Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

4 октября 1 9 8 6 г., X* 2 3 0 (3 6 4 0 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМ Я ГЛАВНОЕ- РАБОТАСЛЮДЬМИ П о с т а н о в л е н и е п л е н у м а С остояв ш и йс я 27—28 с ент ября X пл енум ВЦСПС при н ял поста н овл е­ ние «Об ус ил ен ии ор ган изаторско й работы профсоюзов». Пл енум отм е­ т ил, что работа профсоюз н ых ор га­ н изаци й стала бо лее к о нк р етн о й. П ол нее осущ ест вляются при нц ипы колл ект ив н о г о руководства, тр еб о­ ва н ия профсоюз н о й дем ократии. Улуч ш ился состав руководящих кадров профсоюз н ых ор ган ов, вы­ росли ряды актива. Профсоюз н ы е ор ган изации ак­ тив н о участвуют в выпол нен ии на­ меченн ых парти ей ме роприяти й по сов е р шенст вова н ию пла н ирова н ия и усил ен ию эко н омич еск о г о стиму­ лирова н ия производства. Прим ен и­ тельн о к н ово й ст руктур е х озя йст­ в енн о г о управл ен ия ор ган изова н о Вс ес оюз н о е с оциалистич еск о е сор ев­ нование, изменен порядок заключе­ ния коллективных договоров, улуч­ шаетс я их сод е ржа н и е. С ов ет ы и комит ет ы профсоюзов ш ироко пропа ганд ируют решения X X III съезда КПСС , проводят ра- боту по повы шен ию политич еск о г о и культур н о-т ехн ич еск о г о уров н я тру­ дящихся, воспита н ию у н их комму­ н истич еск о г о от н о шен ия к труду. М н о г о делает ся для укр е пл ен ия тру­ дово й д исципли н ы. Вм есте с тем, г оворится в поста­ н овл ен ии, в д е ят ельн ости профсо­ юз н ых ор ган изаци й еще им еютс я су­ щ ест в енн ы е нед остатки, которы е в з нач ит ельн о й ме р е объяс н яются сла­ бостью ор ган изаторско й работы. Н ек оторы е фаб рич н о-заводски е и м естн ы е к омит ет ы работают б ез учета сп ец ифич еск их особ енн ост ей пр ед прияти й и ор ган изаци й, сл або опираются на акт ив, нед остаточ н о осущ ест вляют руководство ц ех овы­ ми комит етам и, проф г руппами, по­ стоя нн ыми комиссиями, творч еск и­ ми объ ед и нен иями трудящихся. В н и­ ма н и е к омит ет ов профсоюзов, кол­ л ект ивов рабочих и служащих не вс егда в пол н о й м ере направляется 1 на решение важнейших задач, стоя­ щих перед предприятиями, строй­ ками, уч р ежден иями. М н о г и е фаб рич н о-заводски е и ме­ стн ы е к омит ет ы профсоюзов не ис-/ пользуют в пол н ом объеме предо­ ставленные им права в решении во­ просов производства, тр уда и бы­ та рабочих и служащих. О н и прохо­ дят мимо фактов на ру шен ия трудо­ во г о зако н одат ельст ва, не проявля­ ют долж н о й при нц ипиаль н ости и наст о йч ивости в улуч шен ии охра н ы труда и т ехн ики б ез опас н ости, в от­ стаива н ии зако нн ых прав трудящих­ ся. Ц ент раль н ы е, мн о г и е р ес публи­ ка нск и е, кра е вы е, област н ы е к омит е­ т ы и со веты профсоюзов, отметил плен ум, еще медленн о п е р ест раива­ ют свою работу прим ен ит ельн о к н овым условиям хозя йст в енн о г о уп­ равл ен ия. В ря де случае в они слабо связаны с первичными профсоюзны­ ми организациями, недостаточно из учают опыт работы фабрич н о-за­ водских и м естн ых комит ет ов, не оказывают им не обходимо й помощи, увл екаютс я зас е­ дан иями. Со вершено т в о- вание организа­ торской работы, говорится в по­ становлении пле­ н ума, — важ ней­ ша я задача коми- В Ц С П С тет ов и со в е т о в ^ профсоюзов. Пл е­ нум подч е рк нул, чт о усп ех и в д е я­ т ельн ости профсоюзов зависят пр еж­ де в сег о от уров н я работы п е рвич­ н ых ор ган изаци й, дейст вующих не­ поср едст в енн о там, где р еал изуются пла н ы, формиру ет ся сов етск и й чело­ век — актив н ы й участн ик комму н и­ стич еск о г о строит ельст ва. Н е обходимо, чтобы ор ган изатор­ ская д е ят ельн ость соотв етст вовала возро сшей роли профсоюзов в реше­ нии задач развития народного хо­ зяйства, более активного участ ия их в разработк е и выпол нен ии г осудар­ ств енн ых пла н ов, в управл ен ии про­ изводством, ор ган изации труда и быта рабочих и служащих, в улуч­ шен ии воспитат ельн о й работы с реди тр уд ящихся. Глав на я задача ор ган изаторско й работы профсоюзов — повы шен и е т ворч еск о й и н ициативы и актив н о­ сти трудящихся в борь бе за ус п еш­ ное выполнение пятилетки, ос ущест­ вление разработанных партией прин­ ципов экономической политики, обеспечивающих простор для еще более быстрого развития народного хозяйства, повышения благосостоя­ ния советского народа. С ов етам и комит етам профсоюзов, указыва етс я в поста н овл ен ии, сле­ дует всемерно улучшать работу ’ с людьми, мобилизовывать трудя­ щихся на б орьбу за повы шен и е "эф­ фект ив н ости производства, улуч ше­ ние использования основных фон­ дов, быстрейший ввод и освоение производственных мощностей и обор уд ова н ия, соблюд ен и е р еж има эко н омии, обеспечение высоких тем­ пов роста производительности тр у­ да. О р ган изаторская д еятельность со­ ветов и комитетов профсоюзов дол­ жна оцениваться не по количеств у пров еденн ых зас едан и й, сов ещан и й, при н ятых поста н овл ен и й, а но кон­ кретным рез ультатам, д ости гнут ым в развитии производства, выпол нен ию пла н ов и социалистич еск их обяза­ тельс тв, улуч шен ию услови й т руда, бытово г о и культур н о г о обслужива­ н ия трудящихся. Н е обходимо улуч ш ить работу профсоюзов по руководству социа­ листич еск им сор е в н ов ан и ем. Над о проявлять бол ьше заб оты о разви­ тии и нд ивидуаль н о г о сор е в н ова н ия, об ес печивать широк ую гласн ость его рез ультат ов, помо гать участн икам сор е в н ова н ия в выпол нен ии при н я­ тых обяза тельс тв. Профсоюз н ы е ор ган изации дол­ ж н ы ш ироко разв е р нуть с ор евнова­ ние в честь 50-летия С ов етск о й власти, ш ироко распростра н ять пат­ риотич еск и е нач и нан ия н оваторов и передовых предприятий. Пленум ВЦСПС выразил ув е р ен­ н ость, что сов етск и е профсоюзы, усиливая ор ган изаторскую работу в массах трудящихся, приложат вс е с илы и э не р г ию для пр ет вор ен ия в жиз нь решений X X III съезда КПСС и под руководством партии ум н ожат с вой вклад в дело строительства комм ун изма. Демократическая Республика Вьетнам. | Этот расчет зенитчиков, защищающих провинцию Бак Тхай, состоит из пред- ] ставителей различных национальных . меньшинств. Вместе с другими артилле- , ристами они сбили недавно 3 амери-, канских самолета. , Фото ВИА—ТАСС. , З А К Р Ы Т И Е 3-й международной ярмарки в Алжире А ЛЖ И Р , 3 октября. (ТАСС). Более 60.000 человек посетили вчера 3-ю межд уна род ную ярмар­ ку в Алжир е в день ее зак рытия. Жит ел и столицы и ее окр естн о­ с тей с с ожал ен и ем расставались с красоч н ыми павильо нам и 20 стра н Е вропы, Азии и Африки. Боль ш им усп ех ом на ярмарк е пользовались павильо н ы социа­ листич еск их стра н. Стенд ы па­ вильо н ов Сов етск о г о Союза, ГДР , Ч ех ословакии получили высокую оц енку у посетителей. К а к за явил комм е рч еск и й д и­ р ект ор сов етск о г о павильо на, на­ иболь ш им усп ех ом у алжирц е в пользовались сов етск и е станк и, с ельск охозя йст в енн ы е маш и н ы, типо г рафско е оборудова н и е, и н­ ст рум ент ы, товары л егк о й про­ мы шленн ости. За время работы ярмарки межд у с ов етск ими объ е­ д и нен иями и алжирскими г осу­ дарств енн ыми и част н ыми ор га­ н изациями заключ ен цел ый ряд торговых сделок на поставк у из СССР л ес омат ериалов, тканей, асбеста и др уг их товаров. С О Л И Д А Р Н О С Т Ь с борющимся Вьетнамом По в сей Ф ра нц ии разв е р нетс я ш ирокая «Кампа н ия правды о Вьетнаме». В эту кам па н ию включаются ты­ сячи участ н иков, движ ен ия за мир. Широко й гласн ости будут пр едан ы м н о г очисл енн ы е д окум ент ы, разоблача­ ющи е аме рика нск их а г р есс оров как злост н ых и опас н ых пр есту п н иков, ставящих под у г розу мир во в сем м ир е. Так о е решение приняла состоявшаяся в Па риж е се ссия Нацио нальн о г о сов ета мира Фра нц ии* «С оединенные Штаты, — г оворится в резолюции, принятой в заключение сессии, — долж н ы б ез о говороч­ но прекратить бомбардировки Се в е р н о го Вьетнама, официаль н о приз нать Нац ио нальн ы й фронт освобожде­ ния Ю жного Вьетнама ст оро н о й, с к оторо й следует ве­ сти переговоры, и выполнить Женевские, соглашения, взяв на себя обязательство вывести свои войска из Вьетнама и ликвидировать в се воз веденные там воен­ ные соор ужен ия». У зда н ия ООН на дн ях была ор ган изова на дем о нст­ рация прот еста против аг р есс ии Со ед и ненн ых Штатов во Вь етнаме. К здан ию неб оскр еба ООН при шл и пр ед­ ста ви тел и ньюй оркско г о студ енчест ва, свящ енн ики ка ­ толич еск о й и прот естанск о й ц ерквей. В за явл ен ии, рас­ простра ненн ом участ н иками д ем о нст рации, г оворится, что ам е рика нск и й на род вс е бол ьше и бол ьше проявля­ ет озабоч енн ость по поводу продолжающ ейс я эскала­ ции во йн ы во Вьетнаме. (ТАСС). ХАНОЙ , 3 ок­ тября. (ТАСС). Юж н овь етнамск и е патриоты про­ должают нан осить вс е новые уда­ ры по вра гу, сообща ет агентст во ВИА. 24 убитых ам е рика нск их солдата — таков р езультат сме­ л ой атаки партизан, разгромив­ ших подразделение американских агрессоров 15 сентября у де ревни ПАТРИОТЫ АТАКУЮ Т Локчань, провинция Куангнам. За первые десять дней сентября патриотические воор уженн ы е си­ лы ® ра й оне Бинынон, провинция Куангнгай, вывели из строя 251 солдата противника, в том числе 78 американцев и 48 южнокорей­ ских наемников. А м е р и к а н с к и й с е н а т о р к р и т и к у е т п о л и т и к у С Ш А Н ЬЮ -ЙО РК, 3 октября. (ТАСС). Изв естн ы й аме рика нск и й сена тор У. Фулбра йт снова под­ верг резкой критике политик у прави тельст ва СШ А в Ю г о-Во- Эскалация в действии ПХЕНЬЯН , 3 октября. (ТАСС). 3 октября в Юж н ы й Вьетнам от­ прав лена посл едн яя г руппа част ей южн окор ейск о й д ивизии « бел ая ло шадь». Так им образом, юж н о- кор ейск и е ма рио нетк и зав ершили отправк у в Юж н ы й Вьетнам это й д ивизии общ ей ч исл енн остью в 20 тысяч солдат и оф ицеров. сточной Аз ии. Выступая вчера по телевидению, он выразил гл уб о­ ко е с ожал ен и е по поводу то г о, что Ва ш и нгт о н на правил в Таи­ ла нд 30 т ысяч своих во йск и тра­ тит там «со тн и миллио н ов долла­ ров». У. Фулбра йт высказался за то, чтобы Со ед иненные Штаты пре­ кратили бомбардировки ДРВ и вступили в переговоры с Нацио­ нальным фронтом освобождения Ю жного Вьетнама. н оШ Ш НШ Ш Ш С ТО КГО ЛЬ М , 3 октября.. Ко р­ р ес по ндент ' ТАСС В. Се вастья н ов передает: Сег од н я здесь открылась Все­ м ир на я ко нфе р енц ия в защиту детей, к оторая продлится до 6 октября. На ко нфе ренцию, созван­ н ую по и н ициатив е М еждуна род­ ной демократической федерации женщин ( М Д Ф Ж ), собрались около 300 д елегат ов и гостей, Демонстрация в Джакарте П А РИЖ , 3 октября. (ТАСС). В Джакарт е, несм отря на за пр ет во­ енн ых вла стей, сег од н я состоя­ лась пятитысяч на я д ем о нст рация, на правл енна я против пр езидента Сука р н о. К а к сообщил корр ес по н­ дент агентст ва Фра нс П ресс из Джакарты , д ем о нст ра нт ы, боль­ ш и нст во которых составляли чле­ ны правой организации ст уденче­ ск и й фр онт действия ( К А М И ), собрались у оц е пл енн о г о во йска­ ми пр ез ид ентск о г о дворца, выкри­ кивая а нт и еука р н овски е л озу нг и. Н еск олько студ ент ов, пытав ш ихся прорвать оц епление и вст у пив ш их в схватку с солдатами, ранено. Растите счастливыми! представляющих широк ую общ е­ ст в енн ость из бол ее чем 70 ст ра н всех континентов, представители 14 межд уна род н ых ор ган изаци й, посла нц ы на рода Вь етнама. Среди участников этого пред­ ставительного форума — государ­ ственные и общественные деятели Эжени Коттон (Франция), Кум а­ ри Кхан (Индия), А. Кейта (Ма­ ли), Ф. К. Дейничрак (Польша), Фан Тхи Ан (Д Р В ), Нгуен Тхан (Национальный фронт освобож­ дения Ю жного Вьетнама) и дру­ гие. В первый день работы участни­ ки конференции заслушали до­ клады Э. Коттон — «Условия ж и ­ зни, необходи­ мые для гармоничного развития всех детей», Тхан Фонг (Южный Вьетнам) — «Положение детей в Южном Вьетнаме как жертв аг­ рессии США» и Фан Тхи Ан (Д РВ ) «Защита детей Северного Вьетнама от эскалации американ­ ской войны». Советскую делегацию, в состав которой входят видные специа­ листы по детским проблемам, ра­ ботники здравоохранения и на­ родного образования, возглавля­ ет депутат Верховного Совета СССР, председатель Комитета советских женщин Н. В. Попова. нью.иорк з М Е Т Е О С П У Т Н И К октября. (ТАСС). Третий американский метеороло­ гический спутник «Эсеа-3» ус­ пешно запущен с базы ВВС Ван- денберг (штат Калифорния). Запуск спутника, который пред­ назначен ежедневно передавать на землю телевизионные снимки погоды во всем мире, был осуще- Комиксы, воспевающие убийц Н ЬЮ -ЙО РК. (Корр. А П Н ). За последние несколько месяцев на читателей СШ А обрушился це­ лый поток комиксов, герои кото- 1 рых действуют в джунглях Вьет- I* нама. Здесь они сражаются с «коварными дьяволами» и к а ж ­ дый день совершают кучу «под­ вигов». Один из сборников этих комик­ сов озаглавлен «История зеленых НЕРУКОТВОРНЫЙ ПАМЯТНИК П О Э Т А - П РО ЛЕ ТАРИЯ При одном упоминании имени ве­ ликого француза—автора бессмерт­ ного гимна «Интернационал» —- в па­ мяти невольно возникают железные строки Владимира Маяковского: И песня, и стих — это бомба и знамя, и голос певца подымает класс.?. Потомственный пролетарий, участ­ ник баррикадных боев французских рабочих в двух революциях, Эжен Потье всю свою большую жизнь по­ святил делу освобождения рабочего класса. Но он особенно для этого много сделал своими революционны­ ми песнями, «подымавшими. класс» на борьбу со старым миром. Ему было четырнадцать лет. когда он создал свою первую песню. Н а­ зывалась она — «Да здравствует свобода!». Затем, будучи рабочим — упаковщиком ящиков (позднее он становится тканеразрисовщиком) со­ чиняет такие песни, как «Пустой ж е ­ лудок», «Муза песни», в которых ри­ сует тяжелое положение народных масс и их революционные устремле­ ния. К 1870 году, году острого полити­ ческого кризиса, приведшего к фран­ ко-прусской войне, у Эжена Потье окончательно складываются социали­ стические убеждения* В том году вместе с организованным им союзом тканеразрисовщиков он вступает во французскую секцию 1 Интернацио­ нала. Когда разразилась франко­ прусская война, Потье вместе с дру­ гими французскими социалистами подписывает обращение к социа­ листам Германии — выступить про­ тив этой войны. После разгрома армии Наполео­ на I I I («маленького Бонопарта»), ко­ гда восставший народ Франции смел императорский трон в навозную ку­ чу истории, Эжен Потье становится делегатом Ц К национальной гвар­ дии; он становится одним из тех, кто подготовил провозглашение П ар иж ­ ской Коммуны, которую позднее Л е ­ нин назовет первым пролетарским правительством в мире. Пролетарии Парижа избирают своего песенника в состав этого правительства. Реакция топит Коммуну в крови лучших сыновей и дочерей Франции. Потье бесстрашно дерется на послед­ них баррикадах Коммуны, а после ее разгрома уходит в подполье. И, можно сказать, уже на другой день после поражения Коммуны Эжен Потье пишет свой бессмертный «Интернационал», исполненный рево­ люционного пафоса, наполненный духом и лозунгами «Коммунистиче­ ского манифеста». В 1888 году ком ­ позитор Пьер Дегейтер положил на музыку текст «Интернационала». Впервые эта песня была исполнена на рабочем собрании в Лилле, а за­ тем... затем она стала гимном всех пролетариев мира. Без тени преувеличения можно ска­ зать, что ни одна песня, ни один гимн в истории человечества не по­ лучали такого распространения, как «Интернационал», выр а ж а ю щ и й классовую сплоченность мирового пролетариата, его мощь, его неудер­ жимый порыв, его волю—разрушить старый мир до основания и на его об­ ломках построить мир коммунизма. ... В январе 1913 года в ленинской «Правде» появилась статья — «Ев­ гений Потье (к 25-летию его смер- *«4-0М ч ти)» — подписанная инициалами «Н.. Л.», В этой статье есть такие проникновенные строки: «Коммуна подавлена.., а «Интер­ национал» Потье разнес ее идеи по всему миру, и она жива теперь бо­ лее, чем когда-нибудь... Потье умер в нищете. Но он оставил по себе по­ истине нерукотворный памятник». Он был одним из самых ветиких пропа­ гандистов посредством песни. Когда он сочинял свою первую песнь, число социалистов рабочих измерялось, са­ мое большее, десятками. Историче­ скую песнь Евгения Потье знают те­ перь десятки миллионов пролетари­ ев...» Только через сорок один год, ко­ гда наши польские товарищи обна­ ружили Краковско-Поронинский ар­ хив Ленина и передали его Ц К КПСС , мы узнали, что эта статья о Потье написана самим великим вож ­ дем международного пролетариата. С того времени, ка к написана ле­ нинская статья, творение Эжена Потье еще шире распространилось по земному шару — особенно после Великого Октября. Теперь «Интер­ национал» поют уже не десятки, а сотни миллионов человек. «Правда» писала в 1917 году: «Такое же значение, как Красное знамя, имеет песня «Интернационал». После победы Великого Октября «Интернационал» стал государствен­ ным гимном первой страны социализ­ ма. Ильич, занятый до пределов че­ ловеческих возможностей титаниче­ ской работой, находит время позабо­ титься о восстановлении кремлевских курантов, чтобы они исполняли ме­ лодию «Интернационала». В те годы пролетарские массы на­ шей страны внесли в гимн, создан­ ный Потье, исторический корректив: вместо слов «Это будет последний и решительный бой», они стали петь: «Это есть наш последний...». В 1944 году, когда был принят новый Государственный гимн Совет­ ского Союза, пленум Ц К КПСС по­ становил сохранить «Интернационал» как гимн партии Ленина. Эта бое­ вая песня международного пролета­ риата является также гимном всех марксистско-ленинских партий.. # ## Эжен Потье после разгрома П а ­ рижской Коммуны вынужден был бе­ жать в Англию. Через два года ну­ жда заставила его перекочевать в Америку, где он пробыл несколько лет. И на чужбине пламенный рево­ люционер активно участвует в рабо­ чем движении, не прекращает своего поэтического творчества. Только в 1880 году, после амни­ стии коммунаров. Эжен Потье смог вернуться на родину. Разбитый пара­ личом, он тем не менее вступает в только что созданную рабочую пар­ тию. Умер великий песенник пролетар­ ской революции 6 ноября 1887 года. Парижские рабочие проводили его прах на кладбище Пер Лашез, где похоронены расстрелянные коммуна­ ры. Полиция устроила побоище, вы­ рывая Красное знамя, которое несли рабочие над гробом поэта-революци- онера. А толпа кричала: «Да здрав­ ствует Потье!».. Потье нет, но остался нерукотвор ный памятник великий гимн, соз­ данный им; гимн, зовущий всех угне­ тенных к светлым вершинам комму­ низма. И было не только величест­ венно, но и символично для гряду­ щих судеб человечества, когда в дни работы X X III съезда партии этот гимн прозвучал с советской космиче­ ской станции «Луна-10», выведен­ ной на окололунную орбиту. И. АРТЕМОВ, обозреватель ТАСС. беретов» («Зеленые береты» •*- так называют солдат американ­ ских частей специального назна­ чения, которые перед отправкой во Вьетнам прошли усиленную тренировку, обучаясь «науке уби­ вать» в условиях джунглей). Сборник сделан по роману Роби­ на Мура, который был солдатом американских специальных ча­ стей во Вьетнаме и участвовал в карательных экспедициях «бере­ тов» против мирного населения. Главный герой комикса — Крис Тауэр пойман в Сайгоне груп­ пой молодых людей, желающих выдать его Вьетконгу (так бур­ жуазная печать называет патри- отов-партизан Ю жного Вьетна­ ма). Но Тауэр легко обманывает «коварных азиатов». Он ухитря­ ется бежать, даже не освободив­ шись от стула, к которому его «накрепко прикрутили», впрочем, он всегда выходит сухим из во­ ды. Подобные комиксы, превраща­ ющие убийц и интервентов в ге­ роев, защищаю­ щих «цивилизацию», печатают около 75 газет, а недавно их из­ дали и отдельной книжкой,- На прилавках газетных киос­ ков с Тауэром конкурирует еще один герой комиксов — капитан Хантер, который в поисках про­ павшего брата отправился во Вьетнам и там «не раз обращал в бегство сотни солдат Вьеткон- га». Художник Каберг, иллюстриру­ ющий «Историю зеленых бере­ тов», утверждает: «Цель наших комиксов не политика, а просто рассказ о веселых романтических приключениях». Однако каждому ясно, какие цели преследуют эти милитаристские истории. Пента­ гону нужны солдаты, которые умели бы убивать, ни о чем не думая и не рассуждая. Воспита­ ние убийц — именно для этого и требуются комиксы, рассказыва­ ющие о «суперменах», действую­ щих в Южном Вьетнаме, стелен с помощью системы ракет «Тор-дельта» на полярную орби­ ту, проходящую на высоте 1.392 км. Спутник весом 145 кг. будет совершать один оборот за 114 минут. Н о в ы й з а х о д у р а г а н а «инее» ГАВАНА , 3 октября. (ТАСС). Ураган «инее» вновь пересек тер­ риторию Кубы в западной части провинции Лас-Вильяс и продол­ жает движение в направлении бе­ регов США. Как сообщает кубин­ ский институт метеорологии, ура-' ган в значительной степени поте­ рял силу. Ущерб, принесенный им в провинции Лас-Вильяс, невелик. ПРОФЕССИЯ? КОНТРАБАНДИСТ РИМ . (Корр. А П Н ). И х можно встретить в любом более или ме­ нее оживленном месте городка и узнать по характерному внешне­ му виду: тяжелые альпинистские ботинки, толстый шерстяной сви­ тер, непромокаемая куртка. Груп­ пами, парами, в одиночку сидят они за столиками кафе, баров, казино. Одни играют в карты, другие просто курят или пьют пиво. Лица хмурые, сосредото­ ченные. Время от времени то один, то другой с беспокойством вскидывает глаза на то и дело с шумом открывающуюся дверь, пристально вглядывается в черты вновь вошедшего человека. К а ж ­ дый из них ждет «своего часа»: встать и уйти в ночь,где-то да­ леко в горах пересечь границу, взять «на той стороне» товар "и вернуться. Вернуться... Не всегда и не всякому это удается. Один не­ ловкий шаг, одно неосторожное движение и... А чаще пуля жан­ дарма из засады настигает имен­ но в тот момент, когда кажется, что все опасности уже позади. Однако. как ни рискованна «профессия» контрабандиста, приходится «работать», другого выхода нет. Свой выбор на этой «специальности» останавливает большинство молодых парней, проживающих в пограничных со Швейцарией итальянских селени­ ях — Сандрио, Тирано и других. Контрабанда стала для них ос­ новным промыслом, обеспечиваю­ щим пропитание. Ведь на мизер­ ную зарплату, что получает бат­ рак от помещика, не проживешь. И только в Сандрио контрабан­ дой занимаются около 700 юно­ шей. В опасную «работу» вовле­ кается и молодежь, потерявшая работу после закрытия многих местных заводов и строительных фирм. КО Л УМБИЯ . К началу этого года, согласно официальным дан ным, в городах страны не хватало 330 тысяч единиц жильч. НА СНИМ КЕ : семья под открытым небом в окрестностях Боготы, (Фотохроника ТАСС ). В ближайшие пять лет в Совет­ ском Союзе будет осуществлен в ос­ новном переход к всеобщему среднему образованию. Открываются большие возможности для всей советской молодежи. Сейчас, когда результаты науч­ ных исследований и изобретений быстро внедряются в производство, когда бурными темпами идет техни­ ческое перевооружение всех отрас­ лей народного хозяйства, все более важное значение для подготовки мо­ лодежи к труду приобретает уровень ее. общеобразовательных знаний. Однако даже при самом высоком уровне общеобразовательных зна­ ний выпускник не сможет быстро ориентироваться в условиях совре­ менного производства. Для этого требуется определенный объем поли­ технических знаний, а следователь­ но, изучение в школе наряду с ос­ новами наук научных основ совре­ менного производства. В советской школе уже определи­ лись основные пути политехническо­ го обучения. Оно осуществляется в ходе изучения общеобразовательных предметов: физики, химии, биологии, математики, черчения. Для этого в программах предусмотрены приклад­ ные знания, изучаемые в курсах этих предметов. Ш кольники также систематически знакомятся с прак­ тическим приложением в производ­ стве изучаемых ими научных зако­ нов и закономерностей. Политехни­ ческое обучение предполагает про­ ведение производственных экскур­ сий, лабораторных работ, практику- МОВ.- Содержанне общеобразовательных дисциплин имеет непосредственное отношение к политехническому обу­ чению, но политехническое обучение не может сводиться только к усвое­ нию естественно-научных законов, лежащих в основе производства. Требуется вооружение молодежи определенным минимумом техниче­ ских и технологических знаний, а также трудовых умений. Эта зада­ ча решается на уроках труда, для ПОДГОТОВКА К... ЖИЗНИ которых выделяется специальное время. Такие уроки в I — IV классах зна­ комят школьников с важнейшими свойствами некоторых материалов, с простейшими инструментами, учат простейшим трудовым операциям, пользованию техническим рисунком, простейшим расчетам. Программа требует, чтобы на уроках труда уче­ ники изготовляли вещи, полезные для школы, семьи, детского сада. Таким образом, трудовое обучение в начальных классах готовит детей к более сложным видам труда в V— V I II классах—к занятиям всех уча­ щихся в школьных мастерских и на учебно-опытных участках, а девочек, кроме того, на уроках домоводства. Ученикам предоставляется возмож­ ность изучить элементарные основы технологии металлов и дерева и ов­ ладеть первоначальными приемами обработки их с помощью ручных ин­ струментов, механизмов и машин. На занятиях по домоводству девоч­ ки учатся уходу за жилищем, одеж­ дой, обувью, шитью и приготовле­ нию пищи. Сельскохозяйственный труд уча­ щихся, который введен в V—V III классах всех школ, имеет, как пра­ вило. опытнический и общественно полезный характер. В процессе этого труда дети знакомятся с важнейши­ ми приемами выращивания растений и ухода за домашними животными. Особенно большое значение для подготовки советской молодежи к жизни имеет трудовое обучение в старших (IX —X) классах средней школы. Конкретные формы его к а ж ­ дая школа определяет самостоятель­ но в зависимости от местных усло­ вий. Каждый из учеников за время обучения в школе будет участвовать в различных посильных ему видах общественно полезного труда. Труд же этот может осуществляться в са- м у л различных формах: здесь и ра­ боты по благоустройству городов и сельских населенных пунктов, ре­ монт и оборудование школ и произ­ водственная практика на Предприя­ тиях, участие в ученических произ­ водственных бригадах колхозов и совхозов. Все это не только психологически и практически готовит подростков к трудовой деятельности, но благо­ творно влияет на их нравственное воспитание и поведение. Вместе с тем участие школьников в произво­ дительном труде является одним из важнейших компонентов их поли­ технической подготовки, так же как и политехническое обучение — один из факторов подготовки к произво­ дительному труду. Поэтому боль­ шую помощь школе в организации общественно полезного труда учени­ ков сказывает общественность про­ мышленных предприятий, колхозов и совхозов. Многостороннее политехническое образование учащихся, сочетаемое с различными формами внеклассной работы и хорошо организованным общественно полезным трудом, го ­ товит их к сознательному выбору профессии, вооружает суммой зна­ ний, а также практических умений, на базе которых после окончания школы каждый может быстро овла­ деть любой специальностью в соот­ ветствии со своими склонностями и потребностями общества. Этому по­ могают профессионально-технические училища, а также индивидуальное и бригадное обучение на производст­ ве или на курсах, организуемых предприятиями, стройками, колхоза­ ми, совхозами. Профессиональная подготовка в данном случае завер­ шается в очень короткий срок, так как выпускники средних школ уже обладают значительными техниче­ скими знаниями и практическими умениями. В некоторых средних школах тру­ довое обучение школьников прини­ мает и форму профессиональной подготовки, но она разрешается только там, где имеются для этого необходимые условия. Ведь недо- статочно иметь хорошо оснащенные школьные кабинеты, лаборатории, мастерские, требуется еще и соот­ ветствующая учебно-производствен­ ная база на предприятиях. Многие предприятия оборудовали учебные цехи, в ряде городов созданы спе­ циальные учебно-производственные комбинаты, в каждом из которых и проходят трудовую подготовку уче­ ники нескольких школ. Для прове­ дения практических занятий в поле­ вых условиях колхозы и совхозы предоставляют в распоряжение сель­ ских школ необходимую сельскохо­ зяйственную технику. Второе условие, необходимое для профессиональной подготовки — на­ личие высококвалифшшров э н н ы х кадров инженеров и техников, вы­ деляемых предприятиями для рабо­ ты со старшеклассниками. И, наконец, третье условие — на­ личие реальной потребности народ­ ного хозяйства района, города в кадрах тех профессий, по которым школа может осуществлять профес­ сиональную подготовку. С учетом всех этих условий и ре­ шается вопрос о целесообразности профессиональной подготовки уча­ щихся в той или иной средней Шко­ ле. Трудовая подготовка, получаемая в советской школе, оказывается по­ лезной не только для той части мо­ лодежи, которая после окончания школы идет работать на производ­ ство, но и для поступающих в выс­ шие учебные заведения. Она облег­ чает им обучение по специальным дисциплинам, особенно в институтах технического профиля. В. СТРЕЗИКОЗИН , начальник Программно- методического управления Министерства просвещения ____— РСФСР. (А П Н ),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz