Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
г Л Е Н И Н С К О Е З Н Х М Я Я ф я а р И й К 5Т9 № 9 1 Р е ш е н и я м а й с ко го л и ц ■ » ~ м а ш и а . ____ __ _ _ _ _ ___ пленума цк кто- З Е М Л Я З А Б О Т У Л Ю Б И Т ж И Ь ! В ^последние годы нзмалковские хозяйства стали больше получать зерна, сахарной свеклы и других культур. Но урожайность полей мог ла быть гораздо выше. Дело в том, что в районе еще много малопродук тивных земель. В текущем пятилетии колхозы и совхозы основательно зай мутся повышением плодородия полей. В сельхозартели имени Горького разработан детальный план мелио рации. В нем предусмотрено введе ние правильных севооборотов, эф фективная заправка полей удобрени ями, известкование кислых почв, улучшение лугов и пастбищ, посадка полезащитных и приовражных полос, постройка противоэрозийных соору жений, очистка полей от камня. Раньше у горьковчан в каждой бригаде было по два севооборота. В них входили небольшие участки — от 80 до 90 гектаров. Теперь колхоз переходит на один севооборот, с таким расчетом, чтобы обеспечить рост производства всех культур. Два года назад проведено земле устройство в колхозах «Заря», «Зна мя Ленина», «40 лет Октября», име ни Маяковского, имени Дзержинско го. В некоторых хозяйствах восста новлены границы полей. Например, у маяковцев часть многолетних трав заходила на другое поле. Теперь эта ошибка устранена. В колхозах района насчитывается более 50 тысяч гектаров пашни. Из них .включены в полевые севообороты 48.116 гектаров, в кормовые — 1026. Хуже обстоит дело на совхозных полях. На площади, превышающей 8000 гектаров, еще не закончено вну- В о з в р а щ а я с Ь к н а п е ч а т а н н о м у трихозяйственное землеустройство. Эти массивы занимают" совхозы «Докучаевский», «Ясенецкий», недав но образованные. Специалисты районного управле ния сельского хозяйства строго сле дят за чередованием культур соглас но структуре посевных площадей, на меченной на предстоящее пятилетие. Весной и осенью тщательно проверя ем размещение культур в границах полей. Однако продумано.не все до конца. У нас есть хозяйства, где ко личество комплексных бригадные со ответствует количеству введенных севооборотов. Такая неурядица — в колхозах «1 Мая». «Знамя Ленина». В сельхозартели имени XXI съез да КПСС уже пересмотрен состав бригад,^ и от этого дело выиграло, урожай зерновых возрос на четыре центнера. О севооборотах начат разговор не случайно. Там, где еще не установ- аены границы полей, невозможно за ниматься полезащитным лесоразве дением. А эго одно из сильнейших средств борьбы с эрозией почвы.. Об щая площадь балок и оврагов в рай оне достигает 1500 гектаров. По ним сбрасывается в реки уйма питатель ных веществ. Ценность лесных и приовражных полос не только в том, что они яв ляются противоэрозийными насаж дениями. Это важнейшие элементы культуры Земледелия. Образно их на зывают «магазинами влаги». Вес ной нынешнего года облесено 107 гектаров оврагов. Лесополосы зало жены в колхозах имени Дзержинско го, «40 лет Октября», имени XXI съезда КПСС и других хозяйствах. К концу пятилетия площадь под овраго-балочными насаждениями уве личится на 620 гектаров. На пути вешних вод надежный зеленый барь ер поставят работники Елецкого лес хоза. Кроме того, колхозы и совхо зы посадят своими силами 50 гекта ров полезащитных полос. Земля теряет плодородие не толь ко от эрозии. На массивах, превыша ющих 2600 гектаров, разбросаны камни, растут кустарники. За пяти летие Поля освободятся от валунов. Механизаторы Афанасьевской ма шинно-мелиоративной станции уже очистили более 120 гектаров земли от камней в колхозе «Заря», 70 гек таров — в колхозе имени Горького. Коллектив передового совхоза «Про летарий» своими силами очистил 150 гектаров. В хозяйствах района свыше 4 ты сяч гектаров земли с повышенной кислотностью. Известковать ее будет механизированный отряд районного объединения «Сельхозтехники». Наш район не беден естественны ми кормовыми угодиями. Колхозы и совхозы имеют 10 тысяч гектаров лугов и пастбищ. Однако они ис пользуются плохо. Выпасы и сеноко сы малопродуктивны: на них очень много кустарника и кочек. Отсюда и низкие урожаи—5—7 центнеров сена с гектара. Многие хозяйства не раз планировали мероприятия по улучше нию кормовых угодий. Но не всегда хорошее дело доводилось до конца. Два года назад улучшили 487 гек таров лугов в совхозе «Лебяжен- ский». Участок засеяли тимофеевкой и овсянницей луговой, Травы дали с гектара по 32 центнера высокопи тательного сена, В колхозе имени XXI съезда КПСС проведено залу- жение с подсевом бескорневищного пырея. Результат превзошел все ожидания. Начали комплексную об работку поименных земель в колхо зе «Россия». За это сначала энергич но взялись механизаторы Афанась евской ММС. Потом участок забро сили. В текущем году намечали улуч. шить луга на площади 251 гектар, Однако только на 110 провели уско ренное залужение. На 1286 гектарах намечалось обработать пастбища. Но это сделано лишь в колхозе име ни Дзержинского. В сельхозартелях «Заря», имени Ленина, совхозе «Из- малковский» мелиоративные работы затянулись. Мы еще плохо используем поймен ные земли. У нас их более 500 гек таров, Например, в совхозе «Измал- ковский» пустует 66 гектаров. По добная расточительность не имеет ничего общего с разумным хозяйст вованием. Майский Пленум Н К КПСС отме тил, что достигнутый уровень эш номики позволяет развернуть мелио рацию земель как в общегосударст венном масштабе, так и в каждом колхозе и совхозе. Добиться, того, чтобы каждый гектар угодий исполь зовался рационально — наша важ нейшая задача, М. М У Х И Н А , старший инженер-землеустроитель Измалковского управления сельского хозяйства. ПОКУПАТЬ ЛИ П Р О К А Т Ч И К А М В А Т Н И К И ? Руководители второго листопро катного цеха Новолипецкого завода озабочены несколько необычной про блемой: где приобрести 200 ватни ков для рабочих? Почему же так много? Ведь в Предыдущие годы перед наступлени ем зимних холодов обходились ко личеством в десять раз меньшим? Чтобы ответить на этот вопрос, об ратимся к корреспонденции «Такие темпы недопустимы», опубликован ной в нашей газете 30 июня. В ней начальник цеха И. Малышко и се кретарь партбюро К. Слизнев рас сказывали о том, что строительное управление № 1 треста «Липецк- строй» и управление «Стальконст- рукция» крайне медленно ведут строительно-монтажные работы на сооружении третьей очереди цеха. В частности, выражалась тревога, что «цех может остаться незакрытым до наступления зимней стужи, а это грозит вызвать заболевания рабо чих», По-деловому откликнулись на вы ступление газеты монтажники «Стальконструкции». Начальник уп равления А. Пятенок сообщил, что статья обсуждалась на собрании рабочих и инженерно-технических работников пятого участка, занятых на строительстве этого объекта. Сюда добавили еще четыре брига ды, выделили необходимую технику Как заявил на днях начальник эле ктроизоляционного отделения цеха А. Сергеев, к монтажникам теперь никаких претензий нет. Ответ, полученный от управляю щего трестом «Липецкстрой» С. Шу- минского, тоже был ободряющим. Он писал; «До наступления осенне-зимнего периода будут выполнены все стро. ительные работы, связанные с за крытием цеха холодной прокатки, с тем, чтобы создать нормальные ус ловия работы и строителям, и экс плуатационникам*. Прежде всего, надо, видимо, по яснить, что значит «работы, связан ные с закрытием цеха». Нет, цех, как таковой, будет продолжать ра боту и выпускать прокат. Здесь имелось в виду другое. Когда нача лось сооружение , третьей очереди, строители частично разобрали стену и торец одного из корпусов цеха, «раскрыли» его. Пока было лето, и дела на стройке шли хорошо, про катчики особенно не беспокоились. Но затем темпы работ стали осла бевать, большинство бригад пере шло на другие объекты, и стало очевидным, что никакие электро изоляционные агрегаты в этом году здесь устанавливаться не будут. Ну, ладно,— сказали заказчи ки строителям, — только вы уж, братцы, стенки-то заделайте. — Будет сделано,— сказали стро ители. Время шло, а дело не двигалось. Вот тогда и обратились через газе ту от имени всего коллектива цеха Н. Малышко и К. Слизнев с убеди тельнейшей просьбой к строителям: .«Закройте!». Прошло немало времени после получения ответа, но работы про двигаются чрезвычайно медленно. — А что я могу сделать,— гово рит начальник второго участка СУ-1 М. Неделько,— если у меня людей не хватает? — Но хотя бы то^ецвы могли за крыть? — От начальства никаких указа ний не поступало. Скажут — будем закрывать. Разумеется, при таком отношении дыры в стенах будут «вентилиро вать* цех еще очень долго, Понятно, доменная печь и другие пусковые объекты сейчас находятся в центре внимания строителей. Но нельзя забывать и о «мелочах», тем более, если они связаны с условия ми работы и здоровьем людей. Главный инженер треста «Липецк- строй» В. Хорошавин, выслушав эту историю, не стал ходить вокруг да около, давать туманные заверения. Он сказал: «К 15 октября все будет готово!». А он, говорят, хозяин сво ему слову, Подумайте, листопрокат- чики, может быть, и не надо торо питься с ватниками? Б. СЕМЕНОВ. В строительном управлении № 3 треста «Жилстрой» отлично трудится бригада Валентина Кузнецова. О д-) ними из лучших каменщиков бригады являются Анатолий Тарабцев и Семен Терехов. По полторы нормы в{ смену — такие показатели их работы. ’ ) НА С Н И М К Е : (слева направо) С. Терехов, мастер В. Кузнецов и А. Тарабцев. / Фото нештатного корр, «Ленинского знамени» Ю. Клюева. | Воспитанники чет вертого го р о д с ко го рем есленного училища вы строи лись в простор ном корид оре. На черны х ф орм ен ках яр ко сияю т начищенные пугови цы, пр яж ки с буквами «РУ», бело снежные подворотнички. В общ ем строю стоит и Михаил М ирохин' из группы токарей. —- Д о р о ги е товарищи, — сказал директор училища Иван Захарович А ндропов, — вы закончили наше училище, получкли проф ессию и квалиф икацию станочников. Сегодня разъезжаетесь в разные города на шей Родины. Но где бы вы ни были, помните, что полученные в училище знания — это первая высота в ва шей ж изни. Впереди — средняя ш ко ла, техникум, институт. Ни в коем случае не останавливайтесь на п е р вой высоте! Линейка закончилась, ребята полу чили свидетельства и путевки, про щались с учителями и воспитателями, мастерами производственного обу чения. Глядя на них, Иван Захарович ду мал: « Какими они станут? Интересно поглядеть на них лет через десять— пятнадцать». Это было в 1953 году. Выросли и возмужали бывшие воспитанники ш колы трудовых резервов. Кто стал м астером или начальником цеха, кто механиком или технологом. * ф 41 Михаил М ирохин по окончании ре месленного училища пришел в отдел кадров завода гидроаппаратуры . — Заходи, заходи смелей,-г-улыб- нулся ем у начальник отдела Георгий Николаевич Иванов. — Давай д о кументы. А потом поднял труб ку телефон ного аппарата: — Комиссаров! Слушай, направ ляю тебе пополнение. Токарь из ре месленного... Хорош ий парень. Присматриваясь к новичку, старые кадровые мастера второго механиче ского цеха Владимир Михайлович Кондраш ов, Василий Александрович А брагим ов, Виктор Иванович Ч ерны шов примечали, с каким старанием работает молодой токарь. И полу чается у него неплохо. Вскоре М и- рохину стали поручать обработку сложны х деталей, и Михаил успешно справлялся с заданиями. По вечерам он допозд на задерживался в цехе: то на занятиях курсов повышения квалификации токарей, то на ком со мольских собраниях. А вскоре ко м сом ольцы избрали М иш у своим це ховым вож аком . Прибавилось еще и общественной работы. Так в гущ е заводской ж изни прош ли два— три года. И тут случилась беда. Михаил тяжело заболел. Вни манием, человеческим теплом и за ботой окруж и л и ого товарищи. Зав ко м послал М ирохина в санаторий. Внимание врачей, чуткость всего кол лектива помогли парню встать на но ги. Он вы здоровел и возвратился в коллектив. В то время на заводе был создан экспериментальный цех, а при нем научно - исследовательская лабора тория по гидравлике. Потребовались кадры лучших, вы сококвалиф ициро ванных станочников. Начальник ново го участка и лаборатории Д . А. Глуш ко пригласил к себе на работу М и хаила. Здесь, в лаборатории, Михаил особенно остро почувствовал, как ем у необходима учеба. В 1960 году на заводе начались занятия универ- Ч Е Т В Е Р Т А Я В Ы С О Т А ситета технических знаний. Их п р о водили лучшие, дипломированные специалисты. М ирохин в течение трех лет учился в университете, но окончить его так и не удалось. Новая вспышка болезни оторвала от заня тий на несколько месяцев. Поправившись, Михаил снова взял ся за учебу. Он поступил в ш колу рабочей м олодеж и № 2 и на этот раз закончил ее с отличием. К тому времени Михаил обзавелся семьей. У него родилась дочь. О кончив средню ю ш колу, Михаил решил не останавливаться на достиг нутом. В прош лом году он поступил в заводской вечерний м аш инострои тельный техникум. Учеба в технику ме помогает ем у в совершенстве освоить технику и технологию маши ностроительного производства. Те перь самые слож ные детали со м но гими переходами операций мастер : Л ю д и т р у д о в о й ! в ы ................ .................. 1 поручает токарю 5-го разряда М. М ирохину. Совсем недавно в сем ью М ирохи- ных приШла новая радость. Руко водство завода выдало лучш ем у то карю ор де р на квартиру во вновь построенном дом е. В новой квартире все удобства: газ, отопление, ван ная, отдельная детская комната. Л ег че стало учиться в техникуме, рабо тать над рационализаторскими пр ед лож ениям и. * * * ' Ранним августовским утром по ули це имени Ани Гайтеровой шли рабо чие к проходным заводов элемент ного, «П рож екторны е угли», м едобо- рудования, «Гидропривод»... Михаила и Валентину М ирохины х в экспериментальном цехе встретило обычное, деловое оживление. Ра бочие получали в кладовой инстру- [„Прометей"— друг молодого книголюба мент, приспособления, материалы. Но почем у-то все, увидев с у п р у ж е скую пару, улыбались особенно при ветливо, некоторы е подходили к М и хаилу, кр е п ко жали руку, поздравля. ли. Подошел и Николай Сергеевич Самохин — мастер участка, тож е р у ку пожал и добавил: — Ну, Михаил, теперь тебе пору чается изготовление самых ответст венных деталей. Для новых экспери ментальных насосов. — А почем у именно мне? * — Во-первых, потому, что ты в це хе токарь самой вы сокой квалифика ции. Ну, а во вторых, — Самохин улыбнулся й подмигнул, — награда обязывает! Так Михаил Алексеевич М ирохин узнал о том, что его наградили ме далью «За трудовое отличие». А втору этих строк не раз приходи лось знакомиться с рационализатор ским и предлож ениям и Михаила Алексеевича, человека пытливой мысли и, как у нас говорят, настоя щ его «профессора» токарного дела. Знал я его и как активного общ ест венника. И мне, как и м ногим на за воде, захотелось лично поздравить М. М ирохина с правительственной наградой. В экспериментальном цехе, когда я зашел на токарны й участок, мастер Н. С. Самохин с группой станочников и слесарей обсуждал чертеж и нового изделия. — Михаил Алексеевич, — сказал я , когда токарь см о г уделить мне ми нуту внимания. — С кажите, пож алуй ста, на ка ко м курсе техникума вы сейчас учитесь? М ирохин вы тер руки о паклю , и( глядя на меня, хитровато улыбнулся, — Работать и учиться, сами пони маете, нелегко. Но техникум , это, выражаясь словами Ивана Захарови ча А ндропова, после рем есленного училища моя четвертая высота. В. ЧЕУСОВ, работник Б Р И З а ( вавода «Гидропривод*. Выпуск нового историко-биогра фического аль м анаха «Про метей» начало издательство «Молодая гвардия». Рождение аль м анаха— заказ вре мени и ответ на пожел а ние молодеж и расширять и со вершенствовать биографический жанр. Первый то м « Прометея » откры в ается докладо м А. В. Лун ачар ского «Ленин и молодежь», про читанны м в день революц ионного студенчества 25 января 1924 года для слушателей комму нистическо го университета имени Св ердлов а в Москве. Малоизвестные факты из жизни выдающегося ученого К. А. Ти м и рязева приводятся в рассказе В. Сафонова «Звонок в дверь». С новы м и ма тер иал ами €Мария В ол конск ая и Пушкин» выступает т. Цявловская. Четверть аль м анаха (сто стра ниц) зани м ает биография Хе м ин гуэя — последняя, незавершен ная работа литературоведа, кри тика и переводчика И, Пашкина. Благодаря ему этот т алантливый писатель стал впервые известен советски м люб ителя м л итературы. \И з публикаций в перв ом номере « Прометея» ч итатель узнает о пе реписке А. И. Герцена, о послед не м годе жизни А. В, Луначар ского^ * Каждый с удовольствие м проч тет «биографическую повесть» Ир винга Стоуна, рассказы Г, Г у лиа, Р. Стивенсона, Ю. Тынянова, воспо м инания К. Чуковского..., В аль м анахе опубликованы пись м а, доку менты, библиографические справки и другие интересные м а териалы. Тираж аль м анаха—100 тысяч экзе мпляров. Сч астливого пути, * Про метей», (Корр. Т А С С ). Духовная жизнь общества — это взятая в процессе развития совокуп ность всех проявлений деятельности разума, воли и чувства людей, раз вивающаяся на основе их практиче ской деятельности. Духовная жизнь отражает природное и социальное бытие и воплощается во всем много образии идей, взглядов, понятий, представлений, нравов людей, в на копленных и развиваемых обществом ценностях духовной культуры. В результате победы социализма в духовной жизни советского общест ва произошли коренные качествен ные изменения. Это прежде всего установление господства социалисти ческой сознательности во всех сфе рах идеологии, общественной психо логии, морали и культуры. Однако это вовсе не означает, что все прояв ления духовной жизни советского общества являются социалистически ми. Еще многие люди в СССР нахо дятся под влиянием религиозных предрассудков и суеверий, еще суще ствуют тунеядцы, встречаются ча стнособственнические настроения и другие живучие пережитки старого строя. Характерная черта духовной жиз ни советского общества — направля ющая роль марксистско-ленинской идеологии,. Правда, далеко не все еще овладели марксистско-ленинской идеологией, ее теоретическими осно вами, хотя принципы марксистско- ленинской теории, воплощённые в политике Коммунистической партии, разделяются и претворяются в жизнь огромными массами народа. Для духовной жизни советского общества характерно также, что в нем нет былого, присущего капита листическому миру отчуждения чело века от процесса и результатов тру да и от духовных ценностей, накоп ленных человечеством, от благ обра зования и культуры, хотя нельзя сказать, что никаких элементов от чуждения на современной стадии со циализма не осталось. Они были в переходный период от капитализма к социализму и отчасти сохранились на низшей фазе коммунизма: эти не которые остаточные элементы от чуждения связаны, как правило, с непреодоленными до конца явлени ями прошлого (существенные разли чия между городом и деревней, ум ственным и физическим трудом, про тиворечия между потребностями со циалистического общества и остат ками былого социального неравен ства, некультурности и т. д.). В целом же духовную жизнь со ветского общества, духовный облик человека характеризуют устранение былого отчуждения человека от соз данного им мира вещей и отноше ний, от материальных и духовных благ общества, ликвидация противо положности мёжду умственным и физическим трудом, сближение соци альных интересов и установление идеологической ‘общности людей ум ственного и физического труда. Новые черты и стороны в духов ной жизни социалистического обще ства, в духовном облике советских людей развиваются и на современ ном этапе истории после XX съезда КПСС. Каковы же они? В массах народа усилилось чувст во хозяина, поднялись инициатив ность, самостоятельность и творче ская активность в решении всех дел и вопросов, критическое отношение к результатам своего труда, к недо статкам в жизни общества и дея тельности созданных им организа ций. Все это обусловлено разверты ванием коммунистического строи тельства. Социально-политическая мысль, об щественная наука, литература, ис кусство раскрывают возрастающую роль народа и Коммунистической партии в развитии общества, во всех сферах его жизни. Подвергаются критике субъективистские, волюнта ристские, административно-бюрокра тические и другие неверные взгляды, представления и действия. Широко развиваются и популяризуются ле нинские демократические нормы внутрипартийной и общест в е н н о й жизни. В деятельности миллионов новаторов, рационализаторов, изо бретателей и других творческих ра ботников, в развитии общественных начал, в том числе и в области ду ховной жизни (научно-техническое творчество, распространение знаний и овладение ими, развитие профес сионального и самодеятельного ис кусства. культурно-просветительная деятельность) проявляется подъем сознательности, инициативы широ ких народных масс.- Произошли существенные измене ния, связанные с ростом образован ности народа. За последние 7 лет процент людей со средним образова нием среди рабочих промышленности поднялся с 4.5 до 58, среди колхозни ков с 23 до 31. С 20,5 до 25,3 милли она человек возросла численность людей умственного труда. Число трудящихся, которые систематически занимаются повышением своего об щеобразовательного уровня в вечер них и заочных школах, техникумах, вузах, университетах культуры, за эти годы увеличилось более чем в 4 раза, примерно с 2,5 до 10 милли онов человек. За эти годы советская наука под нялась на новую высоту. Успешно развиваются новые отрасли научно го знания — космонавтика, киберне тика, генетика, социологические ис следования, инженерная психология, Агентство печати Новости предлагает читателям размышления советского философа, члена-корреспондента Академии наук СССР Михаила Иовчука о состоянии и закономерностях развития интел лектуальной жизни советского социалистического общества. техническая эстетика и многие дру гие.- Восстановлен и развивается со юз ученых-естествоиспытателей с фи лософами и другими учеными-обще- ствоведами; в различных отраслях общественной науки (экономика, ар хеология, лингвистика, социологиче ские исследования) широко приме няются количественные (математи ческие, статистические) точные на учные методы. С ростом образова ния и научных знаний сопряжено сближение функций умственного и физического труда в производствен ной деятельности рабочих и извест ной части колхозников, В последнее время советские фи лософы, социологи, экономисты про вели ряд исследований, которые по казывают, что в процессе социали стического труда, особенно на меха низированных предприятиях, появи лась целая группа рабочих-интелли- гентов, людей с полным средним, средним специальным и высшим об разованием, Они сочетают функции физического и умственного труда и по уровню образованности и куль туры, по условиям и характеру тру да часто не отличаются от уровня интеллигенции. На ряде промышлен ных предприятий, скажем, в Москве и Ленинграде, на Урале и в других районах, которые были объектом со циологических исследований, группы рабочих-интеллигентов составляют 15—20, а кое-где и 30 йроцентов от общего числа рабочих. Это новое яв ление, которое в довоенный период почти не наблюдалось. Появились и новые формы удов летворения духовных потребностей трудящихся, такие, как народные университеты культуры, народные театры, общественные конструктор ские бюро, общественные киносту дии. Необычайно возрос интерес к наследию мировой науки и культу ры, усилились знания советских лю дей о зарубежных странах, подня лось чувство интернациональной от ветственности за судьбы социализма, мира и демократии во всем мире. Вместе с тем следует признать, что духовная жизнь советского об щества развивается на современном этапе истории СССР, преодолевая серьезные трудности роста. Формирование человека нового общества происходит в процессе разрешения противоречий объектив ного характера, которые связаны с особенностями страны. Советский Союз идет от общества в прошлом отсталого в экономическом и куль турном отношении к обществу выс шего, коммунистического прогресса и развивается в условиях, когда существует капиталистический мир. Есть вместе с тем противоречия субъективного порядка, которые тор мозят совершенствование и развитие духовной жизни общества: они свя заны с просчетами, издержками, ошибками. В чем же эти неравномерности противоречия? В советском обществе еще нет полной социальной однородности и существуют различия в условиях труда, быта, в жизненном и куль турном уровне разных социальных групп населения. Уровень социали стической сознательности и культур ности различных групп членов со ветского общества не одинаков и поднимается неравномерно. Руководящую роль в жизни со ветского общества играет рабочий класс — наиболее сознательная пе редовая сила. Но есть и среди ра бочих, а тем более среди крестьян слои и группы менее сознательные и менее культурные. Есть и среди крестьян и среди интеллигенции группы, которые по характеру и ус ловиям труда, по уровню получен ного образования, по размерам по лучаемого дохода, по среде, в ко торой они живут, и по содержанию, богатству, духовной жизни отлича ются друг от друга. Поэтому в СССР развертываются социологические исследования со- циальных отношений и духовной жизни различных групп внутри дру жественных классов советского об щества, необходимые, чтобы знать и уровень духовных потребностей, и их запросы, проверять эффектив ность влияния средств духовной культуры на различные слои насе ления и тем самым способствовать дальнейшему обогащению духовной жизни народа, росту его сознатель ности. Некоторый опыт уже есть: это исследования духовной жизни рабочих и их запросов в Ленингра де, Свердловске, Горьком, колхозно го крестьянства (Орел, Иркутск), молодого поколения (Новосибирск, Нижний Тагил), Увеличиваются с каждым днем потоки информации, идущие к че ловеку. Советский человек общается с людьми на работе, много читает, слушает радио, смотрит телепереда чи, кино, театральные постановки, участвует в собраниях, получает по литическую, научную, художествен ную И Другую информацию. Все про читать, все узнать, все посмотреть даже высокообразованному и> куль турному человеку не всегда удается. Конечно, серьезное образование по зволяет выбирать из этого огромно го потока то, что прежде всего не обходимо для производственной, об щественной деятельности и личной жизни, определяет главное и перво степенное. В результате научного подхода к решению этого вопроса установ лено, что минимум образования в настоящее время для работающего человека — всеобщее среднее, 10- летнее. Оно в основном и будет вве дено к концу начавшейся пятилетки. Число молодых людей, которые получают полное среднее образова ние, возрастет в 4 раза по сравне нию с предшествующим пятилетием; вместе с этим значительно расши рится сеть профессионально-техни ческого образования (будет подго товлено свыше б миллионов квали фицированных рабочих); в профес сиональных училищах и школах ор ганизуется общеобразовательное обучение в объеме 9—10 классов средней школы. Потребуется также широкое распространение научных знаний, развитие эстетических в ку -. сов и художественного творчества, дальнейшее и более быстрое разви тие кино, телевидения, радио, биб лиотек и других учреждений куль туры. В сфере духовной жизни совет ского общества есть еще ряд нере шенных проблем. Одной из них яв ляется преодоление существенного различия между культурно-бытовым уровнем деревни и культурно-быто вым уровнем города. В СССР лик видирована былая технико-экономи ческая и культурная отсталость де ревни, в корне изменилась психоло гия сельского труженика, значитель но выросла его образованность, но отставание деревни от города по уровню развития культуры, быта остается еще неоспоримым фактом. Для духовной жизни важное зна чение имеет производственная ква лификация, Огромное большинство рабочих (примерно 70—75 процен тов) имеет определенную квалифи кацию и специальность. В деревне же свыше 76 процентов колхозников и 41 процент рабочих совхозов (по данным переписи 1959 г.) не имели специальности. В наши дни намечены меры по сближению уровней жизни города и деревни. Установлена ежемесячная гарантированная оплата труда кол хозников, введено пенсионное обес печение в колхозах, отменены повы шенные цены на товары в сельской местности, увеличены закупочные цены сельскохозяйственной продук ции, сняты необоснованные ограни чения личного подсобного хозяйства колхозников. Все это повышает ма« териальную заинтересованность кол* хозников в результатах' их труда, поднимает их уверенность в завтра шнем дне, приближает деревню по условиям труда и быта к уровню города. Эти меры дополнены разра боткой и осуществлением широкой программы развития образования в деревне, строительства школ и уч реждений культуры, подъема в ней культурно-идеологической работы. Стоит сказать и о проблеме пре одоления существенных различий между умственным и физическим трудом, повышения культуры людей физического труда до уровня интел лигенции. В Советском Союзе гото вят в общем хорошо грамотных, высокообразованных специалистов и квалифицированных работников, знания которых, как признают мно гие зарубежные деятели, выше, чем на Западе. Но этого мало. Часто высокие требования, предъявляемые к специалисту, связываются только со стремительным техническим про грессом. Действительно, научно-тех нический прогресс требует высокого уровня образования работников — общего и профессионального. Но разве только этим определяется степень развития общества, его тре бования к образованию и духовной жизни? В СССР готовят и воспи тывают хозяина социалистического общества, человека, обладающего высокими духовными и нравствен ными качествами. Какое-либо огра ничение заботы о подготовке разно сторонне образованных и всесторон не развитых членов общества толь ко лишь требованиями производст ва, технического прогресса неправо мерно. В Советской стране вкус к обще ственной жизни и к общественной мысли, к литературе и искусству прививается с первых же дней пре бывания ребенка в школе, а часто и в семье. Вся деятельность общества преследует эту цель. Поэтому и нет, как правило, одностороннего разду вания интереса только лишь к тех нике и естествознанию и равноду шия к гуманитарным наукам, искус ству, к идеологии. Интеллигентность в полном смыс ле этого слова в современную эпоху в условиях социализма включает в себя требование идейной коммуни стической убежденности, глубокого сознания общественного долга, вы соких моральных качеств, хороших художественных вкусов. Борьба за души молодежи, за каждого моло дого человека, его духовный и нрав ственный мир — вот характерная особенность современного советско го общества; М. ИОВЧУК, ' член-корреспондент Академии наук СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz