Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
$ 2 ш $ р * 1 9 в 7 % п т ( т $ Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ;х Й' В ян варе 1968 года состоится вто рой облас тной съезд педагогов, род ителей и предс тавителей общественности, посвященный вопро- сам комму нистического воспитания молодежи. В отличие от п ерв ого областного съезда воспитателей, на кем будут обсуждаться п робле мы, касающиеся не только общео бразов ательной школы, но и ву зов, техникумов, учебных заведений системы професс ионально- технического образ ования. На съезде речь буде т идти об усилении влияния на фо рмирова ние марксис тско-ленинского м ировоззр ения учащихся и студентов, о фо рмах и средс твах подготовки молодежи к сознательному выбо ру профессии, о роли комсомола в ид ейной жизни учебных заве дений и т. д. Редакция «Ленинского зна мени» приглашает читателей высту пить на страницах газеты по проблемам коммунистического воспи тания молодежи. Ниже публикуются материалы, связанные с подготовкой к съез ду- ш в а Пионерская дружина Липецкой средней школы № 5 носит имя прославленного летчика, нашего земляка Героя Советского Союза Сергея Литаврина. Красные следопыты собрали много фотографий и доку ментов о тех, кто с оружием в руках завоевывал Советскую власть и отстаивал ее ь грозные годы Великой Отечественной войны. Эти документы экспонируются в школьном музее боевой славы. НА СНИМКЕ: заседают члены штаба отряда красных следопытов. Слева направо: Коля Ромашкевич, Наташа Ряжских, Саша Окунев, Люда Ситникова и Лена Ракова. Фото Ю.'Ардашева. В АЛЯ Шаталова обошла обще житие, классные комнаты, заглянула во все углы техни кума. Вот за этой партой она сиде ла, слушая объяснения учителя. Здесь, волнуясь, выступала с полит информацией перед товарищами и подругами. А вот в этой большой комнате проходили занятия драма тического кружка, хорового, репети ции оркестра,- Все это было лишь несколько лет назад. Тогда она, старшая в большой семье становляп- ского колхозника, успешно сдав вступительные экзамены, поступила в Лебедянский сельскохозяйственный техникум. Все было ново и интерес но для деревенской девчушки. Валя стала одной из лучших учениц, ак тивной общественницей, И вот годы учебы позади. Валентина возвратилась в родной Стан-овлянский район и стала рабо тать заместителем главного бухгал тера колхоза «Рассвет». Через год ее назначили колхозным экономи стом, Трудностей было немало. _Но рядом оказались хорошие, чуткие люди—председатель колхоза и сек ретарь партийной организации. Вкус к общественной работе, при витый в техникуме, ( проявился и здесь. Валя — комсомольский во жак, смелая дружинница. В 1967 го ду ее приняли кандидатом в члены КПСС, Судьба Вали—это судьба многих выпускников Лебедянского сельско хозяйственного техникума, таких, как главный бухгалтер колхоза «Красная ввезла» Воловского района Василий Дьяченко, главный бухгалтер колхо за им. «Ценина Валентина Медведева я другие. Многие из них избраны членами правления артелей, внедря ют передовые методы учебы, хозрас- счет, являются заочниками экономи ческих вузов. Окончив техникум, выпускники не прерывают связи со своими препо давателями, пишут им теплые пись ма, в трудную минуту обращаются за советом и помощью. Да иначе и не может быть. Ведь преподаватели —-это люди, которые не только су мели научить их трудиться, «о и вложила в воспитание Василия С. классный руководитель П. С. Заку-. силова! Этот трудный паренек мог бы стать правонарушителем. Но классный руководитель вместе с кол лективом сумели помочь ему побо роть в себе дурное. Василий вышел из техникума хорошим человеком. Много труда, умения и творче ства приложила классный руково О Т Р Я Д м о л о д ы х , З А Д О Р Н Ы Х привили лучшие черты советского человека, строителя .коммунистиче ского общества. Они заронили в них зерна жажды познания к желание нести добро людям. Следует сказать, что на каждом уроке на конкретном примере пре подаватель воспитывает у своих пи томцев идейную убежденность. Это му способствуют и проводимые в группах ежедневные политинформа ции. Работая со своей группой, вос питатель зорко подмечает, как вли яет его слово на сознание каждого юноши. Если общая беседа не дает желаемого .результата, начинается трудный поиск пути к сердцу воспи танника. Индивидуальная работа часто ока зывается намного труднее, нежели работа с группой. Сколько труда дитель Р. М. Калачева, чтобы на протяжении всех трех лет ее груп па была передовой. Ведь 14 уча щихся из 35 сдали государственные экзамены на «4» и «5», а семь—толь ко на пятерки. И в толстую тетрадь не вместишь всех «мероприятий» (как иногда ' скучно называют инте ресные дела), которые проводились в группе. Здесь — цикл лекций о коммунистическом воспитании. Здесь и «голубые огоньки», межгрупповые КВН, кружок кройки и шитья и многое др\ гое. Надолго запомнят выпускники сво их преподавателей Н. Т. Косареву, Е. В. Рассказова, В. П. Моргачева. Долго будет жить в их памяти и это старое, но обновленное ими самими здание техникума, цзетник, выра щенный их руками. В техникуме це- З А К А Ж Д О Г О Ч Е Л О В Е К А После партий ного собр а н и я отец не стал, как обычно, задер живаться, чтобы выкурить пали- росу, поговорить с товарищами о колхозных делах. Шагая по пустын ной улице села, он еще и еще раз вспоминал слова завуча школы Ва силия Дмитриевича Асламова, ком мунистов, которые в своих выступ лениях крепко пробирали его за сы на. «...Получает двойки. Безобразни чает на уроках. Грубит учителям. Обижает малышей», — таков далеко не полный перечень нелестных от зывов о сыне-восьмикласснике при шлось выслушать отцу. С утра до позднего вечера сам он на работе. Много обязанностей у помощника заведующего участ ком. Не хватает времени занимать ся ^воспитанием детей. Понадеялся на жену, а она тоже работает. На собрании шла речь и о его дочери, шестикласснице. Тоже слабо учится, на старшего братца глядя. В тот вечер отец долго, по-взрос лому беседовал с детьми, расска зал им, как пришлось краснеть ему и держать ответ за их поступки. А спустя некоторое время в Ста- ро-Дубовсчой средней школе со стоялась встреча учащихся с участ никами Великой Отечественной вой ны. Выступал и отец. Сын и дочь слушали его, затаив дыхание. Он и дома рассказывал детям о войне. Но здесь, в стенах школы, где фрон товиков слушали учащиеся и учи теля, воспоминания отца восприни мались по-особенному. Ребята гор дились им. Постепенно сы-н изменил отноше ние к учебе, перестал шалить. Сей час он учится в девятом классе, а сестра — в седьмом. нят я. любят труд. Своими руками преподаватели и студенты расшири ли учебный корпус, построили пре- коасный спортивный зал, помогают в строительстве общежития. Мы воспитываем хороших лю дей. Тем обиднее бывает, когда полный стремления принести свою энергию на пользу людям, молодой человек встречает на своем пути черствость и казенщину. И особенно обидно, если случится это в начале пути. К нам в техникум по путевке кол хоза им. Ленина Измалковекого рай она была направлено доярка Тамара Морозова. Девушке очень -хотелось учиться. Но Тамара заболела и по лучила академический отпуск. Через год возвратилась в техникум и по ведала свое горе: правление артели отказалось платить ей стипендию. Конечно, .мы пошли навстречу и на значили девушке государственную стипендию. Но какими черствыми и безразличными к человеку показали себя руководители колхоза! Хочется верить* что ошибка будет исправ лена. Идут занятия в техникуме. За книгой сидят молодые, энергичные, бодрые. Готовится новый отряд мо лодых специалистов. М. МУХИНА, директор Лебедянского сельскохозяйственного техникума. РАВНЯЯСЬ НА СТАРШИХ Наше городское профессиона тъно- техническое училище № 6 готовит молодых рабочих. Надо научить их делу, которое стало бы для 'них глав ным в жизни, дать профессию. Но ке менее важно подготовить идейно убежденных людей, настоящих граж дан своей страны. Поэтому мы осо бое внимание уделяем идеологиче ской работе. Конечно, вести ее надо живо, ин тересно, с огоньком. Форм для этого практикой выработано много. В. прошлом учебном году в учили ще был создан юношеский клуб «Космос», избрано правление из 7 человек и созданы секции: любите лей искусств, любителей истории, атеистическая, любителей книг, тех нического творчества и другие. Ру ководят ими преподаватели и дру гие работники училища. Особое внимание уделяется лекци онной пропаганде. Создана группа лекторов и докладчиков из 16 чело век. Все они — члены общества «Знание». Среди лекций была и та кая: «Впечатления о поездке в Игя- » преподавателя Бобровской, которую она иллюстрировала пока зом через эпидиаскоп открыток с изображением замечательных скульп турных и архитектурных памятни ков, живописной природы Италии. Одновременно рассказывала о конт растах этой капиталистической стра ны. Лекцию «Советское искусство за 50 лет» прочитал лектор Московско го отделения общества «Знание». «Комсомольцы 20-х годов»—один из первых комсомольцев. Большое внимание в училище уде ляется пропаганде атеистических знаний. С этой целью проводятся бе седы, лекции, вечера атеистов, вы пускаются антирелигиозные листки и бюллетени. Особенно интересным был антире лигиозный вечер «Человек рожден для счастья». Учащиеся под руко водством воспитателя М. Г. Федо ровой долго готовились ' к нему. После лекции «О вреде религии и религиозных обрядов» была пока зана инсценировка рассказа А. 11. Чехова «Канитель», читали бас т и антирелигиозные стихотворения. В училище вот уже второй год ра ботает «Университет здоровья», на занятиях которого выступали мно гие ведущие врачи медобьединения завода «Свободный сокол». Кроме этого 150 учащихся регулярно, по абонементам, посещали университет культуры при Доме культуры заво да «Свободный сокол». Одной из форм идейного воспита ния учащихся, привития им чувства патриотизма является военно-патри отическое воспитание. Тут нам боль шую помощь оказывали работники Правобережного райвоенкомата. В училище с лекциями выступали офи церы в отставке. Около ста учащих ся допризывного возраста регулярно посещали «Клуб будущего воина», на занятиях которого они встреча лись с отличниками боевой и поли тической подготовки местного гарни зона, слушали лекции и смотрели учебно-документальные фильмы на военные темы. Особенно интересным было посе щение комнаты боевой славы в клу бе местного гарнизона. Учащиеся прослушали содержа тельную лекцию об истории развития военной техники, о героях — воспи танниках подразделения. Традиционным стало в училище ежегодное возложение венков на могилу воинов Советской Армии, по коящихся на Сокольском кладбище. В практике политико-воспитатель ной и культурно-массовой работу, проводимой в училище, используют ся и такие формы, как конференции, ! посвященные моральному кодексу строителей коммунизма, встречи с ' участниками гражданской и Великой Отечественной войн, «Огон0- ки» на разнообразные темы, встречи! клуба веселых и находчивых, вечера ■ молодежи и отчетные концерты ху-; дожественной самодеятельности. ! Памятным был «Огонек», поезд- ■ шейный встрече трех поколений, на ! котором в теплой и дружеской об- • становке выступили майор в отстав-' ке Б. Н. Быханов. участник граждан- , скоп и Великой Отечественной войн, 1 бывший боен 1-й Конной армии! Д. М. Гладких и другие. А учащи- • еся показали гостям номера художе-' ственной самодеятельности. Этот! «Огонек» готовил комитет ВЛКСМ. Кстати, он во всех делах и начина ниях играет самую активную роль. Трудно, конечно, точно определить, измерить результаты идеологической работы. Приведу лишь такой част ный. но очень важный показатель: с 1960 года у нас совершенно нет так называемого отсева учащихся. Это говорит о том, что коллектив борет, ся за каждого человека. Я уже не говорю о том, что в жизни училища нет случаев правонарушений. А са мое главное, учащиеся и работники училища — это дружный и деятель ный коллектив, Н. ЖЕСТКОВ, аам. директора Г ПТУ № 6, При кафедре физики Липецкого филиала Московского института стали и сплавов работает студен ческий кружок, который занима ется обработкой материалов и изучением их свойств электрохи мическим и электрофизич е с к и м способами. Студенты изучают1®' как ведут себя различные материалы в электролитах, подбирают опти мальные режимы процесса. НА СНИМКЕ: студенты второ го курса Александр Селиванов, Валерий Титов и Виктор. Меринов за настройкой аппаратуры. Фото Ю. Ардашева. На партийном собрании, расска зом о котором начинается эта кор респонденция, коммунисты колхоза «Память Ленина» обсуждали вопрос: «Роль общественности в коммунисти ческом воспитании молодежи». Ком мунисты решили организовать де журство родителей в клубе и школе. На территории колхоза «Память Ленина» две школы — Елец-Мала- нинская восьмилетняя и Старо-Ду- бовская средняя. В партийной орга низации колхоза 68 коммунистов, в том числе 11 учителей. На партий ных собраниях, заседаниях бюро и парткома часто обсуждаются вопро сы, связанные с воспитанием моло дежи. Это не случайно. Члены сель скохозяйственной артели «Память Ленина» борются за звание коллек тива коммунистического труда. Как-то на партийном собрании коммунисты подняли вопрос о том, почему молодежь после окончания школы не остается в селе. Пришли к заключению: одна из причин — отсутствие надлежащих условий для культурного отдыха юнЬшей и деву шек. Клуб тесный и ветхий, потолок держится на подпорках. Никакого уюта. Сельская библиотека ютится в маленькой комнатке в здании сельского Совета. Решили в юбилей ном году построить колхозный Дом культуры Руководить строительными рабо тами было поручено заместителю председателя колхоза и секретарю парткома Владимиру Никифоровичу Журавлеву. Почти ежедневно рабо чий день парторга начинался с по сещения строительного объекта. Ча сто ^приходилось ему выезжать в Липецк и Воронеж за недостающи ми материалами и оборудованием. Кроме зрительного зала на 270 мест, в двухэтажном Доме культуры есть помещение для сельской библиоте ки и читального зала, комнаты для работы кружков художественной самодеятельности. Правление колхоза отпустило деньги на оформление декораций, приобретение баяна, музыкальных инструментов. Не теряет времени и молодежь села. На должность заведующего клубом несколько месяцев тому на зад была принята Валентина Коро вина. Вместе с пионервожатой Ста- ро-Дубовской средней школы Анной Капенкиной она подготовила кон церт, в котором приняли участие и школьные самодеятельные артисты. Общественность колхоза «Память Ленина» большое внимание уделяет трудовому воспитанию учащихся и подростков. В правлении колхоза висит Доска почета, на которой по мещены фотографии передовиков сельскохозяйственногр производства. В Елец-Маланинской и Старо-Дубов- ской школах есть фотографии кол хозников, награжденных в прошлом году орденами и медалями Совет ского Союза за высокие производ ственные показатели. Учащиеся Старо-Дубовсрой сред ней школы несколько раз встреча лись с передовой дояркой колхоза, членом райкома КПСС Надеждой Петровной Свиридовой. Равняясь на старших, учащиеся школ в период летних каникул ра ботают в колхозе: выращивают ово щи, пропалывают кукурузу и под солнечник, трудятся на току и транспортировке зерна. Не остают ся в стороне и малыши. Они рабо тают на учебно-опытных школьных участках. # Трудовые навыки, получаемые в школе, приносят большую пользу. В настоящее время немало 'выпуск ников трудится на полях и фер мах. Среди них комбайнеры Ни колай Плотников и Юрий Демен- ков, тракторист Василий Тишкоа. Вернулись в родное село после окончания Задонского техникума механизации Виктор и Василий Плотниковы. Первый работает ме хаником, второй исполняет обязан ности инженера по технике безо пасности. Недалеко от Елец-Маланинской школы живет участник гражданской войны, старый большевик, всту пивший в партию в 1920 году, Гри горий Павлович Маренков. Он час тый гость у школьников. В своих воспоминаниях персональный пен сионер рассказывает, как боролся он с врагами революции, как уста навливалась Советская власть в Хлевенской волости и Задонском уезде. Маренков — почетный пио нер Елец-Маланинской школы. Встречались ребята с первым председателем колхоза Дмитрием Емельяновичем Журавлевым; с уча стником обороны Севастополя Ива ном Федоровичем Кочетовым, с вы пускником школы, ныне капитаном Советской Армии Николаем Дмит риевичем Смородиным, который приезжал в родное село на побыв ку. Тесную связь с общественностью поддерживают учителя Елец-Мала нинской и Старо-Дубовской школ. Члены родительского комитета, се кретарь парткома колхоза В. Н. Жу равлев, секретари партийных орга низаций участков, депутаты сельско го Совета и члены правления сель хозартели «Память Ленина» вместе с педагогическими коллективами школ, расположенных на террито рии колхоза, успешно решают зада чи по коммунистическому воспита нию молодежи. А. АЛЕКСЕЕВ, инструктор Хлевенсхого райкома партии. С КАЖДЫМ голом растет чис ло благоустроенных 'детских садов, приветливо раскрыва ющих двери перед нашими малыша ми не только в городе, но и на селе. Педагогические коллективы стремят ся сделать все, чтобы мать, отдавая ребенка в сад, была бы спокойна за него. Об этом и, в частности, об от ветственности за воспитание, о луч- шей подготовке детей к школе го ворила на состо явшихся в Липец ке педагогических чтениях работни ков детских са дов заместитель заведующего, обл- оно Э. Р. Лахина. ....... . ■ Опытом дели лись педагоги из разных городов и сел области. Воспитатель Данков- ского дошкольного детского дома А. Д. Матюхина рассказала, какую детскую литературу, картины ис пользовала она в своих беседах с ребятами о Ленине. Экскурсии в школьный музей Ленина, краеведче ский музей — все это тоже расширя ет кругозор дошкольников, дает воз можность получить более полное представление об Ильиче. С интересом заслушали участники чтений доклад воспитателя детсада .N2 64 г. Липецка Т. К. Лизневой о воспитании любви к Родине. ’В этом отношении важны не только беседы с детьми, экскурсии пс родному го роду, но и встречи с родителями вос питанников. Встречи со строителями, которые сооружали их детский сад, приоб щение детей к событиям обществен ной жизни, участие в праздновании дней 7-го ноября и 1-го Мая, рас сказы о космонавтах •— все это бо гатый материал для воспитания у маленьких граждан гордости за свою Родину, Профессия воспитателя детского сада — одна из гуманнейших. На его долю выпадает формирование лич ности ребенка в пору раннего детст ва. О воспитании нравственных ка честв детей, об исправлении недо статков в их поведении рассказала воспитатель А. Н. Жаркова. 27 ма лышей приняла она из яслей, и на протяжении четырех лет, до выпуска в школу прививала детям положи- им. Льва Толстого А. И. Черкасова. Коллектив детского сада помогает ро-< дителям в организации правильного семейного воспитания. В детском са ду действует заочная школа матерей, родители всегда имеют возможность получить полезный совет, воспользо ваться педагогической литературой. На этой конференции дошкольных работников встре„ С Ч У В С Т В О М О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т И тельные качества, преодолевая кап ризы, упрямство, эгоистические на клонности. Сейчас ее питомцы уже в школе. А в детский сад по-прежнему они приходят, чтобы показать свои тетради, рассказать об учебе, а то и просто побыть в группе с малы шами. Родители благодарны воспитателю: в свое время она помогла им испра вить те недостатки их детей, кото рые доставляли близким огорчения. Александра Николаевна выяснила, например, что ее воспитанница Галя относится к своей маме иначе, чем другие дети. Труд мамы-маляра казался ей недостойным уважения, и девочка стеснялась пройти с мамой по улице, когда мама одета в рабо чий костюм-. «Вот если бы ты была воспитательницей!» — говорила Га ля. Александра Николаевна прове ла с детьми экскурсию на стройку, где работала Галина мама, рассказа ла, как нужны умелые руки, чтобы строить вот такие большие здания. Беседовали о труде взрослых, чита ли стихотворения. И девочка посте пенно иначе Стала смотреть на свою маму. О работе с родителями рассказала заведующая детским садом совхоза тились два поко ления воспитате лей —• вете р а ны и молодежь, ко торой так много пришло работать в детские сады за последние годы, Музыкальный ра„ ботнйк детских ' садов г. Ельца Е. И. Яковле ва, познакомив слушателей с ис торией становления музыкального воспитания в Ельце, обратилась • к молодежи со словами пожелания продолжать традиции по эстетиче скому воспитанию детей. Участники чтений ознакомились о выставкой творчества детей и воспи тателей. На ней было представлено много рисунков, поделок" из глины, шишек, желудей и т. д., свидетель ствующих о богатой фантазии ма лышей. Г. БОРОВИК, кабинетом по дошкольному воспитанию института усовершенствования учителей. зав. 1ДЕЛА ЮНЫХ! НАТУРАЛИСТОВ! Многотысячная армия юных на туралистов познает радость труда в ученических бригадах, на учеб-; но-ошытных участках, в кружках. На районных слетах подведе«ы итоги их работы. Хороших рез/ль- * татов добились учащиеся В.-Ко-« лыбельской средней школы Хле- венского района, Агрономовской; Лебедянского, Михайловской начальной — Долгоруковского, Варваринской восьмилетней ■ Липецкого и других. Учащиеся В.-Колыбе я ь с к о й средней школы под руководством учительницы Н. А. Нероновой в течение четырех лет изучали, как влияет на урожай лука посев под< зиму. В Махоновской средней школе Добровского района ребята про вели сортоиспытание техничес ких культур и установили, что в нашей местности можно выращи- < вать крамбе и сафлор. В Трубет- чинской средней школе Доброз- ского района более 400 юннатов заняты опытнической работой. Звено Вали Войковой выращивало картофель на площади в 3 гекта ра и выясняло влияние сроков внесения доз минеральных удоб рений на урожайность. Впереди у юннатов большие и увлекательные дела. Они станут ;достойной сменой прославленных мастеров колхозных и совхозных! полей, настоящими хозяевами земли. 3. АБРАМОВА. директор областной станции юных натуралистов. Страница подготовлена нештат ным отделом школ «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz