Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
ЧТОБЫ Н А Д О Традиционные августовские сове щания учителей в этом году прохо дили в г. Липецке по районам, и на обоих совещаниях об успехах и до стижениях говорилось совсем нем ного, главное внимание было уделе но критическому анализу итогов ра боты школ за прошлый учебнцЦ; год. Докладчики: заведующие Правобе режным и Левобережным районо тт. Макаров и Бойков отмечали, что в школах города понизилась успе ваемость учащихся, увеличилось чис ло второгодников. Оно составило около трех процентов к общему чис лу школьников. В выступлениях ряда участников совещаний, в частности преподава теля русского языка и литературы средней школы № 38 т. Плохих, про звучала особая тревога за качество знаний выпускников средних школ города., многие из которых не смог ли сдать вступительные экзамены в вузы. Ректор Липецкого пединститу та т. Перелыгин привел такой рас чет: из числа выпускников школ Ле вого берега, поступавших в инсти тут, вступительные экзамены сдала половина, а прошла по конкурсу четвертая часть, В чем же причина относительного снижения успеваемости учащихся в истекшем учебном году? — Есть педагоги, — говорила ди ректор средней школы № 4 т. Ш а ламова, — которые любят объяснять неуспеваемость и второгодничество отрицательными качествами отстаю щих учеников: дескать, они ленивы, тупы, и с ними ничего нельзя сде лать. Такое объяснение нельзя при- |И » 1П нм т1 ||■■■■■■*■■■■■■*■•■■■■•■•«■■■■ ' з а н а м и ! Ш О I I С Т А Н Е Т ! ЛУЧШ Е УЧИЛИСЬ , Л У Ч Ш Е У Ч И Т Ь Августовские совещания учителей Липецка Все возрастающие темпы раз- : вития экономики области н акл а-; дывают на коллективы предлрия-5 тий промышленности строитель-; иых материалов большую ответ- I ственность. У ж е в первом го д у; пятилетки на заводах области- нуж но произвести 240 миллионов! ш тук кирпича, 300 тысяч тонн; извести, 860 тысяч кубических- метров строительного щ ебня,! 1100 тысяч кубических м етров; песка, 3 тысячи тонн гидратной • пушонки и много другой продук-; цнн. Важнейшим условием у с пешного решения этой задачи я в -! ляется лучшее использование ; производственных фондов, ввод! в эксплуатацию и освоение м о щ -; ностей Подгоренского и Л е б е -; дянского заводов красного к и р -! пича, двух известковых печей н а ; Елецком заводе и цеха ги д р а т-! ной пушонки. Д л я более полного; удовлетворения строителей стено-; выми и нерудными м атериалами! нужно у ж е в этом году развер- ■ нуть строительство цеха сил икат-! ного кирпича и Голиковского ■ ннмать всерьез. Педагогической на укой установлено, что, наоборот, в наше время, время бурного техни ческого прогресса, дети развиваются гораздо быстрее. Нет, дело не в уче никах, а в учителе. Эта мысль была высказана мно гими, Да, если понизилась успевае мость, значит хуже работали неко торые педагоги, значит есть серьез ные недостатки в организации учеб но-воспитательного процесса в ряде школ. Разумеется, это относится да леко не ко всем педагогам. На со вещаниях, например, назывались целые коллективы мастеров педа гогического труда: среди них школы 3, 16, 12, 19 в Правобережье, №№ 4, 7, 10 на Левом берегу. На чальная школа № 33 закончила учеб ный год без второгодников. К сожалению, целый ряд школ дал низкую успеваемость, в том чис ле №№ 1, 8 ,‘24, 29, 38, 41, Руково дители крупных школ нередко объ ясняют недостатки объективными причинами: большим числом учащих ся, несовершенством учебно-матери альной базы и т. п. Разумеется, все это нельзя сбрасывать со счетов, однако решающую роль играет пос тановка и организация учебно-воспи тательного процесса, которая зави сит. от руководства и педагогов школы. На совещании учителей Правобережья сравнивались две школы № 3 и Лг° 24. Последняя име ет в три раза меньше учеников, чем пёрвая, а количество неуспевающих в ней такое, же. Серьезных наруше ний дисциплины в третьей школе не было, а в двадцать четвертой их больше, чем в любой другой. Не луч ше положение и в средней школе № 38. Второгодничество — большое зло. Это известно каждому, и каждый педагог думает над тем, как бо роться с ним,- Путь, конечно, ясен: надо улучшать преподавание учеб ных дисциплин, шире внедрять ра циональные методы повышения эф фективности урока, совершенство вать систему и методы воспитания. Короче говоря, нужно много и упор но работать, не упуская из вида нн одной мелочи из того многосторон него и многогранного комплекса, ко торый называется учебно-воспита тельным процессом. В этой связи уместно вспомнить о распространении передового педаго гического опыта и о повышении ква лификации педагогов. В районах го рода действовали десятки школ пе редового педагогического опыта. Лучшие учителя учили своих това рищей работать по-липецки, переда вали им то, что знают сами. Однако умеют и желают работать по-новому далеко не все преподаватели. Боль ше того, кое-кто, не желая себя ут руждать лишними заботами, вообще выступает противником нового, пере дового н своих учеников учит не мыслить и рассуждать, а запоми нать и повторять «от сих до сих» по учебнику. Делается это не от хоро шей жизни. Некоторым товарищам работать эффективно мешает недо статок знаний. В городе немало учи телей, которые не имеют высшего образования или получили его очень давно. Но далеко не все из них оза бочены расширением своего кругозо ра: неохотно посещают семинары, проводимые институтом усовершенст вования учителей и другими методи ческими центрами, не учатся на за очном отделении пединститута, не работают над собой самостоятельно. Именно такие преподаватели боль ше всех любят твердить о том, что причиной низкого качества знаний учащихся и фактов очковтирательст ва является... внедрение передоцого опыта. Опровергнуть подобные голослов ные утверждения легко хотя бы на примере средней школы № 4. Как известно, это одна из тех школ, где зарождался и обобщался так назы ваемый липецкий опыт преподава ния, где работают такие мастера, как тт. Кочерина, Цупко и другие,— где опыт рациональной организации урока взят на вооружение каждым преподавателем. И при поступлении в вузы лучшие в городе знания по казали именно выпускники четвертой школы. Вот что такое правильное применение пере дового педагогиче ского опыта! На совещаниях большое внимание было уделено поп. росам коммунис тического воспитания детей, укрепле. ния связи школы с семьей и общест венностью. Так, директор средней школы № 3 т. Путилин, подчеркнув важность перехода от развлекатель ных форм воспитания к познаватель ным, рассказал о том, какую серьез ную роль сыграло создание в школе музеев В. И, Ленина и боевой сла вы. О положительных результатах, ко торые дает воспитание детей на при мере жизни и деятельности Ильича и на боевых и трудовых традициях со ветского народа, говорили также се кретарь парторганизации школы № 19 т. Башкатова, заведующая учебной частью школы № 12 т. Ту- пикина, учитель истории средней школы № 31 т. Симонов и другие. Участники совещаний отметили, что большое значение в объединении усилий школы, семьи и обществен ности сыграл областной съезд по коммунистическому воспитанию де тей. Однако не везде его рекомен дации выполняются удовлетвори тельно. В частности, много недо статков в работе с родителями так называемых «трудных» детей, кото рые школу обычно посещают весьма неохотно. В новом учебном году с самого начала занятий, надо обра тить самое серьезное внимание' на дальнейшее укрепление связи школ с коллективами предприятий, на пов семестное распространение опыта сокольцев. На совещаниях обсуждались так же проблемы расширения среднего образования, дальнейшего развития технической оснащенности уроков, перехода на кабинетную систему за нятий, организации внеклассной ра боты, деятельности пионеоской и комсомольской организаций, осуще ствления родительского всеобуча и другие вопросы. Основной вывод, к которому при шли участники совещаний таков: чтобы выполнить задачи, стоящие се годня перед школой, необходимо упорно и настойчиво совершенство вать учебно-воспитательный процесс во всех его звеньях. Проще говоря—г чтобы дети лучше учились, их надо лучше учить, И. О С Т А Н К О В , Г Ж Бригаду слесарей по наладке оборудования на Липецком мо лочном комбинате возглавляет ударник коммунистического труда Василий Иванович Карлин. Ста рейший работник комбината поль зуется в трудовом коллективе большим уважением. Он отлично знает свое дело. Имя передового труженика занесено в Книгу по чета ^ предприятия, а недавно Ва силий Иванович удостоен прави тельственной награды. НА С Н И М К Е : В. И. Карлин. Фото Г. Солодкова. Сады не знали столько яблок На две с лишним недели раньше обычного начали массовый съем осеНнмх сортов яблок липецкие са доводы. По 130 и; более центнеров отличных плодов с гектара собирают в совхозе «15 лет Октября». — Такого урожая, — говорит ди ректор совхоза В. Попов, — не бы ло еще за всю сорокалетнюю исто рию хозяйства. Это прежде всего результат возросшей'культуры садо водства, Благоприятно сказалась также и теплая погода. Мы' предпо лагаем отправить потребителям яб лок вдвое больше, чем предусмотре но планом. На елецкий за вод «Гидропри вод» намечено по путевкам горис. полкома принять 133 выпускника десятых — один надцатых классов из 15-й подшеф ной средней школы. Кроме того, многие кадровые наши рабочие об ращаются в отдел кадров с прось бой трудоустроить их детей, кото рые обучались в других школах. Им, как правило, не отказывают. Пока к нам на завод поступило немногим более тридцати выпускни ков школ. А после окончания прием ных экзаменов в вузах и техникумах к нам придет основная часть нового пополнения. Мы уже сейчас заботим ся о том, чтобы хорошо принять его. На первых порах, когда молодой человек попадает в незнакомый ему коллектив, очень важно, чтобы его встретили приветливо, внимательно. Первая организация, с которой сталкивается новичок при поступле нии на завод, — отдел кадров. По тому, как его встретят здесь, чело век судит обо всем коллективе. На нашем заводе в отделе кадров, который возглавляет коммунист П. Ф. Саввин, всех поступающих оформляют на работу за один день. Конечно, особое внимание оказы вается тем, кто только вступает в трудовую жизнь. С ребятами бесе дуют, узнают их интересы,'стремле ния. У Петра Филипповича Саввина есть специальная тетрадь, в которой о каждом питомце средней школы есть подробнейшая запись. Тут и со став семьи, и место жительства, ра боты родителей, и материальное по ложение, и так далее. Работники от дела кадров не просто трудоустраи вают человека, оформляют докумен ты, а стремятся поглубже познако миться с ним. —Из этих бесед с ребятами, — рассказывает П. Ф. Саввин, — мож но сделать вывод: идут к нам юно ши и девушки, уважающие труд, стремящиеся к знаниям. Уже в старших классах многие ре бята избирают себе будущую про фессию. Решить эту трудную проб лему им порой помогает учебно-про изводственная практика. На завод ребята часто приходят с готовым ре шением, и не учитывать их интересы нельзя. Всем ныне принятым на «Гидро привод» ребятам предоставлена ра бота по выбору. Девушки Л. Кули- ничева, А. Та рабухин а, Е, Соковых, ПРИШ ЛО п о п о л н е н и е Н. Бутова, С. Геранкнна мечтали стать шлифовщицами. Их обучают избранной профессии. В. Бурцева, Л. Сапронова попро сились в ОТК контролерами. А боль шинство парней избрали профессии токаря, фрезеровщика, слесаря-сбор щика, сверловщика. Директор завода А. С, 'Колесник, выступая на выпускном вечере в подшефной школе, рассказывал и о таких профессиях, которыми моло дежь обычно пренебрегает. — Среди вас, наверно, не найдет ся смельчаков, — говорил Колесник, — избрать профессию литейщика. Работа в литейном цехе — трудная. — Я пойду в литейщики, — воз разил Михаил Овсянников. Прошло немного времени и Миха ил пришел к нам. Свое решение ра ботать в литейном цехе о:н не изме нил. Сейчас работает на участке плавки и кокильного литья под ру ководством молодого мастера-литей щика Валерия Ильинского. Михаил обслуживает печь отжига кокильно го литья. И работа ему нравится. Уже теперь с ребятами по наме ченному плану, проводится воспита тельная работа, В плане предусмот рены встречи выпускников 10—11-х классов с ветеранами труда, со знат ными людьми нашего завода. Разра- '.б0таны учебные программы. Подо браны преподаватели. В цехах и на учаЪтках комплектуются учебные группы по профессиям.. !..К нам на завод идет достойная и надежная смена, которой предсто ит принять «з рук старших эстафету труда. Мы обязаны помочь ребятам правильно определить жизненный путь, передать свой опыт, сделать так, чтобы завод стал для них вто рым домом, В. Ч Е У С О В , инженер-методист по подготовке кадров .; елецкого завода «Гидропривод», ыполнение плана производст-! ва строительных материалов в ; нынешнем году потребует от всех! работников этой отрасли боль-! ших усилий. И надо сказать, что ■ труженики строительной индуст-; рии немало делают для того, ч т о -! бы справиться с поставленными; Перед ними задачами. План семи; месяцев по выпуску продукции! выполнен на 102 процента, сверх; установленной программы выпу- ■ щено 14 тысяч кубических м е т-! ров щебня, 4 тысячи тонн й зв е -| Сти. Значительно снижена и се- ! бестоимость продукции. А Елец- ; кий известковый и Липецкий з а - 8 5 вод строительных материалов до- ! • бились самой низкой себестонмо- • сти продукции в стране. В авангард*' передовиков с о -; циалистического соревнования ! идут коллективы Елецкого щебе- ; ночного, Грязинского известково- ; го заводов и песчаного карьера.! За прошедшие семь месяцев; Елецкий щебеночный увеличил! выпуск продукции на 10,3 п р о -! цента против соответствующего ; периода прошлого года, а от с н и .! жения себестоимости получил; экономию свыше 70 тысяч рублей.! Коллектив песчаного карьера о р -; ! ганизовал в этом году вывозку ] ! песка по железной дороге, ч т о ; ; дало возможность в дни уборки ! ■ хлеба обеспечить тружеников се- ; ; ла дополнительным автотранспор-; • том. Кроме того, сейчас здесь н а -! ! лаживается производство вскры- ; ; шных работ гидромеханическим ! ■способом, что позволит вы сво-; ; бодить еще десятки автосамосва-; § лов и экскаваторов. • Большие масштабы строитель.; ства в области требуют постоян-! ного увеличения производства : стеновых материалов. Решением; втой задачи занимаются коллек- ! тивы заводов строительных м ате-; риалов, Измалковского, Л ебедян-; ско го и Чаплыгииского кирпич-: иых, которые успешно справля-; ются с планом производства.! Завод стройматериалов добился; . самых высоких в стране съемов ■ 8 кирпича с автоклава. Н а проходивших в этом го д у ; зональных совещаниях в Куйбы - 5 щеве и Днепропетровске опы т; | липецких силикатчиков был при- • ■ знай лучшим и рекомендован; всем предприятиям страны. Промышленность строительных 8 материалов — основная база к а - : питального строительства. От ее ■ развития зависит ускорение р а -! бот иа стройках, повышение и х ; качества и снижение стоимости,! дальнейший ход индустриализа-; ции строительного производства.; И многочисленная армия р а б о т -! ников промышленности строи- ; тельных материалов приложит ! все усилия к тому, чтобы строй ки: области были обеспечены всеми • необходимыми материалами, ч то -! бы эти материалы были высокого; качества. ; А. КУКСА, ; начальник Липецкого 8 2 управления промстрой- ! материалов. ; В гуще разве систых деревьев, окруженная цве тущими кустарни ками, стоит Оль ховская восьмилетняя школа. Сей час возле школы затишье. Ма ленькие хозяева ее на каникулах. С весны зачастил сюда невысокий, плотный, пожилой человек с загоре лым, обветренным лицом и загру белыми крестьянскими руками. Пред седатель Ольховского сельского Со вета Григорий Михайлович Сошин— старожил здешних мест. В соседнем селе Романово прошло его сирот ское детство, а в Ольховце е ранней юности он батрачил в доме деда. Тогда школы не было. На месте нее стояло волостное управление, рядом возвышалась церковь, окруженная домами монашек. Теперь церкви нет, а на месте поповского дома, где до прошлого года был пустырь, возвы шаются два больших, крытых ши фером, кирпичных дома. Широкие окна, просторные комнаты... В них уже ведутся отделочные работы. Д о ма эти предназначены для учителей. Вот почему председатель сельского Совета так часто наведывается сю да,. придирчиво осматривает работу. В прошлом году при подготовке мероприятий к 50-летию Советской власти кто-то внес предложение — В СТАРОМ СЕЛЕ построить для учителей двухквартир. ный дом. Предложение обсудили на заседании исполкома, а потом, вынес ли на сессию сельского Совета. — Верно, — в один голос заявили депутаты, — учителям надо созда вать хорошие условия. Тут же решили построить не один, а два дома. Пусть каждая учитель ская семья живет в своей квартире. Григорию Михайловичу хотелось бы. стрее начать стройку. Он частенько ездил в Лебедянь: то строительные материалы «выбивал», то транспорт выпрашивал. Когда с транспортом стало особенно туго, пришел к пред седателю колхоза «Заря» т, Фила тову. — Как хочешь, Николай Григорь евич, ты — член исполкома. Помо гай. Филатов помог. На колхозных машинах привезли известь, лес. Кол хоз выделил троих каменщиков и штукатура. Работа началась. А тут еще нашлись добровольцы — рабо чие Лебедянского машиностроитель ного завода. Расстояние до села не большое — каких-нибудь пятнадцать километров по асфальтированному шоссе. После смены, немного пере дохнув, садятся строителя на мото циклы и приезжают сюда, чтобы по мочь в работе. Конечно, все это давалось нелег ко. Были трудности со снабжением материалами, с финансированием. М сейчас еще приходится немало хлопотать. Но зато как приятно ви деть эти два светлые просторные дома, чувствовать, что людям в них будет хорошо. Три—четыре года тому назад этц учительские дома выделялись бы сре. ди низких, приземистых хатенок с со ломенными крышами. А сейчас? От тех хатенок не осталось и следа. Со ломенных крыш на территории Оль ховского Совета раз—два и обчелся. Только за последние полтора года около сорока колхозных семей спра вили новоселье. — Строятся и строятся, — расска зывает Григорий Михайлович. — С утра и до вечера идут в сельсовет: помоги С кровлей, похлопочи насчет транспорта.., На одном из общих собраний, где исполком сельского Совета отчиты вался о своей работе, Григорий Ми хайлович внес такое предложение: — Давайте строить добротные красивые дома стандартного типа. Возле них посадим сады. Станет наше село красивым. 4 — Что верно, то верно — отозвал ся колхозник Н. Ф. Чертовских. — Только вот с кирпичом загвоздка по. лучается. Как его построишь, стан- дартнын-то Дом? — Что-нибудь придумаем, — отве тил Сошин. Многим .колхозникам, в том числе и Н. Ф. Чертовских, исполком сельского Совета помог приобрести сборные дома. Их быстро установили, и лю ди вселились в них. Живет в селе Одьховец инвалид Николай Муравлев. Работать не .мо жет, мать умерла. Колхоз взял его на свое обеспечение. Однажды при шел он к председателю Совета: — Как дальше жить, Григорий Ми хайлович? Избушка моя совсем раз валилась. Подумал председатель, предложил Муравлеву поехать в дом инвали дов, — Будешь там сыт, одет, обут. Уход там хороший. Но Муравлев и слышать об этом не хочет. — Привык я, Михайлыч, к свое му селу. Люди тут все свои. — Ну, ладно, подумаю, как по дмочь тебе. Мысль об этом человеке не" дава ла Сошину покоя. Вечером встретил председатель колхозного бригадира строителей т. Кириллова. Обошли вокруг муравлевской избушки, по толковали между собой. — Ты бы внес этот вопрос на прав, ление колхоза, — предложил Сошин. —Я со своей стороны Николаю Гри горьевичу подскажу. Как-никак он —член исполкома. И люди отозвались, Стоит сейчас неподалеку от правления колхоза небольшой белый домик Муравлева. Радует глаз своими чистыми окна ми. Сельсовет и колхоз помогли пе реоборудовать дом инвалиду Отече ственной войны Федору Григорьеви чу Мыскину. Идешь по селу и видишь: там стро ится новый дом, там аккуратно сло жен кирпич. Скоро и здесь развер нется стройка. Строят семьями, со сед помогает соседу. И у каждого радостно на душе. С. Н И К И Т И Н А , соб. корр. «Ленинского знамени». Василий Николаевич Кузнецов — изолировщик участка двадца тивалкового стана Новолипецкого металлургического завода. Продукция, которую он выпускает, только отличного качества. ! ^ Фото Н. Каданцева. »|^ <у>у1у1уу у ^ ^^у у у у ^у « у у у > КНИГИ, ВООРУЖАЮЩИЕ революционной теорией В книжные магазины Москвы поступает все больше изданий, предназначенных для системы партийной учебы. Издательство политической ли тературы выпустило в помощь слушателям Школ Жнов марксиз ма-ленинизма • «Хрестоматию по истории КПСС».-В книгу включе ны' произведения ".К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И, Ленина, поста новления партийных съездов, кон ференций и пленумов ЦК, выступ ления руководящих деятелей пар тии, Все материалы размещены по темам и в том порядке, в каком они указаны в учебной програм ме. В этом же издательстве вышла в свет серия брошюр — учебно методические пособия к изучению истории КПСС в школах основ марксизма-ленинизма, Они посвя щены темам: «Партия в годы ин тервенции и гражданской войны», «Партия в борьбе за восстановле ние народного хозяйства», «Борь ба партии за завершение социа листической реконструкции народ ного хозяйства. Победа социализ ма в СССР», «Партия в борьбе за упрочение и развитие социалисти ческого общества. Усиление обо роны страны». Авторы брошюр—опытные про пагандисты дают некоторые мето дические рекомендации о том, как подготовить и провести лекцию, организовать собеседование .по те ме, (Корр. Т А С С ). Москва, К О Р Н И Началась уборка сахарной свек лы.- Это время имеет свои особен ности: короче день, капризнее по года. Надо так организовать дело, чтобы не терять ни минуты, вовре мя собрать урожай сладких корней. В конце августа происходит раз мыкание рядков свеклы. В этот пе риод необходимо рыхление между рядий, Оно. выполняется культива торами, снабженными 85-миллимет ровыми бритвами или долотами, проводить его надо на глубину 6—8, 8— 12 сантиметров. Рыхление дает значительную прибавку урожая и создает лучшие условия для работы свеклоуборочных машин. На план тациях с сильно развитой ботвой •агрегаты необходимо, оборудовать ботвоогводителями. При определении очередности сро ков уборки на разных участках сле дует учитывать техническую спе лость, которой достигла свекла. Признаки ее — распластаняость ро зеток листьев, размыкание, пожелте ние ботвы. На участках с более выраженной технической спелостью прирост кор ней почти прекращается. Здесь следует убирать свеклу в первую очередь. Там, где она имеет темно зеленую окраску листьев и сомкну тые ряды, в конце августа и в сен тябре корни дают большой прирост и накапливают много сахара. Убор ку на этих участках следует отнести на более поздние сроки, Необходимо также учитывать, что свекла ранней копки плохо хранится и теряет много сахара. Поэтому в конце августа — начале сентября, когда удерживается теплая погода, уборку следует проводить строго по графику, обеспечивающему беспе ребойную работу сахарных заводов, Как убирать свеклу? На комбай нах СКЕМ-2 и СКЕМ-ЗГ разгрузку бункеров производит с таким рас четом, чтобы из куч корней и ботвы образовались ряды. После ручной доочистки корни укладывают в бур ты до полутора тонн с таким рас четом, чтобы одна автомашина мог ла быть загружена не более, чем из двух куч. Свекла должна быть вы везена в тот же день на завод или немедленно укрыта. Это позволит избежать подвяливанид, потери ве са и качества корней. З А В О Д , Б О Т В У - В С И Л О С С о в е ты с п е ц и а л и с т а Новыми поточными комбайнами КС-3, СКН-2А, если они тщательно отрегулированы, свекла очищается, от земли и ботвы в такой мере, что ее можно сдавать на свеклоприем ные пун кты ,• не применяя ручной доочистки.' При этом уборка произ водится поточным, поточно-перева лочным и перевалочным способами. При поточном способе комбайн выбирает корни из земли, очищает их, погружает в транспортные сред ства для отправки на свеклопункты. Но практика показала, что достиг нуть полной согласованности работы комбайнов и автотранспорта, при поточном способе не всегда удается. Для устранения этого недостатка применяют комбинированный спо соб — поточно-перевалочный, при котором в промежутках, когда ма шины, перевозящие свеклу, нахо дятся в пути, тракторные самораз- пружающиеся тележки отвозят свек лу от комбайна во временный бурт на край поля, А из буртов свеклу вывозят в ночное или другое время. Наиболее распространен перева лочный способ уборки. Он устра няет зависимость комбайна от авто транспорта, Его применяют в тех случаях, когда недостает транспорт ных средств, а удаленность полей от свеклоприемнего пункта превы шает 20—25 километров. Перевалоч ный способ позволяет вести уборку наиболее экономно. За комбайном закрепляются один—два автосамо свала или тракторные самосвальные тележки. Корни не доставляются сра зу на приемный пункт, их разгру жают по краям полей во временные бурты. Новые способы уборки позволяют снизить затраты труда в 7—9 раз, а производительность труда поднять более, чем в 10 раз по сравнению с уборкой комбайном СКЕМ-ЗГ и ручной доочисткой. » При таких способах уборки при емные пункты предъявляют к сдат чикам требование, чтобы общая за грязненность свеклы не превышала 10 процентов от общего веса корней. В противном случае требуется до очистка. Допускается оставление ли стовых черешков длиной не более 1 см. Для повышения качества све клы и снижения затрат ручного труда на доочистке нужно свекло комбайны СКЕМ-3, СКЕМ-ЗГ, КС-3 и другие устанавливать на понижен ный срез. При этом вместе с ботвой иногда срезаются головки корней на 2—3 сантиметра. Но опыт показыва ет, что на плантациях с выровнен ной по размерам свеклой корней, годных для сдачи сахарному заводу без ручной доочистки, бывает 95— 98 процентов. Значит можно отка заться от доочистки и резко сокра тить затраты труда.■Срез верхушек корней почти не вызывает потерь сахара, так ка к в головках, состав ляющих 5—8 процентов от общего веса, содержится сахара вдвое меньше, чем в самом корне. При сильно развитой ботве экс плуатация комбайнов^ бывает затруд нена. Для того, чтобы обеспечить нормальную работу свеклоубороч ных агрегатов, необходимо ботву подкашивать. Свекловичная ботва — хороший корм для скота. Сухое вещество ее содержит протеин и растворимые углеводы. В центнере ботвы содер жится 23 кормовых единицы, т. е. сто килограммов ботвы по пита тельности равноценны 23 килограм мам овса. В расчете на гектар бот ва по кормовым единицам превосхо дит клевер и зерновые культуры, Как организуется уборка ботвы? Свеклоуборочными комбайнами она собирается в бункер и выгружается небольшими кучами. Затем из кучи она грузится вручную или погруз чиками в автомашины или телеги, перевозится к месту хранения или скармливания, Такой способ убор ки ботвы имеет существенный не достаток: низка производитель ность труда, веники потери, Наукой и передовой практикой разработан и успешно применяется в передовых хозяйствах поточный способ’ уборки ботвы одновременно с уборкой корней^ Сбор ботвы в при цепную тележку осуществляется при помощи специального приспособле ния к комбайну, К боковым швел лерам основной рамы комбайна кре пится дополнительная рама, которая имеет прицеп для самосвальной те лежки. Транспортер ботвы удлиня ется на 1209 мм, рама его делается более жесткой за счет постановки дополнительных штренгелей диамет ром 10— 12 мм. Для смягчения ула ра при переводе транспортера бот вы из транспортного положения в рабочее, он поддерживается подпру- ж ииным тросом. Задняя стенка бун кера ботвы снимается, боковые — укорачиваются. Для такой уборки, ботвы и транс портировки ее на расстояние до 2 км нужны - колесный трактор, две тележки и два человека для раскладки ботвы в тележке, до 3 км — два трактора и три тележки. Пе реоборудование комбайна обходит ся в 60—70 рублей, затраты средств уменьшаются в 1,2—1,5 раза против перевалочного способа с механизи рованной погрузкой ботвы. Механизаторы Льговской опытно селекционной станции используют интересный и простой способ орга низации поточной уборки ботвы. С комбайна КС-3 они сняли ботвяной бункер и вместо него установили приспособление для прицепа трак торных тележек. Срезанная ботва сразу поступает в прицепную те лежку, а трактор используется для отвоза ботвы с поля к месту сило сования. На заготовку ботвы таким способом в расчете на тонну затра чивается от 62 коп. до 1 руб. 31 коп, в зависимости от дальности транс портировки, В передовых хозяйствах изготав ливают простейшие приспособления для дополнительного перетряхива ния ботвы на месте силосования. В хозяйствах Хохольского района Воронежской области местные умельцы сделали ботвовстряхивате- ли из списанных зерновых комбай нов. Производительность этих про стых механизмов 200—250 центне ров ботвы в час. При нехватке тракторов закладку силоса из ботвы производят на границе поля траншейным или кур ганным способами. Д . Б У Х ТО Я Р О В , Ф. Е В С И К О В , научные сотрудники Всероссий ского научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz