Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1967 г. (г. Липецк)

* ЯЧИМВДСК0Е ЗНАМЯ и геет г., м гее мотет П и с Ь м а и з с о в х о з о в ПЕРЕД НОВЫМИ РУБЕЖАМИ На полях нашего совхоза работы завершены. С гектара получено по 17 центнеров зерна, хорошо уроди­ лись и другие культуры. Это ре­ зультат борьбы за подъем земледе­ лия. Мы осваиваем девягинолькый севооборот. В него включаем и ра­ нее пустовавшие участки; распахали 50 гектаров бросовых земель. Специалисты совхоза позаботи­ лись о заправке почвы удобрениями. Вносим их не вслепую. В отделениях составлены картограммы потребно­ сти почвы в фосфоре, калии и азоте. Под урожай юбилейного года было внесено 14 тысяч тонн перегноя,,500 тоня минеральных туков, много ам­ миачной воды. Заготовкой органиче­ ских удобрений занимаются два ме­ ханизированных отряда, оснащенных 20 тракторными тележками, двумя механическими лопатами и ^автома­ шинами. Большое значение придаем подго­ товке посевного материала. Исполь­ зуем только сортовые семена высо­ ких репродукций. Каждый гд*д про­ водим ооргообновление. Нынешним летом завезли с Липецкой опытной станции 30 тонн элитной ржи «харь- кавская-55», семена яровых доведе­ ны до I и 2 классов. Но дело не только в удобрениях и семенах. Глубокая пахота с луще­ нием стерни, внесение в рядки ми­ неральных удобрений, прикатыэание — стало у нас законом. Оградные перемены наметились в свекловодстве, хотя эта отрасль еще остается трудоемкой, но машины все больше заменяют ручной труд. Свекла в совхозе занимала 625 гек­ таров. Урожай превысил 200 центне­ ров с гектара. На площади 55 гекта­ ров эту культуру возделывало меха­ низированное звено А. Д . Мерецко­ ва. Мы убедились: надо смелее вне­ дрять механизацию. На будущий год Б О Л Ь Ш И Е К а к сейчас помню первую после­ военную весну. На скотном дворе — две коровы,'свиноматка, 23 лошади. В бригаде — шесть стареньких тракторов, комбайн и две вконец добитые сеялки... С этого начинали. Медленно, но твердо становилось хозяйство на ноги. Приходит как-то в правление неприметная девчонка — Маша Пу- тинцева. Окончила среднюю школу, учиться заочно в сельскохозяйствен­ ный институт поступила. Работать хочет. «Берись, говорю, телят выра­ щивать, а дальше видно будет». Пошла. Старательно стала работать. И разве думала она в то время, что станет зоотехником, бригадиром крупной молочнотоварной фермы, где содержится более 400 короз? Станет коммунисткой, делегатом X X III съезда нашей партии? Большие изменения произошли с тех пор, как на базе мелких колхо­ зов образовалось крупное хозяйство — совхоз «Кодыбельский». Наше Центральное отделение — в грани­ цах прежнего колхоза. Из года в год крепнет экономика х о з я й с т в а . Мы научились получать высокие урожаи зерновых, сахарной свеклы, производить много молока и мяса. Прибыль, которую получает совхоз, позволяет вести широкое строитель­ ство, механизировать трудоемкие процессы. Когда Мария Егоровна Путиние- ва (теперь она Воронежцева) вер­ нулась из Москвы, где принимала участие в работе X X III съезда КПСС, она стала. еще нетерпимее относиться к недостаткам. Особеп- создадям четыре механизированных эвена. Совхоз одним из первых в районе перевыполнил план сдачи свеклы. Выполнил (план по продаже карто­ феля. А ©от животноводы идут не вровень с полеводами? Совхоз спе­ циализируется на выращивании мясо­ молочного скота, «о кормами пого­ ловье было обеспечено плохо. В мае- июне дойным гуртам не хватало зеленой массы. Естественных выпа­ сов мало. А зеленый конвейер из сеяных трав не организовали. Д о­ пущенную ошибку исправляем. Рас­ ширяем посевы многолетних трав. На зиму заготовлено достаточное ко­ личество грубых, сочных й концен­ трированных кормов. К концу пятилетки совхоз должен довести плотность коров на сто гек­ таров земли до 10— 12 голов. Сейчас ведем строительство коровников хо­ зяйственным способом. Однако это не обеспечит нашу потребность в по­ мещениях. Хозяйство остро нужда­ ется в материалах. Плохо обстоит дело и с водоснаб­ жением ферм. В Поповке в трех ко­ ровниках содержится 400 коров. Во втором квартале планировали под­ вести туда воду. Длина трассы все­ го 500 Метров. Согласно договору эту работу должна была выполнить Афанасьевская ММС. Но воды на фермах нет и сейчас. Руководители станции не скупятся на посулы, а делом не занимаются. В районе два года идет разговор о радиофикации совхозного поселку Адоньево. На это отпущены деньги, а дело ни с места. Д . АГАПОВ, директор совхоза «Озерский» Становлянекого района. П Е Р Е М Е Н Ы но беспокоило ее отсутствие меха­ низации на ферме. Это был больной вопрос, он волновал в совхозе всех —и дирекцию, и партком. Механизи­ ровать старые коровники и трудно, и смысла нет. Начали строить нозое повешение. Приобрели передвижные доильные установки. Нынешним летом всех коров (а их у нас 440) доили с помощью аппаратов. А совсем недавно, в канун 50- летия Великого Октября, вступил в эксплуатацию новый механизиро­ ванный коровник. Хороший пода­ рок дояркам. В помещении — авто­ поилки, транспортер. Из конца в конец протянулся молокопровод «Даугава». -Теперь подойник и ло­ пату, как говорится, можно сдать в музей. И это не все. Скоро доярки перейдут на двухсменную работу. Изменения произошли не только на ферме. Неузнаваемым стало село. Появился водопровод. Выросли де­ сятки новых домов. Только в ны­ нешнем юбилейном году в Колы- бельском построены средняя школа, магазин. Вскоре вступит в строй столовая. Более обеспеченной и сча­ стливой стала жизнь сельских тру­ жеников. Хорошую жизнь нам дала Ком­ мунистическая партия. Советская власть, полувековой юбилей кото­ рой торжественно отметила вся на­ ша страна. * В. ВОРОНЕЖЦЕВ, управляющий Центральным отделением совчоза «Колыбельский» Чаплыгинекого района. Директор восьмилетней школы села Крутые Хутора Липецкого района коммунист Петр Николаевич Богатырев — опытный пропагандист. В колхозе «Строитель коммунизма» он руководит кружком основ марк­ сизма-ленинизма первого года обучения. Каждое занятие проходит живо и содержательно. НА СНИМКЕ: П. Н. Богатырев выступает перед слушателями кружка. Фото нештат. корр. «Ленинского знамени» А- Гирева. П РОШЛО немногим более ме­ сяца учебы в системе партий­ ного ” просвещения. Можно подвести уже некоторые итоги. В Левобережном районе г. Л и ­ пецка действуют 34 начальных полит­ школы, 235 школ основ марксизма- ленинизма, 69 теоретических се-мл- наров, конференций и школ пар­ тийно-хозяйственного актива. Учеб­ ный год начался организованнее, чем в прошлые годы* Увеличилось число коммунистов, занимающихся в среднем и высшем звене партий­ ной учебы. Так, в тресте «Липецк- строй» в этом го­ ду организована школа партийно- хо-зяйсгвекного ак­ тива, на Новоли­ пецком заводе — 16 теоретических семинаров по изу­ чению политоко- раз меньше всего интересовались, Здесь создана начальная политшкола. Из 18 слушателей ее 16 имеют среднее и высшее образование. Спрашивает­ ся, какая необходимость учить их азам политической грамоты? Просто партийная организация формально подошла к комплектованию началь­ ной политшколы. Подобная же ошибка допущена в подборе слуша­ телей для школы основ марксизма- ленинизма огнеупорного цеха Ново- липецкого завода. Партийные организаций второго П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь У Ч И Т Ь С Я - П О С Е Щ А Т Ь Н Е Т О Л Ь К О З А Н Я Т И Я . . . снижает их интерес к учебе, порож­ дает паесцвност-ь. Пропагандисты тт. Кашура и Высоцкий (Новоли­ пецкий завод) недобросовестно ( го­ товились к занятиям. Партийные организации огнеупорного и ремонт-. но-механичесКого цехов этого завода не вникают 'в содержание политиче­ ской учебы, слабо изучают и анали­ зируют идейно-теоретический уро­ вень и методы проведения занятий, мирятся с тем, что отдельные ком­ мунисты учебу сводят лишь непосе­ щению занятий, но не работают над первой сто шика ми марксизма-л ен и- низма. Плохо пока ис­ пользуются про­ пагандистами на­ глядные пособия и технические сред­ ства пропаганды. В библиотеках и кабинетах полит- социализ- номии _________________ ма. .— , ; .== Центра л ын о й фигурой в системе политического образования является пропагандист. От ёго творчества, степени подго­ товки, идейной убежденности в зна­ чительной степени зависит теорети­ ческий уровень учебы. Хорошо проходят занятия теоре­ тического семинара партийной орга­ низации школы № 35. В этом — за­ слуга пропагандиста т/ Ананьиной. Она умеет вовлечь слушателей в активную работу. К занятиям, т. Ананьина готовится тщательно. Учитывая интересы и пожелания коммунистов, разраббтала интерес­ ную программу теоретического семи­ нара по проблемам коммунистиче­ ского воспитания, обсудила его ~:с работниками кафедры пединститута, а затем представила на утвержде­ ние парторганизации. Содержательно прошли первые занятия, в школе основ марксизма- ленйнизма завода железобетонных изделий Да 1, где пропагандистом т. Прдмарков. Пропагандист пар­ тийной организации треста «Лч- пеикстрой» т. Хоруженко умело увя­ зывает изучаемый материал с со- врсменностыо, широко использует периодические издания. Можно было бы назвать многих других пропагандистов партийных организации, которые заботятся о политическом образовании комму­ нистов. Но объективности ради, необхо­ димо указать и на недостатки в партийной учебе: Эффективность учебы во многом зависит от .того, правильно ли по­ дошли к организации ее, дает ли она что-то новое коммунистам, инте­ ресует ли их. Поэтому очень важно определить, в каком звене будет учиться член партии. В партийной организации завода минеральной ваты треста «Железобетон» этим как листопрокатного цеха Новолипецко­ го завода,‘Дома культуры строите­ лей, первого управления треста «Липецкетрой» и другие допускали ^рывы занятий, мирились с низкой посещаемостью. Райком партии позаботился о том. чтобы создать стройную систему уче­ бы руководящих кадров. А^ногие руководители предприятий, цехов и учреждений поступили в вечерний университет марксизма-ленинизма, другие — учатся в школах партий­ ного ..актива. Многие, но не все, К примеру; до сих пор не определила, формы учебы руководителей пар­ тийная /организация районного от­ пела милиции (секретарь партбюро т. Злобин). ' В районе немало коммунистов, которые решили изучать маркси­ стско-ленинскую ..теорию самостоя­ тельно. По не все они представили планы своей работы на утверждение парткомов, партбюро. Сделать это надо обязательно. Иначе парткомы к партбюро не будут знать, что и как они изучают. Следует оказать необ­ ходимую помощь товарищам, изуча­ ющим” марксизм-ленинизм по инди­ видуальным планам, позаботиться об организации для них квалифи­ цированных консультаций, лекций, привлекать этих коммунистов к ра­ боте теоретических конференции, к выступлениям перед трудящими­ ся с политическими докладами. Эго будут своего рода отчеты комму­ нистов о своей политической учебе. Серьезным ' недостатком является низкий идейно-теоретический уро­ вень занятий в отдельных началь­ ных политшколах И школах основ марксизма-ленинизма. Пропаган­ дисты допускают упрощенческий подход к теории, декларативность, не делают глубокого анализа со­ циально-общественных явлений. Все это не удовлетворяет слушателей, ----------..................... просвещения раи- ------ ------------ ------ = она имеется до­ статочное количе­ ство хороших наглядных пособий, диафильмов по истории КПСС, по­ литической экономии и философии. Стоит подумать и над тем, как луч­ ше использовать передачи телеви­ дения, посвященные изучению исто­ рии партии и политической эконо­ мии. Партийным организациям следу­ ет проявлять больше заботы о про­ пагандистах. Их труд требует нема­ ло сил и энергии. У них, как ни у кого другого,- свободное время загру­ жено до отказа. Между тем встре­ чаются. факты, когда пропагандист выполняет еще ряд общественных обязанностей:' Интересы дела требу­ ют освободить пропагандистов от других поручений. Парткомам и партбюро надо чаще обсуждать запросы политического образования на своих заседаниях, глубже вникать в.существо дела. Х ХШ съезд КПСС требует от партийных организаций постоянно углублять содержание политиче­ ских занятий. Этого можно добить­ ся. если первичные партийные орга­ низации устранят имеющиеся недо­ статки в политическом просвещении коммунистов, будут постоянно забо­ титься о повышении ндейноттеоретн- ческого уровня занятий. Д. БОГДАНОВСКАЯ, зав. кабинетом политпросвещения Левобережного райкома КПСС. Л ю д а т р у д о в о й с л а в ы Н И К О Л А Й Б О Р О В С К И Х , Н О В А Т О Р П Р О И З В О Д С Т В А До-ска показателей в стерж ков ом ■отделении сталелитейного цеха ЛТЗ всегда привлекает внимание. Вот и сейчас возле нее столпились рабо­ чие. —- Что же это, опять отстаете?— спросил бригадир слесарей группы наладки Николай Бсро-вских. — Будешь отставать. Вручную ведь все делаем,— ответил один из «их. Рабочие разошлись по своим ме­ стам. Коммунист Боровских вепом- !Нил, как несколько лет тому назад столкнулся он с подобным в обруб­ ном отделении. Не одно усовершен­ ствование пришлось тогда внести -новатору. И вот участок стал образ­ цовым. Ручной труд заменили механизмы. * Теперь на очереди — стержневое отделение. От внимания новатора не ускольз­ нуло то, что, заточка стержней в от­ делении ведется вручную. Так прак­ тиковалось здесь годами, со дня пу­ ска цеха. В результате — низкая выработка, высокий процент брака стержней. Это лихорадило работу коллектива, ставило под угрозу рит­ мичный труд станочников механиче­ ских цехов и сборщиков главного конвейера. Надо было механизиро­ вать заточку стержней. Н. Боровских обратился за помо­ щью к старшему мастеру отделения П. Склядневу и работнику техноло­ гического бюро Н. Подзорову. По­ степенно созрело решение: изгото­ вить станок Для заточки стержней. Вот уже несколько месяцев стер­ женщицы используют в своей рабо­ те новый агрегат. Он не только по­ мог втрое увеличить выработку, но и дал возможность устранить де­ фекты, которые, в конечном счете, приводили к браку большого коли­ чества отливок. Но впереди была трудная задача: перевод ручной формовки стержней на механическую. В цех ‘были доставлены три но­ венькие пескодувные машины. Каза­ лось, проще всего смонтировать их ■на участке. Но бригадиру группы наладки пришлось, повозиться. На Участке было много устаревшего оборудования Пришлось убрать его. По инициативе Н. Боровских были сделаны новые ст.олы, заменены бун­ кера. Все это помогло в короткий срок установить пескодувные маши­ ны. Если вам придется быть в стерж­ невом отделении, вы обязательно обратите на них внимание. На оперативных совещаниях часто отмечается хорошая работа стерж­ невого отделения, и поэтому гордо­ стью наполняется сердце бригадира группы наладки: не напрасно * о-я старался. Не ладилось дело на участке мар­ ганцовистого литья. Очень много траков с термической печи поступа­ ло с дефектами. Заглянул как-то сюда Н. Боров­ ских и увидел кучи трахов. которые коробились при закалке. Да и как им «е быть, если рабочие исправля­ ют детали вручную; кувалдой/ Много ли исправишь за смену? И здесь свою лепту решил внести новатор. Через несколько дней на­ стоя инженера по рационализации и . изобретательству лег чертеж новой- конструкции пресса для исправления- траков. Автором его, был коммунист Николай Боровских. Несколько дней назад пресс был' установлен на участке. Как легко теперь стало исправлять короблен­ ные отливки: не требуется ни физи­ ческих усилий, ни большого н а п р я ­ жения. На участке пока од,ин пресс, скоро будет изготовлен еще один. Пройдешь сейчас по участку тра­ ков и не увидишь нигде за-вала. Вот что значит — в цехе есть такие неугомонные люди, как ком­ мунист Николай Боровских. Еще случаются простои в формо­ вочном и плавильном отделениях. Поэтому своей неотложной зада­ чей новатор считает ввод в строй второго грузового конвейера в фор­ мовочном отделении, а у плавизь-, щи ков — электрические” приводы тележки для подвоза шихты заме-, нить механическими. Это позволит формовщикам полностью механизи­ ровать крепление опок, а плавиль­ щикам работать без простоев. В. ЮДИН, нештатный корреспондент «Ленинского знамени». П О М А Т Е Р И А Л А М «Л Е Н И Н С КО ГО З Н А М Е Н И » Т е н ь же о р о 6 е В фельетоне, опубликованном под таким заголовком 7 октября 1967^ года, речь шла о фактах обвешива­ ния покупателей. Как сообщают ли­ пецкие горплодоовощторг и горпище- торг, по фельетону приняты меры. Заведующий магазином № 1 гор- плодоовещторга А. А. Чниевич от­ странен от занимаемой должности, директору гастронома «Металлург» В. А. Толкачевой, продавцам М. И. Минаевой и Л, С. Калинчевой вы­ несены административные взыска­ ния. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА Полвека назад наша Родина всту­ пила на социалистический путь раз­ вития. В результате великой побе­ ды в октябре 1917 года в нашей стране навсегда ликвидированы экс­ плуататорские классы капиталистов, помещиков, -кулаков, уничтожена социальная противоположность меж­ ду городом и деревней, между ум­ ственным и физическим трудом, -произошли огромные изменения в структуре общества. «Социальная структура советского общества,— говорится в Тезисах Н К КПСС к 50-летию Октября, — ха­ рактеризуется наличием дружествен­ ных классов и групп трудящихся, единством их экономических, соци­ ально-политических и идейных ин­ тересов, общей заинтересованностью в построении коммунизма». Марксистско-ленинская наука, ха­ рактеризуя социализм как общество ч Рабочие и служащие Колхозное крестьянство и кооперированные кхстари Крестьяне-единоличники и Нскооперир. кустари Буржуазия, помещики, торговцы, кулаки Цифры свидетельствуют о корен­ ных переменах в социальной струк­ туре общества после победы рево­ люции и построения социализма. В переходный от капитализма к соци­ ализму период исчезли классы и со­ циальные группы, связанные с досо­ циалистическими способами произ­ водства. Последовательно рос удель­ ный вес рабочего класса, хотя на первых порах наиболее многочислен­ ной группой в социальной структуре общества оставалось крестьянство. Еще в тоедвоенные голы числен­ ность рабочих и служащих состав­ ляла свыше половины всего населе­ ния Советского Союза, к середине 60-х голов она достигла трех чет­ вертей. Численность крестьянства за эти же годы уменьшилась наполо­ вину. Чем же объясняются такие пере­ мены? Отнюдь не разорением кре- без классов, имеет в виду прежде всего -ликвидацию экономических ус­ ловий, которые делали возможной эксплуатацию человека человеком. В. И. Ленин говорил: «...Наша цель, как цель всемирного социализма, есть уничтожение классов, а классы — это такие группы, из которых од­ на может жить трудом другой, од­ на присваивает себе труд другой» (Поли. гобр. Соч., т. 39, стр. 433). В первой половине 30-х годов в нашей стране была завершена лик­ видация эксплуататорских классов. В Советском Союзе восторжество­ вал социалистический строй, полу­ чивший законодательное закрепле­ ние в Конституции 1936 года. Это была замечательная победа трудя­ щихся. Вот таблица, показывающая изме­ нения в классовом составе населения Нашей страны (в процентах): 1913 192о 1939 1959 1966 17,0 17,6 50,2 68,3 76,4 — 2,9 47,2 31,4 23,6 66,7 74,9 2,6 03 0,0 16,3 4,6 — — . — стьянства или «размызанием» это­ го класса, что свойственно капита­ листическому обществу. Рост числен­ ности рабочего класса и уменьшение крестьянства — закономерный ре­ зультат социалистического развития страны Повсюду в стране строились предприятия крупной промышленно­ сти, оснащенные новейшей техникой. Создавались государственные сель­ скохозяйственные предприятия (сов­ хозы). Важное значение для этого процесса имело и внедрение меха­ низации з сельскохозяйс т в е н н ы й труд, повышение производительности тружеников села, что давало воз­ можность высвобождать излишки рабочей силы. Ныне 23,6 процента (к общему составу населения стра­ ны) крестьян-колхозников, вместе с работниками совхозов, дают сель­ скохозяйственной продукции намно- , го больше, чем ее дазали в 1928 го- дч три четверти всего населения СССР. Технический прогресс страны, при­ менение достижений науки и техни­ ки к материальному производству также активно способствовали этим переменам. * * * Ныне в Советском Союзе имеются два дружественных класса — рабо­ чий класс и крестьянство и вышед­ шая из народа подданная социализ­ му интеллигенция. По мысли К. Маркса, рабочий класс составляет основной костяк каждого народа, только он создает все богатства наиий. В. И. Ленин называл рабочих первой производи­ тельной силой всего человечества. В условиях капитализма рабочий класс—это класс наемных рабочих, лишенных средств производства. Иное дело при социализме. Социа­ листическая революция, которую со­ вершает рабочий класс, руководи­ мый партией, кладет конец его экс­ плуатации. он становится классом тружеников, владеющим вместе с другими трудящимися всеми основ­ ными средствами производства. Рабочий класс ставит своей це­ лью ликвидацию классовых разли­ чий, создание бесклассового комму* нислического общества. Являясь но­ сителем социалистического патрио­ тизма, он в то же время свободен от национального эгоизма, глубоко предан идеям солидарности трудя­ щихся всех стран. Рабочий класс за­ нимает руководящее положение в обществе потому, что он политиче­ ски более закален, обладает наи­ большим революционным опытом. Советское государство возникло как государство диктатуры пролета­ риата. с построением социализма оно стало организацией всенарод­ ной. Вместе с колхозным крестьян­ ством и народной интеллигенцией советский рабочий класс пронес че­ рез десятилетия ленинскую идею тесного содружества главных соци­ альных сил нашего общества, и это явилось основой роста сил государ­ ства, развертывания социалистиче­ с к о й демократии, Но поскольку ра­ бочий класс выступает как самая передовая и организованная сила общества, он и в период коммуни­ стического строительства сохраняет свою руководящую роль. До революции численность рабо­ чего класса России составляла не­ многим более 11 миллионов человек. Индустриализация страны, развер­ тывание строительства новых пред­ приятий в годы первых пятилеток, естественно, вызвали рост его рядов. В Программе партии говорится, что индустриализация СССР — великий подвиг рабочего класса, всего наро­ да, который, не жалея ни сил, ни средств, сознательно шел на лише­ ния, чтобы вытащить страну из от­ сталости. В 1937 году численность рабочих и служащих в СССР до­ стигла 28,6 миллиона человек. К концу 1966 года рабочие и служа­ щие составили могучий отряд тру­ жеников — почти в 86 миллионов. Состав рабочих, занятых в про­ мышленности СССР, отражает су­ щественную сторону советской эко­ номики — преимущественный рост тяжелой индустрии, ее наиболее прогрессивных отраслей. В связи с техническим прогрессом, внедрени­ ем новых достижении науки в про­ изводство произошло и такое каче­ ственное улучшение состава труже­ ников народного хозяйства, как уве­ личение удельного веса рабочих, ин­ женеров я техников, при снижении числа конторских служащих. Новое пополнение рабочего класса, особен­ но из среды Молодежи, имеет, как правило, 8—10-летнее образование, политехническую подготовку. В Советском Союзе есть отрасли промышленности, в которых свыше половины рабочих с высшим, сред­ ним и неполным средним образова­ нием. в их числе металлургия, ма­ шиностроение, химия, полиграфия. А еше в 1926 году среди лиц, заня­ тых физическим трудом в промыш­ ленности, было всего только 1,5 процента, имевших среднее и непол­ ное среднее образование. С каждым годом растет удельный вес профессий квалифицированного труда, исчезают специальности тру­ да ручного и маломёхакизированного. Например, к 1959 году (по сравне­ нию с 1926 годом) число металли- стов-ннстрА менталыдиков, лекаль­ щиков, механиков увеличилось бо­ лее чем в 20 раз, число сварщиков— в 41 раз, наладчиков станков авто­ матических линий — в 79 раз. В ме­ таллургии исчезла профессия ката­ ля, на строительстве — массовая прежде профессия грабаря-земле- копа. Культурно-технический подъем ра­ бочего класса способствует еще большему росту его творческой ак­ тивности — широкий размах в стра­ не приобрело социалистическое со­ ревнование, движение за коммуни­ стический труд, получило распрост­ ранение такое замечательное явле­ ние, как массовое рационализатор­ ство и изобретательство. Руководящая роль рабочего клас­ са проявляется во всех сферах эко­ номической, политической и культур­ ной жизни общества. Выразителем линии рабочего класса является Коммунистическая партия Советско­ го Свюза. Рабочий класс составляет основное ядро этой партии. КПСС, объединяя ныне в себе передовую часть рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллиген­ ции, является авангардом всего на­ рода. Политика и идеология партии по-прежнему выражают позицию ра­ бочего класса Советского Союза, всемирного рабочего класса, В результате Великой Октябрь­ ской победы крестьянство Ро'ссии освободилось от эксплуатации поме­ щиков, стало /свободным. Но оно продолжало оставаться классом мелких товаропроизводителей. В. И. Ленин учил, что мелким хозяйством из нужды не выйти, что нужны большие качественные перемены в ведении земледелия, чтобы оно раз­ вивалось в сторону социализма. Перевод крестьянства на коопера­ тивный путь был для партии самой трудной после взятия власти зада­ чей. Крестьянство приняло идеи коопе­ рации, с помощью рабочего класса встало на путь социализма. Милли­ оны мелких единоличных крестьян­ ских хозяйств добровольно объеди­ нились в колхозах. На смену раз­ дробленному мелкому производству пришли крупное производство с ма­ шинной техникой. коллективный труд. Переход советской деревни на путь крупного социалистического хо­ зяйства представлял собой под­ ливную революцию в экономи­ ческих отношениях* ©о в с е м укладе жизни к р е с т ь я н с т в а . За последнее время Советское* го­ сударство приняло ряд важных мер для подъема экономики -колхозов, большей их рентабельности. Сама суть кооперативного производства потребовала, чтобы колхозы облада­ ли широкими правами в области планирования, в развитии творче­ ской инициативы колхозников. Значение коллективного хозяйства в деревне не ограничивается только экономической стороной. Колхозы — составная часть экономической струк­ туры общества, но в то же время они являются общественными орга­ низациями крестьян, сплачивают в социально-по литичвеком отношении все крестьянство в единое целое. Программа партии называет колхо­ зы школой коммунизма для кресть­ янства. Один из видных организа­ торов Советского государства — М, И. Калинин, хорошо знавший жизнь деревни, говорил: «Коллек­ тивное производство есть основа, на которой строится социалистиче­ ская жизнь в деревне. Изменяется психология людей, расширяется их кругозор в начале до понимания об- шеколх'оз-ных, а затем до общегосу­ дарственных, социалистических за­ дач». Коллективизация помогла . ликви­ дировать разноликоеть экономиче­ ской базы города и деревни, созда­ ла условия для преодоления соци­ альных различий между труженика­ ми города и села. Применение слож­ ной машинной ^техники привело в деревне к созданию большого слоя работников инженерно-техническо­ го труда. Многие профессии, осно­ ванные в прошлом на физическом труде, исчезли, а другие с примене­ нием агрозоотехнических знаний из­ менились. В социальной структуре советского села -ныне значатся не только крестьяне. Как и в городе, здесь имеются рабочие, служащие, интеллигенция. Вот как выглядела структура сельского населения СССР в 1959 году: колхозники — 61 про­ цент, рабочие — 28,6, служащие -*-* 10.1. И только 0.3 процента имелось кфестьян-единоличников и некоопе­ рированных кустарей. Ныне совет­ ская действительность не знает та­ кой социальной группы. В настоя­ щее время 36,5 тысячи колхозов объединяют свыше 18 миллионов тружеников гола, в 12 тысячах сов­ хозов работает около 8 миллионов человек. До революции преобладающее чи­ слю крестьян у нас не знало грамо­ ты, В предвоенные годы людей с об­ разованием выше начального из чис­ ла скотников, доярок, конюхов, сви­ нарей, птицеводов было только 5 на тысячу, а во время последней пере­ писи — 204. Среди пастухов, гурто­ правов, чабанов было 4 наиболее грамотных человека на тысячу, а сейчас — 146. Более четверти заня­ тых в труде колхозников имеют ны­ не образование от неполного сред­ него и до высшего. В числе материальных предпосы­ лок, ведущих к стиранию различий между колхозным крестьянством и другими слоями советского общест­ ва, следует назвать и межколхоз­ ные предприятия. Возникают ремонт­ ные мастерские, предприятия по об­ работке сельскохозяйственного сы­ рья, которые обслуживают несколь­ ко колхозов. Действуют межкол­ хозные электростанции, животно­ водческие фермы, ирригационные сооружения. Собственностью какого- то одного колхоза их назвать уже ■нельзя. Это новая, переходная фор­ ма кооперативной собственности, сливающаяся с общенародной. В межколхозных предприятиях уже сам производственный процесс сти­ рает деление трудящихся на рабо­ чих и крестьян. Электрик межкол­ хозной электростанции,— кто он по своей социальной принадлежности? Он труженик социалистического об­ щества — и колхозник, и рабочий. Коммунистическая партия делает все для того, чтобы все колхозы стали экономически мощными, с вы­ сокими доходами, чтобы все более совершенствовалась их деятель­ ность. Крестьянство — верный союз­ ник рабочего класса — стало ак­ тивной силой строительства комму­ нистического общества. В период коммунистического стро­ ительства во всех сферах жизни об­ щества возрастает роль советской интеллигенции. Ее интересы, подчер­ кивается в Тезисах Ц К КПСС, не­ отделимы от интересов рабочих ж крестьян. Благодаря техническому прогрес­ су, повышению культурно-техниче­ ского уровня трудящихся в СССР активно идет процесс роста кадров интеллигенции, особенно техниче­ ской. Если в 1913 году в хозяйстве страны было занято около 200 тысяч специалистов, то в 1966 году их было почти 13 миллионов человек. Только в прошлом году народное хозяйство СССР получило свыше одного мил­ лиона специалистов. Общая числен­ ность работнике© умственного труда •превышает 27 миллионов человек, , Ни одна страна мара не может сраз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz