Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
г Л Е Н И Н С К О Е З Н Д М Я 3 вторя 1956 г., М 230 (36401 И д е т п а р т и й н а я у ч е б а С ПЕ РВЫХ ДНЕЙ-ПО БО ЛЬШО МУ СЧЕТУ О н и собралюь за д ес ять дней до начала учебн о г о г ода. Поб есед ова ли с пропа ганд истами, поз нак ом ь лись с про г раммо й и уч ебн ыми пла нам и. Подроб н о разобрали темы первых занятий, посоветовались, ка к ую р ек ом енд овать лит е ратуру. О н и — это члены методического совета при кабинете политического просвещения в Сгуден озском рудо управл ен ии. Со вет создан на обще ственных началах. В оз гла вля ет его Вас или й Яковл е вич Бурлаков, зам е ст ит ель начальн ика производств ен н о г о от дела. • — Вс ег о в совете девять человек, — рассказыва ет о н. — Все око нч или вечерний ун ив е рсит ет ма рксизма-л е н и н изма при г орком е партии. Мы составля ем календа р н о-т емат ич е ск и е пла н ы для каждо й шк олы, под бира ем д опол н ит ельн ы й мате риал, по сещаем зан ятия, помо гаем пропа ганд истам. У чл ен ов сонета есть и др уг и е обя за нн ости. Глав н ы й механ ик С. Л ук и н, к прим е ру, ко нсульт иру ет тех, кт о за н има етс я по и нд ивиду ал ьн ым пла нам. Дру г о й т оварищ р егул яр н о об н овля ет папку с т ехн и ко-эко н омич еск ими показат ел ями пр ед приятия — незам енимое посо бие для пропагандистов. М ет одисты им еют св ой, так ска зать, опорный п ункт. Эт о каби нет политпросв ещен ия на общ ест в енн ых началах, разм ещенн ы й в крас н ом у г олк е б ытово г о комби ната. Здесь — труды классиков марксиз ма-л ен и н изма, под ш ивки газет и жур нал ов, витри на с пропа ганд ист ско й л ит е ратуро й. За в едует б иблио т ек о й оди н из чл ен ов м ет одич еск о г о сов ета, н ормировщик В. Арт еменк о. В н ы нешнем г оду приступило к за н ятиям в системе политического просвещения около дв ухс от человек. Т ри начальн ы е полит шк олы д ейст ву ют в ж елезн одорож н ом и эл ект ром е хан ич еск ом ц ехах, на д робиль н о-обо гат ит ельн о й фаб ри ке, две школы основ марксизма-ленинизма —в г ор ном цехе и при у правл ен ии. 13 то варищ ей р еш или за н иматься само стоят ельн о, восемь посещают вечер ний ун ив е рсит ет ма рксизма-л ен и н изма. Пропа ганд исты — почти всё с выс ш им образова н и ем. Эт о м ехан ик Н. Посохов, т ехн орук П. Трофимов, председатель р удк ома Г1. Да шук, начальн ик цеха И. Ист оми н и дру гие. В кажд о й шк ол е им еютс я «р е зервные» преподаватели. Так, в эле кт ром ехан ич еск ом цехе зан ятия бу дет проводить начальн ик отдела снабжения и сбыта 3. Махлис, н о сейчас он в отп уске. Ег о по дме нил заранее подготовившийся главный энергетик у правл ен ия И. Засядько. В шк ол е основ марксизма-лени низма, где на первом занятия мне довелось побывать, философию пре подает начальник механического це ха Александ р Миха йл ович Буев. Объявлены темы: «Что изучает исторический материализм», «Обще ственно-экономическая формация». Записывается план, по которому в дальнейшем и ведется изложение изучаемого материала. Пропаган дист рассказывает слушателям о сущности материалистического по нимания истории, объективном ха рактере законов общественного раз вития. К конспекту прибегает лишь в тех случаях, когда надо дать точ ное определение.; Это облегчает восприятие материа ла. Но, думается, дело пошло бы зна. чительно успешнее, не забывай про пагандист о слушателях, старайся он активизировать их внимание. Ни методический совет, ни сам пропагандист не позаботились по чему-то об элементах наглядности. А она порой прямо-таки необходи ма, особенно при объяснении таких понятий, как производительные си лы и производственные отношения, способ производства. Истерический материализм—пред мет сложный. На каждом занятии слушатели встречаются с новыми специфическими терминами, еще не знакомыми понятиями. Надо, оче видно, хотя бы записывать их, ак центировать на них внимание. В заключение пропагандист сооб щает, что на следующем занятии состоится собеседование по указан ным темам, просит записать ос новные вопросы, литературу. На мой взгляд, следовало прямо тут же указать, что именно надо закон спектировать из рекомендованных работ В. И. Ленина, непременно на звать издание. Пропагандисту не было задано ни Животноводы отделения имени Скороходова совхоза «Липецкий» / Липецкого района прочно удерживают первенство в социалистиче- •'ском соревновании. Отлично трудится здесь доярка Анна Петровна \ Невежина, которую вы видите на снимке. Фото А, Гирева. одного вопроса, и это, конечно, пло хо. Один из слушателей так и зая вил: «На собеседовании разберем ся»... Чувствуется, что основную надежду люди возлагают на пред стоящее занятие. Значит, прочитан ная лекция их полностью не удовле творила, не разбудила мысль. Последнее замечание — об обес печении литературой. Учебников «Начальный курс философии» парт организация рудоуправления полу чила 30 экземпляров, а «Краткой политической экономии»—всего два. «Основ колитических знаний», «Очер ков по истории КПСС» вообще до сих пор кет. г..Народная мудрость гласит: «Ли ха беда начало». Да, оттого, как начать любое дело, зависит многое —и его общий настрой, и конечный результат. Об этом с первых заня тий в системе партийной учебы сле дует помнить и самим слушателям, и их наставникам — пропаганди стам, и тем, кто призван помочь им необходимыми пособиями, добрым советом. А . ЛАНОВ. •м м м м м и м н м м н и м м н м м м ■ На эти занятия собрались без звон ка. В классной комнате нет школьни ков —здесь одни учителя средней школы № 1 города Липецка. И они не преподают, а учатся, познают ре волюционную теорию. Первое занятие началось организо ванно, Пропагандист В. Ф. Кдбанко- ва — учитель истории и обществове дения познакомила своих слушателей с учебным планом теоретического се минара по философии и прочитала обзорную лекцию: «Исторический ма териализм». Она рассказала об ос новных недостатках домарксистской философии, подчеркнула, что возник новение исторического материализма является революционным переворо том во взглядах на общество, ее ис торию. Основное внимание в лекции обра щалось на партийность ч творческий характер исторического материализ ма. его значение для теории и пр ак тики коммунистического строительст ва^ Варвара Федоровна — опытный пропагандист. Излагает материал она просто, доходчиво, умело под черкивает основные положения те мы, заставляет слушателей мыслить. Но на этом работа пропагандиста не кончается. Сразу после первого занятия она начинает готовиться к следующему и помогает з этом слу шателям. В учительской вывешива ются основные вопросы семинарско го занятия. Учителя читают ре комендованную л и те тту р у . рабо ты К. Маркса, Ф. Энгельса, В И. Ленина, чтобы затем на занятии об меняться мнениями по изученному материалу, выяснить непонятные во просы, — Самообразование, •— говорят учителя, — дает большое удовлетво рение, делает тебя духовно бглее бо гатым, приучает к постоянному поис ку, своего рода новым и новым от крытиям в познании общественных наук, открытиям тем более дорогим и ценным, что ты пришел к ним сам, а не только записал со слов лектора. Пропагандист дает своим слуша телям советы, как лучше изучать ту или иную работу классиков марксиз ма-ленинизма, помогает разобраться в сложных вопросах, дает консульта ции, проводит собеседоззния. Все это делает пропагандист для того, чтобы семинарские занятия проходили ж и во и интересно, чтобы они будили мысль, чтобы учителя учились спо рить и доказывать свою правоту, ис кать и находить обоснованные аргу менты в спорах, дискуссиях. В. МАТВЕЕВ. П О П РИМ Е РУ передо вых пред приятий Урала на нашем заводе раз вернулась работа по внедрению на учной организации труда на рабо чих местах, уча стках и в цехах. В июле прошлого года на заводе была создана лабо ратория НОТ. Существовавшая до этого нормативно-исследователь ская группа вошла в ее состав. Начали мы с изучения опыта кол лектива завода «(Уралхиммаш». Ре шили, разумеется, использовать его не механически, а творчески, с уче том особенностей металлургического производства. Одновременно в це хах были созданы 12 творческих бригад, разработана методика со ставления планов НОТ. Они долж ны распространиться на 21 участок, где работает в общей сложности 1100 человек. По предварительным подсчетам внедрение этих планов в производство высвободит и даст возможность использовать на дру гих участках 54 человека, повысит производительность труда на 0,7 процента, обеспечит годовую эконо мию в 70 тысяч рублей. Сейчас на заводе уже внедряется восемь планов НОТ, в том числе три — в модельно-инструменталь ном и пять — в чугунолитейном це хах. Это, конечно, лишь первые ша ги, Скоро научная организация тру да придет также в цех центробеж ной отливки труб, в ремонтно-меха нический, в литейный ковкого чугу на, в чугунолитейный, в железнодо рожный. Так же, как и на других предпри ятиях, рэзработку планов НОТ у нас ведут творческие бригады. Л а боратория же не только осуществ ляет методическое руководство и контроль за разработкой планов, но и непосредственно анализирует су ществующую организацию труда, проводит фотографии рабочего дня, вносит свои предложения по совер шенствованию организации труда и производства. Короче говоря, к а ж дый инженер обязательно включа ется в состав творческой бригады. В этом есть определенный смысл. Работники цехов ко многому при выкли Свежий глаз инженера ла боратории замечает то, что усколь зает от их внимания. Одной из основных задач мы счи таем сокращение затрат труда. Со ставлению планов НОТ у нас пред шествует детальный анализ исполь зования рабочего времени. Прово дятся сотни фотографий и хроно- метражных измерений в цехах. На пример, при анализе работы участка по приготовлению стержневой сме си в чугунолитейном цехе установ лено, что второй земледел, работа ющий на пуске ленты, транспорти рующей стержневую смесь от бегу нов, использует, если можно так выразиться, свое рабочее время все го на 17,9 процента. Тельферист, Транспортирующий стержневую смесь на эстакаду,— на 45,7, а ра бочий на эстакаде — на 58,1 про цента. Это — лишь один из приме ров пренебрежительного отношения к организации труда в условиях до статочно высокого технического ос нащения. Творческая бригада предложила заменить кабель на ленту, устано вить звуковую или световую сигна лизацию между эстакадой и бегуна ми, перенести пульт управления лентами на эстакаду. Только это позволит повысить производитель ность труда на участке в 4 раза, а коэффициент использования рабоче го времени поднять до 0,92. Д Н А КО путь к наиболее ра циональному использованию рабочего времени не только в устранении его потерь. Коллектив завода предусматривает в своих пла нах и сокращение числа вспомога тельных рабочих, что также ведет к увеличению производительного времени. Облегчение условий труда, применение более совершенной тех нологии опрессовки секций радиато ров даст возможность с внедрением планов НОТ увеличить время произ водительной работы с 26—28 до 50,5 процента. Много внимания уделяют творче ские бригады и лаборатория НОТ ТВОРЧЕСКИЕ БРИГАДЫ Б Е Р У Т Р А З Б Е Г и « О организации рабочего места. Задача состоит в том, чтобы оснастить его всеми необходимыми техническими средствами и приспособлениями, расположить их наиболее целесооб разно, определить в каждом кон кретном случае самые экономичные приемы труда. Показательны в этом отношении планы для пробочного и ниппельного участков модельно-ин струментального цеха. Здесь рабо тает 74 человека, в основном жен щины. Труд стансчннц был почти ручным, сопровождался выполнени ем однообразных, монотонных, уто мительных движений. Оперативные часы станочниц составляли 84,3 процента. Остальное время агрегат про'стаивал, так как производились транспортировка деталей, уборка стружки, переточка и смена режу щего инструмента. Чтобы ликвидировать потери ра бочего времени, уходящего на тран спортировку деталей и уборку стружки, нужно было создать на правленный грузопоток. Для этого творческой бригаде пришлось про вести перепланировку участка, снаб дить рабочие места транспортными средствами, инвентарем, удобной тарой. Планы обсуждены в цехе и одобрены. Сейчас коллектив при ступил к их осу ществлению. На много облегчен труд станочниц. Механизация загрузки ниппелей в станок освободила их от трудоем кой операции—одевания ниппеля на оправку. Внедрено многостаночное обслуживание. Высвобождено пять станочниц. В чугунолитейном цехе существу ет поточное производство. Здесь внедрение научной организации тру да предусматривает в первую оче редь синхронизацию трудовых про цессов. Вот этой-то синхронизации не было в механосборочном отделе нии. Дело в том, что литейное, фор мовочное, очистное отделения рабо тали на протяжении более чем по лутора лет в две смены, а механо сборочное отделение — в три. Это создавало ряд неудобств. Во вторую и третью смены необхо димо было производить склади рование части секций для первой смены. А в первой смене люди этих временных складов снова подавали секции на конвейер, чтобы обеспе чить работой станочниц и сборочные бригады. И дело здесь не только в том, что люди выполняли лишнюю, непроизводительною работу. По от делению невозможно было пройти. Все проходы были завалены секци ями. Творческая бригада, возглавляе мая А. Д . Железняковым, занялась изучением работы этого отделения. Были проведены фотографии рабо чего дня, изучена загруженность станочного парка, выявлены причи ны простоев агрегатов, проведены соответствующие расчеты. Дополни тельно на лиьии по обработке сек ций радиаторов пришлось устано вить четыре пары нарезных станков, но зато все отделение стало рабо тать в две смены. Экономисты под- считали — и получили отрадные результаты. $то мероприятие дает цеху в год около 6 тысяч рублей экономии. ОЛЬШОЕ внимание уделяется на предприятии изучению факторов, вредно влияющих на здоровье рабочих. Для этого в проектном отделе создзна группа, занимающаяся вентиляционными си стемами, а в цехе тепловодоснабже- ния — специализированный монтаж ный участок промвентиляции. Этим участком за последнее время смонти рованы вентиляционные системы в трубцехе № 1 , чугунолитейном и фа соннолитейном цехах, в результате чего запыленность и загазованность на рабочих местах снизилась в 2—3 раза. На заводе ведется работа по бла- ки а и IV! Б 1 гоустройству производственных по- ♦♦♦* • *♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦$ 3 У ч е н ы е с о в е т у ю т Б у р т ы с а к т и в н о й в е н т и л я ц и е й Дорогостоящие капитальные склады с успехом мож но заменить постоянными буртами с системой активно го вентилирования. Картофель, капуста, морковь, свек ла, заложенные в них, много месяцев сохраняют све жесть. Служат такие сооружения по восемь—десять лет и быстро окупаются. Конструкция постоянного укрытия несложна. Под основанием бурта роют неглубокую траншею (15—20 сантиметров). Из дерева делают арки-опоры, каркас или устанавливают съемные щиты. На каркас настила ют слой пароизоляции (толь, пленку), затем уклады вают слой сухого торфа, а на него — слой грунта. Под этими стеллажами прокладываются трубы, по которым вентиляторы будут нагнетать воздух. Попадая под штабель, воздух резко теряет скорость и равномер но растекается под основанием бурта. На стеллажи укладывают овощи. Температура воздуха в бурте регулируется с по мощью двух автоматических термодатчиков. Загруж а ют и выгружают продукцию через четыре люка, кото рые укрывают соломой или торфом. Новую технологию хранения картофеля и овощей предложили ученые сельскохозяйственной академик имени К. А. Тимирязева, (ТАСС). ДЕЛО ЗА МОНТАЖНИКАМИ На строительство животноводче ского комплекса колхоза «Путь Л е нина» Усманского района зачастили работники свинофермы. Их интере сует один вопрос: когда будут сданы в эксплуатацию свинарники-маточни ки. Ведь в колхозе сейчас более 503 свиноматок. — Трудно на эго ответить. — го ворит прораб Усманского СМУ «Облмежколхозстроя» Г. С. М атуш кин. — Чтобы сдать в эксплуатацию плановые объекты, надо выполнить большой объем работ субподрядным организациям, а они все еще по-на стоящему не развернулись. Это в общем. А конкретно поло жение на будущей фабрике мяса та ково: строители уже возвели два сви нарника-маточника. Фронт работ монтажникам «Сельхозтехники» есть. Однако завезенное на комплекс ме сяца два назад оборудование не ус- тана вливается; Транспортеры для уборки навоза, трубы и другое обо рудование свалено возле помещений. По словам строителей, мастер СМУ «Сельхозтехники» т. Ярцев жаловал ся на недостаток людей. К а к ни труд но было межколхозстроевцам, но они ежедневно выделяли управлению по 3—4 человека. Придут люди у т ром, а мастера нет. Посидят, поку рят и идут к прорабу с просьбой вернуть их в бригаду — не сидеть же без дела! Потом приезжает т. Яриев и начинает попрекать прораба за то. что не выделил людей. И так повторялось несколько раз. Подобное поведение мастера и ру ководителей СМУ «Сельхозтехники», конечно, не в пользу дела. Чем за нимается бригада монтажников, со стоящая из 6 человек, которой руко водит т. Ярцев, — остается секре том как для генерального подрядчи ка, так и для колхоза-заказчика. — Мы построили новые животно водческие помещения еще в четырех хозяйствах района, но и в них мон тажники пока ничего не сделали. К а кую работу они выполняют? — не доумевает начальник Усманского СМУ «Облмежколхозсгроя» т. Я ки мов. К сожалению, с подобным вопро сом можно обратиться не только к начальнику подрядного СМУ «Сель хозтехники» т. Дементьеву, но и к руководителю другой солидной орга низации — к начальнику управления треста «Юговостоксапгехмонтаж» т, Маркелову. Специалисты этой ор ганизации обязаны в короткий срок закончить прокладку теплотрассы. Большая часть ее подготовлена для монтажа труб неделю назад. Тов. Маркелову дали телеграмму, чтобы выделил на комплекс бригаду и на чинал монтаж труб. Когда мы были на строительной площадке, шли третьи сутки, а от т. Маркелова ни ответа, ни привета. Такой безответственностью нельзя не возмущаться. Ведь по вине субподрядной организации, кото рая не выполнит своевременно ра боты на комплексе, сорвется сдача в эксплуатацию первой очереди фа брики мяса. В числе тех, кто сегод ня упускает время для выполнения своих работ. — электрики Липецкой П М К X» 51 «Сельэлектросетьстроя». Ни один специалист этой организа ции еще не побывал в построенных свинарниках-маточниках, К счастью, большинство организа ций, принимающих участие в строи тельстве животноводческого комплек са в колхозе «Путь Ленина», отно сятся к порученному делу с чувст вом высокой ответственности. Это, прежде всего, строители Усмацскогэ СМУ, Бригады мастеров В,- Ф. Са фонова и А. Г. Марчукова быстро и высококачественно строят объекты комплекса. Одними из первых камен щики здешнего прорабского участка построили дом животноводов, сло жили стены четырех свинарников, возвели котельную. До двух норм вы- рабатывали в смену каменщики бригады С. С. Жданова. Почти таких же результатов добиваются и плот ники бригады В. И. Клепикова. Сей час этот коллектив строит клетки в свинарнике-маточнике. К а к только строители закончили возведение котельной — к работе приступили слесари Липецкого уп равления «Энергометаллург монтаж» На долю бригады И. А. Бутузова выпала самая сложная работа — монтаж оборудования котельной. В тот же день, когда я был на ком плексе, слесари-монтажчики Михаил Миронов и Николай Третьяков за канчивали монтаж воздухопровода. Другие монтажники вели покраску труб. Три-четыре дня — и они свое дело закончат. В связи с тем, что недалек срок сдачи в эксплуатацию котельной — на повестку дня стала проблема обе спечения комплекса водой. Механи заторы «Облмелиоводхоза» еще ле том пробурили здесь скважину и смонтировали водонапорную башню Рожновского. Для нужд строителей воды было достаточно, а если учесть расход воды для котельной и поения скота, который здесь предполагается разместить в ближайшем будущем, водяной «голод» неизбежен. Работ ники «Облмелиоводхоза» должны по мочь строителям и колхозу-заказ- чику решить проблему водоснабже ния в самые сжатые сроки. На животноводческом комплексе колхоза «Путь Ленина» наступила предпусковая пора. Субподрядным организациям работы непечатый край. Дело за ними. , Г, КО Л Е Н Ч У К . мещений и территории. Станки окра шиваются в рациональные цвета. Готовятся рабочие чертежи на обо рудование по улавливанию пыли и дожиганию ваграночных газов. Важность мероприятия состоит в том, что на заводе насчитывается 18 вагранок. Всю эту работу пред приятие выполнит своими силами. После внедрения этот опыт может стать достоянием всех литейных це хов. А это намного улучшит не только условия груда, но очистит атмосферу прилегающих к заводу районов города. Большое место в работе по науч ной организации труда занимают оздоровительные меры: производст венная гимнастика, группы здоро вья, туризм. В бытовых помещениях цехов есть кварцевые лампы массо вого облучения, действует водогря зелечебница. Сейчас лаборатория НОТ вместе с заводской поликлиникой проводит анализ причин заболеваемости в цехах. Работники лаборатории НОТ думают о том, чтобы на каждом ра бочем месте была не только техно логическая карта, но и карта сани тарно-гигиенических условий. Для привлечения большего коли чества работаю щих к участию в соста в л е н и и и внедрении планов НОТ на заводе распростра й е н ы специальные анкеты, в которых со держатся вопросы по улучшению организации труда на рабочих мес тах и производственных участках, по охране труда и технике безопас ности. Творческая бригада внима тельно изучает заполненные анкеты и наиболее ценные предложения включает в план. Такой опыт впол не себя оправдывает. Только при разработке плана на участке цент робежных машин рабочие внесли 37 предложений. Н Е все, конечно, у нас идет гладко. Работники лаборато рии НОТ и члены творческих бригад столкнулись на первых порах со многими непредвиденными пре пятствиями и трудностями. Начнем с того, что мы, откровенно говоря, плохо представляли себе вна чале весь объем работ по научной организации труда. Пришлось одно временно и учиться, и опыта наби раться, и, как говорят, выдавать продукцию. Пришлось столкнуться с первых же дней и с другой, еще более значи тельной преградой — инертностью ряда хозяйственников и коман диров производства. Некоторые из них, прямо скажу, утра толи вкус к работе по научной организации тру да. Среди руководящих работников есть у нас на заводе настоящие эн тузиасты НОТ. Это — начальники цехов труболитейного № 2 С. М. Двоскин и ремонтно-механического— А. А. Чернявский. Они много време ни уделяют научной организации труда. С. М . Двоскин, например, соз дал и возглавил творческую брига ду, которая разработала обширный план исследования. Сейчас все пунк ты его выполнены. Кто был в ремонтно-механическом цехе раньше, тот не может не обра тить внимания на те изменения, ко торые произошли здесь за последнее время. В цехе проводится переплани ровка, сделаны новые полы, рабочие места токарей лучше оснащены инст рументом, для транспортировки тя желых деталей сооружена узкоко лейка. Изготовляются удобные вра щающиеся стулья для станочников, построена конторка для мастеров. Много внимания уделяют научной организации труда партком и завком профсоюза завода. Внедрение планов НОТ самостоятельным разделом включено в коллективный договор, У работников предприятий, заня тых подготовкой планов НОТ. еще немало нерешенных проблем. Ска жем прямо: есть у нас руководители цехов, которые считают НОТ не ос-' иовным, не кровным своим делом, а кампанией. Поговорят, мол, пошумят — и на этом все кончится, Все оста нется по-старому. И это, пожалуй, самое страшное для нового дела. Немало еще непродуманное™ и 8 самой организации работы лаборато рий НОТ. Кадры специалистов в этой области пока не готовятся, от сутствует координирующий центр по оказанию методической и практиче ской помощи лабораториям НОТ, а' отраслевые институты почти ничего не сделали для создания типовых ре шений и рекомендаций по организа ции труда на рабочих местах, Н АСТАЛО время научную ор ганизацию труда и произ водства считать первостепен« ным делом каждого работника про мышленного предприятия — от ра бочего до директора зазэда. Только тогда НОТ станет основным рычагом совершенствования работы цехоз» Надо так поставить дело, чтобы к а ж дый руководитель ежедневно опре деленное время уделял вопросам на учной организации труда, В комплексных планах предприя тия стоит, мне кажется, внести спе циальный раздел: «План внедрения научной организации труда и произ водства». В нем следует предусмат ривать рационализацию трудовых процессов, оснащение рабочих мест, обеспечение благоприятных физиоло гических, санитарно-гигиенических и эстетических условий труда. Для координации всей работы по научной организации труда в мас штабах области необходим специ альный центр, который мог бы при влекать к важному народнохозяйст венному делу специалистов научно- исследовательских институтов и тех нических вузов, медицинских работ ников, Надо организовать дело так, чтобы проектные организации, преду сматривая на строящихся и реконст руируемых объектах применение наи более совершенной техники и техноло гии, не перекладывали на предприя тия (как это делалось до настояще го времени), а сами разрабатывали организацию, которая обеспечивала бы наиболее эффективную их рабо ту, Инженерный, экономический экс перимент по НОТ должен получить широкие права гражданства. Только в этом случае возможен успех. Н. АНИЩ ЕН КО , начальник лаборатории научной организации труда завода «Свободный сокол». О С Е Н Н Я Я П О Д К О Р М К А О З И М Ы Х Озимые в нашей области — бс- новной резерв увеличения произ водства зерна. Й х роль особенно возрастает с внедрением в произ водство высокоурожайного сорта пшеницы «мироновская-808». В этом году урожай ее в среднем по обла сти составил 25 центнеров с гектара. А отдельные хозяйства получили более 30. Совхоз «Пятилетка» Тер- бунского района, например, собрал по 32 центнера. Под урожай буду щего года «мироновской-808» заня то 90 процентов озимого клина. Ос новная часть озимых имеет хорошее развитие, за исключением тех мас сивов, которые посеяны с запозда нием — 15 сентября. Всходы на них лишь в начальной стадии, а на уча стках, посеянных 25 сентября, всхо дов вообше нет. Зато пшеница, по сеянная в период с 25 по 30 августа, имеет хорошее развитие. Озимая пшеница отзывчива на удобрения. Она уже с осени усваи вает до 47 процентов азота, 30 — фосфора и 43 процента калия. А рожь — 50—-60 процентов азота, фосфора и калия от общей потреб ности. Поэтому с осени озимые не обходимо обеспечить в достаточном количестве фосфорно-калийными удобрениями. Кроме того, нужны и азотные удобрения, так ка к посевы озимых в основном размещены по занятым парам, которые к моменту сева содержали незначительное ко личество нитратного азота. Далеко не все хозяйства посеяли озимые по удобренной почве. Это отрицательно сказывается на раз витии, особенно озимой пшеницы. В зиму пшеница должна уйти в хо рошо развитом состоянии — иметь кущенге 3—4 стебля. Поэтому посе вы, которые не получили основной заправки, осенью необходимо под кормить фосфорно-калийными, а также азотными удобрениями. Фосфорно-калийные удобрения способствуют накоплению сахаров, закалке озимых. Закаленные посевы хорошо переносят неблагоприятные условия зимовки. Осенняя подкорм ка дает возможность дополнитель но получить 3—4 центнера зерна с каждого гектара. На Липецкой сельскохозяйствен ной опытной станции осенняя под кормка озимой пшеницы в дозе: азот — 15 кг, фосфор —- 45 кг, ка лий — 30 к г—дает прибавку 4 цент нера зерна на гектаре. Нынче уро жай «мироновской-808» на контроле составил 42, где в почву внесено удобрение,— 46 центнеров с гекта ра. От такого же количества удоб рений, но внесенных в подкормку весной, прибавка на гектаре соста вила 3,5 центнера. Следовательно, ка к осенняя, так и весенняя под кормки дают положительные ре зультаты. Данные опытной станции подтверждаются результатами сов хоза «Петровский», где ежегодно проводится осенняя подкормка ози мых фосфорно-калийными удобре ниями, а рано весной — азотными, Дополнительно от этого агропрнема петровцы получают по 4— 5 центне ров зерна с гектара. Осенняя подкормка имеет пре имущество перед весенним внесени ем удобрений. ■Весной ввиду небла гоприятно сложившихся климатиче ских условий не всегда удается своевременно провести подкормку. Почва быстро высыхает, эффектив ность вносимых удобрений, особен но фосфорно-калийных, резко сни жается. В то время, как осенью фосфорная кислота под действием осадков передвигается в глубь почвы, становится более доступной для корневой системы молодых ра стений, расположенных в верхнем слое почвы. К осенней подкормке озимых на до приступать сейчас. Погодные ус ловия благоприятны, особенно для авиаподкормки. Те хозяйства, кото рые имеют фосфорно-калийные удо брения, должны вносить суперфос фат из расчета 1,5—2 центнера на гектар, калийных — 0,7— 1, аммиач ной селитры — 0,5—0,9 центнера. На озимые, посеянные по черным парам, азотных удобрений вносить не следует. Дозы внесения минеральных удоб рений следует определять с учетом предшественников и заправки поч вы е осени органическими удобре ниями. 3. АНДРЕЕВА, старший научный сотрудник Липецкой опытной станции. В ы с о к и й д о х о д Добрыми делами готовятся встре тить Всесоюзный день работников сельского хозяйства колхозники ар тели «Память Ленина» Хлевенского района. Они завершают взмет зяби и уборку сахарной свеклы, Недавно механизаторы колхоза уб рали семенники трав. С каждого из 175 гектаров получено по 140 кило граммов семян клевера. 180 центне ров семян клевера правление артели решило продать государству, а это 54 тысячи рублей дохода, И. КОЧЕТОВ, селькор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz