Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 25 августа 1966' г., М 196 (3706) Н а ш Д е л о в о й к С Ч Е Т В Е Д У Т К 1 Л 0 М Е Т Т Ы Зал липецкого Дома научно-тех­ нической пропаганды, где по тради­ ции происходит очередное заседание нашего Делового клуба, переполнен. Сегодня здесь собрались экономи­ сты, бухгалтеры руководители ав­ тохозяйств области, чтобы обсудить важные проблемы, связанные с внедрением внутрихозяйственного расчета. Хозрасчет — дело, скажем прямо, трудоемкое, требующее от экономи­ ста напряженной, каждодневной ра­ боты, глубоких знаний, творчества. Зато с внедрением этого метода хозяйствования, как показала прак­ тика, заметно улучшаются экономи­ ческие показатели работы предпри­ ятий, повышается ответственность коллективов отдельных участков производства за результаты своего труда, становится более предмет­ ным социалистическое соревнование. Но только ли в творчестве эко­ номиста дело? Все ли зависит от его знаний, опыта, наконец, жела­ ния и возможности выполнять до­ полнительную часть работы, свя­ занную с учетом хозяйственной де­ ятельности не только АТХ в целом, но и отдельных его колонн, бригад, рабочих? Быть может, многие труд­ ности проистекают также от плохих условий деятельности некоторых автохозяйств, от недостаточно про­ думанной организации труда води­ телей, неудовлетворительного снаб­ жения запасными частями? Эти и другие проблемы экономи­ ческой работы в автохозяйствах нашли отражение в выступлениях участников Делового клуба. П О Д С Ч И Т А Е М С К А Р А Н Д А Ш О М В Р У К А Х Интересные данные привела на­ чальник планового отдела автоуп­ равления А. Н. Пустовойт. Внутри­ хозяйственный расчет внедрен в 26 автоколоннах. Благодаря этому ав­ тоуправление уже получило 171 ты­ сячу рублей экономии. Что же дал рациональный метод хозяйствования самим работникам АТХ? Теперь в хозрасчетных ко­ лоннах ' поставлены, можно сказать, непреодолимые преграды на пути потерь. Все затраты — под строгим экономическим контролем. Особое внимание уделяется такому важно­ му показателю, как себестоимость перевозок. Вместе с тем каждая хозрасчет­ ная единица —• хозяйство, колонна, отдельная бригада — приобретает при такой системе определенную оперативную самостоятельность. Экономист, руководитель АТХ при этом вправе, исходя из своих воз­ можностей, учитывая марки дейст­ вующих машин, виды грузов, рас­ стояние, на которое их приходится доставлять, и другие факторы, рас­ считать, выгодны ли рейсы хозяйст­ ву, принесут ли они прибыль или оставят в убытке. Такой экономи­ ческий расчет даст возможность те­ ряя, скажем, если это неизбежно, на каком-то «невыгодном» виде ра­ бот, покрывать убыток во время других рейсов и добиваться в конеч­ ном итоге прибыльности в работе. Хозрасчет — это, прежде всего, умение считать, высокая моральная и материальная ответственность каждого работника за результаты овоей деятельности и деятельности всего коллектива, Только благодаря правильному, до мелочи продуман­ ному принципу хозяйствования, лучшим в управлении и в РСФСР является автохозяйство № 5, вот уже третий квартал удерживающее переходящее Красное знамя Мини­ стерства автомобильного транспор­ та и шоссейных дорог республики и Ц К профсоюза. Оно смогло добить­ ся в первом полугодии этого года заметного улучшения важнейших экономических показателей работы автоколонн, значительного снижения себестоимости перевозок. Если по плану хозяйству было предусмотре­ но получить 29 тысяч рублей при­ были, то фактически было получено свыше 56 тысяч, т. е. почти в два раза больше. Даже по сравнению с хорошими показателями прошлого года себестоимость перевозок в этом автохозяйстве снизилась на 13,7 процента, выработка на одного ра- „ 3 ботающего возросла на 20,4 про-^ цента! 2 В чем же «секрет» успеха лучших^ водительских коллективов? Н и ка -* кого особого «секрета», оказывает- ^ ся, нет. Об этом говорил участник* П р о б л е м ы п р и б ы л ь н о с т и н а а в т о т р а н с п о р т е скими категориями, от которых за­ висят результаты их производствен­ ной деятельности, изучали принци­ пы внутрихозяйственного расчета.. Большую работу проделало и об­ щественное бюро экономического анализа, на долю которого выпала детальная разработка рекомендаций По переходу на хозрасчет. Общест­ венники должны были перекинуть мостик между общими положения­ ми инструкции и той конкретной обстановкой, в которой действовали автоколонны. Наконец, подготовительный пери­ од остался позади. Водители и ре­ монтники перешли на хозрасчет. Первые же месяцы работы по-ново­ му сказались на экономических по­ казателях. Теперь коллективы хозрасчетных автоколонн и ремонтной мастерской как бы сами участвуют в экономи­ ческой деятельности предприятия. Водители, например, твердо знают, сколько нужно перевезти тонн гру­ за и на какое расстояние, чтобы выполнить план, какой надо доби­ ваться выработки, как изменяются показатели себестоимости перевозок в зависимости от изменения харак­ тера груза, плеча, на которое этот груз, перевозится, и т. д. Стали вникать в экономику и ре­ монтники. Кроме цифры плана, кол­ лектив мастерской получает еже­ месячное задание, которое обычно на 15—20 процентов больше. Ори­ ентируются ремонтные рабочие на задание. Премирование водителей в авто­ хозяйстве производится по итогам работы хозрасчетных колонн, кото­ рые соревнуются между собой. Другими словами, колонна с внед­ рением внутрихозяйственного рас­ чета стала как бы самостоятельной единицей. Может случиться, что АТХ в целом в один из месяцев не справится.с плановым заданием, но коллектив одной из колонн, до­ бившийся высоких производствен­ ных показателей, получит премию. Тдковы особенности внутрихозяйст­ венного расчета, В таком методе хозяйствования заинтересовано и производство, и каждый работаю­ щий. Еще’ на заре Советской власти В. И. Ленин учил, что стро­ ить социализм и коммунизм на­ до не на энтузиазме непосредствен­ но, а при помощи энтузиазма, рож­ денного великой революцией, на личном интересе, на личной заинте­ ресованности, на хозяйственном расчете. Разумеется, дело руководителей хозяйства и экономистов следить, чтобы условия, в которых трудятся коллективы хозрасчетных автоко­ лонн, были приблизительно одина­ ковыми. Только в этом случае со­ ревнование между ними будет пред­ метным и действенным. И, И. Бусаров рассказал, напри­ мер, как в мае автоколонна № 2 сработала значительно ниже своих возможностей, В то время, как пер­ вая колонна принесла хозяйству большой доход, добилась высоких производственных показателей, их товарищи по соревнованию с тру­ дом .выполнили план и норму выра­ ботки, дали в мае даже некоторый убыток. Создавшимся положением сразу же заинтересовалась экономическая служба АТХ, Разрыв между ре­ зультатами работы коллективов был слишком значительным, и его нель­ зя было списать за счет плохой ра­ боты водителей второй колонны. Когда проанализировали условия, в которых действовал в мае отста­ ющий коллектив, то картина прояс­ нилась, Самоовалам ЗИЛ-555 при­ шлось в силу производственной не­ обходимости работать на убыточ­ ном для таких машин плече — 15— 20 километров. Надо было срочно принимать меры. В последующие месяцы многие водители второй ко­ лонны получили автоприцепы, В июне и в июле они добились при­ быльной работы, получили премию. И все-таки, по мнению многих участников Делового клуба, в хо­ зяйствах автоуправления не исполь­ зуются еще огромные резервы про­ изводства. Если сопоставить загру­ женность машин и их общий про­ бег, то получается, что на каждые •сто автомобилей сорок четыре ра­ ботают по существу вхолостую, Очень низок и коэффициент ис­ пользования парка. Даже в лучшем автохозяйстве — пятом г-< он со­ ставляет всего 0,54... Что это, неизбежные в условиях наших автохозяйств потери? — Нет,—отвечают участники Де-. лового клуба.— Все дело в хозяй­ ском отношении к технике, в хозяй­ ской заботе о нуждах производства. Все дело в людях, их заинтересо­ ванности в результатах своего тру­ да, Привести эти резервы в дейст­ вие автомобилистам поможет внут­ рихозяйственный расчет, доведен­ ный вплоть до отдельной бригады, до каждого работающего, О том, как готовится к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования коллектив Липецкой автоколонны № 1143, что принес ему хозяйствен­ ный расчет, рассказала главный бухгалтер колонны 3. Н. Андреева. — Хозрасчет,— говорит 3. Н, Ан­ дреева,— материально заинтересо­ вывает коллектив в выполнении производственного и финансового планов, в рентабельности, в сниже­ нии затрат на единицу продукции. Хозрасчет учит считать, постоянно соизмерять доходы с расходами, хозяйствовать так, чтобы в конеч­ ном счете работать прибыльно. 3, Н. Андреева раскрывает при­ чины нерентабельности автоколонны в прошлые годы. Оказывается, глав­ ное — это отсутствие настоящего контроля на всех участках произ­ водства. Хозрасчет дал возмож­ ность привлечь широкий круг ра­ ботников автоколонны к активному участию в анализе и оценке дея­ тельности хозяйства, в борьбе за экономию запасных частей, горюче­ го, смазочных материалов, авторе­ зины, в снижении себестоимости и повышении рентабельности перево­ зок. Весь парк хозяйства разделен те­ перь на три колонны. Каждая из них — самостоятельная хозрасчет­ ная единица. Подведение итогов деятельности колонны производится ежемесячно. Кроме того, диспетчеры в специальных карточках система­ тически ведут учет работы отдель­ ных водителей и коллектива каж ­ дой колонны, Внедрение вяутрихоз яйсгвеннога расчета помогло коллективу авто­ колонны покончить в этом году с убыточностью. Себестоимость пере­ возок стала ниже плановой. Если еще в первом полугодии прошлого года убыток составлял внушитель­ ную сумму —■ свыше 30 тысяч руб­ лей,— то сейчас почти на пять с половиной тысяч превышена плано­ вая прибыль. За семь месяцев хо­ зяйство накопило 53 тысячи рублей прибыли и имеет фонд предприятия, из которого премируются работники. В П О И С К А Х а р и ф м о м е т р а Между тем, хозрасчет ведет зача­ стую к значительному увеличению объема счетных работ, У экономи­ стов на местах нередко не хватает ни времени, ни сил, чтобы вести всю необходимую учетную документа­ цию. Особенно это относится к тем хозяйствам, где на повестке дня стоит уже бригадный и индивиду­ альный хозрасчет. Как вести учет, кто им будет заниматься, если штат счетных работников с внедрением бо­ лее рационального метода хозяйст­ вования не увеличивается? Эти вопросы совершенно законо­ мерно ставились участниками Дело­ вого клуба. Об этом говорили в своих выступлениях старшие эко­ номисты Елецкого автохозяйства № 1 Н. А. Захарова и Лебединско­ го АТХ —< А. И. Ноздрачев. Орга­ низации учета посвятил значитель- Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Е Л О В О Г О К Л У Б А ную часть своего выступления га меститель начальника управления А. П. Фролов. — Действительно, трудно рабо­ тать в новых уелсвих,— сказал А. П, Фролов,— при том уровне механизации счетных работ, какого мы достигли на сегодняшний день в наших автохозяйствах, О какой ме­ ханизации можно говорить всерьез, если кое-где у нас еще арифмометр является проблемой. Нельзя с внедрением хозрасчета раздувать штаты. Единственный путь к тому, чтобы успешно справляться с возросшим объемом счетных ра бот —- это механизация. Настало время не только покончить с «проб­ лемой» арифмометра, но и создать в Липецке машиносчетную станцию, а в Ельце — бюро, которые позво­ лили бы полностью механизировать учет. Это будет способствовать бы­ стрейшему переходу наших АТХ на рациональный метод хозяйствова­ ния, М А Ш И Н А М А Ш И Н Е — Р О З Н Ь ' Непродуманы и условия получе ння премий, которые действуют в автохозяйствах. Участники Делово­ го клуба приводили, например, так называемую спятнадцатипроцент ную премию» за экономное расхо­ дование ремонтных материалов. Во­ прос ставился так: закономерно ли, что водитель, работающий на но­ вом автомобиле, получает етолько же за экономию материалов, сколь­ ко и тот, пробег машины которого составил уже, быть может, свыше трехсот тысяч километров. Ведь ма­ шина машине *— рознь, Куда легче экономить материалы, сидя за ба­ ранкой новенького автомобиля, чем старого, где каждая деталь, как го­ ворят, свой век отработала, Однако положение «о пятнадцати процен­ тах» этих нюансов не учитывает. А между тем, как считают многие уча­ стники Делового клуба, было бы правильнее выплачивать такого ро­ да премии с учетом пробега автомо­ биля, Скажем, до 150 тысяч кило, метров — 10 процентов, от 150 до 300 — 20, после 300—40 процентов. С большими трудностями при внедрении хозрасчета столкнулись работники Липецкой пассажирской автоконторы. Об этом рассказала начальник планового отдела АТК Н, Г. Алексеева. —< У нас, откровенно говоря, этот метод хозяйствования до сих пор не внедрен,— говорит Н. Г. Алексе­ ева.— И вот почему. Автобусы АТК обслуживают 63 маршрута. Каждый из них характеризуется своей вы­ ручкой. своей напряженностью т. д, Причем, автобусы обслужива­ ющие один маршрут, через опреде­ ленные промежутки времени Передо дят на другой. Формально водители закреплены за машинами, но это закрепление тоже чисто условное Те методы внедрения хозрас­ чета, которые приемлемы для дру­ гих АТХ, считает Н. Г, Алексеева, не подходят для пассажирского хо зяйства. Необходимо искать другие, более приемлемые формы, а их по­ ка еще автомобилисты пассажир­ ского хозяйства не нашли. Задание в пассажирском АТХ по­ лучают руководители колонн. Боль­ ше загружается тот коллектив, ко­ торый оказывается в лучших усло­ виях.' Зарплата водителей распре­ деляется по колоннам. Критерии оценки труда водителей здесь пока тоже несовершенны. Счи­ тается, что чем больше пробег, тем больше затрачено труда. Фактически же это не всегда бывает так. Несовершенен в пассажирской ав­ токонторе и учет работы мастер ской. Пока главным показателем считается снижение затрат на ре­ монт. А обеспечивают ли мастерские техническое обслуживание автобу­ сов — это нередко экономисты "не учитывают, Экономистам пассажирской АТК предстоит большая творческая ра­ бота по внедрению внутрихозяйст­ венного расчета. Подчеркиваем, творческая потому, что этого тре­ буют специфические условия дея­ тельности хозяйства. О проблемах, связанных с орга- , низацией перевозок пассажиров, о ♦ борьбе за рентабельность хозяйства, ♦ об улучшении условий труда води- ♦ телей и ремонтных рабочих говорил ♦ в своем выступлении на заседании ♦ Делового клуба начальник Липепко- Внедрить во всех АТХ области внутрихозяйственный расчет. _____ ______________ _______ Расширить права начальников автоколонн и бригадиров, повысить их* го таксомоторного парка Л . Я. Зна- Делового клуба старший экономист 2 ответственность За конечный результат работы колонн, бригад, участков.* менский. АТХ-5 И. И. Бусаров. Все дело в ♦ Ввести материальные поощрения в хозрасчетных единицах. * С большим вниманием были вы- пристальном внимании к экономике^ Привлекать широкую общественность автохозяйств к участию в а н а - * слушаны также выступления глав- в хозяйственном расчете* С начала * дизе и оценке деятельности хозрасчетных единиц. * ного бухгалтера Липецкого АТХ-4 года в АТХ переведены на хозрас- ♦ Активнее готовиться к переходу на новую систему планирования и * Е. В. Черноусовой, старшего эконо- чет две автоколонны и ремонтная ^ экономического стимулирования. ♦ миста Елецкого АТХ-1 Н. А. Заха- мастерская. Этому предшествовала * Организовать экономическую учебу кадров. * ровой, главного инженера автоуп- большая подготовительная работа,^ Создать машиносчетную станцию в Липецкел бюро е» в Ельце для* равления И. Я. Садового и других Во время специальных бесед и лек-^ механизации учета при внутрихозяйственном расчете. * участников Делового клуба, посвя- ций водители и ремонтники знако-. Повсеместно внедрить агрегатно-участковый метод. ♦ щенные экономической работе, про­ мялись с важнейшими экономиче-.................... ....................... ................... ....................................... водимой в автохозяйствах о б л а е т I ПЕРЕДОВОЕ Липецкие птицеводы в ы с т а в к е С 15 августа —* дня открытия X III Всемирного конгресса по птицеводству — на Выставке пе­ редового опыта в народном хо­ зяйстве УССР в Киеве побывало много работников птицеводческих хозяйств нашей страны. Здесь открылась Международная вы­ ставка по птицеводству. Более трехсот зарубежных фирм из 22 стран различных континентов мира предствили свои экспонаты. О больших достижениях в об­ ласти производства яиц, птичьего мяса, выращи-вания бройлеров, производства комбинированных кормов свидетельствуют экспона­ ты советского павильона. Вот белокаменные павильоны Выставки передового опыта в народном хозяйстве Украины (верхнее фото). Тысячи людей устремляются к павильонам и открытым площадкам, где экспо- внруется живая птица. — Давайте познакомимся с до­ стижениями птицеводов нашей страны, — предложил липчанам директор совхоза «Красный ко­ лос» Герой Социалистического Труда П, М. Меланьин, - Несколько часов липчане вни­ мательно осматривали машины и механизмы, которые применяются в передовых специализированных хозяйствах страны. Зоотехников интересовали корма для \ птицы, которые производятся сейчас на наших предприятиях. Инженеров птицеоовхозов — последние но­ винки механизации птицеферм. Управляющий Донским отделе­ нием совхоза «Задонский» Е. Я, Модестов долго осматривал кле­ точную батарею для цыплят (сни­ мок внизу). — Эта батарея меня особенно интересует, — сказал иам Евге­ ний Яковлевич. — Перед отъез­ дом в Киев к нам в отделение завезли точно такую же. Раз здесь показывают КБЭ-1 — зна­ чит, не ошиблись, купив ее. , . 5 подъема продуктив* ^ ности несушек, — та­ кой вывод сделали ^ РУК0В°Дители липец- ' т ких хозяйств, : ..." * '■ - ” I Ж Ш Ш С большим интере- ’Ш Я Ш Ш сом липчане осматри* ““ вали оборудование и породы кур, индеек иностранных фирм. Всеобщий интерес вызвало оборудова­ ние птицеперерабаты» вающей промышлен­ ности Венгерской На- родной Республики, новая порода высоко­ продуктивных кур, выведенная в Японии. В павильоне извест- ной нидерландской фирмы «Биг дачмен» депутата Верховного Совета СССР дирек­ тора совхоза «Соли­ дарность» М. Ф, Мак* симова, главного ■ин­ женера этого хозяйст­ ва И. М. Карташева на Международной и директора совхоза «Пушкин- и г ский» М. Е. Бафсина ваинтереоо- в и. и е в е вала яйцесортировочная машина (снимок справа), Ф ЕРМЫ В одном из залов павильона липчан заинтересовал птицепере­ рабатывающий завод, Эт^ не­ большое высокомеханизированиоа предприятие за смену может переработать 14.0Э0 кур или 7.000 штук водоплавающей птицы. С особым интересом осматри­ вали стенды, оборудование и птицу флагмана отечественного птицеводства —■ Глебовской пти­ цефабрики. В прошлом году ее коллектив получил 124 миллиона яиц. Нигде за рубежом нет та­ ких мощных птицефабрик. Пере­ довое отечественное предприятие оснащено новейшей техникой, комплек­ сным оборудовани­ ем. Все трудоемкие работы здесь выпол­ няют машины. Экспонаты Яготин. ской птицефабрики рассказывали о том, как при внедрении новой технологии птицеводы стали вы­ ращивать и сдавать государству за год более одного.миллио­ на уток. Причем, во­ доплавающая птица выращивается без во­ доемов, Много поучительно­ го и интересного работе передовых птицефабрик, колхо­ зов и совхозов уз ли в советском па­ вильоне липецкие птицеводы, — Достижения пе­ редовых хозяйств на­ шей страны свиде­ тельствуют о том, что у наших специали­ зированных птице- совхозов еще много неиспользованных ре­ зервов для резкого Десятки специалистов нашей области уже побывали на этой замечательной выставке, познако­ мились с лучшими достижениями птицеводов нашей и других стран, Опыт передовиков поможет и>м успешнее бороться га повышение продуктивности кур, за высокую рентабельность ферм, ( ~ ' Г. К О Л Е Н Ч У К , рпец. корр, «Ленинского знамени». Фото авторЯ. У с п е х н а ш и х Хорошо потрудился во втором квартале коллектив Ленинского лесхоза нашей области, План по посеву и посадке леса выполнен на 106,5, ухода за лесом — на 106, валовой продукции —• на 124 процента, Кроме того, обеспечено выполнение установленных пла­ нов по производительности тру­ да, себестоимости, получено 10 тысяч рублей сверхплановой при­ были. Лучших показателей до­ бились бригада коммунистическо­ го, труда В. Н, Волкова, звено, возглавляемое ударником комму­ нистического труда Е. В, Боча­ ровой, По итогам соревнования за вто­ рой квартал коллективу Ленин­ ского лесхоза (директор К, М, Клименко, секретарь партийной организации А. А, Федоров, пред­ седатель рабочего комитета проф­ союза Л , Н. Черкасов) присуж­ дено переходящее Красное знамя Министерства лесного хозяйства РСФСР и Ц К профсоюза рабо­ чих леоной, бумажной и дерево­ обрабатывающей промышленности и первая денежная премия, ТЕХНИКА ПЯТИЛЕТКИ Механический богатырь Толстый стальной лист был омят, как бумага, когда на него обрушил­ ся удар силой в шесть тысяч тонн. Такой —• самый мощный в нашей стра­ не вертикальный пресс установлен а Свердловске на Уралхиммашза- воде. Пресс создан уральскими машиностроителями. Он оборудован новей­ шими средствами механизации, С его помощью будут наготавливаться детали мощных химических аппаратов, днища и стальные «лепестки» круп­ ных шаровых резервуаров. Вторая денежная премия при­ суждена коллективу Задонского лесхоза, ЛЕНИНСКИЕ ПРИНЦИПЫ УКРЕПЛЕНИЯ З А К О Н Н О С Т И И П Р А В О П О Р Я Д КА О БЕСПЕЧЕНИЕ с тр о го го соб лю ­ дения социалистической за­ конности, и скоренение вся. ких наруш ений правопоряд ка, лик­ видация преступности и устранение всех причин, ее по р о ж д аю щ и х, — пр огр ам м н ая задача К ом м унистиче­ ской партии. «Большое значение, — говорится в П р о гр а м м е КПСС , —- приобретаю т дальнейш ее укр е п л е ­ ние социалистического пр авоп оря д ­ ка, соверш енствование правовых норм , регул ир ую щ и х хозяйственно­ ор ган и за тор скую и кул ьтурн о-воспи ­ тательную работу, содействующ их реш ению задач ко м м ун истиче ско го строительства и всестороннем у рас­ цвету личности». Развивая д ем ократические п р и н ­ ципы го суд арственного строительст­ ва, партия, ка к это отмечалось на X X III съезде КПСС, исходит из того, что вся деятельность советских о р ­ ганов и ш и ро ко е творческое учас­ тие граж д ан в управлении делами страны д ол ж ны основы ваться на С трож айш ем соблю дении социал и. стической законности. С оветские за­ коны , воплощ ая в себе пр овер ен­ ные ж и зн ь ю норм ы социалистиче­ с ко го правопоряд ка, являются вы­ раж ением воли всех трудящ ихся. Они проникнуты заботой о народе и над еж но об ерегаю т наш общ ест­ венный строй, интересы и права со­ ветских граж д ан, В условиях наш его социалистиче­ с ко го общ ества им ею тся все н е о б ­ ходимы е в озм о ж но сти для решения поставленной партией задачи— обес­ печить строгое соблю дение социа­ листической законности, иско рен е­ ние всяких наруш ений пр авоп оря д ­ ка, л иквидацию преступности, устра­ нение всех причин, ее п о р о ж д а ю ­ щих. Выполнение этой задачи пр е д по ­ лагает п р е ж д е всего дальнейш ее улучш ение всех ф орм воспитатель­ ной работы , соверш енствование и усиление всей системы проф илакти­ ческих м ероприятий п о п р е д у п р е ж ­ дению наруш ении советских законов н. ж о г и н Заместитель генерального прокурора СССР, доктор ю р и д и ч е с к и х н а у к * и правил социалистического о бщ е­ ж ития, а такж е усиление борьбы с преступным и проявлениям и на ос­ нове правильного сочетания м ер го ­ сударственного принуж д ения и о б ­ щ ественного воздействия. Недавно Ц К КПСС, П резидиум В ерховного Совета СССР и Совет М инистров рассмотрели вопрос о мерах по усилению борьбы с нару­ шениями общ ественного по ряд ка и приняли решения, в которы х ш и ро­ ко отраж ены пож елания и требова­ ния трудящ ихся, общ ественных о р ­ ганизаций и государственны х о р га ­ нов о необходим ости реш ительного искоренения хулиганства и иных ан­ тиобщ ественных явлений. М еры борьбы с преступностью , разрабо­ танные нашей партией и государст­ вом , основаны ьа с тр о го научном , л енинском подходе к этой пробл е­ ме. В первые дни после победы соци­ алистической революции В. И. Ленин писал о необходим ости «победить не только в политике, но и в повсе­ дневной эконо м и че ско й ж изни вра­ гов народа: богатых, их прихлебате­ лей, — затем ж ул иков, тунеядцев и хулиганов» (Поли. собр. соч., т. 35, стр. 200). Владимир Ильич призывал объявить всем паразитическим эле­ ментам войну не на ж изнь, а на смерть. В. И. Ленин го вори л : «Если бы нам приш лось строить социализм не из элементов, оставленных нам в наследие капитализм ом , — задача была бы легка. Но в том -то и тр у д ­ ность социалистического строитель­ ства, что нам приходится строить социализм из элементов, насквозь испорченны х капитализм ом » (Поли, собр. соч., т. 37, стр. 222). В результате о гр о м н о й работы партии и государства неизм ерим о возросло созна­ ние советских лю ­ дей, гл уб о ко по­ ним ающ их свой патриотиче с к и й долг, граж данские права и об язан­ ности, Вместе с тем в советском общ естве еще имею тся люди, которы е гр уб о попираю т пр авопоря­ док, ом рачаю т хулиганским и и д р у ­ гими преступным и действиями сози­ дательный труд, отдых и настроение трудящихся. П реодоление нарушений правил социалистического общ еж ития, в том числе и наиболее их крайней ф ормы — преступлений, — од но из важных условий перехода к ко м м у ­ низм у. Только когд а необходим ость соблюдать неслож ные, основные правила всякого человеческого о б ­ щ еж ития станет привы чкой, тогда, по мысли В. И. Ленина, будет открыта настежь дверь к переходу от пер­ вой фазы ком м унистиче ско го общ е­ ства к высшей его фазе. И ЗВЕСТНО, что 26 июля этого года П резидиум В ерховного Совета СССР принял Указ «Об усилении ответственности за ху­ лиганство». Указ встречен горячим одобрением . Хулиганство, как пре­ ступление, вызывает всеобщее воз­ м ущ ение советских граж дан, Н адо сказать, что все преступления гнев­ но осуж даю тся советским народом , но о хулиганстве особая речь. Д ело в том, что на почве хулиганских проявлений соверш аю тся другие, более опасные преступления: убий­ ства, изнасилования и т. д. П оэтом у соверш енно справедливо требова­ ние ш ироких слоев населения о р е ­ шительной борьбе с хулиганами. В. И. Ленин рассматривал хулига­ нов, как «элементы разлож ения ста­ р о го общества, неизбеж но весьма многочисленны е», которы е не м огут не «показать себя». А «показать се­ бя» такие элементы «.„не м о гут иначе, ка к увеличением преступле­ ний, хулиганства, подкупа, спекуля­ ций, безобразий всяко го рода. Что­ бы сладить с этим, нуж н о врем я и нуж на ж елезная рука» (Поли. собр. соч., т. 36, стр. 195). У казом П резидиум а Верховного Совета СССР, как известно, установ­ лены повышенная административная и уголовная ответственность за ху­ лиганские действия, предусм отрены сжатые сроки расследования и су­ д ебного разбирательства дел о ху­ лиганстве. Одна из причин антиобщественных проявлений — пьянство. Этот отвра­ тительный пе реж и то к прош л ого са­ мы м тесным об разом связан с п р е ­ ступностью и часто ее порож дает. О кол о 90 процентов осуж денны х за хулиганство соверш или преступле- ние в нетрезвом состоянии. П ричем для большинства из них такое со­ стояние— следствие систематическое го употребления алкоголя. Почти три четверти убийц в м ом ент совер­ шения преступления находились в нетрезвом состоянии, А если взять убийство из хулиганских п о б уж д е ­ ний, то на десять преступников —* пьяных было девять. У каз П резидиум а Верховного С о­ вета СССР от 26 июля 1966 года выражает принципиально новое от­ ношение законодателя к таком у о б ­ стоятельству, как соверш ение пр е ­ ступления в состоянии опьянения, В ранее действовавшем законе было указание лишь на то, что соверш е­ ние преступления в состоянии опья­ нения не устраняет уголовной ответ* ственности. Теперь, в соответствии с У ка зо м от 26 июля 1966 года, совер­ шение преступления лицом , находя­ щ имся в состоянии опьянения, рас­ сматривается как отягчающ ее обсто­ ятельство. А ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ партий­ ными и советскими органам и м н огое сделано для того, чтобы покончить с преступностью и наруш ениями общ ественного по р я д ­ ка. О днако задача пр ед упр еж д ения преступности и ликвидации причин, ее по рож д аю щ их, решается ещ е медленно. Ясно и то, что м еры , ко ­ торы е принимались д о сих по р, бы* Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz