Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

г Л Е Н И Н С К О Е З Н Д М Я 3 вторя 1956 г., М 230 (36401 И д е т п а р т и й н а я у ч е б а С ПЕ РВЫХ ДНЕЙ-ПО БО ЛЬШО МУ СЧЕТУ О н и собралюь за д ес ять дней до начала учебн о г о г ода. Поб есед ова­ ли с пропа ганд истами, поз нак ом ь лись с про г раммо й и уч ебн ыми пла­ нам и. Подроб н о разобрали темы первых занятий, посоветовались, ка­ к ую р ек ом енд овать лит е ратуру. О н и — это члены методического совета при кабинете политического просвещения в Сгуден озском рудо­ управл ен ии. Со вет создан на обще­ ственных началах. В оз гла вля ет его Вас или й Яковл е вич Бурлаков, зам е­ ст ит ель начальн ика производств ен­ н о г о от дела. • — Вс ег о в совете девять человек, — рассказыва ет о н. — Все око нч или вечерний ун ив е рсит ет ма рксизма-л е­ н и н изма при г орком е партии. Мы составля ем календа р н о-т емат ич е­ ск и е пла н ы для каждо й шк олы, под­ бира ем д опол н ит ельн ы й мате риал, по сещаем зан ятия, помо гаем пропа­ ганд истам. У чл ен ов сонета есть и др уг и е обя­ за нн ости. Глав н ы й механ ик С. Л ук и н, к прим е ру, ко нсульт иру ет тех, кт о за н има етс я по и нд ивиду­ ал ьн ым пла нам. Дру г о й т оварищ р егул яр н о об н овля ет папку с т ехн и­ ко-эко н омич еск ими показат ел ями пр ед приятия — незам енимое посо­ бие для пропагандистов. М ет одисты им еют св ой, так ска­ зать, опорный п ункт. Эт о каби нет политпросв ещен ия на общ ест в енн ых началах, разм ещенн ы й в крас н ом у г олк е б ытово г о комби ната. Здесь — труды классиков марксиз­ ма-л ен и н изма, под ш ивки газет и жур нал ов, витри на с пропа ганд ист­ ско й л ит е ратуро й. За в едует б иблио­ т ек о й оди н из чл ен ов м ет одич еск о г о сов ета, н ормировщик В. Арт еменк о. В н ы нешнем г оду приступило к за н ятиям в системе политического просвещения около дв ухс от человек. Т ри начальн ы е полит шк олы д ейст ву­ ют в ж елезн одорож н ом и эл ект ром е­ хан ич еск ом ц ехах, на д робиль н о-обо­ гат ит ельн о й фаб ри ке, две школы основ марксизма-ленинизма —в г ор­ ном цехе и при у правл ен ии. 13 то­ варищ ей р еш или за н иматься само­ стоят ельн о, восемь посещают вечер­ ний ун ив е рсит ет ма рксизма-л ен и­ н изма. Пропа ганд исты — почти всё с выс ш им образова н и ем. Эт о м ехан ик Н. Посохов, т ехн орук П. Трофимов, председатель р удк ома Г1. Да шук, начальн ик цеха И. Ист оми н и дру­ гие. В кажд о й шк ол е им еютс я «р е­ зервные» преподаватели. Так, в эле­ кт ром ехан ич еск ом цехе зан ятия бу­ дет проводить начальн ик отдела снабжения и сбыта 3. Махлис, н о сейчас он в отп уске. Ег о по дме нил заранее подготовившийся главный энергетик у правл ен ия И. Засядько. В шк ол е основ марксизма-лени­ низма, где на первом занятия мне довелось побывать, философию пре­ подает начальник механического це­ ха Александ р Миха йл ович Буев. Объявлены темы: «Что изучает исторический материализм», «Обще­ ственно-экономическая формация». Записывается план, по которому в дальнейшем и ведется изложение изучаемого материала. Пропаган­ дист рассказывает слушателям о сущности материалистического по­ нимания истории, объективном ха­ рактере законов общественного раз­ вития. К конспекту прибегает лишь в тех случаях, когда надо дать точ­ ное определение.; Это облегчает восприятие материа­ ла. Но, думается, дело пошло бы зна. чительно успешнее, не забывай про­ пагандист о слушателях, старайся он активизировать их внимание. Ни методический совет, ни сам пропагандист не позаботились по­ чему-то об элементах наглядности. А она порой прямо-таки необходи­ ма, особенно при объяснении таких понятий, как производительные си­ лы и производственные отношения, способ производства. Истерический материализм—пред­ мет сложный. На каждом занятии слушатели встречаются с новыми специфическими терминами, еще не знакомыми понятиями. Надо, оче­ видно, хотя бы записывать их, ак­ центировать на них внимание. В заключение пропагандист сооб­ щает, что на следующем занятии состоится собеседование по указан­ ным темам, просит записать ос­ новные вопросы, литературу. На мой взгляд, следовало прямо тут же указать, что именно надо закон­ спектировать из рекомендованных работ В. И. Ленина, непременно на­ звать издание. Пропагандисту не было задано ни Животноводы отделения имени Скороходова совхоза «Липецкий» / Липецкого района прочно удерживают первенство в социалистиче- •'ском соревновании. Отлично трудится здесь доярка Анна Петровна \ Невежина, которую вы видите на снимке. Фото А, Гирева. одного вопроса, и это, конечно, пло­ хо. Один из слушателей так и зая­ вил: «На собеседовании разберем­ ся»... Чувствуется, что основную надежду люди возлагают на пред­ стоящее занятие. Значит, прочитан­ ная лекция их полностью не удовле­ творила, не разбудила мысль. Последнее замечание — об обес­ печении литературой. Учебников «Начальный курс философии» парт­ организация рудоуправления полу­ чила 30 экземпляров, а «Краткой политической экономии»—всего два. «Основ колитических знаний», «Очер­ ков по истории КПСС» вообще до сих пор кет. г..Народная мудрость гласит: «Ли­ ха беда начало». Да, оттого, как начать любое дело, зависит многое —и его общий настрой, и конечный результат. Об этом с первых заня­ тий в системе партийной учебы сле­ дует помнить и самим слушателям, и их наставникам — пропаганди­ стам, и тем, кто призван помочь им необходимыми пособиями, добрым советом. А . ЛАНОВ. •м м м м м и м н м м н и м м н м м м ■ На эти занятия собрались без звон­ ка. В классной комнате нет школьни­ ков —здесь одни учителя средней школы № 1 города Липецка. И они не преподают, а учатся, познают ре­ волюционную теорию. Первое занятие началось организо­ ванно, Пропагандист В. Ф. Кдбанко- ва — учитель истории и обществове­ дения познакомила своих слушателей с учебным планом теоретического се­ минара по философии и прочитала обзорную лекцию: «Исторический ма­ териализм». Она рассказала об ос­ новных недостатках домарксистской философии, подчеркнула, что возник­ новение исторического материализма является революционным переворо­ том во взглядах на общество, ее ис­ торию. Основное внимание в лекции обра­ щалось на партийность ч творческий характер исторического материализ­ ма. его значение для теории и пр ак­ тики коммунистического строительст­ ва^ Варвара Федоровна — опытный пропагандист. Излагает материал она просто, доходчиво, умело под­ черкивает основные положения те­ мы, заставляет слушателей мыслить. Но на этом работа пропагандиста не кончается. Сразу после первого занятия она начинает готовиться к следующему и помогает з этом слу­ шателям. В учительской вывешива­ ются основные вопросы семинарско­ го занятия. Учителя читают ре­ комендованную л и те тту р у . рабо­ ты К. Маркса, Ф. Энгельса, В И. Ленина, чтобы затем на занятии об­ меняться мнениями по изученному материалу, выяснить непонятные во­ просы, — Самообразование, •— говорят учителя, — дает большое удовлетво­ рение, делает тебя духовно бглее бо­ гатым, приучает к постоянному поис­ ку, своего рода новым и новым от­ крытиям в познании общественных наук, открытиям тем более дорогим и ценным, что ты пришел к ним сам, а не только записал со слов лектора. Пропагандист дает своим слуша­ телям советы, как лучше изучать ту или иную работу классиков марксиз­ ма-ленинизма, помогает разобраться в сложных вопросах, дает консульта­ ции, проводит собеседоззния. Все это делает пропагандист для того, чтобы семинарские занятия проходили ж и ­ во и интересно, чтобы они будили мысль, чтобы учителя учились спо­ рить и доказывать свою правоту, ис­ кать и находить обоснованные аргу­ менты в спорах, дискуссиях. В. МАТВЕЕВ. П О П РИМ Е ­ РУ передо­ вых пред­ приятий Урала на нашем заводе раз­ вернулась работа по внедрению на­ учной организации труда на рабо­ чих местах, уча­ стках и в цехах. В июле прошлого года на заводе была создана лабо­ ратория НОТ. Существовавшая до этого нормативно-исследователь­ ская группа вошла в ее состав. Начали мы с изучения опыта кол­ лектива завода «(Уралхиммаш». Ре­ шили, разумеется, использовать его не механически, а творчески, с уче­ том особенностей металлургического производства. Одновременно в це­ хах были созданы 12 творческих бригад, разработана методика со­ ставления планов НОТ. Они долж­ ны распространиться на 21 участок, где работает в общей сложности 1100 человек. По предварительным подсчетам внедрение этих планов в производство высвободит и даст возможность использовать на дру­ гих участках 54 человека, повысит производительность труда на 0,7 процента, обеспечит годовую эконо­ мию в 70 тысяч рублей. Сейчас на заводе уже внедряется восемь планов НОТ, в том числе три — в модельно-инструменталь­ ном и пять — в чугунолитейном це­ хах. Это, конечно, лишь первые ша­ ги, Скоро научная организация тру­ да придет также в цех центробеж­ ной отливки труб, в ремонтно-меха­ нический, в литейный ковкого чугу­ на, в чугунолитейный, в железнодо­ рожный. Так же, как и на других предпри­ ятиях, рэзработку планов НОТ у нас ведут творческие бригады. Л а ­ боратория же не только осуществ­ ляет методическое руководство и контроль за разработкой планов, но и непосредственно анализирует су­ ществующую организацию труда, проводит фотографии рабочего дня, вносит свои предложения по совер­ шенствованию организации труда и производства. Короче говоря, к а ж ­ дый инженер обязательно включа­ ется в состав творческой бригады. В этом есть определенный смысл. Работники цехов ко многому при­ выкли Свежий глаз инженера ла­ боратории замечает то, что усколь­ зает от их внимания. Одной из основных задач мы счи­ таем сокращение затрат труда. Со­ ставлению планов НОТ у нас пред­ шествует детальный анализ исполь­ зования рабочего времени. Прово­ дятся сотни фотографий и хроно- метражных измерений в цехах. На­ пример, при анализе работы участка по приготовлению стержневой сме­ си в чугунолитейном цехе установ­ лено, что второй земледел, работа­ ющий на пуске ленты, транспорти­ рующей стержневую смесь от бегу­ нов, использует, если можно так выразиться, свое рабочее время все­ го на 17,9 процента. Тельферист, Транспортирующий стержневую смесь на эстакаду,— на 45,7, а ра­ бочий на эстакаде — на 58,1 про­ цента. Это — лишь один из приме­ ров пренебрежительного отношения к организации труда в условиях до­ статочно высокого технического ос­ нащения. Творческая бригада предложила заменить кабель на ленту, устано­ вить звуковую или световую сигна­ лизацию между эстакадой и бегуна­ ми, перенести пульт управления лентами на эстакаду. Только это позволит повысить производитель ность труда на участке в 4 раза, а коэффициент использования рабоче­ го времени поднять до 0,92. Д Н А КО путь к наиболее ра­ циональному использованию рабочего времени не только в устранении его потерь. Коллектив завода предусматривает в своих пла­ нах и сокращение числа вспомога­ тельных рабочих, что также ведет к увеличению производительного времени. Облегчение условий труда, применение более совершенной тех­ нологии опрессовки секций радиато­ ров даст возможность с внедрением планов НОТ увеличить время произ­ водительной работы с 26—28 до 50,5 процента. Много внимания уделяют творче­ ские бригады и лаборатория НОТ ТВОРЧЕСКИЕ БРИГАДЫ Б Е Р У Т Р А З Б Е Г и « О организации рабочего места. Задача состоит в том, чтобы оснастить его всеми необходимыми техническими средствами и приспособлениями, расположить их наиболее целесооб­ разно, определить в каждом кон­ кретном случае самые экономичные приемы труда. Показательны в этом отношении планы для пробочного и ниппельного участков модельно-ин­ струментального цеха. Здесь рабо­ тает 74 человека, в основном жен­ щины. Труд стансчннц был почти ручным, сопровождался выполнени­ ем однообразных, монотонных, уто­ мительных движений. Оперативные часы станочниц составляли 84,3 процента. Остальное время агрегат про'стаивал, так как производились транспортировка деталей, уборка стружки, переточка и смена режу­ щего инструмента. Чтобы ликвидировать потери ра­ бочего времени, уходящего на тран­ спортировку деталей и уборку стружки, нужно было создать на­ правленный грузопоток. Для этого творческой бригаде пришлось про­ вести перепланировку участка, снаб­ дить рабочие места транспортными средствами, инвентарем, удобной тарой. Планы обсуждены в цехе и одобрены. Сейчас коллектив при­ ступил к их осу­ ществлению. На­ много облегчен труд станочниц. Механизация загрузки ниппелей в станок освободила их от трудоем­ кой операции—одевания ниппеля на оправку. Внедрено многостаночное обслуживание. Высвобождено пять станочниц. В чугунолитейном цехе существу­ ет поточное производство. Здесь внедрение научной организации тру­ да предусматривает в первую оче­ редь синхронизацию трудовых про­ цессов. Вот этой-то синхронизации не было в механосборочном отделе­ нии. Дело в том, что литейное, фор­ мовочное, очистное отделения рабо­ тали на протяжении более чем по­ лутора лет в две смены, а механо­ сборочное отделение — в три. Это создавало ряд неудобств. Во вторую и третью смены необхо­ димо было производить склади­ рование части секций для первой смены. А в первой смене люди этих временных складов снова подавали секции на конвейер, чтобы обеспе­ чить работой станочниц и сборочные бригады. И дело здесь не только в том, что люди выполняли лишнюю, непроизводительною работу. По от­ делению невозможно было пройти. Все проходы были завалены секци­ ями. Творческая бригада, возглавляе­ мая А. Д . Железняковым, занялась изучением работы этого отделения. Были проведены фотографии рабо­ чего дня, изучена загруженность станочного парка, выявлены причи­ ны простоев агрегатов, проведены соответствующие расчеты. Дополни­ тельно на лиьии по обработке сек­ ций радиаторов пришлось устано­ вить четыре пары нарезных станков, но зато все отделение стало рабо­ тать в две смены. Экономисты под- считали — и получили отрадные результаты. $то мероприятие дает цеху в год около 6 тысяч рублей экономии. ОЛЬШОЕ внимание уделяется на предприятии изучению факторов, вредно влияющих на здоровье рабочих. Для этого в проектном отделе создзна группа, занимающаяся вентиляционными си­ стемами, а в цехе тепловодоснабже- ния — специализированный монтаж­ ный участок промвентиляции. Этим участком за последнее время смонти­ рованы вентиляционные системы в трубцехе № 1 , чугунолитейном и фа­ соннолитейном цехах, в результате чего запыленность и загазованность на рабочих местах снизилась в 2—3 раза. На заводе ведется работа по бла- ки а и IV! Б 1 гоустройству производственных по- ♦♦♦* • *♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦$ 3 У ч е н ы е с о в е т у ю т Б у р т ы с а к т и в н о й в е н т и л я ц и е й Дорогостоящие капитальные склады с успехом мож ­ но заменить постоянными буртами с системой активно­ го вентилирования. Картофель, капуста, морковь, свек­ ла, заложенные в них, много месяцев сохраняют све­ жесть. Служат такие сооружения по восемь—десять лет и быстро окупаются. Конструкция постоянного укрытия несложна. Под основанием бурта роют неглубокую траншею (15—20 сантиметров). Из дерева делают арки-опоры, каркас или устанавливают съемные щиты. На каркас настила­ ют слой пароизоляции (толь, пленку), затем уклады­ вают слой сухого торфа, а на него — слой грунта. Под этими стеллажами прокладываются трубы, по которым вентиляторы будут нагнетать воздух. Попадая под штабель, воздух резко теряет скорость и равномер­ но растекается под основанием бурта. На стеллажи укладывают овощи. Температура воздуха в бурте регулируется с по­ мощью двух автоматических термодатчиков. Загруж а­ ют и выгружают продукцию через четыре люка, кото­ рые укрывают соломой или торфом. Новую технологию хранения картофеля и овощей предложили ученые сельскохозяйственной академик имени К. А. Тимирязева, (ТАСС). ДЕЛО ЗА МОНТАЖНИКАМИ На строительство животноводче­ ского комплекса колхоза «Путь Л е ­ нина» Усманского района зачастили работники свинофермы. Их интере­ сует один вопрос: когда будут сданы в эксплуатацию свинарники-маточни­ ки. Ведь в колхозе сейчас более 503 свиноматок. — Трудно на эго ответить. — го­ ворит прораб Усманского СМУ «Облмежколхозстроя» Г. С. М атуш ­ кин. — Чтобы сдать в эксплуатацию плановые объекты, надо выполнить большой объем работ субподрядным организациям, а они все еще по-на­ стоящему не развернулись. Это в общем. А конкретно поло­ жение на будущей фабрике мяса та­ ково: строители уже возвели два сви­ нарника-маточника. Фронт работ монтажникам «Сельхозтехники» есть. Однако завезенное на комплекс ме­ сяца два назад оборудование не ус- тана вливается; Транспортеры для уборки навоза, трубы и другое обо­ рудование свалено возле помещений. По словам строителей, мастер СМУ «Сельхозтехники» т. Ярцев жаловал­ ся на недостаток людей. К а к ни труд­ но было межколхозстроевцам, но они ежедневно выделяли управлению по 3—4 человека. Придут люди у т­ ром, а мастера нет. Посидят, поку­ рят и идут к прорабу с просьбой вернуть их в бригаду — не сидеть же без дела! Потом приезжает т. Яриев и начинает попрекать прораба за то. что не выделил людей. И так повторялось несколько раз. Подобное поведение мастера и ру­ ководителей СМУ «Сельхозтехники», конечно, не в пользу дела. Чем за­ нимается бригада монтажников, со­ стоящая из 6 человек, которой руко­ водит т. Ярцев, — остается секре­ том как для генерального подрядчи­ ка, так и для колхоза-заказчика. — Мы построили новые животно­ водческие помещения еще в четырех хозяйствах района, но и в них мон­ тажники пока ничего не сделали. К а ­ кую работу они выполняют? — не­ доумевает начальник Усманского СМУ «Облмежколхозсгроя» т. Я ки­ мов. К сожалению, с подобным вопро­ сом можно обратиться не только к начальнику подрядного СМУ «Сель­ хозтехники» т. Дементьеву, но и к руководителю другой солидной орга­ низации — к начальнику управления треста «Юговостоксапгехмонтаж» т, Маркелову. Специалисты этой ор­ ганизации обязаны в короткий срок закончить прокладку теплотрассы. Большая часть ее подготовлена для монтажа труб неделю назад. Тов. Маркелову дали телеграмму, чтобы выделил на комплекс бригаду и на­ чинал монтаж труб. Когда мы были на строительной площадке, шли третьи сутки, а от т. Маркелова ни ответа, ни привета. Такой безответственностью нельзя не возмущаться. Ведь по вине субподрядной организации, кото­ рая не выполнит своевременно ра­ боты на комплексе, сорвется сдача в эксплуатацию первой очереди фа­ брики мяса. В числе тех, кто сегод­ ня упускает время для выполнения своих работ. — электрики Липецкой П М К X» 51 «Сельэлектросетьстроя». Ни один специалист этой организа­ ции еще не побывал в построенных свинарниках-маточниках, К счастью, большинство организа­ ций, принимающих участие в строи­ тельстве животноводческого комплек­ са в колхозе «Путь Ленина», отно­ сятся к порученному делу с чувст­ вом высокой ответственности. Это, прежде всего, строители Усмацскогэ СМУ, Бригады мастеров В,- Ф. Са­ фонова и А. Г. Марчукова быстро и высококачественно строят объекты комплекса. Одними из первых камен­ щики здешнего прорабского участка построили дом животноводов, сло­ жили стены четырех свинарников, возвели котельную. До двух норм вы- рабатывали в смену каменщики бригады С. С. Жданова. Почти таких же результатов добиваются и плот­ ники бригады В. И. Клепикова. Сей­ час этот коллектив строит клетки в свинарнике-маточнике. К а к только строители закончили возведение котельной — к работе приступили слесари Липецкого уп ­ равления «Энергометаллург монтаж» На долю бригады И. А. Бутузова выпала самая сложная работа — монтаж оборудования котельной. В тот же день, когда я был на ком ­ плексе, слесари-монтажчики Михаил Миронов и Николай Третьяков за­ канчивали монтаж воздухопровода. Другие монтажники вели покраску труб. Три-четыре дня — и они свое дело закончат. В связи с тем, что недалек срок сдачи в эксплуатацию котельной — на повестку дня стала проблема обе­ спечения комплекса водой. Механи­ заторы «Облмелиоводхоза» еще ле­ том пробурили здесь скважину и смонтировали водонапорную башню Рожновского. Для нужд строителей воды было достаточно, а если учесть расход воды для котельной и поения скота, который здесь предполагается разместить в ближайшем будущем, водяной «голод» неизбежен. Работ­ ники «Облмелиоводхоза» должны по­ мочь строителям и колхозу-заказ- чику решить проблему водоснабже­ ния в самые сжатые сроки. На животноводческом комплексе колхоза «Путь Ленина» наступила предпусковая пора. Субподрядным организациям работы непечатый край. Дело за ними. , Г, КО Л Е Н Ч У К . мещений и территории. Станки окра­ шиваются в рациональные цвета. Готовятся рабочие чертежи на обо­ рудование по улавливанию пыли и дожиганию ваграночных газов. Важность мероприятия состоит в том, что на заводе насчитывается 18 вагранок. Всю эту работу пред­ приятие выполнит своими силами. После внедрения этот опыт может стать достоянием всех литейных це­ хов. А это намного улучшит не только условия груда, но очистит атмосферу прилегающих к заводу районов города. Большое место в работе по науч­ ной организации труда занимают оздоровительные меры: производст­ венная гимнастика, группы здоро­ вья, туризм. В бытовых помещениях цехов есть кварцевые лампы массо­ вого облучения, действует водогря­ зелечебница. Сейчас лаборатория НОТ вместе с заводской поликлиникой проводит анализ причин заболеваемости в цехах. Работники лаборатории НОТ думают о том, чтобы на каждом ра­ бочем месте была не только техно­ логическая карта, но и карта сани­ тарно-гигиенических условий. Для привлечения большего коли­ чества работаю­ щих к участию в соста в л е н и и и внедрении планов НОТ на заводе распростра й е н ы специальные анкеты, в которых со­ держатся вопросы по улучшению организации труда на рабочих мес­ тах и производственных участках, по охране труда и технике безопас­ ности. Творческая бригада внима­ тельно изучает заполненные анкеты и наиболее ценные предложения включает в план. Такой опыт впол­ не себя оправдывает. Только при разработке плана на участке цент­ робежных машин рабочие внесли 37 предложений. Н Е все, конечно, у нас идет гладко. Работники лаборато­ рии НОТ и члены творческих бригад столкнулись на первых порах со многими непредвиденными пре­ пятствиями и трудностями. Начнем с того, что мы, откровенно говоря, плохо представляли себе вна­ чале весь объем работ по научной организации труда. Пришлось одно­ временно и учиться, и опыта наби­ раться, и, как говорят, выдавать продукцию. Пришлось столкнуться с первых же дней и с другой, еще более значи­ тельной преградой — инертностью ряда хозяйственников и коман­ диров производства. Некоторые из них, прямо скажу, утра толи вкус к работе по научной организации тру­ да. Среди руководящих работников есть у нас на заводе настоящие эн­ тузиасты НОТ. Это — начальники цехов труболитейного № 2 С. М. Двоскин и ремонтно-механического— А. А. Чернявский. Они много време­ ни уделяют научной организации труда. С. М . Двоскин, например, соз­ дал и возглавил творческую брига­ ду, которая разработала обширный план исследования. Сейчас все пунк­ ты его выполнены. Кто был в ремонтно-механическом цехе раньше, тот не может не обра­ тить внимания на те изменения, ко­ торые произошли здесь за последнее время. В цехе проводится переплани­ ровка, сделаны новые полы, рабочие места токарей лучше оснащены инст­ рументом, для транспортировки тя­ желых деталей сооружена узкоко­ лейка. Изготовляются удобные вра­ щающиеся стулья для станочников, построена конторка для мастеров. Много внимания уделяют научной организации труда партком и завком профсоюза завода. Внедрение планов НОТ самостоятельным разделом включено в коллективный договор, У работников предприятий, заня­ тых подготовкой планов НОТ. еще немало нерешенных проблем. Ска­ жем прямо: есть у нас руководители цехов, которые считают НОТ не ос-' иовным, не кровным своим делом, а кампанией. Поговорят, мол, пошумят — и на этом все кончится, Все оста­ нется по-старому. И это, пожалуй, самое страшное для нового дела. Немало еще непродуманное™ и 8 самой организации работы лаборато­ рий НОТ. Кадры специалистов в этой области пока не готовятся, от­ сутствует координирующий центр по оказанию методической и практиче­ ской помощи лабораториям НОТ, а' отраслевые институты почти ничего не сделали для создания типовых ре­ шений и рекомендаций по организа­ ции труда на рабочих местах, Н АСТАЛО время научную ор­ ганизацию труда и произ­ водства считать первостепен« ным делом каждого работника про­ мышленного предприятия — от ра­ бочего до директора зазэда. Только тогда НОТ станет основным рычагом совершенствования работы цехоз» Надо так поставить дело, чтобы к а ж ­ дый руководитель ежедневно опре­ деленное время уделял вопросам на­ учной организации труда, В комплексных планах предприя­ тия стоит, мне кажется, внести спе­ циальный раздел: «План внедрения научной организации труда и произ­ водства». В нем следует предусмат­ ривать рационализацию трудовых процессов, оснащение рабочих мест, обеспечение благоприятных физиоло­ гических, санитарно-гигиенических и эстетических условий труда. Для координации всей работы по научной организации труда в мас­ штабах области необходим специ­ альный центр, который мог бы при­ влекать к важному народнохозяйст­ венному делу специалистов научно- исследовательских институтов и тех­ нических вузов, медицинских работ­ ников, Надо организовать дело так, чтобы проектные организации, преду­ сматривая на строящихся и реконст­ руируемых объектах применение наи­ более совершенной техники и техноло­ гии, не перекладывали на предприя­ тия (как это делалось до настояще­ го времени), а сами разрабатывали организацию, которая обеспечивала бы наиболее эффективную их рабо­ ту, Инженерный, экономический экс­ перимент по НОТ должен получить широкие права гражданства. Только в этом случае возможен успех. Н. АНИЩ ЕН КО , начальник лаборатории научной организации труда завода «Свободный сокол». О С Е Н Н Я Я П О Д К О Р М К А О З И М Ы Х Озимые в нашей области — бс- новной резерв увеличения произ­ водства зерна. Й х роль особенно возрастает с внедрением в произ­ водство высокоурожайного сорта пшеницы «мироновская-808». В этом году урожай ее в среднем по обла­ сти составил 25 центнеров с гектара. А отдельные хозяйства получили более 30. Совхоз «Пятилетка» Тер- бунского района, например, собрал по 32 центнера. Под урожай буду­ щего года «мироновской-808» заня­ то 90 процентов озимого клина. Ос­ новная часть озимых имеет хорошее развитие, за исключением тех мас­ сивов, которые посеяны с запозда­ нием — 15 сентября. Всходы на них лишь в начальной стадии, а на уча­ стках, посеянных 25 сентября, всхо­ дов вообше нет. Зато пшеница, по­ сеянная в период с 25 по 30 августа, имеет хорошее развитие. Озимая пшеница отзывчива на удобрения. Она уже с осени усваи­ вает до 47 процентов азота, 30 — фосфора и 43 процента калия. А рожь — 50—-60 процентов азота, фосфора и калия от общей потреб­ ности. Поэтому с осени озимые не­ обходимо обеспечить в достаточном количестве фосфорно-калийными удобрениями. Кроме того, нужны и азотные удобрения, так ка к посевы озимых в основном размещены по занятым парам, которые к моменту сева содержали незначительное ко­ личество нитратного азота. Далеко не все хозяйства посеяли озимые по удобренной почве. Это отрицательно сказывается на раз­ витии, особенно озимой пшеницы. В зиму пшеница должна уйти в хо­ рошо развитом состоянии — иметь кущенге 3—4 стебля. Поэтому посе­ вы, которые не получили основной заправки, осенью необходимо под­ кормить фосфорно-калийными, а также азотными удобрениями. Фосфорно-калийные удобрения способствуют накоплению сахаров, закалке озимых. Закаленные посевы хорошо переносят неблагоприятные условия зимовки. Осенняя подкорм­ ка дает возможность дополнитель­ но получить 3—4 центнера зерна с каждого гектара. На Липецкой сельскохозяйствен­ ной опытной станции осенняя под­ кормка озимой пшеницы в дозе: азот — 15 кг, фосфор —- 45 кг, ка­ лий — 30 к г—дает прибавку 4 цент­ нера зерна на гектаре. Нынче уро­ жай «мироновской-808» на контроле составил 42, где в почву внесено удобрение,— 46 центнеров с гекта­ ра. От такого же количества удоб­ рений, но внесенных в подкормку весной, прибавка на гектаре соста­ вила 3,5 центнера. Следовательно, ка к осенняя, так и весенняя под­ кормки дают положительные ре­ зультаты. Данные опытной станции подтверждаются результатами сов­ хоза «Петровский», где ежегодно проводится осенняя подкормка ози­ мых фосфорно-калийными удобре­ ниями, а рано весной — азотными, Дополнительно от этого агропрнема петровцы получают по 4— 5 центне­ ров зерна с гектара. Осенняя подкормка имеет пре­ имущество перед весенним внесени­ ем удобрений. ■Весной ввиду небла­ гоприятно сложившихся климатиче­ ских условий не всегда удается своевременно провести подкормку. Почва быстро высыхает, эффектив­ ность вносимых удобрений, особен­ но фосфорно-калийных, резко сни­ жается. В то время, как осенью фосфорная кислота под действием осадков передвигается в глубь почвы, становится более доступной для корневой системы молодых ра­ стений, расположенных в верхнем слое почвы. К осенней подкормке озимых на­ до приступать сейчас. Погодные ус­ ловия благоприятны, особенно для авиаподкормки. Те хозяйства, кото­ рые имеют фосфорно-калийные удо­ брения, должны вносить суперфос­ фат из расчета 1,5—2 центнера на гектар, калийных — 0,7— 1, аммиач­ ной селитры — 0,5—0,9 центнера. На озимые, посеянные по черным парам, азотных удобрений вносить не следует. Дозы внесения минеральных удоб­ рений следует определять с учетом предшественников и заправки поч­ вы е осени органическими удобре­ ниями. 3. АНДРЕЕВА, старший научный сотрудник Липецкой опытной станции. В ы с о к и й д о х о д Добрыми делами готовятся встре­ тить Всесоюзный день работников сельского хозяйства колхозники ар­ тели «Память Ленина» Хлевенского района. Они завершают взмет зяби и уборку сахарной свеклы, Недавно механизаторы колхоза уб­ рали семенники трав. С каждого из 175 гектаров получено по 140 кило­ граммов семян клевера. 180 центне­ ров семян клевера правление артели решило продать государству, а это 54 тысячи рублей дохода, И. КОЧЕТОВ, селькор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz