Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

ЧТОБЫ Н А Д О Традиционные августовские сове­ щания учителей в этом году прохо­ дили в г. Липецке по районам, и на обоих совещаниях об успехах и до­ стижениях говорилось совсем нем­ ного, главное внимание было уделе­ но критическому анализу итогов ра­ боты школ за прошлый учебнцЦ; год. Докладчики: заведующие Правобе­ режным и Левобережным районо тт. Макаров и Бойков отмечали, что в школах города понизилась успе­ ваемость учащихся, увеличилось чис­ ло второгодников. Оно составило около трех процентов к общему чис­ лу школьников. В выступлениях ряда участников совещаний, в частности преподава­ теля русского языка и литературы средней школы № 38 т. Плохих, про­ звучала особая тревога за качество знаний выпускников средних школ города., многие из которых не смог­ ли сдать вступительные экзамены в вузы. Ректор Липецкого пединститу­ та т. Перелыгин привел такой рас­ чет: из числа выпускников школ Ле­ вого берега, поступавших в инсти­ тут, вступительные экзамены сдала половина, а прошла по конкурсу четвертая часть, В чем же причина относительного снижения успеваемости учащихся в истекшем учебном году? — Есть педагоги, — говорила ди­ ректор средней школы № 4 т. Ш а­ ламова, — которые любят объяснять неуспеваемость и второгодничество отрицательными качествами отстаю­ щих учеников: дескать, они ленивы, тупы, и с ними ничего нельзя сде­ лать. Такое объяснение нельзя при- |И » 1П нм т1 ||■■■■■■*■■■■■■*■•■■■■•■•«■■■■ ' з а н а м и ! Ш О I I С Т А Н Е Т ! ЛУЧШ Е УЧИЛИСЬ , Л У Ч Ш Е У Ч И Т Ь Августовские совещания учителей Липецка Все возрастающие темпы раз- : вития экономики области н акл а-; дывают на коллективы предлрия-5 тий промышленности строитель-; иых материалов большую ответ- I ственность. У ж е в первом го д у; пятилетки на заводах области- нуж но произвести 240 миллионов! ш тук кирпича, 300 тысяч тонн; извести, 860 тысяч кубических- метров строительного щ ебня,! 1100 тысяч кубических м етров; песка, 3 тысячи тонн гидратной • пушонки и много другой продук-; цнн. Важнейшим условием у с ­ пешного решения этой задачи я в -! ляется лучшее использование ; производственных фондов, ввод! в эксплуатацию и освоение м о щ -; ностей Подгоренского и Л е б е -; дянского заводов красного к и р -! пича, двух известковых печей н а ; Елецком заводе и цеха ги д р а т-! ной пушонки. Д л я более полного; удовлетворения строителей стено-; выми и нерудными м атериалами! нужно у ж е в этом году развер- ■ нуть строительство цеха сил икат-! ного кирпича и Голиковского ■ ннмать всерьез. Педагогической на­ укой установлено, что, наоборот, в наше время, время бурного техни­ ческого прогресса, дети развиваются гораздо быстрее. Нет, дело не в уче­ никах, а в учителе. Эта мысль была высказана мно­ гими, Да, если понизилась успевае­ мость, значит хуже работали неко­ торые педагоги, значит есть серьез­ ные недостатки в организации учеб­ но-воспитательного процесса в ряде школ. Разумеется, это относится да­ леко не ко всем педагогам. На со­ вещаниях, например, назывались целые коллективы мастеров педа­ гогического труда: среди них школы 3, 16, 12, 19 в Правобережье, №№ 4, 7, 10 на Левом берегу. На­ чальная школа № 33 закончила учеб­ ный год без второгодников. К сожалению, целый ряд школ дал низкую успеваемость, в том чис­ ле №№ 1, 8 ,‘24, 29, 38, 41, Руково­ дители крупных школ нередко объ­ ясняют недостатки объективными причинами: большим числом учащих­ ся, несовершенством учебно-матери­ альной базы и т. п. Разумеется, все это нельзя сбрасывать со счетов, однако решающую роль играет пос­ тановка и организация учебно-воспи­ тательного процесса, которая зави­ сит. от руководства и педагогов школы. На совещании учителей Правобережья сравнивались две школы № 3 и Лг° 24. Последняя име­ ет в три раза меньше учеников, чем пёрвая, а количество неуспевающих в ней такое, же. Серьезных наруше­ ний дисциплины в третьей школе не было, а в двадцать четвертой их больше, чем в любой другой. Не луч­ ше положение и в средней школе № 38. Второгодничество — большое зло. Это известно каждому, и каждый педагог думает над тем, как бо­ роться с ним,- Путь, конечно, ясен: надо улучшать преподавание учеб­ ных дисциплин, шире внедрять ра­ циональные методы повышения эф­ фективности урока, совершенство­ вать систему и методы воспитания. Короче говоря, нужно много и упор­ но работать, не упуская из вида нн одной мелочи из того многосторон­ него и многогранного комплекса, ко­ торый называется учебно-воспита­ тельным процессом. В этой связи уместно вспомнить о распространении передового педаго­ гического опыта и о повышении ква­ лификации педагогов. В районах го­ рода действовали десятки школ пе­ редового педагогического опыта. Лучшие учителя учили своих това­ рищей работать по-липецки, переда­ вали им то, что знают сами. Однако умеют и желают работать по-новому далеко не все преподаватели. Боль­ ше того, кое-кто, не желая себя ут­ руждать лишними заботами, вообще выступает противником нового, пере­ дового н своих учеников учит не мыслить и рассуждать, а запоми­ нать и повторять «от сих до сих» по учебнику. Делается это не от хоро­ шей жизни. Некоторым товарищам работать эффективно мешает недо­ статок знаний. В городе немало учи­ телей, которые не имеют высшего образования или получили его очень давно. Но далеко не все из них оза­ бочены расширением своего кругозо­ ра: неохотно посещают семинары, проводимые институтом усовершенст­ вования учителей и другими методи­ ческими центрами, не учатся на за­ очном отделении пединститута, не работают над собой самостоятельно. Именно такие преподаватели боль­ ше всех любят твердить о том, что причиной низкого качества знаний учащихся и фактов очковтирательст­ ва является... внедрение передоцого опыта. Опровергнуть подобные голослов­ ные утверждения легко хотя бы на примере средней школы № 4. Как известно, это одна из тех школ, где зарождался и обобщался так назы­ ваемый липецкий опыт преподава­ ния, где работают такие мастера, как тт. Кочерина, Цупко и другие,— где опыт рациональной организации урока взят на вооружение каждым преподавателем. И при поступлении в вузы лучшие в городе знания по­ казали именно выпускники четвертой школы. Вот что такое правильное применение пере­ дового педагогиче­ ского опыта! На совещаниях большое внимание было уделено поп. росам коммунис­ тического воспитания детей, укрепле. ния связи школы с семьей и общест­ венностью. Так, директор средней школы № 3 т. Путилин, подчеркнув важность перехода от развлекатель­ ных форм воспитания к познаватель­ ным, рассказал о том, какую серьез­ ную роль сыграло создание в школе музеев В. И, Ленина и боевой сла­ вы. О положительных результатах, ко­ торые дает воспитание детей на при­ мере жизни и деятельности Ильича и на боевых и трудовых традициях со­ ветского народа, говорили также се­ кретарь парторганизации школы № 19 т. Башкатова, заведующая учебной частью школы № 12 т. Ту- пикина, учитель истории средней школы № 31 т. Симонов и другие. Участники совещаний отметили, что большое значение в объединении усилий школы, семьи и обществен­ ности сыграл областной съезд по коммунистическому воспитанию де­ тей. Однако не везде его рекомен­ дации выполняются удовлетвори­ тельно. В частности, много недо­ статков в работе с родителями так называемых «трудных» детей, кото­ рые школу обычно посещают весьма неохотно. В новом учебном году с самого начала занятий, надо обра­ тить самое серьезное внимание' на дальнейшее укрепление связи школ с коллективами предприятий, на пов­ семестное распространение опыта сокольцев. На совещаниях обсуждались так­ же проблемы расширения среднего образования, дальнейшего развития технической оснащенности уроков, перехода на кабинетную систему за­ нятий, организации внеклассной ра­ боты, деятельности пионеоской и комсомольской организаций, осуще­ ствления родительского всеобуча и другие вопросы. Основной вывод, к которому при­ шли участники совещаний таков: чтобы выполнить задачи, стоящие се­ годня перед школой, необходимо упорно и настойчиво совершенство­ вать учебно-воспитательный процесс во всех его звеньях. Проще говоря—г чтобы дети лучше учились, их надо лучше учить, И. О С Т А Н К О В , Г Ж Бригаду слесарей по наладке оборудования на Липецком мо­ лочном комбинате возглавляет ударник коммунистического труда Василий Иванович Карлин. Ста­ рейший работник комбината поль­ зуется в трудовом коллективе большим уважением. Он отлично знает свое дело. Имя передового труженика занесено в Книгу по­ чета ^ предприятия, а недавно Ва­ силий Иванович удостоен прави­ тельственной награды. НА С Н И М К Е : В. И. Карлин. Фото Г. Солодкова. Сады не знали столько яблок На две с лишним недели раньше обычного начали массовый съем осеНнмх сортов яблок липецкие са­ доводы. По 130 и; более центнеров отличных плодов с гектара собирают в совхозе «15 лет Октября». — Такого урожая, — говорит ди­ ректор совхоза В. Попов, — не бы­ ло еще за всю сорокалетнюю исто­ рию хозяйства. Это прежде всего результат возросшей'культуры садо­ водства, Благоприятно сказалась также и теплая погода. Мы' предпо­ лагаем отправить потребителям яб­ лок вдвое больше, чем предусмотре­ но планом. На елецкий за­ вод «Гидропри­ вод» намечено по путевкам горис. полкома принять 133 выпускника десятых — один­ надцатых классов из 15-й подшеф­ ной средней школы. Кроме того, многие кадровые наши рабочие об­ ращаются в отдел кадров с прось­ бой трудоустроить их детей, кото­ рые обучались в других школах. Им, как правило, не отказывают. Пока к нам на завод поступило немногим более тридцати выпускни­ ков школ. А после окончания прием­ ных экзаменов в вузах и техникумах к нам придет основная часть нового пополнения. Мы уже сейчас заботим­ ся о том, чтобы хорошо принять его. На первых порах, когда молодой человек попадает в незнакомый ему коллектив, очень важно, чтобы его встретили приветливо, внимательно. Первая организация, с которой сталкивается новичок при поступле­ нии на завод, — отдел кадров. По тому, как его встретят здесь, чело­ век судит обо всем коллективе. На нашем заводе в отделе кадров, который возглавляет коммунист П. Ф. Саввин, всех поступающих оформляют на работу за один день. Конечно, особое внимание оказы­ вается тем, кто только вступает в трудовую жизнь. С ребятами бесе­ дуют, узнают их интересы,'стремле­ ния. У Петра Филипповича Саввина есть специальная тетрадь, в которой о каждом питомце средней школы есть подробнейшая запись. Тут и со­ став семьи, и место жительства, ра­ боты родителей, и материальное по­ ложение, и так далее. Работники от­ дела кадров не просто трудоустраи­ вают человека, оформляют докумен­ ты, а стремятся поглубже познако­ миться с ним. —Из этих бесед с ребятами, — рассказывает П. Ф. Саввин, — мож­ но сделать вывод: идут к нам юно­ ши и девушки, уважающие труд, стремящиеся к знаниям. Уже в старших классах многие ре­ бята избирают себе будущую про­ фессию. Решить эту трудную проб­ лему им порой помогает учебно-про­ изводственная практика. На завод ребята часто приходят с готовым ре­ шением, и не учитывать их интересы нельзя. Всем ныне принятым на «Гидро­ привод» ребятам предоставлена ра­ бота по выбору. Девушки Л. Кули- ничева, А. Та рабухин а, Е, Соковых, ПРИШ ЛО п о п о л н е н и е Н. Бутова, С. Геранкнна мечтали стать шлифовщицами. Их обучают избранной профессии. В. Бурцева, Л. Сапронова попро­ сились в ОТК контролерами. А боль­ шинство парней избрали профессии токаря, фрезеровщика, слесаря-сбор­ щика, сверловщика. Директор завода А. С, 'Колесник, выступая на выпускном вечере в подшефной школе, рассказывал и о таких профессиях, которыми моло­ дежь обычно пренебрегает. — Среди вас, наверно, не найдет­ ся смельчаков, — говорил Колесник, — избрать профессию литейщика. Работа в литейном цехе — трудная. — Я пойду в литейщики, — воз­ разил Михаил Овсянников. Прошло немного времени и Миха­ ил пришел к нам. Свое решение ра­ ботать в литейном цехе о:н не изме­ нил. Сейчас работает на участке плавки и кокильного литья под ру­ ководством молодого мастера-литей­ щика Валерия Ильинского. Михаил обслуживает печь отжига кокильно­ го литья. И работа ему нравится. Уже теперь с ребятами по наме­ ченному плану, проводится воспита­ тельная работа, В плане предусмот­ рены встречи выпускников 10—11-х классов с ветеранами труда, со знат­ ными людьми нашего завода. Разра- '.б0таны учебные программы. Подо­ браны преподаватели. В цехах и на учаЪтках комплектуются учебные группы по профессиям.. !..К нам на завод идет достойная и надежная смена, которой предсто­ ит принять «з рук старших эстафету труда. Мы обязаны помочь ребятам правильно определить жизненный путь, передать свой опыт, сделать так, чтобы завод стал для них вто­ рым домом, В. Ч Е У С О В , инженер-методист по подготовке кадров .; елецкого завода «Гидропривод», ыполнение плана производст-! ва строительных материалов в ; нынешнем году потребует от всех! работников этой отрасли боль-! ших усилий. И надо сказать, что ■ труженики строительной индуст-; рии немало делают для того, ч т о -! бы справиться с поставленными; Перед ними задачами. План семи; месяцев по выпуску продукции! выполнен на 102 процента, сверх; установленной программы выпу- ■ щено 14 тысяч кубических м е т-! ров щебня, 4 тысячи тонн й зв е -| Сти. Значительно снижена и се- ! бестоимость продукции. А Елец- ; кий известковый и Липецкий з а - 8 5 вод строительных материалов до- ! • бились самой низкой себестонмо- • сти продукции в стране. В авангард*' передовиков с о -; циалистического соревнования ! идут коллективы Елецкого щебе- ; ночного, Грязинского известково- ; го заводов и песчаного карьера.! За прошедшие семь месяцев; Елецкий щебеночный увеличил! выпуск продукции на 10,3 п р о -! цента против соответствующего ; периода прошлого года, а от с н и .! жения себестоимости получил; экономию свыше 70 тысяч рублей.! Коллектив песчаного карьера о р -; ! ганизовал в этом году вывозку ] ! песка по железной дороге, ч т о ; ; дало возможность в дни уборки ! ■ хлеба обеспечить тружеников се- ; ; ла дополнительным автотранспор-; • том. Кроме того, сейчас здесь н а -! ! лаживается производство вскры- ; ; шных работ гидромеханическим ! ■способом, что позволит вы сво-; ; бодить еще десятки автосамосва-; § лов и экскаваторов. • Большие масштабы строитель.; ства в области требуют постоян-! ного увеличения производства : стеновых материалов. Решением; втой задачи занимаются коллек- ! тивы заводов строительных м ате-; риалов, Измалковского, Л ебедян-; ско го и Чаплыгииского кирпич-: иых, которые успешно справля-; ются с планом производства.! Завод стройматериалов добился; . самых высоких в стране съемов ■ 8 кирпича с автоклава. Н а проходивших в этом го д у ; зональных совещаниях в Куйбы - 5 щеве и Днепропетровске опы т; | липецких силикатчиков был при- • ■ знай лучшим и рекомендован; всем предприятиям страны. Промышленность строительных 8 материалов — основная база к а - : питального строительства. От ее ■ развития зависит ускорение р а -! бот иа стройках, повышение и х ; качества и снижение стоимости,! дальнейший ход индустриализа-; ции строительного производства.; И многочисленная армия р а б о т -! ников промышленности строи- ; тельных материалов приложит ! все усилия к тому, чтобы строй ки: области были обеспечены всеми • необходимыми материалами, ч то -! бы эти материалы были высокого; качества. ; А. КУКСА, ; начальник Липецкого 8 2 управления промстрой- ! материалов. ; В гуще разве­ систых деревьев, окруженная цве­ тущими кустарни­ ками, стоит Оль­ ховская восьмилетняя школа. Сей­ час возле школы затишье. Ма­ ленькие хозяева ее на каникулах. С весны зачастил сюда невысокий, плотный, пожилой человек с загоре­ лым, обветренным лицом и загру­ белыми крестьянскими руками. Пред­ седатель Ольховского сельского Со­ вета Григорий Михайлович Сошин— старожил здешних мест. В соседнем селе Романово прошло его сирот­ ское детство, а в Ольховце е ранней юности он батрачил в доме деда. Тогда школы не было. На месте нее стояло волостное управление, рядом возвышалась церковь, окруженная домами монашек. Теперь церкви нет, а на месте поповского дома, где до прошлого года был пустырь, возвы­ шаются два больших, крытых ши­ фером, кирпичных дома. Широкие окна, просторные комнаты... В них уже ведутся отделочные работы. Д о­ ма эти предназначены для учителей. Вот почему председатель сельского Совета так часто наведывается сю­ да,. придирчиво осматривает работу. В прошлом году при подготовке мероприятий к 50-летию Советской власти кто-то внес предложение — В СТАРОМ СЕЛЕ построить для учителей двухквартир. ный дом. Предложение обсудили на заседании исполкома, а потом, вынес­ ли на сессию сельского Совета. — Верно, — в один голос заявили депутаты, — учителям надо созда­ вать хорошие условия. Тут же решили построить не один, а два дома. Пусть каждая учитель­ ская семья живет в своей квартире. Григорию Михайловичу хотелось бы. стрее начать стройку. Он частенько ездил в Лебедянь: то строительные материалы «выбивал», то транспорт выпрашивал. Когда с транспортом стало особенно туго, пришел к пред­ седателю колхоза «Заря» т, Фила­ тову. — Как хочешь, Николай Григорь­ евич, ты — член исполкома. Помо­ гай. Филатов помог. На колхозных машинах привезли известь, лес. Кол­ хоз выделил троих каменщиков и штукатура. Работа началась. А тут еще нашлись добровольцы — рабо­ чие Лебедянского машиностроитель­ ного завода. Расстояние до села не­ большое — каких-нибудь пятнадцать километров по асфальтированному шоссе. После смены, немного пере­ дохнув, садятся строителя на мото­ циклы и приезжают сюда, чтобы по­ мочь в работе. Конечно, все это давалось нелег­ ко. Были трудности со снабжением материалами, с финансированием. М сейчас еще приходится немало хлопотать. Но зато как приятно ви­ деть эти два светлые просторные дома, чувствовать, что людям в них будет хорошо. Три—четыре года тому назад этц учительские дома выделялись бы сре. ди низких, приземистых хатенок с со­ ломенными крышами. А сейчас? От тех хатенок не осталось и следа. Со­ ломенных крыш на территории Оль­ ховского Совета раз—два и обчелся. Только за последние полтора года около сорока колхозных семей спра­ вили новоселье. — Строятся и строятся, — расска­ зывает Григорий Михайлович. — С утра и до вечера идут в сельсовет: помоги С кровлей, похлопочи насчет транспорта.., На одном из общих собраний, где исполком сельского Совета отчиты­ вался о своей работе, Григорий Ми­ хайлович внес такое предложение: — Давайте строить добротные красивые дома стандартного типа. Возле них посадим сады. Станет наше село красивым. 4 — Что верно, то верно — отозвал­ ся колхозник Н. Ф. Чертовских. — Только вот с кирпичом загвоздка по. лучается. Как его построишь, стан- дартнын-то Дом? — Что-нибудь придумаем, — отве­ тил Сошин. Многим .колхозникам, в том числе и Н. Ф. Чертовских, исполком сельского Совета помог приобрести сборные дома. Их быстро установили, и лю­ ди вселились в них. Живет в селе Одьховец инвалид Николай Муравлев. Работать не .мо­ жет, мать умерла. Колхоз взял его на свое обеспечение. Однажды при­ шел он к председателю Совета: — Как дальше жить, Григорий Ми­ хайлович? Избушка моя совсем раз­ валилась. Подумал председатель, предложил Муравлеву поехать в дом инвали­ дов, — Будешь там сыт, одет, обут. Уход там хороший. Но Муравлев и слышать об этом не хочет. — Привык я, Михайлыч, к свое­ му селу. Люди тут все свои. — Ну, ладно, подумаю, как по­ дмочь тебе. Мысль об этом человеке не" дава­ ла Сошину покоя. Вечером встретил председатель колхозного бригадира строителей т. Кириллова. Обошли вокруг муравлевской избушки, по­ толковали между собой. — Ты бы внес этот вопрос на прав, ление колхоза, — предложил Сошин. —Я со своей стороны Николаю Гри­ горьевичу подскажу. Как-никак он —член исполкома. И люди отозвались, Стоит сейчас неподалеку от правления колхоза небольшой белый домик Муравлева. Радует глаз своими чистыми окна­ ми. Сельсовет и колхоз помогли пе­ реоборудовать дом инвалиду Отече­ ственной войны Федору Григорьеви­ чу Мыскину. Идешь по селу и видишь: там стро­ ится новый дом, там аккуратно сло­ жен кирпич. Скоро и здесь развер­ нется стройка. Строят семьями, со­ сед помогает соседу. И у каждого радостно на душе. С. Н И К И Т И Н А , соб. корр. «Ленинского знамени». Василий Николаевич Кузнецов — изолировщик участка двадца­ тивалкового стана Новолипецкого металлургического завода. Продукция, которую он выпускает, только отличного качества. ! ^ Фото Н. Каданцева. »|^ <у>у1у1уу у ^ ^^у у у у ^у « у у у > КНИГИ, ВООРУЖАЮЩИЕ революционной теорией В книжные магазины Москвы поступает все больше изданий, предназначенных для системы партийной учебы. Издательство политической ли­ тературы выпустило в помощь слушателям Школ Жнов марксиз­ ма-ленинизма • «Хрестоматию по истории КПСС».-В книгу включе­ ны' произведения ".К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И, Ленина, поста­ новления партийных съездов, кон­ ференций и пленумов ЦК, выступ­ ления руководящих деятелей пар­ тии, Все материалы размещены по темам и в том порядке, в каком они указаны в учебной програм­ ме. В этом же издательстве вышла в свет серия брошюр — учебно­ методические пособия к изучению истории КПСС в школах основ марксизма-ленинизма, Они посвя­ щены темам: «Партия в годы ин­ тервенции и гражданской войны», «Партия в борьбе за восстановле­ ние народного хозяйства», «Борь­ ба партии за завершение социа­ листической реконструкции народ­ ного хозяйства. Победа социализ­ ма в СССР», «Партия в борьбе за упрочение и развитие социалисти­ ческого общества. Усиление обо­ роны страны». Авторы брошюр—опытные про­ пагандисты дают некоторые мето­ дические рекомендации о том, как подготовить и провести лекцию, организовать собеседование .по те­ ме, (Корр. Т А С С ). Москва, К О Р Н И Началась уборка сахарной свек­ лы.- Это время имеет свои особен­ ности: короче день, капризнее по­ года. Надо так организовать дело, чтобы не терять ни минуты, вовре­ мя собрать урожай сладких корней. В конце августа происходит раз­ мыкание рядков свеклы. В этот пе­ риод необходимо рыхление между­ рядий, Оно. выполняется культива­ торами, снабженными 85-миллимет­ ровыми бритвами или долотами, проводить его надо на глубину 6—8, 8— 12 сантиметров. Рыхление дает значительную прибавку урожая и создает лучшие условия для работы свеклоуборочных машин. На план­ тациях с сильно развитой ботвой •агрегаты необходимо, оборудовать ботвоогводителями. При определении очередности сро­ ков уборки на разных участках сле­ дует учитывать техническую спе­ лость, которой достигла свекла. Признаки ее — распластаняость ро­ зеток листьев, размыкание, пожелте­ ние ботвы. На участках с более выраженной технической спелостью прирост кор­ ней почти прекращается. Здесь следует убирать свеклу в первую очередь. Там, где она имеет темно­ зеленую окраску листьев и сомкну­ тые ряды, в конце августа и в сен­ тябре корни дают большой прирост и накапливают много сахара. Убор­ ку на этих участках следует отнести на более поздние сроки, Необходимо также учитывать, что свекла ранней копки плохо хранится и теряет много сахара. Поэтому в конце августа — начале сентября, когда удерживается теплая погода, уборку следует проводить строго по графику, обеспечивающему беспе­ ребойную работу сахарных заводов, Как убирать свеклу? На комбай­ нах СКЕМ-2 и СКЕМ-ЗГ разгрузку бункеров производит с таким рас­ четом, чтобы из куч корней и ботвы образовались ряды. После ручной доочистки корни укладывают в бур­ ты до полутора тонн с таким рас­ четом, чтобы одна автомашина мог­ ла быть загружена не более, чем из двух куч. Свекла должна быть вы­ везена в тот же день на завод или немедленно укрыта. Это позволит избежать подвяливанид, потери ве­ са и качества корней. З А В О Д , Б О Т В У - В С И Л О С С о в е ты с п е ц и а л и с т а Новыми поточными комбайнами КС-3, СКН-2А, если они тщательно отрегулированы, свекла очищается, от земли и ботвы в такой мере, что ее можно сдавать на свеклоприем­ ные пун кты ,• не применяя ручной доочистки.' При этом уборка произ­ водится поточным, поточно-перева­ лочным и перевалочным способами. При поточном способе комбайн выбирает корни из земли, очищает их, погружает в транспортные сред­ ства для отправки на свеклопункты. Но практика показала, что достиг­ нуть полной согласованности работы комбайнов и автотранспорта, при поточном способе не всегда удается. Для устранения этого недостатка применяют комбинированный спо­ соб — поточно-перевалочный, при котором в промежутках, когда ма­ шины, перевозящие свеклу, нахо­ дятся в пути, тракторные самораз- пружающиеся тележки отвозят свек­ лу от комбайна во временный бурт на край поля, А из буртов свеклу вывозят в ночное или другое время. Наиболее распространен перева­ лочный способ уборки. Он устра­ няет зависимость комбайна от авто­ транспорта, Его применяют в тех случаях, когда недостает транспорт­ ных средств, а удаленность полей от свеклоприемнего пункта превы­ шает 20—25 километров. Перевалоч­ ный способ позволяет вести уборку наиболее экономно. За комбайном закрепляются один—два автосамо­ свала или тракторные самосвальные тележки. Корни не доставляются сра­ зу на приемный пункт, их разгру­ жают по краям полей во временные бурты. Новые способы уборки позволяют снизить затраты труда в 7—9 раз, а производительность труда поднять более, чем в 10 раз по сравнению с уборкой комбайном СКЕМ-ЗГ и ручной доочисткой. » При таких способах уборки при­ емные пункты предъявляют к сдат­ чикам требование, чтобы общая за­ грязненность свеклы не превышала 10 процентов от общего веса корней. В противном случае требуется до­ очистка. Допускается оставление ли­ стовых черешков длиной не более 1 см. Для повышения качества све­ клы и снижения затрат ручного труда на доочистке нужно свекло­ комбайны СКЕМ-3, СКЕМ-ЗГ, КС-3 и другие устанавливать на понижен­ ный срез. При этом вместе с ботвой иногда срезаются головки корней на 2—3 сантиметра. Но опыт показыва­ ет, что на плантациях с выровнен­ ной по размерам свеклой корней, годных для сдачи сахарному заводу без ручной доочистки, бывает 95— 98 процентов. Значит можно отка­ заться от доочистки и резко сокра­ тить затраты труда.■Срез верхушек корней почти не вызывает потерь сахара, так ка к в головках, состав­ ляющих 5—8 процентов от общего веса, содержится сахара вдвое меньше, чем в самом корне. При сильно развитой ботве экс­ плуатация комбайнов^ бывает затруд­ нена. Для того, чтобы обеспечить нормальную работу свеклоубороч­ ных агрегатов, необходимо ботву подкашивать. Свекловичная ботва — хороший корм для скота. Сухое вещество ее содержит протеин и растворимые углеводы. В центнере ботвы содер­ жится 23 кормовых единицы, т. е. сто килограммов ботвы по пита­ тельности равноценны 23 килограм­ мам овса. В расчете на гектар бот­ ва по кормовым единицам превосхо­ дит клевер и зерновые культуры, Как организуется уборка ботвы? Свеклоуборочными комбайнами она собирается в бункер и выгружается небольшими кучами. Затем из кучи она грузится вручную или погруз­ чиками в автомашины или телеги, перевозится к месту хранения или скармливания, Такой способ убор­ ки ботвы имеет существенный не­ достаток: низка производитель­ ность труда, веники потери, Наукой и передовой практикой разработан и успешно применяется в передовых хозяйствах поточный способ’ уборки ботвы одновременно с уборкой корней^ Сбор ботвы в при­ цепную тележку осуществляется при помощи специального приспособле­ ния к комбайну, К боковым швел­ лерам основной рамы комбайна кре­ пится дополнительная рама, которая имеет прицеп для самосвальной те­ лежки. Транспортер ботвы удлиня­ ется на 1209 мм, рама его делается более жесткой за счет постановки дополнительных штренгелей диамет­ ром 10— 12 мм. Для смягчения ула­ ра при переводе транспортера бот­ вы из транспортного положения в рабочее, он поддерживается подпру- ж ииным тросом. Задняя стенка бун­ кера ботвы снимается, боковые — укорачиваются. Для такой уборки, ботвы и транс­ портировки ее на расстояние до 2 км нужны - колесный трактор, две тележки и два человека для раскладки ботвы в тележке, до 3 км — два трактора и три тележки. Пе­ реоборудование комбайна обходит­ ся в 60—70 рублей, затраты средств уменьшаются в 1,2—1,5 раза против перевалочного способа с механизи­ рованной погрузкой ботвы. Механизаторы Льговской опытно­ селекционной станции используют интересный и простой способ орга­ низации поточной уборки ботвы. С комбайна КС-3 они сняли ботвяной бункер и вместо него установили приспособление для прицепа трак­ торных тележек. Срезанная ботва сразу поступает в прицепную те­ лежку, а трактор используется для отвоза ботвы с поля к месту сило­ сования. На заготовку ботвы таким способом в расчете на тонну затра­ чивается от 62 коп. до 1 руб. 31 коп, в зависимости от дальности транс­ портировки, В передовых хозяйствах изготав­ ливают простейшие приспособления для дополнительного перетряхива­ ния ботвы на месте силосования. В хозяйствах Хохольского района Воронежской области местные умельцы сделали ботвовстряхивате- ли из списанных зерновых комбай­ нов. Производительность этих про­ стых механизмов 200—250 центне­ ров ботвы в час. При нехватке тракторов закладку силоса из ботвы производят на границе поля траншейным или кур­ ганным способами. Д . Б У Х ТО Я Р О В , Ф. Е В С И К О В , научные сотрудники Всероссий­ ского научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz