Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ ' И августа 1966 г., М 191 (3701) Н А П О Р О Г Е У Ч Е Б Н О Г О Г О Д А Празднично выглядит здание Пет­ ровской ^средней школы Добрин- ского района. Здесь все уже готово к занятиям. В классных комнатах чи­ сто. уютно, приведены в порядок учебные пособия, мебель, обновле­ ны стенды, плакаты. Таких школ в области немало. Всюду в эти дни идут последние приготовления. С волнением ждут первого сентября в каждой семье учащихся. Но особенно много сейчас забот у работников школ и органов народ­ ного образования, Многолюдно в эти дни в учительских. Педагоги на­ мечают планы работы, готовятся к традиционным августовским совеща­ ниям. Так уж принято: началу заня­ тий предшествует большой педаго­ гический совет. На нем тщательно анализируются итоги работы в про­ шлом году, ведется серьезный разго­ вор о путях дальнейшего совершен­ ствования учебно - воспитательного процесса. Этим вопросам было посвящено состоявшееся на днях в обкоме КПСС областное совещание секрета­ рей городских и районных комитетов КПСС, городских и районных коми­ тетов ВЛКСМ ,, работников органов народного образования и педагоги­ ческих вузов. В докладе заведующего облоно И. А. Пономарева «Решения X X III съезда КПСС и задачи органов на­ родного образования и школ в 1966— 67 учебном году» был сделан обстоя­ тельный анализ деятельности многих педагогических коллективов в истек­ шем году, Докладчик сосредоточил внимание на тех главных вопросах,, которые должна решать школа се­ годня. Прежде всего, это—проблема коммунистического воспитания под­ растающего поколения, В работе школьных коллективов по-прежнему большое место занимали вопросы повышения теоретической и методической квалификации учите­ лей. Современный учитель — это полномочный представитель опре­ деленной научной отрасли. Он дол­ жен быть страстным пропагандистом марксистско - ленинских идей. Толь­ ко тогда можно говорить о , связи обучения с жизнью. только этим можно преодолеть ' формализм и на­ четничество в преподавании, В Директивах XX III. съезда КПСС намечено в течение пятилетки завер­ шить в основном введение всеобще­ го среднего образования. Эта задача является наиболее сложной и много­ гранной. Районным и городским ор­ ганам народного образования вме­ сте с районными и городскими орга- Ч т о б ы к р е п л а э к о н о м и к а Большую роль в жизни совхоза *1о лет Октября» играют депутаты сельского и районного Советов. В «х числе—главный агроно-м совхоза А. П. Шабунин, управляющие отде лениями И. А. Носов, С. П. Косте- ров, доярка М. В. Москвичева и другие. При сельсовете создана ко миссия по сельскому хозяйству. В состав ее вошло девять депутатов и 20 активистов. Особое внимание уделяется подго­ товке и проведению важнейших сельскохозяйственных кампаний. Мы обсуждали, например, вопро­ сы подготовки техники к весеннему севу, организовывали проверку се­ менного материала. Принимаем уча стие в уборке урожая зерновых овощей и Плодов. Хорошо работают не только депу­ таты, но и активисты. Главный ме­ ханик совхоза И. П. Плотников инженер К- И, Гречкин по поруче­ нию комиссии проверяли готовность тракторов и комбайнов к жатве. В процессе проверки они оказали ме­ ханизаторам действенную помощь Одновременно шла подготовка к уборке плодов, Депутаты и активи­ сты, возглавляемые депутатом Е. И Воробьевой, побывали во всех садо­ водческих бригадах и отделениях, проверили, в достаточном ли коли­ честве имеются инструменты, тара. Начавшийся сбор плодов — очень ответственный период, И депутаты обратились к жителям села с при­ зывом оказать совхозному, коллек­ тиву помощь в уборке урожая. От­ кликнулись многие. На сбор плодов уже вышло свыше ста домохозяек, пенсионеры, школьники. Наряду с этим члены постоянной комиссии по. сельскому хозяйству много внимания уделяют борьбе за высокий урожай будущего года, за­ готовке кормов для общественного животноводства. По инициативе де­ путата Г. И, Гольченкова так назы­ ваемые бросовые земли были засе­ яны кормовыми культурами. Это по­ зволило получить дополнительно; большое количество кормов. По со вету постоянной комиссии в совхозе стали выращивать новую кормовую культуру — гибрид «Куузика», Члены постоянной комиссии— де­ путаты, а также активисты' много сделали в этом году для усиления закупок излишков сельскохозяйст­ венной- продукции ...у населения. В результате план закупок молока вы­ полнен на 160 процентов, яиц — на 240 процентов, м я с а— на 512 про­ центов, шерсти — на 121 процент. В. НОЧЕВКИНА, управляющая отделением совхоза «15 лет Октября», председатель постоянной комиссии по сельскому хозяйству Троекуровского сельского Совета. ьМвааааавяааааааааааваааая-аааавваавааааааавааг * : „Молодая проза Сибири" ; а Центральный Комитет В Л К С М ; и Комитет по печати при СоветеI | Министров РСФСР приняли сов-: I местное постановление об изда- • | «.да библиотеки-«Молодая проза! | Сибири». I ! В этой библиотеке, посвящен-I | иой 50-летию ВЛКСМ , выйдет! | пятьдесят томиков лучших произ-; | ведений молодых писателей, чье; ; творчество посвящено огромному! | и богатейшему краю Советского; Союза. О б л а с т н о е с о в е щ а н и е с е к р е т а р е й г о р к о м о в и р а й к о м о в К П С С , р а б о т н и к о в о р г а н о в н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я и п е д а г о г и ч е с к и х в у з о в низациями нужно в ближайшее вре­ мя спланировать школьную сеть до 1970 года. Число начальных и вось­ милетних школ будет постепенно со­ кращаться. Основным типом общеоб­ разовательного учреждения стано­ вится средняя школа. Увеличение приема в 9-е классы в этом году уже повлекло за собой реорганиза­ цию 19 восьмилетиях школ в десяти­ летки. Между тем, в ряде мест комплектование девятых классов пу­ стили на самотек. Не выполняется план приема учащихся в девятые классы в Краснянском, Грязинском, Тербунском, Лебедянском. Хлевен- ском районах, в Липецке. Расширение сети средних школ по­ требует значительного увеличения числа интернатов. Однако в планах государственного и инициативного строительства они почти не находят места. Особенно плохо обеспечены интернатами школы в Грязинском, Лев-Толстовеком, Хлевенском и не­ которых других районах. Несмотря на то. что бюджетные ассигнования на школьное строитель­ ство в области ежегодно осваивают­ ся, школ у нас все еще не хватает. Нужна серьезная и неотложная по­ мощь колхозов, совхозов, предприя­ тий, общественности. Как известно, по инициативе Елец­ кого района в этом году разверну­ лось соревнование за образцовую подготовку школ к учебным заняти­ ям. Сейчас инициативным путем в области ведется строительство 238 объектов на 14.730 мест. Успешно вы­ полняют свои обязательства Елец­ кий, Долгоруковский. Добровский, Данковский, Чаплыгинский, Задон­ ский районы. Однако некоторые руководители хозяйств, взяв обязательства, тут же забывают о них, Терб\'нский район наметил построить 15 объектов, а строит только 5, Хлевенский вместо 8 строит 3, Не выполняют свои обяза­ тельства по школьному строительст­ ву колхозы им. Дзержинского и «40 лет ^Октября» Измалковского, ряд хозяйств Добринского, Усманского, Задонского районов. Серьезно отстает строительство дошкольных детских учреждений. Бюджетные ассигнования на эти цели за семь месяцев освоены лишь на 49,7 процента. Неудовлетвори­ тельно ведет строительство детских садов и школ трест «Липецксовхоз- етрой», который второй год срывает план. В истекшем году в области на­ блюдался большой отсев учащихся. Особенно это касается Усманского, Добровского районов, некоторых ли­ пецких школ. Как правило, главная причина отсева — низкая успевае­ мость. Нередко ученик попадает в отстающие и ему трудно догнать товарищей. Единственный выход он видит лишь в одном — уйти из школы. В таких случаях на помошь должны прийти педагоги: их настой­ чивость, требовательность. Прав­ да, на протяжении последних лет отсев И массовое второгод­ ничество резко сократились. Од­ нако число второгодников по об­ ласти все еше велико. По сравнению с прошлым годом значительно снизи­ лась успеваемость в школах Болон­ ского, Грязинского, Лев-Толстовско- го, Чаплыгинского, Становлянского районов, в Ельце. Наши педагоги стремятся не толь­ ко учить и воспитывать. Пристальное изучение психологии ребенка помо­ гает определить тот единственный путь, по которому должно идти его воспитание. По примеру Павлытской средней школы Кировоградской об­ ласти в наших школах создаются психологические комиссии, которые будут вести углубленные наблюде­ ния за развитием учащихся. В новом учебном году Надо шире организо­ вывать семинары по детской психо­ логии, коммунистическому воспита­ нию и педагогике. В работе с педагогическим коллек­ тивом большая роль принадлежит директору, завучу, . Они должны ежедневно отвечать на многочислен­ ные вопросы методического, органи­ зационного и теоретического харак­ тера, показывать образцы педагоги­ ческого труда. Учителю следует помочь ,не только советом, его нужно обеспечить всеми необходимыми материалами для проведения урока. Руководители многих школ уделяют большое вни­ мание материальному оснащению учебного процесса, изыскивают для этого дополнительные финансовые источники. Однако в целом оборудо­ вания в школах еще крайне недоста­ точно. Сейчас многое изменилось в орга­ низации внеурочного времени учащих­ ся. В ряде школ сложилась система воспитания ребят на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на ре­ волюционных, боевых и трудовых традициях советского народа, Ком­ мунистической партии. Накоплен по­ ложительный опыт в эстетическом, трудовом и физическом воспитании. Однако в воспитательной работе с учащимися еще много недостатков. Задача состоит в том, чтобы быстрее преодолеть некоторый формализм в воспитании, создать в учительских коллективах обстановку подлинного творчества, С докладом о выполнении поста­ новления Ц К КПСС «О состоянии и мерах улучшения подготовки педа­ гогических кадров для общеобразо­ вательных школ РСФСР» выступил на совещании ректор Липецкого пединститута Н. С. Перелыгин. Секретарь Липецкого райкома КПСС Н. Н. Чертков в своем докла­ де говорил о руководстве райкома КПСС школьными партийными ор­ ганизациями. Заведующий Липецким гороно С. И. Салтыков отметил, что там. где учебно-воспитательная работа стоит на должном уровне, а в кол­ лективе дарит атмосфера дружбы, благожелательности, где умело осу­ ществляется руководство — налицо большие успехи. Этого как раз не хватает коллективам липецких пер­ вой и тридцать восьмой школ. Тов. Салтыков говорил о том, что необхо­ димо поднять роль педагогических советов, школ передового опыта, ук­ репить связь школы с семьей, произ­ водством. общественностью. Заведующий Воловским роно И. Н. Маричев критиковал торгующие ор­ ганизации, которые мало завозят книг в районы, несвоевременно обес­ печивают школы учебниками. Па пороге сентябрь, а до сих нор в рай­ он не поступил нн один букварь, На совещании выступили секретарь обкома комсомола В. П. Гонтарова, директор института усовершенствова­ ния учителей П. Д. Кашменский. В работе совещания приняли уча­ стие секретарь обкома КПСС А. А. Сталь и заместитель председателя облисполкома А, М. Орехов, Секретарь обкома КПСС ' А. А. Сталь в своем выступлении подроб­ но остановился на. важнейших про­ блемах, связанных с введением де­ сятилетнего всеобуча, в частности, говорил о недостатках в комплекто­ вании девятых классов. Тов. Сталь особо подчеркнул, что залогом ус­ пешной работы каждого школьного коллектива являются умело подоб­ ранные учительские кадры. ф о щ КОЛХОЗНЫХ ф а б р и к М Я С А На фасаде одного из зданий жи­ вотноводческого комплекса, соору­ жаемого в колхозе «Заря коммуниз­ ма», крупными буквами написано: «Сдадим строящийся объект к 20 июля!». Назначенный срок давно прошел, а выполнена лишь часть работы. В помещении нет пола, по существу не начат монтаж оборудования. Может, на других объектах дела, идут лучше? К сожалению, нет. В июле в целом по комплексу план строительных работ осуществлен на­ половину. И в августе дела идут по принципу: «Один рубит, а семеро в кулак дуют». Вот строится свинарник-откор­ мочник, В холодке расположились строители Долгоруковского СМУ. Перед ними—распитая бутылка со­ рокаградусной, Кое у кого уже язык заплетается. В свинарнике-маточнике рабочие З а в о д с о ш т а т о м • и | | в п я т ь ч е л о в е к ] ЛЕНИНГРАД, 18 августа. (ТАСС). | В Павловске, под Л е н и н гр а д о м ,} вступил в строй и выдал первую * . пр од укцию автоматизированный ; ♦ растворный узел Главленинград-I ; строя, обеспечивающ ий с т р о й к и ! “ кр уп но го треста кладочным и | | ш тукатурным раствором. В с е м и ; 2 механизмами и устро й с т в а м и , ; ♦вклю чая транспортные, на у з л е ! ; управляет один оператор, н а х о -| | дящийся у пульта д о з и р о в о к,; | К ром е него, в смене работаю т ! * бульдозерист, электром о н т е р, | слесарь и м оторист в .к о м п р е с -; сорной — всего пять чел ове к! | По степени автоматизации и I | обеспечения контрол ирующ им и I ; устройствами и приборам и этот I | растворный узел является с а м ы м ; | соверш енным в стране. Он спр о-X * ектирован и построен коллекти- | вом треста № 3 Гл авленинград-; строя. | I П Щ Щ Н |И И И Ш И 1 И И 1 И И И Я Я | | Щ | 1 Р е п о р таж Р О Ж Д Е Н И Е С Т А Н К А Э то го момента на заводе ждали целый' год. И вот в ремонтный цех пришли ученые, рабочие, инженеры и техники, Они присутствуют сего­ дня при рождении еще одного мощ­ ного станка, созданного в творче­ ском содружестве коллективами Мо­ сковского института «Оргстанки- пром» и елецкого завода «Гидропри­ вод». Вот он—красавец-полуавтомат, предназначенный для шлифовки кри­ вой статора. Руководитель4 работ В: Эльман включает агрегат, и сра­ зу же на светящемся пульте управ­ ления загораются названия опера­ ций. Автоматически раздвигаются стен­ ки, изготовленные из синтетических материалов, и мы видим, как авто­ матические зажимы крепко схваты­ вают деталь.- Операция началась. Один за другим вспыхивают надпи­ си: «черновая обработка», «чистовая обработка», справка», «конец цик­ ла». Станок выключается. Снова раз­ двигаются стенки — и деталь гото­ ва. Считанные секуйды понадоби­ лись для производства такой слож­ ной операции, как шлифовка конвой статора. . — Какова производительность но­ вого станка? — спрашиваю я у ис­ полняющего обязанности главного инженера В. Буяло. — Новый полуавтомат в 10—15 раз производительнее старого стан­ ка.- Кроме того, точность обработки в условиях серийного производства повышается в 8—12 раз, — отвеча­ ет В. Буяло. Радостное настроение сегодня и у ученых. Напряженный труд‘увенчал­ ся успехом. А сколько было поисков, сомнений, неудач! Полуавтомат но­ вой модели — сложный агрегат. До­ статочно сказать, что в нем 5 тысяч деталей, более 2,5 километра элект­ рических проводов. Гордостью светятся глаза слесаря В. Перегудова, шлифовщика В. Про- воторова, работника цеха В. Якуни­ на. Они принимали участие в созда­ ний новой конструкции, предложили немало оригинальных решений. Так, долгое время, например, узким ме­ стом считалось изготовление копира. Он должен был состоять из 600 тон­ чайших стальных пластин. В. Яку­ нин предложил сделать копир из цельного стального куска по новой технологии. По предложению станкостроителей усовершенствовали пульт управле­ ния и гидравлическую часть агре­ гата. В ближайшее время в павильоне «Машиностроение» Выставки дости­ жений народного хозяйства страны открывается смотр новой техники «Оргстанкипром-66». На днях ель- чане отправили свое детище в сто­ лицу нашей Родины. Демонстриро­ вать станок на выставке будут ра­ ботники завода В. Перегудов и В: Якунин.. — Каковы перспективы нового по­ луавтомата?^ Будут ли выпускаться станки серийно?—поинтересовался я у директора предприятия Александ­ ра Сергеевича Колесника. — Да, будут, — ответил он. — Уже принято решение о создании на елецком заводе «Гидропривод» спе­ циального цеха по выпуску новых шлифовальных станков-полуавтома­ тов. Конечно, это налагает на кол­ лектив особые трудности,— н уж н о производственное помещение, более точное оборудование. Но мы наде­ емся, что сумеем ■освоить массовый выпуск оригинальных станков. Большой творческий поиск ведут елецкие станкостроители. Одновре­ менно с полуавтоматом ельчане за­ кончили изготовление еще одного оригинального агрегата — полуавто­ матической печи для напыления пластмасс.. Это тоже детище содру­ жества ученые и рабочих, Автор проекта — инженер института «Орг- станкипром» Ю. Горский и большой- отряд рабочих, инженеров и техни­ ков завода сумели решить еще о дн у сложную задачу. Сколько сил и тру­ да нужно было затратить, чтобы с помощью пульверизаторов напылить пластмассы на поверхность деталей насоса. А после напыления необхо­ димо было еще шпаклевать и грун­ товать изделие. — Раньше на эту операцию трати­ лось около 48 часов,— рассказывает научный сотрудник института Ю. Горский,— а наша печь справ­ ляется всего за 45 секунд. Настойчиво и упорно борется кол­ лектив елецкого завода «Гидропри­ вод» за честь марки предприятия. На днях на предприятии состоя­ лось Всесоюзное совещание по гид­ равлике. На нем речь шла о твор­ ческом содружестве рабочих и уче­ ных, о постоянном поиске, который дает возможность повышать качест­ во изделий гидравлики. Поиск продолжается; Новые стан­ ки начинают свою жизнь в Ельце, А. БАЮКАНСКИЙ , соб, корр. «Ленинского знамени». ©♦♦ м м н м и н и м м н . Недавно в М о скв е заверш ил свою работу X V III М еж дународ ны й $ психологический кон гр есс — самый обш ирны й и представительный X в истории этой науки. ; Ровно неделю свыше четырех тысяч участников конгресса — $ представители сор ока трех стран м ира обсуж дали насущ ные науч- 2 лые проблемы . 2 Корреспонд ент Агентства печати Новости Светлана Винокурова $ попросил а известного советского учен ого президента конгресса, 2 действительного члена А кад ем ии педагогических наук РСФСР пр о- * * ф ессора А лексея Леонтьеаа поделиться мы слями о результатах 2 | работы конгресса. На очеред ной сессии Генеральной Ассамблеи 2 * проф ессор Л еонтьев избран вице-президентом М е ж д ун а род н ого 2 сою за научной психологии. 2 »♦♦♦«♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ *гт) — Современная психология ста­ новится связующим звеном между социальными науками, изучающими законы развития человеческого об­ щества, и биологией, в центре вни­ мания которой прямо или косвенно стоит человек. Столетиями наука о психике кро­ потливо накапливала факты, зани­ малась чистыми описаниями. Сейчас происходит качественный скачок. Психология, вбирающая в себя мно­ гие области человеческого знания, м ож ет.говорить уже о серьезных достижениях. - Расскажите о практическом приложений психологических знаний. Что дает психология человеку на данйом этапе? - Возьмите хотя бы такую дале­ кую, на первый взгляд, от насущных проблем человека область, как эко­ логия и этология — изучение врож­ денного поведения животного, Со­ ветский ученый А. Слоним, немецкий — М. Линдауэр и французский — Р. Шовен рассказали об очень инте­ ресных исследованиях истоков по­ ведения.- С каким запасом «знаний» рождается на свет животное? Как оно находит свое место в окружаю­ щем мире й как этот мир влияет на его формирование? Исследование этого наиболее «чувствительного* к ДОЛГОРУКОВСКИЕ « Н Е У В Я З К И » Липецкого СМУ монтировали отоп­ ление.- — Фронта для работ нет, — жа­ луются монтажники, — Надо бы транспортеры устанавливать, а ка­ налы для них не готовы. Из-за то­ го, что не поделаны полы и клет­ ки, не можем монтировать автопоил­ ки. На строительстве котельной в тот день работало два человека. Один носил раствор, другой — штукату­ рил стены. — Не хватает людей, — пояснил прораб т. Кудинов. Но главная беда не в этом. Рабо­ чих рук на комплексе больше, чем достаточно. Зато мало механиз­ мов, применение которых позво­ лило бы поднять производитель­ ность труда, снизить стоимость ра­ бот. Строителям ежедневно требует­ ся много известкового раствора, бе­ тона. Кажется, не такая уж слож­ ная проблема. А в Стегаловке до последних дней не смогли ее решить. На стройке действовала всего лишь одна бетономешалка. — Попытались приспособить ста­ рую бетономешалку, которую одол­ жил нам Долгоруковский свекло- пункт. Ничего не вышло: поломз- лась. А запасных частей нигде не Достанем, — рассказывают1 механи­ заторы строительного управления. Очень нужен стройке бульдозер. Имеющийся трактор Т-75 с лопата­ ми не берет крепкий грунт, а зем­ ляных работ много. — Обещают дать новый буль­ дозер, но когда это будет — неизве­ стно, — говорит начальник Долго­ руковского СМУ «Межколхозстроя» т. Балашов. И все-таки выход есть. Недостаю­ щие механизмы можно изыскать, не выезжая за ^пределы района. В ме­ стных хозяйствах имеются буль- ■дозеры, бетономешалки. Почему со­ седи не придут на помошь стройке номер один? Тут надо сделать упрек районному штабу, призванному ру­ ководить сооружением Фз/щики мя­ са. Штаб мало вникает в деятель­ ность строителей, не оказывает дол­ жного влияния на ход работ. Стремясь ускорить строительство животноводческого комплекса, руко­ водители СМУ стали меньше уделять внимания качеству работ. В свинар­ нике-маточнике, что готовится к сда­ че, на поделку клеток и каналов для транспортеров используют гни­ лые доски. Имеют место случаи, ко­ гда строители отклоняются от про­ екта. С введением в строй животно* «одческого комплекса остро встанет проблема кадров. Решать ее надо сейчас. Вот, скажем, котельная. Об­ служивать ее смогут люди, знако­ мые с техникой, прошедшие специ­ альный курс обучения. Помня об этом, правление колхоза дважды по­ сылало колхозников в отдел меха­ низации областного управления сельского хозяйства с тем, чтобы их послали на курсы, И каждый раз люди возвращались ни с чем? А комплексу потребуется не тольхо котельщик, но и электрики, слесари* другие специалисты* На новостройку идет поток гру* зов. Но дорога никуда не годится. Чуть брызнет дождь — и она стано­ вятся непроезжей, В ненастье к комплексу вообще не подойдешь. Нужна дорога с твердым покрыти­ ем. Кстати, строительство ее запла­ нировано. Специалисты дорожного управления сделали разбивку, обоз­ начили путь, но дальше этого дело» не пошло, С. БЕЗЛЕПКИН , соб. корр. «Ленинского знамени». | Одной из задач, стоящих перед Липецкой специализированной лабораторией электротехнических сталей Центрального научно- исследовательского института черных металлов, является исследо­ вание стойкости и контактной прочности прокатных валков. Эта работа позволит выявить работоспособность различных марок стали. НА СНИМКЕ: младший научный сотрудник Сергей Михайлович Гурии производит замер твердости прокатного валка в цехе холод- ; ной прокатки НЛМЗ. Фото Н. Каданцева. (Гм М М М М М М М М М М н восприятиям периода не случайно интересует ученых. Его изучение подсказывает, как рационально по­ строить воспитание ребенка на пер­ вых ступенях его развития. А нейропсихология? Исследования советского ученого А. Лурия пока­ зали: каждая часть мозга связана с несколькими функциями, Больше того, удалось определить, с какими. Теперь, наблюдая, как изменилось поведение человека, какие функции нарушились, можно сказать, где расположился очаг поражения. Вот вам и практический выход в диагно­ стику. — Какие проблемы стоят перед психологами? — Наука о психике развивается стремительно. Никогда еще ее ис­ следования не были столь многочис­ ленны, не затрагивали такого широ­ кого круга проблем, как сейчас. Однако перед мировой психологи­ ей стоят серьезные трудности — не­ обходимо теоретически осмыслить громадное количество накопленных фактов, построить систему психоло­ гической науки. Конечно, современ­ ного психолога нельзя сравнивать, как это делали в начале нашего ве­ ка, с Приамом, сидящим на разва­ линах Трои, В наше время психолог скорее напоминает строителя, перед которым обилие материала, целые законченные блрки. Но ему не хва­ тает общего эскиза сооружаемого сложнейшего архитектурного ансам­ бля. Ключ теоретической психологии — в теории отражения. В Советском Союзе развиваются различные пси­ хологические направления. Все они объединены общими теоретическими положениями, главное из которых — взгляд на психику как на активную форму отражения реальности. Отражение принимает участие в управлении жизненными процесса­ ми, поведением. Но оно, в свою оче­ редь,— результат деятельности, ко­ торая проверяет и корректирует его. Возникает задача первостепенной важности: исследовать особенности, механизмы и функцию различных уровней отражения, проследить пе­ реходы от более простых к слож­ ным. Теория отражения помогает ста­ вить и разрешать многие проблемы, например, обучения и умственного развития. — Этот вопрос вызвал острую ди­ скуссию. Какие точки зрения были представлены на конгрессе? —- Мой уважаемый французский коллега, профессор Ж . Пиаже, вы­ ступивший с очень интересным док­ ладом, полагает, что умственное развитие ребенка имеет свои внут­ ренние законы, в которые нельзя вмешиваться. Это значит, что надо выжидать момента, когда ребенок способен обучаться. Профессор Гарвардского универ­ ситета Д. Брунер из США придер­ живается мнения, что умственное развитие — это обучение, которое должно постепенно углубляться. Советские психолога считают: обу­ чение должно «забегать вперед», ве­ сти за собой умственное развитие. Сейчас в Советском Союзе работает несколько школ, гд е 4 преподавание начинается не с арифметики, а с элементов алгебры. Учащихся пер­ вых классов знакомят с буквенной символикой, понятием тождества и неравенства. Эксперименты говорят, что мыслительные способности де­ тей можно необычайно расширить. — Какие работы, представленные на симпозиумах конгресса, на Ваш взгляд, наиболее интересны? —> Их очень много. По этому по­ воду известный французский ученый Ж . Фресс — новый президент Меж­ дународного союза научной психо­ логии, сказал так: «Если бы это бы­ ло в моих силах, я посетил бы две трети симпозиумов». Кроме работ, о которых я упомя­ нул, большой интерес вызвали ис­ следования известного советского ученого,.профессора П, Анохина, ко­ торый показал, как из миллиона вариантов поведения человек выби­ рает один именно тот, что соответ­ ствует обстановке, состоянию орга­ низма. Советский психолог профессор Е, Соколов нашел точный способ изучения ориентировочных рефлек­ сов. Сейчас этот метод получил ши­ рокое признание и распространение. Очень эффектным было сообщение испанского доктора Дельгадо. Мы увидели удивительный фильм. Стадо обезьян. В нем — вожаки и ведо­ мые. Но вот что-то произошло, и вожак нападает на смирную обезь­ яну. Дельгадо нажимает кнопку — агрессор становится послушным и тихим Исследователь адресовал возбуждения в те центры, которые связаны с подавлением агрессивно­ го поведения. Я не хочу думать, что с этих по­ зиций, можно получить что-либо в отношении человека, но для живот­ ных, безусловно, найден способ на расстоянии, без проволочной связи, по телеметрическим каналам через вживленные электроды управлять их поведением. Много выступлений было посвя­ щено теории информации. Она воз­ никла, как известно, когда понадо­ билось решать вопросы телефонной связи, Психологи по аналогии ре­ шили применить ее к человеческому восприятию: ведь раздражение — своего рода «звонок», который за­ канчивается ответом. Много нового в этой области принесло сообщение известного французского профессора Ж- Фресса, который установил — состояние человека зависит не толь­ ко от вероятности появления того или иного раздражителя, но и от набора ответов, которыми он распо­ лагает. Возможности восприятия зависят во многом от того, как человек оценивает обстановку, в которой на­ ходится, Об этом рассказал совет­ ский ученый, профессор О. Каноп- кин, Теория информации помогает нам лучше понять сложный механизм восприятия. Однако мы не должны забывать, что человек не просто ре­ гистрирует события, как это делает машина. Он способен познавать об­ становку, Восприятие исследовали многие ученые в самых разных аспектах. Советский ученый Д . Ломов расска­ зал о том, как наши знания теории восприятия позволяют создавать оп­ тимальные условия для работы на автоматических системах, Ведь в наше время человек имеет дело с десятками сложных приборов, элек­ тронно-вычислительной техникой. Он должен молниеносно ориентировать­ ся и отвечать «а сигналы, которые поступают к нему от машин. Многие ученые из разных стран мира рассказали о том, какие меха­ низмы лежат в основе, восприятия времени я какие — в основе одно­ временного восприятия пространств ва, Над этой проблемой очень мно- го работал советский профессор Б, Ананьев. Ему удалось объединить, синтезировать обе эти сложные про» блемы, Восприягие многие считают пас* сивиым процессом. Исследования со­ ветских ученых—профессора А, За­ порожца, В. Зинченко и других по-; казали, что эта точка зрения глубо­ ко ошибочна. Как и всякое отраже­ ние, восприятие активный про­ цесс, В одной из лабораторий Мос-_ конского университета удалось раз*, работать точнейшие методы, позво­ ляющие объективно исследовать эту сторону зрительного восприятия, Столь же подробно обсудил кон­ гресс вопросы, связанные с памятью, И здесь мы нашли подтверждение правильности теории, предложенной советскими учеными. Эксперименты продемонстрировали, как деятель-. КОСТЬ влияет на запоминание... В короткой беседе невозможно рассказать о сотнях увлекательней­ ших работ, которые проделали уче­ ные мира. Невозможно даже пере­ числить направления, в которых идут поиски: это и психология вос­ приятия речи, и эвристика, отыски­ вающая ответ на вопрос, как облег­ чить человеку мыслительные наход­ ки, и еще юная, но преуспевающая область инженерной психологии. В поле зрения ученых — сложнейшие проблемы личности и социальной психологии, Впервые за всю исто­ рию конгрессов на нашем, X V III, обсуждались вопросы психологии в космических полетах. В заключение я отвечу на Ваш последний вопрос: общее впечатле­ ние о конгрессе. Он показал, что ученые разных стран могут работать вместе, способствуя прогрессу науки и росту взаимопонимания, Наука должна служить человеку, человек яесгву и миру,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz