Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
17 марта 1966 г., ЭД 63 (3 5 7 3 ) ш иши— ♦♦♦♦♦♦♦ж н н м Ж Н М М »♦»♦«♦«■♦♦»♦♦«»»♦♦»»»»<>»♦»< С Т Р А Н И Ц А П Е Д А Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я ' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ и , РАСТИТЬ, ВОСПИТЫВАТЬ, УЧИТЬ Е Д И Н Ы М Ф Р О Н Т О М Партийная, профсоюзная, комсо мольская и общественные организа ции Липецкого тракторного завода в последнее время стали значитель но больше уделять внимания воспи танию подрастающего поколения. В прошлом году партком завода обсудил вопрос о повышении ответ ственности родителей за воспитание детей. Вскоре на эту тему состоя лись открытые партийные собрания в цехах и отделах. Им предшество вала большая подготовительная ра бота. Коммунисты посетили школы и выяснили, как учатся и ведут себя дети тракторостроителей. Побывали они и в тех семьях, где родители плохо занимаются воспитанием де тей. К отцам и матерям, которые пренебрегают своими прямыми обя занностями, принимались меры об щественного воздействия. Цеховые советы содействия семье и школе также оживили работу. Члены этих советов часто бывают "в школах, интересуются успеваемо стью детей и их поведением, особое внимание уделяют трудновоспитуе мым; по инициативе этих советов теперь в цехах и отделах на видном месте вывешиваются табели успева емости школьников* Партком заботится о том, чтобы школы, расположенные в районе тракторного завода, были подлинны ми центрами коммунистического воспитания учащейся молодежи, С этой задачей они могут справиться лишь в том случае, если производ ственные коллективы и обществен ность будут помогать школам по- настоящему, Поэтому партком за вода своим решением закрепил от дельные цехи и отделы за школами. Многие бригады коммунистическо го труда заключили договоры на со циалистическое соревнование с клас сами. Особенно широко эта работа развернулась в сталелитейном, ин струментальном, теплосиловом це хах, тракторном № 1 и шасси. Общественность стальцеха, напри мер, установила тесную связь со школой № 39. В шести классах этой школы пионерскими вожатыми рабо тают лучшие комсомольцы-производ ственники, над детскими коллектива, ми шефствуют бригады коммунисти ческого труда. Крановщица Галина Царева и то карь Геннадий Сергеев вместе суча щимися седьмого класса побывали в селе Сухая Лубна у родителей Ге роя Советского Союза Ксении Семе новны Константиновой. Онн собрали много интересного материала о ж из ни героини, помогли ее отцу в хо зяйственных делах, побывали в ш ко ле, где она училась. Коллектив заготовительного цеха заключил , договор о соревновании с 5 классом «Г» 25-й школы. Эконо мист цеха Галина Шмакова в этом классе является вожатой и хорошо справляется со своими обязанностя ми. Работники цеха часто приходят в класс. Ученики, в свою очередь, ча сто посещают цех. Можно привести^ много других БЕЗ ВТОРОГОДНИКОВ Вот уж'е на протяжении трех лет наша школа имеет полную успевае мость. Конечно, таких результатов мы добились не сразу. Многое при шлось сделать коллективу, прежде чем «кривая» успеваемости пошла вверх. Отставание учащихся объяснялось тем, что у нас не было продуман ной системы учебно-воспитательной работы. Сказывалось и несовершен ство учебного процесса. Обычно в летние месяцы партий ная и профсоюзная организации, администрация школы тщательно го товят и обсуждают вопросы, свя занные с предстоящим учебным го дом. Большое значение мы придаем работе методических объединений микрорайона школы. Систематически действуют Метобъединеиия препода вателей русского языка^истории, ге ографии, математики, физики, био логии и химии и учителей началь ных классов* Это помогает учителям овладеть рациональной организаци ей урока, правильно решать вопросы преодоления второгодничества, Особенно полезно это для моло дых учителей. Большую помощь учи телям начальных классов оказывает учительница 4-го класса Т, И, Бое- в о и м я ; ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ! > В мае 1965 года наш а ст рана) _____ __г .. _ п р а здно ва ла 20-летие П о б е д ы над } верситет для фашистской Герм анией. Д н и п о д готовки к п р а зд н и ку и сама тор жест венная дата — 9 М а я — на долго запомнятся уче н и ка м сред- , , ней ш ко лы № 31. Я в о зв р а щ а ю сь ) совхоза. к этому потому, что мне хочется * *" еще р а з подчеркнут ь, к а к привле кает уча щ и хся героическая тема. Н а ш и девят иклассники, наприм ер, долгое врем я переписы вались с работ никами К р а сн о д о н ско го м у зея , узн а л и м ного но вы х по д р о б -1 ностей о ж и з н и Олега К о ш е в о г о ,\ на пи са ли письм о Елене Н и к о л а е в -) не К ош евой . Ге р о ям , им енам и к о - * торых на зва ны ул и ц ы г. Л и п е ц ка бы л посвящ ен кла ссны й час. С ейчас учащ иеся 9-го «А» класса готовятся к 50-летию С о ветской власти. О ни собирают м а териалы об участ никах револю ции | и г р а ж д а н ско й войны . Больш ое > впечатление произвело на всех знакомст во со старыми б ольш еви ка м и — г. Б о р о ди ны м , шт урмовав ш им З и м н и й дворец, и г, Ч ерны ш евым, видевш им В . И . Л е ни на . В о л о дя Киселев, С аш а Плот ни ко в, Р а я М и л я ко в а ведут запись рассказов о гр а ж д а н ско й войне и револю ции. С ереж а Т ерехов , > Ж е н я П еш ко в и В о л о д я Б еляев I составляют списки участ ников В е ли ко й Отечественной войны , п р о ж и в а ю щ и х в районе тракторного > завода. | Героическое прош лое Р о д и н ы ) н и ко гда не забудется. Отрадно в и - » деть, с ка ко й лю бовью изучают | его наш и ш кольники. ва, которая руководит школой пере дового опыта. Ка к правило, руководители объ единений являются энтузиастами новых методов преподавания, бо рются за тщательную подготовку к урокам, за оснащение их наглядны ми пособиями, применение техниче ских средств обучения. Учительница истории А. У. Картавых провела много открытых уроков-практику мов, внеклассных мероприятий с ис пользованием технических средств. Большую роль в ликвидации вто рогодничества играет коллективное и индивидуальное шефство. Старшие классы помогают младшим. Так, в прошлом году одиннадцатиклассни ки взяли под свой контроль 8-а класс, самый недисциплинированный и слабо успевающий. Учебный год восьмиклассники закончили с пол ной успеваемостью. Наряду с коллективным мы прак тикуем и индивидуальное шефство. Здесь важную роль играют пионер ские и комсомольские организации. Много внимания педагогический, коллектив уделяет работе с родите лями. Микрорайон школы очень ве лик: в него входят 23" населенных пункта. Однако это не мешает тес ному контакту родителей с учите лями, школой. Каждый месяц у нас проводятся родительские собрания. Мы стараемся, чтобы отцы и матери наших учеников поддерживали тес ную связь с классными руководите-, лями, постоянно следили за учебой детей. При школе организован уни- родителей. Занятия проводятся два раза в месяц. Очень действенным оказалось вывешива ние табелей успеваемости учащихся на фермах, в конторах отделений примеров шефской связи цехов и школ, бригад и классов, Это хоро шее и нужное дело, и его следует и в дальнейшем развивать и укреп лять. В отделе кадров теперь введена должность инженера-методиста по работе с подростками. По инициа тиве комитета ВЛК.СМ созданы подростковые советы в инструмен тальном и ремонтно-механическом цехах, в состав которых вошли пред ставители профсоюзной, комсомоль ской организаций. Эти советы зани маются вопросами организации тру да, учебы, быта и отдыха несовер шеннолетних. Руководство завода и цехов про являет большую заботу о летнем н зимнем отдыхе ребят. Разумеется, сделано нами еще очень мало. Это только наши пер вые, скромные шаги* В деле воспи тания детей и подростков на заводе ейде много недостатков. Сейчас мы серьезно озабочены тем, чтобы вы полнить рекомендации первого об ластного съезда по коммунистиче скому воспитанию молодежи. Е. НОСКОВ, зам. секретаря парткома ЛТЗ. и Более 20 лет работает в средней школе № 4 г. Липецка заслу женная учительница школ РСФСР орденоносец М. Д . Кочерина. Многие ее выпускники стали врачами, инженерами, преподавате лями. НА СНИМКЕ: М. Д. Кочерина (вторая слева) со своими воспи танниками — преподавателем вечерней школы № 3 НЛМЗ С. А. Малаховой, директором Липецкого областного краеведческого му зея В. Н. Сазоновой и инспектором Левобережного районо О. А. Проничевой. Фото нештатного корреспондента «Ленинского знамени» Д. Кутепова. Однажды одна из наших ма леньких чита тельниц сказала библиотека р ю: «Моя бабушка сама видела революцию. И за хлебом в деревню ездила, потому что голод был. А книжки есть про это?». Девочка ушла домой с книгой А. Неверова «Таш кент— город хлебный». Че рез несколько дней разго вор наш возобновился. — Мы вместе с бабушкой! читали книгу, — рассказы вала девочка. — Она плака ла. А потом весь вечер нам с мамой рассказывала про свою молодость. Она точь- в-точь, как Миша Додонов, на крыше поезда ехала. А вот мы с мамой в отпуск ездили в скором поезде, в купейном вагоне. Как нам было хорошо! В этом неожиданном срав нении не только детская безыскусственность и непо средственность. Эта девоч- КНИГ ЗАВЕТНЫЕ СТРАНИЦЫ ка, как и, наверное, тысячи ее сверстников и сверстниц, умеет понять главную прав ду в нашей жизни. Этому ее научили и школа, и род ные. Я не ошибусь, если до бавлю: и книги. в воспитании юношества детские библиотеки идут одной дорогой со школой. Как и учителей, нас, библи отекарей, глубоко волнуют вопросы воспитания у школьников коммунистиче ской убежденности, пра вильного отношения к жиз ни. Мы стремимся приоб щить ребят к систематиче скому чтению не только ху дожественной, но и обще ственно-политической, науч' но-популярной литературы. Н. К. Крупская писала, что детским чтением надо по вседневно руководить. Про читанная в детстве книга остается в памяти на всю жизнь. Вот мы и стараемся по стоянно помогать своим чи тателям, учим их правильно , читать книгу. Обслуживание читателей мы ведем по возрастным группам. Для каждого клас са есть списки литературы. Составляются картотеки и альбомы по истории, химии, физике. Оформлен стенд «Читайте книги по плану». Особенно мы заботимся о детях, которые мало и неохотно читают. Их прихо дится посещать на дому. Большую помощь ока зывают нам учителя и роди тели. Совместно мы органи зуем массовые мероприя тия.„ Работники библиотеки присутствуют на родитель ских собраниях, выступают поместному /радиовещанию. Нужно сказать, что за по следние годы значительно возросла культура чтения. Открытый доступ к книж ному фонду внес в жизнь ребят много нового и инте ресного. Повысились их активность и любознатель ность. Мы широко используем различные формы массо вой работы. Например, сле ты юных книголюбов. В про шлом году такие слеты прошли в каждой школе и были настоящим праздни ком для детей. Нужно, что бы такие слеты проводи лись ежегодно. В истекшем году была проделана большая работа в связи с 95-летием со дня рождения В. И. Ленина. Главное внимание уделили наглядной пропаганде. В ленинском уголке читаль ного зала библиотеки выве шен большой иллюстриро ванный стенд «Имя Ленина в сердце каждого». Здесь представлены книги о жиз ни и деятельности Ильича, о строительстве коммуниз ма в нашей стране, альбо мы, картотеки, папки. С лю бовью сделан альбом от зывов «Мы любим книги о Ленине». Устраивались «ле нинские чтения». Сейчас библиотека раз вернула подготовку к 50- летию Великого Октября. Мы будем проводить встре чи со старыми большевика ми, участниками революци онных событий, читатель ские конференции, книж ные выставки. Самое глав ное — показать детям се годняшний день нашей Родины, связать события каждого дня с борьбой за коммунизм. Серия бесед в библиотеке была посвящена теме: «Знаешь ли ты исто* рию Чаплыгина?.,». Мы рас сказываем детям о лучших людях города, о патриоти ческих поступках их свер стников. При библиотеке действу ет кружок «Юные книголю бы». Тридцать шесть его участников награждены по хвальными грамотами, пят надцать получили удосто верения «Юный библиоте карь». Эти дети хорошо по могают нам. «•Книг заветные страницы помогают людям жить!». Эти строки принадлежат С. Михалкову. И мы стре мимся, чтобы таких «за ветных страниц» у нашей детворы было как можно больше. Н. КУРНОСОВА, зав. Чаплыгинской детской библиотекой. Таковы некоторые стороны дея тельности нашего учительского кол лектива в борьбе со второгодниче ством, В. АФАНАСЬЕВ, директор Больше-Боевской средней школы. ЭКЗАМЕНУЕТ МАШИНА «Тише! Идет экзамен!» — преду преждает световое табло над дверью. Входим, чтобы побеседовать с пре подавателем. Но не находим его. И все же в этой аудитории действи тельно проходит экзамен. Опрос не скольких студентов одновременно ведут..? автоматы. Перед каждым — небольшая машина «репетитор», вы дающая обучающемуся программу и оценивающая, как он овладевает ма териалом. В программе в определен ной последовательности записаны методика и содержание обучения. Следуя этим указаниям, обучающий ся самостоятельно, наиболее эффек тивными и экономными способами изучает соответствующий учебный материал. Одной из характерных особенно стей обучающей программы является то, что задания ее—это, фактически, алгоритмы, то есть точные предписа ния о порядке выполнения всех од нотипных задач. И в каждый дан ный момент учащийся, работая само стоятельно, точно знает, что он дол- В. КУПАВЫХ, старшая пионервожатая Липецкой школы № 31. жен делать. Д ругая особенность обу чающей программы —• деление мате риала на определенные дозы (пор ции, кванты). Программированное обучение мы теперь можем определить как метод, при котором управление умственном деятельностью учащегося происходит через специально составленную про грамму. Оно может быть машинным и безмашинным. При безмашинном обучении программа представляет из себя так называемый программиро ванный учебник, где информацион ный и операционный кадры одного и того же кванта материала помеща ются на одной странице, а конт рольный кадр—либо на обороте, ли бо на какой-нибудь из последующих страниц. Такие учебники обычно снабжаются тетрадями для ответов учащихся, которые проверяются и оцениваются преподавателем. Поло жительной стороной безмашинного программированного обучения яв ляется его доступность для любого учебного заведения, любой школы. Идет урок труда. 45 минут ребята заня ты полезной деятель ностью. Можно ска зать, что в каждой школе имеются ее «следы». На снимке вы ви дите восьмиклассни ков Липецкой средней школы № 40 Николая Абрамова (слева) и Виктора Пешкова. Они заняты изготовлением отвесов для лабора торных работ по физи ке. Фото К. Юрова. Машинное программированное обу чение осуществляется с помощью ав томатических устройств и аппарату ры различной сложности. Несмотря на то, что в нашей стране програм мированное обучение развивается немногим более трех лет, создано много различных типов «обучаю щих» машин. Что же представляет из себя та кая машина? В наиболее общем виде —это аппарат, позволяющий приме нять программированный материал. Обучающемуся задаются вопросы, видимые на экране автомата. М огут также даваться картинки или другие зрительные задания. Здесь же дают ся верные и неверные варианты отве та на данный вопрос. Учащийся пу тем некоторых манипуляций с конт рольными ручками, кнопками ' цли тумблерами машины выбирает ответ и немедленно получает, с помощью сигнальных лампочек, либо под тверждение, либо указание на оши бочность ответа. Здесь находят применение как простейшие средст ва (проигрыватели, магнитофоны), так и различные «обучающие» ма шины, в основе которых лежит бы стродействующее электронное уст ройство. Следовательно, «обучаю щая» машина — это не какой-то та инственный робот со сверкающими глазами, а любое автоматизирован ное устройство, способное предъяв лять обучающемуся заложенную в него преподавателем программу. То есть, ни одна «обучающая» машина сама не учит, и даже самая совер шенная из них никогда не заменит преподавателя. Имеются самые различные устрой ства для «выдачи» вопросов и ввода ответов в автомат с последующей их оценкой. Уже созданы «обучающие» машины - экзаменаторы и репетиторы День учебы родителей ) В Сошкинской средней школе установилась тради ция: один раз в месяц проводить день учебы родите- | лей. Для них читаются лекции о воспитании детей в семье. Одно из последних занятий было посвящено 1 воспитанию советского . патриотизма. { И. БУРКОВ, | завуч Сошкинской средней школы. / Недавно в селе В.-Казачье Задон ского района молодые ребята Н ико лай Первеев, Михаил Заборовский, Владимир Воронин и Игорь Якунин совершили уголовное преступление. Что же толкнуло их на такое пре ступление? На судебном процессе ярко вскры лась главная причина их преступно го поведения — отсутствие воспи тания в семье, беззаботное отноше ние родителей к своим детям. Одиннадцати лет Михаил Забо ровский лишился отца. Воспитывала его мать В. И. Заборовская. После окончания восьмилетки ее сын ре шил работать и учиться в вечерней щколе. Михаила приняли в Задон ский райпотребсоюз. Рослый, креп кий, он работал грузчиком. Но вот у него появились прияте ли. И, видимо, не без их влияния Михаил бросил учиться в вечерней школе, перестал читать, ходить в кино. Всего этого почему-то мать его не замечала. А тем временем ее сын со своими дружками встречал про хожих на темных улицах и вывора чивал у них карманы. Его поймали на месте преступле ния. Учитывая раскаяние и моло дость, суд приговорил к условной мере наказания. Валентина Ильинична на этом ус» покоилась. А ей бы надо было, как матери, пойти в партийную органи зацию райпотребсоюза, в районо, к директору вечерней школы М. М. Абрамовой и попросить у них сове та, помощи, чтобы поставить сына на верный путь. Но она этого не сделала. Вскоре Михаил за драку получил 15 суток ареста. После выхода из тюрьмы, ему снова дали 15 суток за хулиганство, — Сынок, возьми себя в руки, иди в вечернюю школу — учись, — говорила Валентина Ильинична сы ну. Но теперь ее слова уже до него не доходили. На работе Заборовского опять только пожурили, «списали» и этот проступок со счета, ссылаясь'на мо лодость и горячность нарушителя. А по существу никто по душам так и не поговорил с молодым рабочим. И вот он совершает тяжкое пре ступление. Ка к видно из всего этого, коллек тив райпотребсоюза равнодушно от несся к судьбе своего работника. Не менее сложна и запутана жизнь Игоря Якунина. Отец и мать его по стоянно скандалили. Отец пил, драл ся. Часто попадало и Игорю. Озлоб ленный, он убегал из дому, ночевал у товарищей, пропускал школьные занятия. В ноябре 1965 года мать Игоря разошлась с мужем и уехала в Ба ку, устроилась там на работу. Сыну писала письма, высылала посылки, но взять его к себе не торопилась. Это обидело Игоря, и он не стал отвечать на ее письма. Отец же не занимался воспитанием сына. Игорь бросил учиться в вечерней школе. В общественной жизни консервно сушильного завода, где он работал, никакого участия не принимал. Странно, что парня с такой репу тацией приняли в комсомол. Торже ственно вручили ему комсомольский билет, напутствовали хорошими сло вами. А вскоре произошло то, из-за чего Якунин вместе со своими друж ками был взят под стражу. Николай Первеев тоже работал на консервно-сушильном заводе. Его тоже не знали в коллективе и неза* долго до совершенного им преступ ления тоже приняли з комсомол. А ведь о нем нельзя было сказать ни чего хорошего. В вечерней школе он учился плохо, пропускал занятия, грубил учителям. Когда учителя обратились за по мощью к родителям, те встали на за щиту сына. Хулиганство, драки, вы пивки они считали лишь «баловст вом», которое пройдет со временем? со значительным объемом «памя ти». Программа к таких автоматах записана на кино пленке, и ее шаги последовательно проектируются на экран. Цель применения подобных авто матов — максимально интенсифици ровать процесс обучения, освободить преподавателя от черновой, однооб разно повторяющейся работы, дать ему время для поисков, твор’йёбгбЗ, продуктивной деятельности. Программированное обучение впер вые возникло в СШ А более десяти лет назад. Признавая успехи, до стигнутые зарубежными педагогами в области техники программирова ния, мы отвергаем методологиче скую основу их работы, которая сво дится к натаскиванию и мало способ ствует интеллектуальному развитию учащихся. Поэтому в нашей системе образо вания программированное обучение может развиваться лишь на основе марксистско - ленинского диалекти ческого метода. Это означает, что программированное обучение в на шей стране должно строиться на об щих основах советской теории обуче ния и воспитания. В Липецкой области уже начаты первые попытки применить на прак тике принципы отечественного про граммированного обучения. Так, не который опыт машинного программи рованного обучения накапливается в Елецком педагогическом институте, безмашинного — на Липецком фа культете'Московского института ста ли и сплавов. Но все это пока лишь первые шаги. Проект Директив X X III съезда КПСС предусматривает дальнейшее развитие народного образования, по вышение общеобразовательного уров ня населения и качество подготовки кадров. В связи с этим перед сред ней и высшей школой встают новые задачи. Успешно решить их можно лишь в том случае, если на вооруже ние будут взяты все современные средства обучения. И надо полагать, что липецкое учительство, верное сво им передовым традициям, не останет ся в стороне от поисков Путей с.этя- мизеции управления учебным про цессом, одним из которых является программированное обучение-.' Э. ШТУЛЬМАН, кандидат педагогических наук. Когда случилась беда, Ксения Ге оргиевна горько плакала. А ведь ее сын, ее «Коля», был главным орга низатором бандитского нападения. Он привел своих товарищей на ме сто преступления, предварительно вооружив их. Суд сурово, но справедливо, нака зал преступников. Пендюрин, Пер веев и Заборовский приговорены к восьми годам, Воронин и Якунин к шести грдам лишения свободы к а ж дый. Во всем этом немалая доля вины и родителей, П. ЛУ КИН , следователь Задонской прокуратуры. Н. ПЕСТРИКОВ. КАЖДОЙ ШКОЛЕ - СПОРТИВНУЮ П Л О Щ А Д К У ...Стадион Студеновского рудоуп равления; В спортивных костюмах выстроились учащиеся Липецкой школы № 12 — участники физкуль турного праздника. Отдан рапорт ди ректору школы. Затем начинаются подвижные игры. В этом праздни ке, который стал традиционным, приняло участие более 400 пионеров 3—7 классов. Вот уже двд года прошло, как во всех младших классах 12-й школы было организовано разучивание по движных игр. Лапта, городки, кро кет, жмурки, салки, чиж, эстафета на ходулях — прекрасное занятие для детей на свежем воздухе. И по степенно эти игры, увлекательные, полезные, стали непременной частью каждого школьного праздника. Выдающиеся педагоги К. Д. Ушин ский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская и другие придавали очень большое значение подвижным играм. «В игре воспитываются качества будущего работника и гражданина», — писал А. С. Макаренко. И не случайно в рекомендациях I областного съезда по коммунистическому воспитанию уча щейся молодежи записано: «...обо рудовать во всех жилых массивах игровые и спортивные площадки». Во многих школах области—Мало- Извальской Елецкого района, Дмит- ряшевской Хлевенского и других во время больших перемен с учащимися начальных классов проводятся игры, что помогает ребятам хорошо отдох нуть от занятий, а затем продук тивно усваивать учебный материал. Для проведения игр и физических упражнений в урочное и во внеуроч ное время учащиеся Липецкой школы № 7, школ Дубовской Чаплыгинского района и других своими силами изго товляют мелкий спортивный инвен тарь: обручи и кольца, короткие и длинные скакалки, эстафетные па лочки и матерчатые мячи, серсо и столы для настольного тенниса, го родки и лапту. Подвижные и спортивные игры яв ляются ценным средством физическо го воспитания. Нужно лишь понять, что игра—это не только учеба, труд, но и способ познания окружающего мира, одна из форм воспитания. Иг ра организует ребенка и дисциплини рует его, развивает сообразитель ность и инициативу, воспитывает чувства коллективизма и взаимопо мощи, умение беспрекословно подчи няться существующим правилам. Иг ры являются наилучшим средством активного и культурного отдыха. Поэтому в каждой средней и вось милетних школах должны быть обо рудованы площадки волейбольные и баскетбольные, для игр в город ки, лапту, ручной мяч. Шире нужно культивировать настольный теннис. Во всех школах области следует обо рудовать детские игровые площадки с деревянной горкой, качелями, качал ками, гигантскими шагами, столбом для лазания, качающимся бревном* как это слелано, например, в детском доме № 3 г, Липецка. О. ПЕРЕБАСКИНА, методист института усовершенствования учителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz