Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
22 птя 1966 г., М Щ (365П Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я $ К О Г Д А З А Г Р Е М Е Л И Б О И Четверть века минуло с того дня, когда гитлеровская Германия веро ломно напала на нашу страну, дви нув пятимиллионную до зубов воо руженную армию. О начале войны рассказывают многочисленные материалы Цент рального музея Вооруженных Сил СССР. Первый удар врага приняли на се бя советские пограничники. Немцы не рассчитывали на их серьезное сопротивление. В полевой сумке гитлеровского офицера, убитого в первый день войны на участке 10-й заставы Любомльского погранично го отряда, нашли карту, на которой было отмечено время захвата этой заставы — 4 часа 30 минут, то есть отводилось для этого всего полчаса. Советские пограничники, имевшие лишь легкое стрелковое оружие, смело вступили в бой с многократно превосходящими силами гитлеров цев. В музее — фотографии лейтенанта А. В. Лопатина и политрука П. И. Гласова. Они возглавили оборону 13-й заставы Владимир-Волынского пограничного отряда. Горстка храб рецов под их командованием 12 дней отстаивала родную землю. Враг ступил сюда лишь после того, как погибли советские пограничники. Так было всюду. Несмотря на не равенство сил, ни одна пограничная застава не оставила без приказа сво их позиций. Пограничники бились в окружении, стояли насмерть. Невиданный героизм проявили за щитники Брестской крепости, ныне удостоенной почетного звания «Кре пость-герой». В музее выставлена часть стены одного из казематов крепости, на которой штыком начер тано: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.УИ-41». Охраняя советское небо, в первый же день войны применили таран в воздушном бою летчики И. И. Ива нов, Л. Г. Бутелин, Д. В. Кокорев, П. С. Рябцев. Этот боевой прием по том более двухсот раз использовали наши славные соколы. Золотыми буквами в летопись Великой Отече ственной войны вписано имя капи тана Н. Ф. Гастелло. 26 июня 1941 года он направил свой пылающий самолет в колонну вражеской тех ники. Несокрушимой стеной поднялся против врага советский народ. На фотографии группы парней. Они приехали в Октябрьский райвоенко мат Москвы и просятся доброволь цами в действующую армию. Сни мок этот сделан на второй день вой ны. Еще фотография: 65-летний ра бочий артели «Прогресс», партизан гражданской войны Н. Н. Бессонов О Т В А ЖН Ы Е выступает на мобилизационном пункте Дзержинского района Ленин града. От имени своей семьи он гло дал заявление о зачислении его шести сыновей и двух дочерей доб ровольцами в ряды Красной Ар мии... Под стеклом — торопливо на писанные на листках, вырванных из ученических тетрадей, другие заяв ления. Они начинаются одинаково: «Прошу направить в действующую армию...» Так отвечал советский народ на бо евой призыв Коммунистической пар тии: «Все, как один, на защиту Оте чества!». В письмах, которые шли в первые дни войны на фронт и с фронта, бы ла не только тревога за судьбу ближних. Они проникнуты и глубо ким патриотизмом. Вот строки из письма Героя Советского Союза ка питана К. Н. Титенкова жене и доче ри: «...Относительно осторожности, о которой ты говоришь. Это правиль но. Только не в том смысле, как ты это понимаешь. По-моему, быть ос торожным — это значит быть сме лым, решительным и главное от ветственным за судьбу нашего госу дарства...» Летчик К. Н. Титенков пал смертью храбрых, защищая Москву. Мужество и стойкость, презрение к смерти проявили уже в первые дни войны солдаты и офицеры Со ветской Армии, Их самоотвержен ность вызывала восхищение у всех честных людей мира. Но каким ци низмом, холодной расчетливостью пронизано было за явление американ ского сенатора Т мэна, сделанное им в конгрессе 1941 года. «Если мы увидим,—заявил он тогда,— что выигрывает Герма ния, то нам следует помогать Рос сии, а если выигрывать будет Рос сия, то нам следует помогать Гер мании и, таким образом, пусть убивают как можно больше...» Гитлеровская Германия рассчиты вала закончить войну через несколько месяцев. Но ное сопротивление Советской Армии нарушило планы фашистских захват чиков. В середине октября 1941 года Гитлер в одной из бесед в кругу своих приближенных бросил в пылу откровения: — Двадцать второго июня мы рас пахнули дверь и не знали, что ней находится. Потом был разгром немцев под Москвой, а еще год спустя мир уз нал об окружении огромной немец кой армии под Сталинградом. Раз громлены были немцы на Курской дуге, на полях Белоруссии, Украины, в лесах Карелии. Наконец, Красное знамя победы взвилось над герман ским рейхстагом. Но все это было потом. А тогда в июньские дни 1941 года гитлеровская армия сеяла смерть и разрушения на нашей земле. На смену павшим становились в строй все новые и новые советские солдаты, давшие ве. ликую клятву отстоять честь и неза висимость Родины. А. МЕДВЕДЕВ. (Корр. ТАСС). Н-ской воинской части вручается гвардейское знамя. Приняв знамя, командир части т. Даниелян, благо говейно опустившись на колени, сказал: — Клянемся высоко держать и хранить в чистоте это прославленное в боях и омытое кровью лучших сы нов нашей Родины гвардейское зна мя. Мы клянемся сражаться до последнего вздоха, до полной победы над врагом. Фото И. Нарциссова, бывшего фотокорреспондента солдатской газеты. ж-**—**- Василий Сергеевич Кучин, работающий сейчас на заводе «Сво бодный сокол», в годы Великой Отечественной войны был коррес пондентом армейских газет Северо-Западного фронта. С первых дней войны в них публиковались его заметки, репортажи и очерки с поля боя. Ниже публикуется несколько армии «Знамя Советов». ПОДВИГ ГЕРОЯ Пулеметный расчет младшего сер жанта Воронцова и несколько стрел ков попали во вражеское окружение. Воронцов поворачивал пулемет во все стороны, строчил, а враг все на седал и, казалось, не было возмож ности вырваться из этого кольца. Посланный с донесением боец не возвращался, а запас патронов исся кал. И вдруг, в эту тяжелую минуту, заглушая пулеметный треск, раздал ся властный голос: — Батальон, слушай мою команду! Первая рота справа, втопая слева! Бойцы оглянулись. Перед ними, словно из земли, вырос их любимый командир — Герой Советского Сою за младший лейтенант Южаков. А рядом с ним, с тяжелыми ящиками в руках лежал подносчик патронов красноармеец коммунист Иванов.. Пока Южаков отдавал приказ, Иванов под градом вражеских нуль раздавал бойцам патроны, а пуле метчикам — снаряженные ленты. Пулемет быстр менял огневые по зиции, перекочевывал с одного места на другое. Создавалось впечатление, что ожили десятки огневых точек. Фашисты в замешательстве. Они не знают, откуда против них появи лась такая сила. По заранее намеченному пути от хода Южаков повел своих бойцов. Группа отважных сделала брешь во вражеском кольце и вырвалась из окружения. ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА Три огненных шквала дали фаши сты, прежде чем послать свою пехо ту вперед. Враг стал появляться с флангов. Их излюбленный метод — брать в окружение — был своевре менно разгадан и предотвращен. По приказу командира на фланги выдви нулись пулеметчики Василий Пучков и Михаил Петрук. Рота заняла круговую оборону. Огневые средства были расположены так, чтобы противнику трудно было просочиться. Вражеские минометы усилили огонь, и в это время из ржи и кустарника хлынули гитлеровцы. Они шли во весь рост, издавая ди кие коики. — Психическая атака, — прошеп тал Пучков. — Ну что ж , давай пси хическую... Подпустив фашистов метров на пятьдесят, Пучков открыл огонь. Словно подкошенные, валились гит леровские солдаты. А на другом Фланге, не умолкая, стучал пулемет Петрукз. Три раза фашисты Устремлялись в атаку и каждый раз отходили с большими потерями. заметок В. Кучина из газеты х. 1 т БАТАРЕЯ ЛЕЙТЕНАНТА НАЗАРЕНКО Разведка донесла, что в населен ном пункте В. расположился штаб фашистского батальона. Эти сведе ния подтвердили местные жители, оставившие свои дома, — Наши все ушли еще до прихода немцев, — сказал один старик. — Я уходил последним и видел, как офи церы заходили в здание, школы, У них много машин. Двадцатилетний лейтенант, коман дир батареи Назаренко забрался на высокое дерево. Он видит место, где расположился фашистский штаб. Видит машины, укрытые в кустарни ке. Хорошая мишень. Наша пехота заняла рубеж для атаки. Лейтенант Назаренко быстра дает команду: — По фашистам. бШйЪГ:'‘: ’Д-Д; Грохнули три орудипньГх выстре ла. Снаряды разорвались немного дальше цели, Назаренко вносит по правку, и снова: — Огонь! Тяжелый снаряд угодил в здание, где разместился фашистский штаб. По деревне забегали фашистские солдаты. Несколько машин поверну- ли назад, в лес. Но их настигал ар тиллерийский огонь. • Фашисты обнаружили' нашу бата* рею и открыли по ней пальбу из ми нометов. Но было поздно. Под при крытием артиллерийского огня пехо та устремилась вперед, Батарея била до тех пор, пока ни одного немца не осталось в населен ном пункте, — Выкурили паразитов, — сказал лейтенант, слезая с дерева. Пехотинцы и артиллеристы заняли деревню. Там они увидели несколько разбитых немецких машин. На доро ге валялись каски, пулеметные лен ты. Впопыхах фашисты оставили даже штабные документы. Ночь прошла спокойно. А на утро над деревней стали рваться снапяды. Из леса застрочили пулеметы. Обоз ленный вчеиашней неудачей, против ник обоушил сюда всю мощь своего огня. Но там, где рвались вражеские снаряды, нашей части уже не было. Пехотинцы заняли оборону в сторо н е от населенного пункта, а батарея Назаренко расположилась вдоль шос сейной дороги. Группа вражеских автоматчиков заметила батарею и открыла по ней огонь. Артиллеристы на себе выка тили орудие на опушку леса и пря мой наводкой стали бить по кустар нику. откуда стреляли вражеские пу леметы. С каждым орудийным залпом ути хал и слабел вражеский огонь Л ЕНЯ Николаев, комсорг 62-й армии, облазав передовую, к вечеру возвращался в нашу землянку и, словно фокусник, начи нал вытаскивать из-за пазухи гим настерки, из рукавов и ' карманов шинели, из-за голенищ сапог, из ме ховой ушанки помятые, сложенные в несколько раз или скатанные в тру бочки, иногда окровавленные, листки бумаги. Это были протоколы и резо люции комсомольских собраний, про веденных наспех, в подвалах и тран шеях в-короткие передышки между боями. Мы садились за стол, спиной к дышащей огнем чугунке, я зажигал трофейную рождественскую свечу, и мы начинали вслух читать протоко лы. Когда попадались места, зама занные глиной, разорванные пулей или грязные от копоти горящего Сталинграда и я пробовал их рестав рировать, наклонив при этом "свечу, Ленька орал, забыв, что мы всего в трехстах метрах от фашистских окопов: — Не капай, черт, воском! Это же в Москву, в Ц К комсомола отсы лать! Подумают: что они там, в монастыре отсиживаются, что ли? О, эти военные протоколы •— не- отличившихся в боях солдат. И вот протоколы, как сейсмогра фы, регистрируют малейшее душев ное колебание солдатских сердец. Война сделала язык записей удиви тельно лаконичным, строгим и теле графно коротким: «Слушали: о пове дении комсомольцев в бою. Постано вили: умереть на войне и дурак смо жет. А ты воюй так, чтобы фаши стов в гроб, а сам — в медалях». «В текущих делах был поднят воп рос: следует ли поощрять на войне той за день контратаки немцев, док ладчик от заключительного слова от казался...» — Это где ж так? В тринадцатой, у Родимцева? Николаев подтянулся, руки пЬ швам: — Никак нет, товарищ командую щий! Это у Людникова. Командарм опустил голову, заду мался. — Да-а, тяжело ребятам. Но надо выстоять. Вот что. На КП свя^ь в самом пекле битвы, была оттесне на фашистами к реке. — Вам повезло: пока нет связи, я свободен, — нервно расхаживая по блиндажу, сказал Чуйков. Он обер нулся к связисту, согнувшемуся над телефоном с трубкой в руке. ‘ — Ты кричи, кричи. Провода за рывают неглубоко, вот их бомбами да минами... Командарм подошел ко мне. — Значит, вы хотите знать мое мнение о комсомольцах 62-й?— Он К О М С О М О Л Ь Ц Ы г е р о и ч е с к о г о г орода определяет расстояние до -цели н.пр- ,1 /\!Ые свидетеЛ'г неслыханной битвы! Представьте себе ночь,— метель, С •противной методичностью падают и падают снаряды и мины. На улицах — ни души, лишь ветер наметает сугробы да грохочет сорванным же лезом, Фонари давно ослепли, и, как свечки, догорают телеграфные стол бы с мотками болтающихся прово дов. И кажется, что фашистские ге нералы сошли с ума: бомбят и па лят город, где уже давно нет людей. А в эти часы где-то в сухой водо проводной трубе идет' комсомольское собрание. Или в подвале окружен ного «дома Павлова», ставшего не приступной крепостью, с тревогой обсуждают комсомольцы, как нала дить связь со своими. А в душном блиндаже, вырытом под Мамаевым курганом, .принимают в комсомол любовь? (Если, например, боец влю бился в связистку или санитарку). Политрук разъяснил, любить можно, но так, чтобы это не мешало раз грому фашистов». Однажды мы так увлеклись чтени ем протоколов, что не заметили, как в землянку вошел командарм Васи лий Иванович Чуйков. Стряхнув снег с мехового воротника шинели, он неприязненно покосился на кучу бумаг, лежавших на столе: — Ишь, дьяволы, уже и тут бюро кратию развели! Ленька Николаев, оторопев, начал оправдываться: — Товарищ командующий, полит управление требует документацию. К тому же, это, так сказать, не без пользы и для истории — отражает дух армии. — А ну, дай-ка сюда, — Чуйков взял один из протоколов, нагнулся, открыл дверцу печки, прочел в от блесках пламени: «Ввиду тринадца- = г : ■" . ' ■ ' - - г . ..... оборвана. — А ночь-то вон какая: вьюга, света белого не видно! Не дай бог, фашисты где-нибудь прор вут линию обороны... Ты вот что — быстро к связистам. Отберите.. из комсомольцев, только добровольно... Придется под пулями проползти вдоль немецких окопов и разыскать в снегу обрыв провода, —■ Есть! Будет выполнено, — Ленька козырнул. — Разрешите выполять? — Действуй! — И уже, когда Николаев выскочил из землянки, командарм, приоткрыв дверь, крик нул в белую мглу бурана: — Сам-то голову береги! Нахлобучив папаху, командарм шагнул к двери, оглянулся. — Ну, а вы что же, один тут ос танетесь? Пойдемте-ка лучше ко мне. В ту тревожную ночь я взял у командарма 62-й интервью для «Ком сомольской правды». Его армия, дер. жавшая оборону в центре города, сел на койку и, прикрыв ладонью глаза, заговорил довольно быстро, как привык диктовать приказы, а я записывал. — Прошу , передать Центральному Комитету комсомола мое восхище ние новым поколением Корчагиных, считающих за великое счастье очи щать родную землю от полчищ фа шистских убийц. Потомки наши никогда не забудут величия духа и сказочной крепости комсомольских сердец у стен волжской твердыни. Он снял нагар с фитиля, в блин даже стало уютнее и веселее. — А закончим, давайте, так... Ко гда 62-я армия, с треском вышибив фашистов, снова с высоко подняты ми знаменами пройдет через весь Сталинград, мы лучшую улицу в го роде назовем Комсомольской*). *) Это пожелание командарма вы полнено. Одна из лучших улиц Вол гограда названа Комсомольской. П О С Т У П Ь В е л и ч а й ш а я н а П Я Т И Л Е Т К И з е м л е г а з о в а я р е к а Театр Л Ч Т И О Т Ц А С В О Е Г О Самые красочные эпи теты — уникальный, крупнейший, неповто римый и другие — мо жно адресовать про ектируемой системе газопроводов север Тю менской области — районы центра и запа да СССР и Урала. Долгие годы с ней не сравнится ни одна из действующих и строя щихся магистралей «голубого топлива» ни в нашей стране, ни за рубежом. Колоссальное коли чество газа будет еже годно подаваться по новой системе, трубо проводов — почти сто тридцать миллиардов кубических метров. Чтобы представить масштабность этой цифры, достаточно сказать, что столько газа добыли в нашей * стране в 1965 году, У этой системы — богатейшая сырьевая база: известные место рождения Тюмени Губкинское, Заполяр ное, Уренгойское, Та- зовское и другие. Их запасы газа оценива ются астрономической цифрой — в 11—13 триллионов кубомет ров. Тюменский «голу бой огонь» разрешит многие проблемы сна бжения газом центра России, Урала, Бело руссии, Эстонии, Лат вии и Литвы. Систему газопрово дов намечается стро ить в две очереди. Трасса первой, услов но называемой север ной, следующая: На дым — Салехард — Ухта — Череповец — Минск — Ленинград— Прибалтика. Ее годо вая производитель ность — 85 миллиар дов кубических мет ров. Остальное коли чество газа 45 мил лиардов пойдет по южному участку: Тю менская область — Серов — Пермь — Ки ров — Горький. Длина всей системы — свыше пяти тысяч километров. Почти по ловина трассы будет проложена в условиях вечной мерзлоты и бездорожья. На стро ительстве Тюменской системы будут приме нены трубы диаметром 1400 миллиметров. Коллегия Министер ства газовой промыш ленности одобрила ра боту института «Гип- рогаз», который обос новал экономическую целесообразность соо ружения грандиозной газовой реки. Все за траты, которые пойдут на эту стройку, оку пятся в течение пер вых трех лет эксплуа тации магистрали. А. ПЕТРУХИН. . (Корр, ТАСС). Каждый театр стремится к то му, чтобы поставить спектакль, жизнь которого измеряется целы ми поколениями актеров. Не знаю, станет ли для Курского обла стного драматического театра имени А. С. Пушкина таким спектаклем драма «Чти огца своего», но тот факт, что она уже выдержала около 200 представлений (а значит, ее по смотрело более 190 тысяч зрителей), говорит о многом. Кстати сказать, за две недели гастролей на липец кой сцене спектакль шел трижды, и трижды зрительный зал был запол нен до отказа. Что же привлекло те атральный коллектив к пьесе, а зри телей — к спектаклю? Драма В. Лаврентьева разрабаты вает так называемую бытовую, се менную тему. Ее нравственные про блемы актуальны, столкновения ми ровоззрений остры и напряжении!, характеры выписаны достаточно чет ко. Правда, при этом пьеса не лишена известного налета сентимен тальности, и эта особенность в ка кой-то степени снижает психологиче скую глубину конфликта. Но ведь существует же сценический закон, по которому режиссер и актеры обя заны помочь автору исправить недо статки пьесы. В пьесе довольно четко намечают ся две линии — Трофима Кичигина и Максима Кичигина. Они не проти востоят друг другу, развиваются па раллельно, но от того, какую линию театр сделает главной в спектакле, целиком зависит весь его настрой. Автор и театральный коллектив от дают пальму первенства Трофиму — главе хорошей современной рабочей семьи. В поступках Трофима, их психологической обоснованности рас крывается общественное содержание драмы. Дело даже не в том, что сам Трофим решает отдать построенный собственными руками дом под дет ский сад (это соответствует всей логике характера), но он еще на этом поступке и воспитывает своих детей, проверяет их нравственцые устои. Застуженный артист РСФСР М. Аленцев, исполнитель роли Тро фима Кичигина, наделяет своего героя широким жестом, размаши стыми движениями. Он и в кварти- ре-то ходит и говорит, как в цехе,— скупо, громко, чуть тяжеловесно, но за всем этим чувствуется напряжен ная работа ума, пытливый взгляд, страстное желание научить своих де тей мыслить по-государственному, не допустить в их души микробз мещанства. Умница, настоящий хо зяин не только в доме, но и в стра не — таков Трофим Кичигин-Ален- цев, Конфликт возникает тогда, когда в доме Трофима появляется его отец, Гордей (артист Н. Галактио нов). Отец и сын — люди разных взглядов на жизнь, разных убежде ний,- Гордей тоже хозяин, но нз тех, у которых одна цель — прибрать к рукам все, «что плохо лежит». Страшной силой целеустремленности, настойчивости во всем, что касается стяжания, наделяет актер своего ге роя. Прислушайтесь, как мгновенно по обстоятельствам меняется голос Гордея — то в нем чувствуется сле за, то он грохочет, то заискивает. И все эго — ложь, беспросветная, но хитрая, рассчитанная на нужную ре акцию собеседника. Такой Гордей и чужое возьмет, и своего не упустит. Но чем острее, беспощаднее разго рается моральный поединок семьи Трофима и Гордея, тем жестче и не примиримее становится Гордей. Он уйдет со сцены внешне непобежден ным, уверенным в своей правоте. Но уйдет, оставив после себя чув ство гадливости, ненависти, как бы напоминая — «а мы, вот такие, еще есть, и с нами надо держать ухо востро». Если бы Н. Галактионов ограничился лишь одной главной чертой своего героя, может быть, образ и не приобрел бы такой убе дительности, остался в известной мере схемой. Но его Гордей еще и в пляске не плох, и частушку споет, и шутку «отмочит». Любит Гордей пожить широко, но только для себя и только за счет других. Так дости гается законченность, полнота обра за — действие имеет цель. В этом конфликте нравственная победа целиком принадлежит семье Трофима. Ее правда целиком овла девает зрительным залом, она дохо дит до сердца зрителя, и в этом, на мой взгляд, главное достоинство спектакля (постановщик главный ре жиссер театра заслуженный артист РСФСР Н. Резников), 7"’ * •* Но возвратимся ко второй линии пьесы, занимающей в ней большое место, — линии Максима. Это до вольно сентиментальная история любви Максима к Тамаре, от кото рой он, в конце концов, отказывает ся, причем, зритель долгое время не поймет причин отказа. Это исто рия волнений и тревог матери Мак сима, Софьи Ивановны, которой угрожает Капитон Егорыч. Сами по себе эти истории, как говорится, сце ничны, они способны вызвать инте рес у зрителя, даже могут увлечь его. Но вот тут-то и кроется глав ная опасность. Дать этим историям выйти на первый план означало бы снизить общественную ценность дра мы и вместо острого, актуального конфликта подсунуть зрителю, так сказать, брусничное варенье. Театр правильно расставил акцен ты, и линия Максима в обшем-то не заслоняет линии Трофима. И все- таки необходимо сделать одно суще ственное замечание. Мне довелось в роли матери видеть двух актрис — Г. Галину и заслуженную артист ку РСФСР Ф. Горскую. Г. Галина ведет свою роль очень просто, с боль шим тактом. Психологический ри сунок роли, может быть, и не очень глубок, но в нем чувствуется боль шая любовь к детям, привязанность к дому, семье. Г. Галина осторожна, она не позволяет себе овладевать полностью вниманием зрителя даже на очень «выигрышных» местах — актриса помнит, что мысль его дол жна быть сосредоточена на основ ном конфликте' драмы. Софья Ивановна Горская — пси хологически гораздо более разрабо танный образ. В ней привлекает уди вительная мягкость, душевная теп лота, благородство. Но тут возни кает парадоксальное явление. Сила таланта актрисы настолько ярка, что хочет она того или не хочет, а стихийно внимание зрителя приковы вается к ее болям, ее тревогам, ее борьбе за Максима. И тогда линия Максима начинает звучать в спек такле неоправданно сильно, в какой- то мере даже в ущерб линии Тро фима. Иначе говоря, мелодрама те перь уже просто мешает зрителю со средоточиться на значении и смысле У У основного конфлик- * * та спектакля. Гово рю это не в укор актрисе—она живет жизнью своей геро ини, но, думается, что тут допущен определенный режиссерский просчет. Очевидно, режиссура двух матерей должна быть различной, учитываю щей творческие особенности испол нителей. Среди других работ хочется, пре жде всего, выделить интересный и цельный образ Капитона Егорыча, созданный заслуженным артистом РСФСР А. Буренко. Первое его по явление на сцене не вызывает добрых чувств у зрителя, мы вот-вот ждем от него «бомбы», которую он привез в семью Кичигиных. Зловещая фигу ра Гордея рядом с Капитоном Его- рычем усугубляет отношение к нему. Но развивается действие, уже обнажил свое хищническое нутро Гордей, а «бомбы» все нет. Капитон Егорыч внимательно прислушивается к семье Кичигиных, он сам старает ся понять справедливость своих при тязаний, и медленно, исподволь зри тель убеждается, что он вовсе не таков, каким ожидали мы его уви деть, что есть в Капитоне и ум, и справедливость, и доброта. Душев ные движения Капитона артист пе редает очень осторожно, как бы пунктирно, но именно такая кресть янская осторожность, медлитель ность являются наиболее точным эмоциональным переходом к заклю чительным сценам. Не все ровно в спектакле. Серьез ные возражения вызывает трактовка образа Тамары, хотя в театре есть две исполнительницы этой роли—ар тистки Л. Смирнова и М. Качина. Когда смотришь первую из них, ни как не поймешь, за что, собственно, любит ее Максим и не прав ли Сева, когда говорит: «Какая она жена?» Образ, который создает М. Качина, гораздо ближе к замыслу автора, но и он неполон. Спектакль оформлял художник К. Кулибин. Не злоупотребляя мод ной «условностью», он, однако, не до пускает на сцене ничего лишнего, никаких отягощающих ее деталей. Его работа точна, экономична. Гости познакомили липчан с зло бодневным, острым, эмоциональным спектаклем, в котором есть немало вдумчивых, творческих работ акте ров, интересных по своему режис серскому решению. К. ГУРЕНОК. Утром я зашел на КГТ штаба ар мии, чтобы попрощаться с командар мом. Он молча сидел на табуретке в расстегнутой шинели. Склоненная голова была зажата руками, плечи низко опущены. Он обернулся на скрип двери. Среди молчаливо об ступивших 'его людей я увидел и Леню Николаева. — Что случилось? — тихо спро сил я его, кивнув в сторону коман дарма. Леонид взял меня за руку и мы вышли из блиндажа. Он провел ме ня вдоль откоса шагов двести, где на берегу Волги лежало на плащпалатке завьюженное тело бой ца. Я разглядел лишь его сапоги да откинутую на снегу посиневшую руку с восковыми скрюченными пальцами. Вокруг тесно сгрудились солдаты, перебрасываясь приглу шенными и тревожными голосами. — Ну, что ты не можешь вы тащить? Дерни как следует, — Лицо испортишь, — Да уж теперь все равно. — Ребята, а если попробовать ложкой рот открыть? Я влез в толпу и увидел искажен ное судорогой пергаментное лицо парня. Из сжатого рта торчали ку ски тонкого белого провода. — Этот ползал ночью? — толк- ■ нув локтем, спросил я Леонида, — Как фамилия?" -г- Василий Титаев. Понимаешь,"' ночью, когда фашисты пошли в ата ку, командарм обрадовался, услышав вдруг долгожданный звонок. Штаб получйл связь со всеми соединения ми. Командарм, отдавая приказы по телефону, еще не знал, что ток про ходил через мертвое тело Титаева; Я написал о бесстрашном связи сте стихи, потом они стали песней. Говорят, что и сам командарм лю бил петь ее под баян. Видно, она напоминала ему не только Титаева, но и подвиги сотен живых удиви- . тельных солдат его армии. А. ГУТОРОВИЧ. (АПН ), О с т р ы й с и г н а л Недопустимые п р о с т о й День и ночь по стальным магист ралям завода «Свободный сокол» идут- составы с рудой, коксом, фор. мовочными материалами и другими грузами. Круглые сутки работают железнодорожники, принимая, раз гружая сотни вагонов. Когда грузы прибывают по графи ку, простоя подвижного состава не бывает. Однако за последнее время грузы идут неравномерно, особенно передельный чугун. Например, в ию не на завод должно поступить 3100 тонн такого чугуна. А за 14 дней по дано 5864 тонны — норма превыше на почти вдвое, а чугун все продол жает прибывать. Склад холодного чугуна, склады труболитейных и ра диаторного цехов переполнены. Из-за отсутствия фронтов выгруз ки железнодорожники вынуждены разбрасывать грузы на неподготов ленные площадки. Поэтому затруд нено применение механизмов, что приводит к длительным простоям ва- гонов. Только за 16 суток июня из лишние простои составили 3000 ва- гоно-часов, за что предстоит упла тить 400 рублей штрафа. На выгрузку передельного чугуна вручную расходуются большие сред ства. Так. 15 июня за это было уп лачено 147 рублей. Подобное положение с поступле нием формовочных песков для ради аторного и труболитейных цехов. Конкретные виновники неравно мерного поступления передельного чугуна и формовочных песков —за меститель директора завода Алек сандр Иванович Неборачко и на чальник снабжения Михаил Ивано вич Руднев. Несмотря на тревожные сигналы железнодорожников; отдел снабже ния никаких мер не принимает для того, чтобы обеспечить плановое, равномерное поступление грузов. Партком завода должен помочь работникам отдела снабжения уст ранить разбазаривание народных средств С. УСКОВ, председатель группы народного контроля завода «Свободный сокол».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz