Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
22 сентября 1966 г., М 220 (36301 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ В М И Р Е Н А У К И И Т Е Х Н И К И «СЛАДКИЕ УДОБРЕНИЯ» М иллионы при были см огут да вать десятки ты сяч ныне пустую щих гектаров подзолисты х почв в Западной Грузии, если их удобрить отходами сахарного производства. Лиш ь один завод, утилизирующ ий е ж е го д н о 15 тысяч тонн отходов- деф екатов, способен вводить в сельскохозяйственны й оборот пол торы тысячи гектаров кислого по д зола. Реком ендации по интенсивному использованию больш их массивов м алопродуктивны х земель разрабо таны Грузинским научно-исследова тельским институтом земледелия. Подзолистые участки необходимо один раз в 8—10 лет гл уб око вспа хивать и од новрем енно вносить де- ф екат — десять тонн на гектар. На опы тном участке института уро ж а й ность злаковых культур после вне сения «сладкого удобрения» увели чивалась на 12— 15 центнеров. ТАСС НА X X I А С С А СЕССИИ М Б Л Г Е Н Е Р А Л Ь Н О Й Е И О О Н Геологи, веду щ ие поиск нефти и газа, пополнили свой технический пр и б о р о м — и м - НЕЙТРОНЫ ИЩУТ НЕФТЬ арсенал новым пульсным нейтронным генератором . П ервую промыш ленную партию этих «подземны х разведчиков» вы пустил Киевский опы тно-экспери ментальный завод геоф изических приборов. Главное достоинство ге нератора — высокая точность при определении насыщенности пластов неф тью . С ущ ествующ ие приборы ограничены в своих возм ож ностях, пласты с небольшой насыщенно стью неф тью они просто не «заме чали». «Всевидение» п р иб ору обеспечи вает малогабаритный импульсный передатчик, выбрасывающ ий поток нейтронов большой м ощ ности. НЬЮ-ЙОРК, 21 сентября. (Спец, корр. ТАСС). Вчера здесь, как уже сообщалось, открылась XXI сессия Генеральной Ассамб леи Организации Объединенных Наций. В предварительную пове стку дня сессии включено около ста пунктов, в том числе вопросы разоружения, невмешательства во внутренние дела государств, пре дотвращения распространения ядерного оружия, полного прекра щения ядерных испытаний, вы полнения Декларации о предостав лении независимости колониаль ным странам и народам, ликви- дации расовой дискриминации. Делегаты 117' государств — чле нов ООН избрали председателем Генеральной Ассамблеи предста вителя Афганистана Абдула Рах- ман Пежвака. НЬЮ-ЙОРК, 21 сентября. (ТАСС). Вчера Генеральная Ас самблея Организации Объединен ных Наций на своей 21-й сессии избрала Гвиану 118-м членом ООН. НЬЮ-ЙОРК, 21 сентября. (ТАСС). Вчера министры ино странных дел и постоянные пред ставители ряда социалистических стран при ООН в письме на имя генерального секретаря ООН У Тана по поручению своих пра вительств попросили включить в повестку дня XX I сессии Гене ральной Ассамблеи ООН в каче стве важного, срочного и отдель ного вопроса пункт «о выводе всех американских и других ино странных войск, оккупирующих под флагом ООН Южную Корею, и роспуске «комиссии ООН по объединению и восстановлению Кореи». В письме выражается надежда, что обсуждение на XXI сессии Ге неральной Ассамблеи ООН вопро са «о выводе всех американских и других иностранных войск, ок купирующих под флагом ООН Южную Корею, и роспуске «ко миссии ООН по объединению и восстановлению Кореи» поможет исправить допущенную в отноше нии корейского народа несправед- лирость — все иностранные вой ска будут выве дены из Южной Кореи, «комиссия ООН по объеди нению и восста новлению Кореи» распущена, а так называемый «корейский во прос» снят с повестки дня ООН. НЬЮ-ЙОРК, 21 сентября. (ТАСС). Постоянный представи тель Чехословакии при ООН Ми лан Клусак направил генерально му секретарю ООН У Тану мемо рандум о включении в повестку дня XX I сессии Генеральной Ас самблеи дополнительного пункта о «строгом соблюдении запреще ния угроз и применения силы в международных отношениях и прав народов на самоопределе ние». В меморандуме указывается, что в последнее время имеют ме сто случаи грубого нарушения территориальной неприкосновен ности и независимости суверен ных государств и посягательства на неотъемлемые права народов, ставших на путь национального освобождения. П А Т Р И О Т Ы А Т А К У Ю Т ХАНОЙ, 21 сентября. (ТАСС)» Бойцы Армии освобождения Юж ного Вьетнама взорвали 18 сентяб ря штаб «специальных частей» американских и марионеточных войск в провинции Виньлонг, в результате чего противник понес большие потери в живой силе, пе редает агентство ВИА, ссылаясь на сообщения из Южного Вьетна ма. Ч И С Л Е Н Н О С Т Ь населения США ВАШИНГТОН, 21 с е н т я б р я » (ТАСС). Численность населения США на 1 июля 1966 года достиг ла 195.857 тыс,- человек. За пос ледний год население США увели чилось на 2 миллиона человек, а по сравнению с 1960 годом — на 16.500 тысяч человек. & ^ Ч е р е з Я п о н и ю — в Ю ж н ы й В ь е т н а м ТОКИО, 21 сентября. (ТАСС). Япония используется как перева лочная база для отправки южно- корейских солдат в Южный Вьет нам. О фактах использования японской территории южнокорей скими солдатами, направляющи мися в Южный Вьетнам .сообща ет сегодня газета «Сякай симпо». По сообщению газеты, для этой цели используются американские военные базы в Японии — Тати- кава и другие. Представитель минист е р с т в а юстиции Японии, по славам газе ты, заявил, что поскольку южно- корейские сол даты, прибыва ющие в Японию, рассматриваются как обычные пассажиры, поэтому дескать, ни какого нарушения внутренних за конов страны здесь нет. СБИТЫ В НЕБЕ ДРВ (ТАСС) ХАНОЙ, 21 сентября Части противовоздушной оборо ны Вьетнамской народной армии сбили вчера над территорией про винции Бактхай два американ ских самолета, сообщает Вьет намское информационное агентст во» П А Р И Ж , 21 с е н т я б р я » (ТАСС)» Американские диплома ты в Испании рассылают угрожа ющие письма представителям ис панской интеллигенции, выступа ющим против агрессии США во Вьетнаме. Как известно, несколько сот испанских общественных деятелей направили 30 августа этого года послу США в Мадриде письмо, в котором осудили «бесчеловечные действия американских войск во Вьетнаме» и «внешнюю политику Г р у бы А президента Джонсона как посяга тельство на мир и международ ную безопасность». В испанских демократических кругах расценивают действия американских дипломатических представителей, сообщает агент ство ЮФИ, как недопустимый на жим и нападки на прогрессивную испанскую интеллигенцию. Статья Э . Фажона в газете „Ю маните" СТАНОК - ЮВЕЛИР На Киевском за воде станков-ав томатов имени М аксим а Горько го изготовлен новый станок повы ш енной точности. Этот ш естишпин дельный токарны й автомат будет отправлен с правом прод аж и на М е ж д ун а род н ую промыш ленную выставку, которая состоится в япон ском го род е О сака в октяб ре этого года. Точность обработки на нем поис тине ю велирна: она достигает 0,03— 0,05 миллиметра. Это выше требо ваний государственного стандарта. (ТАСС). ПАРИЖ , 21 сентября. (ТАСС)» «Прикрыва ясь так называемой великой пролетарской культурной революцией, китайские руководите ли порывают во всех областях с принципами марксиэма-гленинизма и с нормами, которыми руководствуются в своей деятельности комму нистические партии», — пишет сегодня в газе те «Юманите» член Политбюро Французской коммунистической партии Этьен Фажон. Отметив, что китайские руководители отбра сывают прочь марксистско-ленинское учение о партии как об авангарде рабочего класса, Эть ен Фажон продолжает? «Великая проле тарская культурная революция» характеризует ся появлением в китайских городах подразде лений «красной охраны», которые «формиру ются отдельно от существующих партийных организаций, присваивают себе право выносить суждения об их деятельности, грубо нарушают социалистическую законность, издеваются над рабочими и крестьянами и преследуют их, ког да те не склоняются перед их прихотями, пре даются нелепым и унизительным чудачествам, описаниями которых каждый день упивается буржуазная пропаганда». К П О Л Е Т У „ С Е Р В Е Й О Р А - 2 “ НЬЮ-ЙОРК, 21 сентября. (ТАСС), Амери канская автоматическая станция «Сервейор-2», запущенная вчера в сторону Луны, после пред принятой сегодня корректировки ее полета на чала беспорядочно кувыркаться, сообщают ин формационные агентства из Пасадены» Представитель Национального управления по аэронавтике и исследованию космического про странства заявил: «Мы не знаем, что случи лось. Мы пытаемся выяснить это». И ДОРОЖНАЯ ПРОБЛЕМА Есть у меня один знакомый шо фер. Интересный человек. Об эко номическом уровне колхоза или сов хоза всегда судит по состоянию до рог. Почти каждый разговор начи нает так: — Проезжал недавно по одному совхозу.. Крепкое хозяйство! Дороги там надежные. Едешь — душа по ет. А то, бывает, ныряешь по уха бам» И ведь, если подумать, то, пожа луй, прав шофер. Дорога —как зер кало. Многое в ней отражается. В декабре прошлого года было принято совместное решение обкома партии и облисполкома о строитель стве фабрик мяса» Очень хоро шее решение! В 13 колхозах на мечалось построить фабрики мяса, на индустриальной основе наладить круглогодовое выращивание и от корм свиней. Колхозы получили долгосрочные кредиты на разверты вание строительства. Короче говоря, работа закипела на всех объектах. Но проектиров щики и работники областного до рожного управления «забыли» о... подъездных дорогах к фабрикам мяса. И сейчас по-настоящему стро ительство дорог ведется лишь на двух объектах из восьми, проекти рование которых осуществлял «Обл- межколхозпроект». Это колхозы имени Денина Липецкого района и имени Дзержинского Измалковско- го района. На остальных дорожные работы в зачаточном состоянии: лишь кое-где делаются земляные на сыпи, причем черепашьими темпами» —В чем дело?— задали мы во прос начальнику областного дорож ного управления Александру Ивано вичу Федорову. — Наше управление, — пояснял (т. Федоров,— занимается, главным образом, ремонтом и эксплуатацией дорог. Самое большее, что мы мо жем сделать силой своих производ ственно-дорожных участков, это подъем земляного полотна. А ка питальное строительство — задача дорожного треста, который недавно создан в системе нашего министер ства и нам не подчиняется. — Почему не строим?— переспро сил директор дорожного треста А. Н. Смирнов. Потому, что у нас проект ной документации нет. А без нее мы не можем включать работы в план, стало быть, нет и необходимых средств. Азы хозяйственно-финансо вой азбуки. Вот по колхозу имени Ленина Липецкого района проект составило ваше дорожное управле ние, Александр Иванович, — и ра бота подходит к концу. Поезжайте, посмотрите. Верно? — повернулся Смирнов к Федорову. — Точно, —подхватил тот.—Дав но я говорю: вся заковыка в про ектной документации. ...Пока ехали до объекта, началь ник дорожного управления жало вался на то, что у них и проектная группа слишком уж слаба, и средств технических в производственно-до рожных участках мало, и вообще, областное дорожное . управление в этом деле якобы бессильно. — Но спроектировали все же до рогу,— заметил я, когда наша ма шина покатилась по асфальту к се лу Троицкое. Асфальт тянулся больше кило метра, затем шла золотистая щебе ночная лента, которую утрамбовы вали катками, А неподалеку, на пло щадке лежали груды щебня и ас фальтовой холодной кроинуп — Через несколько недель закон- Яат,~ опытным глазом определил, Федоров и продолжал: — Хотите, по секрету скажу? — Разумеется. — Вся беда в том, что строитель ство подъездных дорог не включено в проекты за счрт предоставляемого кредита. Ведь без дорог фабри кам мяса все равно не прожить. Рано или поздно их построят, но с потерями средств. Вот, скажем, здесь. Заставили же нас задним чи слом проектировать дорогу. Правда, пока она висит у нас на шее... — Доводы ваше обоснованны, разумны, но почему-то тоже задним числом высказаны? И не там где они были бы более вески. Александр Иванович выразитель- но»пожал плечами» Дескать, мы что же... «винтики»... — Вы вот что,— оживился он.— Вы по «Межколхозстрою» ударьте критикой. У них проектная контора мощная. Они и должны были соста влять проектную документацию. А у нас проектировщиков раз—два и обчелся. Побывали мы в этот день еще и в Усманском районе, убедились в том, что районные дорожники «ждут у моря' погоды», причем Александр Иванович пообещал им разное, ес ли не приступят к ремонту дороги Липецк — Усмань. До поездки была у нас еще одна непродолжительная беседа с глав ным инженером облдоруправления В. Г. Денисенко. Впечатление созда лось такое, что строительством до рог к фабрикам мяса он конкретно не занимался, да и никто от него этого и не требовал» Зато главный инженер «Облмеж- колхозпроекта» М. Ф, Васюков про явил полную осведомленность и раскрыл все карты. —- Что там,— сознался он,— не было у нас согласованности с обл- доруправлением. Никто из нас не догадался подсказать руководите лям хозяйств о включении строи тельства подъездных дорог в общие проекты. Порядок, значит, такой. Хозяйство подает заявку на плани ровку дорог в общем проекте на объект. В районном производствен ном управлении ее должны визиро вать. Таких заявок поступило лишь три — из артелей имени Дзержинского, Измалковского, «Заря коммунизма» Долгоруковского и имени Ленина Чаплыгинского районов» Здесь на дороги проектная документация со ставлена силами «Облмежколхоз- проекта»» Налицо и результаты. В колхозе имени Дзержинского дорогу строит само Измалковское СМУ «Межкол- хозстроя». Оказывается, и опыт у них есть, и технические возможно сти нашлись. Лишь один бульдозер позаимствовали у Афанасьевской машинно-мелиоративной станции. Конечно, насыпь тоже мелиорато ры сделали. На всей протяженности дороги — 1600 метров — уже уло жено основание из камня, засыпан ное одним слоем щебня. Сейчас ве дется засыпка второго слоя и укаты вание. — К зиме щебеночное полотно будет готовр,— юворит председа тель колхоза Г. Д. Пучков. Георгий Давыдович не хотел быть в положении «винтика», вра щающегося в сторону указующего перста. Он сам рассчитал, что 45— 50 тысяч, затраченные на дорогу, окупятся сторицей. Однако не у всех руководителей имеется вкус к самостоятельному мышлению. Сельхозартель «Путь Ленина» Ус- майского района расположена от райцентра на расстоянии 20 кило метров. Места здесь низинные, топ кие. Весной в разлив, дождливой осенью, после снежных заносов село Мансурово оказывается в букваль ном смысле отрезанным от всего мира. Но в хозяйстве заложили фабрику мяса, ее необходимо свя зать с райцентром — ведь одного жома артель будет завозить тыся чи тонн. И что же? Руководители артели тоже «забыли» подать заяв ку на проектирование хотя бы про филированной грунтовой дороги с высоким подъемом. Насыпь здесь все же произвели, причем стимулом послужило... указание свыше. Приехало как-то сюда областное начальство и накрепко застряло в ложбине. И только после этого до рожное управление нашло общий язык со здешней машинно-мелиора- тнвной станцией. Мелиораторы на сыпали полотно из земли за счет средств облдоруправления, но даль ше этого ничего не предпринимается: Кстати, о финансовой стороне строительства дорог и роли област ного дорожного управления» Конеч но, построить дорогу длиной 20 ки лометров — не сотенную купюру выложить. К примеру, один кило метр щебеночного покрытия сто ит (при грубом подсчете) 20 тысяч рублей, а если он еще холодным асфальтом покрыт, эта сумма уже удваивается. Вот тут-то и должна выступить на сцену организующая и координирующая роль облдоруп равления. Почему бы здешним спе циалистам не применить метод стро ительства дороги при долевом уча стии заинтересованных хозяйств? Взять хотя бы ту же дорогу Ус мань —<Мансурово. Разумеется, ос новной вклад в нее должна внести сельхозартель «Путь Ленина» как самое заинтересованное хозяйство. Но ведь дорога пересекает поля колхоза «Великий Октябрь», що со седству с ней земли совхоза «Ком мунар», артелей «Большевик», «Красное знамя», имени X X II парт- съезда. Несомненно, новая дорога принесет пользу и этим хозяйствам. Это, так сказать, чисто экономиче ский подход к проблеме. А быто вой? Культурный? Ведь не случай но дороги образно называют арте риями страны. Они приносят с со бой ряд решающих изменений в ритме и тонусе жизни, в бытовом укладе и культурном облике села. Поэтому строительство дорог будут приветствовать не только работники фабрик мяса, но и все колхозники окружных сел. На артельных соб раниях, на сельских сходах они, ко нечно же, проголосуют за долевое участие хозяйств в прокладке до рог. Это в такой же мере относится ко всем хозяйствам, где возводятся фабрики мяса, которые находятся вдали от бойких трасс. По чьей инициативе должно про водиться изучение таких возможно стей, кто возьмет на себя хлопоты, по координации усилий? Разумеет ся, первое слово за областным до рожным управлением. Помимо всего прочего, оно обязано выяснить на личие местных материалов, техниче ской базы хозяйств и другие чисто специфические особенности. Ведь су мели же в колхозе имени Дзержин ского объединить свои усилия три разнородных организации — артель, машинно-мелиоративная станция и СМУ «Межколхозстроя». Причем произошло это без усилий со сторо ны облдоруправления. А если бы оно не занимало позицию «вин тика»...? Между прочим, об этом и в «Обл- межколхозпроекте» говорили: — Вот твердят все: проектная до кументация, мол, не готова. Они специалисты по дорогам, мы можем набрать дополнительную проектную группу. Их советы, консультации вкупе с нашей изыскательской и проектировочной работой — вот вам и желаемые результаты. ^ Так что же вам мешает дого вориться? — Во-первых, кто-то должен пер вым предложить это обоюдное со глашение,— заметил главный инже нер М. Ф. Васюков.— Во-вторых, мы до тех пор не можем набирать в штат добавочных проектировщиков, пока не будет оснований для этого, т. е. заявок на проектирование до рог от хозяйств. Наши проектанты должны быть загружены. С этим можно было бы согла ситься, если бы не выступление на чальника «Облмежколхозпроекта» Е» Фарбй в своей многотиражке «На колхозных стройках». В одной из своих статей «Наши трудности и претензии» он высказался о том, что у «Облмежколхозпроекта» есть все основания для зачисления в штат добавочных проектировщиков. Почему же они не зачисляются? И тут ждут очередного указания свыше, действует философия того же самого «винтика». До сих пор речь шла об инертно сти, безынициативности тех, кому по служебному долгу надлежит забо титься о дорогах. Но дело страдает не только от этого» Наблюдается и вредная нерасторопность даже в тех случаях, когда проектная доку ментация готова. Колхозу «Аврора» Задонского района проект на ком плекс готовил Воронежский институт «Гипросельхозстрой». В него вклю чена и прокладка подъездной доро ги протяженностью около 5 кило метров. Казалось бы, дело за до рожниками. Делай насыпь, засти лай щебнем. Ан нет, чего-то ждут. — Техники не хватает,—жалуются задонские дорожники. Но ведь в распоряжении облдор управления техника всех участков — не менее 50 автомашин, десятки грейдеров, бульдозеров» Верно, она распылена. Однако почему бы ее не использовать концентрированно? В странных взаимоотношениях с облдоруправлением находится до рожный трест. По словам т.Федоро- ва, он не подчинен управлению. Строительство дороги трест начина, ет только тогда, если к нему не сколько раз придут на поклон. Вот и получается, что сейчас лишь од но ДСУ треста — Грязинское — за нято на прокладке подъездной до роги к фабрике мяса,- А Липецкое и Елецкое ДСУ пока не подключены к этой важнейшей работе. Сейчас на возведении комплексов настало время «пик»» Осень дарит строителям ясные погожие дни. И они торопятся завозить строймате риалы, закладывать заделы на бу дущее. Нельзя упускать драгоценное время и дорожникам. Необходимо до наступления зимы провести за сыпь земляного полотна там, где это не сделано, завозить и насти лать щебенку, укладывать асфальт Строительство дорог не терпит во локиты и рутины, А. ВАСИЛЬЕВ, корр. «Ленинского знамени». Близ Софии продолжается строительство крупнейшего комплекса болгарской черной металлургии — Кремиковского комбината, который сооружается е помо щью Советского Союза. Построены и действуют уже многие промышленные объ екты комбината. После завершения первой очереди строительства он будет да вать в год более 1 миллиона тонн чугуна, свыше 1200 тыс. тонн стали и один миллион проката. По окончании работ, когда этот гигант заработает на полную мощность, он будет ежегодно производить до 1 миллиона 700 тысяч тонн стали, • после его расширения 3—4 миллиона тони. НА СНИМКЕ: на комбинате. ____ ® Фото Болгарская фотография — ТАСС. П о д о х р а н о й п о л и ц и и НЬЮ-ЙОРК, 21 сентября. (ТАСС). Сотни демонстрантов пи кетировали вчера оперный театр в городе Сан-Франциско, где на праздничном представлении, по священном открытию осеннего се зона, присутствовала супруга пре^ зкдента Джонсона, которая совер. шает сейчас поездку по стране. Мужчины, женщины, дети несли плакаты с требованием положить конец войне во Вьетнаме и скан дировали: «Линдон Джонсон, эй, эй, сколько ты убил детей?». Миссис Джонсон смогла поки нуть театр лишь через запасный выход, прибегнув при этом к по мощи полиции. Открытие Париж - авиалинии Шанхай ПЕКИН , 21 сентября, (ТАСС). Вчера открылась авиалиния меж ду Парижем и Шанхаем в соот ветствии с соглашением о воз душном сообщении, заключенным правительствами Китая и Фран ции, сообщает агентство Синь- хуа. Э н ц е ф а л и т в ЮЖ ной Корее ПХЕНЬЯН, 21 с е н т я б р я . (ТАСС). На 20 сентября в Ю ж ной Корее было зарегистрирова но 3.365 случаев заболевания эн цефалитом, сообщает сеульское агентство Тоньян Тхонсин. Всего от энцефалита в стране умерло 798 человек. Газета «Красная звезда» опублико вала серию ре портажей своего специального кор респондента под полковника Алек, сандра Сгибнева о буднях и боевой учебе воинов советских стратеги ческих ракетных войск. АПН предлагает вниманию чи тателей этот материал с некото рыМи сокращениями. В Л А С Т Е Л И Н Ы СТРАТЕГИЧЕСКИХ р а к е * Кто-то очень опытный и умный облюбовал эти места: вокруг гу стейшие леса и непролазные болот ные топи. Можно ходить буквально рядом и не заметить ракетных шахт. Для стратегических особенно важно быть до поры до времени укрытыми и скрытыми. Тут бдительность, как, может быть, нигде имеет значение оружия» ...Многометровые слои железобе тона и метрополитеновские глубины отгородили людей от солнца, кото рое пылало в этот день почти по- африкански, от корабельных сосен, вставших над стартовыми позиция ми, точно в карауле. Но даже с не привычки не ощущаешь здесь какой- либо оторванности от всего, что происходит там, наверху» Жизнь вливается сюда радиоголосом Моск вы, свежей газетной страницей, шу мом целины, размеренным дыхани ем заводских цехов. Сколько таких «точек»? Ни одна не забыта, каж дая не только на карте Генерального штаба, но и в сердце страны. В большом и малом чувствуется вели кая слитность, единый духовный на строй» Нет, ни многометровый железобе тон, ни метрополитеновские глубины не отделяют ракетчиков от внешнего, мира. Тонус их жизни оптимистичен, с кем ни заговори, каждый найдет в сердце слово сыновней благодар ности народу. И за щедрый стол, и за культуру быта, и за отеческое понимание сложности службы. Но главная благодарность не за это — не за хлеб-соль. Гордость и ра дость вызывает непрестанная, забота о военно-техническом оснащении стартовых позиций.- Тут изменения настолько быстротекущи и захваты вающи, что невольно цепенеешь пе ред инженерной смелостью советско го человека, перед ювелирным блес ком его профессионального мастер ства. В короткий срок у нас создан ряд принципиально новых видов ракет ного вооружения, введен в строй целый комплекс разнообразных стратегических средств борьбы, по; строено большое количество мощ ных и, что особенно важно, подвиж ных пусковых установок» Но вернемся под землю. Что здесь бросается в глаза? В первую оче редь — безлюдье. Нынешний специ алист справляется с обязанностями пяти—шести штатных единиц, при чем не ощущает при этом никаких «перегрузок». Он несказанно усилен всякого рода кибернетическими уст ройствами. Хотите познакомиться с одним из таких специалистов? Вот он сидит перед пультом, на котором неопису емое множество всяких кнопок, ры чажков, сигнальных лампочек. Рядо вой Вячеслав Лапин призван год назад, ленинградец, до армии учился на втором курсе института, Лапин выполняет обязанности трех человек. Обязанности не про стые и не легкие; данные, выдавае мые его аппаратурой, должны нести в себе почти микрометрическую точ ность. И, значит, ни в чем, ни в ма лейшей малости нельзя ему оши биться или замешкаться. Потому что он ракетчик, Стратегический ракет чик! Просчет того или иного воина, его небрежность, медлительность могут сорвать выполнение боевой задачи, обернуться катастрофой. Понимаете, какая ответственность? Но она не угнетает ни Лапина, ни его друзей. Люди верят в свою выучку, они пол ны решимости на совесть выполнить любое задание командования. Не давно во время пуска Вячеслав поч ти сутки не покидал своего поста, устал, естественно, но не допустил ни единой неточности. Он трудился легко, виртуозно» И не случайно ге нерал, наблюдавший за ним, сказал с уважением: •— Вы не солдат, а песня. На вас в работе так же приятно смотреть, как песню слушать.., Отличная боевая подготовленность стыкуется у ракетчиков с верой в технику. В ее надежность, конструк тивное совершенство, в ее гигант скую силу. Тем более, техника ста новится все более мудрой. И фанта стически емкой. Это еще одно впе чатление, оставляемое знакомством с сегодняшними подземными басти онами». Уменьшенные в объеме и весе, но вые ракетные приборы поражают в то же время невиданной плотностью размещения деталей. Мы долго — и по праву! — изумлялись подковкам, посаженным на блошиные конечно сти. А - вот передо мной элементы счетно-вычислительного устройства величиной в мышцу муравья. И ведь, заметьте, созданы они не для украшательства, не для музейного дива, а для работы: чтобы, опреде ляя время, суметь «расщепить» се кунду на многотысячные доли; со средоточить в электронной «памяти» колоссальную лавину информации: подрегулировать, если надо, те или иные агрегаты ракеты, уточнить ее курс, А вот еще одно хитроумное уст- автоматикой, радиоэлектроникой, 1ройство, «сотканное* из микросхем Его ни за что не рассмотреть без сильного увеличительного стекла.. Хотелось бы отметить инженерное взросление нашего воина. Он стал не только знатоком техники, но и знатоком науки. Обилие электрон ной аппаратуры, всевозможные уни кальные приспособления не придави ли его, наоборот, дали возможность еще полнее развернуть свой интел лект, расправить крылья. В царстве автоматики, в недрах всемогущих измерительных и управляющих при боров, в переплетениях электронных схем он, если воспользоваться срав нением Маркса, видит полномочные «органы человеческого мозга». Это тоже всходы Октября, знаме ние нашего времени.;. Командиры и политработники ста рательно, буквально по крупицам, собирают все, что входит в ракетную биографию, составляет ракетный ха рактер, активно развивают новые черты и обычаи советских воинов, рождающиеся в трудной и почетной службе. А служба эта необычная! Каждое подразделение, каждый человек — в любое время года или суток — дол жны быть готовы к немедленным действиям» Один из' советских пол ководцев сравнил ракетные части с армией, до последнего винтика от мобилизованной, занявшей исходные положения и окончательно изгото вившейся для ответного удара по агрессору, ожидая лишь сигнала для атаки. Точнее, кажется, и не скажешь. Отсюда, кроме общих, и свои традиции, свой, если можно так выразиться, ракетный «образ жиз ни». В чем он выражается? В особой регламентации времени, в специфике быта, в организации несения служ бы. Характерная деталь: зайдя в штаб, вы можете без труда узнать, где в эту, именно в эту, минуту на ходится командир или его замести тели. Любой работник, независимо от поста, приучен оставлять свои «координаты», держать себя в дося гаемости телефона или радио» Пов торяю, любой! В одном из гарнизонов мне пока зали музей боевой славы. Ракетчики, оказывается, выросли на базе -части, заслужившей в войну четыре орде на. Она стояла насмерть"в Сталин граде, геройски перешагнула четыре реки, ее в первый же день штурма видели в Берлине. Вод какое завид ное наследство досталось им! Политработники Н-ского гарнизо на с удивительными подробностями восстановили историю своей части, отыскали ее ветеранов, собрали с их помощью множество реликвий. Те перь здесь установлен порядок: каж дого новичка — солдата или офице ра — все равно, приглашают сначА* (Продолжение на 4-й стр.),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz