Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 13 января 1966 г-, >6 10 (3 5 2 0 ) Р А С Т И Т Ь Д О С Т О Й Н У Ю СМ Е НУ ! С первого областного съезда по коммунистическому воспитанию молодежи В Липецке, как уже сообщалось, состоялся первый областной съезд по коммунистическому воспитанию молодежи. В его работе приняли участие свыше 700 делегатов — пе­ дагогов, родителей, представителей промышленных предприятий, колхо­ зов и совхозов, советских, партий­ ных и общественных организаций* С основным докладом «О задачах коммунистического воспитания под­ растающего поколения» выступил первый секретарь обкома КПСС Г, П. Павлов. Воспитание моло­ дежи в духе коммунизма, сказал он, всегда было и остается предметом неустанной заботы Коммунистиче­ ской партии. Бесценный опыт борь­ бы старших поколений за коммунизм — неисчерпаемый источник идейной убежденности, патриотизма, граж ­ данственности молодежи. Докладчик обстоятельно рассказал о ведущей роли школы в деле воспи­ тания. В нашей области каждый ше­ стой житель — школьник. Успевае­ мость учащихся по итогам прошлого года составила 98 процентов, Значи­ тельные изменения произошли в организации воспитательной работы. Передовые учителя М. Д , Кочерина, Е. С. Тихомирова, В. Н. Провоторо- ва, И. Т. Вострикова, М. И, Ники­ форова, Н, И, Агапитова, М. А, Д у ­ дин и многие другие умело формиру­ ют коммунистическое мировоззрение школьников. стройплощадках, на полях, фермах и т. д.), Надо воспитывать у детей любовь к труду, к производственным про' фессиям. Особенно большое значе­ ние имеет воспитание интереса к строительным и сельскохозяйствен­ ным специальностям. Важнейшая задача школы — физи­ ческое, эстетическое и атеистическое воспитание учащихся. Но в этом де­ ле еще много недостатков, Ослаб лено за последнее время внимание к вопросам военно-патриотического воспитания. Многие педагоги еще недостаточно умело формируют общественное мне ние детских коллективов. Работа по развитию детского самоуправления часто проводится формально. Один из наиболее серьезных недо­ статков—разнобой в воспитательных усилиях школы, семьи и обществен­ ности. Местные партийные органы и органы народного образования долж­ ны добиться устранения этого разно­ боя, постоянно заботиться о полити­ ческом росте учителя, повышении его научно-теоретической подготовки, со­ вершенствовании квалификации. Велик и почетен долг советского учительства. Педагоги области при­ званы с таким же упорством, с ка­ ким они добиваются совершенство­ вания учебного процесса, стремиться к улучшению воспитательной рабо­ ты, Задача органов народного обра Особенно важное значение в деле воспитания имеет курс обществове­ дения в старших классах. Передовые учителя умело пробуждают у школь, ников интерес к революционной тео­ рии, учат связывать теоретические знания с жизнью. Вместе с тем, з * преподавании обществоведения есть серьезные недрстатки. Отдельные преподаватели этого курса не обла­ дают достаточными знаниями марк­ систско-ленинской философии, путан­ но излагают материал, В школьных библиотеках зачастую недостаточно политической литературы. Неглубо­ кое, поверхностное изучение курсов истории и обществоведения, отра­ жается на формировании мировоз­ зрения учащихся, Говоря об организации внеклас­ сной работы со школьниками, Г, П. Павлов отметил деятельность кол­ лектива школы № 12 г. Липецка, где хорошо поставлено воспитание на примере жизни и деятельности В, И. Ленина, и школы № 5, в которой большое внимание уделяется воспи­ танию детей на боевых традициях участников Великой Отечественной войны, Важное значение имеет развитие детского самоуправления, повышение рати комсомольских и пионерских организаций, усиление воспитатель­ ного воздействия на школьников об­ щественности, В средней школе № 3 г. Липецка складывается интересная и действенная система воспитания учащихся на основе объединения воспитательных функций школы, се­ мьи и общественных организаций за­ вода «Свободный сокол», В Елецкой школе-интернате разрабатывается система воспитания учащихся в раз­ новозрастных пионерских отрядах. Большую воспитательную работу проводят педагоги и родители пер­ вой Тербунской, Агрономовской, Дол­ горуковской, первой Усманской и ряда других школ. Затем докладчик подробно остано­ вился на недостатках в воспитатель­ ной работе школ. Во многих педа­ гогических коллективах ее уровень оценивается лишь по числу проведен­ ных мероприятий. Нельзя считать нормальным и то, что внеклассная работа в ряде школ принимает лишь развлекательный характер. Надо уже в стенах школ воспитывать у моло­ дежи чувство долга, готовить ее к борьбе с трудностями, к выполнению будничных, но необходимых дел. Не­ отъемлемой частью школьного вос­ питания должны стать большие тру­ довые задания, которые систематиче­ ски должны давать детским коллек­ тивам партийные, советские органы и хозяйственные руководители {озе­ ленение, охрана зеленых насаждений, уборка улиц, посильная работа на У зования, педагогических вузов—глу­ боко изучить, обобщить и широко распространить опыт лучших школ и учителей. Школе необходима действенная помощь общественности. Речь идет о, единстве действий педагогов, роди­ телей, внешкольных учреждений, об­ щественных организаций, производ­ ственных коллективов. Такое содру­ жество проявляется, прежде всего, в расширении и укреплении матери­ альной базы школ и детских учреж­ дений. За 1965 год только инициа­ тивным способом построено школь­ ных зданий на 10.500 мест, что в два с половиной раза превышает учеб­ ную площадь, введенную за счет государственных средств, Наиболее успешно занимались школьным стро­ ительством Липецкий, Усманский, Чаплыгинский, Добровский, Данков- ский, Грязинский, Елецкий районы. Но укреплением материальной ба­ зы совместная работа школы и об­ щественности не ограничивается. Она проявляется и в возрастающем вли­ янии производственных коллективов на формирование детской личности. Большой размах получило шефство бригад и ударников коммунистиче­ ского труда над классами и отдель­ ными подростками. На многих пред­ приятиях, в учреждениях, совхозах, колхозах организованы комиссии со­ действия семье и школе. При домо­ управлениях создаются родительские комитеты, проводящие работу с деть­ ми по месту жительства* Интересная и действенная система воспитания на основе объединения усилий школы, семьи и обществен­ ных организаций складывается на заводе «Свободный сокол». Вопросы воспитания детей рабочих .к служа­ щих .систематически рассмат.рийают- ся на ‘ заседаниях парткома, в цехо­ вых парторганизациях и в партгруп­ пах. Бригады и цехи установили тесное содружество со школами и отдельными классами. Рабочие конт­ ролируют успеваемость и поведение школьников, рассказывают детям о своих производственных успехах, вместе с подшефными отмечают тор­ жественные дни. В цехах созданы родительские комитеты и советы со­ действия семье и школе, Большую работу проводит детский сектор за­ водского Дома культуры. Интересный опыт по объединению усилий школы, семьи и обществен­ ности. накоплен также на Липецком тракторном заводе, в совхозе «Агро­ ном» Лебедянского района, в с, Бо- ринское Липецкого района и в ряде других мест. Хорошую инициативу проявили некоторые учреждения культуры. При липецком кинотеатре «Ок­ тябрь», например, создана детская любительская киностудия, Много На Липецком тракторном заводе производственное обучение школьники проходят в специальном учебном цехе. В нем занимается 780 старшеклассников школ №№ 10 и 31. Сейчас ребята по заказу ремонтно-механического цеха изготовляют катки. НА СНИМКЕ: ученики 9 класса школы № 31 Геннадий Ерми- шин и Валентин Зайцев в учебном цехе. Фото нештатного корреспондента «Ленинского знамени» В. Финогина. внимания детям уделяет липецкий кинотеатр «Заря», Мы располагаем огромными воз­ можностями влияния на детей и под­ ростков. Однако эти возможности используются далеко не всегда. Многие партийные и общественные организации вопросы воспитания де­ тей считают второстепенным делом, С другой стороны, и некоторые пе­ дагогические коллективы не прояв­ ляют достаточной настойчивости, чтобы привлечь внимание родителей и общественности к этому важней­ шему делу. Плохо решаются^ вопросы трудо­ устройства молодежи, не достигшей совершеннолетия, Особенно неблаго­ получно с этим на Новолипецком металлургическом и Елецком агре­ гатном заводах, в Липецком рудо­ управлении. Неудовлетворительно занимаются воспитанием молодежи многие уч­ реждения культуры. В большом дол­ гу перед детьми творческие органи­ зации — областной театр, филармо­ ния, отделения союзов писателей и художников. Спортивные организа­ ции, ДОСААФ , военкоматы слабо помогают школе в организации фи­ зического и военно-патриотического воспитания. Плохо работают с деть­ ми парки, стадионы, спортзалы и базы. Значительная часть доклада Г. П. Павлова была посвящена вопросам семейного воспитания. К а к извест­ но, влияние родителей на детей велико: мнение отца и матери служит для ребенка моральным критерием, он подражает родите­ лям в своем поведении, подростки перенимают у них не только при­ вычки, но и образ мыслей, суж ­ дения, отношение к выполнению об­ щественного долга, Настоящее со­ циалистическое семейное воспитание есть трудовое воспитание, сочетаю­ щее любовь и доверие к детям с вы­ сокой требовательностью, принципи­ альностью и справедливостью. Однако нередко родители оказы­ вают на своих детей плохое влия­ ние, Большая часть правонарушений подростками связана с нездоровой обстановкой в семье, неправильным поведением родителей, Мы не можем, не имеем права мириться с недобросовестным отно­ шением некоторые родителей к сво­ им обязанностям. Партийным, проф­ союзным и комсомольским организа­ циям надо усилить работу среди ро­ дителей, особое внимание обратив на неблагополучные семьи. Необхо­ димо серьезно улучшить пропаганду педагогических знаний. В этом деле много формализма. Нет еще дейст­ венного контроля за работой Лекто­ риев, университетов для родителей со стороны органов народного об­ разования, института усовершенст­ вования учителей и Педагогического обществ а, В период подготовки к съезду по коммунистическому воспитанию мо­ лодежи на предприятиях, в колхозах и совхозах, учреждениях прошли открытые партийные и профсоюзные собрания, сельские сходы, городские и районные конференции, на кото­ рых решались вопросы улучшения коммунистического воспитания мо­ лодежи, Только в работе конферен­ ций приняли участие свыше 10 ты­ сяч человек, Безусловно, эти собрания, конфе­ ренции и областной съезд привлекут внимание всей общественности к во­ просам воспитания детей. Но это лишь начало большой работы. Все наши организации от рассуждений об улучшении воспитания детей обя­ заны перейти к действительному объединению своих усилий в этом важнейшем деле. Центром воспита­ тельной работы должна быть шко­ ла, к ней в первую очередь должно быть усилено внимание партийных и советских органов на местах. Надо формировать у молодежи уважение к труду и боевым подви­ гам отцов и дедов, прививать ей правильные коммунистические взгля­ ды на общество, труд и семью. * Ф * С докладом «Ш кола — решающее звено коммунистического воспитания подрастающего поколения» выступил заведующий облоно, заслуженный учитель школы РСФСР И. А. Поно­ марев. — Июньский (1963 г.) Пленум Ц К КПСС, — сказал он, — в ы д в и н у л перед советской школой задачу сое­ динения обучения и воспитания в единый процесс, В школах области в этом отношении проделана неко­ торая работа. Это можно видеть на примере Агрономовской средней ш ко­ лы Лебедянского района. В ней уже давно нет неуспевающих без уважи­ тельных причин, больше половины учеников закончили прошлый учеб­ ный год с оценками «4» и «5». Педа­ гоги используют все многообразие форм коммунистического воспитания, опираясь на растущую активность и самостоятельность комсомольской и пионерской организаций. Здесь внед­ рено детское самоуправление. Уче­ ническая производственная бригада играет~важную роль в трудовом вос­ питании, & В школах области усиливается ра­ бота по воспитанию учащихся на примере жизни и революционной де­ ятельности В. И. Ленина. Однако идейно-политическое вос­ питание подчас отрывается от по­ вседневной деятельности и поведе­ ния учащихся. Много недостатков в преподавании обществоведения. Са­ мое серьезное внимание должно быть обращено на формирование мировоззрения учащихся в процессе труда. Труд во многих школах стал мощным фактором воспитания. Уча­ стие в производственных бригадах и звеньях приучает детей к собранно­ сти, развивает в них настойчивость, инициативу, самостоятельность, чув­ ство ответственности за порученное дело, коллективизм. Например, в Чу- евской средней школе Добринского района педагоги стремятся, чтобы труд детей был воспитывающим, со­ держательным, осмысленным. Уче­ ническая бригада этой школы была участницей В Д Н Х , В ней ребята практически учатся жить и работать по-коммунистически. К сожалению, не во всех школах дело обстоит так. Не уделяется должного внимания организации об­ щественно-полезного и производи­ тельного труда, в частности, в ш ко­ лах Липецка и Ельца, Главным является воспитание в школьниках советского патриотизма и социалистического интернациона­ лизма на революционных и боевых традициях советского народа, Воен­ но-патриотическая работа особенно широко развернулась в школах об­ ласти в связи с 20 -й годовщиной победы над фашистской Германией. Докладчик подробно рассказывает о «красных следопытах» школы № 5 г. Липецка, которые собрали боль­ шой материал об участниках Вели» кой Отечественной войны и открыли «Зал боевой славы». Много сделали по изучению род­ ного края учащиеся Мало-Борков- ской восьмилетней школы Тербун- ского района, Примером хорошей постановки эстетического воспитания может служить школа № 21 г* Ель­ ца, атеистического—Талицкая сред­ няя, школа Добринского района, В ' докладе были также отражены вопросы развития детского техниче­ ского творчества. Исключительно велика роль школь­ ных комсомольских и пионерских организаций. На фактах из жизни 1 -й Тербунской и Сторож-Хуторской школ Усманского района докладчик показал* как много значит самосто­ ятельность и инициатива в деятель­ ности детских коммунистических ор­ ганизаций, К сожалению, в ряде школ существует или чрезмерная опека над этими организациями, «ли безучастное отношение к ним, В ча­ стности, безразличны к пионерским и комсомольским организациям пе­ дагогические коллективы школ № 15 г. Ельца и Добровской средней. Подобные факты объясняются тем, что уровень руководства ш ко­ лами со стороны областного, район­ ных и городских отделов народного образования продолжает оставаться низким. Совершенно недостаточно обобщается к распространяется по­ ложительный опыт. Говоря о внеурочной работе с детьми, докладчик обратил внима­ ние на необходимость привлечения к этому делу широкой общественно­ сти, учреждений культуры, специали­ стов (инженеров, врачей, агрономов, работников искусства и т. д .), Из этого не следует, однако, умаление роли учителя и школы. Школа долж­ на быть центром всей воспитатель­ ной работы среди детей. С докладом «Завод, семья и шко­ ла» выступил директор завода «Сво­ бодный сокол» В. К. Горсков. Он поделился опытом укрепления связи коллектива предприятия со школами микрорайона и семьями рабочих. (Подробно об этом было рассказано в статье т. Горскова, опубликован­ ной в «Ленинском знамени» 6 янва­ ря 1966 г.). Зав. кафедрой педагоги­ ки Липецкого пединститута, доцент В. И. Журавлев посвятил свой док­ лад педагогическим основам совмест­ ной работы школы, семьи и общест­ венности. О том, как помогает школе совхоз «Агроном», рассказал директор хо­ зяйства Г. В. Копалин. На террито­ рии совхоза работают одна средняя, В зале заседаний съезда. -т- две начальных и одна вечерняя шко лы, В этом году открылся филиал музыкальной школы. Совхоз за пос­ ледние годы построил три детских сада, типовое здание с физкультур­ ным залом для Губинской начальной школы, жилой дом для учителей, пристроил к школьным зданиям 10 классных комнат, мастерскую. К 50- летию Советской власти намечено открыть Дворец пионеров. Большую работу среди молодежи проводит совхозный Дом культуры, Много внимания уделяется воспи­ танию у школьников любви к труду. В дни каникул они всегда работают в садах совхоза. Кроме того, за школьниками закреплено 12 гектаров плодоносящего сада, выделены 2 трактора с трактористами-инструкто- рами, а также две автомашины. В результате школа за 3 года выпу­ стила 55 садоводов, 25 трактористов и 18 шоферов. Многие ребята по скончании школы остаются трудить­ ся в родном совхозе. При парторганизации создан совет содействия семье и школе. Члены его систематически посещают учащихся, помогают родителям обеспечить пра­ вильное воспитание в семье, обсуж­ дают тех из них, кто безответствен­ но относится к своим родительским обязанностям. В отделениях и цехах созданы «Уголки родителей», Секретарь обкома В Л К С М В. В. Прибытков посвятил свой доклад воспитанию подростков. Он отметил, что за последнее время комсомоль­ ская организация области несколько улучшила работу со, школьниками. Походы по дорогам семилетки, встречи с участниками Великой О к­ тябрьской социалистической револю­ ции, героями Великой Отечествен;- ной войны, развитие соревнования с бригадами коммунистического труда стали хорошей традицией. Грязин­ ский -горком В Л К С М организовал в каждой школе отряды «Юных дру­ зей милиции», здесь второй уже год успешно действует комсомольско- молодежный трудовой лагерь «Ком­ мунар». В Липецке серьезную роль в вос­ питании так называемых «трудных» подростков ‘играют экспедиционный клуб «Неунываки», созданный сту­ дентами пединститута, детский цирк «Арена смелых», Но это только первые шаги. Д о к­ ладчик -обратил особое внимание на необходимость усиления работы с подростками, В связи с этим следу­ ет лучше организовать досуг школь­ ников. М ежду тем, как раз в сво­ бодное время, особенно в предвыход­ ные, выходные и каникулярные дни, двери школ в Липецке, Усмани и Ельце бывают закрыты. Н уж но больше создавать детских клубов таких, как клуб старшеклассников г. Ельца, возглавляемый директором детского парка Б. Г, Лесюком, как «Неунываки» и т, п. Многое могут сделать пионерские отряды по ме­ сту жительства. Такие отряды уже действуют с успехом на Липецком тракторном заводе, а также в г.г. Ле­ бедяни, Грязях и Ельце. Комсомоль­ ские организации должны направ­ лять в отряды своих активистов с производства, отряды нуждаются в постоянной помощи домоуправлений, Ж КО и профсоюзных организаций, в материальной поддержке со сдо- роны промышленных- предприятий, колхозов и совхозов. Серьезные претензии предъявил докладчик к культпроеветучрежде- ниям, Отмет-ив положительную ра­ боту со школьниками де'тского сек­ тора Дома культуры «Свободный сокол»,. Дворца культуры тракторо­ строителей и елецкого кинотеатра «Прожектор», он подчеркнул, что большинство клубов и библиотек стоит в стороне от воспитания мо­ лодежи. Крайне мало уделяют внимания подросткам на производстве. Коми­ тетам комсомола надо неустанно проявлять заботу об их воспитании, о-б улучшении условий их труда а быта. * * <*• После окончания пленарного за­ седания^ делегаты съезда продолжа­ ли работу в секциях, В секции школьных работников с докладом «О роли учителя в коммунистиче­ ском воспитании школьников» вы­ ступил кандидат педагогических на­ ук А. А. Фролов. Много ценного узнали делегаты из выступления од­ ного из лучших педагогов области, классного руководителя школы № 2 г. Задонека. заслуженной учительни­ цы^ школы РСФСР В. Н. Провоторо- вой, В ярком и содержательном док­ ладе она поделилась своим опытом. Проблема детского самоуправле­ ния нашла отражение в докладе ди­ ректора первой Тербунской школы, заслуженного учителя школы РСФСР Г. А. Бударина. Заместитель дирек­ тора школы № 22 г. Липецка В. И. Тупикина сделала доклад о роли комсомольской и пионерской органи­ заций в воспитании учащихся. Секция школьных работников осо­ бо указала на необходимость повы­ сить ответственность мастеров про­ мышленных предприятий за воспи­ тание рабочих подростков. Большой разговор состоялся и в секции по проблемам общественного воспитания детей. Ее -работа была посвящена изучению опыта укрепле­ ния связи со школой промышленных предприятий, колхозов и совхозов, учреждений, партийных, советских и общественных организаций. Хорошо помогает школам общест­ венность Липецкого района. Об этом рассказал первый секретарь Липец­ кого -райкома КПСС Н. Ф. Богаты­ рев. Опытом работы с детьми поде­ лились зав. Чаплыгинской районной детской библиотекой Н. А. Курно­ сова, управдомами домоуправления № 4 г. Липецка К- П. Гнусова. Д о ­ клады вызвали живой интерес, Сек­ ция предложила в каникулярное время шире привлекать производ­ ственников и родителей для обще­ ственной работы с детьми. Не следу­ ет закрывать двери школ в выход­ ные дни. Это позволит занять де­ тей в свободное время полезными делами. Делегаты предложили озна­ меновать 50-летие Советской власти в каждом городе и районе развер­ тыванием строительства школ, ж и ­ лых домов для учителей, спортзалов, дсмов пионеров и т. д. На заседании секции был также поднят вопрос об усилении ответст­ венности родителей за воспитание своих детей. Остро поставлена бы­ ла эта проблема и в секции семей­ ного воспитания. В этой секции были заслушаны доклады заведующей Задонским районо заслуженной учительницы школы РСФСР Т. А Болдыревой — Фото В. Садчикова. *т**ч*ч^^ «Организация внеурочной деятель* ности учащихся— важная задача ро« дителей» и заведующего кафедрой Елецкого пединститута кандидата’ педагогических наук А. И. Святкииа —«Семейное воспитание на примера семьи Ульяновых». Затем выступила мать-героиня, работница совхоза «Культура» Лебедянского района Е. И. Феоктистова. Она рассказала о том, как воспитывает своих 11 де­ тей, Восемь из них — школьники, все они учатся и ведут себя хоро­ шо. С малых лет им прививается лю­ бовь к труду, Простой рассказ мате­ ри глубоко взволновал -присутствую­ щих. Большинство делегатов, работав­ ших в этой секции,—председатели или члены школьных родительских коми­ тетов. Из своей практики они знают, что отцы и матери «трудных» детей и подростков наиболее гГассивны: не посещают родительские собрания, не ходят на занятия лекториев и уни­ верситетов педагогического всеобу­ ча, игнорируют рекомендации роди­ тельских комитетов и педагогических коллективов. Нёльзя оставаться без­ участными к этому. Необходима ин­ дивидуальная работа с нерадивыми отцами и матерями, надо разбудить в них высокое чувство родительско­ го долга, используя для этого как средства общественного воздействия* так и силу советских законов. Выступавшие подвергли критике Центральное телевидение. Оно иног­ да проводит передачи, вредно отра­ жающиеся на воспитании детей. Ор­ ганы кинопроката также подчас вы­ пускают на экраны такие фильмы (чаще всего зарубежные), которые не стоило бы показывать не толь­ ко «детям до 16 лет», нб и более взрослой молодежи. Секция рекомендовала обратить особое внимание на работу с «труд­ ными» детьми и нерадивыми роди­ телями. Было высказано также по­ желание, чтобы ученики 1—8 клас­ сов обязательно приходили на заня­ тия в школьной форме, Итоги работы секций были подве­ дены на заключительном пленарном заседании, С отчетами выступили руководители секций — заведующий облоно И. А. Пономарев, заведую­ щая отделом школ Липецкого обко­ ма КПСС А. Г. Клюева и директор областного института усовершенст­ вования учителей 3. А. Порядин. От имени курских педагогов деле­ гатов съезда приветствовала зам. заведующего Курским облоно О. А. Чеканова. Начальник областного управления охраны общественного порядка А. М. Синецкий посвятил свое выступле­ ние вопросам борьбы с правонару­ шениями со стороны подростков. Он подчеркнул, что одной из причин проступков, а иногда и преступлений школьников является их безнадзор­ ность. С речью «а съезде выступил зав. сектором школ'отдела науки и выс­ ших учебных заведений бюро Ц К КПСС по РСФСР В. В. Мареев. Съезд выработал и принял реко­ мендации по коммунистическому воспитанию молодежи обществен­ ным организациям промышленных предприятий, строек, совхозов, кол­ хозов и учреждений, руководителям школ, учителям и родителям.- ИЗ Р Е К О М Е Н Д А Ц И Й С Ъ Е З Д А О Б Щ Е С Т В Е Н Н Ы М О Р Г А Н И З А Ц И Я М П Р Е Д П Р И Я Т И Й И Х О З Я Й С Т В ^ Повседневно уделять внимание и оказывать помощь школам и родителям, повышать чувство ответственности за воспитание и образование детей у каждого рабочего, колхоз­ ника и служащего. При присвоении бригадам, цехам и отделениям звания коллективов коммунистического труда обязательно учитывать работу по общественному и семейному воспитанию детей, а при подведении итогов социалистического соревнования принимать во внимание успеваемость и поведение детей работников каждого цеха, отделения и бригады. Оказывать помощь школам и организациям Педагогичес­ кого общества в осуществлении родительского всеобуча, для чего объявить в каждом учреждении и предприятии один день месяца (с октября по май) ДНЕМ УЧЕБЫ РОДИТЕ­ ЛЕЙ . Шефствующим коллективам, родительским комитетам и домоуправлениям выделить и оборудовать во всех жилых массивах детские комнаты, игровые и спортивные площадки. Областному, городским и районным советам спортивных обществ организовать работу с детьми по месту жительства. Преподователям и студентам высших и средних специаль­ ных учебных заведений, инженерно-техническим работникам предприятий и учреждений, работникам театра, филармонии, Дома народного творчества, областного и городских музеев, клубов, парков и стадионов оказывать школам системати­ ческую помощь в проведении работы с учащимися во вне­ урочное время. Р У К О В О Д И Т Е Л Я М Ш К О Л , У Ч И Т Е Л Я М И П И О Н Е Р С К И М В О Ж А Т ЫМ Воспитывать учащихся на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина, на славных революционных и трудовых тради­ циях, на героике наших дней и примерах самоотверженного труда советских людей — первейшая обязанность школ. Воспитывать у школьников коммунистическое отношение к учению и труду. Более полно осуществлять политехническое и трудовое обучение, шире использовать имеющиеся технические сред­ ства, смелее переходить на кабинетную систему занятий Развивать познавательную деятельность школьников и во внеурочное время. Помогать им разумно использовать это время для всестороннего развития своих духовных и физи­ ческих сил. Обратить особое внимание на руководство внеклассным чтением, регулярное проведение собеседований, конференций и слетов книголюбов. Одновременно с усилением повседневной работы по повы­ шению своего идейно-теоретического уровня и педагогическо­ го мастерства добиться установления практического единст­ ва и взаимопомощи в работе учителей-предметников каждого класса, как основы для достижения лучших результатов в обучении и воспитании каждого школьника. Считать неотложной задачей каждой школы регулярное проведение занятий с родителями по единой программе воспи­ тания детей в семье. Р О Д И Т Е Л Я М В вопросах воспитания детей руководствоваться мораль­ ным кодексом строителя коммунизма. С ранних лет приучать их к посильному труду, воспитывать у детей коммунистичес­ кое отношение к учению, уважение к учителям и людям труда, коллективизм, дружбу и товарищество, чувство совет­ ского патриотизма, глубокую убежденность в победе комму­ низма и готовность к активному участию в строительстве* коммунистического общества. Всегда помнить, что личный пример родителей в семье и на производстве, их моральная чистота и высокая идейность являются для детей образцом подражания. Помнить также о необходимости укрепления в семье любви, дружбы и взаим­ ного уважения между всеми ее -членами. Проявляя заботу о младших, старшие должны быть едины и последовательны в своих требованиях к ним, разумно поощрять за успехи, тре- бовательно взыскивать за нарушения правил и невыполнение обязанностей. В каждой семье создать необходимые условия для успеш- ного обучения и нормального отдыха детей. У каждого ребен- ка должен быть распорядок дня, приучающий к организован* ному использованию времени на подготовку уроков, сон и ра­ зумный отдых. Приучая детей к посильному труду дома, поощрять их общественно-полезный труд в школе, в пионерском отряде н комсомольской организации. Воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к при* роде, музыке, живописи, художественной литературе. В каждой семье укоренять семейные традиции: проводить коллективные чтения, вечера сказок, слушание радио и про­ смотр телевизионных передач, посещение библиотек, клубов, музеев и театров, семейные праздники. Каждый родитель должен в ближайшие годы овладеть ми­ нимумом педагогических знаний в объеме «Программы роди­ тельского всеобуча», регулярно посещать занятия курсов н лекториев при школах; каждой семье выписывать и читать журнал^ «Семья и школа», творчески использовать положи­ тельный опыт передовых родителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz