Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)
* ЯЧИМВДСК0Е ЗНАМЯ и геет г., м гее мотет П и с Ь м а и з с о в х о з о в ПЕРЕД НОВЫМИ РУБЕЖАМИ На полях нашего совхоза работы завершены. С гектара получено по 17 центнеров зерна, хорошо уроди лись и другие культуры. Это ре зультат борьбы за подъем земледе лия. Мы осваиваем девягинолькый севооборот. В него включаем и ра нее пустовавшие участки; распахали 50 гектаров бросовых земель. Специалисты совхоза позаботи лись о заправке почвы удобрениями. Вносим их не вслепую. В отделениях составлены картограммы потребно сти почвы в фосфоре, калии и азоте. Под урожай юбилейного года было внесено 14 тысяч тонн перегноя,,500 тоня минеральных туков, много ам миачной воды. Заготовкой органиче ских удобрений занимаются два ме ханизированных отряда, оснащенных 20 тракторными тележками, двумя механическими лопатами и ^автома шинами. Большое значение придаем подго товке посевного материала. Исполь зуем только сортовые семена высо ких репродукций. Каждый гд*д про водим ооргообновление. Нынешним летом завезли с Липецкой опытной станции 30 тонн элитной ржи «харь- кавская-55», семена яровых доведе ны до I и 2 классов. Но дело не только в удобрениях и семенах. Глубокая пахота с луще нием стерни, внесение в рядки ми неральных удобрений, прикатыэание — стало у нас законом. Оградные перемены наметились в свекловодстве, хотя эта отрасль еще остается трудоемкой, но машины все больше заменяют ручной труд. Свекла в совхозе занимала 625 гек таров. Урожай превысил 200 центне ров с гектара. На площади 55 гекта ров эту культуру возделывало меха низированное звено А. Д . Мерецко ва. Мы убедились: надо смелее вне дрять механизацию. На будущий год Б О Л Ь Ш И Е К а к сейчас помню первую после военную весну. На скотном дворе — две коровы,'свиноматка, 23 лошади. В бригаде — шесть стареньких тракторов, комбайн и две вконец добитые сеялки... С этого начинали. Медленно, но твердо становилось хозяйство на ноги. Приходит как-то в правление неприметная девчонка — Маша Пу- тинцева. Окончила среднюю школу, учиться заочно в сельскохозяйствен ный институт поступила. Работать хочет. «Берись, говорю, телят выра щивать, а дальше видно будет». Пошла. Старательно стала работать. И разве думала она в то время, что станет зоотехником, бригадиром крупной молочнотоварной фермы, где содержится более 400 короз? Станет коммунисткой, делегатом X X III съезда нашей партии? Большие изменения произошли с тех пор, как на базе мелких колхо зов образовалось крупное хозяйство — совхоз «Кодыбельский». Наше Центральное отделение — в грани цах прежнего колхоза. Из года в год крепнет экономика х о з я й с т в а . Мы научились получать высокие урожаи зерновых, сахарной свеклы, производить много молока и мяса. Прибыль, которую получает совхоз, позволяет вести широкое строитель ство, механизировать трудоемкие процессы. Когда Мария Егоровна Путиние- ва (теперь она Воронежцева) вер нулась из Москвы, где принимала участие в работе X X III съезда КПСС, она стала. еще нетерпимее относиться к недостаткам. Особеп- создадям четыре механизированных эвена. Совхоз одним из первых в районе перевыполнил план сдачи свеклы. Выполнил (план по продаже карто феля. А ©от животноводы идут не вровень с полеводами? Совхоз спе циализируется на выращивании мясо молочного скота, «о кормами пого ловье было обеспечено плохо. В мае- июне дойным гуртам не хватало зеленой массы. Естественных выпа сов мало. А зеленый конвейер из сеяных трав не организовали. Д о пущенную ошибку исправляем. Рас ширяем посевы многолетних трав. На зиму заготовлено достаточное ко личество грубых, сочных й концен трированных кормов. К концу пятилетки совхоз должен довести плотность коров на сто гек таров земли до 10— 12 голов. Сейчас ведем строительство коровников хо зяйственным способом. Однако это не обеспечит нашу потребность в по мещениях. Хозяйство остро нужда ется в материалах. Плохо обстоит дело и с водоснаб жением ферм. В Поповке в трех ко ровниках содержится 400 коров. Во втором квартале планировали под вести туда воду. Длина трассы все го 500 Метров. Согласно договору эту работу должна была выполнить Афанасьевская ММС. Но воды на фермах нет и сейчас. Руководители станции не скупятся на посулы, а делом не занимаются. В районе два года идет разговор о радиофикации совхозного поселку Адоньево. На это отпущены деньги, а дело ни с места. Д . АГАПОВ, директор совхоза «Озерский» Становлянекого района. П Е Р Е М Е Н Ы но беспокоило ее отсутствие меха низации на ферме. Это был больной вопрос, он волновал в совхозе всех —и дирекцию, и партком. Механизи ровать старые коровники и трудно, и смысла нет. Начали строить нозое повешение. Приобрели передвижные доильные установки. Нынешним летом всех коров (а их у нас 440) доили с помощью аппаратов. А совсем недавно, в канун 50- летия Великого Октября, вступил в эксплуатацию новый механизиро ванный коровник. Хороший пода рок дояркам. В помещении — авто поилки, транспортер. Из конца в конец протянулся молокопровод «Даугава». -Теперь подойник и ло пату, как говорится, можно сдать в музей. И это не все. Скоро доярки перейдут на двухсменную работу. Изменения произошли не только на ферме. Неузнаваемым стало село. Появился водопровод. Выросли де сятки новых домов. Только в ны нешнем юбилейном году в Колы- бельском построены средняя школа, магазин. Вскоре вступит в строй столовая. Более обеспеченной и сча стливой стала жизнь сельских тру жеников. Хорошую жизнь нам дала Ком мунистическая партия. Советская власть, полувековой юбилей кото рой торжественно отметила вся на ша страна. * В. ВОРОНЕЖЦЕВ, управляющий Центральным отделением совчоза «Колыбельский» Чаплыгинекого района. Директор восьмилетней школы села Крутые Хутора Липецкого района коммунист Петр Николаевич Богатырев — опытный пропагандист. В колхозе «Строитель коммунизма» он руководит кружком основ марк сизма-ленинизма первого года обучения. Каждое занятие проходит живо и содержательно. НА СНИМКЕ: П. Н. Богатырев выступает перед слушателями кружка. Фото нештат. корр. «Ленинского знамени» А- Гирева. П РОШЛО немногим более ме сяца учебы в системе партий ного ” просвещения. Можно подвести уже некоторые итоги. В Левобережном районе г. Л и пецка действуют 34 начальных полит школы, 235 школ основ марксизма- ленинизма, 69 теоретических се-мл- наров, конференций и школ пар тийно-хозяйственного актива. Учеб ный год начался организованнее, чем в прошлые годы* Увеличилось число коммунистов, занимающихся в среднем и высшем звене партий ной учебы. Так, в тресте «Липецк- строй» в этом го ду организована школа партийно- хо-зяйсгвекного ак тива, на Новоли пецком заводе — 16 теоретических семинаров по изу чению политоко- раз меньше всего интересовались, Здесь создана начальная политшкола. Из 18 слушателей ее 16 имеют среднее и высшее образование. Спрашивает ся, какая необходимость учить их азам политической грамоты? Просто партийная организация формально подошла к комплектованию началь ной политшколы. Подобная же ошибка допущена в подборе слуша телей для школы основ марксизма- ленинизма огнеупорного цеха Ново- липецкого завода. Партийные организаций второго П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь У Ч И Т Ь С Я - П О С Е Щ А Т Ь Н Е Т О Л Ь К О З А Н Я Т И Я . . . снижает их интерес к учебе, порож дает паесцвност-ь. Пропагандисты тт. Кашура и Высоцкий (Новоли пецкий завод) недобросовестно ( го товились к занятиям. Партийные организации огнеупорного и ремонт-. но-механичесКого цехов этого завода не вникают 'в содержание политиче ской учебы, слабо изучают и анали зируют идейно-теоретический уро вень и методы проведения занятий, мирятся с тем, что отдельные ком мунисты учебу сводят лишь непосе щению занятий, но не работают над первой сто шика ми марксизма-л ен и- низма. Плохо пока ис пользуются про пагандистами на глядные пособия и технические сред ства пропаганды. В библиотеках и кабинетах полит- социализ- номии _________________ ма. .— , ; .== Центра л ын о й фигурой в системе политического образования является пропагандист. От ёго творчества, степени подго товки, идейной убежденности в зна чительной степени зависит теорети ческий уровень учебы. Хорошо проходят занятия теоре тического семинара партийной орга низации школы № 35. В этом — за слуга пропагандиста т/ Ананьиной. Она умеет вовлечь слушателей в активную работу. К занятиям, т. Ананьина готовится тщательно. Учитывая интересы и пожелания коммунистов, разраббтала интерес ную программу теоретического семи нара по проблемам коммунистиче ского воспитания, обсудила его ~:с работниками кафедры пединститута, а затем представила на утвержде ние парторганизации. Содержательно прошли первые занятия, в школе основ марксизма- ленйнизма завода железобетонных изделий Да 1, где пропагандистом т. Прдмарков. Пропагандист пар тийной организации треста «Лч- пеикстрой» т. Хоруженко умело увя зывает изучаемый материал с со- врсменностыо, широко использует периодические издания. Можно было бы назвать многих других пропагандистов партийных организации, которые заботятся о политическом образовании комму нистов. Но объективности ради, необхо димо указать и на недостатки в партийной учебе: Эффективность учебы во многом зависит от .того, правильно ли по дошли к организации ее, дает ли она что-то новое коммунистам, инте ресует ли их. Поэтому очень важно определить, в каком звене будет учиться член партии. В партийной организации завода минеральной ваты треста «Железобетон» этим как листопрокатного цеха Новолипецко го завода,‘Дома культуры строите лей, первого управления треста «Липецкетрой» и другие допускали ^рывы занятий, мирились с низкой посещаемостью. Райком партии позаботился о том. чтобы создать стройную систему уче бы руководящих кадров. А^ногие руководители предприятий, цехов и учреждений поступили в вечерний университет марксизма-ленинизма, другие — учатся в школах партий ного ..актива. Многие, но не все, К примеру; до сих пор не определила, формы учебы руководителей пар тийная /организация районного от пела милиции (секретарь партбюро т. Злобин). ' В районе немало коммунистов, которые решили изучать маркси стско-ленинскую ..теорию самостоя тельно. По не все они представили планы своей работы на утверждение парткомов, партбюро. Сделать это надо обязательно. Иначе парткомы к партбюро не будут знать, что и как они изучают. Следует оказать необ ходимую помощь товарищам, изуча ющим” марксизм-ленинизм по инди видуальным планам, позаботиться об организации для них квалифи цированных консультаций, лекций, привлекать этих коммунистов к ра боте теоретических конференции, к выступлениям перед трудящими ся с политическими докладами. Эго будут своего рода отчеты комму нистов о своей политической учебе. Серьезным ' недостатком является низкий идейно-теоретический уро вень занятий в отдельных началь ных политшколах И школах основ марксизма-ленинизма. Пропаган дисты допускают упрощенческий подход к теории, декларативность, не делают глубокого анализа со циально-общественных явлений. Все это не удовлетворяет слушателей, ----------..................... просвещения раи- ------ ------------ ------ = она имеется до статочное количе ство хороших наглядных пособий, диафильмов по истории КПСС, по литической экономии и философии. Стоит подумать и над тем, как луч ше использовать передачи телеви дения, посвященные изучению исто рии партии и политической эконо мии. Партийным организациям следу ет проявлять больше заботы о про пагандистах. Их труд требует нема ло сил и энергии. У них, как ни у кого другого,- свободное время загру жено до отказа. Между тем встре чаются. факты, когда пропагандист выполняет еще ряд общественных обязанностей:' Интересы дела требу ют освободить пропагандистов от других поручений. Парткомам и партбюро надо чаще обсуждать запросы политического образования на своих заседаниях, глубже вникать в.существо дела. Х ХШ съезд КПСС требует от партийных организаций постоянно углублять содержание политиче ских занятий. Этого можно добить ся. если первичные партийные орга низации устранят имеющиеся недо статки в политическом просвещении коммунистов, будут постоянно забо титься о повышении ндейноттеоретн- ческого уровня занятий. Д. БОГДАНОВСКАЯ, зав. кабинетом политпросвещения Левобережного райкома КПСС. Л ю д а т р у д о в о й с л а в ы Н И К О Л А Й Б О Р О В С К И Х , Н О В А Т О Р П Р О И З В О Д С Т В А До-ска показателей в стерж ков ом ■отделении сталелитейного цеха ЛТЗ всегда привлекает внимание. Вот и сейчас возле нее столпились рабо чие. —- Что же это, опять отстаете?— спросил бригадир слесарей группы наладки Николай Бсро-вских. — Будешь отставать. Вручную ведь все делаем,— ответил один из «их. Рабочие разошлись по своим ме стам. Коммунист Боровских вепом- !Нил, как несколько лет тому назад столкнулся он с подобным в обруб ном отделении. Не одно усовершен ствование пришлось тогда внести -новатору. И вот участок стал образ цовым. Ручной труд заменили механизмы. * Теперь на очереди — стержневое отделение. От внимания новатора не ускольз нуло то, что, заточка стержней в от делении ведется вручную. Так прак тиковалось здесь годами, со дня пу ска цеха. В результате — низкая выработка, высокий процент брака стержней. Это лихорадило работу коллектива, ставило под угрозу рит мичный труд станочников механиче ских цехов и сборщиков главного конвейера. Надо было механизиро вать заточку стержней. Н. Боровских обратился за помо щью к старшему мастеру отделения П. Склядневу и работнику техноло гического бюро Н. Подзорову. По степенно созрело решение: изгото вить станок Для заточки стержней. Вот уже несколько месяцев стер женщицы используют в своей рабо те новый агрегат. Он не только по мог втрое увеличить выработку, но и дал возможность устранить де фекты, которые, в конечном счете, приводили к браку большого коли чества отливок. Но впереди была трудная задача: перевод ручной формовки стержней на механическую. В цех ‘были доставлены три но венькие пескодувные машины. Каза лось, проще всего смонтировать их ■на участке. Но бригадиру группы наладки пришлось, повозиться. На Участке было много устаревшего оборудования Пришлось убрать его. По инициативе Н. Боровских были сделаны новые ст.олы, заменены бун кера. Все это помогло в короткий срок установить пескодувные маши ны. Если вам придется быть в стерж невом отделении, вы обязательно обратите на них внимание. На оперативных совещаниях часто отмечается хорошая работа стерж невого отделения, и поэтому гордо стью наполняется сердце бригадира группы наладки: не напрасно * о-я старался. Не ладилось дело на участке мар ганцовистого литья. Очень много траков с термической печи поступа ло с дефектами. Заглянул как-то сюда Н. Боров ских и увидел кучи трахов. которые коробились при закалке. Да и как им «е быть, если рабочие исправля ют детали вручную; кувалдой/ Много ли исправишь за смену? И здесь свою лепту решил внести новатор. Через несколько дней на стоя инженера по рационализации и . изобретательству лег чертеж новой- конструкции пресса для исправления- траков. Автором его, был коммунист Николай Боровских. Несколько дней назад пресс был' установлен на участке. Как легко теперь стало исправлять короблен ные отливки: не требуется ни физи ческих усилий, ни большого н а п р я жения. На участке пока од,ин пресс, скоро будет изготовлен еще один. Пройдешь сейчас по участку тра ков и не увидишь нигде за-вала. Вот что значит — в цехе есть такие неугомонные люди, как ком мунист Николай Боровских. Еще случаются простои в формо вочном и плавильном отделениях. Поэтому своей неотложной зада чей новатор считает ввод в строй второго грузового конвейера в фор мовочном отделении, а у плавизь-, щи ков — электрические” приводы тележки для подвоза шихты заме-, нить механическими. Это позволит формовщикам полностью механизи ровать крепление опок, а плавиль щикам работать без простоев. В. ЮДИН, нештатный корреспондент «Ленинского знамени». П О М А Т Е Р И А Л А М «Л Е Н И Н С КО ГО З Н А М Е Н И » Т е н ь же о р о 6 е В фельетоне, опубликованном под таким заголовком 7 октября 1967^ года, речь шла о фактах обвешива ния покупателей. Как сообщают ли пецкие горплодоовощторг и горпище- торг, по фельетону приняты меры. Заведующий магазином № 1 гор- плодоовещторга А. А. Чниевич от странен от занимаемой должности, директору гастронома «Металлург» В. А. Толкачевой, продавцам М. И. Минаевой и Л, С. Калинчевой вы несены административные взыска ния. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА Полвека назад наша Родина всту пила на социалистический путь раз вития. В результате великой побе ды в октябре 1917 года в нашей стране навсегда ликвидированы экс плуататорские классы капиталистов, помещиков, -кулаков, уничтожена социальная противоположность меж ду городом и деревней, между ум ственным и физическим трудом, -произошли огромные изменения в структуре общества. «Социальная структура советского общества,— говорится в Тезисах Н К КПСС к 50-летию Октября, — ха рактеризуется наличием дружествен ных классов и групп трудящихся, единством их экономических, соци ально-политических и идейных ин тересов, общей заинтересованностью в построении коммунизма». Марксистско-ленинская наука, ха рактеризуя социализм как общество ч Рабочие и служащие Колхозное крестьянство и кооперированные кхстари Крестьяне-единоличники и Нскооперир. кустари Буржуазия, помещики, торговцы, кулаки Цифры свидетельствуют о корен ных переменах в социальной струк туре общества после победы рево люции и построения социализма. В переходный от капитализма к соци ализму период исчезли классы и со циальные группы, связанные с досо циалистическими способами произ водства. Последовательно рос удель ный вес рабочего класса, хотя на первых порах наиболее многочислен ной группой в социальной структуре общества оставалось крестьянство. Еще в тоедвоенные голы числен ность рабочих и служащих состав ляла свыше половины всего населе ния Советского Союза, к середине 60-х голов она достигла трех чет вертей. Численность крестьянства за эти же годы уменьшилась наполо вину. Чем же объясняются такие пере мены? Отнюдь не разорением кре- без классов, имеет в виду прежде всего -ликвидацию экономических ус ловий, которые делали возможной эксплуатацию человека человеком. В. И. Ленин говорил: «...Наша цель, как цель всемирного социализма, есть уничтожение классов, а классы — это такие группы, из которых од на может жить трудом другой, од на присваивает себе труд другой» (Поли. гобр. Соч., т. 39, стр. 433). В первой половине 30-х годов в нашей стране была завершена лик видация эксплуататорских классов. В Советском Союзе восторжество вал социалистический строй, полу чивший законодательное закрепле ние в Конституции 1936 года. Это была замечательная победа трудя щихся. Вот таблица, показывающая изме нения в классовом составе населения Нашей страны (в процентах): 1913 192о 1939 1959 1966 17,0 17,6 50,2 68,3 76,4 — 2,9 47,2 31,4 23,6 66,7 74,9 2,6 03 0,0 16,3 4,6 — — . — стьянства или «размызанием» это го класса, что свойственно капита листическому обществу. Рост числен ности рабочего класса и уменьшение крестьянства — закономерный ре зультат социалистического развития страны Повсюду в стране строились предприятия крупной промышленно сти, оснащенные новейшей техникой. Создавались государственные сель скохозяйственные предприятия (сов хозы). Важное значение для этого процесса имело и внедрение меха низации з сельскохозяйс т в е н н ы й труд, повышение производительности тружеников села, что давало воз можность высвобождать излишки рабочей силы. Ныне 23,6 процента (к общему составу населения стра ны) крестьян-колхозников, вместе с работниками совхозов, дают сель скохозяйственной продукции намно- , го больше, чем ее дазали в 1928 го- дч три четверти всего населения СССР. Технический прогресс страны, при менение достижений науки и техни ки к материальному производству также активно способствовали этим переменам. * * * Ныне в Советском Союзе имеются два дружественных класса — рабо чий класс и крестьянство и вышед шая из народа подданная социализ му интеллигенция. По мысли К. Маркса, рабочий класс составляет основной костяк каждого народа, только он создает все богатства наиий. В. И. Ленин называл рабочих первой производи тельной силой всего человечества. В условиях капитализма рабочий класс—это класс наемных рабочих, лишенных средств производства. Иное дело при социализме. Социа листическая революция, которую со вершает рабочий класс, руководи мый партией, кладет конец его экс плуатации. он становится классом тружеников, владеющим вместе с другими трудящимися всеми основ ными средствами производства. Рабочий класс ставит своей це лью ликвидацию классовых разли чий, создание бесклассового комму* нислического общества. Являясь но сителем социалистического патрио тизма, он в то же время свободен от национального эгоизма, глубоко предан идеям солидарности трудя щихся всех стран. Рабочий класс за нимает руководящее положение в обществе потому, что он политиче ски более закален, обладает наи большим революционным опытом. Советское государство возникло как государство диктатуры пролета риата. с построением социализма оно стало организацией всенарод ной. Вместе с колхозным крестьян ством и народной интеллигенцией советский рабочий класс пронес че рез десятилетия ленинскую идею тесного содружества главных соци альных сил нашего общества, и это явилось основой роста сил государ ства, развертывания социалистиче с к о й демократии, Но поскольку ра бочий класс выступает как самая передовая и организованная сила общества, он и в период коммуни стического строительства сохраняет свою руководящую роль. До революции численность рабо чего класса России составляла не многим более 11 миллионов человек. Индустриализация страны, развер тывание строительства новых пред приятий в годы первых пятилеток, естественно, вызвали рост его рядов. В Программе партии говорится, что индустриализация СССР — великий подвиг рабочего класса, всего наро да, который, не жалея ни сил, ни средств, сознательно шел на лише ния, чтобы вытащить страну из от сталости. В 1937 году численность рабочих и служащих в СССР до стигла 28,6 миллиона человек. К концу 1966 года рабочие и служа щие составили могучий отряд тру жеников — почти в 86 миллионов. Состав рабочих, занятых в про мышленности СССР, отражает су щественную сторону советской эко номики — преимущественный рост тяжелой индустрии, ее наиболее прогрессивных отраслей. В связи с техническим прогрессом, внедрени ем новых достижении науки в про изводство произошло и такое каче ственное улучшение состава труже ников народного хозяйства, как уве личение удельного веса рабочих, ин женеров я техников, при снижении числа конторских служащих. Новое пополнение рабочего класса, особен но из среды Молодежи, имеет, как правило, 8—10-летнее образование, политехническую подготовку. В Советском Союзе есть отрасли промышленности, в которых свыше половины рабочих с высшим, сред ним и неполным средним образова нием. в их числе металлургия, ма шиностроение, химия, полиграфия. А еше в 1926 году среди лиц, заня тых физическим трудом в промыш ленности, было всего только 1,5 процента, имевших среднее и непол ное среднее образование. С каждым годом растет удельный вес профессий квалифицированного труда, исчезают специальности тру да ручного и маломёхакизированного. Например, к 1959 году (по сравне нию с 1926 годом) число металли- стов-ннстрА менталыдиков, лекаль щиков, механиков увеличилось бо лее чем в 20 раз, число сварщиков— в 41 раз, наладчиков станков авто матических линий — в 79 раз. В ме таллургии исчезла профессия ката ля, на строительстве — массовая прежде профессия грабаря-земле- копа. Культурно-технический подъем ра бочего класса способствует еще большему росту его творческой ак тивности — широкий размах в стра не приобрело социалистическое со ревнование, движение за коммуни стический труд, получило распрост ранение такое замечательное явле ние, как массовое рационализатор ство и изобретательство. Руководящая роль рабочего клас са проявляется во всех сферах эко номической, политической и культур ной жизни общества. Выразителем линии рабочего класса является Коммунистическая партия Советско го Свюза. Рабочий класс составляет основное ядро этой партии. КПСС, объединяя ныне в себе передовую часть рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллиген ции, является авангардом всего на рода. Политика и идеология партии по-прежнему выражают позицию ра бочего класса Советского Союза, всемирного рабочего класса, В результате Великой Октябрь ской победы крестьянство Ро'ссии освободилось от эксплуатации поме щиков, стало /свободным. Но оно продолжало оставаться классом мелких товаропроизводителей. В. И. Ленин учил, что мелким хозяйством из нужды не выйти, что нужны большие качественные перемены в ведении земледелия, чтобы оно раз вивалось в сторону социализма. Перевод крестьянства на коопера тивный путь был для партии самой трудной после взятия власти зада чей. Крестьянство приняло идеи коопе рации, с помощью рабочего класса встало на путь социализма. Милли оны мелких единоличных крестьян ских хозяйств добровольно объеди нились в колхозах. На смену раз дробленному мелкому производству пришли крупное производство с ма шинной техникой. коллективный труд. Переход советской деревни на путь крупного социалистического хо зяйства представлял собой под ливную революцию в экономи ческих отношениях* ©о в с е м укладе жизни к р е с т ь я н с т в а . За последнее время Советское* го сударство приняло ряд важных мер для подъема экономики -колхозов, большей их рентабельности. Сама суть кооперативного производства потребовала, чтобы колхозы облада ли широкими правами в области планирования, в развитии творче ской инициативы колхозников. Значение коллективного хозяйства в деревне не ограничивается только экономической стороной. Колхозы — составная часть экономической струк туры общества, но в то же время они являются общественными орга низациями крестьян, сплачивают в социально-по литичвеком отношении все крестьянство в единое целое. Программа партии называет колхо зы школой коммунизма для кресть янства. Один из видных организа торов Советского государства — М, И. Калинин, хорошо знавший жизнь деревни, говорил: «Коллек тивное производство есть основа, на которой строится социалистиче ская жизнь в деревне. Изменяется психология людей, расширяется их кругозор в начале до понимания об- шеколх'оз-ных, а затем до общегосу дарственных, социалистических за дач». Коллективизация помогла . ликви дировать разноликоеть экономиче ской базы города и деревни, созда ла условия для преодоления соци альных различий между труженика ми города и села. Применение слож ной машинной ^техники привело в деревне к созданию большого слоя работников инженерно-техническо го труда. Многие профессии, осно ванные в прошлом на физическом труде, исчезли, а другие с примене нием агрозоотехнических знаний из менились. В социальной структуре советского села -ныне значатся не только крестьяне. Как и в городе, здесь имеются рабочие, служащие, интеллигенция. Вот как выглядела структура сельского населения СССР в 1959 году: колхозники — 61 про цент, рабочие — 28,6, служащие -*-* 10.1. И только 0.3 процента имелось кфестьян-единоличников и некоопе рированных кустарей. Ныне совет ская действительность не знает та кой социальной группы. В настоя щее время 36,5 тысячи колхозов объединяют свыше 18 миллионов тружеников гола, в 12 тысячах сов хозов работает около 8 миллионов человек. До революции преобладающее чи слю крестьян у нас не знало грамо ты, В предвоенные годы людей с об разованием выше начального из чис ла скотников, доярок, конюхов, сви нарей, птицеводов было только 5 на тысячу, а во время последней пере писи — 204. Среди пастухов, гурто правов, чабанов было 4 наиболее грамотных человека на тысячу, а сейчас — 146. Более четверти заня тых в труде колхозников имеют ны не образование от неполного сред него и до высшего. В числе материальных предпосы лок, ведущих к стиранию различий между колхозным крестьянством и другими слоями советского общест ва, следует назвать и межколхоз ные предприятия. Возникают ремонт ные мастерские, предприятия по об работке сельскохозяйственного сы рья, которые обслуживают несколь ко колхозов. Действуют межкол хозные электростанции, животно водческие фермы, ирригационные сооружения. Собственностью какого- то одного колхоза их назвать уже ■нельзя. Это новая, переходная фор ма кооперативной собственности, сливающаяся с общенародной. В межколхозных предприятиях уже сам производственный процесс сти рает деление трудящихся на рабо чих и крестьян. Электрик межкол хозной электростанции,— кто он по своей социальной принадлежности? Он труженик социалистического об щества — и колхозник, и рабочий. Коммунистическая партия делает все для того, чтобы все колхозы стали экономически мощными, с вы сокими доходами, чтобы все более совершенствовалась их деятель ность. Крестьянство — верный союз ник рабочего класса — стало ак тивной силой строительства комму нистического общества. В период коммунистического стро ительства во всех сферах жизни об щества возрастает роль советской интеллигенции. Ее интересы, подчер кивается в Тезисах Ц К КПСС, не отделимы от интересов рабочих ж крестьян. Благодаря техническому прогрес су, повышению культурно-техниче ского уровня трудящихся в СССР активно идет процесс роста кадров интеллигенции, особенно техниче ской. Если в 1913 году в хозяйстве страны было занято около 200 тысяч специалистов, то в 1966 году их было почти 13 миллионов человек. Только в прошлом году народное хозяйство СССР получило свыше одного мил лиона специалистов. Общая числен ность работнике© умственного труда •превышает 27 миллионов человек, , Ни одна страна мара не может сраз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz