Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

22 птя 1966 г., М Щ (365П Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я $ К О Г Д А З А Г Р Е М Е Л И Б О И Четверть века минуло с того дня, когда гитлеровская Германия веро­ ломно напала на нашу страну, дви­ нув пятимиллионную до зубов воо­ руженную армию. О начале войны рассказывают многочисленные материалы Цент­ рального музея Вооруженных Сил СССР. Первый удар врага приняли на се­ бя советские пограничники. Немцы не рассчитывали на их серьезное сопротивление. В полевой сумке гитлеровского офицера, убитого в первый день войны на участке 10-й заставы Любомльского погранично­ го отряда, нашли карту, на которой было отмечено время захвата этой заставы — 4 часа 30 минут, то есть отводилось для этого всего полчаса. Советские пограничники, имевшие лишь легкое стрелковое оружие, смело вступили в бой с многократно превосходящими силами гитлеров­ цев. В музее — фотографии лейтенанта А. В. Лопатина и политрука П. И. Гласова. Они возглавили оборону 13-й заставы Владимир-Волынского пограничного отряда. Горстка храб­ рецов под их командованием 12 дней отстаивала родную землю. Враг ступил сюда лишь после того, как погибли советские пограничники. Так было всюду. Несмотря на не­ равенство сил, ни одна пограничная застава не оставила без приказа сво­ их позиций. Пограничники бились в окружении, стояли насмерть. Невиданный героизм проявили за­ щитники Брестской крепости, ныне удостоенной почетного звания «Кре­ пость-герой». В музее выставлена часть стены одного из казематов крепости, на которой штыком начер­ тано: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.УИ-41». Охраняя советское небо, в первый же день войны применили таран в воздушном бою летчики И. И. Ива­ нов, Л. Г. Бутелин, Д. В. Кокорев, П. С. Рябцев. Этот боевой прием по­ том более двухсот раз использовали наши славные соколы. Золотыми буквами в летопись Великой Отече­ ственной войны вписано имя капи­ тана Н. Ф. Гастелло. 26 июня 1941 года он направил свой пылающий самолет в колонну вражеской тех­ ники. Несокрушимой стеной поднялся против врага советский народ. На фотографии группы парней. Они приехали в Октябрьский райвоенко­ мат Москвы и просятся доброволь­ цами в действующую армию. Сни­ мок этот сделан на второй день вой­ ны. Еще фотография: 65-летний ра­ бочий артели «Прогресс», партизан гражданской войны Н. Н. Бессонов О Т В А ЖН Ы Е выступает на мобилизационном пункте Дзержинского района Ленин­ града. От имени своей семьи он гло­ дал заявление о зачислении его шести сыновей и двух дочерей доб­ ровольцами в ряды Красной Ар­ мии... Под стеклом — торопливо на­ писанные на листках, вырванных из ученических тетрадей, другие заяв­ ления. Они начинаются одинаково: «Прошу направить в действующую армию...» Так отвечал советский народ на бо­ евой призыв Коммунистической пар­ тии: «Все, как один, на защиту Оте­ чества!». В письмах, которые шли в первые дни войны на фронт и с фронта, бы­ ла не только тревога за судьбу ближних. Они проникнуты и глубо­ ким патриотизмом. Вот строки из письма Героя Советского Союза ка­ питана К. Н. Титенкова жене и доче­ ри: «...Относительно осторожности, о которой ты говоришь. Это правиль­ но. Только не в том смысле, как ты это понимаешь. По-моему, быть ос­ торожным — это значит быть сме­ лым, решительным и главное от­ ветственным за судьбу нашего госу­ дарства...» Летчик К. Н. Титенков пал смертью храбрых, защищая Москву. Мужество и стойкость, презрение к смерти проявили уже в первые дни войны солдаты и офицеры Со­ ветской Армии, Их самоотвержен­ ность вызывала восхищение у всех честных людей мира. Но каким ци­ низмом, холодной расчетливостью пронизано было за­ явление американ­ ского сенатора Т мэна, сделанное им в конгрессе 1941 года. «Если мы увидим,—заявил он тогда,— что выигрывает Герма­ ния, то нам следует помогать Рос­ сии, а если выигрывать будет Рос­ сия, то нам следует помогать Гер­ мании и, таким образом, пусть убивают как можно больше...» Гитлеровская Германия рассчиты вала закончить войну через несколько месяцев. Но ное сопротивление Советской Армии нарушило планы фашистских захват­ чиков. В середине октября 1941 года Гитлер в одной из бесед в кругу своих приближенных бросил в пылу откровения: — Двадцать второго июня мы рас пахнули дверь и не знали, что ней находится. Потом был разгром немцев под Москвой, а еще год спустя мир уз­ нал об окружении огромной немец­ кой армии под Сталинградом. Раз­ громлены были немцы на Курской дуге, на полях Белоруссии, Украины, в лесах Карелии. Наконец, Красное знамя победы взвилось над герман­ ским рейхстагом. Но все это было потом. А тогда в июньские дни 1941 года гитлеровская армия сеяла смерть и разрушения на нашей земле. На смену павшим становились в строй все новые и новые советские солдаты, давшие ве. ликую клятву отстоять честь и неза­ висимость Родины. А. МЕДВЕДЕВ. (Корр. ТАСС). Н-ской воинской части вручается гвардейское знамя. Приняв знамя, командир части т. Даниелян, благо­ говейно опустившись на колени, сказал: — Клянемся высоко держать и хранить в чистоте это прославленное в боях и омытое кровью лучших сы­ нов нашей Родины гвардейское зна мя. Мы клянемся сражаться до последнего вздоха, до полной победы над врагом. Фото И. Нарциссова, бывшего фотокорреспондента солдатской газеты. ж-**—**- Василий Сергеевич Кучин, работающий сейчас на заводе «Сво­ бодный сокол», в годы Великой Отечественной войны был коррес­ пондентом армейских газет Северо-Западного фронта. С первых дней войны в них публиковались его заметки, репортажи и очерки с поля боя. Ниже публикуется несколько армии «Знамя Советов». ПОДВИГ ГЕРОЯ Пулеметный расчет младшего сер­ жанта Воронцова и несколько стрел­ ков попали во вражеское окружение. Воронцов поворачивал пулемет во все стороны, строчил, а враг все на­ седал и, казалось, не было возмож­ ности вырваться из этого кольца. Посланный с донесением боец не возвращался, а запас патронов исся­ кал. И вдруг, в эту тяжелую минуту, заглушая пулеметный треск, раздал­ ся властный голос: — Батальон, слушай мою команду! Первая рота справа, втопая слева! Бойцы оглянулись. Перед ними, словно из земли, вырос их любимый командир — Герой Советского Сою­ за младший лейтенант Южаков. А рядом с ним, с тяжелыми ящиками в руках лежал подносчик патронов красноармеец коммунист Иванов.. Пока Южаков отдавал приказ, Иванов под градом вражеских нуль раздавал бойцам патроны, а пуле­ метчикам — снаряженные ленты. Пулемет быстр менял огневые по­ зиции, перекочевывал с одного места на другое. Создавалось впечатление, что ожили десятки огневых точек. Фашисты в замешательстве. Они не знают, откуда против них появи­ лась такая сила. По заранее намеченному пути от­ хода Южаков повел своих бойцов. Группа отважных сделала брешь во вражеском кольце и вырвалась из окружения. ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА Три огненных шквала дали фаши­ сты, прежде чем послать свою пехо­ ту вперед. Враг стал появляться с флангов. Их излюбленный метод — брать в окружение — был своевре­ менно разгадан и предотвращен. По приказу командира на фланги выдви­ нулись пулеметчики Василий Пучков и Михаил Петрук. Рота заняла круговую оборону. Огневые средства были расположены так, чтобы противнику трудно было просочиться. Вражеские минометы усилили огонь, и в это время из ржи и кустарника хлынули гитлеровцы. Они шли во весь рост, издавая ди­ кие коики. — Психическая атака, — прошеп­ тал Пучков. — Ну что ж , давай пси­ хическую... Подпустив фашистов метров на пятьдесят, Пучков открыл огонь. Словно подкошенные, валились гит­ леровские солдаты. А на другом Фланге, не умолкая, стучал пулемет Петрукз. Три раза фашисты Устремлялись в атаку и каждый раз отходили с большими потерями. заметок В. Кучина из газеты х. 1 т БАТАРЕЯ ЛЕЙТЕНАНТА НАЗАРЕНКО Разведка донесла, что в населен­ ном пункте В. расположился штаб фашистского батальона. Эти сведе­ ния подтвердили местные жители, оставившие свои дома, — Наши все ушли еще до прихода немцев, — сказал один старик. — Я уходил последним и видел, как офи­ церы заходили в здание, школы, У них много машин. Двадцатилетний лейтенант, коман­ дир батареи Назаренко забрался на высокое дерево. Он видит место, где расположился фашистский штаб. Видит машины, укрытые в кустарни­ ке. Хорошая мишень. Наша пехота заняла рубеж для атаки. Лейтенант Назаренко быстра дает команду: — По фашистам. бШйЪГ:'‘: ’Д-Д; Грохнули три орудипньГх выстре­ ла. Снаряды разорвались немного дальше цели, Назаренко вносит по­ правку, и снова: — Огонь! Тяжелый снаряд угодил в здание, где разместился фашистский штаб. По деревне забегали фашистские солдаты. Несколько машин поверну- ли назад, в лес. Но их настигал ар­ тиллерийский огонь. • Фашисты обнаружили' нашу бата* рею и открыли по ней пальбу из ми­ нометов. Но было поздно. Под при­ крытием артиллерийского огня пехо­ та устремилась вперед, Батарея била до тех пор, пока ни одного немца не осталось в населен­ ном пункте, — Выкурили паразитов, — сказал лейтенант, слезая с дерева. Пехотинцы и артиллеристы заняли деревню. Там они увидели несколько разбитых немецких машин. На доро­ ге валялись каски, пулеметные лен­ ты. Впопыхах фашисты оставили даже штабные документы. Ночь прошла спокойно. А на утро над деревней стали рваться снапяды. Из леса застрочили пулеметы. Обоз­ ленный вчеиашней неудачей, против­ ник обоушил сюда всю мощь своего огня. Но там, где рвались вражеские снаряды, нашей части уже не было. Пехотинцы заняли оборону в сторо­ н е от населенного пункта, а батарея Назаренко расположилась вдоль шос­ сейной дороги. Группа вражеских автоматчиков заметила батарею и открыла по ней огонь. Артиллеристы на себе выка­ тили орудие на опушку леса и пря­ мой наводкой стали бить по кустар­ нику. откуда стреляли вражеские пу­ леметы. С каждым орудийным залпом ути­ хал и слабел вражеский огонь Л ЕНЯ Николаев, комсорг 62-й армии, облазав передовую, к вечеру возвращался в нашу землянку и, словно фокусник, начи­ нал вытаскивать из-за пазухи гим­ настерки, из рукавов и ' карманов шинели, из-за голенищ сапог, из ме­ ховой ушанки помятые, сложенные в несколько раз или скатанные в тру­ бочки, иногда окровавленные, листки бумаги. Это были протоколы и резо­ люции комсомольских собраний, про­ веденных наспех, в подвалах и тран­ шеях в-короткие передышки между боями. Мы садились за стол, спиной к дышащей огнем чугунке, я зажигал трофейную рождественскую свечу, и мы начинали вслух читать протоко­ лы. Когда попадались места, зама­ занные глиной, разорванные пулей или грязные от копоти горящего Сталинграда и я пробовал их рестав­ рировать, наклонив при этом "свечу, Ленька орал, забыв, что мы всего в трехстах метрах от фашистских окопов: — Не капай, черт, воском! Это же в Москву, в Ц К комсомола отсы­ лать! Подумают: что они там, в монастыре отсиживаются, что ли? О, эти военные протоколы •— не- отличившихся в боях солдат. И вот протоколы, как сейсмогра­ фы, регистрируют малейшее душев­ ное колебание солдатских сердец. Война сделала язык записей удиви­ тельно лаконичным, строгим и теле­ графно коротким: «Слушали: о пове­ дении комсомольцев в бою. Постано­ вили: умереть на войне и дурак смо­ жет. А ты воюй так, чтобы фаши­ стов в гроб, а сам — в медалях». «В текущих делах был поднят воп­ рос: следует ли поощрять на войне той за день контратаки немцев, док­ ладчик от заключительного слова от­ казался...» — Это где ж так? В тринадцатой, у Родимцева? Николаев подтянулся, руки пЬ швам: — Никак нет, товарищ командую­ щий! Это у Людникова. Командарм опустил голову, заду­ мался. — Да-а, тяжело ребятам. Но надо выстоять. Вот что. На КП свя^ь в самом пекле битвы, была оттесне­ на фашистами к реке. — Вам повезло: пока нет связи, я свободен, — нервно расхаживая по блиндажу, сказал Чуйков. Он обер­ нулся к связисту, согнувшемуся над телефоном с трубкой в руке. ‘ — Ты кричи, кричи. Провода за­ рывают неглубоко, вот их бомбами да минами... Командарм подошел ко мне. — Значит, вы хотите знать мое мнение о комсомольцах 62-й?— Он К О М С О М О Л Ь Ц Ы г е р о и ч е с к о г о г орода определяет расстояние до -цели н.пр- ,1 /\!Ые свидетеЛ'г неслыханной битвы! Представьте себе ночь,— метель, С •противной методичностью падают и падают снаряды и мины. На улицах — ни души, лишь ветер наметает сугробы да грохочет сорванным же­ лезом, Фонари давно ослепли, и, как свечки, догорают телеграфные стол­ бы с мотками болтающихся прово­ дов. И кажется, что фашистские ге­ нералы сошли с ума: бомбят и па­ лят город, где уже давно нет людей. А в эти часы где-то в сухой водо­ проводной трубе идет' комсомольское собрание. Или в подвале окружен­ ного «дома Павлова», ставшего не­ приступной крепостью, с тревогой обсуждают комсомольцы, как нала­ дить связь со своими. А в душном блиндаже, вырытом под Мамаевым курганом, .принимают в комсомол любовь? (Если, например, боец влю­ бился в связистку или санитарку). Политрук разъяснил, любить можно, но так, чтобы это не мешало раз­ грому фашистов». Однажды мы так увлеклись чтени­ ем протоколов, что не заметили, как в землянку вошел командарм Васи­ лий Иванович Чуйков. Стряхнув снег с мехового воротника шинели, он неприязненно покосился на кучу бумаг, лежавших на столе: — Ишь, дьяволы, уже и тут бюро­ кратию развели! Ленька Николаев, оторопев, начал оправдываться: — Товарищ командующий, полит­ управление требует документацию. К тому же, это, так сказать, не без пользы и для истории — отражает дух армии. — А ну, дай-ка сюда, — Чуйков взял один из протоколов, нагнулся, открыл дверцу печки, прочел в от­ блесках пламени: «Ввиду тринадца- = г : ■" . ' ■ ' - - г . ..... оборвана. — А ночь-то вон какая: вьюга, света белого не видно! Не дай бог, фашисты где-нибудь прор­ вут линию обороны... Ты вот что — быстро к связистам. Отберите.. из комсомольцев, только добровольно... Придется под пулями проползти вдоль немецких окопов и разыскать в снегу обрыв провода, —■ Есть! Будет выполнено, — Ленька козырнул. — Разрешите выполять? — Действуй! — И уже, когда Николаев выскочил из землянки, командарм, приоткрыв дверь, крик­ нул в белую мглу бурана: — Сам-то голову береги! Нахлобучив папаху, командарм шагнул к двери, оглянулся. — Ну, а вы что же, один тут ос­ танетесь? Пойдемте-ка лучше ко мне. В ту тревожную ночь я взял у командарма 62-й интервью для «Ком­ сомольской правды». Его армия, дер. жавшая оборону в центре города, сел на койку и, прикрыв ладонью глаза, заговорил довольно быстро, как привык диктовать приказы, а я записывал. — Прошу , передать Центральному Комитету комсомола мое восхище­ ние новым поколением Корчагиных, считающих за великое счастье очи­ щать родную землю от полчищ фа­ шистских убийц. Потомки наши никогда не забудут величия духа и сказочной крепости комсомольских сердец у стен волжской твердыни. Он снял нагар с фитиля, в блин­ даже стало уютнее и веселее. — А закончим, давайте, так... Ко­ гда 62-я армия, с треском вышибив фашистов, снова с высоко подняты­ ми знаменами пройдет через весь Сталинград, мы лучшую улицу в го­ роде назовем Комсомольской*). *) Это пожелание командарма вы­ полнено. Одна из лучших улиц Вол­ гограда названа Комсомольской. П О С Т У П Ь В е л и ч а й ш а я н а П Я Т И Л Е Т К И з е м л е г а з о в а я р е к а Театр Л Ч Т И О Т Ц А С В О Е Г О Самые красочные эпи­ теты — уникальный, крупнейший, неповто­ римый и другие — мо­ жно адресовать про­ ектируемой системе газопроводов север Тю­ менской области — районы центра и запа­ да СССР и Урала. Долгие годы с ней не сравнится ни одна из действующих и строя­ щихся магистралей «голубого топлива» ни в нашей стране, ни за рубежом. Колоссальное коли­ чество газа будет еже­ годно подаваться по новой системе, трубо­ проводов — почти сто тридцать миллиардов кубических метров. Чтобы представить масштабность этой цифры, достаточно сказать, что столько газа добыли в нашей * стране в 1965 году, У этой системы — богатейшая сырьевая база: известные место­ рождения Тюмени Губкинское, Заполяр­ ное, Уренгойское, Та- зовское и другие. Их запасы газа оценива­ ются астрономической цифрой — в 11—13 триллионов кубомет­ ров. Тюменский «голу­ бой огонь» разрешит многие проблемы сна­ бжения газом центра России, Урала, Бело­ руссии, Эстонии, Лат­ вии и Литвы. Систему газопрово­ дов намечается стро­ ить в две очереди. Трасса первой, услов­ но называемой север­ ной, следующая: На­ дым — Салехард — Ухта — Череповец — Минск — Ленинград— Прибалтика. Ее годо­ вая производитель­ ность — 85 миллиар­ дов кубических мет­ ров. Остальное коли­ чество газа 45 мил­ лиардов пойдет по южному участку: Тю­ менская область — Серов — Пермь — Ки­ ров — Горький. Длина всей системы — свыше пяти тысяч километров. Почти по­ ловина трассы будет проложена в условиях вечной мерзлоты и бездорожья. На стро­ ительстве Тюменской системы будут приме­ нены трубы диаметром 1400 миллиметров. Коллегия Министер­ ства газовой промыш­ ленности одобрила ра­ боту института «Гип- рогаз», который обос­ новал экономическую целесообразность соо­ ружения грандиозной газовой реки. Все за­ траты, которые пойдут на эту стройку, оку­ пятся в течение пер­ вых трех лет эксплуа­ тации магистрали. А. ПЕТРУХИН. . (Корр, ТАСС). Каждый театр стремится к то­ му, чтобы поставить спектакль, жизнь которого измеряется целы­ ми поколениями актеров. Не знаю, станет ли для Курского обла­ стного драматического театра имени А. С. Пушкина таким спектаклем драма «Чти огца своего», но тот факт, что она уже выдержала около 200 представлений (а значит, ее по­ смотрело более 190 тысяч зрителей), говорит о многом. Кстати сказать, за две недели гастролей на липец­ кой сцене спектакль шел трижды, и трижды зрительный зал был запол­ нен до отказа. Что же привлекло те­ атральный коллектив к пьесе, а зри­ телей — к спектаклю? Драма В. Лаврентьева разрабаты­ вает так называемую бытовую, се­ менную тему. Ее нравственные про­ блемы актуальны, столкновения ми­ ровоззрений остры и напряжении!, характеры выписаны достаточно чет­ ко. Правда, при этом пьеса не лишена известного налета сентимен­ тальности, и эта особенность в ка­ кой-то степени снижает психологиче­ скую глубину конфликта. Но ведь существует же сценический закон, по которому режиссер и актеры обя­ заны помочь автору исправить недо­ статки пьесы. В пьесе довольно четко намечают­ ся две линии — Трофима Кичигина и Максима Кичигина. Они не проти­ востоят друг другу, развиваются па­ раллельно, но от того, какую линию театр сделает главной в спектакле, целиком зависит весь его настрой. Автор и театральный коллектив от­ дают пальму первенства Трофиму — главе хорошей современной рабочей семьи. В поступках Трофима, их психологической обоснованности рас­ крывается общественное содержание драмы. Дело даже не в том, что сам Трофим решает отдать построенный собственными руками дом под дет­ ский сад (это соответствует всей логике характера), но он еще на этом поступке и воспитывает своих детей, проверяет их нравственцые устои. Застуженный артист РСФСР М. Аленцев, исполнитель роли Тро­ фима Кичигина, наделяет своего героя широким жестом, размаши­ стыми движениями. Он и в кварти- ре-то ходит и говорит, как в цехе,— скупо, громко, чуть тяжеловесно, но за всем этим чувствуется напряжен­ ная работа ума, пытливый взгляд, страстное желание научить своих де­ тей мыслить по-государственному, не допустить в их души микробз мещанства. Умница, настоящий хо­ зяин не только в доме, но и в стра­ не — таков Трофим Кичигин-Ален- цев, Конфликт возникает тогда, когда в доме Трофима появляется его отец, Гордей (артист Н. Галактио­ нов). Отец и сын — люди разных взглядов на жизнь, разных убежде­ ний,- Гордей тоже хозяин, но нз тех, у которых одна цель — прибрать к рукам все, «что плохо лежит». Страшной силой целеустремленности, настойчивости во всем, что касается стяжания, наделяет актер своего ге­ роя. Прислушайтесь, как мгновенно по обстоятельствам меняется голос Гордея — то в нем чувствуется сле­ за, то он грохочет, то заискивает. И все эго — ложь, беспросветная, но хитрая, рассчитанная на нужную ре­ акцию собеседника. Такой Гордей и чужое возьмет, и своего не упустит. Но чем острее, беспощаднее разго­ рается моральный поединок семьи Трофима и Гордея, тем жестче и не­ примиримее становится Гордей. Он уйдет со сцены внешне непобежден­ ным, уверенным в своей правоте. Но уйдет, оставив после себя чув­ ство гадливости, ненависти, как бы напоминая — «а мы, вот такие, еще есть, и с нами надо держать ухо востро». Если бы Н. Галактионов ограничился лишь одной главной чертой своего героя, может быть, образ и не приобрел бы такой убе­ дительности, остался в известной мере схемой. Но его Гордей еще и в пляске не плох, и частушку споет, и шутку «отмочит». Любит Гордей пожить широко, но только для себя и только за счет других. Так дости­ гается законченность, полнота обра­ за — действие имеет цель. В этом конфликте нравственная победа целиком принадлежит семье Трофима. Ее правда целиком овла­ девает зрительным залом, она дохо­ дит до сердца зрителя, и в этом, на мой взгляд, главное достоинство спектакля (постановщик главный ре­ жиссер театра заслуженный артист РСФСР Н. Резников), 7"’ * •* Но возвратимся ко второй линии пьесы, занимающей в ней большое место, — линии Максима. Это до­ вольно сентиментальная история любви Максима к Тамаре, от кото­ рой он, в конце концов, отказывает­ ся, причем, зритель долгое время не поймет причин отказа. Это исто­ рия волнений и тревог матери Мак­ сима, Софьи Ивановны, которой угрожает Капитон Егорыч. Сами по себе эти истории, как говорится, сце­ ничны, они способны вызвать инте­ рес у зрителя, даже могут увлечь его. Но вот тут-то и кроется глав­ ная опасность. Дать этим историям выйти на первый план означало бы снизить общественную ценность дра­ мы и вместо острого, актуального конфликта подсунуть зрителю, так сказать, брусничное варенье. Театр правильно расставил акцен­ ты, и линия Максима в обшем-то не заслоняет линии Трофима. И все- таки необходимо сделать одно суще­ ственное замечание. Мне довелось в роли матери видеть двух актрис — Г. Галину и заслуженную артист­ ку РСФСР Ф. Горскую. Г. Галина ведет свою роль очень просто, с боль­ шим тактом. Психологический ри­ сунок роли, может быть, и не очень глубок, но в нем чувствуется боль­ шая любовь к детям, привязанность к дому, семье. Г. Галина осторожна, она не позволяет себе овладевать полностью вниманием зрителя даже на очень «выигрышных» местах — актриса помнит, что мысль его дол­ жна быть сосредоточена на основ­ ном конфликте' драмы. Софья Ивановна Горская — пси­ хологически гораздо более разрабо­ танный образ. В ней привлекает уди­ вительная мягкость, душевная теп­ лота, благородство. Но тут возни­ кает парадоксальное явление. Сила таланта актрисы настолько ярка, что хочет она того или не хочет, а стихийно внимание зрителя приковы­ вается к ее болям, ее тревогам, ее борьбе за Максима. И тогда линия Максима начинает звучать в спек­ такле неоправданно сильно, в какой- то мере даже в ущерб линии Тро­ фима. Иначе говоря, мелодрама те­ перь уже просто мешает зрителю со­ средоточиться на значении и смысле У У основного конфлик- * * та спектакля. Гово­ рю это не в укор актрисе—она живет жизнью своей геро­ ини, но, думается, что тут допущен определенный режиссерский просчет. Очевидно, режиссура двух матерей должна быть различной, учитываю­ щей творческие особенности испол­ нителей. Среди других работ хочется, пре­ жде всего, выделить интересный и цельный образ Капитона Егорыча, созданный заслуженным артистом РСФСР А. Буренко. Первое его по­ явление на сцене не вызывает добрых чувств у зрителя, мы вот-вот ждем от него «бомбы», которую он привез в семью Кичигиных. Зловещая фигу­ ра Гордея рядом с Капитоном Его- рычем усугубляет отношение к нему. Но развивается действие, уже обнажил свое хищническое нутро Гордей, а «бомбы» все нет. Капитон Егорыч внимательно прислушивается к семье Кичигиных, он сам старает­ ся понять справедливость своих при­ тязаний, и медленно, исподволь зри­ тель убеждается, что он вовсе не таков, каким ожидали мы его уви­ деть, что есть в Капитоне и ум, и справедливость, и доброта. Душев­ ные движения Капитона артист пе­ редает очень осторожно, как бы пунктирно, но именно такая кресть­ янская осторожность, медлитель­ ность являются наиболее точным эмоциональным переходом к заклю­ чительным сценам. Не все ровно в спектакле. Серьез­ ные возражения вызывает трактовка образа Тамары, хотя в театре есть две исполнительницы этой роли—ар­ тистки Л. Смирнова и М. Качина. Когда смотришь первую из них, ни­ как не поймешь, за что, собственно, любит ее Максим и не прав ли Сева, когда говорит: «Какая она жена?» Образ, который создает М. Качина, гораздо ближе к замыслу автора, но и он неполон. Спектакль оформлял художник К. Кулибин. Не злоупотребляя мод­ ной «условностью», он, однако, не до­ пускает на сцене ничего лишнего, никаких отягощающих ее деталей. Его работа точна, экономична. Гости познакомили липчан с зло­ бодневным, острым, эмоциональным спектаклем, в котором есть немало вдумчивых, творческих работ акте­ ров, интересных по своему режис­ серскому решению. К. ГУРЕНОК. Утром я зашел на КГТ штаба ар­ мии, чтобы попрощаться с командар­ мом. Он молча сидел на табуретке в расстегнутой шинели. Склоненная голова была зажата руками, плечи низко опущены. Он обернулся на скрип двери. Среди молчаливо об­ ступивших 'его людей я увидел и Леню Николаева. — Что случилось? — тихо спро­ сил я его, кивнув в сторону коман­ дарма. Леонид взял меня за руку и мы вышли из блиндажа. Он провел ме­ ня вдоль откоса шагов двести, где на берегу Волги лежало на плащпалатке завьюженное тело бой­ ца. Я разглядел лишь его сапоги да откинутую на снегу посиневшую руку с восковыми скрюченными пальцами. Вокруг тесно сгрудились солдаты, перебрасываясь приглу­ шенными и тревожными голосами. — Ну, что ты не можешь вы­ тащить? Дерни как следует, — Лицо испортишь, — Да уж теперь все равно. — Ребята, а если попробовать ложкой рот открыть? Я влез в толпу и увидел искажен­ ное судорогой пергаментное лицо парня. Из сжатого рта торчали ку­ ски тонкого белого провода. — Этот ползал ночью? — толк- ■ нув локтем, спросил я Леонида, — Как фамилия?" -г- Василий Титаев. Понимаешь,"' ночью, когда фашисты пошли в ата­ ку, командарм обрадовался, услышав вдруг долгожданный звонок. Штаб получйл связь со всеми соединения­ ми. Командарм, отдавая приказы по телефону, еще не знал, что ток про­ ходил через мертвое тело Титаева; Я написал о бесстрашном связи­ сте стихи, потом они стали песней. Говорят, что и сам командарм лю­ бил петь ее под баян. Видно, она напоминала ему не только Титаева, но и подвиги сотен живых удиви- . тельных солдат его армии. А. ГУТОРОВИЧ. (АПН ), О с т р ы й с и г н а л Недопустимые п р о с т о й День и ночь по стальным магист­ ралям завода «Свободный сокол» идут- составы с рудой, коксом, фор. мовочными материалами и другими грузами. Круглые сутки работают железнодорожники, принимая, раз­ гружая сотни вагонов. Когда грузы прибывают по графи­ ку, простоя подвижного состава не бывает. Однако за последнее время грузы идут неравномерно, особенно передельный чугун. Например, в ию­ не на завод должно поступить 3100 тонн такого чугуна. А за 14 дней по­ дано 5864 тонны — норма превыше­ на почти вдвое, а чугун все продол­ жает прибывать. Склад холодного чугуна, склады труболитейных и ра­ диаторного цехов переполнены. Из-за отсутствия фронтов выгруз­ ки железнодорожники вынуждены разбрасывать грузы на неподготов­ ленные площадки. Поэтому затруд­ нено применение механизмов, что приводит к длительным простоям ва- гонов. Только за 16 суток июня из­ лишние простои составили 3000 ва- гоно-часов, за что предстоит упла­ тить 400 рублей штрафа. На выгрузку передельного чугуна вручную расходуются большие сред­ ства. Так. 15 июня за это было уп­ лачено 147 рублей. Подобное положение с поступле­ нием формовочных песков для ради­ аторного и труболитейных цехов. Конкретные виновники неравно­ мерного поступления передельного чугуна и формовочных песков —за­ меститель директора завода Алек­ сандр Иванович Неборачко и на­ чальник снабжения Михаил Ивано­ вич Руднев. Несмотря на тревожные сигналы железнодорожников; отдел снабже­ ния никаких мер не принимает для того, чтобы обеспечить плановое, равномерное поступление грузов. Партком завода должен помочь работникам отдела снабжения уст­ ранить разбазаривание народных средств С. УСКОВ, председатель группы народного контроля завода «Свободный сокол».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz