Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 16 нояб ря 1967 г., М* 268 (4081) признание в стране и за рубежом. Колесные тракторы Липецкого тракторного завода завоевывают все большее т а » ш "х " % ^ Г Л.Я К»» «Р У "01 » И. И. Лурье я И. Н. Галайба. По як предложен.» в машину внесен ряд иамене’няй, тающих ее качества, в частности, улучшена конструкция гидроусилите ля руля. НА СНИМКЕ: И. И. Лурье н И. Н. Галайба. фот<* в. Фнногина. немалая за- улуч- Н А п Н В С Е О Б Щ Е М У Партийная )к и з н Ь С Д А Л Ь Н И М ПРИЦЕЛОМ Никогда еще коллектив нашего за­ вода не ра-ботал с таким воодушев­ лением, как в дни юбилейного года. Дважды по инициативе труболитей­ щиков пересматривались обязатель­ ства, взятые в честь 50-летия Со­ ветской власти, в сторону их увели­ чения. И не потому, что цифры, на­ званные в обязательствах, были за­ нижены. Они не раз тщательно вы­ верялись заводскими экономистам^ которые учитывали и возросшую мощность механизмов, и улучшения в технологии производства. Но не могли счетные машины предусмот­ реть главного, что перечеркнуло на­ ши наметки, — мощной волны энту­ зиазма, охватившего буквально все цеха и службы завода. Ежедневно, при подведении итогов минувших суток, начальники цехов докладыва­ ли по селектору о выпуске сверхпла­ новой продукции, называли фамилии передовиков, регулярно перевыпол­ нявших сменные задания, И что ха­ рактерно: это были фамилии, как правило, коммунистов. И вот закономерный результат: план октября был выполнен на 105,7 процента, сверх месячного задания реализовано продукции на 136 тысяч рублей, дополнительная прибыль со­ ставила 22 тысячи рублей. Успешно и на несколько дней раньше срока был завершен план десяти месяцев. Завод занял второе место в респуб­ лике среди предприятий Министер­ ств а промстроиматерналов. Но давайте вернемся немного на­ зад, к середине октября. Уже тогда стало ясно, что юбилейные обяза­ тельства будут успешно выполнены. Заходя после работы в партком за­ вода, секретари цеховых партийных бюро, партгрупорги делились впечат­ лениями о ходе соревнования, о на­ строении рабочих, о радостеом ожив­ лении коллектива в преддверии праздника. И все чаще в- разгово­ рах проскальзывала мысль о том, что высокий трудовой подъем надо сохранить и после праздника. Пример подал трубный цех, кото­ рый прислал в партком целую деле­ гацию. , Секретарь партбюро А. Л. Леонтьев, машинист центробежной машины А. И. Гусев, партгрупорг смены С. Ф. Штыкунов сразу же по­ вели деловой разговор. — У нас, 'Борис. Алексеевич, «—за­ явили они мне, —■ такое предложе­ ние. Чеоез три года кончается пяти­ летка, В апреле 1970 гола вся стра­ на будет торжественно отмечать 100-летие со дня рождения Влади­ мира Ильича Ленина. Уже сейчас надо подумать, чем мы встретим э ту ’ дату. И вот, посоветовавшись в цехе, мы предлагаем начать соревно­ вание за досрочное выполнение пя- тялетн&го плана. Думаем, что это будет самый лучший подарок к сто­ летию со дня рождения В, И. Ле­ нина. V Коммунисты т руб ного завода в борьбе за досроч ное выполнение пятилетки В тот же вечер мы вместе с дирек­ тором А. С. Кургузкиным, пригласив ведущих специалистов, предприятия и председателя завкома, всесторонне рассмотрели это предложение. Вы­ вод был один: инициатива труболи­ тейщиков — реальна и заслуживает самой широкой поддержки. А на следующий день «Правда» сообщила о почине передовых мос­ ковских предприятий. Не скрою, бы­ ло немного досадно, что нас «обо­ шли» москвичи, и в то ж е время ра­ достно, что движение за досрочное завершение пятилетки становятся поистине всенародным, и коллектив нашего предприятия шагает в ногу вместе со всеми. В парткоме то и дело раздавались телефонные звонки, заходили люди. Принес новые обязательства коллек­ тива цеха предметов домоустройст- ва_ секретарь партбюро этого цеха В. М. Гончаров. Обсуждение почина москвичей прошло в фасоннолитей­ ном, ремонтно-механическом, инстру- ментально-штамповом и других це­ хах, отделах и службах завода. 26 октября на общезаводском соб­ рании было решено: выполнить н.ятн- летний план на месяц раньше срока — к 1 декабря 1970 года, увеличить объем производства в полтора раза, произвести сверх установленного за­ дания продукции на 1800 тысяч руб­ лей, сэкономить 4 миллиона кило­ ватт-часов электроэнергии, .23 тыся­ чи тонн топлива и 2500 тонн метал­ ла. Особенно мне запомнилось вы­ ступление слесаря цеха предметов домоустройства Н. Я. Вдовина. ■—• Сегодня мы начинаем большое и ответственное дело, — сказал он. —* Спор со временем никогда не бы­ вает легким. А мы решили отвоевать у времени целых 30 дней. Значит, каждый из нас должен экономить каждую минуту, помнить, что из ми­ нут складываются часы, а из чаеоз — дни. Вот под этим лозунгом — «Беречь каждую минуту!»—коллектив труб­ ного завода и начал свою работу с первых же дней второго пятидесяти­ летия Октября. Чуть забарахлит оборудование —• партгрупорг греб­ ного цеха В. А. Аксененко собирает коммунистов и приглашает на собра­ ние механика или мастера механо- группы. Следует ли говорить, что беседа проходит в с то гом и требо­ вательном тоне. Виновные в случив­ шемся не только быстро устраняют недостатки, во и стараются чаще про­ водить профилактику механизмов, ибо их контролирует самый высокий контроль — свои же товарищи—ра­ бочие. По всем цехам сейчас прохо­ дят партийные собрания, на которых идет разговор о роли партгруппы в борьбе за улучшение произволе гнев­ ных показателей, в воспитании мо% лодых рабочих. Серьезную работу в эти дни ведут и наши агитаторы. Главная тема пх многочисленных бесед — рост про­ изводительности труда. • — Мы дали слово, — говори* то­ варищам агитатор С Н. Рылев, — увеличить выпуск продукции в пол­ тора раза. И задача эг? сложна ешс и тем, что такой рост должен после­ довать не в результате ввода в строй новых производственных х:ощ- ностей, а повышения эффективности имеющихся. Значит, надо полнее ис­ пользовать все механизмы. больше подавать предложений, направлен­ ных на их модернизацию, полностью Директивами X X III съезда КПСС поставлена задача осуществить в ос­ новном среднее образование моло­ дежи в течение текущей пятилетки. Свыше семидесяти процентов окан­ чивающих восьмые классы должны завершать образование в сэздипх школах, остальные — в техникумах, училищах, вечерних и заочных шко­ лах без отрыва от производств! П у т и решения задачи определены в постановлении П К КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальней­ шего улучшения работы средней об­ щеобразовательной фколы», приня­ том год назад. В нашей области проведена значи­ тельная работа по расширению и совершенствованию системы образо­ вания. За два года открыто* более сорока средних школ, прием в У-е классы в Липецке и Ельце. Волов- ском. Долгоруковском, Добринеком, Л ев-Толстовском, Добровежом, Чап- лыгинском районах составляет 62—82 процента окончивших восьмые клас­ сы. Привлечение учащихся в девятое классы в некоторых районах частич­ но задерживается отсутствием ин­ тернатов. Это относится к Данков- ско-му, Грязинскому, Лебедянскому, Усманскому и Липецкому районам учителя над своим бота каждого предметом. И т у т возникает сразу несколько проблем. Из них первая — время. С выходом в Свет нового постановле­ ния о школе значительно меньше стали отвлекать учителей и руково­ дителей школ от учебных занятий с детьми. Постановление требует- вов­ се покончить с этой практикой. И все же главное место, где можно бе­ речь время учителя, — это школа. Свести к минимуму заседания и соб­ рания, повысить их деловитость, ликвидировать лишнюю писанину — ненужные планы, отчеты, сведения; ликвидировать везде, где возможно, работу учителей в двух сменах, со­ кратить до минимума «окна» в рас­ писаниях, ненужные дежурства на лестницах и в коридорах, улучшить санитарно-гигиенические условия труда. В новых условиях приобретают огромное значение научные основы организации учебно-воспитательного процесса. Широко распространенная традиционная организация страдает низким уровнем управления. Что это такое? Ученики от учителя полу­ чают научную информацию урок за Укрепление материальной базы школ в области идет нарастающим темпом. В текущем году введено зданий на 19,5 тыс. мест. Это наи­ высший результат за все годы суще­ ствования области. Но нужд еще много. В первую очередь сельские средние школы нуждаются в благо­ устроенных интернатах. Нужны спортивные залы — молодежь долж­ на расти здоровой, готовой к труду и защите Родины. Сейчас в нашей области повсе­ местно разрабатываются трехлетнне планы строительства солил льне- культурных и бытовых учреждений. Интересы детей, как и, всегда, дол­ жны стоять на первом месте. Руко­ водители школ вместе с шефами, учитывая перспективу каждого насе­ ленного пункта, должны определить, что необходимо сделать по созда­ нию максимальных удобств для обу- ликвидировать простои, строго со­ блюдать рекомендации, разработан­ ные группой по научной организации труда. Живая беседа подкрепляется и оперативной наглядной агитацией. У главной проходной завода скоро по­ явится щит, на котором будет регу­ лярно отмечаться, сколько дней «вы­ играл» коллектив в счет декабря 1970 года. В цехах готовятся плака­ ты, где будет указано, что должен сделать рабочий каждой профессии для досрочного выполнения своего .личного задания. Конкретность, четкость — вот к чему мы стремимся на новой ступени соревнования. Ни одного пункта обя­ зательства — будь оно индивиду­ альным или коллективным—не дол­ жно остаться невыполненным. Мы по-прежнему будем ежедневно под­ водить итоги соревнования ц°хов, победителям в конце месяца вру­ чать переходящие Красные знамена. В освещении хода итогов сооевнова- нения и воспитания детей, ння большую помощь партийной ор­ ганизации окажет цеховая стен­ ная печать и многотиражка «Ли­ тейщик». На страницах газет опыт передовиков найдет самое шило,кое освещение, суровой критике будет подвергнут каждый случай наруше­ ния трудовой дисциплины или вы­ пуска бракованной продукции. Юбилейная вахта не кончила :ь, она продолжается. Уже с начала но­ ября коллектив трубного цеха вы­ слал сверх плаца .58 ,тонн продукции, с опережением графика работают фасоннолитейщики и рабочие дру­ гих цехов. Можно с уверенностью сказать, что, используя влияние п‘-ш- тийной организации, рычаги хозяй­ ственной реформы, творческий подъ­ ем масс, липецкие труболитейщики сдержат свое слово — пятилетку за­ вершат досрочно. Б. ЛАВРЕНТЬЕВ, секретарь парткома Липецкого трубного завода. П ние прошлого года подбрано 197 ор­ ганизаторов, 162 из них имеют выс­ шее образование, богатый опыт ра­ боты с. детьми, в большинстве своем они коммунисты. В летнее время ор-, ганизаторы прошли курсовую подго­ товку. Разумеется, деятельность организа­ тора будет плодотворной, если он > не окажется одиноким, если руково­ дители шкрл, все учителя, родитель-, ский комитет, общественные органи­ зации микрорайона школы будут' по­ вседневно заниматься воспитанием детей, оказывать всемерную под­ держку организатору в его много­ гранной и сложной работе. В январе будущего года состоится второй областной съезд по коммуни­ стическому воспитанию детей. Сей­ час проводятся собрания, а до сере­ дины декабря пройдут районные конференции по улучшению воспита­ ния детей в семье и школе, в обще­ ственных местах. Педагогические со­ веты школ и родительские комитеты должны обратить самое серьезное внимание на отношение ребят к уче­ нию, выполнению уроков, аккуратно­ му посещению занятий. Следует сурово осуждать и нака­ зывать родителей, которые балуют ^ Н а в ст р е ч у / / областному и детей и подростков, развращают их Исъезду по коммунист ы-^ \)ч е с к о м у в о с п и т а н и ю }} 3^2-55 2^2 2 ^- 2 ^ 2 * 853 ^ 52 ^— п КС Д Щ РШЯИ В Е Т Е Р А Н Ы В Усманском краеведческом музее в отделе советского периода на стек­ ле помещены фотопортреты членов Усманского Совета первого состава. Вот литовец Юрий Михайлович Струнгис. Он в гимнастерке с солдат­ скими погонами. Сын крестьянина- бедняка. Окончил высшее сельско­ хозяйственное училище. В 1912 году участвовал в работе подпольных со­ циал-демократических кружков. В первую мировую войну призвали з царскую армию, а в 1916 году напра­ вили в 212-й запасной полк, расквар­ тированный в Усмани, ПОЧЕМУ СНИЖАЮТСЯ НАДОИ С честью сдержали слово труже­ ники колхозных и совхозных молоч­ нотоварных ферм. К началу зимовки скота годовой план продажи молока Государству наша область выполни­ ла. На десятое ноября не справились с заданиями только два района — Тербунский и Задонский. Задача животноводов сейчас со­ стоит в том, чтобы успешно прове­ сти зимовку скота дте- допустить они женин продуктивности коров. Пере довые хозяйства Елецкого, Краснян­ ского, Грязинскопо и других районов неплохо справляются с этой задачей. Надои молока в этих районах значи­ тельно выше средних областных по­ казателей. Приводим порайонные данные о надоях от коровы за пер­ вую декаду ноября в килограммах: 3- ЕЛЕЦКИЙ 51 ЛЕВ-ТОЯСТОВСКИЙ 39 КРАСНИНСКИЙ 47 ЛИПЕЦКИЙ 33 ГРЯЗИНСКИЙ 45 ДОБРОВСКИЙ 37 ЧАПЛЫГИНСКИЙ 45 УСМАНСКИЙ *37 ДОБГ-И НСКИЙ 44 ДОЛГОРУКОВСКИЙ 35 измалковекий 42 ЛЕБЕДЯНСКИЙ 34 ХЛЁВЕНСКИЙ 42 ТЕРБУНСКИЙ 32 ДАНКОВСКИЙ 41 СТАНОВЛЯНСККЙ 31 ЗАДОНСКИЙ 41 ВО лове КИЙ 2* Цифры доказывают, что в отдель­ ных районах продуктивность дойно­ го стада резко снижается. Особенно низки надои в ряде хозяйств Волов- ского района, В колхозах получают сейчас всего по два килограмма мо­ лока от коровы в сутки. Особую тре­ вог)* вызывает то, что продуктив­ ность воров в В.-лозскем районе ни­ же прошлогодней. В среднем по району за десять месяцез от коровы иадоено на 11 килограммов меньше, чем за тот же срок в прошлом году. Есть колхозы, в которых разрыв бо­ лее значительный. В колхозе «Рас­ сеет» недополучено 259, в колхозе «Заветы Ильича» — 139 килограм­ мов молока. Снизилась продуктив­ ность коров также в колхозах «За­ ря коммунизма», «Свобода», в совхо­ зе «На бережен екяй». Такое отставание говорит о серь­ езных недостатках в работе молоч- «отэварных ферм Волховского рай­ она. Специалистам районного управ­ ления сельского хозяйства, руково­ дителям и зоотехникам колхозов не­ обходимо установить причины они- продуктивлосщ коров и при­ нять меры к преодолению отстава­ ния. Снижаются надои молока и в дру­ гих районах. Меньше трех кило­ граммов в сутки получают колхоз­ ные доярки Становлянского района, резко снижается продуктивность дойного стада в колхозах Лебедян­ ского, Липецкого, Дагжовского рай­ онов. Причина в том, что многие ру­ ководители хозяйств не позаботи­ лись о хорошей организации зимне­ го стойлового содержания скота. В колхозах имени Калинина, и «Крас­ ное знамя» Чаплыгинского района плохо кормят коров и продолжают пасти их по голым пастбищам. Нет на фермах рациона кормления. Во многих хозяйствах все еще не нача­ ли готовить к скармливанию грубые корма. Серьезным упущением в ра­ боте ряда зоотехников является от­ сутствие графиков отела коров, Это приводят к досрочному запуску ко­ ров, к большому недобору молока. Необходимо в самое ближайшее время устранить недостатки в корм­ лении и содержании скота, образце 1917 год. Ю. М. Струнгиса избра­ ли заместителем председателя Сове­ та. Совет поддерживал тесную связь с Воронежским комитетом РСДРП (б). В октябре в Усмань приехал солдат Воронов. Он расска­ зал в Совете, что воронежские боль­ шевики не нынче завтра возьмут власть в свои руки. Председатель Усманского Совета Н. II. Исполатов в это время был в Петрограде. Он уехал в столицу как делегат 2-го Всероссийского съездз Советов. Ю. М. Струнгис собрал членов исполкома. Пригласили коман. дира полка полковника Осипянца. Его, как начальника гарнизона, пос­ тавили в известность, что Созет не подчиняется Временному правитель­ ству и берет всю власть в свои руки. В полк направили политическим ко­ миссаром члена Совета. Осенью 1918 года партийная орга­ низация послала Ю. М. Струнгиса на ответственный участок. Он проводил продразверстку, работал упродкомас- саром. В последующие годы Ю. М. Сгруи- гис заведывал совхозом и заводом эфирно-мятных масел в с. Краоном Усманского уезда, работал в совхо­ зах Воронежской губернии, а затем в Министерстве сельского хозяйства старшим зоотехником. Сейчас Юрнй Михайлович живет на родине, в г. Вильнюсе. Ведет ак­ тивную общественную работу. С. И. Соколов вместе со Струнги- оом приехал © Уомань в марте 1917 года как член полкового комитета. Его избрали членом Совета. Накану­ не Октябрьской революции—он член решхша. Куда бы партия ия посыла­ ла Сергея Ильича, он с воодушевле­ нием выполнял задания. В 1919 году грозная опасность нависла над на­ шей Родиной. С. И. Соколов пошел добровольцем на фронт. В начале 1920 года С И. Соколов работал в Тамбове. Храбро сражался с анто­ новскими банда­ ми. • Потом Сергей Ильич окончил Смоленский уни­ верситет, работал наблюдателем аст­ рономической обсерватории. Однаж­ ды почтальон принес мне письмо. На конверте было написано: «Глав- севморпуть» М. М. Ф. СССР. Дрей­ фующая научно-иоследозательская станция «Северный полюс-5». «До­ рогие Коля и Клаша! Поздравляю вас с новым 1956 годом. Желаю са­ мого доброго и хорошего, что может дать жизнь. Я здесь руковожу аэро­ логическими наблюдениями. Насту­ пившая полярная ночь все сильно осложнила, а все-таки условия та­ кие, что работать можно. Сообщи мне адреса моих бывших., однопол­ чан М, А. Зайдеса, Струнгиса и других». В 1930 году С, И. Соколов побы­ вал на станциях «СП-8» и «СП-9». Сергею Ильичу уже 69 лет. Вете­ ран давно имеет право на отдых, но упрямо отвергает покой. Сейчас он научный сотрудник Арктического института. Молодежь должна учиться на при­ мере этих замечательных, не старею­ щих душой людей. Н. АНДРЕЕВ. Теперь школам предоставлена воз­ можность за счет доходов с при­ школьных участков в течение копот­ кого Времени обеспечить себя техпи- чсекими средствами обучения, при­ обрести необходимое оборудование. Средств изыскивается ежегодно много, но лишь незначительная часть их расходуется по прямому назначе­ нию. Например. Бигильдшская шко­ ла Даиковскр/о района, в прошлом году реорганизованная в среднюю, не имеет оборудования по, химии, по другим предметам. Между тем за два года школы района получили дополнительных средств более 159 тыс. рублей. Н 0 эти деньги до Би- гильдинсксй школы не дошли. Где же они? Их «заимствует» райиспол­ ком на другие нужды. Плохо обеспечены оборудованием 1ЩХОЛЫ Хлевенекого, Елецкого, Лев- Толстовского и некоторых других районов. Руководителям школ и районных организаций следует также резко изменить оШошони е к техническому оснащению школ. Впереди у нас — большие задачи. Переход на новые учебные планы и программы намечено завершить к 1970 году, но уже в прошлом и те­ кущем учебных годах в этом отно­ шении сделано многое. По некото­ рым предметам — истории, 'литера­ туре, общей биологии и т о у д у —вве­ дены такие программы. Общим для них является повышение теоретиче­ ского уровня и приведение школьно­ го курса обучения в соответствие с последними достижениями науки. Полностью работа по новым про­ граммам начнется с Выходом в свет и программ, и учебников. Однако уже теперь можно и нужно излагать учебный материал с новых теорети­ ческих позиций. Все это остро ставит вопрос о по­ вышении образовательного уровня самого учителя. Обучение учителей в университетах и педвузах, на курсах и семинарах в последнее время про­ водится в широких масштабах. В Л и ­ пецке, Ельце, Лебедяни, Усмани и не­ которых других районах преподава­ тели пединститутов, методисты ин­ ститута усовершенствования учите­ лей систематически читают учителям лекции о новейших достижениях на­ уки. Но совершенно очевидно, что главное —- это самостоятельная ра- уроком, а учитель от ученика об­ ратную информацию, то есть сведе­ ния об усвоении, — в лучшем случае три—четыре раза в учебную чет­ верть. Все остальное время его уче­ ние. так сказать, неуправляемо со стороны учителя, а, следовательно, и весьма неэффективно. ( Приемы рациональной организации учебно-воспитательного процесса, разработанные нашими передовыми учителями, повышают уровень науч­ ной организации труда учащихся на уроке. Внедрение элементов про­ граммирования, использование тех­ нических средств, контроля за про­ цессом усвоения — реальные шаги к управляемому педагогическому процессу, к использованию киберне­ тики в дидактике. - Все это требует большого взимания к оснащению школ оборудованием и занятий в учебных кабинетах. В соответствии с новым учебным планом уже в этом учебном году введен факультативный курс для добровольного углубленного изуче­ ния отдельных предметов. С начала учебного года приступили к факуль­ тативным занятиям 2304 группы. Больше всего учащиеся пожелали углубленно изучать математику, т а ­ кие ее разделы, как «Вычислитель­ ная математика», «Элементы начер­ тательной геометрии». По физике до­ полнительно к основной программе изучаются физические основы элект­ ротехники, основы радиоэлектрони­ ки, основы физико-технических изме­ рений. Свыше 90 групп старшекласс­ ников углубленно изучают историю международных отношений и внеш­ ней политики СССР. В пятнадцати школах Учащиеся пожелали овладеть автоделом. В этом случае к факуль­ тативным часам прибавляются уро­ ки труда, н времени становится до­ статочно для хорошей подготовки к вождению и уходу за автомобилем. В двадцати шести школах (больше всего в Усмани) углубленно изуча­ ют изобразительное искусство и му­ зыку. Как видим, учащимся предо- « ставляется широкий выбор предме- X тов. Это дает возможность им удов- X летворить свои склонности, лучше X подготовиться ж поступлению в вуз X или быстрее получить квалификацию X по облюбованной профессии. X Новизна и отсутствие необходи- * мых условий (литературы, оборудо- * вания, подготовленных преподавате- * спиртными напитками, излишествами в одежде и деньгах, не контролируют выполнение ими главных обязаннос­ тей — хорошо учиться, правильно вести себя и выполнять обществен­ ные поручения. О том. что у нас с этим неблагополучно, свидетельству­ ет печальный пример 7-й. 4-й и 35-й школ г. Липецка, где некоторые уча­ щиеся при попустительстве родите­ лей, неудовлетворительной организа­ ции воспитательной работы в школах и по месту жительства дошли до совершения опасных преступлений. В постановлении Ц К партии п Совета Министров о школе предло­ жено на предприятиях и в учрежде­ ниях создать комиссии содействия школе и семье в воспитании детей, на партийных и профсоюзный собра­ ниях систематически обсуждать, как учатся и ведут себя дети рабочих я служащих данного предприятия. Обсуждение вопросов воспягинчя на собраниях и конференциях дол­ жно носить конкретный характер. Сильнейшим средством коммунисти­ ческого воспитания является общест­ венно полезный труд. Нужны техни­ ческие, юннатские, спортивные, ,гу-. ристские, мотострелковые и другие кружки, нужны стадионы, катки, горки, лыжи, коньки, палатки. Тре­ буется много руководителей круж ­ ков. Школе нужна материальная по­ мощь,-Каждое собрание или конфе­ ренция должны принять конкретный план улучшения воспитания детей я молодежи в своем микрорайоне. Программа развития средней об­ щеобразовательной школы, намечен­ ная в постановлении П К КПСС и Совета Министров СССР, рассчитана на длительный период. Сделаны лишь первые шаги по пути ее выпол­ нения. Требуется мобилизация всех сил, в первую очередь, работников народного образования, школ, чтобы дело воспитания подрастающего по­ коления было поднято на уровень, который намечен нашей партией и правительством. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. в «АГРЕССИВНЫЙ» ЛЕДНИК . ___ _______ , ___ ___ Ледник Шокальского в Заилим-♦ лей) кое-где приводят к снижению ♦ ском Алатау удивил гляциологов* самой идеи факультативных курсов. ♦ Казахстана своим «агрессивным»* Занятия нередко похожи на допол- «характером. Ученые установили,*- нительные илИ кружковые, ничего «что его «ветви» почему-то увели-» общего не имеющие с углубленной * чивают свою массу, хотя другие* '“ АМ V У — *‘7 1ПОИП/1 Х.Д» IV 1-1С-А V-V-^ ЛП1Л ЯД V _ программой. Где нет необходимых * глетчеры этого района продолжа-* минимальных условий, не следует * ют «худеть». Как показали толь-* пока организовывать факультатив ные группы. Надо шире исполыю * ко чго закончившиеся исследова * ния, масса нижних частей ледни . : вать специалистов других учеоных * ка Шокальского за последние пять * заведений,, их лаборатории, мастер- * лет увеличилась более чем на 50* ские, библиотеки. Для учащихся и ♦ миллионов кубических метров. * учителей печатаются материалы в * Руководитель гляциологической * журналах. Новое дело требует все- .экспедиции Константин Макаре-, мер-нон поддержки. . вич рассказал корреспонденту • Значительные изменения происхо- Г ТАСС, что необычно «агрессин- * дят в жизни школы в связи с при- « ное» поведение этого крупного ♦ ходом в нее организатора внеклзсс* | массива льда не создает угрозы • нон и рнешкольной работы. В тече- ' ■ ■ : . 7' -77 ' :'7 »\ ч * Студенты третьего курса зоо­ технического отделения Чаплыгин­ ского сельхозтехникума пришли на производственную практику на третью свиноферму совхоза «Ра- ненбургский». Они попросили за­ числить их штатными свинарками. Надежда Точилкяна, Лидия Ма- кина, Нина Шувалова приняли группу из 364 откормочников. При плане 400 граммов они добились 475—500-граммовых привесов в сутки. НА СНИМКЕ: свинарка-прак­ тикантка Нина Шувалова. Фото М. Бодунова. «людям, так как ледник располо-^ I жен далеко от населенных пунк-« ♦ тов. Наоборот, резкое увеличение $ ♦ объема нижних частей глетчера ♦ 5 способствует росту летних расхо-$ *дов в горных речках, снабжаю-* { щих оросительные системы плодо- * I родных земель Семиречья. ♦ ♦ КОНСТРУКТОРЫ АМИНОКИСЛОТ * : — : * Механизму образования основ- * * ных аминокислот и их наборов в * клетках многолетних растений да- I ет оригинальное объяснение кан- * 5 дидаг биологических наук Нодар ♦ $ Нуцубидзе. Тбилисский ученый * ♦ нашел подходы к регулированию * $ свойств этих сложных органиче- * * ских соединении, составляющих { цепочки белков. Так, наблюдая за 5 «путешествием» меченого атома ♦ азота в клетке, ученый поперемен- 5 но выключал отдельные цепи про- X текающих там реакций. Это пока- 4 } зало, *го проникновение азртных * ; удобрений определяет состав ам и-* : нокислот в корнях'и листьях. Комбинируя азотную подкормку $ * с другими элементами (фосфором $ 4 и калием), можно по потребности $ * менять количество и качество на- { » боров аминокислот в клетках ра с-$ ♦ тения. Ученый подробно изучил $ * этот процесс, выяснив, в частно -1 * ети, что аммонийные соли резко I ♦ кислот, : лозе. например, в виноградной { , I (Корр. ТАСС). * 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz