Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

ЕДИНЫМ ФРОНТОМ-К ЕДИНОЙ ЦЕЛИ Я У Ч И Т Ь м ы с л и т ь —- Какой сейчас у вас урок? — спросил я однажды восьмиклассни­ ков Липецкой средней школы № 15, Отвечают: — Обществоведение! А разве есть в восьмом классе такой предмет? Ребята, конечно, имели ввиду «Бе­ седы о нашем советском обществе» — предмет, появившийся в этом году в школьном расписании. Задача нового учебного курса за­ ключается в том, чтобы добиться понимания и глубокого осмысления учащимися восьмых классов величия нашей эпохи, торжества социализма и развернутого строительства ком. мунизма в СССР, важнейших вопро­ сов внутренней и внешней политики, решений X X III съезда КПСС. По­ этому правильно поступили в тех школах области, где ведение «Бесед» было поручено самым опытным учи­ телям. Мы побывали на беседе учи­ тельницы И. А. Ковригиной в Доб- ровской средней школе, посвящен­ ной моральному кодексу строителя коммунизма. Нет, здесь не было про­ стого перечисления соответствующих пунктов кодекса, — Ребята, — предлагает учитель­ ница, — сейчас вы посмотрите диа­ фильм «Наш современник», а затем подумайте и скажите, кто же он та­ кой —* наш современник, какими нравственными качествами он обла­ дает? Диафильм просмотрен. И мальчики, и девочки начинают взвол­ нованно говорить, каким представ­ ляют они себе идеал человека буду­ щего. Разговор невольно переключился на тему о своем классе, о том, как каждый из присутствующих выраба­ тывает в себе такие черты характе­ ра, как честность, правдивость, уме­ ние преодолевать трудности, жела­ ние знать больше и т. д. И уж, ко­ нечно, не обошлось без критики. ’ Вот передо мной работы учащих­ ся 8 -х классов Верхне-Матренской средней школы Добринского района, где занятия «Беседы о нашем со­ ветском обществе» ведет директор школы В. И. Злобин, Недавно обло- но проводил контрольную работу по обществоведению в I I классах всех средних школ. Владимир Ива­ нович решил дать один из вопросов этой работы своим восьмиклассни­ кам. И можно без преувеличения сказать, что такие ученики, как Иван Коробкин, Ираида Коровина, Раиса Ю Н Ы Е х у д о ж н и к и * При Лебедянском Доме пио­ неров открыта выставка детского творчества. Она • вызвала боль шой интерес общественности. Ши роко представлены карандашные рисунки, акварели/ иллюстрации к сказкам и рассказам, вышивки, фотографии, различные приборы, слесарные изделия. Внимание посетителей привле­ кают действующие модели. Мно­ гие из них являются наглядными методическими пособиями. Напри­ мер, учащийся Романовской шко­ лы № 8 Михаил Терехов постро­ ил кольцевую железную дорогу. Разнообразные экспонаты пред­ ставила Троекуровская средняя школа, Один из стендов Лебедянской средней школы № 2 посвящен за­ конам физики. Здесь выставлены интересные учебные пособия, сде­ ланные руками школьников. Е. Мягкову, выпускнику 11-го класса Лебедянской средней шко­ лы № 3, принадлежит ряд аква­ рельных работ, которые занима­ ют на выставке видное место, Из этой же школы представлены ин­ тересные работы девятиклассни­ ков В. Морковина «Передатчик Попова» и Н. Кузнецова «Модель генератора постоянного тока». Посетители с интересом рас­ сматривают фотоснимки, отража­ ющие школьную жизнь. Сделали их юные фотографы из Черепян- ской и Павловской восьмилетних школ. Это «Урок рисования», «Хоровой кружок», «Вручение комсомольского билета», «Родное село» и т, д. Разнообразные экспонаты под­ готовила Агрономовская средняя школа. Приятно листать многочислен­ ные альбомы, в которых собраны материалы и фотоснимки, расска­ зывающие об экскурсиях по род­ ному краю, На выставке побывало очень много учащихся, сюда приезжали гости из отдаленных школ — Хо- рошовекой, Троекуровской, Агро- номовской и других. Такая выставка устраивается в Лебедяни уже второй год. Очень хорошо, если это станет традици­ ей. Н. СБИТНЕВ. Колесникова и многие другие, отве­ чая на вопрос о коренном отличии социалистического государства от буржуазного, обнаружили такую зре­ лость мысли, которой могли бы по­ завидовать одиннадцатиклассники. Много бесед с восьмиклассниками провели учителя по материалам X X III съезда КПСС. И надо сказать, что школьники проявляют большой интерес к решениям съезда родной Коммунистической партии, итоги ра­ боты которого продолжают волно­ вать все прогрессивное человечество. Я присутствовал на одной из та­ ких бесед в Липецкой средней школе № 38. Валерия Федоровна Астахова хорошо подготовилась к ней, проду­ мала, как связать материал урока с практическими делами нашего наро­ да. Проникновенным был ее рассказ о делегате X X III съезда КПСС В. Земцове, газовщике труболитей­ ного цеха № 2 завода «Свободный сокол». Ока прочитала ребятам от­ рывок из его статьи, напечатанной в областной газете. «В цехах — небы­ валый подъем,— читает учительни­ ца.—И вот я о чем подумал: было бы просто здорово—сберечь и пере­ нести в наши будни ту атмосферу, в которой проходила вся работа съез­ да,— атмосферу строгой взыскатель­ ности, партийного товарищества, де­ ловой дружбы. И сделать это мож­ но. Образец нам показал Централь­ ный Комитет». — Возможна ли такая атмосфера в повседневной жизни нашего клас­ са? — спрашивает Валерия Федо­ ровна,, Вопрос заставил учащихся подумать об очень важном в жизни класса — дружбе, товариществе, взаимопомощи, об отношении к уче­ бе. К сожалению, в некоторых школах такие беседы проходили скучно, не­ интересно. Пока еше не удаются эти уроки учителям Ленинской и Боринсксй средних школ Л и ­ пецкого района. Например, в Ле­ нинской средней школе преподава­ тель в начале учебного года поче­ му-то опустил беседы на такие важ­ ные темы, как «Великая Октябрьская социалистическая революция — на. чало новой эры в истории человечест­ ва» и «Построение социализма в СССР. Главные задачи коммуни­ стического строительства в нашей стране». А в Боринской средней школе учительница так спешила, что тематику «Бесед», рекомендованную на весь учебный год, прошла в пер­ вом полугодии. Большое огорчение вызывают и такие факты, когда учитель, плохо подготовившись к уроку, допускает теоретические оплошности, если не ошибки. Досадно, что такие неточности уже допускаются и при изучении материа­ лов X X III съезда КПСС. Идет беседа гю материалам X X III съезда КПСС в 38-й средней школе. Учительница И. С. Даниль- чук в общем-то неплохо подготови­ лась к ней. Все учащиеся имели га­ зеты с докладом Л . И. Брежнева, работали активно. Был поставлен интересный вопрос: «Как вы пони­ маете прогрессивность национально- освободительного движения?». Уче­ ники ответили в основном правиль­ но, но их ответы носили книжный характер, не приводились примеры из современной истории. Сейчас много говорят о научной организации труда в школе. И хо­ телось бы услышать серьезный раз­ говор о том, каковы внутренние ре­ зервы школ по формированию ми­ ровоззрения учащихся, о роли «Бе­ сед о нашем советском обществе» и «Обществоведения» в этом вопросе. Преподавание этих предметов должно быть в центре внимания отделов народного образования, ру­ ководителей школ, профсоюзных и партийных организаций. Это явилось бы важным вкладом в выполнение решений первого областного съезда по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи. А. СОБОЛЕВ, зав. кабинетом истории и обще­ ствоведения Липецкого института усовершенствования учителей. ☆ Совхоз «Агро­ ном» известен за пределами области своими чудесными яблоками. Много труда и сил вкла­ дывают люди, что­ бы получать ежегодно богатые уро­ жаи, которые по праву можно наз­ вать «урожаями здоровья». Но сегодня речь пойдет не о яб­ локах. Мне, как директору, хочется рассказать о другой стороне дея­ тельности нашего коллектива. Это забота о школе, о воспитании моло­ дежи. И такие задачи порой труд­ нее производственных. Жизнь показала, что одним из решающих условий успешного обу­ чения и воспитания является укреп­ ление материальной базы шкой и детских дошкольных учреждений. Поэтому мы по мере возможности стараемся помогать нашим школам и детским садам. За последние три года у нас построено три здания детских садов. Сейчас там воспиты­ ваются 220 малышей. Мы постоянно интересуемся, в каких условиях ра­ стут дети, В совхозе «Агроном» есть средняя школа, две начальных, вечерняя школа рабочей молодежи, техниче­ ское училище, которое готовит са­ доводов, В общей сложности там обучается 1300 человек. В этом го­ ду у нас открылся филиал музы­ кальной школы. Там учатся сорок В Э Т О М З А И Н Т Е Р Е С О В А Н А В С Я О Б Щ Е С Т В Е Н Н О С Т Ь детей рабочих и служащих совхоза. Число учащихся непрерывно рас­ тет. В связи с этим нам пришлось серьезно подумать о расширении учебной площади. Условия, в которых сейчас рабо­ тают школы, значительно улучши­ лись. Для Губинской начальной шко­ лы построено новое типовое здание со спортивным залом, пионерской комнатой, квартирой для учителей. В прошлом году к средней школе пристроили четыре классные ком­ наты и мастерскую, в этом году — шесть классных комнат и спортзал. Мы надеемся перевести нашу сред­ нюю школу на односменные заня­ тия. У нас есть Дворец культуры, не­ плохо работает там детский сектор. Успехом пользуются выступления детского оркестра народных инстру­ ментов. К 50-летию Советской вла­ сти мы преподнесем детям хороший подарок — Дворец пионеров. Вместе с педагогическими коллек­ тивами школ дирекция, партийная, профсоюзная и комсомольская ор­ ганизации совхоза уделяют серьез­ ное внимание трудовому воспита­ нию детей, У нас стало традицией, $ ГОТОВЫ К ЗАНЯТИЯМ В Панинской восьмилетней школе ремонт в разгаре. Оштукатурены стены, застеклены окна, отремонти­ рованы печи. Пройдет еще несколько дней, и засияют свежепокрашенные полы, парты, классные доски. Как сказал директор школы А. С. Тара­ сов, ремонт будет закончен не позд­ нее 15 июля. В. ТИМОХИН. Добровский район. I Страница подготовлена нештат н ы м о т д е л о м школ редакции «Ленин­ ского знамени», Г На сцене — сказка... Фотоэтюд К>. Ардашева. V? Iпочему5?ес1ь1Н а к о н к у р с *— Вы мне не да- ----------------------------------------------------------- ли заводную обезь­ янку! — Обезьянку дам обязательно. Толь­ ко сначала поешь, собери игрушки, ко­ торые ты разбро­ сал, — доброжелательно сказала „ Л е н и н с к о г о . з н а л е 1-1 Почему же мне не 11 **• докладывали? П е р е д о к е а н о м воспитательница. Но Валера обидел­ ся. Он не услышал в ее голосе за­ искивающих ноток. По всему видно, что Анна Васильевна и не думала его упрашивать. Дома с ним так не разговаривали. — Хочу сейчас обезьянку,— наста­ ивает Валера, решительно отодвинув тарелку. —1 Без разрешения воспитательни­ цы нельзя вставать из-за стола,— поясняюще предупреждает нянй. — Я совсем не хочу в садике, я хочу домой!— и выбежав из-за сто­ ла, он вдруг упал, начал громко плакать, стучать руками и ногами по полу. А краешком глаза заметил: взрослые не обращают внимания, а дети, присевшие вокруг него на кор­ точки, рассуждают: — Он заводной, как обезьянка?— предположил наблюдательный Вася. — Он хворый,— серьезно опреде­ лила Нюра, подражая своей бабуш­ ке. — Я не хворый, я не обезьянка!— еще громче закричал Валера. — Ну, значит, ты плохой,— подвел итог рассудительный Витя. —' Больше он так не будет делать, он же не знал, что в садике так нельзя. Правда, Валерочка? Вставай скорей,— ласково сказала воспита­ тельница. Но от этой ласки, похо­ жей на мамину, Валера заплакал еще громче. И хотя остальная часть дня прошла совсем хорошо: Валера поиграл с обезьянкой, подружился с Васей, хорошо пообедал и крепко спал, все же вечером, кинувшись на­ встречу маме, опять заплакал: — Мама, я целый день ничего не ел, я плакал и меня никто не угова­ ривал... На лице матери мгновенно отра­ зилась целая гамма чувств: жалость к сыну, опасения за него, упрек вос­ питательнице, растерянность... Но она поняла: от того, насколько пра­ вильно поговорит она сейчас с сы­ ном, зависит все его последующее поведение. И она сказала: — Здесь никого не уговаривают, сыночек. Здесь все слушаются вос­ питательницу, А если что-нибудь на­ до, то спрашивают у нее. Привыкай, ты теперь большой. Так началась жизнь Валеры в детском саду. И в течение четырех лет, пока Валера посещал садик, бы­ ло так: — Возьму Валеру домой. — Почему рано? — Валере очень нравится книга, которую вы им читаете. Сегодня я, наконец, ее купила — почитаем, по­ говорим... Шли годы. Валера хорошо учился в общеобразовательной и . музы­ кальной школах! вступил в пионер* скии отряд, затем в комсомол.., И вдруг — случи­ лось нехо р о ш е е. Проглядели или это неизбежно?— С каждым так бывает или только с их сыном? Дни флегматичной рассеянности сменялись бурным озорством, стрем­ лением выйти из-под власти учите­ лей и родителей. Анатолий Петрович, отец Валерия, заметил, что сын на­ чал курить, поздно возвращаться до­ мой. В ответ на замечания в его глазах вспыхивал упрямый огонек. — Пройдет, это «переходный воз­ раст» бурлит... Явление временное,— успокаивали родственники и близкие знакомые, с кем делились своей тре­ вогой родители. Однажды отец и мать явились к директору школы. Александр Нико­ лаевич натренированным взглядом педагога заметил растерянность ро­ дителей: с чего начать разговор? Ведь жалоб из школы не поступало, сюда их не вызывали, в дневнике хорошие отметки... — Очень хорошо, что вы пришли. Именно сейчас, когда еще не про­ изошло ничего особенно плохого, — поспешил успокоить директор. — Да и мы заметили, что ваш сын повел себя вызывающе. И учи­ теля не раз поднимали разговор о нем. — Вы понимаете, — не спеша на­ чал директор,— он ведет себя так, будто начальником цеха являетесь не вы, Анатолий Петрович, а он... Вас-то он величает «стариком» и «папахеном».., — И еще,— подумав, добавил Александр Николаевич,— деньги. Не слишком ли много он имеет в кар­ мане? Ведь завтрак в школьном бу­ фете стоит 10— 15 копеек... Разговор был откровенным с обе­ их сторон, но остался не окончен­ ным. ...Что делать? Уволиться с работы инженеру Анне Сергеевне и сторо­ жить каждый шаг сына? Но ведь, борясь с плохими проявлениями, они помнили, что в мальчике нужно развивать и другие качества: само­ стоятельность, целеустремленность, настойчивость. А если держать че­ ловека под охраной и водить за ру­ ку, ничего этого не привьешь. Изо­ лировать от друзей? Так ведь не они на него влияют, а он на них. Воспитательные беседы? Это уже испробовано и в школе, и дома. Нет, тут нужно другое. Нужно сбить с него спесь, заставить почув­ ствовать, из чего складывается жизнь, узнать цену труда, цену ма­ териального достатка. Как началь­ ник цеха, отец мог бы устроить Ва­ лерия на какую-нибудь легкую ра- О ч е р к боту, чтобы было больше времени Э* продолжать учебу в 9 классе вечер­ ней школы. Потом устроить в инсти­ тут. Но нет! Прежде, чем он станет инженером, музыкантом или кем-то другим, Валерий должен стать че­ ловеком.' Я не называю его фами­ лии, потому что дело это прошлое, но был момент, когда парень стоял на самом краю пропасти. Устроили его работать на завод. Встал Валерий к станку. Работа эта требует внимания, точных движений, умения распределять время. Ничего этого у парня не было. — Тю-ю, а Петровича сыйок-то, глянь... Руки дрожат... — Да, такому батьке не такого сынка надо, кость в нем слабая, од­ на видимость. До отца доходили эти разговоры. В душе он страдал за сына, видел его растерянность, вздрагивающие губы, порой затравленный взгляд. Но не спешил помочь. А когда в конце месяца Валерий принес домой скудный заработок, отец разделил его на две неравные части и сказал: — На эти деньги купи маме цве­ ты, ведь это твоя первая зарплата. А это отдай маме на твое питание. Ну, и.., как видишь, обновки к Но­ вому году не будет. Присаживаясь к пианино, Валера рассеянно водил по клавиатуре и думал. Думал о себе, о жизни. Ока­ зывается, все не так легко и просто, как он предполагал. Отец, как всегда пропадал в це­ хе, но к ужину старался прийти обязательно. И за столом начина­ лись разговоры. Анатолий Петрович, оказывается, имел многочисленное знакомство с «пареньками» и обна­ ружил такую наблюдательность, что Валера с интересом слушал его рас­ сказы. А отец гнул свое: — Ты ведь знаешь Сашу?— гово­ рил он, обращаясь к Анне Сергеев­ не.— Ведь неказистый мальчонка на первый взгляд. Но проявил такое упорство, такую сообразительность, так быстро освоил станок, что даже Кузьмич потирает подбородок:— «Красавец-парень!». Вначале Валера не замечал наме­ ка в этих разговорах, а когда дога­ дался, то сразу как-то повзрослел: — Меня воспитывает... И ему стало вдруг стыдно за се­ бя, за свой завидный рост, за наме­ тившуюся ширину плеч. При следующей встрече за сто­ лом, Валера укоризненно перебил отца: — Все рассказываешь!.. Лучше бы помог мне, у меня ведь все брак идет. — Брак?—* строго переспросил — Ну, ведь он твой сынок, — в голосе мамы иро­ ния. — Тем более, брака не должно быть! Теперь отец на­ ведывался к сыну в цехе: так ли сто­ ит у станка, как рассчитаны движе­ ния, правильно ли осваивает дело. Зачастил к Валере и Кузьмич, стали подавать советы соседи по станку. Брак пошел на убыль. Но не скоро пришло время, когда старый мастер потер подбородок: Красавец-парень! Но оно, наконец, пришло. Так Ва­ лера узнал, за что ценят человека. Учеба в вечерней школе продол­ жалась. Учился Валерий хорошо. Но теперь он не бравировал знания- мй.. Перед кем хвалиться? Рядом за партой сидели ударники коммуни­ стического труда, мастера производ­ ства. Но зато он понял, как нужны хорошие знания. Выбором профессии Валерий мно­ гих удивил. Увлекался музыкой, хи­ мией, математикой. Хорошо разби рался в чертежах. А решил стать врачом. Нейрохирургом. И вот ему исполнилось 18 лет. Валерий стал квалифицированным рабочим, окон­ чил П классов. Успешно сдал вы пускные экзамены. Готовится осе­ нью сдать экзамены в медицинский институт. За столом разговоры толь­ ко об этом предстоящем событии Наблюдательный Кузьмич сочувст­ вует: — Да-а, забота у тебя сейчас, Анатолий Петрович, сын уходит в жизнь... Ну ты особенно не волнуй­ ся, комсомол, общественность не да­ дут свихнуться —* Я — отец, и первый в ответе за его жизнь, за его совесть, за его дела. И, помолчав, продолжал: — Вот слушай, Кузьмич, если жизнь принять за океан, со шторма­ ми и ураганами, с высокой волной, то все ли я дал ему в плавание? Все ли предусмотрел? — Жизнь покажет,— мудро улыб­ нулся Кузьмич,— океан-то еще надо переплыть! Е. ЦЫГАНОВА. что в дни летних каникул ребята участвуют в посильном для них труде: собирают ягоды, фрукты, сбивают ящики, в уборочную кам­ панию старшеклассники работают помощниками комбайнеров и т. д. Так, минувшим летом только уча­ щиеся Агрономовской средней шко­ лы собрали 750 тонн яблок, 18 тонн ягод и вишен, сбили для отправки фруктов 59 тысяч ящиков. И сейчас в сады и на плантации уже пришли юные помощники. Лучших выпускников Агрономов­ ской средней школы совхоз на свои средства посылает учиться в выс­ шие учебные заведения. В настоя­ щее время за счет нашего хозяйства трое учатся в Воронежском сель­ скохозяйственном и двое в Мичу­ ринском плодоовощном институтах. В совхозе создан совет содействия семье и школе. Члены совете про­ водят большую воспитательную ра­ боту с учащимися, держат тесную связь с родительской общественно­ стью. Совет содействия семье и школе и педагогический коллектив Агро­ номовской средней школы органи­ зовали во всех отделениях совхоза, цехах, авто-и тракторном парке «Уголки для родителей», в которых вывешены режим школьника, па­ мятка для родителей, показатели успеваемости учащихся, . решения родительских собраний, приказы по школам о поведении учеников, ре­ комендации, что прочитать в журна­ ле «Семья и школа». Члены совета активно вмешива­ ются в жизнь семей, где дети плохо учатся, плохо себя ведут. Нередко родителей таких учеников вызывают на заседания совета, беседуют с ними, советуют, а иногда строго спрашивают. Совет содействия привлекает ро­ дителей к внеурочной работе е уча­ щимися. Так, по нашей просьбе ро­ дители Абрамов, Малахов, Велижа- нин ведут в Агрономовской школе кружки автодела, электротехники и бухгалтерского учета. Отец девяти детей В. А. Вагенлейтер уже в те­ чение р*да лет ездит с группой юных экскурсантов в Москву. Право поехать в столицу предоставляется ребятам и девочкам, которые хо­ рошо учатся и хорошо трудятся. Управляющие отделениями Е. И, Топильский, Н. А. Жданова, агроном А. П. Потапов часто встречаются с детьми, проводят беседы с ними, посещают пионерские сборы. Большое внимание члены совета уделяют пропаганде педагогических знаний среди тружеников совхоза. В этом учебном году при Агроно­ мовской средней школе работал университет для родителей, кото­ рым руководит завуч И. П. Малы­ шева. Учением и воспитанием школьни­ ков занимается вся общественность совхоза. Поэтому все меньше у нас становится так называемых неблаго­ получных семей, где детей воспиты­ вают неправильно. Присваивая бригадам, цехам и отделениям зва­ ние коллектива коммунистического труда, мы интересуемся, а какими растут дети в их семьях? Конечно, далеко не все вопросы, связанные с семьей и школой, мы можем решить. Есть еще недостат­ ки и упущения. Но можно надеять­ ся, что под руководством партийной организации труженики совхоза и учителя преодолеют все трудности и воспитают наших детей достой­ ными строителями коммунистиче­ ского общества. Г. к о ПАЛИИ , директор совхоза «Агроном», председатель совета содействия семье и школе, Герой Социалистического Труда. И м е н и П а в л и к а М о р о з о в а Они были очень взволнованы, эти ребятишки в красных шапочках и галстуках, которые им только что повязали. Наташа тоже волнова­ лась, хотя не в первый раз была свидетелем того, как принимают в дружную пионерскую семью новое пополнение октябрят.- , То и дело кто-нибудь из этой тор­ жественно притихшей детворы при­ ковывает ее внимание — и вот она уже рядом с вихрастым маль­ чишкой, или с тоненькой девочкой, что-то оживленно говорит, подска­ зывает, советует., Люда Чуенкова, пионерка, гово- рит: — Наталья Ильинична ■— замеча­ тельная! И еще эта девочка рассказала мне о том, как впервые организовы­ вался клуб «Октябренок». Она за­ смеялась, вспомнив, как их пионер- зожатая имитировала дрессирован­ ную лошадь, как тогда этим .заин­ тересовались ребята и как посыпа­ лись предложения: «А я умею фо­ кусы! А я умею...». А вскоре не.бы­ ло отбоя от желающих стать члена­ ми этого клуба. И так всегда. Все новое, что пред­ лагает Наташа, обязательно прижи­ вается в школе, потому ^то есть у нее живинка организатора: — И другие хотят что-то органи­ зовать,—-говорит завуч школы В. С. Старцева, — стараются, но не всег­ да удачно. А у Наташи получается все, за что она ни возьмется. Трудно ей было вначале. Пришла в школу сразу после десятилетки, допоздна засиживалась в пионер­ ской комнате, Да и учителя, каза­ лось, не признавали авторитета быв­ шей школьницы с несколько резкой манерой обращения. Но вскоре за­ метили и другое: ее умение собрать ребят, заинтересовать, увлечь их. И поняли, что это именно та вожатая, которая способна помочь педагогам воспитать вот этих неугомонных, а порой и так называемых «трудных» ребят. Характерной чертой старшей во­ жатой считают ее особое пристра* стие к этим вот «трудновоспитуе­ мым». «Мне с ними интереснее!» —• говорит она, И ходит Наташа, или как они ее называют—Наталья Иль­ инична, со своими «трудными» в по­ ходы, разводит костры, печет кар­ тошку, собирает цветы, а в школе эти ребята всегда толпятся в пио­ нерской комнате: что-то мастерят, оформляют, В дни занятий учителя второй смены просто-напросто завидуют учителям из первой смены, в кото­ рой работает Наташа. Они знают — на нее всегда можно положиться: если что задумала, обязательно вы­ полнит. — Боевая, инициативная,—так от­ зывается о Наташе Колягиной ди­ ректор школы Н. Р. Еремеев. Вожатая Наташа Колягина помо­ гает учителям воспитывать ребят, делает все возможное, чтобы не ску- • чали, а жили кипучей, интересной жизнью октябрята и пионеры. Далеко видна звезда, которая го­ рит над школой № 17. Этой звездой награждена пионерская дружина имени Павлика Морозова. Т. СПАССКАЯ, г,-Липецк, Охсяо в ж в з в ъ О значении кино в учебном про­ цессе говорить не приходится. Учеб­ ный кинофильм вводит ученика в мир атома и в глубину Вселенной, он служит своеобразной передачей идей. Кино — это «окно в жизнь». Несколько лет назад в Ельце бы­ ла создана фильмотека, которой за­ ведует М, В. Морозов. Фильмотека обслуживает школы Ельца и одинна­ дцати районов области, имеет в сво­ ем фонде 540 названий фильмов и 2340 копий. Запросы школ в фильмотеку в ка­ кой-то мере свидетельствуют о том, насколько заинтересованы педагоги­ ческие коллективы в эффективности преподавания. Ведь кино — верный помощник учителя. Например, такая школа, как Аргамач-Паленская вось­ милетняя Елецкого района сумела показать за учебный год 111 филь­ мов. Кстати, в школе имеется всего один киноаппарат. Вязовская вось­ милетняя школа показала 100 фильмов, восьмилетняя Лг° 18 — 102 , средняя школа № 1 — 140. В Елец­ кой средней школе № 3 учебные фильмы показываются на уроках химии, которые ведет Евгения Нико­ лаевна Копаева. Страна идет навстречу двум зна­ менательным датам: 50-летию Со­ ветской власти и столетию со дня рождения В. И. Ленина. Не случай­ но усилился спрос на такие карти­ ны, как «Володя Ульянов», «Начало революционной деятельности В. И, Ленина», «Ленин в годы Советской власти», «От февраля к Октябрю», «Карл Маркс». В связи с этим нуж­ но сказать о трудностях в работе фильмотеки: там еще мало копий, и только при своевременном возвра­ щении кинофильмов можно обеспе­ чить всех заказчиков. Однако богатство нашей фильмо­ теки используется не всеми школа­ ми. В Стегаловской средней школе имеется два киноаппарата, И тем не менее в истекшем году было показа­ но всего 59 фильмов, В Лебедянской средней школе № 1 еще меньше — 50 фильмов, А ведь для сельских де­ тей показ фильмов на уроке особен­ но необходим. Хотелось бы, чтобы в предстоя­ щем году учебные киноленты стали первыми помощниками учителей. Е. СЕРМУС, методист Елецкого гороно. Н А Ч И Н А Ю Щ И Е М У З Ы К А Н Т Ы Впервые в актовом зале Липецкой средней школы № 30 состоялся кон­ церт, который подготовили члены музыкальных кружков — начинаю­ щие музыканты. Такие кружки бы­ ли организованы в школе минувшей зимой по инициативе преподавателей и родителей. Посещало их 1*18 ре­ бят. Занятия проходили по классу баяна, фортепьяно, аккордеона и скрипки. Проводились они индиви­ дуально по программе первого клас­ са музыкальной школы. Кружки вели студенты Липецкого отец, как будто и не знал об этом,— музыкального училища: Александр Петров (фортепьяно)’, Антонина Ма- теркина и Сергей Лосев (баян), Га­ лина Майорова (аккордеон) и дру­ гие. В конце учебного года прошли контрольные уроки по сольфеджио, музыкальной грамоте, а затем было проведено прослушивание. Большин­ ство детей хорошо усвоило програм­ му обучения. 86 человек переведены во второй класс. Лучшие из них приняли участие в отчетном концер­ те, на котором присутствовали роди­ тели, учителя школы и представите­ ли общественных организаций. Методическую помощь кружкам оказывали преподаватели Липецко­ го музыкального училища, и в пер­ вую очередь М, Е. Севидов. Это хорошее начинание следует внедрять и в других школах. Такие кружки способствуют не только эс­ тетическому развитию, но и помога­ ют детям лучше учиться. Занятия в кружках платные. Де­ нежные средства, поступающие от родителей, расходуются на зарпла­ ту преподавателям и на приобрете­ ние музыкальных инструментов. Н. ЕВСЮКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz