Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
ЕДИНЫМ ФРОНТОМ-К ЕДИНОЙ ЦЕЛИ Я У Ч И Т Ь м ы с л и т ь —- Какой сейчас у вас урок? — спросил я однажды восьмиклассни ков Липецкой средней школы № 15, Отвечают: — Обществоведение! А разве есть в восьмом классе такой предмет? Ребята, конечно, имели ввиду «Бе седы о нашем советском обществе» — предмет, появившийся в этом году в школьном расписании. Задача нового учебного курса за ключается в том, чтобы добиться понимания и глубокого осмысления учащимися восьмых классов величия нашей эпохи, торжества социализма и развернутого строительства ком. мунизма в СССР, важнейших вопро сов внутренней и внешней политики, решений X X III съезда КПСС. По этому правильно поступили в тех школах области, где ведение «Бесед» было поручено самым опытным учи телям. Мы побывали на беседе учи тельницы И. А. Ковригиной в Доб- ровской средней школе, посвящен ной моральному кодексу строителя коммунизма. Нет, здесь не было про стого перечисления соответствующих пунктов кодекса, — Ребята, — предлагает учитель ница, — сейчас вы посмотрите диа фильм «Наш современник», а затем подумайте и скажите, кто же он та кой —* наш современник, какими нравственными качествами он обла дает? Диафильм просмотрен. И мальчики, и девочки начинают взвол нованно говорить, каким представ ляют они себе идеал человека буду щего. Разговор невольно переключился на тему о своем классе, о том, как каждый из присутствующих выраба тывает в себе такие черты характе ра, как честность, правдивость, уме ние преодолевать трудности, жела ние знать больше и т. д. И уж, ко нечно, не обошлось без критики. ’ Вот передо мной работы учащих ся 8 -х классов Верхне-Матренской средней школы Добринского района, где занятия «Беседы о нашем со ветском обществе» ведет директор школы В. И. Злобин, Недавно обло- но проводил контрольную работу по обществоведению в I I классах всех средних школ. Владимир Ива нович решил дать один из вопросов этой работы своим восьмиклассни кам. И можно без преувеличения сказать, что такие ученики, как Иван Коробкин, Ираида Коровина, Раиса Ю Н Ы Е х у д о ж н и к и * При Лебедянском Доме пио неров открыта выставка детского творчества. Она • вызвала боль шой интерес общественности. Ши роко представлены карандашные рисунки, акварели/ иллюстрации к сказкам и рассказам, вышивки, фотографии, различные приборы, слесарные изделия. Внимание посетителей привле кают действующие модели. Мно гие из них являются наглядными методическими пособиями. Напри мер, учащийся Романовской шко лы № 8 Михаил Терехов постро ил кольцевую железную дорогу. Разнообразные экспонаты пред ставила Троекуровская средняя школа, Один из стендов Лебедянской средней школы № 2 посвящен за конам физики. Здесь выставлены интересные учебные пособия, сде ланные руками школьников. Е. Мягкову, выпускнику 11-го класса Лебедянской средней шко лы № 3, принадлежит ряд аква рельных работ, которые занима ют на выставке видное место, Из этой же школы представлены ин тересные работы девятиклассни ков В. Морковина «Передатчик Попова» и Н. Кузнецова «Модель генератора постоянного тока». Посетители с интересом рас сматривают фотоснимки, отража ющие школьную жизнь. Сделали их юные фотографы из Черепян- ской и Павловской восьмилетних школ. Это «Урок рисования», «Хоровой кружок», «Вручение комсомольского билета», «Родное село» и т, д. Разнообразные экспонаты под готовила Агрономовская средняя школа. Приятно листать многочислен ные альбомы, в которых собраны материалы и фотоснимки, расска зывающие об экскурсиях по род ному краю, На выставке побывало очень много учащихся, сюда приезжали гости из отдаленных школ — Хо- рошовекой, Троекуровской, Агро- номовской и других. Такая выставка устраивается в Лебедяни уже второй год. Очень хорошо, если это станет традици ей. Н. СБИТНЕВ. Колесникова и многие другие, отве чая на вопрос о коренном отличии социалистического государства от буржуазного, обнаружили такую зре лость мысли, которой могли бы по завидовать одиннадцатиклассники. Много бесед с восьмиклассниками провели учителя по материалам X X III съезда КПСС. И надо сказать, что школьники проявляют большой интерес к решениям съезда родной Коммунистической партии, итоги ра боты которого продолжают волно вать все прогрессивное человечество. Я присутствовал на одной из та ких бесед в Липецкой средней школе № 38. Валерия Федоровна Астахова хорошо подготовилась к ней, проду мала, как связать материал урока с практическими делами нашего наро да. Проникновенным был ее рассказ о делегате X X III съезда КПСС В. Земцове, газовщике труболитей ного цеха № 2 завода «Свободный сокол». Ока прочитала ребятам от рывок из его статьи, напечатанной в областной газете. «В цехах — небы валый подъем,— читает учительни ца.—И вот я о чем подумал: было бы просто здорово—сберечь и пере нести в наши будни ту атмосферу, в которой проходила вся работа съез да,— атмосферу строгой взыскатель ности, партийного товарищества, де ловой дружбы. И сделать это мож но. Образец нам показал Централь ный Комитет». — Возможна ли такая атмосфера в повседневной жизни нашего клас са? — спрашивает Валерия Федо ровна,, Вопрос заставил учащихся подумать об очень важном в жизни класса — дружбе, товариществе, взаимопомощи, об отношении к уче бе. К сожалению, в некоторых школах такие беседы проходили скучно, не интересно. Пока еше не удаются эти уроки учителям Ленинской и Боринсксй средних школ Л и пецкого района. Например, в Ле нинской средней школе преподава тель в начале учебного года поче му-то опустил беседы на такие важ ные темы, как «Великая Октябрьская социалистическая революция — на. чало новой эры в истории человечест ва» и «Построение социализма в СССР. Главные задачи коммуни стического строительства в нашей стране». А в Боринской средней школе учительница так спешила, что тематику «Бесед», рекомендованную на весь учебный год, прошла в пер вом полугодии. Большое огорчение вызывают и такие факты, когда учитель, плохо подготовившись к уроку, допускает теоретические оплошности, если не ошибки. Досадно, что такие неточности уже допускаются и при изучении материа лов X X III съезда КПСС. Идет беседа гю материалам X X III съезда КПСС в 38-й средней школе. Учительница И. С. Даниль- чук в общем-то неплохо подготови лась к ней. Все учащиеся имели га зеты с докладом Л . И. Брежнева, работали активно. Был поставлен интересный вопрос: «Как вы пони маете прогрессивность национально- освободительного движения?». Уче ники ответили в основном правиль но, но их ответы носили книжный характер, не приводились примеры из современной истории. Сейчас много говорят о научной организации труда в школе. И хо телось бы услышать серьезный раз говор о том, каковы внутренние ре зервы школ по формированию ми ровоззрения учащихся, о роли «Бе сед о нашем советском обществе» и «Обществоведения» в этом вопросе. Преподавание этих предметов должно быть в центре внимания отделов народного образования, ру ководителей школ, профсоюзных и партийных организаций. Это явилось бы важным вкладом в выполнение решений первого областного съезда по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи. А. СОБОЛЕВ, зав. кабинетом истории и обще ствоведения Липецкого института усовершенствования учителей. ☆ Совхоз «Агро ном» известен за пределами области своими чудесными яблоками. Много труда и сил вкла дывают люди, что бы получать ежегодно богатые уро жаи, которые по праву можно наз вать «урожаями здоровья». Но сегодня речь пойдет не о яб локах. Мне, как директору, хочется рассказать о другой стороне дея тельности нашего коллектива. Это забота о школе, о воспитании моло дежи. И такие задачи порой труд нее производственных. Жизнь показала, что одним из решающих условий успешного обу чения и воспитания является укреп ление материальной базы шкой и детских дошкольных учреждений. Поэтому мы по мере возможности стараемся помогать нашим школам и детским садам. За последние три года у нас построено три здания детских садов. Сейчас там воспиты ваются 220 малышей. Мы постоянно интересуемся, в каких условиях ра стут дети, В совхозе «Агроном» есть средняя школа, две начальных, вечерняя школа рабочей молодежи, техниче ское училище, которое готовит са доводов, В общей сложности там обучается 1300 человек. В этом го ду у нас открылся филиал музы кальной школы. Там учатся сорок В Э Т О М З А И Н Т Е Р Е С О В А Н А В С Я О Б Щ Е С Т В Е Н Н О С Т Ь детей рабочих и служащих совхоза. Число учащихся непрерывно рас тет. В связи с этим нам пришлось серьезно подумать о расширении учебной площади. Условия, в которых сейчас рабо тают школы, значительно улучши лись. Для Губинской начальной шко лы построено новое типовое здание со спортивным залом, пионерской комнатой, квартирой для учителей. В прошлом году к средней школе пристроили четыре классные ком наты и мастерскую, в этом году — шесть классных комнат и спортзал. Мы надеемся перевести нашу сред нюю школу на односменные заня тия. У нас есть Дворец культуры, не плохо работает там детский сектор. Успехом пользуются выступления детского оркестра народных инстру ментов. К 50-летию Советской вла сти мы преподнесем детям хороший подарок — Дворец пионеров. Вместе с педагогическими коллек тивами школ дирекция, партийная, профсоюзная и комсомольская ор ганизации совхоза уделяют серьез ное внимание трудовому воспита нию детей, У нас стало традицией, $ ГОТОВЫ К ЗАНЯТИЯМ В Панинской восьмилетней школе ремонт в разгаре. Оштукатурены стены, застеклены окна, отремонти рованы печи. Пройдет еще несколько дней, и засияют свежепокрашенные полы, парты, классные доски. Как сказал директор школы А. С. Тара сов, ремонт будет закончен не позд нее 15 июля. В. ТИМОХИН. Добровский район. I Страница подготовлена нештат н ы м о т д е л о м школ редакции «Ленин ского знамени», Г На сцене — сказка... Фотоэтюд К>. Ардашева. V? Iпочему5?ес1ь1Н а к о н к у р с *— Вы мне не да- ----------------------------------------------------------- ли заводную обезь янку! — Обезьянку дам обязательно. Толь ко сначала поешь, собери игрушки, ко торые ты разбро сал, — доброжелательно сказала „ Л е н и н с к о г о . з н а л е 1-1 Почему же мне не 11 **• докладывали? П е р е д о к е а н о м воспитательница. Но Валера обидел ся. Он не услышал в ее голосе за искивающих ноток. По всему видно, что Анна Васильевна и не думала его упрашивать. Дома с ним так не разговаривали. — Хочу сейчас обезьянку,— наста ивает Валера, решительно отодвинув тарелку. —1 Без разрешения воспитательни цы нельзя вставать из-за стола,— поясняюще предупреждает нянй. — Я совсем не хочу в садике, я хочу домой!— и выбежав из-за сто ла, он вдруг упал, начал громко плакать, стучать руками и ногами по полу. А краешком глаза заметил: взрослые не обращают внимания, а дети, присевшие вокруг него на кор точки, рассуждают: — Он заводной, как обезьянка?— предположил наблюдательный Вася. — Он хворый,— серьезно опреде лила Нюра, подражая своей бабуш ке. — Я не хворый, я не обезьянка!— еще громче закричал Валера. — Ну, значит, ты плохой,— подвел итог рассудительный Витя. —' Больше он так не будет делать, он же не знал, что в садике так нельзя. Правда, Валерочка? Вставай скорей,— ласково сказала воспита тельница. Но от этой ласки, похо жей на мамину, Валера заплакал еще громче. И хотя остальная часть дня прошла совсем хорошо: Валера поиграл с обезьянкой, подружился с Васей, хорошо пообедал и крепко спал, все же вечером, кинувшись на встречу маме, опять заплакал: — Мама, я целый день ничего не ел, я плакал и меня никто не угова ривал... На лице матери мгновенно отра зилась целая гамма чувств: жалость к сыну, опасения за него, упрек вос питательнице, растерянность... Но она поняла: от того, насколько пра вильно поговорит она сейчас с сы ном, зависит все его последующее поведение. И она сказала: — Здесь никого не уговаривают, сыночек. Здесь все слушаются вос питательницу, А если что-нибудь на до, то спрашивают у нее. Привыкай, ты теперь большой. Так началась жизнь Валеры в детском саду. И в течение четырех лет, пока Валера посещал садик, бы ло так: — Возьму Валеру домой. — Почему рано? — Валере очень нравится книга, которую вы им читаете. Сегодня я, наконец, ее купила — почитаем, по говорим... Шли годы. Валера хорошо учился в общеобразовательной и . музы кальной школах! вступил в пионер* скии отряд, затем в комсомол.., И вдруг — случи лось нехо р о ш е е. Проглядели или это неизбежно?— С каждым так бывает или только с их сыном? Дни флегматичной рассеянности сменялись бурным озорством, стрем лением выйти из-под власти учите лей и родителей. Анатолий Петрович, отец Валерия, заметил, что сын на чал курить, поздно возвращаться до мой. В ответ на замечания в его глазах вспыхивал упрямый огонек. — Пройдет, это «переходный воз раст» бурлит... Явление временное,— успокаивали родственники и близкие знакомые, с кем делились своей тре вогой родители. Однажды отец и мать явились к директору школы. Александр Нико лаевич натренированным взглядом педагога заметил растерянность ро дителей: с чего начать разговор? Ведь жалоб из школы не поступало, сюда их не вызывали, в дневнике хорошие отметки... — Очень хорошо, что вы пришли. Именно сейчас, когда еще не про изошло ничего особенно плохого, — поспешил успокоить директор. — Да и мы заметили, что ваш сын повел себя вызывающе. И учи теля не раз поднимали разговор о нем. — Вы понимаете, — не спеша на чал директор,— он ведет себя так, будто начальником цеха являетесь не вы, Анатолий Петрович, а он... Вас-то он величает «стариком» и «папахеном».., — И еще,— подумав, добавил Александр Николаевич,— деньги. Не слишком ли много он имеет в кар мане? Ведь завтрак в школьном бу фете стоит 10— 15 копеек... Разговор был откровенным с обе их сторон, но остался не окончен ным. ...Что делать? Уволиться с работы инженеру Анне Сергеевне и сторо жить каждый шаг сына? Но ведь, борясь с плохими проявлениями, они помнили, что в мальчике нужно развивать и другие качества: само стоятельность, целеустремленность, настойчивость. А если держать че ловека под охраной и водить за ру ку, ничего этого не привьешь. Изо лировать от друзей? Так ведь не они на него влияют, а он на них. Воспитательные беседы? Это уже испробовано и в школе, и дома. Нет, тут нужно другое. Нужно сбить с него спесь, заставить почув ствовать, из чего складывается жизнь, узнать цену труда, цену ма териального достатка. Как началь ник цеха, отец мог бы устроить Ва лерия на какую-нибудь легкую ра- О ч е р к боту, чтобы было больше времени Э* продолжать учебу в 9 классе вечер ней школы. Потом устроить в инсти тут. Но нет! Прежде, чем он станет инженером, музыкантом или кем-то другим, Валерий должен стать че ловеком.' Я не называю его фами лии, потому что дело это прошлое, но был момент, когда парень стоял на самом краю пропасти. Устроили его работать на завод. Встал Валерий к станку. Работа эта требует внимания, точных движений, умения распределять время. Ничего этого у парня не было. — Тю-ю, а Петровича сыйок-то, глянь... Руки дрожат... — Да, такому батьке не такого сынка надо, кость в нем слабая, од на видимость. До отца доходили эти разговоры. В душе он страдал за сына, видел его растерянность, вздрагивающие губы, порой затравленный взгляд. Но не спешил помочь. А когда в конце месяца Валерий принес домой скудный заработок, отец разделил его на две неравные части и сказал: — На эти деньги купи маме цве ты, ведь это твоя первая зарплата. А это отдай маме на твое питание. Ну, и.., как видишь, обновки к Но вому году не будет. Присаживаясь к пианино, Валера рассеянно водил по клавиатуре и думал. Думал о себе, о жизни. Ока зывается, все не так легко и просто, как он предполагал. Отец, как всегда пропадал в це хе, но к ужину старался прийти обязательно. И за столом начина лись разговоры. Анатолий Петрович, оказывается, имел многочисленное знакомство с «пареньками» и обна ружил такую наблюдательность, что Валера с интересом слушал его рас сказы. А отец гнул свое: — Ты ведь знаешь Сашу?— гово рил он, обращаясь к Анне Сергеев не.— Ведь неказистый мальчонка на первый взгляд. Но проявил такое упорство, такую сообразительность, так быстро освоил станок, что даже Кузьмич потирает подбородок:— «Красавец-парень!». Вначале Валера не замечал наме ка в этих разговорах, а когда дога дался, то сразу как-то повзрослел: — Меня воспитывает... И ему стало вдруг стыдно за се бя, за свой завидный рост, за наме тившуюся ширину плеч. При следующей встрече за сто лом, Валера укоризненно перебил отца: — Все рассказываешь!.. Лучше бы помог мне, у меня ведь все брак идет. — Брак?—* строго переспросил — Ну, ведь он твой сынок, — в голосе мамы иро ния. — Тем более, брака не должно быть! Теперь отец на ведывался к сыну в цехе: так ли сто ит у станка, как рассчитаны движе ния, правильно ли осваивает дело. Зачастил к Валере и Кузьмич, стали подавать советы соседи по станку. Брак пошел на убыль. Но не скоро пришло время, когда старый мастер потер подбородок: Красавец-парень! Но оно, наконец, пришло. Так Ва лера узнал, за что ценят человека. Учеба в вечерней школе продол жалась. Учился Валерий хорошо. Но теперь он не бравировал знания- мй.. Перед кем хвалиться? Рядом за партой сидели ударники коммуни стического труда, мастера производ ства. Но зато он понял, как нужны хорошие знания. Выбором профессии Валерий мно гих удивил. Увлекался музыкой, хи мией, математикой. Хорошо разби рался в чертежах. А решил стать врачом. Нейрохирургом. И вот ему исполнилось 18 лет. Валерий стал квалифицированным рабочим, окон чил П классов. Успешно сдал вы пускные экзамены. Готовится осе нью сдать экзамены в медицинский институт. За столом разговоры толь ко об этом предстоящем событии Наблюдательный Кузьмич сочувст вует: — Да-а, забота у тебя сейчас, Анатолий Петрович, сын уходит в жизнь... Ну ты особенно не волнуй ся, комсомол, общественность не да дут свихнуться —* Я — отец, и первый в ответе за его жизнь, за его совесть, за его дела. И, помолчав, продолжал: — Вот слушай, Кузьмич, если жизнь принять за океан, со шторма ми и ураганами, с высокой волной, то все ли я дал ему в плавание? Все ли предусмотрел? — Жизнь покажет,— мудро улыб нулся Кузьмич,— океан-то еще надо переплыть! Е. ЦЫГАНОВА. что в дни летних каникул ребята участвуют в посильном для них труде: собирают ягоды, фрукты, сбивают ящики, в уборочную кам панию старшеклассники работают помощниками комбайнеров и т. д. Так, минувшим летом только уча щиеся Агрономовской средней шко лы собрали 750 тонн яблок, 18 тонн ягод и вишен, сбили для отправки фруктов 59 тысяч ящиков. И сейчас в сады и на плантации уже пришли юные помощники. Лучших выпускников Агрономов ской средней школы совхоз на свои средства посылает учиться в выс шие учебные заведения. В настоя щее время за счет нашего хозяйства трое учатся в Воронежском сель скохозяйственном и двое в Мичу ринском плодоовощном институтах. В совхозе создан совет содействия семье и школе. Члены совете про водят большую воспитательную ра боту с учащимися, держат тесную связь с родительской общественно стью. Совет содействия семье и школе и педагогический коллектив Агро номовской средней школы органи зовали во всех отделениях совхоза, цехах, авто-и тракторном парке «Уголки для родителей», в которых вывешены режим школьника, па мятка для родителей, показатели успеваемости учащихся, . решения родительских собраний, приказы по школам о поведении учеников, ре комендации, что прочитать в журна ле «Семья и школа». Члены совета активно вмешива ются в жизнь семей, где дети плохо учатся, плохо себя ведут. Нередко родителей таких учеников вызывают на заседания совета, беседуют с ними, советуют, а иногда строго спрашивают. Совет содействия привлекает ро дителей к внеурочной работе е уча щимися. Так, по нашей просьбе ро дители Абрамов, Малахов, Велижа- нин ведут в Агрономовской школе кружки автодела, электротехники и бухгалтерского учета. Отец девяти детей В. А. Вагенлейтер уже в те чение р*да лет ездит с группой юных экскурсантов в Москву. Право поехать в столицу предоставляется ребятам и девочкам, которые хо рошо учатся и хорошо трудятся. Управляющие отделениями Е. И, Топильский, Н. А. Жданова, агроном А. П. Потапов часто встречаются с детьми, проводят беседы с ними, посещают пионерские сборы. Большое внимание члены совета уделяют пропаганде педагогических знаний среди тружеников совхоза. В этом учебном году при Агроно мовской средней школе работал университет для родителей, кото рым руководит завуч И. П. Малы шева. Учением и воспитанием школьни ков занимается вся общественность совхоза. Поэтому все меньше у нас становится так называемых неблаго получных семей, где детей воспиты вают неправильно. Присваивая бригадам, цехам и отделениям зва ние коллектива коммунистического труда, мы интересуемся, а какими растут дети в их семьях? Конечно, далеко не все вопросы, связанные с семьей и школой, мы можем решить. Есть еще недостат ки и упущения. Но можно надеять ся, что под руководством партийной организации труженики совхоза и учителя преодолеют все трудности и воспитают наших детей достой ными строителями коммунистиче ского общества. Г. к о ПАЛИИ , директор совхоза «Агроном», председатель совета содействия семье и школе, Герой Социалистического Труда. И м е н и П а в л и к а М о р о з о в а Они были очень взволнованы, эти ребятишки в красных шапочках и галстуках, которые им только что повязали. Наташа тоже волнова лась, хотя не в первый раз была свидетелем того, как принимают в дружную пионерскую семью новое пополнение октябрят.- , То и дело кто-нибудь из этой тор жественно притихшей детворы при ковывает ее внимание — и вот она уже рядом с вихрастым маль чишкой, или с тоненькой девочкой, что-то оживленно говорит, подска зывает, советует., Люда Чуенкова, пионерка, гово- рит: — Наталья Ильинична ■— замеча тельная! И еще эта девочка рассказала мне о том, как впервые организовы вался клуб «Октябренок». Она за смеялась, вспомнив, как их пионер- зожатая имитировала дрессирован ную лошадь, как тогда этим .заин тересовались ребята и как посыпа лись предложения: «А я умею фо кусы! А я умею...». А вскоре не.бы ло отбоя от желающих стать члена ми этого клуба. И так всегда. Все новое, что пред лагает Наташа, обязательно прижи вается в школе, потому ^то есть у нее живинка организатора: — И другие хотят что-то органи зовать,—-говорит завуч школы В. С. Старцева, — стараются, но не всег да удачно. А у Наташи получается все, за что она ни возьмется. Трудно ей было вначале. Пришла в школу сразу после десятилетки, допоздна засиживалась в пионер ской комнате, Да и учителя, каза лось, не признавали авторитета быв шей школьницы с несколько резкой манерой обращения. Но вскоре за метили и другое: ее умение собрать ребят, заинтересовать, увлечь их. И поняли, что это именно та вожатая, которая способна помочь педагогам воспитать вот этих неугомонных, а порой и так называемых «трудных» ребят. Характерной чертой старшей во жатой считают ее особое пристра* стие к этим вот «трудновоспитуе мым». «Мне с ними интереснее!» —• говорит она, И ходит Наташа, или как они ее называют—Наталья Иль инична, со своими «трудными» в по ходы, разводит костры, печет кар тошку, собирает цветы, а в школе эти ребята всегда толпятся в пио нерской комнате: что-то мастерят, оформляют, В дни занятий учителя второй смены просто-напросто завидуют учителям из первой смены, в кото рой работает Наташа. Они знают — на нее всегда можно положиться: если что задумала, обязательно вы полнит. — Боевая, инициативная,—так от зывается о Наташе Колягиной ди ректор школы Н. Р. Еремеев. Вожатая Наташа Колягина помо гает учителям воспитывать ребят, делает все возможное, чтобы не ску- • чали, а жили кипучей, интересной жизнью октябрята и пионеры. Далеко видна звезда, которая го рит над школой № 17. Этой звездой награждена пионерская дружина имени Павлика Морозова. Т. СПАССКАЯ, г,-Липецк, Охсяо в ж в з в ъ О значении кино в учебном про цессе говорить не приходится. Учеб ный кинофильм вводит ученика в мир атома и в глубину Вселенной, он служит своеобразной передачей идей. Кино — это «окно в жизнь». Несколько лет назад в Ельце бы ла создана фильмотека, которой за ведует М, В. Морозов. Фильмотека обслуживает школы Ельца и одинна дцати районов области, имеет в сво ем фонде 540 названий фильмов и 2340 копий. Запросы школ в фильмотеку в ка кой-то мере свидетельствуют о том, насколько заинтересованы педагоги ческие коллективы в эффективности преподавания. Ведь кино — верный помощник учителя. Например, такая школа, как Аргамач-Паленская вось милетняя Елецкого района сумела показать за учебный год 111 филь мов. Кстати, в школе имеется всего один киноаппарат. Вязовская вось милетняя школа показала 100 фильмов, восьмилетняя Лг° 18 — 102 , средняя школа № 1 — 140. В Елец кой средней школе № 3 учебные фильмы показываются на уроках химии, которые ведет Евгения Нико лаевна Копаева. Страна идет навстречу двум зна менательным датам: 50-летию Со ветской власти и столетию со дня рождения В. И. Ленина. Не случай но усилился спрос на такие карти ны, как «Володя Ульянов», «Начало революционной деятельности В. И, Ленина», «Ленин в годы Советской власти», «От февраля к Октябрю», «Карл Маркс». В связи с этим нуж но сказать о трудностях в работе фильмотеки: там еще мало копий, и только при своевременном возвра щении кинофильмов можно обеспе чить всех заказчиков. Однако богатство нашей фильмо теки используется не всеми школа ми. В Стегаловской средней школе имеется два киноаппарата, И тем не менее в истекшем году было показа но всего 59 фильмов, В Лебедянской средней школе № 1 еще меньше — 50 фильмов, А ведь для сельских де тей показ фильмов на уроке особен но необходим. Хотелось бы, чтобы в предстоя щем году учебные киноленты стали первыми помощниками учителей. Е. СЕРМУС, методист Елецкого гороно. Н А Ч И Н А Ю Щ И Е М У З Ы К А Н Т Ы Впервые в актовом зале Липецкой средней школы № 30 состоялся кон церт, который подготовили члены музыкальных кружков — начинаю щие музыканты. Такие кружки бы ли организованы в школе минувшей зимой по инициативе преподавателей и родителей. Посещало их 1*18 ре бят. Занятия проходили по классу баяна, фортепьяно, аккордеона и скрипки. Проводились они индиви дуально по программе первого клас са музыкальной школы. Кружки вели студенты Липецкого отец, как будто и не знал об этом,— музыкального училища: Александр Петров (фортепьяно)’, Антонина Ма- теркина и Сергей Лосев (баян), Га лина Майорова (аккордеон) и дру гие. В конце учебного года прошли контрольные уроки по сольфеджио, музыкальной грамоте, а затем было проведено прослушивание. Большин ство детей хорошо усвоило програм му обучения. 86 человек переведены во второй класс. Лучшие из них приняли участие в отчетном концер те, на котором присутствовали роди тели, учителя школы и представите ли общественных организаций. Методическую помощь кружкам оказывали преподаватели Липецко го музыкального училища, и в пер вую очередь М, Е. Севидов. Это хорошее начинание следует внедрять и в других школах. Такие кружки способствуют не только эс тетическому развитию, но и помога ют детям лучше учиться. Занятия в кружках платные. Де нежные средства, поступающие от родителей, расходуются на зарпла ту преподавателям и на приобрете ние музыкальных инструментов. Н. ЕВСЮКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz