Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

ВОСП ИТЫВАТЬ УБЕЖДЕННЫХ ЛЕНИНЦЕВ И д е й н о - в о с п и т а т е л ь н а я работа комсомола, указыва­ ется в Отчетном докладе Ц К КПСС X X III съезду партии, должна вырабатывать и укреплять у молодого поколения марксистско- ленинское самосознание, классовый подход ко всем явлениям жизни, чувство преданности делу Коммуни­ стической партии. Успешное реше­ ние этой важнейшей идеологической задачи требует больших усилий комсомольских организаций. Многообразие интересов молодежи потребовало многообразия способов их удовлетворения. Учитывая раз­ личный возрастной, общеобразова­ тельный, культурный и професси­ ональный уровень юношей и деву­ шек, Ц К ВЛКСМ усовершенствовал структуру политического просвеще­ ния *молодежи. Минувший учебный год в сети комсомольского политпро­ свещения показал жизненность новых форм политической учебы. Про­ граммы кружков «Наш ленинский комсомол» и «Кругозор», семинара «Молодежь и общественный про­ гресс», политических клубов хорошо встречены комсомольскими активи­ стами и в первичных организациях. Интересно и содержательно про­ ходили занятия в кружках «Наш ленинский комсомол» на Липецком трубном заводе, «Кругозор» — в комсомольской организации колхоза «Советская Россия» Долгоруковско­ го района. На каждое занятие по­ литических клубов «Глобус» в комсомольской организации Доб- ровского райисполкома и «Проме­ тей» при Дворце культуры Липец­ кого тракторного завода приходило по 400—500 человек. Клуб позволяет сочетать разно­ образные формы идейного воздей­ ствия на молодежь: диспут и экс­ курсию, тематический вечер и тео­ ретическую конференцию, ответы на вопросы молодежи и встречи с ин­ тересными людьми. И еще у них одно важнейшее достоинство: в них молодежь учится не только мыс­ лить, но и действовать. В минувшем учебном году в ком­ сомольских организациях Липецкого тракторного, завода «Свободный сокол» и других проводились уро­ ки, они проходили интересно: моло­ дежь принимала в них самое активное участие. Ответ на многие актуальные вопросы сегодняшнего дня комсо­ мольцы нашли в работах В. И. Ленина. Эта форма учебы по­ могает анализировать с ленинских позиций положение дел в том или ином коллективе, вырабатывать конкретные меры по устранению не­ достатков, усиливает участие мо­ лодежи в производственной дея­ тельности своих коллективов. «По­ советовавшись с Лениным», юноши и девушки не только уясняют ту или иную проблему, но и действуют, борются, добиваются сдвигов в ре­ шении злободневных практических задач. Е СЛИ взять в целом сеть ком­ сомольского политпросве­ щения нашей области, проанализировать ее д е я т е л ь , ность в минувшем учебном году, то вывод напрашивается явно неутешительный. В 160 круж ­ ках и семинарах учебный план не был выполнен. Причины? Это, во- первых, слишком позднее, а, следо­ вательно, и поспешное комплекто­ вание комсомольского политпросве­ щения, кружков и семинаров; во- вторых, плохой подбор и неподго­ товленность пропагандистских кад­ ров; в-третьих, недостаток учебной и методической литературы и, на­ конец, в большинстве случаев почти полное отсутствие организаторской работы комитетов комсомола. Сейчас, когда до нового учебного года остается немного времени, мы должны отдать себе полный отчет в прошлых неудачах, извлечь уроки из ошибок прошлого. Комплектование кружков и семи­ наров — дело ответственное, оно во многом определяет успех всей комсомольской учебы. Отдельные секретари комсомольских организа­ ций жалуются, что, дескать, не все комсомольцы хотят записываться в кружки. Мы выясняли причины в каждом случае. Ребята не записывались не потому, что не хотят учиться. При­ чина иная. Они отчетливо не пред­ ставляют себе, чему будут учиться в кружках и семинарах. А толковых объяснений и м ' не дали. Другие же просто не заинтересовались полити­ ческим образованием. Там, где ком­ сомольские вожаки, активисты су­ мели найти нужные, доходчивые слова, объяснить юношам и девуш­ кам особенности каждой формы учебы, выяснить их желания, по­ мочь принять правильное решение,— обошлось без жалоб и сетований. Однако во всей этой сложной рабо­ те нам не обойтись без ценного со­ вета старших товарищей-коммуни- стов. Интересно проходили в прошлом году занятия в кружке «Кругозор» Усмаиского смешторга. Немалая за­ слуга в этом секретаря парторгани­ зации т. Куновой. Она была неред­ ким гостем на занятиях, давала ценные советы пропагандисту, ком­ сомольцам. Если случалось, что кто- то пропускал занятия, вмешивалось партбюро. Коммунисты заботились о том, чтоб у слушателей были на­ глядные пособия, литература.- И совсем другой пример с комсо­ мольской учебой в совхозе «Доб- ровский». Здесь создали клуб «Гло­ бус». Но в нем так и не провели ни одного занятия. Коммунисты виде­ ли, что комсомольская учеба срыва­ ется, но не сочли нужным поставить этот вопрос на партбюро. И этот факт не единичен. Хочется, чтоб пар­ тийные организации не забывали о том, что комсомольцы ждут от них серьезной помощи и поддержки в организации учебы. Д РУГАЯ очень важная проб­ лема, которая волнует нас,— кадры комсомольских пропа­ гандистов. Ведь именно от пропа­ гандиста, его умения преподнести материал, заинтересовать слушате­ лей, пробудить в них интерес к по­ литической книге, к политической мысли в каждом отдельном случае зависит успех комсомольской учебы. Дело искусства пропагандистов — создать в комсомольском полит­ просвещении боевую, творческую ат­ мосферу. Хорошо известно, что не от круж ­ ков и семинаров порой отказывает­ ся молодежь, а от пропагандистов, не способных заинтересовать ее. Именно из-за безответственности и неумения пропагандистов в комсо­ мольской организации завода железобетонных изделий № 1 тре­ ста «Железобетон» в минувшем учеб­ ном году по существу не работал ни один кружок и семинар. Часто срывались по этой причине занятия кружка «Кругозор» в управлении «Сантехстрой-1», Обязанности пропагандиста — почетны и ответственны. И их мож­ но поручить далеко не каждому. Комсомольский пропагандист — это не «ходячая энциклопедия», а ум­ ный советчик молодежи, способный прочно соединить теорию с жизнью как коллектива, так и отдельной личности. Вместе с тем, идеи, мыс­ ли, советы должны быть подкреп­ лены силой человеческого примера. Как пропагандист вступает в схват­ ку со скептиком? С нытиком и ме­ щанином? С чинушей? Как он сам ведет себя в быту, как работает и учится — от этого зависит многое. Вот почему необходим самый тща­ тельный и строгий подбор пропа­ гандистов. Комсомольскому полит­ просвещению нужны люди квалифи­ цированные, вкладывающие в дело всю душу. Но таких людей у нас пока мало. Всего в области около восьмисот руководителей комсо­ мольских кружков и семинаров. Из них высшее образование имеет все­ го четвертая часть,- 500 человек со средним образованием. А есть пропа­ гандисты и с семилеткой. Причем, 400 человек вели занятия один год. Чтобы решить проблему пропа­ гандистов, нам нужна активная по­ мощь -со стороны партийных органи­ заций. Хочется напомнить, как ста­ вит этот вопрос Ц К КПСС. В ре­ дакционной статье «Правды» за 2 августа «Настойчиво овладевать марксизмом-ленинизмом» ук азыва- ется, что партийным комитетам не­ обходимо выделить для работы в комсомольском политическом про­ свещении наиболее опытных, авто­ ритетных пропагандистов, принять меры к своевременной их подготовке и переподготовке, создать в домах и кабинетах политического просве­ щения. методические советы по ком­ сомольской учебе. Пока эта помощь ощущается сла­ бо. Взять, хотя бы такой факт: комсомольскими кружками руково­ дят всего 260 членов партии. Неред­ ко партийные организации вообще снимают с себя всякую ответствен­ ность за подбор руководителей для комсомольских кружков. Не раз об­ ращались в Елецкий горком КПСС секретари горкома комсомола с просьбой помочь пропагандистами. Но так и не получили там никакой поддержки. Обком комсомола также очень мало занимался подготовкой про­ пагандистских кадров. Дальше од­ ного—двух семинаров в год дело не шло. Забота о подборе, теоретиче­ ской и методической подготовке таких кадров всегда должна нахо­ диться в центре внимания комсо­ мольских комитетов. Обучение ком­ сомольских пропагандистов специ­ фике работы в молодежной аудито­ рии, освоение ими наших программ, форм и методов, присущих комсо­ мольскому политпросвещению — этого за нас никто делать не будет. Теоретическая и методическая учеба пропагандистов будет органи­ зована в этом году при вечерних университетах марксизма-лениниз. ма, кафедрах общественных наук высших учебных заведений, при ка­ бинетах политического -просвещения, От комсомольских комитетов, бюро, требуется со всей серьезностью от­ нестись к подбору туда таких лю­ дей, у кого есть призвание к этой общественной профессии., Информационные семинары про­ пагандистов, семинары по обмену опытом будут проводиться при гор­ комах и райкомах комсомола. От­ личительная черта этих семинаров- оперативный ответ на вопросы, воз­ никающие в процессе работы про­ пагандистов, информация комитета­ ми комсомола пропагандистов о своей деятельности, о решениях К комсомольских ор­ ганов. Хорошим источ­ ником пропаган­ дистов могут стать наши вузы. Мало того, что при кафедрах обществен­ ных наук можно создать постоянно действующие семинары. Студенты так же могут и должны оказать нам помощь: пропаганд!! с т е к а я работа — хорошая практика для будущих преподавателей. АК будет выглядеть ком- сомольское политпросвещение в новом учебном году? Основным содержанием всех форм политического просвещения молоде­ жи будет, как и прежде, изучение марксистско-ленинской теории, исто­ рии партии, жизни и деятельности В. И. Ленина, революционных, бое­ вых и трудовых традиций Коммуни­ стической партии, советского народа и ленинского комсомола. Желатель­ но, чтобы побольше комсомольцев училось в различных формах пар­ тийного просвещения. Для готовя­ щихся к вступлению в ряды КПСС рекомендуется программа «Беседы о партии», а для юношей и девушек, которые стремятся стать комсомоль­ цами, 4— истории ВЛКСМ . Реко­ мендуются кружки по тематическо­ му плану «Наш ленинский комсо­ мол». Для юношей и девушек, ко­ торые не имеют среднего образова­ ния и нигде не учатся, наиболее подходят кружки «Кругозор». Более высокой формой политпро­ свещения, рассчитанной на юношей и девушек, имеющих законченное сред­ нее образование, является се­ минар «Молодежь и общественный прогресс». Здесь слушатели могут глубже понять, изучить с марксист­ ско-ленинских позиций вопросы раз. вития общества, мирового коммуни­ стического движения, научно-техни­ ческого прогресса, роль молодого поколения в построении коммуни­ стического общества. Комсомольцев с высшим образо­ ванием комитетам ВЛКСМ следует нацелить на самостоятельное изуче­ ние марксистско-ленинской теории по индивидуальным планам. Улучшить постановку комсомоль­ ского политического образования — наш важнейший долг. Ю. БОРОДИН , секретарь обкома комсомола. ЗАЛОГ ВЫСОКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ Животноводы совхоза «Колы- Из опЬнпа организации племенной работы бельскии» в течение последних лет , ^ , , занимают первое место в Чаплы- Н а Ср С р Л \ а Х С О В X О 3 3 « К о л Ы б С Л Ъ с к И Й » гинском районе по производству и , , заготовкам молока. Ежегодно уве- * * Это высококлассные быки, дичиваются надои. Если в 1964 го­ ду от коровы получили 2200 лит­ ров молока, то в прошлом — 2481. Молочнотоварные фермы дают сов­ хозу прибыль. В прошлом году она составила 33:650 рублей. Производ­ ство центнеоа молока обошлось з 11 рублей 53 копейки — ниже пла­ новой себестоимости. Важным условием рентабельности Молочного скотоводства явилась хо­ рошо поставленная племенная ра­ бота. Она заметно улучшилась в последние два гола, когда в совхоз приехал работать зоотехником-се- лекционером П. Ф. Татьянин, На фермах заведена необходимая документация: книги маточного по­ головья, журналы выращивания молодняка, книги учета контроль­ ных доек, ведомости взвешивания молодняка и т. д. В книге маточного поголовья указаны не только основ­ ные сведения о корове, но и ее продуктивность по месяцам текуще­ го года, общий надой, процент жир­ ности молока за прошлый год. При передаче ремонтных телок на специальную ферму бригадир и зоотехник-селекционер составляют акт. В нем указывается номер, дата ' рождения, живой вес, масть телки и данные о ее родителях. Взвешивается молодняк ежемесяч­ но, при этом бригадир обязательно осматривает номер у каждого жи­ вотного. Два раза в год перед стой­ ловым и пастбищным содержанием зоотехник-селекционер проводит номерной учет. Он также контроли­ рует постановку зоотехнического учета бригадирами и техниками- осеменаторами. В налаживании его большую помощь совхозу оказал зоотехник Чаплыгииской государ­ ственной племенной станции В. Г. Козырев, Три раза в месяц на фермах про­ водятся контрольные дойки. А жир­ ность молока от каждой коровы определяется один раз в месяц. Итоги проверки записываются в от­ дельные журналы. Таким образом, систематическое проведение кон­ трольных доек и определение про­ цента жира позволяет зоотехникам отбирать на племя наиболее про­ дуктивных коров и проводить бони­ тировку по продуктивности. Для проведения целенаправленной племенной работы большое значение имеет искусственное осеменение жи­ вотных. В совхозе оно применяется не первый год. Семенной материал хгалыбельцы берут на Чаплыгинской гоеплемстанции от чистопородных симментальских быков-производите- лей.- э происходящие от высокопродуктив­ ных матерей с удоем в 4—5 тысяч килограммов молока в год и хоро­ шей жирностью. Один раз в квар­ тал ветработники ректально иссле­ дуют коров на раннюю стельность, что позволяет вовремя принимать меры для предупреждения яловости. Для определения эффективности искусственного осеменения на фер­ мах ведется специальный кален­ дарь, в котором заведены особые карточки на каждую корову. За­ полняют их техники-осеменаторы. Такой календарь помогает своевре­ менно проверять результаты осеме­ нения. Техники-осеменаторы мате­ риально заинтересованы в работе. Кроме основной зарплаты, в копие года в зависимости от процента стельности коров они получают до­ полнительную оплату. Яловость ко­ ров в совхозе сведена до минимума. На ферме, где техником-осеменато- ром работает И. Т, Востриков, по­ лучено 94 теленка от ста короб. Благодаря искусственному осеме­ нению коров и телок животноводы получают хороший молодняк. По­ томство от наиболее продуктивных коров, отнесенное по данным бони­ тировки не ниже, чем ко II классу, отбирается в группы ремонтного молодняка. Такие фермы созданы на двух отделениях. Здесь выращи­ вается 350 телок. Ремонтному мо­ лодняку созданы лучшие условия воспитания: полноценное кормле­ ние, отличный уход. По результатам бонитировки, ко­ торую ежегодно проводит зоотех­ ник-селекционер П. Ф. Татьянин, на ремонт, как празило, оставляется молодняк крепкой конституции, хо­ рошо развитый, имеющий опенку за экстерьер не ниже 3,5 балла и масть, типичную для симменталь­ ской породы. Впервые телок пу­ скают в случку при достижении веса не менее 300 килограммов. За два-три месяца до отела нетелей переводят на молочные фермы, при­ учают их к дойке и чистке. Ухажи­ вают за нетелями, готовят их к отелу доярки основных групп. От­ дельные из них набирают по 12— 15 нетелей. Это позволяет лучше оце­ нить продуктивные качества первоте­ лок. Часть нетелей идет для ремонта закрепленных за доярками групп коров. Таким образом, создав специ­ ализированную ферму, совхоз имеет возможность быстро увеличить пого­ ловье коров и улучшить породность стада. Такая организация племенного дела позволила в прошлом году по­ лучить хорошую продуктивность от первотелок, От многих надоено почти по 2.500 литров молока, а от первотелки «Зорька» — 3864 литра с жирностью 4,1 процента. Два года назад в Центральном отделении совхоза было создано племенное ядро, в которое отбира­ лись коровы с годовым удоем не ниже 2.500 литров и жирностью 3,7 процента. Сейчас племенное ядро включает 206 коров помесей 3—4 поколения симментальской по­ роды. Надои от коровы на пле­ менной ферме на 20 килограммов выше, чем на товарных, Характерной особенностью являет­ ся то, что коровы в совхозе исполь­ зуются длительное время. Многие из них в течение 16— 18 лактаций дают за каждую 250Э литров моло­ ка и даже больше, Как итог проделанной племенной работы, совхоз сумел отобрать 30 бычков-помесей четвертого поколе­ ние на областную выставку-продажу племенного скота, проходившую в Липецке в августе этого года. В организации племенной работы на фермах совхоза «Колыбельский» есть и недостатки. Например, в хо­ зяйстве нет перспективного плана племенной работы со стадом, нет заводской книги. Совхоз специали­ зируется на развитии молочного скотоводства, поэтому крайне необ­ ходимы типовые пункты искусст­ венного осеменения. *Они служили бы центром племенной работы в отделениях. Но их пока нет в совхо­ зе. И что плохо, руководители рай­ онного управления сельского хозяй­ ства недостаточно пропагандируют передовой опыт работы племенных ферм, мало уделяют внимания орга­ низации племенного дела и искусст­ венного осеменения. Достаточно сказать, что типовые пункты име­ ются только в совхозе «Раненбург- ский» и колхозе имени Ленина. В совхозе «Троекуровский» только в двух отделениях из пяти имеются пункты искусственного осеменения. То же самое в совхозе «Веднов- ский», Внедрение опыта совхоза «Колы­ бельский» в другие хозяйства явит­ ся важным резервом повышения молочной и мясной продуктивности скота, А. П Е ТКЕВИ Ч , преподаватель Чаплыгинского сельскохозяйственного техникума. Продукция Липецкого молочного комбината пользуется большим спросом у покупателей. В этом немалая заслуга работников хими­ ческой лаборатории комбината, которые внимательно следят за ка­ чеством. НА С Н ИМ К Е : заведующая химлабораторией Н. И. Кондраткова и лаборантка В. Г. Дунаева произво дят анализ продукции. Фото Г. Солодкова. ГЛАВНАЯ ЗАБОТА Ц Е Х К О М А Фронтовые раны, полученные в боях с гитлеровскими захватчиками* до сих пор напоминают о себе. Сле­ сарь Александр Гугнин нет-нет да И заболеет. Досадно бывает отрывать-! ея от дела и лежать в постели, «Как-то там ребята в цехе? Сейчаа работает наша вторая смена, а ты вот валяйся тут...», И вдруг, в минуты таких вот раз- думнй, к больному приходят това* рищи из цехового комитета профсо- юза. —■Как себя чувствуете, Алек-* сандр Г аврилович? Поправляться надо, дорогой. Пришедшие выкладывают на стол гостинцы. Начинаются задушевные разговоры о заводе, о работе цеха, о знакомых. Вплетаются шутки, смех... И больной чувствует себя бод-* рее. В четвертом тракторном цеха ЛТЗ так уж заведено, что цеховой комитет профсоюза (председатель В. П. Андреев) и его комиссии все-* гда приходят на помощь человеку, оказавшемуся в беде или нужде. Выше приведен один из многих фактов работы комиссии по соци-* альному страхованию. Председатель этой комиссии т. Фенелонова и чле-< ны тт. Синельникова, Дьякова, Пи-* ванова и другие — частые гости на квартирах больных, Забота о здоровье и быте человек ка — на первом плане деятельности комиссии. Работница цеха Алексан- дра Синельникова длительное время болела. Для нее выхлопотали ку-* рортную путевку в Ессентуки. У на.* ладчика Сергея Добринских побали-* вает сердце. Комиссия добилась, чтобы его перевели в лучшее обще-* житие, в более спокойную обета-* новку. Матерям-одиночкам шлифов* щиие Марии Мухиной и оператору Анне Поповой по ходатайству цех-* кома были предоставлены комнаты з семейных домах, а их детишеч определили в ясли. В заводской многотиражке «Кш ровен» как-то было помещено теп- лое письмо уборщицы цеха т, Ка* ширской, в котором она сердечно! благодарила цехком и коллектив за то, что ей помогали во время болез- ни, а в день ее рождения поздравш ли и вручили памятный подарок. Приведем теперь цифры. С начал* этого года 20 рабочих и служащих четвертого тракторного цеха побы- вали в домах отдыха, в том числа трое на юге. 9 рабочих и работниц лечились в санаториях. 25 детей ра­ ботников цеха укрепляли свое зден ровье в заводском пионерском лаге-* ре. И в этом немалая заслуга цех** кома и его комиссии соцстраха. Цеховой комитет постоянно забо- тится об учебе и воспитании детей рабочих. Он держит связь с руко­ водителями школ и родительскими комитетами. Бывает и так, к сожалению: кол* лектив проводит старого работника на пенсию, а потом забывает о нем, В четвертом тракторном цехе этого нет. Пенсионерам тт. Ашмарову И Есиповой потребовался отдых, что­ бы подкрепить здоровье. Цеховой комитет вручил им бесплатные пу­ тевки в дом отдыха. В канун рево­ люционных праздников всем ветера­ нам труда посылают на квартиры поздравительные открытки с добры* ми пожеланиями. На первый взгляд кажется пустяк, а настроение у че- ловека повысится. Третий год возглавляет цеховой' комитет Василий Павлович Андреев, старший мастер одного из участков цеха, награжденный на днях орде­ ном Трудового К расного 3 намени за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетки. И на обществен­ ном поприще он с честью оправды­ вает доверие членов профсоюза. В. Б АЧ УРИН , По материалам „Ленинско го знамена‘ „Положить конец „шлаковолоките" В корреспонденции под таким заголовком, опубликованной 20 июля с. г., отмечались серьезные недостатки в строительстве цеха шлакопереработки на Новолипец­ ком металлургическом заводе, вхо­ дящем в комплекс сооружений до­ менной печи № 4. В редакцию поступило несколько ответов от руководителей пред­ приятий, по чьей вине срывается возведение объектов цеха шлако­ переработки. Так, директор Ново­ липецкого завода т. Виниченко со­ общает, что со строительной пло­ щадки, где должны сооружаться установки очистки и опрыскивания ковшей, убраны копры. Н а . боль­ шей части ее также убраны скрап и металлолом. Чтобы ускорить де­ ло, завод заключил договор с тре­ стом «Спецстрой», который помо­ жет быстрее освободить площадку для строителей СУ-10. В августе вся территория будет убрана. Заместитель начальника СУ «Сантехстрой-1» т. Пурим сообща­ ет, что коллектив управления уси­ лил темпы работ на пусковом объ­ екте. На площадку прислана новая техника, увеличено количество ра­ бочих. Все это позволило завер­ шить сооружение половины под­ земных коммуникаций и начать строительство дорог, {•*н |1 н п и п 1 1 п п н и 1 н 1 п п 1 т 1 1 1 н ш |1 п 1 1 |||||т ||1 н 1 и т п н ш н и 1 1 1 1 « В последние годы широкое при­ знание получило положение, что идеи, возможности, методы и техни­ ческие средства кибернетики могут быть применены и к области народ­ ного образования. Естественно, что проблема научной организации пе­ дагогического труда стала исследо­ ваться также с позиций кибернетики и применяемых ею методов. Поэто­ му программированное обучение бы­ ло расценено как новое организаци­ онное предложение, направленное на повышение эффективности труда пе­ дагогов и учащихся. Речь должна идти не о переводе педагогических понятий на язык ки­ бернетики и приживления ее мето­ дов к обучению, а о выработке но­ вых научных, в том числе матема­ тических методов, отражающих осо­ бенности жизнедеятельности челове­ ка, к тому же в специфических ус­ ловиях целенаправленного обучения. В этом направлении в настоящее время делаются только первые по­ пытки, к которым надо отнести идеи и методы моделирования и алгорит­ мизации. Конечно, исследования в области познавательной деятельности чело­ века очень сложны.. Это психические, то есть информационные процессы, материальным носителем которых являются физиологические процес­ сы в нервных центрах и сетях. В научном совете по кибернетике проводится координация многих ра­ бот, ведущихся в СССР в области нейрокибериетик и. Сюда относятся прежде всего проблемы теории самоорганизую­ щихся систем. Такие системы в жи­ вой природе характеризуются тем, что изменяют свою структуру и по­ ведение в соответствии с изменени­ ями условий внешней среды, приспо­ сабливаясь, адаптируясь к ним. Сюда относятся также исследова­ ния информационных процессов на разных уровнях высшей нервной де­ ятельности. В СССР важные работы проведены академиком В: М. Глуш­ ковым и членом-корреспон д е н т о м АН СССР А. А. Марковым. Было выдвинуто положение о возможно­ сти анализа работы головного мозга на основе выявления информацион­ ных процессов ш их алгоригмигаесхо- ************ч де. И в этом мы ждем большую по- Из д оклада академ ика А . Б е р -* мощь от психологов. го описания, В результате появилась «* теория поиска в абстрактном лаби- X ренте, которая создает базу для ИЗу- | га на 1 Всесою зной конф еренции $ Внимание исследователей надо чения процессов ооучеиия _живых ; по пробл ем е п р о гр а м м и р о в а н и е -1 привлечь к проблемам, посвященным организмов. Алгоритмический под- 5 го о б у че ния. Более полное и з - 1 изучению возрастных психофизиоло­ гических особенностей школьников. ход к изучению юловного мозга ♦ п о ж ен ив доклада опубл иковано в привел к значительным практиче- : «учительской газете». ским результатам. Доказательством | | ТОМУ ЯВЛЯетСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ МОДелН- А * * * м ^ * т т * * * н ж * *т ж « » «»»*«*»*«»4 рования ряда сложных форм рабо­ ты мозга на электронных вычисли­ тельных машинах (ЭВМ ). Созданы программы, обеспечивающие воз­ можность ЭВМ обучаться, доказы­ вать геометрические теоремы, играть в шахматы. Из всех этих работ видно, что проблема управления системами в живой природе чрезвычайно сложна, что имеется еще много непознанно­ го, неоткрытого, но надо признать, что чисто открытий и научных до­ стижений увеличивается с каждым днем. Новая концепция биокибернетики является развитием учения И. П. Павлова и дает нам в руки очень сильное оружие для разоблачения бихевиористской теории научения, основывающейся на действиях, со­ вершаемых по принципу «стимул — реакция». Вместе с тем она дает на­ правление для решения вопросов обучения, исходя из мотивации в обучении, подчеркивает значение четко очерченных целей обучения и осознания их учащимися. Это долж­ но способствовать целесообразному отберу средств для достижения осознанных целей. Эта концепция позволяет под но­ вым углом зрения пересмотреть и принцип сознательности в обучении. Сознание с ее позиций не только от­ ражает действительность, но созда­ ет мысленно действительность в Форме понятий, шей. образов, цели. Поэтому сознание . превращается в форму «опережающего отображе­ ния». Эта концепция способствует раз­ работке теории обучения, основыва­ ющейся на ленинской теории отра­ жения, а также и других вопросов педагогики и психологии. Она помо­ гает обосновать правомерность ки­ бернетического подхода к програм­ мированному обучению* Одной из причин того, что работа по созданию специальных педагоги­ ко-кибернетических методов по су­ ществу еще только начинается, яв­ ляется известная разобщенность в деятельности кибернетиков и различ­ ных групп педагогов. У первых имеется понимание значения и воз­ можностей кибернетики, но нет до­ статочно четкого и ясного представ­ ления о сущности и специфичности процесса обучения, У вторых нет необходимых познаний в области современной математики и теории информации, что затрудняет для них оценку возможностей кибернетиче­ ской педагогики. Вторая особенность развития про- граммиро'вакного обучения в СССР — стремление подвести под него со­ лидный научный фундамент на ос­ нове достижений советской психо­ логии и педагогики. Чтобы успешно решать задачу по­ вышения эффективности обучения, необходимо объединить творческие усилия всех педагогов и психологов, внимательно изучать и использовать результаты, полученные различными педагогическими и психологическими направлениями и школами. Трудно перечислить все: «опросы, которые программированное обуче­ ние ставит-перед нами. Но ясно, что обучить человека можно лишь тог­ да, когда у него налицо потребность в овладении теми или иными знани­ ями. Никакая техника, никакие мето­ дические ухищрения не могут повы­ сить эффективность обучения, если используемый для него метод не вы­ зывает у ученика интереса. Разработка методов программиро­ ванного обучения должна быть на­ целена на воспитание у молодежи высших духовных потребностей и .прежде всего «*• потребности в дру- Темп и характер выдачи педагогиче­ ской информации должны базиро­ ваться на знании и учете этих осо­ бенностей. Если учитель игнорирует реальные психофизиологические свойства уча­ щихся, то результат будет плачев­ ным, Известно, какое количество ин­ формации человек в различных ус­ ловиях своей активности может при­ нять зрением и слухом, осознать, усвоить, надолго запомнить. Многие неудачи в преподавании происходят потому, что игнорируются индиви­ дуальные свойства и возможности слушателей. Установка на «средне­ го» ученика является основным по­ роком «фронтального», «традицион­ ного» подхода к аудитории. Это про­ исходит в настоящее время во всем мире повсеместно — на лекциях, в радиовещании, при использовании в педагогике кино и «пассивного» те­ левидения. Для разработки проблем про­ граммированного обучения сущест­ венное значение имеют инженерная психология и психология труда. По инженерной психологии издано не­ сколько книг, появилось несколько десятков статей, «о размах этой науки совершенно недостаточен. Что же касается использования шей, возможностей и средств инженерной психологии в педагогике, то к этому V нас только начинают приступать. Вероятно, программированное обу­ чение активизирует работу в этой области. Мне хотелось бы отметить как по­ ложительное явление большой инте­ рес, проявляемый преподавателями вузов, и, в частности, технических вузов и военных академий, к вопро­ сам советской педагогики и прежде всего к вопросам дидактики и тео­ рии коммунистического воспитания. Интерес к программированному обучению в СССР все возрастает, со­ держание и качество публикаций становится вСе более к 1 валифициро- вэнным, методы применения и твхщ.-**' чеокие средства все время совершен* сгвуются,- К настоящему временя достаточно ясно определились об* щие принципиальные основы, на ко* торых развивается программирован­ ное обучение в нашей стране. Она рассматривается как одно из средств научной ^организации учебного про­ цесса, имеет целью рационализацию и повышение эффективности труда педагогов и учащихся, опирается на лучшие достижения советской педа­ гогики и психологии. Наконец, оно развивается на государственной ос­ нове, опираясь на творческую актив­ ность и личную инициативу педаго­ гов, ученых и преподавателей всех звеньев системы-народного образова­ ния в нашей стране. Наибольшая работа по проблеме программированного обучения в об­ ласти теории, методики и создания технических средств, несомненно* провалена в высших учебных заведе­ ниях. Но эта работа еще далеко не закончен а.■ Мы уверены, что именно заочное обучение, а также обучение на вечерних отделениях вузов в на­ ибольшей мере нуждаются в помощи для повышения эффективности труда педагогов и студентов и что именно в этих областях программированное обучение могло бы оказать действен­ ную помощь. Не подлежит также сомнению, что преподавание основ­ ных, стабильных, установившихся дисциплин с привлечением методов и средств программированного обуче­ ния на дневных отделениях вузов принесет большую пользу. В вузах имеются я наиболее благоприятные условия для применения современ­ ных электронных машин в педагоги­ ческом процессе. Методы и средства программ про* ванного обучения практически значи­ тельно меньше используются ® сред­ них специальных учебных заведени­ ях и в системе профессионально-тех­ нического образования. Идеи, методы и средства програм­ мированного обучения должны найти* самое широкое применение в обще­ образовательной школе при обучении десятков миллионов школьников фундаментальным дисциплинам. Это приведет к разгрузке педагогов и поц вькит эффективность их труда: .(АПНЬ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz