Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 16 нояб ря 1967 г., М* 268 (4081) признание в стране и за рубежом. Колесные тракторы Липецкого тракторного завода завоевывают все большее т а » ш "х " % ^ Г Л.Я К»» «Р У "01 » И. И. Лурье я И. Н. Галайба. По як предложен.» в машину внесен ряд иамене’няй, тающих ее качества, в частности, улучшена конструкция гидроусилите ля руля. НА СНИМКЕ: И. И. Лурье н И. Н. Галайба. фот<* в. Фнногина. немалая за- улуч- Н А п Н В С Е О Б Щ Е М У Партийная )к и з н Ь С Д А Л Ь Н И М ПРИЦЕЛОМ Никогда еще коллектив нашего за вода не ра-ботал с таким воодушев лением, как в дни юбилейного года. Дважды по инициативе труболитей щиков пересматривались обязатель ства, взятые в честь 50-летия Со ветской власти, в сторону их увели чения. И не потому, что цифры, на званные в обязательствах, были за нижены. Они не раз тщательно вы верялись заводскими экономистам^ которые учитывали и возросшую мощность механизмов, и улучшения в технологии производства. Но не могли счетные машины предусмот реть главного, что перечеркнуло на ши наметки, — мощной волны энту зиазма, охватившего буквально все цеха и службы завода. Ежедневно, при подведении итогов минувших суток, начальники цехов докладыва ли по селектору о выпуске сверхпла новой продукции, называли фамилии передовиков, регулярно перевыпол нявших сменные задания, И что ха рактерно: это были фамилии, как правило, коммунистов. И вот закономерный результат: план октября был выполнен на 105,7 процента, сверх месячного задания реализовано продукции на 136 тысяч рублей, дополнительная прибыль со ставила 22 тысячи рублей. Успешно и на несколько дней раньше срока был завершен план десяти месяцев. Завод занял второе место в респуб лике среди предприятий Министер ств а промстроиматерналов. Но давайте вернемся немного на зад, к середине октября. Уже тогда стало ясно, что юбилейные обяза тельства будут успешно выполнены. Заходя после работы в партком за вода, секретари цеховых партийных бюро, партгрупорги делились впечат лениями о ходе соревнования, о на строении рабочих, о радостеом ожив лении коллектива в преддверии праздника. И все чаще в- разгово рах проскальзывала мысль о том, что высокий трудовой подъем надо сохранить и после праздника. Пример подал трубный цех, кото рый прислал в партком целую деле гацию. , Секретарь партбюро А. Л. Леонтьев, машинист центробежной машины А. И. Гусев, партгрупорг смены С. Ф. Штыкунов сразу же по вели деловой разговор. — У нас, 'Борис. Алексеевич, «—за явили они мне, —■ такое предложе ние. Чеоез три года кончается пяти летка, В апреле 1970 гола вся стра на будет торжественно отмечать 100-летие со дня рождения Влади мира Ильича Ленина. Уже сейчас надо подумать, чем мы встретим э ту ’ дату. И вот, посоветовавшись в цехе, мы предлагаем начать соревно вание за досрочное выполнение пя- тялетн&го плана. Думаем, что это будет самый лучший подарок к сто летию со дня рождения В, И. Ле нина. V Коммунисты т руб ного завода в борьбе за досроч ное выполнение пятилетки В тот же вечер мы вместе с дирек тором А. С. Кургузкиным, пригласив ведущих специалистов, предприятия и председателя завкома, всесторонне рассмотрели это предложение. Вы вод был один: инициатива труболи тейщиков — реальна и заслуживает самой широкой поддержки. А на следующий день «Правда» сообщила о почине передовых мос ковских предприятий. Не скрою, бы ло немного досадно, что нас «обо шли» москвичи, и в то ж е время ра достно, что движение за досрочное завершение пятилетки становятся поистине всенародным, и коллектив нашего предприятия шагает в ногу вместе со всеми. В парткоме то и дело раздавались телефонные звонки, заходили люди. Принес новые обязательства коллек тива цеха предметов домоустройст- ва_ секретарь партбюро этого цеха В. М. Гончаров. Обсуждение почина москвичей прошло в фасоннолитей ном, ремонтно-механическом, инстру- ментально-штамповом и других це хах, отделах и службах завода. 26 октября на общезаводском соб рании было решено: выполнить н.ятн- летний план на месяц раньше срока — к 1 декабря 1970 года, увеличить объем производства в полтора раза, произвести сверх установленного за дания продукции на 1800 тысяч руб лей, сэкономить 4 миллиона кило ватт-часов электроэнергии, .23 тыся чи тонн топлива и 2500 тонн метал ла. Особенно мне запомнилось вы ступление слесаря цеха предметов домоустройства Н. Я. Вдовина. ■—• Сегодня мы начинаем большое и ответственное дело, — сказал он. —* Спор со временем никогда не бы вает легким. А мы решили отвоевать у времени целых 30 дней. Значит, каждый из нас должен экономить каждую минуту, помнить, что из ми нут складываются часы, а из чаеоз — дни. Вот под этим лозунгом — «Беречь каждую минуту!»—коллектив труб ного завода и начал свою работу с первых же дней второго пятидесяти летия Октября. Чуть забарахлит оборудование —• партгрупорг греб ного цеха В. А. Аксененко собирает коммунистов и приглашает на собра ние механика или мастера механо- группы. Следует ли говорить, что беседа проходит в с то гом и требо вательном тоне. Виновные в случив шемся не только быстро устраняют недостатки, во и стараются чаще про водить профилактику механизмов, ибо их контролирует самый высокий контроль — свои же товарищи—ра бочие. По всем цехам сейчас прохо дят партийные собрания, на которых идет разговор о роли партгруппы в борьбе за улучшение произволе гнев ных показателей, в воспитании мо% лодых рабочих. Серьезную работу в эти дни ведут и наши агитаторы. Главная тема пх многочисленных бесед — рост про изводительности труда. • — Мы дали слово, — говори* то варищам агитатор С Н. Рылев, — увеличить выпуск продукции в пол тора раза. И задача эг? сложна ешс и тем, что такой рост должен после довать не в результате ввода в строй новых производственных х:ощ- ностей, а повышения эффективности имеющихся. Значит, надо полнее ис пользовать все механизмы. больше подавать предложений, направлен ных на их модернизацию, полностью Директивами X X III съезда КПСС поставлена задача осуществить в ос новном среднее образование моло дежи в течение текущей пятилетки. Свыше семидесяти процентов окан чивающих восьмые классы должны завершать образование в сэздипх школах, остальные — в техникумах, училищах, вечерних и заочных шко лах без отрыва от производств! П у т и решения задачи определены в постановлении П К КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальней шего улучшения работы средней об щеобразовательной фколы», приня том год назад. В нашей области проведена значи тельная работа по расширению и совершенствованию системы образо вания. За два года открыто* более сорока средних школ, прием в У-е классы в Липецке и Ельце. Волов- ском. Долгоруковском, Добринеком, Л ев-Толстовском, Добровежом, Чап- лыгинском районах составляет 62—82 процента окончивших восьмые клас сы. Привлечение учащихся в девятое классы в некоторых районах частич но задерживается отсутствием ин тернатов. Это относится к Данков- ско-му, Грязинскому, Лебедянскому, Усманскому и Липецкому районам учителя над своим бота каждого предметом. И т у т возникает сразу несколько проблем. Из них первая — время. С выходом в Свет нового постановле ния о школе значительно меньше стали отвлекать учителей и руково дителей школ от учебных занятий с детьми. Постановление требует- вов се покончить с этой практикой. И все же главное место, где можно бе речь время учителя, — это школа. Свести к минимуму заседания и соб рания, повысить их деловитость, ликвидировать лишнюю писанину — ненужные планы, отчеты, сведения; ликвидировать везде, где возможно, работу учителей в двух сменах, со кратить до минимума «окна» в рас писаниях, ненужные дежурства на лестницах и в коридорах, улучшить санитарно-гигиенические условия труда. В новых условиях приобретают огромное значение научные основы организации учебно-воспитательного процесса. Широко распространенная традиционная организация страдает низким уровнем управления. Что это такое? Ученики от учителя полу чают научную информацию урок за Укрепление материальной базы школ в области идет нарастающим темпом. В текущем году введено зданий на 19,5 тыс. мест. Это наи высший результат за все годы суще ствования области. Но нужд еще много. В первую очередь сельские средние школы нуждаются в благо устроенных интернатах. Нужны спортивные залы — молодежь долж на расти здоровой, готовой к труду и защите Родины. Сейчас в нашей области повсе местно разрабатываются трехлетнне планы строительства солил льне- культурных и бытовых учреждений. Интересы детей, как и, всегда, дол жны стоять на первом месте. Руко водители школ вместе с шефами, учитывая перспективу каждого насе ленного пункта, должны определить, что необходимо сделать по созда нию максимальных удобств для обу- ликвидировать простои, строго со блюдать рекомендации, разработан ные группой по научной организации труда. Живая беседа подкрепляется и оперативной наглядной агитацией. У главной проходной завода скоро по явится щит, на котором будет регу лярно отмечаться, сколько дней «вы играл» коллектив в счет декабря 1970 года. В цехах готовятся плака ты, где будет указано, что должен сделать рабочий каждой профессии для досрочного выполнения своего .личного задания. Конкретность, четкость — вот к чему мы стремимся на новой ступени соревнования. Ни одного пункта обя зательства — будь оно индивиду альным или коллективным—не дол жно остаться невыполненным. Мы по-прежнему будем ежедневно под водить итоги соревнования ц°хов, победителям в конце месяца вру чать переходящие Красные знамена. В освещении хода итогов сооевнова- нения и воспитания детей, ння большую помощь партийной ор ганизации окажет цеховая стен ная печать и многотиражка «Ли тейщик». На страницах газет опыт передовиков найдет самое шило,кое освещение, суровой критике будет подвергнут каждый случай наруше ния трудовой дисциплины или вы пуска бракованной продукции. Юбилейная вахта не кончила :ь, она продолжается. Уже с начала но ября коллектив трубного цеха вы слал сверх плаца .58 ,тонн продукции, с опережением графика работают фасоннолитейщики и рабочие дру гих цехов. Можно с уверенностью сказать, что, используя влияние п‘-ш- тийной организации, рычаги хозяй ственной реформы, творческий подъ ем масс, липецкие труболитейщики сдержат свое слово — пятилетку за вершат досрочно. Б. ЛАВРЕНТЬЕВ, секретарь парткома Липецкого трубного завода. П ние прошлого года подбрано 197 ор ганизаторов, 162 из них имеют выс шее образование, богатый опыт ра боты с. детьми, в большинстве своем они коммунисты. В летнее время ор-, ганизаторы прошли курсовую подго товку. Разумеется, деятельность организа тора будет плодотворной, если он > не окажется одиноким, если руково дители шкрл, все учителя, родитель-, ский комитет, общественные органи зации микрорайона школы будут' по вседневно заниматься воспитанием детей, оказывать всемерную под держку организатору в его много гранной и сложной работе. В январе будущего года состоится второй областной съезд по коммуни стическому воспитанию детей. Сей час проводятся собрания, а до сере дины декабря пройдут районные конференции по улучшению воспита ния детей в семье и школе, в обще ственных местах. Педагогические со веты школ и родительские комитеты должны обратить самое серьезное внимание на отношение ребят к уче нию, выполнению уроков, аккуратно му посещению занятий. Следует сурово осуждать и нака зывать родителей, которые балуют ^ Н а в ст р е ч у / / областному и детей и подростков, развращают их Исъезду по коммунист ы-^ \)ч е с к о м у в о с п и т а н и ю }} 3^2-55 2^2 2 ^- 2 ^ 2 * 853 ^ 52 ^— п КС Д Щ РШЯИ В Е Т Е Р А Н Ы В Усманском краеведческом музее в отделе советского периода на стек ле помещены фотопортреты членов Усманского Совета первого состава. Вот литовец Юрий Михайлович Струнгис. Он в гимнастерке с солдат скими погонами. Сын крестьянина- бедняка. Окончил высшее сельско хозяйственное училище. В 1912 году участвовал в работе подпольных со циал-демократических кружков. В первую мировую войну призвали з царскую армию, а в 1916 году напра вили в 212-й запасной полк, расквар тированный в Усмани, ПОЧЕМУ СНИЖАЮТСЯ НАДОИ С честью сдержали слово труже ники колхозных и совхозных молоч нотоварных ферм. К началу зимовки скота годовой план продажи молока Государству наша область выполни ла. На десятое ноября не справились с заданиями только два района — Тербунский и Задонский. Задача животноводов сейчас со стоит в том, чтобы успешно прове сти зимовку скота дте- допустить они женин продуктивности коров. Пере довые хозяйства Елецкого, Краснян ского, Грязинскопо и других районов неплохо справляются с этой задачей. Надои молока в этих районах значи тельно выше средних областных по казателей. Приводим порайонные данные о надоях от коровы за пер вую декаду ноября в килограммах: 3- ЕЛЕЦКИЙ 51 ЛЕВ-ТОЯСТОВСКИЙ 39 КРАСНИНСКИЙ 47 ЛИПЕЦКИЙ 33 ГРЯЗИНСКИЙ 45 ДОБРОВСКИЙ 37 ЧАПЛЫГИНСКИЙ 45 УСМАНСКИЙ *37 ДОБГ-И НСКИЙ 44 ДОЛГОРУКОВСКИЙ 35 измалковекий 42 ЛЕБЕДЯНСКИЙ 34 ХЛЁВЕНСКИЙ 42 ТЕРБУНСКИЙ 32 ДАНКОВСКИЙ 41 СТАНОВЛЯНСККЙ 31 ЗАДОНСКИЙ 41 ВО лове КИЙ 2* Цифры доказывают, что в отдель ных районах продуктивность дойно го стада резко снижается. Особенно низки надои в ряде хозяйств Волов- ского района, В колхозах получают сейчас всего по два килограмма мо лока от коровы в сутки. Особую тре вог)* вызывает то, что продуктив ность воров в В.-лозскем районе ни же прошлогодней. В среднем по району за десять месяцез от коровы иадоено на 11 килограммов меньше, чем за тот же срок в прошлом году. Есть колхозы, в которых разрыв бо лее значительный. В колхозе «Рас сеет» недополучено 259, в колхозе «Заветы Ильича» — 139 килограм мов молока. Снизилась продуктив ность коров также в колхозах «За ря коммунизма», «Свобода», в совхо зе «На бережен екяй». Такое отставание говорит о серь езных недостатках в работе молоч- «отэварных ферм Волховского рай она. Специалистам районного управ ления сельского хозяйства, руково дителям и зоотехникам колхозов не обходимо установить причины они- продуктивлосщ коров и при нять меры к преодолению отстава ния. Снижаются надои молока и в дру гих районах. Меньше трех кило граммов в сутки получают колхоз ные доярки Становлянского района, резко снижается продуктивность дойного стада в колхозах Лебедян ского, Липецкого, Дагжовского рай онов. Причина в том, что многие ру ководители хозяйств не позаботи лись о хорошей организации зимне го стойлового содержания скота. В колхозах имени Калинина, и «Крас ное знамя» Чаплыгинского района плохо кормят коров и продолжают пасти их по голым пастбищам. Нет на фермах рациона кормления. Во многих хозяйствах все еще не нача ли готовить к скармливанию грубые корма. Серьезным упущением в ра боте ряда зоотехников является от сутствие графиков отела коров, Это приводят к досрочному запуску ко ров, к большому недобору молока. Необходимо в самое ближайшее время устранить недостатки в корм лении и содержании скота, образце 1917 год. Ю. М. Струнгиса избра ли заместителем председателя Сове та. Совет поддерживал тесную связь с Воронежским комитетом РСДРП (б). В октябре в Усмань приехал солдат Воронов. Он расска зал в Совете, что воронежские боль шевики не нынче завтра возьмут власть в свои руки. Председатель Усманского Совета Н. II. Исполатов в это время был в Петрограде. Он уехал в столицу как делегат 2-го Всероссийского съездз Советов. Ю. М. Струнгис собрал членов исполкома. Пригласили коман. дира полка полковника Осипянца. Его, как начальника гарнизона, пос тавили в известность, что Созет не подчиняется Временному правитель ству и берет всю власть в свои руки. В полк направили политическим ко миссаром члена Совета. Осенью 1918 года партийная орга низация послала Ю. М. Струнгиса на ответственный участок. Он проводил продразверстку, работал упродкомас- саром. В последующие годы Ю. М. Сгруи- гис заведывал совхозом и заводом эфирно-мятных масел в с. Краоном Усманского уезда, работал в совхо зах Воронежской губернии, а затем в Министерстве сельского хозяйства старшим зоотехником. Сейчас Юрнй Михайлович живет на родине, в г. Вильнюсе. Ведет ак тивную общественную работу. С. И. Соколов вместе со Струнги- оом приехал © Уомань в марте 1917 года как член полкового комитета. Его избрали членом Совета. Накану не Октябрьской революции—он член решхша. Куда бы партия ия посыла ла Сергея Ильича, он с воодушевле нием выполнял задания. В 1919 году грозная опасность нависла над на шей Родиной. С. И. Соколов пошел добровольцем на фронт. В начале 1920 года С И. Соколов работал в Тамбове. Храбро сражался с анто новскими банда ми. • Потом Сергей Ильич окончил Смоленский уни верситет, работал наблюдателем аст рономической обсерватории. Однаж ды почтальон принес мне письмо. На конверте было написано: «Глав- севморпуть» М. М. Ф. СССР. Дрей фующая научно-иоследозательская станция «Северный полюс-5». «До рогие Коля и Клаша! Поздравляю вас с новым 1956 годом. Желаю са мого доброго и хорошего, что может дать жизнь. Я здесь руковожу аэро логическими наблюдениями. Насту пившая полярная ночь все сильно осложнила, а все-таки условия та кие, что работать можно. Сообщи мне адреса моих бывших., однопол чан М, А. Зайдеса, Струнгиса и других». В 1930 году С, И. Соколов побы вал на станциях «СП-8» и «СП-9». Сергею Ильичу уже 69 лет. Вете ран давно имеет право на отдых, но упрямо отвергает покой. Сейчас он научный сотрудник Арктического института. Молодежь должна учиться на при мере этих замечательных, не старею щих душой людей. Н. АНДРЕЕВ. Теперь школам предоставлена воз можность за счет доходов с при школьных участков в течение копот кого Времени обеспечить себя техпи- чсекими средствами обучения, при обрести необходимое оборудование. Средств изыскивается ежегодно много, но лишь незначительная часть их расходуется по прямому назначе нию. Например. Бигильдшская шко ла Даиковскр/о района, в прошлом году реорганизованная в среднюю, не имеет оборудования по, химии, по другим предметам. Между тем за два года школы района получили дополнительных средств более 159 тыс. рублей. Н 0 эти деньги до Би- гильдинсксй школы не дошли. Где же они? Их «заимствует» райиспол ком на другие нужды. Плохо обеспечены оборудованием 1ЩХОЛЫ Хлевенекого, Елецкого, Лев- Толстовского и некоторых других районов. Руководителям школ и районных организаций следует также резко изменить оШошони е к техническому оснащению школ. Впереди у нас — большие задачи. Переход на новые учебные планы и программы намечено завершить к 1970 году, но уже в прошлом и те кущем учебных годах в этом отно шении сделано многое. По некото рым предметам — истории, 'литера туре, общей биологии и т о у д у —вве дены такие программы. Общим для них является повышение теоретиче ского уровня и приведение школьно го курса обучения в соответствие с последними достижениями науки. Полностью работа по новым про граммам начнется с Выходом в свет и программ, и учебников. Однако уже теперь можно и нужно излагать учебный материал с новых теорети ческих позиций. Все это остро ставит вопрос о по вышении образовательного уровня самого учителя. Обучение учителей в университетах и педвузах, на курсах и семинарах в последнее время про водится в широких масштабах. В Л и пецке, Ельце, Лебедяни, Усмани и не которых других районах преподава тели пединститутов, методисты ин ститута усовершенствования учите лей систематически читают учителям лекции о новейших достижениях на уки. Но совершенно очевидно, что главное —- это самостоятельная ра- уроком, а учитель от ученика об ратную информацию, то есть сведе ния об усвоении, — в лучшем случае три—четыре раза в учебную чет верть. Все остальное время его уче ние. так сказать, неуправляемо со стороны учителя, а, следовательно, и весьма неэффективно. ( Приемы рациональной организации учебно-воспитательного процесса, разработанные нашими передовыми учителями, повышают уровень науч ной организации труда учащихся на уроке. Внедрение элементов про граммирования, использование тех нических средств, контроля за про цессом усвоения — реальные шаги к управляемому педагогическому процессу, к использованию киберне тики в дидактике. - Все это требует большого взимания к оснащению школ оборудованием и занятий в учебных кабинетах. В соответствии с новым учебным планом уже в этом учебном году введен факультативный курс для добровольного углубленного изуче ния отдельных предметов. С начала учебного года приступили к факуль тативным занятиям 2304 группы. Больше всего учащиеся пожелали углубленно изучать математику, т а кие ее разделы, как «Вычислитель ная математика», «Элементы начер тательной геометрии». По физике до полнительно к основной программе изучаются физические основы элект ротехники, основы радиоэлектрони ки, основы физико-технических изме рений. Свыше 90 групп старшекласс ников углубленно изучают историю международных отношений и внеш ней политики СССР. В пятнадцати школах Учащиеся пожелали овладеть автоделом. В этом случае к факуль тативным часам прибавляются уро ки труда, н времени становится до статочно для хорошей подготовки к вождению и уходу за автомобилем. В двадцати шести школах (больше всего в Усмани) углубленно изуча ют изобразительное искусство и му зыку. Как видим, учащимся предо- « ставляется широкий выбор предме- X тов. Это дает возможность им удов- X летворить свои склонности, лучше X подготовиться ж поступлению в вуз X или быстрее получить квалификацию X по облюбованной профессии. X Новизна и отсутствие необходи- * мых условий (литературы, оборудо- * вания, подготовленных преподавате- * спиртными напитками, излишествами в одежде и деньгах, не контролируют выполнение ими главных обязаннос тей — хорошо учиться, правильно вести себя и выполнять обществен ные поручения. О том. что у нас с этим неблагополучно, свидетельству ет печальный пример 7-й. 4-й и 35-й школ г. Липецка, где некоторые уча щиеся при попустительстве родите лей, неудовлетворительной организа ции воспитательной работы в школах и по месту жительства дошли до совершения опасных преступлений. В постановлении Ц К партии п Совета Министров о школе предло жено на предприятиях и в учрежде ниях создать комиссии содействия школе и семье в воспитании детей, на партийных и профсоюзный собра ниях систематически обсуждать, как учатся и ведут себя дети рабочих я служащих данного предприятия. Обсуждение вопросов воспягинчя на собраниях и конференциях дол жно носить конкретный характер. Сильнейшим средством коммунисти ческого воспитания является общест венно полезный труд. Нужны техни ческие, юннатские, спортивные, ,гу-. ристские, мотострелковые и другие кружки, нужны стадионы, катки, горки, лыжи, коньки, палатки. Тре буется много руководителей круж ков. Школе нужна материальная по мощь,-Каждое собрание или конфе ренция должны принять конкретный план улучшения воспитания детей я молодежи в своем микрорайоне. Программа развития средней об щеобразовательной школы, намечен ная в постановлении П К КПСС и Совета Министров СССР, рассчитана на длительный период. Сделаны лишь первые шаги по пути ее выпол нения. Требуется мобилизация всех сил, в первую очередь, работников народного образования, школ, чтобы дело воспитания подрастающего по коления было поднято на уровень, который намечен нашей партией и правительством. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. в «АГРЕССИВНЫЙ» ЛЕДНИК . ___ _______ , ___ ___ Ледник Шокальского в Заилим-♦ лей) кое-где приводят к снижению ♦ ском Алатау удивил гляциологов* самой идеи факультативных курсов. ♦ Казахстана своим «агрессивным»* Занятия нередко похожи на допол- «характером. Ученые установили,*- нительные илИ кружковые, ничего «что его «ветви» почему-то увели-» общего не имеющие с углубленной * чивают свою массу, хотя другие* '“ АМ V У — *‘7 1ПОИП/1 Х.Д» IV 1-1С-А V-V-^ ЛП1Л ЯД V _ программой. Где нет необходимых * глетчеры этого района продолжа-* минимальных условий, не следует * ют «худеть». Как показали толь-* пока организовывать факультатив ные группы. Надо шире исполыю * ко чго закончившиеся исследова * ния, масса нижних частей ледни . : вать специалистов других учеоных * ка Шокальского за последние пять * заведений,, их лаборатории, мастер- * лет увеличилась более чем на 50* ские, библиотеки. Для учащихся и ♦ миллионов кубических метров. * учителей печатаются материалы в * Руководитель гляциологической * журналах. Новое дело требует все- .экспедиции Константин Макаре-, мер-нон поддержки. . вич рассказал корреспонденту • Значительные изменения происхо- Г ТАСС, что необычно «агрессин- * дят в жизни школы в связи с при- « ное» поведение этого крупного ♦ ходом в нее организатора внеклзсс* | массива льда не создает угрозы • нон и рнешкольной работы. В тече- ' ■ ■ : . 7' -77 ' :'7 »\ ч * Студенты третьего курса зоо технического отделения Чаплыгин ского сельхозтехникума пришли на производственную практику на третью свиноферму совхоза «Ра- ненбургский». Они попросили за числить их штатными свинарками. Надежда Точилкяна, Лидия Ма- кина, Нина Шувалова приняли группу из 364 откормочников. При плане 400 граммов они добились 475—500-граммовых привесов в сутки. НА СНИМКЕ: свинарка-прак тикантка Нина Шувалова. Фото М. Бодунова. «людям, так как ледник располо-^ I жен далеко от населенных пунк-« ♦ тов. Наоборот, резкое увеличение $ ♦ объема нижних частей глетчера ♦ 5 способствует росту летних расхо-$ *дов в горных речках, снабжаю-* { щих оросительные системы плодо- * I родных земель Семиречья. ♦ ♦ КОНСТРУКТОРЫ АМИНОКИСЛОТ * : — : * Механизму образования основ- * * ных аминокислот и их наборов в * клетках многолетних растений да- I ет оригинальное объяснение кан- * 5 дидаг биологических наук Нодар ♦ $ Нуцубидзе. Тбилисский ученый * ♦ нашел подходы к регулированию * $ свойств этих сложных органиче- * * ских соединении, составляющих { цепочки белков. Так, наблюдая за 5 «путешествием» меченого атома ♦ азота в клетке, ученый поперемен- 5 но выключал отдельные цепи про- X текающих там реакций. Это пока- 4 } зало, *го проникновение азртных * ; удобрений определяет состав ам и-* : нокислот в корнях'и листьях. Комбинируя азотную подкормку $ * с другими элементами (фосфором $ 4 и калием), можно по потребности $ * менять количество и качество на- { » боров аминокислот в клетках ра с-$ ♦ тения. Ученый подробно изучил $ * этот процесс, выяснив, в частно -1 * ети, что аммонийные соли резко I ♦ кислот, : лозе. например, в виноградной { , I (Корр. ТАСС). * 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz