Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ ' И августа 1966 г., М 191 (3701) Н А П О Р О Г Е У Ч Е Б Н О Г О Г О Д А Празднично выглядит здание Пет ровской ^средней школы Добрин- ского района. Здесь все уже готово к занятиям. В классных комнатах чи сто. уютно, приведены в порядок учебные пособия, мебель, обновле ны стенды, плакаты. Таких школ в области немало. Всюду в эти дни идут последние приготовления. С волнением ждут первого сентября в каждой семье учащихся. Но особенно много сейчас забот у работников школ и органов народ ного образования, Многолюдно в эти дни в учительских. Педагоги на мечают планы работы, готовятся к традиционным августовским совеща ниям. Так уж принято: началу заня тий предшествует большой педаго гический совет. На нем тщательно анализируются итоги работы в про шлом году, ведется серьезный разго вор о путях дальнейшего совершен ствования учебно - воспитательного процесса. Этим вопросам было посвящено состоявшееся на днях в обкоме КПСС областное совещание секрета рей городских и районных комитетов КПСС, городских и районных коми тетов ВЛКСМ ,, работников органов народного образования и педагоги ческих вузов. В докладе заведующего облоно И. А. Пономарева «Решения X X III съезда КПСС и задачи органов на родного образования и школ в 1966— 67 учебном году» был сделан обстоя тельный анализ деятельности многих педагогических коллективов в истек шем году, Докладчик сосредоточил внимание на тех главных вопросах,, которые должна решать школа се годня. Прежде всего, это—проблема коммунистического воспитания под растающего поколения, В работе школьных коллективов по-прежнему большое место занимали вопросы повышения теоретической и методической квалификации учите лей. Современный учитель — это полномочный представитель опре деленной научной отрасли. Он дол жен быть страстным пропагандистом марксистско - ленинских идей. Толь ко тогда можно говорить о , связи обучения с жизнью. только этим можно преодолеть ' формализм и на четничество в преподавании, В Директивах XX III. съезда КПСС намечено в течение пятилетки завер шить в основном введение всеобще го среднего образования. Эта задача является наиболее сложной и много гранной. Районным и городским ор ганам народного образования вме сте с районными и городскими орга- Ч т о б ы к р е п л а э к о н о м и к а Большую роль в жизни совхоза *1о лет Октября» играют депутаты сельского и районного Советов. В «х числе—главный агроно-м совхоза А. П. Шабунин, управляющие отде лениями И. А. Носов, С. П. Косте- ров, доярка М. В. Москвичева и другие. При сельсовете создана ко миссия по сельскому хозяйству. В состав ее вошло девять депутатов и 20 активистов. Особое внимание уделяется подго товке и проведению важнейших сельскохозяйственных кампаний. Мы обсуждали, например, вопро сы подготовки техники к весеннему севу, организовывали проверку се менного материала. Принимаем уча стие в уборке урожая зерновых овощей и Плодов. Хорошо работают не только депу таты, но и активисты. Главный ме ханик совхоза И. П. Плотников инженер К- И, Гречкин по поруче нию комиссии проверяли готовность тракторов и комбайнов к жатве. В процессе проверки они оказали ме ханизаторам действенную помощь Одновременно шла подготовка к уборке плодов, Депутаты и активи сты, возглавляемые депутатом Е. И Воробьевой, побывали во всех садо водческих бригадах и отделениях, проверили, в достаточном ли коли честве имеются инструменты, тара. Начавшийся сбор плодов — очень ответственный период, И депутаты обратились к жителям села с при зывом оказать совхозному, коллек тиву помощь в уборке урожая. От кликнулись многие. На сбор плодов уже вышло свыше ста домохозяек, пенсионеры, школьники. Наряду с этим члены постоянной комиссии по. сельскому хозяйству много внимания уделяют борьбе за высокий урожай будущего года, за готовке кормов для общественного животноводства. По инициативе де путата Г. И, Гольченкова так назы ваемые бросовые земли были засе яны кормовыми культурами. Это по зволило получить дополнительно; большое количество кормов. По со вету постоянной комиссии в совхозе стали выращивать новую кормовую культуру — гибрид «Куузика», Члены постоянной комиссии— де путаты, а также активисты' много сделали в этом году для усиления закупок излишков сельскохозяйст венной- продукции ...у населения. В результате план закупок молока вы полнен на 160 процентов, яиц — на 240 процентов, м я с а— на 512 про центов, шерсти — на 121 процент. В. НОЧЕВКИНА, управляющая отделением совхоза «15 лет Октября», председатель постоянной комиссии по сельскому хозяйству Троекуровского сельского Совета. ьМвааааавяааааааааааваааая-аааавваавааааааавааг * : „Молодая проза Сибири" ; а Центральный Комитет В Л К С М ; и Комитет по печати при СоветеI | Министров РСФСР приняли сов-: I местное постановление об изда- • | «.да библиотеки-«Молодая проза! | Сибири». I ! В этой библиотеке, посвящен-I | иой 50-летию ВЛКСМ , выйдет! | пятьдесят томиков лучших произ-; | ведений молодых писателей, чье; ; творчество посвящено огромному! | и богатейшему краю Советского; Союза. О б л а с т н о е с о в е щ а н и е с е к р е т а р е й г о р к о м о в и р а й к о м о в К П С С , р а б о т н и к о в о р г а н о в н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я и п е д а г о г и ч е с к и х в у з о в низациями нужно в ближайшее вре мя спланировать школьную сеть до 1970 года. Число начальных и вось милетних школ будет постепенно со кращаться. Основным типом общеоб разовательного учреждения стано вится средняя школа. Увеличение приема в 9-е классы в этом году уже повлекло за собой реорганиза цию 19 восьмилетиях школ в десяти летки. Между тем, в ряде мест комплектование девятых классов пу стили на самотек. Не выполняется план приема учащихся в девятые классы в Краснянском, Грязинском, Тербунском, Лебедянском. Хлевен- ском районах, в Липецке. Расширение сети средних школ по требует значительного увеличения числа интернатов. Однако в планах государственного и инициативного строительства они почти не находят места. Особенно плохо обеспечены интернатами школы в Грязинском, Лев-Толстовеком, Хлевенском и не которых других районах. Несмотря на то. что бюджетные ассигнования на школьное строитель ство в области ежегодно осваивают ся, школ у нас все еще не хватает. Нужна серьезная и неотложная по мощь колхозов, совхозов, предприя тий, общественности. Как известно, по инициативе Елец кого района в этом году разверну лось соревнование за образцовую подготовку школ к учебным заняти ям. Сейчас инициативным путем в области ведется строительство 238 объектов на 14.730 мест. Успешно вы полняют свои обязательства Елец кий, Долгоруковский. Добровский, Данковский, Чаплыгинский, Задон ский районы. Однако некоторые руководители хозяйств, взяв обязательства, тут же забывают о них, Терб\'нский район наметил построить 15 объектов, а строит только 5, Хлевенский вместо 8 строит 3, Не выполняют свои обяза тельства по школьному строительст ву колхозы им. Дзержинского и «40 лет ^Октября» Измалковского, ряд хозяйств Добринского, Усманского, Задонского районов. Серьезно отстает строительство дошкольных детских учреждений. Бюджетные ассигнования на эти цели за семь месяцев освоены лишь на 49,7 процента. Неудовлетвори тельно ведет строительство детских садов и школ трест «Липецксовхоз- етрой», который второй год срывает план. В истекшем году в области на блюдался большой отсев учащихся. Особенно это касается Усманского, Добровского районов, некоторых ли пецких школ. Как правило, главная причина отсева — низкая успевае мость. Нередко ученик попадает в отстающие и ему трудно догнать товарищей. Единственный выход он видит лишь в одном — уйти из школы. В таких случаях на помошь должны прийти педагоги: их настой чивость, требовательность. Прав да, на протяжении последних лет отсев И массовое второгод ничество резко сократились. Од нако число второгодников по об ласти все еше велико. По сравнению с прошлым годом значительно снизи лась успеваемость в школах Болон ского, Грязинского, Лев-Толстовско- го, Чаплыгинского, Становлянского районов, в Ельце. Наши педагоги стремятся не толь ко учить и воспитывать. Пристальное изучение психологии ребенка помо гает определить тот единственный путь, по которому должно идти его воспитание. По примеру Павлытской средней школы Кировоградской об ласти в наших школах создаются психологические комиссии, которые будут вести углубленные наблюде ния за развитием учащихся. В новом учебном году Надо шире организо вывать семинары по детской психо логии, коммунистическому воспита нию и педагогике. В работе с педагогическим коллек тивом большая роль принадлежит директору, завучу, . Они должны ежедневно отвечать на многочислен ные вопросы методического, органи зационного и теоретического харак тера, показывать образцы педагоги ческого труда. Учителю следует помочь ,не только советом, его нужно обеспечить всеми необходимыми материалами для проведения урока. Руководители многих школ уделяют большое вни мание материальному оснащению учебного процесса, изыскивают для этого дополнительные финансовые источники. Однако в целом оборудо вания в школах еще крайне недоста точно. Сейчас многое изменилось в орга низации внеурочного времени учащих ся. В ряде школ сложилась система воспитания ребят на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на ре волюционных, боевых и трудовых традициях советского народа, Ком мунистической партии. Накоплен по ложительный опыт в эстетическом, трудовом и физическом воспитании. Однако в воспитательной работе с учащимися еще много недостатков. Задача состоит в том, чтобы быстрее преодолеть некоторый формализм в воспитании, создать в учительских коллективах обстановку подлинного творчества, С докладом о выполнении поста новления Ц К КПСС «О состоянии и мерах улучшения подготовки педа гогических кадров для общеобразо вательных школ РСФСР» выступил на совещании ректор Липецкого пединститута Н. С. Перелыгин. Секретарь Липецкого райкома КПСС Н. Н. Чертков в своем докла де говорил о руководстве райкома КПСС школьными партийными ор ганизациями. Заведующий Липецким гороно С. И. Салтыков отметил, что там. где учебно-воспитательная работа стоит на должном уровне, а в кол лективе дарит атмосфера дружбы, благожелательности, где умело осу ществляется руководство — налицо большие успехи. Этого как раз не хватает коллективам липецких пер вой и тридцать восьмой школ. Тов. Салтыков говорил о том, что необхо димо поднять роль педагогических советов, школ передового опыта, ук репить связь школы с семьей, произ водством. общественностью. Заведующий Воловским роно И. Н. Маричев критиковал торгующие ор ганизации, которые мало завозят книг в районы, несвоевременно обес печивают школы учебниками. Па пороге сентябрь, а до сих нор в рай он не поступил нн один букварь, На совещании выступили секретарь обкома комсомола В. П. Гонтарова, директор института усовершенствова ния учителей П. Д. Кашменский. В работе совещания приняли уча стие секретарь обкома КПСС А. А. Сталь и заместитель председателя облисполкома А, М. Орехов, Секретарь обкома КПСС ' А. А. Сталь в своем выступлении подроб но остановился на. важнейших про блемах, связанных с введением де сятилетнего всеобуча, в частности, говорил о недостатках в комплекто вании девятых классов. Тов. Сталь особо подчеркнул, что залогом ус пешной работы каждого школьного коллектива являются умело подоб ранные учительские кадры. ф о щ КОЛХОЗНЫХ ф а б р и к М Я С А На фасаде одного из зданий жи вотноводческого комплекса, соору жаемого в колхозе «Заря коммуниз ма», крупными буквами написано: «Сдадим строящийся объект к 20 июля!». Назначенный срок давно прошел, а выполнена лишь часть работы. В помещении нет пола, по существу не начат монтаж оборудования. Может, на других объектах дела, идут лучше? К сожалению, нет. В июле в целом по комплексу план строительных работ осуществлен на половину. И в августе дела идут по принципу: «Один рубит, а семеро в кулак дуют». Вот строится свинарник-откор мочник, В холодке расположились строители Долгоруковского СМУ. Перед ними—распитая бутылка со рокаградусной, Кое у кого уже язык заплетается. В свинарнике-маточнике рабочие З а в о д с о ш т а т о м • и | | в п я т ь ч е л о в е к ] ЛЕНИНГРАД, 18 августа. (ТАСС). | В Павловске, под Л е н и н гр а д о м ,} вступил в строй и выдал первую * . пр од укцию автоматизированный ; ♦ растворный узел Главленинград-I ; строя, обеспечивающ ий с т р о й к и ! “ кр уп но го треста кладочным и | | ш тукатурным раствором. В с е м и ; 2 механизмами и устро й с т в а м и , ; ♦вклю чая транспортные, на у з л е ! ; управляет один оператор, н а х о -| | дящийся у пульта д о з и р о в о к,; | К ром е него, в смене работаю т ! * бульдозерист, электром о н т е р, | слесарь и м оторист в .к о м п р е с -; сорной — всего пять чел ове к! | По степени автоматизации и I | обеспечения контрол ирующ им и I ; устройствами и приборам и этот I | растворный узел является с а м ы м ; | соверш енным в стране. Он спр о-X * ектирован и построен коллекти- | вом треста № 3 Гл авленинград-; строя. | I П Щ Щ Н |И И И Ш И 1 И И 1 И И И Я Я | | Щ | 1 Р е п о р таж Р О Ж Д Е Н И Е С Т А Н К А Э то го момента на заводе ждали целый' год. И вот в ремонтный цех пришли ученые, рабочие, инженеры и техники, Они присутствуют сего дня при рождении еще одного мощ ного станка, созданного в творче ском содружестве коллективами Мо сковского института «Оргстанки- пром» и елецкого завода «Гидропри вод». Вот он—красавец-полуавтомат, предназначенный для шлифовки кри вой статора. Руководитель4 работ В: Эльман включает агрегат, и сра зу же на светящемся пульте управ ления загораются названия опера ций. Автоматически раздвигаются стен ки, изготовленные из синтетических материалов, и мы видим, как авто матические зажимы крепко схваты вают деталь.- Операция началась. Один за другим вспыхивают надпи си: «черновая обработка», «чистовая обработка», справка», «конец цик ла». Станок выключается. Снова раз двигаются стенки — и деталь гото ва. Считанные секуйды понадоби лись для производства такой слож ной операции, как шлифовка конвой статора. . — Какова производительность но вого станка? — спрашиваю я у ис полняющего обязанности главного инженера В. Буяло. — Новый полуавтомат в 10—15 раз производительнее старого стан ка.- Кроме того, точность обработки в условиях серийного производства повышается в 8—12 раз, — отвеча ет В. Буяло. Радостное настроение сегодня и у ученых. Напряженный труд‘увенчал ся успехом. А сколько было поисков, сомнений, неудач! Полуавтомат но вой модели — сложный агрегат. До статочно сказать, что в нем 5 тысяч деталей, более 2,5 километра элект рических проводов. Гордостью светятся глаза слесаря В. Перегудова, шлифовщика В. Про- воторова, работника цеха В. Якуни на. Они принимали участие в созда ний новой конструкции, предложили немало оригинальных решений. Так, долгое время, например, узким ме стом считалось изготовление копира. Он должен был состоять из 600 тон чайших стальных пластин. В. Яку нин предложил сделать копир из цельного стального куска по новой технологии. По предложению станкостроителей усовершенствовали пульт управле ния и гидравлическую часть агре гата. В ближайшее время в павильоне «Машиностроение» Выставки дости жений народного хозяйства страны открывается смотр новой техники «Оргстанкипром-66». На днях ель- чане отправили свое детище в сто лицу нашей Родины. Демонстриро вать станок на выставке будут ра ботники завода В. Перегудов и В: Якунин.. — Каковы перспективы нового по луавтомата?^ Будут ли выпускаться станки серийно?—поинтересовался я у директора предприятия Александ ра Сергеевича Колесника. — Да, будут, — ответил он. — Уже принято решение о создании на елецком заводе «Гидропривод» спе циального цеха по выпуску новых шлифовальных станков-полуавтома тов. Конечно, это налагает на кол лектив особые трудности,— н уж н о производственное помещение, более точное оборудование. Но мы наде емся, что сумеем ■освоить массовый выпуск оригинальных станков. Большой творческий поиск ведут елецкие станкостроители. Одновре менно с полуавтоматом ельчане за кончили изготовление еще одного оригинального агрегата — полуавто матической печи для напыления пластмасс.. Это тоже детище содру жества ученые и рабочих, Автор проекта — инженер института «Орг- станкипром» Ю. Горский и большой- отряд рабочих, инженеров и техни ков завода сумели решить еще о дн у сложную задачу. Сколько сил и тру да нужно было затратить, чтобы с помощью пульверизаторов напылить пластмассы на поверхность деталей насоса. А после напыления необхо димо было еще шпаклевать и грун товать изделие. — Раньше на эту операцию трати лось около 48 часов,— рассказывает научный сотрудник института Ю. Горский,— а наша печь справ ляется всего за 45 секунд. Настойчиво и упорно борется кол лектив елецкого завода «Гидропри вод» за честь марки предприятия. На днях на предприятии состоя лось Всесоюзное совещание по гид равлике. На нем речь шла о твор ческом содружестве рабочих и уче ных, о постоянном поиске, который дает возможность повышать качест во изделий гидравлики. Поиск продолжается; Новые стан ки начинают свою жизнь в Ельце, А. БАЮКАНСКИЙ , соб, корр. «Ленинского знамени». ©♦♦ м м н м и н и м м н . Недавно в М о скв е заверш ил свою работу X V III М еж дународ ны й $ психологический кон гр есс — самый обш ирны й и представительный X в истории этой науки. ; Ровно неделю свыше четырех тысяч участников конгресса — $ представители сор ока трех стран м ира обсуж дали насущ ные науч- 2 лые проблемы . 2 Корреспонд ент Агентства печати Новости Светлана Винокурова $ попросил а известного советского учен ого президента конгресса, 2 действительного члена А кад ем ии педагогических наук РСФСР пр о- * * ф ессора А лексея Леонтьеаа поделиться мы слями о результатах 2 | работы конгресса. На очеред ной сессии Генеральной Ассамблеи 2 * проф ессор Л еонтьев избран вице-президентом М е ж д ун а род н ого 2 сою за научной психологии. 2 »♦♦♦«♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ *гт) — Современная психология ста новится связующим звеном между социальными науками, изучающими законы развития человеческого об щества, и биологией, в центре вни мания которой прямо или косвенно стоит человек. Столетиями наука о психике кро потливо накапливала факты, зани малась чистыми описаниями. Сейчас происходит качественный скачок. Психология, вбирающая в себя мно гие области человеческого знания, м ож ет.говорить уже о серьезных достижениях. - Расскажите о практическом приложений психологических знаний. Что дает психология человеку на данйом этапе? - Возьмите хотя бы такую дале кую, на первый взгляд, от насущных проблем человека область, как эко логия и этология — изучение врож денного поведения животного, Со ветский ученый А. Слоним, немецкий — М. Линдауэр и французский — Р. Шовен рассказали об очень инте ресных исследованиях истоков по ведения.- С каким запасом «знаний» рождается на свет животное? Как оно находит свое место в окружаю щем мире й как этот мир влияет на его формирование? Исследование этого наиболее «чувствительного* к ДОЛГОРУКОВСКИЕ « Н Е У В Я З К И » Липецкого СМУ монтировали отоп ление.- — Фронта для работ нет, — жа луются монтажники, — Надо бы транспортеры устанавливать, а ка налы для них не готовы. Из-за то го, что не поделаны полы и клет ки, не можем монтировать автопоил ки. На строительстве котельной в тот день работало два человека. Один носил раствор, другой — штукату рил стены. — Не хватает людей, — пояснил прораб т. Кудинов. Но главная беда не в этом. Рабо чих рук на комплексе больше, чем достаточно. Зато мало механиз мов, применение которых позво лило бы поднять производитель ность труда, снизить стоимость ра бот. Строителям ежедневно требует ся много известкового раствора, бе тона. Кажется, не такая уж слож ная проблема. А в Стегаловке до последних дней не смогли ее решить. На стройке действовала всего лишь одна бетономешалка. — Попытались приспособить ста рую бетономешалку, которую одол жил нам Долгоруковский свекло- пункт. Ничего не вышло: поломз- лась. А запасных частей нигде не Достанем, — рассказывают1 механи заторы строительного управления. Очень нужен стройке бульдозер. Имеющийся трактор Т-75 с лопата ми не берет крепкий грунт, а зем ляных работ много. — Обещают дать новый буль дозер, но когда это будет — неизве стно, — говорит начальник Долго руковского СМУ «Межколхозстроя» т. Балашов. И все-таки выход есть. Недостаю щие механизмы можно изыскать, не выезжая за ^пределы района. В ме стных хозяйствах имеются буль- ■дозеры, бетономешалки. Почему со седи не придут на помошь стройке номер один? Тут надо сделать упрек районному штабу, призванному ру ководить сооружением Фз/щики мя са. Штаб мало вникает в деятель ность строителей, не оказывает дол жного влияния на ход работ. Стремясь ускорить строительство животноводческого комплекса, руко водители СМУ стали меньше уделять внимания качеству работ. В свинар нике-маточнике, что готовится к сда че, на поделку клеток и каналов для транспортеров используют гни лые доски. Имеют место случаи, ко гда строители отклоняются от про екта. С введением в строй животно* «одческого комплекса остро встанет проблема кадров. Решать ее надо сейчас. Вот, скажем, котельная. Об служивать ее смогут люди, знако мые с техникой, прошедшие специ альный курс обучения. Помня об этом, правление колхоза дважды по сылало колхозников в отдел меха низации областного управления сельского хозяйства с тем, чтобы их послали на курсы, И каждый раз люди возвращались ни с чем? А комплексу потребуется не тольхо котельщик, но и электрики, слесари* другие специалисты* На новостройку идет поток гру* зов. Но дорога никуда не годится. Чуть брызнет дождь — и она стано вятся непроезжей, В ненастье к комплексу вообще не подойдешь. Нужна дорога с твердым покрыти ем. Кстати, строительство ее запла нировано. Специалисты дорожного управления сделали разбивку, обоз начили путь, но дальше этого дело» не пошло, С. БЕЗЛЕПКИН , соб. корр. «Ленинского знамени». | Одной из задач, стоящих перед Липецкой специализированной лабораторией электротехнических сталей Центрального научно- исследовательского института черных металлов, является исследо вание стойкости и контактной прочности прокатных валков. Эта работа позволит выявить работоспособность различных марок стали. НА СНИМКЕ: младший научный сотрудник Сергей Михайлович Гурии производит замер твердости прокатного валка в цехе холод- ; ной прокатки НЛМЗ. Фото Н. Каданцева. (Гм М М М М М М М М М М н восприятиям периода не случайно интересует ученых. Его изучение подсказывает, как рационально по строить воспитание ребенка на пер вых ступенях его развития. А нейропсихология? Исследования советского ученого А. Лурия пока зали: каждая часть мозга связана с несколькими функциями, Больше того, удалось определить, с какими. Теперь, наблюдая, как изменилось поведение человека, какие функции нарушились, можно сказать, где расположился очаг поражения. Вот вам и практический выход в диагно стику. — Какие проблемы стоят перед психологами? — Наука о психике развивается стремительно. Никогда еще ее ис следования не были столь многочис ленны, не затрагивали такого широ кого круга проблем, как сейчас. Однако перед мировой психологи ей стоят серьезные трудности — не обходимо теоретически осмыслить громадное количество накопленных фактов, построить систему психоло гической науки. Конечно, современ ного психолога нельзя сравнивать, как это делали в начале нашего ве ка, с Приамом, сидящим на разва линах Трои, В наше время психолог скорее напоминает строителя, перед которым обилие материала, целые законченные блрки. Но ему не хва тает общего эскиза сооружаемого сложнейшего архитектурного ансам бля. Ключ теоретической психологии — в теории отражения. В Советском Союзе развиваются различные пси хологические направления. Все они объединены общими теоретическими положениями, главное из которых — взгляд на психику как на активную форму отражения реальности. Отражение принимает участие в управлении жизненными процесса ми, поведением. Но оно, в свою оче редь,— результат деятельности, ко торая проверяет и корректирует его. Возникает задача первостепенной важности: исследовать особенности, механизмы и функцию различных уровней отражения, проследить пе реходы от более простых к слож ным. Теория отражения помогает ста вить и разрешать многие проблемы, например, обучения и умственного развития. — Этот вопрос вызвал острую ди скуссию. Какие точки зрения были представлены на конгрессе? —- Мой уважаемый французский коллега, профессор Ж . Пиаже, вы ступивший с очень интересным док ладом, полагает, что умственное развитие ребенка имеет свои внут ренние законы, в которые нельзя вмешиваться. Это значит, что надо выжидать момента, когда ребенок способен обучаться. Профессор Гарвардского универ ситета Д. Брунер из США придер живается мнения, что умственное развитие — это обучение, которое должно постепенно углубляться. Советские психолога считают: обу чение должно «забегать вперед», ве сти за собой умственное развитие. Сейчас в Советском Союзе работает несколько школ, гд е 4 преподавание начинается не с арифметики, а с элементов алгебры. Учащихся пер вых классов знакомят с буквенной символикой, понятием тождества и неравенства. Эксперименты говорят, что мыслительные способности де тей можно необычайно расширить. — Какие работы, представленные на симпозиумах конгресса, на Ваш взгляд, наиболее интересны? —> Их очень много. По этому по воду известный французский ученый Ж . Фресс — новый президент Меж дународного союза научной психо логии, сказал так: «Если бы это бы ло в моих силах, я посетил бы две трети симпозиумов». Кроме работ, о которых я упомя нул, большой интерес вызвали ис следования известного советского ученого,.профессора П, Анохина, ко торый показал, как из миллиона вариантов поведения человек выби рает один именно тот, что соответ ствует обстановке, состоянию орга низма. Советский психолог профессор Е, Соколов нашел точный способ изучения ориентировочных рефлек сов. Сейчас этот метод получил ши рокое признание и распространение. Очень эффектным было сообщение испанского доктора Дельгадо. Мы увидели удивительный фильм. Стадо обезьян. В нем — вожаки и ведо мые. Но вот что-то произошло, и вожак нападает на смирную обезь яну. Дельгадо нажимает кнопку — агрессор становится послушным и тихим Исследователь адресовал возбуждения в те центры, которые связаны с подавлением агрессивно го поведения. Я не хочу думать, что с этих по зиций, можно получить что-либо в отношении человека, но для живот ных, безусловно, найден способ на расстоянии, без проволочной связи, по телеметрическим каналам через вживленные электроды управлять их поведением. Много выступлений было посвя щено теории информации. Она воз никла, как известно, когда понадо билось решать вопросы телефонной связи, Психологи по аналогии ре шили применить ее к человеческому восприятию: ведь раздражение — своего рода «звонок», который за канчивается ответом. Много нового в этой области принесло сообщение известного французского профессора Ж- Фресса, который установил — состояние человека зависит не толь ко от вероятности появления того или иного раздражителя, но и от набора ответов, которыми он распо лагает. Возможности восприятия зависят во многом от того, как человек оценивает обстановку, в которой на ходится, Об этом рассказал совет ский ученый, профессор О. Каноп- кин, Теория информации помогает нам лучше понять сложный механизм восприятия. Однако мы не должны забывать, что человек не просто ре гистрирует события, как это делает машина. Он способен познавать об становку, Восприятие исследовали многие ученые в самых разных аспектах. Советский ученый Д . Ломов расска зал о том, как наши знания теории восприятия позволяют создавать оп тимальные условия для работы на автоматических системах, Ведь в наше время человек имеет дело с десятками сложных приборов, элек тронно-вычислительной техникой. Он должен молниеносно ориентировать ся и отвечать «а сигналы, которые поступают к нему от машин. Многие ученые из разных стран мира рассказали о том, какие меха низмы лежат в основе, восприятия времени я какие — в основе одно временного восприятия пространств ва, Над этой проблемой очень мно- го работал советский профессор Б, Ананьев. Ему удалось объединить, синтезировать обе эти сложные про» блемы, Восприягие многие считают пас* сивиым процессом. Исследования со ветских ученых—профессора А, За порожца, В. Зинченко и других по-; казали, что эта точка зрения глубо ко ошибочна. Как и всякое отраже ние, восприятие активный про цесс, В одной из лабораторий Мос-_ конского университета удалось раз*, работать точнейшие методы, позво ляющие объективно исследовать эту сторону зрительного восприятия, Столь же подробно обсудил кон гресс вопросы, связанные с памятью, И здесь мы нашли подтверждение правильности теории, предложенной советскими учеными. Эксперименты продемонстрировали, как деятель-. КОСТЬ влияет на запоминание... В короткой беседе невозможно рассказать о сотнях увлекательней ших работ, которые проделали уче ные мира. Невозможно даже пере числить направления, в которых идут поиски: это и психология вос приятия речи, и эвристика, отыски вающая ответ на вопрос, как облег чить человеку мыслительные наход ки, и еще юная, но преуспевающая область инженерной психологии. В поле зрения ученых — сложнейшие проблемы личности и социальной психологии, Впервые за всю исто рию конгрессов на нашем, X V III, обсуждались вопросы психологии в космических полетах. В заключение я отвечу на Ваш последний вопрос: общее впечатле ние о конгрессе. Он показал, что ученые разных стран могут работать вместе, способствуя прогрессу науки и росту взаимопонимания, Наука должна служить человеку, человек яесгву и миру,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz