Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
12 апреля 1966 г , К* 85 (3595У ЛЕНИНС КОЕ ЗНАМЯ С е г о д н я — Д е н ь к о с м о н а в т и к и & ПО КОРИТЕЛЯМ КОСМОСА—СЛАВА ! Вт ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ Пять лет назад был осуществлен первый в мире полет человека в космическое пространство. Его со вершил гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. Наступила эра космонавтики, эра исследования межпланетного пространства непос редственно с участием человека. В канун Дня космонавтики коррес пондент ТАСС Г. Кудрявцева бесе довала с командиром отряда совет ских космонавтов А. Г. Николаевым. Вот что он сказал: — Мне не забыть заседания Го сударственной комиссии накануне первого в мире космического поле та человека. Председатель объявил, что полет назначается на 9 часов 7 минут утра 12 апреля 1961 года и этот полет поручается Юрию Гага рину, дублером назначается Герман Титов. Всех нас охватило небывалое волнение. Юра встал и сказал, как мне показалось, очень спокойно: — Родина и вы доверяете мне первому совершить полет в космос. Я сердечно благодарю вас за до верие, за огромный труд, который затрачен на создание корабля, под готовку его к полету. Заверяю, что сделаю все для того, чтобы оправ дать доверие Родины. Если будут трудности и опасности, встречу их как коммунист. Полет корабля «Восток-1» вызвал в мире широкий отклик. Некоторые зарубежные комментаторы пыта лись представить этот полет как не что «неожиданное». Но появление человека во Вселенной — историче- Рассказывает командир отряда космонавтов Г е р о й С о в е т с к о г о С о ю з а А. Г. Н и к о л а е в ская закономерность. Утром косми ческой эры назвали народы Земли 12 апреля 1961 года. Штурм межпланетного простран ства продолжается. Прошедшую пя тилетку поистине можно назвать космической. Мы идем вперед. Космическое пространство, окружающее нашу планету, впервые было разбужено ракетными двигателями советских космических кораблей. К звездам первыми устремились советские лю ди. И этим мы по праву гордимся. Успехи Советского Союза в осво ении космоса еще раз убедительно показывают, какой неиссякаемой со зидательной силой располагает на ше социалистическое общество. Семья наших космонавтов боль шая и дружная. В отряде разные люди, посвятившие себя самой но вой на Земле профессии. Все мы — романтики. Но романтика наша осо бенная. Она основана на трудолю бии, энергии и упорстве. Мои товари щи именно таковы. Космонавту надо много знать. В сокровищнице чело веческой культуры немало отраслей знания, имеющих прямое или кос венное отношение к его профессии —психология и электроника, метео рология, астрономия и математика, и, конечно, литература и искусство. Все мы учимся в военно-воздушной инженерной Академии имени Н. Е. Жуковского. Готовимся к новым звездным рейсам. Кто хоть раз по бывал в космическом полете, меч тает еще раз встретиться со Все ленной. Отмечая День космонавтики в пя тый раз, мы строим планы на буду щее. Заглядывая вперед, мы мечта ем и о том времени, когда наши со ветские межпланетные корабли про ложат надежные пути к Луне и пла нетам солнечной системы. Четыре месяца спустя после поле та Юрия Гагарина, в 25-часовое пу тешествие вокруг Земли отправился Герман Титов. Этот рейс показал, что человек может жить и работать в космосе продолжительное время. Лично я особенно запомнил 11 ав густа 1962 года. Мне был поручен третий прорыв в космос. Трудно пе редать словами чувства радости и гордости, которыми я был перепол нен. Я счастлив, что вместе со сво им «звездным братом» Павлом По повичем успешно выполнил это за дание. Год 1963-й. В многосуточном групповом полете участвует первая в мире женщина-космонавт Вален тина Терешкова. Октябрь 1964-го. НЬ орбиту вышел первый в мире мно гоместный космический корабль «Восход» с экипажем на борту. В НА ОРБИТЕ ВОКРУГ ЛУНЫ 3 апреля 1966 года на орбиту ис кусственного спутника Луны была выведена автоматическая станция «Луна-10». С созданием первого в мире искусственного спутника Луны начался новый этап непосредственно го изучения физических свойств Л у ны и окололунного космического пространства. На станции «Луна-10» установлена следующая научная аппаратура: — трехкомпонентный магнитометр для уточнения нижнего предела воз можного магнитного поля Луны ; — гамма-спектрометр для иссле дования интенсивности и спектраль ного состава гамма-излучения по верхности Луны ; •— счетчик для регистрации сол нечного корпускулярного и космиче ского излучения, а также для иссле дования мягких электронов с целью обнаружения ионосферы Луны и изу чения заряженных частиц «хвоста» магнитосферы Земли у орбиты Л у ны; — ионные ловушки для регистра ции полного потока ионов и электро нов солнечного ветра и поиска ионо сферы Луны ; — пьезоэлектрические датчики для регистрации в межпланетном и око лолунном пространстве метеорных частиц с массой, превышающей одну стомиллионную грамма; — инфракрасный датчик для опре деления интегрального теплового из лучения Луны ; — счетчики мягких рентгеновских фотонов для измерения рентгеновско го флюоресцентного излучения пород лунной поверхности. К а к известно, в 1959 году с помо щью советской космической ракеты «Луна-2» было показано, что величи на магнитного поля Луны не превы шает одной тысячной земного маг нитного поля. Это было первое экспе риментальное исследование магнит ных свойств Луньь Чувствительность магнитометра, установленного на станции «Л у на-10», в пятнадцать раз превышает чувствительность магнитометра «Л у ны-2». Это позволяет более точно оценить величину напряженности П е р в ы е н а у ч н ы е р е з у л ь т а т ы п о л е т а с т а н ц и и „ Л у н а - 1 0 “ магнитного поля в окрестности Л у ны. Предварительный анализ уже про веденных измерений показал, что 5 апреля напряженность магнитного поля находилась в пределах 15—20 гамм и мало менялась в различных точках орбиты. Измеренные значения напряжен ности поля Луны несколько превыша ют уровень магнитных полей в сво бодном межпланетном пространстве в магнитоспокойное время. Однако еще нельзя утверждать, что это свя зано с наличием собственного маг нитного поля Луны. К а к известно, от Солнца идет не прерывный поток частиц — «солнеч ный ветер». В результате взаимо действия солнечного ветра с маг нитным полем Земли, оно значитель но деформируется, и силовые линии поля вытягиваются в сторону, про тивоположную Солнцу, образуя так называемый магнитный хвост Земли. Если магнитный хвост Земли про стирается до орбиты Луны, то во вре мя первых измерений станция «Л у на-110» находилась внутри магнитно го хвоста Земли, и это могло обусло вить повышенную величину напря женности магнитного поля. В даль нейшем Луна выйдет из области маг нитного хвоста. Измерения вне маг нитного хвоста позволят решить во прос о том, чем вызваны изменения напряженности магнитного поля ■— магнитным полем Луны или магнит ным хвостом Земли. Ознакомление с первыми результа тами измерений, выполненных при помощи ловушек заряженных ча стиц, позволяет сделать предвари тельный вывод о том, что на участ ках полета между Землей и Луной и на орбите спутника Луны были заре гистрированы потоки как отрица тельных, так и положительных ча стиц (в том числе и положительные ионы малых энергий). Счетчики космического излучения регистрировали космический фон между Землей и Луной. Космический фон в настоящее время несколько по вышен (5 частиц на квадратный сан тиметр в секунду), как и следовало ожидать в период минимума солнеч ной активности. На орбите вокруг Луны получены данные, которые можно интерпрети ровать как наличие в окололунном пространстве потоков электронов с энергией в десятки тысяч электроно- вольт. По своей интенсивности эти потоки превышают космический фон в 70— 100 раз. Возможно, что это вы звано магнитным хвостом Земли. По следующие измерения позволят сде лать более определенные выводы о радиационной обстановке вблизи Л у ны. С борта автоматической станции «Луна-10» переданы спектры гамма- излучения, полученные над различны ми районами лунной поверхности. При этом обнаружена повышенная интенсивность гамма-излучения, обус ловленного, главным образом, взаи модействием космических лучей с поверхностным слоем лунного веще ства. По первым данным, уровень ес тественного радиоактивного излуче ния лунных пород, связанный с ра диоактивностью урана, тория и ка лия, при сравнении с аналогичной радиоактивностью горных пород Земли приближается к радиоактив ности основных пород—базальтов. Пьезоэлектрические датчики укре плены на оболочке станции, Пло щадь, чувствительная к ударам ме теорных частиц, составляла около квадратного метра. По предваритель ным данным, пространственная плот ность метеорных частиц на орбите спутника Луны выше, чем в меж планетном пространстве. Инфракрасный датчик состоит из двух приемников излучения, пред ставляющих собой плоские пластины, расположенные рядом. Получены и обрабатываются пер вые данные по тепловому излучению и флюоресцентному излучению лун ной поверхности. Научная станция «Луна-10»—пер вый в мире искусственный спутник Луны — продолжает свои исследова ния, (ТАСС). его составе — пилот, ученый-инже нер и врач. Владимир Комаров, Кон стантин Феоктистов и Борис Егоров провели в своем полете большой комплекс исследований, которые позволили пять месяцев спустя осу ществить первый в мире выход кос монавта Алексея Леонова в откры тое межпланетное пространство. Большой вклад в развитие космо навтики внесен экспериментами, проведенными космическими зонда ми «Венера-2» и «Венера-3», послед ний из которых доставил на «планету загадок» советский вымпел. Прошло два месяца после выда ющегося научного события — мяг кой посадки на поверхность Луны советской автоматической станции «Луна-9», передавшей на Землю уни кальные кадры с поверхности «ноч ного светила», и вот — новое свер шение: создан первый в мире ис кусственный спутник Луны. Наша ав томатическая станция «Луна-10» об ращается по селеноцентрической ор бите и передает во Вселенную ме лодию пролетарского гимна «Интер национал». Этот свой трудовой успех ученые, конструкторы и рабочие, создавшие советские космические корабли, по святили XXIII съезду КПСС, наметив шему перспективы развития народ ного хозяйства нашей страны на ближайшие пять лет. В этой про грамме созидания значительное мес то отведено исследованиям межпла нетного пространства. Каждый космический полет — это новый шаг, который приближает тот день, когда человек достигнет пла нет нашей солнечной системы. У на ших космических исследований мир ные научные цели. Прогресс на бла го всего человечества—вот высокая задача, во имя которой трудятся на ши ученые и космонавты. НА С Н ИМ К Е : космонавты решают задачи по определению (слева направо) Андриан Николаев, Юрий Гагарин и Валерий Быковский { параметров движения ракеты. ' | Фото. В. Черединцева. (Фотохроника ТАСС)'. НАСТУПЛЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Звездные кораб ли с человеком на борту уже пять лет один за дру гим прокладыва ют новые пути в космосе. Почет ное место среди тех, кто обеспечил возможность таких полетов, занима ют биологи и врачи, В беседе с корреспондентом ТАСС действительный член Академии ме дицинских наук СССР профессор В, В. Парин рассказал о некоторых итогах медико-биологических иссле дований, осуществленных советскими учеными, За пять лет, прошедших со дня первого полета советского космонав та Юрия Гагарина на корабле «Во сток», советские специалисты косми ческой биологии и медицины нако пили значительный опыт, собрали ценнейший научный материал. Ведь за этот короткий срок космонавты успели освоить ближайшие к Земле орбиты, научились совершать не только одиночные, но и групповые многосуточные полеты, осуществили выход в открытый космос, Бурные темпы развития космонав тики расширили фронт работ уче ных. Сейчас формируются новые са мостоятельные научные дисциплины и направления, вызванные к жизни неотложными требованиями космо навтики, Мы являемся свидетелями того, как рождаются космическая физиология, космическая микробио логия, космическая гигиена. Выделя ются в качестве самостоятельных дисциплин космическая кардиология, психофизиология, Человек вышел в космос только после того, как экспериментально была подтверждена безопасность его пребывания на кораблях-спутниках. Было получено подтверждение воз можности выживания животных в условиях герметических кабин, воз можности их спасения путем ката пультирования, были испытаны раз личные системы, обеспечивающие безопасное приземление, Пять лет, прошедшие со дня поле та Юрия Гагарина, можно назвать периодом триумфальных достижений советской космической техники и космической медицины. Каждым полетом советских космо навтов разрешалась какая-либо важ ная задача. И вот теперь учеными получены доказательства практиче ской возможности длительного пре бывания человека в космосе, воз можности групповых и совместных полетов, возможности целых косми ческих экспедиций, состоящих из летчиков, ученых, врачей. Советская космическая биология и медицина сейчас находятся на новом этапе. Советские ученые ставят задачу дать точный количественный анализ биологических явлений, связанных с влияниями факторов космического пространства. На этой основе долж ны быть созданы рекомендации по обеспечению хорошего состояния космонавтов в различных условиях полета. Уникальный эксперимент, осущест вленный на искусственном спутнике Земли «Космос-110», в частности, был направлен на изучение вопроса о привыкании организма к состоя нию невесомости. Собаки Ветерок и Уголек, ставшие объектом нового эксперимента, успешно совершили полет на спутнике «Космос-110». На блюдение за их состоянием осущест влялось в течение всего полета. И несмотря на большие успехи со ветской космической медицины и биологии, главное все же впереди. Обращаясь сейчас к материалам пре дыдущих полетов, удается находить все новые и новые факты, приобре тающие большую ценность при сра внении с ранее полученными сведе ниями. В качестве примера можно назвать выявление «космической аритмии» — повышенной колеблемо сти пульса у животных и людей, на ходящихся в условиях невесомости, Это явление специалисты связывают с относительным усилением тонуса парасимпатического отдела вегета тивной нервной системы. Серьезное значение приобретают технические проблемы передачи опе ративной информации с кораблей, уходящих далеко от Земли, органи зация врачебного контроля и меди цинских исследований на таких ко раблях. В обработке медицинской информации, получаемой непосред ственно от космонавта, могут помочь бортовые вычислительные машины. Для космических кораблей должны быть созданы достаточно миниатюр ные и экономичные вычислительные машины, разработаны эффективные диагностические алгоритмы. Маши ны будут обеспечивать необходимую информацию для передачи по теле метрическим каналам. Они же долж ны обеспечивать и автоматический контроль за состоянием здоровья космонавтов, Более отдаленные перспективы, связанные с осуществлением меж планетных полетов, выдвигают пе ред учеными в качестве важной про блемы вопрос о создании внутри корабля замкнутой экологической си стемы, обеспечивающей жизнедея тельность. Мы уже сейчас можем вполне ре ально представить себе ряд конкрет ных вопросов межпланетного поле та. Так, если во время полетов ко раблей «Восток» все датчики и электроды в течение всего полета находились на теле космонавта, то в длительном межпланетном полете аппаратура будет устанавливаться членом экипажа только на время ис следований. Опыт медицинского ис следования на борту космического корабля у советских космонавтов уже имеется, Советскому Союзу бесспорно при надлежит приоритет в решении мно гих медико-биологических проблем полетов звездных кораблей. Земная медицина обогащает космическую, В свою очередь данные космической медицины уже сейчас находят выход в клинику. Так, например, для уста новления функциональных состояний организма стали использоваться фи зиологические методы исследования* впервые примененные в космической медицине, К их числу можно отне сти изучение состояния нервной си стемы по начертанию письменны* знаков, использование сейсмокардио графов—аппаратов, датчики которых не нуждаются в плотной фиксации на теле обследуемых. Эти миниа тюрные аппараты укрепляются на платье обследуемого так же, ка к крепятся авторучки. Аппараты при нимают толчки сердца и регистриру ют его механическую деятельность примерно так, как регистрируют зем летрясение специальные сейсмогра фы. Использование телеметрии при ре шении проблем физиологии труда и спорта, при длительном наблюдении за больными в больничных и сана торных условиях, изучение физиоло гических' нагрузок на организм —• вот чем уже обогатилась медицин ская практика. Приборы, создавае мые для космической медицины, ми ниатюрны, они призваны работать в исключительно сложных условиях космических полетов. Естественно* что они надежно работают и в обыч ной земной обстановке. Ученые ведут исследования по весьма широкой программе. Одной из задач является разработка реко мендаций, содействующих повыше нию устойчивости организма к раз нообразным воздействиям космиче ских факторов. Многое уже хранит ся в сокровищнице опыта, получен ного в экспериментальных полетах и при полетах кораблей Юрия Гага рина и других советских космонав тов, (ТАСС). I НА С Н ИМ К Е : космонавт Валентина Николаева-Терешкова вы полняет лабораторные работы в физическом кабинете Академии. Фото В. Черединцева. (Фотохроника ТАСС), < Советский на род празднует День космонавти ки, отмечает 5-ю годовщину со дня полета в космиче ское пространст во первого чело века — Ю. А. Га гарина. В эти дни люди отдают дань своего уважения советским ученым, конструкторам, в их числе недавно скончавшемуся академику Сергею Павловичу Королеву. Мы, журналисты, не раз встреча лись с ним, много беседовали, виде ли, как он работает в дни подготов ки и проведения космических науч ных экспериментов. Неуемный оп тимист, он не терял надежды, что ----------- ---- — -— ----------------------- * —- Наш разговор — очередная страница вашего дневника? — при щурив карие глаза, спрашивает уче ный. — Не скрою. Если бы вы расска зали что-нибудь о себе, — прошу я. — Не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созда нию ракетоносителей, космических кораблей, подготовке космонавтов — это результат усилий значитель ной группы ученых, конструкторов, людей подлинного . таланта, целых коллективов. Прошу это всегда пом нить. ■— Хорошо. — Надо рассказывать о многих десятках людей, о многих десятках ученых, воспитанных нашим наро дом, нашей партией, — настойчиво, требовательно говорил ученый. — А может, разрешите начать с вас? — не теряя надежды, прошу я. Наступила долгая томительная пауза. Мне было как-то не по себе. Я отнимал у ученого столь дорогое для него время. На телефонном пульте, что стоял на столике возле большого письменного стола, то и дело вспыхивали и гасли огоньки. ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ -К З В Е З Д А М ! Р а с с к а з об одной б е с е де с а к а д е м и к о м С. П. К о р о л е вым — к р у п н е й ш и м к о н с т р у к т о р о м р а к е т н о - к о с м и ч е с к и х с и с т е м настанет день, когда и сам сможет) многие из которых стали ныне вид- совершить полет в космическое про-/ ными учеными, сотрудниками в соз странство. Одна беседа с Сергеем Павлови чем Королевым продолжалась более | двух часов и касалась многих во-< просов развития, становления кос монавтики, ее перспектив. Вот запись этой беседы, правда, с | некоторыми сокращениями. — Что же мы стоим, — сдался Сергей Павлович, — давайте ся дем, — глаза его потеплели. — Од но из ярких воспоминаний в моей жизни, — начал он, — это встреча с Константином Эдуардовичем Циол ковским... ...Шел 1929 год. Мне исполнилось тогда что-то около 24-х. Вместе с друзьями мы в то время увлекались самолетостроением, разрабатывали небольшие собственные конструкции. Предшествующие годы полны значи тельных фактов. Они навсегда оста лись в моей памяти. Заглянем в не столь далекое прошлое. В 1924 году группа слушателей Академии воен но-воздушного флота имени Н. Е. Жуковского, той самой академии, где учатся сейчас космонавты, осно вала секцию межпланетных сообще ний. Была сделана первая попытка объединить сторонников идеи Циол ковского об использовании, ракеты в качестве аппарата, способного про никнуть в космос.- Сергей Павлович на# минуту умолк, положил на стол руки и за думался. Видимо, он вспоминал те годы, своих товарищей-энтузиастов, дании первых искусственных спутни ков Земли, космических кораблей, целых ракетно-космических систем. — Собственно говоря, после взволновавшей нас встречи с Циол ковским мы с друзьями и начали ак тивные действия и даже кое-какие практические опыты. — Если можно, расскажите о них. — Как известно, источником энер гии космических ракет являются ра кетные двигатели, в основном на жидком топливе или так называе мые Ж Р Д — жидкостные ракетные двигатели. Наши исследования пре жде всего велись именно в этом на правлении. Нам необходимо было топливо, способное дать такое коли чество энергии, которое может ото рвать ракету от Земли, или, говоря другими словами, преодолеть силы земного притяжения и вынести ее на орбиту. Замечу, что идея рождения ракетного двигателя, работающего на жидком топливе, полностью при надлежит нашему великому соотече ственнику К. Э. Циолковскому. — В какой мере проблемы созда ния ракетных двигателей в то время интересовали зарубежных ученых? — Мысль о создании ракетных двигателей волновала многие умы и за пределами нашей Родины. Но все же первый, основной толчок дал Константин Эдуардович Циолков ский. В 20—30-х годах вели опыты немецкий ученый Г\ Оберт, амери канский профессор Р. Годдард и другие. Мы, молодые, тоже стремились к своей цели. Экспериментировали мы впервые в Москве, в подвале на Садово-Спасской улице. 17 августа 1933 года — весьма знаменательная дата. В небо в тот день умчалась первая советская ракета на жидком топливе конструкции М. К. Тихонра- вова. Эта удача заставила всех нас окончательно, твердо поверить в свои силы. — Ваши практические работы ос новывались на теории Циолковско го? — Да, именно. Теорию мы осваи вали, однако, творчески, принося в нее немало своего, что, впрочем, естественно для такого нового дела. Практика расширяла наш кругозор, уточняла наши планы, рождала но вые идеи. Так совершенствовалась теория. В 1933 году в стране был организован первый реактивный на учно-исследовательский институт, объединивший энтузиастов ракетно го дела двух городов — Москвы и Ленинграда. Начался новый этап в развитии отечественного ракетостро ения. Крепло, набирало силы Советское государство, энтузиазму трудящих ся не было предела. Создавалась прочная научно-техническая база для наших работ. Но в мире чувст вовалось и грозное дыхание прибли жающейся войны. Внимание многих ученых все более сосредоточивалось на вопросах обороны. Пришлось отложить в сторону чисто научные замыслы. Нам казалось, что некото рые наши исследования станут по лезны обороне. В феврале 1940 года в нашей стране прошли летные испытания первого планера с жидкостным ра кетным двигателем. Это был очень важный результат и первый шаг в развитии реактивной авиации. До этого полета подобного опыта ми ровая практика еше не знала. Он оказал определенное положитель ное влияние на дальнейшие полеты с ракетными двигателями. В годы Великой Отечественной войны, в 1942 году удалось поднять в небо первый самолет с Ж РД . Вы видели фильм «Им покоряется небо»?. — Да, очень интересный фильм. — В нем, кстати, есть докумен» тальные кадры об известном летчи- ке-испытателе Григорие Бахчиван- джи, человеке, который совершил первый полет в реактивном самоле те. Сбылись вещие слова прозорли вого Циолковского: «За эрой аэро планов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных или аэропланов стратосферы». — Можете ли вы мне рассказать о своем жизненном пути, — попро сил я, возвращаясь к первому во просу, заданному в начале беседы. — Мне думается, что уже и таи рассказал, пожалуй, больше, чем следовало, — улыбнулся в ответ ученый. — Да, от вашего вопооса, видимо, не уйти. Ну, что же, — проговорил Сергей Павлович, — но очень кратко. Родился на Украине, в 1906 голу, в семье учителя. Отец умер. Воспитывали меня мать, учи тельница, и отчим, инженер. Сейчас мать жива—пенсионерка. Среднего общего образования получить сразу (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz