Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 36 июня 1966 г., Я? т (3655 ) Партийная ж и з н ь ЭКЗАМЕН Еще десять дней назад кругом шумела сочная зелень лесных насаж дений и хлебных массивов. Сегодня изумруд лесополос и пропашных культур уже перемежается с желте ющим морем озимой пшеницы и ржи. Приближается самый ответст венный период в жизни хлеборобов уборка урожая, И куда бы ни за шел в эти дни —* на фермы или в мастерские —всюду оживление. Лю ди советуются, подсчитывают, при дирчиво осматривают технику. В этом году механизаторы колхо за имени Калинина своевременно и с высоким качеством подготовили технику к жатве. Все машины опро бованы и готовы к бесперебойной работе. С первых дней косовицы в обширные хлебные массивы войдут 20 комбайнов, несколько прицепных жаток. За штурвалы степных кораб лей встанут опытные водители. Сре ди них — А. П. Рассохин, Н. А. Ш а повалов, В. Д. Бартенев, А. А. Кре- тов и многие другие. В прошлые го ды почти все они были запевалами соревнования за отличное качество уборки. В 1965-ом году особенно отличились коммунисты А. П. Рассо хин и Н. А. Шаповалов. Они убра ли хлеба на площади около 1000 Гей даров. 4 Обязательство членов сельхозар тели — в сжатые сроки, за 10— 12 дней, скосить все хлеба и досрочно выполнить план вывоза зерна в за- С в о е в р е м е п о д г о т о в и м Съезде Компартии США крома государства. Решению этой задачи сейчас подчинена вся органи заторская и массово-политическая работа партийного комитета, пар тийных организаций бригад, деятель ность каждого из 85 колхозных ком мунистов. Состоялось расширенное заседание парткома, на котором присутствова ли^ секретари партийных организа ций, бригадиры, специалисты колхо за, механизаторы, депутаты сельско го Совета, Шел разговор об органи зационной и массово-политической работе во время уборочной страды. Особое внимание в плане уделено развертыванию работы среди тех, кто будет в поле, действенности и гласности соревнования. Вслед за этим во всех партийных организаци ях (а их у нас пять) состоялись от крытые партийные собрания, на ко торых бригады, механизаторы при няли на себя социалистические обя зательства, направленные на успеш ное проведение уборки. Прошло и общеколхозное партийное собрание, обсудившее задачи коммунистов на период уборки и хлебосдачи. Нынешним летом объем убороч- ■езолюцию по проблемам профсо юзного движения. Съезд постано- к тл, что эта резолюция должна основываться на положениях от ветного доклада Гэса Холла, ре зультатах обсуждения .. данного ха, овес. Но объем окатм и учи- шит тружеников колхоза.;?инутые Ют богатый опыт, да и те>>( че стала лучше. Все убороч*ОСТОяв- будем выполнять комплек4его за- ным методом. Такой споеддСхави_ дрили у себя несколько лезект ре_ добивались неплохих рб^фсоюз. Теперь технология уборки .Генный на более тщательно, прЬд'|.0ЧНЫМ операции, составлен четк 1 Цдобрил план< . Ьюзного По опыту прошлых лет отчетном и в этом году вести КО СОВ V н прямым комбайнировЮ^^^^^ раздельным способом. С о ' позволит нам уплотнить * Б П П П вы, а главное — избежа?,-"^''■*',, зерна. ‘ТАСС). Поточная жатва — не г х пара- страя косовица хлебов, по:тодня с молот валков, но и одксио-мор- освобождение полей от нйломет- остатков. С первых же д ф . Как принцип работы — «комбаи Как подчеркнул в беседе с кор респондентами Гэс Холл, основная проблема заключается сейчас в том, как привлечь рабочий класс и особенно профсоюзы к большему участию в политической жизни, в борьбе за гражданские права, за мир и демократию. Задача состоит в том, как побудить рядовые профсоюзные массы критически от носиться к реакционным элемен там в руководстве профсоюзов. В партии, сказал Гэс Холл, сущест вуют некоторые разногласия и идут дискуссии по этому вопросу. Есть товарищи, проявляющие мел кобуржуазный подход к рабочим проблемам. Пора выработать, ука зал он, рабочий подход к рабоче му движению, американских солдат сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс из Сайгона, после прибытия этого пополнения общая числен ность американских войск в Ю ж ном Вьетнаме достигла 276.000 че ловек, К У Р С Ы П Р О П А Г А Н Д И С Т О В Более 180 пропагандистов школ основ марксизма-ленинизма в течение десяти дней слушали в областном Доме политического просвещения лекции по вопросам экономической теории, актуаль ным проблемам современной экономической жизни, на обще ственно-политические темы. В истекшем учебном году в системе партийного образования эти пропагандисты преподавали историю КПСС, в будущем они будут вести курс политической экономии. Для них по теоретическим во просам были прочитаны лек ции: «Действие открытого К. Марк сом закона прибавочной стоимо сти в условиях современного ка питализма», «Государственно-мо- нополистический капитализм на современном этапе», «Критика основных направлений современ ной буржуазной политической экономии», «Роль науки и техни ческого прогресса в создании материально-технической базы коммунизма», и на другие темы. Хорошей помощью в подго товке к новому учебному году явились и лекции по вопросам методики: «В. И. Ленин — вели кий мастер революционной про паганды», «Ленинская теория по знания — методологическая ос нова партийной пропаганды», «О педагогических и психологических особенностях в пропагандистской работе», а также консультации, обзоры новинок экономической литературы, посещение выставки технических средств пропаганды в Липецком доме научно-техни ческой информации, экскурсии на Липецкую Магнитку и в обла- '444444444444 сгнои краеведческий музей. $ •*•+— ***•*4444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444»44»: • орые^блф. ЖЦ+ У * поднимать тружеников села на славные дела. Как и в прошлом го ду, живое партийное слово в массы несут агитаторы М. Г. Пузанов, И. Ф, Коняев, М. П. Александров, П. Г. Селиванов, С. М. Таранин, Л. Н. Александрова и другие. Не давно по предложению М. Г. Пуза нова и М. П. Александрова была проведена взаимопроверка готовно сти полевых станов к уборочной страде. Выявленные недостатки бы стро устпанены. " Партийный комитет большое вни мание уделяет работе контрольных постов. Члены этих постов будут зорко следить за качеством уборки, сохранностью зерна. В прошлую убо рочную кампанию активно действо- „За эстетику т р у д а " Т ак будет называть ся короткометражный цветной фильм, над которым работают сей час участники люби тельской киностудии тракторного завода. В фильме рассказывается о борьбе коллективов передовых цехов за вы сокую культуру произ водства. Н а экране б у дут показаны зеленые уголки предприятия, наглядная агитация, ж и л о й район тракторо заводцев. ю. кочкин . К вашему столу На липецком холо дильнике «Росмясо- рыбторга» вступил в строй новый рыбопере рабатывающий ц е х . Его производитель ность — 6 тонн про дукции в сутки. В це хе производится горя чее копчение рыбы, из готовляются пироги с рыбной начинкой, раз личные полуфабрика ты. Холодильник и впредь будет н а р а щ и в а т ь свою мощность. Е. ЛЕОНИДОВ. и ю л я — о б л а с т н о й п р а з д н и к ж и в о т н о в о д о в п о ч е т н о е п р а в о хорошими трудовыми успехами гречают областной праздник жи р-поводов работники молочното- |рных ферм колхоза имени Кали- ^ - |на Добровского района. Они до- Ш Ш о ч т ’ 8 июня, выполнили полуго- план заготовок молока и уже ]одали сверх задания государству ш у р цщсятки тонн продукции. Успех до- ВЫЗЫВАЕМ ВАС НА СОРЕВНОВАНИЕ, НОВАТОРЫ НОВОЛИПЕЦКОГО ЗАВОДА! Данковский химический завод ус пешно справился с заданиями семи летнего плана. Третий месяц он ра ботает по новой системе планиро вания и экономического стимулиро вания. Первые результаты показы вают, что коллектив неплохо подго товился и успешно справляется с за даниями в условиях экономической реформы. В успехах коллектива немалая за слуга заводских новаторов. Внедрив за семилетие девять изобретений и полторы тысячи рационализаторских предложений, наши новаторы дали почти три миллиона рублей эконо мии. Это в два раза превышает пла новое задание. Ныне каждый чет вертый, работающий у нас,—рацио нализатор, Только в минувшем году на предприятии внедрены четыре изобретения и 269 предложений с экономическим эффектом в 813,4 тысячи рублей. Успешно выполнены обязательства, принятые в честь XXIII съезда КПСС. План пяти меся цев первого года пятилетки также перевыполнен: внедрено 115 пред ложений с годовым эффектом в 205 тысяч рублей. Начальник цеха Ф. И. Косовский за это время разработал три изоб ретения и 24 предложения с эконо мическим эффектом в 173 тысячи рублей. Руководитель группы ЦЗЛ Г. Я. Баландин имеет на своем сче ту три изобретения и 16 предложе ний, которые дадут заводу 110 ты сяч рублей. Бригадир слесарей фао- литировщиков В. А. Бородин подал 27 предложений. Предприятие сбе режет от них 11 тысяч рублей. Нем ногим меньше личный счет слесаря И. М. Сивохина. Всего химики заве ли 39 личных счетов изобретателей и рационализаторов. Успехи новаторов являются след ствием большой организаторской ра боты и умелого морального и мате риального поощрения их труда. На заводе ежегодно проводятся смотры деятельности новаторов. Они, как правило, посвящаются ка кой-то определенной т е ме— эконо мии сырья и материалов или улуч шению условий труда, росту куль туры производства и т. д. Но всегда в смотре главное направление— тех нический прогресс и улучшение эко номических показателей. В прош лом году у нас было четыре, а в нынешнем — пять смотров. Планы по БРИЗу широко обсуж даются коллективом, а затем дово дятся до каждого даже самого мел кого подразделения, до каждого работающего. Установлены графики внедрения принятых предложений. Каждая суббота—на заводе день рационализатора, когда спецалисты дают необходимые консультации. Два раза в месяц проводятся засе дания БРИЗа и совета ВОИР. Ход ра ционализаторской работы учиты вается при подведении ежедневных, месячных и квартальных итогов со ревнования. Цех может иметь самые высокие производственные показа тели, но не получит первого места в соревновании, если им не выполне но задание по рационализаторской работе. По итогам месяца составляется об щая по цехам и в целом по заводу сводка хода внедрения новшеств. Она размножается и вывешивается в отделах заводоуправления, в це хах. Всегда можно сравнить, как ра ботают новаторы того или другого подразделения. Два раза в год проходят конфе ренции рационализаторов. Их рабо той занимаются все руководители— от малого до большого, все обще ственные организации. Несколько слов о мерах поощре ния. Личные счета рационализато ров у нас появились в прошлом го ду. О том, как они растут, сообщает стенная печать. Стало правилом от мечать новаторов, В праздничных приказах им часто объявляют бла годарности, о них рассказывают га зеты, радио. Имена и фотографии людей творческой мысли заносятся на Доску и Галерею почета. Вместе с тем, каждое ценное предложение вознаграждается и ма териально. Наш принцип таков: лю бая ценная мысль, дельное предло жение, принесшие пользу предпри ятию, — не обязательно с экономи ческим эффектом,— должны быть поощрены. О размерах поощрений можно судить по таким примерам. Руководитель группы ЦЗЛ (в прош лом начальник цеха) Г. ЯГ Баландин за семилетие получил в виде автор ских вознаграждений 2430 рублей, да за содействие внедрению пред ложений и изобретений — 1200 руб лей. Бригадир ремонтно-механиче ского цеха В. А. Бородин—610 руб лей, Размеры выплат новаторам рас тут из года в год. Если в первые годы семилетки они составляли по заводу в целом 15— 16 тысяч руб лей, то в 1965 году достигли 48,7 тысяч рублей. Эти цифры говорят о росте движения новаторов, эко номической эффективности их изыс каний. Мы не сомневаемся в том, что и в годы пятилетки химики-новаторы внесут достойный вклад в выполне ние ответственных заданий государ ства. Показатели первых пяти меся цев— убедительное тому свидетель ство. Но нам кажется, что результаты этой важной работы будут еще луч ше, если усилится соревнование предприятий по рационализаторской работе. Как ни странно, но в по следнее время им никто не руко водит. У министерств, как видно, не дошли еще руки до этих дел. Обла стной же совет ВОИР и областной совет профсоюзов почему-то также не подводят итоги. Если же когда и заходит речь о передовых и отста ющих, то оперируют абсолютными цифрами: у новолипецких металлур гов или тракторного завода такая то экономия, а у лебедянских ма шиностроителей—такая-то. При этом не учитывается специфика произ водства, возможности коллективов, наконец, их численность, В рационализаторской же работе нужно приводить разные предприя тия к общему знаменателю— коли честву работающих. На наш взгляд, надо установить следующие показа тели для сравнения: процент рацио нализаторов от общего числа рабо тающих, процент внедренных пред ложений, экономический эффект — на одного работающего, процент предложений, по которым подсчи тан экономический эффект. Мы отдаем должное большой ра боте новаторов Новолипецкого ме таллургического завода. И вот на та ких условиях хотели бы соревно ваться с этим прославленным кол лективом. От имени данковских хи миков вызываем на соревнование новолипецких металлургов. Наше обязательство — дать в первом году пятилетки не менее 500 тысяч руб лей экономии. Все свои усилия хи мики-новаторы сосредоточат на борьбе за технический прогресс, со вершенствовании технологии и внед рении передовой техники, улучше нии условий труда. Данковские хи мики внесут достойный вклад в ли пецкий фонд новаторов имени пяти летки. По поручению рационализаторов и изобретателей Данковского химического завода: л . К а л л и о п и н — главный инженер завода, С. ЛЕВ КИН — инженер БРИЗа, В. КУР- ЧЕНКО — председатель завод ского ВОИР, А. ЗЕЛЕПУКИН — председатель завкома проф союза. в труде, их непримиримость к недо статкам способствуют тому, что кол хоз имени Калинина неуклонно ук репляет свою экономику. В прошлом году денежные доходы колхоза составили 950 тысяч рублей, в этом году они будут больше мил лиона. Наше хозяйство одним из первых в районе выполнило полуго довое задание по поставкам госу дарству продуктов животноводства. Доярки ежедневно получают по 14 килограммов молока от коровы. По инициативе парторганизации в кол хозе внедрены хозяйственный расчет и денежная оплата за труд. Выполняя решения мартовского Пленума ЦК КПСС, труженики сельхозартели сделали немало для того, чтобы вырастить неплохой урожай. Думаем получить на круг по 16—17 центнеров озимой пшени цы с гектара, 12—13, центнеров ржи; хорошие виды на овес, гречиху, све клу, картофель. Уборка урожая — очень ответст венный период, экзамен на зрелость всей партийной организации, каждо го коммуниста в отдельности. И мы приложим все силы, знания и опыт, чтобы успешно и без потерь прове сти уборку урожая, досрочно вы полнить план сдачи хлеба государ ству. Л. ЛАРИН , секретарь парткома колхоза им. Калинина Краснинского района. й Е Н ^ 1ГНУт благодаря резкому повыше- : 5 'Ю продуктивности дойного стада. 4 ,*>сли в прошлом году на 20 июня " получено немногим больше 800 'Дч#лограммов молока от каждой ко вы, то теперь на эту же дату на- й превысил 1100 килограммов, а дельные доярки получили по Р0—1600 килограммов молока от 'ждой коровы. Председатель колхоза В. М. По- динский говорит, что начало подъ- ду положил мартовский Пленум жяК КПСС (1965 г.). Решения Пле- ша развязали инициативу колхоз ников, позволили с наибольшей эф- ’ективностью использовать внут- «енные резервы. В самом деле, колхоз располагает г л 'два ли не самыми большими в С<?гоо,а(ЮНе естественными сеноугодиямн, девуш ки ВЫСОкими надоями молока прежде ковать ,е мог похвалиться. Дело в том, м олооецто ЛуГа и пастбища были в забро- празояцренном состоянии, сеяных трав поч- станут и не было, основную ставку делали ^ кукурузу. Но с одной кукурузой рго молока не получишь, осле мартовского Пленума ЦК С правление артели, партийная анизация и все колхозники обра тили серьезное внимание на рацио нальное использование каждого гек тара земли. Были сокращены необо снованно большие площади под ку курузой, а за счет этого расширены посевы однолетних и многолетних трав. В прошлом году было произве дено поверхностное улучшение есте ственных сеноугодий. Все это поз волило колхозу заготовить столько высокопитательного витаминного корма, что его с избытком хватило на весь зимний стойловый период» — Раньше, — говорит зоотехник артели Р. П. Быкова, — все заботы сводились к тому, как бы только перезимовать, сохранить поголовье скота, а о повышении продуктивно сти и речи не было, получать про дукцию рассчитывали только летом. В минувшую зиму у нас положение было совсем иное. Коровам все вре мя давали необходимое количество кукурузного силоса, сена, концентра тов. В рационе была также барда, патока, словом, коров кормили хо рошо, и надои были сравнительно высокие. За четыре месяца стойло вого периода — с января по апрель — мы получили более 600 килограм мов молока от коровы. Животные вышли на пастбище упитанные и сразу стали прибавлять молока» Сейчас суточные надои от коровы в среднем по колхозу поднялись до 14,2 килограмма. Партийная организация разверну ла среди животноводов социалисти ческое соревнование за повышение продуктивности скота. Итоги сорев нования подводятся ежедекадно, они обсуждаются на собраниях живот новодов, здесь же определяются по бедители, которым вручаются пере ходящие красные вымпелы. Мораль ная заинтересованность сочетается с материальной. Колхоз уже перешел на гарантированную денежную оп лату труда колхозников. Она по ставлена в прямую зависимость от количества и качества полученной продукции. Дояркам, например, на числяется по 2 рубля за каждый центнер молока базисной жирности, а пастухам — по 90 копеек» Такая форма оплаты труда застав ляет животноводов творчески отно ситься к делу, постоянно изыскивать резервы увеличения надоев молока. Опытные пастухи В. П. Сикачев, И. И. Казаков и Д. М. Кобзев с первых дней работы разбили пастби ще на четыре загона и стравливают их поочередно. На одном участке коровы пасутся, на втором в это время подрастает трава. При таком порядке пастьбы коровы все время едят свежую траву, экономнее рас ходуются корма. На пастбище по стоянно имеется соль-лизунец. Доярки в свою очередь тоже ста раются искать и приводить в дей ствие неиспользованные резервы по вышения продуктивности коров. О. С. Кузнецова, А. Н. Покидова и многие другие организовали подлой коров, настойчиво борются за каж дый литр молока. На правильном пути стоят колхоз ные животноводы.. Есть все основа ния полагать, что они успешно вы полнят свои обязательства, а многие из них завоюют почетное право быть участниками областного праздника животноводов» П. АЛЕКСАНДРОВ. 4ММИММ 4.ИММММФ 444МММ 44 ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ 44 44 44 44 44 44 4444 44♦» П о м а т е р и а л а м , Л е н и н с к о г о з н а м е н и * „Ж Т А Б С О З Д А Н , Н О Под таким заголовком в «Ле нинском знамени» за 28 мая с. г. была напечатана корреспонденция о затяжке строительства фабрики мяса в колхозе имени Дзержин ского. Первый секретарь Измалков* ского райкома партии т. Метел кин сообщил редакции, что статья обсуждалась на заседании Штаба по строительству комплекса. При няты меры к улучшению органи зации труда и культурно-бытово го обслуживания строителей. В мире н а у к и 9 9 / Командир минометного расчета, в годы Великой Отечественной , войны прошедший путь от Москвы до Венгрии, Георгий Митрофа- ■. нович Хохлов сейчас, как миллионы советских людей, занят мирным >| трудом. Он дежурный по железнодорожной станции Чугун-П. Добросовестной, безупречной работой Георгий Митрофанович заво евал большой авторитет в -своем коллективе. , Фото нештатного корр* «Ленинского знамени* , Ю. Николаева. >,,ы, Н О В О С Т Р О Й К И Б Ы Т А I. > > & г I Б о л ь н и ц а р а с ш и р я е т с я с т Заканчивается строительство ботнкки больницы участвовали в т нового корпуса Данковской рай- воскресниках. к онной больницы. Старательно тру- Пройдет еще немного времени, н дятся на отделочных работах ма- и новый двухэтажный корпус р ляры Е. И. Кузнецова, П, А. Ше- больницы вступит в строй. В нем т вялкова, М. П. Давыдова из бри- разместятся педиатрическое и не- а гады Н. А, Алифановой, врологическое отделения, которых с Большое внимание уделяет раньше не было. С стройке главный врач больницы И. НАСОНОВ, Д. Г, Кораблин. Ведется она хо- нештатный корр. я зяйственным способом. Многие ра- «Ленинского знамени». С д е л а н о о ч [ е н ь м а л о ) 3 В Липецке на Ленинградской Горбунов.—Мало средств механи- ь улице отдел капитального строи- зации. в тельства ЛТЗ начал возводить Совсем недавно на стройку с в прошлом году комбинат бытово- пригнали малогабаритный подъ- 0 го обслуживания» Прошло больше емный кран «Пионер». Но грузо- г семи месяцев, а сделано очень подъемность его всего 300 кило- } мало. граммов» и Что же мешает строителям? К строительной площадке не — Нехватка железобетона и подведен водопровод» б кирпича. —- говорит прораб М . Л. п . л о в я г и н . ч л Програм м и р о- ванное обучение... Эти два слова все чаще мель кают на стра ницах газет и журналов, слы шатся в передачах радио и телевиде ния. За ними — огромная пробле ма, которая должна стать такой же неотъемлемой частью учебного про цесса, как, скажем, черная доска и мел. Этой проблеме, волнующей уче ных и педагогов, была посвящена проходившая недавно в Москве Все союзная конференция. Она приняла развернутое решение и рекоменда ции. Их осуществление поможет по высить эффективность педагогиче ского процесса на всех уровнях на родного образования. Что такое программированное обу чение? С таким вопросом корреспон дент ТАСС Л. Новикова обратилась к председателю Междуведомствен ного научного совета по программи рованному обучению академику А. И. Бергу. — Есть много удачных и неудач ных попыток,— сказал академик.— определить, что следует понимать под поограммированным обучением. Это метод наиболее рационального овладения знаниями с использова нием технических средств. Учащим ся в той или иной форме дается не большой фрагмент материала. Для этого используются объяснения учи теля, демонстрация кино, диафильма или опыта, прослушивание магнито фонной записи, работа с учебником или программированным пособием. Затем педагог задает несколько во просов, чтобы проверить, как ученик понял новый материал. Если ему все понятно, преподаватель дает второй фрагмент материала. И так далее. Учитель осуществляет процесс обучения по специальной обучающей программе. В ней есть рекоменда- Одним из важнейших источников ЧЕЛОВЕК УЧИТЬСЯ ВСЮ СМОЖЕТ ЖИЗНЬ" Чем вызвано появление програм- ированного обучения? Последние годы характеризуются, ак известно, бурным развитием на- ки и техники. Быстро растет объем таний, который надо усвоить. Сро- и учебы — в средней школе и в узах — остаются прежними. Суше- И дело не только в том, чтобы ыло больше школ и институтов, Р а с с к а з ы в а е т академик А. И. Берг я обучения. Учащимся надо давать максимально больше научных и практических знаний, умений и на выков, но в разумно минимальный срок. Этого требует жизнь. Программированное обучение и призвано повысить эффективность педагогического процесса. Разумеет ся, оно вовсе не отвергает сущест вующие методы, а дополняет их новыми, более совершенными и гиб кими приемами. Программированное обучение де лится на машинное и безмашннное. Сейчас конструируются специальные электронные машины, обладающие «памятью» и умением быстро про верять правильность ответов учаще гося. Обратите внимание, эти ма шины не заменяют работу с книгой. Они как бы проводят дополнитель ные беседы с учащимися, что спо собствует более глубокому закреп лению знаний. В Московском энергетическом ин ституте создан автомат «репетитор»» На экране его проектора студенту предлагается текст для изучения и контрольные вопросы. При непра вильных ответах машина дает до полнительные пояснения. И так про должается до тех пор, пока не бу дет получен правильный ответ. И только «услышав» верный ответ, «репетитор» переходит к следующей теме. По этому же принципу строится и групповое обучение с помощью машины. В будущем, вероятно, получат распространение «аудитории-автбма- ты». Они смогут воспроизводить то, что лектор чертит на доске или де монстрирует, а звуковая система в это время будет «читать» лекцию. В самых различных областях про фессионального обучения получат применение тренажеры. Эти машины дают возможность непрерывно конт ролировать правильность освоения определенных навыков, движений, действий» Они помогут обучаться машинописи, стенографии, управ лять вычислительными машинами. Что конкретно дает применение программированного обучения выс шей и средней школе? Сейчас педагог ведет работу со своими учащимися, что называется, один на один. У каждого из препо давателей — свой опыт, свои спо собности, свое образование, вдохно вение и, наконец, терпение. Поэто му уроки или лекции бывают не равноценные. Программирование в отличие от традиционной системы делает обу чение процессом управляемым. Оно помогает учителю контролировать, как учащиеся усваивают знания. Над материалами для этого обучения ра ботает группа специалистов, коте рая продумывает каждый шаг уче< ного процесса, подвергая его тонне му анализу. Программирование обучение ликвидирует непроизвод: тельные траты времени. Оно ставг ученика перед необходимостью вс время активно работать, помогае ему быстрее двигаться вперед, сс образуясь с индивидуальными сш собностями. Таким образом, обесш чивается более действенная обра ная связь — от ученика к учителе ^ учителя появляется свободное дл творческой работы время. Ведь с падает необходимость проверя! письменные контрольные работь: тетради... Строгая логическая последова тельность, в которой располагаете весь материал в программирование курсе, учит логически мыслить, во< ружает навыками рашюнальног труда, облегчая тем самым овлад( ние знаниями. Программирование обучение может открыть возмон ность учиться всю жизнь, не отст; вая от темпов развития науки техники. Элементы программированноп обучения уже применяются почти восьмистах институтах, во многи школах, техникумах и профессш нально-технических училищах стр< ны. Известно, что вы связываете ра; витие программированного обучени с кибернетикой. Какова эта связь? Идеи программированного обуче ния появились в Советском Союзе 1960 году, начали развиваться осо бенно активно с 1962 года, в год: становления советской кибернетики Кибернетика — это наука н только об управлении сложным системами и процессами. Кибернеп ка — наука об оптимальном управ ленин. Именно теория оптимизаци управления, теория перевода «слои ной системы» в новое состояние, наименьшими затратами информг ции, вещества и энергии, а такж времени, сил и труда человека <- основная цель кибернетики. Сегодня речь должна идти не переводе педагогических понятий н язык кибернетики. Необходимо вы работать новые, научные метод: учения, отражающие особенност жизнедеятельности человека. Большой интерес представляю многие исследования, которые ве дутся в биологической кибернетике изучающей управление процессами живой природе, а та кж е , работы п нейрокибернетике —применение иде и методов кибернетики в нейрофт зиологии. Научные работники, ит женеры, специалисты по педагогик и кибернетике объединяются се! час, чтобы быстрее решить пробле мы педагогической кибернетики программированного обучения. Нет сомнений, закончил академи А. И. Берг, что программированное обучение займет достойное место : системе народного образования* А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz