Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
ВОСП ИТЫВАТЬ УБЕЖДЕННЫХ ЛЕНИНЦЕВ И д е й н о - в о с п и т а т е л ь н а я работа комсомола, указыва ется в Отчетном докладе Ц К КПСС X X III съезду партии, должна вырабатывать и укреплять у молодого поколения марксистско- ленинское самосознание, классовый подход ко всем явлениям жизни, чувство преданности делу Коммуни стической партии. Успешное реше ние этой важнейшей идеологической задачи требует больших усилий комсомольских организаций. Многообразие интересов молодежи потребовало многообразия способов их удовлетворения. Учитывая раз личный возрастной, общеобразова тельный, культурный и професси ональный уровень юношей и деву шек, Ц К ВЛКСМ усовершенствовал структуру политического просвеще ния *молодежи. Минувший учебный год в сети комсомольского политпро свещения показал жизненность новых форм политической учебы. Про граммы кружков «Наш ленинский комсомол» и «Кругозор», семинара «Молодежь и общественный про гресс», политических клубов хорошо встречены комсомольскими активи стами и в первичных организациях. Интересно и содержательно про ходили занятия в кружках «Наш ленинский комсомол» на Липецком трубном заводе, «Кругозор» — в комсомольской организации колхоза «Советская Россия» Долгоруковско го района. На каждое занятие по литических клубов «Глобус» в комсомольской организации Доб- ровского райисполкома и «Проме тей» при Дворце культуры Липец кого тракторного завода приходило по 400—500 человек. Клуб позволяет сочетать разно образные формы идейного воздей ствия на молодежь: диспут и экс курсию, тематический вечер и тео ретическую конференцию, ответы на вопросы молодежи и встречи с ин тересными людьми. И еще у них одно важнейшее достоинство: в них молодежь учится не только мыс лить, но и действовать. В минувшем учебном году в ком сомольских организациях Липецкого тракторного, завода «Свободный сокол» и других проводились уро ки, они проходили интересно: моло дежь принимала в них самое активное участие. Ответ на многие актуальные вопросы сегодняшнего дня комсо мольцы нашли в работах В. И. Ленина. Эта форма учебы по могает анализировать с ленинских позиций положение дел в том или ином коллективе, вырабатывать конкретные меры по устранению не достатков, усиливает участие мо лодежи в производственной дея тельности своих коллективов. «По советовавшись с Лениным», юноши и девушки не только уясняют ту или иную проблему, но и действуют, борются, добиваются сдвигов в ре шении злободневных практических задач. Е СЛИ взять в целом сеть ком сомольского политпросве щения нашей области, проанализировать ее д е я т е л ь , ность в минувшем учебном году, то вывод напрашивается явно неутешительный. В 160 круж ках и семинарах учебный план не был выполнен. Причины? Это, во- первых, слишком позднее, а, следо вательно, и поспешное комплекто вание комсомольского политпросве щения, кружков и семинаров; во- вторых, плохой подбор и неподго товленность пропагандистских кад ров; в-третьих, недостаток учебной и методической литературы и, на конец, в большинстве случаев почти полное отсутствие организаторской работы комитетов комсомола. Сейчас, когда до нового учебного года остается немного времени, мы должны отдать себе полный отчет в прошлых неудачах, извлечь уроки из ошибок прошлого. Комплектование кружков и семи наров — дело ответственное, оно во многом определяет успех всей комсомольской учебы. Отдельные секретари комсомольских организа ций жалуются, что, дескать, не все комсомольцы хотят записываться в кружки. Мы выясняли причины в каждом случае. Ребята не записывались не потому, что не хотят учиться. При чина иная. Они отчетливо не пред ставляют себе, чему будут учиться в кружках и семинарах. А толковых объяснений и м ' не дали. Другие же просто не заинтересовались полити ческим образованием. Там, где ком сомольские вожаки, активисты су мели найти нужные, доходчивые слова, объяснить юношам и девуш кам особенности каждой формы учебы, выяснить их желания, по мочь принять правильное решение,— обошлось без жалоб и сетований. Однако во всей этой сложной рабо те нам не обойтись без ценного со вета старших товарищей-коммуни- стов. Интересно проходили в прошлом году занятия в кружке «Кругозор» Усмаиского смешторга. Немалая за слуга в этом секретаря парторгани зации т. Куновой. Она была неред ким гостем на занятиях, давала ценные советы пропагандисту, ком сомольцам. Если случалось, что кто- то пропускал занятия, вмешивалось партбюро. Коммунисты заботились о том, чтоб у слушателей были на глядные пособия, литература.- И совсем другой пример с комсо мольской учебой в совхозе «Доб- ровский». Здесь создали клуб «Гло бус». Но в нем так и не провели ни одного занятия. Коммунисты виде ли, что комсомольская учеба срыва ется, но не сочли нужным поставить этот вопрос на партбюро. И этот факт не единичен. Хочется, чтоб пар тийные организации не забывали о том, что комсомольцы ждут от них серьезной помощи и поддержки в организации учебы. Д РУГАЯ очень важная проб лема, которая волнует нас,— кадры комсомольских пропа гандистов. Ведь именно от пропа гандиста, его умения преподнести материал, заинтересовать слушате лей, пробудить в них интерес к по литической книге, к политической мысли в каждом отдельном случае зависит успех комсомольской учебы. Дело искусства пропагандистов — создать в комсомольском полит просвещении боевую, творческую ат мосферу. Хорошо известно, что не от круж ков и семинаров порой отказывает ся молодежь, а от пропагандистов, не способных заинтересовать ее. Именно из-за безответственности и неумения пропагандистов в комсо мольской организации завода железобетонных изделий № 1 тре ста «Железобетон» в минувшем учеб ном году по существу не работал ни один кружок и семинар. Часто срывались по этой причине занятия кружка «Кругозор» в управлении «Сантехстрой-1», Обязанности пропагандиста — почетны и ответственны. И их мож но поручить далеко не каждому. Комсомольский пропагандист — это не «ходячая энциклопедия», а ум ный советчик молодежи, способный прочно соединить теорию с жизнью как коллектива, так и отдельной личности. Вместе с тем, идеи, мыс ли, советы должны быть подкреп лены силой человеческого примера. Как пропагандист вступает в схват ку со скептиком? С нытиком и ме щанином? С чинушей? Как он сам ведет себя в быту, как работает и учится — от этого зависит многое. Вот почему необходим самый тща тельный и строгий подбор пропа гандистов. Комсомольскому полит просвещению нужны люди квалифи цированные, вкладывающие в дело всю душу. Но таких людей у нас пока мало. Всего в области около восьмисот руководителей комсо мольских кружков и семинаров. Из них высшее образование имеет все го четвертая часть,- 500 человек со средним образованием. А есть пропа гандисты и с семилеткой. Причем, 400 человек вели занятия один год. Чтобы решить проблему пропа гандистов, нам нужна активная по мощь -со стороны партийных органи заций. Хочется напомнить, как ста вит этот вопрос Ц К КПСС. В ре дакционной статье «Правды» за 2 августа «Настойчиво овладевать марксизмом-ленинизмом» ук азыва- ется, что партийным комитетам не обходимо выделить для работы в комсомольском политическом про свещении наиболее опытных, авто ритетных пропагандистов, принять меры к своевременной их подготовке и переподготовке, создать в домах и кабинетах политического просве щения. методические советы по ком сомольской учебе. Пока эта помощь ощущается сла бо. Взять, хотя бы такой факт: комсомольскими кружками руково дят всего 260 членов партии. Неред ко партийные организации вообще снимают с себя всякую ответствен ность за подбор руководителей для комсомольских кружков. Не раз об ращались в Елецкий горком КПСС секретари горкома комсомола с просьбой помочь пропагандистами. Но так и не получили там никакой поддержки. Обком комсомола также очень мало занимался подготовкой про пагандистских кадров. Дальше од ного—двух семинаров в год дело не шло. Забота о подборе, теоретиче ской и методической подготовке таких кадров всегда должна нахо диться в центре внимания комсо мольских комитетов. Обучение ком сомольских пропагандистов специ фике работы в молодежной аудито рии, освоение ими наших программ, форм и методов, присущих комсо мольскому политпросвещению — этого за нас никто делать не будет. Теоретическая и методическая учеба пропагандистов будет органи зована в этом году при вечерних университетах марксизма-лениниз. ма, кафедрах общественных наук высших учебных заведений, при ка бинетах политического -просвещения, От комсомольских комитетов, бюро, требуется со всей серьезностью от нестись к подбору туда таких лю дей, у кого есть призвание к этой общественной профессии., Информационные семинары про пагандистов, семинары по обмену опытом будут проводиться при гор комах и райкомах комсомола. От личительная черта этих семинаров- оперативный ответ на вопросы, воз никающие в процессе работы про пагандистов, информация комитета ми комсомола пропагандистов о своей деятельности, о решениях К комсомольских ор ганов. Хорошим источ ником пропаган дистов могут стать наши вузы. Мало того, что при кафедрах обществен ных наук можно создать постоянно действующие семинары. Студенты так же могут и должны оказать нам помощь: пропаганд!! с т е к а я работа — хорошая практика для будущих преподавателей. АК будет выглядеть ком- сомольское политпросвещение в новом учебном году? Основным содержанием всех форм политического просвещения молоде жи будет, как и прежде, изучение марксистско-ленинской теории, исто рии партии, жизни и деятельности В. И. Ленина, революционных, бое вых и трудовых традиций Коммуни стической партии, советского народа и ленинского комсомола. Желатель но, чтобы побольше комсомольцев училось в различных формах пар тийного просвещения. Для готовя щихся к вступлению в ряды КПСС рекомендуется программа «Беседы о партии», а для юношей и девушек, которые стремятся стать комсомоль цами, 4— истории ВЛКСМ . Реко мендуются кружки по тематическо му плану «Наш ленинский комсо мол». Для юношей и девушек, ко торые не имеют среднего образова ния и нигде не учатся, наиболее подходят кружки «Кругозор». Более высокой формой политпро свещения, рассчитанной на юношей и девушек, имеющих законченное сред нее образование, является се минар «Молодежь и общественный прогресс». Здесь слушатели могут глубже понять, изучить с марксист ско-ленинских позиций вопросы раз. вития общества, мирового коммуни стического движения, научно-техни ческого прогресса, роль молодого поколения в построении коммуни стического общества. Комсомольцев с высшим образо ванием комитетам ВЛКСМ следует нацелить на самостоятельное изуче ние марксистско-ленинской теории по индивидуальным планам. Улучшить постановку комсомоль ского политического образования — наш важнейший долг. Ю. БОРОДИН , секретарь обкома комсомола. ЗАЛОГ ВЫСОКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ Животноводы совхоза «Колы- Из опЬнпа организации племенной работы бельскии» в течение последних лет , ^ , , занимают первое место в Чаплы- Н а Ср С р Л \ а Х С О В X О 3 3 « К о л Ы б С Л Ъ с к И Й » гинском районе по производству и , , заготовкам молока. Ежегодно уве- * * Это высококлассные быки, дичиваются надои. Если в 1964 го ду от коровы получили 2200 лит ров молока, то в прошлом — 2481. Молочнотоварные фермы дают сов хозу прибыль. В прошлом году она составила 33:650 рублей. Производ ство центнеоа молока обошлось з 11 рублей 53 копейки — ниже пла новой себестоимости. Важным условием рентабельности Молочного скотоводства явилась хо рошо поставленная племенная ра бота. Она заметно улучшилась в последние два гола, когда в совхоз приехал работать зоотехником-се- лекционером П. Ф. Татьянин, На фермах заведена необходимая документация: книги маточного по головья, журналы выращивания молодняка, книги учета контроль ных доек, ведомости взвешивания молодняка и т. д. В книге маточного поголовья указаны не только основ ные сведения о корове, но и ее продуктивность по месяцам текуще го года, общий надой, процент жир ности молока за прошлый год. При передаче ремонтных телок на специальную ферму бригадир и зоотехник-селекционер составляют акт. В нем указывается номер, дата ' рождения, живой вес, масть телки и данные о ее родителях. Взвешивается молодняк ежемесяч но, при этом бригадир обязательно осматривает номер у каждого жи вотного. Два раза в год перед стой ловым и пастбищным содержанием зоотехник-селекционер проводит номерной учет. Он также контроли рует постановку зоотехнического учета бригадирами и техниками- осеменаторами. В налаживании его большую помощь совхозу оказал зоотехник Чаплыгииской государ ственной племенной станции В. Г. Козырев, Три раза в месяц на фермах про водятся контрольные дойки. А жир ность молока от каждой коровы определяется один раз в месяц. Итоги проверки записываются в от дельные журналы. Таким образом, систематическое проведение кон трольных доек и определение про цента жира позволяет зоотехникам отбирать на племя наиболее про дуктивных коров и проводить бони тировку по продуктивности. Для проведения целенаправленной племенной работы большое значение имеет искусственное осеменение жи вотных. В совхозе оно применяется не первый год. Семенной материал хгалыбельцы берут на Чаплыгинской гоеплемстанции от чистопородных симментальских быков-производите- лей.- э происходящие от высокопродуктив ных матерей с удоем в 4—5 тысяч килограммов молока в год и хоро шей жирностью. Один раз в квар тал ветработники ректально иссле дуют коров на раннюю стельность, что позволяет вовремя принимать меры для предупреждения яловости. Для определения эффективности искусственного осеменения на фер мах ведется специальный кален дарь, в котором заведены особые карточки на каждую корову. За полняют их техники-осеменаторы. Такой календарь помогает своевре менно проверять результаты осеме нения. Техники-осеменаторы мате риально заинтересованы в работе. Кроме основной зарплаты, в копие года в зависимости от процента стельности коров они получают до полнительную оплату. Яловость ко ров в совхозе сведена до минимума. На ферме, где техником-осеменато- ром работает И. Т, Востриков, по лучено 94 теленка от ста короб. Благодаря искусственному осеме нению коров и телок животноводы получают хороший молодняк. По томство от наиболее продуктивных коров, отнесенное по данным бони тировки не ниже, чем ко II классу, отбирается в группы ремонтного молодняка. Такие фермы созданы на двух отделениях. Здесь выращи вается 350 телок. Ремонтному мо лодняку созданы лучшие условия воспитания: полноценное кормле ние, отличный уход. По результатам бонитировки, ко торую ежегодно проводит зоотех ник-селекционер П. Ф. Татьянин, на ремонт, как празило, оставляется молодняк крепкой конституции, хо рошо развитый, имеющий опенку за экстерьер не ниже 3,5 балла и масть, типичную для симменталь ской породы. Впервые телок пу скают в случку при достижении веса не менее 300 килограммов. За два-три месяца до отела нетелей переводят на молочные фермы, при учают их к дойке и чистке. Ухажи вают за нетелями, готовят их к отелу доярки основных групп. От дельные из них набирают по 12— 15 нетелей. Это позволяет лучше оце нить продуктивные качества первоте лок. Часть нетелей идет для ремонта закрепленных за доярками групп коров. Таким образом, создав специ ализированную ферму, совхоз имеет возможность быстро увеличить пого ловье коров и улучшить породность стада. Такая организация племенного дела позволила в прошлом году по лучить хорошую продуктивность от первотелок, От многих надоено почти по 2.500 литров молока, а от первотелки «Зорька» — 3864 литра с жирностью 4,1 процента. Два года назад в Центральном отделении совхоза было создано племенное ядро, в которое отбира лись коровы с годовым удоем не ниже 2.500 литров и жирностью 3,7 процента. Сейчас племенное ядро включает 206 коров помесей 3—4 поколения симментальской по роды. Надои от коровы на пле менной ферме на 20 килограммов выше, чем на товарных, Характерной особенностью являет ся то, что коровы в совхозе исполь зуются длительное время. Многие из них в течение 16— 18 лактаций дают за каждую 250Э литров моло ка и даже больше, Как итог проделанной племенной работы, совхоз сумел отобрать 30 бычков-помесей четвертого поколе ние на областную выставку-продажу племенного скота, проходившую в Липецке в августе этого года. В организации племенной работы на фермах совхоза «Колыбельский» есть и недостатки. Например, в хо зяйстве нет перспективного плана племенной работы со стадом, нет заводской книги. Совхоз специали зируется на развитии молочного скотоводства, поэтому крайне необ ходимы типовые пункты искусст венного осеменения. *Они служили бы центром племенной работы в отделениях. Но их пока нет в совхо зе. И что плохо, руководители рай онного управления сельского хозяй ства недостаточно пропагандируют передовой опыт работы племенных ферм, мало уделяют внимания орга низации племенного дела и искусст венного осеменения. Достаточно сказать, что типовые пункты име ются только в совхозе «Раненбург- ский» и колхозе имени Ленина. В совхозе «Троекуровский» только в двух отделениях из пяти имеются пункты искусственного осеменения. То же самое в совхозе «Веднов- ский», Внедрение опыта совхоза «Колы бельский» в другие хозяйства явит ся важным резервом повышения молочной и мясной продуктивности скота, А. П Е ТКЕВИ Ч , преподаватель Чаплыгинского сельскохозяйственного техникума. Продукция Липецкого молочного комбината пользуется большим спросом у покупателей. В этом немалая заслуга работников хими ческой лаборатории комбината, которые внимательно следят за ка чеством. НА С Н ИМ К Е : заведующая химлабораторией Н. И. Кондраткова и лаборантка В. Г. Дунаева произво дят анализ продукции. Фото Г. Солодкова. ГЛАВНАЯ ЗАБОТА Ц Е Х К О М А Фронтовые раны, полученные в боях с гитлеровскими захватчиками* до сих пор напоминают о себе. Сле сарь Александр Гугнин нет-нет да И заболеет. Досадно бывает отрывать-! ея от дела и лежать в постели, «Как-то там ребята в цехе? Сейчаа работает наша вторая смена, а ты вот валяйся тут...», И вдруг, в минуты таких вот раз- думнй, к больному приходят това* рищи из цехового комитета профсо- юза. —■Как себя чувствуете, Алек-* сандр Г аврилович? Поправляться надо, дорогой. Пришедшие выкладывают на стол гостинцы. Начинаются задушевные разговоры о заводе, о работе цеха, о знакомых. Вплетаются шутки, смех... И больной чувствует себя бод-* рее. В четвертом тракторном цеха ЛТЗ так уж заведено, что цеховой комитет профсоюза (председатель В. П. Андреев) и его комиссии все-* гда приходят на помощь человеку, оказавшемуся в беде или нужде. Выше приведен один из многих фактов работы комиссии по соци-* альному страхованию. Председатель этой комиссии т. Фенелонова и чле-< ны тт. Синельникова, Дьякова, Пи-* ванова и другие — частые гости на квартирах больных, Забота о здоровье и быте человек ка — на первом плане деятельности комиссии. Работница цеха Алексан- дра Синельникова длительное время болела. Для нее выхлопотали ку-* рортную путевку в Ессентуки. У на.* ладчика Сергея Добринских побали-* вает сердце. Комиссия добилась, чтобы его перевели в лучшее обще-* житие, в более спокойную обета-* новку. Матерям-одиночкам шлифов* щиие Марии Мухиной и оператору Анне Поповой по ходатайству цех-* кома были предоставлены комнаты з семейных домах, а их детишеч определили в ясли. В заводской многотиражке «Кш ровен» как-то было помещено теп- лое письмо уборщицы цеха т, Ка* ширской, в котором она сердечно! благодарила цехком и коллектив за то, что ей помогали во время болез- ни, а в день ее рождения поздравш ли и вручили памятный подарок. Приведем теперь цифры. С начал* этого года 20 рабочих и служащих четвертого тракторного цеха побы- вали в домах отдыха, в том числа трое на юге. 9 рабочих и работниц лечились в санаториях. 25 детей ра ботников цеха укрепляли свое зден ровье в заводском пионерском лаге-* ре. И в этом немалая заслуга цех** кома и его комиссии соцстраха. Цеховой комитет постоянно забо- тится об учебе и воспитании детей рабочих. Он держит связь с руко водителями школ и родительскими комитетами. Бывает и так, к сожалению: кол* лектив проводит старого работника на пенсию, а потом забывает о нем, В четвертом тракторном цехе этого нет. Пенсионерам тт. Ашмарову И Есиповой потребовался отдых, что бы подкрепить здоровье. Цеховой комитет вручил им бесплатные пу тевки в дом отдыха. В канун рево люционных праздников всем ветера нам труда посылают на квартиры поздравительные открытки с добры* ми пожеланиями. На первый взгляд кажется пустяк, а настроение у че- ловека повысится. Третий год возглавляет цеховой' комитет Василий Павлович Андреев, старший мастер одного из участков цеха, награжденный на днях орде ном Трудового К расного 3 намени за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетки. И на обществен ном поприще он с честью оправды вает доверие членов профсоюза. В. Б АЧ УРИН , По материалам „Ленинско го знамена‘ „Положить конец „шлаковолоките" В корреспонденции под таким заголовком, опубликованной 20 июля с. г., отмечались серьезные недостатки в строительстве цеха шлакопереработки на Новолипец ком металлургическом заводе, вхо дящем в комплекс сооружений до менной печи № 4. В редакцию поступило несколько ответов от руководителей пред приятий, по чьей вине срывается возведение объектов цеха шлако переработки. Так, директор Ново липецкого завода т. Виниченко со общает, что со строительной пло щадки, где должны сооружаться установки очистки и опрыскивания ковшей, убраны копры. Н а . боль шей части ее также убраны скрап и металлолом. Чтобы ускорить де ло, завод заключил договор с тре стом «Спецстрой», который помо жет быстрее освободить площадку для строителей СУ-10. В августе вся территория будет убрана. Заместитель начальника СУ «Сантехстрой-1» т. Пурим сообща ет, что коллектив управления уси лил темпы работ на пусковом объ екте. На площадку прислана новая техника, увеличено количество ра бочих. Все это позволило завер шить сооружение половины под земных коммуникаций и начать строительство дорог, {•*н |1 н п и п 1 1 п п н и 1 н 1 п п 1 т 1 1 1 н ш |1 п 1 1 |||||т ||1 н 1 и т п н ш н и 1 1 1 1 « В последние годы широкое при знание получило положение, что идеи, возможности, методы и техни ческие средства кибернетики могут быть применены и к области народ ного образования. Естественно, что проблема научной организации пе дагогического труда стала исследо ваться также с позиций кибернетики и применяемых ею методов. Поэто му программированное обучение бы ло расценено как новое организаци онное предложение, направленное на повышение эффективности труда пе дагогов и учащихся. Речь должна идти не о переводе педагогических понятий на язык ки бернетики и приживления ее мето дов к обучению, а о выработке но вых научных, в том числе матема тических методов, отражающих осо бенности жизнедеятельности челове ка, к тому же в специфических ус ловиях целенаправленного обучения. В этом направлении в настоящее время делаются только первые по пытки, к которым надо отнести идеи и методы моделирования и алгорит мизации. Конечно, исследования в области познавательной деятельности чело века очень сложны.. Это психические, то есть информационные процессы, материальным носителем которых являются физиологические процес сы в нервных центрах и сетях. В научном совете по кибернетике проводится координация многих ра бот, ведущихся в СССР в области нейрокибериетик и. Сюда относятся прежде всего проблемы теории самоорганизую щихся систем. Такие системы в жи вой природе характеризуются тем, что изменяют свою структуру и по ведение в соответствии с изменени ями условий внешней среды, приспо сабливаясь, адаптируясь к ним. Сюда относятся также исследова ния информационных процессов на разных уровнях высшей нервной де ятельности. В СССР важные работы проведены академиком В: М. Глуш ковым и членом-корреспон д е н т о м АН СССР А. А. Марковым. Было выдвинуто положение о возможно сти анализа работы головного мозга на основе выявления информацион ных процессов ш их алгоригмигаесхо- ************ч де. И в этом мы ждем большую по- Из д оклада академ ика А . Б е р -* мощь от психологов. го описания, В результате появилась «* теория поиска в абстрактном лаби- X ренте, которая создает базу для ИЗу- | га на 1 Всесою зной конф еренции $ Внимание исследователей надо чения процессов ооучеиия _живых ; по пробл ем е п р о гр а м м и р о в а н и е -1 привлечь к проблемам, посвященным организмов. Алгоритмический под- 5 го о б у че ния. Более полное и з - 1 изучению возрастных психофизиоло гических особенностей школьников. ход к изучению юловного мозга ♦ п о ж ен ив доклада опубл иковано в привел к значительным практиче- : «учительской газете». ским результатам. Доказательством | | ТОМУ ЯВЛЯетСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ МОДелН- А * * * м ^ * т т * * * н ж * *т ж « » «»»*«*»*«»4 рования ряда сложных форм рабо ты мозга на электронных вычисли тельных машинах (ЭВМ ). Созданы программы, обеспечивающие воз можность ЭВМ обучаться, доказы вать геометрические теоремы, играть в шахматы. Из всех этих работ видно, что проблема управления системами в живой природе чрезвычайно сложна, что имеется еще много непознанно го, неоткрытого, но надо признать, что чисто открытий и научных до стижений увеличивается с каждым днем. Новая концепция биокибернетики является развитием учения И. П. Павлова и дает нам в руки очень сильное оружие для разоблачения бихевиористской теории научения, основывающейся на действиях, со вершаемых по принципу «стимул — реакция». Вместе с тем она дает на правление для решения вопросов обучения, исходя из мотивации в обучении, подчеркивает значение четко очерченных целей обучения и осознания их учащимися. Это долж но способствовать целесообразному отберу средств для достижения осознанных целей. Эта концепция позволяет под но вым углом зрения пересмотреть и принцип сознательности в обучении. Сознание с ее позиций не только от ражает действительность, но созда ет мысленно действительность в Форме понятий, шей. образов, цели. Поэтому сознание . превращается в форму «опережающего отображе ния». Эта концепция способствует раз работке теории обучения, основыва ющейся на ленинской теории отра жения, а также и других вопросов педагогики и психологии. Она помо гает обосновать правомерность ки бернетического подхода к програм мированному обучению* Одной из причин того, что работа по созданию специальных педагоги ко-кибернетических методов по су ществу еще только начинается, яв ляется известная разобщенность в деятельности кибернетиков и различ ных групп педагогов. У первых имеется понимание значения и воз можностей кибернетики, но нет до статочно четкого и ясного представ ления о сущности и специфичности процесса обучения, У вторых нет необходимых познаний в области современной математики и теории информации, что затрудняет для них оценку возможностей кибернетиче ской педагогики. Вторая особенность развития про- граммиро'вакного обучения в СССР — стремление подвести под него со лидный научный фундамент на ос нове достижений советской психо логии и педагогики. Чтобы успешно решать задачу по вышения эффективности обучения, необходимо объединить творческие усилия всех педагогов и психологов, внимательно изучать и использовать результаты, полученные различными педагогическими и психологическими направлениями и школами. Трудно перечислить все: «опросы, которые программированное обуче ние ставит-перед нами. Но ясно, что обучить человека можно лишь тог да, когда у него налицо потребность в овладении теми или иными знани ями. Никакая техника, никакие мето дические ухищрения не могут повы сить эффективность обучения, если используемый для него метод не вы зывает у ученика интереса. Разработка методов программиро ванного обучения должна быть на целена на воспитание у молодежи высших духовных потребностей и .прежде всего «*• потребности в дру- Темп и характер выдачи педагогиче ской информации должны базиро ваться на знании и учете этих осо бенностей. Если учитель игнорирует реальные психофизиологические свойства уча щихся, то результат будет плачев ным, Известно, какое количество ин формации человек в различных ус ловиях своей активности может при нять зрением и слухом, осознать, усвоить, надолго запомнить. Многие неудачи в преподавании происходят потому, что игнорируются индиви дуальные свойства и возможности слушателей. Установка на «средне го» ученика является основным по роком «фронтального», «традицион ного» подхода к аудитории. Это про исходит в настоящее время во всем мире повсеместно — на лекциях, в радиовещании, при использовании в педагогике кино и «пассивного» те левидения. Для разработки проблем про граммированного обучения сущест венное значение имеют инженерная психология и психология труда. По инженерной психологии издано не сколько книг, появилось несколько десятков статей, «о размах этой науки совершенно недостаточен. Что же касается использования шей, возможностей и средств инженерной психологии в педагогике, то к этому V нас только начинают приступать. Вероятно, программированное обу чение активизирует работу в этой области. Мне хотелось бы отметить как по ложительное явление большой инте рес, проявляемый преподавателями вузов, и, в частности, технических вузов и военных академий, к вопро сам советской педагогики и прежде всего к вопросам дидактики и тео рии коммунистического воспитания. Интерес к программированному обучению в СССР все возрастает, со держание и качество публикаций становится вСе более к 1 валифициро- вэнным, методы применения и твхщ.-**' чеокие средства все время совершен* сгвуются,- К настоящему временя достаточно ясно определились об* щие принципиальные основы, на ко* торых развивается программирован ное обучение в нашей стране. Она рассматривается как одно из средств научной ^организации учебного про цесса, имеет целью рационализацию и повышение эффективности труда педагогов и учащихся, опирается на лучшие достижения советской педа гогики и психологии. Наконец, оно развивается на государственной ос нове, опираясь на творческую актив ность и личную инициативу педаго гов, ученых и преподавателей всех звеньев системы-народного образова ния в нашей стране. Наибольшая работа по проблеме программированного обучения в об ласти теории, методики и создания технических средств, несомненно* провалена в высших учебных заведе ниях. Но эта работа еще далеко не закончен а.■ Мы уверены, что именно заочное обучение, а также обучение на вечерних отделениях вузов в на ибольшей мере нуждаются в помощи для повышения эффективности труда педагогов и студентов и что именно в этих областях программированное обучение могло бы оказать действен ную помощь. Не подлежит также сомнению, что преподавание основ ных, стабильных, установившихся дисциплин с привлечением методов и средств программированного обуче ния на дневных отделениях вузов принесет большую пользу. В вузах имеются я наиболее благоприятные условия для применения современ ных электронных машин в педагоги ческом процессе. Методы и средства программ про* ванного обучения практически значи тельно меньше используются ® сред них специальных учебных заведени ях и в системе профессионально-тех нического образования. Идеи, методы и средства програм мированного обучения должны найти* самое широкое применение в обще образовательной школе при обучении десятков миллионов школьников фундаментальным дисциплинам. Это приведет к разгрузке педагогов и поц вькит эффективность их труда: .(АПНЬ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz