Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

17 марта 1966 г., ЭД 63 (3 5 7 3 ) ш иши— ♦♦♦♦♦♦♦ж н н м Ж Н М М »♦»♦«♦«■♦♦»♦♦«»»♦♦»»»»<>»♦»< С Т Р А Н И Ц А П Е Д А Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я ' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ и , РАСТИТЬ, ВОСПИТЫВАТЬ, УЧИТЬ Е Д И Н Ы М Ф Р О Н Т О М Партийная, профсоюзная, комсо­ мольская и общественные организа­ ции Липецкого тракторного завода в последнее время стали значитель­ но больше уделять внимания воспи­ танию подрастающего поколения. В прошлом году партком завода обсудил вопрос о повышении ответ­ ственности родителей за воспитание детей. Вскоре на эту тему состоя­ лись открытые партийные собрания в цехах и отделах. Им предшество­ вала большая подготовительная ра­ бота. Коммунисты посетили школы и выяснили, как учатся и ведут себя дети тракторостроителей. Побывали они и в тех семьях, где родители плохо занимаются воспитанием де­ тей. К отцам и матерям, которые пренебрегают своими прямыми обя­ занностями, принимались меры об­ щественного воздействия. Цеховые советы содействия семье и школе также оживили работу. Члены этих советов часто бывают "в школах, интересуются успеваемо­ стью детей и их поведением, особое внимание уделяют трудновоспитуе­ мым; по инициативе этих советов теперь в цехах и отделах на видном месте вывешиваются табели успева­ емости школьников* Партком заботится о том, чтобы школы, расположенные в районе тракторного завода, были подлинны­ ми центрами коммунистического воспитания учащейся молодежи, С этой задачей они могут справиться лишь в том случае, если производ­ ственные коллективы и обществен­ ность будут помогать школам по- настоящему, Поэтому партком за­ вода своим решением закрепил от­ дельные цехи и отделы за школами. Многие бригады коммунистическо­ го труда заключили договоры на со­ циалистическое соревнование с клас­ сами. Особенно широко эта работа развернулась в сталелитейном, ин­ струментальном, теплосиловом це­ хах, тракторном № 1 и шасси. Общественность стальцеха, напри­ мер, установила тесную связь со школой № 39. В шести классах этой школы пионерскими вожатыми рабо­ тают лучшие комсомольцы-производ­ ственники, над детскими коллектива, ми шефствуют бригады коммунисти­ ческого труда. Крановщица Галина Царева и то­ карь Геннадий Сергеев вместе суча ­ щимися седьмого класса побывали в селе Сухая Лубна у родителей Ге­ роя Советского Союза Ксении Семе­ новны Константиновой. Онн собрали много интересного материала о ж из­ ни героини, помогли ее отцу в хо­ зяйственных делах, побывали в ш ко­ ле, где она училась. Коллектив заготовительного цеха заключил , договор о соревновании с 5 классом «Г» 25-й школы. Эконо­ мист цеха Галина Шмакова в этом классе является вожатой и хорошо справляется со своими обязанностя­ ми. Работники цеха часто приходят в класс. Ученики, в свою очередь, ча­ сто посещают цех. Можно привести^ много других БЕЗ ВТОРОГОДНИКОВ Вот уж'е на протяжении трех лет наша школа имеет полную успевае­ мость. Конечно, таких результатов мы добились не сразу. Многое при­ шлось сделать коллективу, прежде чем «кривая» успеваемости пошла вверх. Отставание учащихся объяснялось тем, что у нас не было продуман­ ной системы учебно-воспитательной работы. Сказывалось и несовершен­ ство учебного процесса. Обычно в летние месяцы партий­ ная и профсоюзная организации, администрация школы тщательно го­ товят и обсуждают вопросы, свя­ занные с предстоящим учебным го­ дом. Большое значение мы придаем работе методических объединений микрорайона школы. Систематически действуют Метобъединеиия препода­ вателей русского языка^истории, ге­ ографии, математики, физики, био­ логии и химии и учителей началь­ ных классов* Это помогает учителям овладеть рациональной организаци­ ей урока, правильно решать вопросы преодоления второгодничества, Особенно полезно это для моло­ дых учителей. Большую помощь учи­ телям начальных классов оказывает учительница 4-го класса Т, И, Бое- в о и м я ; ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ! > В мае 1965 года наш а ст рана) _____ __г .. _ п р а здно ва ла 20-летие П о б е д ы над } верситет для фашистской Герм анией. Д н и п о д ­ готовки к п р а зд н и ку и сама тор­ жест венная дата — 9 М а я — на ­ долго запомнятся уче н и ка м сред- , , ней ш ко лы № 31. Я в о зв р а щ а ю сь ) совхоза. к этому потому, что мне хочется * *" еще р а з подчеркнут ь, к а к привле­ кает уча щ и хся героическая тема. Н а ш и девят иклассники, наприм ер, долгое врем я переписы вались с работ никами К р а сн о д о н ско го м у ­ зея , узн а л и м ного но вы х по д р о б -1 ностей о ж и з н и Олега К о ш е в о г о ,\ на пи са ли письм о Елене Н и к о л а е в -) не К ош евой . Ге р о ям , им енам и к о - * торых на зва ны ул и ц ы г. Л и п е ц ка бы л посвящ ен кла ссны й час. С ейчас учащ иеся 9-го «А» класса готовятся к 50-летию С о­ ветской власти. О ни собирают м а ­ териалы об участ никах револю ции | и г р а ж д а н ско й войны . Больш ое > впечатление произвело на всех знакомст во со старыми б ольш еви­ ка м и — г. Б о р о ди ны м , шт урмовав­ ш им З и м н и й дворец, и г, Ч ерны ­ ш евым, видевш им В . И . Л е ни на . В о л о дя Киселев, С аш а Плот ни­ ко в, Р а я М и л я ко в а ведут запись рассказов о гр а ж д а н ско й войне и револю ции. С ереж а Т ерехов , > Ж е н я П еш ко в и В о л о д я Б еляев I составляют списки участ ников В е ­ ли ко й Отечественной войны , п р о ­ ж и в а ю щ и х в районе тракторного > завода. | Героическое прош лое Р о д и н ы ) н и ко гда не забудется. Отрадно в и - » деть, с ка ко й лю бовью изучают | его наш и ш кольники. ва, которая руководит школой пере­ дового опыта. Ка к правило, руководители объ­ единений являются энтузиастами новых методов преподавания, бо­ рются за тщательную подготовку к урокам, за оснащение их наглядны­ ми пособиями, применение техниче­ ских средств обучения. Учительница истории А. У. Картавых провела много открытых уроков-практику­ мов, внеклассных мероприятий с ис­ пользованием технических средств. Большую роль в ликвидации вто­ рогодничества играет коллективное и индивидуальное шефство. Старшие классы помогают младшим. Так, в прошлом году одиннадцатиклассни­ ки взяли под свой контроль 8-а класс, самый недисциплинированный и слабо успевающий. Учебный год восьмиклассники закончили с пол­ ной успеваемостью. Наряду с коллективным мы прак­ тикуем и индивидуальное шефство. Здесь важную роль играют пионер­ ские и комсомольские организации. Много внимания педагогический, коллектив уделяет работе с родите­ лями. Микрорайон школы очень ве­ лик: в него входят 23" населенных пункта. Однако это не мешает тес­ ному контакту родителей с учите­ лями, школой. Каждый месяц у нас проводятся родительские собрания. Мы стараемся, чтобы отцы и матери наших учеников поддерживали тес­ ную связь с классными руководите-, лями, постоянно следили за учебой детей. При школе организован уни- родителей. Занятия проводятся два раза в месяц. Очень действенным оказалось вывешива­ ние табелей успеваемости учащихся на фермах, в конторах отделений примеров шефской связи цехов и школ, бригад и классов, Это хоро­ шее и нужное дело, и его следует и в дальнейшем развивать и укреп­ лять. В отделе кадров теперь введена должность инженера-методиста по работе с подростками. По инициа­ тиве комитета ВЛК.СМ созданы подростковые советы в инструмен­ тальном и ремонтно-механическом цехах, в состав которых вошли пред­ ставители профсоюзной, комсомоль­ ской организаций. Эти советы зани­ маются вопросами организации тру­ да, учебы, быта и отдыха несовер­ шеннолетних. Руководство завода и цехов про­ являет большую заботу о летнем н зимнем отдыхе ребят. Разумеется, сделано нами еще очень мало. Это только наши пер­ вые, скромные шаги* В деле воспи­ тания детей и подростков на заводе ейде много недостатков. Сейчас мы серьезно озабочены тем, чтобы вы­ полнить рекомендации первого об­ ластного съезда по коммунистиче­ скому воспитанию молодежи. Е. НОСКОВ, зам. секретаря парткома ЛТЗ. и Более 20 лет работает в средней школе № 4 г. Липецка заслу­ женная учительница школ РСФСР орденоносец М. Д . Кочерина. Многие ее выпускники стали врачами, инженерами, преподавате­ лями. НА СНИМКЕ: М. Д. Кочерина (вторая слева) со своими воспи­ танниками — преподавателем вечерней школы № 3 НЛМЗ С. А. Малаховой, директором Липецкого областного краеведческого му­ зея В. Н. Сазоновой и инспектором Левобережного районо О. А. Проничевой. Фото нештатного корреспондента «Ленинского знамени» Д. Кутепова. Однажды одна из наших ма­ леньких чита­ тельниц сказала библиотека р ю: «Моя бабушка сама видела революцию. И за хлебом в деревню ездила, потому что голод был. А книжки есть про это?». Девочка ушла домой с книгой А. Неверова «Таш­ кент— город хлебный». Че­ рез несколько дней разго­ вор наш возобновился. — Мы вместе с бабушкой! читали книгу, — рассказы­ вала девочка. — Она плака­ ла. А потом весь вечер нам с мамой рассказывала про свою молодость. Она точь- в-точь, как Миша Додонов, на крыше поезда ехала. А вот мы с мамой в отпуск ездили в скором поезде, в купейном вагоне. Как нам было хорошо! В этом неожиданном срав­ нении не только детская безыскусственность и непо­ средственность. Эта девоч- КНИГ ЗАВЕТНЫЕ СТРАНИЦЫ ка, как и, наверное, тысячи ее сверстников и сверстниц, умеет понять главную прав­ ду в нашей жизни. Этому ее научили и школа, и род­ ные. Я не ошибусь, если до­ бавлю: и книги. в воспитании юношества детские библиотеки идут одной дорогой со школой. Как и учителей, нас, библи­ отекарей, глубоко волнуют вопросы воспитания у школьников коммунистиче­ ской убежденности, пра­ вильного отношения к жиз­ ни. Мы стремимся приоб­ щить ребят к систематиче­ скому чтению не только ху­ дожественной, но и обще­ ственно-политической, науч' но-популярной литературы. Н. К. Крупская писала, что детским чтением надо по­ вседневно руководить. Про­ читанная в детстве книга остается в памяти на всю жизнь. Вот мы и стараемся по­ стоянно помогать своим чи­ тателям, учим их правильно , читать книгу. Обслуживание читателей мы ведем по возрастным группам. Для каждого клас­ са есть списки литературы. Составляются картотеки и альбомы по истории, химии, физике. Оформлен стенд «Читайте книги по плану». Особенно мы заботимся о детях, которые мало и неохотно читают. Их прихо­ дится посещать на дому. Большую помощь ока­ зывают нам учителя и роди­ тели. Совместно мы органи­ зуем массовые мероприя­ тия.„ Работники библиотеки присутствуют на родитель­ ских собраниях, выступают поместному /радиовещанию. Нужно сказать, что за по­ следние годы значительно возросла культура чтения. Открытый доступ к книж­ ному фонду внес в жизнь ребят много нового и инте­ ресного. Повысились их активность и любознатель­ ность. Мы широко используем различные формы массо­ вой работы. Например, сле­ ты юных книголюбов. В про­ шлом году такие слеты прошли в каждой школе и были настоящим праздни­ ком для детей. Нужно, что­ бы такие слеты проводи­ лись ежегодно. В истекшем году была проделана большая работа в связи с 95-летием со дня рождения В. И. Ленина. Главное внимание уделили наглядной пропаганде. В ленинском уголке читаль­ ного зала библиотеки выве­ шен большой иллюстриро­ ванный стенд «Имя Ленина в сердце каждого». Здесь представлены книги о жиз­ ни и деятельности Ильича, о строительстве коммуниз­ ма в нашей стране, альбо­ мы, картотеки, папки. С лю­ бовью сделан альбом от­ зывов «Мы любим книги о Ленине». Устраивались «ле­ нинские чтения». Сейчас библиотека раз­ вернула подготовку к 50- летию Великого Октября. Мы будем проводить встре­ чи со старыми большевика­ ми, участниками революци­ онных событий, читатель­ ские конференции, книж­ ные выставки. Самое глав­ ное — показать детям се­ годняшний день нашей Родины, связать события каждого дня с борьбой за коммунизм. Серия бесед в библиотеке была посвящена теме: «Знаешь ли ты исто* рию Чаплыгина?.,». Мы рас­ сказываем детям о лучших людях города, о патриоти­ ческих поступках их свер­ стников. При библиотеке действу­ ет кружок «Юные книголю­ бы». Тридцать шесть его участников награждены по­ хвальными грамотами, пят­ надцать получили удосто­ верения «Юный библиоте­ карь». Эти дети хорошо по­ могают нам. «•Книг заветные страницы помогают людям жить!». Эти строки принадлежат С. Михалкову. И мы стре­ мимся, чтобы таких «за­ ветных страниц» у нашей детворы было как можно больше. Н. КУРНОСОВА, зав. Чаплыгинской детской библиотекой. Таковы некоторые стороны дея­ тельности нашего учительского кол­ лектива в борьбе со второгодниче­ ством, В. АФАНАСЬЕВ, директор Больше-Боевской средней школы. ЭКЗАМЕНУЕТ МАШИНА «Тише! Идет экзамен!» — преду­ преждает световое табло над дверью. Входим, чтобы побеседовать с пре­ подавателем. Но не находим его. И все же в этой аудитории действи­ тельно проходит экзамен. Опрос не­ скольких студентов одновременно ведут..? автоматы. Перед каждым — небольшая машина «репетитор», вы­ дающая обучающемуся программу и оценивающая, как он овладевает ма­ териалом. В программе в определен­ ной последовательности записаны методика и содержание обучения. Следуя этим указаниям, обучающий­ ся самостоятельно, наиболее эффек­ тивными и экономными способами изучает соответствующий учебный материал. Одной из характерных особенно­ стей обучающей программы является то, что задания ее—это, фактически, алгоритмы, то есть точные предписа­ ния о порядке выполнения всех од­ нотипных задач. И в каждый дан­ ный момент учащийся, работая само­ стоятельно, точно знает, что он дол- В. КУПАВЫХ, старшая пионервожатая Липецкой школы № 31. жен делать. Д ругая особенность обу­ чающей программы —• деление мате­ риала на определенные дозы (пор­ ции, кванты). Программированное обучение мы теперь можем определить как метод, при котором управление умственном деятельностью учащегося происходит через специально составленную про­ грамму. Оно может быть машинным и безмашинным. При безмашинном обучении программа представляет из себя так называемый программиро­ ванный учебник, где информацион­ ный и операционный кадры одного и того же кванта материала помеща­ ются на одной странице, а конт­ рольный кадр—либо на обороте, ли­ бо на какой-нибудь из последующих страниц. Такие учебники обычно снабжаются тетрадями для ответов учащихся, которые проверяются и оцениваются преподавателем. Поло­ жительной стороной безмашинного программированного обучения яв­ ляется его доступность для любого учебного заведения, любой школы. Идет урок труда. 45 минут ребята заня­ ты полезной деятель­ ностью. Можно ска­ зать, что в каждой школе имеются ее «следы». На снимке вы ви­ дите восьмиклассни­ ков Липецкой средней школы № 40 Николая Абрамова (слева) и Виктора Пешкова. Они заняты изготовлением отвесов для лабора­ торных работ по физи­ ке. Фото К. Юрова. Машинное программированное обу­ чение осуществляется с помощью ав­ томатических устройств и аппарату­ ры различной сложности. Несмотря на то, что в нашей стране програм­ мированное обучение развивается немногим более трех лет, создано много различных типов «обучаю­ щих» машин. Что же представляет из себя та­ кая машина? В наиболее общем виде —это аппарат, позволяющий приме­ нять программированный материал. Обучающемуся задаются вопросы, видимые на экране автомата. М огут также даваться картинки или другие зрительные задания. Здесь же дают­ ся верные и неверные варианты отве­ та на данный вопрос. Учащийся пу­ тем некоторых манипуляций с конт­ рольными ручками, кнопками ' цли тумблерами машины выбирает ответ и немедленно получает, с помощью сигнальных лампочек, либо под­ тверждение, либо указание на оши­ бочность ответа. Здесь находят применение как простейшие средст­ ва (проигрыватели, магнитофоны), так и различные «обучающие» ма­ шины, в основе которых лежит бы­ стродействующее электронное уст­ ройство. Следовательно, «обучаю­ щая» машина — это не какой-то та­ инственный робот со сверкающими глазами, а любое автоматизирован­ ное устройство, способное предъяв­ лять обучающемуся заложенную в него преподавателем программу. То есть, ни одна «обучающая» машина сама не учит, и даже самая совер­ шенная из них никогда не заменит преподавателя. Имеются самые различные устрой­ ства для «выдачи» вопросов и ввода ответов в автомат с последующей их оценкой. Уже созданы «обучающие» машины - экзаменаторы и репетиторы День учебы родителей ) В Сошкинской средней школе установилась тради­ ция: один раз в месяц проводить день учебы родите- | лей. Для них читаются лекции о воспитании детей в семье. Одно из последних занятий было посвящено 1 воспитанию советского . патриотизма. { И. БУРКОВ, | завуч Сошкинской средней школы. / Недавно в селе В.-Казачье Задон­ ского района молодые ребята Н ико­ лай Первеев, Михаил Заборовский, Владимир Воронин и Игорь Якунин совершили уголовное преступление. Что же толкнуло их на такое пре­ ступление? На судебном процессе ярко вскры­ лась главная причина их преступно­ го поведения — отсутствие воспи­ тания в семье, беззаботное отноше­ ние родителей к своим детям. Одиннадцати лет Михаил Забо­ ровский лишился отца. Воспитывала его мать В. И. Заборовская. После окончания восьмилетки ее сын ре­ шил работать и учиться в вечерней щколе. Михаила приняли в Задон­ ский райпотребсоюз. Рослый, креп­ кий, он работал грузчиком. Но вот у него появились прияте­ ли. И, видимо, не без их влияния Михаил бросил учиться в вечерней школе, перестал читать, ходить в кино. Всего этого почему-то мать его не замечала. А тем временем ее сын со своими дружками встречал про­ хожих на темных улицах и вывора­ чивал у них карманы. Его поймали на месте преступле­ ния. Учитывая раскаяние и моло­ дость, суд приговорил к условной мере наказания. Валентина Ильинична на этом ус» покоилась. А ей бы надо было, как матери, пойти в партийную органи­ зацию райпотребсоюза, в районо, к директору вечерней школы М. М. Абрамовой и попросить у них сове­ та, помощи, чтобы поставить сына на верный путь. Но она этого не сделала. Вскоре Михаил за драку получил 15 суток ареста. После выхода из тюрьмы, ему снова дали 15 суток за хулиганство, — Сынок, возьми себя в руки, иди в вечернюю школу — учись, — говорила Валентина Ильинична сы­ ну. Но теперь ее слова уже до него не доходили. На работе Заборовского опять только пожурили, «списали» и этот проступок со счета, ссылаясь'на мо­ лодость и горячность нарушителя. А по существу никто по душам так и не поговорил с молодым рабочим. И вот он совершает тяжкое пре­ ступление. Ка к видно из всего этого, коллек­ тив райпотребсоюза равнодушно от­ несся к судьбе своего работника. Не менее сложна и запутана жизнь Игоря Якунина. Отец и мать его по­ стоянно скандалили. Отец пил, драл­ ся. Часто попадало и Игорю. Озлоб­ ленный, он убегал из дому, ночевал у товарищей, пропускал школьные занятия. В ноябре 1965 года мать Игоря разошлась с мужем и уехала в Ба­ ку, устроилась там на работу. Сыну писала письма, высылала посылки, но взять его к себе не торопилась. Это обидело Игоря, и он не стал отвечать на ее письма. Отец же не занимался воспитанием сына. Игорь бросил учиться в вечерней школе. В общественной жизни консервно­ сушильного завода, где он работал, никакого участия не принимал. Странно, что парня с такой репу­ тацией приняли в комсомол. Торже­ ственно вручили ему комсомольский билет, напутствовали хорошими сло­ вами. А вскоре произошло то, из-за чего Якунин вместе со своими друж ­ ками был взят под стражу. Николай Первеев тоже работал на консервно-сушильном заводе. Его тоже не знали в коллективе и неза* долго до совершенного им преступ­ ления тоже приняли з комсомол. А ведь о нем нельзя было сказать ни­ чего хорошего. В вечерней школе он учился плохо, пропускал занятия, грубил учителям. Когда учителя обратились за по­ мощью к родителям, те встали на за­ щиту сына. Хулиганство, драки, вы­ пивки они считали лишь «баловст­ вом», которое пройдет со временем? со значительным объемом «памя­ ти». Программа к таких автоматах записана на кино­ пленке, и ее шаги последовательно проектируются на экран. Цель применения подобных авто­ матов — максимально интенсифици­ ровать процесс обучения, освободить преподавателя от черновой, однооб­ разно повторяющейся работы, дать ему время для поисков, твор’йёбгбЗ, продуктивной деятельности. Программированное обучение впер­ вые возникло в СШ А более десяти лет назад. Признавая успехи, до­ стигнутые зарубежными педагогами в области техники программирова­ ния, мы отвергаем методологиче­ скую основу их работы, которая сво­ дится к натаскиванию и мало способ­ ствует интеллектуальному развитию учащихся. Поэтому в нашей системе образо­ вания программированное обучение может развиваться лишь на основе марксистско - ленинского диалекти­ ческого метода. Это означает, что программированное обучение в на­ шей стране должно строиться на об­ щих основах советской теории обуче­ ния и воспитания. В Липецкой области уже начаты первые попытки применить на прак­ тике принципы отечественного про­ граммированного обучения. Так, не­ который опыт машинного программи­ рованного обучения накапливается в Елецком педагогическом институте, безмашинного — на Липецком фа­ культете'Московского института ста­ ли и сплавов. Но все это пока лишь первые шаги. Проект Директив X X III съезда КПСС предусматривает дальнейшее развитие народного образования, по­ вышение общеобразовательного уров­ ня населения и качество подготовки кадров. В связи с этим перед сред­ ней и высшей школой встают новые задачи. Успешно решить их можно лишь в том случае, если на вооруже­ ние будут взяты все современные средства обучения. И надо полагать, что липецкое учительство, верное сво­ им передовым традициям, не останет­ ся в стороне от поисков Путей с.этя- мизеции управления учебным про­ цессом, одним из которых является программированное обучение-.' Э. ШТУЛЬМАН, кандидат педагогических наук. Когда случилась беда, Ксения Ге­ оргиевна горько плакала. А ведь ее сын, ее «Коля», был главным орга­ низатором бандитского нападения. Он привел своих товарищей на ме­ сто преступления, предварительно вооружив их. Суд сурово, но справедливо, нака­ зал преступников. Пендюрин, Пер­ веев и Заборовский приговорены к восьми годам, Воронин и Якунин к шести грдам лишения свободы к а ж ­ дый. Во всем этом немалая доля вины и родителей, П. ЛУ КИН , следователь Задонской прокуратуры. Н. ПЕСТРИКОВ. КАЖДОЙ ШКОЛЕ - СПОРТИВНУЮ П Л О Щ А Д К У ...Стадион Студеновского рудоуп­ равления; В спортивных костюмах выстроились учащиеся Липецкой школы № 12 — участники физкуль­ турного праздника. Отдан рапорт ди­ ректору школы. Затем начинаются подвижные игры. В этом праздни­ ке, который стал традиционным, приняло участие более 400 пионеров 3—7 классов. Вот уже двд года прошло, как во всех младших классах 12-й школы было организовано разучивание по­ движных игр. Лапта, городки, кро­ кет, жмурки, салки, чиж, эстафета на ходулях — прекрасное занятие для детей на свежем воздухе. И по­ степенно эти игры, увлекательные, полезные, стали непременной частью каждого школьного праздника. Выдающиеся педагоги К. Д. Ушин­ ский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская и другие придавали очень большое значение подвижным играм. «В игре воспитываются качества будущего работника и гражданина», — писал А. С. Макаренко. И не случайно в рекомендациях I областного съезда по коммунистическому воспитанию уча­ щейся молодежи записано: «...обо­ рудовать во всех жилых массивах игровые и спортивные площадки». Во многих школах области—Мало- Извальской Елецкого района, Дмит- ряшевской Хлевенского и других во время больших перемен с учащимися начальных классов проводятся игры, что помогает ребятам хорошо отдох­ нуть от занятий, а затем продук­ тивно усваивать учебный материал. Для проведения игр и физических упражнений в урочное и во внеуроч­ ное время учащиеся Липецкой школы № 7, школ Дубовской Чаплыгинского района и других своими силами изго­ товляют мелкий спортивный инвен­ тарь: обручи и кольца, короткие и длинные скакалки, эстафетные па­ лочки и матерчатые мячи, серсо и столы для настольного тенниса, го­ родки и лапту. Подвижные и спортивные игры яв­ ляются ценным средством физическо­ го воспитания. Нужно лишь понять, что игра—это не только учеба, труд, но и способ познания окружающего мира, одна из форм воспитания. Иг­ ра организует ребенка и дисциплини­ рует его, развивает сообразитель­ ность и инициативу, воспитывает чувства коллективизма и взаимопо­ мощи, умение беспрекословно подчи­ няться существующим правилам. Иг­ ры являются наилучшим средством активного и культурного отдыха. Поэтому в каждой средней и вось­ милетних школах должны быть обо­ рудованы площадки волейбольные и баскетбольные, для игр в город­ ки, лапту, ручной мяч. Шире нужно культивировать настольный теннис. Во всех школах области следует обо­ рудовать детские игровые площадки с деревянной горкой, качелями, качал­ ками, гигантскими шагами, столбом для лазания, качающимся бревном* как это слелано, например, в детском доме № 3 г, Липецка. О. ПЕРЕБАСКИНА, методист института усовершенствования учителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz