Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 36 июня 1966 г., Я? т (3655 ) Партийная ж и з н ь ЭКЗАМЕН Еще десять дней назад кругом шумела сочная зелень лесных насаж­ дений и хлебных массивов. Сегодня изумруд лесополос и пропашных культур уже перемежается с желте­ ющим морем озимой пшеницы и ржи. Приближается самый ответст­ венный период в жизни хлеборобов уборка урожая, И куда бы ни за­ шел в эти дни —* на фермы или в мастерские —всюду оживление. Лю ­ ди советуются, подсчитывают, при­ дирчиво осматривают технику. В этом году механизаторы колхо­ за имени Калинина своевременно и с высоким качеством подготовили технику к жатве. Все машины опро­ бованы и готовы к бесперебойной работе. С первых дней косовицы в обширные хлебные массивы войдут 20 комбайнов, несколько прицепных жаток. За штурвалы степных кораб­ лей встанут опытные водители. Сре­ ди них — А. П. Рассохин, Н. А. Ш а­ повалов, В. Д. Бартенев, А. А. Кре- тов и многие другие. В прошлые го­ ды почти все они были запевалами соревнования за отличное качество уборки. В 1965-ом году особенно отличились коммунисты А. П. Рассо­ хин и Н. А. Шаповалов. Они убра­ ли хлеба на площади около 1000 Гей­ даров. 4 Обязательство членов сельхозар­ тели — в сжатые сроки, за 10— 12 дней, скосить все хлеба и досрочно выполнить план вывоза зерна в за- С в о е в р е м е п о д г о т о в и м Съезде Компартии США крома государства. Решению этой задачи сейчас подчинена вся органи­ заторская и массово-политическая работа партийного комитета, пар­ тийных организаций бригад, деятель­ ность каждого из 85 колхозных ком­ мунистов. Состоялось расширенное заседание парткома, на котором присутствова­ ли^ секретари партийных организа­ ций, бригадиры, специалисты колхо­ за, механизаторы, депутаты сельско­ го Совета, Шел разговор об органи­ зационной и массово-политической работе во время уборочной страды. Особое внимание в плане уделено развертыванию работы среди тех, кто будет в поле, действенности и гласности соревнования. Вслед за этим во всех партийных организаци­ ях (а их у нас пять) состоялись от­ крытые партийные собрания, на ко­ торых бригады, механизаторы при­ няли на себя социалистические обя­ зательства, направленные на успеш­ ное проведение уборки. Прошло и общеколхозное партийное собрание, обсудившее задачи коммунистов на период уборки и хлебосдачи. Нынешним летом объем убороч- ■езолюцию по проблемам профсо­ юзного движения. Съезд постано- к тл, что эта резолюция должна основываться на положениях от­ ветного доклада Гэса Холла, ре­ зультатах обсуждения .. данного ха, овес. Но объем окатм и учи- шит тружеников колхоза.;?инутые Ют богатый опыт, да и те>>( че стала лучше. Все убороч*ОСТОяв- будем выполнять комплек4его за- ным методом. Такой споеддСхави_ дрили у себя несколько лезект ре_ добивались неплохих рб^фсоюз. Теперь технология уборки .Генный на более тщательно, прЬд'|.0ЧНЫМ операции, составлен четк 1 Цдобрил план< . Ьюзного По опыту прошлых лет отчетном и в этом году вести КО СОВ V н прямым комбайнировЮ^^^^^ раздельным способом. С о ' позволит нам уплотнить * Б П П П вы, а главное — избежа?,-"^''■*',, зерна. ‘ТАСС). Поточная жатва — не г х пара- страя косовица хлебов, по:тодня с молот валков, но и одксио-мор- освобождение полей от нйломет- остатков. С первых же д ф . Как принцип работы — «комбаи Как подчеркнул в беседе с кор­ респондентами Гэс Холл, основная проблема заключается сейчас в том, как привлечь рабочий класс и особенно профсоюзы к большему участию в политической жизни, в борьбе за гражданские права, за мир и демократию. Задача состоит в том, как побудить рядовые профсоюзные массы критически от­ носиться к реакционным элемен­ там в руководстве профсоюзов. В партии, сказал Гэс Холл, сущест­ вуют некоторые разногласия и идут дискуссии по этому вопросу. Есть товарищи, проявляющие мел­ кобуржуазный подход к рабочим проблемам. Пора выработать, ука­ зал он, рабочий подход к рабоче­ му движению, американских солдат сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс из Сайгона, после прибытия этого пополнения общая числен­ ность американских войск в Ю ж ­ ном Вьетнаме достигла 276.000 че­ ловек, К У Р С Ы П Р О П А Г А Н Д И С Т О В Более 180 пропагандистов школ основ марксизма-ленинизма в течение десяти дней слушали в областном Доме политического просвещения лекции по вопросам экономической теории, актуаль­ ным проблемам современной экономической жизни, на обще­ ственно-политические темы. В истекшем учебном году в системе партийного образования эти пропагандисты преподавали историю КПСС, в будущем они будут вести курс политической экономии. Для них по теоретическим во­ просам были прочитаны лек­ ции: «Действие открытого К. Марк­ сом закона прибавочной стоимо­ сти в условиях современного ка­ питализма», «Государственно-мо- нополистический капитализм на современном этапе», «Критика основных направлений современ­ ной буржуазной политической экономии», «Роль науки и техни­ ческого прогресса в создании материально-технической базы коммунизма», и на другие темы. Хорошей помощью в подго­ товке к новому учебному году явились и лекции по вопросам методики: «В. И. Ленин — вели­ кий мастер революционной про­ паганды», «Ленинская теория по­ знания — методологическая ос­ нова партийной пропаганды», «О педагогических и психологических особенностях в пропагандистской работе», а также консультации, обзоры новинок экономической литературы, посещение выставки технических средств пропаганды в Липецком доме научно-техни­ ческой информации, экскурсии на Липецкую Магнитку и в обла- '444444444444 сгнои краеведческий музей. $ •*•+— ***•*4444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444»44»: • орые^блф. ЖЦ+ У * поднимать тружеников села на славные дела. Как и в прошлом го­ ду, живое партийное слово в массы несут агитаторы М. Г. Пузанов, И. Ф, Коняев, М. П. Александров, П. Г. Селиванов, С. М. Таранин, Л. Н. Александрова и другие. Не­ давно по предложению М. Г. Пуза­ нова и М. П. Александрова была проведена взаимопроверка готовно­ сти полевых станов к уборочной страде. Выявленные недостатки бы­ стро устпанены. " Партийный комитет большое вни­ мание уделяет работе контрольных постов. Члены этих постов будут зорко следить за качеством уборки, сохранностью зерна. В прошлую убо­ рочную кампанию активно действо- „За эстетику т р у д а " Т ак будет называть­ ся короткометражный цветной фильм, над которым работают сей­ час участники люби­ тельской киностудии тракторного завода. В фильме рассказывается о борьбе коллективов передовых цехов за вы­ сокую культуру произ­ водства. Н а экране б у­ дут показаны зеленые уголки предприятия, наглядная агитация, ж и л о й район тракторо­ заводцев. ю. кочкин . К вашему столу На липецком холо­ дильнике «Росмясо- рыбторга» вступил в строй новый рыбопере­ рабатывающий ц е х . Его производитель­ ность — 6 тонн про­ дукции в сутки. В це­ хе производится горя­ чее копчение рыбы, из­ готовляются пироги с рыбной начинкой, раз­ личные полуфабрика­ ты. Холодильник и впредь будет н а р а щ и в а т ь свою мощность. Е. ЛЕОНИДОВ. и ю л я — о б л а с т н о й п р а з д н и к ж и в о т н о в о д о в п о ч е т н о е п р а в о хорошими трудовыми успехами гречают областной праздник жи­ р-поводов работники молочното- |рных ферм колхоза имени Кали- ^ - |на Добровского района. Они до- Ш Ш о ч т ’ 8 июня, выполнили полуго- план заготовок молока и уже ]одали сверх задания государству ш у р цщсятки тонн продукции. Успех до- ВЫЗЫВАЕМ ВАС НА СОРЕВНОВАНИЕ, НОВАТОРЫ НОВОЛИПЕЦКОГО ЗАВОДА! Данковский химический завод ус­ пешно справился с заданиями семи­ летнего плана. Третий месяц он ра­ ботает по новой системе планиро­ вания и экономического стимулиро­ вания. Первые результаты показы­ вают, что коллектив неплохо подго­ товился и успешно справляется с за­ даниями в условиях экономической реформы. В успехах коллектива немалая за­ слуга заводских новаторов. Внедрив за семилетие девять изобретений и полторы тысячи рационализаторских предложений, наши новаторы дали почти три миллиона рублей эконо­ мии. Это в два раза превышает пла­ новое задание. Ныне каждый чет­ вертый, работающий у нас,—рацио­ нализатор, Только в минувшем году на предприятии внедрены четыре изобретения и 269 предложений с экономическим эффектом в 813,4 тысячи рублей. Успешно выполнены обязательства, принятые в честь XXIII съезда КПСС. План пяти меся­ цев первого года пятилетки также перевыполнен: внедрено 115 пред­ ложений с годовым эффектом в 205 тысяч рублей. Начальник цеха Ф. И. Косовский за это время разработал три изоб­ ретения и 24 предложения с эконо­ мическим эффектом в 173 тысячи рублей. Руководитель группы ЦЗЛ Г. Я. Баландин имеет на своем сче­ ту три изобретения и 16 предложе­ ний, которые дадут заводу 110 ты­ сяч рублей. Бригадир слесарей фао- литировщиков В. А. Бородин подал 27 предложений. Предприятие сбе­ режет от них 11 тысяч рублей. Нем­ ногим меньше личный счет слесаря И. М. Сивохина. Всего химики заве­ ли 39 личных счетов изобретателей и рационализаторов. Успехи новаторов являются след­ ствием большой организаторской ра­ боты и умелого морального и мате­ риального поощрения их труда. На заводе ежегодно проводятся смотры деятельности новаторов. Они, как правило, посвящаются ка­ кой-то определенной т е ме— эконо­ мии сырья и материалов или улуч­ шению условий труда, росту куль­ туры производства и т. д. Но всегда в смотре главное направление— тех­ нический прогресс и улучшение эко­ номических показателей. В прош­ лом году у нас было четыре, а в нынешнем — пять смотров. Планы по БРИЗу широко обсуж­ даются коллективом, а затем дово­ дятся до каждого даже самого мел­ кого подразделения, до каждого работающего. Установлены графики внедрения принятых предложений. Каждая суббота—на заводе день рационализатора, когда спецалисты дают необходимые консультации. Два раза в месяц проводятся засе­ дания БРИЗа и совета ВОИР. Ход ра­ ционализаторской работы учиты­ вается при подведении ежедневных, месячных и квартальных итогов со­ ревнования. Цех может иметь самые высокие производственные показа­ тели, но не получит первого места в соревновании, если им не выполне­ но задание по рационализаторской работе. По итогам месяца составляется об­ щая по цехам и в целом по заводу сводка хода внедрения новшеств. Она размножается и вывешивается в отделах заводоуправления, в це­ хах. Всегда можно сравнить, как ра­ ботают новаторы того или другого подразделения. Два раза в год проходят конфе­ ренции рационализаторов. Их рабо­ той занимаются все руководители— от малого до большого, все обще­ ственные организации. Несколько слов о мерах поощре­ ния. Личные счета рационализато­ ров у нас появились в прошлом го­ ду. О том, как они растут, сообщает стенная печать. Стало правилом от­ мечать новаторов, В праздничных приказах им часто объявляют бла­ годарности, о них рассказывают га­ зеты, радио. Имена и фотографии людей творческой мысли заносятся на Доску и Галерею почета. Вместе с тем, каждое ценное предложение вознаграждается и ма­ териально. Наш принцип таков: лю­ бая ценная мысль, дельное предло­ жение, принесшие пользу предпри­ ятию, — не обязательно с экономи­ ческим эффектом,— должны быть поощрены. О размерах поощрений можно судить по таким примерам. Руководитель группы ЦЗЛ (в прош­ лом начальник цеха) Г. ЯГ Баландин за семилетие получил в виде автор­ ских вознаграждений 2430 рублей, да за содействие внедрению пред­ ложений и изобретений — 1200 руб­ лей. Бригадир ремонтно-механиче­ ского цеха В. А. Бородин—610 руб­ лей, Размеры выплат новаторам рас­ тут из года в год. Если в первые годы семилетки они составляли по заводу в целом 15— 16 тысяч руб­ лей, то в 1965 году достигли 48,7 тысяч рублей. Эти цифры говорят о росте движения новаторов, эко­ номической эффективности их изыс­ каний. Мы не сомневаемся в том, что и в годы пятилетки химики-новаторы внесут достойный вклад в выполне­ ние ответственных заданий государ­ ства. Показатели первых пяти меся­ цев— убедительное тому свидетель­ ство. Но нам кажется, что результаты этой важной работы будут еще луч­ ше, если усилится соревнование предприятий по рационализаторской работе. Как ни странно, но в по­ следнее время им никто не руко­ водит. У министерств, как видно, не дошли еще руки до этих дел. Обла­ стной же совет ВОИР и областной совет профсоюзов почему-то также не подводят итоги. Если же когда и заходит речь о передовых и отста­ ющих, то оперируют абсолютными цифрами: у новолипецких металлур­ гов или тракторного завода такая то экономия, а у лебедянских ма­ шиностроителей—такая-то. При этом не учитывается специфика произ­ водства, возможности коллективов, наконец, их численность, В рационализаторской же работе нужно приводить разные предприя­ тия к общему знаменателю— коли­ честву работающих. На наш взгляд, надо установить следующие показа­ тели для сравнения: процент рацио­ нализаторов от общего числа рабо­ тающих, процент внедренных пред­ ложений, экономический эффект — на одного работающего, процент предложений, по которым подсчи­ тан экономический эффект. Мы отдаем должное большой ра­ боте новаторов Новолипецкого ме­ таллургического завода. И вот на та­ ких условиях хотели бы соревно­ ваться с этим прославленным кол­ лективом. От имени данковских хи­ миков вызываем на соревнование новолипецких металлургов. Наше обязательство — дать в первом году пятилетки не менее 500 тысяч руб­ лей экономии. Все свои усилия хи­ мики-новаторы сосредоточат на борьбе за технический прогресс, со­ вершенствовании технологии и внед­ рении передовой техники, улучше­ нии условий труда. Данковские хи­ мики внесут достойный вклад в ли­ пецкий фонд новаторов имени пяти летки. По поручению рационализаторов и изобретателей Данковского химического завода: л . К а л л и о п и н — главный инженер завода, С. ЛЕВ КИН — инженер БРИЗа, В. КУР- ЧЕНКО — председатель завод­ ского ВОИР, А. ЗЕЛЕПУКИН — председатель завкома проф­ союза. в труде, их непримиримость к недо­ статкам способствуют тому, что кол­ хоз имени Калинина неуклонно ук­ репляет свою экономику. В прошлом году денежные доходы колхоза составили 950 тысяч рублей, в этом году они будут больше мил­ лиона. Наше хозяйство одним из первых в районе выполнило полуго­ довое задание по поставкам госу­ дарству продуктов животноводства. Доярки ежедневно получают по 14 килограммов молока от коровы. По инициативе парторганизации в кол­ хозе внедрены хозяйственный расчет и денежная оплата за труд. Выполняя решения мартовского Пленума ЦК КПСС, труженики сельхозартели сделали немало для того, чтобы вырастить неплохой урожай. Думаем получить на круг по 16—17 центнеров озимой пшени­ цы с гектара, 12—13, центнеров ржи; хорошие виды на овес, гречиху, све­ клу, картофель. Уборка урожая — очень ответст­ венный период, экзамен на зрелость всей партийной организации, каждо­ го коммуниста в отдельности. И мы приложим все силы, знания и опыт, чтобы успешно и без потерь прове­ сти уборку урожая, досрочно вы­ полнить план сдачи хлеба государ­ ству. Л. ЛАРИН , секретарь парткома колхоза им. Калинина Краснинского района. й Е Н ^ 1ГНУт благодаря резкому повыше- : 5 'Ю продуктивности дойного стада. 4 ,*>сли в прошлом году на 20 июня " получено немногим больше 800 'Дч#лограммов молока от каждой ко­ вы, то теперь на эту же дату на- й превысил 1100 килограммов, а дельные доярки получили по Р0—1600 килограммов молока от 'ждой коровы. Председатель колхоза В. М. По- динский говорит, что начало подъ- ду положил мартовский Пленум жяК КПСС (1965 г.). Решения Пле- ша развязали инициативу колхоз­ ников, позволили с наибольшей эф- ’ективностью использовать внут- «енные резервы. В самом деле, колхоз располагает г л 'два ли не самыми большими в С<?гоо,а(ЮНе естественными сеноугодиямн, девуш ки ВЫСОкими надоями молока прежде ковать ,е мог похвалиться. Дело в том, м олооецто ЛуГа и пастбища были в забро- празояцренном состоянии, сеяных трав поч- станут и не было, основную ставку делали ^ кукурузу. Но с одной кукурузой рго молока не получишь, осле мартовского Пленума ЦК С правление артели, партийная анизация и все колхозники обра­ тили серьезное внимание на рацио­ нальное использование каждого гек­ тара земли. Были сокращены необо­ снованно большие площади под ку­ курузой, а за счет этого расширены посевы однолетних и многолетних трав. В прошлом году было произве­ дено поверхностное улучшение есте­ ственных сеноугодий. Все это поз­ волило колхозу заготовить столько высокопитательного витаминного корма, что его с избытком хватило на весь зимний стойловый период» — Раньше, — говорит зоотехник артели Р. П. Быкова, — все заботы сводились к тому, как бы только перезимовать, сохранить поголовье скота, а о повышении продуктивно­ сти и речи не было, получать про­ дукцию рассчитывали только летом. В минувшую зиму у нас положение было совсем иное. Коровам все вре­ мя давали необходимое количество кукурузного силоса, сена, концентра­ тов. В рационе была также барда, патока, словом, коров кормили хо­ рошо, и надои были сравнительно высокие. За четыре месяца стойло­ вого периода — с января по апрель — мы получили более 600 килограм­ мов молока от коровы. Животные вышли на пастбище упитанные и сразу стали прибавлять молока» Сейчас суточные надои от коровы в среднем по колхозу поднялись до 14,2 килограмма. Партийная организация разверну­ ла среди животноводов социалисти­ ческое соревнование за повышение продуктивности скота. Итоги сорев­ нования подводятся ежедекадно, они обсуждаются на собраниях живот­ новодов, здесь же определяются по­ бедители, которым вручаются пере­ ходящие красные вымпелы. Мораль­ ная заинтересованность сочетается с материальной. Колхоз уже перешел на гарантированную денежную оп­ лату труда колхозников. Она по­ ставлена в прямую зависимость от количества и качества полученной продукции. Дояркам, например, на­ числяется по 2 рубля за каждый центнер молока базисной жирности, а пастухам — по 90 копеек» Такая форма оплаты труда застав­ ляет животноводов творчески отно­ ситься к делу, постоянно изыскивать резервы увеличения надоев молока. Опытные пастухи В. П. Сикачев, И. И. Казаков и Д. М. Кобзев с первых дней работы разбили пастби­ ще на четыре загона и стравливают их поочередно. На одном участке коровы пасутся, на втором в это время подрастает трава. При таком порядке пастьбы коровы все время едят свежую траву, экономнее рас­ ходуются корма. На пастбище по­ стоянно имеется соль-лизунец. Доярки в свою очередь тоже ста­ раются искать и приводить в дей­ ствие неиспользованные резервы по­ вышения продуктивности коров. О. С. Кузнецова, А. Н. Покидова и многие другие организовали подлой коров, настойчиво борются за каж ­ дый литр молока. На правильном пути стоят колхоз­ ные животноводы.. Есть все основа­ ния полагать, что они успешно вы­ полнят свои обязательства, а многие из них завоюют почетное право быть участниками областного праздника животноводов» П. АЛЕКСАНДРОВ. 4ММИММ 4.ИММММФ 444МММ 44 ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ 44 44 44 44 44 44 4444 44♦» П о м а т е р и а л а м , Л е н и н с к о г о з н а м е н и * „Ж Т А Б С О З Д А Н , Н О Под таким заголовком в «Ле­ нинском знамени» за 28 мая с. г. была напечатана корреспонденция о затяжке строительства фабрики мяса в колхозе имени Дзержин­ ского. Первый секретарь Измалков* ского райкома партии т. Метел­ кин сообщил редакции, что статья обсуждалась на заседании Штаба по строительству комплекса. При­ няты меры к улучшению органи­ зации труда и культурно-бытово­ го обслуживания строителей. В мире н а у к и 9 9 / Командир минометного расчета, в годы Великой Отечественной , войны прошедший путь от Москвы до Венгрии, Георгий Митрофа- ■. нович Хохлов сейчас, как миллионы советских людей, занят мирным >| трудом. Он дежурный по железнодорожной станции Чугун-П. Добросовестной, безупречной работой Георгий Митрофанович заво­ евал большой авторитет в -своем коллективе. , Фото нештатного корр* «Ленинского знамени* , Ю. Николаева. >,,ы, Н О В О С Т Р О Й К И Б Ы Т А I. > > & г I Б о л ь н и ц а р а с ш и р я е т с я с т Заканчивается строительство ботнкки больницы участвовали в т нового корпуса Данковской рай- воскресниках. к онной больницы. Старательно тру- Пройдет еще немного времени, н дятся на отделочных работах ма- и новый двухэтажный корпус р ляры Е. И. Кузнецова, П, А. Ше- больницы вступит в строй. В нем т вялкова, М. П. Давыдова из бри- разместятся педиатрическое и не- а гады Н. А, Алифановой, врологическое отделения, которых с Большое внимание уделяет раньше не было. С стройке главный врач больницы И. НАСОНОВ, Д. Г, Кораблин. Ведется она хо- нештатный корр. я зяйственным способом. Многие ра- «Ленинского знамени». С д е л а н о о ч [ е н ь м а л о ) 3 В Липецке на Ленинградской Горбунов.—Мало средств механи- ь улице отдел капитального строи- зации. в тельства ЛТЗ начал возводить Совсем недавно на стройку с в прошлом году комбинат бытово- пригнали малогабаритный подъ- 0 го обслуживания» Прошло больше емный кран «Пионер». Но грузо- г семи месяцев, а сделано очень подъемность его всего 300 кило- } мало. граммов» и Что же мешает строителям? К строительной площадке не — Нехватка железобетона и подведен водопровод» б кирпича. —- говорит прораб М . Л. п . л о в я г и н . ч л Програм м и р о- ванное обучение... Эти два слова все чаще мель­ кают на стра­ ницах газет и журналов, слы­ шатся в передачах радио и телевиде­ ния. За ними — огромная пробле­ ма, которая должна стать такой же неотъемлемой частью учебного про­ цесса, как, скажем, черная доска и мел. Этой проблеме, волнующей уче­ ных и педагогов, была посвящена проходившая недавно в Москве Все­ союзная конференция. Она приняла развернутое решение и рекоменда­ ции. Их осуществление поможет по­ высить эффективность педагогиче­ ского процесса на всех уровнях на­ родного образования. Что такое программированное обу­ чение? С таким вопросом корреспон­ дент ТАСС Л. Новикова обратилась к председателю Междуведомствен­ ного научного совета по программи­ рованному обучению академику А. И. Бергу. — Есть много удачных и неудач­ ных попыток,— сказал академик.— определить, что следует понимать под поограммированным обучением. Это метод наиболее рационального овладения знаниями с использова­ нием технических средств. Учащим­ ся в той или иной форме дается не­ большой фрагмент материала. Для этого используются объяснения учи­ теля, демонстрация кино, диафильма или опыта, прослушивание магнито­ фонной записи, работа с учебником или программированным пособием. Затем педагог задает несколько во­ просов, чтобы проверить, как ученик понял новый материал. Если ему все понятно, преподаватель дает второй фрагмент материала. И так далее. Учитель осуществляет процесс обучения по специальной обучающей программе. В ней есть рекоменда- Одним из важнейших источников ЧЕЛОВЕК УЧИТЬСЯ ВСЮ СМОЖЕТ ЖИЗНЬ" Чем вызвано появление програм- ированного обучения? Последние годы характеризуются, ак известно, бурным развитием на- ки и техники. Быстро растет объем таний, который надо усвоить. Сро- и учебы — в средней школе и в узах — остаются прежними. Суше- И дело не только в том, чтобы ыло больше школ и институтов, Р а с с к а з ы в а е т академик А. И. Берг я обучения. Учащимся надо давать максимально больше научных и практических знаний, умений и на­ выков, но в разумно минимальный срок. Этого требует жизнь. Программированное обучение и призвано повысить эффективность педагогического процесса. Разумеет­ ся, оно вовсе не отвергает сущест­ вующие методы, а дополняет их новыми, более совершенными и гиб­ кими приемами. Программированное обучение де­ лится на машинное и безмашннное. Сейчас конструируются специальные электронные машины, обладающие «памятью» и умением быстро про­ верять правильность ответов учаще­ гося. Обратите внимание, эти ма­ шины не заменяют работу с книгой. Они как бы проводят дополнитель­ ные беседы с учащимися, что спо­ собствует более глубокому закреп­ лению знаний. В Московском энергетическом ин­ ституте создан автомат «репетитор»» На экране его проектора студенту предлагается текст для изучения и контрольные вопросы. При непра­ вильных ответах машина дает до­ полнительные пояснения. И так про­ должается до тех пор, пока не бу­ дет получен правильный ответ. И только «услышав» верный ответ, «репетитор» переходит к следующей теме. По этому же принципу строится и групповое обучение с помощью машины. В будущем, вероятно, получат распространение «аудитории-автбма- ты». Они смогут воспроизводить то, что лектор чертит на доске или де­ монстрирует, а звуковая система в это время будет «читать» лекцию. В самых различных областях про­ фессионального обучения получат применение тренажеры. Эти машины дают возможность непрерывно конт­ ролировать правильность освоения определенных навыков, движений, действий» Они помогут обучаться машинописи, стенографии, управ­ лять вычислительными машинами. Что конкретно дает применение программированного обучения выс­ шей и средней школе? Сейчас педагог ведет работу со своими учащимися, что называется, один на один. У каждого из препо­ давателей — свой опыт, свои спо­ собности, свое образование, вдохно­ вение и, наконец, терпение. Поэто­ му уроки или лекции бывают не­ равноценные. Программирование в отличие от традиционной системы делает обу­ чение процессом управляемым. Оно помогает учителю контролировать, как учащиеся усваивают знания. Над материалами для этого обучения ра­ ботает группа специалистов, коте рая продумывает каждый шаг уче< ного процесса, подвергая его тонне му анализу. Программирование обучение ликвидирует непроизвод: тельные траты времени. Оно ставг ученика перед необходимостью вс время активно работать, помогае ему быстрее двигаться вперед, сс образуясь с индивидуальными сш собностями. Таким образом, обесш чивается более действенная обра ная связь — от ученика к учителе ^ учителя появляется свободное дл творческой работы время. Ведь с падает необходимость проверя! письменные контрольные работь: тетради... Строгая логическая последова тельность, в которой располагаете весь материал в программирование курсе, учит логически мыслить, во< ружает навыками рашюнальног труда, облегчая тем самым овлад( ние знаниями. Программирование обучение может открыть возмон ность учиться всю жизнь, не отст; вая от темпов развития науки техники. Элементы программированноп обучения уже применяются почти восьмистах институтах, во многи школах, техникумах и профессш нально-технических училищах стр< ны. Известно, что вы связываете ра; витие программированного обучени с кибернетикой. Какова эта связь? Идеи программированного обуче ния появились в Советском Союзе 1960 году, начали развиваться осо бенно активно с 1962 года, в год: становления советской кибернетики Кибернетика — это наука н только об управлении сложным системами и процессами. Кибернеп ка — наука об оптимальном управ ленин. Именно теория оптимизаци управления, теория перевода «слои ной системы» в новое состояние, наименьшими затратами информг ции, вещества и энергии, а такж времени, сил и труда человека <- основная цель кибернетики. Сегодня речь должна идти не переводе педагогических понятий н язык кибернетики. Необходимо вы работать новые, научные метод: учения, отражающие особенност жизнедеятельности человека. Большой интерес представляю многие исследования, которые ве дутся в биологической кибернетике изучающей управление процессами живой природе, а та кж е , работы п нейрокибернетике —применение иде и методов кибернетики в нейрофт зиологии. Научные работники, ит женеры, специалисты по педагогик и кибернетике объединяются се! час, чтобы быстрее решить пробле мы педагогической кибернетики программированного обучения. Нет сомнений, закончил академи А. И. Берг, что программированное обучение займет достойное место : системе народного образования* А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz