Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

1 0 и ю н я 1 9 6 В г., М 1 3 1 ( 3 6 4 1 ) П а р т и й н а я I ж и з н ь . 1 аа*аааааааааааасзаааааааЛ ГЛАВНАЯ ЗАБОТА СЕЛЬСКИХ КОММУНИСТОВ Принятая X X III съездом КПСС пятилетняя программа экономическо­ го строительства предъявляет очень высокие требования ко всем партий­ ным организациям, к каждому ком­ мунисту в отдельности. Сельские коммунисты призваны ве­ сти постоянную борьбу за безуслов­ ное выполнение плана-заказа госу­ дарства по продаже продуктов зем­ леделия и животноводства, добивать­ ся снижения себестоимости продук­ ции. Этими требованиями и руковод­ ствуется наш партийный комитет. И какие бы партком ни проводил меро­ приятия, все они направлены на до­ стижение главной цели — сделать совхоз экономически сильным, жизнь рабочих и служащих зажиточ­ ной. За последнее время партийная ор­ ганизация проделала значительную работу по внедрению в совхозе углуб­ ленной специализации. Например, бычки у нас сконцентрированы в Центральном отделении, племенные телочки — в Каменском, нетели—в Кудеярском. Благодаря специализа­ ции животноводы совершенствуют свои навыки в уходе за скотом. По рекомендации парткома дирек­ ция совхоза пересмотрела структуру посевных площадей. Низкоурожайные На л у г а х о б л а с т и ца Косови в разгаре Сенокос —* своего рода экзамен для сельских механизаторов и поле­ водов перед жатвой хлебов. В этот период проверяются подготовка большей части уборочной тех­ ники, уровень организованности и состояние дисциплины в бригадах. Труженики хлевенского колхоза «Память Ленина» старательно гото­ вились к сеноуборке. Задолго до начала работ были приведены в бое­ вую готовность тракторы, сеноко­ силки, сто гометы. ...Недалеко от автострады раски­ нулось большое клеверное поле. Аро­ мат цветущих растений чувствуется издалека. — Почва здесь песчаная. В послед­ ние дни температура стоит высокая. День промедлишь —потеряешь мно­ го ценного корма. Вот и решили се­ нокос начать отсюда,— говорит председатель колхоза В. М. Рябчи- хин. Он сам уже третий раз приез­ жает сюда, к трактористам бригады И. П. Серикова, интересуется, как идут дела, какая помощь необходи­ ма. В первый же день на поле выеха­ ли четыре агрегата. Механизаторы хорошо знают: уборку клевера на­ до вести быстро, чтобы в скирды попадало полноценное сено, а не одни стебли,, Трудно даже назвать имена луч­ ших на сенокосе. Иван Дмитриевич Кочетов — один из опытных тракто­ ристов артели. Ему доверили новый трактор ДТ-20. Вначале некоторые колхозники посмеивались над меха­ низатором — очень уж мала маши­ на «ростом». Теперь же —- многие завидуют Ивану Дмитриевичу. На тракторе имеется целый комплект навесных орудий. Подошла уборка, навесил тракторист сенокосилку — Я в работу. — Хороша машина. Побольше бы таких!—не скрывая восхищения, го­ ворит Иван Павлович Сериков.— Сам сегодня, пока Кочетов обедал, прошел круга четыре на ней. С первого же часа высокий темп на косовице клевера взял тракто­ рист комсомолец Виктор Плотников. Его агрегат вел косовицу на сосед­ ней загонке, В первый день все четыре механи­ затора значительно перевыполнили сменные нормы. На второй день «добивать» участок вышло пять тракторных сенокосилок. Через день колхозники выведут на поле тракторные грабли, начнут сволакивать сено в валки, свозить на места скирдования. Хороший урожай клевера выра­ стили члены сельхозартели «Память Ленина». Радуются и животноводы. Впервые за последние годы скот бу­ дет в достатке обеспечен питатель­ ным клеверным сеном. В прошлом году клевера в колхозе занимали всего 40 гектаров,' а в нынешнем — более 320. Кстати, клевер для ар­ тели не только корм, но и деньги. Часть площадей второго укоса бу­ дет оставлена на семена. По словам специалистов хозяйства, каждый гектар принесет колхозу немалую при быль„ Но вернемся на клеверное поле, где ведется косовица. Этот участок в колхозе называют эксперимен­ тальным. Специалисты и руководи­ тели артели перечитали немало книг и брошюр о выращивании высоких урожаев клевера. В одной из бро­ шюр строго-настрого читатели пре­ дупреждались, что на песчаных поч­ вах клевера не вырастишь. А ведь в колхозе все левобережье Дона сплошь песчаное. И клевер нужен. Решили —• сеять. Посеяли—не про­ махнулись. Клевер, правда, чуть по­ ниже, чем за Доном, но не плохой. Центнеров по 15 сена каждый гек­ тар при первом укосе обязательно даст. — Теперь общественный скот, да и не только общественный, ио и колхозников будет обеспечен сеном значительно лучше, чем в пре­ дыдущие годы,—говорит В. М . Ряб чихи и. „.Длинные тени ложились на по­ ля, когда мы снова проезжалй мимо клеверного поля. Механизаторы еще работали. Низенький ДТ-20, за ру­ лем которого несколько сгорбившись сидел И. Д . Кочетов, как раз огибал свою делянку вблизи от автотрас­ сы. Где-то чуть в стороне рокотали моторы других машин. Механизаторы колхоза дали сло­ во скосить весь клевер за »четыре дня, Г. Т У Ж И Л О В . Колхоз «Память Ленина», Хлевенский район. культуры заменены более урожайны­ ми, расширены посевы трав. Партийный комитет систематически на своих заседаниях обсуждает воп­ росы, связанные с увеличением про­ изводства и заготовок продукции ж и ­ вотноводства. Этому же были посвя­ щены отделенческие и общесовхозное партийные собрания. В этом году сов­ хоз решил продать государству 6715 центнеров молока и 1039 центнеров мяса. В январе для каждого отделе­ ния и бригады были разработаны производственные задания. На основе их составлены затем ежесуточные гра­ фики надоев и привесов скота. Людей материально заинтересовали в резуль­ татах своего труда. Раньше передо­ виков, добившихся первенства в со­ ревновании, поощряли каждый день, выдавая небольшое денежное возна­ граждение. Теперь мы отказались от этого. В этом году стимулируем труд животноводов по принципу: произвел Iсверхплановую продукцию — получи 20 процентов дополнительной оплаты. Это вызывает у рабочих наибольшую заинтересованность в развитии об­ щественного производства, повышает ответственность за состояние дел на своем участке. За каждой фермой у нас закрепле­ ны члены партийного комитета, кото­ рые регулярно докладывают партко­ му о проделанной работе среди ж и ­ вотноводов. За Центральным отделе­ нием, например, закреплен директор совхоза Л . И. Паневин, Кудеяров- ским — главный зоотехник А. И. Чи­ жиков, Каменским — секретарь парт­ кома. На совхозных фермах широко раз­ вернулось соревнование за получение высоких надоев молока, за хорошие привесы. И впереди идут, как прави­ ло, коммунисты. В Центральном отделении запева­ лами интересных дел являются бри­ гадир А. В. Иванова и доярка Е. Г. Енина. Александра Васильевна кропотливо воспитывает и обучает людей, умело передает им свой опыт. ^ Екатерина Григорьевна Енина—• инициатор соревнования за высокие надои. В прошлом году в ее группе получено от коровы около 4 тысяч килограммов молока. И в этом году она добилась отличных результатов. Екатерина Григорьевна Енина на­ граждена орденом Ленина. В Камен­ ском отделении и делом, и словом увлекает за собой людей доярка А. А. Лутовкина, также удостоенная высо­ кой правительственной награды. Из поля зрения парторганизации не ускользает ни один вопрос, связан­ ный с выполнением плана-заказа. В апреле на заседании парткома был заслушан доклад главного зоотехника т. Чижикова, из которого стало ясно, что совхоз не полностью использует имеющиеся возможности. Договори­ лись: повысить товарность ферм, ор­ ганизовать поддой коров. Сейчас мы сдаем государству 90 процентов на­ доенного молока. С переводом скота на пастбище у парткома не убавилось забот, Уси­ лия всех работников ферм были на­ правлены на то, чтобы в летний пе­ риод добиться пудовых надоев. Был заранее составлен график передви­ жения животных в соответствии с планом использования угодий. В плане указаны сроки и порядок пастьбы на каждом участке. Партком регулярно подводит ито­ ги соревнования доярок. На досках показателей работники фермы ви­ дят. кто идет впереди и кто отстает. О том, какие результаты имеют от­ деления, рассказывает общесовхоз­ ная эстафета. По инициативе парткома в совхо­ зе создана специализированная мяс­ ная ферма. На откорм поступают бычки и выбракованный крупный ро­ гатый скот. Животные содержатся на усиленных рационах, в которые входят трава, се­ но, мука, карто­ фель. Откормоч. ный гурт доверщ ли опытному скот­ нику И. И. Шата­ лову. В эти дни су­ точные надои от коровы превышают 11 килограммов — на три килограмма больше, чем в прошлом году; Неплохо идут дела и на,откорме бычков. Их привес со­ ставляет 900— 1000 граммов в сутки. Совхоз досрочно выполнил полуго­ довой план продажи животноводче­ ской продукции. До конца полугодия будет сдано дополнительно 1700 центнеров молока и 200 центнеров мяса. С ростом производства продукции повышаются заработки рабочих. В первом квартале коллективу цент­ ральной фермы, где бригадиром ком­ мунист т. Иванова, дополнительно начислено за перевыполнение плано­ вого задания около 700 рублей. Партком постоянно направляет деятельность агитаторов. Животно­ водам Центрального отделения до­ ходчиво разъясняют решения X X III съезда КПСС зоотехник-селекционер Л. И. Мерзликина, Кудеяровского—- бригадир М. А. Козлова, Каменско­ го — заведующий красным уголком Е. Н. Левыкин. Агитаторы добива­ ются, чтобы труженики ферм почув­ ствовали личную ответственность за выполнение плана-заказа по сдаче продукции, поняли, что успеха воз­ можно добиться только совместны­ ми усилиями, А. Б Р О В К И Н , секретарь парткома совхоза «Пролетарий» Измалковского района. В цехе холодной прокатки Но­ волипецкого завода недавно соз­ дан экспериментальный участок, задача которого — дальнейшее повышение качества стали. НА С Н И М К Е : мастер экспери­ ментального участка В. И. К у ­ личков и старший отжигальщик А. Э. Дергес за осмотром обору­ дования. Фото А. Цыганкова. Смотр условий труда и бь/та Р а с т у т хж а р т жк ш ж ы е р я д ы В партийной организации сов­ хоза «Пятилетка» 170 человек. Среди них немало молодых ком­ мунистов. Только в этом году в ряды парторганизации принято еще пять работников совхоза. Учительница Л . Коннова актив­ но работала в комсомоле и доб­ росовестно выполняла партийные поручения. Она — пропагандист кр уж ка комсомольского просве­ щения, без нее не обходится ни одно интересное начинание. С душой относятся к работе мото­ рист А, Н. Стоянцев и его жена зоотехник А. И. Стоянцева. Не­ давно все они стали коммуниста­ ми. В Л У К И Н , нешт. корр. «Ленинского знамени». Что нам извест­ но о кирпиче? Это — старый строительный ма­ териал. У кирпи­ ча —три парамет­ ра —* длина, ши­ рина и высота. Каменщик добавит, что кирпич крошится, что он хруп­ кий и требует деликатного обраще­ ния. Действительно, кто бывал на стройках, мог видеть, как «МАЗы», «ЗИЛы» и другие самосвалы стре­ мительно вздыбливают емкие кузо­ ва и безжалостно вываливают из них кирпичи. Еще теллецькие, они падают друг на друга. В^итоге — потери. Специалисты подсчитали: при перевозке самосвалами почти каждый десятый силикатный кирпич уходит в безвозвратный бой. Говоря иначе, приобретает четвертое изме­ рение — убыточность.^ Подсчитали. Ужаснулись. И взя­ лись за дело. Работники липецкого треста «Жилстрой» М. А. Марголие, М. Г. Давыдов, Л . Д. Дорофеев, 3. Г. Киселева, Т. С. Моногароза, автоулравления — А. В. Селиванов, бригадиры каменщиков — Н. Д . Ти­ тов, С. А. Попов, А. Е. Еремеев и их товарищи впервые в стране внед­ рили пакетный способ перевозки си­ ликатного кирпича. Он удивительно прост. Пирамидку из 900 кирпичей два металлических захвата бережно зажимают в свои объятия. В этом своеобразном контейнере их достав­ ляют от заводской печи непосредст­ венно к рабочему месту каменщика. Кирпич не колется, он весь идет в дело. Практика показала: пакетная пе­ ревозка—серьезный инструмент на­ учной организации труда. Она не только устраняет ручные операции и удешевляет транспортировку, но и дает возможность уменьшить рас­ ход раствора, повысить качество кладки. В первый же год ее 1 приме­ нения «Жилстрой» получил десять тысяч рублей экономии. Не оказа­ лись в накладе и автомобилисты. Прогрессивный метод вскоре об­ рел известность далеко за пределами области. В 1963 году новинка внед­ ряется в управлениях треста «Жил­ строй». А через год в Липецке со­ стоялся первый республиканский се­ минар строителей. Мнение его участ­ ников едино: пакетной перевозке — «зеленую улицу»! В 1965 году Вы­ ставочный комитет ВДНХ наградил серебряной и бронзовой медалями главного инженера «Жилстроя» М. А. Марголиса и инженера отдела главного технолога Л . Д . Дорофее­ ва. Опыт липчан рекомендован для повсеместного распространения. Задумываешься над этим- и вспо­ минаешь замечательных рационали­ заторов, их сомнения и трудности поиска, поражения и победы. Но. приходится говорить все о том же четвертом измерении — убыточно- сти,- Казалось, что ее выставили за дверь. Перед ней захлопнули фор­ точку, а она, сменив одежду, впол­ зла сквозь щель и потянулась к... пакетной перевозке. Убыточность многолика. Это — и стяжательство хапуг, и завышенные нормы, и другие беды. В те дни, когда липчанам присуж­ дались награды ВДНХ , прилипалы бухнули в бочку меда ложку дегтя. И не одну. Шоферы А ТХ -Й 14А . А. Воротников, А. М, Емельянов, А. К. Бородин и три их дружка украли 33 машины с пакетами кирпича и транзитом, минуя стройку, отвезли их в с. Моховище Липецкого райо- КИРПИЧ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ на, где продали частникам по 45 рублей за пакет. Долго о ворах распространяться не стоит. Суд преподал им пред­ метный урок почитания обществен­ ной собственности. Возмущают не только расхитите­ ли. «Левые» вояжи А. Воротникова и его компаньонов длились несколь­ ко месяцев. В АТХ-1414 не проверя­ ли, как они используют рабочее время, кому и что возят. Контроле­ ры безмятежно дремали. Очнулись уже тогда, когда гром грянул. По­ чему? Или здесь забыли, что бес­ контрольность поднимает шлагбаум перед четвертым измерением?! Проданный кирпич доджей был поступить в СУ-3 треста «Жил­ строй». Но не поступил. Это не по­ мешало ворам за него отчитаться: они представляли накладные с под­ писями мастеров А. Г. Шилина, Н. М. Зарьянова и Ю. П. Брежнева о том, что кирпич принят на строй­ ку.- Недосмотрел, — с наигранной невинностью разводит теперь рука­ ми Шилин. Допустим, что это только ротозей­ ство. А разве оно придает кирпичу прибыльное измерение? Халатность — тоже преступление. — Значит, — спросит читатель, — кирпича у Шилина недостает? Ничего подобного — у него эко­ номия. Парадокс? Да, один из па­ радоксов убыточного измерения. Существует противоречие между устаревшими нормами на списание кирпича и новой технологией транс­ портировки и строительства. Сейчас, независимо от метода перевозки, ма­ стер вправе списать кирпич в рас­ ход из расчета 400 штук на один ку ­ бометр кладки. Экономия от паке­ тов, как и бой при выгрузке самосва­ лом, во внимание не берутся. Такое противоречие устраивает и хапуг, и ротозеев. Воротников крал кирпич на строительстве 60-квартир­ ного жилого дома цементного заво­ да, Там работали бригады мастера Шилина. Кирпич им доставляли только в пакетах. Когда дом по­ строили, то оказалось, что эффек­ тивность пакетной перевозки не только полностью покрыла ущерб от кражи, но позволила Шилину сэкономить сверх того еще 57 ты ­ сяч штук кирпича, не считая 20 ты­ сяч, «сбереженных» за счет перерас­ хода раствора, т. е, утолщения шва кладки. Времени с тех пор прошло нема- ле, но пересмотром норм до сих пор не занялись. — Новые нормы, безусловно, н уж ­ ны, но мы их не исследовали, — признал начальник производствен­ ного отдела треста «Жилстрой» Н. М. Колодько. А ведь в этом тресте пакетная пе­ ревозка получила свою первую про­ писку. — Все равно последнее слово за Госстроем, — продолжает Колодь­ ко. — Ему дано право изменять проектные нормы, Это действительно так. От Госстроя СССР во многом зависит, чтобы в уравнении: построено объектов, списано на производство, сэкономле­ но кирпича .— не было неизвестных, чтобы их место заняло упорядочен­ ное нормирование. Без вмешательства центральных органов трудно положить конец и другим вариациям убыточного из­ мерения. Одна из причин медленного внед­ рения нового метода — нехватка пакетов. В Липецке с трудом уда­ лась оборудовать 22 машины и 13 прицепов. Если в «Жилстрое» в па­ кетах перевозится около 80 процен- тоЪ всего кирпича, то в целом по городу только 16, а по области и того меньше — 8 процентов. Липчанам пакеты изготовили по заказам в мастерских завода «Стройдеталь- 1 ». Качество их не лучшее, да и обошлись они в копе­ ечку: 700—800 рублей штука. Но у первопроходчиков иного выхода не было. Труднее понять Министерство строительства РСФСР. Вместо того, чтобы разрубить гордиев узел убы­ точных пеоезозок оно запланирова­ ло на 1966 год нескольким пред­ приятиям территориальных Глав­ ков изготовление небольших пар­ тий пакетных приспособлений. Спрос на них остается неудовлетворенным. И это после того, как инженерное описание пакетов уже пролежало забытым на архивных полках доб­ рых десять лет, после того, как липецкие жилстроевцы доказали их прогрессивное значение. К а к же здесь не вспомнить о скоростях ве­ ка и черепашьих темпах! Убыточное измерение бьет нас рублем. Необходимо быстро органи­ зовать массовое изготовление пакет­ ных приспособлений и запчастей к ним на одном предприятии. А еще лучше *— наладить в стране серий­ ный выпуск специализированных автомашин. Назовем их условно па­ кетовозами. И не только пакетово­ зов, но и прицепов к ним. Это во времена оны лошадь тащила одну телегу. Сегодня нас не устраивает даже автотелега, пусть и сверхско­ ростная. Нам нужны автопоезда. Вот цифры. При расстоянии 11 километров а в т о м о б и л ь «Урал-355М» с приспособлением для пакетов перевозит за 7 часов 17,5 тонны кирпича и дает автохо­ зяйству чистой прибыли 2 рубля 59 копеек, а строителям — 3 рубля 78 коп. Та же машина, на том-же рас­ стоянии, за то же время, но с обо­ рудованным под пакеты прицепом перевозит кирпича в два раза боль­ ше, а прибыль у автомобилистов возрастает почти втрое (8 руб. 40 коп.), у строителей достига-ет 7 рублей 56 копеек. В стране за год перевозятся миллиарды штук кир­ пича. Выгода от применения авто­ поездов с пакетами исчислится мно­ гозначными цифрами. В работе автопоездов должна быть особая четкость. Но не­ редки случаи, когда эти поезда дол­ го простаивают на погрузочных дво­ рах заводов-изготовителей. Так, на Липецком заводе стройматериалов вместо широкого фронта погрузки с постоянно работающими двумя кра­ нами на узкой площадке действует только один подъемный механизм. Не лучше положение и на многих других предприятиях. Автопоездам тесно на стройплощадках — нужны расширенные подъездные пути, — Значит, новые затраты, — рас­ суждает скептик, а кто будет в выигрыше? Расходы с лихвой окупит прибыль. И ведомственные барьеры здесь ни при чем. Сегодня можно распреде­ лять рационализаторскую прибыль между разными организациями. Главное — ее сообща добыть. В выигрыше будет государство — мы. Убытки ставят рогатки пакетной перевозке. Пример тому — инструк­ ция об оплате труда шоферов. Она уравнивает водителей самосвалов и пакетовозов, хотя функции у них не совпадают. Шофер самосвала только включает рычаг опрокидыва­ теля кузова во время разгрузки, а водитель пакетовоза выполняет не­ легкие такелажные операции. Рань­ ше им за это доплачивали в автохо­ зяйствах. В 1964 году — запретили. Автоуправление обратилось в Госко­ митет по труду и заработной плате. Оттуда письмо переслали в Мини­ стерство автомобильных и шоссей­ ных дорог. Последовал вторичный запоет. Чтобы не загубить прогрессивный метод, эту доплату полулегально взяли на себя строители. Между тем в условиях проводимой эконо­ мической реформы водители пакето­ возов вправе рассчитывать на закон­ ное дополнительное вознаграждение от автохозяйств. Ведь прибыль до­ бывается с их непосредственным участием. Словом, на «зеленой улице», обе­ щанной пакетной перевозке, пока часто горят красные и желтые огни. С. БАСИС , член Союза журналистов СССР. КО Н ТРО Л Ь — ЭТО В АЖ Н О Главная цель проходящего в нашей области смотра условий труда и быта — охрана здоровья людей и безопасности их труда. На нашем заводе ветеринарного оборудования особое внимание обращается на чистоту воздушной среды помещений, в которых про­ изводятся щлифовка и гальвано­ покрытие деталей. Здесь рекон­ струирована система вентиляции. Это позволило улучшить воздухо­ обмен. Воздух, удаляемый и з ‘ по­ мещения, компенсируется прито­ ком свежего, который при пони­ женной температуре подогревает­ ся в калориферах. В результате проведенных мер чистота воздуш­ ной среды у рабочих мест шли­ фовщиков и гальваников соответ­ ствует установленным нормам. Цеховая общественность наблю­ дает за правильностью складиро­ вания материалов и Деталей, за чистотой на рабочих местах. Д е­ лается это путем взаимной рабо­ чей проверки. И это хорошо по­ могает. Ведь условия труда в определенной степени зависят от самих рабочих, а, например, чи­ стота окон, своевременная и доб­ росовестная уборка оборудова­ ния, отсутствие загроможденно- сти, санитарное состояние поме­ щения — все это целиком зависит только от самих рабочих. Определенное значение имеет и такая мера: отсос пыли и других примесей с рабочих мест произво­ дится системой трубопроводов. За самими трубопроводами ну­ жен определенный уход: на них оседает пыль, требуется периоди­ ческая покраска конструкций. На некоторых участках в ходе смот­ ра трубопроводы были заменены подпольными каналами. От этого на участках стало свободнее, объ­ ем воздуха в помещении увели­ чился, что также важно для здо­ ровья работающих, В ходе смотра, взаимных про­ верок и контроля были расшире­ ны бытовые помещения на ряде участков. К умывальникам инст­ рументального цеха, например, подведена горячая вода, в шпри- цевом цехе устроен плиточный пол. Особое внимание уделяется в ходе смотра безопасности техни­ ческих средств труда, Исправ­ ность грузоподъемных механиз­ мов, сосудов под давлением, эле­ ктрических устройств —• все это проверяется смотровыми комис­ сиями. Самый слабый участок на заво­ де —• внутрицеховой транспорт. Тем более, что продукция нашего завода, имеющая высокую чисто­ ту поверхности деталей, требует особенно бережной транспорти­ ровки. В связи с этим подано не­ сколько предложений, которые помогут внедрить в цехах специ­ альную тару и тележки. Насколько важен контроль ад­ министрации и общественности за безопасностью труда,- убеждаешь­ ся повседневно. В этом году на заводе была введена практика обсуждения каждого случая трав­ матизма на совещании у главно­ го инженера. Это положительно повлияло на состояние техники безопасности в цехах. н. волы нчиков , директор лебедянского завода « Ветоборудование». Стенд конструкции М. Баркова Испытательные стенды в сборочном цехе завода «Гидропри­ вод», где особенно требуется высокая культура производства, бы­ ли очень неудобны. От них во все стороны разлетаются брызги масла. Конструктор отдела главного механика Михаил Никифорович Барков спроектировал новый испытательный стенд. Он уж е изгото­ влен работниками ремонтно-механического цеха. Маслопроводящие трубы теперь находятся в закрытом состоя­ нии, приборы, показывающие давление, литраж, такж е компактно вмонтированы за лицевую панель. Насос крепится на стенде вер­ тикально. Теперь испытатели смогут работать хоть в белых халатах. В. Ч Е УСО В , работник елецкого завода «Гидропривод». В СЕЛО СУХОЕ ПРИШЛА ВОДА Сухое — небольшое степное село на Северном Кавказе. Здесь нет ни гор, ни лесов. Куда ни посмотришь — бесконечная равнина, только кое- где горбятся курганы, могилы древ­ них кочевников, — Название нашего села прои­ зошло от слова «сушь», — вспоми­ нает старожил этих мест Павел Марченко. — Воды здесь не было, а солнце жгло немилосердно. Случа­ лось, что посевы, не успев заколо­ ситься. сгорали. Район, где расположено это село, действительно имеет печальную ста­ тистику: за последние 30 лет коопе­ ративные и государственные хозяй­ ства двенадцать раз подвергались губительному действию суховеев и засух. В наши дни эти места гарантиро­ ваны от капризов природы: они по­ лучили воду. Вода пришла на поля 58 совхозов. Все эти хозяйства спе­ циализированы: возделывают рис, овощи, виноград, развивают молоч­ ное животноводство. Один из них находится в селе Сухое и называ­ ется «Суховский». Хозяйство имеет 3533 гектара поливных земель. От строителей совхоз получил совре­ менную инженерную систему, со­ стоящую из крупных оросительных участков площадью 40—50 гектаров. Каждый из них огорожен с одной стороны оросителем, а с другой — сбросом и разбит на чеки по 3—4 гектара. Оросительная система имеет хорошую дренажную сеть, которая дает возможность регулировать вод­ ный режим плантации. Директор совхоза Николай Коно- нович рассказывает, что хозяйство выращивает рис без затрат ручного труда. Рисоводы имеют 85 тракто­ ров, 30 комбайнов, комплекс сель­ скохозяйственных машин. С их по­ мощью производится обработка зем­ ли, сев, уборка риса, Для борьбы с сорняками используются химические препараты. Зерно обходится очень дешево. В прошлом году себестои­ мость центнера риса составила 7 рублей 59 копеек, Первые посевы риса появились здесь в -1961 году и занимали всего 156 гектаров. Сейчас в рисовом се- »•- % Ор оше н и е Д о н о м и с т е п и К у б м е ж д у а н ь ю вообороте — 2250 гектаров. Земля, которая раньше совершенно не ис­ пользовалась, дает теперь высокие урожаи. В 1965 году хозяйство по­ лучило по 60 центнеров риса с гек­ тара. На отдельных плантациях урожай был еще выше. Бригада ри­ совода Михаила Дорошенко собра­ ла на площади 300 гектаров по 64,9 центнера риса. Совхоз получил в прошлом году 670 тысяч рублей прибыли от производства риса, К а ж ­ дый гектар дал по 715 рублей. Капитальные затраты на ороше­ ние уже полностью окупились. Я побывал в гостях у трактори­ ста Анатолия Ляшева — это один из 270 механнзаторов-рисоводов совхоза. В семье Ляшева четыре че­ ловека, она занимает трехкомнат­ ную квартиру в новом доме. Его же­ на—Екатерина — со вкусом обста­ вила квартиру новой мебелью. Се­ мья имеет все необходимое. Это благодаря высоким заработкам мужа: он получает до двухсот руб­ лей в месяц. Я спросил Анатолия, как он с семьей проводит свой досуг? — В нашем селе есть клуб, — рас­ сказывает он, — Смотрим фильмы, бываем на концертах. А в будущем году получим новый Дворец куль­ туры, Так живут механизаторы. После окончания строительства Дворца культуры на повестку дня в совхозе встанет сооружение новой школы, стадиона, детских учрежде­ ний. В новой пятилетке совхоз предпо­ лагает увеличить свои плантации до 5—5,5 тысячи гектаров, а производ­ ство риса— до 12,5 тысячи тонн. Расширение производства сопровож­ дается улучшением быта людей, по­ вышением культуры села. Вырос новый жилой поселок, в нем сооружено около сотни коттед­ жей, ?:Т) двухэтажных домов. Ново­ селы •— сельскохозяйственные рабо­ чие и специалисты •— получили не только благоустроенные квартиры, но и современные детские учрежде­ ния, магазины, столовую, предприя­ тия бытового обслуживания. На окраине села Сухое построена механическая мастерская для ре­ монта сельскохозяйственной техни­ ки. Выросли новые животноводческие фермы. Село электрифицировано и радиофициров ано. Все эти перемены в жизни людей села начались после сооружения судоходного канала имени В. И. Ленина, соединившего русские реки Волгу , и Дон. Составной частью но­ вого водного пути стало огромное водохранилище — Цимлянское мо­ ре, Оно-то и создало условия для орошения больших земельных пло­ щадей. Пять оросительных систем подают воду с мрря на 140 тысяч гектаров земли. Сейчас на Дону, в Пролетарском районе, создается еще одна крупная оросительная система. На ее соору­ жение расходуется 26 миллионов рублей. Производство риса в этом районе увеличится за пятилетие с 36 тысяч до 117 тысяч тонн. Несколько миллионов гектаров за­ нимают Сальские степи. В прошлом из-за постоянных засух нх считали непригодными для культурного зем­ леделия. Нередко и ныне тут еще свирепствуют черные бури и суховеи. Но степи живут. Благодатным кра­ ем станут они, когда закончится со­ оружение Верхне-Сальской обводни­ тельной и оросительной системы. Ее две очереди оросят 60 тысяч и об­ воднят около полумиллиона гекта­ ров земли. Вода изменит экономи­ ку этого района. К стройкам новой пятилетки отно­ сится и еще более грандиозная Ку- бань-Калаусская оросительная и об­ воднительная система. Она даст во­ ду засушливым землям Ставрополь­ ского края, Начато строительство главного магистрального канала про­ тяженностью 190 километров. По сути дела на Северном Кавказе по­ явится новая река, куда будет по­ ступать 180 кубометров воды в се­ кунду. Система рассчитана на оро­ шение 200 тысяч и обводнение трех миллионов гектаров, Сейчас на Кубани (по админи­ стративному делению это Красно­ дарский край) около 50 тысяч гек­ таров рисовых плантаций. За годы пятилетки орошаемые земли увели­ чатся еще на 70 тысяч гектаров, Сооружение каналов, насосных станций, инженерных оросительных сетей, новых поселков ведут не­ сколько государственных специализи­ рованных организаций. На Дону эту работу выполняет управление стро­ ительства «Ростовдонстрой». — К особенностям создания но­ вых оросительных систем, — гово-- рит начальник управления Констан­ тин Петров, — я бы отнес практиче­ ски полную механизацию земляных работ. У нас уровень механизации достигает 98 процентов. У управле­ ния около 400 землеройных машин, 300 самосвалов. Первоклассная тех­ ника позволяет нам ежегодно про­ изводить до 15 миллионов кубомет­ ров земляных работ. Инженер Петров рассказывает, что при проектировании и строитель­ стве оросительных систем использу­ ются самые современные достиже­ ния науки и техники. В прошлом году в СССР произведено 72,4 мил­ лиона тонн цемента. Теперь появи­ лись возможности еще шире приме­ нять асбоцементные трубы, преду­ сматривать в проектах лотковые си­ стемы из сборного железобетона, бетонированные каналы. ...На степных просторах между Доном и Кубанью разбросаны тыся­ чи таких сел, как Сухое. Но как бы ни назывались эти села, их жителям знакомо страшное слово «сушь». Те­ перь сюда приходит вода, она несет с собой те зримые перемены, о ко­ торых советские люди говорят: тлн- мунчзм строится! П. ЯЩ Е Н К О , корреспондент А П Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz