Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 25 августа 1966' г., М 196 (3706) Н а ш Д е л о в о й к С Ч Е Т В Е Д У Т К 1 Л 0 М Е Т Т Ы Зал липецкого Дома научно-тех нической пропаганды, где по тради ции происходит очередное заседание нашего Делового клуба, переполнен. Сегодня здесь собрались экономи сты, бухгалтеры руководители ав тохозяйств области, чтобы обсудить важные проблемы, связанные с внедрением внутрихозяйственного расчета. Хозрасчет — дело, скажем прямо, трудоемкое, требующее от экономи ста напряженной, каждодневной ра боты, глубоких знаний, творчества. Зато с внедрением этого метода хозяйствования, как показала прак тика, заметно улучшаются экономи ческие показатели работы предпри ятий, повышается ответственность коллективов отдельных участков производства за результаты своего труда, становится более предмет ным социалистическое соревнование. Но только ли в творчестве эко номиста дело? Все ли зависит от его знаний, опыта, наконец, жела ния и возможности выполнять до полнительную часть работы, свя занную с учетом хозяйственной де ятельности не только АТХ в целом, но и отдельных его колонн, бригад, рабочих? Быть может, многие труд ности проистекают также от плохих условий деятельности некоторых автохозяйств, от недостаточно про думанной организации труда води телей, неудовлетворительного снаб жения запасными частями? Эти и другие проблемы экономи ческой работы в автохозяйствах нашли отражение в выступлениях участников Делового клуба. П О Д С Ч И Т А Е М С К А Р А Н Д А Ш О М В Р У К А Х Интересные данные привела на чальник планового отдела автоуп равления А. Н. Пустовойт. Внутри хозяйственный расчет внедрен в 26 автоколоннах. Благодаря этому ав тоуправление уже получило 171 ты сячу рублей экономии. Что же дал рациональный метод хозяйствования самим работникам АТХ? Теперь в хозрасчетных ко лоннах ' поставлены, можно сказать, непреодолимые преграды на пути потерь. Все затраты — под строгим экономическим контролем. Особое внимание уделяется такому важно му показателю, как себестоимость перевозок. Вместе с тем каждая хозрасчет ная единица —• хозяйство, колонна, отдельная бригада — приобретает при такой системе определенную оперативную самостоятельность. Экономист, руководитель АТХ при этом вправе, исходя из своих воз можностей, учитывая марки дейст вующих машин, виды грузов, рас стояние, на которое их приходится доставлять, и другие факторы, рас считать, выгодны ли рейсы хозяйст ву, принесут ли они прибыль или оставят в убытке. Такой экономи ческий расчет даст возможность те ряя, скажем, если это неизбежно, на каком-то «невыгодном» виде ра бот, покрывать убыток во время других рейсов и добиваться в конеч ном итоге прибыльности в работе. Хозрасчет — это, прежде всего, умение считать, высокая моральная и материальная ответственность каждого работника за результаты овоей деятельности и деятельности всего коллектива, Только благодаря правильному, до мелочи продуман ному принципу хозяйствования, лучшим в управлении и в РСФСР является автохозяйство № 5, вот уже третий квартал удерживающее переходящее Красное знамя Мини стерства автомобильного транспор та и шоссейных дорог республики и Ц К профсоюза. Оно смогло добить ся в первом полугодии этого года заметного улучшения важнейших экономических показателей работы автоколонн, значительного снижения себестоимости перевозок. Если по плану хозяйству было предусмотре но получить 29 тысяч рублей при были, то фактически было получено свыше 56 тысяч, т. е. почти в два раза больше. Даже по сравнению с хорошими показателями прошлого года себестоимость перевозок в этом автохозяйстве снизилась на 13,7 процента, выработка на одного ра- „ 3 ботающего возросла на 20,4 про-^ цента! 2 В чем же «секрет» успеха лучших^ водительских коллективов? Н и ка -* кого особого «секрета», оказывает- ^ ся, нет. Об этом говорил участник* П р о б л е м ы п р и б ы л ь н о с т и н а а в т о т р а н с п о р т е скими категориями, от которых за висят результаты их производствен ной деятельности, изучали принци пы внутрихозяйственного расчета.. Большую работу проделало и об щественное бюро экономического анализа, на долю которого выпала детальная разработка рекомендаций По переходу на хозрасчет. Общест венники должны были перекинуть мостик между общими положения ми инструкции и той конкретной обстановкой, в которой действовали автоколонны. Наконец, подготовительный пери од остался позади. Водители и ре монтники перешли на хозрасчет. Первые же месяцы работы по-ново му сказались на экономических по казателях. Теперь коллективы хозрасчетных автоколонн и ремонтной мастерской как бы сами участвуют в экономи ческой деятельности предприятия. Водители, например, твердо знают, сколько нужно перевезти тонн гру за и на какое расстояние, чтобы выполнить план, какой надо доби ваться выработки, как изменяются показатели себестоимости перевозок в зависимости от изменения харак тера груза, плеча, на которое этот груз, перевозится, и т. д. Стали вникать в экономику и ре монтники. Кроме цифры плана, кол лектив мастерской получает еже месячное задание, которое обычно на 15—20 процентов больше. Ори ентируются ремонтные рабочие на задание. Премирование водителей в авто хозяйстве производится по итогам работы хозрасчетных колонн, кото рые соревнуются между собой. Другими словами, колонна с внед рением внутрихозяйственного рас чета стала как бы самостоятельной единицей. Может случиться, что АТХ в целом в один из месяцев не справится.с плановым заданием, но коллектив одной из колонн, до бившийся высоких производствен ных показателей, получит премию. Тдковы особенности внутрихозяйст венного расчета, В таком методе хозяйствования заинтересовано и производство, и каждый работаю щий. Еще’ на заре Советской власти В. И. Ленин учил, что стро ить социализм и коммунизм на до не на энтузиазме непосредствен но, а при помощи энтузиазма, рож денного великой революцией, на личном интересе, на личной заинте ресованности, на хозяйственном расчете. Разумеется, дело руководителей хозяйства и экономистов следить, чтобы условия, в которых трудятся коллективы хозрасчетных автоко лонн, были приблизительно одина ковыми. Только в этом случае со ревнование между ними будет пред метным и действенным. И, И. Бусаров рассказал, напри мер, как в мае автоколонна № 2 сработала значительно ниже своих возможностей, В то время, как пер вая колонна принесла хозяйству большой доход, добилась высоких производственных показателей, их товарищи по соревнованию с тру дом .выполнили план и норму выра ботки, дали в мае даже некоторый убыток. Создавшимся положением сразу же заинтересовалась экономическая служба АТХ, Разрыв между ре зультатами работы коллективов был слишком значительным, и его нель зя было списать за счет плохой ра боты водителей второй колонны. Когда проанализировали условия, в которых действовал в мае отста ющий коллектив, то картина прояс нилась, Самоовалам ЗИЛ-555 при шлось в силу производственной не обходимости работать на убыточ ном для таких машин плече — 15— 20 километров. Надо было срочно принимать меры. В последующие месяцы многие водители второй ко лонны получили автоприцепы, В июне и в июле они добились при быльной работы, получили премию. И все-таки, по мнению многих участников Делового клуба, в хо зяйствах автоуправления не исполь зуются еще огромные резервы про изводства. Если сопоставить загру женность машин и их общий про бег, то получается, что на каждые •сто автомобилей сорок четыре ра ботают по существу вхолостую, Очень низок и коэффициент ис пользования парка. Даже в лучшем автохозяйстве — пятом г-< он со ставляет всего 0,54... Что это, неизбежные в условиях наших автохозяйств потери? — Нет,—отвечают участники Де-. лового клуба.— Все дело в хозяй ском отношении к технике, в хозяй ской заботе о нуждах производства. Все дело в людях, их заинтересо ванности в результатах своего тру да, Привести эти резервы в дейст вие автомобилистам поможет внут рихозяйственный расчет, доведен ный вплоть до отдельной бригады, до каждого работающего, О том, как готовится к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования коллектив Липецкой автоколонны № 1143, что принес ему хозяйствен ный расчет, рассказала главный бухгалтер колонны 3. Н. Андреева. — Хозрасчет,— говорит 3. Н, Ан дреева,— материально заинтересо вывает коллектив в выполнении производственного и финансового планов, в рентабельности, в сниже нии затрат на единицу продукции. Хозрасчет учит считать, постоянно соизмерять доходы с расходами, хозяйствовать так, чтобы в конеч ном счете работать прибыльно. 3, Н. Андреева раскрывает при чины нерентабельности автоколонны в прошлые годы. Оказывается, глав ное — это отсутствие настоящего контроля на всех участках произ водства. Хозрасчет дал возмож ность привлечь широкий круг ра ботников автоколонны к активному участию в анализе и оценке дея тельности хозяйства, в борьбе за экономию запасных частей, горюче го, смазочных материалов, авторе зины, в снижении себестоимости и повышении рентабельности перево зок. Весь парк хозяйства разделен те перь на три колонны. Каждая из них — самостоятельная хозрасчет ная единица. Подведение итогов деятельности колонны производится ежемесячно. Кроме того, диспетчеры в специальных карточках система тически ведут учет работы отдель ных водителей и коллектива каж дой колонны, Внедрение вяутрихоз яйсгвеннога расчета помогло коллективу авто колонны покончить в этом году с убыточностью. Себестоимость пере возок стала ниже плановой. Если еще в первом полугодии прошлого года убыток составлял внушитель ную сумму —■ свыше 30 тысяч руб лей,— то сейчас почти на пять с половиной тысяч превышена плано вая прибыль. За семь месяцев хо зяйство накопило 53 тысячи рублей прибыли и имеет фонд предприятия, из которого премируются работники. В П О И С К А Х а р и ф м о м е т р а Между тем, хозрасчет ведет зача стую к значительному увеличению объема счетных работ, У экономи стов на местах нередко не хватает ни времени, ни сил, чтобы вести всю необходимую учетную документа цию. Особенно это относится к тем хозяйствам, где на повестке дня стоит уже бригадный и индивиду альный хозрасчет. Как вести учет, кто им будет заниматься, если штат счетных работников с внедрением бо лее рационального метода хозяйст вования не увеличивается? Эти вопросы совершенно законо мерно ставились участниками Дело вого клуба. Об этом говорили в своих выступлениях старшие эко номисты Елецкого автохозяйства № 1 Н. А. Захарова и Лебединско го АТХ —< А. И. Ноздрачев. Орга низации учета посвятил значитель- Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Е Л О В О Г О К Л У Б А ную часть своего выступления га меститель начальника управления А. П. Фролов. — Действительно, трудно рабо тать в новых уелсвих,— сказал А. П, Фролов,— при том уровне механизации счетных работ, какого мы достигли на сегодняшний день в наших автохозяйствах, О какой ме ханизации можно говорить всерьез, если кое-где у нас еще арифмометр является проблемой. Нельзя с внедрением хозрасчета раздувать штаты. Единственный путь к тому, чтобы успешно справляться с возросшим объемом счетных ра бот —- это механизация. Настало время не только покончить с «проб лемой» арифмометра, но и создать в Липецке машиносчетную станцию, а в Ельце — бюро, которые позво лили бы полностью механизировать учет. Это будет способствовать бы стрейшему переходу наших АТХ на рациональный метод хозяйствова ния, М А Ш И Н А М А Ш И Н Е — Р О З Н Ь ' Непродуманы и условия получе ння премий, которые действуют в автохозяйствах. Участники Делово го клуба приводили, например, так называемую спятнадцатипроцент ную премию» за экономное расхо дование ремонтных материалов. Во прос ставился так: закономерно ли, что водитель, работающий на но вом автомобиле, получает етолько же за экономию материалов, сколь ко и тот, пробег машины которого составил уже, быть может, свыше трехсот тысяч километров. Ведь ма шина машине *— рознь, Куда легче экономить материалы, сидя за ба ранкой новенького автомобиля, чем старого, где каждая деталь, как го ворят, свой век отработала, Однако положение «о пятнадцати процен тах» этих нюансов не учитывает. А между тем, как считают многие уча стники Делового клуба, было бы правильнее выплачивать такого ро да премии с учетом пробега автомо биля, Скажем, до 150 тысяч кило, метров — 10 процентов, от 150 до 300 — 20, после 300—40 процентов. С большими трудностями при внедрении хозрасчета столкнулись работники Липецкой пассажирской автоконторы. Об этом рассказала начальник планового отдела АТК Н, Г. Алексеева. —< У нас, откровенно говоря, этот метод хозяйствования до сих пор не внедрен,— говорит Н. Г. Алексе ева.— И вот почему. Автобусы АТК обслуживают 63 маршрута. Каждый из них характеризуется своей вы ручкой. своей напряженностью т. д, Причем, автобусы обслужива ющие один маршрут, через опреде ленные промежутки времени Передо дят на другой. Формально водители закреплены за машинами, но это закрепление тоже чисто условное Те методы внедрения хозрас чета, которые приемлемы для дру гих АТХ, считает Н. Г, Алексеева, не подходят для пассажирского хо зяйства. Необходимо искать другие, более приемлемые формы, а их по ка еще автомобилисты пассажир ского хозяйства не нашли. Задание в пассажирском АТХ по лучают руководители колонн. Боль ше загружается тот коллектив, ко торый оказывается в лучших усло виях.' Зарплата водителей распре деляется по колоннам. Критерии оценки труда водителей здесь пока тоже несовершенны. Счи тается, что чем больше пробег, тем больше затрачено труда. Фактически же это не всегда бывает так. Несовершенен в пассажирской ав токонторе и учет работы мастер ской. Пока главным показателем считается снижение затрат на ре монт. А обеспечивают ли мастерские техническое обслуживание автобу сов — это нередко экономисты "не учитывают, Экономистам пассажирской АТК предстоит большая творческая ра бота по внедрению внутрихозяйст венного расчета. Подчеркиваем, творческая потому, что этого тре буют специфические условия дея тельности хозяйства. О проблемах, связанных с орга- , низацией перевозок пассажиров, о ♦ борьбе за рентабельность хозяйства, ♦ об улучшении условий труда води- ♦ телей и ремонтных рабочих говорил ♦ в своем выступлении на заседании ♦ Делового клуба начальник Липепко- Внедрить во всех АТХ области внутрихозяйственный расчет. _____ ______________ _______ Расширить права начальников автоколонн и бригадиров, повысить их* го таксомоторного парка Л . Я. Зна- Делового клуба старший экономист 2 ответственность За конечный результат работы колонн, бригад, участков.* менский. АТХ-5 И. И. Бусаров. Все дело в ♦ Ввести материальные поощрения в хозрасчетных единицах. * С большим вниманием были вы- пристальном внимании к экономике^ Привлекать широкую общественность автохозяйств к участию в а н а - * слушаны также выступления глав- в хозяйственном расчете* С начала * дизе и оценке деятельности хозрасчетных единиц. * ного бухгалтера Липецкого АТХ-4 года в АТХ переведены на хозрас- ♦ Активнее готовиться к переходу на новую систему планирования и * Е. В. Черноусовой, старшего эконо- чет две автоколонны и ремонтная ^ экономического стимулирования. ♦ миста Елецкого АТХ-1 Н. А. Заха- мастерская. Этому предшествовала * Организовать экономическую учебу кадров. * ровой, главного инженера автоуп- большая подготовительная работа,^ Создать машиносчетную станцию в Липецкел бюро е» в Ельце для* равления И. Я. Садового и других Во время специальных бесед и лек-^ механизации учета при внутрихозяйственном расчете. * участников Делового клуба, посвя- ций водители и ремонтники знако-. Повсеместно внедрить агрегатно-участковый метод. ♦ щенные экономической работе, про мялись с важнейшими экономиче-.................... ....................... ................... ....................................... водимой в автохозяйствах о б л а е т I ПЕРЕДОВОЕ Липецкие птицеводы в ы с т а в к е С 15 августа —* дня открытия X III Всемирного конгресса по птицеводству — на Выставке пе редового опыта в народном хо зяйстве УССР в Киеве побывало много работников птицеводческих хозяйств нашей страны. Здесь открылась Международная вы ставка по птицеводству. Более трехсот зарубежных фирм из 22 стран различных континентов мира предствили свои экспонаты. О больших достижениях в об ласти производства яиц, птичьего мяса, выращи-вания бройлеров, производства комбинированных кормов свидетельствуют экспона ты советского павильона. Вот белокаменные павильоны Выставки передового опыта в народном хозяйстве Украины (верхнее фото). Тысячи людей устремляются к павильонам и открытым площадкам, где экспо- внруется живая птица. — Давайте познакомимся с до стижениями птицеводов нашей страны, — предложил липчанам директор совхоза «Красный ко лос» Герой Социалистического Труда П, М. Меланьин, - Несколько часов липчане вни мательно осматривали машины и механизмы, которые применяются в передовых специализированных хозяйствах страны. Зоотехников интересовали корма для \ птицы, которые производятся сейчас на наших предприятиях. Инженеров птицеоовхозов — последние но винки механизации птицеферм. Управляющий Донским отделе нием совхоза «Задонский» Е. Я, Модестов долго осматривал кле точную батарею для цыплят (сни мок внизу). — Эта батарея меня особенно интересует, — сказал иам Евге ний Яковлевич. — Перед отъез дом в Киев к нам в отделение завезли точно такую же. Раз здесь показывают КБЭ-1 — зна чит, не ошиблись, купив ее. , . 5 подъема продуктив* ^ ности несушек, — та кой вывод сделали ^ РУК0В°Дители липец- ' т ких хозяйств, : ..." * '■ - ” I Ж Ш Ш С большим интере- ’Ш Я Ш Ш сом липчане осматри* ““ вали оборудование и породы кур, индеек иностранных фирм. Всеобщий интерес вызвало оборудова ние птицеперерабаты» вающей промышлен ности Венгерской На- родной Республики, новая порода высоко продуктивных кур, выведенная в Японии. В павильоне извест- ной нидерландской фирмы «Биг дачмен» депутата Верховного Совета СССР дирек тора совхоза «Соли дарность» М. Ф, Мак* симова, главного ■ин женера этого хозяйст ва И. М. Карташева на Международной и директора совхоза «Пушкин- и г ский» М. Е. Бафсина ваинтереоо- в и. и е в е вала яйцесортировочная машина (снимок справа), Ф ЕРМЫ В одном из залов павильона липчан заинтересовал птицепере рабатывающий завод, Эт^ не большое высокомеханизированиоа предприятие за смену может переработать 14.0Э0 кур или 7.000 штук водоплавающей птицы. С особым интересом осматри вали стенды, оборудование и птицу флагмана отечественного птицеводства —■ Глебовской пти цефабрики. В прошлом году ее коллектив получил 124 миллиона яиц. Нигде за рубежом нет та ких мощных птицефабрик. Пере довое отечественное предприятие оснащено новейшей техникой, комплек сным оборудовани ем. Все трудоемкие работы здесь выпол няют машины. Экспонаты Яготин. ской птицефабрики рассказывали о том, как при внедрении новой технологии птицеводы стали вы ращивать и сдавать государству за год более одного.миллио на уток. Причем, во доплавающая птица выращивается без во доемов, Много поучительно го и интересного работе передовых птицефабрик, колхо зов и совхозов уз ли в советском па вильоне липецкие птицеводы, — Достижения пе редовых хозяйств на шей страны свиде тельствуют о том, что у наших специали зированных птице- совхозов еще много неиспользованных ре зервов для резкого Десятки специалистов нашей области уже побывали на этой замечательной выставке, познако мились с лучшими достижениями птицеводов нашей и других стран, Опыт передовиков поможет и>м успешнее бороться га повышение продуктивности кур, за высокую рентабельность ферм, ( ~ ' Г. К О Л Е Н Ч У К , рпец. корр, «Ленинского знамени». Фото авторЯ. У с п е х н а ш и х Хорошо потрудился во втором квартале коллектив Ленинского лесхоза нашей области, План по посеву и посадке леса выполнен на 106,5, ухода за лесом — на 106, валовой продукции —• на 124 процента, Кроме того, обеспечено выполнение установленных пла нов по производительности тру да, себестоимости, получено 10 тысяч рублей сверхплановой при были. Лучших показателей до бились бригада коммунистическо го, труда В. Н, Волкова, звено, возглавляемое ударником комму нистического труда Е. В, Боча ровой, По итогам соревнования за вто рой квартал коллективу Ленин ского лесхоза (директор К, М, Клименко, секретарь партийной организации А. А, Федоров, пред седатель рабочего комитета проф союза Л , Н. Черкасов) присуж дено переходящее Красное знамя Министерства лесного хозяйства РСФСР и Ц К профсоюза рабо чих леоной, бумажной и дерево обрабатывающей промышленности и первая денежная премия, ТЕХНИКА ПЯТИЛЕТКИ Механический богатырь Толстый стальной лист был омят, как бумага, когда на него обрушил ся удар силой в шесть тысяч тонн. Такой —• самый мощный в нашей стра не вертикальный пресс установлен а Свердловске на Уралхиммашза- воде. Пресс создан уральскими машиностроителями. Он оборудован новей шими средствами механизации, С его помощью будут наготавливаться детали мощных химических аппаратов, днища и стальные «лепестки» круп ных шаровых резервуаров. Вторая денежная премия при суждена коллективу Задонского лесхоза, ЛЕНИНСКИЕ ПРИНЦИПЫ УКРЕПЛЕНИЯ З А К О Н Н О С Т И И П Р А В О П О Р Я Д КА О БЕСПЕЧЕНИЕ с тр о го го соб лю дения социалистической за конности, и скоренение вся. ких наруш ений правопоряд ка, лик видация преступности и устранение всех причин, ее по р о ж д аю щ и х, — пр огр ам м н ая задача К ом м унистиче ской партии. «Большое значение, — говорится в П р о гр а м м е КПСС , —- приобретаю т дальнейш ее укр е п л е ние социалистического пр авоп оря д ка, соверш енствование правовых норм , регул ир ую щ и х хозяйственно ор ган и за тор скую и кул ьтурн о-воспи тательную работу, содействующ их реш ению задач ко м м ун истиче ско го строительства и всестороннем у рас цвету личности». Развивая д ем ократические п р и н ципы го суд арственного строительст ва, партия, ка к это отмечалось на X X III съезде КПСС, исходит из того, что вся деятельность советских о р ганов и ш и ро ко е творческое учас тие граж д ан в управлении делами страны д ол ж ны основы ваться на С трож айш ем соблю дении социал и. стической законности. С оветские за коны , воплощ ая в себе пр овер ен ные ж и зн ь ю норм ы социалистиче с ко го правопоряд ка, являются вы раж ением воли всех трудящ ихся. Они проникнуты заботой о народе и над еж но об ерегаю т наш общ ест венный строй, интересы и права со ветских граж д ан, В условиях наш его социалистиче с ко го общ ества им ею тся все н е о б ходимы е в озм о ж но сти для решения поставленной партией задачи— обес печить строгое соблю дение социа листической законности, иско рен е ние всяких наруш ений пр авоп оря д ка, л иквидацию преступности, устра нение всех причин, ее п о р о ж д а ю щих. Выполнение этой задачи пр е д по лагает п р е ж д е всего дальнейш ее улучш ение всех ф орм воспитатель ной работы , соверш енствование и усиление всей системы проф илакти ческих м ероприятий п о п р е д у п р е ж дению наруш ении советских законов н. ж о г и н Заместитель генерального прокурора СССР, доктор ю р и д и ч е с к и х н а у к * и правил социалистического о бщ е ж ития, а такж е усиление борьбы с преступным и проявлениям и на ос нове правильного сочетания м ер го сударственного принуж д ения и о б щ ественного воздействия. Недавно Ц К КПСС, П резидиум В ерховного Совета СССР и Совет М инистров рассмотрели вопрос о мерах по усилению борьбы с нару шениями общ ественного по ряд ка и приняли решения, в которы х ш и ро ко отраж ены пож елания и требова ния трудящ ихся, общ ественных о р ганизаций и государственны х о р га нов о необходим ости реш ительного искоренения хулиганства и иных ан тиобщ ественных явлений. М еры борьбы с преступностью , разрабо танные нашей партией и государст вом , основаны ьа с тр о го научном , л енинском подходе к этой пробл е ме. В первые дни после победы соци алистической революции В. И. Ленин писал о необходим ости «победить не только в политике, но и в повсе дневной эконо м и че ско й ж изни вра гов народа: богатых, их прихлебате лей, — затем ж ул иков, тунеядцев и хулиганов» (Поли. собр. соч., т. 35, стр. 200). Владимир Ильич призывал объявить всем паразитическим эле ментам войну не на ж изнь, а на смерть. В. И. Ленин го вори л : «Если бы нам приш лось строить социализм не из элементов, оставленных нам в наследие капитализм ом , — задача была бы легка. Но в том -то и тр у д ность социалистического строитель ства, что нам приходится строить социализм из элементов, насквозь испорченны х капитализм ом » (Поли, собр. соч., т. 37, стр. 222). В результате о гр о м н о й работы партии и государства неизм ерим о возросло созна ние советских лю дей, гл уб о ко по ним ающ их свой патриотиче с к и й долг, граж данские права и об язан ности, Вместе с тем в советском общ естве еще имею тся люди, которы е гр уб о попираю т пр авопоря док, ом рачаю т хулиганским и и д р у гими преступным и действиями сози дательный труд, отдых и настроение трудящихся. П реодоление нарушений правил социалистического общ еж ития, в том числе и наиболее их крайней ф ормы — преступлений, — од но из важных условий перехода к ко м м у низм у. Только когд а необходим ость соблюдать неслож ные, основные правила всякого человеческого о б щ еж ития станет привы чкой, тогда, по мысли В. И. Ленина, будет открыта настежь дверь к переходу от пер вой фазы ком м унистиче ско го общ е ства к высшей его фазе. И ЗВЕСТНО, что 26 июля этого года П резидиум В ерховного Совета СССР принял Указ «Об усилении ответственности за ху лиганство». Указ встречен горячим одобрением . Хулиганство, как пре ступление, вызывает всеобщее воз м ущ ение советских граж дан, Н адо сказать, что все преступления гнев но осуж даю тся советским народом , но о хулиганстве особая речь. Д ело в том, что на почве хулиганских проявлений соверш аю тся другие, более опасные преступления: убий ства, изнасилования и т. д. П оэтом у соверш енно справедливо требова ние ш ироких слоев населения о р е шительной борьбе с хулиганами. В. И. Ленин рассматривал хулига нов, как «элементы разлож ения ста р о го общества, неизбеж но весьма многочисленны е», которы е не м огут не «показать себя». А «показать се бя» такие элементы «.„не м о гут иначе, ка к увеличением преступле ний, хулиганства, подкупа, спекуля ций, безобразий всяко го рода. Что бы сладить с этим, нуж н о врем я и нуж на ж елезная рука» (Поли. собр. соч., т. 36, стр. 195). У казом П резидиум а Верховного Совета СССР, как известно, установ лены повышенная административная и уголовная ответственность за ху лиганские действия, предусм отрены сжатые сроки расследования и су д ебного разбирательства дел о ху лиганстве. Одна из причин антиобщественных проявлений — пьянство. Этот отвра тительный пе реж и то к прош л ого са мы м тесным об разом связан с п р е ступностью и часто ее порож дает. О кол о 90 процентов осуж денны х за хулиганство соверш или преступле- ние в нетрезвом состоянии. П ричем для большинства из них такое со стояние— следствие систематическое го употребления алкоголя. Почти три четверти убийц в м ом ент совер шения преступления находились в нетрезвом состоянии, А если взять убийство из хулиганских п о б уж д е ний, то на десять преступников —* пьяных было девять. У каз П резидиум а Верховного С о вета СССР от 26 июля 1966 года выражает принципиально новое от ношение законодателя к таком у о б стоятельству, как соверш ение пр е ступления в состоянии опьянения, В ранее действовавшем законе было указание лишь на то, что соверш е ние преступления в состоянии опья нения не устраняет уголовной ответ* ственности. Теперь, в соответствии с У ка зо м от 26 июля 1966 года, совер шение преступления лицом , находя щ имся в состоянии опьянения, рас сматривается как отягчающ ее обсто ятельство. А ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ партий ными и советскими органам и м н огое сделано для того, чтобы покончить с преступностью и наруш ениями общ ественного по р я д ка. О днако задача пр ед упр еж д ения преступности и ликвидации причин, ее по рож д аю щ их, решается ещ е медленно. Ясно и то, что м еры , ко торы е принимались д о сих по р, бы* Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz