ования. На съезде речь буде т идти об усилении влияния на фо рмирова­ ние марксис тско-ленинского м ировоззр ения учащихся и студентов, о фо рмах и средс твах подготовки молодежи к сознательному выбо­ ру профессии, о роли комсомола в ид ейной жизни учебных заве­ дений и т. д. Редакция «Ленинского зна мени» приглашает читателей высту­ пить на страницах газеты по проблемам коммунистического воспи­ тания молодежи. Ниже публикуются материалы, связанные с подготовкой к съез­ ду- ш в а Пионерская дружина Липецкой средней школы № 5 носит имя прославленного летчика, нашего земляка Героя Советского Союза Сергея Литаврина. Красные следопыты собрали много фотографий и доку­ ментов о тех, кто с оружием в руках завоевывал Советскую власть и отстаивал ее ь грозные годы Великой Отечественной войны. Эти документы экспонируются в школьном музее боевой славы. НА СНИМКЕ: заседают члены штаба отряда красных следопытов. Слева направо: Коля Ромашкевич, Наташа Ряжских, Саша Окунев, Люда Ситникова и Лена Ракова. Фото Ю.'Ардашева. В АЛЯ Шаталова обошла обще­ житие, классные комнаты, заглянула во все углы техни­ кума. Вот за этой партой она сиде­ ла, слушая объяснения учителя. Здесь, волнуясь, выступала с полит­ информацией перед товарищами и подругами. А вот в этой большой комнате проходили занятия драма­ тического кружка, хорового, репети­ ции оркестра,- Все это было лишь несколько лет назад. Тогда она, старшая в большой семье становляп- ского колхозника, успешно сдав вступительные экзамены, поступила в Лебедянский сельскохозяйственный техникум. Все было ново и интерес­ но для деревенской девчушки. Валя стала одной из лучших учениц, ак­ тивной общественницей, И вот годы учебы позади. Валентина возвратилась в родной Стан-овлянский район и стала рабо­ тать заместителем главного бухгал­ тера колхоза «Рассвет». Через год ее назначили колхозным экономи­ стом, Трудностей было немало. _Но рядом оказались хорошие, чуткие люди—председатель колхоза и сек­ ретарь партийной организации. Вкус к общественной работе, при­ витый в техникуме, ( проявился и здесь. Валя — комсомольский во­ жак, смелая дружинница. В 1967 го­ ду ее приняли кандидатом в члены КПСС, Судьба Вали—это судьба многих выпускников Лебедянского сельско­ хозяйственного техникума, таких, как главный бухгалтер колхоза «Красная ввезла» Воловского района Василий Дьяченко, главный бухгалтер колхо­ за им. «Ценина Валентина Медведева я другие. Многие из них избраны членами правления артелей, внедря­ ют передовые методы учебы, хозрас- счет, являются заочниками экономи­ ческих вузов. Окончив техникум, выпускники не прерывают связи со своими препо­ давателями, пишут им теплые пись­ ма, в трудную минуту обращаются за советом и помощью. Да иначе и не может быть. Ведь преподаватели —-это люди, которые не только су­ мели научить их трудиться, «о и вложила в воспитание Василия С. классный руководитель П. С. Заку-. силова! Этот трудный паренек мог бы стать правонарушителем. Но классный руководитель вместе с кол­ лективом сумели помочь ему побо­ роть в себе дурное. Василий вышел из техникума хорошим человеком. Много труда, умения и творче­ ства приложила классный руково­ О Т Р Я Д м о л о д ы х , З А Д О Р Н Ы Х привили лучшие черты советского человека, строителя .коммунистиче­ ского общества. Они заронили в них зерна жажды познания к желание нести добро людям. Следует сказать, что на каждом уроке на конкретном примере пре­ подаватель воспитывает у своих пи­ томцев идейную убежденность. Это­ му способствуют и проводимые в группах ежедневные политинформа­ ции. Работая со своей группой, вос­ питатель зорко подмечает, как вли­ яет его слово на сознание каждого юноши. Если общая беседа не дает желаемого .результата, начинается трудный поиск пути к сердцу воспи­ танника. Индивидуальная работа часто ока­ зывается намного труднее, нежели работа с группой. Сколько труда дитель Р. М. Калачева, чтобы на протяжении всех трех лет ее груп­ па была передовой. Ведь 14 уча­ щихся из 35 сдали государственные экзамены на «4» и «5», а семь—толь­ ко на пятерки. И в толстую тетрадь не вместишь всех «мероприятий» (как иногда ' скучно называют инте­ ресные дела), которые проводились в группе. Здесь — цикл лекций о коммунистическом воспитании. Здесь и «голубые огоньки», межгрупповые КВН, кружок кройки и шитья и многое др\ гое. Надолго запомнят выпускники сво­ их преподавателей Н. Т. Косареву, Е. В. Рассказова, В. П. Моргачева. Долго будет жить в их памяти и это старое, но обновленное ими самими здание техникума, цзетник, выра­ щенный их руками. В техникуме це- З А К А Ж Д О Г О Ч Е Л О В Е К А После партий­ ного собр а н и я отец не стал, как обычно, задер­ живаться, чтобы выкурить пали- росу, поговорить с товарищами о колхозных делах. Шагая по пустын­ ной улице села, он еще и еще раз вспоминал слова завуча школы Ва­ силия Дмитриевича Асламова, ком­ мунистов, которые в своих выступ­ лениях крепко пробирали его за сы­ на. «...Получает двойки. Безобразни­ чает на уроках. Грубит учителям. Обижает малышей», — таков далеко не полный перечень нелестных от­ зывов о сыне-восьмикласснике при­ шлось выслушать отцу. С утра до позднего вечера сам он на работе. Много обязанностей у помощника заведующего участ­ ком. Не хватает времени занимать­ ся ^воспитанием детей. Понадеялся на жену, а она тоже работает. На собрании шла речь и о его дочери, шестикласснице. Тоже слабо учится, на старшего братца глядя. В тот вечер отец долго, по-взрос­ лому беседовал с детьми, расска­ зал им, как пришлось краснеть ему и держать ответ за их поступки. А спустя некоторое время в Ста- ро-Дубовсчой средней школе со­ стоялась встреча учащихся с участ­ никами Великой Отечественной вой­ ны. Выступал и отец. Сын и дочь слушали его, затаив дыхание. Он и дома рассказывал детям о войне. Но здесь, в стенах школы, где фрон­ товиков слушали учащиеся и учи­ теля, воспоминания отца восприни­ мались по-особенному. Ребята гор­ дились им. Постепенно сы-н изменил отноше­ ние к учебе, перестал шалить. Сей­ час он учится в девятом классе, а сестра — в седьмом. нят я. любят труд. Своими руками преподаватели и студенты расшири­ ли учебный корпус, построили пре- коасный спортивный зал, помогают в строительстве общежития. Мы воспитываем хороших лю­ дей. Тем обиднее бывает, когда полный стремления принести свою энергию на пользу людям, молодой человек встречает на своем пути черствость и казенщину. И особенно обидно, если случится это в начале пути. К нам в техникум по путевке кол­ хоза им. Ленина Измалковекого рай­ она была направлено доярка Тамара Морозова. Девушке очень -хотелось учиться. Но Тамара заболела и по­ лучила академический отпуск. Через год возвратилась в техникум и по­ ведала свое горе: правление артели отказалось платить ей стипендию. Конечно, .мы пошли навстречу и на­ значили девушке государственную стипендию. Но какими черствыми и безразличными к человеку показали себя руководители колхоза! Хочется верить* что ошибка будет исправ­ лена. Идут занятия в техникуме. За книгой сидят молодые, энергичные, бодрые. Готовится новый отряд мо­ лодых специалистов. М. МУХИНА, директор Лебедянского сельскохозяйственного техникума. РАВНЯЯСЬ НА СТАРШИХ Наше городское профессиона тъно- техническое училище № 6 готовит молодых рабочих. Надо научить их делу, которое стало бы для 'них глав­ ным в жизни, дать профессию. Но ке менее важно подготовить идейно убежденных людей, настоящих граж­ дан своей страны. Поэтому мы осо­ бое внимание уделяем идеологиче­ ской работе. Конечно, вести ее надо живо, ин­ тересно, с огоньком. Форм для этого практикой выработано много. В. прошлом учебном году в учили­ ще был создан юношеский клуб «Космос», избрано правление из 7 человек и созданы секции: любите­ лей искусств, любителей истории, атеистическая, любителей книг, тех­ нического творчества и другие. Ру­ ководят ими преподаватели и дру­ гие работники училища. Особое внимание уделяется лекци­ онной пропаганде. Создана группа лекторов и докладчиков из 16 чело­ век. Все они — члены общества «Знание». Среди лекций была и та­ кая: «Впечатления о поездке в Игя- » преподавателя Бобровской, которую она иллюстрировала пока­ зом через эпидиаскоп открыток с изображением замечательных скульп­ турных и архитектурных памятни­ ков, живописной природы Италии. Одновременно рассказывала о конт­ растах этой капиталистической стра­ ны. Лекцию «Советское искусство за 50 лет» прочитал лектор Московско­ го отделения общества «Знание». «Комсомольцы 20-х годов»—один из первых комсомольцев. Большое внимание в училище уде­ ляется пропаганде атеистических знаний. С этой целью проводятся бе­ седы, лекции, вечера атеистов, вы­ пускаются антирелигиозные листки и бюллетени. Особенно интересным был антире­ лигиозный вечер «Человек рожден для счастья». Учащиеся под руко­ водством воспитателя М. Г. Федо­ ровой долго готовились ' к нему. После лекции «О вреде религии и религиозных обрядов» была пока­ зана инсценировка рассказа А. 11. Чехова «Канитель», читали бас т и антирелигиозные стихотворения. В училище вот уже второй год ра­ ботает «Университет здоровья», на занятиях которого выступали мно­ гие ведущие врачи медобьединения завода «Свободный сокол». Кроме этого 150 учащихся регулярно, по абонементам, посещали университет культуры при Доме культуры заво­ да «Свободный сокол». Одной из форм идейного воспита­ ния учащихся, привития им чувства патриотизма является военно-патри­ отическое воспитание. Тут нам боль­ шую помощь оказывали работники Правобережного райвоенкомата. В училище с лекциями выступали офи­ церы в отставке. Около ста учащих­ ся допризывного возраста регулярно посещали «Клуб будущего воина», на занятиях которого они встреча­ лись с отличниками боевой и поли­ тической подготовки местного гарни­ зона, слушали лекции и смотрели учебно-документальные фильмы на военные темы. Особенно интересным было посе­ щение комнаты боевой славы в клу­ бе местного гарнизона. Учащиеся прослушали содержа­ тельную лекцию об истории развития военной техники, о героях — воспи­ танниках подразделения. Традиционным стало в училище ежегодное возложение венков на могилу воинов Советской Армии, по­ коящихся на Сокольском кладбище. В практике политико-воспитатель­ ной и культурно-массовой работу, проводимой в училище, используют­ ся и такие формы, как конференции, ! посвященные моральному кодексу строителей коммунизма, встречи с ' участниками гражданской и Великой Отечественной войн, «Огон0- ки» на разнообразные темы, встречи! клуба веселых и находчивых, вечера ■ молодежи и отчетные концерты ху-; дожественной самодеятельности. ! Памятным был «Огонек», поезд- ■ шейный встрече трех поколений, на ! котором в теплой и дружеской об- • становке выступили майор в отстав-' ке Б. Н. Быханов. участник граждан- , скоп и Великой Отечественной войн, 1 бывший боен 1-й Конной армии! Д. М. Гладких и другие. А учащи- • еся показали гостям номера художе-' ственной самодеятельности. Этот! «Огонек» готовил комитет ВЛКСМ. Кстати, он во всех делах и начина­ ниях играет самую активную роль. Трудно, конечно, точно определить, измерить результаты идеологической работы. Приведу лишь такой част­ ный. но очень важный показатель: с 1960 года у нас совершенно нет так называемого отсева учащихся. Это говорит о том, что коллектив борет, ся за каждого человека. Я уже не говорю о том, что в жизни училища нет случаев правонарушений. А са­ мое главное, учащиеся и работники училища — это дружный и деятель­ ный коллектив, Н. ЖЕСТКОВ, аам. директора Г ПТУ № 6, При кафедре физики Липецкого филиала Московского института стали и сплавов работает студен­ ческий кружок, который занима­ ется обработкой материалов и изучением их свойств электрохи­ мическим и электрофизич е с к и м способами. Студенты изучают1®' как ведут себя различные материалы в электролитах, подбирают опти­ мальные режимы процесса. НА СНИМКЕ: студенты второ­ го курса Александр Селиванов, Валерий Титов и Виктор. Меринов за настройкой аппаратуры. Фото Ю. Ардашева. На партийном собрании, расска­ зом о котором начинается эта кор­ респонденция, коммунисты колхоза «Память Ленина» обсуждали вопрос: «Роль общественности в коммунисти­ ческом воспитании молодежи». Ком­ мунисты решили организовать де­ журство родителей в клубе и школе. На территории колхоза «Память Ленина» две школы — Елец-Мала- нинская восьмилетняя и Старо-Ду- бовская средняя. В партийной орга­ низации колхоза 68 коммунистов, в том числе 11 учителей. На партий­ ных собраниях, заседаниях бюро и парткома часто обсуждаются вопро­ сы, связанные с воспитанием моло­ дежи. Это не случайно. Члены сель­ скохозяйственной артели «Память Ленина» борются за звание коллек­ тива коммунистического труда. Как-то на партийном собрании коммунисты подняли вопрос о том, почему молодежь после окончания школы не остается в селе. Пришли к заключению: одна из причин — отсутствие надлежащих условий для культурного отдыха юнЬшей и деву­ шек. Клуб тесный и ветхий, потолок держится на подпорках. Никакого уюта. Сельская библиотека ютится в маленькой комнатке в здании сельского Совета. Решили в юбилей­ ном году построить колхозный Дом культуры Руководить строительными рабо­ тами было поручено заместителю председателя колхоза и секретарю парткома Владимиру Никифоровичу Журавлеву. Почти ежедневно рабо­ чий день парторга начинался с по­ сещения строительного объекта. Ча­ сто ^приходилось ему выезжать в Липецк и Воронеж за недостающи­ ми материалами и оборудованием. Кроме зрительного зала на 270 мест, в двухэтажном Доме культуры есть помещение для сельской библиоте­ ки и читального зала, комнаты для работы кружков художественной самодеятельности. Правление колхоза отпустило деньги на оформление декораций, приобретение баяна, музыкальных инструментов. Не теряет времени и молодежь села. На должность заведующего клубом несколько месяцев тому на­ зад была принята Валентина Коро­ вина. Вместе с пионервожатой Ста- ро-Дубовской средней школы Анной Капенкиной она подготовила кон­ церт, в котором приняли участие и школьные самодеятельные артисты. Общественность колхоза «Память Ленина» большое внимание уделяет трудовому воспитанию учащихся и подростков. В правлении колхоза висит Доска почета, на которой по­ мещены фотографии передовиков сельскохозяйственногр производства. В Елец-Маланинской и Старо-Дубов- ской школах есть фотографии кол­ хозников, награжденных в прошлом году орденами и медалями Совет­ ского Союза за высокие производ­ ственные показатели. Учащиеся Старо-Дубовсрой сред­ ней школы несколько раз встреча­ лись с передовой дояркой колхоза, членом райкома КПСС Надеждой Петровной Свиридовой. Равняясь на старших, учащиеся школ в период летних каникул ра­ ботают в колхозе: выращивают ово­ щи, пропалывают кукурузу и под­ солнечник, трудятся на току и транспортировке зерна. Не остают­ ся в стороне и малыши. Они рабо­ тают на учебно-опытных школьных участках. # Трудовые навыки, получаемые в школе, приносят большую пользу. В настоящее время немало 'выпуск­ ников трудится на полях и фер­ мах. Среди них комбайнеры Ни­ колай Плотников и Юрий Демен- ков, тракторист Василий Тишкоа. Вернулись в родное село после окончания Задонского техникума механизации Виктор и Василий Плотниковы. Первый работает ме­ хаником, второй исполняет обязан­ ности инженера по технике безо­ пасности. Недалеко от Елец-Маланинской школы живет участник гражданской войны, старый большевик, всту­ пивший в партию в 1920 году, Гри­ горий Павлович Маренков. Он час­ тый гость у школьников. В своих воспоминаниях персональный пен­ сионер рассказывает, как боролся он с врагами революции, как уста­ навливалась Советская власть в Хлевенской волости и Задонском уезде. Маренков — почетный пио­ нер Елец-Маланинской школы. Встречались ребята с первым председателем колхоза Дмитрием Емельяновичем Журавлевым; с уча­ стником обороны Севастополя Ива­ ном Федоровичем Кочетовым, с вы­ пускником школы, ныне капитаном Советской Армии Николаем Дмит­ риевичем Смородиным, который приезжал в родное село на побыв­ ку. Тесную связь с общественностью поддерживают учителя Елец-Мала­ нинской и Старо-Дубовской школ. Члены родительского комитета, се­ кретарь парткома колхоза В. Н. Жу­ равлев, секретари партийных орга­ низаций участков, депутаты сельско­ го Совета и члены правления сель­ хозартели «Память Ленина» вместе с педагогическими коллективами школ, расположенных на террито­ рии колхоза, успешно решают зада­ чи по коммунистическому воспита­ нию молодежи. А. АЛЕКСЕЕВ, инструктор Хлевенсхого райкома партии. С КАЖДЫМ голом растет чис­ ло благоустроенных 'детских садов, приветливо раскрыва­ ющих двери перед нашими малыша­ ми не только в городе, но и на селе. Педагогические коллективы стремят­ ся сделать все, чтобы мать, отдавая ребенка в сад, была бы спокойна за него. Об этом и, в частности, об от­ ветственности за воспитание, о луч- шей подготовке детей к школе го­ ворила на состо­ явшихся в Липец­ ке педагогических чтениях работни­ ков детских са­ дов заместитель заведующего, обл- оно Э. Р. Лахина. ....... . ■ Опытом дели­ лись педагоги из разных городов и сел области. Воспитатель Данков- ского дошкольного детского дома А. Д. Матюхина рассказала, какую детскую литературу, картины ис­ пользовала она в своих беседах с ребятами о Ленине. Экскурсии в школьный музей Ленина, краеведче­ ский музей — все это тоже расширя­ ет кругозор дошкольников, дает воз­ можность получить более полное представление об Ильиче. С интересом заслушали участники чтений доклад воспитателя детсада .N2 64 г. Липецка Т. К. Лизневой о воспитании любви к Родине. ’В этом отношении важны не только беседы с детьми, экскурсии пс родному го­ роду, но и встречи с родителями вос­ питанников. Встречи со строителями, которые сооружали их детский сад, приоб­ щение детей к событиям обществен­ ной жизни, участие в праздновании дней 7-го ноября и 1-го Мая, рас­ сказы о космонавтах •— все это бо­ гатый материал для воспитания у маленьких граждан гордости за свою Родину, Профессия воспитателя детского сада — одна из гуманнейших. На его долю выпадает формирование лич­ ности ребенка в пору раннего детст­ ва. О воспитании нравственных ка­ честв детей, об исправлении недо­ статков в их поведении рассказала воспитатель А. Н. Жаркова. 27 ма­ лышей приняла она из яслей, и на протяжении четырех лет, до выпуска в школу прививала детям положи- им. Льва Толстого А. И. Черкасова. Коллектив детского сада помогает ро-< дителям в организации правильного семейного воспитания. В детском са­ ду действует заочная школа матерей, родители всегда имеют возможность получить полезный совет, воспользо­ ваться педагогической литературой. На этой конференции дошкольных работников встре„ С Ч У В С Т В О М О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т И тельные качества, преодолевая кап­ ризы, упрямство, эгоистические на­ клонности. Сейчас ее питомцы уже в школе. А в детский сад по-прежнему они приходят, чтобы показать свои тетради, рассказать об учебе, а то и просто побыть в группе с малы­ шами. Родители благодарны воспитателю: в свое время она помогла им испра­ вить те недостатки их детей, кото­ рые доставляли близким огорчения. Александра Николаевна выяснила, например, что ее воспитанница Галя относится к своей маме иначе, чем другие дети. Труд мамы-маляра казался ей недостойным уважения, и девочка стеснялась пройти с мамой по улице, когда мама одета в рабо­ чий костюм-. «Вот если бы ты была воспитательницей!» — говорила Га­ ля. Александра Николаевна прове­ ла с детьми экскурсию на стройку, где работала Галина мама, рассказа­ ла, как нужны умелые руки, чтобы строить вот такие большие здания. Беседовали о труде взрослых, чита­ ли стихотворения. И девочка посте­ пенно иначе Стала смотреть на свою маму. О работе с родителями рассказала заведующая детским садом совхоза тились два поко­ ления воспитате­ лей —• вете р а ны и молодежь, ко­ торой так много пришло работать в детские сады за последние годы, Музыкальный ра„ ботнйк детских ' садов г. Ельца Е. И. Яковле­ ва, познакомив слушателей с ис­ торией становления музыкального воспитания в Ельце, обратилась • к молодежи со словами пожелания продолжать традиции по эстетиче­ скому воспитанию детей. Участники чтений ознакомились о выставкой творчества детей и воспи­ тателей. На ней было представлено много рисунков, поделок" из глины, шишек, желудей и т. д., свидетель­ ствующих о богатой фантазии ма­ лышей. Г. БОРОВИК, кабинетом по дошкольному воспитанию института усовершенствования учителей. зав. 1ДЕЛА ЮНЫХ! НАТУРАЛИСТОВ! Многотысячная армия юных на­ туралистов познает радость труда в ученических бригадах, на учеб-; но-ошытных участках, в кружках. На районных слетах подведе«ы итоги их работы. Хороших рез/ль- * татов добились учащиеся В.-Ко-« лыбельской средней школы Хле- венского района, Агрономовской; Лебедянского, Михайловской начальной — Долгоруковского, Варваринской восьмилетней ■ Липецкого и других. Учащиеся В.-Колыбе я ь с к о й средней школы под руководством учительницы Н. А. Нероновой в течение четырех лет изучали, как влияет на урожай лука посев под< зиму. В Махоновской средней школе Добровского района ребята про­ вели сортоиспытание техничес­ ких культур и установили, что в нашей местности можно выращи- < вать крамбе и сафлор. В Трубет- чинской средней школе Доброз- ского района более 400 юннатов заняты опытнической работой. Звено Вали Войковой выращивало картофель на площади в 3 гекта­ ра и выясняло влияние сроков внесения доз минеральных удоб­ рений на урожайность. Впереди у юннатов большие и увлекательные дела. Они станут ;достойной сменой прославленных мастеров колхозных и совхозных! полей, настоящими хозяевами земли. 3. АБРАМОВА. директор областной станции юных натуралистов. Страница подготовлена нештат­ ным отделом школ «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz