Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

г Л Е Н И Н С К О Е З Н Х М Я Я ф я а р И й К 5Т9 № 9 1 Р е ш е н и я м а й с ко го л и ц ■ » ~ м а ш и а . ____ __ _ _ _ _ ___ пленума цк кто- З Е М Л Я З А Б О Т У Л Ю Б И Т ж И Ь ! В ^последние годы нзмалковские хозяйства стали больше получать зерна, сахарной свеклы и других культур. Но урожайность полей мог­ ла быть гораздо выше. Дело в том, что в районе еще много малопродук­ тивных земель. В текущем пятилетии колхозы и совхозы основательно зай­ мутся повышением плодородия полей. В сельхозартели имени Горького разработан детальный план мелио­ рации. В нем предусмотрено введе­ ние правильных севооборотов, эф­ фективная заправка полей удобрени­ ями, известкование кислых почв, улучшение лугов и пастбищ, посадка полезащитных и приовражных полос, постройка противоэрозийных соору­ жений, очистка полей от камня. Раньше у горьковчан в каждой бригаде было по два севооборота. В них входили небольшие участки — от 80 до 90 гектаров. Теперь колхоз переходит на один севооборот, с таким расчетом, чтобы обеспечить рост производства всех культур. Два года назад проведено земле­ устройство в колхозах «Заря», «Зна­ мя Ленина», «40 лет Октября», име­ ни Маяковского, имени Дзержинско­ го. В некоторых хозяйствах восста­ новлены границы полей. Например, у маяковцев часть многолетних трав заходила на другое поле. Теперь эта ошибка устранена. В колхозах района насчитывается более 50 тысяч гектаров пашни. Из них .включены в полевые севообороты 48.116 гектаров, в кормовые — 1026. Хуже обстоит дело на совхозных полях. На площади, превышающей 8000 гектаров, еще не закончено вну- В о з в р а щ а я с Ь к н а п е ч а т а н н о м у трихозяйственное землеустройство. Эти массивы занимают" совхозы «Докучаевский», «Ясенецкий», недав­ но образованные. Специалисты районного управле­ ния сельского хозяйства строго сле­ дят за чередованием культур соглас­ но структуре посевных площадей, на­ меченной на предстоящее пятилетие. Весной и осенью тщательно проверя­ ем размещение культур в границах полей. Однако продумано.не все до конца. У нас есть хозяйства, где ко­ личество комплексных бригадные со­ ответствует количеству введенных севооборотов. Такая неурядица — в колхозах «1 Мая». «Знамя Ленина». В сельхозартели имени XXI съез­ да КПСС уже пересмотрен состав бригад,^ и от этого дело выиграло, урожай зерновых возрос на четыре центнера. О севооборотах начат разговор не случайно. Там, где еще не установ- аены границы полей, невозможно за­ ниматься полезащитным лесоразве­ дением. А эго одно из сильнейших средств борьбы с эрозией почвы.. Об­ щая площадь балок и оврагов в рай­ оне достигает 1500 гектаров. По ним сбрасывается в реки уйма питатель­ ных веществ. Ценность лесных и приовражных полос не только в том, что они яв­ ляются противоэрозийными насаж­ дениями. Это важнейшие элементы культуры Земледелия. Образно их на­ зывают «магазинами влаги». Вес­ ной нынешнего года облесено 107 гектаров оврагов. Лесополосы зало­ жены в колхозах имени Дзержинско­ го, «40 лет Октября», имени XXI съезда КПСС и других хозяйствах. К концу пятилетия площадь под овраго-балочными насаждениями уве­ личится на 620 гектаров. На пути вешних вод надежный зеленый барь­ ер поставят работники Елецкого лес­ хоза. Кроме того, колхозы и совхо­ зы посадят своими силами 50 гекта­ ров полезащитных полос. Земля теряет плодородие не толь­ ко от эрозии. На массивах, превыша­ ющих 2600 гектаров, разбросаны камни, растут кустарники. За пяти­ летие Поля освободятся от валунов. Механизаторы Афанасьевской ма­ шинно-мелиоративной станции уже очистили более 120 гектаров земли от камней в колхозе «Заря», 70 гек­ таров — в колхозе имени Горького. Коллектив передового совхоза «Про­ летарий» своими силами очистил 150 гектаров. В хозяйствах района свыше 4 ты­ сяч гектаров земли с повышенной кислотностью. Известковать ее будет механизированный отряд районного объединения «Сельхозтехники». Наш район не беден естественны­ ми кормовыми угодиями. Колхозы и совхозы имеют 10 тысяч гектаров лугов и пастбищ. Однако они ис­ пользуются плохо. Выпасы и сеноко­ сы малопродуктивны: на них очень много кустарника и кочек. Отсюда и низкие урожаи—5—7 центнеров сена с гектара. Многие хозяйства не раз планировали мероприятия по улучше­ нию кормовых угодий. Но не всегда хорошее дело доводилось до конца. Два года назад улучшили 487 гек­ таров лугов в совхозе «Лебяжен- ский». Участок засеяли тимофеевкой и овсянницей луговой, Травы дали с гектара по 32 центнера высокопи тательного сена, В колхозе имени XXI съезда КПСС проведено залу- жение с подсевом бескорневищного пырея. Результат превзошел все ожидания. Начали комплексную об­ работку поименных земель в колхо зе «Россия». За это сначала энергич­ но взялись механизаторы Афанась­ евской ММС. Потом участок забро сили. В текущем году намечали улуч. шить луга на площади 251 гектар, Однако только на 110 провели уско­ ренное залужение. На 1286 гектарах намечалось обработать пастбища. Но это сделано лишь в колхозе име­ ни Дзержинского. В сельхозартелях «Заря», имени Ленина, совхозе «Из- малковский» мелиоративные работы затянулись. Мы еще плохо используем поймен­ ные земли. У нас их более 500 гек­ таров, Например, в совхозе «Измал- ковский» пустует 66 гектаров. По­ добная расточительность не имеет ничего общего с разумным хозяйст­ вованием. Майский Пленум Н К КПСС отме­ тил, что достигнутый уровень эш номики позволяет развернуть мелио­ рацию земель как в общегосударст­ венном масштабе, так и в каждом колхозе и совхозе. Добиться, того, чтобы каждый гектар угодий исполь­ зовался рационально — наша важ нейшая задача, М. М У Х И Н А , старший инженер-землеустроитель Измалковского управления сельского хозяйства. ПОКУПАТЬ ЛИ П Р О К А Т Ч И К А М В А Т Н И К И ? Руководители второго листопро­ катного цеха Новолипецкого завода озабочены несколько необычной про­ блемой: где приобрести 200 ватни­ ков для рабочих? Почему же так много? Ведь в Предыдущие годы перед наступлени­ ем зимних холодов обходились ко­ личеством в десять раз меньшим? Чтобы ответить на этот вопрос, об­ ратимся к корреспонденции «Такие темпы недопустимы», опубликован­ ной в нашей газете 30 июня. В ней начальник цеха И. Малышко и се­ кретарь партбюро К. Слизнев рас­ сказывали о том, что строительное управление № 1 треста «Липецк- строй» и управление «Стальконст- рукция» крайне медленно ведут строительно-монтажные работы на сооружении третьей очереди цеха. В частности, выражалась тревога, что «цех может остаться незакрытым до наступления зимней стужи, а это грозит вызвать заболевания рабо­ чих», По-деловому откликнулись на вы­ ступление газеты монтажники «Стальконструкции». Начальник уп­ равления А. Пятенок сообщил, что статья обсуждалась на собрании рабочих и инженерно-технических работников пятого участка, занятых на строительстве этого объекта. Сюда добавили еще четыре брига­ ды, выделили необходимую технику Как заявил на днях начальник эле ктроизоляционного отделения цеха А. Сергеев, к монтажникам теперь никаких претензий нет. Ответ, полученный от управляю­ щего трестом «Липецкстрой» С. Шу- минского, тоже был ободряющим. Он писал; «До наступления осенне-зимнего периода будут выполнены все стро. ительные работы, связанные с за крытием цеха холодной прокатки, с тем, чтобы создать нормальные ус­ ловия работы и строителям, и экс­ плуатационникам*. Прежде всего, надо, видимо, по­ яснить, что значит «работы, связан­ ные с закрытием цеха». Нет, цех, как таковой, будет продолжать ра­ боту и выпускать прокат. Здесь имелось в виду другое. Когда нача­ лось сооружение , третьей очереди, строители частично разобрали стену и торец одного из корпусов цеха, «раскрыли» его. Пока было лето, и дела на стройке шли хорошо, про­ катчики особенно не беспокоились. Но затем темпы работ стали осла­ бевать, большинство бригад пере­ шло на другие объекты, и стало очевидным, что никакие электро­ изоляционные агрегаты в этом году здесь устанавливаться не будут. Ну, ладно,— сказали заказчи­ ки строителям, — только вы уж, братцы, стенки-то заделайте. — Будет сделано,— сказали стро­ ители. Время шло, а дело не двигалось. Вот тогда и обратились через газе­ ту от имени всего коллектива цеха Н. Малышко и К. Слизнев с убеди­ тельнейшей просьбой к строителям: .«Закройте!». Прошло немало времени после получения ответа, но работы про­ двигаются чрезвычайно медленно. — А что я могу сделать,— гово­ рит начальник второго участка СУ-1 М. Неделько,— если у меня людей не хватает? — Но хотя бы то^ецвы могли за­ крыть? — От начальства никаких указа­ ний не поступало. Скажут — будем закрывать. Разумеется, при таком отношении дыры в стенах будут «вентилиро­ вать* цех еще очень долго, Понятно, доменная печь и другие пусковые объекты сейчас находятся в центре внимания строителей. Но нельзя забывать и о «мелочах», тем более, если они связаны с условия­ ми работы и здоровьем людей. Главный инженер треста «Липецк- строй» В. Хорошавин, выслушав эту историю, не стал ходить вокруг да около, давать туманные заверения. Он сказал: «К 15 октября все будет готово!». А он, говорят, хозяин сво­ ему слову, Подумайте, листопрокат- чики, может быть, и не надо торо­ питься с ватниками? Б. СЕМЕНОВ. В строительном управлении № 3 треста «Жилстрой» отлично трудится бригада Валентина Кузнецова. О д-) ними из лучших каменщиков бригады являются Анатолий Тарабцев и Семен Терехов. По полторы нормы в{ смену — такие показатели их работы. ’ ) НА С Н И М К Е : (слева направо) С. Терехов, мастер В. Кузнецов и А. Тарабцев. / Фото нештатного корр, «Ленинского знамени» Ю. Клюева. | Воспитанники чет­ вертого го р о д с ко ­ го рем есленного училища вы строи­ лись в простор­ ном корид оре. На черны х ф орм ен­ ках яр ко сияю т начищенные пугови­ цы, пр яж ки с буквами «РУ», бело­ снежные подворотнички. В общ ем строю стоит и Михаил М ирохин' из группы токарей. —- Д о р о ги е товарищи, — сказал директор училища Иван Захарович А ндропов, — вы закончили наше училище, получкли проф ессию и квалиф икацию станочников. Сегодня разъезжаетесь в разные города на­ шей Родины. Но где бы вы ни были, помните, что полученные в училище знания — это первая высота в ва­ шей ж изни. Впереди — средняя ш ко­ ла, техникум, институт. Ни в коем случае не останавливайтесь на п е р ­ вой высоте! Линейка закончилась, ребята полу­ чили свидетельства и путевки, про­ щались с учителями и воспитателями, мастерами производственного обу­ чения. Глядя на них, Иван Захарович ду­ мал: « Какими они станут? Интересно поглядеть на них лет через десять— пятнадцать». Это было в 1953 году. Выросли и возмужали бывшие воспитанники ш колы трудовых резервов. Кто стал м астером или начальником цеха, кто механиком или технологом. * ф 41 Михаил М ирохин по окончании ре­ месленного училища пришел в отдел кадров завода гидроаппаратуры . — Заходи, заходи смелей,-г-улыб- нулся ем у начальник отдела Георгий Николаевич Иванов. — Давай д о ­ кументы. А потом поднял труб ку телефон­ ного аппарата: — Комиссаров! Слушай, направ­ ляю тебе пополнение. Токарь из ре­ месленного... Хорош ий парень. Присматриваясь к новичку, старые кадровые мастера второго механиче­ ского цеха Владимир Михайлович Кондраш ов, Василий Александрович А брагим ов, Виктор Иванович Ч ерны ­ шов примечали, с каким старанием работает молодой токарь. И полу­ чается у него неплохо. Вскоре М и- рохину стали поручать обработку сложны х деталей, и Михаил успешно справлялся с заданиями. По вечерам он допозд на задерживался в цехе: то на занятиях курсов повышения квалификации токарей, то на ком со­ мольских собраниях. А вскоре ко м ­ сом ольцы избрали М иш у своим це­ ховым вож аком . Прибавилось еще и общественной работы. Так в гущ е заводской ж изни прош ­ ли два— три года. И тут случилась беда. Михаил тяжело заболел. Вни­ манием, человеческим теплом и за­ ботой окруж и л и ого товарищи. Зав­ ко м послал М ирохина в санаторий. Внимание врачей, чуткость всего кол­ лектива помогли парню встать на но­ ги. Он вы здоровел и возвратился в коллектив. В то время на заводе был создан экспериментальный цех, а при нем научно - исследовательская лабора­ тория по гидравлике. Потребовались кадры лучших, вы сококвалиф ициро­ ванных станочников. Начальник ново­ го участка и лаборатории Д . А. Глуш­ ко пригласил к себе на работу М и­ хаила. Здесь, в лаборатории, Михаил особенно остро почувствовал, как ем у необходима учеба. В 1960 году на заводе начались занятия универ- Ч Е Т В Е Р Т А Я В Ы С О Т А ситета технических знаний. Их п р о ­ водили лучшие, дипломированные специалисты. М ирохин в течение трех лет учился в университете, но окончить его так и не удалось. Новая вспышка болезни оторвала от заня­ тий на несколько месяцев. Поправившись, Михаил снова взял­ ся за учебу. Он поступил в ш колу рабочей м олодеж и № 2 и на этот раз закончил ее с отличием. К тому времени Михаил обзавелся семьей. У него родилась дочь. О кончив средню ю ш колу, Михаил решил не останавливаться на достиг­ нутом. В прош лом году он поступил в заводской вечерний м аш инострои­ тельный техникум. Учеба в технику­ ме помогает ем у в совершенстве освоить технику и технологию маши­ ностроительного производства. Те­ перь самые слож ные детали со м но­ гими переходами операций мастер : Л ю д и т р у д о в о й ! в ы ................ .................. 1 поручает токарю 5-го разряда М. М ирохину. Совсем недавно в сем ью М ирохи- ных приШла новая радость. Руко­ водство завода выдало лучш ем у то­ карю ор де р на квартиру во вновь построенном дом е. В новой квартире все удобства: газ, отопление, ван­ ная, отдельная детская комната. Л ег­ че стало учиться в техникуме, рабо­ тать над рационализаторскими пр ед ­ лож ениям и. * * * ' Ранним августовским утром по ули­ це имени Ани Гайтеровой шли рабо­ чие к проходным заводов элемент­ ного, «П рож екторны е угли», м едобо- рудования, «Гидропривод»... Михаила и Валентину М ирохины х в экспериментальном цехе встретило обычное, деловое оживление. Ра­ бочие получали в кладовой инстру- [„Прометей"— друг молодого книголюба мент, приспособления, материалы. Но почем у-то все, увидев с у п р у ж е ­ скую пару, улыбались особенно при­ ветливо, некоторы е подходили к М и­ хаилу, кр е п ко жали руку, поздравля. ли. Подошел и Николай Сергеевич Самохин — мастер участка, тож е р у­ ку пожал и добавил: — Ну, Михаил, теперь тебе пору­ чается изготовление самых ответст­ венных деталей. Для новых экспери­ ментальных насосов. — А почем у именно мне? * — Во-первых, потому, что ты в це­ хе токарь самой вы сокой квалифика­ ции. Ну, а во вторых, — Самохин улыбнулся й подмигнул, — награда обязывает! Так Михаил Алексеевич М ирохин узнал о том, что его наградили ме­ далью «За трудовое отличие». А втору этих строк не раз приходи­ лось знакомиться с рационализатор­ ским и предлож ениям и Михаила Алексеевича, человека пытливой мысли и, как у нас говорят, настоя­ щ его «профессора» токарного дела. Знал я его и как активного общ ест­ венника. И мне, как и м ногим на за­ воде, захотелось лично поздравить М. М ирохина с правительственной наградой. В экспериментальном цехе, когда я зашел на токарны й участок, мастер Н. С. Самохин с группой станочников и слесарей обсуждал чертеж и нового изделия. — Михаил Алексеевич, — сказал я , когда токарь см о г уделить мне ми­ нуту внимания. — С кажите, пож алуй­ ста, на ка ко м курсе техникума вы сейчас учитесь? М ирохин вы тер руки о паклю , и( глядя на меня, хитровато улыбнулся, — Работать и учиться, сами пони­ маете, нелегко. Но техникум , это, выражаясь словами Ивана Захарови­ ча А ндропова, после рем есленного училища моя четвертая высота. В. ЧЕУСОВ, работник Б Р И З а ( вавода «Гидропривод*. Выпуск нового историко-биогра­ фического аль м анаха «Про метей» начало издательство «Молодая гвардия». Рождение аль м анаха— заказ вре мени и ответ на пожел а­ ние молодеж и расширять и со­ вершенствовать биографический жанр. Первый то м « Прометея » откры­ в ается докладо м А. В. Лун ачар­ ского «Ленин и молодежь», про­ читанны м в день революц ионного студенчества 25 января 1924 года для слушателей комму нистическо­ го университета имени Св ердлов а в Москве. Малоизвестные факты из жизни выдающегося ученого К. А. Ти м и­ рязева приводятся в рассказе В. Сафонова «Звонок в дверь». С новы м и ма тер иал ами €Мария В ол­ конск ая и Пушкин» выступает т. Цявловская. Четверть аль м анаха (сто стра­ ниц) зани м ает биография Хе м ин­ гуэя — последняя, незавершен ная работа литературоведа, кри­ тика и переводчика И, Пашкина. Благодаря ему этот т алантливый писатель стал впервые известен советски м люб ителя м л итературы. \И з публикаций в перв ом номере « Прометея» ч итатель узнает о пе­ реписке А. И. Герцена, о послед­ не м годе жизни А. В, Луначар­ ского^ * Каждый с удовольствие м проч­ тет «биографическую повесть» Ир­ винга Стоуна, рассказы Г, Г у­ лиа, Р. Стивенсона, Ю. Тынянова, воспо м инания К. Чуковского..., В аль м анахе опубликованы пись м а, доку менты, библиографические справки и другие интересные м а­ териалы. Тираж аль м анаха—100 тысяч экзе мпляров. Сч астливого пути, * Про метей», (Корр. Т А С С ). Духовная жизнь общества — это взятая в процессе развития совокуп­ ность всех проявлений деятельности разума, воли и чувства людей, раз­ вивающаяся на основе их практиче­ ской деятельности. Духовная жизнь отражает природное и социальное бытие и воплощается во всем много­ образии идей, взглядов, понятий, представлений, нравов людей, в на­ копленных и развиваемых обществом ценностях духовной культуры. В результате победы социализма в духовной жизни советского общест­ ва произошли коренные качествен­ ные изменения. Это прежде всего установление господства социалисти­ ческой сознательности во всех сфе­ рах идеологии, общественной психо­ логии, морали и культуры. Однако это вовсе не означает, что все прояв­ ления духовной жизни советского общества являются социалистически­ ми. Еще многие люди в СССР нахо­ дятся под влиянием религиозных предрассудков и суеверий, еще суще­ ствуют тунеядцы, встречаются ча­ стнособственнические настроения и другие живучие пережитки старого строя. Характерная черта духовной жиз­ ни советского общества — направля­ ющая роль марксистско-ленинской идеологии,. Правда, далеко не все еще овладели марксистско-ленинской идеологией, ее теоретическими осно­ вами, хотя принципы марксистско- ленинской теории, воплощённые в политике Коммунистической партии, разделяются и претворяются в жизнь огромными массами народа. Для духовной жизни советского общества характерно также, что в нем нет былого, присущего капита­ листическому миру отчуждения чело­ века от процесса и результатов тру­ да и от духовных ценностей, накоп­ ленных человечеством, от благ обра­ зования и культуры, хотя нельзя сказать, что никаких элементов от­ чуждения на современной стадии со­ циализма не осталось. Они были в переходный период от капитализма к социализму и отчасти сохранились на низшей фазе коммунизма: эти не­ которые остаточные элементы от­ чуждения связаны, как правило, с непреодоленными до конца явлени­ ями прошлого (существенные разли­ чия между городом и деревней, ум­ ственным и физическим трудом, про­ тиворечия между потребностями со­ циалистического общества и остат­ ками былого социального неравен­ ства, некультурности и т. д.). В целом же духовную жизнь со­ ветского общества, духовный облик человека характеризуют устранение былого отчуждения человека от соз­ данного им мира вещей и отноше­ ний, от материальных и духовных благ общества, ликвидация противо­ положности мёжду умственным и физическим трудом, сближение соци­ альных интересов и установление идеологической ‘общности людей ум­ ственного и физического труда. Новые черты и стороны в духов­ ной жизни социалистического обще­ ства, в духовном облике советских людей развиваются и на современ­ ном этапе истории после XX съезда КПСС. Каковы же они? В массах народа усилилось чувст­ во хозяина, поднялись инициатив­ ность, самостоятельность и творче­ ская активность в решении всех дел и вопросов, критическое отношение к результатам своего труда, к недо­ статкам в жизни общества и дея­ тельности созданных им организа­ ций. Все это обусловлено разверты­ ванием коммунистического строи­ тельства. Социально-политическая мысль, об­ щественная наука, литература, ис­ кусство раскрывают возрастающую роль народа и Коммунистической партии в развитии общества, во всех сферах его жизни. Подвергаются критике субъективистские, волюнта­ ристские, административно-бюрокра­ тические и другие неверные взгляды, представления и действия. Широко развиваются и популяризуются ле­ нинские демократические нормы внутрипартийной и общест в е н н о й жизни. В деятельности миллионов новаторов, рационализаторов, изо­ бретателей и других творческих ра­ ботников, в развитии общественных начал, в том числе и в области ду­ ховной жизни (научно-техническое творчество, распространение знаний и овладение ими, развитие профес­ сионального и самодеятельного ис­ кусства. культурно-просветительная деятельность) проявляется подъем сознательности, инициативы широ­ ких народных масс.- Произошли существенные измене­ ния, связанные с ростом образован­ ности народа. За последние 7 лет процент людей со средним образова­ нием среди рабочих промышленности поднялся с 4.5 до 58, среди колхозни­ ков с 23 до 31. С 20,5 до 25,3 милли­ она человек возросла численность людей умственного труда. Число трудящихся, которые систематически занимаются повышением своего об­ щеобразовательного уровня в вечер­ них и заочных школах, техникумах, вузах, университетах культуры, за эти годы увеличилось более чем в 4 раза, примерно с 2,5 до 10 милли­ онов человек. За эти годы советская наука под­ нялась на новую высоту. Успешно развиваются новые отрасли научно­ го знания — космонавтика, киберне­ тика, генетика, социологические ис­ следования, инженерная психология, Агентство печати Новости предлагает читателям размышления советского философа, члена-корреспондента Академии наук СССР Михаила Иовчука о состоянии и закономерностях развития интел­ лектуальной жизни советского социалистического общества. техническая эстетика и многие дру­ гие.- Восстановлен и развивается со­ юз ученых-естествоиспытателей с фи­ лософами и другими учеными-обще- ствоведами; в различных отраслях общественной науки (экономика, ар­ хеология, лингвистика, социологиче­ ские исследования) широко приме­ няются количественные (математи­ ческие, статистические) точные на­ учные методы. С ростом образова­ ния и научных знаний сопряжено сближение функций умственного и физического труда в производствен­ ной деятельности рабочих и извест­ ной части колхозников, В последнее время советские фи­ лософы, социологи, экономисты про­ вели ряд исследований, которые по­ казывают, что в процессе социали­ стического труда, особенно на меха­ низированных предприятиях, появи­ лась целая группа рабочих-интелли- гентов, людей с полным средним, средним специальным и высшим об­ разованием, Они сочетают функции физического и умственного труда и по уровню образованности и куль­ туры, по условиям и характеру тру­ да часто не отличаются от уровня интеллигенции. На ряде промышлен­ ных предприятий, скажем, в Москве и Ленинграде, на Урале и в других районах, которые были объектом со­ циологических исследований, группы рабочих-интеллигентов составляют 15—20, а кое-где и 30 йроцентов от общего числа рабочих. Это новое яв­ ление, которое в довоенный период почти не наблюдалось. Появились и новые формы удов­ летворения духовных потребностей трудящихся, такие, как народные университеты культуры, народные театры, общественные конструктор­ ские бюро, общественные киносту­ дии. Необычайно возрос интерес к наследию мировой науки и культу­ ры, усилились знания советских лю­ дей о зарубежных странах, подня­ лось чувство интернациональной от­ ветственности за судьбы социализма, мира и демократии во всем мире. Вместе с тем следует признать, что духовная жизнь советского об­ щества развивается на современном этапе истории СССР, преодолевая серьезные трудности роста. Формирование человека нового общества происходит в процессе разрешения противоречий объектив­ ного характера, которые связаны с особенностями страны. Советский Союз идет от общества в прошлом отсталого в экономическом и куль­ турном отношении к обществу выс­ шего, коммунистического прогресса и развивается в условиях, когда существует капиталистический мир. Есть вместе с тем противоречия субъективного порядка, которые тор­ мозят совершенствование и развитие духовной жизни общества: они свя­ заны с просчетами, издержками, ошибками. В чем же эти неравномерности противоречия? В советском обществе еще нет полной социальной однородности и существуют различия в условиях труда, быта, в жизненном и куль­ турном уровне разных социальных групп населения. Уровень социали­ стической сознательности и культур­ ности различных групп членов со­ ветского общества не одинаков и поднимается неравномерно. Руководящую роль в жизни со­ ветского общества играет рабочий класс — наиболее сознательная пе­ редовая сила. Но есть и среди ра­ бочих, а тем более среди крестьян слои и группы менее сознательные и менее культурные. Есть и среди крестьян и среди интеллигенции группы, которые по характеру и ус­ ловиям труда, по уровню получен­ ного образования, по размерам по­ лучаемого дохода, по среде, в ко­ торой они живут, и по содержанию, богатству, духовной жизни отлича­ ются друг от друга. Поэтому в СССР развертываются социологические исследования со- циальных отношений и духовной жизни различных групп внутри дру­ жественных классов советского об­ щества, необходимые, чтобы знать и уровень духовных потребностей, и их запросы, проверять эффектив­ ность влияния средств духовной культуры на различные слои насе­ ления и тем самым способствовать дальнейшему обогащению духовной жизни народа, росту его сознатель­ ности. Некоторый опыт уже есть: это исследования духовной жизни рабочих и их запросов в Ленингра­ де, Свердловске, Горьком, колхозно­ го крестьянства (Орел, Иркутск), молодого поколения (Новосибирск, Нижний Тагил), Увеличиваются с каждым днем потоки информации, идущие к че­ ловеку. Советский человек общается с людьми на работе, много читает, слушает радио, смотрит телепереда­ чи, кино, театральные постановки, участвует в собраниях, получает по­ литическую, научную, художествен­ ную И Другую информацию. Все про­ читать, все узнать, все посмотреть даже высокообразованному и> куль­ турному человеку не всегда удается. Конечно, серьезное образование по­ зволяет выбирать из этого огромно­ го потока то, что прежде всего не­ обходимо для производственной, об­ щественной деятельности и личной жизни, определяет главное и перво­ степенное. В результате научного подхода к решению этого вопроса установ­ лено, что минимум образования в настоящее время для работающего человека — всеобщее среднее, 10- летнее. Оно в основном и будет вве­ дено к концу начавшейся пятилетки. Число молодых людей, которые получают полное среднее образова­ ние, возрастет в 4 раза по сравне­ нию с предшествующим пятилетием; вместе с этим значительно расши­ рится сеть профессионально-техни­ ческого образования (будет подго­ товлено свыше б миллионов квали­ фицированных рабочих); в профес­ сиональных училищах и школах ор­ ганизуется общеобразовательное обучение в объеме 9—10 классов средней школы. Потребуется также широкое распространение научных знаний, развитие эстетических в ку -. сов и художественного творчества, дальнейшее и более быстрое разви­ тие кино, телевидения, радио, биб­ лиотек и других учреждений куль­ туры. В сфере духовной жизни совет­ ского общества есть еще ряд нере­ шенных проблем. Одной из них яв­ ляется преодоление существенного различия между культурно-бытовым уровнем деревни и культурно-быто­ вым уровнем города. В СССР лик­ видирована былая технико-экономи­ ческая и культурная отсталость де­ ревни, в корне изменилась психоло­ гия сельского труженика, значитель­ но выросла его образованность, но отставание деревни от города по уровню развития культуры, быта остается еще неоспоримым фактом. Для духовной жизни важное зна­ чение имеет производственная ква­ лификация, Огромное большинство рабочих (примерно 70—75 процен­ тов) имеет определенную квалифи­ кацию и специальность. В деревне же свыше 76 процентов колхозников и 41 процент рабочих совхозов (по данным переписи 1959 г.) не имели специальности. В наши дни намечены меры по сближению уровней жизни города и деревни. Установлена ежемесячная гарантированная оплата труда кол­ хозников, введено пенсионное обес­ печение в колхозах, отменены повы­ шенные цены на товары в сельской местности, увеличены закупочные цены сельскохозяйственной продук­ ции, сняты необоснованные ограни­ чения личного подсобного хозяйства колхозников. Все это повышает ма« териальную заинтересованность кол* хозников в результатах' их труда, поднимает их уверенность в завтра­ шнем дне, приближает деревню по условиям труда и быта к уровню города. Эти меры дополнены разра­ боткой и осуществлением широкой программы развития образования в деревне, строительства школ и уч­ реждений культуры, подъема в ней культурно-идеологической работы. Стоит сказать и о проблеме пре­ одоления существенных различий между умственным и физическим трудом, повышения культуры людей физического труда до уровня интел­ лигенции. В Советском Союзе гото­ вят в общем хорошо грамотных, высокообразованных специалистов и квалифицированных работников, знания которых, как признают мно­ гие зарубежные деятели, выше, чем на Западе. Но этого мало. Часто высокие требования, предъявляемые к специалисту, связываются только со стремительным техническим про­ грессом. Действительно, научно-тех­ нический прогресс требует высокого уровня образования работников — общего и профессионального. Но разве только этим определяется степень развития общества, его тре­ бования к образованию и духовной жизни? В СССР готовят и воспи­ тывают хозяина социалистического общества, человека, обладающего высокими духовными и нравствен­ ными качествами. Какое-либо огра­ ничение заботы о подготовке разно­ сторонне образованных и всесторон­ не развитых членов общества толь­ ко лишь требованиями производст­ ва, технического прогресса неправо­ мерно. В Советской стране вкус к обще­ ственной жизни и к общественной мысли, к литературе и искусству прививается с первых же дней пре­ бывания ребенка в школе, а часто и в семье. Вся деятельность общества преследует эту цель. Поэтому и нет, как правило, одностороннего разду­ вания интереса только лишь к тех­ нике и естествознанию и равноду­ шия к гуманитарным наукам, искус­ ству, к идеологии. Интеллигентность в полном смыс­ ле этого слова в современную эпоху в условиях социализма включает в себя требование идейной коммуни­ стической убежденности, глубокого сознания общественного долга, вы­ соких моральных качеств, хороших художественных вкусов. Борьба за души молодежи, за каждого моло­ дого человека, его духовный и нрав­ ственный мир — вот характерная особенность современного советско­ го общества; М. ИОВЧУК, ' член-корреспондент Академии наук СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz