Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
16 июля 1966 г., 5? 162 (36721 Л Е Н И Н С К О Е З Н Ж М Я ЗВЕЗДНЫЕ РЕЙСЫ НАЧИНАЮТСЯ ОТСЮДА По утрам в э т у гшохолт/ю КЛНКЯ. ! ТД гтптт плчплАлт».,.. ~ _________ По утрам в эту проходную влива вюя людской поток. Идут рабочие, техники, инженеры - конструкторы... Люди самых разных специальностей. Это в их адрес звучали приветствен ные слова с трибуны X X III съезда партии. Все они принадлежат к од ной славной профессии—создателей космических летательных аппаратов. Из лабораторий и цехов, где они ра ботают, как бы начинается дорога в космос. Отсюда выходят в свой путь «звездные» корабли. Вместе с другими переступает по рог заводской проходной высокий, прямой, с широко расставленными плечами человек. Зовут его Герман Васильевич. Он руководитель неболь шого коллектива конструкторов, раз рабатывающего отдельные узлы сло жной конструкции «вселенных путе шественников». Труд этой группы — одно из звеньев огромной цепи, кото рую образно можно назвать «Земля- Космос», По пути в аеховую лабораторию Герман Васильевич рассказывает ве селые истории про рыбалку и охоту... В свободное время — весельчак, а на работе — сосредоточенный, требова тельный к себе и подчиненным. По стоянная забота инженер а-конструк тора — сделать узлы кораблей-спут ников такими, чтобы они были надеж ны в любых условиях, при самых длительных полетах. Проблем много, и все они важны, Ведь космос все еще остается загадочным миром. Соз данная человеком техника призвана разгадывать эти загадки, Герман Васильевич вместе с испы тателями проверяет свое детище и в глубоком вакууме, и на вибростенде, и при воздействии перегрузок, в ус ловиях низких и высоких температур. Здесь строго «экзаменуют» системы и агрегаты, чтобы еще на земле полу чить исчерпывающий ответ на то, как будут они работать в условиях кос моса, где царствуют абсолютный хо лод, солнечная радиация, невесо мость. Входим в цех. Перед нами боль шое, светлое, наполненное спе цифическим рабочим шумом помеще ние. Вдоль него — широкие столы, на которых аккуратно разложены от дельные детали, чертежи, различная документация. Рабочие в белых ха латах (чистота здесь, как в операци онном отделении хирургической боль ницы) ведут монтаж — работа тон кая, почти ювелирная. Каждый в цехе — опытный специа лист. И не удивительно: само дело требует знаний, особого мастерства, высокого класса точности. Ведь за вод — «космический», Герман Васильевич знакомит нас е инженерами и.., тут же забывает о нас. У него работа. Решение целого ряда вопросов не терпит отлагатель ства. Но вот инженеры разошлись по своим рабочим местам, а мы про должаем путь по цеху. Восхищенны ми глазами смотрим на чудо-творе ния, А для конструкторов, техников и рабочих все это лишь очередные объекты, повседневная, будничная ра бота. Конечно, каждый из них гор дится своим делом, своим трудом. Они — творцы техники XX века. Но выражаются их чувсггва не громкими словами, а самим отношением к ра- * * * * * * ................. 1 В газете «Красная Звезда», центральном органе Министерства * обороны СССР, 12 июля 1966годаопубликован репортаж е «кос- $ мического» завода. .» Предлагаем его вниманию читателей, $ * ♦♦ ♦♦ ♦♦ ** ** ** ** »♦ ** ** ** ^ боте — добросовестным, скрупулез ным, ответственным. Среди создателей космических ап паратов немало и женщин. Одна из них, Ирина Николаевна, готовила к полету корабль «Восход-2», систему шлюзования. Здесь вспоминают ее доклад на техническом совещании. Председательствующий, немолодой известный ученый по-отечески под бадривал Ирину Николаевну. Д ок лад ее был четким и кратким, но за ним чувствовался большой, напря женный труд всего коллектива, су мевшего в короткий срок создать и испытать новую систему. Такого еще нигде и никогда не делали. Они — первые., Придирчиво, всесторонне ученые и конструкторы обсуждали " каждый элемент системы. И понятно. Малей шая ошибка могла повлечь за собой нежелательные последствия. Поэто му еще и еще раз анализировались возможные варианты отказов. Воз можные... Но исключенные этими людьми. Их работой, их поиском. Десятки проверок, анализов, лабо раторных испытаний, прежде чем си стема «вошла в металл». А когда ус тановка была готова, начались ис пытания в «космических условиях» на Земле. Ирина Николаевна, как и другие инженеры-конструкторы принимала в этом «экзамене» самое активное уча- ф *** * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *^ стие. Все было в этот период: и бес сонные ночи, и раздумья, и споры. Консультации с учеными, специали стами разных профессий, с космо навтами. Все мы помним успех космической эпопеи «Восхода- 2 ». Но мы были сторонними наблюда телями, вдалеке от событий. А вот Ирина Николаевна и ее товарищи присутствовали на старте, смотрели по телевизору, как Алексей Леонов выходил из шлюза. От волнения, избытка чувств слезы застилали гла за. Ведь впервые свершилось такое! Стоявший рядом с Ириной Никола евной коллега спросил тогда: «Что с вами? Все идет хорошо». Она отве тила смущенно, как бы оправдыва ясь: «Женщины иначе, чем мужчи ны, воспринимают такие минуты...». Сегодня на ее рабочем столе под стеклом лежит фотография. С нее смотрит улыбающийся космонавт. Сбоку надпись: «С сердечной благо дарностью. А. Леонов». В центре заводской территории, где обычно собираются многолюдные митинги рабочих, высится громадная красочно оформленная доска почета. С земли даже трудно разобрать фа милии тех, чьи портреты в самом верхнем ряду передовиков —- удар ников коммунистического труда. Вот знакомое лицо. Его мы встречали в цехе. Это слесарь-испытатель Роман Акимович, достойный представитель славного старшего поколения завода. Акимыч, как его называют за доб рый, чуткий характер, на фото та кой, как и в жизни. Только снял оч ки да немного пригладил волосы. И та же улыбка, по-отечески теплая, располагающая к нему всех: и ста рых, и молодых. На стапеле, где трудится Роман Акимович, получают путевку в кос мос новые сложные системы. Диву даешься, как руки Акимыча снорови сто и быстро выполняют монтаж громоздких узлов испытательного оборудования и с исключительной аккуратностью, тщательностью кру жевницы собирают легкие ажурные системы космических аппаратов. И всегда в работе неиссякаемая вы думка, смелые и, в свою очередь, простые предложения, облегчающие труд. Вспоминается такой случай. Вы полнялось срочное задание. В ноч ную смену (а такие есть и на «кос мическом» производстве) предстояло испытать одну из систем. Оборудо вание’ подготовили к роботе. Закреп лен на стапеле «золотыми» руками Акимыча и его учеников макет с ис пытуемым объектом. Уже прозвучал сигнал сирены и загорелась на табло надпись: «Идут испытания!» Секунда, другая, третья... Но что это? Почему-то не слышно характерного звука из бокса. В чем дело? Оказывается, обнаружилась течь в гидроустановке. Неисправ ность небольшая, но нужен квалифи цированный специалист, чтобы уст ранить ее. Такого не оказалось в тот момент. Люди заволновались. Неу жели целую смену простой! И тогда Роман Акимович попросил разреше ния посмотреть, что с установкой. Несколько десят ков минут тща тельного осмот ра, и.., вот уже простое и ориги- созрело решение, нальное. Сигнал сирены возвестил, что ис пытания продолжаются. Рядом с Романом Акимовичем тру дятся не менее интересные люди. Среди них и Никита Алексеевич. Три десятка лет провел он сначала на авиационных, а вот теперь дове лось потрудиться и на «космическом» заводе. На пенсию не собирается. Но, зная, что никому из нас не миновать такого, подумал, что рабочая фами лия должна существовать и дальше. Вот и решил Никита Алексеевич обучить свою дочь рабочему ремес лу. Она электромонтажиица в этом же цехе. Неиссякаемый родник творчества таится в обыкновенных рабочих ру ках, и без них не было бы того, чем восхищается сегодня весь мир. В це хах «космического» завода, в его лабораториях и испытательных кор пусах создается сложнейшая техни ка. Ей предстоит трудиться в космо се, ближнем и дальнем. Она рож дается в задумках конструкторов и ученых, проходит чертежную, ста дию пробных макетов и, наконец, превращается в готовую конструк цию. Уйдет ввысь ракета-носитель, вы водя на орбиту корабль, призванный рассказать людям о тайнах Вселен ной. Все мы будем ждать его сигна лов, докладов космонавтов о проде ланной работе. Будем радоваться успеху и вспоминать, что старт раз ведчика космоса начался отсюда, из цехов завода. ' И. ЕВГЕНЬЕВ, П. ЛЮБОМИРОВ. НА СНИМКЕ: демонстрация, протеста против американской аг- ’ рессии во Вьетнаме в Финском! городе Турку. Манифестанты не сут плакаты: «США, вон из Вьет-; нама!». Фото К. Крелл. (Фотохроника ТАСС). А н т и к у б и н с к о е в ы с т у п л е н и е НЬЮ-ЙОРК, 15 июля. (ТАСС). Представители властей Никарагуа снова выступили с нападками на революционную Кубу, с обвине ниями в том, будто она занимает ся «подрывной деятельностью» в западном полушарии. Эти обви нения содержатся в письме пред ставительства Никарагуа при ООН генеральному секретарю У Тану, распространенном сегодня в Организации Объединенных Наций. В письме утверждается, будто Куба «создает, снабжает и под держивает вооруженных парти зан, занимается актами террориз ма и саботажа, забастовками и чем НОВОСТИ С б и т о 1 2 0 0 ХАНОЙ, }5 июля. (ТАСС), самолеты авиации США вновь вторглись вчера в воздушное простран ство Демократической Республики Вьетнам, сообща ет агентство ВИА. Они были встречены сильным на- в о з д у ш н ы х п и р а т о в Самолеты земным огнем и самолетами' ВВС ДРВ. В резуль тате воздушного боя два американских самолета бы ли сбиты, а Остальные повернули вспять. Таким обра зом, число американских самолетов, сбитых над тер риторией ДРВ, составляет на сегодняшний день 1200 . Окончание переговоров В А Ш И Н Г Т О Н , 15 июля. (ТАСС). Здесь закончились пере говоры между президентом США Джонсоном и премьер-министром Австралии Холтом. В опублико ванном совместном коммюнике Джонсон и Холт вновь под твердили намерение продолжать войну во Вьетнаме. человечество ХАНОЙ, 15 ию ля. (ТАСС). По случаю дня Вьет нама, который все прогрессивное будет отмечать 20 июля, южно вьетнамская киностудия «Осво бождение» выпустила несколько хроникально-документа л ь н ы х ф и л ь м о в , рассказывающих о Д О К У М Е Н Т Ы м у ж е с т в а и борьбы Э к о н о м и ч е с к о е с о г л а ш е н и е м е ж д у Ф р а н ц и е й и Л а о с о м ПАРИЖ , 15 июля. (ТАСС). Вчера здесь в министерстве ино странных дел было подписано со глашение об экономическом со трудничестве между Францией и Лаосом. По соглашению Франция предоставит Лаосу кредит в раз мере 15 миллионов франков, пред назначенный, в основном, для фи нансирования закупок Лаосом во Франции различных товаров. Кре дит будет использован также для осуществления программы техни ческого оснащения лаосской эко номики и электрификации страны Соглашение, которое подписали премьер-министр и министр ино странных дел Лаоса принц Су- ванна Фума и французский ми нистр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль, вступит в силу после даты, которая будет установлена по обоюдному согласию в соот ветствии с действующими в обеих странах законами. борьбе вьетнам ского н а р о д а против амери канской агрессии. «Решимость разгромить амери канских агрессоров»—так назвали южновьетнамские кинооператоры один из этих фильмов. Зрители увидят, как героически сражается Армия освобождения Южного Вьетнама, как падают на южно- вьетнамскую землю американ ские напалмовые бомбы, к каким зверствам прибегают в этой мно гострадальной стране варвары XX века •— американские агрес соры. Нет такой силы, которая могла бы сломить волю южно- вьетнамского народа к освобож дению — таков лейтмотив нового документального фильма, отлича ющегося высокой жизненной правдой. соДОШ В И Н Т Е Р Е С А Х к а н а д с к о г о и советского народов ОТТАВА, 15 июля. (ТАСС). Подписанное на днях соглашение об установлении прямого воздуш ного сообщения между СССР и Канадой встречено е большим удовлетворением канадской пе чатью, Отмечая, что воздушная трасса Москва — Монреаль явит ся первой регулярной авиалинией между СССР и северо-американ ским континентом, газеты подчер кивают, что значение этого согла шения выходит далеко за рамки обычного коммерческого договора. Монреальская «Газетт» называ ет соглашение историческим. Но вая трасса, заявляет она, облег чит контакты между народами Северной Америки и России и бу дет способствовать их лучшему взаимопониманию, «Оттава джорнэл» пишет: «Ка кие широкие возможности откры ваются для канадцев и русских, которые хотят лучше знать и по нимать друг друга, жить в мире! Открытие авиалинии отвечает на шим взаимным интересам». постоянной революционной агита цией». В письме подчеркивается, что Никарагуа готова принять «демократические» меры по борь бе с «коммунистической подрыв ной деятельностью». Каковы эти «демократические меры», стало ясно в прошлом ме сяце из выступления президента Никарагуа Рене Шика. На пресс- конференции в ООН он откровен но заявил, что Никарагуа готова предоставить свою территорию для организации нового контрре волюционного вторжения на Кубу в целях свержения «коммунисти ческого правительства Фиделя Кастро»* З а я в л е н и е представительства ЧССР п р и 'О О Н НЬЮ-ЙОРК, 15 июля. (ТАСС).- Постояиное представительство Чеховловацкой Социали с т и ч е - ской Республики при ООН обви нило американские власти в про ведении злостной клеветнической кампании против социалистиче ских государств, развертываемой с целью отвлечь внимание обще ственности от критики агрессии США во Вьетнаме. Частью этой кампании, говорится в заявлении представительства ЧССР, являет ся выдвинутое государственным департаментом США обвинение, будто первый секретарь постоян ного представительства Чехосло вакии при ООН Зденек Писк пы тался подговорить американского служащего, чтобы тот установил аппарат подслушивания в поме щении госдепартамента. Это обви нение совершенно необоснованно, говорится в заявлении. Правящая в Западной Гер мании партия христианско . де. мократическ и й союз потерпела серьезное пора жение на состоявшихся 10 ию ля выборах в ландтаг земли Северный Рейн —• Вестфалия, включающей промышленный рай он Рура, Около 50 проц, избира телей этой земли, где проживает третья часть населения ФРГ, про голосовало за оппозиционную со циал-демократическую партию. Христианско-демократический со юз получил 42 процента, потеряв почти 4 проц, голосов избирате лей. Таким образом, социал-демо краты должны получить 99 мест в ландтаге из 200 и, став сильней шей фракцией, получат право на формирование земельного прави тельства. ХДС должен получить лишь 86 мест вместо 96, которые эта партия имела до выборов. «Поражение ХДС подобно раз грому,— комментирует результа ты выборов газета «Нойе рейн- цайтунг».— Не только в Рурской области, но и в сельских местно стях ХДС проиграла выборы... Результаты, выборов не могут не оказать влияния и на Бонн».. П О Р А Ж Е Н И Е п а р т и и Э р х а р д а Одной из главных причин пора жения правительственной партии явились усиление кризиса в уголь ной промышленности Рура и вы званное им обострение классовой борьбы. Буквально накануне выборов канцлеру Эрхарду и премьер-ми нистру Северного Рейна — Вест фалии Мейерсу ценою огромных, усилий в самый последний мо мент ' удалось предотвратить все общую забастовку рурских гор няков, которая, как писали газе ты, должна была стать «самой большой в Германии за послед ние 40 лет». Конечно, помимо чисто эконо мических причин, на настроении избирателей сказался и целый ряд других факторов: например, внеш неполитический курс правительст ва Эрхарда и его подготовка к принятию «чрезвычайного законо дательства», направленного пре жде всего против профсоюзов. А. РАЧКОВ. (ТАСС). ЗА БЛАГОПОЛУЧНЫМИ Ц И Ф Р А М И «(В походах, экскурсиях, соревно ваниях участвует более 112 тысяч ребят», — отчитывается Чаплыгин- ский районо.. И действительно,- летний отдых детей чаплыгинны нынче организовали значительно лучше, чем в прошлом году. Хорошо функционируют пионерские лагеря.. Все большее развитие получает ту ризм и спорт. Немало положительного есть и у краснинцев. В этом году они поста рались значительно увеличить число оздоровительных площадок* Но туристические походы, экскур сии, велопробеги, спортивные сорев нования, слеты, как правило, про должаются от одного до трех дней. Чем же заняты дети в остальное вре мя каникул? Вот тут и получается несоответствие: цифры, на бумаге внушительные, а в действительности дети почти все время предоставлены самим себе. Чаплыгянцы намечали организо вать в летний период 120 пионерских отрядов по месту жительства; Но создано 90, а в действительности ра ботают только 9. В Краснянском районе деятельностью таких отрядов вообще никто не интересуется* Широкое признание получили в области лагеря труда и отдыха для старшеклассников. Они создаются на базе » ученических производственных бригад. Хорошо работают такие ла геря в некоторых школах Добрин- ского. Липецкого, Елецкого, Лебе дянского, Чаплыгинского районов. Но не везде по достоинству оценили эту форму организованного труда и о т-. дыха^ школьников. По планам районо и райкомов ВЛКСМ , в области дол жно быть создано 54 лагеря труда и отдыха, а пока работают лишь око ло 20. Не организовали ни одного такого лагеря в Усманском, Тербун- ском, Краснинском, Воловском, Из- малковском районах. В летнее время школа тоже долж на стать одним из мест отдыха ре бят, Но нередко можно слышать воз ражения: а кто будет заниматься с детьми? Часть учителей на экзаме национной сессии или занимается на курсах повышения квалификации* многие в отпуске. Но, во-первых, следует правильно планировать от пуска* И если даже один учитель ос. танется в школе, он должен стать организатором детей. Во-вторых, нужно привлекать к работе с деть ми комсомольский актив, родителей, пенсионеров, старшеклассников. Есть решение Министерства куль* туры РСФСР об участии учрежде ний культуры в работе с детьми,- Но о нем почему-то забывают, и боль шинство работников клубов и биб лиотек остается в стороне от этой своей обязанности. В селе Кривей Добровского райо на сельский клуб целыми днями на замке, ребятам здесь даже не пока зывают детских кинофильмов* А ру ководители Чаплыгинского агрегат* ного завода не нашли средств на содержание заведующего детским сектором заводского клуба. Несколько слой о школьном туриз ме* В этом году в связи с прибли жением 50-летия Советской власти он имеет целенаправленный харак тер* Ц К ВЛКСМ утвердил специ альное положение о туристской ра боте. Должны быть разработаны маршруты походов по местам боевых к революционных событий* Летние каникулы в разгаре. И на до добиться того, чтобы ни один день у наших школьников не пропадал зря, чтобы лето оставило в их памя ти не только радостные встречи с рекой и солнцем, но и с книгой, о интересными людьми, запомнилось увлекательными занятиями и тру дом. Безделье и скука — плохие по путчики нашим ребятам, Хотелось бы, чтобы учителя и ра* ботники органов народного образо вания, члены комиссий по организа ции летнего отдыха школьников меньше занимались подсчетами «ме роприятий по охвату», а обратились бы к живому делу, В. ЩЕГЛОВ, инструктор отдела школ обкома КПСС. В З Р Ы В на пороховом заводе НЬЮ-ЙОРК, 15 июля. (ТАСС). Колоссальной силы взрыв потряс вчера небольшой американский город Карфаген в штате Миссу ри — взлетел на воздух порохо вой завод компании «Геркулес». Взрывной волной были ,поврежде ны многие городские здания и выбиты стекла в домах в радиусе 35 км. Десятки автомобилей были буквально «сдуты» с проходящих в районе завода шоссейных до рог. Звук взрыва бый слышен на расстоянии около 400 км. Как со общает агентство АП, десятки че ловек были ранены, несколько человек в подвальных помещени ях здания оказались отрезанными пожаром/от окружающего мира. Их судьба неизвестна. Н о в а я в ы л а з к а н е о н а ц и с т о в БОНН, 15 июля. (ТАСС), В прошедшую ночь неонацистские молодчики предприняли новую вылазку — на этот раз в Неш- керсдорфе (земля Северный Рейн—Вестфалия)* Настене церк ви они намалевали большую сва стику, а под ней слова: «Да здравствует Адольф Гитлер». Наглую выходку неофашистов по лиция, как это уже неоднократно было и раньше, приписывает «не совершеннолетним»* , Т е а т р З А С Л У Ж Е Н Н Ы Й У С П Е Х Вот уже более трети века не схо дит со сцены театров Европы пьеса классика югославской драматургии Бронислава Нушича «Госпожа ми нистерша». Широко прошла она и по театрам нашей страны. Липецких зрителей познакомил с этим произве дением Вологодский областной дра матический театр. В чем секрет неизменного успеха этой пьесы? Конечно, в первую оче редь, в том, что она обладает высо кими художественными достоинства ми, ярко и остро выписанными ха рактерами, позволяющими актерам широко и свободно творить. Но главный пафос пьесы —- в обличении мещанства* Бронислав Нушич рассматривает современное ему буржуазное обще ство королевской Сербии как обще ство мещан, жизнь которых тускла и однообразна, опутана паутиной глупейших предрассудков и условно стей. Острие сатиры направлено против всего государственного строя, насквозь прогнившего, с его смехо творной парламентской чехардой смены кабинетов, продажностью и политической беспринципностью ми нистров. Все эти «государственные деятели», министры, секретари по сольств, чиновники министерств — огромная орава паразитов, стремя щихся как можно больше урвать от государственного пирога. С поистине гоголевской остротой и силой Б. -Ну шич бичует обветшавший государст венный строй, порождающий такие человеческие уродства. Чтобы выразить все это в живой, увлекательной форме, драматург пользуется остроумным приемом. Невидный чиновник Сима Попович вдруг становится "министром. И сей час же жена новоиспеченного мини стра Живка присваивает себе «ти тул» министерши и устраивает у се бя на дому нечто вроде филиала министерского кабинета мужа. «Де ятельность» этого «кабинета» паро дирует деятельность настоящего министерства, которая характери зуется таким правилом: сначала каждый должен заботиться о делах своей семьи, а потом уже о делах государства. Почувствовав власть и силу, Живка «закусила удила». Она решает даже «уволить» своего зятя Чеду с «должности мужа» и выдать замужнюю дочь без‘ ее ведома вто рично, подыскав более выгодную партию. Возмущение Чеды и проте сты дочери ее не останавливают. Она во что бы то ни стало решила стать светской дамой. Это дает по вод драматургу нарисовать убийст венную картину «света» с его идиот- сними условностями и правилами, согласно которым светская дама обязана играть в бридж, курить и иметь любовника* Живка проходит через эти три «испытания» под руководством док тора Нинковича, секретаря мини стерства иностранных дел, твердо убежденная, что «дипломатический корпус без бриджа — не дипломати ческий корпус». Этот «напудренный болван» влюбляется в очередную министершу, пока она у власти, по лучает выхлопотанное ею повыше ние, а когда мужу министерши да ют отставку, — он дает отставку его жене* Так случилось и с Живкой. Голо вокружительный взлет — очень ско ро закончился не менее головокру жительным падением. М ужу дали отставку, все выгоды, связанные с положением министра, перестали су ществовать, и Живка, *как пушкин ская старуха из сказки, осталась у разбитого корыта. Весь этот богатейший материал пьесы был великолепно воплощен в спектакле вологжан. Режиссер спек такля заслуженная артистка РСФСР М. П. Малинина, художник К. К.- Кулибин и все исполнители создали талантливое, яркое, увлекательное зрелище* Это был настоящий празд ник для зрителя. Секрет успеха — в ансамблевой стройности актерско го исполнения, в художественной цельности спектакля, в котором са мые «незначительные» персонажи (на самом деле очень значительные у такого драматурга, как Нушич) выписаны с такой же остротой и си лой, как и центральные образы. Тон кая и точная режиссура помогла добиться национального колорита юмора, не сковывая творческой ини циативы актеров, игра которых вос принималась как свободная и яркая импровизация. Вологодский театр глубоко связан с традициями русской театральной школы переживания, основанной великим К* С. Станиславским. При театре работает филиал школы — студии МХАТ, в которой учится молодежь. Это, конечно, накладыва ет свой отпечаток на культуру его постановок, отличающихся высоким профессиональным уровнем, Актеры и режиссеры не идут по пути наи меньшего сопротивления — отраже нию внешних черт образа. Они идут к образу трудным творческим путем, вскрывая в нем эмоциональную ос нову. Это в первую очередь относится к заслуженной артистке РСФСР М. В. Щуко, создавшей великолепный об раз Живки. Успех актрисы явно обо. значился уже с первого акта. Сна чала зрители настороженно смотре ли на сцену: какой-то предстанет пе ред ними знаменитая госпожа ми нистерша? Ведь спектакль о ней, и успех или неус пех спектакля •— это, в общем-то, успех или неуспех актрисы в этой роли. Но с первых же картин зритель с большим удов летворением и радостью «признал» Живку, поверил ей и был покорен талантливым и своеобразным реше нием образа. Только при безраздельной влюб ленности актрисы в свою героиню можно достичь такого художествен ного эффекта — полного и глубоко го перевоплощения, Нельзя харак теризовать то, что делает актриса на сцене, как «игру». Нет, это сама жизнь, яркая и непосредственная, всегда неожиданная и убедительная в своих проявлениях* Об этом го ворят многочисленные детали, кото рые просто нельзя было подсказать актрисе. Они родились только при слиянии актрисы с образом. Сама Живка подсказала ей эти детали. Например, в сцене, когда она с ка ким-то благоговейным ужасом впер вые произносит шепотом свой «ти тул» — «госпожа министерша» — у нее отказал голос, на глазах высту пили слезы, «от радости в зобу ды ханье сперло». Она приседает, ра дость лишила ее силы* И вдруг эта сцена неожиданно кончается сума сшедшим танцем, дающем выход ее ликованию. Или когда она, сидя на «троне» за своим «министерским столом», звонит в колокольчик. При слуга уже пришла на зов, а Живка —Щуко все звонит, наслаждаясь звоном колокольчика, этим атрибу том власти* Сочным, живым народным юмо ром пронизана сцена Живки и док тора Нинковича, пришедшего обу чать Живку «светским манерам». Живка, прижимистая хозяйка, обыкновенная мещанка, кончившая всего три класса, своим трезвым расчетливым умом тут же определя ет, чего ей будут стоит эти «свет ские манеры», и обескураживает своей откровенностью даже такого циника, как Нинкович, объявляя ему, что она берет его на долж ность любовника и выдает ему аванс* Но наивным добродушием и юмо ром отнюдь не исчерпывается образ Живки в исполнении Щуко. Когда Живке «прищемили хвост», когда ставится на карту ее положение, добродушие мещанки приобретает зловещий оттенок. Дубинкой власти она готова сокрушить те законы, не которые не позволяют ей разделать ся с противником. Распоясавшаяся мещанка-министерша грозится учи нить черносотенные погромы всем, кто хоть в малейшей степени ей мешает. Здесь образ приобретает черты острой социальной сатиры* Остальные персонажи — члены семьи Живки, ее родственники, зна комые, чиновники министерств — это великолепная галерея сатириче ских типов, созданных актерами. Все они наделены острой и точной социальной характеристикой* Васа, дядя Живки, в исполнении народного артиста Коми АССР Н. А. Киселева — пожалуй, самая сочная, колоритная фигура. Добро вольный холоп Живки, ставшей ми нистершей, он воплощает в себе всю дремучую дикость и заскорузлое скудоумие мещанской среды, про дуктом которой является. Сегодня он раб Живки, а завтра, после па дения министра, он первый будет издеваться над ней. Чеда, зять Живки (арт. В* И. Си доров) хоть и выступает единствен ным ее противником, но делает это не из соображений справедливости, а единственно в целях самозащиты, чтобы не потерять жену. Во всем остальном Чеда не уступает Живке и требует свою долю в добыче мате риальных благ, связанной с постом тестя* Есть в спектакле два великолеп ных сатирических образа — доктор Нинкович з исполнении артиста Н. К. Карпова и Риста Тодорович, почетный консул Никарагуа, в •ис полнении заслуженного артиста РСФСР Л. С. Державина. Первый — блестящее ничтожество, платный любовник, состоящий на этой «должности» при очередной мини стерше — поистине ‘ бесподобен в роли комильфо. В его лице сатири ческим смехом «прохвачен» весь так называемый «высший свет» коро левской Сербии. Не менее колоритен Риста Тодо рович Л. С. Державина. Подлая, черствая, эгоистическая душонка прячется за внешним добродушием и благообразием «почетного консула Никарагуа». Эту развалину нисколь ко не смущает сватовство к замуж ней женщине, к которому он отно сится, как к выгодной сделке. И, наконец, сам министр Сима Попович (И. А. Дворников): при всей представительной «государст венной» внешности в нем видно внутреннее ничтожество незаметного чиновника, вознесенного в кабинет министров. Кажется его и минист- ром-то сделали за его представи тельную внешность* Больше не за что. Запомнились также артисты А. С.- Пустяков, создавший убедительный образ чиновника Перы, пресмыкаю щегося перед власть имущими, О. Н. Кукрак, в смелой, гротеско вой манере сыгравший роль курьера из министерства, предельное одрях ление которого символизирует пре дельную обветшалость и того строя, которому он служит. Хороши также женские образы: Дара, дочь Живки в исполнении Г. П. Зайцевой, госпожа Ната, быв шая министерша (С. М. Цинман), Анка (В. П. Авдеева), Молодая актриса О. В. Щокарева обаятельно и сочно сыграла мальчи ка Раку, сына Живки. Пьеса «Госпожа министерша» идет у вологжан четвертый Сезон. Это говорит о большом внимании зрителя к спектаклю. * Б. СУШКОВ. ] 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz