Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н Ж М Я ТГ квтяЗря 1968 Г., М Я Т Г372Я Б ыл в Больших Извалах (деревня, где расположено Центральное отде­ ление совхоза «Авангард») глубокий овраг. Каждый год вешние воды размывали его вглубь и вширь. И вот возникла мысль перегоро­ дить его плотиной. Полевые пруды в совхозе «Аван­ гард» и раньше строили. Недалеко от Екатериновки несколько лет тому назад запрудили земляной плотиной лощину. Получился водоем. В летнее время коров поили, даже карасей в нем развели. Но сейчас вместо пруда осталась большая луж а, в ж ару она почти совсем высыхает. Говорили, что запруду надо было ниже ста­ вить. А оказалось совсем другое. У з­ кая земляная плотина — слаба, не выдержала. И в одну из весен полая вода размыла водосброс, разрушила перемычку. Значит, строить плотину надо по- настоящему, не на один год. Дирек­ тор совхоза Петр Васильевич Гусев съездил в облмелиоводхоз. Инициа­ тиву авангардовцев поддержал на­ чальник управления Иван Иванович Шульгин. Тут ж е договорились о проектировании. Когда в совхоз приехали изыска­ тели и проектировщики, то посовето­ вали строить не один пруд, а три подряд. Тогда можно будет сполна извлечь экономическую выгоду, за­ нявшись разведением рыбы. Еще не была готова проектная до­ кументация, предстояло преодолеть немало трудностей, чтобы выделили деньги на сооружение прудов, а на столе у директора уж е появились книги о каскадном прудоводстве и прудовом рыбоводстве. Петр Василь­ евич побывал в Боринском рыбопи­ томнике, поинтересовался, можно ли приобрести мальков карпа. Наконец, заключили договор с Афанасьевской луго-мелиоративной станцией. Стали завозить железобе­ тонные плиты для облицовки плоти­ ны, трубы. А вскоре из Афанасьева прибыл мелиоративный отряд, воору­ женный мощными современными ме­ ханизмами. В прошлом году, к наступлению зимы, пруд построили. Овраг перего­ родила массивная плотина с донным I водоспуском. Причем перед водо­ спуском смонтирован рыбоприемник. Вешние воды до краев заполнили пруд. Зеркальная площадь водоема составила более десятл гектаров. С берега на берег перекинули пешеход­ ный мост с ажурными барьерами. И вот директор совхоза Петр Ва­ сильевич Гусев, главный агроном Анатолий Дмитриевич Федоров и я стоим на этом мостике. Плещутся о берег небольшие волны. Вокруг пру­ да зеленеют молодые ветлы, поса­ женные нынешней весной. Главный агроном рассказывает: — Пруд, кажется, небольшой, а микроклимат в Больших Извалах из­ менился. Летом в этом районе тем­ пература воздуха была на три—че­ тыре градуса ниже. Так сказать, пе- •■М*««М«*М«4ММММММН«*НММММММ«<] Р е ш е н и я майс к о г о | Пленума ЦК КПСС — | в ж и з н ь ! ? ределали природу в местном масшта­ бе. Но дело не только в микроклима­ те. Молодежь поговаривает об орга­ низации секции водного спорта. Вез­ десущие мальчишки уж е катаются на единственной пока, нивесть откуда взявшейся, лодке. Местные жители развели водоплавающую птицу — уток и гусей. — Самое главное,— говорит Петр Васильевич Гусев,— пруд обошелся нам очень дешево, осенью окупит себя, а на следующий год начнет да­ вать чистую прибыль. И директор на память, без блокно­ та, приводит цифры. Весной завезе­ но из Боринского рыбопитомника около 60 тысяч мальков карпа. Не­ много запустили в полевые пруды, а 45 тысяч — в Больше-Извальский водоем. Затраты составили 1410 рублей. На подкормку рыбы идут от­ ходы, которые раньше не находили применения. Недавно провели конт­ рольный отлов. Он показал, что карп весит в среднем около 700 граммов. А рыба еще не меньше месяца бу дет нагуливать вес. — Если даже какая-то часть маль­ ков погибла, — подсчитывает ди ректор, — и если в среднем каждый карп будет весить лишь полкило­ грамма, и тогда совхоз выручит 15 — 16 тысяч рублей. Словом, затраты на строительство пруда окупятся за один год. К тому же, подсчеты ори ентировочные, прибыль должна быть значительно большей. Через месяц — полтора (это будет зависеть от того, как скоро насту пят холода) в магазинах Ельца и в сельской торговой сети появится в продаже зеркальный карп, выращен­ ный в пруду совхоза «Авангард», в «Больше-Извальском море», как здесь его называют. У руководителей совхоза далеко идущие планы. Нет, они не намере­ ны специализировать хозяйство на выращивании рыбы. Совхоз уж е спе­ циализируется как садоводческий. Но там, где вешние воды приносили раньше вред, разрушая берега овра­ гов и унося с собой плодородную почву, теперь буду? приносить поль­ зу. В течение нынешнего лета пост­ роен еще один пруд. Будущей вес­ ной он заполнится водой. Начина­ ется строительство третьего — пос­ леднего — пруда на Больше-Изваль­ ском каскаде. К ним с обеих сторон подходит молодой совхозный сад. И вполне возможно, что пруды ста­ нут водным источником для дожде­ вальных установок. Майский Пленум Ц К К П С С обра­ тил серьезное внимание на развитие в колхозах и совхозах прудового хозяйства. Каскад в «Авангарде» — начало осуществления программы партии о мелиорации земель. Через несколько лет и в других оврагах, которых немало на территории сов­ хоза, начнут строиться плотины, со­ оружаться каскады прудов. Причем, строительство будет вестись за счет чистого дохода от рыбоводства. И кто знает, может быть, елецкий совхоз «Авангард» через некоторое время будут называть не садоводче­ ским, а садово-рыбоводческим. П. Ч О Р Н Е Н Ь К И Й . И С О К Р А Щ А Ю Т С Я Б О Л Ь Ш И Е В нашей области ведется большое дорожное строительство. В том числе — новая автомобильная магистраль Елец — Л и ­ пецк протяженностью 60 километров, которая сократит путь из Ельца более чем в два раза. Ширина ее колеи равна 7 метрам. Строительство новой дороги ведет Липецкое дорожно-стро­ ительное управление № 1. Дорожники уложили основание и заасфальтировали более 30 километров, на остальной части дороги ведутся земляные работы. 12 катков, 3 автогрейдера, несколько десятков мощных автомашин, бульдозеры, экс­ каваторы выведены на стройку. Дорога разбита на участки — на одном идут земляные работы, на другом — подготавли­ вается основание, на третьем — укладывается асфальт. Та­ кая расстановка техники позволяет четко организовать всю работу. Ежедневно на стройку выходит по 400 и более чело­ век, в основном молодежь. На верхнем левом снимке: прораб комсомолец Владимир Боязов проверяет профиль готового участка основания дороги. Не первый год работает моторист катка Виктор Коростелев (на снимке справа). О нем говорят, как об опытном механи­ заторе. Добрым словом отзываются в коллективе и о молодых строителях Вале Азариной, Анатолии Шабрине и Саше Коро- таевой, которых вы видите на ниж­ нем снимке. Стройка в разгаре. Коллектив ра­ бочих не жалеет сил, чтобы сдать в эксплуатацию магистраль Елец—Ли­ пецк в срок — к 50-летию Советской власти. Фото нештатного корр. «Ленинского знамени» М . Манаенкова. На стройке д о м н ы ТЕМ ПЕРА ТУРА " ПАДАЕТ ... В ЦСПУ — центре сетевого пла­ нирования и управления — на сте­ нах висят замысловатые графики. Своим особым языком они с исклю­ чительной точностью могут поведать о положении дел на строительстве главных пусковых объектов Липец­ кой Магнитки; — Они показывают «температуру» стройки, — говорит главный техно­ лог ЦСПУ С. Н. Рудин. Селиверст Николаевич подходит к карте-графику сооружения доменной печи № 4. — Вот эту горизонтальную пря­ мую, — он вводит меня в курс дела, — можно назвать нулевой. Она по­ стоянно указывает нормальную «тем­ пературу» стройки. Говоря иначе, объекты возводятся в пределах нор­ мы, плана, Подпрыгнули линии вы­ ше прямой — значит тот или иной объект сооружается с опережением графика. Причем тут же помечено — на сколько дней. Упали кривые вниз — тревога! Стройка отстает; Смотрим на карту — и нам понят­ но состояние «здоровья» строитель­ ства комплекса новой домны. Вро­ вень с нею идет линия, обозначаю­ щая ход сооружения бункерной эс­ такады. Это — единственный объект, который идет в графике, А осталь­ ные—их более семидесяти! — неимо­ верно отстают. К восьмому сентяб­ ря, например, турбовоздуходувка № 6 отставала на 76, литейный двор — на 66, воздухонагреватели — на 22, вентиляционные градирни — на 66, цех компрессии — на 54, элек­ троподстанция № 3 — на 31 день и так далее. Общее отставание по комплексу — 76 дней. В чем же дело? Что ж е так лихо­ радит ударную? И это известно ЦСПУ. Так, монтаж турбовоздухо­ дувки не начат потому, что ее нет в наличии на площадке. Завод-по­ ставщик задержал отгрузку. По той же причине оттягиваются сроки мон­ тажа оборудования и на некоторых других объектах. Это, так сказать, внешние причи­ ны, они не зависят от местных ру­ ководителей. Но большое отставание на других объектах комплекса ни­ как нельзя объяснить внешними не­ поладками. Они целиком и полно­ стью зависят от внутренних, мест­ ных неурядиц. Вот, скажем, литейный двор. Его строительство задержалось на два месяца. Причина—предприятия тре­ ста «Железобетон» несвоевременно и некомплектно поставляют индекс­ ные плиты и другие конструкции. Когда руководители стройки соби­ раются на оперативное совещание при центре сетевого планирования, то в своем протоколе записывают: потребовать от управляющего тре­ стом «Железобетон» т, Мальцева выдать все плиты перекрытия к та­ кому-то. Далее следует дата испол­ нения. Но проходит срок, а сборный железобетон на площадку не посту­ пает, Решения «оперативки» повиса­ ют в воздухе. О дальнейшем отста­ вании строительства литейного дво­ ра в решении «оперативки» появ­ ляется новая запись: «В восьмой раз потребовать от треста «Железо­ бетон» выдать (к 29 августа с. г.) все плиты перекрытия». Но дело почти ни с места. — Не успеваем, поздно заказ на детали получили от строителей, — объясняет задержку с поставкой сборного железобетона управляю­ щий Ф. Н. Мальцев. Правда, в последнее время желе­ зобетонные конструкции стали по­ ступать, Но такими мизерными ча­ стями, что это никак не устраивает строителей. Хуже того, Грязинский завод ЖБИ-3 поставляет детали с явным браком. Или другая причина. На площад­ ку литейного двора прибыло обору­ дование. Его бы пора и устанавли­ вать. Но слесари шестого участка из «Металлургпрокатмонтажа-1» не могут это делать: строители подво­ дят. Они не подготовили фундамен­ ты. Главный инженер СУ-9 т. Гуре­ вич плохо организовал труд своих рабочих на этом объекте. Вот так одно за другое и цепляется, С каждым днем увеличивается от­ ставание на строительстве двух вен­ тиляционных градирен и гиперболи­ ческой градирни № 4. И тут все упи­ рается в трест «Железобетон». Для первых градирен он пятый раз сры­ вает срок поставки насадки, а для градирни № 4 — систематически не выдает сульфатостойкий бетон. Кста­ ти, обычный бетон и раствор Липец­ кий завод ЖВИ-1 поставляет на площадку очень плохо. Он ежесу­ точно’ недодает их по 100—150 кубо­ метров, а за полмесяца — 2000. Почему? Послушаем, что на это скажет представитель треста «Желе­ зобетон» по обеспечению стройки материалами и деталями Н, С. Бар- башин. — Причин много, — сетует он и начинает загибать пальцы на руке. — Елецкий щебеночный завод дер­ жит нас на голодном пайке, плохо отгружает щебень — раз, автоба­ за № 1, которой ведает т. Минаков, никогда не удовлетворяет нашу за­ явку на автотранспорт, недодает са­ мосвалы — два, на заводе не всегда имеется цемент высоких марок—три, беспорядки на стройке — четыре. Строители второй и третьей смен часто отказываются от бетона, а шо­ феры самосвалов раньше времени уходят с работы... Николай Сергеевич Барбашин не загнул пятого пальца — следовала причина, зависящая от неорганизо­ ванности и беспорядков в работе завода ЖБИ-1, которым руководит Ю. В. Тезиков. В целом же все эти промахи, не­ увязки приводят к низкой организа­ ции труда, к простоям целых бригад, автотранспорта, подъемных механиз­ мов, За примером далеко не ходить, Одна из лучших комплексных бригад в тресте «Липецкстрой», ко­ торой руководит Вячеслав Шабарин, занята на сооружении стен бункер­ ной эстакады. Она больше си­ дит, чем работает. Сорок плотников и бетонщиков только за четыре пос­ ледние дня потеряли 24 часа рабоче­ го времени. А бригада Николая Ко­ ротких на том же объекте в течение недели работала только 14 часов. Тут же «лодырничает» и мощный кран «СКГ-30». Бывают и другого рода неуряди­ цы на площадке. При этом действу­ ет обывательское кредо — «своя ру­ башка ближе к телу». Применитель­ но к стройке это расшифровывается так: «Создать себе лучшие условия для работы, а что касается других, то до них мне дела нет». На примере вот это как выглядит. Временные шлаковозные пути стали препятствием для сооружения ряда важных объектов. Где же выход? Пути надо перенести на постоянное их место. Но делать это .нельзя, по­ тому что не выполнены подземные коммуникации в районе основной шлаковозной железной дороги. Стро­ ители СУ-4 должны здесь проложить электрокабельный тоннель. Часть его сделана, а часть — нет: на трассе лежат штабеля железобетонных де­ талей и мешают рыть траншею. Сборный железобетон сюда уложил на хранение участок «Стальконст- рукщш». Себе он создал условия для работы, а строителям вставил палку в колесо. Вот и идут между верхолазами и СУ-4 бесплодные раз­ говоры. — Уберите железобетон, — просят руководителей «Стальконструкции» представители СУ-4. ■— Не будем, нам некогда и неку­ да их убирать, — отвечают те, Споры продолжаются, дело стоит, а время уходит. Другой пример, о котором уже сообщалось в «Ленинском знамени». На пути тоннеля центрального воз- духозабора встало непреодолимым утесом ветхое, полуразвалившееся здание изолировочной мастерской. Здание принадлежит Новолипец­ кому заводу, а арендует его трест «Спецстрой». Давно пора снести, убрать отсюда мастерскую. Не тут-то было! Казалось бы, про­ стое дело, но оно обернулось в неразрешимую проблему. Более двух месяцев вокруг нее идут дебаты. Спецстроевцы эксплуатируют ма­ стерскую, и им дела нет до нужд ударной стройки. — Дайте нам новое помещение, тогда уйдем с плошадки, — вот их главный довод. А так как нового здания мастерской нет, то и поло­ жение не меняется: в проигрыше опять же остаются домностроители. Кто же должен разрубить всякие эти сложные и несложные гордиевы узлы? Генеральный подрядчик — «Липецкстрой», а на площадке —- заместитель управляющего трестом, начальник комплекса строительства Л. А. Казанджян. Он руководитель, организатор и арбитр стройки. Еже­ дневно в десять утра Леонард Аве- тович созывает руководителей стро­ ительных и монтажных организаций, представителей УКСа и эксплуата­ ции завода на так называемый «ко­ мандирский час». Название новое, а сущность — прежнее оперативное совещание. Открывая «командирский час», на­ чальник комплекса сообщает о по­ ложении дел на стройке, а затем на­ чинает опрос присутствующих, как они выполнили предписание минув­ шего «часа». А так как многие при­ ходят на «командирский» неподго­ товленными, то конкретного разгово­ ра не получается. Завязываются пе­ репалка, взаимные препирательства. Мне не раз приходилось быть сви­ детелем того, как бесплодно прохо­ дили на комплексе «командирские часы». Вот что, к примеру, на днях пришлось здесь услышать: Казанджян (обращаясь к Н . С. Барбашину, представителю треста «Железобетон»): Почему- плохо по­ ставляете бетон и раствор? Барбашин: Автобаза машин мало дает, а вчера и позавчера в СУП не приняли бетон... Казанджян (к главному инженерТ СУ-1 А. Ф. Ушакову): Почему, Александр Федорович, не приняли? Ушаков: Не знаю, Казанджян (к зам. директора ав­ тобазы № 1 т. Полунину): Как с машинами? Полунин: Будем выделять. Голоса: Всегда только обещаете... Полунин: Шоферы у вас простаи­ вают, не знают, куда везти матери­ алы: нет указателей объектов. Казанджян (своему секретарю): Сделать в два дня! Сологубов (к начальнику участка «Мехземстроя»), почему сорвал обратную засыпку на бункерной эстакаде? Сологубов: Не знаю, кого слушать — то разрешают, то запрещают.., Казанджян (к главному инженеру СУ-9): Гуревич, что с водой в тон­ неле? Гуревич: Да вот не сделали... Казанджян: Сегодня прошу вы­ полнить.., (секретарю) записать т. Гуревичу, Кто из «Спецстроя» есть? (молчание). Кто из «Связь- проммонтажа»? (молчание). Что это такое! (Повышая голос). Мы засе­ даем здесь, а они не приходят! Заканчивается этот длинный «час» взрывом возмущения началь­ ника комплекса в адрес представи­ теля треста «Железобетон», — Почему столярки для бытовок нет? Почему не даете насадку для градирни? — на высоких тонах про­ износит Казанджян и в гневе выпа­ ливает: — Бездельники! Реплика: Прошу не оскорблять. Казанджян: Уходите, Барбашин, чтобы и духа вашего не было здесь! Следует тирада оскорбительных* слов. Затянувшийся «командирский час» скомкан. И, конечно, ра­ зошлись линейные руководители стройки ни с чем, попусту потеряв дорогое время.., На дворе осень. В преддверье зи­ ма. По законам природы в наших краях температура воздуха катится вниз. Это, однако, не значит, что и на ударной стройке она должна па­ дать ниже нулевой линии. Домен­ ная печь — пусковой объект нынеш­ него года. А это значит — на воз­ ведении комплекса ее сооружений нужны накал в труде, высокая ор­ ганизованность, четкая слаженность всех коллективов. Отставание долж­ но быть преодолено. А помочь дом- ностронтелям поднять «температу­ ру» стройки призваны парткомы тре­ ста «Липецкстрой», НЛМЗ, партий­ ные организации субподрядчиков и, наконец, только что созданный пар­ тийный штаб на ударной. Н. К Л И М О В . С е г о д — Г " я я Д е н ь т а н к и с т о в э ТО БЫЛО двадцать лет на­ зад. Стояло погожее осен­ нее утро. На Красной пло­ щади Москвы выстроились колонны танков. Прозвучала команда, и стальные машины двинулись могучим маршем мимо Мавзолея. Вели их прославленные в битвах за Родину экипажи гвардейской Кантемиров­ ской дивизии. Так маршем кантеми- ровцев 8 сентября 1946 года впер­ вые был отмечен День танкистов. Его учредили в ознаменование вы­ дающихся заслуг бронетанковых войск в Великой Отечественной вой­ не, а также заслуг танкостроителей в оснащении Советских Вооружен­ ных Сил боевой техникой. Еще в годы гражданской войны по заданию Владимира Ильича Ленина на Сормовском заводе был создан первый отечественный танк. С тех пор и начала развиваться в нашей стране танковая промышлен­ ность. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу о создании луч­ ших в мире машин, о подготовке кадров, в совершенстве владеющих этой грозной техникой. В 1932 году в составе РККА была организована Академия бронетанковых и механи­ зированных войск, выпустившая ты­ сячи офицеров. Наиболее полно и ярко боевая мощь советских бронетанковых войск раскрылась в ходе Великой Отечественной войны. Не было ни одной крупной операции, в которой бы они не участвовали. Осенью 1941 года ожесточенные сражения развернулись на полях Подмоско­ вья. Рвавшийся к столице враг был разгромлен и отброшен далеко на запад. В Московском сражении ро­ дилась советская танковая гвардия. За образцовое выполнение боевых заданий, героизм и доблесть 4-я танковая бригада под командова­ нием М . Катукова первой была преобразована в гвардейскую. Т АНКОВЫЕ И М ЕХАНИЗИРО ­ ВАННЫЕ соединения сыграли огромную роль в битве на Волге. Всего сто часов потребова­ лось им для того, чтобы замкнуть кольцо окружения восточнее горо- да Калача. При этом танкистам при­ шлось с боями преодолеть сто пятьдесят километров с севера и сто с юга. Действия танкистов отличались смелостью, решительностью и ма­ стерством. Отряд под командова­ нием подполковника Филиппова утром 19 ноября 1942 года начал наступление из-под города Сера­ фимовича, прорвался через оборо­ ну гитлеровцев и к вечеру вышел к Дону. После этого успеха Филип­ пов приказал экипажам включить фары и на высокой скорости дви­ гаться к мосту, перекинутому через Дон в районе Калача. Гитлеровцы решили, что это их машины, и не оказали сопротивления. Танкисты с ходу ворвались в город и стали продвигаться на восток. В хуторе Советский они встретились с пере­ довыми частями механизированного корпуса генерала Вольского, на­ ступавшими с юга. Стальное кольцо вокруг трехсоттысячной группиров­ ки врага сомкнулось. Образцы мужества и отваги пока­ зали советские танкисты в битве на Курской дуге — непревзойден­ ной по количеству машин. На сравнительно небольшом участке фронта с обеих сторон действовало до полутора тысяч танков и само­ ходных орудий. Только за один день боев под Прохоровкой наши­ ми танкистами было уничтожено свыше четырехсот фашистских бро­ немашин. В то время я командовал 6 танковым корпусом и был оче­ видцем потрясающих боевых эпи­ зодов. По открытому полю рядом с ко­ лонной мотопехоты мчался танк старшего сержанта Королева. Не­ ожиданно из-за рощи выскочил фа­ шистский «тигр» и с ходу начал стрельбу по нашей автоколонне. Загорелся и опрокинулся головной грузовик, преградив дорогу другим. Старший сержант Королев открыл по «тигру» огонь. А когда кончи­ лись снаряды, развернул свою ма­ шину и таранил врага. «Тигр» сва­ лился в кювет. Весь фронт, всю страну облетела в те дни весть о подвиге танкового экипажа комсомольца Героя Совет­ ского Союза Шаландина, атаковав- Н А Ш А БРОНЯ КРЕПКА О ' . шего восемь «тигров». Два из них наши танкисты подбили. Но и ма­ шина Шаландина загорелась. П ре­ зирая смерть, советские воины на горящем танке продолжали гро­ мить врага. В ожесточенном бою под Про­ хоровкой погиб танкист Юрий Со­ колов. У него вместе с чертежами и формулами стрельбы была обна­ ружена запись: «Мне не страшно умирать, товарищи... Это счастье — умереть за свой народ. Так сказала Зоя Космодемьянская». СРАЖЕНИЯ К СРАЖЕНИЮ росла советская броневая мощь. Танкисты отличились в разгроме вражеских группировок в районе Корсунь-Шевченковского, под Минском, Яссами и Кишиневом, в Восточной Пруссии. В битве за Берлин принимало участие более шести тысяч советских танков и са­ моходно-артиллерийских установок. Над Берлином уж е гордо разве­ валось Знамя победы, когда наши танкисты получили приказ — идти на помощь восставшей Праге. Тан­ ковые армии под командованием Маршала бронетанковых войск П. Рыбалко и генерала Д . Лелю- шенко стремительным ударом с севера во взаимодействии с други­ ми родами войск окружили и вы­ нудили капитулировать вражескую группировку. В память о дне осво­ бождения столицы братской Чехо­ словакии советский танк № 23, первым ворвавшийся в город, на­ вечно установлен на одной из пражских площадей. Важную роль сыграли советские танковые войска и в разгроме япон­ ской Квантунской армии. Внезапным ударом они рассекли ее на боль­ шую глубину. Свой победный бое­ вой марш танкисты закончили на побережье Тихого океана. В ходе войны наши бронетанко­ вые войска являлись важнейшим средством прорыва вражеской обо­ роны, решающей силой развития оперативного успеха. Массирован­ ное их применение позволяло осу­ ществлять наступательные операции гигантского размаха, в высоком темпе и на большую глубину. Со Н АЗНАЧЕНИЕ НЕЙТРОННОГО ИНДИКАТОРА строго определенное— он дает быстрый и точный ответ относительно количества содержащейся в земле влаги. Но в своем «узко специальном» качестве прибор этот крайне необходим людям самых различных профессий: мелиораторам и гидротехникам, строителям и геологам. По обычным «классическим» правилам для определе­ ния влажности требовалось взять пробу грунта, доста­ вить ее в лабораторию, взвесить, высушить, посчитать разницу; Нейтронный индикатор способен выдать готовый ре­ зультат на месте. Принцип его действия основан на свойстве водорода, а значит и водной среды, замедлять быстрые нейтроны» Если ввести, например, в скважину, заложенную обычным буром, йсточних быстрых нейтрон НОВОСТИ Н А УКИ И ТЕХНИКИ нов, то вокруг него образуется облако медленных нейт­ ронов, которые возникают в результате столкновений с ядрами водорода. Определив плотность облака, можно узнать о количестве содержащейся в земле влаги. Эту задачу и выполняет нейтронный индикатор НИВ-1, соз­ данный Всесоюзным научно-исследовательским институ­ том гидротехники и мелиорации совместно с объедине­ нием «Средазэнергоцветмет», Прибор измеряет влажность на глубине до шести мет­ ров, причем скорость определения повышается по срав­ нению с обычным способом в сотни раз. Теперь, изучая состояние грунта, инженеры, геодезисты, проектировщи­ ки смогут, оперировать неизмеримо более полными дан­ ными, которые быстро и точно выдаст им нейтронный индикатор НИВ-1. С ОЗДАН МИНИАТЮРНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ АРИФМОМЕТР «ЛИЛИПУТ», выполняющий четыре арифметических действия в пределах до десяти миллионов. Работать на нем просто. На панели размешены шест­ надцать клавишей-символов. Достаточно притронуться к ним пальцами, и машина сложит многозначные числа, умножит или разделит их. Результаты поступают в верх­ нюю часть панели, где находятся цифровые лампы, Вес машины — всего полтора килограмма, В ней 85 крошечных ламп с холодным катодом. Новый арифмо­ метр потребляет десять ватт электроэнергии — в не­ сколько раз меньше настольной лампы» При массовом производстве «Лилипут» может быть в пять—десять раз дешевле других известных счетно- решающих машин. П ЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ , ГРЕЙДЕРА-ЭЛЕВАТОРА выпустили машиностроители коростенского заво­ да «Октябрьская кузница» (Житомирская об­ ласть). Эта гигантская машина способна заменить труд сотен землекопов. Она вынимает в час 1600 кубометров грунта, проста в управлении. Грейдер оборудован элеваторным устройством, кото­ рое позволяет отбрасывать грунт на расстояние в два­ дцать метров» Он будет применяться на строительстве дорог, ирригационных систем, оросительных каналов, ветские танкисты показали себя подлинными мастерами форсирова­ ния крупных водных преград, пре­ одоления горных перевалов. Подвиги танкистов, совершенные в годы Великой Отечественной войны, высоко оценены Родиной: около двухсотпятидесяти тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями, свыше тыся­ чи — удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а шест­ надцати это звание присвоено дваж­ ды. Достойно отмечен героический труд танкостроителей. Более девяти тысяч человек награждены ордена­ ми и медалями, а особо отличив­ шимся присвоено звание Героя Со­ циалистического Труда. Среди удо­ стоенных этой высокой награды —< главный конструктор танка «Т-34» А. Морозов и главный конструктор танка «КВ» Ж . Котин. К АК СИМВОЛ БОЕВОЙ СЛАВЫ советских воинов во многих городах нашей страны и за рубежом стоят на гранитных пьеде­ сталах советские боевые танки. Их можно увидеть в Волгограде и Л е­ нинграде, Калаче-на-Дону и Канте- мировке, под Прохоровкой и в Бел­ городе, в Курске, Борисове и М о­ гилеве, в Минске, Львове и Сева­ стополе, на площадях Праги, Берли­ на, Вены. За послевоенные годы оборонное могущество Советской страны неиз­ меримо возросло. Революция в во­ енном деле, вызванная появлением ядерного оружия, еще более уве­ личила роль танков в современном бою. И это понятно. Танковые вой­ ска обладают рядом таких качеств, которые в условиях ракетно-ядер­ ной войны приобретают исключи­ тельно важное значение. Как отме­ тил в своем выступлении на XXIII съезде КПСС министр обороны Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, наши танки по ряду важных показателей превосходят последние образцы танков США и других стр ан— участниц НАТО. На­ много увеличилась степень укрытия броней наших воинов от воздей­ ствия поражающих факторов ядер­ ного оружия, повысились подвиж­ ность и маневренность машин. Со­ ветские танки не знают преград ни на суше, ни на воде. В современной ракетно-ядерной войне танковые соединения соста­ вят главную ударную силу сухопут­ ных войск. Советские танкисты, верные славным традициям своих отцов и старших братьев-фронтови- ков, успешно осваивают новую бое­ вую технику, овладевают способами ее применения в бою. В армии не- прерывнно растет число мастеров вождения боевых машин, классных специалистов, все больше становит­ ся отличных экипажей и целых под­ разделений. Тысячи танкистов вла­ деют несколькими специальностями, умеют заменять друг друга. В Туркестанском военном округе с уважением говорят о взводе, ко­ торым командует старший лейтенант Т. Ягодин. Умелыми воинами, клас­ сными специалистами стали стар­ ший сержант В. Бердюгин, младший сержант С. Ростовцев, внук извест­ ного поэта ефрейтор С. Есенин. В Закавказском военном округе отлично несет службу старшина Г. Черных. Он подготовил много хо­ роших механиков-водителей. За отличные показатели в учебе ми­ нистр обороны СССР наградил стар­ шину ценным подарком. Такими воинами гордится народ. У нашей молодежи, готовящейся к службе в армии, большая тяга в бронетанковые и механизирован­ ные войска. Многие юноши еще до призыва на военную службу в клу­ бах и организациях Д О С А АФ изу­ чают мотор, становятся водителями автомашин, трактористами, комбай­ нерами. Это — хорошее пополне­ ние для танковых войск. Свой традиционный праздник со­ ветские танкисты встречают новыми успехами в боевой и политической подготовке, дальнейшим, повыше­ нием боевого мастерства. Вместе со всеми воинами наших доблест­ ных Вооруженных Сил они зорко стоят на страже мирного труда со­ ветского народа. А. Г Е ТМ А Н , генерал армян, Герой Советского Союза. ‘ |А П Н ) ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz