Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
3 Г ОЛОС ДИКТОРА наруша ет тишину зала ожидания. — Производится посад ка на самолет, отправляющийся в Москву. — Прибыл самолет из Росто ва... Объявляется посадка на Ки словодск. Девушка-диспетчер заботливо информирует пассажиров. У нее прибавилось хлопот. Шесть но вых маршрутов открыто в этом году: Липецк — Минеральные Во ды, Липецк—-Кисловодск. В Мо скву самолеты идут теперь и че рез Красное и через Елец. Воз душная линия соединила город металлургов с городом шахтеров — Губкиным Белгородской обла сти. А всего в Липецком аэропор ту берут старт самолеты, отправ ляющиеся по 22 маршрутам, Да, не так еще давно полет на самолете был уде лом немногих, а теперь воздушный транспорт с т а л * обычным и необходимым видом транспорта. Почти на полмилли она километров простираются воздушные линии советского Аэрофлота.-Это значительно больше, чем расстояние от Земли до Луны. В нынешней пятилетке прибавятся новые авиалинии. Только перевозки пассажиров в целом по стране воздушным тран спортом увеличатся в 1,8 раза! ...Рейс на Тамбов — внеочеред ной. Его заказали неделю назад. Аэропортвыполняет подобные заявки. Поведет самолет ^льберт Коновалов. Второй пилот — Ни колай Андропов. Это один из первых его самостоятельных, по летов. В текущем году в Липец кий аэропорт пришло пополнение —большая группа выпускников летного училища. Все они сейчас сдают последние зачеты. Николай сдал их одним из первых. Через поле мы идем к самолету. Коновалов говорит о том, что он получает большое удовольствие, попадая в гости в разные города, что он любит летать. А нале тал он уже сотни часов. Нико лай молчит. Сколько мечтал он об этой минуте—самому повести самолет. И понятно его волнение. Профессия летчика — героиче ская профессия. Она волнует на ше воображение. И какой бы са молет он ни вел — мощный ТУ-114 или маленький АН-2, он непременно человек мужествеи- примеру, командир вертолета A. И. Стебунов, в Харькове — B. Альбицкнй, в Воронеже —• И. Шаповалов и Л. Петренко. Нелегко приходится и летчи кам сельскохозяйственной авиа ции, Для них календарь имеет два времени года: весна, лето, осень, — когда дел невпроворот, когда все они «безвыездно» над полями, и зима — затишье. Авиа ция — хороший помощник хлебо робов. Летчики старательно не сут свою вахту над полями. 400 тысяч гектаров посевов обработа ли они только в этом году. Федору Никитичу Черепко, на чальнику цеха технического об служивания—на вид лет 60. Лет ная его биография началась бо лее, чем сорок лет1назад, когда он по направлению комсомола С И Н Е Г О В А М Н Е Б А ! ныи,- •' Именно такими людьми, хоро шими специалистами, замечатель ными летчиками располагает ли пецкий авиапорт. На счету умно- лих сотни тысяч километров,- У пилота И. .М. Богатырева их, правда, не так уж много. Я смотрю на Ивана Митрофа новича: 'лицо изрезали морщинки, де^ржится подтянуто, строго. 20 лет своей жизни провел в возду хе Богатырев. Он награжден ме далью «За трудовое отличие». Во все концы страны разлетелись его ученики, те, кому передал он свое мастерство. В Москве, к И Н Т Е Р Е С Н А Я В Ы С Т А В К А К А Л У Г А , 17 августа. (Корр. ТАСС ). «От самолета — к космическо му кораблю» — так называется выставка, открытая сегодня в городском парке культуры и отдыха. Ее организовал мемориальный дом-музей К. Э, Циолковского — основоположника теории реактивного движения. Экспонаты выставки рассказывают об истории развития отечественной авиации с X IX века до наших дней. Особый интерес вызывает модель оригинального самолета бесфюзеляжного типа, спроектированного К. Э. Циолковским. Здесь же впервые демонстрируются большие модели косми ческого корабля «Востцд», искусственного спутника «Молния-1» и автома тической межпланетной станции. В ознаменование всенародного праздника «— Дня Воздушного Флота СССР на родине реактивной, авиации читаются лекции, посвященные на учному наследию К, Э. Циолковского, организуются встречи трудящихся с летчиками. ✓ ' пошел в училище. В начале был техником.- В годы войны — летал. Воевал на Белорусском, Ления- градском фронтах. А сейчас мно го лет работает в Липецке. О се бе он рассказывает скупо,- — Вот лучше о Павле Василь евиче Дремове, технике, послу шайте, пожалуйста. Дремов — один из лучших наших специали стов, грамотный, собранный. Ма шины готовит к полету быстро и надежно. Недавно серьезное лет ное происшествие предупредил — вовремя обнаружил дефект в мо торе. Вы не пугайтесь. Аварий у нас не бывает. Вот одна «про лезть» хотела, и ту не пустили,— улыбается Черепко. В диспетчерской шумно. Рабо чее место Мухтара Галиевича Богданова сейчас здесь, за пуль том старшего диспетчера. А в прошлом он водил звено самоле тов. Но наш разговор не о прош лом. — Думаем к зиме преподнести подарок ельчанам и данковцам: передать в распоряжение тамош них аэропортов несколько машин, —рассказывает Богданов. —' Они будут курсировать по местным маршрутам. Трудно проехать по зимним данков- ским дорогам: пре одолеть за н о с ы под силу только тракторам да ло шадям, Ц е л ы е деревни оказываются отрезанны ми от «мира». И к ним придет самолет. Воскресеновка, Березов ка, другие села — расстояние от них до райцентра будет изме ряться минутами полета. Летчики имеют возможность детать в другие крупные села и деревни. Были б посадочные пло щадки. Но как ни странно, они не могут договориться с руково дителями ряда хозяйств Добрин- окого, Добровского, Тербунскосо районов о том, чтобы отвели уча стки. ...Радио передает: прибыл са молет из Курска. К площадке подруливает бело-голубой АН-2Н — одна из новых машин. Его-то я и ждала. Вернулся из полета опытный летчик Николай Василь евич Мартынов, Вместе с ним вторым пилотом летал Иван Ма лахов. Шесть лет водил Малахов маленькие ЯК-12. А теперь осваи вает новую технику. Пилоты ус тали. Но Малахов не спешит ухо дить. Подставляя ветру разгоря ченное лицо, остывает после рей са. Яркого солнца, синего неба вам, славные наши летчики! Е. ФАТЕЕВА. П р а з д в с Трудящиеся нашей области торже ственно отмечают традиционный праздник стражей родного неба и мирных работников воздушного оке ана. На промышленных предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в учреждениях и местном гарнизоне читаются доклады и лекции о раз’ви- я ж е в Л тии авиации в нашей стране. Про водятся беседы о бессмертных под вигах советских летчиков в Вели кой Отечественной войне, проходят встречи с героями воздушных сра жений — нашими земляками. В авиаклубе ДОСААФ состоялось торжественное заседание, посвящен ное Дню Военно-Воздушного Флота. Г и л е щ ж в Торжественное заседание представ вителей трудящихся Липецка и ме стного гарнизона состоится сегодня в Нижнем парке. Завершится оно концертом. На площади Ленина областного центра организуются соревнования городских авиамоделистов. ■- ■^ С О В Е Т С К А Я А В И А Ц И Я Н А С Т Р А Ж Е Р О Д И Н Ы (Окончание. Начало на 1-й стр.). В годы Великой Отечественной вой ны советские авиаторы совершили около 4 миллионов самолетовылетов, нанесли тяжелые потери войскам и боевой технике противника. Из 66 тысяч самолетов, потерянных нем цами на Восточном фронте, 53 ты сячи уничтожено нашими летчиками в воздушных боях и на аэродромах. Советская авиация успешно при крывала наши войска и промышлен ные объекты от ударов с воздуха, наносила удары по объектам на но ле боя и в тылу противника, вела воздушную разведку, помогала пар тизанам. Значительную помощь на ша авиация .оказала партизанам Югославии, Польши, Албании и дру гих стран. Советские военные летчики в боях за Родину проявили высокое боевое мастерство, отвагу и невиданный ге роизм. Ярким свидетельством этого яв ляется воздушный таран, широко применявшийся нашими летчиками в Великой Отечественной войне. Всего в годы (войны советские летчики бо лее 200 раз совершили воздушный таран, причем семнадцать из них таранили врага дважды, А. Хлобы стов — трижды, а Б. Ковзан — че тыре раза. Всегда будет жить в памяти со ветского народа бессмертный подвиг командира эскадрильи дальней авиа ции Н. Ф. Гастелло, направившего 26 июня 1941 года свой горящий бомбардировщик в скопление вра жеской техники и положившего на чало огненным таранам. Мастерами дальних и метких уда ров по объектам глубокого тыла, в том числе и по столице фашистской Германии — Берлину, проявили се бя дважды Герои Советского Союза А. И. Молодчий, П. А. Таран, В. В. Сенько и другие. Коммунистическая партия и Со ветское правительство высоко оцени ли воинский подвиг авиаторов. Свы ше 200 тысяч из «их награждены орденами и медалями. 2128 летчикам присвоено высокое звание Героя Со ветского Союза, 65 удостоены этого высокого звания дважды, а прослав ленные летчики, ныне генерал-пол ковник авиации А. Покрышкин и ге нерал-лейтенант авиации И. Коже дуб являются триады Героями Со ветского Союза. Уроки Великой Отечественной и второй мировой войны служат гроз ным предостережением для всех лю- бител'ей военных авантюр. Они сви детельствуют, что планы империали стических претендентов на мировое господство обречены «а провал. В послевоенные годы наша страна под руководством Коммунистической партии шагнула далеко -вперед в развитии экономики, науки и техни ки. Благодаря успехам социалисти ческого производства и творческому гению нашего народа у «ас появи лось ядерное оружие и ракеты. Соз даны новые виды Вооруженных Сил — Ракетные войска стратегического назначения. Приобрела новые каче ства и авиация, которая стала раке тоносной. Министр обороны СССР Р. Я- Малиновский в. речи на X X III съез де КПСС заявил, что ядерна я мощь нашей дальней ракетоносной авиа ции увеличилась, обновилась значи тельная часть парка боевых самоле тов фронтовой, морской и особенно военно-транспортной авиации. В на ши дни воздушный корабль-ракето носец может достигнуть любой точ ки земли, а будучи вооруженным ракетами типа «воздух — земля», может направить боезапас по цели, находясь за многие сотни километ ров от зоны противовоздушной обо роны противника. Современные самолеты могут ус пешно поражать подвижные и мало размерные объекты. Всепогодными и ракетоносными истребителями-пере хватчиками вооружена истребитель ная авиация противовоздушной обо роны страны. Об успехах в развитии авиации за последние годы можно судить и по изменениям, происшедшим в гражданской авиации. Она, напри мер, летом поднимает в воздух до 200 тысяч пассажиров в сутки. Аэро флот имеет соглашения о прямом воздушном сообщении с 50 страна ми мира. Самолет стал привычным видом транспорта для миллионов советских людей. В ближайшие годы на смену знакомым всем самолетам «ТУ-304», («ИЛ-18» и «АН-10» вый дет более комфортабельный, более скоростной и более экономичный но вый воздушный лайнер «ТУ-154». В создании первоклассных отече ственных самолетов велики заслуги наших талантливых авиационных конструкторов А. Н. Туполева, О. К. Антонова, С. В. Ильюшина, А. И. Микояна, И, О. Сухого, А. С, Яков лева и других. Мы гордимся, что ваша военная авиация стала колыбелью космонав тики, что из ее среды вышли первые покорители космоса Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, А. Г. Николаев, П. Р. Попович, В. Ф, Быкозсщш, В. М. Комаров, П. И. Беляев, А. А. Лео ео-в. Замечательные люди, управляю щие могучей авиационной техникой и обладающие высокой политической сознательностью, — главное богат ство советской авиации. Недавно весь мир облетело сооб щение о подвиге военного летчика капитана Б. Капустина и старшего лейтенанта Я. Янова, которые созна тельно принесли в жертву свою Жизнь, чтобы предотвратить гибель западноберлинских жителей. Подоб ный же героический поступок совер шил курсант авиационного училища Павел Шклярук, Когда у него отка зал в полете двигатель, можно бы ло катапультироваться и оставить самолет, но он, пожертвовав собой, сделал все, чтобы самолет не упал на жилой район большого приволж ского города. Имя героя-комсомоль- ца ныне присвоено Одесскому авиа клубу ДОСААФ, где он впервые поднялся в воздух. Двадцать пять лет летает и пят надцать лет испытывает новые ма шины заслуженный летчик-испыта тель СССР полковник В. И. Кузне цов. Во время одного из испытаний нового сверхзвукового ракетоносца машина отказалась подчиниться пи лоту. Летчик также имел право по кинуть самолет, но он, проявив ис ключительное мастерство и самооб ладание, сумел спасти опытный эк земпляр самолета. Звезда Героя Со ветского Союза по праву увенчала подвиг офицера. Отмечая День Воздушного Флота СССР, воины-авиаторы преисполне ны чувства любви и благодарности к создателю и руководителю, совет ской авиации — родной Коммуни стической партии, ее ленинскому Центральному Комитету. На забйту партии и правительства они .отвеча ют новыми успехами в боевом! со вершенствовании своего мастерс?тва, в дальнейшем повышении боеготов ности частей и (подразделений ВВС. В войсках непрерывно растет ^чис ло отличников учебы, классных!спе циалистов, мастеров авиационного дела, передовых подразделений и частей,- А это особенно важно для авиации, вооруженной сложной бое вой техникой. Личный состав ВВС отдает все силы, чтобы с честью вы полнить задачи, -поставленные X X III съездом КПСС перед Вооруженными Силами. Советский народ может быть уве рен в том, что авиаторы, как и в-се наши воины, в любой момент гото вы с честью и достоинством выпол нить любые задачи по защите безо пасности нашей Родины. Н И Н А П Р О К О Ф Ь Е В А - П А Р А Ш Ю Т И С Т К А 19-летняя липчанка Нина Прокофьева работает теле фонисткой.- В -прошлом году она окончила 28-ю сред нюю школу. В течение трех лет без отрыва от произ водства занимается в аэроклубе. 250 раз Нина прыгала с самолета с парашютом. Имеет первый разряд по па рашютному и третий разряд по самолетному спорту. Она постоянный член областной сборной команды по прыжкам с парашютом. Три года подряд на зональных соревнованиях защищала честь области. В 1966 году в Калуге на зональных соревнованиях в зачет IV летней Спартакиады народов РСФСР, посвя щенной 50-летию Советской «ласти, Нила Прокофьева в составе команды, занявшей третье место, получила бронзовую медаль за групповой комбинированный пры жок на точность приземления с высоты 1000 метров На этих соревнованиях Н. Прокофьева выполнила нор мативы мастера спорта по двум упражнениям програм мы и вошла в сборную команду РСФСР, которая будет 22 августа в Краснодаре защищать честь Российской Федерации на первенство страны. Нина — общественный инструктор и председатель секции парашютного спорта при 'аэроклубе. Она подго товила десятки опортсменов-парашютистов. Заветная мечта ее — поступить в летную школу и стать летч-и- ком-инструктором парашютного спорта. А. ЛИС ТАРОВ , старший инструктор обкома ДОСААФ . За окном—лет ное поле, на кото ром стоят сере бристые птицы, на стене — больщ а я карта авиационных линий, а на сто лах — модели новых самолетов. О них и -рассказал корреспонденту ТАСС заместитель министра граж данской авиации Н. П. Быков. В чем преимущества машин, кото рые в годы пятилетки выйдут на трассы Аэрофлота? Они более экономичны и комфор табельны, Себестоимость перевозок «а ИЛ-62, ТУ-154, Т У -134 и ЯК-40 будет ниже, чем на самолетах, ко торые сейчас обслуживают линии Аэрофлота, Даже на сверхзвуковой — Т У -144 билет будет стоить не дороже чем на ТУ-104 или ИЛ-18. На всех новых самолетах — от гиганта ИЛ-62, который берет на борт 186 пассажиров, и до 24-мест ного ЯК-40 — реактивные двигате ли установлены в хвостовой части фюзеляжа. Вместо гула турбин пассажиры в салоне услышат лишь тихий рокот. Избавившись от двигателей, кры ло стало «чистым», повысились его аэродинамические свойства. Конст рукторы воспользовались этим и оборудовали крылья эффективной взлетно-посадочной механизацией. В результате у ТУ-154, например, по садочная скорость меньше, чем у ТУ-104, хотя он поднимает значи тельно больше пассажиров— 160 че ловек. Поэтому ТУ-154 сможет при земляться на сравнительно неболь ших аэродромах, что не под силу его старшему брату, А реактивный К Р Ы Л О М - П Л А Н Е Т А лайнер ЯК-40 смогут принимать да же грунтовые аэродромы. Важно и то, что для взлета и посадки ему нужна значительно меньшая полоса, чем для И Л -14. Какие трассы будут обслуживать эти самолеты? ИЛ-62, а в дальнейшем и сверх звуковой самолет ТУ-144 предназна чены для полетов на дальние рас стояния, ИЛ-62, например, будет летать на линии Москва — Хаба ровск, Москва — Токио и других. ТУ-154 выйдет на линии средней протяженности, такие как Москва — Ташкент, Москва — Новосибирск, Москва — Симферополь. Его крей серская скорость — 850—900 кило метров в час, ЯК-40 свяжет между собой города и поселки, находящие ся на территории республик и обла стей. Но это не значит, что нашим вете ранам — ТУ-104, ИЛ-18, АН-10 — придется сразу же подать в отстав ку. Они еще не один год будут слу жить людям, прежде чем уйдут «на пенсию». Одна из важнейших задач Аэро флота в пятилетке — улучшить об служивание пассажиров на местных линиях, Для этого намечается по строить 200 аэропортов, старые пор шневые самолеты заменить новыми АН-24 и ЯК-40. Протяженность ме стных авиалиний значительно увели чится. Расскажите о строительстве новых и реконструкции существующих аэ ропортов. За пятилетку на магистральных линиях предстоит построить 35—40 новых аэропортов, В 1967 году за кончится реконструкция «воздуш ных ворот» Ташкента и Новосибир ска. Они смогут принимать ИЛ-62. Большие работы предстоит провести в Барнауле, Магнитогорске, Томске, Тюмени, Актюбинске, Новокузнецке, Павлодаре, а также в портах Тю менской области — Сургуте, Урае и других для того, чтобы они смогли принимать современные тяжелые самолеты, Новый аэровокзал предусматри вается соорудить в Ленинграде, Каковы перспективы развития международных воздушных сообще ний Аэрофлота? Мы имеем сейчас соглашения с 50 зарубежными странами, Советские машины регулярно летают по таким огромным трассам, как Москва — Гавана (11 тысяч километров), Мо сква — Джакарта (10 тысяч кило метров) и другим, В этом году от кроются еще две линии, которые соединят Советский Союз с Японией и Канадой. Аэрофлот и в дальней шем намерен широко развивать международные воздушные сообще ния, и в том числе в страны Афри ки, Латинской Америки и Европы, с которыми у нас еще нет соглаше ний. Какой вы представляете себе ави ацию будущего? В недалеком будущем авиация: станет основным средством пасса* жирского сообщения на дальние и средние расстояния. Путешествие на самолете в любой город страны займет не более 3—4 часов. На боль* шие расстояния пассажиров будут! доставлять сверхзвуковые лайнеры. Мне кажется, широкое примене ние найдут самолеты вертикального взлета. Они смогут подниматься из аэропортов, расположенных непода леку от городов. Для связи с порта* ми можно широко использовать вер-1 толеты, монорельсовые дороги и другие виды скоростного транспорта* Будут строиться самолеты-аэробу сы, способные перевозить несколь ко сот пассажиров. Они соеди нят между собой крупные города страны. Посадка в них будет произ водиться так же, как в автобусы или поезда, Такие многоместные ко рабли мы уже сегодня могли бы ис- пользовать на линиях, соединяющих Москву с Ленинградом и Киевом* где пассажиров особенно много, , Аэропорты и самолеты будут обо* рудованы приборами, которые поз волят производить посадку в любую погоду. И это не такое уж далекое будущее. В этой пятилетке новейшие радиотехнические средства обеспе чат полуавтоматический, а затем и автоматический заход на посадку самолетов. Будет сделан еще один важный шаг на пути к созданию авиации, не зависящей от капризов природы, стов. ОЛЬШОЙ популярностью у липчан пользуется Липецкий ) аэроклуб ДОСААФ , который готовит спортсменов авиацион ных специальностей — пилотов, парашютистов, авиамодели- Молодые спортсмены, энтузиасты самолета и парашюта, под ру ководством опытных инструкторов таких, как Геннадий Тимофеевич Цимбал, Вениамин Степанович Яковлев, Анатолий Владимирович Простоквашин, Анатолий Иванович Семенов, Виктор Владимирович Морозов, Вячеслав Викторович Астапов осваивают летное дело. Липецкие спортсмены неоднократно участвовали в зональных, всероссийских и всесоюзных соревнованиях, где показывали непло хие результаты. В соревнованиях западной зоны по парашютному спорту, проходивших недавно в г. Калуге, липчане, опередив мно гие команды, заняли третье место и стали бронзовыми призерами. Воспитанник Липецкого аэроклуба, парашютист, мастер спор та Владимир Бурдуков успешно защищал честь советского спорта на мировом первенстве в Лейпциге. Мастер спорта Вячеслав Астапов и перворазрядница Нина Прокофьева до бились права участвовать во всесоюзном первенстве ДОСААФ . С хорошими результатами пришли к своему празднику спортсмены-летчики. Многие из начинающих пилотов выпол нили нормативы третьего и второго разрядов. Спортсменов-пилотов ожидает новая авиационная техника: аэроклуб получил современные спортивные реактивные само леты. Аэроклуб готовит себе молодое пополнение, здесь каждый год знакомятся с азами авиационного мастерства многие школьники Липецка, которые объединены в клуб юных летчиков. Многие из тех, кто пришел в аэроклуб в прошлом году, уже со вершают самостоятельные полеты и имеют спортивные разряды. На снимках: справа — затяжной прыжок мастера спорта Викто ра Морозова; внизу (слева направо) — инструктор Вячеслав Д е ментьев, мастер спорта Павел Першин, мастер спорта Евгений Пла тонов, ученица 10 класса Липецкой средней школы № 12 Татьяна Алешина и шофер АТХ № 4 Николай Новичков после тренировоч ных полетов. Слева *=• мальчишки, как всегда, завидуют авиаторам и планеристам. ‘ Фото Ю. Ардашева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz